Факторы социализации в педагогике кратко. Общие основы педагогики

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Социальные факторы

Чтобы стать человеком, одной биологической наследственности мало. Это утверждение достаточно убедительно подкрепляют хорошо известные случаи, когда человеческие детеныши вырастали среди животных. Людьми в общепринятом понимании они при этом не становились, даже если попадали в конце концов в человеческое общество.

Превращение биологического индивида в социального субъекта происходит в процессе социализации человека, его интеграции в общество, в различные типы социальных групп и структур посредством усвоения ценностей, установок, социальных норм, образцов поведения, на основе которых формируются социальнозначимые качества личности.

Социализация -- непрерывный и многогранный процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека. Однако наиболее интенсивно он протекает в детстве и юности, когда закладываются все базовые ценностные ориентации, усваиваются основные социальные нормы и отношения, формируется мотивация социального поведения. Если образно представить этот процесс как строительство дома, то именно в детстве происходит закладка фундамента и возведение всего здания; в дальнейшем производятся только отделочные работы, которые могут длиться всю последующую жизнь.

Процесс социализации ребенка, его формирования и развития, становления как личности происходит во взаимодействии с окружающей средой, которая оказывает на этот процесс решающее влияние посредством самых разных социальных факторов.

Различают макро-, мезо- и микрофакторы социализации личности. На социализацию человека оказывают влияние мировые, планетарные процессы-- экологические, демографические, экономические, социально-политические, а также страна, общество, государство в целом, которые рассматриваются как макрофакторы социализации.

Мега Факторы

Объективные, неуправляемые

Макро Факторы

Внутренние

Объективные, неуправляемые

Объективные

Субъективные

неуправляемые

управляемые

управляемые

Мезо Факторы

Внутренние

Объективные

Субъективные

Объективные

Субъективные

управляемые

неуправляемые

управляемые

неуправляемые

управляемые

неуправляемые

управляемые

Микро Факторы

Внутренние

Объективные

Субъективные

Объективные

Субъективные

управляемые

неуправляемые

управляемые

неуправляемые

управляемые

неуправляемые

управляемые

Основой систематизации представленных факторов являются уровни, на которых возникают факторы, оказывающие воздействие на эффективность исследуемой системы:

а) мегауровень - порождающий факторы космического и планетарного масштаба, влияющие на воспитание всего человечества;

б) макроуровень - на котором факторы определяются взаимодействием государств, действием государства и его институтов (политика, культура, экономика, правовая система, воспитание, образование и т. д.) и влияют на воспитание всех граждан государства;

в) мезофакторы, представляют собой продукт функционирования и взаимодействий национальных, социальных групп, различных систем общества (денежное обращение, нормы, традиции, законодательство, мораль, системы воспитания и образования). Оказывают влияние на воспитание больших социальных и этнических групп;

г) микрофакоры - результаты действия факторов, возникающих в ходе трудовой деятельности в производственных и служебных коллективах, процессе межличностных взаимоотношений по месту жительства, в семье и др. социализация личность общественный индивид

На мегауровне факторы, влияющие на систему воспитания, объективные, внешние, неуправляемые. К ним относятся цикличность развития природы и общества, смена дня и ночи, годовой погодный цикл, связанный с ним цикл растений, активности животных, функционирование психики людей в <дневном> или <ночном> режиме, периоды наибольшей и наименьшей активности человека, влияние солнечной активности и лунных циклов.

Характер воздействия данных факторов предполагает адаптацию к ним человеческого общества, его систем и человека в системе существующих координат. Попытки управления человека данными факторами (орошение пустынь, осушение болот, влияние на климат и т.п.) нередко приводят в последующем к экологическим катастрофам.

На макроуровне группы государств, государство, его институты порождают следующие факторы, влияющие на эффективность системы воспитания:

Внутренние (состояние экономики, развитость гражданского общества и его институтов, политический режим, социальная политика, наличие природных ресурсов, качество людского материала и др.);

Внешние (наличие вызванных деятельностью человека глобальных проблем, экономическое, политическое и информационно-идеологическое противоборство государств и блоков государств и др.).

В рамках этих групп факторов одни из них являются объективными (наличие природных ресурсов, качество населения, потепление климата, засоление почв, особенности страны и исторической эпохи и т. п.), другие - субъективными (политический режим, социальная политика, информационная война и др.).Одни из перечисленных факторов управляемые (социальная политика, информационная война, гражданское общество, политический режим), другие неуправляемые (наличие природных ресурсов и др.).

Если представить эти факторы в виде концентрических окружностей, то картина будет выглядеть так, как она показана на схеме (рис. 5.1.).

Рис. 1 Факторы социализации личности

В центре сфер находится ребенок, и все сферы оказывают на него влияние. Как отмечалось выше, это влияние на процесс социализации ребенка может быть целенаправленным, преднамеренным (как, например, влияние институтов социализации: семьи, образования, религии и др.); однако очень многие факторы оказывают на развитие ребенка спонтанное, стихийное воздействие. Кроме того, и целенаправленное влияние, и стихийное воздействие может быть как положительным, так и отрицательным, негативным.

Социум ребенок осваивает постепенно. Если при рождении ребенок развивается, в основном, в семье, то в дальнейшем он осваивает все новые и новые среды: дошкольное учреждение, затем школу, внешкольные учреждения, компании друзей, дискотеки и т. д. С возрастом освоенная ребенком “территория” социальной среды все больше и больше расширяется. Если это наглядно изобразить в виде еще одной схемы, то видно, что осваивая все больше сред, ребенок стремится занять всю “площадь круга” -- освоить весь потенциально доступный для него социум.

При этом ребенок как бы постоянно ищет и находит ту среду, которая для него в наибольшей степени комфортна, где ребенка лучше понимают, относятся к нему с уважением и т. д. Поэтому он может “мигрировать” из одной среды в другую.

Для процесса социализации важное значение имеет, какие установки формирует та или иная среда, в которой находится ребенок, какой социальный опыт может накапливаться у него в этой среде -- положительный или негативный.

Среда является объектом исследования представителей разных наук -- социологов, психологов, педагогов, которые пытаются выяснить созидательный потенциал среды и ее влияние на становление и развитие личности ребенка.

Научные исследования среды 80-х - 90-х годов способствовали выделению в самостоятельную научную область социальной педагогики, для которой эта проблема также стала объектом внимания и в изучении которой она находит свои грани, свой аспект рассмотрения.

К мезофакторам относятся возникающие на уровне этнических, социально-групповых и обслуживающих общество в целом, этносы и крупные социальные группы систем. К ряду систем данного уровня общности относится и система воспитания патриотизма военных кадров. В качестве внешних факторов в системах данного уровня выступают доступ указанных систем к различным ресурсам (политическим, экономическим, информационным и т.п.), статус в государстве субкультуры общности данного уровня и т.д.

Внутренними факторами являются расовые признаки, менталитет, этнические и социальные особенности и предрасположенности, стереотипы социального действия, этнические и социальные ценности, уровень этнической и социальной организации, состояние воспитания и другие. Одни из них являются объективными (доступ к ресурсам, наличие конкретной субкультуры, менталитет, расовые и этнические особенности и некоторые другие факторы), другие - субъективными. К последним относятся этнические и социальные ценности, уровень этнической и социальной организации, статус субкультуры в общегосударственной иерархии, воспитание, соответствие внутренней организации вызовам среды, выполняемым функциям и т.д.

Часть из факторов - управляемые (доступ к ресурсам, этнические и социальные ценности, воспитание, уровень этнической и социальной организации, статус субкультуры в общегосударственной иерархии, соответствие организации вызовам среды и т. д.), другие - неуправляемые. К неуправляемым факторам относятся расовые и этнические особенности, субкультура, стереотипы этнического поведения и другие.

Главным объектом систем данного уровня является личность и первичные объединения людей. В силу этого система воспитания патриотизма военных кадров, с одной стороны, воздействуя на личность как объект воспитания, учитывает приоритетно ее духовные, психические и физические свойства, с другой - должна учитывать влияние на нее микро- и макросреды.

Личность формируется в конкретной социальной среде и активно влияет на состояние микросреды, является частью факторов, изменяющих ее.

К объективным факторам воспитания, которые порождает сама личность, относятся: генетическая наследственность; состояние здоровья человека; обстоятельства его биографии; социальный опыт; этнокультурная традиция; профессиональный и социальный статус.

Группу субъективных факторов составляют: психические особенности; мировоззрение; ценностные ориентации, внутренние потребности, интересы.

Часть личностных факторов относится к управляемым: профессиональный и социальный статус; состояние здоровья; мировоззрение; ценностные ориентации; интересы и потребности.

Другие: генетическая наследственность; прошлый социальный опыт; этнокультурная традиция - к неуправляемым.

