Государственными нормативными требованиями по охране труда устанавливаются. Локальные нормативные акты по охране труда в организации. Нормативные требования к условиям труда подростков

Основные обязанности работодателя по охране труда перечислены в . К ним, в частности, относятся обеспечение безопасности работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, приобретение и выдача за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, организация контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, проведение специальной оценки условий труда и т. д. Вместе с тем предприниматели все чаще обращаются к порталу за информацией по вопросам применения отдельных положений , в том числе связанных с охраной труда. В связи с этим мы решили напомнить, какие меры в области охраны труда должна обязательно предпринять организация.

Специалист или служба в области охраны труда?

Действующим законодательством не установлены случаи, когда работодатель обязан создавать службу в области охраны труда, а когда в организации достаточно предусмотреть должность соответствующего специалиста. У каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, должна быть создана служба охраны труда или введена должность специалиста по охране труда (). Однако оптимальное количество работников на предприятии, осуществляющих функции в сфере охраны труда, по общему правилу, определяется с учетом характера условий труда, тяжести и опасности производственного процесса, численности работников организации в соответствии с (далее – Нормативы численности работников). Так, в организациях, в которых насчитывается менее 700 работников, функции в сфере охраны труда могут выполнять отдельные специалисты по охране труда. В организациях с большей численностью работников эти функции могут выполнять бюро охраны труда (штат: 3-5 единиц, включая должность начальника) или отдел охраны труда (от 6 единиц и более) ( , ).

При этом, если численность работников не превышает 50 человек, функции специалиста по охране труда может осуществлять сам руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник, или организация либо специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору ().

Специалист по охране труда: особенности приема на работу

Рассмотрим частый случай, когда в организации учреждается должность специалиста по охране труда. В первую очередь, для этого работодателю необходимо ввести в штат новую должность, издав приказ о внесении изменений в штатное расписание. После чего ему следует разработать должностную инструкцию и заключить со специалистом трудовой договор. При этом следует учесть, что специалист в области охраны труда в структуре штатного расписания должен быть в прямом подчинении у руководителя организации, ведь обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя ().

Кроме того, при введении новой штатной единицы необходимо руководствоваться требованиями раздела " " Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, в частности нужно обратить внимание на наименование должности – специалист по охране труда. Только такое наименование должно указываться в трудовом договоре, штатном расписании и трудовых книжках, то есть в строгом соответствии со справочником. При этом, если ГИТ в ходе проверки выявит несоответствие наименования должности требованиям, указанным в квалификационном справочнике – то есть будут нарушены требования , к работодателю могут быть применены меры инспекторского реагирования.

Напомним, что нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц и ИП в размере до 5 тыс. руб., на юридических лиц – до 80 тыс. руб. ().

Что же касается должностной инструкции специалиста, то ее разработать несложно. Фактически все требования, которые содержатся в соответствующем профессиональном стандарте, необходимо включить в этот документ (приказ Минтруда России от 4 августа 2014 г. № 524н " "). Так, например, трудовыми функциями для специалиста по охране труда являются нормативное обеспечение системы управления охраной труда, контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, распределение полномочий, ответственности, обязанностей по вопросам охраны труда и обоснование ресурсного обеспечения и т. д. При этом ответы на многие вопросы о применении профстандартов можно найти в и информации Минтруда России от 10 февраля 2016 г. " ".

Как предотвратить неправомерные действия надзорных органов в ходе проверки? Пользователи системы ГАРАНТ могут получить оперативную помощь экспертов по телефону, подключив новый продукт "Советы экспертов. Проверки, налоги, право "

Служба охраны труда: пошаговая инструкция

На практике службы охраны труда в организациях с численностью менее 700 работников создаются в основном на вредных производствах, в условиях тяжелых или опасных условий труда. Для тех организаций, на кого распространяются положения о создание службы охраны труда (), предлагаем пошаговую инструкцию:

Ввести в структуру организации самостоятельное подразделение, состоящее из штата специалистов по охране труда во главе с руководителем (начальником) службы, издав приказ о внесении изменений в штатное расписание.

Установить численности штатных сотрудников и организационной структуры службы.

Определить круг задач, которые будет решать служба, разработав на каждого сотрудника должностную инструкцию.

Подготовить нормативную и методическую базы для обеспечения работы службы.

Предусмотреть организацию кабинета по охране труда, оснащенного необходимой нормативной правовой и справочной литературой по охране труда (для проведение обучения, инструктажа, семинаров, лекций, выставок).

Деятельность службы охраны труда строго регламентирована действующим законодательством (Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации, далее – Рекомендации). Например, в разделах 3-4 Рекомендаций закреплены основные функции службы охраны труда и права работников службы.

Напомним, что в качестве альтернативы руководитель организации может возложить обязанности по охране труда на штатного работника, который после соответствующего обучения и проверки знаний наряду с основной работой будет выполнять должностные обязанности специалиста по охране труда.

Кроме того, руководитель вправе заключить договор со специалистами или с аккредитованными организациями, оказывающими услуги в области охраны труда ().

Какие локальные нормативные акты в сфере охраны труда должны быть обязательно разработаны в организации?

Трудовое законодательство требует от работодателя обеспечить разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа, а также подготовить комплект нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности (). Таким образом, работодатель в порядке исполнения обязанностей в области охраны труда разрабатывает и утверждает ряд документов. Назовем их:

  • Приказ о создании службы охраны труда (или введении в штатное расписание должности специалиста по охране труда);
  • Положение о службе охраны труда (). В нем прописываются основные задачи, функции службы, права и обязанности работников, порядок взаимодействия с другими подразделениями организации, ответственность за невыполнение должностных обязанностей;
  • Должностные инструкции сотрудников службы охраны труда. Этот документ утверждается руководителем организации, а работник должен лично ознакомиться с документом и оставить отметку об этом ();
  • Инструкции по охране труда работника и перечень инструкций по охране труда, действующих в данной организации. Процедура разработки и утверждения инструкций начинается с издания руководителем организации приказа, в котором определяются перечень инструкций, сотрудники, ответственные за разработку и сроки исполнения. утверждены (далее – Методические рекомендации), которые регламентируют порядок разработки инструкций по охране труда, порядок их утверждения и требования к их содержанию. Инструкции разрабатывается на основе межотраслевой или отраслевой типовой инструкции или правил по охране труда (). Например, Минтрансом России 11 марта 1993 г. утверждена , постановлением Минтруда России от 24 мая 2002 г. № 36 – .
  • Положения о системе управления охраной труда (приказ Минтруда России от 19 августа 2016 г. № 438н " ");
  • Приказ о порядке проведения обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда, журналы регистрации инструктажа (вводного, первичного, повторного, при необходимости внепланового, целевого) ( , ). Напомним, что конкретный порядок, условия, сроки и периодичность проведения всех видов инструктажей по охране труда работников отдельных отраслей и организаций регулируются соответствующими отраслевыми и межотраслевыми нормативными правовыми актами по безопасности и охране труда ( , );
  • Личные карточки учета выдачи сертифицированных средств индивидуальной защиты (абз. );
  • Приказ о перечне профессий и работ, при поступлении на которые работник должен пройти предварительный медицинский осмотр, график периодических медицинских осмотров в отношении работников, для которых такие осмотры являются обязательными ().
  • Журнал регистрации несчастных случаев на производстве ().
  • Добавим, что перечень документов может варьироваться в зависимости от специфики деятельности организации и ИП. Однако по каждому отдельному мероприятию в организации в сфере охраны труда руководитель своим приказом должен утвердить отдельный документ.

При этом работники должны быть ознакомлены с действующими у работодателя локальными актами по охране труда, непосредственно связанными с обусловленной трудовым договором трудовой функцией (). Факт ознакомления подтверждается подписью сотрудника.

Специальная оценка условий труда

Работодатель обязан обеспечить проведение в соответствии с действующим законодательством (). В то же время специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями – физлицами, не являющимися ИП ( (далее – Закон № 426-ФЗ). При этом отметим, что дистанционный работник – это не сотрудник филиала в регионе, а тот, с кем заключен договор о дистанционной работе (). Однако в отношении других категорий работников специальная оценка условий труда проводится в обязательном порядке в соответствии с требованиями с учетом особенностей осуществления отдельных видов деятельности.

