Если сбил человека не на пешеходном переходе. Что будет если сбил пешехода на пешеходном переходе? Что делать, если сбили пешехода

Переходят дорогу как им удобно, часто вопреки здравому смыслу и пренебрегая собственной безопасностью. По данным ГИБДД России за 4 месяца 2014 года в ДТП пострадало 7482 , 1288 из них погибли.
В случае наезда , даже по вине самого пешехода, водителя ждут длительные и неприятные последствия.

Уголовная ответственность

В первую очередь, сотрудники полиции инициируют проверку по факту наезда для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Проверка будет проводиться по двум направлениям:
1. Установление возможности избежать наезда на пешехода в конкретном случае; имело ли место нарушение водителем Правил дорожного движения; техническая исправность транспортного средства на момент совершения наезда.
Практика показывает, что любая возможность избежать наезда трактуется как нарушение правил дорожного движения водителем.
Если в ходе проверки устанавливается полная невиновность водителя, то водитель не подлежит ни уголовной, ни административной ответственности.
2. Степень тяжести вреда, причиненного здоровью пешехода.
Если пешеход получил тяжкий вред здоровью или умер, то это является одним из оснований для привлечения к уголовной ответственности. Тяжким вредом считается состояние, угрожающее наступлением смерти или наступившей длительной и/или стойкой нетрудоспособностью. Степень тяжести определяет судебно-медицинская экспертиза. Если экспертиза признает причиненный вред средней или легкой тяжести, то в возбуждении уголовного дела будет отказано, даже при наличии вины водителя, и материал будет передан в суд для административного разбирательства.

Максимальный срок наказания по таким делам - лишение свободы до 9 лет и лишение прав сроком до 3 лет.

Административное наказание

Если потерпевшему причинен вред здоровью средней тяжести или легкий вред здоровью, то в отношении водителя, допустившего , будет применено административное производство. В зависимости от степени вины и причиненного ущерба суд может назначить штраф от 2 500 до 25 000 рублей и лишение права управлять транспортными средствами сроком от 1 года до 2 лет.

Гражданская ответственность

Владелец транспортного средства является владельцем источника повышенной опасности, в связи с этим несет полную гражданскую ответственность за причиненный вред в ходе эксплуатации транспортного средства. То есть ВНЕ ЗАВИСИМОСТИ по чьей вине произошло ДТП, владелец транспорта должен возместить затраты на лечение (и/или похороны), испорченную одежду и другие материальные потери. Освободить от возмещения вреда может суд, если в ходе процесса владелец транспортного средства докажет, что вред был причинен в результате непреодолимой силы или по умыслу потерпевшего.

Автомобиль - это не роскошь, а средство передвижения. Кто из нас не слышал этот тезис, ставший уже практически афоризмом? Однако тенденции современного рынка автомобилей в России все сильнее и сильнее переворачивают это высказывание с ног на голову. Злободневная реальность такова, что автомобиль вновь становится предметом роскоши. Вместо того чтобы купить себе практичный "универсал" в хорошей комплектации, будущий автовладелец уже посматривает в сторону кроссовера, несмотря на более скудное оснащение. Ведь такие "квази-вседорожники" сейчас в тренде. Но каков бы ни был автомобиль, начиная от двухместных малюток типа "Смарт" и заканчивая такими гигантами, как "Форд Ф-150" или "Тойота-Тундра", он всегда был и остается механизмом, способным нанести серьезный вред здоровью как водителя, так и пешехода.

Источник повышенной опасности

Самая страшная опасность для любого водителя - это наезд на пешехода. При этом уже становится не так важно, или он нарушил правила дорожного движения. Моральная травма останется на всю его оставшуюся жизнь, особенно если наезд обернется для пострадавшего летальным исходом. Более того, превентивно будет виноват именно тот, кто управлял автомобилем, источником повышенной опасности. Ответственность за сбитого пешехода всегда ложится на плечи того, кто это сделал. Все экспертизы и разбирательства будут позже, и, по сути, водителю придется доказывать свою правоту вразрез с основными положениями Конституции о

Суровая реальность

В нашей жизни может случиться всякое, и надо постараться быть готовым к основным неприятностям, с которыми может столкнуться на своем жизненном пути. Самое главное, не паниковать и не усугубить ситуацию своими дальнейшими действиями.

Все происходит буквально за доли секунды. Раздается отчаянный визг тормозов, потом глухой удар, сопровождающийся, как правило, звоном разбитого стекла, и тело пешехода отлетает в сторону от автомобиля. Как бы нам ни хотелось об этом думать, но следует сразу признать факт - произошло ДТП с участием пешехода. И если за рулем были вы, то вам за это и отвечать.

Сразу после столкновения

Первым делом надо заглушить мотор автомобиля и, выйдя из транспортного средства, убедиться в том, что созданная ситуация не повлечет дальнейших аварий. Если все в пределах нормы - бегом к пострадавшему, оказывать ему первую помощь. Есть сомнения или много машин вокруг? Попросите кого-нибудь рядом предупредить других водителей и вызвать спасателей и инспекторов дорожно-постовой службы.

Дальнейшие действия зависят от состояния пострадавшего. Если водитель совершил наезд на пешехода, но тот в сознании, пытается подняться или самостоятельно покинуть место происшествия, попросите его не делать этого. Узнайте, нужна ли ему медицинская помощь, предложите отвезти его в больницу. Визуально оцените его состояние. Иногда люди в состоянии шока могут подняться на ноги и уйти с открытым переломом ноги или отбитыми внутренними органами при обильном кровотечении изо рта, носа или ушей. А спустя полчаса теряют сознание или, что еще страшнее, падают замертво. Помните главное правило - если водитель сбил пешехода, ответственность за это ложится на него в любом случае. Лучше всего дождаться наряда ДПС, даже если пострадавший покинул место аварии. Ведь вечером он вполне может пойти в полицию и написать на вас заявление.

