Госзакупки что это такое и как в них участвовать. Система государственных закупок, как живой организм Что такое закупки гов

Особенности современной системы государственных закупок в РФ

Государственные закупки занимают существенную долю в затратной части бюджета страны. Решение задачи эффективного расходования бюджетных средств невозможно без налаживания рациональной и прозрачной системы государственных закупок.

На основе мировой практики в Российской Федерации была разработана и внедрена система организации государственных закупок построенная на основе следующих принципов:

  • гласность;
  • открытость;
  • состязательность;
  • экономичность;
  • подотчетность.

Замечание 1

Цели данной системы – оптимизировать расходы государственного бюджета, устранить коррупцию при осуществлении государственных закупок, повысить управляемость процедурами закупки.

На практике обозначенные принципы реализуются за счет открытого размещения информации о закупках на открытом интернет- портале, при этом выбор поставщика (исполнителя) осуществляется на основе конкурсного отбора или аукциона.

Рынок государственных закупок условно разделяют на две основные сферы: открытый и закрытый (особый). Открытый сектор обслуживает государственный спрос на товары гражданского назначения, то есть обеспечивает государственное гражданское потребление, нужды гражданских министерств и ведомств.

Открытый сектор государственных закупок регулируется Федеральными законами:

  • ФЗ № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
  • ФЗ № 223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

Под действие закона № 44 ФЗ попадают следующие лица: распорядители бюджетных средств, органы государственной и муниципальной власти, уполномоченные органы, специализированные организации, получатели бюджетных средств.

Под действие закона № 223 ФЗ попадают: субъекты естественных монополий, государственные корпорации, организации, осуществляющие регулирующие виды деятельности, унитарные предприятия, автономные учреждения.

Закрытый сектор государственных закупок касается оборонной промышленности, он регулируется специальным законодательством, в том числе Федеральным законом № 275 ФЗ «О государственном оборонном заказе».

Способы организации государственных закупок

Замечание 2

В ФЗ № 44 и № 223 обозначены особенности организации следующих видов закупок : конкурс (открытый или с ограниченным участием), запрос котировок, запрос предложений, электронный аукцион, закупка у единственного поставщика. В ФЗ № 223 дополнительно предусмотрены закупки малого объема (до 100 тыс. р.).

Открытый конкурс предусматривает размещение в свободном доступе сообщения о поиске поставщиков, при этом любой поставщик может принять участие в конкурсе, если его товар отвечает требованиям заказчика.

Конкурс с ограниченным участием предусматривает выдвижение особых требований к участникам, что ограничивает перечень потенциальных поставщиков.

Запрос котировки – это способ организации государственных закупок, в процессе которого в единой информационной системе неограниченному кругу лиц сообщается о потребностях заказчика. Победителем является тот участник закупки, ценовое предложение контракта которого является минимальным.

Запрос предложений − это способ организации государственных закупок, аналогичный запросу котировок, но помимо ценового критерия выбора поставщика, выдвигается ряд других требований (например, качество, сроки исполнения и др.)

Электронный аукцион предусматривает размещение в свободном доступе информации о предстоящих торгах. К потенциальным поставщикам предъявляются типовые общие для всех требования. Победителем аукциона является поставщик, который предложит наименьшую цену, при этом участники могут менять информацию в своих предложениях неоднократно.

Система государственных закупок представляет собой инструмент, с помощью которого могут быть удовлетворены государственные и муниципальные потребности в определенных видах товаров и услуг. В нашей статье мы рассмотрим, какова архитектура этой системы и основные принципы ее функционирования.

Что представляет собой система государственных закупок в настоящее время: основные элементы

Во-первых, система государственных закупок представляет собой комплекс мероприятий, цель которых — максимально выгодное для заказчика приобретение за счет бюджетных средств товаров и услуг, необходимых для удовлетворения государственных и муниципальных нужд.

Во-вторых, система государственных закупок представляет собой не только совокупность действий в сфере госзаказа, но и включает в качестве своих элементов участвующих в закупке лиц, в т. ч.:

  • заказчиков;
  • поставщиков;
  • участников торгов/конкурсов и иных форм проведения госзакупок;
  • уполномоченные и контрольные органы;
  • федеральные органы исполнительной власти различных уровней по регулированию контрактной системы в рассматриваемой сфере;
  • специализированные организации;
  • операторы электронных торговых площадок;
  • экспертов / экспертные организации.

Основным нормативным правовым актом, регулирующим данную область правоотношений, является закон «О контрактной системе…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее — закон № 44-ФЗ).

Специальным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юрлиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ (далее — закон № 223-ФЗ) урегулированы правила проведения госзакупок в тех ситуациях, когда в роли заказчика выступает организация, созданная при участии государства, а также в некоторых иных случаях, предусмотренных п. 2 ст. 1 закона № 223-ФЗ.

Немаловажным фактором является и включение в систему госзакупок специальных технических и информационных средств, в т. ч. специализированной информационной системы.

