Естественные права человека и гражданина тгп. Основные права человека и гражданина. Сущность принципы и определение правового государства
Основные права и свободы человека и гражданина закрепляются в международно-правовых актах и конституциях конкретных государств. Одним из общепринятых критериев их классификации являются сферы жизнедеятельности общества, в которых реализуются те или иные интересы и потребности личности. В соответствии с данным критерием различают гражданские (личные), экономические, политические, социальные, культурные, экологические и информационные права.
Гражданские (личные) права представляют собой совокупность правомочий, отражающих естественно-правовые начала, обеспечивающих индивидуальность и оригинальность личности во взаимоотношениях с государством и обществом. К ним относят право на жизнь, достоинство личности, право на свободу и личную неприкосновенность, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, право на защиту своей чести и доброго имени, право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, право на свободное передвижение, выбора места пребывания и жительства и др.
Экономические права – это правомочия, отражающие экономические аспекты естественных прав человека и обеспечивающие одновременно хозяйственную автономность индивидов и их взаимосвязи друг с другом и обществом. Это право частной собственности, право на владение, пользование и распоряжение своим имуществом как единолично, так и совместно с другими лицами, право на участие в кооперативной, акционерной, муниципальной, государственной собственности, право на предпринимательскую деятельность, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию и т.д.
Политические права определяют возможность участия граждан в управлении государством и обществом. Сюда относятся право человека на гражданство, право определять и указывать свою национальную принадлежность, право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов, право на проведение собраний, митингов и демонстраций, право на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, право избирать и быть избранным, право обращения в государственные органы и др.
Социальные права отражают уровень материального развития конкретного государства и общества и их способность обеспечивать достойный уровень жизни и социальную защищенность индивида. Среди них наиболее важное значение имеют право на труд, социальное обеспечение, право на жилище, право на отдых, охрану здоровья и медицинскую помощь.
Культурные права влияют на духовно-культурные отношения, обусловливают независимость и самобытность формирования духовного мира личности. В данную группу входят право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, свободу совести и вероисповедания, право на образование, свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, право на доступ к культурным ценностям.
Экологические права призваны обеспечивать нормальные условия проживания человека на Земле и на конкретной территории. Это право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, на возмещение ущерба, причиненного здоровью человека или имуществу экологическими правонарушениями.
Информационные права характеризуют новую эпоху развития личности и общества. От их закрепления и соблюдения зависит реализация вообще правового статуса личности. Сюда относятся свобода мысли и слова, право искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, свобода массовой информации.
Исторический опыт совместного проживания людей позволяет выявить закономерности развития прав человека, общие и специфические принципы их формирования и реализации. В данном случае представляется возможным обратить внимание на следующие положения.
Во-первых, права человека носят универсальный характер. Они распространяются на всех людей, применимы во всех странах, независимо от членства последних в тех или иных международных сообществах. Разумеется, объем и эффективность реализации прав и свобод зависит от целого ряда факторов и прежде всего от уровня развития общества в целом.
Во-вторых, права человека находятся в постоянном развитии, отражают динамику общественных отношений и рост правосознания граждан. Примером может служить возникновение права на информацию и закрепление его в ст. 29 Конституции РФ. Наглядную трансформацию претерпевало право голоса американских граждан в XV (1870 г.), XIX (1920 г.), XXIV (1964 г.), XXVI (1971 г.) поправках к Конституции США.
В-третьих, права человека – это не юридическая догма, не социальный фетиш. Их нельзя абсолютизировать и отрывать от реальной жизни, от разумного человека. В ряде международно-правовых и внутригосударственных документов допускаются ограничения некоторых прав и свобод ввиду общественной безопасности, экологического равновесия и т.п. В законодательстве ФРГ, Франции, Италии устанавливаются допустимые пределы частной собственности, подчеркивается необходимость ее использования в интересах общества. В Швейцарии свободная продажа и купля земли ограничена соображениями целесообразности. Например, земли сельскохозяйственного назначения при замене владельца не могут быть использованы по иному назначению.
Применительно к физическим лицам сложились две категории прав: права человека и права гражданина.
