Фз 123 технический регламент о требованиях пожарной. Нормативные документы по пожарной безопасности. Кто отвечает за безопасность в арендуемом помещении

    Перед началом работы необходимо:

    1. Привести в порядок рабочую одежду: застегнуть обшлага рукавов, заправить одежду так, чтобы не было свисающих концов, убрать волосы под плотно прилегающий головной убор. При ремонте автомобилей, работающих на этилированном бензине, надеть резиновые сапоги, нарукавники, резиновые перчатки и соответствующую спец. одежду. Работать в легкой обуви (тапочках, сандалиях, босоножках) запрещается.

      Внимательно осмотреть рабочее место, привести его в надлежащий порядок, убрать все мешающие работе посторонние предметы.

      Убедиться в том, что рабочее место достаточно освещено и свет не слепит глаза.

      При использовании переносной электролампой, проверить есть ли на лампе защитная сетка, исправны ли шнур и изоляционная трубка. Напряжение переносных электроламп допускается не выше 12 В.

      Приготовить подстилку для работы под автомобилем (лежаки или специальные тележки).

      Не допускать к своему рабочему месту посторонних лиц.

      Приступая к капитальному и среднему ремонту автомобиля, убедиться, что бензобаки и бензопроводы освобождены от остатков бензина.

      Проверить наличие и исправность ручного инструмента, приспособлений и средств индивидуальной защиты, а именно:

      1. Гаечные ключи должны соответствовать размерам гаек и головок болтов и не иметь трещин и забоек; губки ключей должны быть строго параллельны и не закатаны; раздвижные ключи не должны быть ослаблены в подвижных частях; класть подкладки между губками ключей и головкой болта, а также удлинять рукоятки ключей с помощью труб и болтов или других предметов запрещается.

        Слесарные молотки и кувалды должны иметь слегка выпуклую, не косую и не сбитую, без трещин, поверхность бойка; должны быть надежно укреплены на рукоятках путем расклинивания завершенными клиньями; не должны иметь наклепа.

        Рукоятки молотков и кувалд должны иметь гладкую поверхность и быть сделаны из древесины твердых и вязких пород (кизил, бук, молодой дуб и т.п.)

        Ударные инструменты (зубила, бородки, просечки, кернеры и др.) не должны иметь трещин, заусенцев и наклепа.

        Зубила должны иметь длину не менее 150 мм.

    Во время работы:

    1. Слив масла и воды из агрегатов автомобиля производить только в специальную тару.

      Случайно пролитое на пол масло или оброненный солидол немедленно засыпать опилками или сухим песком и собрать в специально отведенное место.

      При производстве сварочных работ бензобаки закрывать асбестовыми чехлами.

      Влезать под автомобиль и вылезать из-под него только со стороны противоположной проезду. Работая под автомобилем, размещаться между колесами вдоль машины.

      При работе лежа под автомобилем использовать лежаки или решетчатые тележки, снабженные для удобства пользования подголовниками, а также надеть защитные очки.

      Не работать под автомобилем, находящимся на наклонной плоскости. В случае крайней необходимости принять меры, обеспечивающие безопасность работы; затормозить автомобиль и включить низшую передачу, подложить надежные подкладки под колеса, ключ от замка зажигания убрать, а кабину закрыть.

      Не работать и не находиться под автомобилем, висящем на тросе грузоподъемного механизма.

      При снятии и установке агрегатов (задние и передние мосты, рессоры колеса и т.п.) установить раму автомобиля на специальные металлические козлы, а под колеса автомобиля подложить клинья. Подкладывать кирпичи, обрезки дерева и другие случайные предметы под раму автомобиля или под козлы запрещается. Пользоваться только специальными деревянными подкладками.

      При подъеме и установке автомобиля на домкрат устанавливать его только на твердый грунт. В случае необходимости установки домкрата на рыхлой или вязкой почве под домкрат подкладывать специальные доски, обеспечивающие его устойчивое положение.

      Не работать и не находиться под автомобилем, если последний стоит на домкрате без специальных страхующих подставок.

      При работе пользоваться только исправным инструментом и приспособлениями. Слесарный инструмент содержать в сухом и чистом состоянии.

      Использованный обтирочный материал собирать в специально установленные металлические ящики с крышками.

      Если руки или спец. одежда смочены бензином, не подходить к открытому огню, не курить и не зажигать спичек.

      Накачку шин сжатым воздухом производить только в специальном ограждении (клети), при этом убедиться в том, что запорное кольцо полностью легло в замковый паз диска. Накачка шин сжатым воздухом вне ограждения запрещается.

      Для подъема, снятия, установки и транспортирования тяжелых (массой более 16 кг) агрегатов, узлов и деталей автомобиля использовать исправные подъемно-транспортные механизмы с вспомогательными приспособлениями.

      При работе с электротельфером, кран-балкой выполнять инструкцию по технике безопасности для лиц, пользующихся грузоподъемными машинами, управляемыми с пола.

      При работе с переносной электродрелью, гайковертом, шлифовальной машиной соблюдать инструкцию по технике безопасности для работающих с электроинструментом.

      Работая шлифовальной или сверлильной машинками, а также гайковертом, строго соблюдать инструкцию по безопасной работе с ручным пневматическим инструментом.

      Перед тем как начать работу по ремонту автомобиля, установленного на смотровой канаве, необходимо:

      1. проверить правильность установки колес по отношению направляющих.

        Поставить на тормоза или подложить под колеса распорные подкладки.

        Убедиться в наличии свободного доступа в канаву, исправности лестницы и напольной решетки в канаве.

    2. Находясь в смотровой канаве, осмотр и ремонт автомобиля производить в защитных очках.

      Замену рессор производить только после их разгрузки и установке козелков под раму автомобиля. Проверку совпадения отверстия ушка рессоры и серьги производить только с помощью бородка или оправки (не пальцем).

      При разборке и сборке рессор пользоваться только специальными слесарными инструментами, зажимными приспособлениями.

      При снятии отдельных агрегатов и деталей, требующих физических усилий, а также при неудобствах в работе, связанных со съемом агрегатов и деталей, применять приспособления (съемники), обеспечивающие безопасность работы.

      Работая молотком или кувалдой, принять все меры, чтобы не травмировать себя и людей, находящихся рядом.

      Не допускать людей и не находиться самому под поднятым кузовом автомобиля без установки специальных подставок, предохраняющих кузов от опускания. Применять вместо специальных подставок случайные предметы (ломы, куски металла и др.) запрещается.

      Работая у верстака, следить за тем, чтобы поверхность его была гладкой, обитой листовой сталью, не имела заусенец.

      При рубке, чеканке и других подобных работах необходимо надевать защитные очки. Для защиты окружающих людей от отлетающих частиц металла на верстаке должны быть поставлены предохранительные сетки или щиты высотой не менее 1 м.

      Пыль и стружку с верстака, оборудования сметать щеткой или сметкой. Сдувать пыль и стружку сжатым воздухом или убирать стружку голой рукой запрещается.

      При работе на сверлильном станке соблюдать требования, изложенные в инструкции по безопасной обработке металлов на сверлильных станках.

      Работая на наждачном точиле, во избежание ранения глаз пользоваться защитным экраном или надевать защитные очки. Следить, чтобы зазор между абразивным кругом и подручником был не более 3 мм, а подручник надежно закреплен. Затачиваемую деталь или инструмент плотно прижать к подручнику и плавно подводить к абразивному кругу.

      Не производить ремонта или исправления отдельных частей автомобиля, находящихся в движении, а также не находиться под автомобилем при работающем двигателе.

      При работе вблизи крыльчатки вентилятора во избежание несчастного случая снять с него приводной ремень.

      Выполняя работу совместно с несколькими лицами, согласовывать действия с товарищами по работе.

      При пуске двигателя (в случае необходимости) при открытом капоте не допускать, чтобы люди находились в непосредственной близости от двигателя.

      При запуске двигателя держать заводную рукоятку так, чтобы все пальцы руки обхватывали эту рукоятку с одной стороны.

      При обкатке двигателя на стенде не производить никаких исправлений и не касаться вращающихся частей двигателя.

      Во избежание создания загазованности воздуха не допускать продолжительную (более 5 минут) работу двигателя в закрытом невентилируемом помещении.

