Гост 12.1 005 88 когда его отменяли

Недавно приступили к работе в должности специалиста по охране труда и не знаете с чего начать? Или работаете достаточно давно, но не можете составить план действий? Эта статья возможно вам поможет!

Нашел данный материал на просторах интернета, считаю самым полным из всех, которые мне встречались и достаточно универсальным. Конечно, он не ответит на все вопросы организации работы по охране труда в организации, но, по крайней мере, даст толчок.

План работы инженера (специалиста) по охране труда:

1. Полная ревизия всех вопросов охраны труда (ОТ) во всех подразделениях организации с составлением планов устранения выявленных недостатков на перспективу;

2. Внедрение имеющихся методов проведения вводного и первичного инструктажей на рабочих местах с последующим постоянным их совершенствованием;

3. Сформировать личное дело работников организации, где должны отражаться этапы прохождения всех видов обучения, допусков, аттестаций, получение СИЗ, профессиональные навыки и другие вопросы, связанные с выполнением профессиональных обязанностей;

4. Анализ имеющихся инструкций по охране труда, их подбор для каждой профессии, специальности, разработка новых для вновь вводимых профессий (специальностей) в организации. Стремится к наличию таких инструкций на «руках» у каждого работника, в местах отдыха (раздевалках и т.п.);

5. Своевременно подавать заявки в специализированные учебные центры на прохождение обучения по вопросам охраны труда, электро- и пожарной безопасности, эксплуатации опасных производственных объектов работниками организации по специально утвержденным спискам. Не прошедших обучение, стажировку, проверку знаний от работ отстранять (к работам не допускать);

6. При наличии действующих аттестаций подготовить распорядительные документы для создания постоянно действующих комиссий наделенных правом проводить обучение и проверять уровень полученных знаний у персонала организации;

7. Особое внимание уделять опасным производственным объектам предприятия (при наличии). Добиться образцового состояния имеющихся документов, допусков, рабочих мест, неукоснительное выполнение инструкций и правил;

8. Подготовить локальные документы по распределению обязанностей работников организации по вопросам охраны труда, систему управления охраны труда (СУОТ);

9. Добиться наличия паспортов на каждое техническое оборудование, инструмент, приспособление, здание и сооружение. Без паспортов эксплуатацию инструмента и оборудования запрещать;

10. На основе существующих норм готовить обоснования финансирования мероприятий по вопросам ОТ на текущий год и ближайшую перспективу;

11. Всю документацию по ОТ распределить по тематическим папкам, иметь опись;

12. Постоянно закупать специальную литературу и внимательно ее анализировать;

13. Все вопросы профессиональной деятельности вносить на электронные носители информации. Использовать электронные продукты для автоматизации работы инженера по охране труда (например: АРМ ОТ — автоматизированное рабочее место инженера по охране труда);

14. Постоянно пополнять мощный справочный архив документов ведущими в области ОТ предприятиями. Добывать, изучать, совершенствовать и внедрять полученную информацию для блага предприятия;

15. Готовить предложения на закупку специализированных стендов, плакатов, электронных справочников для тотальной информированности персонала, пропаганды соблюдения вопросов охраны труда и пожарной безопасности;

16. Сформировать кабинет по ОТ и соответствующие уголки по ОТ в каждом структурном подразделении организации;

17. Обеспечить первичными средствами пожаротушения (огнетушителями, противогазами, специальными защитными покрывалами и т.п.), аптечками первой помощи все отдельные структурные подразделения и кабинеты организации. Осуществлять обучение персонала действиям в экстремальных ситуациях, с последующими контрольными проверками их действий;

18. Организовать строгий учет наличия первичных средств пожаротушения, постоянно уточнять планы противопожарной безопасности, иметь подробные схемы объектов, сооружений, сетевой проводки в них, размещение особо опасных объектов, складов и т.п.;

19. В зависимости от профессий (специальностей) осуществлять обеспечение сотрудников средствами индивидуальной защиты (СИЗ) по установленным нормам. Иметь полную выписку СИЗ по всем специальностям (профессиям);

20. Изучить должностные обязанности сотрудников организации, где в обязательном порядке должны быть отражены вопросы соблюдения охраны труда и персональной ответственности в соответствии с действующим законодательством;

21. При нарушении требований существующих законодательных и внутренних нормативных актов выдавать предписания руководителям структурных подразделений, оказывать содействие в устранении выявленных недостатков;

22. Любую поступающую информацию документировать регламентированным образом;

23. Особое внимание уделять взаимодействию с отделом кадров организации, юридическим работником. Знать реальное состояние дел в организации больше, чем все вместе взятые сотрудники. Уметь организовать решение нескольких проблем одновременно;

