Эмигранты о жизни в америке. Как живут русские в сша. Годы активной миграции

Преподобный Савва Крыпецкий был пострижен на Афоне, откуда прибыл в Псков. Он начал подвизаться на Снетной горе в Богородичной обители, близ Пскова, затем перешел в более уединенное место на речку Толву, в обитель преподобного Евфросина (память 15 мая). Наконец, он удалился на совершенное безмолвие в Крыпецкую пустынь, за 15 верст от Толвы, и поселился один при небольшом озере в непроходимом лесу. Пищею отшельника были хлеб и вода, а в среду и пятницу он ничего не вкушал. В отшельнической жизни много он претерпел от нечистых духов, но всегда побеждал их молитвой. Спустя несколько лет уединенной жизни к преподобному Савве стали собираться ревнители пустынной жизни. Они упросили его учредить обитель и построить храм в честь апостола Иоанна Богослова. Преподобный отказался быть игуменом обители и поручил управление иноку Кассиану. К строгому старцу приходили многие из Пскова, которых он исцелял и увещевал, но ни от кого не принимал даров.

Однажды Псковский князь Ярослав Васильевич Оболенский, который часто посещал обитель, приехал к святому вместе с больной супругой. Преподобный Савва послал сказать ему: «Старец, грешный Савва, говорит тебе, князь, не вступай в обитель с княгинею; у нас здесь такое правило – жены не должны входить в обитель: если преступишь отеческую заповедь, княгиня твоя не получит исцеления». Князь просил прощения, что по незнанию хотел нарушить устав. Преподобный Савва вместе с братией вышел за ворота и отслужил молебен. Княгиня исцелела. По ходатайству князя в 1487 году Псков получил грамоту на землю для обители.

Мирян преподобный учил соблюдать чистоту, напоминая о суде Апостольском против сквернителей тела. Богатым и судьям говорил, чтобы не кормились за счет бедных и соблюдали правду. Часто напоминал всем уклоняться от ссор и вражды, сохранять любовь и мир и покрывать ошибки других снисхождением, дабы и нас простили. В обители с самого начала было введено строгое общежитие. И тогда, когда собралось довольно братии и средств, в келье преподобного не было ничего, кроме двух икон, мантии и рогожки, на которую он ложился отдыхать. Той же нищете он обучал братию. Преподобный заповедал им возделывать землю своими руками. Он говорил: «К чему называем мы древних подвижников своими отцами, когда не живем их жизнию, как следует детям. Они бездомные, нищие, проводили время в вертепах, в пустынях и для Господа со всей твердостью покоряли свою плоть духу, не знали покоя ни днем, ни ночью. Возлюбим, дети, благого Господа, не звуками только и одеждою будем показывать любовь нашу к Нему, а делами: любовью друг ко другу, слезами, постом, всяким воздержанием, как совершали это древние отцы».

Благодарный князь построил через мхи и болота мост к обители длиною в 1400 сажен. После своей кончины († 28 августа 1495) преподобный Савва не оставил обители, а много раз оказывал защиту. Однажды ночью к монастырю подошли разбойники. Но они увидели благолепного старца, который, держа в руке жезл, грозно велел им покаяться. Наутро узнали, что в монастыре такого старца не было, и поняли, что это являлся сам преподобный Савва. Предводитель разбойников покаялся игумену и остался жить в монастыре.

Преподобный Савва был высок ростом, с бородой седой, как снег, круглою, густою и не очень долгою. В таком виде он явился в середине ХVI века иноку Исаии, указав, где находятся его нетленные мощи. Тогда же, в 1555 году, по просьбе Крыпецкой братии, псковский священник Василий написал житие преподобного Саввы и ему было установлено празднование.

Савва Крыпецкий, преподобный

Преподобный отец наш Савва родился не в Русской земле. Некоторые полагают, что пришел он из Сербской земли в богохранимый град Псков, другие же - что от горы Афонской. Сперва он поселился на Снетной горе в Богородичной обители, близ Пскова, затем перешел в более уединенное место на речку Толву, в обитель преподобного Евфросина (память 15/28 мая). Преподобный Евфросин принял его, поручив исполнять обязанности монастырского слуги. Инок Савва исполнял эти обязанности ревностно и со смирением. Спустя немного времени возгорелось в Савве пламенное желание послужить Единому Богу в безмолвии пустынном и, испросив благословения у великого Евфросина, он ушел в Крыпецкую пустынь, за 15 верст от Толвы, и поселился один при небольшом озере в непроходимом лесу. Пищей отшельника были хлеб и вода, а в среду и пятницу он ничего не вкушал. В отшельнической жизни он много претерпел от нечистых духов, но всегда побеждал их молитвой. Утвердившись на пустынном холме, преподобный соорудил небольшую церковь во имя св. евангелиста Иоанна Богослова, ибо начали уже стекаться к нему из Пскова и окрестных мест ученики, привлекаемые молвою о его святой жизни. Имя блаженного Саввы было у всех на устах: одни восхваляли его высокое смирение, нестяжательный нрав и трудолюбный подвиг, других же привлекала к нему сладость его учения, и так собрались к нему на сожительство иноки.

