Г гроций о государстве и праве кратко. Гуго Гроций (политические взгляды). Учение Гроция о государстве и праве

Гуго Гроций (1583-1645) - выдающийся голландский юрист и политический мыслитель, один из основателей раннебуржуазного учения о государстве и праве, рационалистической доктрины естественного и международного права Нового времени.

Для того чтобы придать юриспруденции "научную форму", согласно Гроцию, необходимо тщательно отделить то, "что возникло путем установления, от того, что вытекает из самой природы", ибо в научную форму может быть приведено лишь то, что вытекает из природы вещи и всегда пребывает тождественным самому себе (т. е. естественное право), тогда как то, что возникло путем установления (в частности, установление государства путем договора, волеустановленные формы права - божественное право, государственные законы, право народов), изменчиво во времени, различно в разных местах и, подобно всем остальным единичным вещам, лишено какой-либо научной системы. Поэтому, отмечал Гроций, в юриспруденции следует различать "естественную, неизменную часть" и "то, что имеет своим источником волю".

В соответствии с таким пониманием предмета юриспруденции существенное значение Гроций придавал предложенному еще Аристотелем делению права на естественное и волеустановленное.

Естественное право при этом определяется им как "предписание здравого разума". Согласно этому предписанию то или иное действие - в зависимости от его соответствия или противоречия разумной природе человека - признается либо морально позорным, либо морально необходимым. Естественное право, таким образом, выступает в качестве основания и критерия для различения должного (дозволенного) и недолжного (недозволенного) по самой своей природе, а не в силу какого-либо волеустановленного (людьми или богом) предписания (дозволения или запрета).

Естественное право, согласно Гроцию, - это и есть "право в собственном смысле слова", и "оно состоит в том, чтобы предоставлять другим то, что им уже принадлежит, и выполнять возложенные на нас по отношению к ним обязанности".

Источником этого права в собственном смысле (т. е. естественного права, которое вместе с тем и есть справедливость) является, согласно Гроцию, вовсе не чья-либо выгода, интерес или воля, а сама разумная природа человека как социального существа, которому присуще стремление к общению (общительность), "но не всякая общительность, а именно стремление к спокойному и руководимому собственным разумом общению человека с себе подобными".

В соответствии с этой разумной социальной общительностью человеку присуща способность к знанию и деятельности согласно общим правилам. Такое соблюдение общих правил общежития и есть "источник так называемого права в собственном смысле: к нему относятся как воздержание от чужого имущества, так и возвращение полученной чужой вещи и возмещение извлеченной из нее выгоды, обязанность соблюдения обещаний, возмещение ущерба, причиненного по нашей вине, а также воздаяние людям заслуженного наказания".

Характеризуя естественное право как право в собственном, тесном смысле слова, Гроций отмечает, что право в более широком смысле (т. е. формы волеустановленного права) является правом в конечном счете постольку, поскольку не противоречит разумной человеческой природе и естественному праву. "Сказанное нами, - пишет Гроций, - в известной мере сохраняет силу даже в том случае, если допустить - чего, однако же, нельзя сделать, не совершая тягчайшего преступления, - что Бога нет или что он не печется о делах человеческих".

На основе своей концепции естественного права (и соответствующего ему волеустановленного права) Гроций стремился создать такую нормативно значимую, аксиоматическую систему юриспруденции, общие начала и положения которой можно было бы легко применить к конкретным реальным ситуациям внутри отдельных государств и к отношениям между государствами. юриспруденция философия право государство

Возражая против представлений о том, что справедливость - это лишь польза сильных, что право создается силой, что именно страх побудил людей изобрести право, чтобы избежать насилия и т. д., Гроций в своей договорной концепции стремился показать, что происхождение государства и внутригосударственного права (законов) является логически неизбежным следствием бытия естественного права. "Так как, - писал он, - соблюдение договоров предписывается естественным правом (ибо ведь было необходимо, чтобы между людьми существовал какой-нибудь порядок взаимных обязательств, иного же способа, более согласного с природой, невозможно изобрести), то из этого источника проистекли внутригосударственные права. Ибо те, которые вступили в какое-нибудь сообщество или подчинялись одному либо многим, тем самым или дали словесное обещание, или же должно предположить, что в силу природы самой сделки они молчаливо обязались последовать тому, что постановит большинство членов сообщества или же те, кому была вручена власть".

Из трактовки Гроцием проблем возникновения внутригосударственного права, перехода от "естественного состояния" к "гражданскому обществу" и государству следует, что в сфере политики к правовому принципу справедливости присоединяется политический принцип пользы (и целесообразности).

При этом в качестве исходной и определяющей причины возникновения и бытия политических явлений (государства и государственных законов) выступает естественное право (и справедливость), а польза и целесообразность - лишь как повод.

По существу, такова же и логика происхождения международного права, которое как форму волеустановленного права Гроции в работе "О праве войны и мира" (расходясь в этом вопросе с римскими юристами, многими античными и средневековыми авторами) отличает от права естественного.

Подобно тому, как законы любого государства преследуют его особую пользу, так и известные права, возникающие путем взаимного соглашения между всеми государствами или большинством государств, возникают в интересах обширной совокупности всех таких сообществ, а не каждого сообщества (государства) в отдельности. Это право и является, по Гроцию, правом народов, "которое получает обязательную силу волею всех народов или многих из них".

Проблема соотношения права и силы - это в концепции Гроция прежде всего проблема связи естественного права (т. е. права в собственном, тесном смысле слова) с проистекающими из него волеустановленными формами права, образованными путем добровольного соглашения гражданскими властями и государственными институтами. И в этом смысле сила в принципе трактуется Гроцием в качестве средства практической реализации требований естественного права во внутригосударственной жизни и в международном общении.

