Эксплуатация воздушных линий электропередач 35 кв. Техническое обслуживание воздушных линий электропередачи. Осмотр воздушных линий

Предисловие
1. Общая часть
2. Организация эксплуатации ВЛ
2.1. Общие положения
2.2. Планирование работ на ВЛ и оформление технической документации
3. Техническое обслуживание ВЛ
3.1. Общие положения
3.2. Характерные неисправности на ВЛ
3.3. Осмотры ВЛ
3.4. Проверка расстояний от проводов (тросов) до поверхности земли, различных объектов, измерение стрел провеса
3.5. Проверка положения опор
3.6. Проверка антикоррозионного покрытия металлических опор и подножников
3.7. Проверка загнивания древесины опор
3.8. Проверка состояния проводов, грозозащитных тросов, контактных соединений
3.9. Проверка состояния подвесок и арматуры
3.10. Проверка заземляющих устройств опор, трубчатых разрядников, защитных промежутков
3.11. Наблюдение за образованием гололеда
3.12. Охрана ВЛ
3.13. Оформление результатов осмотров, проверок и измерений
4. Технические требования, допуски и нормы отбраковки элементов ВЛ
4.1. Общие положения
4.2. Трасса ВЛ
4.3. Допустимые расстояния от элементов ВЛ до поверхности земли и до различных сооружений
4.4. Фундаменты и подножники
4.5. Опоры
4.6. Оттяжки опор
4.7. Провода, грозозащитные тросы и их соединения
4.8. Заземляющие устройства
4.9. Трубчатые разрядники и защитные промежутки
4.10. Линейная арматура
4.11. Линейная изоляция
5. Капитальный ремонт ВЛ
5.1. Общие положения
5.2. Работы на трассе ВЛ
5.3. Ремонт железобетонных опор, приставок, свай и фундаментов
5.4. Ремонт металлических опор
5.5. Ремонт деревянных опор
5.6. Ремонт проводов, грозозащитных тросов и контактных соединений
5.7. Ремонт изолирующих подвесок, арматуры, чистка (обмыв) изоляции
5.8. Борьба с гололедом
5.9. Восстановление обозначений, предупредительных плакатов и сигнальных знаков
5.10. Оформление работ по капитальному ремонту
6. Аварийно-восстановительные работы на ВЛ
7. Меры безопасности при эксплуатации ВЛ
8. Приемка ВЛ в эксплуатацию
8.1. Наблюдение за ВЛ в период строительства
8.2. Приемка ВЛ в эксплуатацию
9. Техническое перевооружение, реконструкция и модернизация ВЛ
Приложение 1 Нормативы комплектования автотранспортными средствами, спецмеханизмами и тракторами производственных подразделений для технического обслуживания и ремонта электрических сетей
Приложение 2 Табели комплектования предприятий электрических сетей средствами малой механизации, приспособлениями, такелажным оборудованием, ручным инструментом и приборами для ремонта и технического обслуживания воздушных линий электропередачи напряжением 35-750 кВ
Приложение 3 Нормы расхода материалов на техническое обслуживание и ремонт воздушных линий электропередачи напряжением 35-750 кВ
Приложение 4 Перечень нормативно-технических документов по ВЛ 35 KB и выше
Приложение 5 Рекомендуемые формы документации по ВЛ (основные)
Приложение 6 Сроки проверки и замены неисправных подвесных изоляторов на ВЛ 35-750 KB
Приложение 7 Метод расчета механической прочности древесины опор ВЛ при внутреннем загнивании
Приложение 8 Основные характеристики ВЛ 35 - 800 KB и их элементов
Приложение 9 Допустимые расстояния от проводов и грозозащитных тросов до различных объектов
Приложение 10 Распределение напряжений по подвесным фарфоровым изоляторам гирлянд ВЛ 35 - 500 KB
Единицы физических величин Предисловие
1. Общая часть
2. Организация эксплуатации ВЛ
2.1. Общие положения
2.2. Планирование работ на ВЛ и оформление технической документации
3. Техническое обслуживание ВЛ
3.1. Общие положения
3.2. Характерные неисправности на ВЛ
3.3. Осмотры ВЛ
3.4. Проверка расстояний от проводов (тросов) до поверхности земли, различных объектов, измерение стрел провеса
3.5. Проверка положения опор
3.6. Проверка антикоррозионного покрытия металлических опор и подножников
3.7. Проверка загнивания древесины опор
3.8. Проверка состояния проводов, грозозащитных тросов, контактных соединений
3.9. Проверка состояния подвесок и арматуры
4. Технические требования, допуски и нормы отбраковки элементов ВЛ
4.1. Общие положения
4.2. Трасса ВЛ
4.3. Допустимые расстояния от элементов ВЛ до поверхности земли и до различных сооружений
4.4. Фундаменты и подножники
4.5. Опоры
4.6. Оттяжки опор
4.7. Провода, грозозащитные тросы и их соединения
4.8. Заземляющие устройства
4.9. Трубчатые разрядники и защитные промежутки
4.10. Линейная арматура
4.11. Линейная изоляция
5. Капитальный ремонт ВЛ
5.1. Общие положения
5.2. Работы на трассе ВЛ
5.3. Ремонт железобетонных опор, приставок, свай и фундаментов
5.4. Ремонт металлических опор
5.5. Ремонт деревянных опор
5.6. Ремонт проводов, грозозащитных тросов и контактных соединений
5.7. Ремонт изолирующих подвесок, арматуры, чистка (обмыв) изоляции
5.8. Борьба с гололедом
5.9. Восстановление обозначений, предупредительных плакатов и сигнальных знаков
5.10. Оформление работ по капитальному ремонту
6. Аварийно-восстановительные работы на ВЛ
7. Меры безопасности при эксплуатации ВЛ
8. Приемка ВЛ в эксплуатацию
8.1. Наблюдение за ВЛ в период строительства
8.2. Приемка ВЛ в эксплуатацию
9. Техническое перевооружение, реконструкция и модернизация ВЛ
Приложения
Приложение 1 Нормативы комплектования автотранспортными средствами, спецмеханизмами и тракторами производственных подразделений для технического обслуживания и ремонта электрических сетей
Приложение 2 Табели комплектования предприятий электрических сетей средствами малой механизации, приспособлениями, такелажным оборудованием, ручным инструментом и приборами для ремонта и технического обслуживания воздушных линий электропередачи напряжением 35-750 кВ
Приложение 3 Нормы расхода материалов на техническое обслуживание и ремонт воздушных линий электропередачи напряжением 35-750 кВ
Приложение 4 Перечень нормативно-технических документов по вл 35 KB и выше
Приложение 5 Рекомендуемые формы документации по ВЛ (основные)
Приложение 6 Сроки проверки и замены неисправных подвесных изоляторов на ВЛ 35-750 KB
Приложение 7 Метод расчета механической прочности древесины опор ВЛ при внутреннем загнивании
Приложение 8 Основные характеристики ВЛ 35 - 800 KB и их элементов
Приложение 9 Допустимые расстояния от проводов и грозозащитных тросов до различных объектов
Приложение 10 Распределение напряжений по подвесным фарфоровым изоляторам гирлянд ВЛ 35 - 500 KB
Единицы физических величин

Техническое обслуживание воздушных линий электропередачи (ВЛ) включает проведение осмотров (различных видов), выполнение профилактических проверок и измерений, устранение мелких неисправностей.

Осмотры ВЛ подразделяются на периодические и внеочередные. В свою очередь периодические осмотры делятся на дневные, ночные, верховые и контрольные.

Дневные осмотры (основной вид осмотров) проводятся 1 раз в месяц. При этом состояние элементов ВЛ, в бинокль осматриваются верхние элементы линии. Ночные осмотры выполняют для проверки состояния контактных соединений и уличного освещения.

При проведении верховых осмотров ВЛ отключается и заземляется, проверяется крепление изоляторов и арматуры, состояние проводов, натяжение оттяжек и т. д. Ночные и верховые осмотры планируются по мере необходимости.

Контрольные осмотры отдельных участков линии осуществляет инженерно-технический персонал 1 раз в год с целью проверки качества работы электромонтеров, оценки состояния трассы, выполнения противоаварийных мероприятий.

