Где можно осуществить разворот на дороге. Основные правила разворота на перекрестке и виды перекрестков. Разворот на перекрестке с трамвайными путями

Инспекторы ДПС утверждают: по причине того, что водители неверно совершают разворот на перекрестке, происходит огромное количество аварий, порой с самыми серьезными последствиями. Чтобы этого избежать, рекомендуется внимательно изучить и запомнить определенные простые правила, когда совершение разворота категорически запрещено.

Как правильно разворачиваться на перекрестке?

Разворачиваться на перекрестке не только можно, но и нужно. Перекрестки могут быть с разделительной полосой и без нее. Разворот на перекрестке с разделительной полосой всегда выполняется по большой траектории, в то время как на перекрестке без разделительной полосы выбирать траекторию разрешается в зависимости от ситуации. При совершении данного маневра стоит помнить, что ни в коем случае водитель не должен выезжать за пределы пересечения проезжих частей. В этом случае нарушитель, скорее всего, должен будет заплатить штраф. Также во время разворота важно не создавать помех для других участников движения. В любом случае разворачивающийся автомобиль должен обязательно пропустить весь встречный транспорт и только потом совершить маневр. Кроме этого, важно, чтобы разворот ТС не противоречил установленным дорожным знакам и разметке.

Штрафы за неверное совершение разворота

В случае если водитель неверно выбрал траекторию и выехал за пределы перекрестка, оказавшись на встречной полосе, за подобное действие предусматривается наказание от наложения штрафа в размере 5000 рублей до лишения ВУ сроком на полгода. В ситуации, когда водитель выбрал неверную траекторию для разворота и пересек сплошную линию, предусматривается наложение административного штрафа в размере 1500 рублей. В этом случае наказание не так сурово, потому что нарушитель совершил разворот на перекрестке без выезда на "встречку". Кроме того, ни в коем случае нельзя на перекрестке передвигаться задним ходом. За подобный маневр предусмотрено отдельное наказание в размере 500 рублей. Стоит отметить, что подобные нарушения, которые совершаются водителями на перекрестке, наказываются инспекторами со всей строгостью, и снисхождения ждать не стоит.

Как правильно совершить разворот на T-образном перекрестке?

Если водитель хочет совершить разворот на Т-образном перекрестке, ему стоит тщательно продумать все свои действия, ведь движение задним ходом, как было написано выше, карается штрафом. Лучше на таком типе пересечении дорог разворачиваться в несколько этапов, ведь иначе, скорее всего, будет зафиксирован выезд на полосу встречного движения. Итак, совершая разворот на перекрестке подобного типа, необходимо определить, где находится главная дорога. Если же на Т-образном перекрестке установлен светофор, разворачиваться разрешено только на разрешающий сигнал. Непосредственно перед совершением маневра водитель обязан включить поворотники и только после того, когда помех не будет, развернуться.

Разворот на регулируемом перекрестке

Совершать разворот на нерегулируемом перекрестке гораздо сложнее, чем на регулируемом. Когда перекресток оборудован светофором, водителю достаточно пропустить встречный поток автомобилей и развернуться. Если же перекресток не регулируется, необходимо пропускать не только движущийся навстречу транспорт, но и те машины, которые находятся справа. В нынешнем году на регулируемых перекрестках разворачиваться все еще можно. Дополнительных запретов внесено не было, однако всегда стоит помнить о том, что при подобном маневре запрещается пересекать сплошную линию, а также выезжать на встречную полосу движения. Также перед разворотом на регулируемом перекрестке важно изучить все установленные знаки, ведь некоторые запрещают данный маневр. К таким знакам относятся 4.1.1.-4.1.6., кроме тех, которые разрешают совершение левого поворота.

