Движение группы в загазованной среде в условиях высокой температуры воздуха (270 С и выше) без противотепловых средств. Правила поведения в условиях аномально низких температур в зимний период Продовольственное обеспечение спасателей в условиях аномальных

Исходное положение: группа подготовлена в соответствии с требованиями к заходу в загазованную зону и находится у входа в помещение с высокой температурой воздуха.

При наличии информации о том, что температура воздушной среды на месте аварии превышает 300С, отделение возглавляет командир отряда (взвода) или его заместитель.
При подготовке к ведению разведки в условиях высокой температуры воздуха командиру отделения во время распределения обязанностей:
- проинструктировать личный состав отделения об особенностях задания и режиме работы,
- уточнить ориентиры движения,
- напомнить меры безопасности при ведении разведки в условиях высоких температур и возможных осложнениях в ходе ее выполнения.
При входе в помещение с высокой температурой воздуха:
- отделению действовать в соответствии с правилами движения группы в условиях непригодной для дыхания среды;
- командиру отделения при входе в зону повышенной температуры сообщить через спасателя № 1 на ГСБ температуру воздуха;
- продублировать сообщение ГСБ о расчетном допустимом времени движения вперед в разведке;
- дать команду о движении вперед.
При ведении разведки и других аварийно-спасательных работ в условиях высокой температуры воздуха:
- производить замеры температуры воздуха через каждые пять минут, не прекращая движения или работы;
- принимать меры для предотвращения перегрева спасателей - использовать, по возможности, при движении нижние участки производственного помещения; пользоваться водяным охлаждением, смачивая голову, туловище, дыхательный аппарат, костюм.
ГСБ каждые пять минут запрашивать отделение о самочувствии спасателей и температуре окружающей среды.
При появлении признаков перегревания у спасателя:
- прекратить движение (работу), расположиться в нижнем участке помещения;
- по возможности оросить водой голову пострадавшему, спасателю;
- уложить на носилки и эвакуировать на базу, предварительно сообщив об этом по радиосвязи;
- оказать помощь пострадавшему.

С приходом долгожданных жарких летних дней необходимо помнить об опасности аномально высоких температур. В это время как никогда высоки риски получения солнечного и теплового удара и обезвоживания, переутомления, обострения хронических заболеваний. Вот почему так важно знать и соблюдать правила поведения в жаркую погоду.

В жаркие дни следует носить легкую, свободную одежду из натуральных тканей (хлопка, льна, шелка) светлых тонов и неприлегающим силуэтом, чтобы обеспечить телу достаточный воздухо- и теплообмен. Следует отказаться от ношения тугих поясов и ремней, которые ухудшают кровообращение. В жару также стоит отказаться от обуви на каблуках, что поможет избежать отечности ног. Ходить в майке на узких бретельках или с голым торсом в такую погоду - абсолютная ошибка. В такую жару не надо раздеваться. Лучше отдать предпочтение свободной одежде, максимально закрывающей руки и ноги, не говоря уже о груди, животе и спине. Не стесняйтесь носить кепки, панамы или шляпы. В дни с повышенной температурой воздуха (выше 28 о С) не выходите на улицу без особой необходимости, особенно в период максимальной солнечной активности (с 11 до 17 часов). Если же такой возможности нет, надо выбирать затененные стороны улицы и обязательно прикрывать голову головным убором или использовать солнцезащитный зонт, а также применять средства специальной солнцезащитной косметики на водной основе, отражающие ультрафиолетовое излучение и не препятствующие дыханию кожи.

В помещении с кондиционером не устанавливать температуру ниже +23 - +25 о С. При работающем кондиционере постарайтесь расположиться так, чтобы поток воздуха не дул прямо на вас. Если нет возможности подключить кондиционер, используйте вентилятор, установите передним ним ёмкость с водой. Испарении воды позволит снизить температуру в помещении на 2-3 градуса. Завесьте окна темными шторами.

Для защиты организма от обезвоживания необходимо больше пить – не менее 1,5 – 3 литров в день. Не рекомендуется употреблять алкоголь (в том числе и пиво) и газированные напитки, которые не только не утоляют жажду, но и замедляют обменные процессы в организме. При обильном потоотделение организм теряет необходимое количество минеральных солей, поэтому питьевую воду можно слегка подсаливать, либо употреблять негазированную минеральную воду. Следует обратить внимание на то, чтобы вода не была холодной, так как в жару увеличивается риск заболеть ангиной и ОРЗ.

В жару необходимо больше пить, чем есть. Жаркая погода обезвоживает организм, что ведет к сгущению крови. Поэтому летом лучше отдавать предпочтение продуктам с большим содержанием жидкостей, и как можно чаще между приемами пищи выпивать стакан-другой любого освежающего и питательного напитка. В жаркую погоду исключить из своего рациона жирные, жареные и сладкие блюда. В меню должна быть легкая пища – овощи, фрукты, отварная или тушеная рыба, курица, холодные супы и окрошки. Летом очень полезны все лиственные зеленые овощи. Они обеспечивают организм не только витаминами, но и минеральными солями, которые теряются при выделении пота. Особенно хороши зелень горчицы, кресс-салат, шпинат, сельдерей, салат, ботва свеклы и других овощей, как в сыром, так и в приготовленном виде. Помните о правилах санитарной гигиены – тщательно мойте овощи и фрукты проточной водой, мясо, рыбу обязательно проваривайте. Внимательно следите за сроком годности приобретенной молочной продукции, на жаре она портится гораздо быстрее.

Как можно чаще принимайте душ. Регулярное очищение позволяет коже дышать намного эффективнее. Вода должна быть комнатной температуры, приятной для тела. А попытка охладиться ледяной водой - самый короткий путь к пневмонии, которая развивается из-за резкой смены температур. Конечно, и купание в открытых водоемах - неплохой способ охладиться, только не стоит делать это на необорудованных пляжах и в стоячей воде.

Людям, страдающим сердечно-сосудис тыми, онкологическими заболеваниями, болезнями органов дыхания, любыми хроническими заболеваниями, необходимо проконсультирова ться с лечащим врачом по вопросам предупреждения обострений этих заболеваний и их осложнений.

Здоровые люди тоже должны позаботиться о своем здоровье и соблюдать правила поведения в жаркие дни во избежание тепловых и солнечных ударов, повышения артериального давления и др.

Особое внимание в жару – детям! Детский организм особо чувствителен к повышенной температуре окружающей среды. Симптомы перегрева ребенка – покраснение кожи, повышенная температура, вялость, тошнота, беспричинные капризы, частое дыхание с одышкой, судороги и даже обморок. При первых проявлениях этих симптомов с ребенка необходимо снять одежду, уложить в горизонтальное положение, протереть все тело влажной салфеткой или смоченной в воде тканью и обязательно поить каждые 5-10 минут. При потере сознания незамедлительно вызывайте скорую помощь.

Все перечисленные симптомы наблюдаются и при тепловом или солнечном ударе у взрослых. Поэтому, пострадавшего необходимо уложить в прохладном месте, на голову – холодный компресс. Если он в сознании, дать ему обильное питье, если нет – приводить в чувство с помощью нашатырного спирта и ждать приезда бригады скорой помощи.

Находясь загородом на дачных участках помните о режиме труда: 30-40 минут поработали, 15-20 – отдохните. Если появились одышка, перебои в работе сердца, слабость, головокружение или, ещё хуже, загрудинные боли, немедленно прекратите любые физические действия. В личной аптечке всегда должны быть сердечные средства. Это препараты для снижения давления, прописанные лечащим врачом, валокордин, валидол и нитроглицерин.

ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ:

Если в жару человеку стало плохо, помогите ему перебраться в тень. Освободите грудную клетку, расстегнув рубашку, ослабив давления пояса, воротника, ремня.…

Обрызгайте лицо и грудь водой. Если он жалуется на загрудинную боль, ощущение сдавленности, камня на груди, дайте под язык таблетку нитроглицерина. Если боль не проходит, нужно принять аспирин. И как можно скорей вызывайте «скорую помощь».

Японская промышленность после Второй мировой войны полностью отказалась от очистки сточных вод . В результате содержание ртути в прибрежных водах составило до 20 мг на килограмм. Рыба здесь практически не могла уже плавать, но зато ее было легко ловить. Только после гибели нескольких сотен рыбаков правительство наложило запрет на рыбную ловлю. Похожая картина наблюдалась в Швеции. Кошки, которых кормили мясом щуки, выловленной в Балтийском море, умирали через 2-3 месяца. Правительство страны рекомендовало населению уменьшить рыбный рацион.
- В связи с неурожаем правительство Ирака закупило в Мексике протравленное зерно для сева, о чем население страны было предупреждено. Проигнорировав это предупреждение и употребив зерно в пищу, 6530 человек получили отравления, а 495 человек из них погибли.
- 1994 г. - в Саратовской области рабочие железнодорожной станции Сызрань-1 похитили 400 л жидкости из цистерны с маркировкой "Метиловый спирт”. В результате 22 человека погибли, 47 человек были госпитализированы.
- 1996 г. - в московском метро на крыше дежурного поезда были найдены два трупа с черепно-мозговыми травмами: молодые люди решили прокатиться на поезде, который двигался в низком тоннеле.
- Ежегодно в США погибают 700 тыс. американцев , не проконсультировавшихся с врачами по поводу употребления лекарственных препаратов.

Много людей гибнет в состоянии алкогольного опьянения. Так, из 8 тыс. погибших и 50 тыс. травмированных на производстве ежегодно в России более 30% были пьяны.

По международной статистике, из 300 человек, укушенных змеями, умирают 20 человек. А ведь змеи могут быть агрессивны только в том случае, если человек сам нападает на них или разрушает их гнезда.

