Идея социализма. Чем отличается социализм от коммунизма? Описание, история, перспективы

Социализм (socialism ) - это экономическая система и общественный строй, где на первый план выдвигается идея всеобщего равенства и справедливости, нет классового разделения общества, и, где основными чертами являются общественная собственность, коллективный труд и плановость.

История человечества - это не только история побед и достижений, но это и история бедствий, страданий, жестокости, дикости, голода и т.д. Так, по данным А. Мэддисона, в Европе на протяжении тысячи лет с 500 по 1500 год практически не было роста среднедушевого потребления. Пищевое благополучие знати предполагало полуголодное существование черни. Поэтому еще в глубокой древности возникла мечта о идеальном, совершенном обществе, где царили бы справедливость, равенство, счастье, свобода. Научный социализм и коммунизм мыслились как антиподы рынку, капитализму. Рыночная система "поощряет" трудолюбие, бережливость, инициативу, честность, знание и "наказывает" лень, пассивность, безграмотность, беспечность, то есть она предполагает экономическое принуждение посредством конкуренции. Ф. Хайек , один из крупнейших экономистов XX века, писал: "Одна из важнейших причин неприязни к конкуренции, конечно же, заключается в том, что конкуренция показывает не только, как можно эффективно производить блага , но также ставит тех экономических агентов, чьи доходы зависят от конъюктуры рынка, перед выбором: либо подражать тем, кто добился большого успеха, либо частично или же полностью лишиться своего дохода ". Такая экономическая система справедлива для общества в целом, так как обеспечивает рост эффективности экономики, благосостояния большинства, но воспринимается несправедливой теми, кто проиграл в конкурентной борьбе. Продавец считает несправедливым снижение цен, а покупатель - их повышение; те, чьи доходы невелики, считают несправедливыми и подозрительными высокие доходы. Гораздо реже люди завидуют уму, таланту, трудолюбию, знаниям, опыту. Но рыночной системе свойственна несправедливость и другого рода: один получает в наследство от родителей и богатство, и ум, и красоту, а другие - бедность, болезни. Устранить такую несправедливость полностью невозможно, но уменьшить ее, помочь каждому развить и реализовать свои способности можно. Но это задача не рынка, а государства.

Основные черты социалистического общества сформулировали создатели утопического социализма конца ХVIII - начала ХIХ века А. Сен-Симон, Ш. Фурье , Р. Оуэн . Их взгляды носили ярко выраженную антикапиталистическую, антирыночную направленность. Общество, которое, по их мнению, придет на смену капитализму, будет иметь такие черты, как общественная собственность, коллективный труд, плановость. Это бесклассовое общество, где будут поощряться наука и искусство, будет господствовать человеколюбие, труд станет естественной потребностью человека, наслаждением. У Фурье встречается идея соревнования людей в процессе труда. Продукт будет распределяться, по мнению Фурье, по труду, капиталу и таланту. Р. Оуэн выдвинул принцип: от каждого по способностям, каждому - по труду. Ими разработано учение об общественно-экономических формациях, о роли классовой борьбы в развитии общества и т.п.

Теория научного социализма К. Маркса и Ф. Энгельса не пошла дальше утопий. Но они указали на ту силу, которая приведет к социализму - пролетариат, и на путь переустройства общества - пролетарскую социалистическую революцию. При этом решение проблемы, поставленной еще Т. Мором, виделось в высокой сознательности пролетариата, который как класс идеализировался марксистами. Поэтому можно сказать, что никакой научной теории социализма, то есть теории общества, возможность существования которого научно доказана, никогда не существовало. По этому поводу Ю. Буртин писал в 1989 году в журнале "Октябрь", что стоило Марксу и Энгельсу довести критику капитализма до идеи пролетарской революции и предпринять попытку нарисовать контуры общества, которое должно возникнуть на этой основе, как они начинали говорить без обычной чеканной ясности и твердости в голосе, как-то более отрывочно и противоречиво, невнятно. "Вместо всегдашних трезвых реалистов мы вдруг видим перед собой утопистов, чей революционный романтизм... невольно и незаметно для себя обращается в свою реакционную противоположность ".

Теория "научного" социализма апеллирует к чувствам, но не к разуму и потому воспринималась теми слоями населения, которые больше склонны уповать на лидера, вождя, мессию, а не на себя. В этой теории мессианский элемент доминирует. "Идея социализма, - писал Л. Мизес семьдесят лет назад, - одновременно, и грандиозна, и проста. Действительно, можно сказать, что идея социализма - одна из самых честолюбивых порождений человеческого духа... Она настолько великолепна и дерзка, что вызвала величайшее заблуждение в обществе. Мы не вправе небрежно отбросить и забыть социализм в сторону, а должны опровергать его, если желаем спасти мир от варварства" .

