Этапы развития истории. Основные этапы развития истории

Ученые утверждают, что современный человек произошел не от современных человекообразных обезьян, для которых характерна узкая специализация (приспособление к строго определенному образу жизни в тропических лесах), а от вымерших несколько миллионов лет тому назад высокоорганизованных животных - дриопитеков. Процесс эволюции человека очень длительный, основные его этапы представлены в схеме.

Основные этапы антропогенеза (эволюция предков человека)

По данным палеонтологических находок (ископаемых остатков), около 30 млн. лет назад на Земле появились древние приматы парапитеки, жившие на открытых пространствах и на деревьях. Их челюсти и зубы были подобны челюстям и зубам человекообразных обезьян. Парапитеки дали начало современным гиббонам и орангутангам, а также вымершей ветви дриопитеков. Последние в своем развитии разделились на три линии: одна из них привела к современной горилле, другая - к шимпанзе, а третья - к австралопитеку, а от него - к человеку. Родство дриопитека с человеком установлено на основе изучения строения его челюсти и зубов, обнаруженных в 1856 г. во Франции.

Важнейшим этапом на пути превращения обезьяноподобных животных в древнейших людей было появление прямохождения. В связи с изменением климата и изреживанием лесов наступил переход от древесного к наземному образу жизни; чтобы лучше обозревать местность, где у предков человека было много врагов, им приходилось вставать на задние конечности. В дальнейшем естественный отбор развил и закрепил прямохождение, и, как следствие этого, руки освободились от функций опоры и передвижения. Так возникли австралопитеки - род, к которому относятся гоминиды (семейство людей) .

Австралопитеки

Австралопитеки - высокоразвитые двуногие приматы, использовавшие предметы естественного происхождения в качестве орудий (следовательно, австралопитеков еще нельзя считать людьми). Костные остатки австралопитеков впервые обнаружены в 1924 г. в Южной Африке. Они были ростом с шимпанзе и массой около 50 кг, объем мозга достигал 500 см 3 - по этому признаку австралопитек стоит ближе к человеку, чем любая из ископаемых и современных обезьян.

Строение тазовых костей и положение головы было сходно с таковыми человека, что свидетельствует о выпрямленном положении тела. Они жили около 9 млн. лет тому назад в открытых степях и питались растительной и животной пищей. Орудиями их труда были камни, кости, палки, челюсти без следов искусственной обработки.

Человек умелый

Не обладая узкой специализацией общего строения, австралопитеки дали начало более прогрессивной форме, получившей название Homo habilis - человек умелый. Костные остатки его были обнаружены в 1959 г. в Танзании. Возраст их определен примерно в 2 млн. лет. Рост этого существа достигал 150 см. объем головного мозга был на 100 см 3 больше, чем у австралопитеков, зубы человеческого типа, фаланги пальцев как у человека, сплющены.

Хотя в нем сочетались признаки, как обезьян, так и человека, переход этого существа к изготовлению галечных орудий (хорошо выделанных каменных) свидетельствует о появлении у него трудовой деятельности. Они могли ловить животных, бросать камни и совершать другие действия. Кучи костей, находящиеся вместе с ископаемыми остатками человека умелого, свидетельству ют о том, что мясо стало постоянной частью их диеты. Эти гоминиды пользовались грубыми каменными орудиями труда.

Человек прямоходящий

Homo erectus - человек прямоходящий. вид, от которого, как полагают, произошел современный человек. Его возраст 1,5 млн. лет. Его челюсти, зубы и надбровные дуги все еще оставались массивными, но объем головного мозга у некоторых индивидуумов был таким же, как у современного человека.

Некоторые кости Homo erectus найдены в пещерах, что позволяет предполагать о его постоянном жилище. Кроме костей животных и довольно хорошо выделанных каменных орудий, в некоторых пещерах обнаружены кучи древесного угля и обгоревшие кости, так что, по-видимому, в это время австралопитеки уже научились добывать огонь.

Эта стадия эволюции гоминид совпадает с заселением выходцами из Африки других более холодных областей. Выдержать холодные зимы, не выработав сложных видов поведения или технических навыков, было бы невозможно. Ученые предполагают, что дочеловеческий мозг Homo erectus был способен находить социальные и технические решения (огонь, одежда, запас нищи и совместное проживание в пещерах) проблем, связанных с необходимостью выжить в зимнюю стужу.

Таким образом, все ископаемые гоминиды, особенно австралопитеки, рассматриваются как предшественники человека.

Эволюция физических особенностей первых людей, включая современного человека, охватывает три этапа: древнейшие люди, или архантропы ; древние люди, или палеоантропы ; современные люди, или неоантропы .

Архантропы

Первый представитель архантропов - питекантроп (японский человек) - обезьяночеловек, прямоходящий. Его кости обнаружены на о. Ява (Индонезия) в 1891 г. Первоначально его возраст определяли равным 1 млн. лет, но, согласно более точной современной оценке, ему немногим больше 400 тыс. лет. Рост питекантропа составлял около 170 см, объем черепной коробки - 900 см 3 .

Несколько позже существовал синантроп (китайский человек). Многочисленные его остатки найдены в периоде 1927 по 1963 гг. в пещере близ Пекина. Это существо использовало огонь и изготовляло каменные орудия. К этой группе древнейших людей относят еще и гейдельбергского человека.

Палеоантропы

Палеоантропы - неандертальцы появились на смену архантропам. 250-100 тыс. лет тому назад они были широко расселены на территории Европы. Африки. Передней и Южной Азии. Неандертальцы изготовляли разнообразные каменные орудия: ручные рубила, скребла, остроконечники; пользовались огнем, грубой одеждой. Объем их мозга выросло 1400 см 3 .

Особенности строения нижней челюсти показывают, что у них была зачаточная речь. Они жили группами по 50-100 особей и во время наступления ледников использовали пещеры, выгоняя из них диких зверей.

Неоантропы и человек разумный

Неандертальцев сменили люди современного типа - кроманьонцы - или неоантропы. Они появились около 50 тыс. лет тому назад (костные остатки их найдены в 1868 г. во Франции). Кроманьонцы образуют единственный род н вид Homo Sapiens – человек разумный. У них полностью сгладились обезьяньи черты, на нижней челюсти имелся характерный подбородочный выступ, указывающий на их способность к членораздельной речи, а по искусству изготовления разнообразных орудий из камня, кости и рога кроманьонцы ушли далеко вперед по сравнению с неандертальцами.

