Гарнитура шрифтов, размер и основные параметры. Единицы измерения размеров шрифтов CSS

Удивительно, но все существующие в мире шрифты отличаются всего по трем параметрам: гарнитуре, размеру и начертанию. Особого внимания заслуживает ключевой момент - гарнитура, которая может целиком преобразить любой текст. Об этом, а также о способах изменения настроек шрифтов в текстовом редакторе и при HTML-верстке далее.

Что такое шрифт?

Шрифт - это набор изображений символов алфавита, цифр, исполненных в одном формате, стиле, дизайне, иначе говоря - это аналог почерка. Первые шрифты для машин создавались на основе официального "ручного" почерка. Рукописный полуустав лежит в основе многих кириллических шрифтов, а стало основой для латинских стилей символов.

Абсолютно все компьютерные "почерки" различаются друг от друга всего по трем параметрам: размер, гарнитура, начертание шрифта.

Гарнитура шрифта

Самый важный параметр в типографике. Гарнитура шрифтов - это набор в одном или нескольких размерах, отличающийся стилевым единством изображения алфавитно-цифровых, пунктуационных и спецсимволов. Нередки гарнитуры, состоящие только из математических значений или специальных знаков, например картографических.

Понятия "гарнитура" и "шрифт" достаточно часто путают из-за схожести их предмета, особенно в текстовых редакторах. Однако первое намного шире, ведь гарнитура шрифта определяет стилистику всего текста, а сам он может ограничиваться единством исполнения только, например, курсивного начертания.

Многие гарнитуры известны пользователям ПК: Courier New, Calibri, Arial, Times New Roman. Все названия пишутся латинскими буквами, даже если гарнитура шрифтов создана российскими разработчиками, используется ее транслитерация или перевод на английский.

Разновидности гарнитур

Гарнитура шрифтов в основном разделяется на группы по данному классификатору:

  • Рукописные. Для этой группы характерна схожесть с рукописным текстом, начертанным кистью или пером. Это могут быть как раздельно, так и слитно написанные символы.
  • Рубленые. Иное название - sans serif (франц. "без"). Используются буквенные символы без засечек. Это один из самых удобных шрифтов как для маленьких надписей, так и для крупных выделенных заголовков - они приятны глазу, легко читаются. Используют такой четкий и разборчивый шрифт-гротеск и для маркировки, надписей на этикетках, "вывороченного" текста (обращенного по отношению к основному тону страницы).

  • Антиква - с засечками (serif). Производились экспериментальные исследования, установившие, что эти шрифты наиболее удобны для скорочтения "сплошных" текстов - засечки автоматически переводят взгляд от одного символа к другому, не дают буквам сливаться. Однако для заголовков, выделений они не хороши - кажется, что буквы "теснятся", создается ощущение беспорядочности. Антиква характерна своим традиционным официальным внешним видом, поэтому широко используется в соответствующих текстах.

  • Декоративные. Эта гарнитура шрифтов, иначе называемая акцидентной, создана, чтобы передать и какой-то невербальный смысл написанного. Сюда относятся самые причудливые и необычные стили символов. Однако в тексте ими не следует увлекаться - акцидентным шрифтом лучше украсить только демонстрационный подзаголовок.

  • Символьные. Эти гарнитуры не содержат в себе стандартных цифр, букв, знаков пунктуации - тут только специальные, нужные для тематических текстов символы - картографические, арифметические, рамки и т. д.

Размер шрифта

Гарнитура - первый параметр текста, второй же - размер. Иначе его именуют

Этот параметр создан для облегчения чтения текста: крупными символами выделяют заголовки, важную информацию, второстепенное (сноски, примечания) набирают более мелким шрифтом.

В текстовых редакторах мы привыкли к стандартным размерам: 8, 11, 12, 14, 18, 24 и т. д. Каждая из этих величин обозначает общую высоту символов гарнитуры от самого высокого до самого низкого (к примеру от "Д" до "р"). Измеряется она в особых единицах - типографских пунктах. Один punkt (немц. "точка") равен 0,3528 мм.

