Гражданский кодекс 113 статья. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ). Примеры УК РФ

В соответствии с п.5 ст.113 ГК РФ унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
Имущество муниципального унитарного предприятия находится в муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на особом вещном праве - праве хозяйственного ведения или оперативного управления (п.2 ст.113 ГК РФ).
Таким образом, унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, будет отвечать по своим обязательствам всем тем имуществом, которое принадлежит ему на праве хозяйственного ведения. Иначе говоря, муниципальное унитарное предприятие по своим обязательствам отвечает имуществом, которое не является его собственностью, а является собственностью муниципального образования, его создавшего.
Наличие в ГК РФ в отношении унитарных предприятий нормы, устанавливающей ответственность самостоятельного субъекта правоотношений по своим обязательствам имуществом, не являющимся собственностью данного субъекта, т.е. фактически чужим имуществом, вызвано особым правовым статусом унитарного предприятия, а также тем, что оно не имеет собственного имущества (п.1 ст.113 ГК РФ).
Необходимо отметить, что согласно п.2 ст.295 ГК РФ унитарное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться им без согласия собственника.
Отсюда следует, что унитарное предприятие не вправе самостоятельно, без согласия собственника, отвечать по своим обязательствам принадлежащим ему недвижимым имуществом. Передача унитарным предприятием недвижимого имущества в счет выполнения обязательств перед контрагентами может осуществляться только с согласия собственника в лице соответствующего комитета по управлению имуществом или без такого согласия, если взыскание на недвижимое имущество, принадлежащее унитарному предприятию, обращено решением суда.
Подписано в печать В.Мешалкин

10.06.1999 "АКДИ "Экономика и жизнь", 1999, N 6(11

Правомерно ли привлечение организации к ответственности, предусмотренной ст.ст.120, 121 НК РФ, если выявленное искажение данных бухгалтерской отчетности за 1998 г. учтено в годовой отчетности 1998 г. и в отчетности за i кв. 1999 г., причем недоплаченные суммы налогов уплачены в январе - марте 1999 г., а пени не уплачены?) »

Официальный текст :

Статья 113. Основные положения об унитарном предприятии

1. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

В организационно-правовой форме унитарных предприятий действуют государственные и муниципальные предприятия.

В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, на базе государственного или муниципального имущества может быть создано унитарное казенное предприятие (казенное предприятие).

2. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Права унитарного предприятия на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии с настоящим Кодексом и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

3. Учредительным документом унитарного предприятия является его устав, утверждаемый уполномоченным государственным органом или органом местного самоуправления, если иное не предусмотрено законом.

Устав унитарного предприятия должен содержать сведения о его фирменном наименовании и месте его нахождения, предмете и целях его деятельности. Устав унитарного предприятия, не являющегося казенным, должен содержать также сведения о размере уставного фонда унитарного предприятия.

4. Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества. Фирменное наименование казенного предприятия, кроме того, должно содержать указание на то, что такое предприятие является казенным.

5. Органом унитарного предприятия является руководитель предприятия, который назначается уполномоченным собственником органом, если иное не предусмотрено законом, и ему подотчетен.

6. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Унитарное предприятие не несет ответственность по обязательствам собственника его имущества.

Собственник имущества унитарного предприятия, за исключением собственника имущества казенного предприятия, не отвечает по обязательствам своего унитарного предприятия. Собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества.

7. Правовое положение унитарных предприятий определяется настоящим Кодексом и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

8. Унитарное предприятие может быть реорганизовано в соответствии с законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях и законами о приватизации.

Комментарий юриста :

В понятии унитарного предприятия, содержащемся в пункте 1 данной статьи, указаны два основных признака:

1) унитарное предприятие - это коммерческая организация или объединение лиц, состоящее из руководителя предприятия и коллектива рабочих и служащих. Унитарное предприятие является субъектом гражданского права, и в этом оно принципиально отличается от понятия предприятия как имущественного комплекса, являющегося объектом права. В качестве объекта права выступают предприятия, входящие в состав имущества, принадлежащего хозяйственным товариществам и обществам, производственным кооперативам. Предприятие как имущественный комплекс продолжает свое существование и при создании унитарного предприятия. Но в этом случае оно одновременно становится объектом двух вещных прав: права собственности субъекта, создавшего унитарное предприятие, и производного от него вещного права, принадлежащего самому унитарному предприятию.