Срочно звонить спасателям

Не пытайтесь скрыться с места ДТП. Это карается не только за «оставление места аварии», но и «оставление человека в опасности», особенно если его травмы тяжелые. Как определить степень тяжести? Если человек без сознания, бьется в судорогах, у него обильное кровотечение или идет отсутствует дыхание или пульс - нужно срочно звонить в службу спасения. Телефонный номер в Российской Федерации для вызова экстренных служб единый - 112.

После подключения автоматического оператора вызывайте сразу службу скорой медицинской помощи. Назовите ваше полное имя и фамилию, сообщите, что произошел наезд на пешехода, и что он находится в критическом состоянии. Сообщите медику примерное место дорожно-транспортного происшествия и опишите симптомы пострадавшего. Оператор на проводе даст вам точный порядок действий по оказанию первой помощи. Помните, чем быстрее вы сделаете это, тем больше шансов спасти человеческую жизнь.

Что делать потом

Не звоните в полицию сразу, не тратьте драгоценные секунды. Оператор медицинской службы отправит наряд по указанному адресу в любом случае, а если рядом с вами есть свидетели или желающие помочь, то они, скорее всего, уже вызвали полицию. При совершении ДТП с участием пешехода важно как можно быстрее помочь тому человеку, которого вы сбили. Затем еще раз проверьте безопасность вокруг вас, выставите знак аварийной остановки, наденьте световозвращающий жилет и только после этого сделайте звонок в полицию, чтобы сообщить об инциденте.

От того, как вы позаботились о пострадавшем и как быстро и четко выполнили все пункты, которые прописываются в таких ситуациях в правилах дорожного движения, будет зависеть ваша степень вины и вынесенное вам наказание. Ответственность за наезд на пешехода может предусматривать как денежный штраф, так и возбуждение уголовного дела с возможным лишением свободы.

Перебегая проезжую часть

Пешеход всегда сильно рискует. Согласно он должен ее пересекать по минимально короткому пути и только убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств. Если водитель сбил пешехода не на пешеходном переходе, то ему позже, в суде, будет легче доказать свою невиновность. Беспечность пострадавшего будет стоить ему не только подорванного здоровья, но и отсутствия компенсации со стороны автолюбителя, совершившего наезд. Особое место занимают случаи, когда пострадавший был под действием алкоголя или сильнодействующих психотропных препаратов, изменяющих восприятие существующей реальности. Как мы все прекрасно знаем, участникам дорожного движения запрещено находиться в состоянии наркотического или алкогольного опьянения. Поэтому, пересекая автодорожное полотно, да и просто находясь на пешеходном тротуаре (ведь он также относится к определению «дорога»), пешеход становится участником дорожного движения, равно как и водитель автомобиля, велосипеда или гужевой погонщик. Выходя на улицу в нетрезвом состоянии, пешеход заранее нарушает установленные нормы и правила дорожного движения, что, несомненно, будет учтено в суде не в его пользу. Даже если водитель сбил пешехода на ответственность будут делить между собой оба участника дорожного инцидента. Здесь не рассматриваются случаи, когда сам водитель находится в алкогольном или наркотическом опьянении. Такие ситуации караются по отдельным статьям жестко и справедливо: огромные денежные штрафы, лишение права управления транспортным средством, возмещение пострадавшей стороне, лишение свободы или принудительные общественные работы.

Опасная "зебра"

Если водитель сбил пешехода на пешеходном переходе, то в этом случае все сложнее. Ведь, согласно пункту 14.1 свода правил дорожного движения, водитель обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть. Более того, следующий пункт, 14.2, регламентирует обязательное снижение скорости вплоть до полной остановки, если другое транспортное средство снизило скорость или остановилось перед пешеходным перекрестком. Эти две аксиомы движения по улицам городов должны быть заучены и применяться водителями на уровне подсознания при управлении автомобилем. Ведь именно поэтому, если в настоящее время водитель сбил пешехода на пешеходном переходе, ответственность будет ложиться на него в любом случае. Не успел среагировать - вина водителя, нарушение пункта 14.2, не остановился и снес человека - вина водителя, нарушение пункта 14.1.

В обход

Повышенные штрафы и серьезный контроль со стороны дорожно-постовой службы - это не прихоть чиновников, а результат печальной статистики и попытки исправить положение с использованием метода «стальной руки» или повышения штрафных тарифов. Однако такой подход не всегда работает в полную силу. Возможность за крупную сумму денег или при наличии связей в определенных кругах избежать наказания за совершенный проступок выделяет среди основной массы водителей некую группу лиц, для которых ужесточение закона не создает видимых барьеров и не заставляет их пересмотреть свой стиль вождения. Для такого человека не играет особой роли, что он сбил пешехода вне пешеходного перехода или на нем. Он уверен, что наказание способно обойти его персону стороной. И в этом проблема нашего общества.

Пока у нас не будет достигнут принцип «неотвратимости наказания» за наезд на человека и другие тяжелые ДТП, горестные вести все так же будут врываться в квартиры простых граждан, изменяя статистику пострадавших пешеходов и покалеченных жизней в сторону ее увеличения.