С экономической, а следовательно, и с любой другой точки зрения, социализм неосуществим, а поэтому утопичен и реакционен, ибо ведет общество не к прогрессу, а к хаосу, разрушению, регрессу. Еще в "Манифесте Коммунистической партии" Маркс и Энгельс сформулировали основное условие общественного прогресса: свободное развитие каждого является условием свободного развития всех. Они полагали, что при социализме этот принцип будет осуществлен. На этой основе, по мнению марксистов, произойдет своего рода интеллектуальный взрыв, гигантски ускорится развитие производительных сил и будут достигнуты высшая, против капитализма, производительность труда, высочайший уровень благосостояния народа (все богатства польются полным потоком). "Люди, - писал Ф. Энгельс, - ставшие, наконец, господами своего собственного общественного бытия, становятся вследствие этого господами природы, господами самих себя - свободными" .

Очевидно, что ни одна страна, вставшая на социалистический путь развития, не подтвердила этих прогнозов. Напротив, после некоторого рывка они все более и более отставали от капиталистических стран. И дело здесь ни в недостатке времени, ни в неумелости вождей, ни в неготовности народа к новому способу жизни, а в недостижимости поставленных классиками целей с помощью предложенных средств. В этом главное противоречие социалистической теории. Экономика социализма основана на трех принципах: общественная собственность, плановое хозяйство, распределение по труду.

Общественная собственность не может не быть собственностью государственной. При ней исчезает хозяин. Все общее и все ничье. Ее черта - ничейность. Всем управляет чиновник, который тоже не хозяин. Поэтому бюрократизм, некомпетентность, расточительность - черты этой собственности. Все это ведет не к прогрессу, а к регрессу. "Существует веская причина опасаться, - писал А. Маршалл , - что коллективная собственность на средства производства убьет энергию человечества и остановит экономическое развитие... "

Планомерность - не что иное, как иллюзия. Ведь планомерность возможна при решении трех задач: 1) измеримости потребностей; 2) точного знания будущего; 3) возможности в короткие сроки увязать всех производителей между собой, рассчитать все связи между ними в натуре, ассортименте, в реальном режиме времени. Нетрудно доказать, что все эти три задачи не имеют решения. Плановая экономика убивает инициативу. Это казарменная экономика, экономика дефицита, это производство для производства, а не для человека.

Распределение по труду возможно только в том случае, если можно измерить не затраты рабочей силы или рабочего времени, а трудовой вклад, что невозможно в принципе, так как предполагается, что труд каждого с самого начала до реализации продукции является непосредственно всеобщим трудом. Классики марксизма, сформулировав принцип, при попытке переложить его на язык практики подменяли распределение по труду уравнительным распределением. Так, полемизируя с Е. Дюрингом, Ф. Энгельс в шестой главе второго отдела "Анти-Дюринга" приходит к выводу, что проблема оплаты труда будет снята его переменой (то есть строитель будет работать попеременно то архитектором, то тачечником) и тем, что расходы на образование будет нести общество, а потому сам более квалифицированный работник "не вправе претендовать на добавочную оплату".

Таким образом, социалистическая теория внутренне противоречива и практически неосуществима. На практике во всех "социалистических" странах произошло восстановление азиатской формы общества, но в социалистической словесной оболочке, предполагающей диктатуру, насилие, бесправие масс, застой, леность.

Социализм обернулся для своих народов социокультурной отсталостью, бедностью, разрушением производительных сил, окружающей среды, самого человека. Общественное развитие, как удачно определил наш историк и политолог Алексей Кива, пошло иным путем, не так, как предсказывали Маркс, Энгельс, Ленин. Не путем пролетарской революции, диктатуры пролетариата и социализма, а путем саморазвития капитализма, общества, основанного на частной собственности. Не путем отрицания рынка, предпринимательства, а развития его путем превращения индустриального общества в постиндустриальное . Конечно, у этого общества масса проблем: здесь труд не превратился, как мыслилось классиками, в наслаждение; здесь все не стали равными, богатыми и счастливыми. Но они значительно превзошли бывшие соцстраны в уровне развития науки и техники, в уровне благосостояния, здоровья, продолжительности жизни, в уровне свободы, демократии, в области прав человека. "Общество, - пишет М. Фридмен , - ставящее равенство (т.е. равенство результатов) выше свободы, в конечном счете утратит и равенство, и свободу. Но, если ради достижения данного равенства общество прибегнет к силе, то все это уничтожит свободу, а сила, которая была применена в самых благих целях, окажется в руках тех людей, которые используют ее в своих собственных интересах" .

