Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека. Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор)

Регламент информационного взаимодействия Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве с Государственной инспекцией города Москвы по качеству сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия

1. Общие положения
1.1. Настоящий Регламент устанавливает порядок взаимодействия Государственной инспекцией города Москвы по качеству сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (МосГИК) с Управлением Федеральной службы но надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве (Управление Роспотребнадзора по городу Москве), вместе именуемые Стороны, по вопросам обеспечения качества и безопасности сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и качества оказания услуг по организации питания, закупаемых за счет средств бюджета города Москвы и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда города Москвы (Московского городского фонда обязательного медицинского страховании) в государственных учреждениях образования, здравоохранения и социальной сферы города Москвы, а также качества и безопасности продовольствия, закупаемого в городской резервный продовольственный фонд.
1.2. Взаимодействие осуществляется в пределах компетенции Сторон в следующих формах:
- информирования Сторон по результатам проведения мониторинга качества и безопасности пищевых продуктов и качества оказания услуг по организации питания, закупаемых за счет средств бюджета города Москвы и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда города Москвы (средств Московского городского фонда обязательного медицинского страховании и пенсионного фонда) в государственных учреждениях здравоохранения, образования и социальной сферы города Москвы;
- обмена информацией по вопросам качества и безопасности сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и качеством оказания услуг по организации питания, закупаемых за счет средств бюджета города Москвы и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда города Москвы (Московского городского фонда обязательного медицинского страховании и пенсионного фонда);
- выработки совместных предложений по вопросам обеспечения качества и безопасности сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и качеством оказания услуг по организации питания, закупаемых за счет средств бюджета города Москвы и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда города Москвы (средств Московского городского фонда обязательного медицинского страховании и пенсионного фонда).
1.4. При осуществлении взаимодействия Сторон в пределах своей компетенции руководствуются федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами города Москвы, иными нормативными правовыми актами города Москвы.
1.5. Стороны самостоятельны в осуществлении своих полномочий.

2. Предмет и цели Регламента
2.1. Предметом настоящего Регламента является организация эффективного взаимодействия и информационного обмена Сторон в области обеспечения качества и безопасности сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и качества оказания услуг по организации питания, закупаемых за счет средств бюджета города Москвы и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда города Москвы (Московского городского фонда обязательного медицинского страховании и пенсионного фонда) в государственных учреждениях образования, здравоохранения и социальной сферы города Москвы, а также качества и безопасности продовольствия, закупаемого в городской резервный продовольственный фонд.

3. Порядок взаимодействия Сторон
3.1. В целях реализации настоящего Регламента Стороны:
3.1.1. Обмениваются информацией, представляющей взаимный интерес, по вопросам качества и безопасности сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и другим вопросам, входящим в компетенцию каждой из Сторон.
3.1.2. В случае выявления нарушений условий государственных контрактов, гражданско-правовых договоров и договоров на поставку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и оказания услуг по организации питания, закупаемых за счет средств бюджета города Москвы и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда города Москвы (Московского городского фонда обязательного медицинского страховании и пенсионного фонда) в государственных учреждениях образования, здравоохранения и социальной сферы города Москвы в части качества и безопасности сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и качества оказания услуг по организации питания МосГИК информирует Управление Роспотребнадзора по городу Москве.
3.1.3. При получении неудовлетворительных результатов лабораторных исследований (испытаний, измерений) пищевых продуктов МосГИК информирует Управление Роспотребнадзора по городу Москве с приложением протокола испытаний и экспертного заключения аккредитованной испытательной лаборатории, проводившей исследование (испытание, измерение).
3.1.4. МосГИК вправе направлять образцы продукции, закупаемой за счет средств бюджета города Москвы и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда города Москвы (Московского городского фонда обязательного медицинского страховании и пенсионного фонда) и предназначенной для организации питания в государственных учреждениях образования, здравоохранения и социальной сферы города Москвы, в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве» в рамках гражданско-правовых отношений для проведения лабораторных исследований (испытаний, измерений).
3.2. В рамках настоящего Регламента Стороны также организуют и проводят совместные совещания, конференции, семинары, «круглые столы» и т.п. по вопросам обеспечения качества и безопасности сельскохозяйственной продукции, сырья и
продовольствия в государственных учреждениях образования, здравоохранения и социальной сферы города Москвы.
3.3. Информационное взаимодействие между Сторонами осуществляется на основании письменных запросов, подлежащих рассмотрению и предоставлению запрашиваемой информации в установленный срок.
3.3.1. Целью информационного обмена между Сторонами является оперативное получение информации для принятия решений по результатам мероприятий по контролю.
3.3.2. Полученную в порядке обмена информацию Стороны используют только в пределах предоставленных полномочий.
3.4. Настоящий Регламент не препятствует Сторонам в определении и осуществлении иных, не предусмотренным настоящим Регламентом, форм сотрудничества.