Единая система госзакупок: заказчики и поставщики

В качестве заказчика могут выступать:

  • госорганы (в т. ч. органы госвласти);
  • органы управления государственным внебюджетным фондом;
  • государственные и муниципальные казенные учреждения, выступающие от имени РФ (субъекта РФ) или муниципального образования соответственно;
  • прочие получатели средств госбюджета различных уровней, уполномоченные на размещение заказов на поставку товаров или оказание услуг за счет бюджетного финансирования (пп. 5-6 ст. 3 закона № 44-ФЗ);
  • юрлица, имеющие долю участия государства в уставном капитале не менее 50% и их дочерние компании;
  • бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия;
  • организации, осуществляющие госзакупки за счет грантов от граждан и юрлиц, а также за счет субсидирования федеральным бюджетом (п. 2 ст. 1 закона № 223-ФЗ).

Участвовать в госзакупках в роли потенциальных поставщиков могут юрлица абсолютно любых организационно-правовых форм, независимо от их формы собственности, местонахождения и места происхождения капитала, за исключением оффшорных компаний.

Система государственных закупок представляет собой также поле деятельности для физлиц, в т. ч. имеющих регистрацию в форме индивидуальных предпринимателей (п. 4 ст. 3 закона № 44-ФЗ, п. 1 ст. 1 закона № 223-ФЗ). Они также могут выступать в роли участников госзакупок.

Единая информационная система госзакупок как инструмент обеспечения контрактной системы в сфере закупок

Согласно положениям ст. 4 закона № 44-ФЗ все госзаказы должны быть размещены в Единой информационной системе (далее — ЕИС). ЕИС — это совокупность данных (с их перечнем можно ознакомиться в п. 3 ст. 4 закона № 44-ФЗ), а также технологических и технических средств, направленных на формирование, систематизацию и хранение этих данных и их представление на специальном ресурсе в сети интернет (п. 9 ст. 3 закона № 44-ФЗ).

Данная ЕИС размещается на официальной странице госзакупок в сети интернет, доступ к которой бесплатный (п. 4 Правил функционирования ЕИС в сфере закупок, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.12.2015 № 1414, далее — правила № 1414).

Таким образом, система государственных закупок представляет собой в т. ч.совокупность действий участников госзаказа с использованием специализированной ЕИС (кроме случаев, когда это не предусмотрено законом).

Субъектам ЕИС доступ к ней будет предоставлен после прохождения процедуры регистрации, идентификации, аутентификации и авторизации (п. 7 правил № 1414). При этом к субъектам ЕИС отнесены участники госзакупок, а также иные лица, использующие ресурс для реализации своих полномочий и функционала в рамках законов № 44-ФЗ и 223-ФЗ. Прочим лицам, которые используют базы данных в чисто информационных целях, доступ предоставляется без регистрации в ЕИС (п. 8 правил № 1414).

Формы размещения госзаказов

Выбор способа размещения госзаказа предоставлен заказчику. При этом законом № 44-ФЗ в п. 2 ст. 24 установлен закрытый перечень форм организации госзакупок:

  • конкурс: открытый, с ограниченным участием, открытый 2-этапный, закрытый, закрытый 2-этапный;
  • аукцион : электронный и закрытый;
  • запрос котировок или предложений.

С 01.01.2019 заказчики должны проводить в электронной форме не только аукцион, но и конкурс, а также запрос предложений и котировок. Небольшие исключения из этого правила предусмотрены законом № 44-ФЗ.

Также ст. 93 закона № 44-ФЗ регламентирует, при каких условиях госзакупка может быть осуществлена у единственного поставщика.

Если в рамках названного выше закона система государственных закупок представляет собой строго регламентированный этим НПА порядок действий, производимых при определенных тем же законом условиях, то условия госзакупок по закону № 223-ФЗ во многом определяются самими заказчиками посредством их утверждения в положении о закупках (например, условия осуществления госзакупки у единственного поставщика).

Итак, можно сделать вывод: система государственных закупок представляет собой инструмент, используемый государством в целях удовлетворения госнужд в товарах и услугах. В роли потенциальных поставщиков могут выступать как юрлица всех организационно-правовых форм, так и физлица (в т. ч. индивидуальные предприниматели). Госзакупки строго формализованы - вплоть до того, что размер неустойки по госконтракту установлен нормативным актом.

Цитата:
«Официальный сайт Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг … предназначен для обеспечения свободного и безвозмездного доступа к полной и достоверной информации о контрактной системе в сфере закупок и закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц, а также для формирования, обработки и хранения такой информации.»

