Гпзу меняет статус: чем это грозит стройке? Правила получения градостроительного плана земельного участка Кстати! Мы теперь ведем в группу в Одноклассниках! Вступай и будь в курсе событий мира кадастра и недвижимости! Все подписчики получают бесплатные ко

ГрК РФ. Основное значение этого изменения вовсе не в изменении нумерации, а в исключении градплана (далее - ГПЗУ) из состава документов территориального планирования и перенос его регулирования в главу "информационное обеспечение градостроительной деятельности".

На протяжении нескольких последних лет в судах шла борьба с чиновниками разных уровней и регионов, где суды последовательно указывали, что ГПЗУ по своей сути это выписка из град.регламента, и сам ГПЗУ никаких новых норм порождать не может. При этом в подтверждение статуса "выписки" суды также последовательно признавали незаконными любые требования уполномоченных органов к введению прямо не предусмотренных ГрК РФ приложений к заявке на выдачу ГПЗУ (например, тех.условия на подключения; ППТ; согласование архитектурно-градостроительного облика; решений градостроительных комиссий и т.п.).

Казалось бы, с 01.07.2017 вот она - ПОБЕДА!

Из всего перечня случаев обязательной разработки ППТ наиболее спорным случаем является пп.3 п.3 ст.41 ГрК РФ - обязательно разрабатывать ППТ, когда «необходимы установление, изменение или отмена красных линий».

Действующим законодательством не определено, когда установление, изменение или отмена красных линий носят характер «необходимости», а когда «желательности». Одновременно пп. 17 п. 3 ст. 57.3 ГрК РФ установлено, что в ГПЗУ подлежит указанию информация о красных линиях, которые в соответствии с п. 3 ст. 42 ГрК РФ устанавливаются исключительно ППТ.

Неудачность формулировки п.3 ст.57.3 ГрК РФ для застройщиков состоит еще и в том факте, что в перечне подлежащей указанию в ГПЗУ информации в некоторых разделах добавлено «при его наличии», а применительно к красным линиям такого указания нет. Из этого по правилам толкования следует, что в ГПЗУ красные линии подлежат указанию ВСЕГДА. Абсурдность этого вывода очевидна - например, участок внутри квартала, не имеющий соприкосновения с территориями общего пользования (дороги, скверы и т.п.), не может иметь красных линий, так как ими просто нечего выделять. Вероятно, все-таки надо толковать пп.17 п.3 ст.57.3 ГрК РФ как предписывающий указывать красные линии, только если они уже установлены или в случае, если в таких документах как Генплан или ПЗЗ для данной территории запланировано размещение/расширение общественных зон (например, пробивка дорог и т.п.).

Таким образом, при системном толковании пп.3 п.3 ст.41 , п.3 ст.42 , пп.17 п.3 ст.57.3 и п.4 ст.57.3 ГрК РФ в отсутствие какого-либо регулирования «необходимости» установления ППТ уполномоченные органы власти получают возможность в произвольном порядке определять когда это требуется, а когда нет. Итог этого всем очевиден - раз есть неурегулированное право решать нужны ли красные линии, то сфера деятельности «получатель градостроительных планов» и коррупция будут по-прежнему процветать.

Особенно печально это в связи с тем, что в силу изменения ст.51 ГрК РФ (в частности п.1 и п.13 ст.51 ГрК РФ) еще с 01.01.2017 в ГПЗУ имеет юридическое значение только дата его выдачи и не более того. Это связано с тем, что при выдаче разрешения на строительство проверяется соответствие не ГПЗУ, а град.регламенту на дату выдачи ГПЗУ. С учетом установления трехлетнего срока действия ГПЗУ федеральный законодатель вообще создал механизм «заморозки» град.регламента на три года с даты выдачи ГПЗУ, давая наконец-то застройщику передышку в его вечном «беге» наперегонки с законодателем (успеть согласовать документацию и получить разрешение на строительство до нового изменения законодательства).