Всех с любовью принимал преподобный Савва. Князья, посадники, бояре и благочестивые люди города Пскова стали приходить к нему за духовным советом, и всех отпускал он с назиданием, поучая их воздерживаться от лености и неправды, от зависти и клеветы и пребывать в чистоте телесной, по слову апостола, что всякий грех есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела (1 Кор. 6, 18), потому все нечисто живущие, если не покаются, осуждены будут на вечные муки. Наипаче заповедовал иметь всем любовь и братолюбие искреннее между собою, ибо, по выражению апостольскому, любовь милосердствует, не завидует, не превозносится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине, все любит, всему верит, всего надеется, все терпит, любовь никогда не перестает (1 Кор. 13, 4–8).

Богатых он поучал милостыне, напоминая им сказанное в Писании, что дом милостивых не оскудеет; судьям внушал праведный суд, чтобы не обижали братию, ибо они имеют Судию на небесах и той же мерой возмерится им. Таким образом устроил он спасение многих душ, и некоторые из приходивших к нему не хотели более возвращаться в мир. Посадники же и бояре начали давать имущества для сооружения обители, но игуменом преподобный отказался быть и поручил управление иноку Кассиану.

В обители с самого начала было введено строгое общежитие. И тогда, когда собралось довольно братии и средств, в келлии самого преподобного не было ничего, кроме двух икон, мантии и рогожки, на которую он ложился отдыхать. Той же нищете он обучал братию. Преподобный заповедал им возделывать землю своими руками. Он говорил: «К чему называем мы древних подвижников своими отцами, когда не живем их жизнью, как следует детям. Они, бездомные, нищии, проводили время в вертепах, в пустынях и для Господа со всей твердостью покоряли свою плоть духу, не знали покоя ни днем, ни ночью. Возлюбленные дети благого Господа, не звуками только и одеждою будем показывать любовь нашу к Нему, а делами: любовью друг ко другу, слезами, постом, всяким воздержанием, как совершали это древние отцы».

К строгому старцу приходили многие из Пскова, которых он исцелял и увещевал, но ни от кого не принимал даров. Однажды псковский князь Ярослав Васильевич Оболенский, который часто посещал обитель, приехал к святому вместе с больной супругой. Преподобный Савва послал сказать ему: «Старец, грешный Савва, говорит тебе, князь, не вступай в обитель с княгиней; у нас здесь такое правило - жены не должны входить в обитель; если преступишь отеческую заповедь, княгиня твоя не получит исцеления». Князь просил прощения, что по незнанию хотел нарушить устав. Преподобный Савва вместе с братией вышел за ворота и отслужил молебен. Княгиня исцелела. И благодарный князь построил через мхи и болота к обители мост длиной в 1400 сажен и по его ходатайству в 1487 году Псков получил грамоту на землю для обители.

Преподобный Савва прожил много лет и в 1495 году, 28 августа, отошел ко Господу. Но и после своей кончины преподобный Савва не оставил обители, а много раз оказывал защиту. Однажды ночью к монастырю подошли разбойники, но они увидели благолепного старца с жезлом в руке, который грозно велел им покаяться. Наутро узнали, что в монастыре такого старца не было, и поняли, что это явился им преподобный Савва. Предводитель разбойников покаялся игумену и остался жить в монастыре.

Преподобный Савва был высок ростом, с бородой седой, как снег, круглой, густой и не очень долгой. В таком виде он явился в середине XVI века иноку Исаии, указав, где находятся его нетленные мощи. Тогда же, в 1555 году, по просьбе крыпецкой братии псковский священник Василий написал житие преподобного Саввы и ему было установлено празднование.