Человеческий фактор является совокупностью сущностных сил, качеств, способностей, физических и духовных возможностей человека, реализующейся в их деятельности преобразующей общество и его системы.

Человеческий фактор представляет собой сложное структурное образование. По мнению А.И. Сацуты, с учетом причинно-следственных связей и зависимостей, составляющих основу общественных отношений и человеческой жизни, его взаимосвязанными компонентами являются: потребности, интересы, убеждения человека; физические и социальные качества; навыки и умения; целенаправленная деятельность.

2. Основные факторы развития личности

Личность является одним из тех феноменов, которые редко истолковываются одинаково двумя разными авторами. Все определения личности так или иначе обусловливаются двумя противоположными взглядами на ее развитие. С точки зрения одних, каждая личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными качествами способностями, а социальное окружение при этом играет весьма незначительную роль. Представители другой точки зрения полностью отвергают врожденные внутренние черты и способности личности, считая что личность - это некоторый продукт, полностью формируемый ходе социального опыта. Очевидно, что это крайние точки зрения процесс формирования личности. В своем анализе мы, конечно, должны учитывать как биологические особенности личности, так и ее социальный опыт. Вместе с тем практика показывает, что социальные факторы формирования личности более весомы. Представляется удовлетворительным определение личности, данное В. Ядовым: "Личность - целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и -включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общения" соответствии с этим взглядом личность развивается из биологического организма исключительно благодаря различным видам социального культурного опыта. При этом не отрицается наличие у нее врожденных способностей, темперамента и предрасположенности, значительно влияющих на процесс формирования личностных черт.

Для анализа возникновения и развития личностных черт paздeлим факторы, оказывающие влияние на формирование личности, на следующие типы: 1) биологическая наследственность; 2) физическое окружение; 3) культура; 4) групповой опыт; 5) уникальный индивидуальный опыт. Проанализируем влияние этих факторов на личность.

Биологическая наследственность. Кирпичный дом не может быть построен из камня или из бамбука, но из большого количества кирпичей можно построить дом множеством различных способов. Биологическое наследие каждого человека поставляет сырые материалы, которые затем формируются разными способами в человеческую особь, индивида, личность.

В отличие от многих видов животных человеческое существо проявляет сексуальность во все времена года, что в большей или меньшей степени сказывается на деторождении. Ребенок рождается совершенно беспомощным и остается таким первые годы своей жизни. Подобные биологические факты закладывают основу социальной жизни людей. Кроме того, человек не имеет инстинкта моногамной сексуальной жизни, и в каждом обществе эта особенность проявляется по-разному, сказываясь на формировании института семьи и на воспитании детей. Черты биологического наследия дополняются врожденными потребностями человеческого существа, которые включают потребности в воздухе, пище, воде, активности, сне, безопасности и отсутствии боли, Если социальный опыт объясняет в основном сходные, общие черты, которыми обладает человек, то биологическая наследственность во многом объясняет индивидуальность личности, ее изначальное отличие от других членов общества. Вместе с тем групповые различия уже нельзя объяснять биологической наследственностью. Здесь речь идет об уникальном социальном опыте, об уникальной субкультуре.

Следовательно, биологическая наследственность не может полностью создать личность, так как ни культура, ни социальный опыт не передаются с генами. Однако биологический фактор необходимо учитывать, так как он, во-первых, создает ограничения для социальных общностей (беспомощность ребенка, невозможность долго находиться под водой, наличие биологических потребностей и т.д.), а во-вторых, благодаря биологическому фактору создается бесконечное разнообразие темпера-Ментов, характеров, способностей, которые делают из каждой человеческой личности индивидуальность, т.е. неповторимое, уникальное создание.

Физическое окружение. Некоторые исследователи придавали физическому окружению решающее значение в развитии личности. Известный социолог Питирим Сорокин в нескольких работах, опубликованных в 1928 г., обобщил теории многих ученых - от Конфуция, Аристотеля, Гиппократа до современного ему географа Эллиота Хантингтона, согласно которым групповые различия в поведении личностей в основном определяются различиями в климате, географических особенностях и природных ресурсах. К этой группе ученых можно отнести также философа Г.В. Плеханова и историка Л.Н. Гумилева. Теории, разработанные этими исследователями, являются хорошей основой для оправдания этноцентрического, националистического сознания, однако не могут оправдать решающего влияния физического фактора на развитие личности. Действительно, в сходных физических и географических условиях формируются различные типы личностей, и, наоборот, очень часто бывает так, что схожие групповые признаки личностей развиваются в разных условиях окружающей среды. В связи с этим можно сказать, что физическое окружение может влиять на культурные особенности социальной группы, но его влияние на формирование отдельной личности незначительно и несравнимо с влиянием на личность культуры группы, группового или индивидуального опыта.

Культура. Прежде всего следует отметить, что определенный культурный опыт является общим для всего человечества и не зависит от того, на какой ступени развития находится то или иное общество. Так, каждый ребенок получает питание от старших по возрасту, обучается общению через язык, получает опыт применения наказания и вознаграждения, а также осваивает некоторые другие наиболее общие культурные образцы. Вместе с тем каждое общество дает практически всем своим членам некоторый особенный опыт, особенные культурные образцы, которые другие общества предложить не могут. Из социального опыта, единого для всех членов данного общества, возникает характерная личностная конфигурация, типичная для многих членов данного общества. Например, личность, сформировавшаяся в условиях мусульманской культуры, будет иметь иные черты, чем личность, воспитанная в христианской стране.

Американская исследовательница К. Дьюбойс назвала личность, обладающую общими для данного общества чертами, "модальной" (от взятого из статистики термина "мода", обозначающего величину, которая встречается наиболее часто в ряду или серии параметров объекта). Под модальной личностью Дьюбойс понимала наиболее часто встречающийся тип личности, обладающий некоторыми особенностями, присущими культуре общества в целом. Таким образом, в каждом обществе можно найти такие личности, которые воплощают средние общепринятые черты. Говорят о модальных личностях тогда, когда упоминают о "средних" американцах, англичанах или об "истинно" русских. Модальная личность воплощает в себе все те общекультурные ценности, которые общество прививает своим членам в ходе культурного опыта. Эти ценности в большей или меньшей степени содержатся в каждой личности данного общества.

Другими словами, каждое общество развивает один или несколько базисных личностных типов, которые соответствуют культуре этого общества. Такие личностные образцы усваиваются, как правило, с детства. У равнинных индейцев Южной Америки социально одобряемым типом личности для взрослого мужчины был сильный, самоуверенный, воинственно настроенный человек. Им восхищались, его поведение вознаграждалось, и мальчики всегда стремились быть похожими на таких мужчин.

Каким же может быть социально одобряемый тип личности для нашего общества? Пожалуй, это личность социабельная, т.е. легко идущая на социальные контакты, готовая к сотрудничеству и обладающая при этом некоторыми агрессивными чертами (т.е. способная за себя постоять) и практической сметкой. Многие эти черты развиваются скрытно, внутри нас, и мы испытываем неудобство, если эти черты отсутствуют. Поэтому мы обучаем своих детей говорить "спасибо" и "пожалуйста" старшим, учим их не стесняться взрослого окружения, уметь постоять за себя.

Однако в сложных обществах очень трудно найти общепринятый тип личности из-за наличия в них большого числа субкультур. Наше. общество имеет много структурных подразделений: регионы, национальности, род занятий, возрастные категории и др. Каждое из этих подразделений имеет тенденцию к созданию собственной субкультуры с определенными личностными образцами. Эти образцы смешиваются с личностными образцами, присущими отдельным индивидам, и создаются смешанные личностные типы. Для изучения личностных типов различных субкультур следует изучать каждую структурную единицу отдельно, а затем учитывать влияние личностных образцов доминирующей культуры. Итак, на формирование личности определенное влияние оказывают биологические факторы, а также факторы физического окружения и общие культурные образцы поведения в отдельной социальной группе. Однако следует помнить, что главными факторами, определяющими процесс формирования личности, безусловно являются групповой опыт и субъективный, уникальный личностный опыт. Эти факторы в полной мере проявляются в процессе социализации личности.

3. Поведение людей в общественных местах

К великому сожалению, сегодня мало кто знает, как правильно вести себя в общественных местах. Редко люди пропускают друг друга вперед или у двери говорят с улыбкой: «Проходите, пожалуйста». Лишние церемонии не приняты. По традиции мужчина должен пропустить вперед женщину, младший обязан уступить дорогу старшему, а подчиненный - начальнику.

Если идут два человека одной возрастной группы, первым проходит тот, кто ближе к двери. Суть правил поведения в общественных местах можно выразить одной фразой: относитесь к окружающим так, как хотите, чтобы они относились к вам. Иными словами, не нужно делать ничего, что не понравилось бы нам самим.