Права человека - преимущественно международно-правовой термин, употребляемый в международно-правовых документах. Права человека распространяются на любого человека независимо от его гражданства.
Права гражданина распространяются не на всех. Они обусловлены гражданством лица.
Основные права граждан - это закрепленные в конституциях и конституционных актах права личности, составляющие основу ее правового статуса в обществе.
Под гражданством (или подданством в монархических государствах) понимается политико-правовая принадлежность лица к государству, предоставляющая ему определенные права и налагающая определенные обязанности.
Выражение «граждане имеют право», встречающееся в правовых документах, означает, что такое право принадлежит именно гражданам данного государства, а выражение «каждый имеет право» означает, что такое право принадлежит любому.человеку, находящемуся на данной территории.
Существуют два основных подхода к пониманию прав человека и основных прав гражданина:
1) эти права - естественные, прирожденные свойства, не зависящие от их признания государством;
2) права человека и основные права гражданина производны от государства, которое по своему усмотрению определяет их объем и «дарует» их человеку.
Именно в первом понимании заложен пафос категории «права человека и гражданина». Современным международным общественным мнением, актами международного права они рассматриваются как неотъемлемые, присущие человеку от рождения, а на все государства возлагается моральная (и не только) обязанность гарантировать их. Права человека внетерриториальны и вненациональны, их признание, соблюдение и защита ныне не являются только внутренним делом того или иного государства. Права человека давно стали объектом международно-правового регулирования.
Наряду с термином «право» используется термин «свобода». Между ними нет принципиальной разницы. Вместе с тем термин «право» призван подчеркнуть, что речь идет главным образом о праве человека и гражданина получить от общества и государства то или иное материальное, культурное или духовное благо (например, право на образование (ст. 43 Конституции РФ), право на охрану здоровья (ст. 41 Конституции РФ) и др.). Термин «свобода» говорит о праве человека и гражданина совершить тот или иной поступок, о свободе от внешней, принудительной силы в определенной сфере человеческой деятельности (например, свобода мысли и слова (ст. 29 Конституции РФ), свобода совести (ст. 28 Конституции РФ)).
48. Понятие регулятора общественных отношений. Виды социальных регуляторов.
В любом обществе исторически складывается и действует система социальных регуляторов, которые в совокупности оказывают воздействие на развитие общественных отношений, на поведение людей. Уже в первобытном обществе действовали свои регуляторы - система мононорм, регулировавших значимые для жизни родовой общины наиболее важные общественные отношения.
Термин «регулирование» означает определять поведение людей и их объединений, придавать ему конкретное направление, вводить в конкретные рамки, упорядочивать.
В регулятивной системе принято выделять нормативные и ненормативные социальные регуляторы. К нормативному относится регулирование посредством норм,
т.е. одинакового масштаба, меры поведения, путем установления конкретных , четких рамок поведения участников общественных отношений.
Регулирующее воздействие нормативных регуляторов имеет целью упорядочить общественные отношения, достичь определенного их состояния, в том числе с помощью механизма социального принуждения.
Социальное принуждение может быть:
государственным, применяемым в случае нарушения норм права;
моральным, которое выражается в общественном осуждении нарушения норм нравственности и этических норм;
со стороны общественных объединений, когда нарушаются корпоративные нормы, т.е. нормы уставов, положений общественных объединений и др.;
со стороны мирового сообщества - в случае нарушения общепризнанных норм и принципов международного права.
Систему нормативных регуляторов составляют нормы права, морали, политические, корпоративные нормы, обычаи, традиции, деловые обыкновения, нормативно-технические нормы и др. Разновидностью правовых регуляторов являются: правовой обычай; судебный прецедент. К специфическим нормативным регуляторам относятся религиозные нормы.
Все нормативные регуляторы взаимодействуют друг с другом в процессе регулирования общественных отношений, а также с другими регуляторами, которые принято обозначать как ненормативные. Выделяют три вида ненормативных регуляторов - ценностный, директивный и информационный, также воздействующих на общественные отношения.