4. Подписи Сторон

Исполняющий обязанности руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
по городу Москве

В.М. Глиненко

Исполняющий обязанности начальника Государственной инспекции города Москвы по
качеству сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия

И.Б. Калиновская

1. Оpганизация Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в России, ее полномочия и права.

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор - деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.

Находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, в том числе санитарным законодательством, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами, актами Министерства здравоохранения и социального развития, а также Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г.)

Осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы при взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Регламент Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека разработан в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 2005 г. № 30 «О типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти» и отражает правила организации деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет свою деятельность в соответствии с годовыми и квартальными планами управлений. Формирование годового плана и контроль его исполнения осуществляет Управление организации надзора и контроля в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Порядок организации деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека включает:

1. Исполнение поручений Правительства Российской Федерации, если поручение адресовано непосредственно в Федеральную службу.

2. Подготовку проектов актов, вносимых в Правительство Российской Федерации по поручению Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

3. Управление санитарного надзора, которое включает:

Организацию и осуществление государственного санитарно - эпидемиологического надзора и контроля за исполнением обязательных требований законодательства в сфере защиты прав потребителей и в области потребительского рынка;

Оперативное руководство деятельностью территориальных органов и организаций Федеральной службы по вопросам, отнесенным к компетенции Управления санитарного надзора;

Разработку мероприятий в области здорового питания населения и контроль за их выполнением;

Определение единых требований к организации и проведению контроля за соблюдением правил торговли, оказания услуг, а также надзора в сфере защиты прав потребителей;

Участие в организации и ведении социально-гигиенического мониторинга, установлении причин и выявлении условий возникновения и распространения массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);

Определение приоритетных мероприятий по обеспечению безопасных для человека условий труда и профилактики профессиональных заболеваний;

Определение мероприятий по сохранению и укреплению здоровья детей и подростков;

4.Управление эпидемиологического надзора, которое включает:

Организацию и осуществление государственного надзора и контроля за исполнением законодательства Российской Федерации в области обеспечения эпидемиологического благополучия человека;

Рассмотрение и подготовку к утверждению инструкций по применению медицинских иммунобиологических препаратов;

Разработку и контроль за реализацией национального календаря профилактических прививок и профилактических прививок по эпидемическим показаниям;

Организацию и осуществление надзора противоэпидемических мероприятий при осложнении эпидемической ситуации;

Осуществление постоянной связи с ВОЗ и другими международными организациями по вопросам эпиднадзора и профилактики инфекционных болезней;

Участие в разработке и реализации международных программ по профилактике инфекционных болезней.

5. Управление надзора на транспорте и санитарной охраны территории, которое включает:

Определение основных направлений в обеспечении санитарно - эпидемиологического благополучия на железнодорожном, водном и воздушном транспорте и мероприятия по санитарной охране территории и организации надзора за особо опасными инфекционными заболеваниями;

Организацию санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации в целях предупреждения завоза и распространения карантинных и других инфекционных заболеваний людей, а также потенциально опасных для населения товаров и грузов;

Реализацию мер в области противодействия биологическому и химическому терроризму в пределах компетенции Управления санохраны;

Организацию и осуществление надзора за санитарно-гигиеническим и противоэпидемическим обеспечением при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

6. Управление организации надзора и контроля в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, которое включает:

Формирование структуры, определение функций, финансирование, кадровое и материально-техническое обеспечение подведомственных организаций;

Создание и ведение государственной системы наблюдений за состоянием здоровья населения и среды обитания, определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания (социально-гигиенический мониторинг);

7.Управление государственной регистрации и лицензирования в сфере обеспечения благополучия человека, которое включает:

Организацию и осуществление государственной регистрации впервые внедряемых в производство и ранее не использовавшихся химических, биологических веществ, изготовляемых на их основе препаратов, потенциально опасных для человека (кроме лекарственных средств), отдельных видов продукции, представляющих потенциальную опасность для человека (кроме лекарственных средств), пищевых продуктов, впервые ввозимых на территорию Российской Федерации,

Организацию и осуществление лицензирования деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, и деятельности в области использования источников ионизирующего излучения,

8. Управление юридического обеспечения деятельности в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, которое включает:

Правовое обеспечение деятельности Федеральной службы;

Осуществление работы, связанной с совершенствованием законодательства Российской Федерации по вопросам, входящим в компетенцию Федеральной службы.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет следующие полномочия:

1. Надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка.