2) унитарное предприятие не является собственником закрепленного за ним имущества. Собственником такового остается субъект, создавший унитарное предприятие. И в этом состоит отличие унитарного предприятия от хозяйственного товарищества, хозяйственного общества и производственного кооператива, являющихся собственниками принадлежащего им имущества, в состав которого могут входить и предприятия как имущественные комплексы.

Согласно правовым нормам, содержащимся в статье 113 и Законе об унитарных предприятиях, правовой статус унитарного предприятия определяется:

1) статус унитарного предприятия как субъекта права может быть предоставлен только государственному и муниципальному предприятию. В фирменном наименовании должно содержаться указание на собственника имущества унитарного предприятия, например "федеральное унитарное предприятие";

2) все имущество унитарного предприятия, в том числе объекты социального назначения, является неделимым, не подлежащим распределению по вкладам и иным индивидуализированным частям (долям, паям) между отдельными лицами, в том числе работниками предприятия.

3) собственниками имущества, закрепленного за государственными и муниципальными предприятиями, соответственно являются Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования. Унитарное предприятие наделяется правом хозяйственного ведения или правом оперативного управления на данное имущество. Как следствие этого различаются две разновидности унитарного предприятия: унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, и унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления.

4) устанавливается принцип специальной правоспособности унитарного предприятия, что должно быть прямо отражено в его уставе. Закрепляется принцип единоначалия в управлении унитарным предприятием. Единственным органом унитарного предприятия признается руководитель, назначаемый собственником или уполномоченным им органом, которым он и подотчетен.

5) предусматривается принцип раздельной ответственности по обязательствам унитарного предприятия и собственника имущества. Ответственность унитарного предприятия распространяется на все закрепленное за ним собственником имущество. Унитарное предприятие не несет ответственности по обязательствам собственника. Собственник же в указанных в законах случаях может привлекаться к ответственности по обязательствам предприятия.

Такая ответственность наступает в форме субсидиарной ответственности при несостоятельности (банкротстве) унитарного предприятия, вызванной поведением собственника его имущества. Кроме того, собственник несет субсидиарную ответственность по обязательствам своих казенных предприятий во всех иных случаях при недостаточности их имущества.

1. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

В организационно-правовой форме унитарных предприятий действуют государственные и муниципальные предприятия.

В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, на базе государственного или муниципального имущества может быть создано унитарное казенное предприятие (казенное предприятие).

2. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Права унитарного предприятия на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии с настоящим Кодексом и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

3. Учредительным документом унитарного предприятия является его устав, утверждаемый уполномоченным государственным органом или органом местного самоуправления, если иное не предусмотрено законом.

Устав унитарного предприятия должен содержать сведения о его фирменном наименовании и месте его нахождения, предмете и целях его деятельности. Устав унитарного предприятия, не являющегося казенным, должен содержать также сведения о размере уставного фонда унитарного предприятия.

4. Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества. Фирменное наименование казенного предприятия, кроме того, должно содержать указание на то, что такое предприятие является казенным.

5. Органом унитарного предприятия является руководитель предприятия, который назначается уполномоченным собственником органом, если иное не предусмотрено законом, и ему подотчетен.

6. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Унитарное предприятие не несет ответственность по обязательствам собственника его имущества.

Собственник имущества унитарного предприятия, за исключением собственника имущества казенного предприятия, не отвечает по обязательствам своего унитарного предприятия. Собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества.

7. Правовое положение унитарных предприятий определяется настоящим Кодексом и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

8. Унитарное предприятие может быть реорганизовано в соответствии с законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях и законами о приватизации.

Комментарий к ст. 113 ГК РФ

1. В отличие от иных коммерческих организаций унитарные предприятия имеют специальную правоспособность (п. 1 ст. 49 ГК). Целевая правоспособность государственных и муниципальных унитарных предприятий отличается как от правоспособности других коммерческих организаций, так и от специальной правоспособности некоммерческих организаций в силу значимости деятельности предприятий для Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований.