Из книги Толковый Типикон. Часть I автора Скабалланович Михаил

Преподобный Савва Освященный Прп. Савва († 532 г.) - представитель того нового типа подвижничества и иночества, который деятельную жизнь предпочитал созерцательной («деяние обрел в видения восход», по выражению церковной песни): распространение сети монастырей и

Из книги Русские святые автора Автор неизвестен

Савва Вишерский, преподобный Преподобный Савва Вишерский родился в городе Кашине Тверского княжества. Его отец Иван Васильевич Борозда происходил из благородного и славного рода, отличавшегося в боях воинскими доблестями. Еще в самых юных летах Савва отличался

Из книги Русские святые. Декабрь-Февраль автора Автор неизвестен

Савва Сторожевский, Звенигоровский чудотворец, преподобный Прп. Савва Звенигородский был одним из учеников прп. Сергия, Радонежского чудотворца. От юности возлюбив чистое и целомудренное житие и отвергши суетные прелести мира, Савва пришел в пустыню к прп. Сергию и

Из книги Русские святые. Июнь–Август автора Автор неизвестен

Савва Стромынский, преподобный Преподобный Савва Стромынский, ученик преподобного Сергия Радонежского, вместе с преподобным Леонтием основал Стромынский монастырь. С 1381 по 1392 гг. был игуменом основанной обители. Преподобный Савва преставился в 1392 году и погребен в

Из книги Русские святые. Март-Май автора Автор неизвестен

Савва, архиепископ Сурожский Святитель Савва, архиепископ Сурожский (ныне город Судак) жил в Крыму (ранее XII века). Известие о нем сохранилось в записи на полях греческой Минеи XII века. В пяти верстах от бывшего города Сурожа существует гора, называемая Ай-Савва (святой

Из книги Русские святые автора (Карцова), монахиня Таисия

Преподобный Савва Печерский Память его празднуется 24 апр. в день тезоименитства со св. мучеником Саввой Стратилатом, 28 сент. вместе с Собором прпп. отиев Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, и во 2-ю Неделю Великого поста вместе с Собором всех прпп. отцев

Из книги Самые знаменитые святые и чудотворцы России автора Карпов Алексей Юрьевич

Преподобный Савва Сторожевский, или Звенигородский (+ 1407) Память его празднуется 3 дек. в день преставления, 19 янв. в день обретения мощей и 6 июля вместе с собором Радонежских святыхПрп. Савва родился в 1327 г. Он пришел к прп. Сергию двадцатилетним юношей и был одним из

Из книги Помоги, Господи, не унывать автора (Гудков) Игумен Митрофан

Преподобный Савва, Вишерский столпник, Новгородский чудотворец (+ 1460) Память его празднуется 1 окт. в день преставления,и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых, в 1-ю Неделю после праздника свв. апостолов Петра и Павла (29 июня) вместе с Собором

Из книги Почитание святых автора Михалицын Павел Евгеньевич

САВВА СТОРОЖЕВСКИЙ (ум. 1407)Преподобный Савва, Звенигородский чудотворец, был учеником святого Сергия Радонежского. О рождении и юношеских годах его сведений не сохранилось. Житие святого было составлено иноком Маркеллом (будущим игуменом Новгородского Хутынского

Из книги СЛОВАРЬ ИСТОРИЧЕСКИЙ О СВЯТЫХ,ПРОСЛАВЛЕННЫХ В РОССИЙСКОЙ ЦЕРКВИ автора Коллектив авторов

Преподобный Савва Дорофей. Не оправдывайте самих себя …Сам Господь научает нас, как посредством святых заповедей очищаться и от самых страстей, чтобы чрез них не впасть опять в те же грехи. Наконец, показывает нам и причину, от которой приходит человек в небрежение и

Из книги автора

Преподобный Савва Освященный Преподобный Савва Освященный родился в V в. в Каппадокии в благочестивой христианской семье Иоанна и Софии. Его отец был военачальником. Уехав по делам службы в Александрию, он взял с собой жену, а пятилетнего сына оставил на попечение

Из книги автора

САВВА, преподобный Звенигородский постриженик и ученик св. Сергия Радонежского. Он монашествовал сперва в обители св. Троицы, где даже был, но не долго, игуменом. Удалясь оттуда в пустыню, лежащую на Москве реке, устроил там келью, и отшельником проводил жизнь в посте и

Из книги автора

САВВА, преподобный Крыпецкий Псковский чудотворец; кто был родом, неизвестно; прибыл в Россию около половины XV века, как полагают, из Сербии или с Афонской горы, и поселился близ города Пскова, в монастыре Пресв. Богородицы, что на Снятной горе, и был там несколько времени в

Из книги автора

САВВА, преподобный Вишерский уроженец Кашинский, происходил от рода дворян Бороздиных. С юных лет приняв иноческий сан, он отошел в пустыню на реку Вишеру, в семи верстах от Новгорода, и там, по благословению архиепископа Новгородского Симеона, построил (1418 г.) деревянную

Из книги автора

САВВА, преподобный, игумен Андрониева Спасова монастыря (см.