Начертание шрифта

Заключительным параметром являются насыщенность и стиль - начертание символов. Гарнитура шрифтов в основном набирается "прямым" стилем или с небольшим наклоном - курсивом.

Насыщенность - это толщина начертания символа. Кроме стандартной, есть еще "толстые" разновидности - жирный, полужирный. Существует и более детальное разделение на сверхсветлую, светлую, жирную и гипержирную насыщенность.

Стили и насыщенности перекликаются между собой, оттого можно встретить полужирный и жирный курсив.

Изменение параметров шрифта

Изменить гарнитуру шрифта и схожие с ней параметры в текстовом приложении MS Word можно одним из трех удобных способов:

  1. Через панель инструментов. Она располагается на главной рабочей вкладке редактора непосредственно над листом текста. С ее помощью можно не только изменить гарнитуру (имя шрифта), задать нужный кегль, стиль, насыщенность текста, но и выбрать необходимый цвет символов, выделить важные моменты подчеркиванием.
  2. Окно-диалог для форматирования. В "Ворде" вызывается правой клавишей мыши или сочетанием "горячих кнопок" CTRL+D. Таким способом можно вызвать диалог и в программе "Блокнот". Он позволяет также задать индивидуальные параметры текста: гарнитуру, размер, начертание.
  3. Использование "горячих" сочетаний кнопок. При вызове "Справки" или нажатия на ссылку "О программе" можно найти раздел, где раскрыт полный их список. Чтобы воспользоваться таким методом, нужно сначала выделить текст, а затем нажать нужное сочетание. Для Word ходовыми являются: CTRL+I - курсив, CTRL+B - полужирный.

Для HTML-редактирования процедура изменения гарнитуры выглядит несколько сложнее:

  1. Первым делом надо выделить тот текст, гарнитура шрифтов которого должна быть изменена.
  2. Далее следует поставить тег

    В родительском элементе можно также задавать величину в em. В таком случае она будет зависеть от базового размера, заданного в body или html. Em - это относительный размер шрифта CSS, который будет увеличиваться и уменьшаться вместе с величиной знаков родительского элемента. Это удобно - чтобы изменить величину в большом количестве мест, надо только поменять параметры родителя.

    Для профессионалов: ex и ch

    Практически не используются обычными верстальщиками и frontend-разработчиками. Ex - это величина символа «Х», а ch - символа «0». В выбранном шрифте может не иметься таких знаков, но параметры все же можно использовать. Доподлинно неизвестно, для каких случаев лучше всего подходят такие размеры. Попробуйте поэкспериментировать - может, вам так будет удобнее? Однако помните, что ex и ch являются «условными» единицами, так что точная настройка параметров будет затруднительной.

    Проценты: самый запутанный вариант

    Как задать размер шрифта в CSS в процентах? Казалось бы, все просто - нужно только указать желаемый параметр и поставить после него символ «%». Но тут в дело вступает важный вопрос: «Процентом от чего будет являться заданный размер?»

    В большинстве случаев параметр высчитывается в зависимости от величины родителя, но не всегда. Если задать свойство margin-left, процент будет вычисляться в зависимости от ширины родительского блока. Если установить line-height, то процент будет браться в зависимости от текущего размера шрифта.

    Настройка параметров в процентах требует тщательных экспериментов. Будьте осторожны с этой единицей измерения, поскольку она легко может изменить внешний вид вашей верстки.

    Rem: простая и универсальная единица

    Выше перечислено множество способов настройки размеров шрифта в CSS, но ни один из них не является действительно удобным. Для упрощения работы был придуман параметр rem, который вычисляется в зависимости от заданной для тега html величины.

    Это проще, чем кажется на первый взгляд. Например, для тега html, в который обернут весь контент страницы, вы задали в CSS font-size 16px. Соответственно, 1rem теперь будет являться 16px. 2rem - это 32px, и т. д. Можно использовать любые пропорции: 0,2rem, 1,1rem, 100rem… Браузер аккуратно пересчитает параметры.