      Не храните на рабочем месте легковоспламеняющуюся жидкость и обтирочный промасленный материал.

      Для перегонки автомобиля на стоянку и проверки тормозов на ходу вызвать дежурного или основного водителя.

      В случае возникновения пожара немедленно сообщить в пожарную охрану и приступить к тушению огня местными средствами.

    По окончании работы:

    1. Привести в порядок рабочее место, сложить инструменты и приспособления в инструментальный ящик.

      Если автомобиль остается на козлах, проверить надежность его установки. Не оставлять автомобиль висящим на тросе грузоподъемного механизма.

      Сообщить бригадиру или мастеру о выполненной работе, имеющихся неполадках в работе и о принятых мерах к их устранению.

      Вымыть руки и лицо теплой водой с мылом; если работа была с этиловым бензином, то обязательно прополоскать рот и принять душ.

      Спец. одежду повесить в специально предназначенный для этой цели шкафчик.

    В аварийной ситуации:

    1. Немедленно сообщить о происшедшем в здравпункт предприятия.

      При освобождении пострадавшего от действия электротока следить за тем, чтобы самому не оказаться в контакте с токоведущей частью и под напряжением.

      До прибытия врачей оказать пострадавшему первую медицинскую помощь. При отсутствии у пострадавшего пульса и дыхания необходимо сделать искусственное дыхание и непрямой (наружный) массаж сердца; обратить внимание на зрачки. Расширенные зрачки указывают на резкое ухудшение кровообращения мозга. При таком состоянии пострадавшего нужно начинать оживление немедленно.

      При возникновении пожара необходимо сообщить по телефону пожарной охраны 01 .

Перед установкой на пост ремонта автомобили следует очистить от грязи, снега и вымыть. При движении автомобилей в зоне технического обслуживания самоходом воздух сильно загрязняется пылью и отработавшими газами, оказывающими вредное действие на здоровье рабочих. Для создания наиболее благоприятной обстановки используют различные транспортирующие устройства, конвейеры, траверсные и осевые тележки и поворотные круги.

Автомобиль, установленный на напольный пост, необходимо надёжно закрепить, подставив не менее двух упоров под колеса, затормозить стояночным тормозным механизмом; при этом рычаг коробки передач должен быть установлен в положение, соответствующее низшей передаче; на автомобилях с бензиновыми двигателями следует выключить зажигание, а с дизелями - перекрыть подачу топлива.

На рулевое колесо автомобиля следует навесить табличку с надписью «Двигатель не пускать: работают люди!».

При техническом обслуживании автомобиля с помощью подъемника на его механизме управления необходимо вывесить табличку с надписью «Не трогать: работают люди!».

Ниже рассмотрены требования безопасности на основных операциях, выполняемых слесарем по ремонту автомобилей.

1. Контрольные, крепежные и регулировочные работы ТО-1 и ТО-2. Все крепежные и регулировочные операции необходимо выполнять в последовательности, указанной в технологических картах. Последовательность выполнения обязательного объема работ должна исключать возможность одновременной работы сверху и снизу у того или иного узла агрегата автомобиля, так как при падении инструмента сверху может произойти несчастный случай с рабочими, работающими внизу. Поэтому в технологической карте за рабочими следует закреплять определенные участки работ, что повышает и ответственность рабочего за выполняемую работу.

Рациональное распределение работ исключает излишние перемещения рабочего.

На крепежных операциях следует пользоваться преимущественно накидными и торцовыми ключами, так как они лучше держатся на гайках и удобны в работе. При отвертывании и завертывании болтов или гаек в труднодоступных местах при ограниченном угле возможного поворота рукоятки ключа целесообразно пользоваться ключами с трещетками (храповыми механизмами). Трещетка исключает необходимость снимать и надевать головку ключа на болт или гайку после каждого поворота.

При работе в стесненных и труднодоступных местах особое внимание необходимо обращать на прилаживание инструмента к объекту работ, правильную накладку ключа на гайку или болт, установку зубила, отвертки. Сорвавшийся инструмент или неверный удар может привести к травме. В этих случаях особое значение имеет исправность инструмента. Не следует вращать ключи вкруговую, так как возможны их срывы. Нельзя наращивать ключи другими ключами или трубками, использовать прокладки между зевом ключа и гранями болтов и гаек, ударять по ключу при отвертывании или завертывании плотно затянутых болтов и гаек.

Если гайки имеют следы коррозии и их нельзя отвернуть ключом с нормальной длиной рукоятки, необходимо вначале обстучать грани гайки легкими ударами молотка, смочить ее керосином, завернуть на четверть оборота, а затем начать отворачивать. Неисправные болты следует срезать ножовкой или срубать зубилом и заменять исправными. При рубке зубилом необходимо надевать защитные очки.

При выполнении крепежных работ в труднодоступных местах следует применять специальные отвертки, а чтобы удобней было выполнять эти операции на потоке перед или за автомобилем, необходимо устанавливать передвижные подставки или переходные мостики. Работать сидя на крыле автомобиля, стоя на подножке на ребордах осмотровой канавы опасно. При выполнении крепежных работ под кузовом автомобиля-самосвала необходимо предварительно укрепить поднятый кузов дополнительной упорной штангой, что исключает его самопроизвольное опускание.

При работе надо помнить, что у автомобиля имеется множество острых выступов, кромок, граней, шплинтов, затруднен доступ к различным сочленениям и резьбовым соединениям, поэтому следует всегда быть внимательным и осторожным. Необходимо постоянно следить за тем, чтобы инструмент был чистым и незамасленным, в противном случае работа даже исправным, но грязным инструментом может привести к травмам.

Перед регулировкой сцепления на автомобилях с карбюраторным двигателем необходимо предварительно установить рычаг переключения передач в нейтральные положения и выключить зажигание, так как при включенном зажигании может произойти вспышка в одном из цилиндров и двигатель может начать работать, что повлечет за собой затягивание руки рабочего в сцепление. Перед регулировкой сцепления на автомобиле с дизелем необходимо рычаг переключения передач поставить в нейтральное положение и закрыть воздушную заслонку. В противном случае при провертывании коленчатого вала двигатель может начать работать, а автомобиль двигаться.

Операции по регулировке сцепления на автомобилях с карбюраторными двигателями должны выполнять двое работающих, один из которых должен проворачивать коленчатый вал с помощью пусковой рукоятки. Применять ломики для проворачивания коленчатого вала со стороны маховика не разрешается, так как они могут сорваться и нанести рабочему травму. При регулировании узла сцепления автомобиля с дизелем прокладки надо вынимать, используя крючки. При регулировке сцепления следует пользоваться переносной лампой, предварительно укрепив ее в непосредственной близости от объекта работы.

2. Смазывание и очистка при ТО-1 и ТО-2. Смазочные работы необходимо выполнять только на специально оборудованных постах, оснащенных различными приспособлениями. Такие посты можно располагать на поточной линии и на тупиковой канаве. Труднодоступные точки на автомобиле следует смазывать с помощью наконечников, соединенных с пистолетами гибкими шлангами, или наконечников с шарнирами. Применение таких наконечников позволяет смазывать карданный вал без проворачивания. Перед началом смазочных работ необходимо обращать внимание на исправность пресс-масленок. Неисправные пресс-масленки следует заменять. Применение неисправных прессмасленок приводит к выдавливанию смазочного материала мимо, а следовательно, и к загрязнению рабочего места.

При смене, а также при доливке смазочных материалов в отдельные агрегаты сливные и заливные пробки необходимо отворачивать только предназначенными для этой цели ключами. При проверке уровня масла в агрегатах для освещения следует применять только переносные лампы. Применять для этой цели открытый огонь запрещается.

Ремонт системы питания двигателей, работающих на топливе с антидетонационными присадками, необходимо производить после полной нейтрализации сборочных единиц систем питания.

    Сопутствующий ремонт при выполнении ТО-2. Данную работу недопустимо выполнять в одиночку и на горячем двигателе. Для смазывания болтов крепления фланца приемной трубы глушителя необходимо применять графитную смазку. При проворачивании и снятии карданного вала следует использовать приспособление. На этой операции применяют съемники, гайковерты, а также приспособления для снятия и установки пружин тормозных колодок, стартеров. Для транспортирования колес необходимо применять тележки.