Решение об учреждении унитарного предприятия, а также его устав должны определять цели и предмет деятельности унитарного предприятия. На практике специальная правоспособность унитарного предприятия проявляется в том, что в уставе перечисляется закрытый перечень видов деятельности предприятия.

3. В соответствии с Концепцией управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 9 сентября 1999 г. N 1024) (СЗ РФ. 1999. N 39. Ст. 4626), Закон об унитарных предприятиях (п. 4 ст. 8) устанавливает ограниченный перечень оснований для создания унитарных предприятий. В частности, к таким основаниям относятся: использование имущества; изготовление и разработка продукции, которые изъяты из оборота либо ограниченно оборотоспособны; оборонный заказ; решение социальных задач; производство для удовлетворения федеральных государственных нужд, нужд субъекта РФ или муниципального образования.

4. Под имуществом, закрепленным за предприятием на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, следует понимать не только вещи, но и обязательственные права. За рамками этого перечня остаются исключительные права на результаты творческой деятельности и средства индивидуализации и производные неисключительные права. Так, единственным субъектом права на фирменное наименование является само унитарное предприятие, а не государство.

Собственник не вправе распоряжаться имуществом, закрепленным за унитарными предприятиями, кроме как путем передачи права собственности на предприятие как имущественный комплекс иному публичному образованию, к которому в этом случае переходят и соответствующие права по управлению предприятием.

В некоторых случаях закон устанавливает особый порядок распоряжения имуществом. Так, согласно ФЗ от 30 июня 2008 г. N 108-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (СЗ РФ. 2008. N 27. Ст. 3126) заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования государственным или муниципальным имуществом, которое закреплено на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными или муниципальными унитарными предприятиями, государственными или муниципальными бюджетными учреждениями и которым они могут распоряжаться только с согласия собственника, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров.

Унитарные предприятия могут защищать свои права на закрепленное за ними имущество в судебном порядке, в том числе посредством предъявления негаторных и виндикационных исков в отношении как третьих лиц, так и собственника имущества.

Унитарные предприятия не могут выступать покупателями государственного и муниципального имущества в процессе приватизации (п. 1 ст. 5 Закона о приватизации). В то же время законодательство о приватизации не распространяется на распоряжение унитарными предприятиями закрепленным за ними имуществом (п. 2 ст. 3 Закона о приватизации).

5. Руководитель унитарного предприятия (директор, генеральный директор) является единоличным исполнительным органом унитарного предприятия. По смыслу закона директором является физическое лицо, назначение управляющей организации не допускается. На предприятии могут создаваться коллегиальные органы, однако они являются лишь совещательными. Закон об унитарных предприятиях (ст. 21) установил существенные ограничения правоспособности руководителей унитарного предприятия. В частности, эти лица не вправе выступать в качестве учредителей (участников) других организаций (исключение не сделано даже для некоммерческих организаций и акционерных обществ), занимать должности и заниматься другой оплачиваемой деятельностью в государственных органах, органах местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организациях (кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности), заниматься предпринимательской деятельностью, входить в исполнительные органы коммерческих организаций (кроме случаев, обусловленных его должностными обязанностями). Представляется, что такие тотальные ограничения не в полной мере соответствуют Конституции и законодательству РФ и должны быть пересмотрены. В частности, п. 4 ст. 66 ГК запрещает устанавливать ограничения на участие граждан в открытых акционерных обществах.

Назначение руководителя федерального предприятия производится на конкурсной основе (Положение о проведении конкурса на замещение должности руководителя федерального государственного унитарного предприятия (утв. Постановлением Правительства РФ от 16 марта 2000 г. N 234) (СЗ РФ. 2000. N 13. Ст. 1373)).

6. Сделка, в совершении которой имеется заинтересованность руководителя, может совершаться только с согласия собственника имущества унитарного предприятия. Если такого согласия не получено, сделка может быть признана недействительной либо по иску самого унитарного предприятия, либо его собственника, т.е. является оспоримой.

Закон определяет и иные операции, требующие согласия собственника, причем при отсутствии такого согласия они являются ничтожными:

а) дарение (кроме обычных подарков небольшой стоимости) (ст. 576 ГК);

б) участие в других организациях; распоряжение акциями, вкладами; паями, долями участия в хозяйственных обществах и товариществах.