Для многих коммерческих и иных компаний система «госзакупок» является основным способом привлечения в хозяйственную деятельность государственных (бюджетных) средств. Информация о закупках товаров, услуг, исследовательских работ, осуществляемых компаниями с государственным участием (и другими отдельными видами компаний) в обязательном порядке (согласно федеральным законам №№ 223, 94, 44) размещается на сайте госзакупок. Коммерческие компании также зачастую публикуют свои тендеры именно на официальном сайте госзакупок.
  • Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"
  • Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ (ред. от 12.03.2014, с изм. от 29.12.2014) "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015)
  • Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 08.03.2015) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
Таким образом, информация о конкурсах, публикуемая на сайте госзакупок, является центральным источником актуальных сведений о возможных «государственных» заказах по профилю для множества компаний из самых разных сфер деятельности - от услуг охраны до геофизических изысканий. Поэтому потребность иметь регулярно обновляемые сведения о проходящих конкурсах, попадающих под определенные критерии, возникает у каждой организации, участвующей в госзакупках. В настоящей статье рассмотрим различные способы и практический пример реализации указанной потребности.

Варианты получения сведений о госзакупках

Чаще всего задача ставится руководством перед маркетинговым или IT-подразделением компании примерно в следующей формулировке: «необходима ежедневная сводка по конкурсам госзакупок, удовлетворяющим следующим критериям…» . Именно ежедневная, так как иногда между публикацией конкурсной документации и окончанием подачи заявок на него объявляется срок менее 10 дней, в среднем - около двух недель. Времени для сбора всей необходимой документации для участия в конкурсе совсем не много, каждый день «на счету».

Перечислим варианты реализации задачи.

1. Сайт ООС (госзакупок)
Сам сайт http://zakupki.gov.ru/ дает возможности настраиваемого поиска и отбора конкурсов по параметрам.

Недостатки:

  • Поиск работает недостаточно корректно, иногда конкурсы «не находятся». Я свидетель долгой рабы именно через официальный сайт, утверждение мной проверено;
  • Сайт зачастую не работает по ночам и праздникам;
  • Ограничение в количестве результатов. Если поиск выдает более, чем 500 строк, скачивание данных о конкурсах (в виде таблицы.csv формата) средствами сайта невозможно.
Для частичной автоматизации процесса я в своё время написал плагин для браузера FireFox, который должен был делать ежедневное скачивание отобранных конкурсов.

В двух словах плагин формировал адрес в виде примерно такой строки:

"http://zakupki.gov.ru/epz/order/extendedsearch/search.html?" + "placeOfSearch=FZ_44" + "&orderPriceFrom=" + priceArray[i] + "&orderPriceTo=" + (priceArray-1) + "&orderPriceCurrencyId=-1" + "&orderPublishDateFrom=" + OrderDate + "&orderPublishDateTo=" + OrderDate + "&headAgencyWithSubElements=true&matchingWordPlace44=NOTIFICATIONS" + "&law44.okpd.withSubElements=true” + "&law44.okpd.ids=31301%2C37097%2C50876%2C51122" + "&law44.advantages=I&law44.advantages=I" + "&law44.advantages=I&law44.advantages=I" + "&morphology=false&strictEqual=false";
Естественно, для 94 и 223 закона параметры запроса другие. Как видно, ОКПД, диапазон цен и т.п. приходится «зашивать» в запрос, так как иначе количество найденных конкурсов будет слишком большим и результаты поиска можно будет скачать только частично.

2. Специализированные web - сервисы поиска конкурсов
В ответ на запрос рынка несколько компаний организовали сайты поиска информации о проводимых конкурсах. Зачастую такие сайты дают не только сведения о госзакупках, но и о «частных» тендерах с электронных площадок.

Несколько таких систем:

  • Мультитендер.ру : «бесплатная специализированная поисковая система, позволяющая отслеживать госзакупки и коммерческие тендеры»;
  • TenderCAT : «Каталог TenderCAT предназначен для облегчения поиска государственных и коммерческих тендеров и аукционов в огромной массе ежедневно публикуемых на портале госзакупок (http://zakupki.gov.ru) заказов по всем регионам и направлениям деятельности»;
  • Ист Бюджет : «Сайт госзакупок и тендеров - лучший поиск и аналитика от Ист Бюджет»;
И другие.
Отдельно упомяну Госзатраты , о которых на Хабре была .

Целью настоящей статьи не является сравнение или анализ указанных ресурсов, так что ни их достоинства, ни недостатки здесь не приводятся.

3. Самостоятельная разработка для скачивания конкурсов.
В некоторых (я знаю несколько) случаях руководство компании, участвующей в конкурсах, ставит очень специфические задачи, касающиеся параметров отбора информации, регулярности поиска или оформления результата поиска. В таких случаях обращаются к IT специалистам, «ручная работа» по мониторингу и отбору конкурсов становится слишком трудоемкой.

Встречаются примеры заказа описанных работ у фрилансеров. Например, на SQL.ru , на Weblancer . Наконец, можно приобрести готовое решение у «проверенных временем» исполнителей . Однако основная часть настоящей статьи описывает процедуру самостоятельного исполнения задачи.

Скачивание данных о конкурсах с http://zakupki.gov.ru средствами Excel VBA

Исходные данные
Основное необходимое знание об источнике данных: у ООС (общероссийский официальный сайт госзакупок) имеется публичный ftp-сервер . При этом если http регулярно (обычно в ночное время и праздничные дни) не доступен по причине «технического обслуживания», то ftp работает (согласно моей практике) вполне надежно.