Разворот на перекрестке при помощи прилегающей территории

В условиях городской суеты совершить разворот на перекрестке не только непросто, но и небезопасно. Именно поэтому опытные водители часто используют прилегающую территорию для совершения маневра. Стоит отметить, что прилегающая территория не относится к самому перекрестку, однако она требует от водителя соблюдения некоторых требований и правил. Итак, желательно стоять на прилегающей территории задом, тогда водитель получит преимущество при развороте. Однако заезд при помощи задней передачи необходимо осуществлять только непосредственно в пределах прилегающей территории, ведь нельзя забывать о том, что движение на перекрестках и главной дороге задним ходом запрещается.

Совершение разворота в определенных ситуациях

Стоит сразу же отметить, что разворачиваться на мосту категорически запрещается. Этого не стоит делать даже в случае, если на нем много полос для движения и оба направления разделяются сплошной полосой. Разворачиваться разрешается под дорожным знаком 6.3.2 "Зона для разворота". Этот знак даже упраздняет действие двойной сплошной разметки. Также ни в коем случае нельзя совершать данный маневр на пешеходных переходах, в тоннелях, на железнодорожных переездах и в других местах, где видимость ограничена 100 метрами. Не рекомендуется разворачиваться на перекрестках, если на улице наблюдаются неблагоприятные погодные условия. Это требование необходимо в первую очередь выполнять всем водителям. Разворот на перекрестках в туман, ливень или метель может привести к серьезной аварии.

Итак, разберем маневр разворота на перекрестке с точки зрения пдд. Напомним, по Правилам Дорожного Движения разворот может осуществляться как на перекрестках, так и вне перекрестков, где это не запрещено дорожными знаками и разметкой.

В городах для упорядочивания транспортных потоков между полосами для встречного движения обычно рисуют сплошную или двойную сплошную линию, поэтому разворот и приходится выполнять на перекрестке.

Для выполнения данного маневра водитель обязан занять крайнее левое положение на проезжей части.

На регулируемых перекрестках разворот выполняется на тот сигнал светофора, который разрешает поворот налево (основной сигнал или стрелка). Водитель обязан включить левый поворотник.

При наличии слева трамвайных путей попутного направления, расположенных на одном уровне с проезжей частью, поворот налево и разворот должны выполняться с них, если иное не продиктовано дорожными знаками или разметкой.

Не будем в этой статье касаться приоритета проезда нерегулируемого перекрестка транспортными средствами, эти правила знакомы каждому автомобилисту.

Отметим один важный нюанс: если Вы начали разворот и не вписываетесь в перекресток, т.е. вот-вот выедете на полосу встречного движения, остановитесь, если это позволяет дорожная ситуация, и сдайте задним ходом, после чего продолжите разворот без выезда на встречку. Штраф за такой маневр будет куда меньшим, чем наказание за встречку , всего 500 рублей. Главное – не спровоцировать ДТП.

Вот выдержка из ПДД по поводу порядка разворота в разных ситуциях:

8.8. При повороте налево или развороте вне перекрестка водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу встречным транспортным средствам и трамваю попутного направления.
Если при развороте вне перекрестка ширина проезжей части недостаточна для выполнения маневра из крайнего левого положения, его допускается производить от правого края проезжей части (с правой обочины). При этом водитель должен уступить дорогу попутным и встречным транспортным средствам.
8.11. Разворот запрещается:
на пешеходных переходах;
в тоннелях;
на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними;
на железнодорожных переездах;
в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м;
в местах остановок маршрутных транспортных средств.
9.2. На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы, запрещается выезжать для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения. На таких дорогах повороты налево или развороты могут выполняться на перекрестках и в других местах, где это не запрещено Правилами, знаками и (или) разметкой.
9.3. На дорогах с двусторонним движением, имеющих три полосы, обозначенные разметкой (за исключением разметки 1.9), из которых средняя используется для движения в обоих направлениях, разрешается выезжать на эту полосу только для обгона, объезда, поворота налево или разворота. Выезжать на крайнюю левую полосу, предназначенную для встречного движения, запрещается.
9.6. Разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления, а также при объезде, повороте налево или развороте с учетом пункта 8.5 Правил. При этом не должно создаваться помех трамваю. Выезжать на трамвайные пути встречного направления запрещается. Если перед перекрестком установлены дорожные знаки 5.15.1 или 5.15.2, движение по трамвайным путям через перекресток запрещается.
13.4. При повороте налево или развороте по зеленому сигналу светофора водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся со встречного направления прямо или направо. Таким же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.
13.12. При повороте налево или развороте водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге со встречного направления прямо или направо. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.