Они приручили животных и начали осваивать земледелие, что позволило избавиться от голода и добывать разнообразную пищу. В отличие от предшественников эволюция кроманьонцев проходила под большим влиянием социальных факторов (сплочение коллектива, взаимная поддержка, совершенствование трудовой деятельности, более высокий уровень мышления).

Возникновение кроманьонцев - завершающий этап формирования человека современного типа . На смену первобытному человеческому стаду пришел первый родовой строй, завершивший становление человеческого общества, дальнейший прогресс которого стал определяться социально-экономическими законами.

Человеческие рассы

Ныне живущее человечество распадается на ряд групп, называемых расами.
Человеческие расы
- это исторически сложившиеся территориальные общности людей, обладающие единством происхождения и сходством морфологических признаков, а также наследственными физическими признаками: строением лица, пропорциями тела, цветом кожи, формой и цветом волос.

По этим признакам современное человечество делится на три основные расы: европеоидную , негроидную и монголоидную . Каждая из них имеет свои морфологические особенности, но все это внешние, второстепенные признаки.

Особенности, составляющие человеческую сущность, такие, как сознание, трудовая деятельность, речь, способность познавать и подчинять природу, едины у всех рас, что опровергает утверждения идеологов-расистов о «высших» нациях и расах.

Дети негров, воспитанные вместе с европейцами, не уступали им по уму и одаренности. Известно, что центры цивилизации 3-2 тыс. лет до нашей эры были в Азии и Африке, а Европа в это время пребывала в состоянии варварства. Следовательно, уровень культуры зависит не от биологических особенностей, а от общественно-экономических условий, в которых живут народы.

Таким образом, утверждения реакционных ученых о превосходстве одних рас и неполноценности других беспочвенны и лженаучны. Они созданы для оправдания захватнических войн, грабежа колоний н расовой дискриминации.

Расы человека нельзя смешивать с такими социальными объединениями, как народность и нация, которые образовались не по биологическому принципу, а на основе устойчивости обшей речи, территории, экономической и культурной жизни, образовавшихся исторически.

Человек в истории своего развития вышел из подчинения биологическим законам естественного отбора, его приспособление к жизни в разных условиях происходит путем активной их переделки. Однако эти условия в какой-то мере все же оказывают определенное влияние на организм человека.

Результаты такого влияния видны на ряде примеров: в особенностях пищеварительных процессов у оленеводов Заполярья, потребляющих много мяса, у жителей Юго-Восточной Азии, пищевой рацион которых состоит в основном из риса; в увеличенном количестве эритроцитов в крови горцев по сравнению с кровью обитателей равнин; в пигментации кожи жителей тропиков, отличающих их от белизны покровов северян и т. д.

После завершения формирования современного человека действие естественного отбора не прекратилось полностью. В результате этого в ряде регионов земного шара у человека выработалась устойчивость к некоторым заболеваниям. Так, у европейцев корь протекает намного легче, чем у народов Полинезии, которые столкнулись с этой инфекцией только после колонизации их островов переселенцами из Европы.

В Центральной Азии у человека редко встречается группа крови 0, но выше частотность группы В. Выяснилось, что это связано с эпидемией чумы, имевшей место в прошлом. Все эти факты доказывают, что в человеческом обществе существует биологический отбор, на основе чего сформировались человеческие расы, народности, нации. Но все возрастающая независимость человека от окружающей среды почти приостановила биологическую эволюцию.

Этапы исторической эволюции человека и общества.

Карстен Владимир Федорович. 05.01.2009, 13:03.

"" Владимир Фёдорович!
> >Что означает в буквенном сочетании "ВФКГ" буква "Г"?
> >
> ВФКГ - Всеобщая Федерация Конституционных Гуманистов, которая находится в стадии >проекта.

ВФКГ - как федерацию, Вы разумеется мыслите как естественно материалистическое развитие человека (в высшей стадии своей и общественной эволюции человек неизбежно гуманист) и общества. А какие необходимые этапы такого историко - материалистической эволюции человека и общества, Вы для себя (как теоретика и исследователя)определили?
Александр Васильевич Чижиков (член ИГ ПРКР-НК) ""
= = =
Я абсолютно уверен, что в любой деятельности СРЕДСТВА должны соответствовать функциональным возможностям и потребностям. В таких условиях, взаимодействия являются непротиворечивыми и гармоничными. Пока люди полагались на естественные регуляторные механизмы био-гео-гелио-сферы, называемой средой обитания, их заботы ограничивались стремлением к индивидуальному и групповому выживанию семьи, рода, племени. Прогресс научного познания и социальной организованности во многом лишил эффективности указанные регуляторы, на смену которым должно придти осознанное самоподчинение необходимости, продиктованной потребностью самосохранения и развития человека, как вида.

К естественным регуляторам относятся:
1) Гео-тектонические, гео-климатические, фитосферные - биосферные процессы и тенденции.
2) Локальные и индивидуальные особенности условий обитания индивидов, способствующие естественному отбору, в процессе воспроизводства численности популяции.
3) Специфические условия, порождаемые неосознаваемыми или частично осознаваемыми процессами социализации.

Другими словами: природные; катаклизмы, голод, холод, хищники, инфекции, травмы, врожденные дефекты или социальные; достижения, организационные принципы, конфликты, войны, традиции и т.д. исключали гипертрофированную монополию человека в экосистеме планеты Земля. Но достижения человечества в областях; медицины, гигиены, санитарии и в использовании механической энергии поставили "интересы" и прихоти людей над рекреационными возможностями экосферы Земли.

Из этого состояния есть только ТРИ основных возможности выхода:

1) Экстенсивное исчерпание жизненно важных, для людей, ресурсов, с последующим возвращением под "власть" естественных регуляторов.
2) Насильственное сокращение численности населения планеты и потребления ресурсов, с опасностью полного или почти полного самоуничтожения средствами ядерного, био-химического и прочего оружия.
3) Осознанный переход к принципам самоограничения, в соответствии с перспективными возможностями фито-био-эко-геосферы планеты.

Это станет возможным только в том случае, если политика "интересов" уступит место политике Научного понимания действительности, а психология лжи, страха и насилия уступит место психологии взаимозависимости, взаимодействия и осознанной ответственности.

Все это звучит несколько фантастично, поэтому вернемся к рассмотрению СРЕДСТВ, служащих восстановлению гармонии взаимодействий между людьми и экосферой планеты. Варианты переселения людей на другие планеты, в пучины океанов или в "тела" механических роботов оставим пока для профессиональных фантастов.