Адреса ftp серверов разделены по федеральным законам, применяющимся для размещения тендеров:
ФЗ №223: ftp://ftp.zakupki.gov.ru/out/

Логин и пароль:


ФЗ №94 и ФЗ №44: ftp://zakupki.gov.ru

Логин и пароль:


Структура каталогов для 223 закона вполне прозрачна. Что же касается 94 и 44, здесь расположены следующие интересующие нас подкаталоги:
  1. 94fz каталог, содержащий данные публичных выгрузок в соответствии с 94ФЗ (остальные каталоги - 44ФЗ),
  2. fcs_regions каталог, содержащий данные полной региональной выгрузки опубликованной на ООС информации в соответствии с 94ФЗ.

Остальные каталоги содержат нормативно-справочную информацию, информацию по банковским гарантиям, выгрузки по правилам и в рамках решения задачи не представляют интереса.

Полная региональная выгрузка включают в себя все опубликованные на ООС документы следующих типов:
опубликованные извещения;
опубликованные изменения извещений;
опубликованные протоколы;
опубликованные сведения о контрактах;
опубликованные изменения контрактов;
опубликованные сведения об исполнении/прекращении действия контрактов.

Отметим, что в наших целях интересны только извещения (notice ). Все остальные виды документов в рамках задачи не используются!
Выгрузка осуществляется в архивируемые файлы формата XML.
В одном файле могут находиться документы только одного типа в количестве, не превышающем 3000 записей. Если количество документов, подлежащих выгрузке, превышает 3000 записей, система формирует несколько файлов и каждый помещает в отдельный архив.
Все сформированные и зархивированные XML-файлы выгружаются на FTP-сервер… файлы в выгрузке разделены по каталогам, соответствующим региону. В каждом каталоге региона есть еще 3 каталога: notifications, protocols и contracts. В каждом из каталогов notifications, protocols и contracts дополнительно есть каталог daily.
Опубликованные документы выгружаются на FTP-сервер в следующем порядке:
· Каждый календарный день (ежедневно) выгружается список документов, опубликованных за предыдущий календарный день. При этом…выгрузка извещений по региону делается в каталог <Наименование региона>/notifications/daily;
· Каждый календарный месяц (ежемесячно) выгружается список документов, опубликованных за предыдущий календарный месяц. При этом…выгрузка извещений по региону делается в каталог <Наименование региона>/notifications;
В ежедневной и ежемесячной выгрузках всегда выгружаются все типы документов, опубликованных за прошедший календарный день или календарный месяц соответственно.
Если на момент формирования выгрузки за истекший период не было ни одного опубликованного документа какого-нибудь типа, то XML-файл с данным типом документов выгружается пустым.
После завершения ежемесячной выгрузки, каталоги с ежедневными выгрузками за истекший месяц очищаются.
Имена файлов региональной выгрузки имеют следующую структуру:
<вид-документа_регион_начало-периода_конец-периода_номер.xml.zip>,
где:
вид-документа – принимает значение notification, protocol или contract для извещений, протоколов и сведений о контрактах соответственно;
регион – название региона выгрузки;
начало-периода – дата начала периода для отбора документов по дате-времени публикации выгружаемых документов в формате yyyyddmm_hhmmss, где yyyy – год, mm – месяц (номер), dd – день, hh – час, mm – минуты, ss – секунды;
конец-периода – дата конца периода для отбора документов по дате-времени публикации выгружаемых документов в формате yyyyddmm_hhmmss, где yyyy – год, mm – месяц (номер), dd – день, hh – час, mm – минуты, ss – секунды;
номер – порядковый номер сформированного файла;

Актуальную версию приведенной информации можно скачать с ООС в виде документов «Схемы информационного обмена…».
Описание программы автоматического скачивания конкурсной информации (VBA MS Excel, Windows).
Подготовка
  • Подключаем скриптинг Microsoft Scripting Runtime. Для функциональности FSO (\Windows\System32\scrrun.dll )
  • Подключаем скриптинг Microsoft XML, v.6
Для запроса диапазона дат, в котором следует скачать конкурсы, я сделал userForm с использованием элемента MonthView . Его настройки позволяют развернуть два месяца рядом (предположим, что диапазон не длиннее, чем месяц), показывать текущую дату (красная рамочка), установить выбранный диапазон дат по умолчанию.

На примере выбран диапазон с 26 февраля по 4 марта. Выбранные даты считываются со свойств Формы:

MonthView.SelStart и MonthView.SelEnd
Вот такой фильтр позволяет выбирать файлы (структура имен которых нам известна) в заданном диапазоне дат:

Fltr = "*_" & Format(targetDate, "yyyymmdd") & "*" & Format(targetDate + 1, "yyyymmdd") & "*.zip;" & "*_" & Format(targetDate, "yyyymmdd") & "*" & Format(targetDate, "yyyymmdd") & "*.zip"
Обратим внимание на то, что здесь точка с запятой разделяет альтернативные варианты, поэтому указанный фильтр подходит для файлов, формируемых по всем трем законам.