    В html можно вообще ничего не трогать, поскольку браузеры сами устанавливают для обертки определенный размер шрифта. Но для более тщательной настройки лучше все-таки переопределить показатель. Главное достоинство rem в том, что можно легко масштабировать шрифты в определенном месте, не влияя на другие элементы. Однако помните, что старые браузеры (IE ниже 9-й версии) не поддерживают этот показатель.

    Vw и vh: экзотические параметры

    Новейшие единицы измерения, созданные для мобильных устройств. Vw - это 1 % от ширины окна, на котором пользователь просматривает ваш сайт. Vh - 1 % от его высоты. Величина символов будет автоматически масштабироваться в зависимости от экрана устройства посетителя. Чтобы выбрать подходящий размер во время верстки, увеличивайте и уменьшайте размер экрана.

    Подводим итоги

    Уже давно можно не задавать размеры шрифтов CSS только через px. Гораздо удобнее использовать rem, vh и vw (особенно при адаптивном дизайне), а также em. Каждый из этих вариантов имеет свои достоинства и недостатки, так что перед использованием проверьте несколько методов. Современные верстальщики часто прибегают к rem, поскольку это один из самых простых способов сменить размер шрифта. Однако у него есть недостаток - компоненты становятся менее модульными.

    • если свойства надо масштабировать относительно font-size, лучшим выбором станет em;
    • в остальных случаях рекомендуется применять rem.

    Em часто применяется для установки размеров padding и margin. Будьте осторожны, если указываете в нем величину символов для списков, поскольку из-за большой вложенности знаки могут оказаться нечитаемыми.

    Начиная знакомство с таинством создания цифровых шрифтов, важно разобраться с матчастью. В буквальном смысле слова. Для плодотворной работы шрифтовой дизайнер должен понимать, как измеряются шрифты и в каких единицах.

    Давайте разбираться.

    А то знаний маловато!

    Физика и лирика

    Когда–то давным–давно буквы отливались на металических или деревянных брусках, и их размеры были довольно статичными. Высота литерной площадки называлась кеглем, а измеряли ее в пунктах (в СНГ 1 пункт равен 0,376 мм).

    Литера с лигатурой ſi. 12-й кегль, шрифт Клода Гарамона

    В современной полиграфии померить буквы после их печати можно при помощи полиграфической линейки. Она распечатывается на прозрачной пленке, прикладывается к готовому изделию и служит для измерения размера шрифта, толщины обводки, угла наклона растра и других метрик.

    Тут тебе и сантиметры, и дюймы и все те же пункты.

    Полиграфическая линейка.

    Однако, когда дело касается цифровой среды, на арену выходят виртуальные величины измерения.

    Размер шрифта в векторе

    Как правило, цифровые шрифты являются векторными, и все их метрики задаются в некоторых условных единицах, не имеющих размерности.

    Основные метрики шрифта «Новая Гельветика Тонкая» в окне настроек шрифтового редактора «Фонтлаб 5».

    Конкретная система измерения в данном случае не нужна и не важна, поскольку векторный формат представления данных подразумевает свободное масштабирование и легкий перенос данных из одной системы в другую.

    При этом в векторном представлении все же присутствует точка отсчета и мера, а точнее соразмерность отдельных элементов друг другу.

    Глиф G из шрифта «Новая Гельветика Тонкая» в окне глифа программы «Фонтлаб 5».

    Для связи безразмерного мира векторных знаков с миром реальным, в котором шрифт используется и измеряется в пикселях, сантиметрах или других осязаемых величинах, существует специальный параметр «UPM шрифта».

    Окно настроек шрифта в редакторе «Фонтлаб 5». Обратите внимание, что параметр UPM является глобальным и влияет на все глифы в шрифте.

    UPM (Units Per Em) - это количество условных единиц на кегельную (литерную) площадку.