Г радостроительный план земельного участка в 2017 году изменился. С 1 июля 2017 года вступил в силу Приказ Минстроя России от 25.04.2017 N 741/пр «Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка и порядка ее заполнения», устанавливающий новые требования к форме и содержанию градостроительного плана земельного участка (далее — ГПЗУ). О том какие были внесены изменение градостроительного плана (ГПЗУ) в 2017 году, мы и поговорим в этой статье.

Изменение градостроительного плана

Принципиально новым станет принятие наряду с формой ГПЗУ Порядка ее заполнения, который позволит максимально унифицировать процедуру разработки ГПЗУ.

С 1 июля 2017 года информация о границах земельного участка, о красных линиях, о зонах с особыми условиями использования территории, о зонах действия публичных сервитутов подлежит внесению в ГПЗУ с указанием координат. Станет обязательным и координирование зоны планируемого размещения объекта капитального строительства, в соответствии с утвержденным проектом панировки территории (при его наличии).

В раздел об общих характеристиках земельного участка будут вноситься расширенные сведения о расположенных в границах участка объектах капитального строительства. В частности, информация о назначении объекта, его высотности, этажности, общей площади застройки и т.д. Предположительно, этот элемент вносится для выявления нецелевого использования земельного участка или самовольного строительства.

Общая информация дополнилась также сведениями о расчетных показателях минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетных показателях максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения. Заполнение этого пункта осуществляется применительно к земельным участкам, расположенным в границах территории, в отношении которой предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию.

Наряду с дополнениями в структуре ГПЗУ исключаются некоторые сведения, в частности:

  • Информация о разделении земельного участка;
  • Информация о размещаемых объектах для государственных и муниципальных нужд.

Порядок получения ГПЗУ

В настоящее время подать документы на получение градостроительного плана земельного участка можно лично ответственному должностному лицу Москомархитектуры или направить в электронной форме через Интернет.

С 1 июля 2017 года физические и юридические лица смогут подавать заявление на выдачу ГПЗУ исключительно через интернет-портал Правительства Москвы. При этом право выбора формата получения документа остается за заявителем: бумажный или электронный. Это связано с изменениями в Градостроительный кодекс РФ, с утверждением новой формы ГПЗУ, которую разработал Минстрой России, и со вступлением в силу правил землепользования и застройки (ПЗЗ) города Москвы.

Устанавливаются также новые требования к документам. О том, как это новшество повлияет на работу застройщиков, «Кто строит» рассказали юристы и эксперты рынка.

Приказ Минстроя России от 25 апреля 2017 года № 741/ПР «Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка и порядка ее заполнения» разработан согласно части 9 статьи 57.3 Градостроительного кодекса РФ. Указанная статья кодекса после ее вступления в силу 1 июля 2017 года установит к градостроительному плану земельного участка.

Градплан земельного участка в целях обеспечения заинтересованных лиц информацией, необходимой для проектирования и строительства объектов, должен содержать максимально полную информацию.

С начала следующего месяца информация, указанная в ГПЗУ, может быть использована для подготовки проектной документации, для получения разрешения на строительство в . По истечении этого срока использование информации, содержащейся в градплане, в указанных целях не допускается. Для получения разрешения на строительство требуется предоставить ГПЗУ, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления о выдаче разрешения. В противном случае застройщику потребуется получить градплан заново, а так может статься, что требования к проектированию и строительству к этому моменту вновь изменятся – это и будет отражено в новом ГПЗУ.

Кстати, ограничение срока действия требований уже с 1 января 2017 года. С начала года при выдаче разрешения на строительство проверяется не только соответствие проектной документации требованиям, действительным на дату выдачи ГПЗУ, но и оценивается допустимость размещения объекта капстроительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным законодательством.

«С 1 января разрешение на строительство подтверждает соответствие проекта не градостроительному плану, а требованиям градостроительного регламента или проекта планировки территории и проекта межевания (если они требуются), а также требованиям земельного и иного законодательства», – добавляет Мария Оболенская, юрист практики по недвижимости и инвестициям «Качкин и Партнеры».