    Проверка автомобиля после технического обслуживания. Проверку следует производить только при остановленном двигателе и заторможенных колесах. Для проверки работы двигателя и тормозных механизмов необходимо использовать диагностическое оборудование. Недопустимо испытание тормозных механизмов на ходу внутри помещения.Для их испытания необходима специально выделенная площадка. Действия водителя и слесаря по ремонту автомобилей должны быть согласованными. Недопустима регулировка тормозных механизмов при работающем двигателе. При данной операции под колеса должны быть установлены упоры.

    Снятие и установка рессор. Во избежание срыва ключа или излома воротка при отворачивании или заворачивании гаек-стремянок рессор необходимо применение гайковертов. На снятие и установку рессор должна быть технологическая карта, указывающая применяемые приспособления, последовательность выполняемых работ, безопасные приемы труда. При подъеме автомобиля подъемными механизмами необходимо применять специальные захваты.

При выпрессовке пальцев рессор следует применять приспособления, а для совмещения отверстий ушка рессоры и серьги - оправки. Недопустимо применение случайных предметов вместо козелков. При вывешивании автомобиля только на домкрате также необходимо установить козелки. Резиновые подушки рессор следует устанавливать с помощью приспособления.

6 . Снятие и установка двигателя. Операция производится при наличии упоров под колесами автомобиля. Следует проверить, чтобы двигатель был полностью освобожден от крепящих его болтов и других деталей. Рабочий не должен находиться в зоне подъема или опускания двигателя. Недопустимо выполнение работ на вывешенном двигателе. Необходимо следить за исправностью подъемного механизма и захватных устройств. Нельзя превышать допустимую грузоподъемность подъемного механизма. Снятый двигатель должен устанавливаться на подготовленное место.

    Снятие и установка коробки передач и сцепления. Операция производится только с помощью приспособлений. Следует убедиться в исправности применяемых лебедок с ручным приводом. Недопустимо обвязывание коробки передач проволокой, тросом. Для крепления коробки передач к крюку лебедки нужно пользоваться только специальными захватами. Необходимо применять приспособления для совмещения шлиц первичного вала коробки передач со шлицами ведущего диска сцепления. Операция должна производиться при достаточном освещении рабочего места.

    Снятие и установка колес с барабаном и ступицей. Эту работу недопустимо выполнять на автомобиле (прицепе), вывешенном только на одном подъемном механизме (домкрате, тале). Должны быть использованы козелки; предварительно необходимо убедиться в их исправности. Под неснятыми колесами устанавливают упоры. При выполнении работ следует пользоваться торцевыми ключами и гайковертами.

Для снятия полуосей недопустимо применять зубила и молоток вместо болтов-съемников. Для снятия и установки колес надо использовать тележки, а для снятия ступиц съемники.

9. Снятие и установка кабины и платформы. Категорически запрещается производить работу вручную. Необходимо наличие технологии снятия кабины и платформы автомобилей, специального поста и средств механизации. Запрещается обвязывание платформы, кабины тросами, цепями для подъема. Под крюк подъемного механизма следует устанавливать специальные захваты. При подъеме или установке платформы следует убедиться в том, что борта заперты.

    Снятие и установка заднего моста. При операции необходимо использовать гайковерты. Недопустимо наращивание ключей трубами. Для подвески конца карданного вала за раму следует использовать кронштейн. Под колесами переднего моста должны быть установлены упоры.

    Снятие и установка передней оси. Упоры должны быть установлены под задними колесами автомобиля. Недопустимо производить подъем автомобиля за буксирные крюки. Запрещается производить работу на вывешенном автомобиле без установки подставки под раму. При операции следует пользоваться специальными средствами механизации.

    Снятие и установка главной передачи заднего моста. При работе следует использовать приспособление для подвески конца карданного вала на раме. Недопустимо применение зубила и молотка для снятия полуосей вместо болтов-съемников. На осмотровой канаве и на напольных местах должны быть приспособления для снятия и установки главных передач. Пол осмотровой канавы не должен быть скользким. Следует обращать внимание на правильную установку прокладки между плоскостями сопряжения. Данную операцию не разрешается производить в одиночку.

    Снятие и установка подъемного механизма кузова автомобиля-самосвала. Недопустимо производить подъем кузова с грузом. Для замены подъемного механизма необходимо наличие специализированного поста. При данной операции обязательно применение исправных основных и дополнительных упоров под кузов. Нельзя снимать и устанавливать подъемный механизм вручную.

14. Снятие и установка, рулевого механизма. На данной операции должны применяться съемники сошки и рулевой колонки. Не разрешается выполнять работу вручную. Действия рабочих должны быть согласованными.

    Замена шкворней передней оси. Для выпрессовки и запрессовки шкворней следует применять специальное приспособление. Необходима выколотка из мягкого металла (меди, бронзы и т. д.). Работу следует производить в защитных очках. Автомобиль должен находиться в заторможенном состоянии.

    Замена трубы полуоси заднего моста. Для выпрессовки и запрессовки трубы полуоси необходимо использовать гидравлический съемник или другое приспособление. Под колесами автомобилей должны быть установлены упоры.

    Текущий ремонт кабин и платформ грузовых автомобилей, кузовов автобусов и легковых автомобилей. Перед работой следует убедиться в исправности запорного механизма, упораограничителя и страхового устройства опрокидывающейся кабины.

Для закрепления стекол и вставки резиновых прокладок и кантов при ремонте кузовов необходимо применять специальный инструмент. Работы с досками платформы следует выполнять в рукавицах. При текущем ремонте расстояния между автомобилями должны соответствовать существующим нормам. Применение на данной операции ручной шлифовальной машинки без защитного кожуха недопустимо.

18 . Погрузка, перемещение и разгрузка агрегатов, узлов, колес и деталей автомобилей. Для перевозки аккумуляторных батарей, рессор, коробок передач, главных передач задних мостов, ступиц колес, двигателей, колес и других габаритных и тяжелых деталей и узлов автомобиля необходимо пользоваться тележками. Не допускается транспортирование агрегатов с помощью консольных и козловых кранов-подъемников. Не разрешается зачаливание груза тросами, цепями, проволокой, веревками вместо специальных захватов, исключающих падение груза.

19 . Текущий ремонт агрегатов, снятых с автомобилей. Не следует допускать скопление агрегатов и узлов у мест их ремонта. Необходимо хранить на стеллажах и с помощью подставок длинные детали (карданные валы, рулевые тяги и т. д.). Недопустимо их хранить навалом, прислоненными к стене, верстаку, стенду. Ремонт агрегатов не должен производиться на весу и в неприспособленных местах.

20. Шиномонтажные работы. Их производят в установленном месте с применением предохранительных ограждений. Не следует исправлять положение шины на диске постукиванием, ударять по замочному кольцу молотком или кувалдой при накачке. Слесарь должен следить за тем, чтобы были исправными и чистыми диск колеса и замочное кольцо. Нельзя производить подкачку шины без демонтажа при снижении давления в ней более чем на 40%. Необходимо пользоваться дозатором давления или манометром, так как без них возможна перекачка шины, что может стать причиной несчастного случая. Недопустимо выбивать диск колеса вручную кувалдой. На данной операции необходимо использовать стенд демонтажа и гайковерт для колес. Под вывешенной частью автомобиля должен быть установлен козелок, а под неснятыми колесами - упоры. Запрещается перемещать колеса и шины вручную. Недопустимо применение отвертки, шила или ножа для удаления предметов, застрявших в шине.

Слесарь по ремонту автомобилей участвует и в других видах работ.

При участии совместно с кузнецами в кузнечно-рессорных работах необходимо иметь в виду, что применяемые на этой операции кузнечные клещи должны соответствовать размеру и профилю обрабатываемых заготовок и деталей. Нельзя производить ковку нагретого металла с окалиной, на мокрой или замасленной наковальне, с применением неисправного инструмента. Рихтовка рессор должна производиться на стенде, а не на наковальне. Работы производят только в защитных очках и рукавицах. Ремонт рам, вывешенных на подъемных механизмах или установленных на ребро, следует производить при наличии устойчивых подставок или козелков.