    В данном случае кегельная площадка тоже условная. Потому что этот объект, перебравшись из физического мира в цифровой, утратил свои реальные габариты бруска и стал эдакой оговоренной эталонной единицей измерения для расчетов других параметров. Мы в виртуальной среде, поэтому для простоты можете представлять себе кегельную площадку как некий абстрактный безразмерный прямоугольник, на котором располагается глиф шрифта.

    Другими словами, UPM - это плотность тех самых единиц, в которых измеряются различные метрики векторного шрифта: размеры глифов, их полуапрошей, отступов для кернинговых пар и другие.

    Здесь можно провести аналогию с разрешением монитора и физическими пикселями, из которых он состоит. Чем больше у.е. вмещается в наш прямоугольник, тем выше наша степень свободы, выше «доступное разрешение».

    Будьте осторожны, изменяя значение UPM с 1000 на какое-то другое. Ходят слухи, что не все компьютерные программы корректно работают со шрифтами, у которых значение этого параметра отличается от стандартного.

    Прямо на процесс создания или хранения векторных шрифтов параметр UPM не влияет. Он становится важен только тогда, когда шрифт попадает в конкретную систему координат.

    Например, в окно тестирования/предпросмотра шрифта или в Фотошоп.

    Размер шрифта в Фотошопе

    О, как обманчивы могут быть привычные вещи! Многие дизайнеры и простые обыватели годами работают в Фотошопе, но так никогда и не задумывались, а как измеряется шрифт в этой программе.

    Чтобы понять, что происходит с векторными метриками шрифта в Фотошопе, давайте разберемся, а что же означают пиксели в параметре «размер шрифта»?

    Окно настройки шрифта в программе Адобе Фотошоп.

    Когда вы выбираете размер шрифта, например, в «16 px», на самом деле вы устанавливаете это значение для параметра PPM.

    PPM (Pixels Per Em) - это количество пикселей на кегельную площадку.

    Другими словами, это плотность все той же условной кегельной площадки, но в пикселях.

    То есть, ни одна из вертикальных метрик шрифта не станет при этом равной 16 пикселям! Ни высота строчных, ни высота прописных, ни расстояние между верхними и нижними выносными элементами.

    Шрифт Helvetica, PPM = 16 пикселей, сглаживание в режиме Strong. Высота прописных букв равна 12 пикселям, а строчных - 9 пикселей.

    Так что же в действительности изменяет параметр «размер шрифта»? Вы уже догадались? Молодцы, совершенно верно.

    Коэффициент масштабирования

    Изменяя «размер шрифта» в Фотошопе, мы, ни много ни мало, изменяем коэффициент масштабирования при переносе условных единиц из безразмерного мира векторов в мир размерных пикселей. Он служит «мостиком» при переходе условных векторных метрик в пиксели.

    Происходит это следующим образом.

    Как вы уже поняли, величины UPM и PPM связаны между собой элементом «M», общим множителем - неопределенным размером условной кегельной площадкой. Отсюда получаем простую формулу:

    Х у.е. в 1 пикселе = UPM / PPM

    Используя эту формулу, условные единицы, которыми мы оперировали в векторном редакторе шрифта, можно выразить в пикселях. И наоборот.

    Аналогичные преобразования можно провести для сантиметров, пунктов и любых других единиц измерения, которые используются в предметной области применения шрифта.

    Живой пример

    В процессе создания шрифта «5 копеек » (5 Cent Regular), было важно добиться абсолютной четкости линий при «размере шрифта» (PPM) в 5 пикселей в Фотошопе или в любой другой программе.

    Шрифт «5 Cent Regular» - это, пожалуй, самые большие «5 копеек» в дело пиксельной типографики

    Это требование предполагало точное попадание в пиксель - размеры и метрики в итоговом рендеринге должны были ровняться целому числу пикселей. А именно, исходя из минимально возможных значений, толщина линий при заданном PPM должна быть ровна одному пикселю.

    Значение UPM для шрифта предполагалось стандартное, в 1000 единиц.