Для начала рассмотрим СРЕДСТВА, с помощью которых можно достигнуть ПОНИМАНИЯ неизбежности следования тенденциям единственного варианта Спасения Человечества, путем перехода к фазе осознанной эволюции.

Теория познания.

Здесь требуются разъяснения по методологии познания. Люди умеют мыслить и путем многочисленных наблюдений, сопоставлений, моделирований и других методов познания обретают ПОНИМАНИЕ СМЫСЛОВ, неотъемлемо присущих явлениям и процессам Бытия. Как два одинаковых семечка, прорастающих на противоположных сторонах Земли, воплощают собой Смыслы потенций, заключенных в них и в окружающей среде, так планетарные системы в различных галактиках проходят аналогичные этапы эволюционных преобразований. Попробуем обосновать это утверждение.

С помощью современных, точных методов спектрального анализа излучений множества звезд и галактик достоверно установлено, что наличие, распределение и концентрация химических элементов в обозримой части Вселенной аналогичны этим параметрам в нашей галактике и солнечной системе, с учетом погрешностей в измерениях, расчетах и т.д. Это означает, что обнаруживаются только потенциально и теоретически ВОЗМОЖНЫЕ сочетания ТРЕХ основных компонентов веществ - электронов, нейтронов и протонов, которые известны и сведены в периодическую систему химических элементов. Эти и прочие структуры Бытия являются проявлениями Материи, которая является воплощением Энергии и концентратом Смыслов. Отсюда можно сделать выводы:

1) Бытие Триедино, неразделимо, неуничтожимо, находится в вечном движении, взаимодействии, самообновлении всего и только ВОЗМОЖНОГО.
2) Невозможное не существует, не взаимодействует и не имеет действительного Смысла.
3) Возможное существует и взаимодействует по единым, неизменным, вечным (Смыслам) Законам и Принципам Бытия, которые и ОТКРЫВАЕТ людям, в форме теорий, моделей, концепций объективное логическое познание.
4) Возможное существует во ВРЕМЕНИ, которое выражает процесс движения от причин к последствиям.
5) Детерминированность взаимодействий выражает Логичность Смыслов Бытия, которая является основой для реализации возможностей интуитивного и логического мышления разумных существ.
6) Всему возможному есть свое время и свои пределы существования, именуемые пределами возможного, от размеров атомов, космических тел и систем, до параметров всех остальных систем и взаимодействий.
7) Аналогичные, эволюционно (векторно направленно) развивающиеся возможности воплощаются в аналогичные условия существования и взаимодействия.
8) В аналогичных условиях протекают аналогичные процессы взаимодействий - аналогичные причины ведут к аналогичным последствиям.
9) В процессе познания невозможно зафиксировать и учесть все условия - причины, поэтому в некоторых пределах, как правило: Три определяющие ПРИЧИНЫ предопределяют возникновение конкретных ПОСЛЕДСТВИЙ.
10) Как материально-вещественные = энергетические, так и Смысловые структуры Бытия находятся в иерархической взаимосвязи, поэтому причины явлений и событий становятся понятны лишь с уровня мышления в критериях более общих процессов и тенденций, а направленность процессов и тенденций становится понятной с позиций еще более высоких обобщений на уровне высших Законов и Принципов Бытия.

Поэтому, подгорание шашлыка можно объяснить с уровня понимания закономерностей термодинамических процессов, а их в свою очередь можно намного объективнее понять и систематизировать с уровня осознания наиболее общих Законов и Принципов существования и взаимодействия.
Вершиной иерархии Смыслов является Принцип Триединства Бытия. С этой "высоты" становятся ясными, объяснимыми и логически непротиворечивыми любые взаимосвязи и взаимодействия в Бытии.

Эволюция человека и общества.

Все эти утверждения требуют дальнейшего обоснования, но приняв их за исходные ориентиры попытаемся рассмотреть социальные проблемы и поставленные вопросы.

"А какие необходимые этапы такого историко - материалистической эволюции человека и общества, Вы для себя (как теоретика и исследователя)определили?"

Со времени зарождения солнечной системы происходят процессы:

1) Неорганической эволюции.
2) Органической эволюции.
3) Биологической эволюции.
4) Социальной эволюции.
5) Мировоззренческой - интеллектуально-информационной эволюции ПОНИМАНИЯ действительных Смыслов Бытия.

Некоторое совпадение очертаний континентов указывает на то, что наша планета некогда была намного меньше, но постепенно росла и продолжает увеличивать свою массу, удаляясь от Солнца и увеличивая период обращения. По пути движения солнечной системы вокруг центра галактики, она проходит сквозь зоны большей или меньшей плотности вещества в космическом пространстве. Изменение плотности в пределах единиц атомов вещества на кубический метр межзвездного пространства значительно изменяет интенсивность протекания геологических и гелио-термических процессов. При всей кажущейся непредсказуемости рисков столь длительных путешествий в межгалактических пространствах, все типы эволюции на Земле протекают последовательно и успешно: как доказывают специалисты, не менее четырех миллиардов лет. Есть вероятность безбедного продолжения космических странствий и в ближайшие миллионы или миллиарды земных лет.

В любом случае бессмысленно опасаться глобальных катастроф, вызванных внеземными причинами, поскольку возможности воздействия на них человечества отсутствуют и будут отсутствовать еще очень долго. Намного серьезнее и актуальнее риски и опасности, проистекающие из мировоззренческих противоречий, социальных конфликтов, онтологических и психологических несуразиц в науке, экономике и политике. Поэтому будет намного более эффективно отстраниться от абсолютно гипотетических страхов и обратиться к злободневным социальным проблемам. Но средства и методы решения социальных проблем становятся понятными лишь на фоне понимания общих эволюционных тенденций.

С биологической эволюцией все более или менее ясно, поскольку в условиях современной цивилизации отсутствуют объективные причины, препятствующие реализации физиологических, психо-эмоциональных и интеллектуальных возможностей отдельных личностей. Проблемы возникают из того, что на такие возможности начинают претендовать не миллионы, а миллиарды человек. Но, если всем жителям Земли обеспечить средний прожиточный уровень граждан США, то потребление всех видов ресурсов: от нефти, до пресной воды и кислорода возрастет в десятки раз и покончит с имеющимися резервами в считанные годы. Поэтому места у ресурсного "насоса" очень плотно заняты, а жизненные блага еще достаются широкому кругу "дикарей" и "социальных неудачников" только по объективным причинам отсутствия глобальной монополии на средства власти, производства и социального насилия. Если возникнет такая монополия, основывающаяся не современных принципах политического цинизма, можно не сомневаться, что 9/10-х жителей планеты (или еще больше) будут очень скоро вычеркнуты из списков, имеющих право на жизнь.