Присущая человеческой природе разумная общительность (представленная в естественном праве), а также проистекающее из требований естественного права сочетание в волеустановленных формах права справедливости и пользы (права и силы) находят свое необходимое выражение в государстве, которое в учении Гроция как бы дедуктивным путем выводится в качестве следствия из начал естественного права. "Государство же, - подчеркивал Гроций, - есть совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы".

Такое определение государства, находящееся под заметным влиянием идей Аристотеля (государство как высшая и совершенная форма общения свободных людей) и Цицерона (государство как правовое общение и форма защиты общей пользы), вместе с тем выражает концепцию договорного происхождения государства.

Догосударственная стадия жизни людей характеризуется Гроцием как "естественное состояние". В целом как внутренняя логика осуществления естественного права, так и внешне-событийная сторона развития естественного состояния привели к тому, что "люди объединились в государство", причем "не по божественному повелению, но добровольно, убедившись на опыте в бессилии отдельных рассеянных семейств против насилия, откуда ведет свое происхождение гражданская власть". Государство, следовательно, является, по Гроцию, чисто человеческим установлением, хотя оно и было потом одобрено богом как благодетельное для человечества.

По своему социальному смыслу государство в трактовке Гроция выступает как соглашение большинства против меньшинства, как союз слабых и угнетенных против сильных и могущественных, а не как "заговор богачей" (Т. Мор) против бедных и слабых.

Сущность верховной власти состоит, по Гроцию, в том, что это - власть, действия которой не подчинены никакой другой власти и не могут быть отменены по усмотрению чужой власти. Под верховной властью, таким образом, имеется в виду суверенная власть. Общим носителем верховной власти (т. е. суверенитета) является государство в целом (как "совершенный союз"), носителем же власти в собственном смысле может быть одно или несколько лиц - сообразно законам и нравам того или иного народа. "Народы, подпавшие под господство другого народа, т. е. потерявшие свой суверенитет, - это, по оценке Гроция, - не государства сами по себе в современном смысле слова, но лишь подчиненные члены объемлющего их государства". Суверенитет, следовательно, составляет отличительный признак государства вообще.

Специальное внимание Гроций уделяет вопросу о праве подданных сопротивляться верховной власти или подчиненным органам, действующим по уполномочию верховной власти. В целом он считал, что собственные права и свободы подданных (во всяком случае те из них, которые связаны с действиями по сопротивлению властям) прекращаются с заключением соглашения об учреждении государства и гражданской власти. При этом праву подданных на сопротивление властям он противопоставляет "закон о непротивлении ",отступления от которого допустимы лишь в случае крайней необходимости и при условии, если вооруженное сопротивление подданных насилию начальствующих лиц не причинит величайшего потрясения государству или не приведет к гибели многих неповинных.

Политико-правовое учение Гроция как во внутригосударственных, так и в международных отношениях нацелено на утверждение правовых начал и достижение мира. Вслед за Тацитом Гроций считал, что "на самом деле наибольшую важность представляет вопрос о том, что предпочтительнее - свобода или мир". И, судя по позиции Гроция, несомненное предпочтение при конфликте этих ценностей он отдает миру. Показательна в этой связи и его ссылка на выразительное суждение Фавония о том, что "гражданская война хуже незаконного правления".

Обосновывая необходимость правового оформления и регулирования международных отношений и прежде всего проблем войны и мира, Гроций критиковал распространенное мнение, что война совершенно несовместима с правом. "Невозможно, - подчеркивал он, - не только согласиться с измышлениями некоторых, будто во время войны прекращаются все права, но и даже не следует ни начинать войну, ни продолжать начатую войну иначе, так соблюдая границы права и добросовестности".

Существенное влияние на последующее развитие политико-правовой мысли и формирование теоретических основ нового светского "юридического мировоззрения" оказало учение Гроция о естественном и внутригосударственном праве, о договорном происхождении государства и волеустановленных форм права.

Гуго Гроций (1583–1645) – выдающийся голландский юрист и политический мыслитель, один из основателей раннебуржуазного учения о государстве и праве, рационалистической доктрины естественного и международного права Нового времени. Гроций был энциклопедически образованным и плодовитым автором, создавшим более 90 произведений по истории и теории государства и права. Его основной труд – это фундаментальное произведение «О праве войны и мира». Для Гроция как одного из ранних представителей формировавшегося буржуазного «юридического мировоззрения» существенный интерес представляли как теоретическое обоснование того нового правопонимания, которое соответствовало бы социально-историческим реалиям эпохи перехода от феодализма к капитализму и утверждения буржуазного общества, так и систематическая научная разработка на базе такого правопо-нимания основных начал, принципов и форм внутригосударственной жизни и международного общения. По Гроцию, предмет юриспруденции – это вопросы права и справедливости, а предмет политической науки – целесообразность и польза. Для того чтобы придать юриспруденции «научную форму», согласно Гроцию, необходимо тщательно отделить то, «что возникло путем установления, от того, что вытекает из самой природы», ибо в научную форму может быть приведено лишь то, что вытекает из природы вещи и всегда пребывает тождественным самому себе (т. е. естественное право). Поэтому, отмечал Гроций, в юриспруденции следует различать «естественную, неизменную часть» и «то, что имеет своим источником волю». В соответствии с таким пониманием предмета юриспруденции существенное значение Гроций придавал предложенному еще Аристотелем делению права на естественное и волеустановленное. Естественное право при этом определяется им как «предписание здравого разума».

