Господь не дает ребенка. Что делать? Почему Бог ребенка не дает: причины, грехи и проповедь

М ир Вам, дорогие посетители православного островка «Семья и Вера!»

К ак часто бывает так: просишь о чем-то, как нам кажется, самом полезном для нас, а прошение не исполняется. Просишь-просишь, а в ответ – тишина… И вот чувствуешь, как уныние, холодной, тонкой змеей, вползает в наше сердце, обвивает его, душит его, и нет уже сил верить и молиться дальше, холод сковывает душу, все, как в тумане – ничего не хочется слышать, никого не хочется видеть. Все наше существо – слово одна большая рана, пульсирующая, причиняющая нестерпимую боль… И кажется, что так будет всегда, что это никогда не кончится, что с каждым днем будет все хуже и хуже… Кому из нас не знакомо такое состояние? Кто из нас не сталкивался с унынием и отчаянием? Есть ли выход? Есть ли смысл жить дальше?

Как принять, как понять о себе промысл Божий? Где найти в себе силы довериться Богу и не унывать? Вот, например, как часто чувствуешь несправедливость от того, что дети рождаются не в тех семьях, где их так ждут, а у тех, кому они совсем не нужны? Почему так бывает? Ведь плодиться и размножаться – это Заповедь Божия, так почему же не все могут следовать этой Заповеди? Скажем сразу – однозначных ответов на эти вопросы – нет. Мы может лишь только предполагать, но что-то говорить конкретно – мы не сможем, так как, Промысл Божий о нас мы узнаем лишь после нашей смерти, когда отойдем в мир иной.

Старец Паисий Святогорец поучает нас следующему:

«Иногда Бог сознательно медлит и не даёт какой-то супружеской паре детей. Поглядите: ведь и Святым Богоотцам Иоакиму и Анне, и Святым Пророку Захарию и Елизавете Он дал ребёнка в старости, дабы исполнить Свой предвечный план о спасении людей.

Супруги всегда должны быть готовы принять в свою жизнь волю Божию. Бог не оставляет человека, который с доверием вручает себя Ему. Мы не делаем ничего, а сколько делает для нас Бог! Со сколькой любовью и щедростью Он дает нам всё! Разве есть что-то такое, что будет Богу не под силу?

У одной супружеской пары было пять детей, но, придя в совершенный возраст, их дети создали свои собственные семьи и выпорхнули из родительского гнезда. Отец и мать остались одни. Тогда они решили родить еще одного ребёнка, чтобы в старости иметь его рядом с собой. Жена была уже в том возрасте, когда зачатие невозможно, и желание их по-человечески казалось недостижимым. Однако, несмотря на это, супруги имели великую веру в Бога, и у них родился сын, который был для них утешением в старости. И его они тоже поставили на ноги, вывели в люди.

Рождение детей зависит не только от человека. Оно зависит и от Бога. Видя, что у супругов, испытывающих затруднения в связи с рождением детей, есть смирение, Бог может не только дать им ребёнка, но и сделать их многодетными. Однако, видя в супругах настырность и эгоизм [Бог не исполняет их желания, потому что], исполнив их прошение о рождении детей, Он удовлетворит их настырность и эгоизм. Супруги должны всецело предать себя Богу. Они должны сказать: «Боже мой, Ты печешься о нашем благе, «да будет доля Твоя». В этом случае их прошение исполнится. Ведь воля Божия исполняется в том случае, когда мы говорим «да будет воля Твоя» и с доверием к Богу вверяем себя Ему. Но мы, хотя и говорим «да будет Воля Твоя», одновременно настаиваем на нашей собственной воле. Ну а что может сделать для нас Бог в этом случае?»

Вот читаешь жизненные истории, и сколько раз замечаешь, что дети рождаются именно в тот момент, когда уже происходит полное смирение с тем фактом, что детей нет, да и, наверное, уже и не будет. И это не состояние уныния, нет, это именно смирение перед сложившейся ситуацией, когда человек уже рассуждает так: «Бог даст – будут еще дети. На все – воля Божия».

Именно смирение перед волей Божией, дает нам возможность испытать радость материнства. А смирение подразумевает покорность Богу, благодарность. Скажете, а за что же благодарить? А за то, что, принимая волю Божию о себе, мы даем Богу возможность спасти нас для вечной жизнь.

Господь не дает ребенка. Что делать? Молиться и не унывать. А если молитва пропала и наступило уныние – это значит, что мы еще не готовы к рождению детей. Ведь родить, воспитать ребенка – это большой труд, а если мы, сталкиваясь с трудностями еще до рождения детей, легко теряем молитву и впадаем в уныние, то разве сможем мы родить и воспитать детей? Нет! Самое главное в благополучном рождении и воспитании детей – это непрестанная молитва, доверие к Богу, борьба со своими страстями. А если мы уже сейчас так быстро отчаиваемся и унываем, оставляем молитву и ропщем на Бога, то что же мы будем делать, когда столкнемся с трудностями вынашивания и рождения ребенка, с проблемами его воспитания?