Интересно, что форма ГПЗУ, утвержденная Минстроем, предусматривает указание информации об ограничениях использования земельного участка, расположенного в границах зон с особыми условиями использования территорий. К таким ограничениям относятся: сервитут, санитарно-защитная зона и водоохранная зона. «Представляется, что такой перечень ограничений не стоило прописывать как исчерпывающий, поскольку могут быть и иные ограничения, связанные с использованием земельного участка. Например, нахождение земельного участка в зоне минимальных расстояний магистральных газопроводов. Пункт 1.4 Правил охраны магистральных трубопроводов возлагает на местные органы самоуправления обязанность выдавать сведения о местонахождении трубопроводов заинтересованным лицам. В соответствии с абзацем 4 статьи 32 закона о газоснабжении здания, строения и сооружения, построенные ближе установленных строительными нормами и правилами минимальных расстояний до объектов систем газоснабжения, подлежат сносу за счет средств юридических и физических лиц, допустивших нарушения», – поясняет в своих публикациях Николай Малышев, генеральный директор Общероссийского общественного фонда «Центр качества строительства».

По его данным, в судебной практике уже были споры, когда признавался самовольной постройкой объект капстроительства, возведенный вблизи систем газоснабжения, хотя у застройщиков были разрешения на строительство от органов местной власти. Но суд посчитал не влияющим на результат рассмотрения дела довод ответчика о том, что ему было неизвестно о нарушении им режима охраны зоны минимальных расстояний магистральных газопроводов при строительстве дома.

Кстати, новая форма ГПЗУ от Минстроя уже четвертая по счету, и она предусматривает включение в градплан информации о технических условиях технологического присоединения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения.

Мария Оболенская уверена, что вступающие в силу с 1 июля изменения в ГрК РФ относительно градостроительного плана земельного участка не несут в себе принципиально новых идей, незнакомых девелоперам. «Новая статья 57.3 ГрК РФ окончательно закрепляет уже возобладавший в судебной практике подход к градостроительному плану как к информационной выписке обо всех имеющихся в отношении земельного участка ограничениях, а не как к документу, который порождает какие-либо права и обязанности», – говорит юрист.

Стоит отметить, что внесенные изменения носят положительный для практики характер.

«Теперь из закона буквально следует, что при выдаче разрешения на строительство, строительном контроле и выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию уполномоченный орган должен сверяться не с самим градостроительным планом, а с теми требованиями к строительству, которые были установлены на момент выдачи этого градостроительного плана», – уточняет г‑жа Оболенская.

На самом деле так происходило и раньше, когда, несмотря на действующую норму, соответствие проектной документации градостроительному плану не являлось препятствием для отказа в выдаче разрешения на строительство и даже отмены разрешения на строительство в случае несоответствия содержащихся в градостроительном плане сведений действующему законодательству.

Вторым плюсом юрист практики по недвижимости и инвестициям «Качкин и Партнеры» называет тот факт, что обязанность по сбору всей необходимой информации для подготовки градостроительного плана возложена теперь на органы местного самоуправления. «Расширение перечня информации также полезно для девелоперов. Хотя, опираясь на прошлый опыт, можно ожидать, что правоприменительная практика снова попробует пойти «окольным» путем и будут появляться новые, иногда удивительные выводы чиновников о сути нового правового регулирования», – добавляет эксперт.

КСТАТИ

Утвержденная приказом Минстроя № 741 форма ГПЗУ содержит в себе больший объем информации, чем предыдущая.

В состав ГПЗУ дополнительно внесена следующая информация:

О реквизитах проекта планировки территории и (или) проекта межевания территории;

О расчетных показателях минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктуры;

О расчетных показателях максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения;

О границах зон с особыми условиями использования территорий;

О границах зоны планируемого размещения объекта капитального строительства в соответствии с утвержденным проектом планировки территории;

О номере и (или) наименовании элемента планировочной структуры;

О расположенных в границах земельного участка сетях инженерно-технического обеспечения;

О границах территорий объектов культурного наследия;

О технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;

О реквизитах нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, муниципальных правовых актов, устанавливающих требования к благоустройству территории.