2. Выдает лицензии на осуществление деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний; деятельности в области использования источников ионизирующего излучения.

3. Регистрирует впервые внедряемые в производство химические, биологические вещества и изготовляемые на их основе препараты, потенциально опасные для человека (кроме лекарственных средств); отдельные виды продукции, представляющие потенциальную опасность для человека (кроме лекарственных средств); отдельные виды продукции, в том числе пищевые продукты, впервые ввозимые на территорию РФ; лиц, пострадавших от радиационного воздействия и подвергшихся радиационному облучению в результате чернобыльской и других радиационных катастроф и инцидентов.

4. Устанавливает причины и выявляет условия возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений).

5. Информирует органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления и население о санитарно-эпидемиологической обстановке и о принимаемых мерах по обеспечению сан-эпид. благополучия населения.

6. Готовит предложения о введении и об отмене на территории РФ, субъектов Федерации ограничительных мероприятий (карантина).

7. Организует проведение социально-гигиенического мониторинга.

8. Организует деятельность системы государственной санитарно - эпидемиологической службы РФ.

9. Осуществляет проверку деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства РФ в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров.

10. Организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный срок.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

1. Организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, в том числе научных исследований по вопросам осуществления надзора.

2. Давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы.

3. Запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Службы вопросам.

4. Пресекать факты нарушения законодательства РФ в установленной сфере деятельности, применять предусмотренные законодательством РФ меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение или ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований.

5. Осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Службы и подведомственных организаций.

2. Пpава и обязанности гpаждан РФ в области обеспечения санитаpно-эпи­демиологического благополучия.

Граждане имеют право:

На благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека;

Получать (в соответствии с законодательством РФ) в органах государственной власти, местного самоуправления, органах и учреждениях Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человекаи у юридических лиц информацию о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии среды обитания, качестве и безопасности продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг;

Осуществлять общественный контроль за выполнением санитарных правил;

Вносить в органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы и учреждения ФГУЗ ФЦГиЭ Роспотребнадзора РФ предложения об обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

На возмещение в полном объеме вреда, причиненного их здоровью или имуществу вследствие нарушения другими гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарного законодательства, а также при осуществлении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

Обязанности граждан:

Выполнять требования санитарного законодательства, постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц, осуществляющих государственный сан-эпид.надзор;

Заботиться о здоровье, гигиеническом воспитании и об обучении своих детей;

Не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.

3. Виды ответственности за нарушение санитарного законодательства

За нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ «ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ N 195-ФЗ» (в ред. Федерального закона от 25.07. 2002) или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Виды административных наказаний

1) предупреждение;

2) административный штраф;

3) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

4) административный арест;

5) дисквалификация и др.виды ответственности.

Нарушение санитарного законодательства влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

На граждан в размере от одного до пяти минимальных размеров оплаты труда;

На должностных лиц - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда;

На юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.

Административная ответственность устанавливается за следующие нарушения санитарного законодательства:

1) за нарушение сан-эпид. требований к жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта;

2) за нарушение сан-эпид требований к организации питания населения, продукции, ввозимой на территорию РФ, химическим, биологическим веществам и видам продукции, потенциально опасным для человека, товарам для личных и бытовых нужд, пищевым продуктам, пищевым добавкам, продовольственному сырью и др.;

3) за нарушение сан-эпид требований к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху в городских и сельских поселениях, воздуху в местах постоянного или временного пребывания человека, почвам, содержанию территорий городских, сельских поселений и промышленных площадок и др.;

4) за нарушение сан-эпид требований к условиям труда, воспитания и обучения, работы с источниками физических факторов воздействия на человека, работы с биологическими веществами, биологическими и микробиологическими организмами и их токсинами;

5) за невыполнение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

Дисциплинарная и уголовная ответственность за нарушение санитарного законодательства устанавливается законодательством Российской Федерации.

Гражданско-правовая ответственность за причинение вреда вследствие нарушения санитарного законодательства предусматривается за вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица вследствие нарушения санитарного законодательства, подлежит возмещению гражданином или юридическим лицом, причинившими вред, в полном объеме в соответствии с законодательством РФ.

Роспотребнадзор — Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека — осуществляющая санитарно-эпидемиологический государственный надзор, заключающийся в предупреждении, обнаружении, а также пресечении нарушений в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, подобно другим федеральным службам страны имеет собственный официальный сайт — www.rospotrebnadzor.ru , способный дать полное представление о деятельности службы.

