Халяльный сертификат. Что такое сертификат «Халяль» и как его получить. Что такое «Халяль»

Намаз, как известно, - один из важнейших столпов ислама. Через молитву раб Аллаха совершает поклонение своему Господу посредством тела и духа.

В Священной Книге ислама и Благородной сунне Заключительного посланника Всевышнего (с.г.в.) имеется множество упоминаний того, какую важность представляет намаз для верующих. Так, в суре «Паук» наш Создатель фактически повелевает совершать намаз:

«Читай то, что внушено тебе из Писания, и совершай намаз. Воистину, намаз оберегает от мерзости и предосудительного» (29:45)

Практика суннитского ислама покоится на четырёх мазхабах, наличие которых знаменует гибкость всей религиозной системы. В этом материале мы расскажем, как читается намаз мужчинами в рамках этих общепринятых богословско-правовых школ в суннизме. Ввиду того, что среди русскоязычных мусульман доминирует ханафитский мазхаб, в качестве иллюстрации будет представлен видеоматериал о порядке совершения молитвы согласно именно этой богословско-правовой школе.

Напомним, что обязательными условиями для признания намаза действительным являются: исповедание человеком ислама и его душевная полноценность, совершеннолетие (с позиции Шариата), молитва в строго установленное для неё время (расписание намазов для российских городов представлено ) , наличие тахарата, чистота одежды и места совершения намаза, соблюдение аурата (чтобы срамные места не открывались во время поклонов), обращение к Кыйбле (Каабе), намерение человека прочитать намаз.

Опишем пошаговое совершение молитвы на конкретном примере с видео.

Порядок чтения намаза

(на примере утреннего)

Эта молитва включает в себя по два ракаата суннат и фарда. Верующий первоначально должен стоя вслух либо про себя произнести намерение (ният) на совершение именно утренней молитвы. Далее говорится такбир тахрим - «Аллаху Акбар!» («Аллах велик!»). Данный вид такбира свидетельствует о начале намаза. После него человеку запрещается произносить посторонние слова и совершать движения, не относящиеся непосредственно к молитве. В противном случае она не будет считаться выполненной.

Важно обратить внимание на то, как располагаются руки во время такбира тахрим. В ханафитском и маликитском мазхабе утверждается необходимость на уровне сунны поднимать руки мужчинам до затылка и совершать касание большим пальцем мочки уха, тогда как в шафиитском и ханбалитском делать этого не нужно. После этого действия читается дуа-сана:

«CубханакАллахумма уа бихамдика, уа табаракасмука, уа тааля джаддука, уа ля иляха гайрук»

Перевод: «Слава и хвала тебе, Аллах! Твоё имя благочестиво, Твоё величие превыше всего. И нет никого достойного поклонению, кроме Тебя».

Отметим, что в рамках шафиитского мазхаба используется другая дуа-сана:

«Уаджяхту уаджхия лил-лязии фатарас-самауаати уаль-ард, ханиифам-муслима, уа ма ана мин аль-мушрикин, иннас-саляти уа нусуки, уа махъяйя, уа мамати лил-ляхи раббиль-‘алямин, ля шарикя лях, уа би заликя умирту уа ана миналь-муслимин»

Перевод: «Я оборачиваю своё лицо к Тому, Кто сделал небеса и землю. И я не многобожник. Воистину, моя молитва и моё благонравие, жизнь и смерть принадлежат только Аллаху - Господу миров, у Которого нет сотоварища. Именно это мне было велено совершить, и я один из числа мусульман (покорившихся Всевышнему Творцу)».

Кисти рук в этот момент, по мазхабу имама Абу Ханифы, мужчинам следует располагать ниже пупка. Большим пальцем и мизинцем правой руки обхватывают запястье левой. В шафиитском мазхабе руки должны быть выше пупка, но ниже груди. У маликитов обычно руки опущены. В ханбалитском мазхабе нет единого мнения по поводу того, куда именно класть руки - ниже или выше пупка. Решение этого вопроса оставляется на усмотрение самого правоверного.

Ракаат №1. Стояние - кыям

Вслед за дуа-сана читаются формулы «таауз»: «Агузу бил-Ляхи мин аш-шайтан ир-раджим» («Прибегаю к Аллаху от [скверны] побиваемого камнями дьявола») , басмалла: «БисмиЛляях ир-Рахмаан ир-Рахиим» («Именем Аллаха [начинаю дело]») и «Фатиха». Затем любая другая сура либо идущие подряд коранические аяты (не менее трёх). Примером дополнительного коранического текста, который можно причитать в первом ракаате, является сура «Каусар»:

«Иннаа агътайнаа кяль-кяусар. Фас̣алли ли-раббикя уа-анх̣ар. Иннаа шаа ниякя хуваль-абэтар» (108:1-3)

Перевод смысла (по Э.Кулиеву): «Мы даровали тебе Изобилие (реку в Раю, которая называется аль-Каусар). Посему совершай намаз ради своего Господа и закалывай жертву. Воистину, твой ненавистник сам окажется бездетным».

Вертикальное положение молящегося при чтении «Фатихи» и иных частей коранического текста называется «кыям» (стояние).

Поясной поклон - руку’

Далее верующий делает поясной поклон (руку’ или рукугъ), опирается ладонями со слегка расставленными пальцами на коленные чашки, как это показано на фото, стараясь держать спину прямо параллельно полу, и трижды произносит про себя слова: «СубханаРаббиаль-Газыйм» («Пречист мой Великий Господь»). Потом следует выйти из состояния руку’ в вертикальное положение со словами: «СамигАллаху ли-ман хамидя» («Аллах слышит того, кто произносит прославления»). Затем молящийся произносит про себя формулу: «Раббана лакаль-хамдэ» («О наш Господь, Тебе похвала»). При выходе из поясного поклона руки человека опущены вдоль туловища.

Отметим, что в шафиитском и ханбалитском мазхабах перед началом поясного поклона человеку надлежит поднимать руки, как в случае такбира тахрим у ханафитов и маликитов. В то же время для последних это движение внутри намазов с чётным числом ракаатов нехарактерно.

Земной поклон - суджуд

Следующим элементом намаза является суджуд (или саджда) - земной поклон со словами табира тахрим. По тому, как совершать это действие, мнения в разных мазхабах разошлись. Большинство мусульманских учёных разных школ, опираясь на сунну Милости миров Мухаммада (с.г.в.), заявили, что вначале на пол опускаются колени, далее - кисти рук и, наконец, голова, которая располагается между кистями. В шафиитском же мазхабе руки ставятся на уровне плеч. Кончики пальцев необходимо держать неоторванными от пола и направить их в сторону Кыйблы. Глаза в суджуде не нужно закрывать.

Саджда символизирует покорность правоверного воле Всевышнего. По сути, это главный элемент намаза - человек опускает свою важнейшую и самую высокую часть тела (голову) в самый низ (пол/землю). Необходимо, чтобы с поверхностью соприкасались и лоб, и кончик носа, а пальцы ступней не отрывались от пола. В этом положении трижды произносятся слова «СубханаРаббиаль-Агъля» («Пречист Мой Господь, Который превыше всего») . Молящийся выходит из суджуда с такбиром «Аллаху Акбар». При этом сначала он приподнимает голову, далее - руки и присаживается на левую ногу. В сидячем положении руки располагаются на бёдрах так, чтобы пальцы дотрагивались до колен. В таком положении верующий пребывает несколько секунд, после чего снова делает земной поклон по описанному здесь алгоритму.