Обязанность организовать и профинансировать проведение спецоценки труда возлагается непосредственно на работодателя. Проведение самой спецоценки осуществляется совместно работодателем и организацией или организациями, допущенными к деятельности по проведению спецоценки, привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора. проведения спецоценки условий труда утверждена . По результатам ее проведения устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах ( , ). Так, согласно спецоценка на рабочем месте проводится не реже чем один раз в 5 лет, если иное не установлено законодательством. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении оценки.

Кроме того, работодатель обязан в срок не позднее чем 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда организовать ознакомление работников с результатами отчета на их рабочих местах, в течение трех рабочих дней уведомить об утверждении отчета организацию, проводившую оценку, и в срок не позднее чем в течение 30 календарных дней организовать размещение результатов проведения специальной оценки условий труда на своем сайте в Интернете ().

Какие условия труда должен обеспечить на предприятии работодатель?

Одна из основных обязанностей работодателя – обеспечение безопасности и условий труда (). Рассмотрим, какие конкретные обязанности в сфере охраны труда возлагаются законом на работодателя.

Так, работодатель обязан приобретать за собственный счет и выдавать работникам сертифицированную спецодежду, индивидуальную защиту, смывающие и обеззараживающие средства в соответствии с установленными нормами. Порядок обеспечения средствами индивидуальной защиты установлен Межотраслевыми правилами обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты.

Добавим, что в России действует ряд специальных правил, которые содержат основные требования, касающиеся санитарно-эпидемиологического благополучия населения (СанПиН). Каждому предпринимателю при организации труда работников надлежит руководствоваться теми правилами, которые непосредственно касаются сферы его деятельности.

В частности, обязательными являются требования к условиям работы с оргтехникой. Чтобы избежать штрафов, работодатель должен соблюсти ряд условий при обустройстве рабочих мест. Например, площадь рабочего места сотрудников не может быть менее 4,5 кв. м (если установлен плоский монитор) или менее 6 кв. м (если рабочее место оборудовано монитором старого типа, с кинескопом). А после каждого часа работы помещение следует проветривать (СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 " "). Более подробно о том, какие еще санитарные нормы и правила действуют для офисных работников, а также об ответственности работодателя за их несоблюдение, узнайте из нашей инфографики.

Какая ответственность предусмотрена за нарушение требований по охране труда?

Несоблюдение требований трудового законодательства в сфере охраны труда может повлечь за собой ответственность для работодателя в виде штрафов, дисквалификации, административного приостановления деятельности, а также череду проверок со стороны различных надзорных органов.

При этом предусмотрена ответственность за совершение ряда отдельных правонарушений. В частности, допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров влечет наложение на работодателя административного штрафа до 130 тыс. руб. Еще больше сумма штрафа за необеспечение работников средствами индивидуальной защиты – до 150 тыс. руб ().

РФ предусмотрена административная ответственность за сокрытие работодателем наступления страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Совершение этого правонарушения влечет наложение административного штрафа до 10 тыс. руб. Приведенная статья предусматривает ответственность за нарушение нормы , согласно которой работодатель обязан немедленно сообщить страховщику о несчастном случае, происшедшем на производстве.

А за нарушение требований СанПиН и невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, в том числе обязательной вакцинации работников, к организации могут быть применены меры ответственности в виде предупреждения, наложение административного штрафа или административное приостановление деятельности (ст. 6.3 КоАП РФ "

  • Приказ Минтруда России от 19 августа 2016 г. № 438н " "
  • Постановление Минтруда России от 22 января 2001 г. № 10 " "
  • Приказ Минздравсоцразвития России от 01 июня 2009 г. № 290н " "
  • Приказ Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда "
  • 1. Основы принятия государственных нормативных требований охраны труда

    2. Виды подзаконных нормативных правовых актов, содержащих

    3. Порядок разработки и утверждения подзаконных нормативных правовых актов об охране труда

    1.Основы принятия государственных нормативных требований охраны труда

    Государственные нормативные требования охраны труда – важнейшее для современной практики понятие, ибо в соответствие с ними должны быть приведены условия труда, ибо в соответствии с ними работодатель должен проводить работы по охране труда, ибо соответствие с ними оценивает государственная экспертиза труда, ибо государственный надзор и контроль осуществляется над их соблюдением и т.п. Это не так давно появившееся понятие стало столь важным, что законодатель в новой редакции Трудового кодекса РФ счел нужным выделить их из требований охраны труда и отличить от требований охраны труда, установленных правилами и инструкциями по охране труда .

    Законодатель не дал детальное и всеобъемлющее определение понятию «государственные нормативные требования охраны труда», но определил, что государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

    Обратим внимание, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации. Поэтому (ст.10 ТК РФ), если международным договором Российской Федерации установлены другие правила, чем предусмотренные трудовым законодательством и актами, содержащими нормы трудового права, то применяются правила международного договора. Это означает, что государственные нормативные требования охраны труда могут содержаться и в них.

    2.Виды подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда

    Ниже приводится государственные требования по охране труда, утвержденный постановлением Правительства РФ от 23 мая 2000 г. № 399.

    Перечень видов нормативных правовых актов, содержащих
    государственные нормативные требования охраны труда


    п/п

    Нормативные правовые акты

    Федеральный орган
    исполнительной власти,
    утверждающий документ

    Минтруда России

    Федеральные органы

    Исполнительной власти

    Госгортехнадзор России

    Госатомнадзор России

    Госстандарт России

    Госстрой России

    Госстрой России

    Минздрав России

    Правительством РФ утверждено Постановление от 23 мая 2000 года № 399 "О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда" . Им устанавливается, что на территории РФ действует система нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования и включает:

    Межотраслевые и отраслевые правила и типовые инструкции по охране труда,

    Строительные и санитарные нормы и правила,

    Правила и инструкции по безопасности,

    Правила устройства и безопасной эксплуатации,

    Свод правил по проектированию и строительству,

    Гигиенические нормативы и государственные стандарты безопасности труда.

    Тем же Постановлением утвержден Перечень видов нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда. Указанный Перечень включает в себя следующие виды нормативных правовых актов:

    1. Межотраслевые правила по охране труда (ПОТ РМ), межотраслевые типовые инструкции по охране труда (ТИ РМ). Федеральный орган исполнительной власти, утверждающий документ - Министерство труда и социального развития РФ.

    2. Отраслевые правила по охране труда (ПОТ РО), типовые инструкции по охране труда (ТИ РО). Утверждаются соответствующими органами федеральной исполнительной власти.

    3. Правила безопасности (ПБ), Правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ), инструкции по безопасности (ИБ). Утверждаются Госгортехнадзором РФ и Госатомнадзором РФ.

    4. Государственные стандарты системы стандартов безопасности труда (ГОСТ Р ССБТ). Утверждаются Госстандартом РФ и Госстроем РФ.

    5. Строительные нормы и правила (СНиП), своды правил по проектированию и строительству (СП). Утверждаются Госстроем РФ.

    6. Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила - СП, гигиенические нормативы - ГН, санитарные правила и нормы - СанПиН, санитарные нормы - СН). Утверждаются Минздравом РФ.

    Государственные нормативные требования охраны труда, содержащиеся в нормативных правовых актах, указанных в приведенном выше Перечне, разрабатываются и утверждаются федеральными органами исполнительной власти в следующем порядке:

    1) межотраслевые правила и типовые инструкции по охране труда разрабатываются с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и утверждаются Министерством труда и социального развития РФ;

    2) отраслевые правила и типовые инструкции по охране труда разрабатываются и утверждаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Министерством труда и социального развития РФ;

    3) правила и инструкции по безопасности, правила устройства и безопасной эксплуатации, строительные и санитарные нормы и правила. Гигиенические нормативы и государственные стандарты безопасности труда, своды правил по проектированию и строительству, в части государственных нормативных требований охраны труда, разрабатываются и утверждаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Министерством труда и социального развития РФ.