Это понятно и без дополнительных обоснований, но возникают вопросы о возможности и желательности альтернативных сценариев социальной резекции или социальной эволюции.

Итак: На уровне неорганических и органических структур, непосредственность физических и химических взаимодействий абсолютно детерминирована. Живыми могут считаться лишь такие организмы, системы и структуры, которые способны хоть в какой-то мере реагировать на взаимодействия избирательно или неоднозначно. Поэтому, в качестве определения можно принять следующую формулировку:

Основной отличительной особенностью живых структур, систем и организмов от неживых является способность использования неоднозначного выбора во взаимодействиях = использования дополнительных ВОЗМОЖНОСТЕЙ взаимодействия и развития способностей.

Атомы, при определенных условиях могут покинуть одни молекулярные структуры и образовать структуры с атомами других, строго определенных, химических элементов. Атомы в составе простейших организмов - вирусов обретают возможности репродуцирования собственных копий, путем встраивания в клеточные структуры, обретают высокую мобильность и довольно широкий диапазон возможных взаимодействий. Растения имеют намного меньше возможностей динамичных взаимодействий с окружающей средой, чем животные.

В итоге: каждый отдельный человек имеет намного меньше возможностей самореализации - реализации своих потенциальных и функциональных возможностей, чем коллектив или более многочисленное сообщество.

Но, более высокое место в иерархии универсальных систем предопределяет не только дополнительные возможности различных вариантов структуризации и разнообразия взаимодействий, но и расширение возможностей деградации - деструктуризации, патологических изменений, реакций и взаимодействий. Более определенной становится дифференциация возможностей; к продолжению функционирования и развития - к жизни и/или к смерти - к разложению. Устойчивость функционально "простых" физико-химических структур и взаимодействий, в сложных структурах, организмах и системах, сменяется принципом многофакторного динамического равновесия. Образно говоря: Молекулярная структура отличается от социальной структуры почти, как булыжник отличается от самолета или ракеты в полете.

Исходя из выше изложенного можно утверждать, что основным признаком смены эпох эволюционного социального развития личностей и обществ можно признать следующий фактор:

Гармонизация взаимодействий является расширением ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫХ возможностей по реализации ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ способностей, возможностей общества и личности в ее составе.

Из этого следует, что интеллектуальная эволюция разумных существ подразделяется на Три эпохи:

1) Эпоха монистического (животного) мышления категориями, непосредственно осязаемых предметов и событий.
2) Эпоха "грехопадения" - дуального, антагонистично противоречивого деления всего многообразия реальности на "добро и зло", на "черное и белое", на оберегаемое свое и вожделенное чужое, на полноправно "святые" свои и "патологически" враждебные чужие "ИНТЕРЕСЫ".
3) Эпоха Триединства Бытия - объективного познания, ответственной личности, логичного мышления и эко-социального симбиоза, которая еще впереди.

Принцип Триединства, кроме прочего, означает, что любое подразделение не является абсолютным, поскольку в ЕДИНСТВЕ всегда присутствует все. Текущая действительность лишь актуализирует приоритетность процессов, определяющих логическую преемственность и последовательность векторных эволюционных закономерностей.

Еще конкретнее и в терминологии материалистических представлений: До овладения Словом "люди" пользовались, в процессах общения и взаимодействия, знаковыми системами поз, движений, жестов, мимики, голосовых сигналов, которыми интуитивно или целенаправленно пользуются и сегодня. Почти всем было почти все понятно. Появилась речь, давшая огромные преимущества перед конкурентами в борьбе за выживание, но появилась и ложь, препятствующая взаимопониманию во взаимодействии. Слово стало "фундаментом" человеческой цивилизации, остающейся до сих пор похожей на "Вавилонскую башню".

Овладение огнем, с помощью "Прометея", заложило первый "этаж" огромных возможностей и преимуществ человека перед миром животных. Возросла выживаемость потомства, средняя продолжительность жизни людей. Возросли возможности накопления жизненного опыта и роста интеллектуального развития. Внутривидовая конкуренция начала доминировать над межвидовой конкуренцией. Основными альтернативами в тот период являлись:

1) Регулярные взаимо-уничтожения людей, чтобы объемы потребления не истощали естественные кормовые угодья.
2) Разделение племен и расселение более слабых и малочисленных родов в районы с менее благоприятными климатическими условиями.
3) Переход от охоты и собирательства к более стабильному животноводству и земледелию.

Как видим: перед далекими предками тоже стояли непростые проблемы. Они использовали все средства и возможности, но за неимением общих принципов регулирования численности населения им приходилось, в конечном итоге, интенсифицировать интеллектуальную деятельность в сфере производства материальных благ, распределения и социального взаимодействия. Как написал только сегодня:

" "Жизнь - не сахар и не мед", поэтому ничто иное как навоз является лучшей питательной средой для произрастания растений и питания жизни. В этом и поэзия и гармония жизни, которая получает питание от "трупов" и отходов жизнедеятельности предшественников. "Где воняет, там и пахнет!" Иначе не получается. "

Но это было не столь печально до тех пор, пока отходы жизнедеятельности людей не стали химически агрессивными и настолько ядовитыми, что ведут к вымиранию множества видов живых организмов. Экологический баланс все более нарушается и недалек тот "день", когда целые биологические системы начнут катастрофически разрушаться.

Все почему? Новые преимущества и возможности ведут к росту "народонаселения", потребления и к обострению борьбы за жизненно важные ресурсы. Но в русле идеологии борьбы и соперничества "материалистических интересов" конструктивных решений найдено быть не может. Тем более, что в азарте борьбы идут в ход любые методы, под лозунгом: "Цель оправдывает средства!" Так появляются бесчисленные "теории", декларирующие все, что угодно, но исходящие из единственного ИНТЕРЕСА - завоевания или сохранения власти над ресурсами. Вот например:

МЕТАФИЛОСОФИЯ Спирин Владимир Георгиевич
Internet: www.MetaFilosof.Narod.ru; www.VGS-PHILOSOPHY.Narod.ru; www.SPIRIN-PHILOSOPHY.Narod.ru
E-mail: [email protected] http://www.metafilosof.narod.ru/

"" Финитные философы подобные выводы немедленно переведут на дихотомичные рельсы первопричины - "Материя или Дух". И невдомек им, что это тоже НС, которая обладает целостностью. И это уже не дихотомия. Это уже триединство, которое имеет всеобщий характер в нашем актуальном трехмерном мире.
Триединство известный закон финитной диалектики - "Отрицание Истины порождает Ложь" требует по иному исправить: на "Отрицание Истины порождает иную Истину", "Не существует Абсолютных Истин, существуют лишь точки зрения взаимодействующих систем". ""

"Горы" наукообразных фраз перемежаются мистикой и алогизмами, которые понять невозможно. Значит непременно появится мнение о необходимости канонизации догматов "учения" и слепой веры в безгрешность их авторов.