Итак, причина разрушения социализма в нежизнеспособности, в неэффективности данной экономической системы. Это был эксперимент, заведомо обреченный на провал. "Ленин направляет российскую историю по ложному, тупиковому пути ", - писал Г.В. Плеханов в своем политическом завещании, впервые опубликованном 30.11.1999 года "Независимой газетой". "При ленинском социализме рабочие из наемных капиталиста могут превратиться в наемных государства-феодала, а крестьяне. .. - в его крепостных ", - это было продиктовано в начале 1918 года "Большевизм - это идеология люмпенов ", - диктовал умирающий "пионер марксизма" в России. Возвращение в общемировое русло экономического развития не могло быть легким, безболезненным: падение производства превысило все прогнозы. Огромны масштабы инфляции, чрезвычайную остроту приобрела проблема занятости, увеличилась дифференциация доходов.

Основы экономической теории. Курс лекций. Под редакцией Баскина А.С., Боткина О.И., Ишмановой М.С. Ижевск: Издательский дом "Удмуртский университет", 2000.

Лозунги социализма и коммунизма известны уже давно. Но если раньше старшеклассники бывшего СССР на уроках обществоведения знакомились с основными идеологическими направлениями и принципами этих двух построений социума, то на сегодняшний день разобраться в их отличиях может далеко не каждый. В первую очередь здесь понадобится изучить экономические труды мыслителей прошлого, а также ознакомиться с историей нашего государства.

Отличия общественных фракций

Изначально понятия "социализм" и "коммунизм" были основаны на определении социума. И здесь на первый взгляд они схожи между собой. Ведь образование социализма идет от социума, а коммунизма - от коммуны. Но и в том и в другом случае это группа людей, которые объединены между собой некими интересами. Однако если рассматривать данный вопрос глубже, то те отношения, которые возникают внутри общественной группы, особой роли для данных понятий не имеют.

Существование социализма и коммунизма зависит от экономических отношений, которые складываются в стране. Так что же это за фракции и в чем кроются их основные отличия? Для того чтобы выяснить это, стоит рассмотреть указанные понятия подробнее.

Что такое социализм?

Данный термин обозначает учения, основной целью и идеалом которых является осуществление определенных принципов. Это равенство, свобода и социальная справедливость.

Также под социализмом понимают такой общественный строй, который воплощает в себе указанные выше принципы. Его основной целью является свержение капитализма и построение в ближайшем будущем самой совершенной формации, стоящей на пике развития человечества, - коммунизма. Для решения подобной задачи социалистическим строем мобилизуются все ресурсы, находящиеся в его распоряжении. При этом реализуется главный принцип общества, который звучит так: «От каждого по способностям, каждому по его труду!»

В период социализма все люди являются равными. При этом общественном строе национализированы средства производства, но в то же время присутствует и небольшая доля частной собственности. Все люди, живущие при социализме, работают для развития промышленного потенциала государства. С этой же целью постоянно разрабатываются и внедряются новые технологии. Все имеющиеся у страны блага при социализме распределяются справедливо. Каждому человеку дано право на определенную часть, эквивалентную его вкладу в общественно полезный труд. Мерой благ являются деньги, которые считаются пережитком предшествующего капиталистического строя. Своих граждан подобное государство воспитывает и готовит к жизни в грядущем коммунизме.

История знает и наиболее распространенную форму практической реализации данной теории. Ею является государственный социализм, который построен на полном контроле высших звеньев структуры власти над экономикой. При этом подразумевается ведение планового хозяйства и наличие командно-административной системы.

Порой под термином «социализм» понимают и совершенно иное построение общества. В нем имеется наличие капиталистической экономики, сочетающейся с социальным государством. Примером тому может служить шведская модель социализма.

Что такое коммунизм?

При изучении трудов классиков марксизма становится понятно, что это некий гипотетический экономический и общественный строй, в основе которого лежит полное равенство, а также национализированная собственность на средства производства. Подобная формация, которая обозначается термином «коммунизм», предполагает наличие высокоразвитых производительных ресурсов, отсутствие социальных классов, упразднение государства как такового, изменение функций денег и постепенное их отмирание. Основным принципом коммунистического общества, по мнению основателей марксизма, должен стать лозунг «От каждого по способностям, каждому - по его потребностям!».