Ценностный регулятор определяет поведение членов общества с помощью исторически сложившейся системы социальных ценностей, стереотипов поведения, психологических установок. Они формируются прежде всего в культуре общества или отдельных народов, наций, в профессиональной среде, половозрастных группах и т. д. Ценностный регулятор складывается и закрепляется в памяти этноса и сохраняет свое регулирующее значение на последующих этапах развития общества длительное время. Он содержит в себе традиционно-ритуальные, обрядовые, символические формы, которые устойчивы, например, в сфере трудовых, семейных и национальных отношений.
Директивный регулятор есть способ воздействия на общественные отношения с помощью директивы, приказа, указания, направ-
Глава 12. Право в системе регулирования общественных отношений
ленных на решение какой-либо важной задачи, цели. Например, /99 директивы КПСС в период административно-командной системы по различным вопросам жизни страны, в том числе в области законотворчества, планирования и др.
Информационный регулятор представляет собой воздействие на общественные процессы с помощью средств массовой информации (СМИ), например использование СМИ в защите прав и свобод человека, для привлечения внимания общественности к важным вопросам жизни общества или к отдельным мероприятиям. Действие информационного регулятора, его эффективность , т.е. этот институт обеспечивает участие населения в делах государства и его информирование о положении дел в стране.
Ненормативные регуляторы способны как умножить действие нормативных, в том числе правовых норм, так и затормозить, блокировать или нейтрализовать, исказить их действие.
Не каждая норма права является социально полезной и эффективной, хотя она принята в установленном порядке. Выяснение действия ненормативных регуляторов позволяет установить, что конкретно влияет на бездействующую правовую норму, обеспеченную государственным принуждением, какие регуляторы оказались приоритетнее правовых.
У ценностного регулятора, как известно, велика сила имитации, подражания массовому поведению («поступай как все»). Это древнейший из всех регуляторов. Отсюда нормы права, не учитывающие сложившиеся в обществе ценностные ориентиры, не будут реальными, действующими.
Директивный и информационный ненормативные регуляторы также имеют соответствующие материальные и моральные стимулы. Их влияние огромно, например невыполнение директив КПСС грозило исключением из партии, наложением партийных взысканий, увольнением с работы и др.
49. Социальные и технические нормы. Технико-юридические нормы.
Действующие в обществе нормы принято подразделять на две большие группы: социальные и технические.
Социальные нормы - это определенные образцы, стандарты, модели поведения участников социального общения. Иногда в юридической литературе социальные нормы характеризуют как правила поведения в обществе, отражающие потребности и интересы людей. Или еще одно определение: это правила поведения общего характера, направленные на регулирование социально значимого поведения.
Технические нормы регулируют отношения между людьми и внешним миром - природой, техникой. Это отношения человек - машина, человек и производство. Технические нормы не имеют социального содержания, но их соблюдение важно, так как иначе неизбежны аварии, катастрофы, подобные чернобыльской.
К техническим нормам относятся биологические, санитарно-гигиенические, технологические, экологические и др. Их нельзя отождествлять с законами природы. Технические нормы создаются людьми, а законы природы существуют объективно, т. е. не зависят от воли человека. Наиболее важные технические нормы закрепляются в нормах права, приобретают юридическую силу и называются технико-юридическими. За их нарушение устанавливается юридическая ответственность. Это Правила противопожарной безопасности, Правила дорожного движения, Правила строительных работ, различные ГОСТы, стандарты и т. д.
В условиях научно-технического прогресса значение технических норм возрастает , так как технические ошибки могут привести к промышленным и экологическим катастрофам.
50. Право в системе социальных норм.
В современном обществе, о чем было сказано выше, действуют многочисленные социальные нормы (моральные, правовые, политические, религиозные, корпоративные, эстетические, нормы обычаев, традиций, правила этикета, обрядов, ритуалов и т. д.). Каждый из названных видов социальных норм в определенных жизненных ситуациях в той или иной степени взаимодействует с правовыми нормами. Степень этого взаимодействия неодинакова. Многое зависит от значения той или иной социальной нормы, от характера регулируемых отношений, от роли права на определенном историческом этапе развития общества и т. д.