Скачивание файлов я осуществляю в заданную директорию, которую предварительно очищаю от старых закачек, применяя методы FSO:

Dim FSO As FileSystemObject Set FSO = New FileSystemObject
Далее выбираем целевую папку bFld = FSO.GetFolder(...) и уничтожаем поддиректории:

For Each SubFolder In bFld.SubFolders SubFolder.Delete Next
Совершенно не обязательным, но крайне удачным «фантиком» к программе оказалось использование Application.Speech.Speak Удобно не наблюдать за прогрессом долгой процедуры, а занимаясь своими делами регулярно слышать сообщения (приятным женским голосом) типа:

Application.Speech.Speak "Downloading purchase notices", True
Второй параметр - асинхронное выполнение.

Скачивание файлов
Начинаем скачивание. Убеждаемся, что целевая папка существует с помощью FSO.FolderExists и при необходимости создаем её функцией MkDir .
Создаем шелл - объект
Set myShell = CreateObject("Shell.Application")
и применяем основную «фишку» описываемого подхода - метод namespace :
Set ftpItems = myShell.Namespace(адресFTP).Items
Указанная строка реализует обращение к FTP, возвращая папки и файлы. Обратите внимание на то, что передаваемый параметр должен иметь тип Variant , а не String .

Выбрать все директории можно так:

FtpItems.Filter 32, "*".
Выбрать поддиректории и файлы (96=32+64 ) и применить фильтр вроде того, который был построен в начале параграфа для отбора фалов по дате - так:

FtpItems.Filter 96, fltr.
Остается указать целевую (локальную) папку для скачивания аналогичным способом:

Set tFolder = myShell.Namespace(tgtFolder)
И запустить «копирование» (оно же «скачивание») следующим образом:

TFolder.CopyHere ftpItems, 20
Эта команда запускает внешний процесс (в Windows отображается стандартный прогресс-бар копирования файлов), её выполнение из vba не контролируется напрямую. Однако нам необходимо дождаться окончания её выполнения, для чего мы следующим методом в цикле проверяем наличие последнего из копируемых файлов:

While Len(Dir$(tgtFolder & "\" & ftpItems.Item(ftpItems.Count - 1).Name)) = 0 Sleep 1: DoEvents Wend
Так устроенное «ожидание» длится в точности столько, сколько копируются файлы.

Распаковка (разархивация) скачанных файлов
Перебрав все директории и поддиректории и скачав все отфильтрованные файлы, приступаем к их обработке на локальной машине:

Application.Speech.Speak "Unzipping archives", True.
Для этого снова пользуемся методом namespace .
Перебираем все архивы в папке For Each fl In tFolderItems
и пользуемся тем, что эти архивы в Windows видны как поддиректории! Соответственно, всё содержимое архива доступно так:

Set flItems = myShell.Namespace(CVar(tgtFolder & "\" & fl.Name)).Items
(Снова обращаю внимание на то, что параметр должен быть Variant , из-за чего необходимо преобразование типа из строки).

И опять та же команда CopyHere позволяет «скопировать» (на самом деле извлечь) из архива все фалы в целевую папку: myShell.Namespace(tgtFolder).CopyHere flItems, 20
а асинхронное выполнение заставляет нас в цикле ждать окончания выполнения этой команды тем же образом, который описывался выше.

Среди разархивированных файлов немало «мусора». Например, по какому-то региону в определенный день не было никаких закупок, ООС генерирует пустой файл за эту дату. Поэтому прежде, чем парсить xml, я предпочитаю удалить лишнее. Используя FSO перебираем файлы

Set fold = FSO.GetFolder(tgtFolder) For Each fl In fold.Files
«Отсев» легко произвести по размеру файла (fl.Size <= 198) и фильтруя его название Not (LCase(fl.Name) Like "*noti*")) .

Удаление файла осуществляется предельно просто: fl.Delete

Расшифровка XML с данными о конкурсах
Расшифровка xml зависит от их схемы, которая на ООС иногда меняется. Поэтому далее приведены основные приемы, без концентрации на отдельных полях и данных. Начинаем, конечно, с

Application.Speech.Speak "Decoding files", True.
В этой части помимо FSO для работы с файлами нам понадобится XML:

Dim xml As MSXML2.DOMDocument60 Set xml = New DOMDocument60: xml.async = False: xml.validateOnParse = True
И, конечно, целевой лист (ActiveSheet ) в книге Excel, куда мы будем записывать информацию.
Начнем с того, что остановим отрисовку Excel на время, чтобы «не мельтешило»:

Application.ScreenUpdating = False
Принципиальным моментом является то, что

«XPath обрабатывает пустой префикс как пространство имен null. Другими словами, в запросах XPath можно использовать только префиксы, сопоставленные с пространствами имен. Это значит, что если нужно построить запрос к пространству имен в XML-документе, то даже если оно является пространством имен по умолчанию, для него необходимо определить префикс.»
Поэтому для успешного разбора полей скачанных документов для пространства имен по умолчанию добавляем некий префикс. Например, «q»:

Xml.setProperty "SelectionNamespaces", " xmlns:q= "http://zakupki.gov.ru/oos/export/1" xmlns:xsi="http://www.w3.org/2001/XMLSchema-instance" xmlns:oos="http://zakupki.gov.ru/oos/types/1""
Так выглядит определения пространства имен для разбора xml, сформированных по 94 ФЗ. Для 44 она будет немного другой:

Xml.setProperty "SelectionNamespaces", "xmlns:q="http://zakupki.gov.ru/oos/types/1" xmlns:ns2="http://zakupki.gov.ru/oos/export/1" xmlns:ns3="http://zakupki.gov.ru/oos/printform/1""
Собственно все приведенные данные берутся из заголовка любого скачанного xml - файла, только для пространства имен по умолчанию добавляется q .

Далее определяются поля (точнее, xpath , указывающий на них), которые нужно скачать. На текущий момент для 94 ФЗ они выглядят примерно так: ".//oos:notificationNumber", ".//oos:lot", ".//oos:orderName", ".//oos:maxPrice". Для 44 ФЗ - другая структура (спасибо программистам ООС): ".//q:purchaseNumber", ".//q:lot", ".//q:purchaseObjectInfo", ".//q:maxPrice|.//q:price|.//q:totalSum" .

Видим, что однозначности нет, настраивать парсинг приходится не только опираясь на опубликованные схемы, но и на собственный практический опыт расшифровки данных.

Проверить, «читается» ли xml -файл можно двойным условием:

If Not xml.Load(tgtFolder & "\" & fl.Name) then…If (xml.parseError.ErrorCode <> 0) then…
Если же файл прочитался (до сих пор у меня с закачанными с ООС файлами проблем не было), можно собственно разбирать его содержание. Прежде всего рекомендую прочитать поле, описывающее состав сообщения (notice ).

PurchaseType = LCase(xml.DocumentElement.ChildNodes(0).BaseName) documentType = LCase(xml.DocumentElement.BaseName)
И проверить, что содержимое файла - это именно объявление о конкурсе, а не отмена его, уведомление о публикации протокола и т.п. примерно так:

If Not (purchaseType Like "*cancel*" Or purchaseType Like "*protocol*" Or documentType Like "*cancel*") Then
Так как в xml, сформированных по 223 ФЗ, название типа документа «спрятано», то можно добавить:

If (purchaseType Like "*notification*" Or documentType Like "*notice*") Then
Далее идет собственно запись данных из xml в ячейки листа:

Range("A" & i) = xml.DocumentElement.SelectSingleNode(строкаXPathсоотвПоля).Text
И т.д.
Если XPath может давать несколько вариантов (указание, например, на названия лотов) и все их мы хотим сохранить, поможет такая конструкция:

For Each it In lot.SelectNodes(строкаXPathсоотвПолей) Range("E" & i) = Range("E" & i) & it.Text & "; " Next
Некоторые поля в документе могут отсутствовать, тогда пропускаем их условием:

If Not xml.DocumentElement.SelectSingleNode(строкаXPathсоотвПоля) Is Nothing Then

Заключение
Скачивание файлов с ftp можно реализовать разными способами. Я описал один, с использованием shell.namespace , работающий и ОЧЕНЬ просто реализуемый.

После скачивания, автоматического ранжирования (отбора) и форматирования списка конкурсов моя ежедневная подборка конкурсов (по всем ФЗ) выглядит примерно так:

Описанный выше подход позволяет скачивать данные о конкурсах, контрактах, планах закупок и т.п. с ООС, ведь вся эта информация публикуется на открытом ftp . Весь код программы я не привожу и не могу привести, так как он является «интеллектуальной собственностью». Однако восстановить программу по приведённым ключевым участкам кода может любой, владеющий основами vba и, что важнее, терпением.

Терпение понадобится, во-первых, при разборе фалов и поддиректорий на ftp: надо не скачать лишнего и не упустить нужное. И во-вторых, при парсинге xml. Однако здесь уже вопрос поставленной задачи: какие именно поля, в какой последовательности, как отформатированные хочет видеть заказчик.

Всем удачи и побед: - в конкурсах - и личных!

Правительственная комиссия по высоким технологиям и инновациям под руководством премьер-министра РФ Владимира Путина обсудит на заседании в среду пути повышения эффективности использования средств, направляемых на инновационную деятельность, в том числе предложения по госзакупкам и налоговым стимулам, сообщили в пресс-службе правительства.

Государственные закупки - это приобретение на бюджетные средства товаров, услуг и работ для удовлетворения государственных и муниципальных нужд.

Согласно действующей редакции федерального закона от 21 июля 2005 года «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация, либо потребности субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ.

Под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков.

Государственными заказчиками, муниципальными заказчиками могут выступать соответственно государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, а также бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.