    Разрабатываемые нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, должны направляться в соответствующие профсоюзные органы для своевременного рассмотрения и согласования.

    Разработка и пересмотр государственных нормативных требований охраны труда на основе комплексных исследований состояния и причин произведенного травматизма, аварийных ситуаций и профессиональных заболеваний. А также изучения передового отечественного и мирового опыта работ по улучшению условий и совершенствованию охраны труда, а также с учетом анализа результатов сертификации работ по охране труда, возлагается на федеральные органы исполнительной власти РФ. Разработка и утверждение методических рекомендаций, которыми следует руководствоваться при оформлении государственных нормативных требований по охране труда, поручается Министерству труда и социального развития РФ.

    На федеральные органы исполнительной власти также возлагается обязанность направлять в месячный срок утвержденные в установленном порядке нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, в Министерство здравоохранения и социального развития РФ для включения в единую информационную систему государственных нормативных требований охраны труда. А также обязанность по изданию указанных нормативных актов и обеспечению данной документацией все заинтересованные организации в установленном порядке.

    В соответствии с положениями п. 5 Постановления государственные нормативные требования охраны труда могут утверждаться сроком на пять лет, а их действие сверх указанного срока может быть продлено не более чем на два срока. Решение о продлении срока действия государственных нормативных требований по охране труда либо об их досрочной отмене может быть принято не позднее, чем за девять месяцев до окончания срока их действия.

    В тех случаях, когда в содержание законодательных актов РФ об охране труда вносятся необходимые изменения, соответствующие государственные нормативные требования охраны труда подлежат обязательному пересмотру независимо от ранее установленного для них срока действия. Аналогичные требования распространяются на межотраслевые правила и типовые инструкции по охране труда при внедрении новой техники и технологии, а также по результатам анализа состояния производственного травматизма, профессиональных заболеваний, аварий и катастроф на территории РФ.

    В тех случаях, когда нормативные акты по охране труда разрабатываются, в установленном порядке утверждаются и внедряются органами исполнительной власти субъектов РФ, требования, содержащиеся в таких нормативных актах, не должны быть ниже государственных нормативных требований.

    Общей задачей системы стандартов безопасности (ССТБ) является стандартизация требований безопасности труда и включение этих требований в стандарты, и технические условия. Порядок разработки и согласования требований безопасности труда в стандартах и технических условиях устанавливаются соответствующими нормативными актами.

    Система ССТБ непосредственно состоит из пяти составляющих стандартов. При этом структуру, задачи, цели и сферы действия ССТБ, а также применяемые термины, классификацию опасных и вредных факторов, сопутствующих осуществлению работниками своих трудовых обязанностей, и методы оценки безопасности труда, устанавливаются организационно-методическими стандартами основ построения охраны труда.

    Помимо перечисленных выше нормативных правовых актов, обязательными к исполнению являются нормы и/или правила пожарной безопасности.

    3.Порядок разработки и утверждения подзаконных нормативных правовых актов об охране труда

    Статья 211 Трудового кодекса «Государственные нормативные требования охраны труда» гласит, что порядок разработки и утверждения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

    Кроме того, порядок разработки и утверждения подзаконных нормативных правовых актов об охране труда определяется документами соответствующих федеральных органов государственной власти, включая Правительство РФ, которое отвечает за подготовку и утверждение соответствующего подзаконного нормативного акта.

    Федеральный закон «О техническом регулировании» потребовал кардинального изменения всего сложившегося порядка, ввел новый вид нормативных документов «технический регламент», только в которых можно излагать ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ в сфере технического регулирования, и разрешил принятие технических регламентов федеральными законами, международными договорами и двумя подзаконными актами: указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ.

    Однако, поскольку устанавливаемый этим законом порядок окончательно наступит только с 1 июля 2010 года, в настоящий (переходный) период все ранее принятые (до 1 июля 2003 года) нормативные документы продолжают действовать.

    Подзаконные нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается

    Подчеркнем, что структурные подразделения и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти не вправе издавать подзаконные нормативные правовые акты.

    Подзаконный нормативный правовой акт может быть издан совместно несколькими федеральными органами исполнительной власти или одним из них по согласованию с другими.

    Государственная регистрация нормативных правовых актов осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации, которое ведет Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

    Перечень видов нормативных правовых актов, содержащих
    государственные нормативные требования охраны труда


    п/п

    Нормативные правовые акты

    Федеральный орган
    исполнительной власти,
    утверждающий документ

    Межотраслевые правила по охране труда (ПОТРМ), межотраслевые типовые инструкции по охране труда (ТИ Р М)

    Минтруда России

    Отраслевые правила по охране труда (ПОТ Р О), типовые инструкции по охране труда (ТИ Р О)

    Федеральные органы

    Исполнительной власти

    Правила безопасности (ПБ), правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ), инструкции по безопасности (ИБ)

    Госгортехнадзор России

    Госатомнадзор России

    Государственные стандарты системы стандартов безопасности труда (ГОСТ Р ССБТ)

    Госстандарт России

    Госстрой России

    Строительные нормы и правила (СНиП), своды правил по проектированию и строительству

    Госстрой России

    Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила (СП), гигиенические нормативы (ГН), санитарные правила и нормы (СанПин), санитарные нормы (СН)

    В результате изучения этого раздела Вы будете знать:
    • Государственные нормативные требования по охране труда. Порядок разработки, принятия, внедрения нормативных требований.
    • Технические регламенты и изменение всей системы нормативных актов по безопасности в Российской Федерации. Международные и европейские стандарты и нормы. Проблемы гармонизации российских норм с международными нормами и нормами Европейского Союза.
    • Национальные и государственные (ГОСТ) стандарты, СанПиНы (санитарные правила и нормы), СНиПы (строительные нормы и правила), СП (своды правил), ПОТ (правила охраны труда), НПБ (нормы пожарной безопасности), ПБ (правила безопасности), РД (руководящие документы), МУ (методические указания) и другие документы.

    Перечень основных документов, необходимых при изучении раздела:
    1. Трудовой кодекс Российской Федерации. Принят 30 2001 г. 197-ФЗ (с
    изменениями и дополнениями).
    2. Федеральный закон от 27.12.2002 г. № 184 - ФЗ «О техническом регулировании».
    3. ГОСТ Р 12.0.001-2013 Система стандартов безопасности труда. Основные положения
    4. Постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. № 1160. Положение о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда.
    5. Постановление Минтруда России от 17 декабря 2002 г. № 80. Об утверждении Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда.

    ГОСУДАРСТВЕННЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА


    Понятие о государственных нормативных требованиях охраны труда дается в ст. 210 Трудового кодекса РФ

    «Статья 211. Государственные нормативные требования охраны труда

    Государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
    (в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 24.07.2009 N 206-ФЗ)
    Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.
    (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
    Порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
    (в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 24.07.2009 N 206-ФЗ)»


    Регулирование трудовых и иных, непосредственно связанных с ними отношений осуществляется на основе законов и подзаконных актов.

    Законы

    • Конституция РФ;
    • Трудовой кодекс РФ;
    • иные федеральные законы.

    Подзаконные акты

    Указы Президента Российской Федерации;
    . постановления Правительства Российской Федерации и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти;
    . конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации;
    . акты органов местного самоуправления и локальные нормативные акты, содержащими нормы трудового права.

    Конституция РФ и Трудовой кодекс РФ являются федеральными конституционными законами . Среди федеральных законов о труде основополагающим является ТК, вступивший в действие с 1 февраля 2002 года.

    Нормы трудового права содержатся и в иных федеральных законах и подзаконных актах

    К иным (подзаконным) актам, содержащим нормы трудового права, относятся другие нормативные правовые акты, регулирующие трудовые отношения, включая условия охраны труда. Они делятся на подгруппы.

    К первой подгруппе подзаконных относятся указы и распоряжения Президента Российской Федерации. Указы, регулирующие трудовые отношения, не должны противоречить ТК и иным федеральным законам. Это требование подчеркивает под законность его правотворческой деятельности.

