Герои с именем иван. Иван Сусанин: народный герой или жертва обстоятельств

Ни одна царская династия не пришла к престолу так необыкновенно, как дом Романовых. Это замечание принадлежит известному писателю Ивану Гоголю, не без оснований считавшему, что подвиг Ивана Сусанина неразрывно связал царя с подданными. Что известно об этом знаковом для истории России происшествии?

Волков Адриан — картинка Смерть Ивана Сусанина

В связи с ограниченностью источниковой базы биография Ивана Сусанина является предметом исторических споров. Единственным документальным источником о его жизни является жалованная грамота Михаила Федоровича 1619 года. В ней говорится о даровании зятю Сусанина половины деревни с избавлением от всех податей и повинностей, при этом народный герой упоминается достаточно кратко. Остальные данные о жизни этого человека носят легендарный характер.

Принято считать, что Иван Сусанин родился в селе Домнино, что в 70 верстах Костромы. По одной версии, он был крепостным крестьянином дворян Шестовых, по другой – служил вотчинным старостой. Известно, что у него была дочь Антонида и зять Богдан Сабинин.

В указанной выше царской грамоте говориться, что зимой 1613 г. новоизбранный царь Михаил Романов вместе с матерью Марфой жил в деревне Домнино. В то время Смута из гражданской войны превратилась в борьбу против интервентов из Польши. Шляхтичи задумали захватить новоизбранного царя, с этой целью в Домнино направился небольшой польско-литовский отряд.

По пути интервенты встретили крестьянина Сусанина, которому приказали указать дорогу к деревне. Но он повел отряд в противоположную сторону, а в Домнино отправил своего зятя Богдана, чтобы предупредить о надвигающейся опасности царя и его мать. Сусанин завел поляков глубоко в лес, а затем к Исуповскому болоту, за что он был подвергнут пыткам и убит. Предполагается, что в то время этот человек был уже в преклонном возрасте. В непроходимой местности погиб и вражеский отряд. В это время Михаил Романов укрылся в Ипатьевском монастыре.

Спустя 6 лет царь отблагодарил родственников крестьянина, который его спас, даровав им землю и освобождением от податей. Гибель Ивана Сусанина не была забыта и позже. Потомки народного героя неоднократно получали жалованные грамоты и льготные указы вплоть до 1837 года.

Культ Ивана Сусанина во времена Российской империи

В царской России образ Ивана Сусанина был предметом культа. Его подвигу посвящали картины, скульптуры, музыкальные и литературные произведения. Именно его имя официальная пропаганда активно использовала в период подавления польских восстаний и войны 1812 года.

В 1838 г. центральную площадь города Костромы стали официально именовать Сусанинской. Кроме того, героя изобразили среди других видных исторических деятелей на памятнике «Тысячелетие России» (1862). Пропаганда возымела свое дело, спустя два века то, что сделал Сусанин, в некоторой мере повторил Осип Комиссаров, спасший от смерти императора Александра II. Интересно, что Комиссаров родился неподалеку от родной деревни Сусанина.

Тем не менее, именно в дореволюционной России прозвучала первая критика официальной версии подвига. Так, историк Н. Костомаров считал, что единственным достоверным фактом во всей истории Сусанина была его гибель от одного из разбойничьих отрядов в Смутное время. Критическими отзывами об этой истории также был известен С. Соловьев, считавший, что крестьянина замучили казаки.

предположительное место гибели

В советскую эпоху первоначальное отношение к Сусанину было негативным. Так, в 1918 году памятник Ивану Сусанину был сброшен с постамента. Народного героя стали называть царским слугой, а подвиг, которым он прославился, сказкой.

Отношение резко изменилось в конце 1930-х годов. Он вновь вошел в перечень народных героев. Райцентр, рядом с которым когда-то жил Сусанин, был переименован в его честь. В то же время распространилась версия о том, что он был «патриотом Земли Русской», который боролся против иностранных интервентов, а не спасал царя. В 60-х годах прошлого века в Костроме даже установили памятник Сусанину.