Выход из саджды в нечётных ракаатах осуществляется так, что сначала молящийся отрывает от пола лицо, потом кисти рук. Человек возвращается в вертикальное положение (со словами «Аллаху Акбар»), аналогичное кыяму первого ракаата. Таким образом, начинается второй ракаат намаза.

Ракаат №2

В кыяме вновь сначала читается сура «Фатиха», после которой следует любая иная сура или не менее трёх идущих друг за другом аятов. Однако это должны быть отличные от использованных в первом ракаате отрывков из Для примера возьмём суру «Ихлас»:

«Куль ху Аллаху ах̮адэ. Аллааху с̣амадэ. Лям ялидэ уа лям юлядэ. Уа лям я куль ляху куфуан ах̣адэ» (112:1-4)

Перевод смысла: «Скажи: "Он - Аллах Единый, Аллах Самодостаточный. Он не родил и не был рожден, и нет никого, равного Ему"»

Ташаххуд

Во втором ракаате мусульманин делает поясной и земной поклоны, аналогичные тем, что совершались в первом ракаате. Единственное отличие - после суджуда молящийся остаётся в сидячем положении - кууд (при этом правая ступня располагается перпендикулярно полу, а её пальцы должны быть направлены в сторону Кыйблы, левая же ступня лежит свободно, прижимаясь верхней частью к полу под весом молящегося) и проговаривает про себя дуа-ташаххуд:

«Ат-тахияту лиЛляхи уас-салауату уат-тайибат. Ас-саляму галяйкя, айухан-набийу, уа рахматуЛлахи уа баракятух. Ас-саляму аляйна уа аля гыйбадиЛляхис-салихин. Ашхяду алляя-иляяха илляЛлаху уа ашхаду ан-на Мухаммадан габудуху уа расулюх»

Перевод: «Приветствия Аллаху, молитвы и превосходные выражения, мир тебе, о Пророк, и милость Аллаха и благословения Его, мир нам и праведным рабам Аллаха. Свидетельствую, что нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад - Его раб и Его посланник».

Желательным действием (мустахаб) при сидении и чтении ташаххуда считается приподнимание указательного пальца правой руки в момент произнесения про себя фрагмента шахады о вере во Всевышнего («Ашхяду алляя-иляяха илляЛлаху») . На следующей фразе («уа ашхаду ан-на Мухаммадан габудуху уа расулюх») необходимо опустить палец и вернуть кисть в исходное состояние.

Салават

Вслед за ташаххудом, если намаз состоит из двух ракаатов (например, суннат и фард в утренней молитве, суннат - в полуденной, вечерней и ночной молитвах), читается салават. Это фактически мольба за Заключительного Божьего посланника (с.г.в.), состоящая из двух похожих друг на друга частей:

«Аллахумма салли ‘аля Мухаммадин уа ‘аля али Мухаммад. Кямаа саляйта ‘аля Ибрахиима уа ‘аля али Ибрахиима, ин-накя Хамийидун Маджиид. Аллахумма барик ‘аля Мухаммадин уа ‘аля али Мухаммад. Кямаа баракта ‘аля Ибрахиима уа ‘аля али Ибрахиима, ин-накя Хамийидун Маджид»

Перевод: «О Аллах, благослови (упомяни с похвалой среди ангелов) Мухаммада и семейство Мухаммада, как благословил Ты Ибрахима и семейство Ибрахима. Воистину, Ты - Достойный похвалы. Славный! О Аллах, пошли благословения (продолжай возвышать) Мухаммаду и семейству Мухаммада, как это Ты делал в отношении Ибрахима и семейства Ибрахима. Воистину, Ты - Достойный похвалы, Славный!»

По окончании салавата читается аят из суры «Бакара»:

«Раббаня аттина фид-дунья хасанатан уа фил ахирати хасанатан, уа кыйна газабаннар» (2:201)

Перевод смысла: «Господь наш! Одари нас добром в этом мире и добром в Последней жизни и защити нас от мучений в Огне».

Салям

Вслед за этим молящийся, поочередно поворачивая лицо вправо-влево и устремляя взор на свои плечи, произносит салям:

«Ас-Саляму галяйкум уа рахматуллах»

Перевод: «Мир вам и милость Аллаха».

Существует множество мнений относительно того, кому именно адресовано приветствие. Если суммировать разные точки зрения, то это действие символизирует приветствие, которое верующий произносит в адрес других молящихся, ангелов, записывающих деяния человека, и джиннов-мусульман.

На этом моменте заканчивается намаз, состоящий из двух ракаатов. После саляма молящийся трижды произносит слово «Астагфирулла» («Прости меня, Господи») и завершает молитву дуа:

«Аллахумма антяс-саляму уа минкяс-саляям, табарактя я-заль-джаляяли уаль-икрам»

Перевод: «О Аллах, Ты - мир, и только от Тебя исходит мир. Дай нам благословение».

Молящийся произносит эти слова, подняв руки на уровне груди. После этого он опускает руки, проводя ими по лицу.

Чтение намаза наглядно продемонстрировано на видео.

Важные особенности

Части намаза, являющиеся суннатом, совершаются таким образом, что верующий говорит все слова про себя. В фардовой части всё обстоит немного по-другому. Такбир тахрим, остальные такбиры при совершении руку и саджда, салям произносятся вслух. При этом в фардах утренней, вечерней и ночной молитв в первой паре ракаатов «Аль-Фатиха» и дополнительная сура (либо аяты) также читаются молящимся громко.

Намаз, состоящий из 4 ракаатов, совершается практически так же. Отличие лишь в том, что во 2-м ракаате после ташаххуда молящийся должен встать на 3-й ракаата, исполнить его, как первый, а 4-й - как второй с салаватом, салямом и завершающим дуа. Здесь необходимо отметить, что в четырёхракаатных фард-намазах во время стояния (кыям) в 3-м и 4-м ракаатах после «Фатихи» ни одна короткая сура не читается. Вместо неё верующий сразу уходит в поясной поклон.

Подобный порядок совершения намаза характерен для всех суннитских мазхабов.

Количество ракаатов, названия и время всех пяти намазов

Утренняя молитва (фаджр) - два ракаата суннат и два фарда.

Время: от рассвета до начала восхода солнца. В хадисе Заключительного Божьего посланника (с.г.в.) указывается, что «если человек успевает совершить первый ракаат утреннего намаза (имеется в виду её фардовой части) до восхода солнца, то его намаз засчитывается» (Бухари). Если же верующий опоздает, то этот намаз нужно перечитать спустя полчаса после того, как взойдёт солнце.

Полуденный намаз (зухр, ойля) - четыре ракаата суннат, четыре фарда и два суннат.