Согласно этому предписанию то или иное действие – в зависимости от его соответствия или противоречия разумной природе человека – признается либо морально позорным, либо морально необходимым. Естественное право, таким образом, выступает в качестве основания и критерия для различения должного (дозволенного) и недолжного (недозволенного) по самой своей природе, а не в силу какого-либо воле-установленного (людьми или богом) предписания (дозволения или запрета). На основе своей концепции естественного права Гроций стремился создать такую нормативно значимую, аксиоматическую систему юриспруденции, общие начала и положения которой можно было бы легко применить к конкретным реальным ситуациям внутри отдельных государств и к отношениям между государствами. Возражая против представлений о том, что справедливость – это лишь польза сильных, что право создается силой, что именно страх побудил людей изобрести право, чтобы избежать насилия и т. д., Гроций в своей договорной концепции стремился показать, что происхождение государства и внутригосударственного права (законов) является логически неизбежным следствием бытия естественного права. Политико-правовое учение Гро-ция как во внутригосударственных, так и в международных отношениях нацелено на утверждение правовых начал и достижение мира. Обосновывая необходимость правового оформления и регулирования международных отношений, и прежде всего проблем войны и мира, Гроций критиковал распространенное мнение, что война совершенно несовместима с правом. Учение Гроция о праве войны и мира было ориентировано на формирование нового типа мирового сообщества, основанного на рационально-правовых принципах равенства, сотрудничества и взаимности в отношениях между всеми людьми, народами и государствами, на идее единого международного правопорядка добровольно устанавливаемого и последовательно соблюдаемого суверенными государствами.

Гуго Гроций(1583-1645) – голландский юрист, государственный деятель, философ.

Естественное право издавна противопоставляется положительному праву как идеал. Любые положительные законы со временим утрачивают смысл. Результат – конфликт старых законов и новых прогрессивных стремлений. В этих конфликтах и зарождается естественное право как требование изменить существующий государственный строй.

Естественное право – это идеал для положительного, право должное, то, что обычно называют фсф права.

Ошибочно думать, что естественное право возникло в Новом времени, оно было раньше. Тем не менее, оно связывается с именем Гроция.

Он имел необыкновенные способности –в 11 лет стал студентом университета, в 14 лет защищал тезисы по юриспруденции, математике, фсф. В 16 лет стал доктором наук.

Его слава предопределила славу его произведений. Трактат «О праве войны и мира» (1625). В своих приемах использует априорный путь исследования (умозаключения) и научную обоснованность.

Гроций противник Макивелли по воззрениям «в политике должны быть нравственные стремления».

Основания естественного закона Гроций видел в самой природе человека, которую он назвал «матерью естественного права».Она влечет к общению, в котором и заключается основание естественного права, т.е. человеку свойственно стремление к разумному общежитию. Отсюда вытекают требования – нормы естественного права:

1) Воздержание от чужого и возвращение того, что принадлежит другому

2) Исполнение обещаний

3)Вознаграждение за виновное причинение убытков, наказание

Норм являются непоколебимыми. Они ясны, достоверны и искушены.

Позитивное право проистекает из свободной воли лиц, разделяется на человеческое(установленное людьми, произвольное) и божественное право(выражение воли божьей через откровения).

Человеческое право делится на:

1. Семейное право – предписания домашних властей

2. Гражданское право – установлено властью граждан или государственной властью

3. Международное право – исходит из воли многих наодов

Человеческое право источником имеет другое, ибо его силой люди подчинены власти, а т.к. обязательность его исполнять вытекает из естественного закона, то он также будет источником позитивного права.

Государство- совершенный союз свободных людей для сохранения прав и для общей пользы. В определении есть заимствования у Цицерона + новая мысль: государство союз вечный и верховный. Этот союз заключается на все времена и у государства нет права отчуждать власть без согласия народа, за исключением случаев крайней необходимости.

Верховная власть государства есть скрепляющая его связь. Она едина и неразрушима. Она принадлежит субъекту общему(государству) и собственному(лицу, облеченному властью). Отвергает теорию заключения договора народом и государем, в силу которого народ будто бы обязуется повиноваться монарху, когда он управляет хорошо, но сохраняет право свергать его.

Виды государств:

1. Вотчинные – ими владеют как своими собственными по своему усмотрению. Правитель может государство между своими детьми- наследниками

2. Государства, где верховная власть изначально вручена правителю волею народа: тут государю следует согласовывать свои действия с волей народа и непозволительно отчуждение даже части имущества. Наследование власти по праву первородства. Пресечение династии – власть возвращается народу.

В области международного права Гроций требовал гуманности при ведении войны (щадить женщин, детей, обращаться человечески с военнопленными). Отрицал, что в этой сфере все решает сила и был сторонником правил справедливости.

Гуго Гроций (1583-1645 гг.) родился в голландском городе Дельфте, в 15 лет получил степень доктора права в Орлеанском университете, в 24 года был назначен генеральным адвокатом Голландии. Наиболее известные работы: «О праве добычи» (где Гроций опровергает притязания португальцев и испанцев на исключительное господство над морями), «О древности и строе Батавской республики» (посвящена истории Нидерландов и обоснованию их права на независимость от Испании), «О праве войны и мира. Три книги, в которых объясняются естественное право и право народов, а также принципы публичного права» (посвящена проблемам международного права).