В суд в любом случае

Итак, что сегодня, в реалиях правового государства, грозит водителю, если он сбил пешехода вне пешеходного перехода или совершил наезд непосредственно на нем? Независимо от того, на кого ложится вина за дорожно-транспортное происшествие, у водителя, который управлял в этот момент автомобилем, в любом случае наступает гражданско-правовая ответственность. Это говорит о том, что пострадавший пешеход может обратиться в суд с иском и потребовать возмещения как материального, так и морального ущерба. Такая практика существует даже тогда, когда в аварии виноват сам потерпевший. Даже в этом случае автолюбителю придется отвечать перед судом за совершенный поступок.

Морально и материально

Если водитель сбил пешехода на пешеходном переходе, ответственность за это деяние предусматривает компенсацию последнему материального и морального вреда. Материальный вред - это оплата всех трат, направленных на лечение пострадавшего и восстановление его здоровья. Естественно, любая сумма должна быть подтверждена документально, то есть чеками или выписками из медицинских учреждений и пунктов продажи лекарственных средств. Моральный вред - это компенсационная сумма за нравственные или физические страдания, недополученный доход пострадавшего вследствие его травмы, возможная упущенная выгода или любые иные факторы. Сумма морального вреда обычно устанавливается потерпевшей стороной, а утверждается или понижается до приемлемых значений судом, рассматривающим исковое заявление от пострадавшего пешехода. Здесь стоит отметить тот факт, что если автолюбитель считает себя невиновным, он может подать встречный иск на пешехода с требованиями компенсировать как ремонт автомобиля, получивший повреждения в результате дорожно-транспортного происшествия, так и моральный вред, нанесенный ему пережитым стрессом от перенесенного столкновения. Однако если водитель сбил человека на пешеходном переходе, от таких действий лучше отказаться. В ходе судебного разбирательства они могут ухудшить положение дел обвиняемого автолюбителя.

Буква закона

Печальная статистика ДТП с участием пешеходов заставляет руководство нашей страны периодически пересматривать правовые акты, регулирующие административное и уголовное наказание за такие правонарушения. Пересматривать в сторону их ужесточения, что хоть и в неравном процентном соотношении, но все же приводит к снижению летальных исходов. В настоящее время тем из нас, кто сбил пешехода на пешеходном переходе, ответственность предусматривает как административное, так и уголовное наказание.

Статья 12.24 Кодекса об предусматривает в качестве наказания либо штраф в количестве 5-8 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ), либо лишение права на управление автомобилем на срок от шести месяцев до года, либо административный арест на 15 суток, либо совместное применение указанных санкций по отношению к виновному водителю. Такая мера применяется, если пострадавшему причинен легкий вред здоровью, и он пробыл на лечении не более трех недель.

При нанесении сбитому пешеходу вреда здоровью средней тяжести, тяжкого вреда или при смертельных случаях для водителя наступает по статье 264 Уголовного Кодекса РФ, предусматривающей лишение свободы сроком от 6 месяцев до пяти лет. В случае отягчающих обстоятельств каждое дело рассматривается тщательно и в индивидуальном порядке.

Осторожнее, пешеход

В современном мире автомобиль был и остается опасным механизмом, способным не только покалечить, но и, к сожалению, даже лишить жизни других участников дорожного движения. Находясь на улице, особенно в непосредственной близости от проезжей части, следует проявлять адекватность в поведении и осторожность, быть внимательным и четко контролировать то, что происходит по сторонам. Это касается в первую очередь пешеходов, то есть всех нас вместе взятых. Ведь припарковав свое транспортное средство и поставив его на сигнализацию, каждый из нас перестает быть водителем и становится обычным пешеходом.

В настоящей статье мы расскажем о распространённом виде ДТП – наезде на пешехода, также мы рассмотрим вопросы ответственности водителя, сбившего пешехода на пешеходном переходе, а равно и пешехода, переходящего дорогу в неустановленном месте или движущегося с нарушением ПДД РФ.

Наименее защищенными из всех участников дорожного движения являются пешеходы. Именно поэтому, большая часть от всех пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях приходится на эту категорию лиц. Как правило, ДТП с участием пешеходов характеризуются повышенной степенью тяжести последствий, в виде причинения вреда здоровью лёгкой, средней степени, тяжкого вреда или смерти.

По принятой терминологии под наездом на пешехода понимается дорожно-транспортное происшествие, при котором транспортное средство в процессе своего движения производит контактное взаимодействие с человеком, находящимся вне его габаритов. При этом в качестве последствий, согласно определения ДТП, погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб .

Правила дорожного движения определяют понятие пешехода – это лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге, либо на пешеходной или вело-пешеходной дорожке и, не производящее на ней работу .

К пешеходам приравниваются:

  • инвалиды, движущиеся в колясках, не оборудованных двигателем;
  • люди, ведущие транспортные средства (велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску);
  • лица, передвигающиеся на роликовых коньках, самокатах, скейтбордах и пр.

Водители транспортных средств должны относиться к перечисленным категориям участников дорожного движения как к пешеходам, так как на них распространяются все требования и обязанности, предусмотренные разделом 4 ПДД РФ. Не являются пешеходами находящиеся на дороге водители транспортных средств, регулировщики, сотрудники ГИБДД, осуществляющие контроль за дорожным движением, работники аварийных и дорожных служб.