Законодательство не предусматривает специальных требований относительно распоряжения принадлежащими унитарному предприятию правами участия в некоммерческих организациях. Такие правила могут включаться в учредительные документы предприятия (см. Примерный устав федерального государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, утв. Приказом Минэкономразвития России от 25 августа 2005 г. N 205 (РГ. 2005. N 225));

в) заимствования - привлечение кредитных, заемных средств; бюджетные кредиты; размещение облигаций, выдача векселей (ст. 24 Закона об унитарных предприятиях);

г) крупные сделки, т.е. одна или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения унитарным предприятием прямо либо косвенно имущества, стоимость которого удовлетворяет любому из следующих критериев: более 10% уставного фонда или более 50000 МРОТ (ст. 23 Закона об унитарных предприятиях). В связи с тем что у казенных предприятий уставный фонд не формируется, для определения того, являются ли сделки (направленные на приобретение имущества, распоряжение продукцией предприятия и другие сделки, которые по общему правилу не требуют согласия собственника) крупными, применяется лишь второй критерий. Стоимость являющегося предметом сделки имущества предприятия определяется на основании данных бухгалтерского учета, а в случае приобретения - предложенной ценой (по вопросу признания сделок, совершенных без согласия собственника, ничтожными см. Определение ВАС РФ от 26 августа 2008 г. N 10317/08; Постановление Президиума ВАС от 22 апреля 2008 г. N 1004/08 (Вестник ВАС. 2008. N 7)).

Перечень сделок, требующих согласия собственника, может быть расширен уставом унитарного предприятия. В случае несоблюдения установленных учредительными документами требований такие оспоримые сделки могут быть признаны недействительными по иску как самого предприятия, так и его собственника. Наличие подобных дополнительных ограничений не в уставе, а во внутренних документах предприятия (например, в контракте с руководителем предприятия) не может являться основанием для признания сделки недействительной, ст. 174 ГК в этом случае применяться не должна.

При рассмотрении вопроса о последствиях отчуждения директором предприятия имущества без согласия собственника следует учитывать правовую позицию КС относительно защиты прав добросовестных приобретателей, выраженную в Постановлении от 21 апреля 2003 г. N 6-П (СЗ РФ. 2003. N 17. Ст. 1657). Так, права лица, считающего себя собственником имущества, не подлежат защите путем удовлетворения иска к добросовестному приобретателю (третьему лицу) с использованием правового механизма, установленного п. п. 1 и 2 ст. 167 ГК. Надлежащий инструмент защиты в таких случаях - виндикационный иск, если для этого имеются те предусмотренные ст. 302 ГК основания, которые дают право истребовать имущество и у добросовестного приобретателя (безвозмездность приобретения имущества добросовестным приобретателем, выбытие имущества из владения собственника помимо его воли и др.). Таким образом, когда речь идет о виндикации имущества, которое было отчуждено исполнительным органом предприятия (директором), считается, что имущество выбыло по воле собственника.

7. Согласие собственника предоставляется на совершение отдельной сделки. В практике работы государственных органов встречается также предоставление общего согласия на определенный вид, категорию сделок (в частности, согласие на распоряжение отдельными видами имущества). Легитимность такого подхода подлежит проверке судебной практикой.

По общему правилу согласие должно быть получено до совершения сделки по распоряжению имуществом. Однако в случае последующего одобрения сделки собственником основания для признания сделки недействительной отсутствуют (по аналогии с п. 2 ст. 183 ГК). Такое последующее одобрение может, в частности, следовать из конклюдентных действий компетентного органа собственника.

При совершении требующей (в силу закона либо учредительных документов) согласия собственника сделки с имуществом унитарного предприятия обязательно проведение оценки (ст. 8 Закона об оценочной деятельности).

8. Сведения об органе или органах, осуществляющих полномочия собственника имущества унитарного предприятия, должны быть указаны в уставе предприятия.