Тогда становиться понятно, почему Господь не дает нам детей. Еще рано, еще душа наша не созрела для того, чтобы Господь доверил нам бессмертную душу, которую мы должны будем вернуть ко Господу в положенный срок, со словами: «Вот я и дети мои, которых Ты мне доверил».

Мы должны со всей серьезностью походить к вопросу о рождении детей. И когда главным аргументом в рождении ребенка является мысль о том, чтобы все было, как у других, то это очень опасный подход к решению этого вопроса. Все мы разные, и у каждого из нас свой путь ко спасению. Желание «быть как все» — только истощает наши силы, треплет наши нервы, вселяет в нас уныние, отводит нас от молитвы.

Мы должны понять, что копируя чужую жизнь, мы не станем счастливее. Если у других людей есть дети, а у нас – нет, то это не значит, что мы не спасемся, напротив, это значит, что у нас другой путь ко спасению. Не надо стараться быть похожими на других. Принимая на себя чужой облик, мы можем потерять самих себя. Каждый человек — индивидуален, и у каждого — свой путь спасения, и чем меньше мы будет стараться быть похожими на других, тем легче нам будет принять о себе Волю Божию.

Бездетность – нелегкое испытание в жизни семьи, так как (по Библии) именно для деторождения создается союз мужчины и женщины. Заключив брак, обвенчавшись, супруги надеются и мечтают о рождении дарованных Богом детей. А когда долгожданная беременность не наступает – годы ожидания превращаются в настоящую пытку. Неверующие люди зачастую впадают в отчаяние, обращаясь то к практикующим эзотерикам (шаманам/колдунам/гадалкам), то к «бизнесменам» от медицины, поставившим на поток неприродную фабрику человеческой «штамповки» эмбрионов/плодов и называющуюся ЭКО (экстракорпоральное оплодотворение).

Оплодотворяя несколько эмбрионов и оставляя один прижившийся, остальные УНИЧТОЖАЮТСЯ, что приравнивается к аборту.

Да что греха таить, порой и воцерковленный человек, не вынеся тяжкого бремени бездетности, начинает роптать и искать неправедных путей чадорождения.

Что делать и как не впасть в отчаяние, ежедневно встречая на улицах счастливых родителей с лелеемыми отпрысками?

Несомненно, памятовать, что без воли Господней ни один волосок с головы не упадет, и все, что в жизни происходит – Его произволение и попущение.

Причин бездетности может быть множество. Рассмотрим некоторые.

1. Бездетность как наказание

Бесплодие может быть следствием биологической несостоятельности организма, наступившей вследствие содеянных ранее грехов (к примеру, абортов, венерических заболеваний, да и иных болезней, являющихся итогом безбожной жизни). Здесь виновен сам человек, не внемлющий Заповедям и заплативший за это дорогую цену.

2. Бездетность как испытание

Именно такие случаи описаны в Библии. Родители Богородицы и Иоанна Предтечи долгое время были бездетными и терпели презрение соплеменников. Ведь в Иудее бесплодие считалось высшей формой отсутствия Божьей благодати. Но благочестивая жизнь и неустанная молитва сотворили чудо, а вымоленные у Господа дети обрели невероятный духовный потенциал.

Современной истории также известны случаи «вымоленных» у Бога детей, родившихся вследствие переосмысления жизни, приведения ее к Божьему знаменателю и долгого периода молитвы.

Молитесь о своих детях – это самое большое наследство, которое вы можете им передать!

3. Бездетность как благо

Несмотря на парадоксальное звучание, такой Божий промысел позволяет уберечь благочестивых родителей от крайне неблагополучных потомков. Наивно полагать, что убийцы/садисты/маньяки рождаются только в неблагополучных семьях. Часто именно так проявляется, воплотившись, родовое зло (а корень позитивного/негативного влияния предков достигает 12 поколений!).

Верующие люди могут сподобиться от Бога «подарка бездетности» и не быть несчастными всю дальнейшую жизнь, живя, к примеру, с сыном-извергом. Ведь Чикатило не с другой планеты на землю пришел – его тоже мать родила. Известны факты, когда такие несчастные родители искренне завидовали бездетным супругам.

Да и случаи убийства родителей собственными детьми, увы, не хрестоматийная редкость.

Именно поэтому Господа следует за все благодарить – Он один знает, что для нас благо, а что зло.