При участии совместно с жестянщиками в медницко-жестяницких работах следует помнить, что переноска, правка или резка листового металла производится только с применением рукавиц. Работа должна проводиться только с зачищенными от острых углов и заусениц заготовками, деталями или заплатами. Во избежание ожогов рук недопустимо придерживать руками вырезаемые газовой сваркой поврежденные места. Ремонт радиаторов и топливных баков необходимо вести на специальных стендах. Пайку следует производить без излишнего припоя на паяльнике.

Слесарь по ремонту автомобилей, участвующий в сварочных работах, должен знать, что выполнение огневых работ на автомобилях при незакрытых топливных баках недопустимо. Нельзя производить газовую сварку при резке вблизи ацетиленовых, кислородных и газовых баллонов (менее 5 м). Недопустим мо применение открытого огня для отогревания замерзших генераторов и трубопроводов. Следует помнить, что при соединении ацетиленовых шлангов медной трубкой возможно образование взрывоопасной ацетиленовой смеси. Сварка производится только очищенных, промытых и пропаренных топливных баков и других резервуаров. При электросварке электросварочная установка, тиски электросварщика, рамы автомобиля и кузова должны быть заземлены.

При аккумуляторных работах совместно с аккумуляторщиками недопустимо переливать кислоту вручную без приспособлений, а также вливание воды в кислоту при приготовлении электролита. Переносить бутыли с кислотой или электролитом можно только с помощью специальных носилок или тележек.

Аккумуляторные батареи небольшой массы можно переносить вручную, используя специальные приспособления. Ремонт и зарядка аккумуляторных батарей сопровождается выделением водорода, который в смеси с воздухом образует взрывоопасный гремучий газ, и паров серной кислоты.

Нельзя допускать искрения контактов при зарядке, применения «закруток», производить проверку аккумуляторных батарей коротким замыканием. Работа производится в спецодежде и защитных очках.

При вулканизационных работах совместно с вулканизаторщиками перед началом их следует убедиться в исправности вулканизационного аппарата и парогенераторов. Запрещается уходить с рабочего места во время работы аппарата во избежание взрыва.

При использовании спредера все его крюки должны быть установлены на борта осматриваемой шины.

Подавать сжатый воздух в варочный мешок паровой мульбы следует только после закрепления шины и бортовых накладок струбцинами. Нельзя допускать ослабления струбцин до выпуска воздуха из варочного мешка.

При заточных работах совместно со станочниками недопустимо перемещение предохранительного козырька и перестановка подручника при вращающемся круге. Зазор между краем подручника и рабочей поверхностью круга должен быть не менее 3 мм. Подручник со стороны круга не должен иметь выбоин, сколов и других дефектов.

Работа на станке разрешается только при наличии защитного кожуха. Перед установкой круга на станок необходимо убедиться, что он испытан на прочность. Недопустимо использование кругов с трещинами и другими повреждениями. Нельзя работать боковыми поверхностями кругов, не предназначенных для данного вида работ. Работать на заточном станке следует при наличии защитного экрана, а при его отсутствии - с использованием защитных очков. На станке должно быть устройство «ключ - марка», а также ограждение вращающихся частей.

При токарных, сверлильных и фрезерных работах совместно со станочниками слесарь по ремонту автомобилей должен знать, что недопустимо работать на поврежденных станках, а также при отсутствии ограждений вращающихся частей. Следует следить за наличием ограждений токоведущих частей электродвигателей и пусковых устройств, доступных для прикосновений к ним. Деталь можно измерять только после полной остановки шпинделя. Недопустимо удаление стружки руками, ветошью и сдувание ее сжатым воздухом, а также работа в расстегнутой спецодежде.

При постановке автомобиля на пост технического обслуживания или ремонта, не связанного с регулировкой тормозов, автомобиль следует затормозить ручным тормозом и включить низшую передачу.

В тех случаях, когда выполняются ремонтные операции, связанные со снятием колес, необходимо поставить под автомобиль козелки, а под неснятые колеса — упоры (башмаки). Производство каких-либо работ на автомобиле со снятыми колесами, вывешенном только на одних подъемных механизмах (домкратах, талях и т.д.), запрещается.

При снятии и постановке рессор необходимо предварительно разгрузить автомобиль от веса кузова путем поднятия кузова подъемным механизмом с последующей постановкой козелков. Конструкция козелков должна гарантировать автомобиль от падения.

Техническое обслуживание и ремонт автомобиля-самосвала при поднятом кузове производится после укрепления кузова прочными металлическими упорами (штангами), исключающими возможность его самопроизвольного или случайного опускания. Использование вместо упора различных подкладок (ключей, ломов, деревянных брусьев и т.д.) воспрещается. Работать под поднятым кузовом без установки упора запрещается.

Перед производством технического обслуживания и ремонта днища кузова легкового автомобиля необходимо надежно укрепить автомобиль на поворотном стенде, слить топливо из топливных баков и воду из системы охлаждения, плотно закрыть маслозаливную горловину двигателя и снять аккумуляторную батарею.

При техническом обслуживании и ремонте автоцистерн для перевозки легковоспламеняющихся и взрывоопасных грузов сварочные работы разрешается производить только после заполнения емкости водой или отработанными газами и устройства надежного заземления.

Снимать, транспортировать и устанавливать двигатель, коробку передач, задний мост, передний мост, кузов и раму следует при помощи подъемно-транспортных механизмов, оборудованных приспособлениями (захватами), гарантирующими полную безопасность работ.

Запрещается снимать, устанавливать и транспортировать агрегаты при зачалке их тросом и канатами. Тележки для транспортирования должны иметь стойки и упоры, предохраняющие агрегаты от перемещения по платформе и падения.

Перед снятием двигателя, коробки передач, заднего моста, радиатора и других агрегатов или деталей, связанных с системами охлаждения и смазки автомобили, необходимо слить масло и воду в специальные емкости.

Инструменты и приспособления для технического обслуживания и ремонта автомобилей должны быть исправными и соответствовать своему назначению. Пользоваться неисправными инструментами и приспособлениями запрещается.

Проверку технического состояния автомобиля и его агрегатов при выпуске автомобиля на линию и возвращении с линии необходимо производить при неработающем двигателе и заторможенных колесах. Исключение из этого правила составляют случаи опробования тормозов, проверки работы двигателя и приемки автомобиля на ходу (лицо, принимающее автомобиль, должно находиться в кабине водителя).

Для осмотра автомобиля применяют переносную электролампу напряжением не выше 36 В с предохранительной сеткой, а при работе в осмотровой канаве — 12 В.

При запуске двигателя автомобиля необходимо пользоваться стартером. Пользоваться пусковой рукояткой разрешается только после ремонта двигателя и зимой.

Перед пуском двигателя автомобиль нужно затормозить, рычаг коробки передач должен находиться в нейтральном положении.

Пуск двигателя пусковой рукояткой должны производить только хорошо проинструктированные лица. При этом необходимо соблюдать следующие правила:

  1. пусковую рукоятку поворачивать снизу вверх;
  2. не брать рукоятку в обхват.

Не разрешается применять рычаги и усилители, действующие па пусковую рукоятку или храповик коленчатого вала.
При испытании и опробовании тормозов на стенде автомобиль необходимо закрепить цепью или тросом, исключающим самопроизвольное скатывание автомобиля с валиков стенда.

При испытании и опробовании тормозов па ходу обязательно соблюдение следующих условий:

  1. площадка должна быть ровной, с твердым покрытием, без ухабов и уклонов;
  2. размеры площадки должны исключать (в случае неисправности тормозов) возможность наезда автомобиля на людей, строения и т. д.;
  3. площадка должна иметь разметку (линии или другие знаки), указывающую начало пути торможения.

При регулировке тормозов после их проверки нужно полностью остановить автомобиль и выключить двигатель. Запрещается включать двигатель и трогать автомобиль с места до получения сигнала от лица, производящего регулировку.

В процессе мойки автомобилей необходимо соблюдать следующие требования:

  • при открытой шланговой мойке (ручной) пост мойки должен располагаться в зоне, из которой струи воды не могут достичь открытых токонесущих проводников и оборудования, находящегося под напряжением;
  • при открытой и закрытой механизированной мойке источники освещения, проводка и силовые двигатели герметически изолируются;
  • при ручной мойке мойщики обеспечиваются водонепроницаемым костюмом и сапогами, а при механизированной мойке рабочее место мойщика располагается в водонепроницаемой кабине;
  • управление силовыми агрегатами (двигателями насосов, механизированных въездных и выездных ворот и т.п.) должно быть низковольтное (12 в). Повторное использование воды при мойке автомобилей, работающих на неэтилированном бензине, разрешается только при наличии бензо- и маслоуловителей. Сброс воды в канализацию осуществляется после улавливания топлива и масла.