Время: с момента, когда небесное светило перестаёт быть в зените (заваль), и до того, когда тень предмета будет больше него самого. В богословской среде по вопросу о выходе времени полуденного намаза есть разногласия. Имам Агзам Абу Ханифа считал, что этот момент наступает тогда, когда тень предмета превышает его длину вдвое. Однако другие алимы-ханафиты, как и представители остальных трёх мазхабов, настаивали на позиции, что время молитвы зухр истекает как только тень становится больше предмета.

Предвечерний намаз (аср, икенде) - четыре ракаата фарда.

Время: с момента, когда тень предмета будет больше него самого, и до солнечного заката. Есть специальная формула расчёта времени предвечернего намаза, благодаря которой можно определить приблизительно, когда следует приступать к молитве. Для этого необходимо точно знать, когда небесное светило выходит из зенита, и в какое время наступает закат. Данный промежуток делят на 7 частей, из которых 4 отводится на время молитвы зухр, а 3 - на аср-намаз.

Вечерний намаз (магриб, ахшам) - три ракаата фарда и два суннат.

Время: после захода солнца и до того как исчезнет вечерняя заря.

Молитва, которая состоит из трёх ракаатов, совершается таким образом, что после ташаххуда второго ракаата верующий поднимается на третий. В его рамках он про себя произносит суру «Фатиха» и уходит в поясной поклон. Далее следует выход из этого положения, земной поклон и сидение (кууд), в рамках которого верующий читает ташаххуд, салават, аят из суры «Бакара», произносит приветствие (салям) и завершает намаз.

Ночной намаз (иша, ясту) - 4 ракаата фарда и два суннат.

Время: от исчезновения вечерней зари до начала утреннего рассвета.

Время, когда запрещается читать намаз

В одном из своих хадисов Милость миров Мухаммад (с.г.в.) запретил читать молитву (салят):

1) когда восходит солнце вплоть до того, как оно не поднимется, т.е. примерно 30 минут после восхода;

2) когда небесное светило оказывается в зените;

3) когда происходит солнечный закат.

(Хадис с подобным смыслом приводится у Бухари, Муслима, ан-Насаи, Ибн Маджи).

Отметим, что суннат-части пяти обязательных намазов, которые упомянуты выше, относятся к сунне-муаккада. Это те добровольные действия, которые Пророк Мухаммад (с.г.в.) никогда не пропускал. Однако есть такой подвид сунны, которую Заключительный посланник Всевышнего (с.г.в.) иногда мог пропустить. В фикхе такие действия называются «сунна гайр муаккада». Перечислим случаи, когда встречается эта сунна применительно к намазу:

1. Четыре ракаата перед , то есть перед фардовой частью намаза.

2. Два ракаата после полуденной (зухр) молитвы, то есть после двух ракаатов сунны-муаккада этого намаза.

3. Два ракаата после ночного намаза (иша), то есть после двух ракаатов сунны-муаккада этой молитвы.

4. Два ракаата после пятничной молитвы, то есть после последних четырёх ракаатов сунны-муаккада джума-намаза.

Пусть Ваш намаз будет принят Аллахом!

Дорогие братья и сёстры, ответьте мне, пожалуйста, на один вопрос: «Вы встали сегодня на утренний намаз и успели совершить его до восхода?»
К сожалению, не все могут утвердительно ответить на этот вопрос. И, как ни печально, на утренний намаз в мечетях тоже собирается мало людей. В связи с этим даже у арабов появилось метафорическое выражение: «Утренний намаз жалуется на недостаток молящихся». А ведь это благодатный и знаменательный намаз! Аллах поклялся временем этого намаза и сказал в Коране:

وَالْفَجْرِ وَلَيَالٍ عَشْرٍ
سورة الفجر:1-2

Смысловой перевод: «Клянусь временем утреннего намаза и первыми десятью днями месяца зуль хиджа ». Аллах поклялся временем утреннего намаза, потому что в это время сердце особенно смиренно перед Аллахом. Также Аллах поклялся этими днями, потому что это дни, в которых совершается хадж.

Дорогой брат, знаешь ли ты, какое вознаграждение теряешь, не просыпаясь на утренний намаз? Сколько благих дел ты бы мог совершить, но не совершил, так как забыл или отложил утренний намаз? Сколько блага ты потерял в тот день, когда просто поленился встать на утренний намаз?

Утренний намаз равен оживлению всей ночи!

Проснёшься ото сна, ответишь на азан, совершишь намаз с верующими – получишь воздаяние оживления целой ночи!

«من صلى العشاء في جماعة فكأنما قام نصف الليل ومن صلىالصبح في جماعة فكأنما قام الليل كله» [أخرجه مسلم ].

Перевод: совершивший ночной намаз коллективно подобен тому, кто оживил пол ночи! А совершивший утренний намаз коллективно подобен оживившему всю ночь! Хадис передал имам Муслим, да смилуется над ним Аллах.

Аллах защитит совершившего утренний намаз!

От Абу Зарра, да будет доволен им Аллах, передаётся, что Пророк (мир ему и благословение) сказал:

من صلى الصبح فهو في ذمة الله (رواه مسلم)

«Совершивший утренний намаз находится под защитой Аллаха! (Хадис передал Имам Муслим, да смилуется над ним Аллах»).

Будь человеком утреннего намаза, любящим этот намаз! Но это не значит, что не надо любить другие намазы.

Любящий утренний намаз испытывают уважительный страх перед Аллахом, когда они слышат слова:

"الله اكبر. الصلاة خير من النوم "

«Аллах велик! Намаз лучше, чем сон! ».

Каким бы сладким ни был сон, они оставляют постель, какой бы мягкой она ни была, отвечая на призыв к молитве.

Один из них выйдет из дома своего к дому из домов Аллаха со словами на устах:

اللهم اجعل في قلبي نورا, و في لساني نورا, و اجعل في سمعي نورا, و اجعل في بصري نورا, و اجعل من خلفي نورا, و من إمامي نورا, و اجعل من فوقي نورا» [رواه البخاري ].

Смысл: «О Аллах озари нуром (светом веры) моё сердце, одари этим светом мою речь и мой слух, пусть осветится мой взгляд светом веры, пусть осветит меня свет сзади и спереди и сверху!

Хадис передал Имам Аль Бухари, да смилуется над ним Аллах. Как ты думаешь, какое вознаграждение будет тому, кто вышел в это время на намаз ради Аллаха, ведь он выходит не ради получения мирского, не ради заработка денег, разве он не ближе к счастливому концу, ведь свет веры неотделим от него ни на мгновение.

Коллективно совершённый утренний намаз обернётся нуром в Судный день!

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал:

بشر المشائين في الظلم إلى المساجد بالنور التام يوم القيامة (رواه أبي داود)

Перевод: «Кожа идущих во мраке на намаз будет светить полноценным нуром в День великого суда! (Хадис передал Абу Давуд, да смилуется над ним Аллах).

Рай получат те, кто совершают утренний намаз коллективно!

Пророк (мир ему и благословение) сказал:

«من صلى البردين دخل الجنة» [رواه البخاري ومسلم]، والبردين هما الفجر والعصر .