Вместе с тем следует отметить, что все социальные нормы, и правовые в том числе, возникают в силу их необходимости для общества. В этом заключается их общее сходство, общий качественный признак. Бесцельных, бессмысленных, возникающих без необходимости социальных норм нет, как и не должно быть бесцельных и бессмысленных правовых норм. Каждая из них обусловлена социальной необходимостью и призвана регулировать определенные отношения, однако формы, методы, значение регулирования правовыми нормами и регулирования иными социальными нормами имеют существенные различия, поскольку в отличие от других социальных норм правовые нормы являются общеобязательными, имеют государственную поддержку и охрану, они четко определяют юридические права и обязанности для всех участников регулируемых отношений, выступают в качестве равной меры (одинакового масштаба) оценки их поступков, и в этом качестве они формальны, как никакие другие.
Соотношение правовых и моральных норм
Правовые нормы и нормы морали являются важными регуляторами общественных отношений. И первые и вторые выполняют однопорядковые, с точки зрения социального назначения, функции: регулятивную, охранительную, воспитательную, оценочную, ЗчЬ информационную и др.
Следующее их совпадение заключается в том, что нормы права и нормы морали - это прежде всего правила поведения, т. е. они являются определенными моделями, установками для совершения тех или иных действий субъектами регулируемых отношений. Нередко моральные и правовые требования совпадают абсолютно: не убий, не укради и т. д.
Право и мораль в любом обществе представляют собой систему правил, т. е. им присуще общее качество - системность.
Право и мораль - это две взаимодействующие системы. Данное сходство объясняется наличием большого числа (совокупности) моральных и юридических правил, возникающих в обществе в силу объективной потребности в них, в силу их необходимости для общества.
Право и мораль имеют ряд общих исходных принципов (базовых, основополагающих идей) - гуманизм, социальная справедливость , равенство. Ранее уже отмечалось, что у права и морали в основном общий объект регулирования - общественные отношения, возникающие между их субъектами интересы, стремления и вызываемые ими поступки. У права и морали, в конечном счете, во многом совпадающие цели и задачи - урегулированность и упорядоченность общественных отношений, достижение благополучия и благоразумия в отношениях между людьми.
Наконец, нельзя не сказать о том, что право и мораль представляют собой несомненную социальную ценность, которую выработало человечество на своем длительном и противоречивом пути развития. Сегодня невозможно представить общество без правовых и моральных основ его существования и организации. Право и мораль - тот остов, на котором общество может держаться, существовать и развиваться в прогрессивном направлении.
Вместе с тем у права и морали имеется много несовпадений, различий и даже противоречий.
Правовые нормы - это правила, установленные государственной властью, они закрепляются в соответствующих правовых актах - законах, указах, постановлениях, судебных решениях. Моральные нормы содержатся в сознании людей, они отражают нравственный уровень общества, в них содержится общественная оценка действий людей и всего того, что происходит в обществе, в отношениях между людьми.
Для оценки действий и поступков людей с позиций права используются такие понятия, как «правомерно», «законно», «неправомерно», «незаконно», «противоправно» и т. д. У морали сформировались и используются другие критерии: «добро-зло», «хорошо-плохо», «честно-нечестно» и т. д.
Отсюда вытекает и другое различие права и морали. Оценка действий и поступков людей с позиций права требует четкого оформления, строгой фиксации того, что может считаться законным, правомерным или незаконным, противоправным. Ведь в данном случае речь может идти о привлечении человека к юридической ответственности, о наказании, а для этого нужны четкие, фиксированные требования, установленные властью, которая будет привлекать правонарушителя к ответственности за их несоблюдение.
Моральные же требования существуют в общественном мнении, они не оформлены в виде четких статей кодексов, уставов, положений и инструкций. Это идеальные требования , предъявляемые общественным сознанием к человеку и дающие оценку его поступкам.
С точки зрения морали, определенный поступок плохой, а человек его совершивший бессовестный, с позиций права - это правонарушитель, которого следует привлечь к ответственности, поскольку совершенный им проступок противоправен.
Следует также отметить, что юридические нормы - это не просто записанные, четко сформулированные правила, а они представляют собой взаимосвязанную систему с присущей ей структурой и иерархией (конституционные, уголовно-правовые, гражданско-правовые, финансовые, административные и т. д. нормы). Любое государство стремится к тому, чтобы весь этот огромный комплекс правовых явлений не был противоречивым, чтобы правовые требования были однозначными, способными эффективно регулировать общественные отношения.