Поведение каждого человека должно быть таким, чтобы никто не испытывал от него дискомфорта. Мы не должны быть в тягость никому, не должны никого оскорблять или унижать. Если вести себя именно таким образом, это и означает проявлять хорошие манеры, быть учтивым. Причины, породившие большинство принятых сегодня норм поведения, в основном ушли в прошлое. Это касается главным образом взаимоотношений между мужчиной и женщиной.

В общественном транспорте

Че ловек, которому уступили место, должен вежливо с улыбкой выразить благодарность.

Если он не хочет присаживаться или скоро его остановка, тем не менее должен ответить: «Благодарю вас, мне скоро выходить». Когда родители едут с детьми, на освободившееся место они должны садиться сами, а не усаживать детей. Любому человеку, старшему по возрасту, также следует уступать место. В часы, когда пассажиров в транспорте много, маленького ребенка нужно посадить на колени, чтобы кто-нибудь мог сесть на свободное место.

В дождливый сезон люди носят с собой зонтики. Спицы и центральное острие могут поранить тех, кто близко подошел Зонтик требует аккуратного и осторожного обращения. Не следует размахивать им на ходу. Зонтик следует держать поближе к себе, острием вниз. В раскрытом виде он должен быть на безопасном расстоянии от глаз других людей, не закрывать им обзор. Если зонтик имеет «семейную» - двойную конфигурацию, его следует держать за ручки обоим владельцам. Это и безопасно, и удобно. Кроме зонтика мы переносим или перевозим в общественном транспорте много различных вещей, о каждой из которых следует позаботиться: упаковать или завернуть так, чтобы не доставлять неудобств окружающим. Нельзя, например, вносить в общественный транспорт жидкости с едким запахом или горючие вещества, не запечатанные должным образом.

В магазине

Люди посещают магазины практически ежедневно, но не каждый раз что-то покупают. Они могут прийти, к примеру, на распродажу, прицениться, изучить ассортимент и новинки продукции, получить консультационную помощь продавцов. При входе в магазин прежде всего следует пропустить выходящих из дверей людей, а затем входить самим. Это поможет не допустить заторов и пробок в помещении.

Мужчина может не снимать шляпу, находясь в местах массового скопления людей, но в заведениях индивидуального обслуживания это более чем желательно. Помимо этого, следует поздороваться с обслуживающим персоналом.

Социология по области своих исследований является одной из наиболее «общих» среди общественных наук. В поисках общих признаков и закономерностей, проявляющихся в различных социальных связях, социология должна действовать также в таких сферах и объектах, для изучения которых имеется собственная область науки. Например, педагогика исследует явления, связанные с воспитанием и преподаванием; экономика изучает хозяйственные механизмы, учение о государстве -- политические события и закономерности, психология -- психологические феномены. Но за всем этим стоят также социальные отношения, которыми и занимается социология.

Социология является отнюдь не единственной наукой, область исследования которой охватывает всю сферу человеческого поведения. К таким наукам относятся также философия, история и антропология. Социология имеет тесные связи с этими науками и использует накопленные ими знания в своих целях. Как выше уже отмечалось, социология стала самостоятельной наукой, отделившись от философии или истории, так что она имеет и теперь естественную связь со своими истоками.

Наиболее близкой к социологии представляется антропология, и в особенности ее отрасль, называемая «социальной антропологией». Общая антропология изучает человека как физическое существо, уделяя особое внимание биологическим изменениям в процессе развития человека, а также различным сторонам физического сосуществования индивидов, приближаясь в этом аспекте к исследованиям социологии. Предмет социальной антропологии -- ментальные возможности человека, определенные аспекты человеческой культуры; при этом человек рассматривается как член различных групп и культурных общностей. В этом социальная антропология и социология совпадают. В этом совпадении нет, однако, ничего методологически порочного, такие случаи известны и в других смежных науках, например, изучение психической системы человека и в психологии и в психиатрии и др. В подобных случаях речь может идти только о совпадении, смежности, но не о дублировании, так как каждая из научных систем акцентирует в одном и том же объекте все-таки разные его стороны для разных же научных и практических целей. Дополняя Друг друга, смежные науки и обогащают друг друга.

Следующая ниже схема отражает исторические корни и связи социологии с вышеупомянутыми близкими к ней науками и основами (ср. Park & Burgess, 1969). Указанная в ней этнология (этнография) соответствует в некоторых странах социальной или культурной антропологии. Близкой к этнологии является фольклористика, изучающая народные традиции и народную культуру. Исследованием культуры занимаются также археология и социология. Археология касается духовной культуры прошлого. Одним из макрообъектов социологии является духовная культура современного общества.

На схеме приведены в качестве примеров некоторые существенные области социального поведения, которые помимо социологии изучаются и более конкретными специальными науками. Общность предметов исследования иногда осложняет проведение границ между этими науками, хотя они и рассматривают эти предметы с различных исходных пунктов и точек зрения, причем у социологии они зачастую шире, чем у других наук.

Общее название «общественные и социальные науки», которое употребляется по отношению к исследованию социальных общностей и социальных отношений, применяется иногда узко только к социологии из-за ее обширности. Однако нормально социология считается лишь одной из общественных наук.

Экономика изучает производство и потребление товаров и услуг, спрос и предложение, экономическое поведение человека вообще, использование денег и капитала. Социология, в свою очередь, стремится разработать модели экономического поведения различных групп и исследовать экономические силы, влияющие на жизнь людей. Таким образом, социология интересуется прежде всего социальным поведением человека в различных экономических действиях. Эта специальная отрасль социологии называется экономической социологией. Связи социологии с экономикой и экономическими основами традиционно весьма тесны. Маркс и Вебер являются, пожалуй, самыми известными из исследователей этих связей. Многие социологи, особенно в бывших социалистических странах, вышли из сферы экономики.

Учение о государстве изучает, исходя из своих теоретических посылов, политическое поведение человека, общественное управление и феномен власти. Эти предметы интересуют также и социологию, поскольку они служат выражением социальных отношений Политическая социология рассматривает среди прочего политические отношения и движения, различные стороны политической жизни вообще, например, поведение людей на выборах.

Социология сравнивается часто с такими близкими к ней науками, как социальная психология и психология. Ранее уже говорилось о различиях и сходствах соответствующих предметов исследования, в дополнение приведем краткую характеристику данного вопроса.

Психология изучает прежде всего индивидов, индивидуальные черты поведения и личность индивида.

Социальная психология исследует человека как члена группы, взаимодействие между личностью и культурой.

Социология изучает явления, относящиеся к социальной системе.

На следующей схеме представлено место социологии среди наук, при этом «точкой отсчета» является философия.

В таблице (ср. Nobbs, Hine & Flamming, 1975) математика, история и география названы общими науками, которые необходимы в исследованиях других наук. К ним обращаются также общественные науки. С другой стороны, ввиду обширности области исследования социологии как общественной науки ее теории и результаты исследований используются, в свою очередь, специальными науками.

Следует помнить, что науки по мере их развития и усложнения объектов исследования постоянно специфицируются. Некоторые отрасли социологии также детально специализированы. Кроме вышеуказанных специальных отраслей социологии, экономической социологии и политической социологии, назовем еще социологию семьи, социологию воспитания, социологию труда, социологию религии и социологию развивающихся стран.

Социология занимает, благодаря своей универсальности, центральное положение среди социальных наук. Социология специализируется и детализируется и далее, можно сказать, что социология «проникает» во все области жизни, где социальные действия и социальное поведение человека являются ведущим и определяющим фактором.

Список литературы

1. Андрущенко В.П, Волович В.И, Горлач Н.И, Головченко Г.Т, Добрускин М.Е, Заздравнова О.И; «Социология. Наука об обществе. Учебное пособие» 687 с.

2. Лопуха Александр Дмитриевич- кандидат социологических наук, директор научно-исследовательского центра проблем обычного права(Новосибирск)

3. http://www.uni-altai.ru/Resources/Journal/pedagog/pedagog_11/of.htm

4. Фролов С.С. Социология. Учебник. Для высших учебных заведений. М.: Наука, 1994 - 256 с.

5. Зборовский Г.Е. Общая социология: Учебник. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Гардарики, 2004. - 592 с.

6. Эркки Калеви Асп. Введение в социологию. Изд-во: АЛЕТЕЙЯ.2000-256 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие процесса социализации как сложного многогранного процесса очеловечивания человека. Механизмы и стадии социализации. Фазы социализации личности: адаптация, самоактуализация и интеграция в группу. Этапы развития личности по Эриксону, взросление.

    контрольная работа , добавлен 27.01.2011

    Соотношение природного и социального в личности, исследование индивида как субъекта общественных отношений. Воздействие общества на личность в процессе социализации, воспитания и образования. Рассмотрение существующей теории и концепции индивидуальности.

