Гарантии предпринимательству со стороны государства. Гарантии осуществления права на занятие предпринимательской деятельностью. Право на занятие предпринимательской деятельностью: основания возникновения и способы осуществления этого права

О. Ю. УЛЬЯНОВА*

Ольга Юрьевна УЛЬЯНОВА - аспирантка кафедры ценообразования СПбГУЭФ. Ранее обучалась в аспирантуре по заочной форме обучения. Закончила СПбГУЭФ в 2001 г. В настоящее время работает в строительной компании ЗАО «Мегалит» в должности руководителя информационно-аналитического отдела. Автор 6 научных статей.

Область научной специализации - ценообразование на рынке жилой недвижимости. ♦ > «fr

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА ПЕРВИЧНОМ РЫНКЕ ЖИЛОЙ НЕДВИЖИМОСТИ**

Цена реализации на первичном рынке жилой недвижимости определяется уже на этапе выбора участка под застройку для обоснования решения о строительстве жилого дома на данном земельном участке. В настоящее время в связи с ограниченным выбором инженерно-подготовленных пятен, пригодных для строительства жилья, а также усложнившейся для застройщиков процедурой их приобретения, важнейшей задачей стало определение максимально точной средней цены реализации 1 квадратного метра жилой площади, которая бы обеспечила финансовую безопасность компании (учет затрат), а также удовлетворяла бы потребностям клиентов с точки зрения соотношения «цена-полезность» объекта.

На сегодняшний день операторы первичного рынка жилой недвижимости Санкт-Пе-тербурга в своей практике используют различные методы определения цены реализации.

1. Наиболее распространенным на рынке строящегося жилья является метод «затра-ты-плюс». Этот метод прост, он легко применим, так как предприятие обладает информацией о затратах. Но этот метод не учитывает фактор спроса. Готовность клиента оплатить товар определяется не затратами предприятия, а свойствами продукта, а следовательно, ценностью продукта для клиента. При данном подходе к определению цены нового продукта предприятие исходит из уже готового продукта, игнорируя главный фактор - как покупатель воспринимает его ценность.

Однако несмотря на то, что затраты не являются целевой функцией политики цен, связь затрат и цен для предприятия имеет центральное значение для определения оптимальной цены, покрывающей затраты и обеспечивающей получение максимально возможной прибыли. Это объясняется тем, что краткосрочные затраты зависят от загрузки мощности предприятия, которая в свою очередь зависит от уровня цен. Вследствие этого изменение выручки в результате изменения цен должно рассчитываться совместно с изменением затрат.

* © О. Ю. Ульянова, 2007

В долгосрочной перспективе предприятие лишь тогда может выжить, когда выручка, по меньшей мере, покрывает полные затраты. Поэтому учет затрат в рамках политики цен предприятия представляет собой стремление предприятия к финансовой безопасности. Следовательно, затраты необходимы для определения нижних пределов цены, ниже которых товар не следует продавать. В краткосрочном периоде нижним пределом цены являются переменные затраты на единицу продукции, в долгосрочном - полные затраты. Несмотря на то, что метод на основе затрат широко применяется на практике, его нельзя считать методом, относящимся к политике активного ценообразования, так как он не учитывает важный для клиента фактор - ценность продукта.

На рынке строящегося жилья для определения стоимости строительства составляется смета, в которой учитываются все затраты, которые понесет застройщик в ходе возведения жилого дома. Действовавшая до 1 января 1991 г. система ценообразования и сметного нормирования в строительстве была основана на фиксированных (неизменных в течение достаточно длительного периода 5-15 лет) оптовых ценах и тарифах на используемые в строительстве материалы и работы. Она соответствовала требованиям директивного планирования, была сориентирована на сохранение стабильного уровня сметных цен в строительстве и не требовала корректировки сметной стоимости с учетом изменения ценовых факторов. Такие принципы определения сметной стоимости приводили к значительным искажениям истинных показателей работы непосредственных производителей строительной продукции.

С 1991 г. действует система ежемесячной индексации базовой стоимости производственных затрат. Но несмотря на это сметная стоимость может значительно отличаться от реальной цены реализации жилого объекта, и служит, как правило, нижней границей цены продажи, при которой проект рассматривается как перспективный для дальнейшей разработки.