    Другую подгруппу подзаконных актов, регулирующих вопро-сы охраны труда, составляют нормативные правовые акты, при-нимаемые Правительством РФ. Законодательные положения в области охраны труда реализуются через постановления Правительства РФ. Эти постановления не должны противоречить ТК, федеральным законам и указам Президента РФ. Постановления Правительства РФ, содержащие нормы трудового права, издаются для решения вопросов, отнесенных к компетенции исполнительной власти Российской Федерации.

    Следующую подгруппу подзаконных нормативных правовых актов РФ, устанавливающих нормы в области охраны труда, со-ставляют нормативные правовые акты Министерства труда и со- циальной защиты РФ (Минтруд РФ). К ним относятся постановления Минтруда РФ, разъяснения о применеприменении дейст-вующего законодательства по охране труда, положения, прави-ла, инструкции и т.д. Эти акты не должны противоречить ТК, федеральным законам, а также указам Президента РФ и постановлениям Правительства РФ.

    Наряду с перечисленными подзаконными нормативными правовыми актами на территории России действуют также подзаконные нормативные правовые акты , регулирующие условия охраны труда, принятые министерствами, ведомствами и госу дарственными комитетами России, которые принимаются после согласования с Минтрудом РФ . Эти акты не должны противоречить ТК, федеральным законам, а также указам Президента РФ и постановлениям Правительства РФ.

    Особое значение для регламентации трудовых отношений имеют постановления и разъяснения Минтруда. Эти постановления обеспечивают единообразное решение вопросов, не имеющих региональных особенностей, а также предусматривают условия применения постановлений Правительства РФ.

    Нормативные правовые акты по охране труда органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации принимаются в развитие либо в дополнение к нормативным правовым актам федерального уровня.


    Законодательные и подзаконные акты, регули- рующие условия охраны труда субъектов России , принятые региональными органами власти, действуют только на территории данного региона. Эти акты не должны противоречить ТК, федеральным законам, а также указам Президента РФ и постановлениям Правительства РФ.

    Государственными нормативными требованиями охраны труда , содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации устанавливают правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности (ст. 211 ТК РФ).

    Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для сполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе:
    . при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов;
    . конструировании машин, механизмов и другого оборудования;
    . разработке технологических процессов;
    . организации производства и труда.

    Порядок разработки и утверждения подзаконных нормативных правовых актов об охране труда, а также сроки их пересмотра устанавливаются Правительством Российской Федерации.

    Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. № 1160 «Об утверждении я о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» отнесены к нормативным правовым актам, содержащим государственные нормативные требования охраны труда:

    • стандарты безопасности труда;
    • правила и типовые инструкции по охране труда;
    • государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы

    (санитарные правила и нормы, санитарные нормы, санитарные правила и гигиенические нормативы, устанавливающие требования к факторам производственной среды и трудового процесса).

    Акты, содержащие требования охраны труда, издаются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации после рассмотрения проектов указанных актов на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.


    Внесение изменений в акты, содержащие требования охраны труда, осуществляется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации:
    • при изменении законодательства Российской Федерации об охране труда;
    • по результатам комплексных исследований состояния и причин производственного
    травматизма и профессиональных заболеваний;
    • по результатам изучения российского и международного опыта работы по улучшению
    условий труда;
    • на основании анализа результатов проведения специальной оценки условий труда,
    результатов внедрения новой техники и технологий;
    • по предложениям (с обоснованием) федеральных органов исполнительной власти и (или)
    органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе о гармонизации актов, содержащих требования охраны труда, с нормами международного права в области охраны труда.
    Локальные нормативные правовые акты охраны труда

    Специфическим источником трудового права выступает локальный нормативный акт, принимаемый работодателем в пределах своей компетенции. Такой акт распространяется на всех работников данной организации или на отдельные категории работников, специально указанные в самом акте. Как правило, локальный нормативный акт принимается с учетом мнения представительного органа работников. Такой порядок устанавливается для принятия локальных нормативных актов, прямо названных в Трудовом кодексе, других федеральных законах, иных нормативных правовых актах или в соглашениях, коллективном договоре.

    Локальные нормативные акты , содержащие нормы трудового права, принимаются в следующих целях:

    • Исполнение требований федеральных законов, нормативных правовых актов, регулирующих трудовые отношения.
    • Детализация и конкретизация норм федеральных законов и иных нормативных правовых актов с учетом особенностей организации труда конкретного юридического лица.
    • Регулирование вопросов, не регламентированных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
    Локальный нормативный акт , содержащий нормы трудового права - нормативный акт, принятый работодателем , за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в пределах своей компетенции в соответствии:
    . с трудовым законодательством;
    . иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
    . коллективными договорами;
    . соглашениями.
    Работодатель при принятии локальных нормативных актов учитывает мнение представительного органа работников (при наличии такого представительного органа) в случаях, предусмотренных Трудовым Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями.

    Принятие локальных нормативных актов по согласованию с представительным органом работников может быть предусмотрено коллективным договором, соглашениями.

    Например: локальные нормативные акты при утверждении которых необходимо учитывать мнение выборного органа первичной профсоюзной организации:

    • введение, а также отмена режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной

    рабочей недели ранее срока, на который они были установлены (ст. 74 ТК РФ);

    • принятие решения о возможном расторжении трудового договора в соответствии

    с пп. 2, 3 или 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ с работником, являющимся членом профсоюза (ст. 373 ТК РФ);

    • при определении форм профессиональной подготовки, переподготовки и повышения

    квалификации работников (ст. 196 ТК РФ);

    • в некоторых случаях привлечения к сверхурочной работе (ст. 99 ТК РФ);
    • в некоторых случаях привлечения к работе в выходные и нерабочие праздничные дни

    творческих работников средств массовой информации (ст. 113 ТК РФ);

    • утверждение графика отпусков (ст. 123 ТК РФ);
    • утверждение графика работы на вахте (ст. 301 ТК РФ);
    • утверждение графиков сменности (ст.103 ТК РФ);
    • принятие актов, регулирующих системы оплаты труда работников государственных и

    муниципальных учреждений (ст. 144 ТК РФ);

    • принятие локального акта в области повышения оплаты труда работников, занятых на

    тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда (ст. 147 ТК РФ), за работу в ночное время (ст. 154 ТК РФ);

    • принятие локальных нормативных актов, предусматривающих введение, замену и

    пересмотр норм труда (ст. 162 ТК РФ);

    • принятие правил внутреннего трудового распорядка (ст. 190 ТК РФ).

    Установленный порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локального нормативного акта .
    1. Работодатель перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников.
    2. Выборный орган направляет работодателю мотивированное мнение в письменной форме не позднее 5 дней со дня получения проекта указанного локального нормативного акта.
    3. Если мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации:
    · не содержит согласия с проектом, либо
    · содержит предложения по его совершенствованию,
    работодатель может согласиться с ним либо обязан в течение 3 дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с выборным органом первичной профсоюзной организации в целях достижения взаимоприемлемого решения.
    4. При недостижении согласия возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель имеет право принять локальный нормативный акт, который может быть обжалован выборным органом первичной профсоюзной организации в государственную инспекцию труда или в суд.
    5. Государственная инспекция, труда обязана провести в течение одного месяца со дня получения жалобы проверку и в случае выявления нарушения выдать работодателю предписание об отмене указанного локального нормативного акта (ст. 372 ТКРФ).
    В случае если в организации не создан постоянно действующий представительный орган, к обсуждению проекта акта привлекаются представители работников, избранные в соответствии со ст. 31 ТК РФ.


    МЕЖДУНАРОДНЫЕ И ЕВРОПЕЙСКИЕ СТАНДАРТЫ И НОРМЫ.
    ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕГЛАМЕНТЫ

    Международные правовые нормы , акты Международной организации труда (МОТ) начинают играть все большую роль в регулировании трудовых отношений в нашей стране. В ст. 15 Конституции РФ говорится, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Причем если международным договором РФ (соглашением) установлены иные нормы и правила, чем предусмотренные Российским законом, и они ратифицированы, то применяются правила международного договора (соглашения).