Данный документ входит в перечень обязательных для предоставления заявителем, планирующим получить официальное разрешение на строительство капитальной конструкции. Отсутствие указанной бумаги делает невозможной предпринимательскую деятельность, не допускает ввода капитального строения в эксплуатационный режим, не позволяет уточнить прохождение границ местности при организации соответствующих межевых работ.

Формирование ГПЗУ осуществляется в соответствии с последней версией ГрК РФ. Запрос действительного ГПЗУ может представлять собой самостоятельное мероприятие или быть организовано в рамках межевых работ, проводимых на рассматриваемой территории.

Положения, которые действовали ранее, претерпели ряд коррективов. В частности, с середины лета 2017г. бланк ГПЗУ утрачивает статус единственной бумаги, освещающей нюансы планирования той или иной местности. Обновление формата ГПЗУ произошло за счет внесения более масштабной информации, которая может стать востребованной при мероприятиях строительно-архитектурного проектирования и создания капитальных конструкций. С этих пор, срок действия ГПЗУ насчитывает 3 года.

Актуальные требования в отношении предоставления ГПЗУ

Обновления коснулись содержания бланка. Законодатели многократно проводили обсуждения в отношении формата документации в прошедшем году. Это позволило им достигнуть определенного консенсуса. Актуальная версия документа содержит не только данные относительно прохождения границ территории, расположения зданий и строений на рассматриваемой местности и ограниченности действия публичных сервитутов. Теперь в бланке подлежат отражению сведения о:

    техусловиях, действующих в отношении технологических присоединений строений к коммуникационным магистралям;

    уточненном местоположении коммуникационных магистралей, проложенных на анализируемой территории;

    проектных бланках, формирование которых происходило на основе актуальной версии ГПЗУ (выданной более 3 лет тому назад, до получения разрешения на осуществление строительных мероприятий).

Коррективы затронули и формат предоставления версии ГПЗУ. Прием технической документации в различных формах от заявителей осуществляют уполномоченные сотрудники Москомархитектуры. Данные меры должны повысить рентабельность проводимых на территории строительных мероприятий.

С 1 июля 2017 введен новый порядок заполнения и форма градостроительного плана земельного участка (далее - ГПЗУ). Соответствующие изменения внесения внесены в Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее - ГрК РФ). Теперь в соответствии с законодательством ГПЗУ исключается из перечня документации по планировке территории и является информационным документом.

Изменения в ГрК РФ с 1 июля 2017 года

В соответствии с ФЗ от 3 июля 2016 года № 373-ФЗ статья 44 ГРК РФ Градостроительные планы земельных участков с 1 июля 2017 года утратила силу. Теперь вопросы, связанные с формой и порядком заполнения ГПЗУ, регламентируются статьей 57.3. Градостроительный план земельного участка, глава 7 ГрК РФ "Информационное обеспечение градостроительной деятельности". Возникает вопрос: может ли быть использована информация, указанная в выданном ГПЗУ, после вступления в силу новой нормы закона? Да, для подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства или их частям, строящимся, реконструируемым в границах такого земельного участка, а также выдачи разрешений на строительство данная информация может быть использована. Срок использования ранее выданного ГПЗУ не может быть менее чем три года и более чем восемь лет со дня вступления в силу ФЗ от 3 июля 2016 года № 373-ФЗ. Срок использования ГПЗУ установлен нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации; по истечении его использование информации, указанной в данном градостроительном плане земельного участка, не допускается. Исключение составляют случаи, когда после выдачи ГПЗУ в градостроительные регламенты соответствующей территориальной зоны были внесены изменения.

В соответствии с действующим законодательством, срок действия ГПЗУ с 1 июля 2017 года - 3 года со дня его выдачи.