2. Широко распространен на рынке жилищного строительства метод ценообразования, ориентированный на текущие цены конкурентов. Предпосылкой для такого ценообразования является прозрачность цен, которая не всегда практикуется. Опираясь на этот метод, компания хочет избавиться от риска, связанного с назначением своей цены, которую рынок может не принять. Кроме того, этот метод прост и удобен, он избавляет компанию от необходимости заказывать дорогостоящие исследования по определению спроса на свой товар, целевой группы потребителей. При этом компания не учитывает в цене тот уровень полезности, которым обладает ее товар в глазах потенциальных потребителей. Между тем он может быть как больше назначенной цены, так и меньше ее. В первом случае предприятие рискует недополучить потенциальную прибыль, во втором - не обеспечить запланированного уровня реализации.

На первичном рынке жилья строительные компании нередко ориентируют свою ценовую политику на цены конкурентных компаний. Разница в качестве конкурирующих объектов оценивается экспертно по принципу «лучше» или «хуже». Но особенность рынка жилой недвижимости такова, что здесь каждый объект индивидуален, как по своему непосредственному местоположению, так и качественному наполнению. В последнее время данная особенность становится все заметнее даже для жилых домов типовых панельных серий: каждый застройщик пытается сделать свой объект уникальным в глазах потребителя. В этой ситуации необходимо проводить более качественный анализ потребительских свойств каждого строящегося жилого объекта, оценить их полезность в глазах клиента. Отсюда следует, что метод с ориентацией на конкурентов не подходит к рынку строящегося жилья при настоящем его развитии.

3. Следующим методом ценообразования, используемым на первичном рынке жилой недвижимости, является метод, учитывающий свойства товара. При данном методе ком-

пания оценивает полезность своего продукта для потенциального покупателя. При этом компания должна определить вкусы и предпочтения потребителей, направление и причины возможного их изменения, т. е. этот метод требует применения инструментария маркетинговых исследований. Максимизация цены возможна за счет усиления наиболее значимых для потребителя свойств товара, при этом нельзя забывать, что потребитель никогда не будет платить за лишнее в его понимании качество. Следует отметить, что качественные характеристики одного и того же вида товара, востребованные покупателем, меняются в зависимости от сегментной ориентации клиента. Так для рынка жилья характерно, что при приобретении квартиры сегмента нижнего экономкласса клиент не оценит значительное увеличение цены реализации за счет установки центральной системы кондиционирования, и, наоборот, при покупке квартиры элитного сегмента снижение цены за счет экономии на инженерном оборудовании квартиры не будет оправданно.

На рынке жилищного строительства этот метод имеет ограниченное применение в связи со сложностью учета качественных параметров жилого дома. Для решения этой проблемы нами было проведено следующее исследование: а) сегментирование рынка - разделение объектов жилой недвижимости на б групп в зависимости от схожести индивидуальных параметров, таких как особенности местоположения, архитектурно-конструктивные параметры, планировочные решения и т. д.; б) разработка методических принципов по расчету коэффициента рыночной силы. Для расчета этого коэффициента используются все качественные характеристики жилых домов с их допустимыми значениями, каждой качественной характеристике присвоен весовой коэффициент, показывающий степень влияния параметра на конечную цену, а каждому значению качественного параметра присвоен балл, который показывает степень соответствия значения параметра каждому сегменту.

Разработанная методика позволяет не только определять коэффициент рыночной силы объекта, т. е. оценку его индивидуальных параметров, но и правильно позиционировать объект с точки зрения максимального соответствия его индивидуальных характеристик тому или иному рыночному сегменту. Коэффициент рыночной силы исчисляется как по новым проектам, так и объектам-аналогам для сравнения числовых значений коэффициента. Чем выше значение коэффициента рыночной силы объекта, тем привлекательнее объект для потенциальных покупателей. Соответственно, цена реализации объекта с более высоким значением рыночной силы должна быть выше цены реализации объекта с более низким значением упомянутого нами выше коэффициента.

Цена нового объекта с использованием разработанной нами методики определяется следующим образом: рассчитывается цена единицы коэффициента рыночной силы по каждому объекту-аналогу (цена реализации! кв. м делится на коэффициент рыночной силы), вычисляется среднее значение цены единицы коэффициента рыночной силы, которое затем умножается на коэффициент рыночной силы нового объекта, что и будет средней ценой 1 кв. м проектируемого жилого дома. Данная методика в отличие от простого сравнения проектов строящихся жилых домов по принципу «лучше» или «хуже» позволяет максимально точно оценить полезность проекта для потенциальных потребителей, и соответственно, рассчитать максимальную цену, которую они готовы заплатить.