Внеочередные осмотры проводятся после аварий, бурь, оползней, сильных морозов (ниже 40 о С) и других стихийных бедствий.

Перечень работ, проводимых при техническом обслуживании воздушных линий электропередачи включает:

    проверку состояния трассы (наличие под проводами посторонних предметов и случайных строений, противопожарное состояние трассы, отклонение опор, перекосы элементов и др.);

    оценку состояния проводов (наличие обрывов и оплавлений отдельных проволок, наличие набросов, величина стрелы провеса и др.);

    осмотр опор и стоек (состояние опор, наличие плакатов, целостность заземления);

    контроль состояния изоляторов, коммутационной аппаратуры, кабельных муфт на спусках, разрядников.

Проверка состояния трассы ВЛ

При осмотре трассы ВЛ электромонтер проверяет , просеку, разрывы.

Охранная зона L определяется прямыми 1 (рис. 1), отстоящими от проекции крайних проводов 2 на расстояние 1, которое зависит от номинального значения напряжения ВЛ (для ВЛ до 20 кВ включительно 1 = 10 м).


Рис. 1. Охранная зона

Просеки устраиваются при прохождении линии в лесных массивах и зеленых насаждениях. При этом ширина просеки (рис. 2) С = А+6м при h4м, где С - нормируемая ширина просеки, А - расстояние между крайними проводами, h - высота деревьев.


Рис. 2. Определение ширины просеки

В парках и заповедниках ширину просеки разрешается уменьшать, а в фруктовых садах при высоте деревьев до 4 м вырубка просеки необязательна.

Разрыв определяется расстоянием по горизонтали от крайних проводов линии при их наибольшем отклонении до ближайших выступающих частей здания или сооружения. Для ВЛ до 20 кВ разрыв должен быть не менее 2 м.

В охранной зоне запрещается размещение стогов сена и соломы, лесоматериалов и других горючих веществ, т. к. при воспламенении может произойти замыкание на землю. Вблизи проводов и опор запрещаются земляные работы, прокладка коммуникаций, дорог и т. д.

При прохождении ВЛ с деревянными опорами в местах, где возможны низовые пожары, вокруг каждой опоры в радиусе 2 м земля должна быть очищена от травы и кустарников или же применены железобетонные приставки.

Практика эксплуатации воздушных линий электропередачи показывает, что часто причиной аварий являются нарушения правил охраны линий и неправильные действия населения (набросы на провода посторонних предметов, влезания на опоры, запуск змеев, пользование в охранной зоне длинными жердями и т. п.). Аварийные ситуации могут возникнуть также при проезде автокранов, автовышек и другой техники высотой более 4,5 м под линиями электропередачи вне дорог.

При выполнении работ вблизи ВЛ с использованием механизмов расстояние от их выдвижных частей до проводов должно быть не менее 1,5 м. При пересечении дороги с ВЛ с обеих сторон устанавливаются сигнальные знаки с указанием допустимой высоты для транспорта с грузом.

Руководство организации, эксплуатирующей сети, должно проводить разъяснительную работу с производственным персоналом об особенностях работы вблизи воздушных линий электропередачи, а также среди населения о недопустимости нарушений правил охраны линий.

Проверка положения опор

При осмотре трассы ВЛ контролируется степень отклонения опор сверх допустимых норм от вертикального положения, вдоль и поперек линии. Причинами отклонения могут быть осадка грунта у основания опоры, неправильная установка ее, слабое крепление в местах сопряжения деталей, ослабление оттяжек и др. Наклон опоры создает дополнительное напряжение от собственного веса в опасных сечениях у земли и может привести к нарушению механической прочности.

Отклонение вертикальных частей опоры от нормального положения проверяют по отвесу (рис. 3) или с помощью геодезических приборов. Изменение положения горизонтальных частей проверяют на глаз (рис. 4) или с помощью теодолита.

Рис. 3. Определение положения опор

Рис. 4. Определение положения траверсы

При определении наклона по отвесу необходимо отойти от опоры на такое расстояние, чтобы нить отвеса проектировалась на вершине опоры. Наблюдая за нитью отвеса у поверхности земли, замечают какой-либо предмет. Замерив расстояние от него до оси основания опоры, определяют величину наклона. Более точные результаты при замерах получают с использованием специальных геодезических приборов.

Проверка состояния опор

При осмотрах железобетонных опор основное внимание должно быть уделено выявлению видимых дефектов. К таким дефектам относятся плохое сцепление арматуры с бетоном, односторонний сдвиг арматурного каркаса относительно оси ствола опоры.

В любом случае толщина защитной стенки бетона должна быть не менее 10 мм. Особенно тщательно обследуются трещины, так как при дальнейшей эксплуатации они приводят к коррозии арматуры и разрушению бетона преимущественно на уровне грунтовых вод. Для железобетонных опор допускается наличие не более 6 кольцевых трещин на один погонный метр шириной до 0,2 мм.

Следует иметь ввиду, что крен железобетонных опор вдоль и поперек линии способствует усилению трещинообразования, так как вследствие большого веса опоры вероятность перенапряжения ее увеличивается. Важна также правильная заделка опоры.

Плохая засыпка и трамбовка котлована способствует крену опоры, и она может сломаться. Поэтому в первый и второй годы после приемки в эксплуатацию особенно тщательно осматривают опоры и своевременно проводят их правку.

Механические повреждения железобетонных опор возможны при неправильной организации монтажных и восстановительных работ, а также при случайных наездах транспортных средств.

Главным недостатком деревянных опор является . Процесс разрушения дерева идет наиболее интенсивно при температуре порядка +20°С, влажности дерева 25 - 30 % и достаточном доступе кислорода. Наиболее быстро разрушаемые места - приставки у поверхности земли, стойки в торцевой части и в местах сочленения с пасынком и траверсой.

Основным средством борьбы с поражением древесины является пропитка материала опор антисептиками. При обслуживании воздушных линий электропередачи степень загнивания древесины деталей опор периодически контролируется. При этом определяются места загнивания и замеряется глубина распространения гнили.

В сухую и неморозную погоду опору простукивают для установления загнивания сердцевины. Чистый и звонкий звук характеризует здоровую древесину, глухой звук указывает на наличие загнивания.

Для проверки загнивания приставок их раскапывают на глубину 0,5 м. Величина загнивания определяется в наиболее опасных местах - на расстоянии 0,2 - 0,3 м ниже и выше уровня грунта. Измерения проводят прокалыванием деревянной опоры с фиксацией прилагаемого усилия. Опора считается здоровой, если на прокол первых слоев требуется приложить усилие, превышающее 300 Н.

Глубина загнивания определяется как среднее арифметическое трех измерений. Пораженный участок не должен превышать 5 см при диаметре опоры 20 - 25 см, 6 см при диаметре 25 - 30 см и 8 см при диаметре более 30 см.

В случае отсутствия прибора можно использовать обычный буравчик. В этом случае глубину загнивания определяют по внешнему виду стружки.

Для неразрушающего контроля наличия загнивания в деталях древесины опор в последнее время используется определитель загнивания. Этот прибор работает на принципе фиксации изменения ультразвуковых колебаний при прохождении через древесину. Индикатор прибора имеет три сектора - зеленый, желтый, красный, соответственно для определения отсутствия загнивания, незначительного и сильного загнивания.

В здоровой древесине колебания распространяются практически без затухания, а в пораженной части происходит частичное поглощение колебаний. Определитель состоит из излучателя и приемника, который прижимается к контролируемой древесине с противоположной стороны. С помощью определителя загнивания можно ориентировочно определить состояние древесины, в частности, для принятия решения о подъеме на опору для производства работ.

По завершению контроля, если делалось отверстие в древесине, оно закрывается антисептиком.

На ВЛ с деревянными опорами, кроме загнивания, может иметь место возгорание опор от действия токов утечки при загрязнениях и дефектах изоляторов.

Проверка проводов и тросов

После возникновения первых повреждений жил в проводе нагрузка на каждую из оставшихся возрастает, что ускоряет процесс их дальнейшего разрушения вплоть до обрыва.