Заключение.

Многим хочется простых решений и указаний, типа: "Весь мир насилья мы разрушим!" Разрушили! А что "построили"? Мир еще более масштабного насилия и прямого издевательства над здравомыслием!? Теперь изощряются в определениях тому, что было: от "тоталитарного гос-феодализма" до "азиатского казарменного коммунизма".
Нет-уж! Без очистки "мозгов" - представлений от многовековых наслоений социальной ЛЖИ, ничего хорошего или спасительного не получится.


I. У истоков исторической науки. II. Историческая наука античного мира. III. Историческая наука в Средние века и Новое время. IV. Историческая наука в XX веке. V. Становление и развитие взглядов на мир. VI. Принципы периодизации в истории. VII. Этапы развития человечества.


I. У истоков исторической науки. До изобретения письменности знания о прошлом передавались в устной форме, из поколения в поколение. Первая письменность появилась в государствах Древнего Востока в IV-II тыс. до н.э. Первые летописи появились в Китае в VIII в. до н.э.


II. Историческая наука античного мира. Наиболее известные писатели и историки античности: Геродот (V в. до н.э.) – «Всеобщая история»; Геродот (V в. до н.э.) – «Всеобщая история»; Фукидид (V в. до н.э.); Фукидид (V в. до н.э.); Плутарх (45-127); Плутарх (45-127); Тит Ливий (59 до н.э. – 17 н.э.) – история Рима в 142 томах; Тит Ливий (59 до н.э. – 17 н.э.) – история Рима в 142 томах; Платон (до н.э.) – «Атлантида». Платон (до н.э.) – «Атлантида».


III. Историческая наука в Средние века и Новое время. В раннем Средневековье в Европе решающее воздействие на состояние исторического знания оказывала религия. В XVI-XVII вв. в Европе создается единая система летоисчисления – от Рождества Христова. Абсолютизм – неограниченная монархия, форма правления, при которой верховная власть всецело принадлежит монарху. При абсолютизме государство достигает наивысшей степени централизации, создается разветвленный бюрократический аппарат управления, постоянная армия и полиция. Деятельность органов сословного представительства, как правило, прекращается.


XVIII – начало эпохи Просвещения. В XIX веке в центр внимания гуманитарных и общественных наук выдвинулась проблема поиска закономерностей исторического развития, его движущих сил. Определяются требования: соблюдение принципа историзма, или конкретно-исторического анализа; соблюдение принципа историзма, или конкретно-исторического анализа; соблюдение принципа объективности. соблюдение принципа объективности.


V. Становление и развитие взглядов на мир. I. Христианская концепция исторического развития (Аврелий Августин) – основана на религиозных представлениях. II. Идея прогресса (Д. Локк, Вольтер, Ж. Ж. Руссо – просветители): движущая сила общественного развития –стремления людей, а его целью – реализация их идеалов. III. И. Кант – основоположник немецкой философии. IV. Г. Гегель – создатель « национальной идеи». V. Аристотель, Ш. Л. Де Монтескье, И. Гердер – идеи о большом влиянии материальных факторов на жизнь общества, его культуру и традиции.


Марксистская теория. К. Маркс, Ф. Энгельс. Рассматривала развитие человечества как естественно-исторический процесс. Его движущей силой считалась борьба между классами – группами людей, которые различаются по их отношению к собственности на средства производства, месту в системе отношений, в которые они вступают в процессе производства материальных благ, их распределения и обмена, т.е. это борьба между имущими и неимущими.


Прогресс ассоциировался с последовательной сменой формаций. Они различались по признакам преобладающих форм собственности на средства производства; социальной структуре общества и характеру отношений между составляющими ее классами; уровню развития производительных сил. Духовной сфере отводится второстепенная роль. Не отвергались и роль личности в истории, значение случайных факторов.


Различные теории исторического развития Марксистская концепция истории (К. Маркс, Ф. Энгельс) Теория локальных цивилизаций (Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, Л. Гумилев) Теории мирового цивилизационного развития (У. Ростоу, Д. Белл, Дж. Гэлбрейт, Э. Тоффлер)


Направления в теории цивилизации Стадиальный подход Цивилизация- единый процесс, проходящий через определённые стадии: Доиндустриальная (IV тыс до н.э.-80 е гг. XVIIIв.) Индустриальная Постиндустриальная Локальный подход Локальная цивилизация- большая социокультурная общность, которая существует длительное время, имеет относительно устойчивые пространственные границы, специфические формы экономической, политической, духовной жизни., индивид. путь исторического развития


VI. Принципы периодизации истории. 1. Принцип смены форм хозяйственной деятельности, развития материальной культуры. Периодизация истории по Л. Моргану и Ж. Кондорсе Дикость (собирательство, охота) Дикость (собирательство, охота) Варварство (земледелие, скотоводство) Варварство (земледелие, скотоводство) Цивилизация (письменность, обработка металлов Цивилизация (письменность, обработка металлов


2. Марксистская концепция истории. 2. Марксистская концепция истории. Противоборствую- щие классы Ф О Р М А Ц И И Этапы развития Бесклассовое общество Коммунистическая Капиталистическая Феодальная Рабовладельческая Отсутствие классов Первобытно - общинный строй Рабовладельцы Рабы Феодалы Крестьяне Буржуазия Пролетариат ПРОГРЕССПРОГРЕССС


VII. Этапы развития человечества. Первобытная эпоха- 1,5 млн. лет назад. Около тыс. лет назад происходит становление человека современного типа, постепенно совершенствуются орудия труда, начинается переход от охоты, рыболовства к земледелию и скотоводству. Первобытная эпоха- 1,5 млн. лет назад. Около тыс. лет назад происходит становление человека современного типа, постепенно совершенствуются орудия труда, начинается переход от охоты, рыболовства к земледелию и скотоводству. Древний мир- IV-III тыс. до н.э. Эта эпоха начинается с возникновением первых государств. Происходит раскол общества на управляющих и управляемых, имущих и неимущих, широко распространяется рабство. Древний мир- IV-III тыс. до н.э. Эта эпоха начинается с возникновением первых государств. Происходит раскол общества на управляющих и управляемых, имущих и неимущих, широко распространяется рабство.