8.11. Разворот запрещается:

На пешеходных переходах;

В тоннелях;

На мостах, путепроводах, эстакадах и под ними;

На железнодорожных переездах;

В местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м;

В местах остановок маршрутных транспортных средств.

Комментарии

Водителю важно правильно понимать, с какого места вводится запрет и где он отменяется, то есть знать пространственные границы введенного ограничения.

Итак, согласно п. 8.11 ПДД, разворот запрещается:

  • на пешеходных переходах (запрет действует на участок дороги в пределах ширины обозначенного наземного пешеходного перехода, см. пункт 4.3 ПДД);
  • в тоннелях, на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними (разворот запрещен независимо от ширины проезжей части, однако при необходимости с помощью знаков и разметки разворот может быть организован и в этих местах);
  • на железнодорожных переездах (запрет распространяется на весь железнодорожный переезд, границами которого являются шлагбаумы, а если их нет - дорожные знаки 1.3.1 или 1.3.2; см раздел 15 ПДД);
  • в местах остановок маршрутных транспортных средств (протяженность зоны запрещения разворота определяется аналогично протяженности зоны запрещения остановки, см. пункт 12.4 ПДД);
  • в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м (когда дорога не имеет сплошных линий разметки и знаков, запрещающих разворот, а также нет тоннелей, пешеходных переходов и т. д. и вроде бы развернуться можно, то прежде надо еще убедиться в возможности контроля дорожной ситуации спереди и сзади машины минимум на 100 м).

Нетрудно догадаться, что все вышеперечисленные участки дороги имеют стесненные условия для выполнения такого маневра, как разворот, либо обладают повышенной опасностью. Выполняющее разворот на этих участках транспортное средство легко может создать препятствие другим транспортным средствам и стать причиной ДТП. В ряде случаев это связано с плохой обзорностью. Дуга моста, к примеру, не позволяет водителю транспортного средства, движущегося на подъем, видеть то, что происходит на полосе его движения на спуске. И если там окажется не сумевшее выполнить разворот в один прием или выполняющее в данный момент разворот транспортное средство, можно легко представить себе последствия, к которым такой маневр может привести.

Их не так уж много, они стандартизированы настолько, насколько это в принципе возможно, чтобы не вызывать противоречивых ситуаций на дороге. Их, если позволите, миссия состоит в том, чтобы сделать вождение безопасным. Этой же цели подчинены разметка, знаки и т. д.

Идея в том, что если все водители будут следовать ПДД, количество нештатных ситуаций на дороге, а значит, и ДТП удастся снизить до теоретически возможного минимума. Проблема в том, что не все водители помнят эти правила. Мы не имеем в виду тех, кто их не соблюдает сознательно. Речь идёт о том, что очень сложно удержать в памяти мельчайшие нюансы всех правил движения. Основные вы помните очень хорошо, потому что пользуетесь ими каждый день. А вот подробности некоторых правил рекомендуется периодически обновлять в памяти.

Яркий пример - правила выполнения разворота на дороге. Водители выполняют этот манёвр каждый день, подчас не задумываясь о том, как сделать его в полном соответствии с ПДД. Между тем есть немало нюансов. О них и расскажем.