Анализ дорожно-транспортных происшествий - наездов на людей, находящихся на дороге, позволяет выделить наиболее распространённые нарушения, допускаемые пешеходами. К таковым относятся:

  • движение по проезжей части дороги при наличии тротуара;
  • движение по дороге во встречном направлении потоку транспортных средств;
  • переход дороги в неположенном (неустановленном ПДД РФ) месте, то есть, вне пешеходного перехода либо вне перекрестка;
  • создание помех движению транспорта;
  • выход на дорогу из-за предметов и (или) транспорта, ограничивающих обзор дороги водителям;
  • переход дороги перед близко движущимся транспортом.

Невыполнение предписаний и ограничений, предусмотренных Правилами дорожного движения пешеходами, влечёт за собой ответственность по статье 12.29 часть 1 КоАП РФ. Наказание, установленное КоАП РФ за невыполнение обязанностей «безлошадными» участниками дорожного движения, с правовой точки зрения незначительное - предупреждение или штраф в размере 500 рублей. По факту, платой за переход дороги пешеходом в неустановленном месте является здоровье, а часто и жизнь нарушителя.

Следует знать, что юридическая ответственность пеших нарушителей ПДД не сводится к административному наказанию. Если по вине пешехода произошло дорожно-транспортное происшествие, то в соответствии со статьёй 1064 ГК РФ, он несёт гражданско-правовую ответственность за вред, причинённый своими неправомерными действиями.

Например, при повреждении автомобиля после наезда на нарушителя, привлечённого к административной ответственности по части 1 статьи 12.29 КоАП РФ, собственник поврежденного транспортного средства, вправе требовать с виновника возмещения затрат на его восстановительный ремонт. Однако такое случается крайне редко. Часто вред, причиненный здоровью сбитого пешехода, превышает вред, причинённый автомобилисту, ведь металл крепче человека.

Говоря о грубой неосторожности пешеходов отметим, что, если их действия, находятся в причинной связи с дорожно-транспортным происшествием и способствовали возникновению или увеличению вреда, то в таких случаях у суда имеются правовые основания к уменьшению размера взыскиваемой с водителя суммы (статья 1083 ГК РФ).

Судебная практика по делам о наездах на пешеходов относит к грубой неосторожности последних нахождение потерпевшего в состоянии алкогольного, наркотического или медикаментозного опьянения.

Если пешехода сбили на пешеходном переходе

При условии, когда человек двигался по наземному пешеходному переходу и его сбил автомобиль, вина водителя презюмируется, то есть предполагается по умолчанию. В соответствии с Правилами, водители транспортных средств обязаны уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу по пешеходному переходу (пункт 14.1 ПД РФ). Доказать вину пешехода, на которого был совершен наезд на нерегулируемом пешеходном переходе достаточно сложно, но всё-таки возможно.

В соответствии с пунктом 4.5 ПДД РФ:

на нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть (трамвайные пути) после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен.

Для того, чтобы убедиться в безопасности перехода дороги как по пешеходному переходу, так и в иных местах, человек должен оценить видимость дороги, расстояние до движущегося в его направлении автомобиля и его скорость, темп своего движения. С технической точки зрения, критическая ситуация возникает при выходе пешехода на проезжую часть перед находящимся близко транспортным средством, водитель которого вынужден прибегать к экстренному торможению, для того чтобы избежать наезда.

Если в процессе расследования будет установлено, что именно действия пешехода создали опасность для движения водителю транспортного средства, у которого отсутствовала техническая возможность избежать наезда на пешехода, то действия последнего, являются неправомерными и свидетельствуют о вине.

Вопросы наличия либо отсутствия у водителя транспортного средства технической возможности избежать наезда на пешехода в условиях конкретной дорожной обстановки решаются экспертным путём.

Подробности читайте в статьях:

  • Автотехническая экспертиза ДТП ,
  • Трасологическая экспертиза ДТП

Ответственность водителя за сбитого пешехода

Юридическая ответственность водителя транспортного средства за причинение вреда пешеходу, пострадавшему в дорожно-транспортном происшествии, представлена нормами административного, гражданского, уголовного законодательства.

В зависимости от тяжести увечий, причиненных сбитому пешеходу, виновный в нарушении ПДД водитель согласно норм, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях, может быть оштрафован либо лишен права управления транспортными средствами на указанный в законе срок. КоАП РФ предусматривает ответственность за причинение лёгкой (статья 12.24 часть 1) и средней степени тяжести (статья 12.24 часть 2) вреда здоровью.

По статье 12.24 часть 1 КоАП РФ возможно назначение административного штрафа в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет.

По статье 12.24 часть 2 КоАП РФ возможно назначение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.

Постановление по делам рассматриваемой категории выносит федеральный судья, в соответствии с определенной законом подсудностью. При назначении наказания учитываются характер и степень причиненного вреда, обстоятельства смягчающие или отягчающие наказание. К первым относятся – обстоятельства, указанные в статье 4.2 КоАП (раскаяние нарушителя, добровольное возмещение вреда потерпевшему, совершение нарушения несовершеннолетним водителем, женщиной в состоянии беременности или имеющей малолетнего ребенка и пр.)

Ко вторым относятся - совершение правонарушения в состоянии опьянения, неоднократность совершения правонарушений, предусмотренных главой 12 КоАП.