У моральных норм такой системности и однозначности нет. Они возникают по другим причинам и основаниям, нежели правовые нормы, действуя в различных слоях общества в зависимости от моральных воззрений и установок этого слоя (а не как правовые - формально и однозначно в любой социальной группе). Время действия моральных норм не определено, они возникают и исчезают независимо от воли законодателя, их создает само общество, оно же их или сохраняет на длительное время, в нем они постепенно угасают (исчезают). Моральные нормы имеют более широкую панораму воздействия во времени и пространстве, в этом их преимущество перед правовыми и в этом их большая социальная ценность.
Еще раз приходится подчеркнуть, что правовые нормы характеризуются конкретностью, они всегда записаны и четко сформулированы, а нормы морали не ограничены четкими словесными формулировками, они достаточно широки по своему смыслу и содержанию. Например, оценка с точки зрения морали- «хороший человек». Здесь можно очень долго перечислять достоинства этого человека, так и не исчерпав их полностью. Для права подобные оценки и расплывчатые формулировки должны быть исключены. И когда к ним прибегает законодатель, это порождает бесконечные споры , судебные тяжбы. Например, ст. 6 ГК РФ, использующая понятия «добросовестность», «разумность», «справедливость», которые весьма подвержены субъективным оценкам.
Различие между правом и моралью состоит в оценке мотивов поведения. Для права в абсолютном большинстве случаев на первом месте стоит формальное правоисполнение, выполнение возложенной юридической обязанности в установленный срок, в установленной форме и т. д. Для морали важно, чтобы мотивы, побуждения этого выполнения были добросовестными, искренними, без злости и возмущения. Скажем, одно дело платить алименты на содержание ребенка по решению суда, т. е. по принуждению, и другое - добровольно, честно, с искренним желанием оказать помощь в воспитании ребенка.
Весьма заметно различие права и морали в способах (методах) их обеспечения. Нормы права не только создаются государством, но и охраняются им от нарушения. В государстве имеется система правоохранительных органов - суды, прокуратура, полиция, судебные исполнители, задачей которых является обеспечение требований, содержащихся в нормах права, привлечение к ответственности нарушителей этих норм, восстановление нарушенного права. Совсем другое дело - обеспечение требований норм морали. Их исполнение зиждется на общественном осуждении поведения нарушителя моральных норм, т. е. здесь главный инструмент охраны - общественное мнение, а не государственное принуждение. С точки зрения морали какой-либо человек является весьма непорядочной, отрицательной личностью (хам, циник, эгоист), но с юридических позиций его нельзя считать правонарушителем, так как требований закона не нарушает, его поступки не переходят грани закона, когда, например, он грубит коллегам или не дает взаймы ни рубля ни при каких обстоятельствах.
Ответственность за нарушение норм права и морали также существенно различна. За нарушение правовых требований наступает юридическая ответственность, реализуемая в особых охранительных правоотношениях с участием государства, которое обеспечивает реализацию этой ответственности, принуждая виновное лицо возместить ущерб, уплатить штраф, отбыть уголовное наказание. Процесс привлечения к юридической ответственности и ее реализации строго регламентируется законодательством, самодеятельность в данном случае не допускается, ибо это особая ответственность, она всегда сопряжена с государственным принуждением , ее несение всегда связано с отрицательными последствиями для правонарушителя в виде материального, организационного или личного характера.
Моральная ответственность осуществляется по-иному. Она не имеет той строгой регламентации, которая присуща юридической ответственности, для ее реализации нет специальных органов и механизмов. Главное здесь - моральное осуждение, общественное порицание нарушителя, придание ему отрицательной
Ш характеристики (молвы), неприятие его в определенной среде общества, исключение из коллектива и т. п.