Эпоха Средневековья (V-XVII вв.): Первый период (V-XI вв.)- падение Западной Римской империи, утверждение сословного строя в Европе, преобладание натурального хозяйства, особая роль религии. Первый период (V-XI вв.)- падение Западной Римской империи, утверждение сословного строя в Европе, преобладание натурального хозяйства, особая роль религии. Второй период (сер.XI-кон.XV вв.)- становление крупных феодальных государств, рост значения городов, которые становятся центрами ремесла, торговли, духовной жизни, приобретающей все более светский характер. Второй период (сер.XI-кон.XV вв.)- становление крупных феодальных государств, рост значения городов, которые становятся центрами ремесла, торговли, духовной жизни, приобретающей все более светский характер. Третий период (XVI- сер.XVII вв.)- начало разложения феодального строя, начинается создание колониальных империй, быстро развиваются товарно-денежные отношения, широко распространяется мануфактурное производство, усложняется социальная структура общества, возникают абсолютистские монархии. Третий период (XVI- сер.XVII вв.)- начало разложения феодального строя, начинается создание колониальных империй, быстро развиваются товарно-денежные отношения, широко распространяется мануфактурное производство, усложняется социальная структура общества, возникают абсолютистские монархии.


Эпоха Нового времени: Первый период (с сер.XVII в.)- революции в Европе, эпоха Просвещения. Первый период (с сер.XVII в.)- революции в Европе, эпоха Просвещения. Второй период - наступает после Великой французской революции (), начало промышленного переворота, становление капиталистических отношений, быстрый рост колониальных империй, развитие мирового рынка, появление системы международного разделения труда, в государствах утверждаются идеологии национализма, национального интереса. Второй период - наступает после Великой французской революции (), начало промышленного переворота, становление капиталистических отношений, быстрый рост колониальных империй, развитие мирового рынка, появление системы международного разделения труда, в государствах утверждаются идеологии национализма, национального интереса. Третий период (кон.XIX- нач.XX вв.)- мировые кризисы перепроизводства, начинается и обостряется борьба за передел мира. Третий период (кон.XIX- нач.XX вв.)- мировые кризисы перепроизводства, начинается и обостряется борьба за передел мира. Эпоха Новейшего времени. Эпоха Новейшего времени.


Итоговые вопросы к уроку: Каковы основные этапы развития исторического знания? Каковы основные этапы развития исторического знания? Назовите взгляды на мир, которые существовали на определенных этапах развития всемирной истории? Назовите взгляды на мир, которые существовали на определенных этапах развития всемирной истории? Дайте определение понятию «периодизация». Дайте определение понятию «периодизация». Каковы основные принципы периодизации? Каковы основные принципы периодизации? Сколько этапов развития человечества? Сколько этапов развития человечества?

В середине первого тысячелетия до н. э. осознание неизбежности социального неравенства вылилось в концептуальное обоснование его необходимости.

На Востоке критическое переосмысление социальных установок, заложенных в мифологическом сознании, было осуществлено в учениях Будды, Конфуция, Заратустры, ставших рациональным оправданием, а затем и религиозно-этической опорой, поддерживающей социальную стабильность в преодолевшем первобытную неструктурированность обществе.

На Западе социальная мысль достигла своего апогея в Афинах V-IV вв. до н. э. в творчестве Сократа, Платона и Аристотеля , в учениях которых оформились два важнейших вправления, взаимодействовавших на протяжении всей истории социальной мысли.

Первое – выдвигает и обосновывает идею приоритета общего (при разном масштабе общности), общественного интереса. Оно представлено, прежде всего, учением Платона , рассматривающим эту идею в знаменитом труде `Государство`.

У Платона общество уподобляется `огромному человеку`. Трём началам человеческой души (разумному, яростному и вожделеющему) в идеальном государстве аналогичны тоже три начала (совещательное, защитное и деловое), которым в свою очередь соответствуют три сословия – правители, воины и производители (ремесленники, земледельцы). Справедливость, по Платону, состоит в том, чтобы каждое сословие занималось своим делом. Неравенство с помощью `благородного вымысла` обосновывается как естественное, исходно предопределенное: хотя все люди рождены землей, но у одних примешано золото, значит, они должны править; у других – серебро, и посему они становятся воинами; у третьих примешаны железо и медь, они призваны быть производителями. Все сословия служат сохранению единства, стабильности общества.

Государство, полагал Платон, должно не потакать амбициям отдельных, пусть сильных, личностей, а подчинять всех членов общества служению делу его сохранения. В идеальном государстве социальное неравенство является средством поддержания социальной стабильности, но отнюдь не получения выгоды высшими слоями. Целостность государства у него основана на тотальной ответственности неравных друг другу членов общества за судьбу этого государства.

Второе направление отстаивает идею приоритета интереса личности, индивида. Оно развивалось Эпикуром, киниками, Аристотелем . Последний критикует `Государство` Платона, отстаивая приоритет индивидуальных интересов и защищая право личности на индивидуальность. Чрезмерное стремление к обобществлению, например предлагаемая Платоном общность имущества, жен и детей, по мнению Аристотеля, ведет к стиранию индивидуальности, к бесхозяйственности и лени, усугубляет социальную путаницу, подготавливает политический кризис.



В этих направлениях древнегреческая мысль отразила фундаментальное противоречие социальной жизни и внутренней жизни индивида – противоречивое единство общественного и индивидуального. Если мыслителям первого направления свойственно представление о лучшем будущем как о стабильном, устойчивом обществе, ориентирующем его членов на ответственность за судьбу целого, то для ученых второго – характерна выработка социального идеала, в котором лучшее будущее обозначается как динамичное, быстро совершенствующееся общество, ориентирующее его членов на открытость, свободу, ответственность за собственную судьбу.

Огромную роль в развитии общественной мысли сыграло христианство, возникшее в середине I в. н. э. Первоначальная идеологическая ориентация ранних христиан характеризовалась идеями не только нравственного обновления, но и революционного переустройства общества на основе ликвидации частной собственности и введения всеобщей обязанности трудиться.

Однако во второй половине II-III вв., когда христианство утверждалось в качестве официальной идеологии Римской империи, толкователи Библии усиливают непротивленческий аспект христианства, идею божественного происхождения власти, ориентацию прихожан на потустороннее воздаяние за земные страдания. Так постепенно демократизм раннего христианства был отодвинут на периферию религиозного сознания, хотя к социально-политическим идеям раннего христианства обращались впоследствии и еретические движения, и социалисты-утописты.