В постсоветской России личность Сусанина трактуется двояко. Большинство историков продолжают называть его народным героем, признавая при этом, что к подвигу его скорее побудила вассальная преданность, чем патриотизм. Также существует несколько версий того, как происходили события. К примеру, А. Широкопад считает, что Сусанин пострадал от разбойничьего набега запорожских казаков.

  • В некоторых публикациях Сусанину приписывают отчество Осипович. Однако в источниках об этом нет упоминаний, кроме того, в 17 веке крестьян не принято было называть по отчеству.
  • В советское время не меньше Сусанина был знаменит крестьянин Матвей Кузьмин. В 1942 году он ценой собственной жизни вывел немецкий отряд под пулеметный огонь советских солдат. Вражеский отряд был уничтожен, но немецкий командир успел убить Кузьмина. После окончания Второй мировой войны появилась книга, описывающая подвиги 58 «последователей» Сусанина.

В 2003 г. в некрополе деревни Исупово были обнаружены останки, которые могут принадлежать Сусанину. Однако профессиональные археологи и историки оспаривают их подлинность.

Иван Сусанин был крестьянином, который проживал в Костромском уезде. В истории России он известен как человек, который спас царя (Михаила Федоровича Романова) от польских захватчиков. На сегодняшний день не существует достоверной информации о личности этого народного героя. Согласно историческим хроникам, Сусанин служил старостой в селе Домнино Костромского уезда. Отряд польских интервентов попросил Ивана Осиповича довести их до его села, где пребывал царь Михаил Романов. За это Сусанину полагалось вознаграждение. Вместо этого будущий герой завел поляков в дремучий лес. После некоторых блужданий интервенты догадались, что мужчина решил погубить их. После продолжительных пыток над крестьянином они поняли, что он не укажет дороги, ведущей в село. Поляки убили Сусанина. Но и сами душегубы вскоре погибли в лесных болотах. Сегодня имя этого благородного человека увековечено. А доказательством существования героя служит грамота, врученная его зятю. А также найденные под Костромой останки человека, которые, по всей видимости, и принадлежали Сусанину. Ну а сейчас более подробно рассмотрим, чем знаменит Иван Сусанин и изучим некоторые факты его биографии.

Время жизни Ивана Сусанина

Прежде чем перейти непосредственно к самому подвигу и личности Ивана Осиповича Сусанина, хотелось бы ознакомить читателя с тем периодом времени, в котором проживал великий мученик. Итак, дело было в первой половине XVII столетия. В начале 1600 годов Россию охватили небывалые классовые, природные и религиозные катаклизмы. Именно в этот период происходят: известный голодомор 1601-1603 годов, захват престола самозванцем, приход к власти Василия Шуйского, польское вторжение 1609 года, а также ополчение 1611 года и много других происшествий.

Большое горе подобралось и к Костромской области, где, собственно, и обитал Иван Сусанин, биография которого оставляет много белых пятен. К эпизодам, характеризующим то время, относятся: разрушения Костромы 1608-1609 годов Лжедмитрием II, атака на Ипатьевский монастырь, разгром польскими войсками Кинешмы и другие кровавые события.

Имели ли вышеописанные события, а именно тревога, междоусобные передряги и нашествие врагов, отношение к Сусанину и его родным или же до некоторого времени обходили их род стороной - неизвестно. Но вся эта эпоха - это время, когда жил Иван Сусанин. А к самому дому героя война подступила тогда, когда, казалось, она уже закончилась.

Личность Сусанина

Иван Сусанин, биография которого содержит крайне мало известных фактов, личность все же интересная. Мало что известно нам о существовании этого человека. Знаем только то, что Иван имел дочь с непривычным для нашего времени именем - Антонида. Ее мужем стал крестьянин Богдан Сабинин. У Сусанина было двое внуков - Константин и Даниил, но когда они появились на свет, точно неизвестно.