Главная страница

Роспотребнадзор официальный сайт — это прежде всего источник информации, касающейся функций и полномочий Роспотребнадзора, его деятельности, документации, государственных услуг, осуществляемых службой и прочего. Здесь же представлена вся необходимая контактная информация, позволяющая связаться со специалистами службы для разрешения вопросов, относящихся к компетенции Роспотребнадзора.

Для поиска нужной информации на сайте службы можно воспользоваться основным меню, включающем максимальный объём содержащейся на ресурсе информации. Также можно воспользоваться строкой поиска, способной значительно упростить работу с сайтом и сэкономить время. Более того, часть материалов расположена непосредственно на главной странице. Прежде всего это новости, статистические материалы, рекомендации гражданам и тому подобное. В отдельном меню собраны ссылки на открытые данные Роспотребнадзора, информацию о противодействии коррупции, планы проверок, Единый реестр проверок и прочее.

Для ознакомления с общими сведениями о службе, включающими информацию о её руководстве, структуре, функциях и полномочиях, истории, следует обратиться к первой вкладке основного меню «Роспотребнадзор». Здесь же размещены материалы пресс-службы, контактные данные (также представлены в нижней части интернет-ресурса), информация о порядке приёма и рассмотрения обращений граждан, материалы для сотрудников, доступ к которым осуществляется через логин и пароль.

Следующая вкладка основного меню на официальном сайте Роспотребнадзор посвящена деятельности службы. Здесь можно ознакомиться с такими её направлениями как эпидемиологический и санитарный надзор, защита прав потребителей, научное обеспечение и прочее. Также здесь можно ознакомиться с деятельностью службы в рамках ВТО и Таможенного союза, международным сотрудничеством, государственной службой и кадрами.

Официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека также содержит массу документов, касающихся её деятельности. Так, здесь собраны постановления и приказы, письма и решения, федеральные законы, государственные доклады, проекты документов и прочее. Для удобства поиска нужных документов на сайте предусмотрена форма, позволяющая производить поиск по названию, виду документа, его номеру, дате принятия либо году выхода.

Документы

Отдельная вкладка сайта посвящена контролю и надзору. Так, здесь собраны материалы, касающиеся надзора в области санитарно-эпидемиологического благополучия, а также надзора в области защиты прав потребителей.

Официальный сайт Роспотребнадзора также информирует пользователей о доступных государственных услугах, включающих государственную регистрацию продукции, лицензирование отдельных видов деятельности, выдачу санитарно-эпидемиологических заключений и приём уведомлений о начале осуществления предпринимательской деятельности. Здесь же собраны реестры и отчёты.

Государственные услуги

Ещё одна вкладка основного меню, которым располагает официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, содержит ряд материалов, адресованных гражданам. Так, здесь представлены общественная приёмная, информационные ресурсы по вопросам защиты прав потребителей, нормативно-правовая база, порядок приёма и рассмотрения обращений граждан, а также информация об информационно-справочной телефонной линии Роспотребнадзора.

Для граждан

Перейти к информации о порядке приёма и рассмотрения обращений, а также информационно-справочной телефонной линии можно и по ссылкам, расположенным в верхней части веб-ресурса. Здесь же размещена ссылка на версию официального сайта для слабовидящих людей.

Для улучшения работы ресурса создателями официального сайта службы Роспотребнадзор предусмотрена форма обратной связи, воспользовавшись которой Вы сможете предложить имеющуюся идею, сообщить о возникшей проблеме, задать вопрос либо выразить благодарность.

Вышестоящее ведомство Правительство Российской Федерации Число сотрудников около 110 тысяч Руководитель Попова Анна Юрьевна Ключевые документы Федеральный закон № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
Закон Российской Федерации о защите прав потребителей
Постановление Правительства РФ № 154 «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» Сайт rospotrebnadzor.ru

История

Предшествующие организации:

  • до 1917 - в составе Медицинской полиции ;
  • 1922-1933 - Санитарно-эпидемиологическая служба;
  • 1933-1950-е - Государственная санитарная инспекция;
  • 1963- - Государственная санитарно-эпидемиологическая служба СССР ;
  • 1991-2004 - Государственная санитарно-эпидемиологическая служба Российской Федерации (Госсанэпиднадзор);
  • 1993-2004 - Государственная инспекция по торговле, контролю качества товаров и защите прав потребителей (Госторгинспекция).
  • 1993-2002 - Конструктивно-экологическое движение России «Кедр» основанное главным государственным санитарным врачом Е.Н. Беляевым и входившим в него Г.Г. Онищенко .