Мировая история ЧС показывает, насколько разнообразными они могут быть по причинам возникновения и механизмам протекания и как ужасны - по своим последствиям. Нарушая глобальные законы природы, человечество обречено находиться с ней в конфронтации. Поэтому количество ЧС, по прогнозам ученых, будет, к сожалению, увеличиваться. А значит, никогда не отпадет нужда в специалистах, способных оказать помощь людям, попавшим в беду. Работа спасателей в условиях ЧС предъявляет повышенные требования к уровню их профессиональной подготовки.

Глава 2

Требования к уровню профессиональной подготовки
Квалификационные характеристики спасателей
Первоначальное (базовое обучение спасателей)
Непрерывное обучение (учебная программа)
Тематический план теоретических занятий
Тематический план практических занятий
Полигонно-тренажерный метод - введение
Общая физическая подготовка (ОФП) - введение
Годовой план-график по ОФП
Примерный комплекс занятий (недельный)
Критерии оценки теоретических знаний
Критерии оценки практических умений и навыков
Оценки - перемещение на тренажере
"Полоса препятствий"
Оценки - ручной рычажный механизм
Оценки - технические навыки
Оценка - уровень физ. подготовки -
общая работоспособность, быстрота движений, гибкость (подвижность) суставов, сила мышц, кистей,
вестибулярная устойчивость, сила мышц рук и спины
Оценка - уровень физ. подготовки - гибкость позвоночника,
глазомер, частота сердечных сокращений
Оценка - психологическая подготовка - мимика, пантомимика,
вегетативно-сосудистые реакции, изменение голоса и речи,
напряженность
Критерии оценки специальной подготовки - вскрытие
индивидуального перевязочного пакета, наложение повязок,
применение шприц-тюбика, надевание противогаза
Положение об аттестации
Протокол аттестации

Требования к уровню профессиональной подготовки спасателей МЧС России

умения
знания
специфические качества

В Законе РФ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" регламентированы вопросы обязательного профессионального обучения спасателей (ст. 1, 4, 6, 8, 9, 11, 12, 18, 22, 23, 27, 28).

Многообразие условий работы и ситуаций, возникающих при ликвидации последствий различных ЧС, предъявляет повышенные требования к уровню профессиональной подготовки спасателей.

Спасатель должен уметь:

Подготавливать к работе оборудование, инструменты, приспособления, содержать их в надлежащем состоянии, владеть навыками и приемами эксплуатации;
- подготавливать к работе и эксплуатировать средства проведения радиационной и химической разведки, средства связи, оповещения, оказания медицинской помощи;
- использовать средства индивидуальной и коллективной защиты;
- перемещаться в условиях пересеченной местности, преодолевать водные преграды, скальные участки, снежные склоны, расщелины, завалы;
- пользоваться средствами пожаротушения;
- оценивать создавшуюся обстановку и принимать оптимальное решение;
- определять наличие поражающих факторов и возможные пути (варианты) развития ЧС;
- рационально и безопасно строить свою работу;
- проводить поиск пострадавших с использованием как подручных средств, так и специальной техники;
- извлекать пострадавших из очага поражения и транспортировать их в безопасное место;
- оказывать первую помощь пострадавшим;
- оказывать самопомощь;
- проводить разборку завалов;
- выполнять такелажные , газосварочные, погрузочно-разгрузочные работы;
- осознавать степень риска;
- взаимодействовать с другими участниками работ, выполнять работы при воздействии одного или нескольких экстремальных факторов (высота, замкнутые пространства, отсутствие освещения, загазованность, задымленность, сложные метеоусловия и т. д.);
- осуществлять высадку в очаг поражения с вертолета и самолета на парашюте, по веревочной системе с наземных и водных транспортных средств;
- выполнять работы с соблюдением требований техники безопасности ;
- выполнять поисково-спасательные и аварийно-восстановительные работы в условиях практически любых ЧС природного и антропогенного характера;
- ориентироваться на местности;
- выживать в различных ЧС;
- организовывать эвакуацию пострадавших и населения из опасной зоны;
- отключать подачу горюче-смазочных и агрессивных веществ, газа, воды, электроэнергии, которые являются источником ЧС или носят потенциально опасный характер;
- проводить спасательные работы с животными, материальными ценностями, продовольствием;
- локализовывать распространение ЧС;
- выполнять работы в условиях боевых действий или при возможности их возникновения;
- пользоваться передвижными электроустановками, компрессорами, насосами и пунктами приготовления пищи;
- выбирать оптимальные способы работы и средства труда;
- выполнять физическую работу различной тяжести в условиях действия эмоциональных нагрузок;
- работать в условиях личного риска;
- работать в изменяющихся условиях природного и антропогенного характера;
- осуществлять оперативный контроль за состоянием объекта и окружающей среды;
- работать в различных рабочих позах;
- работать на пределе физических и эмоциональных возможностей человека;
- оказывать психологическое воздействие на пострадавшего, предотвращать панические настроения и брать на себя роль лидера;
- быстро восстанавливаться.

Спасатель должен знать:

Причины, последствия и характер протекания ЧС антропогенного и природного характера;
- терминологию;
- права и функциональные обязанности спасателей при проведении ПСР, требования, предъявляемые к спасателям;
- структуру МЧС России;
- правила хранения и эксплуатации оборудования, инструментов, приспособлений, применяемых при проведении ПСР;
- правила хранения и эксплуатации средств защиты;
- правила и инструкции по технике безопасности;
- технические характеристики используемого оборудования, техники, инструментов, приспособлений;
- правила, приемы и последовательность выполнения ПСР;
- приемы, методы и способы поиска пострадавших;
- сигнализацию, условные знаки, коды;
- правила эксплуатации грузоподъемной техники и правила выполнения такелажных работ;
- правила проведения разведки;
- способы и приемы определения наличия поражающих факторов;
- приемы проведения ПСР в особо опасных условиях;
- дозы безопасного воздействия на человека опасных и вредных факторов (радиация, световая энергия, температура, СДЯВ и т. д.);
- время безопасного пребывания человека в экстремальных ситуациях;
- методики и приемы определения состояния пострадавших и сложности травм;
- приемы оказания первой медицинской помощи;
- приемы оказания самопомощи и самоспасения;
- правила эксплуатации средств связи и оповещения;
- оптимальные способы перемещения в различных условиях;
- основы выживания в неблагоприятных условиях;
- правила организации временных лагерей, привалов;
- способы и приемы извлечения пострадавших из завалов, поврежденных транспортных средств, с верхних этажей разрушенных зданий;
- способы и методы извлечения пострадавших из трещин, пещер, провалов, из-под лавин, селей, обвалов, снега;
- способы ориентации на местности;
- способы проведения работ в условиях боевых действий при наличии заминированных участков;
- правила спасения животных, растений, продовольствия, материальных ценностей;
- способы работы с воздушным, наземным и водным транспортом;
- особенности работы с привлечением кинологической службы;
- виды основных СДЯВ, их физико-химические свойства, характер воздействия на пострадавших;
- правила организации рабочего места;
- основные средства, способы приемы предупреждения и тушения пожаров;
- ПДК опасных веществ при выполнении химической разведки;
- способы защиты от современных средств поражения;
- правила организации эвакуации пострадавших и населения;
- особенности региона ответственности;
- основы психологии и педагогики;
- способы восстановления;
- правила взаимодействия.

Наряду с перечисленными знаниями и умениями, спасатель должен обладать специфическими , присущими только этой профессии, следующими основными профессиональными качествами :
- способностью длительное время выполнять однообразные движения, при наличии больших физических и эмоциональных нагрузок, в неудобных рабочих позах;
- способностью быстро передвигаться и выполнять работы в различных условиях (антропогенных и природных), а также при наличии реальной и потенциальной опасности;
- способностью самостоятельно выбирать оптимальный темп работы, соизмерять его с темпом работы других спасателей, техники и оборудования;
- способностью оперативно воспринимать и быстро обрабатывать информацию в условиях плохой видимости, звуковых помех, резких перепадов освещенности, запыленности, задымленности и других отвлекающих факторов;
- способностью оценивать и различать скорость и направление перемещения предметов;
- способностью адекватно реагировать на внезапно возникшую опасность;
- способностью одновременно наблюдать за несколькими предметами или их частями;
- способностью воспринимать, дифференцировать и выделять из общего шума "полезную" звуковую информацию;
- способностью переносить кратковременные значительные физические и нервно-эмоциональные перегрузки, быстро переключать внимание, готовностью воспринимать новые нагрузки, ощущения, впечатления;
- способностью уверенно и безошибочно узнавать предметы по их форме и очертаниям;
- способностью соизмерять свои силы с предстоящей работой;
- способностью определять расстояние между предметами;
- способностью переносить неприятные впечатления без выраженного эмоционального напряжения;
- способностью самостоятельно вносить изменения в работу и быстро принимать решения при изменении ситуации;
- способностью быстро и точно совершать действия и сохранять устойчивость двигательных реакций под влиянием экстремальных факторов, в условиях дефицита времени;
- способностью подавлять сонливость, эффективно работать в разное время суток;
- добросовестностью, смелостью, чувством долга, выдержкой, самообладанием, ответственностью и коллективизмом;
- способностью согласовывать свою деятельность с работой других спасателей;
- умением безопасно выполнять работы;
- способностью накапливать опыт, извлекать ошибки и уметь осознавать степень риска;
- способностью к взаимопониманию , состраданию.

Квалификационные характеристики спасателей

спасатель международного класса
спасатель первого класса
спасатель второго класса
третьего класса

Эффективность проведения ПСР напрямую зависит от степени и разносторонности развития профессиональных знаний, умений и навыков у спасателей. Уровень профессиональной подготовки спасателей определяется стажем работы по специальности, практическим опытом работы и количеством освоенных смежных профессий.