Также нет сведений и по поводу супруги Ивана Осиповича. Историки склонны к мнению, что на момент совершения крестьянином подвига ее уже не было в живых. А поскольку в этот же период Антониде исполнилось 16 лет, то ученые на вопрос о том, сколько лет было Ивану Сусанину, когда он завел поляков в лес, отвечают, что он пребывал в зрелом возрасте. То есть это около 32-40 лет.

Когда все происходило

Сегодня многие знают, чем знаменит Иван Сусанин, и какой он совершил подвиг. Но по поводу того, в каком году и в какое время все происходило, существует несколько версий. Мнение первое: событие имело место поздней осенью 1612 года. Как довод в пользу этой даты предоставлены следующие сведения. В некоторых преданиях идет речь о том, что Иван спрятал царя в яме совсем недавно сожженного овина. Также история рассказывает, что будто бы герой еще и прикрыл яму обгорелыми досками. Но эту теорию отрицало большинство исследователей. Если это все же правда, и старинные предания не лгут, то дело было действительно осенью, так как овины топили и палили именно в это время года.

А может все-таки последний зимний месяц 1613-го?

В сознании обычных людей, благодаря многочисленным художественным полотнам, литературным произведениям и опере Глинки М. И., прочно закрепился образ Ивана Сусанина, который вел поляков снежными сугробами через лес. И это общепринятая версия. Поэтому есть основание полагать, что подвиг был совершен где-то во второй части февраля или первой половине марта. В это время были посланы поляки, которым предстояло убить царя Михаила, дабы разрушить стабилизацию России и вести дальнейшую борьбу за право стать во главе русского престола.

Но так или иначе, никто и никогда уже не узнает правды относительно точной даты совершения подвига. Ведь невероятно большое количество важных деталей остается загадкой. А те, что удалось сберечь, скорее всего, растолкованы неправильно. Чем знаменит Иван Сусанин, мы осведомлены. А все остальное пускай так и остается мифом.

Смерть Сусанина в Деревнище

В нескольких исторических хрониках, в которых рассказывается, как Иван Сусанин спрятал Романова в ямнике в деревне Деревнище, идет речь и о том, что в этом же селе Ивана Осиповича поляки поддали пыткам, а потом и лишили жизни. Но эта теория не подтверждается никакими документами. Эта версия не была поддержана почти никем, кто занимался исследованием жизни знаменитого героя.

Самая распространенная версия гибели

Следующая теория относительно смерти героя является наиболее известной и наиболее поддержанной историками. Согласно ей, Иван Сусанин, подвиг которого описан выше, погиб на Исуповском болоте. А образ сосны красного цвета, что выросла на крови героя, считается неимоверно поэтичным. Второе название болота звучит как «Чистое», ибо оно омыто страдальческой кровью Ивана Осиповича. Но все это только фольклорные домыслы. Но как бы там ни было, именно болото является основным местом действия всего сусанинского подвига. Крестьянин по трясине водил поляков, заманивая их в самую глубь леса, подальше от необходимой им деревни.

Но вместе с этим и появляется множество вопросов. Если Иван Сусанин (история подвига описана выше) погиб действительно на болоте, то умерли ли все поляки после его смерти? Или только часть из них канула в Лету? Кто в таком случае рассказал о том, что крестьянина больше нет в живых? О смерти поляков нет упоминаний ни в одних документах, которые удалось найти историкам. Но существует мнение о том, что настоящий (а не фольклорный) герой Иван погиб не на болоте, а в каком-то ином месте.

Смерть в селе Исупово

Третья версия относительно гибели Ивана говорит о том, что он умер не на болоте, а в селе Исупово. Об этом свидетельствует документ, в котором правнук Сусанина (Собинин И. Л.) просит императрицу Анну Иоанновну подтвердить льготы, положенные потомкам Ивана Сусанина. Согласно этому прошению, именно в указанном селе Ивана Осиповича настигла его смерть. Если верить этому преданию, то смерть своего земляка видели и жители Исупово. Тогда получается, они принесли плохую весть в деревню Домнино, а возможно, они и доставили туда тело покойного.