Но следует отметить, что сегодня жилищное строительство в городе Санкт-Петербурге имеет достаточно локальный характер: строительство жилья не ведется повсеместно. Учитывая высокую зависимость цены строящегося жилого объекта от непосредственного его местоположения, очень часто в зоне конкурентного предложения нового проекта отсутствуют строящиеся жилые дома, которые могли бы выступать в качестве аналогов для определения цены нового объекта. Кроме того, необходимо подчеркнуть, что строительные компании очень часто руководствуются субъективными данными при назначении цены

реализации на свой проект, т. е. данная цена не является объективной с точки зрения ее восприятия потребителями и самим рынком. В этой ситуации застройщикам приходщтся прибегать к помощи экспертов для определения цены на новый проект.

Значительно более конкурентным считается вторичный рынок жилой недвижимо* ста, взаимозависимость которого с рынком строящегося жилья легко доказать. Более того, рынок готового жилья более значителен по предложению. Рыночная цена вторичного рынка жилой недвижимости может быть рассчитана для любой локализации в данный момент времени. Таким образом, для совершенствования ценообразования на новый объект, мы разработали метод, который основан на выявленной зависимости между первичным и вторичным рынками жилой недвижимости. На каждом этапе развития рынка внутри обозначенной территории существует определенное соотношение цены 1 кв. м жилой площади в строящихся домах и домах, сданных в эксплуатацию, которое зависит от количества населения, уровня спроса, объема продаж первичного рынка. Рассчитывая это соотношение, строительная компания может определить среднюю цену нового объекта даже при условии отсутствия объектов-аналогов в непосредственной близости от участка застройки.

Таким образом, на современном этапе развития рынка жилищного строительства для более обоснованного определения средней цены реализации проекта нового жилого здания и принятия решения о начале строительства застройщик может использовать разработанные и вышеизложенные нами методические принципы.

Юридическая защита права на занятие предпринимательской деятельностью и свободы предпринимательства обеспечивается общими принципами права и специальными конституционными принципами, которые в целом представляют собой систему гарантий предпринимательской деятельности. Общеправовые принципы призваны обеспечить правомерность вмешательства государства в экономику. К ним относятся принцип правового государства, принцип уважения основных прав и фундаментальных свобод человека, принцип формального равенства, принцип справедливости, принцип соразмерности, принцип законных ожиданий и др. К специальным конституционным принципам относятся единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка свободной конкуренции, признание частной собственности, юридическое равенство всех форм собственности. Содержание правовых норм, регулирующих предпринимательскую деятельность, должно соответствовать указанным принципам. Такое соответствие является предметом конституционного контроля (см. подробнее гл.2 и 4). Частноправовые гарантии предпринимательской деятельности заключаются в признании формального равенства независимых участников предпринимательских отношений, свободы договора (свободы волеизъявления) независимых участников предпринимательских отношений, обязательности выполнения участниками экономического оборота принятых на себя обязательств, неприкосновенности собственности предпринимателя, недопустимости произвольного вмешательства в частные дела предпринимателя со стороны других лиц и государства, в частности, необходимости защиты имущества предприятий от незаконного изъятия; необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав и их судебной защиты, право на которую не подлежит какому-либо ограничению (ст.1 ГК РФ). Предприниматель имеет право обращаться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными (полностью или частично) актов государственных органов, не соответствующих законодательству и нарушающих охраняемые законом права и интересы. Причиненные предпринимателю убытки в результате выполнения противоречащих законодательству решений государственных или иных органов либо их должностных лиц, нарушивших права предпринимателя, а также ненадлежащее осуществление такими органами или их должностными лицами предусмотренных законодательством обязанностей по отношению к предпринимателю подлежат возмещению этими органами. Система правовых гарантий не ограничивается установлением общих принципов права и экономических свобод. Нормы предпринимательского права устанавливают также субъективные права субъектов предпринимательства, являющиеся непосредственным выражением этих свобод и защищающие конкретные интересы предпринимателей. Например, требование об уведомлении кредиторов при реорганизации или ликвидации коммерческой организации (ст.60, 63 ГК РФ) направлено на защиту интересов кредиторов, связанных с полным выполнением обязательств коммерческой организации по отношению к ее кредиторам. Государство должно обеспечивать равное право доступа всех субъектов предпринимательской деятельности на рынок, к материальным, финансовым, трудовым, информационным и природным ресурсам, равные условия деятельности предприятий, независимо от вида собственности и их организационно-правовых форм. Правовые гарантии обеспечивают возможность предпринимателя в соответствии с законодательством, учредительными документами и договорными обязательствами самостоятельно распоряжаться имуществом предприятия, определять объемы производства, порядок и условия сбыта продукции, распределять прибыль на развитие производства, возможность страховать предпринимательские риски страховыми обществами, не допускать монопольное положение на рынке отдельных предприятий и их объединений и недобросовестную конкуренцию. Гарантии предпринимательства также представляют собой комплекс организационных мер государства по реализации субъективных прав предпринимателей. Названные меры включают: контроль со стороны соответствующих органов государства над соблюдением законодательства о предпринимательской деятельности; применение мер принуждения к правонарушителям; предоставление предпринимателям возможности защиты своих прав и интересов в суде; своевременное обновление и совершенствование нормативной базы предпринимательства для адекватного отражения реалий общественных экономических отношений; создание необходимой инфраструктуры рынка и иных условий, необходимых для нормального функционирования экономики; снятие лишних административных барьеров и устранение иных препятствий для развития предпринимательства; наличие ясной промышленной политики государства, что означает определение государственных приоритетов в поддержке тех или иных отраслей национальной экономики; обеспечение стабильности в деятельности рынков, смягчение последствий экономических кризисов; недопущение злоупотребления доминирующим положением и недобросовестной конкуренции; экономическую, научно-техническую, правовую поддержку предпринимательской деятельности.