Перевод: «Тот, кто будет совершать намазы аль бардайни, войдёт в Рай! Намазы аль бардайни – это утренний и вечерний намазы . (Хадис передали имам Аль Бухари и имам Муслим, да смилуется над ними Аллах).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) также сказал:

لن يلج النار أحد صلى قبل طلوع الشمس وقبل غروبها (رواه مسلم)

Перевод: «Не войдёт в ад ни один совершивший намаз до восхода солнца и до его заката ». (Хадис передал имам Муслим).

Сон во время утреннего намаза лишает удела!

Пророк (мир ему и благословение) сказал:

ركعتا الفجر خير من الدنيا وما فيها (رواه مسلم)

Перевод: «Два ракаата утреннего намаза лучше, чем весь мир и то, что в нём! »

Пророк (мир ему и благословение) сказал:

«يتعاقبون فيكم ملائكة بالليل، وملائكة بالنهار، ويجتمعون في صلاة الفجر وصلاة العصر، ثم يعرج الذين باتوا فيكم، فيسألهم ربهم وهو أعلم بهم: "كيف تركتم عبادي؟"، فيقولون: "تركناهم وهم يصلون وأتيناهم وهم يصلون"» [رواه مسلم ].

Перевод: «Ангелы, уполномоченные над вашими деяниями, поочередно сменяют друг друга, одни следят ночью, а другие днём. Они встречаются во время утреннего намаза и во время послеобеденной молитвы, затем поднимаются, те которые следили ночью. Аллах спрашивает их: «Как вы оставили моих рабов?» И ангелы отвечают: «Мы их оставили совершающими намаз, и когда мы пришли, то также обнаружили их молящимися!»

О раб Аллаха! Тот, кто следит за утренним намазом (и за другими тоже), позже поднимет твоё имя к Аллаху! Разве тебе не достаточно этого в качестве воздаяния?!

Удел и благодать будет тому, кто совершает утренний намаз коллективно!

Пророк (мир ему и благословение) сказал:

اللهم بارك لأمتي في بكورها (رواه أبو داود)

Перевод: «О Аллах, всели благодать для моей уммы в её ранних начинаниях!»

Чтобы совершать намаз для мусульманки должно быть достаточно того, что наш Создатель сделал обязательным пятикратную ежедневную молитву. Но человек может найти для себя сто отговорок, придумать тысячу дел, которыми можно себя занять в течение дня. В результате ценность намаза теряется, а человек остается в убытке. Чуть ниже мы приведем 10 причин, по которым не стоит пропускать намаз и, каждый сможет определить и подчеркнуть для себя зачем читать намаз и дать отпор своему нафсу (внутреннему эго) и проклятому шайтану, сохраняя стойкость в вере, и укрепляя свою религию, если будет на то воля Всевышнего.

Зачем мы созданы

Есть в Коране аят, смысл которого следующий: «Аллаh создал джиннов и людей только для того, чтобы повелеть им поклоняться Ему». Значит, мы пришли в этот мир для того, чтобы поклоняться Создателю, то есть совершать пятикратные намазы, предписанные нашей религией. Человек рождается не для того, чтобы копить богатства, достичь успехов в карьере, построить себе дом и даже не для того, чтобы обрести семью и вырастить детей. Главная цель жизни человека в этом мире – это поклонение (‘ибадат) Всевышнему Творцу. А главное поклонение – это намаз. Главное оно потому, что намаз обязал Всевышний и тот, кто не совершает его – получает большой грех и достоин наказания в Судный День. Мы можем совершать поклонение Всевышнему Аллаhу и другими делами, с покорностью придерживаясь дозволенного, и избегая запретного, например:

  • совершая благие дела, помогая другим людям
  • проявляя уважение и любовь к родителям
  • показывая хорошую нравственность своим друзьям, соседям, родным и близким

Мы выполняем то, что одобрил Аллаh, тем самым тоже совершаем поклонение.

  • мусульмане читают Кур’ан
  • обращаются с мольбами к Создателю
  • поминают Всевышнего, где бы они ни были
  • обучаются исламу
  • улучшают свою нравственность

— всё это тоже поклонение. Но все, перечисленное выше, не будет иметь никакой ценности, вознаграждения могут просто исчезнуть, стать бессмысленными, если мусульманка не уделяет времени обязательному поклонению. Оставляя свой долг перед Всевышним, совершая лишь благие дела, вы становитесь похожими на дикие плодовые деревья, которые цветут весной, наполняя ароматом воздух, но, закончив цветение, не дают плодов. Очевидно, что намаз для женщин так же важен, как и для мужчин.

Лучшее из дел – вовремя совершенный намаз

Эти слова пророка Мухаммада, мир ему, четко устанавливают приоритет чтения намаза над другими делами. Всевышний даровал нам очень много благ, и мы пользуемся ими, часто не задумываясь над тем, кому мы должны быть благодарны за все, что у нас есть. Иногда мы готовим еду, совершаем покупки, идем на работу, учим детей, заботимся о наших близких и забываем при этом, что и еда, и работа, и деньги, и дети и наши друзья и близкие – все эти дары не появились сами собой, они дарованы Всевышним. Подумайте, что для нас становится первостепенным при таком раскладе? Что для нас является наиболее важным? Чтение намаза, которое обязал для нас Тот, Кто дал нам все, что мы имеем. Или же повседневные дела, которые никогда не заканчиваются, наоборот, затягивают нас, заставляя забыть о том, для чего мы пришли в этот мир.

Научиться читать намаз – очень просто

Лучше всего научиться читать намаз с учителем, ведь книга не ответит на ваши вопросы и не исправит ваши ошибки. Но если такой возможности пока нет, можно отложить проверку знаний, и начать изучение правил намаза для женщин самостоятельно, с помощью книги. Но не стоит забывать о том, что эти знания обязательно нужно будет проверить с учителем, дабы избежать ошибок при совершении такого важного обязательного столпа ислама – как намаз. Рукны и условия каждого из пяти молитв не отличаются друг от друга, поэтому стоит вам научиться читать один намаз, например, утренний, вы с легкостью научитесь совершать остальные намазы.

Что же значит для нас намаз, и зачем мы должны его читать?

Здесь мы приведем обещанные 10 причин по пунктам, которые помогут осознать важность чтения намаза , а также послужат заводным механизмом для постоянного чтения намаза, без пропусков, если будет на то Воля Всевышнего Аллаhа.

  1. Опора религии ислам – это намаз

Вы когда-нибудь видели дерево, которое выросло в высоту нескольких метров, с обильной листвой и прекрасными ветвями, но без корней? Или может вы видели, как строители строят дом, пусть даже самый небольшой, но без фундамента? Конечно же, такого не бывает! И для того, чтобы дерево было ветвистым и здоровым, — ему необходимы крепкие корни, равно как для здания, чем выше оно и больше, тем прочнее должен быть его фундамент. И, подобно дереву без корней, или зданию без фундамента, ислам не может быть совершенным и укрепиться в сердце мусульманки, пока она не начнет совершать пятикратную молитву. Ведь первое, о чем будет спрошено в Судный День после веры, — это намаз. Мусульманина без молитвы можно сравнить с шестом, стоящим на песке, готовым в любую минуту наклониться или вообще упасть из-за рыхлого песка. А если мусульманин выполняет свою обязанность перед Всевышним вовремя, он вверяет себя и свои дела Аллаhу, и какие бы трудности и проблемы не встречались в его делах, сердце человека спокойно, ведь он выполнил намаз.