Исходя из того, что коммунизм является высшей стадией в развитии общественных отношений, он должен преодолеть основную экономическую проблему человечества, касающуюся отчуждения производственных средств. При этом стоит отметить, что человек рассматривается освобожденным от всякой кабалы. Ведь становление экономики будет происходить быстрее, чем растут потребности личности. Развитие средств, предназначенных для производства, а также личности человека происходит творчески и свободно. Оно перестает подчиняться классовой выгоде.

Разумеется, представить себе, что люди в один момент и добровольно поделятся с остальными всем своим нажитым, просто невозможно. Тем не менее добровольность подобного отказа от своего накопленного является одной из особенностей коммунизма и тем, чем он отличается от социализма. Согласно теории построения подобного общества, люди должны осознать, что им лучше проявлять заботу о своих ближних. Жить только для себя - это эгоистично. Общество станет коммунистическим постепенно. Причем произойдет это эволюционным путем, без смуты и потрясений.

Подобные идеи своего воплощения так и не нашли. Порой их считают утопическими. Ведь сложно, исходя из современных позиций, представить себе человека, который бы был способен воплотить принципы коммунизма на практике. Может быть, исходя из этого, теоретики, разрабатывающие данное направление, считали, что для построения подобного высшего общества необходима мировая революция.

Чем отличается коммунизм от социализма? Исходя из трудов классиков марксизма, последнее понятие является явлением временным и вынужденным. Экономика социализма подразумевает обобществление собственности, а также наличие диктатуры пролетариата. Они являются средствами и инструментами, необходимыми для достижения такого состояния в развитии производства, когда оно станет удовлетворять все потребности человека и давать даже еще немного больше.

Социализация средств и диктатура пролетариата являются временной мерой. Они способствуют чрезвычайному управлению обществом для достижения главной цели - построения коммунизма.

Исторические факты

На сегодняшний день многие ученые, а также эксперты в сфере экономики, рассматривая идеологию социализма и коммунизма, утверждают, что и то и другое явление в жизни общества является не более чем утопизмом. И подтверждением этому является самый первый труд, написанный еще Томасом Мором. Обе концепции построения общества были изложены им в произведении «Утопия», где он рассказал своим читателям о несуществующей стране. Именно с тех пор построение коммунизма и социализма принято считать тем, что находится лишь в воображении, но никак не на самом деле. Тем не менее подобные идеи все же получили широкое развитие в трудах теоретиков марксизма-ленинизма.

И здесь стоит отметить, что порой, когда рассматривается вопрос, чем отличается коммунизм от социализма, возникает еще один термин. Это марксизм. Что же он обозначает? Марксизм является не чем иным, как теорией коммунизма. Он и рассматривает два, как считали теоретики, последних устройства человеческого общества.

Написал о социализме и коммунизме Карл Маркс. Самым фундаментальным его трудом является «Капитал». Участие в разработке данной теории приняли Фридрих Энгельс и Владимир Ленин. Последний, как известно, впоследствии развил основную концепцию выдвинутой Марксом идеи и применил ее к отдельно взятому государству.

Учение, о котором идет речь, предполагает построение коммунизма на всей планете. На этой теории зиждется и вся практика социализма. В своих трудах Карл Маркс описал основные черты коммунизма. Это национализация предприятий, а также упразднение товарно-денежных отношений.

Утопические мечты

Для того чтобы понять, чем отличается коммунизм от социализма, необходимо как можно глубже разобраться в этих терминах. В основе и того и другого общественного устройства лежат определенные принципы, о которых говорилось выше. Их может принять любая страна, выбирающая для себя самый приемлемый путь развития. Ведь люди стремятся к совершенствованию общественного устройства и нередко берут за пример крепкую семью. Известно, что в ней существуют идеальные отношения, когда каждый получает желаемое, отдавая безвозмездно остальным то, что для них нужно и ценно.

Подобные мечты присутствовали у людей во все времена, найдя свое отражение в принципах коммунизма, которые могли бы быть приняты при устройстве государства. При этом строе имеющиеся в обществе материальные блага могут принадлежать всем, и каждый гражданин способен воспользоваться ими по своему усмотрению, внося посильную лепту в развитие страны.

На практике же дело обстоит иначе. На сегодняшний день в истории существует лишь одна страна, в которой нашли свое применение принципы социализма. Однако черты и этого общественного строя были далеки от мечты.