Еще по теме § 4. Гарантии осуществления права на занятие предпринимательской деятельностью:

  1. § 1. Право на занятие предпринимательской деятельностью: основания возникновения и способы осуществления этого права
  2. 71. Гарантии осуществления избирательного права гражданами Российской Федерации
  3. § 1. Регулирование предпринимательской деятельности как функция государства. Основные цели государственного регулирования в сфере предпринимательской деятельности
  4. § 5. ПОСЯГАТЕЛЬСТВА НА ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ НОРМАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВСЕХ ОРГАНОВ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПРАВОСУДИЯ ЛИБО ОРГАНОВ СУДА ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПРАВОСУДИЯ, ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ, ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ И ДОЗНАНИЯ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ УГОЛОВНОГО ПРЕСЛЕДОВАНИЯ

Система гарантий предпринимательского права представляет собой общие принципы права и специальные конституционные принципы, которые направлены на юридическую защиту предпринимательской деятельности и свободу предпринимательства.
Общие принципы предпринимательского права:
правовое государство;
уважение основных прав и фундаментальных свобод человека;
формальное равенство;
справедливость;
соразмерность.
Специальные конституционные принципы:
единство экономического пространства;
свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств;
поддержка свободной конкуренции;
признание частной собственности;
юридическое равенство всех форм собственности.
Частноправовые гарантии предпринимательской деятельности:
формальное равенство участников предпринимательских отношений;
свобода договора;
обязательность выполнения участниками экономического оборота принятых на себя обязательств;
неприкосновенность собственности предпринимателя;
недопустимость произвольного вмешательства в частные дела предпринимателя со стороны других лиц и государства;
необходимость обеспечения восстановления нару-шенных прав и их судебной защиты
Система правовых гарантий, кроме общих принципов права и экономических свобод, устанавливает, ^,также субъективные права субъектов предпринима-у^
Организационно-правовая форма юридического лица - совокупность конкретных признаков, объективно выделяющихся в системе общих признаков юридического лица и существенно отличающих данную группу юридических лиц от всех остальных.
Признаки, характерные для коммерческой организации, можно определить через систему имущественных и неимущественных прав участников данного типа организации.
Участники коммерческой организации имеют право:
Сформировать имущество организации;
участвовать в распределении прибыли,
иметь долю в имуществе организации;
прекращать членство;
получать «ликвидационную квоту»;
управлять организацией;
регистрировать участников данной организации;
получать информацию о деятельности организации;
защищать в законном порядке свои интересы Организационно-правовые формы юридических лиц:
хозяйственные товарищества и общества;
полное товарищество;
товарищество на вере;
общество с ограниченной ответственностью;
акционерные общества:
а)открытого типа (для них характерны выпуск акций, обязательность аудита, публичное ведение дел);
б)закрытого типа (в этом случае акции имеют хождение только внутри, т. е. распределение между участниками);
кооператив (артель) (ст. 107-112 ГК РФ);
некоммерческие организации
Хозяйственные товарищества и общества -
коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности.
Религиозная организация (объединение) - добровольное самоуправляемое некоммерческое форми-рование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объе-динения. Такие объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган об-щественной самодеятельности.
Фонд - не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имуще-ственных взносов и преследующая социальные, бла-готворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. Имущество, переданное фонду его учредителями, считается собствен-ностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам фонда.
Учреждение - организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого ха-рактера, полностью или частично финансируемая собственником. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимся в его распоряжении денеж-ными средствами.
Объединения юридических лиц - ассоциации и союзы, которые создаются в целях координации пред-принимательской деятельности коммерческих органи-заций, защиты их общих имущественных интересов.