При обрыве жил более 17 % общего сечения устанавливается ремонтная муфта или бандаж. Наложение бандажа в месте обрыва жил препятствует дальнейшему расплетению провода, однако при этом не восстанавливается механическая прочность.

Ремонтная муфта обеспечивает прочность до 90 % от прочности целого провода. При большем числе оборванных жил прибегают к установке соединителя.

Нормируют расстояние между проводами, а также между проводами и землей, проводами и любыми другими устройствами и сооружениями, находящимися в зоне трассы ВЛ. Так, расстояние от проводов до земли ВЛ 10 кВ должно быть 6 м (в труднодоступной местности - 5 м), до полотна шоссейной дороги - 7 м, до проводов связи и сигнализации - 2 м.

Замеры габаритов производятся при приемосдаточных испытаниях, а также в процессе эксплуатации при появлении новых пересечений и сооружений, при замене опор, изоляторов и арматуры.

Важной характеристикой, позволяющей контролировать изменение , является стрела провеса провода. Под стрелой провеса понимают расстояние по вертикали от наинизшей точки провеса провода в пролете до условной прямой линии, проходящей на уровне высоты подвеса провода.

Для измерения габаритов используются геодезические угломерные приборы, например, теодолит и штанги. Работа может выполняться под напряжением (используются изолирующие штанги) и со снятием напряжения.

При работе со штангой один из электромонтеров касается провода ВЛ концом штанги, другой замеряет расстояние до штанги. Проверка стрелы провеса может производиться путем глазомерного визирования. Для этого на двух смежных опорах закрепляются рейки.

Наблюдатель находится на одной из опор в таком положении, чтобы его глаза были на уровне рейки, вторая рейка перемещается по опоре до тех пор, пока низшая точка провисания не будет находиться на прямой, соединяющей обе визирные рейки.

Стрела провеса определяется как среднее арифметическое расстояние от точек подвеса проводов до каждой рейки. Габариты ВЛ должны удовлетворять требованиям ПУЭ. Фактическая стрела провеса не должна отличаться от проектной более чем на 5 %.

При измерениях учитывается температура окружающей среды. Фактические величины замеров приводятся к данным при температуре, обеспечивающей максимальное значение стрелы провеса, с помощью специальных таблиц. Измерение габаритов не рекомендуется проводить при ветре более 8 м/с.

Проверка состояния изоляторов

Анализ работы воздушных линий электропередачи показывает, что около 30 % повреждений ВЛ связано с отказами изоляторов . Причины выхода из строя разнообразны. Сравнительно часто имеет место перекрытие изоляторов во время грозы из-за потери электрической прочности нескольких элементов в гирлянде, при повышенных механических усилиях из-за гололеда и пляски проводов. Способствуют процессу загрязнения изоляторов плохие погодные условия. При перекрытии может происходить повреждение и даже разрушение изоляторов.

В процессе эксплуатации часто наблюдаются случаи появления кольцевых трещин на изоляторах из-за неправильной заделки и температурных перенапряжений от действия прямых солнечных лучей.

При внешнем осмотре проверяется состояние фарфора, наличие трещин, сколов, повреждений и загрязнений. Изоляторы признаются дефектными, если трещины, сколы занимают 25 % поверхности, оплавлена и обожжена глазурь, наблюдается стойкое загрязнение поверхности.

Для контроля исправности изоляторов разработаны достаточно простые и надежные методы.

Простейшим методом обнаружения пробитого изолятора является проверка наличия напряжения на каждом элементе гирлянды . Используется штанга длиной 2,5 - 3 м с металлическим наконечником в виде вилки. При проверке одним концом вилки касаются шапки одного изолятора, а другим соседнего. Если при отводе конца вилки от шапки искра не возникает - изолятор пробит. К этой работе допускаются специально обученные электромонтеры.

Более точный метод - измерение напряжения, приходящегося на изолятор . Изолирующая штанга имеет на конце разрядник с регулируемым воздушным промежутком. Накладывая вилку штанги на металлические шапки изоляторов, добиваются разряда. Величина промежутка указывает на значение напряжения пробоя. Отсутствие пробоя свидетельствует о неисправности изолятора.

На ВЛ со снятым напряжением для контроля состояния изоляторов проводят измерение сопротивления изоляции мегаомметром напряжением 2500 В. Сопротивление каждого изолятора не должно быть менее 300 МОм.

Для крепления проводов и изоляторов используется различная арматура: скобы, серьги, ушки, коромысла и т. д. Основная причина повреждения арматуры - коррозия. При наличии в атмосфере агрессивных компонентов процесс коррозии ускоряется. Арматура может также разрушаться за счет сплавления при перекрытии гирлянды изоляторов.

5. Капитальный ремонт ВЛ

5.1. Общие положения

5.1.1. Капитальный ремонт ВЛ или отдельных участков должен производиться в сроки, устанавливаемые в зависимости от конструкции ВЛ, технического состояния ее элементов и условий эксплуатации (природные условия, агрессивность атмосферы и грунтовых вод, состояние грунтов и др.)*(3).

5.1.2. Капитальный ремонт выполняется за счет средств, предназначенных на ремонт.

За счет средств на капитальный ремонт могут осуществляться работы по замене отдельных опор, деталей опор, проводов, изоляторов, а также по установке деревянных опор ВЛ на приставки и другие работы (см. п. 5.1.5).

Замена всех опор в течение одного капитального ремонта ВЛ не допускается. В отдельных случаях разрешается для ВЛ, сооруженных на деревянных опорах и эксплуатируемых в неблагоприятных условиях (на заболоченных участках и т.п.), сплошная замена опор на отдельных участках ВЛ. Длина участков, на которых разрешается сплошная замена опор при очередном капитальном ремонте, не должна превышать 15% протяженности ВЛ (включая отпайки). Общее количество заменяемых деревянных опор не должно превышать 30% количества установленных на ВЛ опор.

5.1.3. За счет средств на капитальный ремонт выполняются все подготовительные работы по ремонту, в том числе измерения и испытания, необходимые для определения объема капитального ремонта.

5.1.4. В тех случаях, когда проведение капитального ремонта ВЛ или отдельного ее участка экономически нецелесообразно, за счет средств на капитальный ремонт должны осуществляться только работы по поддержанию отдельных элементов ВЛ в состоянии, обеспечивающем ее нормальную эксплуатацию в течение соответствующего периода. К таким случаям относятся:

а) намечаемый перенос ВЛ в связи с предстоящим строительством на одном из участков трассы предприятий, отдельных сооружений и зданий;

б) проектируемые или предполагаемые техническое перевооружение, реконструкция или модернизация ВЛ (см. разд. 9).

Вынос небольших участков ВЛ (отдельных опор), связанный с изменением технических нормативов или условий эксплуатации, допускается производить за счет средств на капитальный ремонт.

5.1.5. При капитальном ремонте выполняются следующие виды работ:

а) на трассе ВЛ:

расчистка трасс (очистка просек от кустарника, порубочных остатков, хвороста, сучьев, зарослей, сваленных деревьев); на работы по очистке трасс в пределах просеки не требуется оформление разрешения в органах лесного хозяйства;

поддержание ширины просеки в размере, установленном проектом ВЛ;

вырубка вне просеки деревьев, угрожающих падением на провода ВЛ (с последующим оформлением лесорубочных билетов, ордеров);

предохранение опор от низовых пожаров;

работы на трассе ВЛ, связанные с устройством проездов по трассе;

планировка грунта у опор, подсыпка и подтрамбовка грунта у основания опор;

установка и ремонт отбойных тумб у опор, расположенных у обочин дорог;

ремонт ледозащитных сооружений опор в поймах рек;

б) на железобетонных опорах:

заделка трещин, выбоин, установка ремонтных бандажей;

защита бетона подземной части опор от действия агрессивной среды;

замена отдельных опор;

ремонт и замена оттяжек и узлов крепления;

ремонт подземной части опор (фундаментов);

усиление заделки опор в грунте;

выправка опор, устранение перекосов траверс;

окраска металлических узлов и деталей опор;

усиление или замена металлических узлов и деталей, потерявших несущую способность;

в) на металлических опорах:

окраска металлоконструкций опор и металлических подножников;

замена элементов опор, потерявших несущую способность, их усиление, выправка;

замена отдельных опор;

ремонт фундаментов;

выправка опор;

ремонт и замена оттяжек и узлов их крепления;

г) на деревянных опорах:

замена опор;

замена деталей опор;

установка приставок;

защита деталей опор от загнивания;

выправка опор;

замена и окраска бандажных и болтовых соединений деталей опор;

д) на проводах и грозозащитных тросах:

установка и замена соединителей, ремонтных зажимов и бандажей, сварных соединений; закрепление оборванных проволок, подмотка лент в зажимах;

вырезка или замена неисправных участков провода (троса);

перетяжка (регулировка) проводов (тросов);

замена провода (троса);

е) на заземляющих устройствах:

ремонт контуров заземления, включая замену отдельных контуров;

уменьшение сопротивления заземления;

ремонт или замена заземляющих спусков и мест присоединения их к заземляющему контуру;

ж) установка и замена изоляторов, арматуры, трубчатых разрядников: замена неисправных изоляторов и элементов арматуры;

увеличение количества изоляторов в изолирующих подвесках;

замена одних изоляторов на другие (на грязестойкие, а фарфоровые на стеклянные и т.п.);

чистка и обмыв изоляторов;

установка гасителей вибрации;

замена поддерживающих и натяжных зажимов, распорок;

установка и замена трубчатых разрядников;

з) специальные работы:

переустройство переходов, пересечений и подходов к подстанциям;

ремонт светоограждений опор.

5.1.6. Ремонтные работы на ВЛ должны производиться или в соответствии с требованиями специальных инструкций (типовых, местных), или согласно технологическим картам, или схемам производства работ, утвержденным главным инженером ПЭС.

5.1.7. Определение необходимого количества бригад, транспортных средств и механизмов, распределение отдельных видов работ между бригадами возлагается на инженерно-технического работника, руководящего выполнением капитального ремонта ВЛ.

5.1.8. Каждая бригада, работающая на ВЛ, должна производить по возможности весь комплекс ремонтных работ.

5.1.9. Капитальный ремонт ВЛ или ее участков должен выполняться в возможно короткие сроки, в полном объеме и без недоделок.

При необходимости отключения ВЛ все подготовительные работы должны быть выполнены до отключения линии.

5.1.10. По окончании капитального ремонта ВЛ мастерами и инженерно-техническими работниками ПЭС (РЭС) должна быть произведена приемка объема и качества выполненных работ.

5.2. Работы на трассе ВЛ

5.2.1. Трассы ВЛ в лесистой местности должны периодически расчищаться от древесно-кустарниковой растительности высотой более 4 м. Такие работы должны выполняться, как правило, с применением механизмов.

5.2.2. Расчистка трасс от зарослей должна производиться с некоторым опережением по срокам выполнения капитального ремонта ВЛ.

5.2.3. При наличии на трассе лиственных пород древесно-кустарниковой растительности (береза, ива, ольха, осина, лещина) может быть применен химический способ расчистки трасс.

Расчистка трасс от кустарника химическим способом производится согласно специальным инструкциям.

Может быть применен также комбинированный метод расчистки трасс - химическая обработка с последующей уборкой остатков зарослей бульдозером.

5.2.4. На трассах ВЛ, проходящих через зеленые массивы (заповедники, сады, парки, зеленые зоны вокруг населенных пунктов, ценные лесные массивы, защитные полосы вдоль железных и автомобильных дорог, водные пространства), периодически должна подрезаться крона деревьев, расположенных на краю трассы. Расстояния от проводов при их наибольшем отклонении до кроны деревьев по горизонтали должно быть не менее*(4) :

4 м - для ВЛ 35-110 кВ;

5 м - для ВЛ 150-220 кВ;

6 м - для ВЛ 330-500 кВ;

7 м - для ВЛ 750 кВ.

5.2.5. При прохождении ВЛ через лесные массивы обрезка деревьев должна производиться ПЭС, обслуживающим ВЛ.

Если же ВЛ проходят через парки, сады, ценные лесные массивы и другие многолетние насаждения, то обрезка деревьев производится ПЭС, в ведении которого находятся ВЛ, либо при обоюдном согласии сторон - организацией, в ведении которой находятся эти насаждения, или индивидуальными владельцами садов и других многолетних насаждений в порядке, определяемом ПЭС.

5.2.6. При вырубке деревьев на трассе ВЛ следует обращать внимание на то, чтобы высота пней была минимальной, а сами пни были ошкурены. Срубленные и сломанные деревья, а также валежник и сучья должны быть сложены вне охранной зоны или на краю трассы.

5.2.7. Вокруг каждой опоры на деревянных приставках в местах, где имеется опасность возникновения низовых пожаров, должна быть вырыта канава глубиной 0,4 м, шириной 0,6 м, отстоящая от опоры на расстоянии 1,5-2 м. В радиусе 2 м от опоры трава и кустарники могут быть удалены химическим способом.

Перечень участков ВЛ, где необходимо проведение противопожарных мероприятий, должен утверждаться главным инженером ПЭС.

5.3. Ремонт железобетонных опор, приставок, свай и фундаментов

5.3.1. Объем ремонта железобетонных опор, свай, приставок и фундаментов определяется при осмотрах ВЛ, а также выборочным вскрытием подземной части опор на глубину 0,5-0,7 м.

5.3.2. Ширину трещин следует определять с помощью микроскопа Бринелля или лупы Польди, снабженных шкалой с ценой деления 0,1 мм. Предельная прочность бетона опоры определяется с помощью эталонного молотка Кашкарова, специальных приборов.

5.3.3. При обнаружении агрессивного действия внешней среды на бетон опор, под воздействием которого произошло шелушение поверхности, образование волосяных трещин, ржавых пятен и потеков, растрескивание бетона вдоль арматуры, необходимо произвести определение степени агрессивности среды, привлекая для этой цели специальные лаборатории.

Атмосфера является агрессивной по отношению к железобетону, если в ней содержатся кислые газы, вызывающие коррозию арматуры или бетона, в количестве более 0,01 мг/л.

5.3.4. Классификация дефектов и виды ремонта железобетонных опор приведены в табл. 5.1 .

Таблица 5.1

Классификация дефектов железобетонных опор, их заделок и виды ремонта

Конструкция опоры

Характеристика дефекта

Вид ремонта

Трещины в бетоне

1. Центрифугированная или вибрированная опора с ненапряженной или напряженной стержневой арматурой

Поперечные трещины шириной раскрытия менее 0,3 мм

Ремонт не требуется

То же шириной раскрытия от 0,3 до 0,6 мм

Поверхность бетона в зоне образования трещин покрасить краской или

Поперечные трещины шириной раскрытия более 0,6 мм

Установить бандаж. Если трещины расположены по всей поверхности бетона, то опору заменить

Трещины в бетоне

2. Центрифугированная или вибрированная опора с напряженной арматурой из высокопрочной проволоки (в виде отдельных проволок или прядей)

Поперечные трещины шириной раскрытия до 0,05 мм

Ремонт не требуется

То же шириной раскрытия от 0,05 до 0,3 мм

Поверхность бетона в зоне трещин покрасить краской

То же шириной раскрытия более 0,3 мм

Установить бандаж. Если зона образования трещин распространяется по всей поверхности бетона, опору заменить

3. Центрифугированная или вибрированная опора любой конструкции

Продольные трещины шириной раскрытия до 0,05 мм независимо от количества трещин

Ремонт не требуется

4. Центрифугированная или вибрированная опора любой конструкции

Продольные трещины шириной раскрытия от 0,05 до 0,3 мм независимо от количества трещин

Поверхность бетона в зоне образования трещин закрасить краской

То же шириной раскрытия от 0,3 до 0,6 мм при количестве трещин не более двух в одном сечении

Трещины заделать полимерцементным раствором

То же шириной раскрытия более 0,3 мм при количестве трещин более двух в одном сечении

Установить бандаж. При длине трещин более 3 м опору заменить

Раковины, щели, пятна на бетоне

5. Центрифугированная или вибрированная опора любой конструкции

На поверхности бетона выступают темные полосы, расположенные по виткам поперечной арматуры