24. Внедрить экономические стимулы (депремирование, поощрения) соблюдения вопросов ОТ в организации. Постоянно проводить приказы (распоряжения) по фактам нарушений требований ОТ;

25. Внедрить стандарты организации (СТО) по вопросам ОТ. Установить их приоритетное функционирование в организации;

26. Создать под каждое структурное подразделение комплект нормативно-правовых документов (в электронном виде и бумажном вариантах) по вопросам ОТ;

27. Осуществлять конкретные мероприятия (намерения) по строгому выполнению трудового законодательства в области охраны труда (отстранение от работы в указанных случаях, наказание виновных должностных лиц за допущенные нарушения, поощрение за достигаемые результаты по сохранению жизни и здоровья работников);

28. Регулярно (не реже 1 раза в квартал, а также при создании нового документа, получения информации) проводить занятия с руководящим составом организации по вопросам ОТ на основе конкретных результатах практической деятельности, разъяснению новых документов, внутренних локальных актов. Иметь четкое понимание в способности и желании конкретного руководителя решать вопросы ОТ;

29. Создать ПАПКИ ДОКУМЕНТОВ (с вручением под роспись) для всех профессий (специальностей) по информированию их о наличии опасных (вредных) факторов, возможной ответственности за нарушения действующего законодательства в области ОТ;

30. Регулярно осуществлять обход территории и рабочих мест сотрудников организации, проверять их во время перерыва, в наиболее опасных и интенсивных моментах деятельности (производства). Знать реальное состояние культуры производства, соблюдения вопросов ОТ как на конкретных рабочих местах, так и участках (цехов) в целом;

31. Пропаганда здоровых и безопасных условий труда должна быть приоритетной в деятельности;

32. Принимать участие на основных производственных совещаниях, где доводить результаты соблюдения требований ОТ, отмечать лучших и худших руководителей (работников), формировать ближайшие и перспективные задачи;

З3. Проявлять принципиальную требовательность к любому сотруднику организации по соблюдению требований ОТ в соответствии с действующим законодательством и внутренними локальными документами. Все вопросы профессиональной деятельности должны оформляться документально с персональной регистрацией проводимых мероприятий в отношении каждого сотрудника под роспись. Работник не несет ответственность зa невыполнение требований локальных нормативных актов, с которыми он не был ознакомлен;

34. Организовать сбор информации об имеющихся проблемах по вопросам ОТ всеми возможными способами, проверять полученный материал, организовать немедленное устранение недостатков, доводить ситуацию до руководства организации;

35. Контактировать (при необходимости) с представителями Государственной инспекции труда, Прокуратуры, Ростехнадзора, Госпожнадзора, Роспотребнадзора, знать их методику организации проверок, быть готовым к таким проверкам;

36. Неукоснительное выполнение возложенных обязанностей считать как основной комплекс профилактических мероприятий направленных на обеспечение сохранности здоровья и жизни сотрудников организации. Каждый пункт обязанностей должен быть внесен в разработанный годовой план и соответствующие квартальные планы и оценен в процентном отношении выполнения по структурным подразделениям и организации в целом;

37. Считать обязанности руководителя организации в области ОТ, прописанные в соответствующих законодательных актах — как своими обязанностями и планом действий по их практической реализации. Своей деятельностью добиться введения должности заместителя руководителя организации по охране труда и вопросам промышленной безопасности;

38. Сформировать отдел по охране труда из персонала, способного творчески решать круг обязанностей в не зависимости от рабочего времени, технических и каких-либо организационных проблем. Внедрить преемственную технологию деятельности типа автоматизированного процесса работы отдела и его сотрудников в не зависимости от субъективных факторов личности и «внешних» условий;

39. Являться примером для работников организации по соблюдению вопросов ОТ, трудового права, договоров, инструкций, положений, действующих в организации;

40. Учитывая специфику работы, понимать возможные негативные последствия со стороны должностных лиц виновных в допущенных нарушениях и привлеченных к ответственности в установленном законодательством РФ. Постоянно моделировать возникновения негативной ситуации на производстве, развитие последствий и системных мер по их предотвращению как для пострадавших, так и руководящего персонала организации.

2018-03-17

| Author Flaaim

Представьте, что вас пять минут назад назначили специалистом по охране труда, обязав заниматься всем этим хозяйством, хотя конечно сейчас с учетом изменений в законодательстве, это кажется абсурдом, несколько лет назад такое было в порядке вещей.

Рассмотрим с чего начать работу начинающему специалисту по охране труда.

