Если не отдают свидетельство о смерти. Умерла тетя, по завещанию имущество отписала мне, в загсе не дают свидетельство о смерти, как быть? Оформление наследства в Украине: процедура, цены, «подводные камни»

Когда человек покидает этот мир, его родственникам приходится решать сложные вопросы, связанные с документальным оформлением ухода из жизни. Однако чаще всего люди не разбираются в правилах составления бумаг до момента наступления трагедии, но действовать нужно быстро. Для этого необходимо знать, куда обращаться и какие бумаги запрашивать в госорганах. Рассмотрим, что представляет собой справка о смерти и каков процесс ее оформления.

Особенности процедуры

Справка о смерти необходима родственникам покойного для получения погребального пособия. Она нужна как доказательство факта ухода физлица из жизни и того, что его можно уволить с работы, выписать из жилья и т. д.

Различают следующие виды документов

Свидетельство о смерти доказывает факт того, что гражданин мертв. Оно оформляется на специальном бланке и отличается от медицинской справки высокой степенью защиты. Только с гербовым свидетельством можно обращаться в судебную инстанцию с иском по имущественным, наследственным и прочим вопросам, возникающим у родственников усопшего.

Что касается справки по форме № 33, то ее получение необязательно. Она нужна исключительно в тех случаях, когда родственники покойного собираются оформить погребальное пособие. Такая бумага выдается в ЗАГСе после того, как получено медицинское свидетельство о смерти из медучреждения (морга). Соответственно все 3 вида справок нельзя считать равноценными, поскольку главным является свидетельство о смерти.

Оформление бланка № 33 осуществляется по месту:

  • расположения медучреждения, в котором зафиксировали факт смерти;
  • смерти;
  • последней прописки.

Справку выдают в один день с гербовым свидетельством. Оба документа направляются территориальным органом ЗАГС по месту постоянного проживания покойного, и оплачивать их не нужно. Если гражданин РФ умер в чужой стране, свидетельство придется получать именно там. В каждом государстве действуют свои правила выдачи и требуются определенные документы. Кроме того, в данном случае необходимо заявить в консульство РФ.

Для получения оформленного бланка 33 заявителю нужно предоставить свой паспорт и паспорт покойного гражданина, а также свидетельство о смерти с медучреждения (морга). На основании этой документации органы ЗАГС выдают гербовое свидетельство и справку о смерти. При этом сотрудник ЗАГС забирает для подшивки к делу бумагу из медучреждения по форме 106/у-08.

Какие бывают формы документа

Существует 2 вида справки о смерти: № 33 и № 34. Если первая из них выдается бесплатно вместе с гербовым свидетельством и предназначена для предоставления в качестве доказательства факта смерти физлица с целью оформления материального пособия на погребение, то вторая является платной архивной справкой.

В форме 33 указываются следующие сведения:

  • дата и № записи акта гражданского состояния;
  • ФИО с датой рождения покойного;
  • причина ухода из жизни;
  • дата с местом смерти;
  • наименование органа ЗАГС;
  • место госрегистрации;
  • дата выдачи.

Внизу страницы обязательно проставляются печать с подписью руководителя органа актов гражданского состояния. В форме 34 не указываются дата рождения с причиной ухода физлица из жизни, но отмечается тот факт, что ее можно дополнять иными сведениями.

С первых дней жизни человек должен получать документы, которые подтверждают его статус в обществе и государстве. В частности, необходимо документально оформить рождение гражданина, его гражданство, образование, стаж, семейное положение, а иногда и состояние здоровья. Эти документы позволяют вступать в правовые отношения по приобретению имущества, получению работы, созданию семьи или отчуждению собственности.

Гибель человека не прекращает его обязательств автоматически. Даже после его преждевременного ухода, близким нужно будет получить свидетельство о смерти родственника-официальное подтверждение этого события.

Как получить подтверждение о гибели человека

Документы о летальном исходе необходимо предоставить:

  • на кладбище для приобретения места захоронения;
  • в Пенсионный фонд для прекращения начислений обязательных выплат;
  • в органы росреестра и ГАИ для снятия с учета имущества;
  • по месту работы для оформления прекращения трудовых отношений;
  • нотариусу для открытия наследства.

Факт гибели лица подтверждается специальным свидетельством, которое выдается компетентными государственными органами.

Чтобы оформить свидетельство о летальном исходе человека, прежде всего необходимо получить медсправку, уточняющую факты и причинах остановки сердца у покойного.

Мед. заключение о гибели выдается:

  • учреждением здравоохранения, в котором умерший проходил лечение;
  • участковой больницей по месту учета покойного;
  • бригадой скорой помощи.

Справка. Если смерть человека наступает в молодом возрасте или ее причины не установлены, заключение выдается учреждением судмедэкспертизы.

Медицинское заключение о подтверждении летального исхода оформляется на основании паспорта умершего гражданина по установленной законодательством РФ форме. Бланк справки предполагает заполнение следующей информации:

  • фамилии и инициалов, года рождения покойного;
  • адреса дислокации покойного;
  • серии и номера удостоверяющего гражданство документа;
  • реквизиты страхового полиса;
  • диагноз или причина смерти умершего;
  • фамилия и инициалы врача, который выдал медсправку.

На справке проставляется печать мед учреждения.