Поверхность бетона в зоне, где выступают темные полосы, закрасить краской

6. Центрифугированная или вибрированная опора любой конструкции

Оголена поперечная арматура (на длине не более 1,5-2 м вдоль опоры)

Очистить арматуру от ржавчины. Поверхность бетона, где выступает поперечная арматура, закрасить краской

Пористый бетон или узкая щель вдоль стойки

Заделать полимерцементным раствором

На поверхности бетона выступают пятна и потеки цвета ржавчины, свидетельствующие о наличии в бетоне инородних включений (глины, руды)

Поверхность бетона в зоне потеков и пятен закрасить краской

Шершавая поверхность бетона вследствие отслоения поверхностного слоя толщиной 3-5 мм

Заделать полимерцементным раствором

В бетоне раковины размером 10x10 мм и глубиной 10 мм

Заделать полимерцементным раствором

В бетоне раковины или сквозные отверстия площадью до 25 (не более одной раковины или одного отверстия на опору) при толщине бетонной стенки в зоне отверстия не менее проектной

Установить бандаж. При количестве раковин или отверстий более одного опору заменить

То же при толщине бетонной стенки в зоне отверстия менее проектной

Поверхность бетона в зоне отверстия простучать. При скалывании бетона и увеличении площади отверстия опору заменить

В бетоне раковина или сквозное отверстие площадью более 125

Опору заменить

Отклонение опор

7. Центрифугированная или вибрированная опора любой конструкции

Отклонение стойки одностоечной свободностоящей опоры от вертикальной оси на значение, большее ее диаметра вверху

Опору выправить

Отклонение одностоечной опоры с оттяжками от вертикальной оси вдоль и поперек линии

Ослабление тяжения тросовых оттяжек

Подтянуть оттяжки до нормального тяжения. Исправить крепления и регулирующие устройства

Искажение геометрической формы портальной опоры на оттяжках

Выправить опору регулированием тяжения в оттяжках

Искривление стоек одностоечных свободностоящих опор

Выправить опору, установив оттяжку в сторону, противоположную прогибу

Искривление стоек железобетонной опоры 330 кВ (ОПО-330, ПГ-330, ПУ-330) при стреле прогиба менее 10 см

Ремонт не требуется

То же при стреле прогиба более 10 см

Опору выправить регулированием тяжения в оттяжках

Заделка опор

8. Центрифугированная или вибрированная опора любой конструкции

Грунт в заделке опор не уплотнен: котлован неполностью засыпан грунтом. Признаки коррозии арматуры в фундаментной части опоры

Фундаментную часть опоры очистить от грязи и восстановить гидроизоляцию. Тщательно утрамбовать грунт в пазухе котлована, недостающий грунт досыпать с послойным уплотнением

9. Центрифугированная или вибрированная опора любой конструкции

Опора заделана в грунт на глубину менее проектной. Ригели находятся на поверхности

Произвести обваловку опоры с досыпкой грунта выше проектной отметки заделки на 30-40 см. Уплотнить досыпанный грунт

Сколы бетона оголовника фундамента

Расчистить место скола, выправить арматуру, установить опалубку по форме оголовника и забетонировать

Примечание . Характеристика дефектов и виды ремонта приведены для опор, находящихся в неагрессивной среде. Дефектные опоры, расположенные в агрессивной среде, подлежат ремонту независимо от величины дефекта, при этом ремонт опор должен производиться химически стойкими антикоррозионными покрытиями.

5.3.6. Полимерцементные растворы приготовляются смешиванием цемента и песка с последующим добавлением эмульсии полимера и воды; раствор во время приготовления тщательно перемешивается.

Составы полимерцементных растворов приведены в табл. 5.2 .

Полимерцементный раствор следует применять в течение 2 ч после приготовления.

При заделке раковин и сколов полимерцементный раствор втирается с помощью шпателя или мастерка в трещину, смоченную предварительно 10%-ным раствором эмульсии. Спустя час место заделки смачивается водным раствором эмульсии, присыпается сухим цементом и заглаживается гладилкой.

Таблица 5.2

Состав полимерцементных растворов

Наименование компонента

Состав полимерцементного раствора по массе, %, при соотношении цемента к песку

Для окраски

Для шпаклевки при заделке крупных трещин

Для заделки отколов, раковин, пустот и других дефектов

Эмульсия полихлорвинилацетатная

Портландцемент марки 400-500

Песок мелкозернистый (до 0,3 мм)

Песок обыкновенный (до 3 мм)

5.3.7. Полимерцементная краска должна готовиться на месте производства работ не ранее чем за 3-4 ч до начала работ.

Краска наносится в два слоя кистью на поверхность бетона, предварительно увлажненную 10%-ным раствором полимерной эмульсии. Второй слой наносится через 1-2 ч после первого.

5.3.8. В агрессивной среде мелкие трещины на поверхности бетона должны окрашиваться химически стойкими перхлорвиниловыми материалами (например, лаком марки ХСЛ). Окрашиваемая поверхность промывается растворителем Р-4, грунтуется слоем лака марки ХСЛ и затем покрывается слоем смеси лака марки ХСЛ с цементом, смешиваемым в соотношении 1:1 по массе. После просушки обоих слоев наносится слой перхлорвиниловой эмали марки ПХВ-32 или ПХВ-23.

5.3.9. Железобетонные бандажи, применяемые для ремонта опор с вертикальными трещинами, должны иметь поперечную рабочую арматуру, а для ремонта опор с горизонтальными трещинами - продольную рабочую арматуру.

Края бандажа должны на 20 см перекрывать зону разрушения бетона. В месте наложения бандажа поверхность бетона опоры насекается зубилом.

После установки арматуры устанавливается опалубка, пространство между поверхностью опоры и опалубкой заполняется бетоном.

5.3.10. В местах больших сколов бетона (с обнажением арматуры) крепится арматурная сетка, которая затем заполняется бетоном.

5.3.11. Перед нанесением защитных покрытий или заделкой дефектов поверхность бетона следует очистить от грязи и пыли, а отслоения бетона - удалить.

Очистку поверхности бетона и обнаженной арматуры следует производить стальными щетками или скребками; масляные пятна удаляются ветошью, смоченной в бензине, ацетоне или других растворителях.

5.3.12. Выправка промежуточных одностоечных свободностоящих одноцепных и двухцепных опор, имеющих наклон поперек ВЛ, производится созданием тяжения в сторону, противоположную наклону опоры. Тяжение создается с помощью тягового механизма, обеспечивающего плавное увеличение усилия, прилагаемого к тяговому тросу. Механизм должен быть удален от опоры, подлежащей выправке, на расстояние не менее 1,2 ее высоты.

Тяговый трос крепится на опоре на высоте около 4 м от уровня земли.

По окончании выправки вершина опоры должна перейти на 20-30 см за вертикальное положение.

До начала работ по выправке опор со стороны, противоположной наклону опоры, откапывается узкий котлован по диаметру стойки глубиной 1,2-1,5 м. При откапывании грунта экскаватором котлован должен быть ориентирован вдоль линии, возможно ближе к стволу опоры, чтобы избежать чрезмерного нарушения грунта в плоскости действия тягового усилия.

Выправке подлежат опоры при угле наклона стойки более 1° (т.е. при отклонении вершины опоры от вертикального положения более чем на 25-40 см при длине стоек от 16 до 26 м). При наклоне стойки опоры на угол более 3° от вертикали выправка должна производиться немедленно.

В скальных и мерзлых грунтах выправка опор запрещается.

5.3.13. Выправка опоры с оттяжками производится следующим образом:

опор с тросовыми оттяжками - изменением длины и тяжения в тросах оттяжек путем подтягивания гаек анкерных U-образных болтов;

опор с оттяжками из круглой стали (стержневой арматуры) - регулированием длины оттяжек с помощью талрепов.

Выправленные опоры и их детали не должны иметь отклонения, превышающие допустимые (см. разд. 4).

5.3.14. Все виды оттяжек опор (в том числе оттяжки внутренних связей опор, шпренгельные оттяжки траверс и др.) независимо от их конструктивного выполнения (из тросов, круглой стали) должны быть натянуты без видимой слабины.