Уровень профессиональной подготовленности спасателей обуславливается классификационными характеристиками на работников спасательной службы, согласованными с Министерством труда РФ.

Спасатель международного класса

Должен выполнять работу спасателя первого класса не менее двух лет; - отвечать требованиям, предъявляемым к спасателям первого класса; - иметь высшее техническое или медицинское образование или свидетельство о прохождении международных курсов спасателей;
- участвовать в спасательных работах за рубежом или в команде, занявшей первое-третье места на международных соревнованиях спасателей;
- владеть на уровне разговорного одним из западноевропейских языков.

Спасатель первого класса

Должен работать спасателем второго класса не менее двух лет;
- обладать навыками командирской или инструкторской подготовки;
- отвечать требованиям, предъявляемым к спасателям второго класса;
- иметь среднее специальное техническое или медицинское образование;
- многократно участвовать в ликвидации последствий ЧС; владеть тремя спасательными специальностями или же двумя спасательными специальностями и пройти одну инструкторскую аттестацию.
Для получения квалификации спасатель первого класса должен владеть специальностями из нижеследующего перечня:
- специальная командирская курсовая подготовка или любая из подготовок на жетон "Спасательный отряд";
- инструктор-методист по альпинизму ;
- инструктор-методист по туризму;
- инструктор по подводному спорту ;
- инструктор авиапожарной команды;
- инструктор парашютно-пожарной группы, инструктор-парашютист, инструктор парашютной и десантно-пожарной службы, выпускающий;
- инструктор легководолазного дела;
- мастер аварийно-спасательных, судоподъемных, подводно-технических и других спасательных работ;
- спортсмен-разрядник по прикладным видам спорта (не ниже второго разряда);
- альпинист , турист, спелеолог, парашютист, скалолаз , стрелок и др.

Спасатель второго класса

должен работать спасателем третьего класса не менее двух лет; отвечать требованиям, предъявляемым к спасателям третьего класса; владеть двумя спасательными специальностями; обладать опытом участия в спасательных работах и работах по ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера.
Для получения квалификации спасатель второго и третьего класса должен владеть специальностями из нижеследующего перечня:
- пожарный-десантник, пожарный-парашютист;
- пожарный (респираторщик);
- газоспасатель;
- врач, фельдшер;
- кинолог;
- спасатель воздушного транспорта ;
- начальник спасательного отряда альпинистской базы;
- инженер (техник) по аварийно-спасательным работам;
- водитель автомобиля, водитель самоходных механизмов,
- механик-водитель;
- взрывник, пиротехник;
- машинист землеройной или строительной техники ;
- аквалангист, водолаз ;
- стропальщик, такелажник;
- газорезчик, газосварщик;
- монтажник-высотник;
- радиотелеграфист, радиооператор, электромеханик связи;
- медсестра;
- повар;
- матрос, судоводитель;
- оператор насосных станций;
- горнопроходчик;
- планшетист;
- электромонтер;
- машинист грузоподъемной техники.

Спасатель третьего класса

должен работать спасателем не менее двух лет; владеть обязательно специальностью водителя категории "В" и одной из специальностей спасателя.

Для организации и проведения профессионального обучения спасателей и поддержания постоянного высокого уровня их готовности к работе по ликвидации последствий ЧС природного, техногенного, эпидемиологического и социального характера в МЧС России разработана многоуровневая система профессиональной подготовки спасателей. В ее основу положен принцип непрерывного обучения. Система включает в себя несколько форм профессионального обучения, основными из которых являются первоначальное (базовое) и непрерывное.

Первоначальное (базовое) обучение спасателей

Первоначальное (базовое) обучение проходят все спасатели МЧС России в течение первых трех месяцев после приема на работу. Закончив обучение, спасатели сдают экзамены и зачеты. При успешном завершении занятий им присваивается статус "спасателя", выдается книжка и жетон спасателя.

Первоначальное обучение спасателей включает в себя обязательное изучение материалов следующих учебных программ:
- "Базовая программа психологической подготовки спасателей на территории Российской Федерации " (М., 1992);
- "Программа подготовки спасателей Российской Федерации по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим при чрезвычайных ситуациях " (М., 1992);
- "Программа первоначальной противопожарной подготовки аварийно-спасательных формирований Российской Федерации " (М., 1992).

Непрерывное

обучение
(учебная программа подготовки спасателей

учебная программа
отвественность за организацию и проведение
порядок организации обучения
спасатель должен знать
должен уметь

Непрерывное обучение является основной формой поддержания и повышения профессионального уровня спасателей МЧС России и осуществляется на основе представленной ниже учебной программы.

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПАСАТЕЛЕЙ

1. Настоящая программа предназначена для систематического проведения занятий по повышению профессионального уровня спасателей ПСС МЧС России.
2. Цели программы :
- формирование и совершенствование профессиональных навыков и умений, поддержание, повышение физического и профессионального уровня спасателей.
3. Поставленные цели достигаются :
- качественным планированием учебного процесса (годовое, ежемесячное, еженедельное) и систематическим проведением занятий;
- высоким уровнем подготовки преподавательского состава , использованием передовых методов обучения;
- сочетанием различных форм проведения занятий (групповое, индивидуальное, самостоятельное);
- контролем за ходом учебного процесса;
- максимальным приближением учебного процесса к реальным условиям;
- наличием современной учебной базы.
4. Ответственность за организацию и проведение занятий несут начальники ПСФ, которые разрабатывают и утверждают ежемесячные и еженедельные планы проведения занятий.
5. Обучение проводится без отрыва от производственной деятельности в течение календарного учебного года, с двумя месячными перерывами - в июне и декабре. Программа рассчитана на 504 учебных часа (42 учебных недели) и включает в себя 14 теоретических (108 учебных часов) и 27 практических тем (396 учебных часов).
Порядок организации обучения :
- занятия по теоретической и практической подготовке спасателей проводятся 2 раза в неделю по 6 учебных часов. Дни недели, отведенные на обучение, определяются начальником ПСФ;
- занятия по физической подготовке проводятся ежедневно по 2 учебных часа (540 учебных часов);
- в конце месяца спасатели сдают зачеты и экзамены по пройденному материалу, а также спортивные нормативы с обязательным выставлением оценок и полученных результатов в учебном журнале. Отведенное на это время не входит в расчасовку программы;
- по окончании учебного полугодия (2 раза в год) спасатели принимают участие в комплексных учениях по изученным темам из расчета 10-12 учебных часов, не входящих в расчасовку учебной программы. Занятия должны проводиться в строгой последовательности с учебными темами, указанными в плане программы.
Последовательность изучения тем и отводимые на это учебные часы могут быть изменены только по согласованию с Департаментом войск и сил МЧС России. Возможно частичное изменение содержания тем с учетом особенностей региона ответственности ПСФ.
6. Занятия со спасателями проводят начальники служб, главные специалисты, а по отдельным темам, связанным с использованием спецтехники и спецсредств, - командиры специальных формирований и подразделений, а также приглашенные преподаватели.
7. При проведении занятий обучающий должен использовать кино - и видеоматериалы, наглядные пособия, учебные технические средства.

8. После завершения обучения по данной программе спасатель должен знать:
- назначение, цели, задачи и возможности ПСС;
- обязанности, права и правовую ответственность спасателей;
- основные нормативно-технические и правовые документы, регламентирующие деятельность ПСС;
- штатные средства связи, оповещения и управления;
- порядок оповещения, сбора и приведения формирования в готовность к выполнению возложенных на него задач;
- инструменты, приспособления, механизмы, машины, приборы и средства, используемые при проведении ПСР, их назначение, технические данные, порядок применения, возможности;
- основные средства и способы защиты от поражающих факторов ЧС, современных боевых поражающих средств;
- характер и последовательность проведения ПСР в условиях ЧС;
- порядок проведения дезактивации, дегазации, дезинфекции;
- порядок проведения разведки, ориентирования на местности;
- правила выживания и поддержания жизнедеятельности в экстремальных условиях;
- порядок определения состояния пострадавших и последовательность оказания им первой медицинской помощи;
- физико-химические и поражающие свойства СДЯВ и радиоактивных веществ;
- меры безопасности при проведении ПСР;
- правила проведения эвакуационных мероприятий;
- потенциально возможные ЧС в регионе ответственности;
- приемы проведения реабилитационных и восстановительных мероприятий;
- психологические особенности поведения больших групп людей.

После завершения обучения по данной программе спасатель должен уметь:
- проводить ПСР при ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий;
- пользоваться средствами защиты в условиях ЧС, выполнять страховку и самостраховку;
- эффективно использовать оборудование, применяемое при выполнении ПСР;
- работать со средствами связи и оповещения;
- проводить дезактивационные, дегазационные, дезинфекционные мероприятия;
- оказывать пострадавшим медицинскую и психологическую помощь , определять состояние пострадавших, владеть приемами их транспортировки;
- перемещаться в условиях завалов, повышенной пересеченности местности, по ледовым и снежным поверхностям, в условиях высокогорья, водных преград;
- быстро приспосабливаться к экстремальным условиям, владеть приемами выживания и поддержания жизнедеятельности;
- ориентироваться в сложных условиях, проводить разведку района ЧС;
- осознавать степень риска при выполнении различных работ;
- переносить высокие физические и морально-психологические нагрузки;
- осуществлять работы по спасению животных, продовольствия, растений, материальных ценностей;
- выполнять противопожарные мероприятия, локализовывать и тушить пожары;
- выполнять работы в условиях карантина, обсервации, социальной напряженности.
9. В процессе проведения обучения, с целью адаптации спасателей к реальным условиям ЧС, необходимо повышать уровень экстремальности выполняемых работ (высота, задымленность, локальные пожары, шум и освещенность повышенной интенсивности, другие факторы).