История социализма и коммунизма в России

СССР стал одним из тех государств, в которых общественный строй был некапиталистическим. Его создание было обусловлено стремлением построить коммунизм. Об этом говорил еще Ленин. Он утверждал, что различия социализма и коммунизма состоят в том, что последнее из этих двух общественных устройств является высшей стадией социальных отношений. Построить самое справедливое общество в СССР к 1980 г. обещал и Никита Сергеевич Хрущев.

Однако, как известно, этого не произошло. И когда стало понятно, что построение коммунизма на основе существующего общества невозможно, идеологами был придуман новый термин - «развитой социализм». Что это такое? Развитой социализм был представлен как некая переходная стадия. Она и должна была привести людей к коммунизму. Как известно из истории, это понятие также не прижилось.

Роль СССР в мировом развитии

На сегодняшний день Россия вновь вернулась к капитализму. Социализм в СССР просуществовал сравнительно недолго. Тем не менее страна оказала огромное влияние на мировое развитие, недооценить которое просто невозможно. Например, в годы холодной войны руководство СССР учитывало принципы Маркса, утверждавшего в свое время, что капиталистическое общество непременно перейдет на стадию экономического империализма. И в этом классик оказался прав. Тем не менее в СССР, где также существовали имперские амбиции, социалистическое общество пошло по совершенно иному пути развития. Это ярко подтверждают периоды правления Хрущева, а также Брежнева, когда основной упор стал делаться на посев кукурузы, развивалось сельское хозяйство Нечерноземья и повышалось количество выпускаемой продукции с одновременным снижением ее качества, имел место постоянный дефицит многих товаров и т. д. В результате социализм в СССР был построен, а к коммунизму страна так и не пришла.

Однако в истории СССР был особый период. Это годы так называемого военного коммунизма (1918-1921 гг.). В указанное время государство проводило довольно жесткую политику диктата по изъятию у деревенских жителей сельхозпродукции, которая шла на нужды питания армии и городских рабочих. Конечно, политика военного коммунизма являлась крайней мерой, но без нее невозможно было бы победить контрреволюцию и кулаков.

Отношение к труду

Ознакомившись с понятиями и кратко рассмотрев историю нашей страны, можно дать более детальный ответ на вопрос, чем отличается коммунизм от социализма. И начнем с отношения к труду. Здесь сразу же вспоминаются следующие знаменитые фразы: «Кто не работает, тот не ест», «От каждого по способностям, каждому по труду», а также «От каждого по способностям, каждому по потребностям».

Что же такое труд? Это товар, который человек продает работодателям, чтобы получить средства для жизни. То есть первая фраза говорит о том, что труд должен быть реализован полностью. Ведь не будешь работать - не поешь.

Вторая фраза понимается уже несколько иначе. Если от каждого общество принимает по способностям, а каждому выдает по его труду, то, следовательно, человек продает лишь то количество своих знаний и умений, которые он может реализовать без всякого ущерба для себя. Это и дает ему средства, необходимые для существования. Считается, что при социалистическом строе этого будет вполне достаточно каждому члену общества для нормальной жизни. Если человеку все же чего-либо не будет хватать, то здесь на помощь придет государство. Оно обеспечит нормальное существование гражданина, что является его неотъемлемым правом.

Рассматривая различия социализма и коммунизма, становится понятным, что на высшей стадии общественного развития человек будет работать столько, сколько он сочтет возможным для себя и необходимым для страны. Получать же он будет в соответствии со своими потребностями.

Первый из рассмотренных вариантов имеет место при капитализме. Этот строй вынуждает человека продавать весь свой труд. При социализме реализуется только часть навыков и умений. Коммунистический строй приводит к тому, что человек и вовсе ничего не продает. Его труд становится творческим и доставляет лишь удовольствие.

Развитие материальной базы

Если проводить сравнение коммунизма и социализма, то нельзя не обратить внимания и на эту сторону, которая отличает две общественные формации. То, насколько развита материальная база, непременно должно указывать на этап в развитии человечества. Так, при социализме люди принимают участие в выпуске тех или иных благ только частично. Определенный объем работы за них делают автоматы. При коммунизме такого участия от человека не требуется.

Именно по уровню развития материальной базы можно судить о постепенном высвобождении человека от подневольного труда, когда все большее количество времени он начинает уделять творчеству. Это и дает возможность каждому члену общества уже от рождения получать необходимые средства к существованию в виде права на жилье, на получение образования и медицинское обслуживание, а постепенно - и на другие блага.

Если рассматривать по этому критерию Советский Союз, то стоит сказать о том, что несмотря на заверения руководства страны об уже имеющем место развитом социалистическом обществе, оно еще только начинало строиться. При этом имелись все предпосылки, способствующие развитию данного процесса с переходом его в необратимую стадию.