Эта версия является единственной теорией, которая имеет под собой документальное подтверждение. Она считается и самой реальной. К тому же правнук, который не был столь отдаленным во временных рамках от своего прадеда, не мог не знать, чем знаменит Иван Сусанин, и где он скончался. Многие историки также разделяют эту гипотезу.

Где похоронен Иван Осипович Сусанин

Естественным будет вопрос о том, где находится могила русского героя. Если верить преданию о том, что он умер именно в селе Исупово, а не на одноименном болоте, то захоронение должно быть обязательно. Предполагается, что тело усопшего погребено на кладбище около Воскресенской церкви, которая была приходским храмом для жителей сел Деревнище и Домнино. Но этому факту нет весомых и множественных доказательств.

Нельзя и не упомянуть тот факт, что немного позже после погребения тело Ивана было перезахоронено в Ипатьевском монастыре. Это также версия, которая не имеет веских доказательств. И она отвергалась практически всеми исследователями подвига Сусанина.

Имя национального героя Ивана Осиповича Сусанина известно любому русскому ребенку 3 класса. Многие не знают его биографии, но знают, что он кого-то куда-то завел в непроходимые дебри. Разберемся кратко в жизнеописании этого знаменитого человека и попробуем понять, что является реальностью, а что выдумкой.

Нужно сказать, что об Иване известно не так много. Родился он в Костромской области в деревне Деревеньки. По другим сведениям место рождения - это деревня Домнино, которая была вотчиной дворян Шестовых. Кем был при жизни И. Сусанин также не очень понятно. По разным источникам есть разные представления:

  1. Общепринятое - простой крестьянин;
  2. Малопринятое - деревенский староста;
  3. Малоизвестное - Иван Осипович выступал в роли приказчика и жил при дворе бояр Шестовых.

Впервые о нем узнали в 1619 году из царской грамоты царя Михаила Романова. Из этой грамоты мы узнаем, что лютой зимой 1612 года объявился польско-литовский отряд Речи Посполитой. Цель отряда заключалась в том, чтобы отыскать юного царя Михаила Федоровича Романова и уничтожить его. В это время царь вместе с матерью инокиней Марфой жили в селе Домнино.

Отряд поляков и литовцев продвигался по дороге в Домнино и встретил крестьянина Ивана Сусанина и его зятя Богдана Собинина. Сусанину было приказано показать дорогу ко двору , где живет молодой царь. Крестьянин нехотя согласился и повел врага в другую сторону. Как свидетельствуют грамота и легенда, Иван завел их на болота в непроходимые дебри. Когда обман был раскрыт, шляхтичи пытали его и разрубили тело на мелкие куски. Они так и не смогли выбраться из дебрей и замерзли на болотах. Под гнетом пыток Иван Осипович не поменял своего решения погубить врага и не указал верной дороги.

История свидетельствует о том , что Сусанин повел шляхту, а зять Собинин отправился в Домнино, чтобы предупредить царя. Царь и его мать укрылись в монастыре. Судя по тому, что упоминается зять Собинин, определяют, что возраст Сусанина был примерно 35−40 лет. По другим источникам - это был старец преклонных лет.

В 1619 году царь жалует грамотой зятю Богдану Собинину совершать управление половиною деревни и освобождение от податей. В дальнейшем еще были жалования вдове Собинина и потомкам Сусанина. С тех пор живет и передается из уст в уста легенда о бессмертном подвиге русского крестьянина Ивана Сусанина.

Культ Сусанина в Царской России

В 1767 году Екатерина Великая ездила в Кострому. После этого она упоминает о подвиге, который совершил герой и отзывается о нем как о спасителе царя и всего рода Романовых.