В любом случае, отсутствие детей – повод к ревизии прошлой жизни и переосмысления будущей. Искреннее раскаяние в минувших грехах, их недопущение в будущем, горячая молитва – и Господь управит все к вашему благу.

В последнее время бездетных семей становится все больше и больше. Почему? На этот вопрос отвечает настоятель Троицкого собора города Яхрома Московской области иерей Максим Брусов.

— Батюшка, у вас есть дети?

— Трое. Пока. Два мальчика и девочка.

— Сейчас все больше и больше семей, где хотят, но не могут стать родителями. Что вы им посоветуете?

— Во-первых, не терять надежду. Во-вторых, не сидеть сложа руки, действовать.

— Как действовать?

— Понятно, что в первую очередь необходимо разобраться в медицинском аспекте проблемы, не забывая при этом и о духовной стороне. Причин бездетности супругов может быть много — и медицинского характера, и нравственного. Часто случается, что причина в «ошибке молодости» — аборте, который, как шлагбаум, перекрывает дорогу женщине к материнству.

В человеческом организме все ведь взаимосвязано: и телесное здоровье, и духовное. Если женщина, сделавшая аборт, до сих пор в этом не раскаялась, ее положение в жизни неустойчивое, опасное. По словам псалмопевца Давида, дети есть «наследие от Господа; награда от Него — плод чрева». И избавившись от ребенка, женщина преступает определенную черту.

— Значит, бездетность есть наказание за аборт?

— Господь никогда не наказывает, мы сами себя наказываем. Не Бог удаляется от человека, а мы удаляемся от Бога. Господь очень терпеливо, долго ждет от нас искреннего раскаяния в грехах. Те, кто смог понять это — мудры. А кто до сих пор не понял — недальновидны.

Я знаю одну женщину, которая много лет хотела забеременеть. Но был за ней грех. И она решает взять малыша из Дома ребенка. Пока документы оформляли, пока то да се, — привезли наконец-то ребенка, радуются, хлопочут. А через несколько месяцев она узнала, что беременна. Видите, как мудр Господь? И жизнь несчастного сироты устроил, и супругов за доброе дело отблагодарил.

Я думаю, что если муж или жена неспособны к зачатию ребенка, а терапевтические и хирургические методы лечения бесплодия не помогают, им нужно со смирением принять свое бесчадие как особое жизненное устроение. А можно попробовать усыновить ребенка, конечно, только по обоюдному согласию обоих.

— Но не все могут решиться на такой ответственный шаг.

— Конечно, не все. И хорошо, что не все. Приемные дети требуют подвига, а к подвигу готовы только очень решительные люди.

Многих мужчин и женщин приводит к Богу эта беда — бесплодие. Опять, как не удивляться Божией мудрости? Ведь было бы все в их семьях хорошо, пришли бы они в храм? Зачем? А в такой беде часто вспоминают про Бога. Начинают впервые в жизни задумываться о своей жизни, приходят в храм.

Ко мне как-то подошла молодая еще прихожанка. Сын женился, а деток уже три года нет. Спрашивает, чем она может помочь сыну и невестке. Предложил ей 40 дней читать акафист Казанской Божией Матери. Она поначалу смутилась — женщина деловая, главный бухгалтер солидной фирмы. Но решилась. Как она потом рассказывала, разговоры с подругами сократила до минимума, телевизор не включала. Читала ровно 40 дней.

Что вы думаете? Вскоре пришла торжественная и счастливая — ждем двойню! Теперь им уже годика три — Николай и Сергей. Видите, эта женщина не хандрила, Бога не винила, стала трудиться… А главное, верила, что ее труд принесет добрый плод.

— Отец Максим, но ведь есть семьи, где не хотят заводить ребенка, а он рождается, а другие хотят, но Бог не дает. Почему?

— Не стоит оглядываться на других. Жить надо своей жизнью, потому как отвечать перед Богом надо будет за свои дела, а не за чужие. При этом стоит принять и понять всем сердцем слова святого Иоанна Златоуста: «кто научился благодарить Бога за свои болезни, тот недалек от святости».

Сказанное не означает, что врач или больной не должны прилагать сил для борьбы с недугом. Но когда человеческие средства исчерпаны, христианину стоит вспомнить, что сила Божия совершается в человеческой немощи и что в глубинах своих страданий он способен встретиться с Христом, взявшим на Себя наши немощи и болезни.

В любом случае надо относиться к ситуации с доверием. Не биться головой об стенку, а ждать. И трудиться.