тельства, которые являются выражением экономиче-ских свобод и защищают конкретные интересы предпринимателей.
Государством обеспечивается равное для всех субъектов предпринимательской деятельности право доступа на рынок, к материальным, финансовым, трудовым, информационным и природным ресурсам, равные условия деятельности предприятий независимо от собственности и их организационно-право-вых форм.
В соответствии с законодательством, учредительными документами, договорными обязательствами, правовыми гарантиями обеспечивается возможность предпринимателей самостоятельно распоряжаться имуществом предприятия, определять объемы производства, порядок и условия сбыта продукции, распределять прибыль, страховать предпринимательские риски, не допускать монопольного положения на рынке отдельных предприятий и их объединений и недобросовестной конкуренции.
Гарантии предпринимательства образуются комплексом организационных мер государства по реализации субъективных прав предпринимателей, которые включают:
контроль со стороны органов государства над соблюдением законодательства о предпринимательской деятельности;
применение мер принуждения к правонарушителям;
предоставление предпринимателям возможности защиты своих прав и интересов в суде;
обновление и совершенствование нормативной базы предпринимательства;
создание необходимой инфраструктуры рынка и необходимых условий;
устранение административных и иных препятствий для развития предпринимательства;
обеспечение стабильности в деятельности рынков;
недопущение недобросовестной конкуренции;
экономическую, научно-техническую, правовую поддержку предпринимательской деятельности и др.
Правовой статус индивидуального предпринимателя определяется исходя из того, что наряду с коммерческими организациями он является полноправным участником хозяйственного оборота. Правоспособность индивидуального предпринимателя практически приравнена к правоспособности коммерческих организаций. Индивидуальные предприниматели вправе:
заниматься любыми не запрещенными законом видами деятельности, а при осуществлении предпри-нимательской деятельности, требующей лицензирования, - при наличии лицензии;
заключать любые предпринимательские договоры, за исключением тех договоров, в отношении которых изъятия предусмотрены непосредственно за-коном;
быть участниками полных товариществ, а также заключать договоры о совместной деятельности (простого товарищества).
Особенности правового статуса индивидуального предпринимателя определяются спецификой налогообложения предпринимательской деятельности, осуществляемой без образования юридического лица. В отношении индивидуальных предпринимателей, как и для малых предприятий, являющихся субъектами малого предпринимательства, установлены специальные налоговые режимы:
1 упрощенная система налогообложения (гл. 26.2 НКРФ);
2)система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (гл. 26.3 НК РФ).
Индивидуальный предприниматель может работать в любой должности на платной основе в любых частных, государственных или общественных организациях, если только эту работу или должность законом не запрещено совмещать с предпринимательством.
Полное товарищество - общество, участники (полные товарищи) которого в соответствии с заклю-ченным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам при-надлежащим им имуществом.
Участники полных товариществ - индивидуаль-ные предприниматели, коммерческие организации. Имущество таких товариществ, созданное за счет вкладов, произведенное и приобретенное в процессе деятельности хозяйственного товарищества, принад-лежит ему на праве собственности.
Лицо может быть полным товарищем только одного товарищества. Государственное или муниципальное унитарное предприятие может стать участником пол- €л ного товарищества с согласия собственника. Участ-ников полного товарищества не может быть менее двух.
Учредительным документом полного товарищества является учредительный договор, который должен быть подписан всеми полными товарищами.
Вклад в складочный капитал составляют деньги, ценные бумаги, вещи, а также имущественные права, имеющие денежную цену. Управление таким товариществом осуществляется по общему согласию участников- товарищей. Участники товарищества в соответствии с заключенным между ними договором занимаются пред-принимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам при-надлежащим им имуществом
Фирменное наименование должно содержать либо имена (наименования) всех участников и слова Х