XIX - начало XX века

Врачебно-санитарное дело в России во времена своего зарождения в начале XIX века находилось под управлением департамента («полиции медицинской») Министерства полиции . С 1826 года управление медициной и народным хозяйством было подчинено императорскому Министерству внутренних дел .

Предельная численность работников центрального аппарата Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в количестве 238 единиц (без персонала по охране и обслуживанию зданий) и территориальных органов в количестве 20098 единицы (без персонала по охране и обслуживанию зданий).

Всего в органах и организациях Федеральной службы в настоящее время работает около 110 тысяч специалистов .

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека имеет территориальные Управления Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, которые были созданы путём реорганизации в 2004 году территориальных Центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора по субъектам РФ.

В структуре Роспотребнадзора находится Федеральный Центр гигиены и эпидемиологии (ЦГиЭ) с территориальными учреждениями по субъектам РФ, которые обеспечивают деятельность Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Кроме того, к Роспотребнадзору относится множество научно-исследовательских институтов, противочумных и дезинфекционных станций, ведомственные санитарно-эпидемиологические службы.

Функции

Федеральной службе передана часть функций Министерства здравоохранения Российской Федерации , Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации , Министерства по антимонопольной политике Российской Федерации .

Федеральная служба осуществляет свою деятельность согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2004 г. № 154 «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» и на основании «Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека», утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 322 .

Федеральная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, защиты прав потребителей на потребительском рынке.

Правовые основы деятельности Федеральной службы установлены федеральными законами «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О защите прав потребителей», другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Федеральная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и иными организациями.

Структура службы

Структура Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека представлена Центральным аппаратом, включающим: руководство и помощников, пресс-службу и управления (санитарного надзора; эпидемиологического надзора; защиты прав потребителей; организации деятельности; научного обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и международной деятельности; кадров, профилактики коррупционных и иных правонарушений и последипломного образования; делами; инвестиционного развития и управления государственным имуществом; правовое; финансово-экономическое).

Центральному аппарату подчинены:

  • управления Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации , управления по г. Москве , по г. Санкт-Петербургу и управление по железнодорожному транспорту . Управления в субъектах РФ в свою очередь представлены руководством и отделами и им подчинены территориальные отделы . Управлению Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту подчинены территориальные отделы по железным дорогам РФ , включающие структурно отделения, участки и пункты санитарно-карантинного пропуска ;
  • центры гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации, в г. Москве, в г. Санкт-Петербурге, по железнодорожному транспорту и федеральные бюджетные учреждения здравоохранения «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» и «„Информационно-методический центр“ Роспотребнадзора». Центры гигиены и эпидемиологии в субъектах РФ представлены руководством, отделами и лабораториями и им подчинены территориальные филиалы . ЦГиЭ по железнодорожному транспорту подчинены дорожные филиалы по железным дорогам РФ ;
  • и центры;
  • санэпидслужбы министерств и ведомств (Министерство обороны , Министерство внутренних дел , Федеральная служба безопасности , Федеральная служба охраны , Управление делами Президента , Главное управление специальных программ Президента , Федеральная служба исполнения наказаний , Федеральное медико-биологическое агентство). Представлены главными и окружными центрами госсанэпиднадзора (ЦГСЭН), их филиалами и санитарно-эпидемиологическими лабораториями.

Классные чины в Роспотребнадзоре

Согласно ст. 11 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в России установлены следующие классные чины государственной гражданской службы (к которой относится и служба в Роспотребнадзоре):

Высшая группа

  • действительный государственный советник Российской Федерации 1 класса ;
  • действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса ;
  • действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса ;
Главная группа
  • государственный советник Российской Федерации 1 класса ;
  • государственный советник Российской Федерации 2 класса ;
  • государственный советник Российской Федерации 3 класса ;
Ведущая группа
  • советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса ;
  • советник государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса ;
  • советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса ;
Старшая группа
  • референт государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса ;
  • референт государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса ;
  • референт государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса ;
Младшая группа
  • секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса ;
  • секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса ;
  • секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса .

В качестве знаков различия по классным чинам для должностных лиц Роспотребнадзора устанавливаются наплечные знаки различия. Наплечные знаки представляют собой четырёхугольник с параллельными боковыми сторонами и закругленным верхним краем. Размеры наплечных знаков: длина 14 - 16 см (для женщин - 12 - 14 см), ширина - 4 см (для высшего состава - 4,5 см). Наплечные знаки изготавливаются из ткани тёмно-бордового цвета.