Основа основ

Главное, что написано в правилах выполнения разворота: его всегда нужно начинать с крайней полосы. При повороте налево или направо вы и так должны занять одноимённую крайнюю полосу. Но при развороте вы должны занять самое крайнее положение в этой полосе. Этот пункт, если вдуматься, весьма логичен. Люди, не понаслышке знакомые с дорожной обстановкой в нашей стране, понимающе кивнут головой. Если вы просто встанете, скажем, в левую полосу, оставив немного места до её края, то какой-нибудь лихач, объезжающий поток по встречной полосе, совершенно спокойно это место займёт. Вы потеряете время, пока он будет убирать с вашего пути свою машину, можете пропустить момент для разворота, на перекрёстке это может вас серьёзно задержать и следующего просвета вы можете ждать ещё долго. Помимо «гонщика», вы можете получить и другой сценарий. Скажем, на свободный участок между вашим боком и разметкой может заехать мотоциклист, которого вы наверняка услышите, и бесшумный велосипедист. Второй страшнее; если вы его не заметили, например, он как раз попал в «мёртвую зону» вашего зеркала, и начнёте выполнять разворот на дороге, правила его выполнения, которые вы не соблюли в полной мере, не помогут предотвратить аварию. Поэтому будьте внимательны и максимально близко «прижимайтесь» к краю полосы.

Обратите внимание, что, даже если разметка и знаки позволяют выполнить поворот с двух и более полос, правильный разворот на перекрёстке выполняется только и исключительно из крайнего положения крайней полосы. Для поворота возможны исключения, например, когда вы управляете и прицеп при такой траектории попадает на тротуар или на встречную полосу. В этом случае ПДД оставляет за водителем право немного отступить от требований. Но конечно, в пределах здравого смысла.


Изображение разрешенного разворота на перекрёстке

Что касается траектории как таковой, правила выполнения разворота о ней явно ничего не говорят. Нет даже рекомендаций. Вопрос должен решаться на усмотрение водителей в каждой конкретной ситуации.

Если задумываться о вариативности, то этот подход также очень логичен. Например, при развороте на Т-образном перекрёстке водитель не сможет выбрать очень широкую траекторию, ему придётся проводить манёвр в условиях ограниченного пространства. При этом разворот на многополосной дороге предоставляет больше альтернатив. Здравый смысл подсказывает, что кратчайший путь будет самым безопасным, но иногда ситуация на дороге требует контринтуитивных решений.

Рассмотрим ситуацию, когда на перекрёстке выполняют разворот сразу два встречных автомобиля. Если они оба выберут широкую траекторию, то их пути пересекутся. Они будут пропускать друг друга, а в этом случае недопонимание практически неизбежно. При суженной траектории с обеих сторон разворот на перекрёстке пройдёт без осложнений и препятствий. Казалось бы, пример иллюстрирует как раз обратное тому, ради чего мы его приводим, но допустим, что у второго автомобиля есть прицеп. Ситуация обретает другую грань: слишком узкий радиус разворота для такой машины создаст аварийную ситуацию. Поэтому один из водителей должен будет выбрать узкий радиус, тогда как второму придётся расширять траекторию. Рекомендаций, как мы уже сказали выше, нет, но если возможно - старайтесь оставлять для других водителей пространство на дороге. Разумеется, выполнять разворот на дороге вы должны тогда, когда ваше действие не создаст никому из участников движения препятствий.

По факту, единственное ограничение при развороте на перекрёстке касается разметки на нём. При наличии линий разметки манёвр будет связан с кратковременным пребыванием на встречной полосе. Чтобы было понятнее, о чём речь, представьте дорогу с разделительной полосой, в месте пересечения которой разрешён правилами поворот налево и разворот. В этом самом «просвете» может быть разметка, она разделяет встречные потоки автомобилей. Так вот правильный разворот на перекрёстке вроде этого выполняется по траектории, удалённой от аверса поворота. Это та самая контринтуитивность, о которой мы упоминали. Формально в ПДД об этом не сказано, но иная траектория будет считаться выездом на встречную полосу и ДПС не преминет вам об этом рассказать. Так что будьте внимательны!