5.3.15. Виды ремонта тросовых оттяжек в зависимости от степени уменьшения площади поперечного сечения троса оттяжек указаны в п. 4.6.3 .

5.3.16. Тросы оттяжек и элементы крепления их к опоре и анкерным болтам должны периодически смазываться, оттяжки из круглой стали должны окрашиваться. В качестве антикоррозионных покрытий могут быть использованы смазки типа ЗЭС.

5.4. Ремонт металлических опор

5.4.1. Элементы опор, потерявшие из-за коррозии более 20% поперечного сечения, должны быть заменены или усилены при капитальном ремонте ВЛ (см. разд. 4).

5.4.2. Элементы опор, получившие в процессе эксплуатации прогибы свыше допустимых, должны быть либо заменены, либо выправлены с помощью домкратов или стяжных болтов. Заменяемые поврежденные участки пояса или решетки опоры вырезаются, на их место накладываются равнопрочные отрезки металла необходимого профиля и длины, которые соединяются с поясами или решеткой сваркой или на болтах.

При сварке соединений запрещается накладывать поперечные сварные швы. Длина швов, размеры и количество болтов должны быть определены расчетом.

Обнаруженные в сварных швах трещины должны быть заварены.

5.4.3. Ослабленные заклепочные соединения должны быть усилены расклепкой или заменой заклепок, а ослабленные болтовые соединения - подтягиванием гаек.

5.4.4. Заваренные места, накладки и другие вновь установленные детали должны быть тщательно очищены от коррозии и окрашены.

5.4.5. Металлические опоры, имеющие недопустимые наклоны, выправляются прокладками под опорные "башмаки" опоры. Прокладки применяются также для устранения неплотного прилегания пят опор к фундаментам. Суммарная высота прокладок не должна превышать 40 мм. Если при выправке опор необходимо одновременно освободить анкерные болты более чем на одной "ноге" опоры, опору следует предварительно укрепить расчалками.

5.4.6. Выправку опор с оттяжками и ремонт оттяжек следует производить в соответствии с приведенными выше требованиями (см. пп. 5.3.13-5.3.15).

5.4.7. Металлические опоры (подножники) перед окраской должны быть тщательно очищены от ржавчины, остатков старой краски и грязи. Особое внимание при очистке следует обратить на узлы соединения отдельных деталей опор и подножников, а также места крепления опор к подножникам и фундаментам. Перед окраской опоры и подножники очищаются от грязи и ржавчины металлическими щетками и специальными металлическими скребками.

Подготовка поверхности металлических опор под окраску может производиться и без очистки ржавчины - путем обработки ее химическими реактивами (преобразователем ржавчины).

5.4.8. Для окраски металлических опор следует применять атмосферостойкие красители (на натуральных маслах, на эпоксидной основе).

При отсутствии указанных красок допускается применение лаков на битумной основе, которые наносятся на опору не менее чем в два слоя; второй слой наносится после высыхания первого (не менее чем через 15-16 ч). Для продления срока службы такого покрытия необходимо в верхний слой битумного лака добавлять 15% алюминиевой пудры (по массе).

Смешивание битумного лака с алюминиевой пудрой должно производиться непосредственно перед окраской в количестве, не превышающем потребность для работы одной смены (при более продолжительном хранении пудра теряет способность всплывать на поверхности лака). Во избежание взрыва при открывании и пересыпке алюминиевой пудры запрещается применять металлический инструмент.

5.4.9. Окраска металлических опор каменноугольным лаком запрещается.

5.4.10. Очистка и окраска опор производится, как правило, сверху вниз, т.е. сначала работы производятся на тросостойках и траверсах, а затем на стойках или стволе опоры.

5.4.11. При окраске верхних частей опор на ВЛ, находящихся под напряжением, следует соблюдать особую осторожность при работе на угловых опорах, на средней и нижней траверсах двухцепных опор, на опорах типа "рюмка".

5.4.12. Ведра с краской не должны подвешиваться на опоре над проводами и изоляторами. Подвешивать ведра с краской на траверсах разрешается не ближе 1 м от места крепления изолирующих поддерживающих подвесок.

При окраске концов траверс промежуточных опор для предотвращения попадания краски на изоляторы на шапку верхнего изолятора подвески должен надеваться специальный поддон.

5.4.13. Перед окраской металлических подножников последние должны быть очищены от земли и коррозии металлическими скребками и щетками, а затем просушены.

Подножники должны покрываться битумным лаком, применяемым для окраски опор (без пудры), не менее чем 2 раза.

5.4.14. Металлические подножники, как правило, окрашиваются на глубину 0,7-1 м (в зависимости от уровня грунтовых вод). При необходимости окраски подножников на полную глубину необходимо соблюдение следующих требований:

при установке опоры на четырех подножниках одновременно может быть отрыто не более двух подножников, расположенных по диагонали;

при установке опоры на одном подножнике последний может быть отрыт после укрепления опоры расчалками; схема крепления опор расчалками должна приниматься в каждом отдельном случае руководителем работ.

5.4.15. Окраска подножника производится снизу вверх; покрытию подлежат также пяты опоры и анкерные болты, расположенные на уровне земли.

После высыхания антикоррозионного покрытия, которое длится от 14 до 20 ч (в зависимости от свойств покрытия, температуры и влажности окружающего воздуха), котлован засыпают; засыпка котлованов должна сопровождаться тщательной трамбовкой грунта. При этом надо следить, чтобы с землей в котлован не попали камни, которые могут повредить антикоррозионное покрытие.

5.4.16. Окраска металлических опор и подножников должна производиться краскораспылителем или вручную - кистями ровным слоем, без пузырьков и подтеков.

5.4.17. Работы по окраске металлических опор и подножников должны, как правило, выполняться одновременно. Окраска влажных частей опоры, а также окраска опоры при температуре окружающего воздуха ниже 5°С не допускается.

5.5. Ремонт деревянных опор

5.5.1. Неисправные (отбракованные) детали деревянных опор должны быть заменены новыми или усилены путем установки накладок. При замене рекомендуется применение железобетонных приставок, свай, а при необходимости и железобетонных опор.

5.5.2. До вывоза на трассу ВЛ деревянные и железобетонные детали, предназначенные для замены неисправных деталей деревянных опор, должны быть проверены для определения качества их изготовления и соответствия проектным параметрам.

При обнаружении дефектов (некачественная пропитка, гниль древесины, трещины, сколы, оголение арматуры железобетонных деталей, отступления размеров деталей от указанных в чертежах и т. п.) детали должны быть отбракованы. Отбракованные детали не допускается устанавливать на ВЛ.

5.5.3. При развозке деталей опор на трассе ВЛ рекомендуется:

производить вывозку деталей опор зимой в местностях, где их вывозка в весеннее и летнее время затруднена из-за бездорожья;

около ремонтируемых опор детали укладывать так, чтобы облегчить их установку на опоре.

5.5.4. Перед заменой каждой деревянной детали опоры она повторно проверяется на загнивание.

5.5.5. Для увеличения срока службы деталей деревянных опор независимо от способа первичной пропитки опоры рекомендуется в условиях эксплуатации проводить дополнительную пропитку (допропитку) древесины. Допропитку опор следует производить диффузионным методом с применением водорастворимого антисептика.

В качестве антисептика могут быть использованы Доналит УА, Доналит УАлл или антисептики подобного типа, обеспечивающие быстрое проникновение солей антисептика в древесину.

Допропитку следует производить до появления массового загнивания деталей опор. Если при очередной проверке обнаружено загнивание древесины, то независимо от количества опор, имеющих загнивание, допропитку следует произвести на всех опорах ВЛ.

Работы по допропитке опор следует производить в теплое время года, по возможности сразу же после весенних паводков, а на участках, где трассы проходят по болотистым грунтам, - летом, когда уровень почвенно-грунтовых вод наиболее низкий.

Допропитке не подлежат опоры, имеющие внешнее загнивание более одной десятой части диаметра. Она не рекомендуется также для опор, имеющих сильное внутреннее загнивание или глубину червоточины более 2 см.