  1. Намаз — это неразрывная связь верующего со своим Создателем

Нет ничего более приятного и необходимого для нашего сердца, чем выражение любви и благодарности Творцу, посредством совершения пятикратных молитв. Человек – обладатель души, которая имеет начало, так как создана, но не имеет конца, так как будет вечно существовать и после смерти. Так вот каждый раз, при чтении намаза, человек успокаивает свою душу, воспитывает ее и подпитывает, готовя к жизни в вечном мире, ведь все ежедневные намазы человек заберет с собой в мир иной. Еще, намаз помогает человеку никогда не забывать о своем Создателе. Как бы глубоко мусульманин не погружался в дела этого мира, встав на намаз, — он вспомнит, для чего был создан. Человек ближе всего к Аллаhу в состоянии саджда (земного поклона). Об этом сказал Пророк Мухаммад, мир ему, и для нас в этих словах есть большая мудрость. Всевышний приближает к Себе только тех, кого любит, а тех, кого любит Аллаh — тем дает свою Милость, Довольство, Прощение, Благословение и счастье в обоих мирах. Давайте будем одними из тех счастливых людей, которые обрадуются совершенным молитвам в Судный День, чьи души обретут Рай и спасутся посредством совершенных обязательных поклонений.

  1. Молитва, как очищение от грехов

— «Осталась бы на вашем теле грязь, если бы возле вашего дома протекала чистая река, и вы купались бы в ней 5 раз в день?» — с таким вопросом Пророк Мухаммад, мир ему, обратился к своим сподвижникам, ученикам. Они ответили: — «Поистине, о, Посланник Аллаhа! Не останется на нашем теле ни капли грязи». Тогда Пророк, мир ему, сказал: — «Подобно этому, читая 5 раз в день намаз, вы очищаете себя от грехов». Значит, каждый день, читая намаз, мы очищаемся от грехов, плохих мыслей и всего остального, что неподвластно нашему знанию.

  1. Намаз объединяет всех мусульман

У каждой религии есть свои особенности, — то, что отличает ее последователей от других. Мусульманам дан намаз – это их гордость и путь к спасению, если только они не будут обделять самих себя, пропуская молитвы. Ислам – это мир, мир мусульман, и в разных точках земного шара мусульмане берут омовение и встают на молитву, направляясь лицом в сторону первой мечети на Земле, в Мекке, а сердцем обращаются к Творцу. Каждый мусульманин, богатый он или бедный, больной или здоровый, сильный или слабый, любого цвета кожи, любой нации, языка и положения равен перед другим. Мусульмане – братья и сестры по вере, и их большая семья укрепляется, посредством молитвы, ниспосланной как милость и дар от Создателя миров.

  1. Молитва наполняет душу спокойствием и умиротворением

Современный мир как локомотив, который всегда едет вперед, практически не останавливаясь, и превращает всех своих пассажиров в белок, которые тоже движутся вперед, но только внутри собственного колеса. Порой люди не могут или не знают, как остановиться, чтобы выйти на нужной станции. Они не видят тех, кто рядом с ними, нехватка времени отражается на их семье, детях, душевном и физическом здоровье, не говоря уже о сердце, которое перестает быть искренним и быть в согласии с самим собой. Представим, что пришло время намаза, из мечети слышится азан (призыв к молитве) и все мусульмане спешат к молитве, спешат к спасению в этом мире и в мире вечном. Время останавливается, работа прекращается, мысли, дела, заботы и переживания – уходят на второй план. Мусульмане встали в ряд, чтобы прочитать намаз, что происходит в их сердцах? Утомленное заботами, сердце останавливается, и мысли приходят в порядок. Можно сказать, что мусульманин становится свободным, лишние чувства и мысли Аллаh убрал из сердца своего раба, укрепил его и придал ему сил. В наше время много разных способов расслабиться и собраться с мыслями, — это и медитации и йога, и другие, придуманные людьми, способы воздействия на душу человека. Но ничего из этого не сравнится с намазом, нет ничего лучше поклонения, потому что оно не придумано людьми, а даровано Всевышним, а ведь только Он знает лучше нас самих и то, что лучше для нас.

  1. Наказание за пропущенный намаз
  • Наказание на этом свете

Душа человека не будет спокойной, пока не будет насыщаться молитвой. Без намаза мусульманка не будет чувствовать себя до конца свободной и полноценной личностью. Также, благословение, идущее через намаз, закроется, и человек может не ощущать успехов в делах из-за постоянного получения грехов за пропущенные намазы. Благие дела будут аннулироваться, так как грехи будут вымещать хорошие дела, оставляя сундук благодеяний пустым. А человек без благодеяний подобен путнику, вышедшему в море без корабля.

  • Наказание в могиле

Совершение намаза – первое, о чем будет спрошен человек после вопросов веры, и есть много хадисов (изречений Пророка Мухаммада, мир ему), рассказывающих о наказаниях в могиле для тех, кто пренебрегал обязательной молитвой. Одним из таких наказаний будет сжимание могилы грешника до такой степени, что ребра человека будут входить друг в друга, да убережет нас всех Аллаh от такого наказания;

  • Наказание в Судный День

Сказал Пророк Мухаммад, мир ему, что за каждый пропущенный намаз человек получит наказание в 70лет огня. И только Аллаh знает, какие сильные наказания будут у тех, кто пренебрег своим долгом перед Всевышним, пропуская намаз и оставляя себя в убытке.

  1. Намаз дисциплинирует человека

Пятикратная молитва имеет связь с душой и сердцем, но, несмотря на это, есть условия внутри намаза и условия внешние, которые необходимо выполнить до того, ка мусульманин начал читать намаз. Читающий намаз должен быть чистым во всем:

  • в теле (омовение)
  • в одежде
  • в месте поклонения
  • и в намерении

– и это дисциплинирует человека, делает его аккуратным и внимательным к деталям, четким и последовательным во всех отношениях, чтобы намаз его был принят Всевышним. Если мусульманин со всей серьезностью и ответственностью будет относиться к своему намазу, то и в других вещах он преуспеет, так как привычка совершать всё наилучшим образом, поможет ему быть успешным во всех делах.