    контрольная работа , добавлен 03.12.2010

    Социализация человека: понятие, процесс и основные стадии. Средства массовой информации как мощный инструмент социализации личности. Проблемы социализации в современном украинском обществе. Сферы и институты, основные механизмы социализации личности.

    курсовая работа , добавлен 17.03.2012

    Понятие, механизмы, институты, особенности современной социализации. Стадии развития личности в процессе социализации. Проблемы социализации в современном российском обществе. Социально-психологические воздействия на уровне ближайшего окружения индивида.

    реферат , добавлен 05.02.2011

    Личность как социальная проекция человека. Формирование личности в условиях различного устройства общества. Варианты поведения человека. Важнейшие формы социализации. Исторические типы личности в контексте разных эпох. Способы человеческого существования.

    реферат , добавлен 13.02.2011

    Понятие личности и основные факторы, влияющие на ее формирование и развитие. Сущность и этапы процесса социализации, его значение в обществе. Групповой и уникальный индивидуальный опыт, направления его использования. Роль культуры в социализации.

    контрольная работа , добавлен 14.11.2014

    Личность человека и различные подходы к ее изучению. Понятие социализации как сочетания приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества. Факторы, механизмы и этапы социализации. Зависимость между развитием личности и обществом.

    курсовая работа , добавлен 23.12.2014

    Определение и сущность социализации, состоящей в сочетании приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества. Универсальные характеристики процесса социализации. Методы исследования социальных изменений личности старшеклассников.

    курсовая работа , добавлен 26.01.2016

    Понятие личности как субъекта и продукта социальных взаимодействий. Изучение факторов, влияющих на формирование личности, процесс социализации личности, этапы и агенты социализации, концепции личности. Бесконечное разнообразие темпераментов, способностей.

    презентация , добавлен 18.03.2014

    Процесс формирования личности человека. Сущность понятия "личность" в социологии. Иерархическая структура личности. Понятие "формирование личности человека", природные и социальные факторы формирования личности, особенности процесса социализации.

Социальная среда образовательной организации как важный фактор социализации обучающихся

дипломная работа

1.3 Факторы и механизмы, влияющие на социализацию и формирование личности

Социализация личности осуществляется в различных ситуациях, возникающих в результате взаимодействия множества обстоятельств. Именно совокупное влияние этих обстоятельств на человека требует от него определенного поведения и активности.

Факторами социализации и называют такие обстоятельства, при которых создаются условия для протекания процессов социализации. Как много обстоятельств, вариантов их сочетания, так много и факторов (условий) социализации.

А. В. Мудрик выделил следующие факторы социализации, объединив их в три группы :

Макрофакторы (космос, планета, мир, страна, общество, государство), которые влияют на социализацию всех жителей планеты или очень больших групп людей, живущих в определенных странах;

Мезофакторы (мезо - "средний, промежуточный") - условия социализации больших групп людей, выделяемых по национальному признаку (этнос как фактор социализации); по месту и типу поселения, в котором они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидение, кино и др.);

Микрофакторы - к ним относятся те, которые оказывают непосредственное влияние на конкретных людей - семью, группу сверстников, микросоциум, организации, в которых осуществляется социальное воспитание, - учебные, профессиональные, общественные и др.

Микрофакторы, как отмечают социологи, оказывают влияние на развитие человека через так называемых агентов социализации, т.е. лиц, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. На различных возрастных этапах состав агентов специфичен. Так, по отношению к детям и подросткам таковыми выступают родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя. В юности или в молодости в число агентов входят также супруг или супруга, коллеги по работе, учебе и службе в армии. В зрелом возрасте добавляются собственные дети, а в пожилом - и члены их семей.

В последние годы все большее значение ученые придают макрофакторам социализации, в том числе и природно-географическим условиям, поскольку установлено, что они как прямым, так и опосредованным способом оказывают влияние на становление личности.

Знание макрофакторов социализации позволяет понять специфику проявления общих законов развития индивида как представителя Homo sapiens.

Как отмечает Р. В. Овчарова, факторы социализации являются одновременно и средовыми факторами формирования личности. Однако в отличие от социализации факторы формирования личности дополняются еще биологическим фактором. Отдельные исследователи (бихевиористы) отводят ему первостепенную роль, считая, что среда, обучение и воспитание являются лишь условиями для саморазвития, проявления природно обусловленных психических особенностей. В подтверждение своих выводов они ссылаются на данные сравнительного изучения развития близнецов .

Действительно, мы можем подтвердить эту мысль, так как влияние биологического фактора на формирование личности игнорировать нельзя уже потому, что человек - это живой организм, жизнь которого подчинена как общим законам биологии, так и специальным законам анатомии и физиологии. Но по наследству передаются не качества личности, а определенные задатки. Задатки - природная расположенность к той или иной деятельности. Различают задатки двух видов, общечеловеческие (строение мозга, центральной нервной системы, рецепторы) и индивидуальные различия природных данных (особенности типа нервной системы, анализаторов и т.п.).

Большинство отечественных педагогов не отрицают влияния биологического фактора на формирование личности, но и не отводят ему решающей роли, как это делают бихевиористы. Разовьются ли задатки, станут ли они способностями - это зависит от социальных условий, обучения и воспитания, т.е. влияние наследственности всегда опосредуется обучением, воспитанием и социальными условиями. Природными особенностями обусловливаются пути и способы формирования психических свойств. Они могут влиять на уровень, высоту достижений человека в какой-либо области. При этом их воздействие на личность не прямое, а косвенное.

Вместе с тем, мы можем утверждать, что для формирования человека как личности наиболее важна социальная среда, в которой он воспитывается, ведет свою деятельность, взаимодействует с другими людьми.

Д. Локк (1632- 1704) - английский философ, политик и педагог. Разработал эмпирическую теорию познания. В педагогике исходил из решающего влияния среды на воспитание [цит. по 29, С. 145]. Он полагал, что человек рождается с душой чистой, как доска, покрытая воском. Воспитание пишет на этой доске (tabula raza), что ему заблагорассудится. Социальная среда понимается в этом случае метафизически, как что-то неизменное, фатально предопределяющее судьбу человека, а человек рассматривается как пассивный объект влияния среды.

Переоценка роли влияния социальной среды на человека привела мыслителей Гельвеция, Дидр и Оуэно к выводу: чтобы изменить человека, надо изменить среду. Но среда - это, прежде всего люди, поэтому получается замкнутый круг. Чтобы изменить среду, надо изменить людей. Однако человек не пассивный продукт среды, он тоже влияет на нее. Изменяя среду, он тем самым изменяет самого себя .

По нашему мнению, на протяжении человеческого общества под влиянием различных факторов идет саморазвитие как человечества, так и общества в целом (идеи мыслителей, формы правления, религия, военно-политические перевороты, борьба за права, система образования и др).

Ю. В. Василькова и Т. А. Василькова выделяют следующие факторы социализации :

а) материальные, психологически значимые факторы социальной среды, которые сопровождают человека всю жизнь (политические, экономические, жилищные, финансовые, бытовые и прочие факторы) и обусловленные преобладающими в среде общения человека особенностями. Эти факторы всегда своеобразны для каждого индивида;

б) социально-психологические факторы социальной среды - это психологические особенности людей, постоянно окружающих человека в жизни (члены семьи, друзья, одноклассники и т. д.). Однако, иногда случайные непродолжительные контакты с людьми оказывают на индивида более сильное влияние, чем постоянные контакты. Особенно сильные социально-психологические влияния человек испытывает при получении образования, ориентированного на помощь ему в социализации.

Перечислив основные факторы социализации личности, рассмотрим классификацию механизмов социализации личности в контексте педагогических исследований.

Так, например В. А. Аверин, выделяет несколько универсальных социально - педагогических механизмов социализации, которые необходимо учитывать и частично использовать в процессе воспитания человека на различных возрастных этапах :

1. Традиционный механизм социализации (стихийной) представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского и др.). Это усвоение происходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов. Автор полагает, что эффективность традиционного механизма весьма рельефно проявляется тогда, когда человек знает, "как надо", "что надо", но это его знание противоречит традициям ближайшего окружения. Кроме того, эффективность традиционного механизма проявляется в том, что те или иные элементы социального опыта, усвоенные, например, в детстве, но впоследствии невостребованные или блокированные в силу изменившихся условий жизни (например, переезд из села в большой город), могут "всплыть" в поведении человека при очередном изменении жизненных условий или на последующих возрастных этапах.

2. Институциональный механизм социализации, функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданными для его социализации, так и реализующими социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, клубные и другие структуры, а также средства массовой коммуникации). В процессе взаимодействия человека с различными институтами и организациями происходит нарастающее накопление им соответствующих знаний и опыта социально одобряемого поведения.