Г. Гроций попытался придать юриспруденции научную форму. Наука, по его мнению, оперирует вечными и неизменными категориями, поэтому ученый-правовед должен найти некие общие признаки права, существующие везде и всегда независимо от изменчивой воли людей. Гроций предлагает использовать рационально-логический (дедуктивный) и эмпирический (индуктивный) методы исследования.

Гроций является основоположником светской школы естественного права. Он отождествляет право и справедливость: «право есть то, что не противоречит справедливости. Противоречит же справедливости то, что противно природе существ, обладающих разумом». Источником естественного права является природа человека, который отличается от всех прочих существ тем, что наделен разумом, речью и общительностью. К нормам естественного права Гроций относит «воздержание от чужого имущества, возвращение полученной чужой вещи и возмещение полученной из нее выгоды, обязанность соблюдения обещаний, возмещение ущерба, причиненного по нашей вине, также воздаяние людям заслуженного наказания». Нормы естественного права действуют не всегда. Это объясняется изменчивостью общественных отношений, тем, что естественное право предписывает правила не вообще, «а в расчете на известный порядок вещей», а также тем, что естественное право встречается только у народов образованных. Волеустановленное право подразделяется на божественное и человеческое. Божественное право своим источником имеет волю Бога и не может противоречить естественному праву. Волеустановленное человеческое право подразделяется на внутригосударственное и международное (или право народов). Его источник - соглашение между людьми, народами и государствами.

Гроций - один из создателей договорной теории происхождения государства, предполагающей существование догосударственного естественного состояния, которое отличалось простотой жизни, общностью имуществ и чувством взаимной приязни. Постепенно жизнь усложнялась: развивались искусства, промыслы - земледелие и скотоводство; начали осознаваться различия между людьми, возникла частная собственность. Люди договариваются о создании государства для достижения общего блага и обеспечения действия права в общении между людьми. Государство есть «совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы». Основными функциями государства являются законотворчество, осуществление непосредственного управления и правосудие. Сфера деятельности государства ограничена публичными, т.е. общими, делами, а в частные оно вмешивается лишь для поддержания общественного спокойствия.
Государство - это способ и форма бытия народа. В данном качестве государство представлено четырьмя элементами: народом, верховной властью, территорией и общим правом. Существование народа и государства взаимообусловлено: пока существует народ - существует и созданное им государство. Подданные не имеют права сопротивляться законной власти. Народ вправе изменить форму правления, если такое правомочие указано в общественном договоре или если договор расторгнут самим правителем, в чрезвычайных обстоятельствах (когда правитель замышляет гибель своего народа, или когда правитель «ради благополучия одного народа задумал гибель другого, чтобы устроить там колонии»).

Гроция по праву считают одним из создателей науки международного права. Именно вопросам международного публичного права посвящена большая часть его произведений. Война определяется Гроцием как «состояние борьбы силою как таковое». Войны не запрещены ни божественным, ни естественным, ни международным правом. Все войны подразделяются на публичные (ведутся между государствами) и частные (ведутся между частными лицами, существенно ограничиваются после создания государства, а именно - судебной власти). Публичные войны ведутся по решению верховной власти в государстве как против других государств, так и против частных лиц. Справедливой причиной войны может быть только правонарушение. Справедливые войны ведутся в целях самозащиты, возвращения имущества и наказания. Конечная цель войны - мир. Гроций обращает внимание на то, что войны должны вестись гуманными способами при соблюдении границ «права и добросовестности».

Г. Гроций стоит у истоков юридического мировоззрения, является автором теорий естественного права и общественного договора, разработчиком проблем международного права.


Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет политических и социальных наук
Кафедра международных отношений

Гуго Гроций о государстве и праве

Курсовая работа
студента 1 курса,
специальности «международные отношения»
Шестаковой Екатерины Андреевны

Научный руководитель:
старший преподаватель
кафедры международных отношений,
кандидат политических наук,
Питухина М.А.