Если согласно заключения судебно - медицинской экспертизы, сбитому при наезде автомобилем пешеходу причинен тяжкий вред здоровью или смерть, то ответственность водителя наступает по нормам статьи 264 Уголовного кодекса РФ. Например, при виновном причинении тяжкого вреда здоровью потерпевшего, возбуждается уголовное дело по части 1 статьи 264 К РФ, а если водитель в момент ДТП находился в состоянии алкогольного опьянения, то его действия квалифицируются уже по более тяжкой части 2 статьи 264 УК РФ. По всем ДТП с тяжкими последствиями поводится предварительная проверка в порядке, установленном УПК РФ. При наличии данных о вине водителя, возбуждается уголовное дело и осуществляется предварительное расследование. После завершения следствия, материалы уголовного дела направляются в федеральный суд для рассмотрения, по существу.

Обобщая вышеизложенное следует отметить, что для привлечения водителя к административной или уголовной ответственности за причинение вреда здоровью или смерть потерпевшего, необходимо доказать вину причинителя вреда в нарушении требований ПДД РФ, которые повлекли за собой наезд на человека. Иными словами, без вины не бывает наказания.

Гражданская ответственность за причиненный переходу вред наступает для водителя вне зависимости от его вины. Так как любое механическое транспортное средство является источником повышенной опасности, то вред, нанесённый третьим лицам, подлежит возмещению его владельцем вне зависимости от вины (статья 1079 ГК РФ). Потерпевший, которому причинен вред здоровью, вправе требовать компенсации морального вреда от владельца автомобиля и (или) виновника наезда в порядке, предусмотренном статьями 1099 -1100 ГК РФ.

В заключении отметим, что вопросы, касающиеся установления вины водителя в ДТП с участием пешехода, обжалования постановления о назначении административного наказания, защиты водителя либо представления интересов потерпевшего по уголовному делу, взыскания ущерба и компенсации морального вреда, всегда решаются с учётом обстоятельств конкретного дорожно-транспортного происшествия и требуют индивидуального подхода.

Для получения ответа на интересующий Вас вопрос, его необходимо разместить в разделе «Комментарии», находящийся в конце каждой профильной статьи. Ответ на вопрос последует после модерации и будет опубликован на сайте.

Каждый водитель, соблюдающий правила движения, старается избежать ДТП. Однако бывают ситуации, когда ничего сделать нельзя – и был причинён вред животному или даже человеку. Что закон требует от водителя в этом случае?

○ Что делать если сбил пешехода?

Самой страшной для автомобилиста является ситуация, когда под удар его машины попал человек. Даже в том случае, если все требования ПДД были соблюдены, тщательно выдерживался скоростной режим, а автомобиль был абсолютно исправен – пешеход может переходить дорогу в неположенном месте, внезапно выйти на проезжую часть из-за припаркованного автомобиля, либо каким-то иным способом оказаться сбитым. К сожалению, автомобиль всегда был и остаётся источником повышенной опасности, который владелец не может полностью контролировать, и неприятные случайности могут произойти в любой момент.

Как поступать водителю в этом случае?

✔ Как действовать после ДТП?

С точки зрения закона действия водителя после столкновения описаны в п. 2. 6 ПДД. Правила требуют от автомобилиста:

  1. Немедленно оказать помощь пострадавшему.
  2. Вызвать скорую и полицию, а самому оставаться на месте в ожидании их прибытия. Лишь в экстренном случае дозволяется покинуть место ДТП, но лишь для того, чтобы доставить пострадавшего в больницу.
  3. Освободить проезжую часть для движущегося транспорта, если машина мешает проезду. Перед этим нужно зафиксировать (в том числе и с помощью фото- либо видеосъёмки) положение машины, пострадавшего, следы торможения и другие обстоятельства имеющие отношения к делу. В том же случае, если оставленный на проезжей части автомобиль можно объехать, действует п. 2.5 ПДД, по которому водителю достаточно выставить знак аварийной остановки и ждать прибытия сотрудников правоохранительных органов.
  4. Записать данные очевидцев и передать их прибывшим сотрудникам полиции.
  5. Связаться со своей страховой компанией и адвокатом. Этих требований нет в ПДД, однако они необходимы, чтобы возместить ущерб пострадавшему и избежать несправедливого наказания.

Отдельно нужно оговорить оказание первой помощи. Сейчас она уже не называется медицинской: никто не требует от каждого водителя наличия медицинских знаний. Однако есть некоторый минимум того, что сделать может каждый. В него входят:

  • Остановка кровотечений, в том числе и с помощью жгута.
  • Искусственное дыхание, если пострадавший не дышит.
  • Закрытый массаж сердца, если отсутствует сердцебиение.
  • Наложение шин на места переломов, если планируется доставка пострадавшего в медицинское учреждение своими силами.

Однако если ожидается прибытие скорой, лучше предоставить это профессиональным медикам. Первую помощь оказывать можно только в том случае, если есть серьёзный риск для здоровья или жизни пешехода.

✔ Фиксация обстоятельств и оформление.

Фиксировать все следы на том месте, где произошло ДТП, обязаны сотрудники полиции. Однако и сам водитель может кое-что сделать.

Прежде всего, необходимо воспользоваться фотосъёмкой. Поскольку сейчас мобильные телефоны есть практически у всех, а на большинстве моделей предусмотрена камера, имеет смысл тщательно сфотографировать:

  • Положение пострадавшего и автомобиля.
  • Повреждения автомобиля.
  • Тормозные следы на асфальте.
  • Осколки, если при ДТП были разбиты стёкла или пластиковый бампер автомобиля.
  • Состояние асфальта (сухой, мокрый, покрытый снегом, грязью и т. д.).

Съёмку можно (и нужно!) производить и во время осмотра места происшествия сотрудниками полиции. Крайне желательно настроить аппаратуру так, чтобы на снимке печатались дата и время, когда он был сделан.