  1. Совершение намаза способствует укреплению здоровья человека
  • благодаря движениям, составляющим намаз, обновляется система кровообращения, организм насыщается кислородом
  • все процессы в организме нормализуются, сердце отдыхает и с новыми силами обеспечивает человека зарядом бодрости
  • коленопреклонения и земные поклоны способствуют активному притоку крови к голове, питая клетки мозга, это благотворно влияет на мышление и память мусульманина, читающего намаз
  • движения во время намаза схожи с движениями самомассажа, которому обучают профессиональных массажистов
  • ежедневные молитвы способны, с помощью Всевышнего, предупредить возрастные болезни, связанные с болью в суставах и мышцах
  1. Намаз уберегает человека от грехов и бед

Благодаря особому состоянию спокойствия и сосредоточенности во время намаза, человек сохраняет разум свободным от предрассудков и лишних раздумий, что позволяет мусульманке взвешенно и правильно принимать решение в сложных ситуациях. Это уберегает человека от необдуманных и торопливых решений, о которых он может пожалеть в будущем. В то же самое время мусульманка, выполняя намаз полноценно, может получить ризык (пропитание) там, где она этого не ожидает, об этом упомянул Пророк Мухаммад, мир ему, призывая людей совершать намаз наилучшим образом. Что касается сохранения от грехов, то можно привести историю о двух мусульманах – грешниках, о которых спросили у Пророка, мир ему: — «Кто из двух лучше? — человек, который совершает благие дела, но пропускает намаз или человек, который совершает намаз, но занимается воровством?». Пророк Мухаммад, мир ему, ответил: — «Мусульманин, совершающий намаз — лучше, потому что посредством намаза Аллаh улучшит его нрав и очистит от всех грехов и в скором времени, этот грешник оставит свой грех и покается. Также доказательством сохранения от грехов является аят из Кур’ана, его смысл: «Поистине, намаз остерегает человека от мерзких и греховных поступков» (Сура Аль -‘Анкабут, аят 45).

  1. Один час на намаз

В сутках 24 часа — все это время в нашем распоряжении. Вопрос только в том, как мы потратим это время, — с пользой, или во вред себе. Каждый обязательный намаз занимает не больше 10-15 минут, а вместе они занимают около часа времени. Если считать всего лишь 1 час, отведенный на намаз, то оставшихся 23 часа более чем достаточно для совершения других дел.

Чтобы совершить намаз вовремя можно дать несколько советов, возможно, они будут полезными для тех, то хочет получить вознаграждение от Создателя, очистить себя от грехов и не быть беспечным:

  • планирование

Всем известно, что заранее запланированный день приносит пользу человеку, он сможет сделать все свои дела и более вероятно с успехом и пользой проведет свой день. Начиная составлять план на день, нужно сразу определить, во сколько и где вы прочитаете каждый из пяти намазов, и только потом заполнять оставшееся время другими важными делами.

  • чтение намаза в начале входа времени

Если не откладывать чтение намаза на потом, а стараться читать, как только наступает его время, то это будет способствовать облегчению, а не отягощению выполнения одного из столпов ислама. Что более важно – за чтение молитвы в это время человек получает большое вознаграждение, нежели в конце времени, предназначенного на молитву.

  • организация места и удобства для чтения намаза

С одной стороны, чтение намаза не предусматривает за собой никаких сложностей и не диктует никаких жестких условий для совершения. Но если поразмыслить и постараться сделать чтение намаза более удобным и приятным для себя, то совершение молитвы будет более охотным и привычным делом и, в скором времени, принесет свои плоды (регулярность в совершении молитв).

Как сделать удобным совершение намаза?

  • Можно воспользоваться кожаными носками (читек) при совершении омовения, то есть разрешается сделать протирание (масих) на кожаные носки вместо мытья ног, если заранее надеть кожаные носки в состоянии омовения
  • Можно одеть удобную одежду для взятия омовения или для чтения намаза, чтобы не думать о комфорте во время совершения молитвы
  • Можно определить место для чтения намаза там, где вас меньше всего будут отвлекать, где вы сможете сосредоточиться и прочитать намаз должным образом.
  • Если есть необходимость, желание и возможность, будет не лишним найти подругу-мусульманку, с которой вместе будет легче организоваться и читать намазы вместе, вовремя.
  • Чтобы быть стойким во время совершения намаза и не потерять контроль над мыслями нужно читать намаз тихим чтением так, чтобы вы слышали самих себя. Конечно, это касается тех намазов, которые вы читаете одни, без коллектива и без имама (возглавляющего коллективный намаз).

Надеемся, вы получили ответ на вопрос — зачем читать намаз? — и приняли решение, которое принесет пользу и будет наилучшим для вас! Пусть обязательные молитвы, совершаемые вами, будут искренними, ради довольства Всевышнего. Пусть наполнится ваше сердце смирением и благодарностью перед Создателем. И пусть намаз для вас станет необходимостью, а не трудностью, как глоток свежего воздуха или чистой воды, придаст вам сил и бодрости для совершения большего количества благих дел с помощью Всевышнего Аллаhа!

Вконтакте


Ибн Салман (р.а.) рассказывает, что один из сахабов Посланника Аллаhа (с.т.а.в.) рассказывал: "Когда мы победили в Хайбаре, мы начали покупать и продавать между собой трофеи, выпавшие на нашу долю. Один из нас пошёл к Посланнику Аллаhа (с.т.а.в.) и сказал: "О Расулюллаh (с.т.а.в.), никто не заработал сегодня столько прибыли, сколько я в сегодняшней торговле". "Сколько ты заработал?" - спросил Расулюллаh (с.т.а.в.). Он ответил: "Я покупал и продавал до тех пор, пока не заработал прибыль в 300 окия серебра". Посланник Аллаhа (с.т.а.в.) сказал: "Сообщить ли тебе кое-что лучшее, чем это?" Он воскликнул: "Что это, О Расулюллаh (с.т.а.в.)?" Расулюллаh (с.т.а.в.) ответил: "Два рака"ата нафль после фарз намаза".

Триста окия серебра - это около тридцати шести с половиной килограмм. Преходящий заработок этого мира не идёт ни в какое сравнение с вечным заработком ахирата. Наша жизнь будет приятной и достойной того, чтобы её прожить, если мы разовьем наш Иман (Веру) до такой степени, когда два рака"ата намаза в наших глазах будут более ценными, чем все богатства этого мира. Намаз - это действительно огромное сокровище, и поэтому Пророк (с.т.а.в.) называл его прохладой своих очей и среди того, что он завещал перед смертью, было указание соблюдать намаз. (Канзуль "Уммаль).

Умми Салама (р.а.) рассказывает, что последние слова Посланника Аллаhа (с.т.а.в.), которые он с трудом смог произнести, были о внимании к намазу и доброте к рабам. Также существует хадис, рассказанный Али (р.а.), о том, что последние слова Расулюллаhа (с.т.а.в.) были о соблюдении намаза и страхе перед Аллаhом (с.т.) в отношении рабов. (Джами"а сагъир).

Однажды Расулюллаh (с.т.а.в.) отправил на джихад джама"ат в сторону Наджда. Они вернулись очень быстро с победой и приличными трофеями. Когда Расулюллаh (с.т.а.в.) увидел, что люди завидуют им и изумляются их быстрому и доходному возвращению, он сказал им: "Сообщить вам о группе людей, которые зарабатывают больше и в более короткое время? Это те, которые совершают свой утренний намаз с джама"атом и сидят после намаза до некоторого времени после выхода солнца, и затем совершают два рака"ата намаза."

Согласно Шакьикьу аль Балхи (рахьматуллаhи "алейhи), очень знаменитому шейху, можно приобрести пять вещей пятью путями: увеличение пропитания - через двенадцать рака"атов нафль намаза ду"а в последние часы первой половины дня до полудня, т.е. дзуха намаз, свет в могиле через тахаджуд, очень удовлетворительные ответы Мункару и Накиру через чтение Корана, легкое пересечение моста над джаhаннамом через уразу и милостыню, место в тени Трона Аллаhа в день Кьиямата через уединение (то есть Зикр).