Из книги автора

САВВА, преподобный Печерский мощи его почивают открыто в пещерах Антониевых; когда преставился, неизвестно. Житие Саввы в Патерике не описано; память его совершается в Киевопечерской лавре 24 апреля (277) Пат. Печ. Опис. Киев.

Наказание Божие за кощунство

Случилось это чудо во второй половине 90-х годов XIX века. Некая Анна Егоровна из деревни Подборовье, что рядом с Крыпецкой обителью, рассказывала историю, которую ей поведал ее дядя Петр Янорьев. Он, тогда еще мальчик, ходил из своей деревни Ильинщины в монастырь работать на скотном дворе. В то время в монастыре плотники из деревни Романово перестилали полы в приделе преподобного Саввы.

Настоятель монастыря - игумен Александр - предупредил плотников, что в том месте, где они работают, под спудом покоятся мощи святого. Он просил их быть особенно осторожными, дабы не потревожить и не оскорбить ничем угодника Божьего. Но только ушел настоятель, как один из рабочих, не поверив его словам, бросил лом в могилу преподобного. Суд Божий тут же настиг его. Из земли, где почивал святой, вышло пламя и возгорелась одежда на плотнике. С громким криком бросился он к Святому озеру и только в его водах смог погасить полыхавшее одеяние. Но не смог избавиться от огня, палящего изнутри, поэтому продолжал кричать от невыносимого страдания. Братия монастыря, видя его мучения, стали молиться вместе с ним: просить святого Савву простить неразумному его дерзкое кощунство.

Несчастный получил облегчение только после 30 молебнов, запомнив на всю жизнь: «Бог поругаем не бывает».

Исцеление от беснования

В 1919 году, когда монастырь еще не подвергся окончательному разорению, произошло следующее чудо. Некие благодетели привели в обитель бесноватую рабу Божию Евдокию из деревни Поддубье. Бесноватая обладала невероятной силой, чем наводила ужас на окружающих людей и себе причиняла страшные муки. Ее приходилось вязать по рукам и ногам не только веревками, но и цепями.

Один монах из братии, отмеченный особой духовной благодатью по своей праведной жизни, отчитывал несчастную в единственном действовавшем тогда храме обители. По молитвам преподобного Саввы и блаженного монаха Корнилия болящая получила освобождение от одержания злым духом.

Чудо явления святого Саввы мальчику

Свидетелями этого чуда стали пять благочестивых православных женщин, отправившихся 16 ноября 1956 года (после Покрова) в Крыпецкую обитель, которая в то время пребывала в полном разорении, забвении и запустении. Женщины эти: Евдокия Тимофеевна Тимофеева, Анна Егоровна, Анна Степанова, Анастасия Миркушина и раба Божия Нина.
Когда паломницы пришли в монастырь, то увидели в храме скотный двор, чем оскорбились до глубины души. Евдокия Тимофеева с плачем обходила храм и прикладывалась к оскверненным нечистотами стенам. Мысленно она обращалась к святому Савве с молитвой и вопрошала: «Преподобный Савва, неужели ты здесь пребываешь, и мощи твои святые здесь почивают?».

Отправились женщины в обратный путь. В дороге Анна Степанова вспомнила, что оставила где-то у Святого озера свой платок, который был ей по-особенному дорог. Евдокия и другая Анна предложили огорченной спутнице вернуться и поискать пропажу. Уже смеркалось, когда они подошли к обители. Паломницы попросили фонарь у Ирины, что жила недалеко от монастыря. К сожалению, поиски оказались безуспешными. Возвращая фонарь хозяйке, женщины попросили в случае обнаружения потери сообщить Анне.

От продолжительной ходьбы по колено в болотной грязи паломницы очень утомились. Евдокия, совсем расстроенная и обессиленная, опустилась прямо в грязь на колени и стала молиться святому Савве, вспоминая все печали и страдания своей жизни. Анна Егоровна в задумчивости стояла к ней спиной, думая о своем. И вдруг Евдокия увидела в небе какое-то необыкновенное свечение. Вдвоем они стали со священным страхом взирать на небеса и увидели, что над монастырским храмом в небе стоит золотая рака. Она горела неземным огнем, излучая ослепительный свет. А от плащаницы исходили три луча, которые освещали храм. С трепетом и радостью женщины двинулись дальше, постоянно оглядываясь назад и наслаждаясь необыкновенным светом. Когда подошли к озеру, заметили, что свет в небе стал гаснуть, но преобразилась водная гладь. Будто озеро наполнилось радостью: вода в нем взыграла и заплескалась безо всякого ветра.