ГПЗУ и разрешение на строительство. Порядок подготовки и выдачи

В соответствии с п.1 ч.6 ст.48 ГрК РФ ГПЗУ относится к числу исходных данных при проектировании. Для прохождения экспертизы проектной документации и в дальнейшем для получения разрешения на строительство получить градостроительный план земельного участка нужно в обязательном порядке. В частности, информация (реквизиты утвержденного и зарегистрированного в установленном порядке градостроительного плана земельного участка, предоставленного для размещения объекта капитального строительства) указывается в разделе проектной документации «Пояснительная записка». Указанные документы прилагаются к Пояснительной записке в полном объеме. То есть, не предоставление ГПЗУ на экспертизу проектной документации является основанием для отказа в приеме документов.

После получения разрешения на строительство менять градостроительный план крайне не желательно до момента ввода в эксплуатацию объекта капитального строительства, поскольку объект должен соответствовать градплану. В соответствии с ч.13 ст.51 ГрК РФ несоответствие проекта требованиям плана - основание для отказа в выдаче разрешения на строительство. То есть, при изменении, например, границ участка необходимо будет получить новый градостроительный план, требования которого придется учитывать для получения нового разрешения на строительство. Раздел земельного участка также влечет за собой получение нового ГПЗУ и нового разрешения на строительство.

При обращении за выдачей ГПЗУ желательно указать, для каких целей нужен запрашиваемый документ. Судебная практика показала, что «пустой» ГПЗУ, в котором, например, отсутствует штриховка, обозначающая места допустимого расположения объекта капитального строительства и их назначения, являются основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.

В соответствии с новым законодательством, если в заявлении на получение ГПЗУ не указаны цели использования земельного участка, организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, определяет максимальную нагрузку в возможных точках подключения к сетям инженерно-технического обеспечения на основании сведений, содержащихся в правилах землепользования и застройки. Соответствующий запрос в данную организацию направляется органами местного самоуправления в течение семи дней с момента получения заявления о выдаче ГПЗУ заявителем.

С 1 июля 2017 года вводятся новые условия оформления ГПЗУ. Для того, чтобы получить градостроительный план земельного участка, его правообладатель (физическое или юридическое лицо) должен обратиться в орган местного самоуправления по месту нахождения данного участка с заявлением. Подать заявление можно через многофункциональный центр (МФЦ). В Москве и Московской области предоставление госуслуги "Подготовка и выдача градостроительных планов земельных участков" осуществляется в электронной форме с использованием Портала государственных и муниципальных услуг. Полномочия по предоставлению данной госуслуги осуществляются Москомархитектурой.

В течение двадцати рабочих дней после получения заявления орган местного самоуправления осуществляет подготовку и регистрацию ГПЗУ с выдачей его заявителю. Услуга оказывается без взимания платы.

Документы, необходимые для получения ГПЗУ:

  • заявление;
  • правоустанавливающие документы на земельный участок и здания, строения, сооружения, помещения, расположенные на соответствующем земельном участке (при отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на объект).

Новая форма ГПЗУ

С 01.07.2017 вводится новая форма ГПЗУ.

Приказом Минстроя РФ от 25.04.2017 N 741/пр утверждены новая форма ГПЗУ и порядок заполнения формы ГПЗУ. Форма ГПЗУ заполняется в трех экземплярах на бумажном и (или) электронном носителе. Все формы градостроительного плана земельного участка заверяются усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица. Первый и второй экземпляры формы после регистрации передаются заявителю, третий - оставляется на хранении в органе, выдавшем градостроительный план земельного участка.

В форме градостроительного плана земельного участка указываются:

  • номер ГПЗУ;
  • реквизиты заявителя;
  • местонахождение земельного участка;
  • описание границ земельного участка;
  • кадастровый номер земельного участка;
  • площадь земельного участка;
  • информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства;
  • информация о границах зоны планируемого размещения объекта капитального строительства в соответствии с утвержденным проектом планировки территории;
  • реквизиты проекта планировки территории и (или) проекта межевания территории в случае, если земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой утверждены проект планировки территории и (или) проект межевания территории.

В ГПЗУ также указываются ф.и.о., должность уполномоченного лица, наименование органа, осуществившего подготовку градостроительного плана, и дата его выдачи.