В либеральной идеологии (Кант, Милль, Новгородцев), а также в анархизме интересы личности и государства противопоставляются. В тоталитаристских идеологиях (Гегель), в солидаризме (Дюги), в немецком национал-социализме, итальянском фашизме, русском коммунизме интересы личности поглощаются общественными и гос. интересами. Личность рассматривается не в качестве цели правопорядка, а в качестве средства для достижения коллективного блага – блага нации, государства, класса, народа. Марксизм понимал свободу как осознанную необходимость. Противоречие между интересами личности и государства характерно для эксплуататорского государства. После победы коммунизма государство отмирает и противоречия между интересами личности и общества исчезают. Развитие всех является условием развития каждого.
Идея прав человека возникла в рамках либеральной идеологии и бурное развитие получила в эпоху буржуазных революций. Первоначально речь шла о естественных правах человека, происходящих от естественного стремления людей к счастью (личная свобода и право собственности). Позднее система прав человека и гражданина была дополнена политическими правами (свобода слова, свобода ассоциаций, избирательные права).
Таким образом, первоначально декларировались лишь так называемые «формальные права»
Ценность прав человека наиболее ярко осознается после осознания существа тоталитаризма после победы союзников во Второй мировой войне. В 1948 г.
Генеральная Ассамблея ООН утверждает Всеобщую декларацию прав человека, где признаются не только формальные, но и социально-экономические права. Система прав человека и гражданина в России включает 3 блока прав:
1) личные права и свободы: 1) право на жизнь.
2) на свободу и неприкосновенность личности (включая неприкосновенность частной жизни и жилища, тайну переписки и иных сообщений уголовно-процессуальные гарантии личной свободы), 3) свободу передвижения и выбора места жительства, 4) свободу совести и вероисповедания, свободу слова;
2) политические права и свободы: 1) свобода печати и информации, 2) право на объединения, 3) право на манифестации, 4) право участвовать в управлении делами государства (в том числе избирательные права, право петиций, право на доступ к государственной службе);
3) социальные, экономические и культурные права: 1) право частной собственности, экономическая свобода, 2) на труд и на охрану труда, 3) социальные права (право на социальную защиту, на жилище, на охрану здоровья)
4) культурные права (право на образование, свободу творчества, на участие в культурной жизни).
В конституционном праве РФ принято различать права человека (т. е. права каждого, напр., все личные права) и права гражданина (т. е. права, которые принадлежат только гражданам РФ, напр. избирательные).
Право – это система общеобязательных, формально определенных, обеспеченных государством норм (правил дозволенного и не дозволенного поведения), которые выражают возведенные в закон волю политической элиты и всего общества, и выступающих в роли общественных отношений.
В современной юридической литературе, термин право принято употреблять в нескольких значениях:
Во-первых, под правом понимается социально-правовые притязания людей , обусловленные природой человека и самого общества (право на жизнь или на личную неприкосновенность). Это право принято рассматривать в естественном смысле, так как оно принадлежит человеку от рождения и неотъемлемо для него.
Во-вторых, правом называют систему юридических норм – это право в объективном смысле, так как нормы не зависят от воли и сознания людей, а устанавливаются законодателем и гарантируются силой государства.
В-третьих, право понимается, как официально признанные возможности физических лиц и организаций (право избирать, право собираться мирно и без оружия). Это право в субъективном смысле, так как оно принадлежит отдельному лицу, субъекту права.
Признаки права:
1. Нормативность – означает, что право состоит из норм, а нормы это правила поведения общего характера, мера дозволенного и не дозволенного поведения, тем самым, право регулирует общественные отношения.
2. Системность – право представляет собой совокупность юридических норм, взаимосвязанных между собой и взаимообусловленных.
3. Формальная определенность и закрепленность – этот признак означает, что право имеет строго установленную форму (закон, указ, постановление), письменно закреплено в документе. Определенность, означает, что правовые предписания отличаются ясностью, понятностью и не подлежат двусмысленному толкованию.
4. Общеобязательность права состоит в том, что право обязательно для исполнения для всех на кого оно распространяется.
5. Обеспеченность права институтом государственным принуждением , т.е. если кто-то полностью или частично не исполняет требования правовых норм, то государство заставляет (принуждает) их исполнять.