Введение

На протяжении развития мировой политической мысли, политики, ученые и философы, прежде всего, рассматривали вопрос взаимоотношений отдельного человека с обществом и государством. Основным понятием и объективной мерой для таких взаимоотношений стало право, в частности, права человека.
Гуго Гроций впервые рационально обосновал естественное право, отходя от богословской трактовки.
Идеи Гуго Гроция о естественном праве актуальны и сегодня, так как естественные права человека являются неотъемлемой частью жизни гражданского общества и в целом современного демократического государства. В условиях непрекращающихся споров и военных конфликтов между государствами, прежде всего, важен вопрос о регулировании этих процессов, а также о взаимоотношениях между государствами в принципе. Подобная проблематика рассматривалась философами и в античные времена, а особенно острый интерес возник к ним в Средние века.
Сочинение Гуго Гроция «О праве войны и мира» оказало поистине изумительное влияние на его современников: Густав Адольф 1 во время походов всего имел его при себе вместе с Евангелием, которое служило ему руководством; после издания трактата в различных германских университетах были учреждены кафедры для его изучения. Наконец, книга Гроция стала родоначальницей философского и позитивного течений, в которых развивалась наука международного права уже после него.
Первым последователем Г. Гроция был Пуффендорф 2 . Пуффендорф отождествлял международное право с естественным, отрицая саму возможность существования позитивного международного права. Он объяснял свою позицию тем, что государства не признают над собой никакой высшей власти. Пуффендорф говорил о том, что отношения между государствами в действительности регулируются не правом, а силой.
Касательно современного мира, необходимо сказать о «Всеобщей декларации прав человека», которая была принята 10 декабря 1948 года. В этой декларации утверждаются равные и неотъемлемые права и свободы человека, о которых Гроций писал в своих работах. Это доказывает тот факт, что взгляды мыслителя актуальны и сегодня.
Целью данной работы является изучение политических и правовых взглядов Гуго Гроция. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
    Рассмотреть историческую обстановку и биографию Гуго Гроция как факторы влияния на его политико-правовую теорию;
    Исследовать основную работу Гуго Гроция – трактат «О праве войны и мира»;
    Изучить учение Гуго Гроция о естественном законе;
    Проанализировать взгляды и идеи Гуго Гроция о государстве и праве;
    Исследовать учение Гуго Гроция о праве войны и мира как основу международной политики.
Объектом исследования являются взгляды на проблему государства и права в странах Западной Европы Нового времени. Предмет исследования – идеи Гуго Гроция касательно права и государства.
Для написания курсовой работы были использованы такие методы, как аналитический, с помощью которого был проанализирован трактат Гуго Гроция «О праве войны и мира», а также научная литература, сравнительный для сравнения различных точек зрения о концепции Гроция, а также исторический для рассмотрения исторической обстановки и предпосылок для становления концепции.
Основным источником по проблематике исследования являлся трактат «О праве войны и мира: три книги, в которых объясняются естественное право и право народов, а также принципы публичного права», в котором раскрывается содержание учения Гроция.
Также при написании курсовой работы использовалась научная литература по проблематике исследования, среди которой особый интерес представляют такие работы, как статья О. Бородина «Война и мир на острие пера: концепция Гуго Гроция» 3 , в которой приводится подробный разбор и анализ концепции Гроция; статья Т.П. Лебедевой «Роль школы естественного права в формировании западной политико-правовой традиции» 4 , в которой автор рассматривает нравственные основы теории права, в частности естественного права; а также работа И.Ю. Козлихина «Гуго Гроций» 5 , в которой не только подробно рассматривается концепция, но также и критика, которой впоследствии подвергалось учение мыслителя.
Данная работа представлена введением, двумя главами, заключением и библиографией.
Первая глава называется «Роль концепции Гуго Гроция в истории мировой политической мысли» и описывает основную биографию ученого, историческую эпоху и мировую политическую обстановку, а также рассматривает понятие естественного права.
Вторая глава – «Учение Гуго Гроция о государстве и праве»» посвящена подробному разбору основного трактата мыслителя. В ней рассматриваются виды права, а также происхождение и роль государства.

Глава I. Роль концепции Гуго Гроция в истории мировых политических и правовых учений