Также в ГПЗУ содержится подробная информация о чертеже(ах) градостроительного плана земельного участка с указанием масштаба, даты и организации, разработавшей чертежи. Далее указываются:

  • информация о градостроительном регламенте либо требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на земельном участке;
  • информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства и объектах культурного наследия;
  • информация о расчетных показателях минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур;
  • информация об ограничениях использования земельного участка, в том числе, если земельный участок полностью или частично расположен в границах зон с особыми условиями использования территорий;
  • информация о границах зон с особыми условиями использования территорий, если земельный участок полностью или частично расположен в границах таких зон;
  • номер и (или) наименование элемента планировочной структуры, в границах которого расположен земельный участок;
  • информация о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
  • реквизиты нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, муниципальных правовых актов, устанавливающих требования к благоустройству территории;
  • информация о красных линиях.

Если у Вас остались вопросы по новой форме ГПЗУ, необходимой для направления документов на экспертизу проектной документации, Вы можете задать их нашим экспертам. Обратившись в ООО «Минэкс», Вы также можете направить документы на экспертизу и получить заключение, как на конкретный раздел, так и на все разделы проектной документации. Будем рады сотрудничеству с Вами!

Минстрой намерен монополизировать утверждение нормативно-технических документов в сфере строительства

Министерство строительства и ЖКХ намеревается стать единым органом по утверждению нормативно-технической документации в строительной сфере. Как считают в ведомстве, установление такой монополии позволит избавиться от множества противоречий и дублирований в нормативной базе.На сегодняшний день в процессе утверждения нормативов участвуют МЧС, Минтранс, Роспотребнадзор и прочие. Такой подход приводит к тому, что появляются нормативно-технические документы с дублирующими и противоречащими друг другу нормами, что в свою очередь затрудняет работу проектировщиков и строителей. Уже сейчас Минстрой насчитал более 200 таких документов.Напомним, что ранее существовала система одноканального регулирования, и кто бы ни был инициатором внесения изменений в нормативно-техническую и нормативно-правовую базы, устанавливающие обязательные требования при строительстве, решение принималось Госстроем. В настоящее время ведомство насчитало более десяти тысяч документов, регулирующих строительную деятельность, в которых довольно сложно разобраться. К такому результату привело отсутствие единой четкой и однозначной процедуры согласования.Еще в 2016 году Президент Владимир Путин поручил исключить появление технических норм без согласования с Минстроем, но по причине существующих разногласий между ведомствами это поручение так и не было выполнено. Теперь Минстрой намерен создать единый реестр нормативно-технических документов.По словам заместителя министра строительства и ЖКХ Дмитрия Волкова, первые шаги Минстрой уже сделал. Создание единого реестра нормативов, содержащих требования, которые можно будет использовать при проведении экспертизы проектной документации, с недавнего времени предусмотрено Градостроительным Кодексом. Ведомство уже ведет работы над реестром в пилотном режиме и в следующем году планирует сделать его частью федерального сегмента ГИС обеспечения градостроительной деятельности.Кроме того, Минстрой внес изменения в постановление Правительства №1009, регулирующее порядок согласования ведомственных нормативно-правовых актов. В данном постановлении появилась новая формулировка о том, что в дальнейшем нормативно-правовые акты не входящие в техрегламент должны будут согласовываться с Минстроем. А именно: санитарно-эпидемиологические нормы нормы атомной безопасности нормы антитеррористической безопасности и другие - все, что входит в предмет экспертизы. Также Минстрой намерен внести изменения в постановление Правительства № 624, регулирующее деятельность технических комитетов в части стандартизации. Ведомство планирует исключить возможность возникновения ситуации, когда какой-то техкомитет может самостоятельно принять стандарт без согласования с профильным Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 «Строительство» и с федеральным органом исполнительной власти.Вместе с тем ведомство планирует доработать технический регламент. Минстрой намерен установить четкие и понятные строительные нормы, вместо отсылки к пункту сводов правил.В ведомстве отмечают, что все обозначенные выше работы необходимы для переноса нормативно-технической базы в электронный и машиночитаемый вид, а также для внедрения технологий BIM-моделирования и технологий, связанных с информатизацией строительной отрасли.