Какие гарантии осуществления предпринимательской деятельности называет автор? Назовите две гарантии. Приведите по одному примеру реализации каждой из них на практике.


Прочитайте текст и выполните задания C1-С4.

Право на осуществление предпринимательской деятельности должно реализовываться в рамках границ, очерченных нормативными правовыми актами, содержащими как позитивные правила поведения, так и запреты, применяемые в данной сфере. Совокупность правил, приемов и способов государственного регулирования предпринимательской деятельности образует режим ее осуществления. Говорят как об общем правовом режиме, распространяющимся на всех субъектов (например, регистрационный режим), так и о специальном режиме, под действие которого по¬падает либо определенная часть субъектов предпринимательского права (например, банки, биржи), либо субъекты, осуществляющие определенный вид деятельности (лицензионный режим).

Конституционное право на осуществление предпринимательской деятельности обеспечено гарантиями. Среди гарантий в первую очередь необходимо назвать возможность судебной защиты прав в случае их нарушения, равную защиту всех форм собственности, возможность ограничения прав только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства.

К гарантиям права на осуществление предпринимательской деятельности относят возможность свободного выбора: вида, сферы деятельности; территории осуществления деятельности; организационно-правовой формы осуществления деятельности.

Под организационно-правовой формой предпринимательской деятельности понимают совокупность имущественных и организационных отличий, способов формирования имущественной базы, особенностей взаимодействия собственников, учредителей, участников, их ответственности друг перед другом и контрагентами.

Действующее законодательство устанавливает следующие организационно-правовые формы предпринимательской деятельности: хозяйственные товарищества (полные и коммандитные), хозяйственные общества (с ограниченной ответственностью, с дополнительной ответственностью, акционерные), производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. Перечисленные организации по законодательству Российской Федерации являются коммерческими.

Помимо коммерческих действующим законодательством предусмотрена возможность создания организаций некоммерческих. Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных и религиозных организаций (объединений), некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами. В том случае, если некоммерческой организации законом или уставом предоставлено право заниматься предпринимательской деятельностью, соответствующей целям, ради которых эта организация создана, прибыль от такой деятельности не распространяется между ее участниками, а направляется на достижение уставных целей.

Государственное регулирование предпринимательской деятельности может быть прямым (директивным) и косвенным (экономическим)... В рыночных условиях хозяйствования приоритет отдается косвенным методам регулирования с применением различных экономических рычагов и стимулов.

(И.В, Ершова)

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) указаны две гарантии:

Возможность судебной защиты прав в случае их нарушения, равную защиту всех форм собственности, возможность ограничения прав только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства;

Возможность свободного выбора: вида, сферы деятельности; территории осуществления деятельности; организационно-правовой формы осуществления деятельности.

2) приведены примеры реализации каждой из них на практике, например:

ООО "Дом" обратилось в арбитражный суд с претензией к МУП "Водоканал" по поводу нарушения договорных обязательств;

Индивидуальные предприниматели Николай Р и Алексей И. решили создать полное товарищество, для чего подписали Учредительный договор, куда занесли сведения составе и размере складочного капитала, после чего прошли государственную регистрацию;

Могут быть приведены другие примеры.

Предметная область: Право. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности

План лекции.

1. Право на занятие предпринимательской деятельностью: основания возникновения и способы осуществления этого права

2. Понятие и виды субъектов предпринимательской деятельности

3. Права и обязанности предпринимателя и их юридическое закрепление

4. Гарантии осуществления права на занятие предпринимательской деятельностью

5. Ответственность предпринимателя за ненадлежащее осуществление своих прав и исполнение обязанностей

1. Право на занятие предпринимательской деятельностью: основания возникновения и способы осуществления этого права.