Гуго Гроций – (настоящее имя Гуго де Гроот) голландский юрист и государственный деятель, а также философ, драматург и поэт. Родился 10 апреля 1583г, во время Нидерландской буржуазной революции. Заложил основы науки международного права, основываясь на естественном праве.
Г. Гроций родился в старинной, уважаемой семье. Его отец бы очень образованным, а также политически активным человеком, и воспитывал сына с ранних лет в традиционной гуманистической традиции, основываясь на учении Аристотеля. В восьмилетнем возрасте Гроций уже писал латинские стихи. В 11 лет Г. Гроций поступил в Университет Лейдена, где удивлял преподавателей своими обширными знаниями. В возрасте 15 лет, уже окончив университет и участвуя в посольстве во Францию, он попал на аудиенцию к королю Генриху IV, и его поразительные знания восхитили двор. Сам Генрих IV сказал: «Полюбуйтесь на чудо Голландии!». Вернувшись на родину, Гроций занялся адвокатурой, иногда выступая на ученом поприще. Был назначен в Гааге адвокатом (1599), позже – официальным историографом государства Голландия (1601). В 1604 году он занялся исследованием международного права, когда был задействован в слушаниях по процессу о захвате голландскими купцами португальского судна вместе с его грузом в Сингапурском проливе.
Время жизни и деятельности Г. Гроция совпало по времени с эпохой разрушения феодализма. Голландия, родина мыслителя, первой встала на путь капиталистического развития. Началом этого пути стала Нидерландская буржуазная революция или «Восьмидесятилетняя война» - успешная революция в борьбе за независимость от Испании. В XVII в. Нидерланды являлись одной из самых развитых стран того времени. В результате революции Нидерланды добились независимости, однако при этом очень остро стоял вопрос о власти. В борьбе за власть участвовали горожане и дворянство, чаще всего столкновения принимали форму борьбы религиозных сект.
В 1618 году Гуго Гроций занял пост ратспенсионария (главы местного самоуправления) в Роттердаме. Он оказался замешанным в противостояние кальвинистов и протестантов, был осужден на пожизненное заключение вместе с другими деятелями. В 1621 году ему удалось сбежать из-под стражи с помощью жены Марии и служанки. Следующие 11 лет Гроций провел во Франции, где и написал свои лучшие труды: «Истинное благочестие христианское» 6 (1627 г.) работа, посвященная христианской религии, а также «О праве войны и мира» 7 (1625 г), который мы рассмотрим далее более подробно. Дальнейший жизненный путь Гроция полон не только научными занятиями, но и активной дипломатической деятельностью. После неудачной попытки вернуться на родину, Гроций, по предложению шведского канцлера, перешел на службу к шведскому королю и был назначен послом в Париже. В 1645 г. он вышел в отставку и в августе того же года скончался, простудившись во время кораблекрушения. Его прах был перенесен на родину в Дельфт.
Гуго Гроций дал определение международному праву и фактически является его основателем. Каждый год проводятся торжественные церемонии вручения международных премий его имени.
Также, Г. Гроций совершил огромный вклад в развитие международного морского права. В 1609 году он опубликовал сочинение “Mare liberum”, в котором доказывал, что в силу своей необъятности и текучести океан не может принадлежать никому. Он выступил с позиции свободы деятельности в море (свободы судоходства и рыболовства), полагая, что морские ресурсы бесконечны. Его заслуга состоит в том, что он отменил средневековую традицию отождествления суверенитета и собственности, благодаря которой многие страны выражали свои претензии на обширные морские пространства 8 .
Самой известной работой Г. Гроция по праву считается «О праве войны и мира. Три книги, в которых объясняются естественное право и право народов, а также принципы публичного права». Свой труд Гуго Гроций посвятил французскому королю в ответ на его радушный прием. Книга была опубликована в 1625 году. Трактат имел огромный успех, и к 1775 году появилось 77 изданий произведения на голландском, французском, немецком, английском, испанском и латинском языках. Но не менее знаменательно то, что в 1627 году «Три книги…» были внесены в индекс запрещенных книг папской курией, где оставались вплоть до 1900 года.
Впоследствии Гроцию нередко давались разные характеристики. Так, Француа-Мари Вольтер 9 назвал его «компилятором цитат», Жан-Жак Руссо 10 писал о его беспорядочной эрудиции, Георг Вильгельм Фридрих Гегель 11 заявил, что Гроция уже никто не читает, а П.И. Новгородцев 12 говорил о том, что его значение сильно преувеличено.
Трактат развивал систему принципов естественного права, которые являются обязательными для всех людей и всех народов, несмотря на местный обычай. Он представляет собой три книги, в которых объясняются естественное право и право народов, а также принципы публичного права. Цель трактата – решение актуальных проблем международного права. Чтобы разобраться, какие проблемы являлись наиболее актуальными для того времени, следует обратиться к истории.
XVII век – эпоха буржуазных революций в Западной Европе. Основной задачей этих революций, несомненно, являлось уничтожение феодального строя и установление власти буржуазии, создание буржуазного государства. В зависимых и колониальных странах революция также была направлена на отстаивание национальной независимости. Быстро распространяющиеся по Европе антикатолические настроения послужили поводом для конфликта. Первой страной, успешно осуществившей революцию, стала Голландия, выдержавшая освободительную войну против Испании. Вторая буржуазная революция произошла в Англии («Великий мятеж» 1642–1649 гг. и «Славная революция» 1688–1689 гг.) Итогом этих революций стало появление теорий естественного права и общественного договора, основанных на рационализме 13 . С помощью рационализма и идеи природного равенства людей несправедливость феодального строя становилась совершенно очевидной. Нидерландская буржуазная революция также носит имя «Восьмидесятилетняя война». В результате этой революции были провозглашены независимыми Семь Соединенных Провинций 14 . Нидерландская революция стала одним из первых успешных расколов в Европе и привела к появлению первых европейских республик современного времени.
Карл V получил Нидерланды в наследство от отца и Испанию от матери. В 1549 году он отделил Семнадцать Провинций от территорий Священной Римской Империи и сделал их наследственным владением дома Габсбургов. В 1555 году он отрекается от нидерландской, а в 1556 году и от испанской короны. В 1556 году Карл передал трон своему сыну Филиппу II. Филипп родился в Испании и не говорил ни по-голландски, ни по-французски.
Причинами революции послужили неурожай 1566 года, повышение налогов, нетерпимость к протестантизму со стороны Испании. В конечном итоге, протестантскими агитаторами было спровоцировано иконоборческое восстание. Так началась война за независимость.
В ходе иконоборческого восстания ущерб был нанесен 5500 церквям и монастырям. Маргарита Пармская, являющаяся на тот момент штатгальтером Нидерландов, была вынуждена приостановить действия инквизиции по преследованию еретиков и легализовать кальвинизм. Успешное начало революции повлекло за собой антииспанские настроения также и в южных провинциях. Центр освободительного движения переместился на юг. Битвы испанских войск с севером принесли большие потери, в том числе, и в территориальном вопросе. Северные провинции обрели независимость – в 1572 году фактически, в 1648 году – юридически.