Трапы и дорожки, по которым перемешается мойщик при ручной мойке, должны иметь шероховатую (рифленую) поверхность.

Детали двигателей, работающих на этилированном бензине, разрешается мыть только после нейтрализации отложений тетраэтиловинила в керосине и других нейтрализующих жидкостях. Концентрация щелочных растворов должна быть не более 2-5%; при использовании в качестве моющих растворов трихлорэтилена, бензина, керосина моечные посты должны иметь надежную вентиляцию.

Для транспортирования аккумуляторных батарей на тележках платформы должны быть гнезда по размеру перевозимых батарей.

При переноске вручную малогабаритных аккумуляторных батарей необходимо соблюдать меры предосторожности, исключающие возможность обливания электролитом.

При выполнении работ с аккумуляторными батареями (снятие, транспортирование, обслуживание, ремонт) следует остерегаться попадания электролита па тело и одежду. Попавший на кожу электролит необходимо быстро вытереть насухо и место ожога нейтрализовать: если электролит кислотный — 10-% раствором соды в воде, а если щелочной — 5-% раствором борной кислоты и смыть сильной струей воды.

При приготовлении кислотного электролита необходимо серную кислоту смешать с дистиллированной водой в специально приготовленных сосудах (стеклянных, керамических, пластмассовых и т.п.); кислоту нужно выливать из посуды в воду при помощи качалок, сифонов или других приспособлений; переливать кислоту вручную не разрешается; не разрешается также вливать воду в кислоту.

При приготовлении щелочного электролита необходимо флакон со щелочью открывать осторожно, без применения больших усилий; чтобы облегчить открывание флакона, пробка которого залита парафином, следует прогреть горло флакона тряпкой, смоченной в горячей воде.

Рабочие, приготовляющие электролит, должны быть одеты в защитную спецодежду. Их надо дополнительно проинструктировать о правилах приготовления электролита и о порядке оказания первой помощи при ожогах кислотой, щелочью или электролитом.

Бутылки с серной кислотой или электролитом необходимо переносить вдвоем на носилках или перевозить в одиночку на тележках. Пробки на бутылках должны быть плотно закрыты.

В аккумуляторном помещении хранить бутылки с серной кислотой и флаконы с едким калием воспрещается.

Аккумуляторные батареи, устанавливаемые для заряда, соединяются плотно прилегающими (пружинными) освинцованными зажимами (для кислот пых аккумуляторов) или плоскими наконечниками (для щелочных аккумуляторов), исключающими возможность искрения. Соединять аккумуляторные батареи проволокой запрещается.

Заряд кислотных и щелочных аккумуляторов необходимо производить в оборудованных помещениях.

Контроль за ходом заряда осуществляется при помощи контрольных приборов (вольтметра, термометра, нагрузочной вилки и т.д.). При проверке напряжения батарей нагрузочной вилкой касаться сильно нагретого сопротивления запрещается.
При уходе за аккумуляторными батареями и обслуживании их следует пользоваться только электрическими лампами.

В помещениях для заряда аккумуляторных батарей производить работы с открытым огнем, а также вносить в них открытый огонь (курить, зажигать спички, вносить раскаленный паяльник и т.д.) запрещается. Не разрешается в этих помещениях устанавливать генераторы, открытые электродвигатели и т.д. Все установки, находящиеся в помещениях для заряда аккумуляторных батарей, должны быть взрывобезопасными.

Пребывание людей в помещениях для заряда аккумуляторных батарей, кроме дежурного и обслуживающего персонала, запрещается.

В помещениях для заряда и хранения аккумуляторных батарей и хранения кислоты или щелочи обязательно наличие умывальников и бачка с раствором питьевой соды или борной кислоты.

Работая на стационарных вулканизационных аппаратах, необходимо постоянно наблюдать за уровнем воды в котле, давлением пара по манометру и действием предохранительного клапана. При снижении уровня воды ее можно подкачивать только небольшими порциями.

Предохранительный клапан должен быть отрегулирован на предельное рабочее давление во избежание взрыва котла. Работа без клапана или с неисправным клапаном на вулканизационном аппарате воспрещается.

Работать с неисправным, неопломбированным или непроверенным манометром запрещается. Манометр следует проверять не реже одного раза в год.

При неисправности насоса или невозможности подкачать воду следует немедленно прекратить работу, осторожно выгрести топливо из топки и выпустить пар. Гасить топливо водой запрещается.

Работать на неисправном аппарате, а также ремонтировать его, когда в котле имеется избыточное давление пара, не разрешается.

При использовании вулканизационного брикета после зачистки поврежденного места его плотно прижимают к ремонтируемой камере винтом струбцины и зажигают. Вынимать камеру из струбцины можно только после того, как обуглившийся брикет остынет.

Плиты и мульды для вулканизации камер и покрышек должны иметь исправные манометры с указателем максимально допустимого давления пара.

Температура нагревательных приборов контролируется по термометру. Разрешается также осуществлять контроль по таблице соотношения давления и температуры.

При ремонте покрышек лезвие ножа нужно передвигать от себя, а не на себя. Работать можно только с ножом, имеющим исправную рукоятку и остро заточенное лезвие.

Монтаж и демонтаж шин производится на чистом полу или помосте, а в пути — на разостланном брезенте или другой подстилке. Не допускается монтировать шины на земляном полу.

При монтаже шины необходимо предварительно проверить состояние обода: нельзя монтировать покрышку на обод, покрытый ржавчиной или имеющий вмятины, трещины и заусенцы.

При накачивании шины поправлять ее положение на диске постукиванием можно только после прекращения поступления воздуха.

Подкачивать шину без демонтажа разрешается, если давление воздуха снизилось не более чем на 40% нормального и если есть уверенность в том, что уменьшение давления не нарушило правильность монтажа. Подкачивание колеса, снятого с автомобиля, производится с применением ограждения или страхующего приспособления. Подкачивание шины колеса, находящегося на автомобиле, производится при поднятом колесе.

Ремонтировать покрышки на спредерах разрешается только в том случае, если спредеры имеют несъемный стол. Для выполнения ремонтных операций на съемном столе его необходимо перенести па рабочее место.

При работе с пневматическим стационарным подъемником для подъема покрышек большого размера обязательна фиксации поднятой покрышки стопорным устройством.

88. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей должны выполняться в соответствии с Правилами технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта в предназначенных для этого местах (постах), оборудованных устройствами, необходимыми для выполнения установленных работ (смотровой канавой, подъемником, эстакадой, поворотным стендом и т.д.), а также подъемно-транспортными механизмами, приборами, приспособлениями и инвентарем согласно табелю оборудования постов.

89. Рабочие должны быть обеспечены комплектом исправных инструментов и приспособлений, соответствующих характеру выполняемой работы по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей. Пользоваться неисправными инструментами и приспособлениями запрещается. Бракуют инструменты и приспособления регулярно, не реже одного раза в месяц. Неисправные инструменты и приспособления должны быть немедленно изъяты из употребления.

90. Автомобили, направляемые на посты технического обслуживания или ремонта, должны быть вымыты, очищены от грязи и снега. При постановке автомобиля на пост технического обслуживания или ремонта обязательно вывешивать на рулевое колесо табличку с надписью: «Двигатель не запускать - работают люди!»

91. При обслуживании автомобиля на подъемнике (гидравлическом, электромеханическом) - на механизме управления подъемником вывешивают табличку с надписью: «Не трогать - под автомобилем работают люди». В рабочем (поднятом) положении плунжер подъемника должен надежно фиксироваться упором (штангой), гарантирующим невозможность самопроизвольного опускания подъемника.

92. В помещениях технического обслуживания с поточным движением автомобилей обязательно устройство сигнализации (световой, звуковой и т.д.), своевременно предупреждающей работающих на линии обслуживания (в смотровых канавах, на эстакадах и т.д.) о моменте начала движения автомобиля с поста на пост. При постановке автомобиля на пост технического обслуживания или ремонта без принудительного перемещения автомобиль следует затормозить ручным, тормозом и включить низшую передачу, выключить зажигание (подачу топлива), под колеса подложить упоры (башмаки), не менее двух.