Занятие предпринимательской деятельностью является выражением свободы предпринимательства как одного из основных прав и фундаментальных свобод человека и гражданина. Конституция РФ предоставляет каждому гражданину право свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч.1 ст.34 Конституции РФ). Осуществление предпринимательства является также результатом реализации более общего права граждан на труд, т.е. права свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ст.37 Конституции РФ).

Право на занятие предпринимательством, обусловленное экономической свободой, включает в себя несколько элементов, охватывающих свободу выбора сферы, вида и формы предпринимательской деятельности. Среди сфер деятельности различаются производство, коммерция (торговля) или предоставление услуг. Гражданин может специализироваться по любому виду деятельности. Гражданин свободен самостоятельно осуществлять предпринимательскую деятельность как в индивидуальном порядке без образования юридического лица (в качестве индивидуального предпринимателя), так и путем участия в хозяйственном обществе, товариществе или кооперативе.

Однако свобода предпринимательства может быть ограничена законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, безопасности, защиты жизни, здоровья, прав, интересов и свобод других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты окружающей среды, охраны культурных ценностей, недопущения злоупотребления доминирующим положением на рынке и недобросовестной конкуренции (ст.55, 74 Конституции РФ, ст.1 ГК РФ). К числу таких ограничений относятся, в частности, предварительные условия для начала предпринимательской деятельности: наличие у гражданина или коммерческой организации гражданской правосубъектности, государственная регистрация субъектов предпринимательства и получение специального разрешения (лицензии) на осуществление отдельных видов деятельности или отдельных действий в рамках предпринимательства.

Право на занятие предпринимательской деятельностью является составляющей частью правоспособности гражданина (ст.18 ГК РФ). Правоспособность - это возможность иметь гражданские права и нести обязанности. Гражданское право содержит также категорию дееспособности, означающую, что способностью своими действиями осуществлять гражданские права и исполнять обязанности обладает только дееспособный гражданин. Следовательно, только дееспособный гражданин может самостоятельно осуществлять предпринимательскую деятельность.

Требование государственной регистрации распространяется как на коммерческую организацию, так и на гражданина (ст.23 и 51 ГК РФ). Государственная регистрация необходима для ведения учета предпринимателей, контроля за их деятельностью и обеспечения интересов их кредиторов. Законодательство о государственной регистрации коммерческих организаций состоит из ГК РФ, Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных актов (например, форма заявления о регистрации, утверждаемая Правительством РФ).

Регистрирующим органом является Федеральная налоговая служба в составе Министерства финансов.

При создании коммерческой организации государственная регистрация осуществляется по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа коммерческой организации на основании решения о создании (в форме единоличного решения, протокола учредительного собрания и/или договора о создании), учредительных документов и заявления о регистрации. Индивидуальные предприниматели регистрируются по месту жительства. Документы, требуемые для регистрации: заявление, копия паспорта. Государственная регистрация осуществляется в срок не более 5 дней с момента представления указанных документов и уплаты государственной пошлины.

Такая процедура государственной регистрации представляет собой максимально либерализированный вариант явочно-нормативного способа создания юридического лица. Акт государственной регистрации означает факт внесения определенных сведений о коммерческой организации в государственный реестр.

Таким образом, Закон о регистрации юридических лиц освобождает регистрирующий орган от необходимости проверять факты соответствия учредительных документов требованиям законодательства и соблюдения учредителями установленного порядка регистрации. Следовательно, и отказ в регистрации в соответствии со ст.23 указанного Закона возможен лишь в случае непредставления необходимых документов.

2. Понятие и виды субъектов предпринимательской деятельности.

Субъектом предпринимательской деятельности является любое лицо, деятельность которого прямо или косвенно направлена на получение предпринимательского дохода и правовой статус которого регулируется предпринимательским правом.

Субъект – потенциальный участник правоотношений. Субъекты хозяйственного права:

1) физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели;

2) юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации);

3) государственные и муниципальные образования.

Кроме этого, субъектами хозяйственного права являются так называемые сложные субъекты – холдинги и финансово-промышленные группы (не являющиеся юридическими лицами по Гражданскому кодексу РФ).

Субъектом предпринимательской деятельности является любое лицо, деятельность которого прямо или косвенно направлена на получение предпринимательского дохода и правовой статус которого регулируется предпринимательским правом. Таким образом, круг таких лиц чрезвычайно широк.