Мы можем утверждать, что и средства массовой информации как социальный институт (печать, радио, кино, телевидение) влияют на социализацию человека не только с помощью трансляции определенной информации, но и через представление определенных образцов поведения героев книг, кинофильмов, телепередач. Люди в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями склонны идентифицировать себя с теми или иными героями, воспринимая при этом свойственные им образцы поведения, стиль жизни и т. д.

3. Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры. Под субкультурой в общем виде понимается комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста или определенного профессионального или культурного слоя, который в целом создает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы. Но субкультура влияет на социализацию человека постольку и в той мере, поскольку и в какой мере являющиеся ее носителями группы людей (сверстники, коллеги и пр.) референтны (значимы) для него.

4. Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами. Значимыми лицами могут быть родители (в любом возрасте), любой уважаемый взрослый, друг-сверстник своего или противоположного пола и др. Естественно, что значимые лица могут быть членами тех или иных организаций и групп, с которыми человек взаимодействует, а если это сверстники, то они могут быть и носителями возрастной субкультуры.

Социализация человека, а особенно детей, подростков, юношей, происходит с помощью всех названных выше факторов и механизмов. Однако у различных половозрастных и социально-культурных групп, у конкретных людей соотношение роли механизмов социализации различно, и порой это различие весьма существенно. ных семьях в больших городах существенную роль может играть традиционный механизм. В условиях крупного города особо явно действуют институциональный и стилизованный механизмы. Для людей явно интровертированного типа (т. е. обращенных внутрь себя, повышенно тревожных, самокритичных) важнейшим может стать рефлексивный механизм. Те или иные механизмы играют различную роль в тех или иных аспектах социализации. Так, если речь идет о сфере досуга, о следовании моде, то ведущим часто является стилизованный механизм, а стиль жизни нередко формируется с помощью традиционного механизма.

Таким образом, мы можем выделить наиболее важные факторы социализации как влияние семьи, окружения личности, саморазвитие и самовоспитание, влияние коллектива, группы; механизмами социализации личности выступают традиционные, институциональные, стилизованные и межличностные, которые играют важную роль формирования личности.

Влияние социально–психологических факторов на формирование коллектива класса начальной школы

Исследование проблем демографии

Существует несколько основных факторов, оказывающих влияние на демографическую ситуацию. 1) Фактор политики государства. Абсолютно ясно, что политика, проводимая государством влияет и на экономическую ситуацию в стране...

Особенности общения в городе

Современная речь отражает неустойчивое культурно-языковое состояние общества, балансирующее на грани литературного языка и жаргона. В разные периоды развития общества разным был и язык. В 20-30-е гг...

Особенности социальной работы с несовершеннолетними, склонными к совершению правонарушений на примере Санкт-Петербургского государственного учреждения "Центр социальной помощи семье и детям Калининского района Санкт-Петербурга"

Анализ причинных факторов преступного поведения несовершеннолетних на протяжении многих десятилетий неизменно остается в фокусе интересов отечественных и зарубежных исследователей в различных областях научного знания: юриспруденции...

Политический пиар в современной России

Правильное общение с целевой аудиторией, выявление истинного мнения - генератор коммерческого успеха любой фирмы и компании...

Правовое сознание молодежи на современном этапе

Внешние факторы, влияющие на формирование правосознания можно определить в зависимости от количества субъектов. К официальным источникам формирования правосознания относят: 1) органы власти и должностные лица...

Проблема культурного диалога

Просвещение родителей по проблеме негативного влияния СМИ в работе социального педагога

В начале нам хотелось бы разобрать понятие «Средства массовой информации» и их функции, чтобы потом было легче увидеть механизмы влияния СМИ на подростка. Средства массовой информации представляют собой специальные учреждения...

Роль скаутского движения в социализации личности

Социальное становление человека происходит в течение всей жизни и в разных социальных группах. Семья, детский сад, школьный класс, студенческая группа, трудовой коллектив, компания сверстников - все это социальные группы...

Современные проблемы демографического развития РФ

Существует несколько основных факторов, оказывающих влияние на демографическую ситуацию: 1) Фактор политики государства. Безусловно понятно, что политика, проводимая государством, влияет и на экономическую обстановку в стране...

Современный доброволец: социально-демографический и психологический портрет

Современный доброволец: социально-демографический и психологический портрет (на примере добровольцев г. Ярославля)

Доброволец, как и любой человек, развивается как личность и приобретает характерные ему черты под влиянием окружающего мира в общем, и социума в частности. В процессе социализации немаловажную роль играют определенные факторы...

Социально-психологические аспекты семейной жизни моряков-подводников

В психологии под удовлетворённостью браком понимают субъективную оценку каждым из супругов характера их взаимоотношений. По определению удовлетворенности браком А.В. Шавлова «супружеская удовлетворенность браком есть не что иное...

Социально-экономические проблемы современной России

В 2009 г. доля бедных в России составляла 16%, малообеспеченных - 56%, благополучных слоев населения - 28%. Малообеспеченность в России в настоящее время в большой степени, зависит от таких характеристик как тип населенного пункта, возраст...

Субкультура как мезофактор социализации

В современном обществе существует большое многообразие субкультур, однако само понятие находит наиболее частое применение в исследованиях подростковых субкультур, которые часто рассматриваются как девиантные...