9. В отношении федеральных унитарных предприятий, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти и подлежащих сохранению в федеральной собственности, а равно включенных в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества, в случае если после акционирования акции предполагается сохранить за государством (включая государственные АО), права собственника осуществляют:

а) профильные федеральные органы исполнительной власти по таким вопросам, как:

Утверждение устава предприятия (за исключением федерального казенного предприятия);

Назначение на должность руководителя предприятия, заключение, изменение и прекращение в установленном порядке трудового договора с ним;

Мероприятия по обеспечению проведения аттестации руководителя предприятия;

Согласование приема на работу главного бухгалтера предприятия, заключение, изменение и прекращение трудового договора с ним;

Утверждение программы деятельности предприятия, определение подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли предприятия;

Согласование совершения крупных сделок, а также сделок, связанных с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, осуществлением заимствований;

Согласование совершения сделок, в которых имеется заинтересованность руководителя предприятия;

Согласование сделок, связанных с распоряжением вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале хозяйственных обществ или товариществ, а также принадлежащими предприятию акциями (по согласованию с Федеральным агентством по управлению государственным имуществом);

Согласование создания филиалов и представительств;

Утверждение бухгалтерской отчетности и отчетов руководителя предприятия;

Согласование решения об участии предприятия в коммерческих и некоммерческих организациях, а также о заключении договоров простого товарищества (по согласованию с Федеральным агентством по управлению государственным имуществом);

б) Федеральное агентство по управлению государственным имуществом по вопросам:

Утверждения аудитора и определения размера оплаты его услуг;

Согласования с учетом предложений федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится предприятие, сделок, связанных с недвижимым имуществом;

Утверждения передаточного акта или разделительного баланса при реорганизации предприятия и ликвидационного баланса при ликвидации предприятия;

Заключения, изменения и прекращения в установленном порядке трудового договора с руководителем предприятия, включенного в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества, за исключением случаев, если акции созданного посредством его преобразования акционерного общества предполагается внести в уставный капитал других государственных акционерных обществ или сохранить в федеральной собственности.

10. В отношении иных предприятий полномочия собственника осуществляются Федеральным агентством по управлению государственным имуществом с учетом предложений, поступивших от профильных федеральных органов исполнительной власти, за исключением Министерства обороны, которое само осуществляет все полномочия в отношении своих предприятий. Следует также отметить, что полномочия собственника может осуществлять государственная корпорация (например, в полном объеме - Росатом, в части - Ростехнологии) (см. Постановление Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. N 739 "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия" (СЗ РФ. 2004. N 50. Ст. 5074); Постановление Правительства РФ от 6 июня 2003 N 333 "О реализации федеральными органами исполнительной власти полномочий по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия" (СЗ РФ. 2003. N 24. Ст. 2327); распоряжение Минимущества России от 15 июля 2003 г. N 3142-р "Об утверждении Перечня документов, представляемых федеральным государственным унитарным предприятием для получения согласия на совершение сделок, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2003 г. N 333" (РГ. 2003. N 159)).

Судебная практика по статье 113 ГК РФ

Определение Верховного Суда РФ от 04.06.2018 N 310-ЭС18-6673 по делу N А83-6037/2016
Определение Верховного Суда РФ от 05.06.2018 N 310-КГ18-6504 по делу N А14-3536/2017

Руководствуясь статьями , , пунктом 6 статьи Гражданского кодекса Российской Федерации, частью 3 статьи 7 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи Гражданского кодекса Российской Федерации", суд пришел к выводу, что недостаточность имущества предприятия для погашения требований ООО "Плазма-АВН" не была установлена, обстоятельства, с наступлением которых связана субсидиарная ответственность муниципального образования городской округ город Воронеж по обязательства предприятия, отсутствуют.


Определение Верховного Суда РФ от 06.07.2018 N 310-ЭС18-8369 по делу N А83-5866/2016

Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные доказательства, руководствуясь статьями , , , Гражданского кодекса, положениями Закона N 38-ЗРК, постановлением Государственного совета Республики Крым от 30.04.2014 N 2085-6/14 "О вопросах управления собственностью Республики Крым" с изменениями, внесенными постановлением Государственного Совета Республики Крым от 19.01.2015 N 72-ЗРК/2015 "О внесении изменений в Закон Республики Крым "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым", Постановлениями Государственного Совета Республики Крым от 03.09.2014 N 2474-6/14 и от 10.09.2014 N 2504-6/14, а также разъяснениями, изложенными в пункте 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", суд правомерно отказал в удовлетворении требований, установив, что спорное помещение в сентябре 2014 году было учтено как собственность Республики Крым, а затем передано в муниципальную собственность, с последующей передачей имущества в хозяйственное ведение унитарного предприятия, которое 01.05.2016 заключило с Предпринимателем договор аренды помещения, и с указанной даты ответчик вносит арендные платежи новому арендодателю.