Размещение государственного заказа может осуществляться:
- путем проведения торгов в форме конкурса (под конкурсом понимаются торги, победителем которых признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения государственного или муниципального контракта и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер), аукциона (под аукционом на право заключить государственный или муниципальный контракт понимаются торги, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену государственного или муниципального контракта), в том числе аукциона в электронной форме;
- без проведения торгов путем запроса котировок (способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для государственных или муниципальных нужд сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок и победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта) или у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

Решение о способе размещения заказа принимается заказчиком.

Уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией определяется официальное печатное издание для опубликования информации о размещении заказов, а также официальный сайт Российской Федерации, официальный сайт субъекта Российской Федерации, официальный сайт муниципального образования в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов.

В случае, если у муниципального образования нет официального сайта, муниципальный заказчик размещает информацию о размещении заказов на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого расположено такое муниципальное образование.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Во время экономического кризиса все коммерческие организации и индивидуальные предприниматели озабочены тем, чтобы сохранить уровень продаж на докризисном уровне. Отличные возможности для этого дает контрактная система, в рамках которой органы власти и бюджетные учреждения закупают товары, работы и услуги для своих нужд. Это очень большой и стабильный рынок, который позволяет надежным и «грамотным» поставщикам серьезно увеличить выручку от реализации своих товаров или услуг. Мы начинаем публиковать серию статей, в которых подробно расскажем о том, как организация или ИП могут стать поставщиками в рамках контрактной системы. В первой статье мы опишем контрактную систему и основные принципы, по которым она действует. В последующих статьях серии будут даны подробные инструкции, описывающие действия поставщика на разных этапах торгов.

Что такое контрактная система

С 2014 года в нашей стране действует контрактная система — особый свод правил, регулирующий закупки товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд. Эти правила применяются во всех случаях, когда государственные и муниципальные организации, органы власти, бюджетные учреждения нуждаются в какой-либо продукции, услуге, когда необходимо выполнение определенной работы.

Каждая государственная и муниципальная закупка должна быть запланирована и обоснована. Поэтому все заказчики утверждают свои планы закупок, в которых указывают цели приобретения, дают описание объектов закупок, намечают сроки проведения торгов, обосновывают, каким именно образом объект закупки послужит достижению целей, предусмотренных различными программами, и выполнению функций, возложенных на заказчика государством.

Товары, работы и услуги, приобретаемые для обеспечения государственных и муниципальных нужд, должны обеспечивать эти нужды, но не иметь избыточных потребительских свойств и не являться предметами роскоши.

У кого государственные и муниципальные заказчики смогут купить все необходимое? Главными поставщиками в системе закупок являются бизнес-структуры — индивидуальные предприниматели и коммерческие организации. Бизнесмены могут подать свои заявки с предложениями требующихся заказчикам товаров, работ, услуг и тем самым стать участниками закупок.

На сегодняшний день в Единой информационной системе зарегистрировано более 330 000 государственных и муниципальных заказчиков, итоговая сумма по закупленным товарам, работам и услугам за 2015 год составила 6,6 трлн. рублей.

Это позволяет утверждать, что контрактная система является исключительно перспективной возможностью для развития бизнеса тех участников, которые готовы поставить нужные государству товары, работы и услуги.

По каким правилам проводятся закупки

Правила закупок, условия и требования к их проведению установлены Федеральным законом от 05.04.13 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд». Правила обязательны как для тех, кто в силу закона является заказчиками товаров, работ и услуг (государственные органы, в том числе органы государственной власти, государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», органы управления государственными внебюджетными фондами, государственные казенные учреждения, муниципальные образования, муниципальные органы, муниципальные казенные учреждения), так и для тех, кто является участниками контрактной системы и поставляет заказчикам все необходимое.

Принцип открытости и прозрачности

Контрактная система действует на основании нескольких определяющих принципов, важнейшими из которых является принцип открытости и прозрачности информации, поэтому абсолютно вся информация о закупках каждого заказчика публикуется в Единой информационной системе — на специальном сайте в Интернете по адресу www.zakupki.gov.ru .

Там можно бесплатно и в свободном доступе получить огромное количество полезной информации — планы закупок, которые заказчики обязаны публиковать заблаговременно, извещения и документация о закупках, которые проводятся в настоящий момент, результаты подведения итогов торгов, информацию о заключенных контрактах, сами контракты и все сведения о том, как они исполняются и оплачиваются, и многое другое.

Многие опытные поставщики также пользуются для поиска и структурирования информации специальным веб-сервисом « ». Сервис позволяет сделать поиск закупок более эффективным. Он отличается от «умным» поиском, который позволяет искать по типу торгов, по отрасли, по региону, по цене или заказчику, а также исправляет опечатки и не придает значения окончаниям слов. На основании сведений о предыдущих закупках в сервисе можно анализировать требования заказчика и прогнозировать стратегию поведения конкурентов. Но самое главное — в « » поставщик может настроить шаблоны запросов о торгах по «своим» товарам (работам, услугам) и получать на электронную почту уведомления о том, что в системе появились интересующие его торги, конкурсы или аукционы.