Существует столько высказываний Пророка (с.т.а.в.), велящих читать намаз и объясняющих его ценности, что очень трудно охватить всех их в этой статье. Некоторые из них, тем не менее, приведены ниже для благословения.

1. Намаз является первым и основным обязательством, приказанным Аллаhом Та"аля, и он будет первым и основным делом, о котором будет спрошено в Судный День.

2. Бойтесь Аллаhа (с.т.) в отношении намаза! Бойтесь Аллаhа (с.т.) в отношении намаза! Бойтесь Аллаhа (с.т.) в отношении намаза!

3. Намаз - это преграда между человеком и многобожием.

4. Намаз - это знак Ислама. Человек, который читает свои намазы вовремя, освободив свое сердце, выполняя все его требования, включая желательное, - истинно верующий.

5. Из всего приказанного Аллаhом (с.т.), Иман и намаз - самые ценные. Если бы было какое-нибудь другое дело лучше, чем намаз, тогда Аллаh Та"аля не приказал бы его Своим ангелам, некоторые из которых находятся день и ночь в рукhу, а другие в сажда.

6. Намаз - это столп Ислама.

7. Намаз унижает шайтана.

8. Намаз - это свет для муъмина.

9. Намаз - это лучший джихад.

10. Аллаh Та"аля оказывает свою Милость человеку, когда он начинает намаз. И это продолжается до тех пор, пока тот не закончит его.

11. Когда посылается с неба какое-нибудь бедствие, то от людей часто посещающих мечеть, оно отходит.

12. Если человек по какой-либо причине попадёт в джаханнам (Ад), огонь не будет жечь те части его тела, которые касались земли, когда он находился в сажда.

13. Огню запрещено касаться тех частей тела, которые касались земли во время сажда.

14. Из всех поступков Аллаh (с.т.) любит больше всего совершённый вовремя намаз.

15. Аллаhу (с.т.) больше всего нравится положение человека, когда он находится в сажда, прижимая свой лоб к земле в смирении.

16. Человек в сажда наиболее близок к Аллаhу Та"аля.

17. Намаз - это ключ от джанната (Рая).

18. Когда человек стоит в намазе, ворота джанната (Рая) раскрыты, и все завесы между ним и Аллаhом (с.т.) подняты.

19. Человек в намазе (так сказать) стучится в дверь своего Создателя, а дверь всегда открывается для того, кто стучится.

20. Положение намаза в Исламе, как головы на теле.

21. Намаз - это свет сердца. Пусть тот, кто хочет, осветит своё сердце (осветит её с помощью намаза).

22. Если человек хочет, чтобы его грехи были прощены Аллаhом Та"аля, он должен совершить, как следует вуду (тахарат), прочитать с богобоязненностью и смирением два рака"ата намаза, и затем, сделать ду"а Аллаhу Та"аля прося прощения, Аллаh Та"аля простит его.

23. Любой участок земли, на котором вспоминался Аллаh (с.т.) в намазе, гордится над остальной землей.

24. Аллаh Та"аля принимает ду"а человека, который просит у Него после совершения двух рака"атов намаза. Аллаh (с.т.) ему дарует то, за что он просит ду"а, иногда сразу же, а иногда (в его же интересах) позже.

25. Человек, который совершает два рака"ата намаза в уединении, где никто кроме Аллаhа (с.т.) и Его ангелов не видят его, получает освобождение от огня джаханнама (Ада).

26. Аллаh (с.т.) отвечает на одно ду"а человека после каждого совершённого им обязательного намаза.

27. Тот, кто заботится о своём пятикратном намазе, внимательно и как следует совершает рукhу, сажда, вуду и так далее, то джаннат (Рай) становится для него обязательным, а джаханнам (Ад) - запрещённым.

28. Шайтан боится мусульманина, пока он внимателен к своему намазу, как только он пропускает его, шайтан храбреет и старается сбить его.

30. Намаз - это жертва богобоязненных.

31. Намаз в его ранние часы самое любимое Аллаhом дело.

32. На рассвете некоторые люди идут в мечеть, а некоторые на базар. Те, кто идёт в мечеть, они знаменосцы Имана, а те, кто отправляется на базар, они знаменосцы шайтана.

33. Четыре рака"ата перед зухр намазом имеют такую же награду, как четыре рака"ата тахаджуда.

34. Четыре рака"ата перед зухр намазом становятся преградой от огня Ада.

35. Благословения Аллаhа Та"аля спускаются на человека, стоящего в намазе.

36. Самый превосходный намаз - это в полночь, но очень мало кто его совершает.

37. Ангел Джабраиль (алейhи ссалям) пришёл ко мне и сказал: "О Мугьаммад (с.т.а.в.). Сколько бы ты не жил, ты умрёшь в один день, кого бы ты ни любил, ты с ним расстанешься в один день. Истинно, ты получишь воздаяние за все, что ты делаешь (хорошего или плохого). Несомненно, честь для муъмина в тахаджуде, и его достоинство в том, что он не надеется на людей и не ждёт ничего от них.

38. Два рака"ата намаза в поздние часы ночи более ценны, чем весь этот мир и все что внутри него находится. Если бы не боязнь трудности для моих последователей, я бы сделал его обязательным.

39. Обязательно читайте тахаджуд, так как это путь праведных и средство приближения к Аллаhу Та"аля. Тахаджуд удерживает от грехов, является причиной их прощения, и улучшает здоровье тела.

40. Аллаh Та"аля говорит: "О, сын Адама! Не ленись читать четыре рака"ата в раннюю часть дня, потому что я удовлетворю твои нужды в остальную часть дня".

В книгах хадисов часто приводятся ценности намаза и побуждения к его соблюдению. Приведённые выше сорок хадисов можно выучить. И таким образом, можно заработать награду за знание сорока хадисов. Намаз - это огромное богатство, но это могут осознать лишь те, кто насладился его вкусом. Поэтому Расулюллаh (с.т.а.в.) называл его прохладой своих очей и проводил большую часть ночи, стоя перед Аллаhом Та"аля. Наш дорогой Пророк (с.т.а.в.) даже на своем смертном ложе велел нам быть внимательными к намазу. В хадисах сказано, что Расулюллаh (с.т.а.в.) часто говорил: "Бойтесь Аллаhа (с.т.) в отношении намаза". "Абдулла ибн Мас"уд (р.а.) рассказывает, что он слышал, как Расулюллаh (с.т.а.в.) говорил: "Из всех дел, намаз - это самое дорогое для меня".

Однажды Пророк (с.т.а.в.) сказал Абдуллаhу бин "Умару: «Ты не будь таким, как тот человек, который раньше просыпался ночью (на намаз-тахаджуд), а потом перестал».

Перед отходом ко сну желательно иметь твердое намерение проснуться ночью и совершить тахаджуд. Ели вы не проснетесь ночью, Аллаh (с.т.) вознаградит вас как за совершенный тахаджуд и сон будет для вас милостью Аллаhа (с.т.). После пробуждения ото сна желательно использовать сивак, а затем прочитать до конца следующий аят: «Инна фи халкьи ссамавати...».