Догнав своих спутниц, женщины поведали о необыкновенном видении. Все вместе быстро и легко дошли до избы Анны Егоровны. Дома был ее сынишка Миша, который сидел за уроками. Увидев мать, мальчик рассказал, что недавно заходил какой-то очень светлый дедушка с круглой бородой. Он ничего не сказал, только повесил платок на гвоздик в стене и ушел. Женщины, услышав это, застыли в изумленном благоговении - перед ними висел потерянный платок Анны Степановой.

«Святым, иже суть на Земле Его, удиви Господь вся хотения своя в них...» (Пс. 15, 3). Это ли не доказательство того, что мощи преподобного Саввы и поныне сохраняются в его обители, а свет и во тьме светит.

Чудо об исцелении от глазной болезни

Об этом чуде рассказал Иван Лермонтов, житель славного города Пскова: «До самой смерти буду помнить, как помог мне преподобный Савва Крыпецкий».

А дело было так. В начале семидесятых годов он зарабатывал тем, что ремонтировал дома. Работать приходилось на открытом воздухе в любую погоду. И случилось Ивану сильно простудиться. Осложнение болезнь дала на глаза. Врачи говорили, что-то вроде нарушения фокусировки глаз. Стал несчастный видеть все вдвойне: идет по дороге - видит две дороги, идет навстречу прохожий - видит вместо одного двух человек.

Лечение не помогало. Благочестивая жена Ивана посоветовала ему поехать в заброшенный Крыпецкий монастырь, где, несмотря на запустение, был жив дух благодати. В надежде, что Бог поможет по молитвам святых Своих, с большим трудом отправился болящий Иван в обитель. Там он молился святому Савве, плакал, просил помочь. Молитва была горячей и усердной.

После умылся в святом источнике и искупался. Уже на обратном пути Иван почувствовал, что глазам полегчало. Двоение прошло без следа! Радости Ивана не было предела.

Врач, конечно, посчитал, что помогло назначенное лечение. Кто же помог на самом деле, знал излечившийся.

Свидетельства об этих чудесах собраны протоиереем Романом Гуцу.

Чудо о необыкновенном обретении средств на восстановление монастыря

В середине 90-х годов прошлого века обитель стояла в разрухе. По Божией благодати отцу Дамаскину было доверено великое дело: восстановление святого места, которое после долгих лет разорения было возвращено в лоно Православной Церкви. Обживаться здесь приходилось почти как преподобному Савве: в глуши, без дорог, без средств, без трудников и рабочих. Твердая вера в помощь Божию, молитвы к святым угодникам помогали настоятелю смиренно обивать пороги власть имущих и предпринимателей - просить на святое дело. Многих обошел отец Дамаскин. Некоторые даже и слушать его не хотели, молча указывая на дверь. Все терпел подвижник ради Господа. Вот и в очередной раз ушел он ни с чем из приемной одного начальника. Ушел и забыл, как называлось место, где просил без пользы.

Но не смог забыть об этом посещении начальник, к которому не допустили наместника! Потом он сам поведал отцу Дамаскину, что в ночь после неудачного визита просителя, ему, всегда спавшему крепким сном без сновидений, вдруг привиделся во сне старец с белой круглой бородой на фоне храма. Старец указал на полуразрушенный храм, на ветхую колокольню и призвал помочь в их восстановлении. Проснувшись, начальник подивился такому сну, но за делами тут же забыл о нем. На следующую ночь он увидел то же самое. И так три ночи подряд являлся ему во сне необычный старец и говорил о том, что надо помочь какому-то монастырю, а где он расположен - ни слова. Необъяснимая тревога вошла в сердце начальника. Стал он ездить по окрестным псковским обителям. Побывал в Печерском, в Снетогорском, Спасо-Елеазаровском монастырях и других местах, но все были не похожи на ту обитель, что видел он во сне. Собирался уже оставить поиски, да услышал, что открылся новый монастырь под Псковом - Крыпецкий.

Нашел начальник на карте село Крыпецкое и отправился в путь. Как плутал, пока доехал, и вспоминать страшно: дорог проезжих к обители не было. Добрался к вечеру и узнал, наконец, «свой» монастырь. К нечаянному гостю из полуразрушенной колокольни вышел настоятель. Начальник тут же поведал ему свою историю. Отец Дамаскин, выслушав, принес гостю икону преподобного Саввы, взглянув на которую, он узнал старца из своего сна.

Вернувшись в город, начальник стал ходатайствовать о помощи для обители.С тех пор руководитель предприятия неоднократно помогал монастырю транспортом, деньгами, нужными в строительных делах материалами. А наместник и братия не забывают поминать своих благодетелей в молитвах.