Рельсы на дороге

В случае если на перекрёстке есть трамвайные пути, они считаются полосой движения. В плане правильного выполнения разворота для вас действует то же правило: выполнять его только из крайнего левого положения. Но теперь нужно обратить внимание на . Если разметки нет, но есть знак, обозначающий направления движения по полосам, то крайнее левое положение на вашей полосе будет правее трамвайных путей, так что вы должны доехать до места поворота и выполнять разворот оттуда. Если знака тоже нет, то, соответственно, крайнее левое положение будет на трамвайных путях. Вы заезжаете на пути, пропуская трамвай, разумеется, и разворачиваетесь.

Однако при наличии разметки ситуация может кардинально поменяться. Один из немногих случаев, когда разворот через трамвайные пути будет запрещён, зависит как раз от неё. Обратите внимание: если справа от путей есть «сплошная», то в этом месте запрещён и поворот налево, и разворот. Но такая разметка - общий случай и, как правило, не требует дополнительных разъяснений. Разворот на трамвайных путях почти всегда разрешён, и выполнение его из-за специфики движения трамваев не вызывает особых трудностей.

Разворот без перекрёстка

У вас могло сложиться впечатление, что мы будем говорить только о разворотах на перекрёстке. Но это не так. Ведь разворот вне перекрёстка тоже выполняется водителями очень часто и он важная часть повседневного дорожного движения.

Если разметка позволяет вам выполнить разворот на дороге, то есть сменяется со сплошной на прерывистую с одной или обеих сторон, то, заняв крайнее левое положение, начинайте манёвр, пропустив, соответственно, встречный поток. Тут есть нюанс: разворот на многополосной дороге по такой схеме вы выполните без особых трудностей; пространство позволяет построить траекторию без необходимости упираться в бордюр и сдавать назад, что на оживлённой дороге было бы неудобно и весьма опасно. Разворот на узкой дороге, как говорят правила, можно при необходимости выполнять не только из левой полосы. В этом случае займите полосу правее, пропустите попутный поток вместе со встречным и тогда начинайте движение. Если же правой полосы нет (например, так бывает на узкой загородной дороге), то допускается использование обочины. Именно обочины, а не тротуара, это очень важно. Но будьте аккуратны и внимательны, обязательно сигнализируйте водителям о своём намерении поворотниками, ведь вам нужно пропустить сразу два потока.

Если в месте вашего разворота вне перекрёстка есть трамвайные пути, то (в отсутствие и разметки, естественно) выполнять разворот на дороге следует именно с них. В этом случае пропускаете два потока и трамвай.

Главное в этом манёвре то, что выполнять его следует, только когда вы не создадите препятствий для других участников движения. Разворот на четырёхполосной дороге не создаст для вас трудностей: она достаточно широкая, на ней вы спокойно займёте нужную для этого полосу. Разворот на двухполосной дороге будет несколько сложнее, но тоже вполне осуществим. А вот когда нельзя разворачиваться вообще, мы расскажем прямо сейчас.

Запрещённый приём

Есть не так уж много ситуаций, когда разворот может быть запрещён. Мы вскользь упомянули об этом выше, теперь же рассмотрим подробнее.

Перечень короткий. Итак, разворот может быть запрещён:

  • разметкой;
  • знаками;

Первые два пункта понятны. Сплошную осевую линию, перечёркнутый знак разворота или знак «движение только прямо» мы видим каждый день, прекрасно их понимаем и не будем нарушать такие явные правила. С правилами чуть сложнее, но тоже довольно прозрачно:

  • пешеходные переходы;
  • тоннели;
  • мосты, эстакады, путепроводы и дороги под ними;
  • переезды через железнодорожные пути;
  • места с затруднённой видимостью;
  • остановки транспорта.