    Дано:

    PPM в Фотошопе = 5 пикселей
    UPM шрифта = 1000 у.е.

    Задача : Найти количество Х у.е. для рендеринга в 1 пиксель.

    Решение:

    X у.е. в 1 пикселе = UPM / PPM = 1000 / 5 = 200.

    Ответ: 200 у.е.

    Таким образом все линии, отступы и даже кернинг в шрифте были сделаны со значениями, кратными 200 у.е.

    Все по 200!

    Вывод о пользе

    Понимая значение метрик PPM и UPM, а также формулу зависимости между ними, можно с требуемой точностью управлять метриками при разработке цифрового шрифта.

    Комплект шрифта - это совокупность всех строчных и прописных букв, цифр и пунктуационных знаков, имеющих одинаковый размер и начертание (рис. 18.13). Шрифты могут быть прямыми и курсивными. К прямому шрифту относятся буквы прямой формы в отличие от курсивного шрифта, в котором буквы имеют наклонную форму. Латиница (Roman) обозначает группу шрифтов, имеющих засечки.

    Семейства шрифтов объединяют два и более вида шрифтов, представляющих собой различные варианты шрифта, имеющие одинаковое начертание (рис. 18.14). Тем не менее каждый вид сохраняет неотъемлемые характеристики основной формы букв. Варианты могут включать курсив, узкий (thin), светлый, полужирный (semibold), жирный, средний (medium), узкий (condensed), широкий, контурный и другие виды шрифта. В некоторых семействах представлены только некоторые из этих вариантов, в то время как другие семейства предлагают больший

    Рис. 18.13. Примеры двух вариантов начертания шрифта "Bookman", нормального и жирного

    выбор вариантов начертания. Семейство шрифтов предоставляет разнообразные, но гармоничные начертания шрифта, которые можно использовать в рекламе.

    Размер шрифта

    Наборщики пользуются едиными единицами измерения шрифта. Если вы собираетесь общаться с людьми, занимающимися производством, вам необходимо знать базовые единицы измерения. Во всех англоязычных странах в качестве единиц измерения, используемых в печатном производстве, приняты пункт и цицеро. Давайте познакомимся с ними поближе.

    Пункт

    Пункт (пт) используется для измерения размера шрифта (высоты букв). В одном дюйме (2,54 см) 72 пункта (0,351 мм). Полезно знать, что высота шрифта размером 36 пунктов составляет примерно полдюйма, а шрифта размером 18 пунктов - примерно 1/4 дюйма. На рис. 18.15 поясняются основные термины, используемые для обозначения высоты шрифта. Размер шрифта может составлять от 6 до 120 пунктов. Размер шрифта основного текста обычно находится в диапазоне от 6 до 14 пунктов. Для большинства изданий используются шрифты размером 9,10 или 11 пунктов. Шрифты, размер которых превышает 14 пунктов, называются выделительными шрифтами или шрифтами заголовка. Однако эти размеры - всего лишь условность: как правило, размер шрифта основного текста газетной рекламы составляет примерно 18 пунктов, кроме того, встречаются рекламные обращения, в которых размер заголовка примерно равен размеру основного текста. Рисунок 18.16 дает наглядное представление об основных размерах шрифта.

    Наряду с измерением высоты шрифта пункты используются для измерения интервала между строками, линиями и кромками.

    Единицей измерения шрифта является пункт. В основу измерения типографических шрифтов положены система Дидо, в которой пункт равен 0,376 мм, и англо-американская система (или система Пика), в которой пункт равен 0,353 мм. В российской системе набора пункт равен 0,376 мм, однако некоторые компьютерные шрифты (в основном нерусифицированные) базируются на пункте, равном 0,353 мм.

    Кегль – это величина площадки, на которой размещается символ (буква) с учетом свисающих, надстрочных и подстрочных элементов (диакритических элементов). Так, например, для шрифта размером 14 пт (пунктов) кегль (как раз равный 14 пт) определяется как расстояние от верхнего выносного элемента (например, для буквы «б») до нижнего выносного элемента (как в букве «р»). В этом случае понятно, что реальная высота символа «а», набранного шрифтом 14 пт будет меньше 14 пт.