5.5.6. Допропитке должны подвергаться следующие детали опор:

подземная часть опор - на глубину 0,5-0,6 м;

надземная часть опор - на высоте 0,1-0,2 м от уровня грунта;

вершины стоек и приставок опор;

трещины на всех деталях опор;

места сочленения отдельных деталей опор.

Допропитку подземной и надземной частей опоры и мест соединений деталей следует выполнять путем установки антисептических бандажей, допропитку вершин стоек и приставок, а также трещин - нанесением антисептической пасты.

5.5.7. Антисептические бандажи изготавливаются из двух слоев:

внешнего (пергамин, полиэтиленовая пленка или рубероид);

внутреннего (мешковина или однородная ткань с нанесенной на нее антисептической пастой).

Перед установкой бандажей детали должны быть очищены от земли и гнили. Бандаж должен плотно прилегать к опоре; внешний слой бандажа должен быть обтянут проволокой или битумной лентой.

5.5.8. Покрытие антисептической пастой вершины стоек и приставок следует защищать от чрезмерного увлажнения и выщелачивания антисептика пластмассовыми, шиферными, жестяными колпачками с отверстиями (для прохождения дождевой воды, что способствует растворению антисептика и проникновению его в древесину). Колпачки должны быть жестко закреплены на древесине (гвоздями).

5.5.9. Для предупреждения возгорания деревянных опор в районах, подверженных интенсивному загрязнению изоляции, необходимо:

обеспечить надежный контакт в соединениях деталей опор; для этого под всеми болтами должны быть установлены шайбы, а болты надежно подтянуты. Диаметры отверстий в деталях опор не должны превышать диаметра болтов; врубки в соединяемых деталях должны быть хорошо подогнаны;

применять специальные грязестойкие изоляторы и своевременно менять неисправные изоляторы;

производить чистку изоляторов от загрязнения.

Если перечисленные меры окажутся недостаточными, то соединения деталей опор и места крепления изолирующих подвесок необходимо шунтировать бандажами из проволоки (предпочтительно медной) диаметром не менее 2 мм, укрепляемой по окружности бревен 12 гвоздями длиной 50-70 мм (рис. 5.1 и 5.2). Для предупреждения коррозии гвоздей шунтирующие бандажи следует покрывать битумом.

В районах со слабой грозовой деятельностью допускается соединять между собой шпильки изолирующих подвесок металлическими проводниками.

5.6. Ремонт проводов, грозозащитных тросов и контактных соединений

5.6.2. Для соединения проводов и грозозащитных тросов должны применяться соединительные зажимы заводского изготовления. Запрещается применять соединительные зажимы из материала, отличающегося от того, из которого изготовлены провода (тросы).

Для соединения проводов из разных материалов (меди и алюминия и т.п.) следует применять прессуемые переходные соединительные зажимы или сварку. Болтовые переходные контактные зажимы разрешается устанавливать лишь временно с последующей их заменой.

Монтаж всех видов соединений должен производиться в соответствии со специальными инструкциями (указаниями).

5.6.3. При обрыве двух-трех проволок провода или грозозащитного троса в поддерживающем зажиме концы этих проволок следует вырезать на длине 1 м (по 0,5 м в обе стороны от оси зажима). В освободившиеся от проволок места необходимо вложить отрезки проволок длиной 1 м и затем закрепить их по концам двумя проволочными бандажами.

5.6.4. При массовых повреждениях провода или грозозащитного троса в местах крепления их в поддерживающих зажимах от вибрации или коррозии рекомендуется производить перемонтаж (сдвиг) провода или троса во всем анкерном пролете так, чтобы поврежденные места вышли из поддерживающих зажимов.

5.6.5. При массовых повреждениях проводов в местах установки дистанционных распорок необходимо произвести ремонт поврежденных участков, изменить места установки распорок и надежно затянуть болтовые соединения распорок.

5.6.6. Если стрелы провеса проводов или грозозащитных тросов отличаются от допустимых, должна быть произведена перетяжка проводов (тросов).

На ВЛ со штыревыми изоляторами перетяжка проводов должна быть произведена и в тех случаях, когда под действием различных нагрузок на провод (гололед и др.) происходит проскальзывание его в вязках.

5.6.7. В случае необходимости перемонтажа проводов или грозозащитных тросов в анкерном пролете (для увеличения или уменьшения стрел провеса) следует произвести соответственно вставку или вырезку отрезка провода (троса), длина которого определяется по формуле:

где а - длина вставки или вырезки, м;

n - количество промежуточных пролетов в данном анкерном пролете;

Длина приведенного пролета, м;

Требуемая стрела провеса, м;

f - фактическая стрела провеса, м.

При этом длины вставок должны быть не менее значений, приведенных в п. 4.7.8 . Если длина вставки или вырезки оказывается незначительной, то регулирование стрел провеса следует производить, не нарушая целости провода, изменением длины натяжных подвесок.

5.6.8. Перемонтаж проводов сечением 120 и более необходимо производить с перекладкой проводов на промежуточных опорах в монтажные ролики.

5.6.9. Для продления срока службы и во избежание ржавления грозозащитных стальных тросов рекомендуется производить периодически их смазку с помощью специальных устройств.

В качестве антикоррозионных покрытий могут быть использованы смазки ЗЭС. Смазку следует производить до появления коррозии тросов.

5.7. Ремонт изолирующих подвесок, арматуры, чистка (обмыв) изоляции

5.7.1. Неисправные элементы изолирующих подвесок, арматуры или установленные с отклонением от проекта (например, изоляторы и арматура не соответствуют проекту, гасители вибрации и дистанционные распорки смещены от своего проектного положения, изолирующие подвески отклонены от проектного положения на расстояния, превышающие допустимые) должны быть заменены новыми, соответствующими проекту, и установлены согласно ему.

5.7.2. В тех случаях, когда на проводах и грозозащитных тросах ВЛ с подвесными изоляторами отсутствуют гасители вибрации, предусмотренные ПУЭ , они должны быть установлены в соответствии с этими Правилами до появления видимых следов вибрации.

5.7.3. При интенсивном загрязнении изоляторов изолирующих подвесок (солевыми отложениями, уносами промышленных предприятий) рекомендуется производить их периодическую чистку.

Сроки периодической чистки изоляторов должны устанавливаться главным инженером ПЭС в зависимости от интенсивности и характера загрязнения, а также атмосферных условий.

5.7.4. Чистка изоляторов может производиться: вручную при снятом напряжении или путем обмыва изоляторов непрерывной струей воды под напряжением при снятии напряжения с ВЛ.

5.7.5. Чистку изоляторов вручную следует производить сухой ветошью, а затвердевшие загрязнения чистят тряпками, смоченными в зависимости от состава загрязнителя водой или растворителем (бензином, бензолом и пр.). В последнем случае требуется повторная протирка изоляторов сухой чистой ветошью.

5.7.6. Обмыв изоляторов может производиться непрерывной струей воды высокого - более 1 МПа (10 ) и низкого - менее 1 МПа (10 ) давления при скорости ветра не более 10 м/с, отсутствии грозы и признаков ее приближения.

5.7.7. При наличии на поверхности изоляторов особо стойких загрязнений (например, цементных отложений), очистка которых представляет значительные трудности и требует длительных отключений ВЛ, следует заменить загрязненные изоляторы новыми.

5.8. Борьба с гололедом

5.8.1. В местах с частым образованием гололеда или изморози на проводах и грозозащитных тросах ВЛ в сочетании с сильными ветрами, в районах с частой и интенсивной пляской проводов и в тех случаях, когда возможно недопустимое приближение освободившихся от гололеда проводов к тросам, покрытым гололедом, должна производиться плавка гололеда электрическим током.

5.8.2. К плавке гололеда необходимо приступать немедленно по получении сообщения о нарастании гололеда на проводах и грозозащитных тросах, до того, как нагрузка от гололеда превзойдет допустимое значение.

Для своевременной организации плавки гололеда на ВЛ должны быть установлены устройства, сигнализирующие о его появлении на проводах и тросах (сигнализаторы гололеда), например, типа СГ-62, ДСГ-68, БДГ-2.