До 1812 года о нем было мало известно. Дело в том, что в этом году русский литератор С. Н. Глинка написал о Сусанине как о национальном герое, о его подвиге, самопожертвовании во имя царя-батюшки и Отчизны. Именно с этого времени его имя стало достоянием всей общественности царской России. Он стал персонажем учебников по истории, многих опер, стихотворений, рассказов.

В царствие Николая I культ личности героя усилился. Это был политический светлый образ царской России, выступавший за идеалы самопожертвования ради царя, самодержавия. Образ крестьянина-героя, крестьянина-защитника земли российской. В 1838 году Николай I подписал указ о переименовании главной площади Костромы в Сусанинскую площадь. На ней возвели памятнику герою.

Совершенно иное восприятие образа Сусанина было в начале становления власти Советов. Его причисляли не к героям, а к царским угодникам. Все памятники царям по указу Ленина сносились. В 1918 начали сносить памятник в Костроме. Площадь переименовали в площадь Революции. В 1934 году памятник снесли полностью. Но в это же время началась реабилитация образа Сусанина, как национального героя, отдавшего жизнь за свою Родину.

В 1967 году в Костроме повторно был возведен памятник Ивану. Фото памятника раскрывает образ обычного крестьянина в длинной одежде. Надпись на памятнике гласит: «Ивану Сусанину - патриоту земли русской».

История подвига

Подвиг Сусанина. Гравюра XIX века

О жизни Ивана Сусанина не известно в точности почти ничего. Сусанин был крепостным дворян Шестовых , проживавшим в селе Домнино, центре довольно крупной вотчины (примерно в 70 верстах к северу от Костромы). Согласно преданиям, родом Сусанин был из находившейся неподалёку от Домнина деревни Деревеньки. Протоиерей А. Д. Домнинский, ссылаясь на бытовавшие в Домнине предания, первым указал, что Сусанин был не простым крестьянином, а вотчинным старостой . Позже некоторые авторы стали именовать Сусанина приказчиком (посельским), управляющим домнинской вотчиной Шестовых и живущим в Домнине при боярском дворе . Поскольку о его жене ни в документах, ни в преданиях никак не упоминается, а его дочь Антонида была замужем и имела детей, можно полагать, что он был вдовцом в зрелом возрасте.

Согласно легенде (не подтвержденной научными изысканиями), поздней зимой 1613 года уже наречённый Земским собором царь Михаил Романов и его мать, инокиня Марфа , жили в своей костромской вотчине, в селе Домнино. Зная об этом, польско-литовский отряд пытался отыскать дорогу к селу, чтобы захватить юного Романова. Недалеко от Домнина они встретили вотчинного старосту Ивана Сусанина и приказали показать дорогу. Сусанин согласился, но повел их в противоположную сторону, к селу Исупову, а в Домнино послал своего зятя Богдана Сабинина с известием о грозящей опасности. За отказ указать верный путь Сусанин был подвергнут жестоким пыткам, но не выдал места убежища царя и был изрублен поляками «в мелкие куски» на Исуповском (Чистом) болоте или в самом Исупове. Михаил Фёдорович и инокиня Марфа нашли спасение в Костромском Ипатьевском монастыре .

Доказательством реальности подвига Ивана Сусанина считается царская грамота от 30 ноября 1619 года о даровании зятю Сусанина Богдану Сабинину половины деревни с «обелением» от всех податей и повинностей «за службу к нам и за кровь, и за терпение… »:

… Как мы, великий государь, царь и великий князь Михаил Фёдорович всея Руси, в прошлом году были на Костроме, и в те годы приходили в Костромской уезд польские и литовские люди, а тестя его, Богдашкова, Ивана Сусанина литовские люди изымали, и его пытали великими немерными муками, а пытали у него, где в те поры мы, великий государь, царь и великий князь Михаил Фёдорович всея Руси были, и он, Иван, ведая про нас, великого государя, где мы в те поры были, терпя от тех польских и литовских людей немерные пытки, про нас, великого государя, тем польским и литовским людям, где мы в те поры были, не сказал, и польские и литовские люди замучили его до смерти …

Последующие жалованные и подтвердительные грамоты 1641, 1691 и 1837 гг., данные потомкам Сусанина, только повторяют слова грамоты 1619 года. В летописях, хрониках и других письменных источниках XVII века почти ничего не говорилось о Сусанине, но предания о нём существовали и передавались из рода в род .