Обучение

Первое чем вам необходимо заняться – это обучением по охране труда специалистов и работников компании. Начать лучше с директора и с самого себя, в дальнейшем обучив еще руководителей структурных подразделений в подчинении, которых есть работники.

Всего вам понадобиться два вида обучения по охране труда:

  1. 40 – часовое для руководителей и специалистов
  2. 20 – часовое для работников рабочих профессий
Первым обучаем всех руководителей и специалистов, в специализированном учебном центре – минимум трех человек для создания комиссии.

Вторым, уже созданной комиссией, обучаем работников рабочих профессий собственными силами.

Чтобы полноценно провести обучение и проверку знаний вам понадобиться разработать инструкции и программы обучения (по которым вы будете ее проводить) по профессиям и видам выполняемых работ. Этого добра в интернете полным-полно, поэтому определяем профессии (должности) и виды выполняемых работ, открываем поисковик и ищем нужные инструкции и программы обучения. Незабываем про билеты по проверки знаний к программам обучения.

Справочные материалы по охране труда

Проводим обучение и проверку знаний требований охраны труда по разработанным программам и оформляем протоколы проверки . Обратите внимание, что обучение по 20 часовой программе необходимо проводить ежегодно, а также при смене профессии, должности, переводе, перерыве в работе, либо изменения законодательства или технологического процесса. 40 – часовое обучение каждые 3 года.

Инструктажи

Следующим шагом будет являться организация инструктажей по охране труда. Всего их 5 штук:
  1. Вводный, проводиться при приеме на работу специалистом по охране труда
  2. Первичный на рабочем месте, проводиться руководителем подразделения
  3. Повторный на рабочем месте, аналогично проводиться руководителем подразделения в установленные сроки, чаще всего 1 раз в 3 месяца.
  4. Целевой, при выполнении конкретных работ, не связанных с должностными обязанностями работника
  5. Внеплановый, по требованию должностных лиц
Обратите внимание, что инструктаж имеют право проводить только те лица, которые сами обучены по охране труда (40 часов). Проведение инструктажа завершается устной проверкой знаний работника и заполнением соответствующего журнала.

СОУТ

Следующим шагом, без которого не могут быть выполнены все последующие мероприятия – это проведение специальной оценки условий труда на рабочих местах. Эта процедура обязательна для всех организаций, потому что все дальнейшие мероприятия такие как выдачи СИЗ, медосмотры, доплаты компенсации и др. выполняются только по результатам СОУТ.

В двух словах, специальная оценка условий труда проводиться путем заключения договора с аккредитованной организацией, которая производит замеры на рабочих местах и формирует отчет о проведении СОУТ.

Медосмотры

По результатам оформления отчета о СОУТ можно перейти к следующему шагу, а именно организация медосмотров. Медосмотры проводятся для работников, у которых по результатам специальной оценки условий труда выявлены вредные производственные факторы либо выполняющие работы в соответствии с перечнем работ Приложения № 2 Приказа 302н от 12.04.2011 г.

Составляете контингент и поименный списки работников , которые должны проходить медицинские предварительные и периодические медосмотры, далее заключаете договор с медицинской организацией на проведение и направляете туда работников.

(в соответствии с приказом Минздравсоцразвития РФ №302н от 12.04.2011)

Независимо от того, в какой сфере работает предприятие, согласно законодательству на нем необходимо организовать работу по охране труда. Причем сам процесс организации работ по ОТ одинаков для всех предприятий.

Первый этап организации работ по ОТ включает в себя следующее:
- на основании штатного расписания необходимо определить, какие категории работников трудятся на предприятии – рабочие, специалисты, руководители;
- далее первые руководители организации, лица, отвечающие за организацию производства и контроль за ним, а также специалист, ответственный за охрану труда согласно штатному расписанию должны быть направлены в специализированный учебный центр на курсы;
- по организации необходимо издать .

Далее в организации необходимо организовать проведение инструктажа по ОТ. Этот этап включает в себя:
- издание , приводится (это лица, которые не несут непосредственной ответственности за подчиненных, их деятельность не связана с эксплуатацией оборудования, кроме, разве что компьютера);
- необходимо разработать программы и для всех категорий сотрудников;
- для должностей и профессий, не вошедших в список освобожденных от инструктажа, также необходимо разработать инструкции по ОТ с соответствии с профессиями и видами выполняемых работ (для этого используются типовые инструкции по ОТ);
- в соответствии с разработанной программой с каждым сотрудником организации (без каких бы то ни было исключений) провести вводный инструктаж, о чем сделать запись в специальном ;
- необходимо составить ;
- после составления перечня провести первичный инструктаж по разработанной заранее программе;
- после проведения первичного инструктажа делается запись в