    МОТ принято более 170 конвенций и 180 рекомендаций. Конвенции подлежат ратификации и после ратификации обязательны для соблюдения государством-членом МОТ .
    Рекомендации не ратифицируют . Государство может использовать их в национальном законодательстве.
    50 конвенций были ратифицированы СССР и затем признаны Российской Федерацией.
    Не ратифицированы нашей страной до настоящего времени ряд важных конвенций МОТ. К ним относятся:
    · Конвенция № 127. О максимальном грузе, допустимом для переноски одним трудящимся;
    · Конвенция № 131. Об установлении минимальной заработной платы и др.
    Большое значение для безопасности, гигиены охраны труда имеет деятельность России в Комиссии Европейского сообщества (ЕС). Комиссия ЕС разрабатывает и принимает Директивы по различным аспектам, включая:
    · организацию охраны труда;
    · требования для некоторых видов работ в промышленности, связанных с повышенным риском;
    · соответствующее использование установок, оборудования и веществ;
    · определение уязвимых категорий рабочих и т.д.
    Принятые Директивы по вопросам охраны труда государства - члены ЕС должны учитывать в своих национальных законодательствах.

    Кроме того, благодаря работе этой Комиссии появилась возможность распространять и обмениваться информацией о результатах исследований и оказывать техническую помощь в области безопасности и гигиены труда всем государствам - членам Сообщества.

    Технические регламенты

    Кардинальные изменения в порядок разработки и утверждения подзаконных нормативных актов вносит федеральный закон от 27.12.2002 г. № 184 - ФЗ «О техническом регулировании».

    Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при:

    • разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, в

    том числе зданиям и сооружениям (далее - продукция), или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;

    • разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к

    продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;

    • оценке соответствия (проводится в формах государственного контроля (надзора),

    испытания, регистрации, подтверждения соответствия, приемки и ввода в эксплуатацию объекта, строительство которого закончено, и в иной форме).
    Действие настоящего Федерального закона не распространяется на социально-экономические, организационные, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные меры в области охраны труда.

    Настоящий Федеральный закон не регулирует отношения , связанные с разработкой, принятием, применением и исполнением санитарно-эпидемиологических требований, требований в области охраны окружающей среды, требований в области охраны труда.

    В статьях 6 и 7 говорится что:

    Статья 6. Цели принятия технических регламентов

    1. Технические регламенты принимаются в целях:
    защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
    охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
    предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей;
    обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
    2. Принятие технических регламентов в иных целях не допускается.

    1. Технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие:
    безопасность излучений;
    биологическую безопасность;
    взрывобезопасность;
    механическую безопасность;
    пожарную безопасность;
    безопасность продукции (технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте);
    термическую безопасность;
    химическую безопасность;
    электрическую безопасность;
    радиационную безопасность населения;
    электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования;
    единство измерений;
    другие виды безопасности в целях, соответствующих пункту 1 статьи 6 настоящего Федерального закона.

    В настоящее время не разработаны технические регламенты в области охраны труда .

    Федеральным законом «О техническом регулировании» регламентируется - (ст. 46, п. 1) «со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан...»,

    На этом основании применяются нормативно - правовые акты национальных и государственных (ГОСТ) стандартов, СанПиНы (санитарные правила и нормы), СНиПы (строительные нормы и правила), СП (своды правил), ПОТ (правила охраны труда), НПБ (нормы пожарной безопасности), ПБ (правила безопасности), РД (руководящие документы), МУ (методические указания) и другие документы, которые соответствуют государственным нормативным требованиям охраны труда.

    ПОДЗАКОННЫЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ,
    СОДЕРЖАЩИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

    Наименование вида нормативного правового акта
    Полное Сокращенное
    Межотраслевые правила по охране труда
    Межотраслевые типовые инструкции по охране труда
    ПОТ Р М
    ТИ Р М
    Отраслевые правила по охране труда
    Типовые инструкции по охране труда
    ПОТ Р О
    ТИ Р О
    Правила безопасности
    Правила устройства и безопасной эксплуатации
    Инструкции по безопасности
    ПБ
    ПУБЭ
    ИБ
    Государственные стандарты системы стандартов безопасности труда ГОСТ Р ССБТ
    Строительные нормы и правила
    Своды правил по проектированию и строительству
    СНиП
    СП
    Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы:
    санитарные правила,
    гигиенические нормативы,
    санитарные правила и нормы,
    санитарные нормы

    СП
    ГН
    СанПин
    СН

    Санитарные правила и нормы содержат требования к гигиене труда, к чистоте среды обитания (воздуха, воды, почвы), к качеству продуктов питания.
    В санитарных нормах оговариваются допустимые уровни опасных и вредных факторов , которые могут воздействовать как на население, так и на людей, занятых производственной деятельностью; регламентируют деятельность, связанную с использованием источников ионизирующего излучения, а также допустимые уровни облучения, которым могут подвергаться люди как в процессе производственной деятельности, так и при проживании на зараженной местности.

    Строительные нормы и правила (СНиП) устанавливают требования к строительным конструкциям, зданиям и сооружениям, гарантирующие безопасность строительства и эксплуатации сооружений.

    Для оперативного доведения всего объема нормативно-правовых документов по охране труда до всех предприятий и организаций на базе сайта Минтруда eisot . ru создана информационная система нормативно-правового обеспечения охраны труда органов управления и субъектов экономической деятельности - ЕИСОТ .

    Система представляет собой постоянно обновляемый централизованный банк специализированных данных.

    Система стандартов безопасности труда

    Стандарты безопасности труда определяют терминологию в области охраны труда, требования к производственному оборудованию, технологическим процессам, средствам индивидуальной защиты, содержат предельно допустимые значения вредных факторов.

    ГОСТ Р 12.0.001-2013 Система стандартов безопасности труда. Основные положения
    Устанавливает цели, задачи и структуру системы стандартов безопасности труда, а также объекты стандартизации.

    Структура Системы и обозначение стандартов ССБТ
    ССБТ включает в себя группы, приведенные в таблице 1

    Таблица 1

    Шифр группы Наименование группы
    0 Организационно-методические стандарты
    1 Стандарты требований и норм по видам опасных и вредных производственных факторов
    2 Стандарты требований безопасности к производственным машинам и оборудованию
    3 Стандарты требований безопасности к производственным процессам
    4 Стандарты требований безопасности к средствам защиты

    Стандарты группы "0" устанавливают:

    • организационно-методические основы стандартизации в области безопасности труда (цели, задачи и структура системы, внедрение и контроль за соблюдением стандартов ССБТ, терминология в области безопасности труда, классификация опасных и вредных производственных факторов и др.);
    • требования (правила) к организации работ, направленные на обеспечение безопасности труда (обучение работающих безопасности труда, аттестация персонала, методы оценки состояния безопасности труда и др.).

    Стандарты группы "1" устанавливают:

    • требования по видам опасных и вредных производственных факторов, предельно допустимые значения их параметров и характеристик;
    • методы контроля нормируемых параметров и характеристик опасных и вредных производственных факторов;
    • методы защиты работающих от опасных и вредных производственных факторов.

    Стандарты группы "2" устанавливают:

    • общие требования безопасности к производственным машинам и оборудованию;
    • требования безопасности к отдельным группам (видам) машин и производственного оборудования;

    Стандарты группы "3" устанавливают:

    • общие требования безопасности к производственным процессам;
    • требования безопасности к отдельным группам (видам) технологических процессов;
    • методы контроля выполнения требований безопасности.

    Стандарты группы "4" устанавливают:

    • требования к отдельным классам, видам и типам средств защиты;
    • методы контроля и оценки средств защиты;
    • классификацию средств защиты.

    Обозначение государственного стандарта ССБТ состоит из индекса (ГОСТ Р -государственный стандарт российский)), регистрационного номера, первые две цифры которого (12) определяют принадлежность стандарта к комплексу ССБТ, последующая цифра с точкой указывает группу стандарта и три последующие цифры - порядковый номер стандарта в группе. Через тире указывается год утверждения стандарта.

    Примеры - ГОСТ Р 12.1.025-2012; ГОСТ Р 12.3.036-2012.

    КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

    1. Что устанавливается государственными нормативными требованиями охраны труда.
    а) Государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности;
    б) государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются законы, постановления, мероприятия, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности;
    в) государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на создание безопасных условий труда.

    2. Для кого обязательны для исполнения государственные нормативные требования охраны труда?
    а) Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности;
    б) государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения государственными и муниципальными организациями при осуществлении ими любых видов деятельности;
    в) государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими государственными организациями при осуществлении ими любых видов деятельности;

    3. Что является основой государственных нормативных требований охраны труда?
    а) Конституция РФ, Трудовой кодекс;
    б) Трудовой кодекс федеральные законы;
    в) законы и подзаконные акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда.

    4. К какой группе государственных нормативных требований охраны труда относятся Указы Президента?
    а) К федеральным законам;
    б) к законодательным актам;
    в) к подзаконным актам.

    5. Что относится к нормативным правовым актам, содержащим государственные нормативные требования охраны труда?
    а) Стандарты безопасности труда; правила и типовые инструкции по охране труда;
    б) государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, и пункт а);
    в) законы, постановления Правительства РФ, законы и постановления региональных органов власти.

    6. В каких случаях в нормативные государственные требования охраны труда вносятся изменения?
    а) При изменении законодательства Российской Федерации об охране труда;
    б) на основании анализа результатов проведения специальной оценки условий труда, результатов внедрения новой техники и технологий;
    в) по результатам комплексных исследований состояния и причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также в случаях, указанных в ответе а) и б).

    7. Что такое локальный нормативный акт, содержащий нормы трудового права?
    а) Нормативное соглашение, принимаемое в договорном порядке после проведения коллективных переговоров;
    б) нормативный акт (договор), в котором устанавливаются условия труда конкретного работника с учетом его профессии и индивидуальных особенностей.
    в) нормативный акт, принимаемый работодателем в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

    8. Всегда ли локальные нормативные акты надо согласовывать с представительным органом работников?
    а) Согласование требуется при принятии локального нормативного акта, содержащего нормы трудового права, в случаях предусмотренных Трудовым кодексом, коллективным договором или соглашениями;
    б) да, все локальные нормативные акты должны приниматься только с учетом мнения представительного органа работников;
    в) нет, работодатель принимает локальные акты в пределах своих полномочий без согласований, если установленные нормы не ухудшают положение работников.

    9. Требуется ли согласовывать с представительным органом работников должностные инструкции?
    а) Да;
    б) нет;
    в) да при изменении должностной инструкции.

    10. Действия выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии работодателем локального нормативного акта, подлежащего согласованию, без согласования.
    а) Подать жалобу в государственную инспекцию труда;
    б) обратиться в суд;
    в) действия по пунктам а) и б).

    11. В каком случае обязательны для соблюдения конвенции МОТ?
    а) Если государство является членом Международной организации труда (МОТ);
    б) если конвенция, принятая МОТ, ратифицирована государством;
    в) при выполнении пунктов а) и б).

    12. Действие федерального закона от 27.12.2002 г. № 184 - ФЗ «О техническом регулировании» распространяется или не распространяется на социально-экономические, организационные, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные меры в области охраны труда?
    а) Распространяется;
    б) не распространяется;
    в) распространяется за исключение социально-экономических и организационных мер.

    13. Технические регламенты принимаются в целях:
    а) предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей;
    б) оценки соответствия (проводится в формах государственного контроля (надзора), испытания, регистрации, подтверждения соответствия, приемки и ввода в эксплуатацию объекта, строительство которого закончено, и в иной форме);
    в) разработки, принятия, применения и исполнения обязательных требований к продукции, в
    том числе зданиям и сооружениям (далее - продукция), или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

    !4. Назовите технические регламенты в области охраны труда.
    а) Технические регламенты в области охраны труда не приняты, Федеральный закон «О техническом регулировании» разрешает использовать действующие нормативные акты только в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан;
    б) ГОСТ Р 12.0.001-2013 Система стандартов безопасности труда. Основные положения
    в) СНиП 12-03-2001 "Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования".

    15. Что устанавливает система стандартов безопасности труда?
    а) Терминологию в области охраны труда, требования к производственному оборудованию, технологическим процессам, средствам индивидуальной защиты, содержат предельно допустимые значения вредных факторов;
    б) устанавливает цели, задачи и структуру системы стандартов безопасности труда, а также объекты стандартизации;
    в) организационно-методические основы стандартизации в области безопасности труда (цели, задачи и структура системы, внедрение и контроль за соблюдением стандартов ССБТ, терминология в области безопасности труда, классификация опасных и вредных производственных факторов и др.).

    Руководитель любого предприятия должен помнить, что обеспечение требований охраны труда – его обязанность. Условия работы в организации должны соответствовать действующим стандартам. Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения гражданами и юрлицами в процессе осуществления любого вида деятельности. Данное предписание содержится в ст. 211 ТК. Далее рассмотрим основные требования охраны труда.

    Законодательная база

    Общие требования охраны труда содержатся в Конституции. Так, в ст. 37, п. 3 установлено, что каждый имеет право работать в условиях, отвечающих правилам гигиены и безопасности. В ст. 219 ТК установлены основные права рабочего на:

    1. Условия труда в соответствии с действующими требованиями.
    2. Получение от нанимателя достоверных сведений о:
    • существующем риске вреда для здоровья;
    • условиях и безопасности на предприятии;
    • мерах по предупреждению воздействия опасных или вредных производственных факторов.

    Основные мероприятия

    Государственные нормативные требования охраны труда предполагают определенные меры для защиты здоровья и жизни сотрудников в ходе профессиональной деятельности на предприятии. Они включают в себя такие мероприятия:

    • Правовые.
    • Санитарно-гигиенические.
    • Организационно-технические.
    • Социально-экономические.
    • Реабилитационные.
    • Лечебно-профилактические и прочие.

    Порядок осуществления мероприятий

    Соблюдение требований охраны труда, а также контроль над их исполнением осуществляется по определенным правилам. Для производственных компаний, в штате которых насчитывается более 50 человек, необходимо введение соответствующего отдела или должности, согласно которой сотрудник будет отвечать за безопасность рабочих на предприятии. В последнем случае служащий обязан пройти обучение требованиям охраны труда. В организациях, где штат по численности не превышает 50 человек, решения о формировании соответствующего отдела или введении должности принимается с учетом специфики деятельности предприятий. В случае отсутствия службы или сотрудника, отвечающих за безопасность на производстве, их функции выполняют и несут ответственность наниматель лично, руководитель компании или иной уполномоченный работник. Решать данные задачи может также сторонние организация или специалист по охране труда. Требования по безопасности на производстве в этом случае выполняются в соответствии с договором и действующим законодательством.

    Локальные акты

    Их разрабатывает и утверждает работодатель. Локальные правовые акты устанавливают требования к организации охраны труда на предприятии, формированию безопасных условий на производстве. Право на их принятие предусмотрено ст. 8 ТК. Согласно положениям, наниматель может утверждать акты, в которых приводятся требования, инструкции по охране труда, в рамках своей компетенции и согласно отраслевому законодательству и прочим документам, содержащим соответствующие предписания. Приказы и распоряжения нанимателя формируют правовую основу системы производственной безопасности предприятия. Кроме этого, локальные акты способствуют предупреждению несчастных случаев и существенному упрощению рассмотрения таких ситуаций, если, несмотря на предпринятые меры, они произойдут. Нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения как нанимателем, так и работниками компании. Существует определенная методология разработки соответствующих стандартов. Рассмотрим ее далее.

    Государственные требования охраны труда: юридический аспект

    Согласно ст. 211 ТК, порядок разработки, принятия и изменения подзаконных актов, касающихся производственной безопасности, устанавливается Постановлением Правительства. В число документов, в которых изложены требования охраны труда, входят стандарты, положения, рекомендации, правила. При их разработке, принятии и утверждении должно учитываться мнение трехсторонней комиссии, осуществляющей регулирование сферы социально-производственных отношений в РФ. К документам, содержащим общие требования охраны труда, относят:

    1. ГОСТы (стандарты безопасности).
    2. Типовые инструкции и правила.
    3. Санитарно-эпидемиологические стандарты и предписания. В них устанавливаются требования к трудовому процессу и факторам производственной среды.