Официальный культ Сусанина и его критика

Времена Российской империи

В 1838 году Николаем I был подписан указ о даровании центральной площади Костромы имени Сусанинская и возведении на ней памятника «во свидетельство, что благородные потомки видели в бессмертном подвиге Сусанина - спасении жизни новоизбранного русской землей царя через пожертвование своей жизни - спасение православной веры и русского царства от чужеземного господства и порабощения ».

Казённый сусанинский культ не мог не порождать и общественного неприятия, выражаемого зачастую в крайних, нигилистических формах. В годы реформ Александра II переоценке подверглись многие ценности николаевской эпохи, в том числе прославление Сусанина. Официальная версия подвига Сусанина, идеологически и историографически оформленная в правление Николая I, впервые была подвергнута критике и открытому высмеиванию в статье профессора Петербургского университета Н. И. Костомарова «Иван Сусанин» , вышедшей в феврале 1862 года в журнале «Отечественные записки ». Не отрицая существования личности Сусанина, автор утверждал, что общепринятая версия о сусанинском подвиге является позднейшим вымыслом.

Эта позиция была опровергнута в исследованиях С. М. Соловьёва и М. Н. Погодина , которые, впрочем, руководствовались преимущественно теоретическими соображениями и догадками. С конца 1870-х и особенно в 1880-е годы, с открытием исторических обществ и губернских архивных комиссий , стали обнаруживаться новые документы о подвиге Сусанина, открылись почти современные ему «Записки» и многочисленные рукописные «предания» XVII и XVIII веков, в которых очевидно преклонение писавших перед подвигом. Наиболее значительный вклад в развитие историографии Смутного времени внесли работы костромских краеведов, таких как А. Д. Домнинский, В. А. Самарянов , Н. Н. Селифонтов и Н. Н. Виноградов .

О том, что подобное решение было принято на высшем политическом уровне, свидетельствует возобновление в 1939 году в Большом театре посвящённой Сусанину оперы М. И. Глинки «Жизнь за царя ». Опера получила новое название «Иван Сусанин» и новое либретто . Следует отметить, еще один факт того, какое значение придавалось сусанинскому культу: в конце лета 1939 года в честь Сусанина был переименованы районный центр и район, на территории которого он жил и погиб.

В советской исторической науке оформились две параллельные точки зрения на подвиг Сусанина: первая, более «либеральная» и восходящая к дореволюционной традиции, признавала факт спасения Сусаниным Михаила Романова; вторая, тесно связанная с идеологическими установками, категорически этот факт отрицала, считая Сусанина героем-патриотом, подвиг которого не имел никакого отношения к спасению царя. Обе указанные концепции просуществовали до конца 1980-х годов, когда с крахом советской власти либеральная точка зрения окончательно взяла верх.

В украинских СМИ и научно-популярной литературе поддерживается точка зрения, что прообразом Ивана Сусанина мог быть казак-разведчик Никита Галаган , который 16 мая 1648 года в ходе Корсунской битвы по заданию Богдана Хмельницкого дезинформировал шляхтичей и привел их войско в подготовленную засаду, что дало возможность казакам атаковать врага в невыгодных для него условиях .

Увековечение памяти

Памятник 1851 года

В 1918 году с памятника были сброшены бюст Михаила и скульптура Сусанина, тогда же Сусанинская площадь была переименована в площадь Революции (историческое название возвращено в 1992 году ). Окончательное уничтожение памятника произошло в 1934 году.