    Таким образом, в кегль (высоту кегля) должна укладываться прописная буква шрифта, поэтому для одного и того же кегля размер символов в зависимости от выбранного шрифта будет несколько различным, например:

    Шрифт Times New Roman - кегль 18 пунктов,

    Шрифт Arial Cyr - кегль 18 пунктов.

    Величина стандартного шрифта печатной машинки составляет 12 пунктов. Книжный текст набирают обычно шрифтом кегля 10-11 (пунктов), в документах меньшего масштаба и более узкого применения (рефератах, пояснительных записках, рукописях статей) уместно использовать более крупный кегль – 12-14.

    Начертание

    Большинство шрифтов имеют четыре начертания :

      обычный (Regular, Normal);

      полужирный (Bold);

      курсив (Italic);

      полужирный курсив (Bold Italic).

    Набор шрифтов определенного рисунка, но разных начертаний и размеров называют гарнитурой . Например, гарнитура шрифтаTimes New Roman состоит из следующих шрифтов:

      Times New Romanпрямой;

      Times New Roman прямой полужирный ;

      Times New Roman курсив ;

      Times New Roman курсив полужирный .

    Форматирование символов

    В текстовом редакторе Wordпо умолчанию символы оформляются шрифтомTimes New Roman Cyr, размер 10 пт, нормальное начертание. Для изменения установок по умолчанию выбирают командуФормат Шрифт , после чего все последующие символы будут набраны с учетом новых установок.

    Команда Формат Шрифт открывает диалоговое окноШрифт . На вкладкеШрифт можно выбрать шрифт, размер, начертание, цвет символов, варианты подчеркивания и некоторые эффекты (зачеркивание, двойное зачеркивание, с тенью, контур, приподнятое, утопленное и т.д.). На вкладкеИнтервал можно изменить интервал между символами (например, установить разреженный или уплотненный) или задать смещение символов (выше или ниже относительно строки). Кроме того, на этой же вкладке можно установить переключатель кернинг. Кернинг шрифта применяется для автоматического подбора интервала между символами. Установка переключателя Кернинг позволяет располагать символы ближе друг к другу, не изменяя при этом их ширины. Эффекты анимации (вкладкаАнимация ) используются только при подготовке электронных документов и не воспроизводятся при распечатке документов.

    Чтобы изменить форматирование уже набранных символов, необходимо их выделить и только затем применить команду Формат Шрифт или использовать соответствующие кнопки на панели Форматирования. В этом случае изменения коснутся выделенных символов. Выделять можно как отдельный символ, так и целый текстовый блок, слово, строку, несколько строк.

    Абзац – это элемент оформления любого документа. Каждый заголовок документа тоже рассматривается как отдельный абзац. Например, в меню Формат Абзац имеется немало различных элементов управления, и выполнять их настройку для каждого абзаца отдельно – неэффективная и утомительная задача. Она автоматизируется путем использования понятиястиль .

    Стиль – это поименованный и сохраненный набор значений параметров форматирования элементов текста (абзацев и символов), который можно использовать многократно. Другими словами, стиль – это полная совокупность всех свойств абзаца.

    Стили являются важными компонентами шаблона. Все шаблоны имеют встроенные стили. Стили можно применять (присваивать) к отдельному элементу документа, например абзацу, определяя этот абзац, как обычный текст или как список, или как заголовок и т.п.

    Стиль – это своего рода макрокоманда, позволяющая одновременно применить к выделенной части текста все заданные для данного стиля особенности форматирования. Единожды созданный стиль остается всегда доступным в дальнейшем.

    Форматировать текст с помощью стиля намного быстрее, чем изменять вручную каждый элемент форматирования, при этом гарантируется единообразие внешнего вида определенных элементов документа. Кроме того, стили являются полезным, а часто и необходимым инструментом при верстке документа, например, при создании оглавлений, структуры документа, списков иллюстраций и т.п.