93. При работах, связанных с провертыванием коленчатого и карданного валов, необходимо дополнительно проверить выключение зажигания, подачу топлива (для дизельных автомобилей), поставить рычаг переключения передач в нейтральное положение, освободить рычаг ручного тормоза. После выполнения необходимых работ следует затянуть ручной тормоз и вновь включить низшую передачу.

94. При ремонте автомобилей вне смотровой канавы, эстакады или подъемника лица, производящие ремонт, должны быть обеспечены лежаками. Работать без лежаков (подстилок) на полу (земле) запрещается.

95. При выполнении работ, связанных со снятием колес, требуется поставить под подвешенный автомобиль (прицеп) козелки, а под неснятые колеса - упоры (башмаки). Выполнять какие-либо работы на автомобиле (прицепе), подвешенном только на одних подъемных механизмах (домкратах, талях и т.д.), запрещается. Запрещается подкладывать под подвешенный автомобиль (прицеп) диски колес, кирпичи и прочие предметы.

96. При снятии и постановке рессор на автомобилях (прицепах) всех конструкций и типов обязательна предварительная их разгрузка от веса кузова путем поднятия кузова подъемным механизмом с последующей постановкой на козелки. Конструкция козелков должна гарантировать автомобиль (прицеп) от падения.

97. Техническое обслуживание и ремонт автомобиля при работающем двигателе запрещается, за исключением регулировки систем питания и электрооборудования двигателя и опробования тормозов.

98. Техническое обслуживание и ремонт автомобиля-самосвала при поднятом кузове можно выполнять только после укрепления кузова прочными металлическими упорами (штангами), исключающими возможность его самопроизвольного или случайного опускания. Использование вместо упора различных случайных подставок или подкладок запрещается. При замене подъемного механизма обязательна установка второго металлического упора. Ставить груженый кузов на упор, а также работать с поврежденным или неправильно установленным упором запрещается. Снимать агрегаты подъемника и разъединять трубопроводы, если под кузов не поставлен дополнительный упор, запрещается.

99. При ремонте и обслуживании автобусов и грузовых автомобилей с высокими кузовами нужно обеспечить рабочих лестницами-стремянками со ступенями шириной не менее 15 см. Применять приставные лестницы не разрешается.

100. Перед обслуживанием и ремонтом днища кузова легкового автомобиля на поворотном стенде необходимо надежно укрепить автомобиль, слить топливо из топливных баков и воду из системы охлаждения, плотно закрыть маслозаливную горловину двигателя и снять аккумуляторную батарею.

101. При ремонте автомобиля-цистерны для перевозки легковоспламеняющихся и взрывоопасных грузов необходимо надежно его заземлить. При очистке или ремонте внутри цистерны или резервуаров из-под этилированного бензина, легковоспламеняющихся и ядовитых жидкостей рабочие должны быть обеспечены спецодеждой, шланговыми противогазами, спасательными поясами с веревками; вне резервуара должен находиться специально проинструктированный помощник. К поясу работающих внутри резервуара прикрепляется прочная веревка, свободный конец которой должен быть выведен через люк (лаз) наружу и надежно закреплен. Помощник, находящийся сверху, должен наблюдать за работой, держаться за веревку, страхуя работающего в резервуаре.

102. Ремонтировать заправочные колонки, резервуары, насосы, коммуникации и тару из-под этилированного бензина можно только после полного удаления остатков бензина и обезвреживания с соблюдением мер личной безопасности, предосторожности, исключающих возможность взрыва. При ремонте топливозаправочных колонок, насосов и другой заправочной аппаратуры без их демонтажа работу нужно организовать так, чтобы максимально защитить работающих от вдыхания паров бензина (необходимо работать на открытом воздухе с наветренной стороны или в хорошо вентилируемом помещении). Во время работы необходимо периодически мыть руки керосином, а после работы - теплой водой с мылом.

103. Если снятие агрегатов и деталей связано с большим физическим напряжением, а также создает неудобства в работе (например, тормозные и клапанные пружины, барабаны, рессорные пальцы и т.д.) следует применять приспособления (съемники), обеспечивающие безопасность при выполнении этой работы.

104. При разборке автомобиля снимать, транспортировать и устанавливать двигатель, коробку передач, задний мост, передний мост, кузов и раму следует при помощи подъемно-транспортных механизмов, оборудованных приспособлениями (захватами), гарантирующими полную безопасность работ. Запрещается поднимать (подвешивать) автомобиль за буксирные крюки.

105. Поднимать (даже кратковременно) грузы весом, большим, чем это указано для данного подъемного механизма, запрещается. Запрещается снимать, устанавливать и транспортировать агрегаты при зачаливании их тросом и канатами без специальных захватов. Тележки для транспортирования должны иметь стойки и упоры, предохраняющие агрегаты от падения и самопроизвольного перемещения на платформе.

106. До снятия двигателя, коробки передач, заднего моста, радиатора и других агрегатов или деталей, связанных с системами охлаждения и смазки автомобиля, необходимо предварительно слить масло и воду в специальные резервуары, не допуская расплескивания и проливания жидкостей.

107. Стенды для монтажно-демонтажных работ при ремонте агрегатов должны соответствовать своему назначению и быть удобными. Устройства для закрепления агрегатов должны исключить возможность смещения или падения последних.

108. При обслуживании и ремонте автомобилей, работающих в отрыве от автотранспортного предприятия, следует руководствоваться правилами техники безопасности, указанными в этом разделе, применяя возможные средства механизации.

Мойка автомобилей, агрегатов и деталей

109. При мойке автомобилей обязательно соблюдение следующих требований:

при открытой шланговой (ручной) мойке пост мойки должен располагаться в зоне, из которой струи воды не могут достигнуть открытых токонесущих проводников и оборудования, находящегося под напряжением;

при открытой (ручной) и закрытой (механизированной) мойке источники освещения, проводку и силовые двигатели герметически изолируют:

при механизированной мойке рабочее место мойщика должно располагаться в водонепроницаемой кабине;

электрическое управление агрегатами (двигателями насосов и т.п.), как правило, должно быть низковольтным (12 В).

Допускается питание магнитных пускателей и кнопок управления моечных установок при напряжении до 220 В при условии:

устройства механической и электрической блокировки при открывании дверей шкафов магнитных пускателей;

гидроизоляции пусковых устройств и проводки; заземления кожухов, кабины и аппаратуры.

110. Аппарели, трапы и дорожки, по которым перемещается мойщик при ручной мойке, должны иметь шероховатую (рифленую) поверхность.

111. При мойке автомобильных агрегатов и деталей требуется соблюдение следующих условий:

детали двигателей, работающих на этилированном бензине, разрешается мыть только после нейтрализации отложений тетраэтилсвинца в керосине и других нейтрализующих жидкостях;

концентрация щелочных растворов должна быть не более 2-5%; моечные посты должны иметь надежную вентиляцию; после мойки щелочным раствором обязательна промывка горячей водой.

Работы с применением открытого огня в зоне таких постов запрещаются.

112. Агрегаты и детали весом свыше 20 кг необходимо доставлять на пост мойки механизированным способом.

Проверка технического состояния автомобиля и его агрегатов

113. Проверяют состояние автомобиля и его агрегатов при выпуске автомобиля на линию и возвращении с линии при неработающем двигателе и заторможенных колесах. Исключение из этого правила составляют случаи опробования тормозов, проверка работы двигателя и прием автомобиля на ходу (лицо, принимающее автомобиль, должно находиться в кабине водителя). Работник, осматривающий и принимающий автомобиль (контролер, механик, дежурный и т.д.), должен иметь переносную электрическую лампу с предохранительной сеткой напряжением 36 В (при работе в смотровой канаве - 12 В) или переносный электрический фонарь. Проверяют техническое состояние автомобиля в соответствии с настоящими Правилами и Правилами технической эксплуатации автомобильного транспорта путем опробования отдельных механизмов (стартера, стеклоочистителя, указателей поворотов, тормозов и т.д.). При этом необходимо проверить номенклатуру и качество инструментов и приспособлений, выдаваемых водителю.