12.2. Факторы социализации

В работах социологов, социальных психологов и социальных педагогов понятие "фактор социализации" определяет важнейшие условия, которые детерминируют социальное развитие личности. Их принято выстраивать в такую иерархию:
1) мегафакторы (космос, планета, мировое сообщество);
2) макрофакторы (этнос, страна, государство);
3) мезофакторы (демографические условия, принадлежность к социальной группе, классу, субкультуре);
4) микрофакторы (семья, школа, группы ровесников).
Обратимся к рассмотрению основных групп факторов социализации, чтобы понять, как они действуют в целостном процессе образования. Нередко представляется, что образование - это то, что взрослые дают детям. На самом деле основанием любого образования является личный опыт человека, его самостоятельное взаимодействие с культурой, преобразование одновременного влияния различных факторов социализации.
1. Мегафакторы
Влияние непознанных процессов, происходящих во Вселенной, на жизнь людей отмечали еще древние астрономы. В начале XX века выдающиеся деятели отечественного естествознания (В. И. Вернадский, Н. А. Умов, Н. Г. Холодный, К. Э. Циолковский, А. Л. Чижевский), выступившие одновременно как философы-космисты, убедительно доказывали, что существует определенная зависимость отношений в социальной среде, событий человеческой жизни от количества энергии, поступающей из Космоса. Человека они считали "гражданином Вселенной", живущим с Космосом по единым законам.
Так, А. Л. Чижевский обосновал "теорию космических эр" и заметил достаточно явные совпадения самых важных, часто трагических, событий в истории цивилизации (войн, революций) с моментами максимальной активности Солнца. В. И. Вернадский открыл биохимическую энергию живого вещества и утверждал, что она пронизывает тела живущих на Земле людей и после их смерти уходит в биосферу. Так вокруг Земли создается еще одна оболочка - ноосфера, состоящая из энергетических остатков духовной жизни человечества. Поэтому ноосфера естественно влияет на земные события, спонтанно управляет разумом, волей, чувствами людей.
Современные исследования в области геополитики доказывают образование к концу XX столетия геопатогенных зон Альпийско-Гималайского пояса протяженностью более 10 000 км и шириной 100-300 км (страна Басков, Албания, Косово, Босния, Приднестровье, Абхазия, Чечня, Нагорный Карабах, Таджикистан, Афганистан, Иран, Джамна и Кашмир, Камбоджа, Вьетнам). Исследователи утверждают, что именно в ландшафтной оболочке Земли происходит превращение космической энергии Солнца в земные виды энергии. Человеческий труд (возделывание земли, добыча полезных ископаемых, строительство дорог и гидросооружений) связан с регулированием этих потоков энергии. В результате социальной и хозяйственной жизни людей в Альпийско-Гималайском поясе деградирует антропогенный ландшафт и происходят крупные социальные катастрофы, конфликты и войны.
2. Макрофакторы
В процессе социализации взрослеющий человек особым образом аккумулирует влияние своего этноса. Этнос - это социокультурное образование, члены которого осознают общность происхождения, языка, традиций. Еще древние путешественники описывали в своих путевых дневниках специфические особенности образа жизни людей на открываемых землях. С развитием наук (географии, этнографии, культурологии) научные исследования обосновывали у разных народов национальные особенности их социальной жизни и культуры. Географические и климатические условия жизни, характер труда и быта, способы борьбы за существование формировали у каждого этноса свойственные ему обычаи, традиции, социальные установки и ценностные ориентации.
Классик отечественной педагогики К. Д. Ушинский, анализируя в середине XIX века воспитательные системы крупнейших европейских стран, обратил внимание на то, что, несмотря на сходство педагогических форм обучения детей и молодежи, у всех европейских народов существует "своя особенная национальная система воспитания, своя особая цель и свои особые средства к достижению этой цели". К. Д. Ушинский объясняет этот феномен именно мощным влиянием этнического фактора - "народности". Народность проявляется во множестве черт внешности человека, его темперамента и характера, в организации семейной жизни и в отношении к государству. Семейное воспитание, считает К. Д. Ушинский, с его народной (этнической) природой, является живым органом в историческом процессе народного развития. Поэтому нет и не может быть общей для всех народов системы воспитания, какие бы великие общественные идеалы ни рисовали мыслители и политические лидеры.
Становление этнической идентичности человека складывается под влиянием:
- общности крови (родители и кровные родственники становятся главными носителями жизненных ценностей);
- освоения родного языка (ребенок усваивает не только лексику и грамматику родной речи, но смыслы, художественные образы);
- усвоения традиций, обычаев, истории своего этноса ("любви к отеческим гробам").
Выдающийся историк, географ и культуролог Л. Н. Гумилев, объясняя механизм действия этноса как фактора социализации, считает этническую общность биофизическим явлением и вводит понятие "этническое поле". Он пишет: "Этническое поле, т. е. феномен этноса как таковой, не сосредоточивается в телах ребенка и матери, а проявляется между ними. Ребенок, установивший связь с матерью первым криком и первым глотком молока, входит в ее этническое поле. Пребывание в нем формирует его собственное этническое поле, которое потом лишь модифицируется вследствие общения с отцом, родными, другими детьми и всем народом".
Каждому этносу присущ свой опыт и своя культура рождения и выращивания ребенка (способы кормления, предохранения от болезней, обучения навыкам труда, быта, общения). Поэтому этнический фактор влияет, в первую очередь, на социализацию ребенка в семье.
Влияние государства в качестве фактора социализации выступает как власть коллективного субъекта, который организует жизнь людей, определяет законы, охраняет права граждан и регулирует их деятельность. Государство, озабоченное социализацией граждан, устанавливает свою идеологию, систему идей, которые объясняют (и оправдывают) установленный социальный порядок, помогают человеку приспособиться к заданным условиям.
3. Мезофакторы
Жизнь граждан той или иной страны всегда определена сложившимися социально-экономическими отношениями. В эти отношения вовлечены отдельные люди, семьи, социальные и профессиональные группы, политические и общественные объединения.
Образование человека и даже его судьба могут напрямую зависеть от тех демографических условий, в которых он оказался: живет ли он в столичном мегаполисе или в обыкновенном российском райцентре, на затерянной в тундре пограничной заставе или в кубанской станице. Демографическая ситуация во многом определяет его интересы, занятия в свободное время, доступность информационной среды, круг общения и даже способы решения многих жизненных проблем. Сейчас, когда так велико социальное влияние информационных технологий, место проживания человека еще означает и меру доступности для него информационной среды.
Горожане (особенно жители крупных городов) более мобильны, у них широкие возможности в выборе профессии, получении образования, проведении свободного времени. Но они чаще переживают чувство "одиночества в толпе", свою ненужность окружающим людям, ощущение, что жизнь стремительно несется мимо и нужно все время напрягаться, чтобы успеть за ней и не остаться "на обочине".
Сельские жители ближе к природе и могут жить, ощущая ее величие и красоту, они связаны с реальным трудом на земле, в среде родственников и соседей они хорошо чувствуют свои "корни", традиции дедов, но односельчане открыто контролируют их повседневное поведение. Однако у них меньше возможностей для получения качественного конкурентоспособного образования, их досуг нередко беден впечатлениями и далек от образцов городской жизни.
Каждый человек входит в культуру, социализируется еще и в соответствии с определенной социальной принадлежностью к тому или иному слою общества (классу, сословию). Современные социологи, описывая социальную структуру общества, обращают внимание, что, кроме этнических и религиозных различий, социальная стратификация определяется такими "измерениями": степень власти; доход или богатство; престиж профессии; образование.
В современном постиндустриальном обществе основным экономическим ресурсом становится образование. В общественном сознании складывается убеждение, что богатым и успешным может быть только тот человек, кто имеет достаточно высокий уровень образования. Поскольку знания быстро стареют, утрачивают свою конкурентоспособность, необходимо владеть способами их поддерживать, обновлять, иметь доступ к источникам информации и владеть достаточно современными информационными технологиями. А для этого нужны деньги и власть.
Каждый социальный слой в обществе (экономическая и политическая элита, средний класс, интеллигенция, неквалифицированные рабочие, маргиналы) выстраивают свой стиль жизни, свои стереотипы социально одобряемого поведения, свои способы проведения свободного времени и свои формы образования. Уже существующая в нашей стране практика частных детских садов и школ, обучение за границей "развели" детей элиты с их ровесниками из других социальных слоев.
Особенно сложна эта социальная стратификация для социализации подростков и молодежи. Они, оказавшись перед выбором на "перекрестке" жизненных дорог, обнаруживают, что привлекающая их взрослая жизнь очень противоречива и несправедлива, в ней можно надеяться только на себя и на своих близких. Это делает микрофакторы (в частности, семью) важнейшей областью построения образа социального мира у современных детей и подростков.
4. Микрофакторы
И в семье, и в референтной группе в общении со "значимыми другими" ребенок осваивает пространство культуры, присваивает общественные ценности.
Семья - самый ранний институт социализации, значение которого сохраняется для человека на всю жизнь. Ее роль уникальна и незаменима, особенно в раннем и дошкольном детстве, в пору "первичной социализации". Неслучайно дети, выросшие без семьи, в детском доме или школе-интернате, даже живущие в определенном комфорте и достаточно материально обеспеченные, все равно оказываются плохо социализированными. В 16-18 лет, выходя в самостоятельную жизнь, многие из них не умеют жить автономно, своей семьей, не умеют решать самые простые бытовые проблемы, боятся самостоятельного выполнения своих социальных обязанностей, часто вообще их не осознают, а инфантильно ждут от окружающих привычной опеки.
Семья оказывает серьезное влияние на формирование психологического пола ребенка: он усваивает атрибуты своего пола, "считывая" их в реальных образцах "женского" и "мужского" поведения членов семьи. Интересно, что исследуя социальный опыт детей, можно обнаружить своеобразные "линии матери" и "линии отца". "Линия матери" проецирует опыт детей на "мир людей": создает базовые отношения для таких нравственных качеств, как доброта, внимание к слабым и старым, терпение, снисходительность к недостаткам других людей, любовь к ближним. "Линия отца" активнее проецирует социальный опыт детей на "мир вещей": вносит ценности дисциплины, порядка, но вместе с тем и ценности состязательности, стремления к первенству, к борьбе и преодолению, обязательности и ответственности.
Родители влияют на становление психологического пола ребенка и своим отношением к нему. Мать чаще относится к детям обоего пола одинаково, особенно в первые три года их жизни, а отец дифференцирует свое отношение сразу: к сыну - как к будущему мужчине, к дочери - как к будущей женщине. Семья очень важна для становления в социальном опыте взрослеющих детей и будущих социальных ролей мужчины и женщины.
В семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека, стиль его жизни. Действие семьи как микрофактора социализации определяется тем социальным пространством, которое она создает. Образ семьи не случайно соотносят с образом "домашнего очага".
Для социализации ребенка очень важна своя территория (свой уголок за шкафом, свой стол с ящиками и полками, свое место для игр). Стремление иметь свое обжитое место в доме укрепляет в сознании ребенка факт его собственного бытия в этом мире. Столь же важны для социализации собственные вещи каждого члена семьи, особенно изготовленные своими руками, переходящие по наследству от старших поколений. Любимая игрушка, чашка, шарф, связанный бабушкой, способствуют становлению у ребенка чувства идентичности и причастности к своим родным.
Мир семьи с его непритязательными повседневностями необычайно богат и разнообразен. Он дает возможность ребенку почувствовать и осознать самые разные стороны жизни, от бытовых забот до высоких гражданских порывов. Именно близкие люди демонстрируют самые значимые для него поступки, отношения, потому что все происходящее в семье дети воспринимают как относящееся лично к ним самим. Переживание ребенком своих отношений в семье (даже еще не полностью осознаваемых) становится моделью его будущих отношений с другими людьми. Как свидетельствуют специальные социально-психологические исследования (А. И. Захаров, А. А. Реан, Г. Т. Хоментаускас), "сценарий" социального поведения складывается у детей рано и достаточно стабильно.