— Отец Максим, я знаю, в Троицком соборе, где вы настоятель, есть удивительная икона…

— Вы имеете в виду образ святого Симеона Афонского? Вот, кстати, хороший пример, как надо трудиться. На святой горе Афон в монастыре Хиландар растет виноградная лоза, посаженная еще в XII веке самим святым Симеоном. Удивительно, но она до сих пор плодоносит и творит чудеса. В этот монастырь пишут со всего света, просят помощи при бесплодии. Монахи высылают просящим три сушеных виноградинки и маленькую веточку лозы плюс правило, как надо принимать эту святыню и молиться.

Одна супружеская пара, наши прихожане, получила с Афона письмо с этой святыней. Сделали все, как написано в «инструкции», и вымолили дочку. В благодарность святому Симеону заказали большую его икону, ту самую святыню — веточку лозы — вставили в икону. Теперь к нам помолиться у этой иконы приезжают отовсюду.

— А кому еще можно молиться о даровании детей?

— Конечно, праведным Иоакиму и Анне, родителям пресвятой Богородицы. Они ведь очень долго были бездетными, но уповали на Бога. Старец Паисий Святогорец называет этих святых самой бесстрастной супружеской парой. В его книге «Семейная жизнь» вот что написано: «Помысл говорит мне, что Христос пришел бы на землю и раньше, если бы раньше на земле появилась чистая, целомудренная супружеская пара, какими были святые Иоаким и Анна». Они не беспокоились, не нервничали, они ждали.

И родители святого Иоанна Крестителя, пророк Захария и Елизавета тоже до старости не имели детей. И тоже не роптали, верили. Им тоже нужно молиться. Так что помощников много. Главное, приучать себя жить полноценной духовной жизнью.

— Но ведь и среди верующих, кто и в храм ходит, и посты соблюдает, есть бездетные, они-то что не так делают?

— Я знаю человека, который сам сознательно отказался от создания семьи только потому, что очень любит детей. Парадокс? Как считать. Этот человек возглавляет один из прославленных детских приютов в Хабаровске. Зовут его Александр Геннадьевич Петрынин. В это сложно поверить, но у него больше 900 крестников. За каждого из них он молится, переживает.

Разве это не его дети? Разве он не будет отвечать за них перед Богом? Всю свою жизнь этот человек служит Господу через чужих детей. Таких людей, способных к настоящей, жертвенной любви, немного.

А представьте, женился бы он, заимел бы двух-трех ребятишек. А эти, брошенные, сироты при живых родителях — с ними, что было бы? А так они под присмотром. Александр Геннадьевич воспитывает их в вере, водит в храм, причащает.

Или взять, к примеру, монахов. Бог не дал им детей. Можно так сказать. Но Он поставил их на самое главное служение — на молитву. И они молятся, чтобы Бог вразумил наших детей, чтобы Бог дал детей тем, кто их не имеет. Афонские монахи рассылают по всему миру кусочки лозы, чтобы женщины познали радость материнства, а мужчины реализовали себя как отцы. Так что Бог не дает детей по очень многим причинам.

— Отец Максим, что бы вы посоветовали нашим читателям?

— Сталкиваясь с такой проблемой, как бесплодие, каждый православный христианин должен положиться на всеблагую волю Божию. И помнить, что смысл нашей жизни не ограничивается только этой земной жизнью. Земная жизнь наша есть лишь приготовление к жизни вечной. Не стоит забывать и то, что Богу было угодно страдание сделать средством спасения и очищения. Оно может быть действенным для каждого, кто переживает его со смирением.

Посоветовать могу еще и ждать — но деятельно. Почему бы, например, бездетным парам не помочь ближайшему детскому дому? Или многодетной семье? Или соседскому неприкаянному ребенку? Поле для подобного рода деятельности в России огромное.

Пусть даже мала будет ваша лепта, но ведь Господь в сердце зрит. И если узрит Он чистоту и бескорыстие вашей помощи, в долгу не останется. У Бога всего много. И еще: помните об одном, Господь не ошибается и не опаздывает никогда. А все, что Он делает, Он делает во благо и во спасение самого человека.


Бездетны всю жизнь, или первый ребенок появляется спустя много лет. Но вот парадокс: многие женщины беременеют вне брака. Казалось бы, ирония судьбы? Нет. Здесь есть свои нюансы, о которых не знает человек, но знает Бог. А он дает людям только то, что им полезно.

Давайте обсудим тему, почему Бог ребенка не дает, приведем примеры бездетных пар, рассмотрим кратко проповеди святых отцов, священников.

О святых Иоакиме и Анне

В церковных стенах многие семейные пары спрашивают батюшку: «Нам Бог не дает детей. Почему?» На этот вопрос может ответить четко лишь прозорливый старец, святой человек. А что ответит обычный священник? Если батюшка является духовным наставником семейной пары, знает, что жена не делала аборт, муж не жил с другими женщинами до знакомства с супругой, оба вели и ведут благочестивый образ жизни, он, наверное, лишь в утешение рассказывает историю святых Иоакима и Анны - родителей Пресвятой Богородицы.