Отличие принципов

Сравнивая идеи социализма и коммунизма, стоит отметить, что основу и того и другого учения составляет полное равенство людей. Этим самым выдвигается идея о том, что в этих обществах не должно быть ни богатых, ни бедных людей. Этот вопрос касается лишь экономической стороны. Ведь существует еще и качественное развитие личности, когда один человек сравнивается с другим по его духовному развитию и творческим возможностям. Но об этом в принципах социализма и коммунизма речи даже и не идет. Таким образом, рассматривая вопрос об отличии этих двух общественных формаций, говорят лишь об экономической стороне. При этом моральные отношения между людьми не рассматриваются.

Исходя из принципа социалистического общества, средства, предназначенные для выпуска материальных благ, принадлежат только тем, кто занимается производством товаров или услуг. И не более того. Концепция вовсе не рассматривает вопрос распределения денег. Ведь отказаться от них социализм просто не может.

Что касается принципов коммунизма, то они обладают некоторыми отличиями. В них присутствует идея всемирного братства и равенства. Если рассматривать обоснование данной идеи с чисто экономической стороны, то можно понять, что средства производства, имеющиеся в обществе, а также материальные блага должны распределяться между людьми одинаково или исходя из их потребностей. При этом надобность в деньгах отпадет сама собой. Ведь они служат средством экономических отношений, которых на высшей стадии развития общества не будет.

Рассмотрев основные отличия двух описанных фракций, все же неясным остается ответ на вопрос, можно ли прийти к коммунизму. На данную тему до сих пор продолжают вести свои споры ученые, ведь аргументов «за» и «против» достаточно много. От чего же зависит успех создания столь справедливого общества? Кто заставит капиталистов отказаться от имущества, чтобы затем все люди смогли пользоваться им? Способен ли человек перемениться и подобреть настолько, чтобы наступило желанное благоденствие? Все это и является утопией. Построение коммунизма напрямую зависит от мудрости и крепости людей. Причем это касается как общества в целом, так и каждого его члена в отдельности. Но понятно, что те, кто богаче других, подобных перемен не пожелают. Однако их меньшинство, и решить вопрос о построении общества им одним не под силу. Люди, пережившие и отвергнувшие социализм, продолжают мечтать о коммунизме, осознавая большую разницу между этими двумя устройствами. Исполнится ли их желание? Время покажет.

Впервые в истории социализм был построен Советским народом под руководством И. В. Сталина

Социализм - первая фаза как общественно-экономической формации, которая после и переходного периода от к социализму, непосредственно приходит на смену капитализму в результате ликвидации эксплуататорских классов и утверждения общественной социалистической собственности на средства производства во всех секторах народного хозяйства. Социализм - общество, которое «только что выходит как раз из капиталистического общества и которое поэтому во всех отношениях, в экономическом, нравственном и умственном, сохраняет еще родимые пятна старого общества, из недр которого оно вышло» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 19, с. 18). Отдельные страны и народы, опираясь на социалистическое содружество, переходят к социализму от докапиталистических форм общественной жизни, минуя капитализм.

Социализм - общественный строй, исключающий эксплуатацию человека человеком и планомерно развивающийся в интересах повышения благосостояния народа и всестороннего развития каждого члена общества.

Социализм - необходимый и неизбежный этап на пути становления и развития коммунистической формации. Её не может миновать или «перескочить» ни одна страна, ни один народ, ибо в результате завершения переходного периода от капитализма к социализму создаются лишь основы социализма, исключающие возможность начать непосредственный переход к высшей фазе этой формации - . Необходимые для этого предпосылки и условия могут быть созданы только в результате сравнительно длительного развития социализма на собственной основе.

Этапы развития социализма

Развитие самого социализма включает в себя различные основные этапы, отражающие неодинаковые ступени его зрелости:

  1. Начальный, ранний социализм, охватывающий период от построения основ социализма до вступления в полосу его зрелости;
  2. Развитое социалистическое общество, постепенно перерастающее в коммунизм.

Несмотря на относительную длительность фазы социализма, ее нельзя рассматривать как особую общественно-экономическую формацию, ибо в основе и социализма и коммунизма лежит однотипный способ производства, существенно различающийся лишь уровнем своего развития.