При составлении протокола необходимо проследить, чтобы все обстоятельства и данные замеров были внесены в документ точно. Если водитель не согласен с тем, что зафиксировано в протоколе, он вправе сделать об этом отметку в специальной графе, а позднее – указать это сначала в объяснениях, а позднее, если будет возбуждено дело – в протоколе допроса.

○ Ответственность за ДТП с пешеходом.

ДТП, в котором пострадал пешеход – повод для применения к водителю мер ответственности по закону. Разберёмся, в чём они состоят, и как избежать несправедливого наказания.

✔ Как доказать невиновность?

Говоря о сбитых пешеходах, необходимо помнить: автомобиль – источник повышенной опасности. Это означает, что избежать ответственности удастся лишь в том случае, если окажется, что в ДТП виноват сам пешеход. Однако есть разница между гражданской ответственностью и возмещением вреда – и уголовной или административно-правовой, когда водитель будет не компенсировать причинённый ущерб, а отвечать непосредственно перед государством.

Поэтому для того, чтобы отвести от себя ложные обвинения, водителю необходимо предпринять следующие шаги:

  1. Собрать как можно больше доказательств того, что ПДД нарушил пешеход. Записи видеорегистратора, показания свидетелей, пассажиров в салоне автомобиля, очевидцев – сгодится всё.
  2. Доказать, что сам водитель ПДД соблюдал, в частности - выдерживал нужный скоростной режим. Здесь очень поможет фиксация тормозного следа, который обычно чётко виден на асфальте.
  3. Внимательно следить за тем, что сотрудники полиции фиксируют в своих документов, внимательно читать все протоколы и при не согласии – ставить об этом отметку.
  4. Как можно быстрее обратиться к адвокату. Это касается тех случаев, когда в результате столкновения пешеход либо получил тяжкий вред, либо и вовсе погиб. В идеале стоит вызвать адвоката прямо на место ДТП.

В том случае, если может быть возбуждено дело по уголовной статье, последний пункт – самый важный, при этом обращаться надо именно к адвокату. Обычный юрист сможет помочь, когда грозит только компенсация ущерба, но по уголовным делам работать и выступать в качестве защитника на процессе он уже не сможет.

✔ Какая ответственность?

В том случае, если водитель сбил пешехода, виновного ждут следующие виды ответственности:

  • Гражданско-правовая – возмещение причинённого вреда. При этом вред понимается как материальный (в частности, так компенсируются понесённые расходы на лечение), так и моральный – возмещение испытанной боли и страданий. Избежать выплат можно лишь в том случае, если водитель сможет доказать, что никак не мог избежать столкновения – никакая презумпция.
  • Административная – за нарушение правил ПДД. В частности, если водитель покинул место ДТП, был пьян или превысил скорость, он дополнительно будет оштрафован и лишён прав.
  • Уголовная – касается тех случаев, когда был причинён тяжёлый вред здоровью, либо пешеход погиб по вине водителя.

✔ Компенсация ущерба.

В том случае, если водителю не удалось доказать свою невиновность, он должен будет компенсировать пешеходу:

  1. Вред имуществу – стоимость повреждённой одежды и иного имущества, которое было у пешехода при себе, и которое повредилось или было уничтожено при ДТП.
  2. Вред, причинённый здоровью – компенсация расходов на лечение, потери работоспособности и т. д. Здесь возможно взыскание и выгоды, упущенной из-за того, что человек пострадал от действий автомобилиста и не мог работать или получать прибыль.
  3. Моральный вред – возмещение понесённых страданий от боли и по другим нематериальным причинам. Особенность этого возмещения в том, что доказывание его – очень нетривиальная задача, и размер выплат часто остаётся целиком на усмотрении судьи, который ведёт процесс по делу.
  4. Выплаты в случае гибели – расходы на похороны и выплата иждивенцам. Их перечень определяется ст. 1088 ГК РФ.

✔ Наказание за причинение смерти в результате аварии.

В том случае, если ДТП закончилось тем, что пешеход погиб, водителю придётся отвечать по нормам уголовного законодательства. Конкретно ст. 264 УК РФ гласит следующее:

  • 1. Нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, -
  • наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
  • 2. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, -
  • наказывается принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
  • 3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть человека, -
  • наказывается принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
  • 4. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности смерть человека, -
  • наказывается лишением свободы на срок от двух до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
  • 5. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, -
  • наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
  • 6. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, -
  • наказывается лишением свободы на срок от четырех до девяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Если вкратце подытожить, то водителю, из-за которого погиб человек, грозит не только срок от 2 до 9 лет – но и лишение прав после того, как будет отбыто наказание. Прав могут лишить на долгое время – вплоть до 3 лет.

✔ Что если виновен пешеход?

Но далеко не всегда ДТП происходит по вине водителя. Что, если окажется, что столкновение произошло исключительно по вине того, кто передвигался пешком?

В этом случае для водителя последствия будут следующими:

  1. Он избежит возмещения вреда.
  2. К нему не будут применены административные штрафы, если не было дополнительной вины (оставления места аварии, вождения в пьяном виде и т. д.).
  3. Он не понесёт уголовной ответственности.

Более того: если авария произошла по вине пешехода, возможна ситуация, когда платить будет не водитель, а сам пешеход. В частности, если из-за нарушения Правил пострадал товарный вид автомобиля – виновный пешеход обязан будет компенсировать причинённый вред уже автовладельцу.