Голландия после революции оказалась молодой буржуазной республикой, которая находилась в окружении феодальных монархий. Политическая жизнь Голландии протекала в борьбе между сторонниками двух основных партий – республиканской и Оранжистской. Республиканская партия придерживалась буржуазно-патрицианской ориентации, Оранжистская, в свою очередь, состояла из приверженцев правления Оранского дома, в котором должность главы государства передавалась по наследству. В религиозной жизни господствовал кальвинизм, который сыграл идеологическую роль в объединении сил против гнета католической Испании. После победы официальная кальвинистская церковь в союзе с оранжистами выступала против республиканской партии. Причиной для борьбы послужила идея партии о свободе мысли и творчества, а также терпимое отношение к различным сектам и вероисповеданиям. В центре внимания европейской философской и политико-правовой мысли этой эпохи стояла борьба против теологии, духовного диктата церкви. Основной целью стала разработка новых светских и рациональных воззрений на мир. Классическим воплощением нового мировоззрения стала теория естественного права, которая начала складываться в XVII веке и сразу же получила широкое распространение. Теория естественного права основана на признании всех людей равными от природы. Согласно теории, от природы люди наделены одинаковым разумом, правами и стремлениями. Предписаниям естественного права должно соответствовать положительное право. Антифеодальный характер теории заключается в том, что люди признаются равными от природы, и равенство становится обязательным предписанием естественного права для права положительного.
Естественное право – это одна из наиболее устойчивых концепций философии права, заключающаяся в возведении конкретных правовых норм к совокупности закономерностей либо принципов, наделяемых качествами объективности, всеобщности, безграничности сферы и сроков действия 15 . Естественное право часто противопоставляют праву положительному, которое составляют законы и прописные нормы. Противопоставление естественного права и права положительного заключается в том, что естественное право – это идеал, а положительное – это действительность, в которой присутствуют недостатки и несовершенства положительных установлений.
Существует тесная связь между философией естественного права (античная традиция), эллинизма и средневекового христианства, и школой естественного права Нового времени. 16 Яркими представителями эволюции естественного права были Аристотель, греческие стоики, Цицерон, римские стоики и схоласты. Идеи о естественном праве возникли в древности. Демократические философы Греции говорили о праве, которое существует от природы и противопоставляли его праву, которое является результатом человеческого установления. Естественный закон, который был систематизирован Аристотелем, получил развитие у греческих стоиков. Цицерон, в свою очередь, придал учению стоиков ту форму, в которой она просуществовала до XIX века.
Гуго Гроций справедливо считается отцом науки международного права. Однако он имел предшественников, в трудах которых уже появлялось осознание необходимости определить международные отношения юридическим образом. К числу этих юристов относится испанский писатель конца XVI начала XVII столетия Франциско Суарес 17 . В своем трактате «De legibus ac Deo legislatore» 18 он различает право народов «jus gentium» и право естественное «jus naturale». По его мнению, христианские государства должны определять отношения между собой трактами и обычаями, которые составляют право, которое не является естественным. Однако он не развил свою мысль подробно, вследствие чего она не получила ясного выражения.
Наиболее известным предшественником Г. Гроция является Альберико Джентиле 19 . В своем сочинении «О праве войны» он говорит о том, что государства должны определять взаимные отношения не по фактически существующим правилам, а по известным юридическим нормам, которые должны быть признаны всеми европейскими народами.
Естественно-правовое мышление Нового времени привело к возникновению общности современного типа – демократического конституционно-правового государства. В нем были определены границы свободы человека, которые никому было не позволено переступать. Также оно позволило появиться таким фундаментальным понятиям, как разделение властей, национальный суверенитет и права человека.
Естественное право делится на объективное и субъективное. Субъективное естественное право есть мера свободы субъекта права, его возможного поведения. Основные субъектные естественные права закрепляются позитивным правом в большинстве государств, но они не создаются государством и, соответственно, не могут быть ограничены или ликвидированы им. Объективное естественное право – это система социально оправданных правил поведения, которые существуют независимо от воли и усмотрения государства и общества.
Существует мнение, что естественное право не является противоположностью позитивного права, а составляет его идеальную сущность и основу. При этом ценности естественного права не исчезают, даже если они переходят в позитивное право. Очевидно также, что естественное право оказывает серьезное влияние на юридическую деятельность, не являясь при этом официальным регулятором общественным отношений.
Существуют определенные требования к содержанию естественного права: истинность, доказываемость, профессиональная и общественная очевидность, обобщенность, стабильность, историчность, авторитетность источника, реальная применимость 20 .
Истинность предполагает соответствие принципов естественного права действительности; доказываемость означает логическую обоснованность этих принципов. Принципы естественного права должны быть очевидны в общем для людей, не имеющих отношения к юриспруденции, и в частности, для профессиональных юристов в более конкретном виде. Обобщенность предполагает возможность применения этих принципов для множества аналогичных случаев. Стабильность означает устойчивость содержания принципа. Историчность учитывает исторические особенности развития общества, что ведет за собой некую модификацию содержания принципов. Авторитетность подразумевает фундаментальность источника и высокую степень доверия к этому источнику. Наконец, реальность применения предполагает работу только с теми принципами естественного права, которые четко и ясно сформулированы и исчерпывающе регулируют общественные отношения.
С первой трети XIX века интерес к естественному праву начал постепенно угасать. Традиция подвергается резкой критике. Одним из первых ее критиков был И.Бентам 21 . Он утверждал, что все то, что не содержится в кодексе законов, не может быть законом. Только писаный закон имеет надежное основание, а закон неписаный всегда вызывает сомнения.
Новый расцвет происходит в 1940-1950 гг. Апогеем этого расцвета можно считать Декларацию прав человека, которая была составлена Объединенными Нациями в 1948 году, где естественно-правовое мышление обрело политический и правовой смысл 22 . Из-за возрождения в западной научной литературе вопроса о справедливости происходит своего рода реабилитация естественно-правовой тематики Нового времени.
Естественно-правовое мышление привело к появлению идеологии либерализма и становлению демократического государства. Принципы естественного права входят в качестве фундаментальных и составных в частное и публичное право.
Таким образом, Гуго Гроций внес существенный вклад в развитие мировой политической мысли и его взгляды являются актуальными и сегодня. После создания Гроцием концепции естественного права все последующие мыслители обращались к ней для обоснования своих идей. Принципы концепции Гуго Гроция лежат в основе как внутрегосударственных, так и внешнеполитических отношений всех демократических стран.