Получить справку могут родные покойного. Согласно правилам об охране личной и семейной тайны, медзаключение о смерти выдается только после предъявления гражданином фактов, удостоверяющих наличие родственных связей с покойным.

Справка о факте гибели должна быть оформлена в день обращения за ее выдачей. Однако, если для установления причин летального исхода необходимо проводить анализы или дополнительные экспертизы, официальное заключение подлежит передаче родственникам не позднее двух календарных дней с момента окончания таких исследований.

Взять свидетельство о смерти можно в том органе, где оформляются все акты гражданского состояния – в управлении ЗАГСа или его территориальных подразделениях.

Для его получения необходимо обратиться к специалисту госучреждения и представить следующие документы:

  • устанавливающие личности заявителя;
  • медсправку о летальном исходе;
  • паспорт покойного родственника;
  • заявление о получении акта.

Информация. Если родственники не могут найти времени или сил для оперативного оформления нужных бумаг (например, находятся в тяжелом эмоциональном или физическом состоянии), документ о смерти их близкого можно получить по доверенности.

Акт о смертельном исходе человека должен содержать следующие сведения:

  • ф.и.о., дату и место рождения;
  • дату и место смерти;
  • номер и дату составления записи;
  • место окончания жизни;
  • число, месяц, год выдачи документа;
  • инициалы руководителя органа ЗАГСа;
  • серию и номер бланка.

На документе проставляется печать и подпись заверившего его должностного лица.

Вместе со свидетельством в РФ выдается справка на материальную помощь в захоронении погибшего лица, которое можно предъявить по месту работы покойного или в территориальный орган пенсионного фонда.

Что делать при потере документа

Поскольку сама ситуация, при которой выдается вся документация, является эмоционально тяжелой для близких и друзей, не исключена вероятность потери справок или заключений в момент их выдачи либо по истечении нескольких дней. Чтобы все же завершить оформление летального исхода, родственникам необходимо знать, как получить повторное свидетельство о смерти, если оно будет потеряно.

Чтобы повторно получить заключение, выданное госорганом, необходимо обратиться по месту его первого оформления и заполнить соответствующее заявление.

В ЗАГС за копией, свидетельствующей о гибели гражданина, могут обратиться:

  • родственник, потерявший или утративший первый экземпляр;
  • иные родственники, которым по какой-либо причине необходим отдельный бланк;
  • заинтересованные граждане, на права или обязанности которых повлиял преждевременный уход лица.

Получить дубликат свидетельства о смерти родственника можно посредством электронной системы «Госуслуги». Для этого заявителю, прежде всего, необходимо зарегистрироваться на едином портале самостоятельно или через органы МФЦ и подтвердить учетную запись.

После активации приложений, необходимо найти вкладку «Категория услуг» и заполнить бланк заявления на выдачу в электронном формате. Для оформления запроса понадобятся данные:

  • ф.и.о. заявителя;
  • адреса проживания, реквизиты паспорта;
  • контактной информации;
  • фамилии и инициалов покойного, даты и места его смерти;
  • номера и серии первого акта, если их удалось переписать или откопировать;
  • место нахождения органа, в котором предполагается получение нового свидетельства.

Интересно. На получение нового извещения о гибели родственника в стандартной ситуации в среднем уйдет 1-3 дня. Если по каким-либо причинам данные о предыдущем документе отсутствуют в электронных базах или архивах, то ждать новое свидетельство можно на протяжении месяца.

Стоимость оформления

Получение документации по случаю утраты близкого человека является бесплатным. Платить за такой документ должны будут только граждане, которые получают его дубликат. Информацию о том, сколько стоит повторное свидетельство о смерти, можно узнать:

  • из выдержек законодательных актов, устанавливающих размер пошлин за совершение повторного оформления;
  • при заполнении заявки в системе «Госуслуги»;
  • при личном обращении к специалистам ЗАГСа.

За выдачу повторного экземпляра размер пошлины составляет 350 рублей. Если сведения необходимо будет восстановить в архиве, то за такую справку нужно будет оплатить 200 руб.

СПб и область

Внимание! Юристы не записывают на приём, не проверяют готовность документов, не консультируют по адресам и режимам работы МФЦ, не оказывают техническую поддержку по порталу Госуслуг!

Свидетельство о смерти защищено от подделки

Свидетельство о смерти является невероятно важным документом практически таким же как свидетельство о рождении или о заключении брака. В документе указывается время, место и причина смерти погибших. В большинстве стран мира свидетельства хранятся в гос. архивах.

Получить копию такого документа можно при обращении, после официального запроса. Хотя во многих регионах по причине страха личных данных данный процесс был намеренно усложнен.

Обычно выдачей данного документа занимается доктор или медицинский эксперт. Но в некоторых случаях причина смерти и так понятна и справку заполняется на месте экспертом, либо работниками полиции.

Документ должен выдаваться как можно скорей, иначе доктора могут подвергаться штрафам за задержки. Если тело было передано на вскрытие для того чтобы выяснить все причины смерти, то этот момент также должен быть указан в документе.

В некоторых обстоятельствах данный документ выдается вовсе без тела. Например, если человек был потерян без вести или в случае катастрофы. заполняется для того чтобы члены семьи покойного могли получать пособия. Иногда свидетельство выдается в течение семи лет с момента пропажи. Такое длительное отсутствие заставляет думать о смерти человека.