Тематический план
теоретических занятий
по подготовке спасателей

Регион ответственности
поисково-спасательных формирований

Организация и проведение поисково-спасательных работ
в различных чрезвычайных ситуациях

Инструменты, машины, механизмы, приспособления, приборы, средства, применяемые при проведении поисково-спасательных работ

Картография, топография, ориентирование на местности

Основы выживания в различных чрезвычайных ситуациях

Управление и связь

Техника безопасности
при проведении поисково-спасательных работ

Реабилитационные мероприятия

Делопроизводство при организации
и проведении поисково-спасательных работ

Примеры чрезвычайных ситуаций в регионе ответственности

Особенности организации и проведения ПСР:
- в районах социальной напряженности;
- в районах боевых действий;
- в условиях невозможности локализации распространения ЧС.
Основы выживания при проведении ПСР в ЧС.

Тема № 6

Инструменты, машины, механизмы,
приспособления, приборы, средства,
применяемые при проведении ПСР

Технические средства и оборудование, применяемые при проведении ПСР, организация их хранения, проверка и подготовка к работе.
Основные технические характеристики оборудования, используемого спасателями.

Инструменты: механизированные, немеханизированные, электрические, пневматические, пиротехнические, гидравлические, специальные.

Механизмы: грузоподъемные, транспортные, блокировочные.

Приспособления всех видов и модификаций.

Приборы: наблюдения, поиска, по определению физических характеристик, разведки.

Средства: передвижения (транспортировки), защиты, управления, связи и оповещения, поиска пострадавших, оказания первой медицинской помощи, эвакуации, жизнеобеспечения, обеззараживания, наблюдения, сигнализации.

Оборудование: используемое в ЧС в зависимости от их характера и масштабов.

Тема № 7

Картография, топография, ориентирование на местности

Карты: назначение, масштаб, условные обозначения.
Определение расстояния и оптимальных путей перемещения.

Ориентирование на местности: по географическим особенностям, природным признакам, солнцу, звездам, ветру.

Ориентирование в замкнутых пространствах, под водой, в условиях задымленности.
Ориентирование с использованием средств связи и сигнализации.

Тема № 8

Основы выживания

Оптимальные и экстремальные условия жизнеобитания человека.
Порог выживаемости человека (условия, время, возможность возвращения к жизни).
Физиологические аспекты выживаемости человека.
Возможные последствия для организма человека, пребывающего в экстремальных условиях.
Экстремальные условия и их влияние на человека (жара, холод, ветер, пыль, стесненные условия, высота, повышенные уровни освещенности, шума, вибрации, дыма, перепады давления и др.).
Выживание в природной среде.
Организация жилья, укрытия, питания, защиты.
Определение места нахождения.
Подача сигналов.
Защита от животных.
Перемещение в природной среде.
Выживание в техногенной среде при транспортных авариях, химическом и радиационном заражении, перемещении в разрушенных зданиях и сооружениях в условиях взрывов, пожаров, вредных выбросов и др.
Выживание в условиях эпидемии.
Выживание в условиях ЧС социального характера.
Паникующая толпа.
Боевые действия.
Терроризм. Уголовная среда.
Массовое помешательство или галлюцинации.
Выживание в нетрадиционных ситуациях. Тема № 9

Управление и связь при проведении поисково-спасательных работ

Значение управления и связи при подготовке и проведении ПСР.

Средства управления и связи:
- табельные,
- стационарные,
- мобильные,
- переносные,
- специальные,
- нетрадиционные.

Телефоны, телефаксы, пейджеры.

Типы раций, технические характеристики, условия применения.

Управление сигналами, знаками.

Шифры. Коды. Кодировка. Дешифровка.

Тема № 10

Техника безопасности при проведении поисково-спасательных работ

Нормативно-техническая и правовая база охраны труда .
Инструкции.
Стандарты.

Статистика травматизма спасателей МЧС России.
Причины травматизма:
- личностные,
- технические,
- организационные.
Типичные травмы спасателей.
Профилактика травматизма.

Травмоопасные и вредные факторы деятельности спасателей.

Средства защиты: коллективные, индивидуальные.
Приборы, средства и методы контроля поражающих факторов.
Безопасные условия труда.
Осознание степени риска.
Профессиональные заболевания спасателей.

Тема № 11

Реабилитационные мероприятия

Методики восстановления.
Отдых.
Лечение.


- питание,
- аутогенная тренировка,
- активный отдых,
- функциональный покой,
- функциональная музыка.

Тема № 12

Делопроизводство
при организации и проведении ПСР

Законы, указы, постановления, приказы, подзаконные акты, указания, директивы, распоряжения, инструкции, рекомендации.

Журналы учета ПСР.
Отчетность о проделанной работе.
Ответственность и контроль за исполнением отчетности.

Тема № 13

Примеры чрезвычайных ситуаций
в регионе ответственности

Ознакомление со статистическими данными о ЧС за последние годы.
Причины.
Последствия.
Эффективность проведенных ПСР, время прибытия на место ЧС с момента ее возникновения, последовательность действий спасателей, допущенные при этом ошибки.
Разбор и анализ ситуации.

Тема № 14

Проведение деловых игр
по отработке действий в условиях ЧС

Характеристика региона ответственности.
Потенциально опасные техногенные и природные факторы.
Возможные причины и последствия аварий, катастроф, стихийных бедствий.

Решение проблемных задач по действиям спасателей при проведении ПСР в различных ЧС.

Разбор действий и ошибок спасателей и ПСФ.

Тематический план

практических занятий по подготовке спасателей

Наряду с обучением по представленной ниже программой, спасатели могут быть направлены в специализированные учебные заведения - на курсы, семинары, в учебные центры и учебные комбинаты для получения смежных профессий.

темы

Наименование темы

Кол- во часов

Организация взаимодействия между спасателями
при проведении поисково-спасательных работ

Действия личного состава формирования
при получении сигнала о чрезвычайной ситуации

Выдвижение в район проведения
поисково-спасательных работ

Организация временного лагеря

Оборудование, применяемое при проведении
поисково-спасательных работ. Формирование
практических навыков его эксплуатации

Поиск пострадавших

Такелажные работы. Формирование практических
навыков выполнения такелажных работ

Газоэлектросварочные работы. Формирование
практических навыков выполнения
газоэлектросварочных работ

Пиротехнические работы.

пиротехнических работ

Чрезвычайные ситуации на транспорте.
Формирование практических навыков ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций на транспорте

Чрезвычайные ситуации техногенного характера.
Формирование практических навыков выполнения
работ по ликвидации последствий аварий и
катастроф техногенного характера

Пожары и взрывы техногенного происхождения.

спасателей в условиях пожаров и взрывов

Радиационное заражение.
Формирование практических навыков работы
спасателей в условиях радиационного заражения

Химическое заражение.
Формирование практических навыков работы
спасателей в условиях химического заражения

Аварии и катастрофы на магистральных
трубопроводах. Формирование практических навыков
работы спасателей на трубопроводах

Эпидемиологическая опасность.
Формирование практических навыков работы
спасателей в условиях эпидемий

Ориентирование на местности.
Формирование практических навыков ориентирования
спасателей на местности

Организация и проведение
реабилитационных мероприятий

Аутогенная тренировка

Изменяющиеся условия чрезвычайных ситуаций.
Формирование практических навыков работы
в этих условиях

Приемы выживания.
Формирование практических навыков выживания

Огневая подготовка

Формирование практических навыков работы
с большими группами людей

Безопасные навыки работы.
Формирование практических навыков осознания
степени риска и навыков безопасной работы

Транспортное обеспечение
поисково-спасательных работ

Адаптация спасателей к работе в различных
чрезвычайных ситуациях

Потенциальные опасности региона ответственности

ИТОГО:

Тема № 1

Организация взаимодействия между
спасателями при проведении ПСР

Изучение и практическое формирование навыков применения условных знаков, сигналов, приемов получения информации и оповещения в различных ЧС.

Отработка приемов передачи информации сигнальными флажками, руками.

Подача сигналов с использованием звуковой и световой сигнализации.

Подготовка к работе и эксплуатации средств радиосвязи, телефонной связи.

Организация связи между спасателями с применением переносных раций, радиотелефонов.

Тема № 2

Действия личного состава формирования при получении сигнала о ЧС

Порядок приведения личного состава в готовность.
Оценка ситуации.
Принятие решения.
Оповещение, определение времени и места сбора.
Определение количества и номенклатуры оборудования, необходимого для проведения ПСР.
Подготовка транспортных средств, средств жизнеобеспечения, продовольствия, медикаментов.
Погрузка в транспортные средства (наземный, водный, воздушный транспорт).
Определение маршрута перемещения.

Тема № 3

Выдвижение в район проведения

поисково-спасательных работ

Формирование навыков работы спасателей при перемещении и преодолении препятствий в различных ситуациях.
Перемещение по горизонтальным, наклонным, вертикальным, сферическим поверхностям.
Преодоление различных препятствий (водные преграды, пересеченная местность, скальные участки, завалы, неустойчивые конструкции и др.).
Перемещение по поверхностям опоры различной конфигурации с различными коэффициентами трения (земля, камень, металл, лед. снег и др.).
Формирование навыков группового перемещения.
Особенности перемещения в ночное время, при воздействии опасных и вредных факторов ЧС.
Формирование навыков перемещения и преодоления препятствий с различными грузами в руках, на спине, на носилках.
Приобретение навыков перемещения в различных средах (под водой, снегом, землей, на высоте, над водой, в воздухе).
Перемещение в техногенных средах (транспортные средства, здания, сооружения, колодцы) с использованием СИЗ.
Отработка различных способов перемещения.
Организация страховки и самостраховки.