    ГОСТы

    В процессе разработки правил безопасности на предприятии учитываются положения системы Госстандартов. В частности, имеются в виду требования охраны труда ГОСТа, устанавливающей соответствующие стандарты, целью которых выступает:

    • Оказание содействия по защите работников от воздействия на них вредных или опасных производственных условий.
    • Исключение вероятности возникновения несчастных случаев, в том числе со смертельным исходом.

    В ГОСТе 12.0.230/2007 содержится описание системы, обеспечивающей управление охраной труда на предприятии. В соответствии с п. 4 указанных Стандартов, формирование этой структуры по безопасности на производстве, в том числе соответствия условий работы предписаниям, установленным федеральными законами и прочими подзаконными актами, включается в обязанности нанимателя. В этой связи работодатель должен продемонстрировать заинтересованность и грамотное руководство деятельностью, направленной на обеспечение охраны труда на предприятии, и создать систему регулирования и контроля. В качестве главных элементов управления выступают:

    При создании подразделения, отвечающего за безопасность на производстве, предприятие должно следовать положениям Постановления Минтруда. В них утверждены рекомендации по формированию и последующей деятельности службы. Согласно п. 1 указанного Постановления, управление в сфере охраны труда на предприятии осуществляется руководителем. В своей деятельности сотрудники службы производственной безопасности должны руководствоваться:

    • Коллективным договором.
    • Законами и прочими отраслевыми актами по охране труда на территории РФ и конкретного субъекта.
    • Соглашениями (отраслевыми, региональными, генеральными).
    • Договором по охране труда.
    • Прочими локальными актами предприятия.

    Разработка и принятие Правил

    Требования охраны труда формируются в соответствии с порядком создания отраслевых и межотраслевых стандартов. Он утвержден Методическими рекомендациями по разработке и принятию Правил. Согласно п. 3.2, предписан следующий порядок:

    1. Формирование перспективного проекта разработки новых, проверки (пересмотра) или же отмены существующих правил.
    2. Утверждение техзадания по созданию требований.
    3. Разработка первой редакции плана правил, рассылка проекта для ознакомления и выражения мнения заинтересованным организациям.
    4. Формирование сводки отзывов и заключения о разногласиях.
    5. Создание окончательного проекта Правил.

    Особенности разработки

    Требования охраны труда следует излагать четко и по возможности кратко. Это позволит исключить вероятность их различного толкования. В правилах необходимо закреплять новые требования охраны труда, стремясь к минимальным отсылкам к иным документам (ГОСТам, СНиПам и прочим). Для полноты изложения темы в правилах допускается воспроизведение отдельных положений законодательства. В качестве приложений могут использоваться:

    Отраслевые и межотраслевые правила

    В них следует включать следующие разделы:


    При разработке в Правила могут включаться и иные разделы. План окончательной редакции до его подписания должен пройти проверку на соответствие действующему законодательству, правилам русского языка и визирование руководителем юридического отдела (при его наличии).

    Предписания для работников: разработка и утверждение

    Инструкция по производственной безопасности выступает в качестве одного из главных документов, регламентирующих охрану труда на предприятии. При разработке правил для работников следует руководствоваться Методическими рекомендациями. Они утверждены Постановлением Минтруда и регламентируют:

    1. Порядок разработки и утверждения.
    2. Требования, предъявляемые к содержанию инструкции.

    Предписания для работника составляются в соответствии с:

    • Должностью сотрудника.
    • Профессией либо видом работы, которую исполняет служащий.

    Обязанности нанимателя

    Разработка инструкции осуществляется с учетом положений ст. 212 ТК. В соответствии с ней, обязанности по обеспечению производственной безопасности лежат на работодателе. В связи с этим наниматель должен, в числе прочего, предпринимать меры по:

    Правовая база предписаний для работников

    Инструкции, устанавливающие требования по охране труда, разрабатываются в соответствии с:

    • Межотраслевыми и отраслевыми Рекомендациями по производственной безопасности (при их отсутствии – отраслевыми или межотраслевыми Правилами).
    • Требованиями по охране труда, приведенными в ремонтной и эксплуатационной документации предприятия-изготовителя оборудования, а также в технологических актах организации, в соответствии с конкретными условиями деятельности.

    Данные предписания излагаются относительно профессии, должности или вида исполняемой работы. Титульную страницу при издании Инструкции по производственной безопасности рекомендовано оформлять согласно приложению № 8, которое содержится в Постановлении № 80.

    Временные предписания

    Правила данного типа разрабатываются при введении в действие новых и реконструированных производственных предприятий, цехов, площадок. Временными инструкциями по охране труда обеспечивается:

    • Безопасное выполнение технологических работ (процессов).
    • Использование оборудования в соответствии с ремонтной и технической документацией.

    Временные инструкции разрабатываются на период до принятия данных производств в эксплуатацию.

    Пересмотр предписаний

    Проверка инструкций, согласно п. 5.6, содержащегося в Постановлении № 80, организуется работодателем. Пересмотр предписаний необходимо осуществлять не реже одного раза в пять лет. Досрочно данная процедура может выполняться в случаях:

    • Пересмотра отраслевых и межотраслевых типовых Инструкций и Правил безопасности на производствах.
    • Изменения условий работы на предприятии.
    • Внедрения новых технологий и оборудования.

    Инструкции могут также пересматриваться в соответствии с результатами изучения и оценки материалов расследований несчастных случаев, аварий на производстве, а также исследования уровня заболеваемости сотрудников. Предписания должны быть проверены также по запросу представителей уполномоченных контрольных органов. В случае если за все время, в течение которого действовали положения Инструкции, условия работы сотрудника остались прежними, она продлевается на следующий период.

    Хранение документации

    Руководитель каждого подразделения предприятия должен иметь перечень инструкций и непосредственно сами предписания по охране труда. Документация для работников может быть:

    • Выдана на руки в ходе первичного ознакомления.
    • Вывешена на участках либо рабочих местах.

    Инструкции также могут храниться в иных местах, доступных для сотрудников. В соответствующих журналах ведется учет документов, выдача бумаг для работников подразделений предприятия. Формы приводятся в Постановлении № 80 (приложения 9 и 10).

    Отраслевые и межотраслевые инструкции

    Их разработку и утверждение регламентируют Методические рекомендации, принятые в соответствии с Постановлением № 80. Создание предписаний осуществляется на основании:

    1. Действующего законодательства, нормативных актов в сфере труда.
    2. Исследования работ, для которых разрабатываются предписания.
    3. Изучения условий деятельности, которые характерны для соответствующей профессии, должности.
    4. Установления вредных и опасных факторов производства, имеющих место при проведении тех или иных видов работ.
    5. Анализа наиболее вероятных, типичных предпосылок возникновения несчастных случаев и профессиональных заболеваний.
    6. Установления наиболее безопасных приемов и методов исполнения работ.

    Структура предписаний

    1. Общие требования. В данном разделе приводятся:

    • Указания о необходимости следовать правилам внутреннего распорядка.
    • Требования по соблюдению режимов отдыха и работы.
    • Список вредных и опасных факторов производства, способных влиять на сотрудника в ходе исполнения им своей деятельности.
    • Перечень спецодежды и обуви, а также иных средств личной защиты, которые выдаются работнику, согласно установленным нормам и правилам.
    • Порядок, в соответствии с которым осуществляется информирование администрации о несчастных случаях, неисправности оборудования, инструментов и приспособлений.
    • Правила индивидуальной гигиены.

    2. Требования перед началом смены. В этой главе содержатся правила о подготовке рабочего места, а также средств личной защиты, порядок передачи и приема смены при непрерывном технологическом процессе и работе оборудования. В разделе приводится порядок проверки:

    • инструмента и приспособлений;
    • оборудования;
    • блокировок и прочих устройств;
    • сигнализаций;
    • местного освещения;
    • вентиляции;
    • защитного заземления;
    • проверки исходного сырья (полуфабрикатов, заготовок).