В хадисе, приводимом Бухари, Ахмадом и другими, говорится: «Если пробудившийся от сна попросит прощения грехов и прочтет следующую молитву (ду"а):

« Ла ила h а илла лла h у ва h даху ла шарика ла h у ла h уль мульку ва ла h уль хьамду юхьйи ва юмиту бияди h иль хайру ва рува " ала кулли шай ин кьадир . Субхьана ллаhи вальхьамду лиллаhи ва ла илаhа илла ллаhу валлаhу акбар».

то Аллаh (с.т.) примет ду"а и простит ему грехи.

Весьма желательно, проснувшись ночью, многократно читать ду"а, просить о прощении грехов (произнеся «ас-тагъфируллаh»), читать салават Пророку (с.т.а.в.). Все эти молитвы особенно ценны в последнюю треть ночи.

В хадисуль кьудуси (в священном хадисе) говорится: «Всевышний Аллаh (с.т.) в последнюю треть ночи спускается на нижайшее небо (точнее, спускается ангел с Его повеления) и говорит: «Есть ли кто взывающий ко Мне, чтобы Я ответил ему? Есть ли кто просящий у Меня, чтобы Я дал ему? Есть ли кто просящий прощения грехов, чтобы Я простил ему?».

Как же мы беспечны, коли спим спокойно в то время, когда Всевышний Аллаh (с.т.) так к нам обращается!

Еще в хадисе, приводимом Муслимом, говорится: «Есть в ночи один час, в который Аллаh (с.т.) непременно даст, что бы мусульманин ни просил из благодати этого (земного) и того (потустороннего) мира. Такой час есть в каждой ночи».

В Коране и хадисах многократно упоминается о пользе намаза, совершаемого ночью после пробуждения.

Аллаh (с.т.) Всевышний в Коране (сура Аль-Исраъ, аят 79) , обращаясь к Пророку Мугьаммаду (с.т.а.в.), говорит: «Проснись ночью и встань на молитву по доброй воле своей в дополнение к пяти обязательным, прося Аллаhа дать тебе достойное и славное место в другой жизни». Аллаh (с.т.) обращаясь к Пророку Мугьаммаду (с.т.а.в.) говорит, вставай в какую-нибудь часть ночи и соверши тахаджуд, т.е. отведи и скинь с себя сон (это является нафилой тебе, т.е. обязательством в дополнение к 5 фарзам, это лично для тебя), чтобы, воскресил Тебя Господь твой из могилы в превосходном раннге (т.е. перед всеми созданиями, давая в Судный День ранг, уровень заступничества).

В хадисе, рассказанном Муслимом, говорится: «Самая ценная молитва после обязательных - это молитва, совершаемая ночью после сна».

В хадисе, рассказанном Ибн Касри, говорится: «Двухракаатный намаз, совершенный в конце ночи, лучше, чем этот мир и все, что в нем».

От Аиши (р.а.) передается, что Пророк (с.т.а.в.) сказал: «Три вещи возложены на меня как обязательные, и они для вас являются суннатом;

1. Витр намаз

3. Ночное вставание на тахаджуд».

И в хадисе Пророк (с.т.а.в) сказал: «Самые почитаемые из моего уммата - это изучающие и выучивающие Коран и встающие ночью на тахаджуд».

В другом хадисе Пророка (с.т.а.в.) говорится: «Когда раб Господа ложится спать, шайтан алейhи лаънат завязывает раба тремя узелками. Когда раб Господа встает и говорит «Бисмиллаhи ррагьмани ррагьим», первый узелок развязывается, когда раб Господа делает омовение, второй узелок развязывается, и когда раб Господа совершает тахаджуд намаз, третий узелок развязывается. Если раб Всевышнего будет поступать подобным образом, то он каждое утро будет вставать бодрым, с прекрасным настроением, а если раб Господа не будет так поступать, он будет вставать утром с ленью и с плохим настроением».

В хадисе, приводимом Дайлами, говорится: «Проснувшись ночью, совершайте хотя бы два ракаата. Ночные молитвы очищают от грехов, уменьшают гнев Аллаhа (с.т.) и жар огня Ада».

В хадисе, приводимом Тирмизи, Хакимом и Ахмадом, говорится: «Старайтесь просыпаться и подниматься на молитву в ночное время, ибо так делали лучшие праведные люди, которые были до вас. Это приблизит вас к Аллаhу (с.т.), смоет ваши грехи, освободит вас от болезней».

В хадисе, приводимом Тирмизи, говорится: «О люди, распространяйте мир и благодать Аллаhа (с.т.), кормите нуждающихся, укрепляйте хорошие отношения между родными и близкими, молитесь ночью после сна, когда другие спят, и вы войдете в Рай».

Если человек сам поднялся ночью на молитву, то лучше разбудить и тех, кто имел такое желание, особенно супругу (супруга), - это сунна Пророка (с.т.а.в.).

В хадисе, приводимом Абу-Давудом, говорится: «Да простит Аллаh (с.т.) грехи того человека, который поднялся ночью с постели, чтобы помолиться, и разбудил жену свою, а если она не встаёт или не может проснуться, брызнул водой ей в лицо. Да простит Аллаh (с.т.) грехи и той жене, которая поднялась ночью с постели, чтобы помолиться, и разбудила мужа своего, а если он не встаёт или не может проснуться, брызнула водой ему в лицо». (Конечно, брызгать надо так, чтобы спящий не испугался).

При желании мы тоже можем сделать так, чтобы эта ду"а касалась и нас.

Просыпаться среди ночи поможет:

Кратковременный сон в дневное время. Это сунна Пророка (с.т.а.в.), но спать следует до обеда.

Недопущение перегрузки на работе, чрезмерная усталость не даст проснуться ночью.

Недопущение греховных деяний в течение дня. Сказано, что дневные грехи лишают мусульманина ночной молитвы.

Знание и понимание ценности ночных молитв, размышления о райских блаженствах и адских муках.

Любовь к Аллаhу (с.т.). Насколько мусульманин любит Аллаhа (с.т.), настолько он усердствует в выполнении Его повелений. А что может быть для человека, искренне любящего Аллаhа (с.т.), более ценным, чем душевный разговор с Ним в ночное время, когда этому никто не мешает?

Совершение омовения перед отходом ко сну, чтение перед сном молитв, суры «аль-Фатиха», других коротких сур, раскаяние в грехах, мольба к Аллаhу (с.т.) о помощи для пробуждения ночью и совершения молитвы.

Твердое намерение, решимость подняться ночью при отходе ко сну.

Стремление меньше думать об этом бренном мире, стремление уменьшить любовь к нему.

Своевременный отход ко сну. Если человек до полуночи и дольше сидит или лежит перед телевизором, то ему тяжело вставать ночью.

Будильник или кто-либо из членов семьи, кто привык вставать ночью.

Использование сивака перед сном. Сивак лучше положить рядом с собой.

Если спать повернувшись к Кьибле.

Не слишком мягкая постель.

Известный имам и выдающийся шейх "Умар Сухраварди говорит, что тому человеку, который не поднялся ночью на молитву, следовало бы плакать, ведь в действительности это для него такая беда, что стоило бы плакать.

Да поможет нам Аллаh (с.т.) подниматься ночью на молитву и усердно служить Ему.

Тимур Махмудов