Пуск двигателя

114. До пуска двигателя автомобиль нужно затормозить, рычаг коробки передач поставить в нейтральное положение. Пуск двигателя автомобиля производится при помощи стартера. Пользоваться пусковой рукояткой разрешается только в исключительных случаях. При этом необходимо соблюдать следующие правила:

не включая зажигания, провернуть коленчатый вал, убедиться, что рычаг переключения передач находится в нейтральном положении, затем включить зажигание;

пусковую рукоятку поворачивать снизу вверх;

не брать рукоятку в обхват;

при пуске двигателей с ручной регулировкой опережения зажигания устанавливать позднее зажигание;

не применять никаких рычагов и усилителей, действующих на пусковую рукоятку или храповик коленчатого вала.

Буксировка автомобилей и автомобилей-тягачей с целью пуска двигателя (после ремонта, ночной стоянки и т.д.) запрещается.

Испытание и опробование тормозов

115. Испытывают и опробуют тормоза автомобиля на специальных стендах и на территории предприятия на ходу с применением деселерометров. В случае испытания и опробования тормозов на стенде автомобиль необходимо закрепить цепью или тросом, исключающим самопроизвольное скатывание автомобиля с валиков стенда.

116. При испытании и опробовании тормозов на ходу обязательно соблюдение следующих требований:

площадка должна быть ровной, с твердым покрытием, без выбоин и уклонов;

размеры площадки должны исключать возможность наезда автомобиля на людей, строения и т.д.

При регулировке тормозов после их проверки нужно полностью остановить автомобиль и выключить двигатель. Пускать двигатель и трогать автомобиль с места следует после того, как водитель увидит, что лица, производящие регулировку, находятся в безопасной зоне.

Движение автомобилей, тягачей, мотоциклов, мотороллеров по территории предприятия

117. Водить автомобиль, мотоцикл и т.п. на территории автотранспортного предприятия разрешается только тем лицам (независимо от их специальности и занимаемой должности), которые имеют удостоверения на право управления соответствующим видом транспортного средства, выданные Госавтоинспекцией. Это правило распространяется на все случаи вождения автомобиля, мотоцикла, мотороллера, в том числе и на опробование их после ремонта и регулировки.

118. Движение на территории автотранспортного предприятия и в производственных помещениях регулируется установленными дорожными знаками. Вводить нестандартные дорожные знаки запрещается. Скорость движения транспортных средств на подъездных путях территории не должна превышать 10 км/ч, а в производственных помещениях - 5 км/ч. Для движения автомобилей по территории предприятия, организации и строительства должен быть составлен схематический план движения транспортных средств и персонала с указанием разрешенных и запрещенных направлений, поворотов, остановок, выездов, съездов и т.д. Этот план доводится до сведения всех работающих и вывешивается в нескольких местах на территории и в производственных помещениях.

119. Пребывание людей во время движения автомобиля, даже на малой скорости, на подножках, крыльях, крышах кабин запрещается.

120. При перегоне автомобилей по территории предприятия, а также при опробовании их после ремонта запрещается находиться в кузове и кабине людям, не имеющим непосредственного отношения к выполняемой в этот момент работе.

Сегодня без автомобиля не обходится практически ни один человек. Это удобное средство передвижения помогает быстро добираться до пункта назначения и значительно экономить на дороге. Однако если речь идет о старом авто, которое попало в аварию, то ремонт ТС в специализированном салоне обходится недешево.

Многие автовладельцы решают самостоятельно исправлять неполадки в любимом «железном коне». Однако, даже зная мельчайшие детали устройства ТС, далеко не всем знакомы меры предосторожности в работах подобного типа. Чтобы не пострадать во время «реанимации» машины, важно предварительно изучить технику безопасности при обслуживании и ремонте автомобиля. От этого зависит не только качество производимых работ, но и здоровье самого владельца.

Начало работы

Согласно основным требованиям для слесаря по технике безопасности при ремонте автомобилей, сначала он должен подготовить специализированную защитную одежду, предварительно убедившись в том, что она не повреждена. После этого, проводится проверка рабочего места. Проходы не должны быть забитыми ненужными предметами. Также стоит уделить внимание освещению, оно не должно быть слишком слабым или, наоборот, слепить глаза во время работы. Напряжение переносной электрической лампы примерно составляет 12 В.

Согласно технике безопасности на предприятии по ремонту автомобилей, необходимо подготовить и саму машину. Она должна быть чистой. Если на авто есть грязь, пыль или снег, то все это нужно обязательно очистить.

Если работы проводятся на специализированном посту технического обслуживания, то важно, чтобы все манипуляции производились под наблюдением человека, который несет ответственность за работу сотрудников и их безопасность. Также важно учесть, что во время работы с авто, на нем должна быть соответствующая табличка, которая проинформирует других сотрудников автосервиса о том, что в данном ТС нельзя включать двигатель. Это правило актуально, если с машиной уже работает один из мастеров.

Если предполагаются работы, которые включают в себя проворачивание коленчатого или карданного вала, то перед любыми тестами нужно несколько раз удостовериться в том, что зажигание транспортного средства выключено и не может произойти несчастного случая.

Одним из самых важных правил подготовки авто к ремонту является то, что бензобак ТС должен быть опустошен. Это необходимо в том случае, если речь идет о капитальном или среднем ремонте машины.

Рабочее место

Если обратиться к официальным требованиям по технике безопасности при проведении ремонта автомобиля, то в документе можно найти информацию и о том, в каких условиях должны проводиться работы. Человек может забираться под машину только в том случае, если она установлена над специальной ямой или канавой, на дне которой и размещается мастер. Под спину лучше подкладывать лежак.

Если предполагается использование верстака, то важно очистить его поверхность. Она должна быть достаточно гладкой, лучше обить верстак при помощи листовой стали. Также на нем в обязательном порядке присутствуют сетки предохранительного типа или специальные щиты, высота которых составляет не меньше одного метра.

В правилах техники безопасности при ремонте автомобиля говорится о том, что все инструменты, которые мастер планирует использовать, нужно обязательно проверить перед выполнением любых манипуляций. Если то или иное устройство неисправно, то его нужно убрать подальше от рабочей зоны, чтобы случайно не воспользоваться испорченным предметом.

представляющие наибольшую опасность

Если говорить кратко о технике безопасности при ремонте автомобиля и рассмотреть основные пункты, то, прежде всего, стоит обратить внимание на то, что некоторые части автотранспортного средства могут нести большую опасность для жизни человека, если он не соблюдает особых правил работы.

Человек может получить травмы при поднятии тяжелых частей машины. Даже если используется домкрат, всегда остается риск, что он не выдержит веса авто и ТС рухнет на мастера. Именно поэтому стоит использовать сразу несколько устройств для поднятия, можно загнать «ласточку» на эстакаду, установить ее над специальной ямой.

Если речь идет о старом автомобиле, то, скорее всего, часть его деталей изготовлена из стали. Этот материал значительно тяжелее тех современных сплавов, которые используются сегодня. Поэтому, снимая те или детали авто, стоит проявить предельную осторожность. В противном случае можно серьезно пострадать.

Также в каждой машине присутствуют подвижные детали, которые вполне спокойно могут нанести вред. Например, вентиляторы, располагающиеся под капотом, относятся именно к таким элементам. Если лопасти этого устройства начнут двигаться, то они превратятся в острые ножи. Также стоит быть осторожнее при работе с цепью ГРМ. Если случайно зацепиться за нее краем рубашки, то можно даже лишиться руки.

Не стоит забывать во время работы о технике безопасности при ремонте электрооборудования автомобиля. Например, стоит осторожнее работать с энергоаккумулирующими деталями и электропроводкой. Нельзя халатно относиться к пружинам и емкостям, которые находятся под большим давлением.

Автомобиль отличается довольно сложной конструкцией, поэтому при работе важно остерегаться острых элементов. Если случайно пораниться о них, то можно очень легко занести в свой организм инфекцию. Нередки ситуации, когда от такого соприкосновения с загрязненными и масляными деталями людям приходилось лечиться от столбняка. Нужно понимать, что на металлических деталях присутствует ржавчина, различные реагенты, грязь и многое другое.