○ Особенности некоторых видов ДТП.

А теперь рассмотрим, какие последствия будут для водителя в некоторых конкретных случаях столкновения с пешеходом.

✔ Если авария произошла на пешеходном переходе.

Самый плохой вариант – если получилось так, что пешеход был сбит на «зебре». В этом случае почти никогда не удаётся избежать ответственности. Даже если пострадавший был легко ранен или вообще отделался испугом – водителя ждёт ст. 12.24 КоАП РФ. По ней виновного ждёт штраф до 5 тысяч рублей или расставание с правами до 2 лет.

Отделаться от наказания не выйдет: даже если никакого вреда здоровью не было. Не пропущенный на переходе человек – это для автомобилиста всегда ответственность. Как минимум по ст. 12.18 КоАП РФ. Даже если никто не пострадал – водителя, нарушившего п. 14.1 ПДД ждёт штраф в 1500 рублей.

Единственная возможность избежать наказания – это доказать, что столкновение произошло в тот момент, когда автомобиль уже пересекал «зебру». В этом случае, как показывает практика, водитель никогда не признаётся виновным: он исполнил свои обязанности, а пешеход виноват сам, если чётко не обозначил намерение перейти.

✔ Если авария была вне пешеходного перехода.

В том случае, если столкновение произошло за пределами «зебры», у водителя больше шансов оправдаться. Для этого ему необходимо доказать:

  1. Что он не мог избежать столкновения (к примеру, пешеход выскочил с тротуара слишком близко к машине – и водитель физически не успевал затормозить).
  2. Что после ДТП он принял все необходимые меры – вызвал скорую и полицию, оказал первую помощь, выставил аварийные знаки и т. д.
  3. Что причинённый пешеходу вред был незначительным. Если пострадавший не был серьёзно ранен, а отделался синяками и порванной одеждой – вопрос об уголовной ответственности ставиться не будет, даже если автомобилист и виноват в столкновении. Однако здесь может быть довольно серьёзное административное наказание – штраф и возможное лишение прав до 2 лет.

В целом же действия водителя при таком ДТП должны осуществляться по стандартному алгоритму: «Помощь пострадавшему – вызов служб – фиксация доказательств».

✔ Чем может грозить неоформление мелких аварий?

Если речь идёт о ДТП, в котором никто серьёзно не пострадал, у участников часто возникает соблазн не оформлять всё через ГИБДД, а «договориться на месте». И действительно, так проще: не нужно ждать, пока приедут инспектора, пока оформят все бумаги, можно избежать штрафа и т. д. Но стоит ли так делать?

Дело в том, что сразу определить, насколько существенен вред для пешехода, обычно нельзя. Человек может искренне чувствовать себя здоровым – и лишь потом обнаружить, что у него не синяк, а трещина в ребре, не просто ушиб головы – а сотрясение мозга. Если обнаружится такое, водителя может ждать дополнительное наказание.

Кроме того, пешеход может оказаться юридически грамотным. В этом случае он позднее соберёт доказательства и уже сам обратится в суд с требованием возместить ущерб и компенсировать моральный вред. Отбиваться в суде владельцу машины будет тогда намного труднее.

Но даже и в этом случае есть возможность обезопасить себя: водитель должен взять у пострадавшего расписку. В ней должно быть чётко зафиксировано, что:

  • Претензий пострадавший не имеет.
  • Вред ему компенсирован или же будет компенсирован в чётко установленные сроки и в чётком размере.
  • От вызова ГИБДД он отказывается сам.

✔ Если машина сбила человека и скрылась.

В том же случае, если произошёл наезд на пешехода, но водитель предпочёл скрыться, действовать надо следующим образом:

  1. Вызвать ГИБДД.
  2. Опросить свидетелей, записав модель и цвет машины. Очень хорошо, если свидетели запомнят номер автомобиля. Чем больше информации – тем выше вероятность, что виновного найдут.
  3. Прибывшим на место ДТП сотрудникам необходимо сообщить всю информацию, а также данные о свидетелях ДТП.
  4. Написать заявление, в котором будет просьба привлечь виновного в ДТП к ответственности.
  5. Если повреждения серьёзные и потребовалась скорая – пострадавшему надо убедиться, что медработники зафиксировали то состояние, в котором его обнаружили.

После того, как виновный будет найден, уже может идти речь о возмещении вреда через суд.

○ Сбил животное на дороге.

Отдельно надо разобраться с куда более частыми, но, к счастью, менее тяжёлыми случаями, когда под колёса машин попадают животные. Здесь тоже есть свои нюансы, связанные с определением статуса животных и порядком оформления ДТП.

✔ Пошаговая инструкция что делать.

В том случае, если под колёса угодил зверь, от водителя требуются следующие шаги:

  1. Остановиться, включив аварийную сигнализацию.
  2. Осмотреть машину и животное. Оказывать помощь законодательство не требует.
  3. Вызвать ГИБДД.
  4. Попытаться найти владельца, погонщика или иное лицо, отвечающее за животное (если оно сельскохозяйственное или домашнее). Если животное дикое – сообщить в местный природоохранный комитет.
  5. После прибытия на место ДТП инспекторов – провести оформление ДТП.

На практике, конечно, этот порядок соблюдается лишь в случаях, если или животное было крупным, и автомобиль оказался помят, либо когда оно было хозяйским – и хозяин сразу же начал предъявлять претензии. Тем не менее, даже если на пустой загородной дороге сбит заяц – лучше подстраховаться и оформить всё по правилам.