Тема № 4

Организация временного лагеря

Формирование навыков выбора места расположения лагеря и организация жизнедеятельности.
Особенности организации временного лагеря в разное время года.
Установка (изготовление) временного жилья с учетом особенностей местности, климата, предстоящей работы.
Организация питания, связи, отдыха, охраны, санитарно-гигиенических условий.
Отработка приемов получения и поддержания огня, разведения костров.
Очистка питьевой воды .
Правила хранения продовольствия.
Развертывание временного медицинского пункта.
Размещение и приведение в готовность средств жизнеобеспечения, защиты, обеззараживания, связи, оказания первой помощи.

Тема № 5

Оборудование, применяемое при проведении
ПСР.
его эксплуатации.

Формирование навыков эксплуатации инструментов, приспособлений, устройств, механизмов, технических средств, приборов, применяемых при проведении ПСР.
Подготовка, проверка, транспортировка, установка, подключение, наладка, обслуживание, текущий ремонт.
Формирование практических навыков эксплуатации орудий труда в различных условиях и режимах работы.
Формирование навыков выполнения групповых работ и навыков взаимодействия.
Приобретение навыков работы механизированным и немеханизированным инструментом.
Отработка приемов работы инструментами с различными источниками энергии (гидравлической, электрической, пневматической).
Отработка приемов эксплуатации орудий труда в различных рабочих позах, в стесненных условиях, в условиях высоты, с использованием СИЗ (противогаз, респиратор, общевойсковой защитный костюм).
Формирование навыков безопасной работы.

Тема № 6

Поиск пострадавших

Формирование навыков поиска пострадавших (в завалах, в снегу, воде, в лесу, дымовой завесе и т. д.) и оказание им помощи.
Изучение мест наиболее вероятного нахождения пострадавших.
Обучение работе с механическими средствами поиска пострадавших, с акустическими и инфракрасными поисковыми приборами.
Отработка взаимодействия с кинологической службой при поиске пострадавших.
Формирование навыков извлечения пострадавших из-под завалов, с верхних этажей зданий, из воды, из-под земли, из расщелин и трещин, из-под снега и льда.
Особенности работы в условиях действия различных экстремальных факторов с использованием СИЗ.
Отработка приемов определения состояния пострадавших.
Формирование навыков оказания пострадавшим первой медицинской помощи.
Отработка приемов транспортировки пострадавших.
Отработка приемов доставки пострадавшим воды, продуктов питания, медикаментов, одежды, информации.

Тема № 7

Такелажные работы.
Формирование практических навыков
выполнения такелажных работ.

Формирование навыков выбора места для установки грузоподъемного средства:
- кран,
- лебедка,
- таль,
- домкрат,
- полиспаст.

Определение способов и средств строповки (обвязки) грузов.
Формирование навыков строповки.

Выбор безопасного места нахождения спасателей и траектории перемещения грузов при проведении такелажных работ.

Формирование навыков подачи сигналов руками, сигнальными флажками, голосом.
Формирование навыков работы оттяжкой при сопровождении перемещаемых грузов. Формирование навыков ориентации грузов в пространстве при перемещении, временной установке и закреплении грузов.
Формирование навыков взаимодействия.

Тема № 8

Газоэлектросварочные работы.
Формирование практических навыков
выполнения газоэлектросварочных работ.

Подготовка источников энергии к работе (сварочные трансформаторы, генераторы).
Подготовка сварочного оборудования (кабели, шланги, горелки, маски, электрододержатели).
Подготовка обрабатываемых поверхностей.

Формирование навыков резки и сварки металлических изделий.

Противопожарные мероприятия.
Безопасные методы работы.

Выполнение работ в различных пространственных положениях, стесненных условиях, замкнутых пространствах.

Средства защиты.
Проведение послесварочных работ.

Тема № 9

Пиротехнические работы.
Формирование практических навыков
выполнения пиротехнических работ.

Материалы, используемые для выполнения пиротехнических работ.

Формирование навыков определения места, количества и способа закрепления (установки) заряда.

Определение оптимального способа детонации заряда.
Команды, используемые при выполнении пиротехнических работ.

Выбор безопасного места укрытия с учетом поля осколочного разлета.

Отработка приемов выполнения пиротехнических работ.

Выполнение последующих работ (обработка и очистка поверхностей)

Тема № 10

Чрезвычайные ситуации на транспорте.
Формирование практических навыков
ликвидации последствий ЧС на транспорте.

Отработка приемов ликвидации последствий аварий, катастроф на транспорте
- автомобильном,
- железнодорожном,
- водном,
- авиационном.

Отработка приемов тушения пожаров, проникновения в транспортное средство, поиска пострадавших, их освобождения, транспортировки, оказания помощи.

Перекачка горюче-смазочных и отравляющих веществ из аварийных цистерн.

Формирование навыков работы в условиях действия отравляющих веществ, дыма, в ночное время, при воздействии неблагоприятных погодных условий.
Формирование навыков восстановления движения транспорта.
Подъем и установка в нормальное положение опрокинувшихся транспортных средств.

Выполнение ПСР в различных условиях
- на затонувшем транспортном средстве,
- в туннеле,
- в условиях пересеченности местности,
- на большой высоте,
- в условиях возникновения вторичных поражающих факторов ЧС.

Тема № 11

Чрезвычайные ситуации техногенного характера
Формирование практических навыков ликвидации
последствий ЧС техногенного характера

Стресс, напряжение, утомление, переутомление, нервный срыв, депрессия.

Методики восстановления.
Отдых.
Лечение.

Профилактические мероприятия:
- питание,
- аутогенная тренировка,
- активный отдых,
- функциональный покой,
- функциональная музыка.

Основы восстановления работоспособности.

Патологические и непатологические изменения в организме. Тема № 12

Пожары и взрывы техногенного происхождения.

спасателей в условиях пожаров и взрывов.

Определение причины, характера и силы пожара.
Выбор средств пожаротушения.
Формирование практических навыков эксплуатации средств пожаротушения и локализации источников пожаров.
Средства защиты от огня.

Формирование навыков поиска пострадавших, их транспортировки, оказания помощи.
Работа в противогазах, огнезащитных костюмах.
Определение мест размещения пиротехнических средств для тушения сильных пожаров взрывом.
Формирование навыков тушения пожаров стационарными, мобильными и переносными средствами.
Формирование навыков тушения различных пожаров.
Отработка безопасных приемов работы и поведения на объектах, частично разрушенных пожаром или взрывом.

Тема № 13

Радиационное заражение. Формироваание

в условиях радиационного заражения.

Формирование навыков проведения разведки очага радиационного заражения.

Определение уровня радиации и времени безопасного пребывания в очаге радиационного заражения.

Формирование навыков применения средств защиты.

Проведение поиска пострадавших, оказание им помощи, транспортировка.

Проведение дезактивационных мероприятий. Тема № 14

Химическое заражение. Формироваание
практических навыков работы спасателей
в условиях химического заражения.

Определение и локализация источника химического заражения.

Проведение химической разведки.

Определение состава и концентрации СДЯВ.

Использование средств защиты.

Поиск пострадавших, оказание им помощи, транспортировка.

Проведение дегазационных мероприятий.

Тема № 15

Аварии и катастрофы на магистральных
трубопроводах. Формирование практических
навыков работы спасателй на трубопроводах.

Определение места источника аварии.
Проведение первоочередных мероприятий
- тушение пожара,
- перекрытие трубопровода,
- устройство преград для растекания продукта,
- поиск пострадавших, оказание им помощи,
- оповещение населения о ЧС,
- проведение эвакуации, выполнение дегазации местности).

Формирование навыков локализации или ликвидации источника ЧС.

Отработка приемов перекрытия доступа продуктов в трубопроводы (установка запорной арматуры, заглушек, фланцев).

Проведение послеаварийных работ.

Тема № 16

Эпидемиологическая опасность.
Формирование практических навыков
работы спасателй в условиях эпидемий.

Средства защиты.
Гигиена спасателей при работе на зараженной территории.
Отработка приемов локализации или ликвидации источника заражения.
Особенности организации жизнедеятельности спасателей в зоне ЧС.
Отработка приемов оказания первой помощи пострадавшим.
Особенности работы спасателей в условиях карантина.
Обучение работе с больными животными.
Проведение дезинфекционных мероприятий.

Тема № 17

Ориетирование на местности.
Формирование практических навыков
ориентирования спасателй на местности.

Определение сторон горизонта.
Определение географического местонахождения.
Определение времени.
Ориентирование под землей, под водой, в воздухе.
Определение азимута и географических координат.
Ориентирование по специальным приборам.
Ориентирование по звездам и местным приметам.
Ориентирование по компасу и топографической карте.
Особенности ориентирования в условиях пересеченной местности.

Тема № 18

Организация и проведение
реабилитационных мероприятий

Определение у спасателей уровней физической работоспособности и мощности.

Определение индивидуально допустимых физических нагрузок для спасателей.

Определение времени отдыха и уровня калорийности питания спасателей, необходимых для их быстрого восстановления после рабочих нагрузок.

Определение реабилитационных и лечебных мероприятий для спасателей, выполняющих работы в условиях воздействия на них различных поражающих факторов ЧС.

Проведение активных методов отдыха.

Тема № 19

Аутогенная тренировка

Обучение упражнениям для проведения аутогенной тренировки.

Освоение методик проведения тренировки.

Освоение методик определения состояния человека.

Формирование навыков быстрого восстановления работоспособности, снятия усталости и боли.

Тема № 20

Изменяющиеся условия чрезвычайных ситуаций.
Формирование практических навыков работы
в этих условиях.

Работа в разное время суток.
Работа в различных погодных условиях.
Работа в условиях увеличения (уменьшения) уровня опасных и вредных факторов.
Работа на разной высоте.
Работа на разной глубине.
Работа на вертикально расположенных поверхностях.
Работа в условиях высокогорья.
Работа при воздействии экстремальных температур.
Работа при нарастающем утомлении. Тема № 21

Приемы выживания. Формирование
практических навыков выживания.