Памятник 1967 года

В 1967 году в Костроме был установлен новый памятник Сусанину, созданный скульптором Н. А. Лавинским возле Молочной горы , над съездом к Волге. Памятник лишён монархических и религиозных символов. Композиция примитивна: фигура крестьянина в долгополой одежде стоит на массивном цилиндрическом постаменте. Фигура и облицовка постамента изготовлены из белого известняка. На постаменте надпись: «Ивану Сусанину - патриоту земли русской». Со времени представления проекта памятник критикуется как дисгармоничный облику центра Костромы.

Другие памятники

Иван Сусанин изображён на памятнике Михаила Микешина «Тысячелетие России » в Новгороде ().

Бронзовая фигура умирающего Ивана Сусанина, над которым склонялась фигура женщины - аллегорическое изображение России, была включена скульптором А. Адамсоном в ансамбль памятника в честь 300-летия дома Романовых в Костроме.

В 1988 году на холме над Чистым болотом, на месте бывшей деревни Анфёрово, был установлен памятный знак - огромный валун с надписью: «Иван Сусанин 1613».

Прочее

27 августа 1939 года вышел указ Президиума Верховного Совета РСФСР, гласивший: «Переименовать Молвитинский район Ярославской области в Сусанинский район и его центр, село Молвитино, в село Сусанино » . Иван Сусанин изображён на гербе и флаге района. В селе Сусанино в здании Воскресенской церкви находится музей подвига Ивана Сусанина .

В разное время имя Ивана Сусанина носили российские и советские суда:

Образ Ивана Сусанина использовался в символике молодежного образовательного форума «Патриот», проводившегося в 2009-2012 годах в Костромской области .

Образ Сусанина в искусстве и фольклоре

Ивану Сусанину и его подвигу посвящены произведения музыкального, изобразительного и словесного искусства: опера М. И. Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»), опера К. А. Кавоса («Иван Сусанин»), дума К. Ф. Рылеева «Иван Сусанин», драма Н. А. Полевого «Костромские леса», картина М. И. Скотти «Подвиг Ивана Сусанина», картина М. В. Нестерова «Видение Ивану Сусанину образа Михаила Фёдоровича» и др.

Куда ты завел нас? - лях старый вскричал.
Туда, куда нужно! - Сусанин сказал. -
Убейте, замучьте! - моя здесь могила!
Но знайте и рвитесь: я спас Михаила!
Предателя, мнили, во мне вы нашли:
Их нет и не будет на русской земли!
В ней каждый Отчизну с младенчества любит
И душу изменой свою не погубит.

- К. Ф. Рылеев «Иван Сусанин»

Образ Сусанина нашёл свое отражение в фольклоре. Как обычно и бывает, официальной героизации противопоставляется ирония, нелепость, абсурдность ситуации, а сам Сусанин в анекдотах из фигуры трагической превращается в комического героя, почти современника: то в хитроумного мужичка, «ловко обманувшего поляков», то в проводника-простофилю, заплутавшего в лесах вместе с «интуристами».

Примечания

  1. В единственном историческом источнике про Ивана Сусанина, грамоте царя Михаила Фёдоровича , отчества Осипович не употребляется. В некоторых сочинениях он называется Ивановичем. Крестьяне в ту пору не имели отчества, к тому же прозвище (а не фамилия) Сусанин (от женского имени Сусанна) говорит о возможном отсутствии отца. См. А. Е. Петров. Останки Ивана Сусанина: К вопросу о методах исторической фальсификации // Исторические записки. № 1 (129). М., 2008
  2. Домнинский А. Правда о Сусанине (свод местных преданий) // Русский архив. 1871. № 2
  3. Зонтиков Н. А. Иван Сусанин // Иван Сусанин: легенды и действительность . - Кострома, 1997. - С. 27. - 352 с. - (1). - ISBN 5-89362-003-8
  4. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  5. Грянувший гром: скептик Костомаров
  6. Соловьёв С. М. О статье Костомарова «Иван Сусанин»
  7. Зонтиков Н. А. В защиту Сусанина: костромские краеведы в полемике с Н. И. Костомаровым
  8. Герой, которого не было.
  9. Не Сусанин - Галаган. Борис Кириченко. «Украина казацкая»
  10. Сооружение памятника Сусанину в Костроме
  11. Площади Революции больше нет // Костромские ведомости, 29.04.1992
  12. Переименование Молвитина в Сусанино, Молвитинского района - в Сусанинский
  13. Музей подвига Ивана Сусанина
  14. Ледоколы ФСЛО
  15. Пароход «Иван Сусанин»
  16. Пассажирский речной теплоход «Иван Сусанин»
  17. Молодежный образовательный форум
  18. Патриот земли русской: Отражение подвига И. Сусанина в литературе и искусстве: Рекомендательный указатель литературы / Сост. Сорока Л. Н. и др. - Кострома, 1988