На основе многолетних исследований литовский психолог Г. Т. Хоментаускас выделяет четыре типа социальных установок у детей, которые складываются в семейном общении и в дальнейшем серьезно определяют их социальное поведение:
1. "Я нужен и любим, и я люблю вас тоже".
Такая внутренняя позиция ребенка складывается в семье, где он постоянно переживает близость с родителями, их доверие и любовь, где его жизнь заполнена совместной с ними деятельностью и заботами.
2. "Я нужен и любим, а вы существуете ради меня".
Эта установка - продукт семейной социализации, где ребенок - "центр Вселенной", на котором сосредоточены все заботы, душевные силы, время и материальные средства членов семьи. В такой семье ребенок нередко является предметом гордости родителей, они усиленно развивают его ранние дарования (например, в области спорта, в музыке) или, напротив, панически оберегают его здоровье, занимаются лечением по особым методикам.
3. "Я нелюбим, но я от всей души желаю пробиться к вам".
Такой тип социальной установки складывается у детей, в семьях которых открыто демонстрируется, что им нет места в жизни родителей. Как правило, это происходит в семьях, где мать активно вовлечена в бизнес, а няни, гувернантки и домашние учителя не восполняют дефицит родительского внимания. Но подобная внутренняя позиция характеризует и детей из так называемых "неблагополучных" семей, родители которых ведут асоциальный образ жизни. Пьянство, наркотики, как правило, не оставляют места для душевного общения с ребенком, а он все еще надеется и ждет их любви.
4. "Я не нужен и нелюбим, оставьте меня в покое".
Подобная социальная установка - "закодированный" в социальном отношении крик о помощи: "Мне плохо, я никому не нужен, я один в этом мире!" Так себя ведут несчастные, брошенные своей семьей дети.
Но наличие родителей нередко не спасает от такого результата семейной социализации. Он возникает в таких семьях, где взрослые всегда строят свои отношения с ребенком как с существом неполноценным, постоянно упрекают его за неуспеваемость в школе, за неумелость в домашних делах, за глупость в словах, за нелепый внешний вид - словом, за все. У ребенка в таких взаимоотношениях не остается шанса накопить хотя бы скудный опыт переживания чувства собственного достоинства, утвердиться хоть в каком-нибудь своем достижении. Поэтому такие дети чаще других стремятся избавиться от всяких отношений со взрослыми: замыкаются, уходят в себя, в болезни, в наркотики или вообще из дома.
Стоит специально подчеркнуть, что общественное воспитание и обучение предполагают установление контакта с ребенком на его "психологической территории", поэтому педагогам придется учитывать, соотносить, насколько возможно преодолевать эти "сценарии" поведения, сложившиеся в процессе семейной социализации.
Многие взрослые, в том числе профессиональные воспитатели, убеждены, что детское развитие целиком зависит от организованного воспитания в семье и школе. Между тем дети осваивают многие социальные ценности, в том числе формируют свои поведенческие навыки, опыт дисциплины и ответственности, развивают свои интересы и способности, в группах сверстников в школьном классе, в разновозрастных компаниях приятелей во дворе, в загородном лагере, в спортивной секции.
Группа сверстников - ничем не заменимый микрофактор социализации. Это очень хорошо понимал Я. Корчак (1878-1942), который писал: "...следует помнить, что благополучие детей зависит не исключительно от того, как их расценивают взрослые, но и - это в равной, а быть может, и в большей степени - от мнения сверстников, у которых иные, но тем не менее твердые правила оценки членов своего ребячьего общества и их прав".
С какими результатами социализации ребенка в группе сверстников должно считаться образование, какие достижения личностного развития складываются только в групповом общении? Их немало:
- освоение поведения, соответствующего социальным, нравственным, культурным предпочтениям членов группы;
- овладение полоролевым поведением;
- организация и переживание своей автономии от мира взрослых (накопление и передача "секретов", "тайн", оформление своего стиля в одежде, прическах, проведении досуга);
- создание условий для формирования "Я-концепции" членов группы (сравнения себя с другими, оценки своих действий и отношений, реализации себя в конкретных поступках);
- обеспечение возможности выбора позиции "большинства" или "меньшинства", опыта отстаивания своей позиции.
Группа сверстников, как детское сообщество, по-своему оформляет смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и общения и таким образом создает свою субкультуру. Латинская приставка "sub-" переводится как "под-" и указывает на то, что детская (подростковая, молодежная) культура занимает подчиненное место по отношению к официальной культуре общества взрослых. Она нередко развивается автономно и практически подпольно, о ее существовании не догадывается большое число педагогов и родителей.
Содержание детской субкультуры необычайно богато. Это детский фольклор (считалки, дразнилки, рассказы-страшилки, анекдоты, сказки), детские самодеятельные игры, своеобразный детский правовой кодекс (правила споров и драк, правила обмена и взыскания долгов, клятвы и поручительства). Существует также детское колдовство ("секретики", гадания), детское словотворчество (сленг, клички и прозвища, стихи, песни), детская философия (ведение "дневников девочек", составление "тетрадей-анкет", альбомов с вопросами и ответами).
Детская субкультура не должна восприниматься как подпольный, а потому неполноценный, ущербный пласт культуры. Она живет и развивается, подпитываясь от взрослой культуры, в первую очередь от поп-культуры. Поэтому в детских рассказах и играх легко угадываются аналогии с сюжетами из телесериалов, свои песни подростки часто сочиняют на мотивы популярных мелодий, а клички и прозвища прямо заимствуют из обихода взрослых.
Фактором социализации является и образовательное пространство.
В процессе социализации ребенка неизбежно возникают явления, которые требуют определенного согласования социального влияния и реального педагогического воздействия, конкретной педагогической инструментовки.
Когда речь идет об образовании, оказывается недостаточным определять его сущность только через систему взаимодействия "учитель - ученик", "воспитатель - воспитанник". Содержательная характеристика образования у классиков отечественной педагогики и современных теоретиков нередко обнаруживает нетипичные категории: "дух школы", "нравственная атмосфера", "миропорядок учебного заведения", "образовательная среда". Все они в той или иной мере характеризуют скрытое образовательное влияние, способное порой серьезно противостоять официальным мерам. Выдающиеся педагоги всегда осознавали важность этого "поля" образования и неизменно подчеркивали личностную составляющую его природы. К. Д. Ушинский писал: "Многое, конечно, значит дух заведения; но этот дух живет не в стенах, не на бумаге, но в характере большинства воспитателей и оттуда уже переходит в характер воспитанников".
Существование в педагогическом сознании такой трансцендентной категории указывает на то, что педагогика достаточно давно пыталась понять природу социализирующих влияний тех педагогических условий, которые создают воспитатели и учителя. В современной научной литературе обнаруживается несколько уровней проработки понятия "образовательное пространство":
- как "пространство мира взрослых" (И. С. Кон, М. В. Осорина);
- как широкое проявление ценностей культуры в разнообразных видах детской деятельности - "игровое пространство", "познавательное пространство", "художественное пространство", "пространство детства" (О. С. Газман, И. Д. Демакова, И. П. Иванов);
- как стратегическая основа государственной системы образования, как область функционирования государственных образовательных стандартов (Н. Д. Никандров, В. М. Полонский, В. В. Сериков);
- как уклад жизнедеятельности школы, ее образовательной системы (В. А. Караковский, Л. И. Новикова, А. Н. Тубельский, Н. Е. Щуркова);
- как коммуникация в условиях личностно ориентированного образования (Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич).
Чтобы ответить на вопрос, как категория "образовательное пространство" характеризует процесс социализации ребенка, следует указать, что социальная среда (важнейшее понятие в теории социализации) - это по природе своей хаос, живая реальность со всей присущей ей непредсказуемостью и несовершенством бытия. Между тем образовательное пространство обозначает область упорядоченной и даже гармонизированной среды, подчиненной задачам развития, социализации и воспитания личности. Исходя из общефилософской природы этого педагогического явления, образовательное пространство следует считать педагогически организованной формой бытия социализирующейся личности.
Образовательное пространство включает в сложных и разнообразных взаимосвязях достаточно определенные атрибуты:
- материально-вещную среду (территории и природные объекты, помещения для разнообразной деятельности, оснащение и оборудование, в том числе книги, технические и мультимедийные средства);
- образовательные учреждения на уровне микросоциума (дошкольные образовательные учреждения, школы, детские и юношеские учреждения культуры и дополнительного образования, общественные организации, спортивные, досуговые учреждения);
- источники массовой коммуникации (теле- и радиопрограммы, детские и молодежные издания, самодельные журналы и стенгазеты);
- содержание образовательного пространства (социальный опыт, "закодированный" в содержании обучения, в играх, в художественной деятельности, спорте, детской и молодежной субкультуре);
- организацию образовательного пространства (режим, организацию времени и регламентацию жизни участников образовательного пространства, сложившуюся систему власти и управления, способы соорганизации участников образовательного пространства и формы самоуправления, нормы, заповеди, сложившиеся меры дисциплинирования).
Такие разнообразные атрибуты образовательного пространства объединяются общим культурным основанием. Образовательное пространство всегда несет в себе образ человека культуры, но предъявляет его не императивно, а в реальном взаимодействии взрослых и детей. Поэтому нельзя понимать педагогическое пространство как одностороннее влияние специально организованной педагогической среды. Функциональную природу образовательного пространства определяет педагогическое взаимодействие. Социализирующаяся личность не только испытывает воздействие объектов образовательного пространства, но и сама на них действует, обусловливая состояние образовательного пространства. Например, по данным многочисленных социологических исследований (в частности, проведенных в России детским фондом ООН ЮНИСЕФ), известно, что среди любимых занятий современных школьников лидируют просмотр телепередач и видеофильмов, общение с друзьями, игры на компьютере, а педагогически организованные формы досуговой деятельности (кружки, экскурсии, чтение рекомендованных книг) значительно уступают тем, что школьники выбирают по своему желанию. Выходит, что эти атрибуты образовательного пространства, традиционно организуемые школой для того чтобы занять детей, отвлечь их от бесцельного времяпрепровождения, дать им дополнительные знания, современные дети оценивают с позиции значимости для своего социального опыта и тем самым реконструируют образовательное пространство.
Образовательное пространство неправомерно рассматривать только в ассоциациях школьного уклада. Организованная государством система образования, работающие в ее недрах содержание и образовательные технологии, педагогически регламентируемый режим, сложившаяся практика жизнедеятельности образовательных институтов всегда одновременно "наполнены" социальным опытом всех участников образовательного пространства.
Официальные функционеры от педагогики, теоретики и методисты, руководители школ, учителя и родители - реальные "строители" образовательного пространства. Их педагогическая философия, представление о целях образования и приоритетах в жизни детей воплощаются в модели и реформы образовательных систем, в учебные планы и программы, в организацию развивающих кружков и студий или, напротив, в поиск гувернеров и репетиторов (как расширение образовательного пространства силами конкретной семьи).
Но образовательное пространство не прямо выстраивает заданные параметры социализации личности ребенка, а организует педагогически обогащенный образ жизни взрослых и детей. Искусство воспитания в том и состоит, чтобы представить детям сложный, небезопасный реальный мир и помочь выбрать и освоить ту форму социализации, которая соотносится с потребностями их индивидуальности и одновременно отвечает требованиям социума.