    Каждый стиль имеет имя. Имена некоторых стилей определяют их назначение. Например, абзацы, отформатированные стилями Заголовок 1 ,Заголовок 2 и т.д., автоматически включаются в оглавление, стильОбычный определяет формат набора обычного текста.

    Для работы со стилями в Wordиспользуются:

      команда меню Формат Стиль , открывающая диалоговое окноСтиль ;

      кнопка Стиль на панели инструментовФорматирование .

    Щелчок по стрелке на кнопке Стиль позволяет раскрыть список имеющихся в активном документе стилей.

    Особенностью текстового редактора MicrosoftWordявляется то, что он поддерживает два типа стилей:стили абзаца истили символов (знаковые стили).

    С помощью стилей абзаца выполняют форматирование абзаца (шрифт, отступы и выравнивания абзацев, табуляция, цвет фона, тип обрамления абзаца, язык текста, способ нумерации или маркировки абзаца и др.). Стиль есть у каждого абзаца. По умолчанию используется стиль, который называется Обычный .

    С помощью стилей символов можно изменять оформление выделенных фрагментов текста внутри абзаца, например, гарнитуру и размер шрифта, его начертание и т.д., т.е. любые параметры форматирования, которые можно задать в диалоговом окне Шрифт . Не существует стиля символа, используемого по умолчанию.

    Список стилей на панели инструментов содержит образцы имеющихся стилей. В раскрывающемся списке Стиль рядом с названием каждого стиля абзаца стоит спецсимвол абзаца ¶ (пи), а стили символа помечены подчеркнутой буквойа . Название каждого стиля написано шрифтом, соответствующим стилю.

    Для оформления фрагмента текста выбранным стилем необходимо выполнить следующие действия:

      выделить этот фрагмент;

      ввести команду ФОРМАТ Стиль или открыть список стилей на панелиФорматирование ;

      щелкнуть по названию нужного стиля в раскрывающемся списке на панели инструментов или выбрать стиль в диалоговом окне Стиль и щелкнуть по кнопкеПрименить .

    Стили можно изменять ,копировать ,удалять исоздавать новые (свои собственные –стили пользователя ). Для выполнения этих операций в диалоговом окнеСтиль имеются соответствующие кнопкиСоздать ,Изменить ,Удалить .

    При этом необходимо иметь в виду следующее.

      Если к элементам документа (например, к некоторым абзацам) применен определенный стиль, а позже в этот стиль внесены изменения, то все абзацы, к которым был применен этот стиль, изменятся в соответствии с новыми параметрами стиля.

      Новые стили создаются на основе уже существующего стиля (базового) или как независимые. Изменение базового стиля ведет к изменению стилей, созданных на его основе, если изменяются общие для них параметры.

    Все изменения, внесенные в существующие стили, а также вновь созданные стили могут быть сохранены не только в активном документе, но и в шаблоне, на основе которого создавался этот документ. Для сохранения в шаблоне необходимо в диалоговых окнах Создание стиля илиИзменение стиля активизировать переключательДобавить в шаблон . Тогда эти стили могут использоваться и в других документах, создаваемых на основе этого шаблона.

    Посмотреть содержание стиля и характер форматирования, примененного к выделенному абзацу, можно с помощью пункта меню СПРАВКА Что это такое?

    Начиная с Word2000, в текстовый процессор добавлена новая возможность работы со стилями с помощью диалоговых оконТема иБиблиотека стилей .

    В диалоговом окне Тема , которое выводится на экран с помощью команды менюФОРМАТ Тема , можно выбрать варианты оформления страниц документа в соответствии с определенной темой.

    Щелчок по кнопке Библиотека стилей в диалоговом окнеТема выводит на экран диалоговое окноБиблиотека стилей , в котором можно выбрать шаблон, просмотреть стили этого шаблона и скопировать стили выбранного шаблона в текущий документ.