6. Волевой характер права – воля это сознательно-обусловленное психологическое состояние человека, вороженное в целенаправленном поведении. Правовые нормы не создаются спонтанно, они всегда выражают чью-то волю, создаются людьми сознательно, для регулирования общественных отношений и в чьих-то интересах.
Сущность права
Сущность права заключается в том, чью волю оно выражает. В теории права принято выделять:
1. Классовый подход к сущности права
2. Общесоциальный подход к сущности права
3. Диалектический подход к сущности права
Функции права
Функции права – это основные направления его воздействия на общество. Принято выделять две группы функций права:
Общесоциальные функции права – в рамках данных функций государство использует право для достижения своих интересов, поэтому функции права и государства здесь совпадают:
1. Экономическая функция права
2. Политическая функция права
3. Воспитательная функция права
Специальные юридические функции (собственно-правовые функции)
1. Регулятивно-статистическая функция права – отражают статистику правовой системы (в правовой системе есть элементы, обладающие стабильностью и статичностью). Регулирование общественных отношений здесь происходит посредством закрепления права и запретов.
2. Регулятивно-динамическая функция права – регулирование общественных отношений осуществляется посредством установления (будущего поведения человека) обязанностей.
3. Охранительная функция права – ее назначение заключается в охране регулятивных норм от нарушения. Посредством этой функции в праве закрепляются меры ответственности.
4. Оценочная функция права – право позволяет оценить поведение человека.
Государственный университет – Высшая школа экономики
Факультет права
Кафедра теории права и сравнительного правоведения
Реферат
по теории государства и права
Права человека: понятие и сущность
Студентки 1-го курса
Группа № 156
Култашевой Н.С.
Научный руководитель:
Дата сдачи:
Москва – 2005
2. Права и свободы человека: сходства и различия
Наряду с категорией «права» употребляется термин «свободы»: свобода совести, свобода вероисповедания, свобода мысли и свобода слова и т.д. По смыслу и соде жанию эти категории можно считать равными. В литературе и законодательстве используются также категории «права гражданина», «права личности».
Встает закономерный вопрос, а чем схожи и чем различаются эти два понятия: права и свободы человека? Попытаюсь ответить.
В юридической области права и свободы являются идентичными понятиями. Свободы - это те же права. «Свобода есть право делать все, что разрешено законом», - писал Ш. Монтескье . Однако необходимо принимать во внимание, что сегодняшнее понимание свободы звучит по-другому: свобода есть право делать все, что не запрещено законом. Свобода есть право. Иногда даже употребляется формула «право на свободу»: каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии (Всеобщая декларация прав человека, ст. 18) .
И все же, если рассмотреть права и свободы с точки зрения правомочий в отношении человека (гражданина) и государства, то некоторые различия можно выявить.
Свободы человека - сферы, области деятельности человека, в которые государство не должно вмешиваться. Оно лишь очерчивает с помощью правовых норм границы, территорию, на которой человек действует по своему выбору и по своему усмотрению.
Демократическое государство не должно влиять на приверженность человека тому или иному вероисповеданию, устанавливать какую-либо религию в качестве обязательной - это свобода человека, его выбор. Однако государство вправе ввести ограничивающие свободу совести законы с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и благосостояния. Примеры - ограничение деятельности «Аум Синрике» в Японии, «Белого братства» на Украине .
В отличие от понятия «свободы человека», в «правах человека» фиксируется конкретная сфера, направление деятельности индивида. Государство обязуется обеспечить и защитить правомерные действия человека в указанной в законе сфере, области. Здесь уже не предлагается возможности выбора, варианта действия внутри данного права. Данным правом можно воспользоваться, реализовать его, либо нет, ведь право не есть обязанность. Например, граждане России имеют право участвовать в управлении делами государство как непосредственно, так и через своих представителей-депутатов. Однако в последнее время многие не реализуют это право - не ходят на выборы.
Говоря о юридических характеристиках прав человека, нужно различать права и свободы человека в объективном и субъективном смысле, так же, как это имеет место в понимании права вообще .
В объективном смысле права и свободы человека - это система международных и национальных правовых норм, устанавливающих правовой статус личности, закрепляющих ее положение, правила взаимоотношений между людьми, отношения личности (гражданина) и государства.