Иван Сусанин — крестьянин Костромского уезда, известен в русской истории как спаситель жизни царя Михаила Федоровича от польских интервентов.

Более или менее определенных и достоверных сведений о жизни этого героя из народа почти не сохранилось. В результате исторических исследований известно, что Иван Сусанин был старостой села Домнина Костромского уезда родовой вотчины бояр Романовых, в котором некоторое время после избрания на престол жил молодой царь Михаил Федорович вместе со своею матерью, Марфой Ивановной.

Как только распространилась весть об избрании на царство вместо королевича Владислава представителя русского боярского рода, уезд наводнили польско-литовские отряды, которые искали нового царя, чтобы его убить. Один из таких отрядов в окрестностях Домнина хватал встречавшихся по пути поселян, при помощи пыток стараясь выведать точное местопребывание Михаила Федоровича. В числе схваченных был и Сусанин, который как староста Домнина и доверенный человек своего боярина один знал о точном местопребывании царя.

В дальнейшем история имеет две версии. Более известная из них гласит, что Сусанин, после пыток, взялся быть проводником отряда, но завел его в противоположную от Домнина сторону, послав перед уходом своего зятя Богдана Сабинина к Михаилу Федоровичу с советом укрыться в Ипатьевском монастыре. Только на следующий день Сусанин открыл полякам, заведенным в дремучие лесные чащи, свой обман, за который и был после пыток ими "изрублен в мелкие куски". Эта версия малодостоверна, так как все пытки и смерть Сусанина, в некоторых источниках описанные с различными деталями, никому не могли быть известны, тем более что по этой же версии погиб и весь польско литовский отряд, заблудившийся в лесных дебрях.

По другой, более достоверной версии, Сусанин просто отказался что либо сообщить, в то же время послав своего зятя с предупреждением и советом к Михаилу Федоровичу. Тогда крестьянина после пыток "замучили до смерти" не в глухом лесу, а в селе Исупове в присутствии многих поселян, для устрашения последних. Смерть Ивана Сусанина произошла в 1613 году.

Сохранилось известие, что по восшествии на престол Михаил Федорович велел перенести тело Сусанина из Домнина, где были погребены его останки, в Ипатьевский монастырь.

В 1619 году Богдан Сабинин за подвиг тестя был пожалован от Михаила Федоровича грамотой и получил половину деревни Деревнищи близ Домнина.

Историки насчитали по меньшей мере 70 героев, повторивших подвиг костромского крестьянина. Среди них замученный до смерти поляками Никита Галаган, который в ходе восстания Богдана Хмельницкого (1648-1654) завел польский отряд в устроенную казаками ловушку. После Октябрьской революции орденом Красного Знамени был награжден сибирский крестьянин Федор Гуляев, который завел в непроходимые болота белогвардейский отряд; при этом герой получил и новую фамилию — Гуляев Сусанин.

В 1942 году, во время Великой Отечественной войны, 83-летний колхозный сторож Матвей Кузьмин , предупредив через внука воинскую часть Советской армии, вывел гитлеровский лыжный батальон 1 й горнострелковой дивизии к засаде в деревне Малкино под пулеметный огонь советских войск. За этот подвиг Кузьмин был удостоен звания Героя Советского Союза посмертно.