Принцип обеспечения добросовестной конкуренции

Другой важный принцип контрактной системы — обеспечение добросовестной конкуренции. Это означает, что система закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между теми, кто пожелает сделать свои предложения товаров, работ и услуг государственным и муниципальным заказчикам.

Закон о контрактной системе установил, что любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем) для государственных и муниципальных нужд, поэтому участниками закупок могут быть любые лица:

  • физические лица — в тех случаях, когда условия закупки отдельно предусматривают такую возможность, например, заказчик закупает услуги экскурсовода;
  • во всех остальных случаях — индивидуальные предприниматели и юридические лица.

Для того, чтобы выбор поставщика осуществлялся на конкурентной основе, заказчики должны выявлять те предложения от участников закупок, в которых будут лучшие условия поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. При этом запрещается совершение любых действий, которые противоречат требованиям закона и приводят к ограничению конкуренции, к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Законодательство о контрактной системе содержит много строгих ограничительных норм. За их соблюдением следит контрольный орган в сфере закупок — Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и ее территориальные подразделения, которая имеет функции по контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа. Участникам контрактной системы предоставлено право обжаловать незаконные действия заказчиков именно в ФАС.

Регулятором сферы закупок является Министерство экономического развития РФ — орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

Главная цель заказчика, действующего в рамках контрактной системы — приобрести необходимый товар (работу, услугу) для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Для этого заказчик совершает следующие действия:

  • Закупка начинается с подготовки описания необходимого товара, результата работы или услуги, и формирования начальной (максимальной) цены будущего контракта.
  • Закупка планируется и обосновывается, готовится вся необходимая документация.
  • Закупка осуществляется путем проведения торгов или приобретением товара, работы, услуги у единственного поставщика.
  • Заключается государственный или муниципальный контакт, выполнение которого и является целью закупки.

Как стать поставщиком для государственных и муниципальных нужд?

Потребуются деньги

Особенностью контрактной системы является обязательное выполнение финансовых условий, позволяющих участвовать в закупках. Все участники без исключений должны быть готовы вместе с подачей заявки уплатить обеспечение. Размер обеспечения заявки составляет от 0,5 до 5 % начальной (максимальной) цены контракта.

Тот участник, который становится победителем торгов и с которым заключается государственный или муниципальный контракт, должен располагать еще большей суммой для оплаты обеспечения исполнения контракта — от 5 до 30 % начальной (максимальной) цены (НМЦК), если цена контракта равна или менее 50 млн. руб., и от 10 до 30 % НМЦК, если цена контракта превышает 50 млн. руб.

Закон допускает два способа обеспечения — внесение денежных средств и предоставление банковской гарантии, но для использования банковских гарантий нужно учесть специальные регулирующие условия.

Потребуются документы

Участникам необходимо подтвердить свое соответствие требованиям законодательства. Прежде всего подтверждается факт государственной регистрации участника в качестве ИП или юридического лица, поэтому нужно предоставить:

  • выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП, сообщить ИНН;
  • учредительные документы юридического лица;
  • паспортные данные ИП;
  • документы, подтверждающие полномочия руководителя организации;
  • документы, подтверждающие полномочия лица для представления интересов участника;
  • иные документы и сведения, указанные в документации о данной закупке.

Потребуется регистрация в ЕИС

Для того, чтобы иметь полную информацию обо всех интересующих его закупках, участник должен зарегистрироваться в Единой информационной системе — www.zakupki.gov.ru . После этого доступ к информации будет полным и бесплатным.

В рамках контрактной системы заказчики используют различные виды торговых процедур, но наиболее распространен электронный аукцион. Такие аукционы проходят на 5 электронных площадках:

  • ЗАО « Сбербанк-Автоматизированная система торгов» — www.sberbank-ast.ru ;
  • ОАО «Единая электронная торговая площадка» (Москва) — www.roseltorg.ru ;
  • ФГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан» —www.zakazrf.ru ;
  • ООО «Индексное агентство РТС» — www.rts-tender.ru ;
  • ЗАО «ММВБ-Информационные технологии» — www.etp-micex.ru .

В извещении о проведении электронного аукциона, которое заказчики обязательно разместят в ЕИС, будет указание на ту электронную площадку, где проводится данный аукцион.

Для подачи заявки на электронный аукцион, участники должны получить аккредитацию — зарегистрироваться именно на указанной заказчиком электронной площадке, предоставить туда все необходимые документы в электронном виде.

Все электронные площадки на своих сайтах публикуют регламент взаимодействия с участниками и правила пользования.

Обратите внимание: для участия в торгах необходимо получить электронную подпись, которая позволит подписывать заявки и подавать ценовые предложения.

Потребуются соответствующие товары (возможность выполнить работы или оказать услуги)

В своих заявках участники делают предложения о поставке именно тех товаров, выполнении тех работ и оказании тех услуг, которые указаны заказчиком в его документации о данной закупке.

В случае победы в торговой процедуре участник станет поставщиком, заключит контракт и должен будет выполнить его условия неукоснительно. Только после исполнения всех предусмотренных контрактом обязательств поставщик вправе претендовать на заслуженную оплату.