Как гласит житие, Иоаким и Анна много лет прожили вместе, жили с Богом, были благочестивыми и Но шли годы, десятилетия, надежды супруги не теряли, продолжали просить слезно Господа. Но как гласит Евангелие: «Просите, и дано будет вам», святая Анна забеременела в преклонном возрасте. Супруги не могли поверить в чудо. Они бесконечно благодарили Бога. Родилась девочка - Мария. Все детство она была тихой, незаметной, ни с кем не общалась, не играла. Ее детская душа была полностью занята Богом. Когда она стала взрослее, к ней прибыл архангел Гавриил с белой лилией и объявил, что она выбрана Богом, станет матерью его - Иисуса Христа.

В чем смысл этой чудесной истории? Родители усердно молились и просили у Бога малыша, Господь послал им Пресвятую Деву.

Разумеется, если у современной пары очень долго нет детей и они задают вопрос постоянно: «Почему Бог ребенка не дает?», а усердная молитва мужа и жены не прекращается, то они получат просимое. Но это не значит, что ребеночек обязательно будет чист и свят, как Божия Матерь. По крайней мере, это будет вымоленный ребенок. Кто знает, может, он свяжет свою жизнь с Богом и будет молиться за весь мир в будущем.

Что говорят священники

Любая женщина, желающая родить ребенка, может подойти к священнику с вопросом: «Почему Бог не дает детей?» Проповедь, просто совет или наставление помогут разобраться. Но самое главное - это воля Божия.

Нередко совершаются чудеса по вере бездетных супругов: родители буквально «привозят» ребеночка из паломнической поездки, после долгих стояний в очереди к мощам и иконе святой Матронушки. Но у всех судьба складывается по-разному. Главное - не отчаиваться.

Дети-сироты

В России очень много детей, оставшихся без отца и матери. Все существующие детские дома переполнены. К сожалению, малыши живут не в идеальных условиях. Мало кому повезло очутиться в монастырском приюте, где и отношение, и воспитание, и качество жизни сильно отличаются от государственных учреждений.

Догадываетесь, почему Бог не дает детей женщине иногда? Потому что он хочет, чтобы она воспитывала сироту как своего ребенка, стала ему родной матерью. Ведь брошенным детям тоже нужны родители, внимание, хорошее воспитание.

Если вам Бог так и не послал детей, подумайте: не пора ли вам усыновить детишек? К сожалению, такая процедура непростая и не всем доступна. Требуется собрать много справок, в том числе следует принести справку о доходах с работы.

Любые трудности награждаются победой. Молитесь Богу, Божией Матери и любимым святым, чтобы все получилось лучшим образом. Есть множество историй, связанных с бездетными семьями, когда Бог чудным образом посылает ребенка или сразу несколько детей.

О здоровье и воспитании

А позволяет ли ваше здоровье выносить и родить? Нередко Господь ограждает женщин от беды, смерти или ошибки. Какой именно? Например, женщина забеременела. Потом выяснилось, что ей рожать категорически запрещено, даже ребенка вынашивать. Могут умереть и мать, и ребенок. Такие случаи в церковной жизни существуют.

Но есть и счастливые истории. Можно рассказать об одной семье священника. Супруга батюшки - женщина очень маленького роста (около 1 метра). Как известно, малорослым женщинам рожать запрещают, так как плоду негде будет развиваться, а внутренние органы матери будут сдавлены. Что же случилось с маленькой мамой? Вместе с супругом они стали усердно молиться Богу, чтобы родился здоровый малыш, а мама выжила. Так и случилось, к счастью. Врачи были в шоке. Кстати, спустя время супруги решились родить второго ребенка.

Что касается другой проблемы - воспитания, то здесь тоже есть свои нюансы. Сможете ли вы воспитать достойного человека? Справитесь ли вы с трудностями? Какое воспитание у вас самой? Может, вам нужно что-то исправить в себе самой.

Давайте поговорим, почему Бог дает больных детей. Здесь есть много вариантов, судьбы у всех разные. Есть одна история, связанная с умирающим мальчиком. Мать сидела возле кроватки сына и горько плакала. Стала она усердно молиться Богу, чтобы сын выжил. Вдруг она заснула и видит сон: ее сын вырос, сделал страшные дела и был повешен. Господь через ангелов спросил страдающую мать, что она выбирает: рай для ее маленького сына, который умирает, или же виселица с позором через 20 лет? Женщина, к сожалению, выбрала второе. Все сбылось. Ее сын был повешен в наказание за злодеяния.