Соотношение чинов и званий установлено Указом Президента России от 1 февраля 2005 года № 113 «О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим» и указом Президента Российской Федерации от 14 января 2011 года № 38 «Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации» (изложена в редакции согласно указу Президента России от 30 сентября 2013 года № 744).

Руководители Роспотребнадзора

Научно-исследовательские институты и центры Роспотребнадзора

Гигиенического профиля

Эпидемиологического профиля

Вопросы к занятию
1. Современная окружающая среда и здоровье населения. 2. Организационная структура Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. 3. Задачи Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. 4. Структура Федерального государственного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Ярославской области». 5. Какие задачи решают отделения: гигиены детей и подростков; коммунальной гигиены; гигиены питания; противоэпидемическое. 6. Права санитарного врача. 2

Современная окружающая среда и здоровье населения
Данные экологов и результаты гигиенических исследований свидетельствуют о значительных изменениях в состоянии биосферы Земли в последние годы. Они обусловлены изменениями химического состава атмосферного воздуха в виде увеличения содержания диоксида углерода и уменьшения содержания озона в атмосфере, поступления в биосферу большого числа разнообразных химических загрязнителей (диоксид серы, оксид углерода, оксиды азота, пыль, органические вещества, соли тяжелых металлов - ртути, свинца, мышьяка, кадмия, марганца, меди, цинка и др., синтетические поверхностно-активные вещества, диоксины, удобрения, пестициды), т.е. таких веществ, многих из которых раньше в природе не было. Это значит, что в окружающей среде появляется все больше и больше чуждых ей веществ, так называемых ксенобиотиков, нередко очень токсичных для живых организмов. При этом важно знать, что часть из них не включается в естественный круговорот веществ и накапливается в биосфере, представляя опасность для всех живых организмов, населяющих нашу планету.
Растет и биологическое загрязнение природной среды отходами жизнедеятельности организмов человека и животных, а также промышленности биотехнологии и нефтехимии, тяготеющих друг к другу.
За 40 лет ядерных испытаний изменилась и радиационная обстановка на планете в виде 2% роста естественного радиационного фона Земли. Ухудшению радиационной ситуации способствуют аварии на АЭС и атомных подводных лодках.

Произошли неблагоприятные изменения в характере и структуре питания населения нашей страны за последние годы:
- ухудшилось качество продуктов питания за счет загрязненности их ксенобиотиками (остаточными количествами пестицидов, нитратами, афлатоксинами, консервантами, антибиотиками, солями тяжелых металлов и другими чужеродными веществами); - снизилось потребление на душу населения продуктов животного проис3