Определение Верховного Суда РФ от 06.08.2018 N 310-ЭС18-12337 по делу N А83-6036/2016

Разрешая заявленные требования, суды, руководствуясь положениями статьи 12.1, части 3 статьи 7 Федерального закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", Закона Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым", Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 30.04.2014 N 2085-6/14 "О вопросах управления собственностью Республики Крым", пункта 2 статьи , части 1 статьи , статьями , , , Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснениями, данными в пункте 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского Кодекса Российской Федерации о договоре аренды", в пунктах 23, 24 Информационного письма N 66 от 11.01.2002 "Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой", установив, что спорное помещение выбыло из фактического владения истца, а собственником является другое лицо, которое заключило договор аренды с ответчиком, по которому последним вносится арендная плата, пришли к выводу об отсутствии оснований для взыскания с предпринимателя арендной платы в пользу потребительского общества.


Определение Верховного Суда РФ от 21.08.2018 N 310-ЭС18-12303 по делу N А83-5853/2016

Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь статьями , , , , , Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным Конституционным Законом от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", Законом Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым", постановлением Государственного совета Республики Крым от 30.04.2014 N 2085-6/14 "О вопросах управления собственностью Республики Крым" с изменениями, распоряжением Совета министров Республики Крым от 14.01.2016 N 3-р "О безвозмездной передаче имущества в муниципальную собственность", разъяснениями, приведенными в пункте 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", пунктах 23, 24 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 11.01.2002 N "Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой", пришли к выводу об отсутствии оснований для взыскания с предпринимателя арендной платы в пользу потребительского общества.


Определение Верховного Суда РФ от 27.09.2018 N 308-ЭС18-14522 по делу N А22-3808/2015

Разрешая спор, суд апелляционной инстанций, оценив представленные доказательства в соответствии с главой 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по правилам суда первой инстанции и руководствуясь положениями статей , , Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 18 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", статей 61.2, 61.6 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", с учетом разъяснений, изложенных в пункте 5 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N /22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" и пункте 40 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N /8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", исходил из того, что спорная сделка являлась безвозмездной, совершена за три месяца до принятия судом заявления о признании должника банкротом и на дату ее совершения должник отвечал признакам неплатежеспособности, о чем было известно Администрации, являющейся по отношению к должнику заинтересованным лицом.


1. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

Унитарное предприятие создается в соответствии с настоящим Кодексом и иными актами законодательства путем его учреждения или реорганизации юридических лиц.

2. Учредительным документом унитарного предприятия является устав.

Устав унитарного предприятия должен содержать помимо сведений, указанных в пункте 2 , сведения о размере уставного фонда предприятия, порядке и источниках его формирования.

В форме унитарных предприятий могут быть созданы государственные (республиканские или коммунальные) унитарные предприятия либо частные унитарные предприятия.

Имущество республиканского унитарного предприятия находится в собственности Республики Беларусь и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Имущество коммунального унитарного предприятия находится в собственности административно-территориальной единицы и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения.

Имущество частного унитарного предприятия находится в частной собственности физического лица (совместной собственности супругов) либо юридического лица и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения.

Имущество дочернего унитарного предприятия находится в собственности собственника имущества предприятия-учредителя и принадлежит дочернему предприятию на праве хозяйственного ведения.

3. Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на форму собственности, если иное не установлено законодательными актами. Фирменное наименование дочернего предприятия также должно содержать слово «дочернее».

4. Органом унитарного предприятия является руководитель, который назначается собственником имущества и ему подотчетен. Собственник имущества унитарного предприятия - физическое лицо вправе непосредственно осуществлять функции руководителя.