Особенности социалистического строя

Социализм качественно отличается от переходного от капитализма к социализму периода по экономическому строю, социальной структуре, политической системе и духовной жизни общества. В условиях победившего социализма предприятия, основанные на общественной собственности, представляют собой уже не один из укладов, а все народное хозяйство; на базе ликвидации эксплуататорских классов и кооперирования крестьянства и кустарей складывается однотипная социально-классовая структура социалистического общества, включающая рабочий класс, кооперированное крестьянство и народную интеллигенцию, а на более поздних стадиях - бесклассовая структура общества; государство и коммунистическая партия на основе расширения их социальной базы и дальнейшего развития демократии постепенно перерастают в общенародные политические организации, непосредственно выражающие и защищающие волю и интересы не только большинства, но и всех членов общества, состоящего теперь уже лишь из трудящихся; в общественном сознании достигается безраздельное господство идеологии рабочего класса, подлинно научного, марксистско-ленинского мировоззрения и утверждается культура нового, социалистического типа; возникают и развиваются принципиально противоположные капитализму социальный тип личности и соответствующий образ жизни, наиболее характерными чертами которого являются свободный труд на благо общества, коллективизм, гуманизм и оптимизм.

В условиях социализма завершается создание всесторонне развитой материально-технической базы социализма и строится материально-техническая база коммунизма. Основу экономической системы социализма составляет социалистическая собственность на средства производства. Одной из важнейших отличительных черт социализма является планомерная организация производства и всей общественной жизни, обеспечивающая пропорциональное развитие отраслей народного хозяйства и всех других сторон жизни общества. Экономика социализма прямо ориентирована на удовлетворение растущих материальных и культурных потребностей общества, обеспечивает неуклонное повышение благосостояния народа, создает все более благоприятные условия для всестороннего развития личности.

Принцип распределения социализма: от каждого по способностям, каждому по труду.

Уникальное достояние социализма - социально-политическое и идейное единство общества, которое развивается и укрепляется в ходе дальнейшего социалистического и коммунистического строительства. Социализм означает ликвидацию противоположности между городом и деревней, между работниками умственного и физического труда и обеспечивает постепенное преодоление существенных различий между ними; утверждается и упрочивается нерушимая дружба народов; складывается новый облик личности - гражданина, патриота, интернационалиста; все более гармоничными становятся взаимоотношения между личностью, коллективом и обществом, а отношения между членами общества все в более полной мере олицетворяют товарищеское сотрудничество и братскую взаимопомощь.

Социализм - общество подлинного демократизма, в котором по мере расширения социальной базы социалистической государственности пролетарская демократия закономерно перерастает во всенародную демократию. Конституционные основы демократизма общества победившего социализма в были закреплены Конституцией СССР 1936 года, а общества зрелого социализма - Конституцией СССР 1977 года - Конституцией развитого социализма. Дальнейшее расширение, углубление и совершенствование социалистической демократии, привлечение трудящихся к активному и постоянному участию в решении государственных и общественных дел - генеральное направление развития политической системы социализма.