Для Российской Федерации, как и для любой другой страны, характерно большое количество ДТП, многие из которых заканчиваются смертельным исходом водителя либо пешехода. В большинстве случаев виновный в происшествии такого рода несет ответственность и получает определенное наказание. Причин, приводящих к ДТП очень много:

  • скользкая дорога;
  • слабое освещение улицы;
  • переход в неположенном месте;
  • пребывание водителя в полубессознательном состоянии в силу употребления алкоголя или наркотических препаратов.

Каждая такая ситуация предусматривает определенное наказание для человека, совершившего этот проступок, а последствия зависят от конкретных обстоятельств, поэтому и водитель, и пешеход должны быть ознакомлены с УК России, чтобы знать свои права в случае возникновения критических ситуаций на дорогах и не нести ответственность без вины.

Наезд на пешехода на пешеходном переходе ответственность 2018

Одним из наиболее катастрофических происшествий на дороге является наезд на человека на пешеходном переходе. В случае если водитель сбил человека, когда тот шел в положенном месте, всегда прав пострадавший. Однако исключение может составлять ситуация, когда пострадавшая сторона, осуществлявшая переход, намеренно бросается под колеса автомобиля. К примеру, цель — получение денежной компенсации от водителя. Данный вид ДТП должен быть зафиксирован с помощью камеры либо видеорегистратора. Иногда также при этом могут присутствовать свидетели, иначе водитель не докажет, что невиновен. Как результат, он будет вынужден нести определенную ответственность и какое-либо наказание, тяжесть которых будет зависеть только от того, как сильно пострадал человек.

Если водитель сбил человека, когда тот шел в положенном месте, он может понести ответственность. Это предусматрено Гражданским, Административным и Уголовным кодексом России. Наказание за это происшествие зависит от того, насколько ситуация является критической. Пострадавший, которого сбил автомобилист, может отделаться легким испугом. Если отделаться можно только ушибом, тогда виновной стороне грозит лишь легкая ответственность. Но иногда может быть нанесен серьезный вред здоровью человека, осуществлявшего переход, либо пешеход умирает. Тогда водителю грозит уголовная ответственность, а наказание будет максимальным.

Наказание за наезд на пешехода – виды наказания

Наказание за то, что пешеход был сбит в тот момент, когда осуществлял переход в положенном месте, может быть как достаточно легким, так и серьезным. В этой ситуации может быть предусмотрена следующая ответственность:

  • небольшая материальная компенсация, если тот, которого сбил автолюбитель, серьезно не пострадал (гражданская ответственность);
  • выплата значительной суммы штрафа в той ситуации, когда здоровье человека претерпело отрицательные изменения (административная ответственность);
  • наказание в виде заключения под стражу в случае нанесения тяжких телесных повреждений человеку, осуществлявшему переход в положенном месте, или смертельного исхода пострадавшего (уголовная ответственность).

Штраф за наезд на пешехода сколько составляет?

Вопрос о том, каким будет наказание в виде штрафа, если пешеход, которого сбил водитель, осуществлял переход в положенном месте и получил определенные телесные повреждения, остается актуальным и в нынешнем году. Ведь кроме незначительных выплат, которые может получать от владельца автомобиля пострадавшая сторона, предусмотрена и административная ответственность в виде выплаты крупных штрафов. Однако 2018 год не внес существенных изменений в это наказание. Если человек пострадал незначительно, то ответственность в виде штрафа не превысит 5 тысяч рублей. Если же пешеход получил повреждения средней тяжести, после того, как его сбил водитель, последнему грозит административная ответственность, предусматривающая материальное взыскание в размере, достигающем 20 тысяч рублей. Также в обоих случаях предусмотрено такое наказание, как лишение прав на срок от одного года до двух лет.

Если сбил человека насмерть что грозит?

Наезд на пешехода со смертельным исходом статья УК РФ рассматривает как преступление, за которое грозит лишение свободы. Если водитель наехал на пешехода в тот момент, когда тот совершал переход, и в результате пешеход получил серьезную угрозу для здоровья, водителю грозит уголовное наказание, предусматривающее пребывание в местах лишения свободы на протяжении трех лет. Если же пешеход, которого сбил водитель, осуществлял переход в специально отведенном месте и в результате ДТП погиб, то наказание будет еще серьезнее – в 2018 году оно составляет семь лет лишения свободы.

Если сбил человека вне пешеходного перехода ответственность какая?

Бывают также и ситуации, когда водитель сбил человека вне пешеходного перехода. Пострадавший при этом вообще мог не осуществлять переход дороги. Каждый из этих случаев требует особого рассмотрения, ведь виноват может быть не только тот, кто был за рулем автомобиля, но и сам пешеход, поэтому и ответственность зависит от каждого конкретного случая. К примеру, пешеход мог осуществлять переход в неположенном месте либо осуществлял переход тогда, когда автомобиль уже не успел бы затормозить, а если еще и место происшествия было слабо освещено, либо дорога была ухабистой, наказание понесет пешеход, а водитель, который его сбил, будет полностью оправдан.

В случае если водитель виноват в происшествии он будет нести административную или уголовную ответственность. Наказание может предусматривать выплату штрафа в случае, если пешеход имеет телесные повреждения средней тяжести или лишение свободы в случае смертельного исхода ДТП. От несчастных случаев во время того, как пешеход осуществляет переход дороги, не застрахован даже самый опытный водитель, поэтому каждый владелец автомобиля должен знать, что делать, если сбил человека, и он находится в бессознательном состоянии.