Факторы социализации делятся на мегафакторы и мезофакторы. Выделяют следующие современные мегафакторы социализации.

Космос. Выделение его в один из основных факторов социализации основано на том, что человек не только член общества, часть социума, включающего в себя семью, народ и все человечество, он еще и часть вселенной, космоса, включающего в себя все существующие создания, стоящие на различных ступенях развития. Известный педагог начала 20 века К. Н. Вентцель ввел термин «космическая педагогика». Он считал, что если существует социальная педагогика, занимающаяся воспитанием человека как члена человеческого общества, то правомерно должна существовать и космическая педагогика, в которой воспитание понимается гораздо шире и имеет отличающиеся цели, а также приемы и методы достижения этих целей.

Планета, мир . Планета - это понятие астрономическое, наша Земля, на которой проживает мир - совокупность человеческого общества, ведущего разные формы социальной жизни, сформировавшиеся в ходе эволюции. Органичная взаимосвязь и взаимозависимость между планетой и миром очевидна: сначала условия на планете породили жизнь и человеческое общество, а теперь в процессе развития мир оказывает влияние на состояние планеты, порождая в виде загрязнения экологии, бедности, безработицы и преступности. Интернет . Это всемирная компьютерная сеть, к которой обращаются движимые самыми различными мотивами люди: начиная с поиска информации, решения деловых вопросов и заканчивая развлечениями, покупками и просто общением. Влияние Интернета на социализацию человека носит двойственный характер. С одной стороны его ресурсы могут помочь человеку в культурном, духовном развитии, способствовать самореализации. А с другой стороны Сеть может вызвать у пользователя зависимость, проявляющуюся в привязанности к общению через Интернет, к азартным играм, к секс-услугам, к покупкам и просто к бесконечному путешествию по просторам Интернета. Понятно, что данная зависимость не вредит так здоровью, как наркотики или спиртное, однако тоже снижает работоспособность и качество жизни в социуме.

Мезофакторы социализации бывают следующие:

1) Регионы . Каждая страна состоит из нескольких географических и административных регионов. Регионы отличаются друг от друга не только географическим положением, климатом, природой, а и экономикой, культурными традициями, верованиями, духовной жизнью, что, конечно же, не может не влиять на социализацию личности, на формирование, изменение и сохранение норм жизни. 2)Виды поселения (территории, где люди непосредственно живут, выполняют экономические, культурные, социальные функции и другие):

Сельская местность. Факторы социализации человека в заключаются в превалировании сознания группы (семьи, рода, села), а не индивида. Стабильность поддерживается, когда человек осознает и выражает себя на фоне веками сложившихся традиций. Социально-психологическая атмосфера определяется в сельской местности.

Город; Характерные условия социализации городских жителей вызваны рядом таких признаков, как средоточие в городе человеческих и духовной культуры, а также контркультуры в виде религиозных, террористических, криминальных, политических объединений и, безусловно, специфический образ жизни города.

Малый город; Факторы социализации в малом городе: более чем столетнее прошлое, количество населения не превышающее 50 000, особый психологический и социальный климат, занятость населения не сельским хозяйством.

Поселок; Факторы социализации жителей поселка довольно имеют свою специфику благодаря промежуточному состоянию поселка между селом и городом. Поселок позволяет своим жителям быть социально мобильными.

3) Субкультура . На она влияет стихийно, но ровно в той степени, в какой для человека значимы та группа - носительница субкультуры, - к которой он принадлежит. То есть, чем больше личность отождествляет свои нормы, ценности с нормами и ценностями какой-то субкультуры, тем больше эта субкультура на него влияет.

Понятие социализации подразумевает под собой процесс усвоения человеком правил поведения, социальных норм , моральных ценностей , умений, навыков, знаний и психологических установок, которые дают ему возможность нормально взаимодействовать с остальными людьми. Если у животных все отношения обусловлены биологическими мотивами, то у человека как биосоциального существа немаловажен процесс развития социальных навыков. Люди постоянно рождаются и умирают, и процесс обновления общества идет постоянно. Новые члены общества изначально не знают ни норм, ни правил поведения в нем. Вот тут и начинается процесс социализации .

Факторы социализации.

Факторы социализации - это механизмы, с помощью которых и происходит процесс социализации. Основных факторов, выделенных социальным педагогом А.В. Мудриком, три:

  1. Макрофакторы - глобальные механизмы, влияющие на социальное развитие личности (планета, космос, государство, страна, общество, правительство).
  2. Мезофакторы - условия, влияющие на социализацию, в основном, по территориальному или этническому признаку (место и тип поселения, регион, поселок, город, народ, этническая принадлежность).
  3. Микрофакторы - факторы, оказывающие непосредственное влияние на социализацию человека (семья, сверстники, школа, место учебы и работы).

В каждом факторе есть действующий элемент, благодаря которому и происходит социализация. Например, в семье - это родители, братья, сестры, в школе - учителя, одноклассники. Эти элементы называются агентами социализации .

Виды и этапы социализации.

Виды социализации , как правило, классифицируются по временному периоду, поэтому их называют этапами социализации .

  1. Первичная социализация. Период от рождения до формирования взрослого человека . Этот этап очень важен для социализации ребенка . Первые знания об обществе он получает обычно от родителей.
  2. Вторичная социализация (или ресоциализация). Процесс замещения ранее сложившихся методов поведения на новые, характерные для взрослого человека. Вторичный этап часто означает разрыв старых шаблонов, и усвоение новых. Помните, как в университете вам говорили: «Забудьте все, что вы учили в школе»? Вторичный этап длится всю жизнь человека.

Остальные виды социализации:

  1. Групповая социализация. Социализация внутри какой-то конкретной социальной группы . То есть, в какой среде ребенок больше проводит времени (родители, учителя или друзья), правила и нормы той среды он и усваивает в первую очередь.
  2. Гендерная социализация. Социализация по половому признаку. Мальчики усваивают то, как должны себя вести мальчики, а девочки, соответственно, учатся быть девочками.
  3. Организационная социализация. Процесс социализации во время трудовой деятельности (как вести себя с коллегами, начальством, подчиненными, как относится к труду, хорошо ли опаздывать на работу и т.д.).
  4. Досрочная социализация. Вид социализации, который представляет из себя своеобразную репетицию будущей деятельности, приступать к которой еще рано (игра девочек в дочки-матери).

Основными институтами социализации являются.