Глава II. Учение Гуго Гроция о государстве и праве

Гуго Гроций принадлежит к числу выдающихся мыслителей в истории человечества, которые продолжили изучение государства с позиций «разума и опыта, а не теологии». Значительная часть его жизни пришлась на годы Тридцатилетней войны. В эти годы Гроций не был в Германии, но отлично понимал ее бедственное положение и горячо сочувствовал. Несомненно, события войны наложили сильный отпечаток на труд Г. Гроция «О праве войны и мира…». Можно даже полагать, что сам труд и вызван этими событиями, он является откликом на сильно волновавшую Г. Гроция проблему установления действительного мира. Ужасы и бедствия, порожденные Тридцатилетней войной, побудили его задаться вопросом: не должны ли христианские народы, во время войны между собой, подчиняться известным законам, сдерживающим животные страсти людей 23 ? Для решения вопроса Г. Гроций обратился к истории и литературе древнего мира и Средневековья. Он собрал огромное количество фактов и мнений авторитетных мыслителей, которые утвердили его в убеждении, что христианские народы имеют право вести войну, но тогда они обязаны ограничивать свой произвол уважением неотъемлемых прав, вытекающих из самой человеческой природы.
Трактат Г. Гроция преимущественно посвящен вопросам войны. С целью более подробно и точно выяснить эти вопросы он досконально рассматривает начала, на которых основывается право в целом и международное право в особенности.
Прежде всего, Гроций был заинтересован в вопросах регулирования международных отношений. По его мнению, предписания международного права должны выводиться из обычаев и договоров, которые могли бы считаться обязательным для всех народов 24 . Можно сказать, что Гроций хотел, чтобы международное право, основанное на обычаях и договорах, было положительным правом в истинном смысле 25 . Его энциклопедическая образованность дала ему возможность совершить научный подвиг – создать систему международных отношений как науку. Гуго Гроций – провозвестник нового: он боролся за науку против схоластики, поэтому его система основана на светских философских принципах и значительно освобождена от богословия.
Чтобы понять вклад мыслителя в мировую политическую мысль, необходимо вспомнить, каково было состояние юридической науки и международного права до Гроция. Философская и правовая мысль к концу XVI века становилась самостоятельной, постепенно отходя от богословия. Было бы неправильным считать, что идеи о естественном праве и теория общественного договора являются открытием Нового времени, так как они были известны еще в древности. В эпоху реформации учение о естественном праве постепенно отходит от идей католицизма.
Исходная позиция Гроция весьма знаменательна – с одной стороны, он призывает не обращаться к доводам религии, с другой – боится быть обвиненным в неверии. На протяжении всей книги Гроций неоднократно ссылается на Священное Писание, но рассматривает изложенные в нем события как реальные исторические факты и прецеденты. Можно сказать, что, сохраняя верность религии, Гроций стремится освободить философскую и политико-правовую мысль от непосредственного влияния богословия 26 .
Гуго Гроций – прежде всего юрист, соответственно, право – предмет его исследования. Основная цель его трактата – придать юриспруденции научную форму, которой она, по мнению Гроция, ранее не имела. Его идея состоит в том, что есть право естественное и положительное (позитивное).
Нельзя не заметить, что в своем, поистине колоссальном по объему, труде Гуго Гроций не слишком занимается теоретическими построениями. Общие положения опираются на бесчисленные примеры, высказывания, ссылки, цитаты и т.п 27 . Он стремится привести как можно больше высказываний разных авторов: философов, историков, писателей, политиков, поэтов, таких как, Аристотель, Платон, Цицерон, Плутарх, Тит Ливий и другие. Также Г. Гроций снабжает каждую главу примечаниями, в которых также приводятся высказывания авторитетов разных эпох. Гроций проштудировал сотни трудов предшественников: поэтов, философов, географов, среди которых – греки, римляне, византийцы. Тексты цитируются на оригинальном языке – на греческом, латинском и еврейском. Все это говорит о колоссальной эрудиции Гуго Гроция и о его энциклопедических знаниях, без которых, разумеется, было бы невозможно установить основы новой отрасли юриспруденции.
Трактат Гроция «О праве войны и мира» - произведение энциклопедического охвата 28 . Трудно найти область международного права, которую он не затронул. Историческое значение книги имеет непреходящий характер: в ней были собраны воедино и сформулированы все аксиомы международного права, что дало ему возможность превратиться в отдельную самостоятельную отрасль юриспруденции. Несколько столетий труд Г. Гроция являлся непосредственным источником практических решений для тех, кто занимался международными правовыми актами. По сей день трактат остается фундаментом международного права в качестве и юридической дисциплины, и непосредственно деятельности по регулированию межгосударственных отношений.

Основная цель трактата Гуго Гроция – выявить начала справедливости в международных отношениях. Гроций считал, что если войны избежать невозможно, то вести ее нужно в соответствии с принципами гуманности и права 29 . Гроций отрицает такую точку зрения, как то, что во время войны нет законов, и все решает сила 30 .
Таким образом, перед Г. Гроцием встал вопрос о том, что собой представляет право вообще. Гуго Гроций разделял право на естественное и волеустановленное. Естественное право, по Гуго Гроцию, это «предписание здравого разума, коим то или иное действие, в зависимости от его соответствия или противоречия самой разумной природе, признается либо морально позорным, либо морально необходимым» 31 . Источником естественного права, по мнению Г. Гроция, является сама природа человека, потому что человек отличается от других существ тем, что он наделен разумом и стремлением к общению: «К числу свойств, присущих человеку, относится стремление к общению или, что то же, общительность, но не всякая общительность, а именно - стремление к спокойному и руководимому собственным разумом общению человека с себе подобными…» 32 . Естественное право не зависит ни от произвола людей, ни от божьей воли. Гроций не отрицает существование Бога, но это не мешает ему твердо придерживаться мнения о том, что естественное право не зависит от божественных установлений, и даже Бог не в силах изменить его требований, например, сделать зло добром: «Естественное право, с другой стороны, столь незыблемо, что не может быть изменено даже самим богом. Хотя божественное всемогущество и безмерно, тем не менее можно и назвать нечто такое, на что оно не распространяется» 33
и т.д.................