Техника безопасности при ремонте двигателя автомобиля и других элементов, в которых может содержаться жидкость, также должна быть детально изучена любым автовладельцем, который решил починить авто своими силами. Например, отработанное масло является одним из опаснейших канцерогенов, поэтому не стоит допускать его соприкосновения с кожными покровами.

В тормозной жидкости содержится антифриз, который изготавливается на основе этиленгликоля. Данный компонент является очень опасным ядом. Если человек контактирует с ним, то это может спровоцировать почечную недостаточность.

Осторожность нужно проявлять даже при замене так называемой незамерзайки. Многие производители дешевой продукции используют в качестве основы для таких жидкостей метиловый спирт (метанол). Вдыхание его паров крайне опасно для человека.

Перчатки

Согласно технике безопасности, при обслуживании и ремонте автомобиля лучше работать в перчатках с длинным рукавом.

Изделия этого типа помогут защитить кожные покровы от токсичных жидкостей. Лучше всего использовать одноразовые перчатки, изготовленные из латекса. Однако стоит учитывать, что такие изделие неприемлемы для работ, которые включают в себя замену жидкостей. Для этих целей больше подходят перчатки, изготовленные из нейлона или тонкой кожи. Такое правило объясняется тем, что изделия этого типа пропускают меньше влаги, поэтому они лучше защищают руки мастера.

Даже если на улице стоит сильная жара, рекомендуется надевать специальный защитный комбинезон. Он поможет сохранить кожу всего тела от случайных брызг токсичных веществ и в некоторой степени защитить от ожогов, если мастер по неосторожности прикоснется к горячей детали автотранспортного средства.

Стоит обратить внимание на то, что от свободной одежды на время ремонтных работ лучше всего отказаться. Ее края могут легко зацепиться за выступающие детали авто и привести к серьезным травмам.

Помимо всего прочего, в требованиях техники безопасности при проведении ремонта автомобиля содержатся пункты, которые касаются защиты глаз. При этом нет совершенно никакой разницы, ведется работа с новым или старым ТС. В процессе демонтажа деталей машины от них могут отлетать брызги жидкостей или частицы загрязнений, или ржавчины. Если они попадают в глаза, то это может привести к сильнейшему травмированию.

Ни в коем случае нельзя забывать о защитных очках, если для работы применяется инструмент, работающий от электричества. Особую осторожность нужно проявлять с приборами, предназначенными для шлифовки металла. В этом случае мелкая острая стружка разлетается во все стороны и с легкостью может попасть в глаза.

Джек-стенды

Ежедневно в мире регистрируется сотни случаев, когда домкрат не выдерживает вес автомобиля, и лежащий под ним человек получает серьезные травмы, или вовсе погибает. Чтобы исключить эту опасность, стоит всегда использовать дополнительные фиксаторы.

Однако перед соблюдением этого пункта техники безопасности при ремонте кузова автомобиля стоит убедиться, что выбранные джек-стенды способны выдержать массу авто. Лучше использовать сразу несколько фиксирующих приспособлений. Например, домкраты и вспомогательное оборудование.

Упоры для колес

Для соблюдения всех правил техники безопасности при ремонте автомобиля важно убедиться, что машина полностью обездвижена и не сможет скатиться в самый неожиданный момент. Для этого недостаточно поставить авто «на ручник». В этой ситуации машина все равно может легко сместиться. Особенно это касается транспортных средств с задним приводом. В этом случае ее удерживают исключительно два колеса. Если приподнять ее при помощи домкрата, то она с легкостью начнет скатываться.

Чтобы избежать вероятности несчастного случая, стоит использовать специальные упоры. Если их не оказалось под рукой, то подойдут и обычные деревянные бруски, которые нужно установить таким образом, чтоб авто оказалось в неподвижном состоянии.

Аккумулятор

При проведении работ под капотом обязательно следовать требованиям техники безопасности на участке ремонта автомобилей. Это означает, что перед началом работ необходимо отключить минусовой кабель от аккумулятора.

Нужно понимать, что машина является источником повышенного напряжения, поэтому такого рода работы должны проводиться с особой осторожностью. В противном случае есть риск короткого замыкания и того, что человек получит сильнейший электрический разряд.

Ключи

Чтобы защитить свои руки от возможных повреждений, стоит изучить технику безопасности при ремонте автомобиля и использовать специализированные инструменты. Например, для работы лучше приобрести длинные ключи и рычаги, при помощи которых намного проще и безопаснее производить любые манипуляции с машиной.

Как правило, при использовании таких инструментов работает принцип крутящего момента. Таким образом, автовладельцу не приходится прикладывать много сил для того, чтобы отсоединить необходимый винт, гайку или любой другой крепежный элемент.

Респиратор и проветривание помещения

В требованиях по технике безопасности при ремонте автомобиля много говорится о токсичных компонентах, которые могут навредить здоровью человека. Поэтому ни в коем случае нельзя распылять опасные жидкости непосредственно внутри закрытого помещения. Пары химикатов обычно начинают подниматься вверх. Если они попадут в дыхательные пути человека, то это может привести к сильнейшему отравлению.

Даже если необходимо просто произвести обработку ржавой гайки при помощи состава WD40, следует делать это в респираторе или на улице. После проведенных работ рекомендуется всегда проветривать гараж, особенно если он закрытого типа.

В обязательном порядке нужно соблюдать технику безопасности при ремонте автомобиля во время его покраски или обработки другими веществами. Респиратор поможет защитить слизистую оболочку гортани и сами дыхательные пути от ожогов и других неприятных явлений, которые происходят в случае вдыхания токсичных паров растворителя и других жидкостей. То же самое касается работ по металлу. Если проводятся шлифовальные работы, лицо обязательно должно быть защищено.

Аварийное оборудование

Каждый гараж оборудуют защитными средствами, которые помогут в случае нештатной ситуации. Поэтому в рабочем помещении обязательно должен быть огнетушитель, песок и прочее. Ежегодно фиксируется тысячи случаев, когда сервисные центры по ремонту авто сгорали дотла. Поэтому даже если автолюбитель занимается исключительно своим авто, и это является все лишь его хобби, всегда нужно помнить о своей безопасности.

Также рекомендуется приобрести специализированный измеритель угарного газа. Во время ремонта авто мастеру приходится по нескольку раз заводить мотор, для того чтобы понять, удалось ли ему отремонтировать неисправную деталь. В такой ситуации очень легко получить отравление угарным газом, особенно если гараж не имеет вентиляции или хотя бы открытого окна.

Некоторые автовладельцы выводят на улицу трубки, по которым газ выходит наружу. Однако есть риск утечки, поэтому не стоит рисковать своей жизнью.

Кроме этого, в гараже обязательно должна быть аптечка. Если автолюбители или опытный мастер случайно поранился, нужно незамедлительно обработать место поражения, чтобы предотвратить возможный столбняк.

Требования по технике безопасности при ремонте автомобиля в случае аварии

Если автомобиль или его часть потеряли устойчивость, необходимо незамедлительно прекратить все работы и отойти как можно дальше от транспортного средства. Если речь идет о специализированной мастерской, то о случившемся обязательно докладывается старшему руководителю.

В случае возгорания важно как можно быстрее потушить пожар при помощи огнетушителя, асбестовых покрывал и других средств. Если ликвидировать огонь не получается, то требуется незамедлительно вызвать пожарную службу, покинуть помещение и доложить о случившемся старшему по смене.

Завершение работ

Изучая технику безопасности при ремонте подвески автомобиля и других его частей, не стоит забывать о заключительных мерах предосторожности. Когда автомобиль отремонтирован, необходимо очистить рабочее место, протереть все инструменты от налипшей грязи и остатков жидкостей, уложить их в специально отведенное место (например, переносной ящик).

Оставлять машину на ночь на домкрате ни в коем случае нельзя. Если оборудование не выдержит и авто съедет, может произойти Когда в гараже никого нет, подобное чревато очень серьезными последствиями.

Защитную одежду, которая использовалась в процессе ремонтных работ, рекомендуется очистить и убрать в шкаф. После этого, автовладелец должен тщательно умыться при помощи мыла и хорошенько очистить руки, на которых могли остаться частицы токсичных компонентов. Рассмотренные правила и требования безопасности важно соблюдать, тогда проблем не возникнет.