Экспертная комиссия проводит заседания. Проведение экспертизы ценности документов. Если экспертиза ценности проводится впервые
529
С. Л. Перовская. Фотография конца XIX в.
годов, которое дало так много примеров настоящего морального подвижничества». Все без исключения вспоминали об атмосфере честности, веры друг в друга, равноправия чайковцев. Они непримиримо относились к нечаевщине (см. статью «Народничество»), считая отвратительными террористические принципы деятельности «Народной расправы» («Общества топора»).
Весной 1874 г. началось массовое «хождение в народ». Тысячи молодых людей из крупных городов отправились на Волгу, Дон, Урал, Днепр. Движение не задержал даже разгром в марте 1874 г. петербургского кружка чайковцев. Образованные юноши и девушки вели в деревнях беседы на просветительские революционные и политические темы, читали вслух, раздавали брошюры и прокламации, старались убедить крестьян в необходимости борьбы с самодержавием и помещиками. Но деревня социалистическую пропаганду не воспринимала: народников там слушали как сказочников. Больше верили в царя и Бога, чем в агитацию революционеров. Не оправдались надежды чайковцев и на пропагандистов из фабричных рабочих. С энтузиазмом занимаясь в кружках самообразования, рабочие тем не менее не желали вести революционную агитацию в деревне. Молодые революционеры, действовавшие открыто, быстро становились жертвами полиции.
В 37 губерниях были арестованы и брошены в тюрьмы более 1,5 тыс. человек. За три года следствия, которое велось крайне жестокими методами, произошло 93 случая самоубийства, помешательства и гибели. Даже известный консерватор Константин Победоносцев осуждал эту правительственную акцию: жандармы, по его мнению, «повели это страшное дело по целой России, запутывали, раздували, разветвляли, нахватали по невежеству, по низкому усердию множество людей совершенно даром».
Оставшиеся на свободе продолжали работу в деревне и среди рабочих. Но жандармы не без помощи самих крестьян жестоко преследовали народников, подвергали их арестам, издевались над подследственными. К лету 1875 г. за решёткой оказались ещё около тысячи человек. К началу 80-х гг. по делам участников «хождения в народ» состоялось около 80 судебных процессов. Самыми крупными и громкими из них были «процесс 193-х» и «процесс 50-ти». Большинство подсудимых вели себя во время судебных заседаний мужественно и достойно, вызывая симпатии присутствовавшей в зале публики. Впервые революционеры открыто высказали свои взгляды. Расправились с народниками жестоко: их приговорили к каторге, ссылке, заключению в крепость. В передовой статье газеты «Земля и воля» в 1878 г. было сделано горькое признание, что «хождение в народ» нерационально; результаты его «ничтожны... по сравнению с теми силами, которые были на них употреблены, и с теми жертвами, которых они стоили».
В 1875-1876 гг. «хождение в народ» ещё продолжалось, но уже шли поиски новых форм борьбы.
«ЗЕМЛЯ И ВОЛЯ»
Многие из участников событий первой половины 70-х гг. пришли к выводу, что главная причина поражения народников заключалась в отсутствии у них центра движения, в кружковщине, в объединении молодёжи не по идейным признакам, а по нравственным качествам. Поэтому трудно было согласовать методы борьбы. Выход видели в создании единой организации революционеров. В 1876 г. в Петербурге возникла новая «Земля и воля». Организаторами этого тайного общества были М. Натансон, А. Михайлов, Г. Плеханов, О. Аптекман, В. Осинский. В 1878 г. к обществу присоединились Н. Морозов, С. Перовская, А. Желябов, В. Фигнер и др.