Правда, эта история не относится к еще но она четко описывает возможные причины того, почему Бог вообще не дает детей. Он хочет оградить благочестивых христианских супругов от скорбей. Можно ответить, почему Бог не дает второго ребенка: практически по всем тем же причинам:

  • плохое здоровье родителей;
  • избежание беды и скорбей;
  • есть риск не справиться с обоими малышами;
  • бедность.

Нужно уметь принимать то, что дает Бог, а за то, что не дает, - благодарить. Помните пословицу: «Бойтесь своих желаний - им свойственно сбываться». А почему их надо бояться? Потому что они могут быть во вред.

Не замужем, а ребеночка хочу!

Зачастую священники слышат странные слова от женщин, которым уже слегка или далеко за тридцать: «Батюшка, возраст поджимает, а я все одна. Благословите меня родить ребеночка от кого-нибудь для себя». Такая дама, к сожалению, не знает, что Господу не угодно, когда Но тем не менее, они рождаются и даже чаще, чем у семейных пар. Здесь только можно ответить, что внебрачные мамы сами себя наказали.

Очень часто так и случается. Супруги вопрошают: «Почему Бог ребенка не дает?», а незамужние женщины плачут: «Господь мне в наказание послал больного, непослушного». Что остается делать приходскому священнику? Разумеется, беседовать на исповеди с каждым, чтобы попытаться понять, в чем тут дело.

Зачем венчаться?

Венчание - это великое таинство, Господь освящает брак. Священник читает молитвы, одна из них относится к рождению детей.

Почему Бог ребенка не дает некоторым супругам? Потому что они не дали обет перед Богом быть вместе всегда, не молились вместе со священником, а Господь брак не благословлял.

Грешны ли вы?

Нередко во время исповеди выясняется, что когда-то давно одна женщина имела несколько партнеров, заразилась от одного из них и не может родить, а другая сделала аборт. Вот почему Бог не дает детей - грехи, причем очень страшные. Чтобы у супругов появились дети, нужно жить с Богом, с чистой совестью, молиться и верить.

Что касается многодетности, малодетности или даже бездетности (бесплодия) - это во власти Божьей. Он дает каждому в соответствии с возможностями его (Мф. 9, 15), много или мало детей, или ни одного.

Деторождение - это тоже талант, т. е. дар Божий. Но Создатель дал не всем людям одинаковое число талантов. Одним дал пять, другим два, а кому-то один. Аврааму Бог дал одно чадо. Исааку - двоих. Иакову же - двенадцать. Лии, например, Он дал десять детей, а Рахили двоих. А кому-то ни одного. Сколько талантов - детей - даст Бог супругам, решает Он Сам. Но если родители решат не принимать своего ребенка или вовсе избегать детей, или увеличивать их число в отсутствии скромной и честной супружеской жизни, в таком случае Бог их не вознаградит, а накажет.

Иные супруги могут иметь одно дитя за другим. Но не проявляя усердия в воспитании их, в учении и наставлении Господнем (Еф. 6, 4) они не заслужат похвалы.

Супруги должны исполнять свой долг перед деторождением честно. А Господь даст сколько Ему будет угодно и заберет, сколько захочет. В этом вопросе недопустимо никакое вмешательство супругов в дело Божье. Никакого планирования количества детей с помощью календаря, противозачаточных средств или других методов!

Сейчас Господь многим дает мало детей, Сам использует контроль рождаемости. "Почему же мы, делая то же самое, виноваты?" - спросят некоторые. Но спорщики не задумываются о следующем. Нелогично и совершенно немыслимо, если кто-то мудрее нас, отрегулировал какой-либо механизм, а мы, малоопытные, зачем-то исправляем эту регулировку по-своему. Всякое человеческое регулирование — от лукавого. Оно говорит о самомнении и наглом вмешательстве в права Господа. Этим нарушается связь и общение с Творцом и имеет губительные последствия. Ведь Бог поругаем не бывает. Страшно впасть в руки Бога живаго (Евр. 10, 31).

Осуществление христианской семьи — вторая идея брака. Без семьи в браке нет всей полноты жизни, хотя бы супруги и были исполнены единодушия и взаимной любви. Для полноты смыслаисчастья брака необходимы дети, на которых супруги могли бы сосредоточить свою любовь и свои заботы. И не напрасно некоторые отцы Церкви в словах Иисуса Христа: Где двое или mpoe собраны во имя Мое, там Я посреди их (Мф. 18, 20) видят благословение семьи. Христианам не должно избегать иметь детей. В рождении детей нельзя видеть лишь физиологическую и житейскую тяготу. Ребенок — дар Божий, великая тайна Божия, начало новой жизни, великая радость, почему и сказано в Евангелии: Жена, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, ибо родился человек в мир (Ин. 16, 21). Нет более отвратительного, более гнусного преступления, как убийство собственного младенца до его рождения. За такое убийство церковь определяет 20-летнее отлучение от св. Причастия. В наше время подобные преступления стали обычным явлением и оправдываются трудностями существования, но в этих словах заключается клевета на бедняков: не бедняки преимущественно совершают эти преступления, а люди обеспеченные.