    3. Требования в процессе работы. В этот раздел включаются методы безопасной работы, эксплуатации оборудования, грузоподъемных приспособлений, инструментов и механизмов, транспортных средств. Кроме того, должны присутствовать требования по безопасному обращению с исходным сырьем (материалами, полуфабрикатами, заготовками), указания по надлежащему содержанию рабочих мест. В разделе указываются действия, которые необходимо выполнять для предотвращения аварийной ситуации либо несчастного случая. В главе приводятся также требования, которые предъявляются к эксплуатации средств личной защиты.

    4. Действия в аварийных случаях. В данном разделе приводится перечень вероятных ЧП и причины, по которым они могут возникнуть. Излагаются действия сотрудников при аварии на производстве, а также способы оказания помощи работникам, пострадавшим при катастрофе.

    5. Требования безопасности при завершении смены. В данном разделе приводятся порядки:

    • отключения, разборки, остановки, смазки, очистки аппаратуры, механизмов, машин, оборудования, приспособлений;
    • уборки и утилизации отходов, полученных в ходе производства.

    Дополнительно в документе формируется раздел, посвященный ответственности за нарушение требований охраны труда. Следует указать, что настоящие предписания обязательны для исполнения всеми сотрудниками. Нарушение требований охраны труда может повлечь административную либо дисциплинарную ответственность. На сотрудников, не исполняющих предписания, может быть наложено взыскание.

  • 6. Понятие охраны труда, основные положения действующего законодательства Российской Федерации об охране труда
  • 7. Нормативные правовые акты по охране труда и ответственность за их несоблюдение
  • 8. Основные принципы государственной политики в области охраны труда
  • 9. Права и гарантии работников на охрану труда
  • 10. Обязанности работодателей по обеспечению охраны труда в организации
  • 11. Обязанности работников по соблюдению требований охраны труда, действующих в организации
  • 12. Особенности охраны труда женщин
  • 13. Льготы и компенсации за тяжелые работы и работы с вредными и опасными условиями труда, порядок их предоставления
  • 14. Государственный надзор и контроль за соблюдением
  • 15. Порядок проведения специальной оценки условий труда
  • 16. Организация проведения предварительных и периодических медицинских осмотров
  • 17. Классификация основных опасных и вредных производственных факторов, понятие о предельно допустимых концентрациях вредных веществ в воздухе рабочей зоны
  • 19. Требования безопасности по устройству и содержанию подъездных путей, дорог, проездов, проходов, колодцев
  • 20. Требования по организации безопасной эксплуатации электроустановок
  • 21. Требования безопасности при выполнении работ на высоте
  • 22. Требования безопасности при погрузке, разгрузке и транспортировке грузов
  • 23. Обеспечение пожарной безопасности
  • 24. Санитарно-бытовое обеспечение работников. Оборудование санитарно-бытовых помещений, их размещение
  • 25. Требования безопасности по устройству и содержанию подъездных путей, дорог, проездов, проходов, колодцев
  • 26. Требования безопасности, предъявляемые к складированию материалов на территории предприятия
  • 27. Общие требования безопасности производственного оборудования и технологических процессов
  • 28. Меры защиты людей от поражения электрическим током
  • 29. Порядок расследования профессиональных заболеваний
  • 30. Порядок расследования несчастных случаев на производстве
  • 31. Порядок оформления материалов расследования несчастных случаев
  • 32. Надзор, содержание и обслуживание сосудов, работающих под давлением
  • 33. Действия руководителей и специалистов при возникновении пожаров, аварий, несчастных случаев и других происшествий на предприятии и ликвидации их последствий
  • 34. Порядок возмещения работодателями вреда, причиненного работнику увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей
  • 35. Порядок обеспечения работников предприятия специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты
  • 36. Организация первой помощи пострадавшим при несчастных случаях на производстве
  • 37. Состав аптечки первой помощи
  • 38. Инструкция
  • Телефоны
  • Внезапная смерть если нет сознания и нет пульса на сонной артерии
  • Состояние комы если нет сознания, но есть пульс на сонной артерии
  • Артериальное кровотечение в случаях артериального кровотечения
  • Ранение конечности
  • Термические ожоги как обрабатывать ожоги на месте происшествия
  • Травмы глаз
  • Переломы костей конечностей что делать в случаях переломов костей конечностей
  • Первая помощь в случаях поражения электрическим током
  • Падение с высоты что делать в случаях падения с высоты при сохранении сознания
  • Обморок
  • Сдавливание конечностей; укусы змей и насекомых
  • Химические ожоги и отравления газами
  • Показания к проведению основных манипуляций
  • Признаки опасных повреждений и состояний
  • 7. Нормативные правовые акты по охране труда и ответственность за их несоблюдение

    Перечень видов нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования по охране труда в Российской Федерации утвержден постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 г №1160.

    К нормативным правовым актам, содержащим государственные нормативные требования охраны труда, относятся:

    Стандарты безопасности труда;

    Правила и типовые инструкции по охране труда;

    Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы

    (санитарные правила и нормы, санитарные нормы, санитарные правила и

    гигиенические нормативы, устанавливающие требования к факторам рабочей

    Государственные стандарты системы стандартов безопасности труда (ГОСТ Р ССБТ) разрабатываются и вводятся в действие в порядке, устанавливаемом Госстандартом России.

    Межотраслевые правила и типовые инструкции по охране труда разрабатываются с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и утверждаются Минтрудом Российской Федерации.

    Государственные санитарно-эпидемиологические нормативы – санитарные правила (СП), гигиенические нормативы (ГН), санитарные правила и нормы (СанПиН), санитарные нормы (СН) разрабатываются и вводятся в действие в порядке, устанавливаемом Минздравом России.

    Правила по охране труда – нормативный акт, устанавливающий требования по охране труда, обязательные для исполнения при проектировании, организации и осуществлении производственных процессов, отдельных видов работ, эксплуатации производственного оборудования, установок, агрегатов, машин, аппаратов, а также при транспортировании, хранении, применении исходных материалов, готовой продукции, веществ, отходов производств и т.д.

    Правила по охране труда могут быть межотраслевого и отраслевого назначения.

    Инструкция по охране труда – нормативный акт, устанавливающий требования по охране труда при выполнении работ в производственных помещениях, на территории предприятия, на строительных площадках и в иных местах, где производятся эти работы или выполняются служебные обязанности.

    Правила устройства и безопасной эксплуатации, правила безопасности (пожарной, ядерной, радиационной, лазерной, биологической, технической, взрыво- и электробезопасности) утверждаются соответствующими федеральными надзорами России.

    Строительные нормы и правила (СНиП) распространяются на новое строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, капитальный ремонт (строительное производство), производство строительных материалов (промышленность строительных материалов), а также на изготовление строительных конструкций и изделий (строительная индустрия) независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности организаций, выполняющих эти работы.

    Они устанавливают единые нормативные требования по охране труда для организаций строительства, строительной индустрии и промышленности строительных материалов и являются обязательными для применения физическими лицами и предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, сферы хозяйственной деятельности и ведомственной принадлежности.

    Санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы (СП, СН, ГН, СанПиН – далее по тексту – санитарные правила) – нормативные акты, устанавливающие критерии безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды его обитания и требования к обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности.

    Санитарные правила обязательны для соблюдения всеми государственными органами и общественными объединениями, предприятиями и иными хозяйствующими субъектами, организациями и учреждениями, независимо от их подчиненности и форм собственности, должностными лицами и гражданами (статья 3 Закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

    Предприятия, учреждения и организации разрабатывают и утверждают стандарты предприятия системы безопасности труда (СТП ССБТ), инструкции по охране труда для работников и на отдельные виды работ (ИОТ) на основе государственных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы имеют право принимать участие в разработке и согласовании нормативных правовых актов по охране труда.

    За нарушение требований законодательных и иных нормативных актов об охране труда работники предприятий привлекаются к дисциплинарной, а в соответствующих случаях – к материальной и уголовной ответственности, а работодатели и должностные лица – к административной, дисциплинарной или уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.