Определение последовательности действий.
Сооружение временного жилья и подсобных помещений.
Организация питания.
Очистка питьевой воды.
Добыча огня и поддержание тепла.
Прогноз погоды по местным признакам.
Отработка приемов защиты от диких и домашних животных, насекомых. пресноводных.
Организация связи и оповещения.
Организация временных переправ через водные препятствия.

Тема № 22

Огневая подготовка

Практические занятия по огневой подготовке.
Изучение материальной базы стрелкового оружия .
Разборка (сборка) оружия.
Смазка оружия.
Отработка навыков стрельбы.
Подготовка огневых позиций.
Маскировка на местности.

Тема № 23

Формирование практических навыков
работы с большими группами людей

Освоение приемов и методов воздействия на большие группы людей.

Особенности работы с дружелюбно и враждебно настроенными группами людей, людьми, охваченными паникой, массовым психозом.

Взаимодействие с большими группами людей при проведении эвакуации.

Тема № 24

Безопасные навыки работы. Формирование
практических навыков осознания степени риска
и навыков безопасной работы.

Формирование навыков оценки ситуации по внешним признакам и показаниям приборов.
Определение возможных вариантов развития ЧС и вероятных последствий.

Формирование навыков установки временных устройств и приспособлений для локализации очага ЧС.
Допустимая доля риска.
Допустимые уровни воздействия поражающих факторов.
Безопасные приемы и методы работы.
Работа в условиях невозможности быстрой локализации очага ЧС.
Отработка приемов эксплуатации средств защиты.

Тема № 25

Транспортное обеспечение
поисково-спасательных работ

Формирование навыков работы с транспортными средствами.
Формирование начальных навыков вождения транспортных средств.
Осуществление текущего ремонта.
Буксировка и перемещение грузов.
Эвакуационные мероприятия с использованием транспортных средств.
Практическое использование транспортных средств при ликвидации последствий ЧС.
Эксплуатация различных видов транспорта (автомобильного, железнодорожного, авиационного, водного).

Тема № 26

Адаптация спасателей к работе
в различных чрезвычайных ситуациях

Адаптация к работе на высоте, под водой, под землей, в условиях высокогорья, при воздействии нескольких экстремальных факторов.
Адаптация к работе в средствах защиты.
Адаптация к работе в условиях эмоционального напряжения (лимит времени, наличие пострадавших, травмированных, трупов).
Адаптация к работе в различных рабочих позах, в условиях потенциальной опасности, при воздействии значительных физических нагрузок.
Адаптация к работе в больших коллективах.
Адаптация к работе в условиях изоляции.
Адаптация к работе при воздействии неблагоприятных погодных и климатических условий.

Тема № 27

Потенциальные опасности
региона отвественности

Полигонно-тренажерный метод (введение)

Преимущество полигонно-тренажерного метода по сравнению с традиционными методами заключается в использовании специальных технических средств обучения - тренажеров, которые обеспечивают возможность максимального приближения учебного процесса к реальным условиям, моделирования практически любых ЧС, их многократного повторения.

Номенклатура тренажеров, необходимых для организации и проведения практического обучения спасателей, разработана на основе изучения условий их труда и характера деятельности. Применение тренажеров позволяет не только сформировать у спасателей необходимые для их работы умения и навыки, но и повысить мастерство в ходе соревнований и тренировок.

Оптимальные результаты обучения достигаются при использовании не отдельных тренажеров, а специализированного полигонно-тренажерного комплекса.
Полигонно-тренажерный комплекс практического обучения спасателей МЧС России должен включать в себя специализированные учебные площадки и тренажеры, предназначенные для решения следующих задач:
- адаптации человека к работе в различных ЧС;
- формирования навыков перемещения и преодоления препятствий;
- обучения работе в стесненных условиях и замкнутых пространствах;
- формирования навыков выполнения газоэлектросварочных, такелажных, погрузочно-разгрузочных работ;
- формирования навыков работы в условиях ликвидации последствий стихийных бедствий, техногенных, эпидемиологических, социальных ЧС;
- формирования навыков эксплуатации инструментов, приспособлений, машин, механизмов, приборов, средств защиты;
- формирования навыков взаимодействия при групповых работах;
- формирования навыков выполнения пиротехнических работ;
- обучения работе на действующих предприятиях;
- обучения работе на воде, под водой, под землей;
- формирования навыков работы в условиях выбросов (проливов) СДЯВ, воздействия радиоактивного излучения, вредных веществ;
- формирования навыков поиска пострадавших, их деблокирования, извлечения, определения состояния, степени травмирования, оказания первой медицинской помощи, транспортировки;
- формирования навыков ориентирования на местности и выживания в различных условиях;
- обучения работе в условиях пожаров;
- формирования навыков работы в изменяющихся условиях (ночь, день, ветер, осадки, экстремальные факторы, повторяющиеся подземные толчки).
Для формирования профессионально важных умений и навыков, адаптации спасателей к работе в различных ЧС используются специальные тренажеры, разработанные.

Развитие общей физической работоспособности и специальных физических качеств у спасателей

Специфические особенности трудовой деятельности спасателей при ликвидации последствий ЧС предъявляют повышенные требования к уровню их физической подготовки. Для развития и поддержания высокой степени общей физической работоспособности (ОФР) и физических качеств (сила, ловкость, быстрота, вестибулярная устойчивость) целесообразно использовать специальную методику, которая обеспечивает возможность проведения занятий даже при отсутствии спортивного зала и спортивного инвентаря . Занятия по развитию ОФР ифизических качеств проводятся в ПСФ по 2 ч ежедневно. Поставленные задачи решаются с помощью следующих основных упражнений:
- общеразвивающих;
- прыжков;
- метаний;
- подтягиваний;
- отжиманий;
- спортивных игр.

Пояснительная записка

Занятия по общефизической подготовке (ОФП) первого месяца обучения направлены на изучение упражнений, их правильное выполнение, адаптацию организма занимающихся к физическим нагрузкам скоростного и скоростно-силового характера.
Упражнения выполняются:
- кроссовый бег - в равномерном темпе, на начальном этапе по самочувствию - в медленном темпе. В случае необходимости возможен переход на ходьбу на отдельных отрезках дистанции;
- общеразвивающие упражнения - из рекомендуемых исходных положений. Круговые движения, наклоны - с максимальной амплитудой;
- бег на отрезках 20-30 м - с максимальной скоростью, с предварительным разбегом 25-30 м;
- бег с низкого старта - предусматривает очень быстрое начало движения с максимальной частотой и постепенным увеличением длины шагов (сохраняя наклон туловища);
- прыжки в длину - на дальность полета с приземлением на обе ноги;
- метание веса (камней, ядра) - движение начинается с активного выпрямления предварительно согнутых ног;
- упражнение на перекладине - без раскачивания туловища. При дозировке "до отказа" - с проявлением больших волевых усилий.

Годовой план занятий предусматривает постепенное (от недели к неделе, от месяца к месяцу) увеличение объема и интенсивности рекомендуемых упражнений. В предлагаемом плане увеличение дозировки выглядит следующим образом:
- медленный бег - -900 м (первая неделя - 600 м, вторая -700 м, третья - 800 м, четвертая - 900 м);
- подтягивание на перекладине - 3 х 5-6-7-8 раз через одну минуту отдыха; в этом случае упражнение выполняется на первой неделе в трех подходах по 5 раз с отдыхом 1 мин между подходами, на второй неделе - 3 подхода по 6 раз в подходе и т. д. Недельный цикл рассчитан на 5 занятий по 2 часа. В четверг (день отдыха) рекомендуются баня, плавание, самомассаж. В всоскресенье желателен активный отдых (прогулки по лесу, работа на даче, огороде, охота, рыбалка и т. д.).
Первые дни каждого месяца отводятся для проведения контрольных испытаний по разработанным тестам.

Годовой план-график занятий по общефизической подготовке
(первый год занятий)

упражнения

ед.
изм

месяцы

итого
за
год

общеразвивающие
(гимнастические)
упражнения

медленный бег,
спортивная
ходьба

кроссовый бег
в равномерном
темпе

бег с ходу
20-30 км

ускорение
с низкого
старта

прыжок
в длину
с места

тройной
прыжок
с места

прыжок
в длину после
спрыгивания

метание веса
(ядра, камней)
10-15 кг:
снизу-вперед
через спину-назад
из-за головы

120
120
120

130
130
130

140
140
140

150
150
150

150
150
150

155
155
155

155
155
155

160
160
160

160
160
160

160
160
160

170
170
170

170
170
170

1820
1820
1820

подтягивание
на
перекладине

отжимание
от пола

поднимание
ног в висе

приседание
с партнером
на плечах

Недельный цикл рассчитан на 5 занятий по 2 часа. В четверг (день отдыха) рекомендуются баня, плавание, самомассаж. В воскресенье желателен активный отдых (прогулки по лесу, работа на даче, огороде, охота, рыбалка и т. д.).
Первые дни каждого месяца отводятся для проведения контрольных испытаний по разработанным тестам.