Бедняки обычно безропотно несут тяготы многочадия, но вместе с тем переживают и его радости. Богачи же, избегая трудностей многочадия, не видят и радостей семейных. Чадорождение есть воля Божия, закон природы, ясно установленный и в Ветхом, и в Новом Завете. Еще до грехопадения первых людей Бог благословил деторождение. Книга Бытия говорит: И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею (Быт. 1, 27—28).

Ошибочно думают некоторые, что грех первых людей состоял в их физическом сближении. В этом греха не могло быть, ибо так они были созданы. Грех заключается не в физическом сближении, а в его извращенных проявлениях. Но первые люди не этим согрешили, а согрешили изменою Богу. Если бы люди и не согрешили, они имели бы потомство, только имели бы потомство, свободное от греха.

В действительности дети стали рождаться у людей только уже после их грехопадения, и потому рождались, зараженные грехом (Быт. 4, 1). Несмотря на это, Бог после всемирного потопа снова благословил деторождение, через которое должно было прийти и спасение: И благословил Бог Ноя и сынов его, и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю (Быт. 9, 1). И это же благословение Бог повторил и Аврааму, и Исааку, и Иакову, и другим ветхозаветным праведникам. Давид в псалме 127 так говорит о благословенности деторождения: Благословен боящийся Господа, ходящий путем Его. Блажен ecu , и добро тебе будет. Жена твоя яко лоза плодовита, во странах дому твоего; сыново твои, яко новосаждения маслична, окрест трапезы твоея. Се тако благословится человек, бояйся Господа.

В Новом Завете Господь Иисус Христос гневался на учеников, запрещавших приносить к нему младенцев, и благословлял детей (Лк. 18, 15). An. Павел убеждает молодых жен любить мужей, любить детей,... быть попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям (Тит. 2, 4 5). В ином месте он же пишет: Я желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак, рождали детей, управляли домом (1 Тим. 5, 14). Говоря о том, что жена, прельстившись, первая впала в преступление, an. Павел продолжает: Впрочем, спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви, и в святости с целомудрием (1 Тим. 2, 15).

Как понимать слова, что женщина спасается чадородием?

Женщина спасается не просто чадородием, а чадолюбием, жертвенной любовью, когда она не своего ищет в любви, а растит чадо для Бога, с Богом и в Боге. Чадолюбие всегда начинается с Боголюбия. Поэтому не надо понимать эти апостольские слова только как спасение количеством рожденных детей. Можно ведь иметь много детей, но не заботиться о них.

Православная семья спасается через чадородие, так как чем больше детей, тем больше возможности проявить любовь и заботу.

Почему не во всех семьях есть дети? И часто нет именно в тех семьях, где бы их хотели иметь и могли хорошо воспитать?

Иногда супруги сами не хотят иметь детей, а иногда Бог их не дает. Нежелание иметь детей - это искажение смысла супружества, который заключен в чадородии. Семья образуется для того, чтобы появилась на свет новая жизнь. А почему Господь не дает детей? Может быть, предыдущая жизнь была не очень благочестивой или, случается, что Господь давал детей, а родители в свое время сами отказались.

Из Священного Писания мы знаем примеры бесплодных супружеских союзов. Бездетность воспринималась в прежние времена как наказание за грехи родителей, и родители очень переживали и молились всю жизнь о даровании детей. Иоаким и Анна, Елизавета и Захария... И мы видим, что в конце жизни, когда уже по всем физиологическим законам они не могли иметь детей, Господь даровал им чадо после того, как они дали обет посвятить дитя Богу. Рождение детей есть момент таинственных отношений человека с Богом, момент смиренный. Если Господь дает детей, нужно радоваться, если не дает — нужно молить Бога, смиряться, терпеть.

Можно ли бездетный брак расторгнуть, считая его безблагодатным?

Священное Писание говорит, что по этой причине браки не расторгались; супруги смирялись, терпели, несли свой крест.

Выше мы перечислили причины расторжения брака, среди них бездетность не указана.

А лечиться от бесплодия можно?

Господь помогает через людей и обстоятельства. Врачи - это специалисты, которые могут исполнить волю Божию по исцелению людей. Запрета на обращение к врачам нет, но искусственное оплодотворение не благословляется.