Таким образом, зарождение античной философско-социальной мысли было выражено в концепции идеального общества и государства. А с наступлением христианской эры пришли богословно–теологичсекие концепции – все сущее есть продукт божественного промысла (Августин Блаженный «О граде Божием»).

  • Эпоха возрождения и Средневековье

В эпоху возрождения появляется естественно-научные теории происхождения общества (Макиавелли, Вольтер, Руссо ). Возникают утопические концепции общества (особенно бурно развиваются в Европе).

В период Средневековья развитие социальных отношений осуществляется преимущественно под контролем системы нравственных, религиозных норм, что оказало влияние и на развитие социальной мысли.

Наиболее видной фигурой теологической социально-политической мысли этого периода является Фома Аквинский , осуществивший модернизацию раннесредневекового христианства на основе комментариев Аристотеля. Учение Фомы (томизм ) стало важным шагом в укреплении духовной власти католицизма над развитием социальной жизни (в 1879 г. это учение было объявлено единственно истинной философией католицизма)

М. Вебер раскрыл воздействие на процесс становления европейского капитализма протестантского религиозно-этического комплекса, обеспечившего воспитание таких черт личности, как трудолюбие, бережливость, честность, расчетливость. В социальной мысли на новом уровне возрождается противостояние идей индивидуализма и коллективизма. Идея приоритета индивидуального интереса над общественным утверждается в качестве ядра идеологии формирующегося класса предпринимателей, буржуазии.

Наряду с идеями индивидуалистическими, частнособственническими в XVI в. постепенно оформляется социалистическое социально-политическое течение как идеология нарождающегося пролетариата. Родоначальником утопического социализма принято считать Т. Мора (1478-1535 гг.), изобразившего в «Утопии» общество, в котором нет частной собственности, обобществлены производство и быт, а труд является обязательным для всех.

Классическая немецкая философия сыграла огромную роль в развитии социологии. В начале 19 века на фундаменте социально-философского знания начала складываться самостоятельная наука об обществе (Огюст Конт – родоначальник социологии в 19 веке).

Первую попытку ее создания предпринял Конт в 1822 году. Он ввел в научный оборот термин «социальная физика». Но данный термин не привился. И тогда в 1839 году в своем трактате «Дух позитивной философии» Конт вводит термин «социология», которым называет новую науку.

По вопросу генезиса науки как уникального компонента культуры и особого типа духовно-познавательной деятельности нет единой и общепринятой точки зрения. Можно выделить четыре наиболее распространенные точки зрения по вопросу о том, когда и в каких социокультурных условиях впервые возникает наука :

1) Наука возникает в структуре цивилизаций Египта, Китая, Индии, Месопотамии и других регионов Древнего мира. Дальнейшее развитие науки предстает как эволюционный процесс от древней стадии к современной. Эта точка зрения была сформулирована в рамках позитивной философии (О. Конт, Г. Спенсер и др.). Основу этой позиции составляет отождествление науки с обыденным знанием и формами опыта, обслуживающими потребности первичных форм практики традиционных обществ.

2) Согласно второй точки зрения, разделяемой многими зарубежными и отечественными учеными (Дж. Бернал, Б. Рассел, П. Гайденко и др.), первые научные программы возникали в контексте античной культуры и являются результатом той величайшей духовной революции , которая завершилась становлением принципов теоретического мышления в древнегреческой цивилизации.

3) Согласно третьей точке зрения основные предпосылки формирования науки складываются в XIII-XIV веках, т.е. в эпоху позднего Средневековья в Западной Европе. В средневековых университетах формируется культура абстрактно-теоретического мышления, закладываются основы экспериментальной деятельности, направленной на изменение свойств и качеств познаваемых явлений.

4) Наиболее популярная и широко распространенная точка зрения по вопросу генезиса науки является концепция её возникновения в эпоху Нового времени в результате великой интеллектуальной революции XVI-XVII веков, которая завершилась созданием классической механики и становлением первых форм институализации науки. В этот период формируется особый способ научного мышления, соединяющий в себе принципы математического описания явлений действительности и требования их экспериментальной проверки.

Периодизация развития науки, принятая как основополагающая в современной отечественной историографии (и, соответственно, в данном учебно-методическом пособии), опирается на концепцию академика В.С. Степина, согласно которой формирование науки рассматривается как длительный процесс, начавшийся в глубокой древности и завершившийся в XVI-XVII веках. В.С. Степин выделяет две стадии в развитии научного знания (более детально – пять периодов).

Две стадии:

I. Преднаука (или донаучный) – 1 тыс. до н.э. – XVI-XVII вв. – Период зарождения науки.

II. Научный – XVI-XVII вв. – нач. XXI в. – Формирование науки в собственном смысле слова.

В истории философии науки можно выделяют пять основных периодов:

1. Донаучный – I тыс. до н.э. – XVI – период преднауки.

2. Период великой научной революции – XVI – XVII вв.

3. Классическая наука – XVIII – XIX вв.

4. Неклассическая наука – кон. XIX – пер. пол. XX в.

5. Постнеклассическая наука – вторая пол. XX в. – нач. XXI в.


НАУЧНЫЕ ТРАДИЦИИ И НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ

Проблемы традиций как основного фактора развития наукивпервые были рассмотрены в трудах Т. Куна. Под традицией (от лат. - передача) понимается передача от поколения к поколению и элементов социального и культурного опыта социальных групп и общностей. Традиция – это выражение всего относительно устойчивого в общественной жизни и культуре. Она включает в себя как содержание различных сфер общества, так и механизм их преемственного развития, форму закрепления и сохранения социокультурного опыта.

Традиции живут, постоянно обновляясь. Однако, несмотря на их способность адаптироваться к инновациям, обретая, тем самым вторую жизнь, существует вариант, когда традиции могут подавлять инновации, задерживая процесс развития . Неодолимость нового обусловлена неспособностью старого обеспечить потребности развития общественной системы. Однако возникновение нового всегда сопряжено с ломкой барьеров, выстроенных традициями. Сказанное в полной мере относится и к развитию науки.