Давайте по порядку. Разворачиваться на пешеходном переходе не просто опасно, это безответственно. Вы подвергаете опасности жизнь пешеходов и других водителей, выполняя этот манёвр в таком месте. Заметьте, что зоной пешеходного перехода считается расстояние между гранями визуальной разметки (зебры) или, если её не видно, расстояние между знаками. Выполнить разворот на этом участке дороги нельзя, нужно найти другое место.

Что касается тоннелей и мостов, то вряд ли кто-то вообще соберётся там разворачиваться. Это противоречит элементарному здравому смыслу. Но имейте в виду, что мост соединяет два берега, под ним нет дороги. То, что мы по привычке называем мостами, на самом деле либо эстакада, поднимающая полноценный уровень дороги над землёй или другой дорогой, либо путепровод, ярким примером которого являются съезды на трассах, переводящие поток над основной дорогой. Так вот под этими сооружениями выполнять разворот нельзя! Опоры и конструкции затрудняют видимость, поэтому манёвр будет считаться небезопасным.

Железнодорожный переезд также не является распространённым местом для разворотов. Вообще, там действует особые режим движения и нарушения правил наказываются с особой жёсткостью. Однако помните, что если на переезде есть шлагбаумы, то его граница заключена между ними и до шлагбаума идёт обычная дорога, на которой, в зависимости от разметки, можно или нельзя правильно выполнять разворот на общих основаниях. Но когда шлагбаумов нет, граница продлевается до пространства между знаками. Будьте внимательны, эта особенность может стать причиной долгого и неприятного разговора с инспектором ДПС.

Остановки автобусов и маршрутных такси входят в этот список, потому что высадка пассажиров всегда должна проходить беспрепятственно и с максимально возможным уровнем безопасности для них. Любой благоразумный человек сам будет держаться подальше от таких мест и выполнит разворот на дороге там, где не будет риска сбить зазевавшегося пешехода. При этом в ПДД протяжённость зоны явно не указана. Но вообще, остановка и поворот ближе 15 метров до и после остановки запрещены; к развороту относится то же самое, так что внимательно и разметку. Если на дороге специально есть расширение для остановки, то это ничего не меняет и правильно выполнить разворот нужно будет в другом месте.

Говоря о скорости разворота, в правилах нет по этому поводу никаких указаний. То есть теоретически для такого движения действует ограничение в 60 км/ч. Но это, как вы понимаете, совсем не значит, что вам надо выполнять разворот на дороге именно с этой скоростью. Мы предполагаем наличие интеллекта и инстинкта самосохранения у наших читателей.

Послесловие

Разворот не является сколько-нибудь сложным манёвром. Это повседневное действие, которое многие водители выполняют не задумываясь. Тем не менее, как вы видите, есть немало нюансов, которые надо учитывать, чтобы не попасть в неприятную ситуацию на дороге. Важно, чтобы вы, разворачиваясь, чётко понимали, какая именно траектория у вашей машины, хватит ли вам места, в какую полосу вы попадаете. А ещё - хватает ли вам времени для того, чтобы правильно выполнить разворот и не помешать другим водителям. Как делать разворот на дороге, правила не описывают. Вы должны сами выбрать радиус разворота, поэтому и последствия будут на вашей совести. Узкий радиус безопаснее до тех пор, пока ваши габариты не превращаются в проблему при развороте. Причём не только в вашу, но и в проблему окружающих. В этом случае будьте вдвойне внимательны и аккуратны при развороте. И помните, что прицеп - это дополнительная тяжесть, снижающая вашу скорость. Но даже так не стоит торопиться и подвергать опасности себя и других.

Принцип «всё, что не запрещено, разрешено» даёт вам некоторую свободу действий. Ситуаций, когда вы не сможете развернуться, не так уж много, они все определены в ПДД и описаны до мельчайших деталей (за редким исключением, конечно). Поэтому, следуя правилам и собственному здравому смыслу, вы будете безопасно и правильно разворачиваться там, где вам это будет удобно.