Из наставлений старца Паисия Афонского

Многочадие и Промысл Божий

Старец не раз говорил, что иные родители ставят целью иметь юного детей и Бог, конечно, попускает им, - потому что уважает самовластную волю человека, а также и потому, что иной раз "не выдерживает" нашего брюзжания и оставляет быть по нашей воле. Но потом многодетные родители сталкиваются с массой проблем: переоценивая свои силы, они дали жизнь, например, восьмерым, а в результате не могут справиться со множеством хлопот, связанных с воспитанием такого количества детей.

Старец говорил, что Бог Сам определяет число детей в семье: едва-де Он увидит, что родителям не поднять еще одного ребенка, тут же прекратит рождение детей.

А тем, кто стремится с принуждением приобрести детей, старец советовал предоставить сие Богу, ибо Он Сам знает нужное время. Некоторые, даже будучи духовно неустроенны, "давят" на Бога, дабы дал им ребенка в тот момент, когда они этого желают. Бог по любви Своей даст им дитя, однако они скоро увидят, что ребенок, вырастая, становится нервным, ибо унаследовал страсти своих родителей, и они сами входят в новую, еще большую тревогу, т. к. приобрели ребенка - без его вины - наследника их страстей, от которых не позаботились очиститься, прежде чем с усилием просить ребенка у Бога.

Итак, старец считал, что супруги должны полностью предаться в руки Божьи и не препятствовать Его изволению. Пусть супруги предоставят Богу действовать согласно Своей воле, ибо так вселится в души их и будет покрывать семью их благодать Его, благословение Его.

Духовный смысл бездетности

Многим людям Бог не дал детей специально, чтобы вследствие этого они полюбили детей всего мира как своих. Бог лишил их малой семьи, но даровал право, которое дает только немногим, - принадлежать великой семье Христа.

Старец напоминал также и о праведных Иоакиме и Анне, до глубокой старости остававшихся бездетными, что в то время считалось большим злом, и народ их оскорблял. Бог, однако, знал, что от них родится Богородица, Которая, в Свою очередь, родит Спасителя всех человеков, Господа нашего Иисуса Христа!

"Планировать " семью имеет право только Господь Бог

Старец всегда подчеркивал, что нужно иметь абсолютное доверие к Промыслу Божию и, так сказать, не планировать детей, ибо детей дает Бог. И Он один знает, сколько детей дать, - Он один, и никто иной. Некоторые, правда, решаются, поскольку жизнь стала трудной, иметь только одного ребенка, поэтому они и предохраняются. Однако, это великий грех, поскольку эти христиане показывают, что сами устраивают свои дела лучше, чем Бог.

Будучи гордыми, они недооценивают Промысл Божий. А ведь Бог видит и душевное состояние, и экономическое положение таких христиан, видит и многое другое, чего мы не видим и не знаем. И если семья бедная, и у нее едва хватает средств на содержание одного ребенка, то Тот, Кто знает все, может позаботится и об экономическом укреплении семьи. Тем, кто старается приобрести детей или искусственным оплодотворением, или усыновлением чужих детей, старец объяснял, что Бог лишил их детей, конечно, для их же блага. И им не следует добиваться желаемого своими человеческими способами, ибо впоследствии они убедятся, что Бог не давал им ребенка, заботясь об их благе. И надо хорошо помнить, что добрым бывает только то дело, которое согласуется с волей Божьей, а не с нашим упрямством и с нашими человеческими поползновениями.

Не должно быть эгоизма

Многие миряне не создают семьи, а если создают то не имеют детей. Таким образом, они сами разоряют свой род. Монах должен пренебрегать собой - и вообще жизнью своей - и всего себя отдавать другим. Но хозяин семьи не может так поступать, потому что имеет супругу и детей и прежде всего обязан, по Закону Божию, заботиться о них, и только избыток может "экономить" для других.

Когда молитвы бывают услышаны

Некие супруги жили в большом горе: прошло много лет со дня свадьбы, но у них все не было детей. Врачи признались, что не могут им помочь. Тогда супруги решились обратиться к старцу.

Старец утешил их:

Не расстраивайтесь! Пойдите на исповедь (а они не исповедовались годами), причаститесь, когда скажет вам духовник, и Бог даст вам детей. Молитесь и вы, помолюсь и я.

Добрые супруги сделали то, что старец им посоветовал, и Бог сразу же даровал им детей, согласно обещанию старца.

Сегодня это очень хорошая семья, радостная и счастливая, и супруги благодарят старца вдвойне: за то, что он помог им прийти через церковные Таинства ко Христу, и за то, что им довелось вкусить щедрых даров Его.