Традиционная наука, как известно, работает «под крышей» определенной, уже устоявшейся парадигмы . Каким же образом новое утверждает себя в этих условиях? Т. Кун, в частности, отмечает, что, действуя по правилам господствующей парадигмы, ученый случайно и побочным образом наталкивается на такие факты и явления, которые необъяснимы в рамках этой парадигмы . В связи с этим возникает необходимость изменить правила научного исследования и объяснения. Например, физики в камере Вильсона, желая увидеть след электрона, вдруг обнаружили, что этот след имеет форму развилки. Это не соответствовало их ожиданиям, поэтому они объяснили увиденное погрешностями эксперимента. На самом же деле за увиденным явлением просматривалось открытие позитрона. Под напором новых фактов, которые не укладывались в рамки старого понимания, произошло изменение существующей парадигмы, т.е. фактически произошла научная революция.

Научные революции – это те этапы развития науки, на которых происходит смена исследовательских стратегий, за­даваемых ее основаниямиидеалами и мето­дами исследования,сложившейся научной карти­ной мира, философскими идеями и принципами, обосновываю­щими цели, методы, нормы и иде­алы научного исследования.

Как и почему происходят научные революции? Т. Кун делил этапы развития науки на периоды «нормальной науки » и научной революции . В период «нормальной науки» подавляющее число представителей научного сообщества принимает опреде­ленную парадигму и в её рамках решает стоящие перед ними научные задачи. Однако период «нормальной науки» заканчи­вается, когда появляются проблемы и задачи, не разрешимые в рамках сущест­вующей парадигмы. Тогда она «взрывается», и ей на смену приходит новая парадиг­ма.

В истории науки можно выделить четыре научные революции. Первой была революция XVII в., ознаменовавшая собой становление классической науки .Ее идеалом было получение абсолютно истинных знаний о при­роде. При этом метод познаниясводился, по сути, к поиску жестких и однозначных причин, детерминирующих наблюдаемые явле­ния, в связи с чем науч­ная картина мираносила механистический характер. Философские основания классическая наука на­ходила в идеях и принципах материализма, рассматривавшего познание как отражение в разуме по­знающего субъекта свойств объек­тов, существующих вне и независимо от субъекта.

Вторая научная революцияпроизошла в кон­це XVIII – первой половине XIX вв. и ее ре­зультатом был переход от классической науки, ориентированной в основ­ном на изучение механических и фи­зических явлений, к дисциплинарно организованной науке . Эта революция была вызвана появлением принципи­ально новых, не имеющих места в классической науке, объектов исследования, что и повлекло изменения норм, идеалов, методов научного исследования. Рождение биологии, химии, геоло­гии и др. наук, вносящих в картину мира идею развития, способствовало тому, что механистическая картина мира перестает быть об­щенаучной и общемировоз­зренческой. Специфика объектов, изучаемых в этих науках, не могла быть выражена с помощью методов ис­следова­ния классической науки, поэтому нужны были новые идеалы объяс­нения, учитывающие идею развития.

Происходят изменения и в философских основаниях на­уки. Центральными в философии в этот период становятся вопросы дифференциации и интеграции научного знания, полученного в разных дисципли­нах, соотноше­ния различных методов научного исследования, класси­фикация наук и поиск критериев научности знания. Однако, как считает известный философ В. С. Степин, познава­тельные уста­новки классической науки в период станов­ления дисциплинарно организованной науки все же не пре­терпели существенных изменений.

Третья научная революцияохватывает период с конца XIX в. до се­редины XX в. Революционные преобразования про­изош­ли сразу во многих науках: в физике были разработаны ре­лятивистская и квантовая теории, в биологии – генетика, в химии – квантовая химия и т.д. Возникают новые от­расли научного знания – кибернетика, теория систем и др. В результате сформировалось новая, неклассическая наука , основания которой ради­кально отличались от оснований классической науки.

Идеалы и нормы неклассической наукибазировались на отрицании разумно-логического содержания онтологии, способности разума строить единственно верную идеаль­ную модель реальности, позволяющую получать един­ственно истинную теорию . Допускалась возможность при­знавать истинность сразу нескольких теорий. Изменяется и идеал объяснения и описания. Если в клас­сической науке объяснению приписывалась спо­собность давать характеристику объекта, как он существует «сам по себе», то внеклассической науке вкачестве необхо­димого условия объективности объяснения и описания выдвигалось тре­бование учитывать ификсировать факт взаимодействия объекта с приборами, с помощью которых он исследовал­ся. Наука признала, что мыш­лению объект не дан вего «природно-девственном», первозданном состоянии: оно изучает не объект, как он есть «сам по себе», а как он является в наблюдении его взаимодействия с прибором. Возникла соответствующая неклассическому естествоз­нанию картина мира, вкоторой появилось пред­ставление о природе как сложном динамическом и иерархизированном единстве саморегулирующихся систем.

Изменились и философские основания науки. Фило­софия ввела в систему таких оснований идею ис­торической изменчивости научного знания, признала от­носительность истины, разработала представление об активности субъекта познания. Суще­ственные изменения претерпели многие фи­лософские категории, с помощью которых философия решала про­блемы научного познания. Это относится к категориям часть, целое, причина, случайность, необходимость и т. д. Изменение их содержания обусловлива­лось обнаружени­ем того факта, что сложные системы не подчиня­ются, например, классическому принципу, согласно кото­рому целое есть сумма его частей, а целое всегда больше его части. Стало ясно, что в сложных системах це­лое и часть находятся в более сложных взаимоотношениях. Боль­шое внимание стало уде­ляться категории случайность, ибо наука открыла огромную роль случайности в становлении законов необхо­димости.

Четвертая научная революцияначалась в последней тре­ти XX вв. и сопровождалась появлением пост­неклассической науки . Объектами исследования на этом этапе разви­тия науки становятся сложные сис­темные образования, которые характеризуются уже не только саморегуляцией (с такими объектами имела дело и неклассическая наука), но и саморазвитием.Научное исследование таких систем тре­бует принципи­ально новых стратегий, которые частично разработаны в синергетике, о которой речь пойдет в четвертом во­просе данной лекции.

Следует отметить и еще одну существенную особенность норм и идеаловпостнеклассической науки, в частности то, что описание и объяснение ис­следуемого объекта не может быть ценно­стно-нейтральным. В составе объективно истинного анализа должны присутствовать аксиологические факторы, а ориентация на истинность будет соотноситься с этическими и гума­нистическими принципами.

По-новому строятся и философские основанияпостне­классической науки. Философия фиксирует зави­симость научного познания от социальности и состояния культу­ры, с ее ценностными и мировоззренческими ориентациями, а также признает историческую изменчивость онто­логических допущений, идеалов и норм по­знания. Многие особенности философских оснований постнеклассичес­кой науки выражены в философии по­стмодерна.