Субъекты предпринимательства различаются в зависимости от роли, выполняемой каждым из них в экономике. Наиболее распространенными являются коммерческие организации и индивидуальные предприниматели. Они играют наиболее важную роль в объединении и использовании капитала и иных видов материальных ресурсов. Именно поэтому они в соответствии с законом подлежат государственной регистрации, обладают гражданской правосубъектностью и самостоятельно от своего имени выступают в экономическом обороте. К коммерческим организациям относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия (ст.50 ГК РФ).

Также существует попытка именования всех субъектов предпринимательской деятельности единым термином: «предприниматель» или «лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность».

3. Права и обязанности предпринимателя и их юридическое закрепление.

Государство устанавливает права и обязанности каждого субъекта предпринимательской деятельности. Совокупность прав и обязанностей образует правовой статус предпринимателя.

Субъективное право представляет собой меру возможного поведения управомоченного субъекта. Содержание субъективного права состоит из совокупности следующих правомочий: (1) право совершать собственные действия; (2) право требовать исполнения обязанностей и обязательств другими лицами в интересах предпринимателя; (3) возможность защиты предпринимателем своих интересов.

Субъективная обязанность - это мера должного поведения обязанного лица, то есть представляет собой меру ограничения экономической свободы субъекта. Правовые требования указывают, какие действия предприниматель должен совершить в интересах какого-либо лица, либо группы лиц, либо государства в целом. Правовые запреты устанавливают пределы осуществления предпринимателем своих прав и обязывают его воздерживаться от совершения тех или иных действий.

4. Гарантии осуществления права на занятие предпринимательской деятельностью.

Юридическая защита права на занятие предпринимательской деятельностью и свободы предпринимательства обеспечивается общими принципами права и специальными конституционными принципами.

К общеправовым принципам относятся принцип правового государства, принцип уважения основных прав и фундаментальных свобод человека, принцип формального равенства, принцип справедливости, принцип соразмерности и т.д. К специальным конституционным принципам относятся единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка свободной конкуренции, признание частной собственности, юридическое равенство всех форм собственности.

Частноправовые гарантии предпринимательской деятельности закреплены в ст.1 ГК РФ.

Гарантии предпринимательства также представляют собой комплекс организационных мер государства по реализации субъективных прав предпринимателей. Названные меры включают:

контроль со стороны соответствующих органов государства над соблюдением законодательства о предпринимательской деятельности;

применение мер принуждения к правонарушителям;

предоставление предпринимателям возможности защиты своих прав и интересов в суде;

своевременное обновление и совершенствование нормативной базы предпринимательства для адекватного отражения реалий общественных экономических отношений;

создание необходимой инфраструктуры рынка и иных условий, необходимых для нормального функционирования экономики;

снятие лишних административных барьеров и устранение иных препятствий для развития предпринимательства;

наличие ясной промышленной политики государства, что означает определение государственных приоритетов в поддержке тех или иных отраслей национальной экономики;

обеспечение стабильности в деятельности рынков, смягчение последствий экономических кризисов;

недопущение злоупотребления доминирующим положением и недобросовестной конкуренции;

экономическую, научно-техническую, правовую поддержку предпринимательской деятельности.

5. Ответственность предпринимателя за ненадлежащее осуществление своих прав и исполнение обязанностей.

Цели установления и применения государством мер ответственности заключаются в том, чтобы: (1) стимулировать предпринимателей к соблюдению установленных процедур, правил, нормативов, стандартов, иных требований и запретов, в рамках которых должна осуществляться предпринимательская деятельность; (2) иметь возможность наказывать за несоблюдение предпринимателями своих обязанностей; (3) обеспечивать восстановление нарушенных прав и интересов других лиц и общества в целом; (4) предотвращать нарушения установленных требований предпринимателями и иными лицами в будущем.

Как правило, ответственность наступает при наличии совокупности юридических фактов, без которых никто не может быть привлечен к ответственности. Такая совокупность юридических фактов представляет собой состав правонарушения, включающий: (1) противоправность (неправомерность) поведения предпринимателя; (2) нарушение публичных интересов в форме требований законодательства или законных прав и интересов частных лиц; (3) причинную связь между двумя первыми элементами; (4) вину правонарушителя.

Виды ответственности: 1) уголовная; 2) административная; 3) гражданско-правовая.