Полномочия руководителя унитарного предприятия по решению собственника имущества могут быть переданы по договору другой коммерческой организации (управляющей организации) либо индивидуальному предпринимателю (управляющему).

В уставах юридических лиц, учредивших унитарные предприятия, может быть установлен порядок назначения руководителей таких предприятий.

5. От имени Республики Беларусь права собственника имущества республиканского унитарного предприятия, если иное не определено Президентом Республики Беларусь, осуществляют:

Правительство Республики Беларусь, а также в пределах, установленных законодательством, республиканские органы государственного управления, другие государственные органы и организации, уполномоченные управлять имуществом, находящимся в собственности Республики Беларусь, - в отношении республиканского унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения;

Правительство Республики Беларусь, а также в пределах, установленных законодательством, республиканские органы государственного управления, другие государственные органы - в отношении казенного предприятия.

От имени административно-территориальной единицы права собственника имущества коммунального унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, осуществляют соответствующие органы местного управления и самоуправления, а также в пределах, установленных законодательством, уполномоченные ими государственные организации.

Собственник имущества частного унитарного предприятия свои полномочия осуществляет непосредственно и (или) через уполномоченных им лиц.

6. Собственник имущества унитарного предприятия, если иное не определено Президентом Республики Беларусь, настоящим Кодексом или решением собственника, принятым в отношении дочернего предприятия:

принимает решение о создании унитарного предприятия;

определяет цели деятельности унитарного предприятия, дает письменное согласие на участие унитарного предприятия в коммерческих и некоммерческих организациях, в том числе государственных объединениях;

утверждает устав унитарного предприятия и изменения и (или) дополнения, вносимые в него;

формирует уставный фонд унитарного предприятия, принимает решение о его изменении;

назначает на должность руководителя унитарного предприятия, заключает, изменяет и прекращает с ним трудовой договор (контракт) или гражданско-правовой договор в соответствии с законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом;

принимает решение об изъятии имущества у унитарного предприятия в порядке и случаях, предусмотренных законодательством либо уставом;

осуществляет контроль за деятельностью унитарного предприятия, использованием по назначению и сохранностью имущества, принадлежащего унитарному предприятию;

дает письменное согласие на создание, реорганизацию и ликвидацию дочерних предприятий, создание и ликвидацию представительств и филиалов;

принимает решение о реорганизации или ликвидации унитарного предприятия в соответствии с законодательством;

имеет другие права и несет другие обязанности в соответствии с настоящим Кодексом, иными законодательными актами и уставом.

7. На момент осуществления государственной регистрации унитарного предприятия его уставный фонд должен быть полностью сформирован собственником имущества предприятия, если иное не предусмотрено законодательными актами.

В случае принятия учредителем унитарного предприятия решения об уменьшении уставного фонда унитарное предприятие обязано письменно уведомить об этом своих кредиторов. Кредитор унитарного предприятия вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это предприятие, и возмещения убытков.

8. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Унитарное предприятие не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

9. Долевая собственность на имущество унитарного предприятия не допускается.

В случае раздела имущества, находящегося в совместной собственности супругов, а также перехода права собственности на имущество унитарного предприятия в порядке наследования, правопреемства либо иными не противоречащими законодательству способами к двум и более лицам:

унитарное предприятие может быть реорганизовано путем разделения (выделения) либо преобразования в хозяйственное товарищество или общество, а также в производственный кооператив в порядке, установленном законодательством и соглашением сторон;

предприятие в целом как имущественный комплекс может быть продано лицу, не являющемуся участником долевой собственности на имущество унитарного предприятия;

имущество унитарного предприятия переходит в собственность одного юридического или физического лица с выплатой другим лицам компенсации соответственно их доле в общей собственности, определенной по правилам, установленным для имущества, в отношении которого долевая собственность допускается;

унитарное предприятие подлежит ликвидации в порядке, установленном законодательством, если реорганизация или переход имущества в собственность одного лица противоречат законодательству либо невозможны по иным причинам.

10. При реорганизации государственных унитарных предприятий предусмотренные настоящим Кодексом положения о реорганизации юридических лиц применяются, если законодательством о приватизации не предусмотрено иное.

1. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

В организационно-правовой форме унитарных предприятий действуют государственные и муниципальные предприятия.