Упражнения:

Круговые движения головой - 2 х 6-8 раз
- попеременное поднимание рук вверх (правая вверх, левая вниз-назад)раз
- круговые движения рук (прямых) вперед-назад - 2 х 8-10 раз
- руки за голову, наклоны вправо-влевораз
- руки за голову, повороты туловища вправо-влево раз
- наклон вперед, коснуться носков ног, наклон назад, коснуться пяток - 6-8 раз
- руки вверх. Круговые движения головы, плеч наибольшей амплитуде (таз фиксируется) - по 2 х 6-8 раз
- руки к плечам. Круговые движения тазом по максимальной амплитуде - 2 х 6-8 раз
- выпад правой, прыжком вверх сменить положение нограз
- сед на правой, левая в сторону прямая: медленно сменить положение ног (таз проходит как можно нижераз
- руки вперед, махом правой коснуться носком кисти левой руки и наоборот - 10-12 раз
- подскоки на месте: на двух ногах, на левой, на правой и т. д. 10-12 раз

Понедельник

Медленный бег 6900 м
- Спортивная ходьба 120 м
- Общеразвивающие упражнения (ОРУ) 20 мин

- Метание веса 6-8 кг:
снизу-вперед 15 раз, через спину - назад 15 раз, из-за головы 15 раз





Вторник

Медленный бег - 900 м
- Спортивная ходьба 120 м
- ОРУ 20 мин
- Ускорение с низкого старта 10х10
- Бег с ходу (с максимальной 10 х 20 м, 8 х 25 м, 10 х 25 м,12 х 25 м скоростью) интервалы отдыха между пробежками - 2 мин
- Прыжок в длину с места 15 раз
- Тройной прыжок с места 10-12 раз
- Подтягивание на перекладине 3 х 5-6-7-8 раз через 1 мин отдыха
- Отжимание от пола 3 х раз через 1 мин отдыха
- Приседание с партнером на плечах 3 х 5-6-7-8 раз
- После каждой серии приседаний с партнером
выпрыгивание вверх из глубокого седа Зх раз
- Поднимание ног в висе 3 х 5-6-7-8 раз через 1 мин отдыха
- Упражнения на гибкость 10 мин

Среда

Медленный бег - 900 м
- Спортивная ходьба 120 м
- ОРУ 20 мин
- Футбол (баскетбол) 45 мин
- Метание веса 6-8 кг:
снизу - вперед 15 раз, через спину - назад 15 раз, из-за головы 15 раз
- Прыжок в длину с места 10 раз
- Тройной прыжок с места 10 раз
- Подтягивание на перекладине "до отказа"
- Отжимание от пола "до отказа"
- Поднимание ног в висе "до отказа"

Пятница

Медленный бег - 900 м
- Спортивная ходьба 120 м
- ОРУ 20 мин







- Поднимание ног в висе "до отказа"
- Упражнения на гибкость 5-8 мин

Суббота

Медленный бег - 900 м
- Спортивная ходьба 120 м
- ОРУ 20 мин
- Ускорения 2-3 х 30 м (свободно)
- Кроссовый бег в равномерном темпе 3000 м
- Подтягивание на перекладине "до отказа"
- Отжимание от пола "до отказа"
- Поднимание ног в висе "до отказа"
- Упражнения на гибкость 10 мин
- Ускорение с низкого старта 5 х 10 м
- Бег с ходу с максимальной скоростью 6 х 25 м через 2 мин отдыха
- Прыжок в длину после спрыгивания с высоты 70 см раз
- Приседание с партнером на плечах "до отказа"
- Выпрыгивание вверх из глубокого седа 2 х 10-12 раз
- Подтягивание на перекладине в быстром темпе 3 х 5-6-7-8 раз через 1 мин
- Отжимание от пола в быстром темпе 3х15-20 раз
- Поднимание ног в висе "до отказа"
- Упражнения на гибкость 5-8 мин

Критерии оценки теоретических знаний

Оценка за теоретическое обучение является критерием (показателем) уровня усвоения спасателями необходимых для данной профессии знаний, а также возможностью их эффективного использования на практике. Эта оценка складывается из текущих оценок, полученных на теоретических занятиях, и оценок, выставленных на зачетах и экзаменах.

В основу оценки теоретических знаний спасателей положена традиционная пятибалльная система.
Оценка "5 баллов" ("отлично") - обучаемый полностью усвоил весь материал учебной программы, самостоятельно и уверенно применяет полученные знания при безупречном выполнении практических заданий, соблюдает требования техники безопасности.
Оценка "4 балла" ("хорошо") - твердо усвоен основной материал, ответы удовлетворяют требованиям, установленным для оценки "отлично", но при этом спасатель допускает одну негрубую ошибку, делает несущественные пропуски при изложении фактического материала, полученные знания свободно применяет на практике.
Оценка "3 балла" ("удовлетворительно") - обучаемый знает и понимает основной материал учебной программы, основные темы, но в усвоении материала имеются пробелы. Излагает его упрощенно, с небольшими ошибками и затруднениями. Выполняет производственные задания с недочетами, иногда с браком.
Оценка "2 балла" ("неудовлетворительно") - ставится тогда, когда обучаемый слабо понимает большую часть программного материала, допускает грубые ошибки, излагает материал бессистемно. Обучаемый не овладел основными элементами предмета, имеющиеся знания не может применить на практике. Допускает грубые ошибки, брак.

Критерии оценки практических умений и навыков

(на тренажере "Вышка")

высота 0,5 м, расстояние 12 м.

тест

уровень мастерства

контрольные показатели

оценка

время, с

ошибки

перемещение
обычной
ходьбой

высокий
средний
низкий

33 и менее
34-35
36 и более

0
0
1 и более

отл.
хор.
удовл.

перемещение
приставными
шагами

высокий
средний
низкий

39 и менее
40-42
43 и более

0
0
1 и более

отл.
хор.
удовл.

перемещение
скрестными
шагами

высокий
средний
низкий

44 и менее
45-48
49 и более

0
0
1 и более

отл.
хор.
удовл.

перемещение
обычной
ходьбой с грузом

высокий
средний
низкий

57 и менее
58-60
61 и более

0
0
2 и более

отл.
хор.
удовл.

перемещение
приставными
шагами с грузом

высокий
средний
низкий

63 и менее
64-68
69 и более

0-1
2
3 и более

отл.
хор.
удовл.

перемещение
скрестными
шагами с грузом

высокий
средний
низкий

74 и менее
75-78
81 и более

0-1
2
3 и более

отл.
хор.
удовл.

Перемещение на тренажере "Вышка" - высота 5 м, расстояние 12 м.

тест

уровень мастерства

контрольные показатели

оценка

время, с

ошибки

перемещение
обычной
ходьбой

высокий
средний
низкий

41 и менее
42-46
47 и более

0
0
1 и более

отл.
хор.
удовл.

перемещение
приставными
шагами

высокий
средний
низкий

43 и менее
44-48
49 и более

0
0
1 и более

отл.
хор.
удовл.

перемещение
скрестными
шагами

высокий
средний
низкий

49 и менее
50-55
56 и более

0
0
1 и более

отл.
хор.
удовл.

перемещение
обычной
ходьбой с грузом

высокий
средний
низкий

59 и менее
60-65
66 и более

0
0
2 и более

отл.
хор.
удовл.

перемещение
приставными
шагами с грузом

высокий
средний
низкий

71 и менее
72-76
77 и более

0-1
2
3 и более

отл.
хор.
удовл.

перемещение
скрестными
шагами с грузом

высокий
средний
низкий

79 и менее
80-86
81 и более

0-1
2
3 и более

отл.
хор.
удовл.

(на тренажере "Полоса препятствий")

тест

уровень мастерства

контрольные показатели

оценка

время, с

ошибки

перемещение
обычной
ходьбой

высокий
средний
низкий

34 и менее
35-40
41 и более

0
0
1 и более

отл.
хор.
удовл.

перемещение
приставными
шагами

высокий
средний
низкий

41 и менее
42-48
43 и более

0
0
1 и более

отл.
хор.
удовл.

перемещение
скрестными
шагами

высокий
средний
низкий

51 и менее
52-60
61 и более

0
0
1 и более

отл.
хор.
удовл.

перемещение
обычной
ходьбой с грузом

высокий
средний
низкий

49 и менее
50-560
57 и более

0
1
2 и более

отл.
хор.
удовл.

перемещение
приставными
шагами с грузом

высокий
средний
низкий

54 и менее
55-62
63 и более

0-1
2
3 и более

отл.
хор.
удовл.

перемещение
скрестными
шагами с грузом

высокий
средний
низкий

64 и менее
65-75
76 и более

0-1
2
3 и более

отл.
хор.
удовл.

Критерии оценки практических умений и навыков

(динамическая работа ручными рычажными механизмами)

Критерии оценки практических умений и навыков

(технические навыки)

Сборка фланцевого соединения

тест

уровень мастерства

контрольные показатели

оценка

время, с

ошибки

Выполнение
работы
на высоте 0,5 м

высокий
средний
низкий

96 и менее
97-102
103 и более

0
1
2 и более

отл.
хор.
удовл.

Выполнение
работы
на высоте 0,5 м

высокий
средний
низкий

102 и менее
103-106
107 и более

0
1-2
3 и более

отл.
хор.
удовл.

Выполнение
работы
на высоте 10 м

высокий
средний
низкий

108 и менее
109-115
116 и более

ДЕЙСТВИЯ

в условия аномально низких температур

ВОЛНА ХОЛОДА

Волны холода могут обрушиться даже на районы с теплым климатом. Они случаются, когда массы арктического или антарктического воздуха вызывают резкое падение температуры. Этот природный феномен угрожает жизни людей и причиняет значительный ущерб инфраструктуре, особенно в случае обрыва линий электропередачи, и окружающей среде.

ДЕЙСТВИЯ ДО ЧС

· Если ваш дом снабжен независимой системой отопления (газовыми баллонами, печью и др.), следует создать запас топлива. Обзаведитесь такой системой, не зависящей от электропитания;

· Устройте комнату с теплоизоляцией, чтобы она служила семье убежищем на время похолодания. Храните там предметы первой необходимости - фонарики, транзисторный приемник, свечи, спички, запасы продуктов и питьевой воды, одеяла или спальные мешки и т.д.

· Получив предупреждение о возможности волны холода, отключите и продуйте водопровод и систему центрального отопления, чтобы трубы не полопались в случае перебоя в электроснабжении.