Процедура предоставления ТУ при подключении объекта строительства к инженерным сетям может быть упрощена

Минэкономразвития и Минэнерго России совместно с ФАС России разработали проект федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и Земельный кодекс РФ в целях совершенствования порядка предоставления технических условий, необходимых для осуществления архитектурно-строительного проектирования».Данным документом ведомства намереваются исключить необходимость получения ТУ подключения объектов капстроительства к сетям инженерно-технического обеспечения, предусмотренных частью 7 статьи 48 ГрК РФ, как самостоятельного документа.Авторы законопроекта считают получение ТУ при подключении объектов к инженерным сетям излишней обязанностью, так как вся необходимая информация (о максимальной нагрузке в возможных точках подключения и сроках подключения) содержится в ГПЗУ согласно статье 57.3 ГрК РФ.Согласно сводному отчету к проекту федерального закона, ведомства предусмотрели исключение смешения таких понятий, как технические условия, включаемые в ГПЗУ и ТУ, содержащиеся в договорах подключения (технологического присоединения) объектов капстроительства к инженерным сетям.Ведомства предлагают применять термин «технические условия» только для тех ТУ, которые содержатся в договорах подключения (технологического присоединения), а в ГПЗУ предлагается использовать термин «информация о максимальной нагрузке».Кроме того, законопроектом предлагается дать возможность лицам, предусмотренным частями 11 и 12 статьи 48 ГрК РФ (в редакции нормативно-правового акта от 02.08.2019 года № 283-ФЗ), которые не являются правообладателями земельных участков, но имеют право осуществлять архитектурно-строительное проектирование, обращаться в организации, осуществляющие эксплуатацию систем инженерно-технического обеспечения.Также в пояснительной записке к законопроекту сказано, что выявить существующую проблему с излишними требованиями удалось благодаря обращениям участников строительной отрасли. Поступившие обращения прошли обсуждение и были учтены при составлении плана мероприятий «Трансформация делового климата», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 января 2019 г. № 20-р.

Порядок продления разрешений на строительство изменился

Служба Госстройнадзора и экспертизы Петербурга сообщили застройщикам об изменениях, внесенных в Градкодекс.Госстройнадзор разъяснил, что благодаря поправкам, внесённым в Федеральный закон №283-ФЗ от 02.08.2019 года, у застройщиков появилась уникальная возможность продлить до 1 января 2020 года разрешение на строительство с истекшим сроком действия.При этом необходимо учитывать требование закона о том, что со дня окончания действия разрешения до момента обращения за его продлением не должно пройти более трех лет.Также петербургский стройнадзор ранее предупреждал, что при незаконной эксплуатации зданий с 6 августа 2019 года увеличилась сумма штрафа для юрлиц в 50 раз.

База знаний

Когда нужна повторная экспертиза проектной документации, получившей положительное заключение

Согласно письму Минстроя №42269-ОД/08, проектная документация получившая положительное заключение, и в которую были внесены изменения, должна проходить повторную экспертизу.С 4 августа 2018 года утратили силу части 3.5 - 3.7 статьи 49 ГрК РФ, регламентирующие порядок признания проектной документации модифицированной, как случай, при котором повторное прохождение экспертизы не требуется.В письме Минстроя отмечается, что порядок проведения государственной и негосударственной экспертизы проектной документации, и результатов инженерных изысканий, устанавливается Правительством РФ, в том числе, в случае внесения изменений в проектную документацию, согласно Федеральному закону N 342-ФЗ от 03.08.2018.Также, Минстрой уточнил, что согласно части 55 статьи 26 Федерального закона N 342-ФЗ повторное прохождение экспертизы проектной документации получившей положительное заключение не требуется, если изменения в такую проектную документацию были внесены до 4 августа 2018 года и не затрагивают конструктивных и иных характеристик безопасности объекта капитального строительства. Письмо Минстроя России N42269-ОД08

Строительство и реконструкция линейного объекта: требуется ли подготовка документации по планировке территории?