Хождения, обеспечивающих организм жизненно важными незаменимыми аминокислотами, солями кальция и железа, а также овощей и фруктов - поставщиков витаминов (прежде всего аскорбиновой кислоты и провитамина А - .-каротина), пищевых волокон, минеральных веществ, например селена, меди и кобальта.
На повестке дня стоит новая эколого-гигиеническая проблема - трансгенные пищевые продукты и их влияние на здоровье человека. Проблема эта очень молода, и мнения ученых по поводу опасности этих продуктов для здоровья населения диаметрально противоположны, что прямо указывает на необходимость ее самого серьезного изучения в ближайшем будущем, пока сама жизнь еще не успела поставить эксперимент на больших контингентах населения, так как к этому имеется отчетливая тенденция. Уже существуют трансгенные картофель, томаты, кукуруза, соя, которые не повреждаются обычными вредителями (отведав их, вредители погибают!) и поэтому сохраняют высокую урожайность. Эти свойства они приобрели искусственно, путем генной инженерии. Возникает законный вопрос: а не будут ли столь же опасны эти продукты и для организма человека, включаясь в его обменные процессы? Ответ на этот вопрос могут дать только независимые исследования ученых в разных странах с прицелом на отдаленные эффекты, памятуя о печально знаменитом ДДТ, головокружительный успех которого в 50-е годы XX столетия принес его создателю, базельскому химику Паулю Герману Мюллеру, Нобелевскую премию в области физиологии и медицины.
Основанием для награждения послужил тот факт, что с помощью этого чрезвычайно эффективного инсектицида впервые удалось провести успешную борьбу с переносчиками малярии и сыпного тифа, в результате чего эти заболевания в ряде регионов планеты были искоренены. Однако современное поколение людей больше знает о том, что этот препарат запрещен к применению в большинстве стран мира вследствие огромного вреда, причиненного им окружающей среде и животному миру.
По данным ВОЗ, названные экологические факторы способны обусловить в среднем около 25% патологии человека.
Показателями экологического неблагополучия населенных мест и регионов являются:
- увеличение частоты генетических изменений в клетках человека; - рост числа врожденных пороков развития; - рост младенческой (до 1 года) и детской (в возрасте 1-4 лет) смертности; - отставание физического развития детей и подростков; - рост заболеваемости детей хроническими болезнями; - наличие в биологических средах организма человека токсичных химических веществ; - ухудшение репродуктивного здоровья населения; - уменьшение доли практически здоровых людей; - рост уровня заболеваемости взрослого населения хроническими заболеваниями дыхательных путей и легких, болезнями нервной и сердечнососудистой систем, онкологическими заболеваниями; - снижение средней продолжительности жизни. В зависимости от интенсивности влияния негативных факторов окружающей среды на здоровье населения выделяют зоны чрезвычайной экологической ситуации и зоны экологического бедствия.
Благоприятная экологическая обстановка - отсутствие антропогенных источников неблагоприятных воздействий на окружающую природную среду и здоровье человека и естественных, но аномальных для данной области (региона) природно-климатических, биогеохимических и других явлений.
Изменения благоприятной экологической обстановки во многих регионах планеты стали возможны, потому что современному человеку, вооруженному мощнейшей техникой и высокими технологиями, стало по плечу соревноваться с силами природы, побеждая ее. За короткий срок он способен срыть гору с полезными ископаемыми, исчерпать месторождение полезного ископаемого, рас
положенного под землей, что может привести к изменениям микроклимата данной местности и локальным землетрясениям, повернуть вспять реки, негативные последствия чего вполне предсказуемы; создать искусственное море, затопив плодородные земли, уничтожить многих представителей животного и растительного мира, и это еще далеко не все.
Научно-техническая революция за какие-нибудь 50 лет XX в. привела в ряде регионов земного шара к деградации окружающей среды, явившейся в нашей стране в немалой степени следствием печально известного крылатого выражения, бытовавшего в начале эры научнотехнического прогресса: «Нам нельзя ждать милостей от природы. Взять их у нее - наша задача».
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

В нашей стране обеспечивается широкая профилактическая направленность всех мероприятий по оздоровлению условий труда и быта населения и предупреждению заболеваний.
Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов.
Ведущим в охране здоровья населения является профилактика заболеваний. Профилактика, как основа нашего здравоохранения, есть совокупность государственных, общественных и медицинских мероприятий, направленных на создание для человека наиболее благоприятных условий жизни, отвечающих его физическим потребностям.
В основе профилактических мероприятий, проводимых санитарной службой, лежит охрана здоровья именно здорового коллектива и отдельного человека. Этим они отличаются от профилактических мероприятий, проводимых в лечебно-профилактических учреждениях, где предупреждают заболевания или осложнения болезней у больных людей.
Проводимая в нашей стране в последние годы реконструкция трех ветвей государственной власти коснулась и Государственной санитарноэпидемиологической службы РФ. Путем слияния Государственной санитарноэпидемиологической службы РФ, антимонопольного комитета и Государственной торговой инспекции создана новая служба - Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека утверждено Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г № 322.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) входит в систему Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Возглавляет Службу руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, который одновременно является Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации.
Руководит работой Службы Центральный аппарат Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, который состоит из семи управлений:
1. санитарного надзора 2. эпидемиологического надзора 3. надзора на транспорте и санитарной охраны территорий 4. организации надзора и контроля в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 5. государственной регистрации и лицензирования в сфере обеспечения благополучия человека 6. юридического обеспечения деятельности в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 7. управление делами В субъектах РФ Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека представлена двумя органами:
1. Территориальное управление Федеральной службы по субъекту Федерации. 2. Федеральное государственное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии» в субъекте Федерации. Служба не подчиняется местным органам власти. Территориальные управления осуществляют следующие основные функции:
Государственный надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения сани

Аттестации работников, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения;
-проведению лабораторных исследований и испытаний;
-проведению санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, токсикологических, гигиенических и других видов оценок.
Федеральные государственные учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в …» явились правопреемниками государственных учреждений Центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации, городах и районах и осуществляют следующие основные функции:

Эпидемиологический отдел осуществляет все работы по организации профилактических и противоэпидемических мероприятий, направленных на снижение инфекционной заболеваемости.
Отдел осуществляет методическое руководство лечебнопрофилактическими учреждениями при составлении и проведении в жизнь планов санитарных и противоэпидемических предприятий, ведет контроль за всей санитарно-противоэпидемической работой лечебных учреждений. Например врач-эпидемиолог совместно с врачом-инфекционистом проводит инструктаж с участковыми врачами-терапевтами и педиатрами, обращая их внимание на раннее выявление инфекционных больных, широкое использование различных методов диагностики, современную сигнализацию в центр, организацию консультаций в инфекционном кабинете.
В поликлинике эпидемиолог контролирует учет вновь выявленных инфекционных больных, правильность их регистрации, организацию работы по выявлению инфекционных заболеваний среди длительно лихорадящих больных, состояние наблюдения за контактными. Большое внимание обращается на повышение квалификации медицинских работников по вопросам клиники, диагностики и профилактики инфекционных заболеваний. Эпидемиолог постоянно участвует во врачебных конференциях, где информирует персонал об эпидемической ситуации, сложившейся за данный отрезок времени, разбирает случаи поздней сигнализации о выявленном инфекционном больном, своевременной диагностике и госпитализации.
В инфекционном отделении (больница) врач-эпидемиолог осуществляет постоянный контроль за соблюдением установленного противоэпидемического режима. При этом решаются вопросы профилизации отделений, использование боксов, а также обеспечение противоэпидемического режима в приемных отделениях. Особое значение придается контролю за своевременным и полным лабораторным обследованием больных и правильностью выписки реконвалесцентов. Проверяются взаимосвязи стационаров и кабинетов инфекционных заболеваний.
Противоэпидемическая работа врача-эпидемиолога в детских учреждениях складывается из проведения плановой профилактики, направленной на предупреждение заноса инфекционных заболеваний в детский коллектив и организацию противоэпидемических мероприятий при их возникновении. Эпидемиолог контролирует правильность комплектования групп детского учреждения, соблюдения установленного порядка приема вновь поступающих детей, а также детей, вернувшихся после болезни. Постоянно контролирует организацию работы «фильтра» во время утреннего приема детей, контролирует работу пригруппового изолятора. Организует специфическую профилактику.
Права государственных служащих (должностных лиц и руководителей) Территориального Управления «Роспотребнадзора»:
1. Беспрепятственный контроль предприятий и учреждений 2. Давать предписания должностным лицам 3. Изъятие проб для лабораторного контроля 4. Комплекс правовых норм по преднадзору (с1991г. все проекты идут на экспертизу) 5. Элементы предупреждения: -право закрытия объекта или части его в том случае, если эксплуатация его может привести к серьезному нарушению здоровья населения; -право прекращения финансирования предприятия (через банк); -штраф на должностное лицо, на юридическое лицо; -в уголовном кодексе есть три статьи, которые предусматривают уго
ловное наказание за нарушение санитарно-гигиенических норм.
6. Меры общественного воздействия 7. Отстранение от работы больных лиц, бактерионосителей 8. Установление карантина 9. Обязательную госпитализацию (например: дифтерия, брюшной тиф, сифилис с последующей дезинфекцией) 10. Проведение прививок. 17

Тактика санитарного врача в большой степени зависит от широты его кругозора, умение по государственному осмыслить события и факты, находить оптимальные решения. Вот почему не следует забывать, что врачу надо постоянно учиться всему: и дипломатии, и экономике, и управлению. Требования, решения врача должны быть аргументированы.
Нельзя рассматривать внешнюю среду и образ жизни человека лишь под одним углом зрения. Важно выявить не только неблагоприятное влияние на организм, но и раскрыть положительные факторы внешней среды, способствующие укреплению здоровья, содействовать их дальнейшему развитию.
Структура Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

Министерство здравоохранения и социального развития РФ Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Центральный аппарат Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека: Управления: 1. санитарного надзора 2. эпидемиологического надзора 3. надзора на транспорте и санитарной охраны территорий 4. организации надзора и контроля в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 5. государственной регистрации и лицензирования в сфере обеспечения благополучия человека 6. юридического обеспечения деятельности в сфере защиты прав потре-бителей и благополучия человека 7. управление делами 18

Территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере защи-ты прав потребителей и благополучия человека Территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере защи-ты прав потребителей и благополучия человека Федеральное государственное учреждение здравоохранения - Центр гиги-ены и эпидемиологии в Ярославской области г. Ярославль, ул. Чкалова, 4 Территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ярославской об-ласти г. Ярославль, ул. Войнова, 1 Федеральное государственное учреждение здравоохранения - Центр гиги-ены и эпидемиологии в Ярославской области г. Ярославль, ул. Чкалова, 4