· В начале холодного сезона снабдите свой автомобиль предметами, необходимыми для выживания - лопатой, снеговыми цепями, фонариками, спальными мешками, запасом продуктов и т.д.

ДЕЙСТВИЯ ВО ВРЕМЯ ЧС

Если вы в доме:

Не открывайте дверей, чтобы поддерживать приемлемую температуру в доме так долго, как это возможно.

Не открывайте окон.

Во время метели не покидайте дом без крайней необходимости.

Включите независимые системы отопления прежде, чем температура воздуха в доме упадет.

Убедитесь в том, что домашний скот в безопасности и имеет достаточный запас корма и воды.

Если вы в автомобиле:

Управляйте машиной осторожно и используйте только основные автомагистрали.

При ухудшении погоды и дорожных условий остановитесь и укройтесь в каком-нибудь здании.

Если ваша машина сломалась или застряла, оставайтесь в машине и вентилируйте ее при помощи вентиляционного отверстия, повернутого в сторону, противоположную от ветра; включайте мотор как можно реже; убедитесь, что снег не забил выхлопную трубу (опасность отравления угарным газом); из огней включите только лампочку в салоне и габаритные огни; всячески старайтесь не заснуть.

ДЕЙСТВИЯ ПОСЛЕ ЧС

1. Сохраняйте спокойствие.

2. Убедитесь, нет ли пострадавших в окрестностях, помогите им.

3. Слушайте радио, чтобы получать информацию о происходящем.

4. В случае необходимости окажите содействие спасательным службам.

5. После восстановления электроснабжения проверьте трубы водопровода и отопления, а также электроприборы, убедитесь, что они в рабочем состоянии. Прежде чем заново включить центральное отопление, наполните водой радиаторы.

Уважаемые жители Видяево! Наступают Новогодние праздники! Вместе с праздниками к нам приходит Дед Мороз, но не сказочный, а настоящий! В эти Новогодние праздники ожидается аномально низкие температуры воздуха. Температура воздуха местами понизится до минус 30 градусов. Стоит напомнить, что при аномально низких температурах во избежание переохлаждения и обморожения МЧС рекомендует без необходимости не выходить на улицу, избегать пребывания на улице детей и домашних животных.

Резкое понижение температуры и мороз могут стать причиной серьезных сбоев в работе коммунальных служб, всех видов транспорта, в энергохозяйстве. Чтобы не допустить чрезвычайных ситуаций, связанных с нарушением жизнедеятельности человека, муниципалитетам и руководителям объектов экономики рекомендовано предпринять комплекс превентивных мер и усилить контроль оперативной обстановки на своих территориях.

В сильный мороз лучше не предпринимать дальних прогулок и поездок. Риск дорожно-транспортных происшествий и внезапных неполадок в автомобильных механизмах резко возрастает. Водителям-дальнобойщикам так же следует помнить о своей безопасности - одеваться по сезону, не забывать про теплую одежду и обувь, запастись горячим чаем, иметь по возможности запас горючего.

Волны холода могут обрушиться даже на районы с теплым климатом. Они случаются, когда массы арктического или антарктического воздуха вызывают резкое падение температуры. Этот природный феномен угрожает жизни людей и причиняет значительный ущерб инфраструктуре, особенно в случае обрыва линий электропередачи, и окружающей среде.

Уважаемые родители! Отправляя детей в школу и на прогулки, не забывайте проследить, как они одеты. Необходимо одеваться многослойно, носить теплые стельки и шерстяные носки, которые впитывают влагу, оставляя ноги сухими, не следует выходить на мороз без теплых варежек, головного убора и шарфа, на улице лучше постоянно активно двигаться. При обморожении необходимо, прежде всего, согреть обмороженный участок тела, восстановить кровообращение, массируя кожу до покраснения. Также хорошо выпить теплого чаю, молока, бульона. Что необходимо делать и как действовать в условиях аномально низких температур?

Действия в условиях аномально низких температурах

В начале холодного сезона снабдите свой автомобиль предметами, необходимыми для выживания - лопатой, снеговыми цепями, фонариками, спальными мешками, запасом продуктов и т.д.

Если вы в автомобиле:

  • Управляйте машиной осторожно и используйте только основные автомагистрали.
  • При ухудшении погоды и дорожных условий остановитесь и укройтесь в каком-нибудь здании.
  • Если ваша машина сломалась или застряла, то:
    • оставайтесь в машине и вентилируйте ее при помощи вентиляционного отверстия, повернутого в сторону, противоположную от ветра;
    • включайте мотор как можно реже. Убедитесь, что снег не забил выхлопную трубу (опасность отравления угарным газом);
    • из огней включите только лампочку в салоне и габаритные огни;
    • всячески старайтесь не заснуть.

Если вы в доме:

  • Не открывайте дверей, чтобы поддерживать приемлемую температуру в доме так долго, как это возможно.
  • Не открывайте окон.
  • Во время метели не покидайте дом без крайней необходимости.
  • Включите независимые системы отопления прежде, чем температура воздуха в доме упадет.
  • Сохраняйте спокойствие.
  • Убедитесь, нет ли пострадавших в окрестностях, помогите им.
  • Слушайте радио, чтобы получать информацию о происходящем.
  • В случае необходимости окажите содействие спасательным службам.
  • После восстановления электроснабжения проверьте трубы водопровода и отопления, а также электроприборы, убедитесь, что они в рабочем состоянии.

Оставаясь в помещении, наденьте тёплые вещи (лучше два тонких шерстяных свитера, чем один толстый) и головной убор (30% тепла теряется при непокрытой голове). Не употребляйте спиртное: при расширении сосудов идёт повышенная теплоотдача. Обогревайтесь грелками и бутылками с горячей водой. Закройте окна одеялами, оставив небольшой просвет для дневного освещения. Избегайте использования открытого огня в закрытых помещениях — это может привести к отравлению угарным газом. Не используйте для обогрева газовые, спиртовые горелки и другие приборы — это может привести к пожару. Следите за объявлениями и рекомендациями властей и специалистов.

Если вы на улице

Не стойте на одном месте, двигайтесь. Наденьте головной убор. Укройтесь от ветра. Используйте для обогрева ближайшие помещения: магазины, подъезды жилых домов и т. д. Не употребляйте спиртное. Сообщите о вашем месте нахождения близким и сотрудникам экстренных служб. Следите за объявлениями и рекомендациями властей и специалистов.

Если вы в дороге

Остановившись на трассе, подавайте сигнал тревоги прерывистыми гудками, поднимите капот или повесьте яркую ткань на антенну, ждите помощи в автомобиле. Мотор нужно оставить включенным, немного приоткрыв стекло для обеспечения вентиляции и предотвращения отравления угарным газом. Если помощи нет, а вы недалеко от населенного пункта, лучше дойти до него пешком. При потере ориентации, передвигаясь при сильном морозе пешком, зайдите в первый попавшийся дом, уточните место вашего нахождения и, по возможности, дождитесь окончания метели и морозов. Если вас покидают силы, ищите любое укрытие и оставайтесь в нем.

Если в условиях сильных морозов вы оказались блокированы в помещении , осторожно, без паники выясните, нет ли возможности выбраться самостоятельно (используя имеющийся инструмент и подручные средства). Если это не удается сделать, попытайтесь установить связь со спасательными подразделениями. Позвоните по телефону ЕДДС МКУ АСС ЗАТО Видяево № 5-65-66. Примите меры к сохранению тепла и экономному расходованию имеющихся продовольственных запасов. Первая помощь при обморожении. В отапливаемом помещении согрейте обмороженную часть тела, растерев ее сухой мягкой тканью. Затем поместите ее в теплую воду и постепенно доведите температуру воды до 40-45 градусов. Если боль проходит и чувствительность восстанавливается, то вытрите руку (ногу) насухо, наденьте носки (перчатки) и, по возможности, обратитесь к врачу.

При аномально низких температурах воздуха во избежание переохлаждения и обморожения рекомендуется без необходимости не выходить на улицу, избегать пребывания на улице детей и домашних животных. Основными факторами риска обморожения являются: тесная и влажная одежда и обувь, проблемы с сосудами, алкогольное опьянение, а также слабость и переутомление. Чтобы избежать переохлаждения: одевайтесь многослойно - прослойки воздуха удерживают тепло; носите теплые стельки и шерстяные носки - они впитывают влагу, оставляя ноги сухими; не выходите на мороз без теплых варежек, головного убора и шарфа; необходимы постоянные активные движения.

Отдел ГО и ЧС администрации напоминает: на территории ЗАТО действует телефон вызова экстренных служб 112. Звонки принимаются круглосуточно и бесплатно с городских и мобильных телефонов.

Уважаемые жители Видяево! Приближаются новогодние праздники. Чтобы не омрачить их, помните об основных правилах пожарной безопасности. Елки нельзя украшать целлулоидными игрушками, марлей и ватой, непропитанными огнезащитным составом; одевать детей в костюмы из легкогорючих материалов. Запрещается уменьшать проходы между рядами и устанавливать дополнительные кресла и стулья. При проведении новогодних праздников в местах массового пребывания людей запрещается использовать свечи, хлопушки, зажигать фейерверки, устраивать световые пожароопасные эффекты, которые могут привести к пожару. Эти не хитрые правила гарантируют безопасность здоровью людей. В новогодние праздники многие используют петарды. Будьте при этом предельно внимательны, чтобы яркий фейерверк не принес беды. Помните, пиротехнические изделия запрещается использовать в местах массового пребывания людей, а также во дворах, подвалах, на лестничных площадках жилых и административных зданий, а так же - вблизи источников повышенной опасности. Не допускайте использования петард и прочих изделий несовершеннолетними. Приобретая такой новогодний подарок изучите инструкцию по мерам безопасного его использования. Эти не хитрые правила гарантируют безопасность здоровью и жизни.