Во время плавки гололеда на ВЛ должны дежурить электромонтеры, сообщающие о ходе его плавки. При сообщении об удалении гололеда с проводов (тросов) его плавка должна быть прекращена.

5.8.3. Расчет тока и выбор напряжения источника электроэнергии для плавки гололеда на проводах (тросах) производятся в зависимости от схемы плавки.

Выбор метода и схемы плавки гололеда должен определяться режимом и условиями работы данной ВЛ (схемой сети, потребляемой мощностью электроустановками потребителей, зоной гололедообразования, возможностью отключения ВЛ и т.п.).

5.8.4. Плавка гололеда может производиться как с отключением ВЛ на время плавки, так и без отключения.

Плавка с отключением ВЛ производится:

токами короткого замыкания, искусственно создаваемого в сети;

встречным включением фаз трансформаторов;

комбинированным использованием указанных выше способов;

постоянным током от отдельного источника.

Плавка без отключения ВЛ производится:

увеличением токов нагрузки ВЛ путем изменения схемы коммутации сети;

пофазной плавкой при работе ВЛ по схеме два провода-земля.

5.8.5. Наиболее простым способом плавки гололеда является увеличение токов нагрузки ВЛ, но использование его часто ограничено режимом работы энергосистемы. Этот способ следует применять не только для плавки гололеда, но и для предупреждения его образования при возникновении неблагоприятных атмосферных условий.

5.8.6. Для плавки гололеда может применяться как переменный, так и постоянный ток.

Постоянный ток должен применяться в тех случаях, когда применение переменного тока невозможно или сопряжено с большими трудностями. Особенно эффективно применение постоянного тока при плавке гололеда на ВЛ с большими сечениями проводов (300 мм и выше). Для плавки гололеда постоянным током используются специальные выпрямительные установки.

5.8.7. Планка гололеда переменным током на проводах может производиться по одному из способов:

трехфазного короткого замыкания (рис. 5.3);

двухфазного короткого замыкания;

однофазного короткого замыкания;

при последовательном соединении проводов всех фаз - по схеме "змейка" (рис. 5.4);

встречного включения фаз трансформаторов (рис. 5.5);

перераспределения нагрузок в сети путем повышения токовой нагрузки обогреваемой линии;

наложения дополнительных токов на рабочий ток обогреваемой ВЛ.

5.8.8. Длины ВЛ, на которых может быть выполнена плавка гололеда на проводах способом трехфазного короткого замыкания при различных напряжениях плавки, приведены в табл. 5.3 .

5.8.9. Плавка гололеда на грозозащитных тросах может производиться токами короткого замыкания, искусственно создаваемого на ВЛ, или встречным включением фаз трансформаторов.

При плавке гололеда на грозозащитных тросах в зависимости от напряжения плавки трос должен быть изолирован на опорах ВЛ: с помощью одного изолятора при напряжении плавки 3-20 кВ, двух изоляторов - 35 кВ, четырех изоляторов - 110 кВ.

Таблица 5.3

Длины ВЛ, на которых может быть выполнена плавка гололеда способом трехфазного короткого замыкания при различных напряжениях плавки

Напряжение, подводимое к ВЛ, кВ

Ток плавки, А

Сечение провода по алюминию,

Требуемая мощность,

Возможная длина линии, км

Изоляторы, на которых подвешен трос, должны быть зашунтированы промежутками размером не менее:

60 мм - при одном изоляторе;

100 мм - при двух изоляторах;

150 мм - при четырех изоляторах.

5.8.10. Наиболее распространенными схемами плавки гололеда на тросах являются:

"трос - земля". Эта схема применяется в основном для обогрева тросовых подходов к подстанциям, непротяженных ВЛ 35, 110 кВ и отдельных участков ВЛ 220 кВ;

"трос - трос". Эта схема применяется для обогрева тросов ВЛ 220 кВ и выше с двумя грозозащитными тросами.

5.8.11. Значение тока и продолжительность, необходимые для плавки гололеда переменным током на медных, алюминиевых и сталеалюминиевых проводах и грозозащитных тросах, приведены в табл. 5.4 .

Таблица 5.4

Ток плавки и ток, предупреждающий образование гололеда

Марка и сечение провода,

Ток плавки голодеда, А371

______________________________

* Приведен для гололеда диаметром 5 см при температуре воздуха минус 5°С и скорости ветра 5 м/с.

** Приведен для температуры воздуха минус 5°С и скорости ветра 5 м/с.

Минимальное значение тока, при котором может быть осуществлена плавка гололеда, составляет 0,85 значения длительно допустимой нагрузки на ВЛ.

Значение тока плавки гололеда на стальных проводах и тросах может быть ориентировочно принято, исходя из плотности тока 2 .

5.8.12. При создании схем для плавки гололеда токами короткого замыкания не рекомендуется пользоваться для заземления заземляющими контурами электростанций и подстанций. Заземление проводов ВЛ должно быть независимым.

5.8.13. Для закорачивания фаз или установки заземлений при сборке схем плавки гололеда рекомендуется применять стационарные коммутационные аппараты с ручным или дистанционным управлением.

5.8.14. Схемы плавки гололеда должны быть разработаны для каждой ВЛ с указанием необходимого для плавки гололеда значения тока, максимального тока, допустимого по техническому состоянию элементов ВЛ и оборудования подстанций, материалов и оборудования.

5.8.15. При необходимости удаления гололеда на небольших участках ВЛ, когда применение плавки гололеда невозможно, рекомендуется производить механическую очистку проводов (тросов).

Для механической очистки проводов и тросов от гололеда могут быть применены следующие способы:

сбивание гололеда деревянными, бакелитовыми, стеклопластиковыми шестами;

срезание гололеда металлическим крюком (например, четырехгранным), протаскиваемым по проводу с помощью двух шестов;

срезание гололеда металлическим тросиком, перекинутым через провод или трос, концы которого тянут два человека, идущие вдоль ВЛ;

очистка гололеда с помощью деревянной рогатки, которая накидывается на провод или трос и протаскивается вдоль очищаемого пролета с помощью веревки.

Удаление гололеда с провода может производиться как на отключенной ВЛ, так и на ВЛ, находящейся под напряжением. В последнем случае используются шесты и канаты из изоляционного материала.

5.9. Восстановление обозначений, предупредительных плакатов и сигнальных знаков

5.9.1. На опорах ВЛ должны периодически восстанавливаться постоянные знаки - номер опоры, номер линии (условное обозначение), расцвета фаз, предупредительные плакаты, а на берегах в местах пересечения с судоходной или сплавной рекой, каналом или водохранилищем - сигнальные знаки.

5.9.2. Работы по массовому восстановлению обозначений, предупредительных плакатов и сигнальных знаков должны производиться при очередных капитальных ремонтах ВЛ.

При неисправности (исчезновении) обозначений или плакатов на отдельных опорах ВЛ они должны быть восстановлены при очередном осмотре ВЛ.

5.9.3. Постоянные обозначения и предупредительные плакаты могут выполняться из металла или наноситься по трафарету на поверхность металлических и железобетонных опор атмосферостойкой краской. При осмотрах ВЛ с вертолетов или самолетов размеры цифр и букв обозначений опор для возможности прочтения их рекомендуется принимать по высоте 25-30 см.

5.10. Оформление работ по капитальному ремонту

5.10.1. Законченные работы капитального ремонта должны приниматься службой линий или техническим руководством предприятия электрических сетей, о чем делается отметка в плане-графике, находящемся у мастера по линии и в службе линий или в плановом отделе предприятия.

При выполнении работ, не предусмотренных планом-графиком, делается соответствующая отметка или дополнение в плане-графике.

5.10.2. Помимо отметок в планах-графиках все работы, произведенные на ВЛ, следует оформлять записью в журнале учета работ на ВЛ (см. прил. 5). В записях в журнале учета работ на ВЛ должен быть указан объем выполненной работы, дата выполнения работы, фамилии электромонтеров и производителя работ.

Ежегодно в паспорте линии (см. прил. 5) должны быть отражены все основные выполненные работы (замена опор, проводов и тросов и т.п.) и изменения характеристики ВЛ (новые пересечения, переустройства и т.п.)