В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, на базе государственного или муниципального имущества может быть создано унитарное казенное предприятие (казенное предприятие).

2. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Права унитарного предприятия на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии с настоящим Кодексом и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

3. Учредительным документом унитарного предприятия является его устав, утверждаемый уполномоченным государственным органом или органом местного самоуправления, если иное не предусмотрено законом.

Устав унитарного предприятия должен содержать сведения о его фирменном наименовании и месте его нахождения, предмете и целях его деятельности. Устав унитарного предприятия, не являющегося казенным, должен содержать также сведения о размере уставного фонда унитарного предприятия.

4. Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества. Фирменное наименование казенного предприятия, кроме того, должно содержать указание на то, что такое предприятие является казенным.

5. Органом унитарного предприятия является руководитель предприятия, который назначается уполномоченным собственником органом, если иное не предусмотрено законом, и ему подотчетен.

6. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Унитарное предприятие не несет ответственность по обязательствам собственника его имущества.

Собственник имущества унитарного предприятия, за исключением собственника имущества казенного предприятия, не отвечает по обязательствам своего унитарного предприятия. Собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества.

7. Правовое положение унитарных предприятий определяется настоящим Кодексом и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

8. Унитарное предприятие может быть реорганизовано в соответствии с законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях и законами о приватизации.



Комментарии к ст. 113 ГК РФ


Положения § 4 главы 4 ГК РФ получили развитие в нормах Федерального закона от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях". Указание на форму собственности в названии данного Закона обусловлено прямым требованием абзаца третьего части 1 комментируемой статьи, в силу которого в качестве унитарных могут создаваться только государственные и муниципальные предприятия (также этот факт должен быть отражен в фирменном наименовании унитарного предприятия).

Статья 2 указанного Федерального закона определяет унитарное предприятие как коммерческую организацию, не наделенную правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности соответственно Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию. Создание унитарных предприятий на основе объединения имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований, не допускается.

От имени Российской Федерации или субъекта РФ права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют в рамках своей компетенции органы государственной власти РФ или органы государственной власти субъекта РФ. От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления.

Имущество унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия. Принцип неделимости (иными словами, единства, унитарности), является основной юридической характеристикой данного типа юридических лиц.

Кроме того, унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие). В то же время оно может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Единоличным исполнительным органом унитарного предприятия является его руководитель (директор, генеральный директор), назначаемый собственником имущества унитарного предприятия. Соответственно, в своей работе руководитель унитарного предприятия подотчетен назначившему его собственнику.

Руководитель унитарного предприятия действует от имени данного предприятия без доверенности, в том числе представляет его интересы, совершает в установленном порядке сделки, утверждает структуру и штаты унитарного предприятия, осуществляет прием на работу работников такого предприятия, заключает с ними, изменяет и прекращает трудовые договоры, издает приказы, выдает доверенности в порядке, установленном законодательством. Кроме того, он организует выполнение решений собственника имущества унитарного предприятия.

Руководитель унитарного предприятия не вправе быть учредителем (участником) какого-либо юридического лица, занимать должности и заниматься другой оплачиваемой деятельностью в государственных органах, органах местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организациях (кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности), заниматься предпринимательской деятельностью, быть единоличным исполнительным органом или членом коллегиального исполнительного органа коммерческой организации, за исключением случаев, если участие в органах коммерческой организации входит в должностные обязанности данного руководителя, а также принимать участие в забастовках.

Руководитель унитарного предприятия отчитывается о деятельности предприятия в порядке и в сроки, которые определяются собственником имущества данного унитарного предприятия.

В зависимости от того, на основании какого вещного права за унитарным предприятием закреплено имущество, закон выделяет следующие виды унитарных предприятий:

Государственные (федеральные, а также предприятия субъектов РФ) и муниципальные предприятия (унитарные предприятия данного вида основаны на праве хозяйственного ведения);

Казенные предприятия (федеральные, казенные предприятия субъектов РФ, муниципальные). Имущество за предприятиями данного вида закрепляется на праве оперативного управления.

Особенности данных видов унитарных предприятий рассматриваются в комментариях к статьям 114, 115.