Одним из основополагающих документов при проведении экспертизы проектной документации является проект планировки территории. Это следует из Постановлении Правительства РФ №87 от 16.02.2008 года, в котором говорится о необходимости указывать в проектной документации (Раздел 1 Пояснительная записка) для линейных объектов реквизиты ППТ. Исключения из требований об обязательной подготовке документов Существует ряд условий, которые создают исключения из общего правила подготовки документации по планировке территории. Они определены Постановлением Правительства РФ №269 от 07.03.2017 года «Об утверждении перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории». Такая возможность предусмотрена для строительства и реконструкции объектов по подключению (технологическому присоединению) к существующим электрическим сетям, сетям теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения, если они соответствуют определенным характеристикам. Также действие перечня распространяется на строительство и реконструкцию капитальных объектов, входящих в состав существующих линейных объектов, если их показатели не превышают указанные в Постановлении нормативы и если они расположены в пределах полосы отвода или охранной зоны. Кроме того, затрагиваются некоторые виды инженерных сетей, которые находятся внутри одного квартала, одного микрорайона. Упомянутый Перечень действует с 1 июля 2017 года. Следовательно, для всех проектов линейных объектов, разработанных до этой даты, ППТ является обязательным. Это важно учитывать при подготовке и подаче документов на экспертизу проектной документации.

Срок давности результатов инженерных изысканий

Инженерные изыскания являются одними из основных исходных данных для принятия технических решений в ходе разработки проектной документации. В процессе подготовки к строительству ситуация на земельном участке может меняться, поэтому необходимо учитывать сроки действия результатов инженерных изысканий. Действующим законодательством они строго не регламентированы, однако рекомендуемый срок актуальности составляет 2-3 года.Согласно п.5.2 СП 11-105-97«Инженерно-геологические изыскания для строительства. Часть I. Общие правила производства работ» возможность использовать материалы прошлых лет должна определяться с учетом произошедших изменений рельефа, гидрогеологических условий, техногенных воздействий и так далее.В том числе, инженерные изыскания выполняются на картах различного масштаба. Согласно п.5.60 и пп.5.189-5.199 СП 11-104-97 «Инженерно-геодезические изыскания для строительства» инженерно-топографические планы в масштабах 1:10000, 1:5000, 1:2000, 1:1000, 1:500, 1:200 должны создаваться на основе топографических съемок или материалов съемок более крупного масштаба со сроками выполнения, как правило, не старше 2 лет. Указанный свод правил по умолчанию относится к документам добровольного применения. Однако, если на него ссылается задание на проведение изысканий или договор оказания услуг - а, как правило, это именно так - то эти рамки становятся обязательными! Таким образом, фактически утрачивают силу не сами изыскания, а их картографическая подоснова.Согласно п.5.16 СП 11-102-97 «Инженерно-экологические изыскания для строительства» инженерно-экологические изыскания увязываются с инженерно-геологическими изысканиями. В свою очередь, п.6.11 говорит о необходимости выполнять экологические изыскания с детальностью, отвечающей принятым масштабам инженерно-геологической съемки. Таким образом требуется использовать топографическую подоснову аналогичную п. 5.16 СП 11-102-97.На ряду с этим, согласно п.4.17 СП 11-104-97 «Инженерно-геодезические изыскания для строительства» предусматривается, что для оценки степени загрязнения воздуха на соответствие нормам ПДК должны использоваться значения максимально-разовых, среднесуточных и среднегодовых концентраций загрязняющих веществ не менее чем за 2 последних года.Учитывая, что все остальные виды инженерных-изыскания в той или иной мере связаны с участком, то указанные сроки по аналогии следует применять и к ним.Необходимо учитывать «сроки годности» результатов инженерных изысканий не только для этапа проектирования, но и для экспертизы проектной документации и строительства. По разным причинам обращение в экспертную организацию и/или начало строительных работ может произойти спустя несколько лет после начала проектирования. В этом случае должна быть произведена актуализация материалов с предоставлением отчетов, у которых дата полевых работ не более 2-3 лет.