Понятие «социализм» - существует в двух значениях: во- первых, как идеология, система взглядов на общество, и, во-вто- рых, как обусловленная объективным процессом исторического развития общественно-экономическая система. Даже те, кто отрицают социализм как общественную систему, вынуждены признать существование социалистической идеологии как совокупности идей о социальной справедливости, социальном равенстве, товарищеском отношении между людьми.
Идеи возникают в сознании на основе реальности бытия. Соответственно, общественная идеология рождается на базе общественного бытия. При этом идеи возникают, как правило, значительно раньше, чем возникает соответствующая общественная система, и являются важным фактором становления общественной системы. Так, идеология либерализма, представляющая собой идеологию капиталистической общественной системы, ставящая личность над обществом, возникла гораздо раньше, чем появилась общественная система капитализма, и умрет, по-види
мому, позднее его. Точно так же социалистические идеи возникли задолго до социалистической общественной системы. Своими корнями социалистическая идеология уходит в эпоху возникновения христианства, и в особенности православия, в эпоху гуманистических идей Возрождения. Эта идеология нашла свое отражение в трудах социалистов-утопистов и лишь по мере созревания реальных условий воплотилась в марксистско-ленинской теории научного социализма и коммунизма.
Марксизм-ленинизм, являющийся наукой об общих законах природы и общества, впитал в себя все самое ценное, что было создано человеческой мыслью за многие века. Вместе с тем он представляет собой социалистическую идеологию, воплотившую в себе многовековую мечту миллионов людей о справедливом устройстве человеческого общества. Социалистическая идеология играет огромную роль в процессе перехода от исчерпавшей себя общественно-экономической формации капитализма к новой посткапитали- стической формации.
Признавая важнейшее значение социалистической идеологии, следует подчеркнуть, что социализм становится реальностью прежде всего под воздействием материальных факторов. Действительно, происходящее в процессе развития производительных сил углубление разделения труда объективно требует все более широкой кооперации труда не только в рамках отдельных предприятий, но и в рамках всего общества. Производительные силы общества независимо от воли и сознания людей начинают складываться в целостный народно-хозяйственный комплекс. В этих условиях капиталистическая система общественных отношений, основанная на частной собственности, конкуренции и рыночных механизмах регулирования, постепенно превращается во все более мощный тормоз развития производительных сил. Возникает объективная необходимость перехода к качественно новой системе общественных отношений, к новой общественно-экономической формации.
Положение марксизма об общественно-экономических формациях - одна из главных его идей, создающих основу научного подхода к анализу общественных процессов. Как известно, общественно-экономическая формация определяется прежде всего способом производства, который, в свою очередь, зависит от характера про
изводительных сил и типа производственных отношений. Применяя такой подход к анализу человеческой истории, классики марксизма выделяли первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный и капиталистический строй как последовательные ступени развития цивилизации. Именно такой подход позволил научно доказать историческую неизбежность перехода от капитализма к качественно новой формации, которая в марксистской теории получила название коммунизм.
Буржуазная общественная наука, включая ее нынешних российских приверженцев, отрицает формационный подход к анализу общественных явлений, подменяя его так называемым цивилизационным подходом, выделяющим в человеческом обществе типы цивилизаций по этнокультурному признаку. Такая подмена обусловлена не только апологетическими мотивами, стремлением затушевать классовый характер общественных процессов. Она связана с типичным для буржуазной общественной науки позитивистским подходом, концентрирующим внимание лишь на внешних проявлениях общественных процессов и не пытающимся проникнуть в их сущностную природу.
Марксизм никогда не отрицал и не отрицает огромного значения этнокультурных факторов в истории развития того или иного народа. Естественно-географические и исторические особенности жизни народа формируют своеобразие склада мышления, этических отношений и характера того или иного народа (так называемый менталитет). Все это определяет специфические особенности культуры народов, их религиозных взглядов, что, в свою очередь, существенно влияет на процессы исторического развития. Известно, что для менталитета западных народов более характерен индивидуализм, аналитический тип мышления, тогда как, например, для менталитета славянских народов более характерен коллективизм, обостренное чувство социальной справедливости, синтетический тип мышления, способствующий целостному образному восприятию окружающего мира. Все эти особенности, безусловно, влияют на процессы исторического развития того или иного народа и должны учитываться при общественно-историческом анализе. Однако учет этих факторов совершенно недостаточен для понимания сути общественных процессов, реального механизма их развития.

Глубокое понимание исторических процессов может дать только формационный подход, рассматривающий историю как последовательно меняющуюся систему общественных отношений людей под воздействием развития производительных сил человеческого общества.
Осознавая гигантское качественное различие между капиталистическим и коммунистическим способами производства, марксизм выдвинул идею о двух фазах развития коммунистической формации: первой, именуемой социализмом, где еще сохраняются некоторые черты, унаследованные от капитализма, и второй, высшей фазе, собственно коммунизме. Различия между этими фазами обычно характеризуются прежде всего формой распределения (при социализме - по труду, а при коммунизме - по потребности). Что касается производительных сил и производственных отношений, то здесь в основном подчеркиваются количественные различия: более высокий уровень концентрации, механизации и автоматизации производства, постепенное стирание существенных различий между умственным и физическим трудом, между городом и деревней и т. п. В 70-х гг. некоторыми советскими политэкономами, а также некоторыми обществоведами ГДР высказывалось предложение рассматривать социализм как самостоятельную общественно-экономическую формацию. Представляется, что для этого предложения имеются достаточно серьезные основания. К сожалению, этот подход не был принят, что, по нашему мнению, отрицательно сказалось на углублении теории социализма и, в частности, его экономической теории.
Опыт XX в. дает достаточные основания считать, что социализм по характеру производительных сил и типу производственных отношений качественно отличается не только от капитализма, но и от коммунизма.
Если говорить о производительных силах социализма, то их важнейшие отличительные черты - это не только высокий уровень концентрации производства, механизации, автоматизации, электрификации и химизации, но и возникновение общенациональных технических систем - энергетических, транспортных, коммуникационных и информационных. Эти общенациональные технические системы связывают производительные силы социалистиче
ского общества в единый народно-хозяйственный комплекс. Внутри этого народно-хозяйственного комплекса еще сохраняется техническая обособленность отдельных комплексов средств производства (предприятий). Однако углубляющееся разделение труда и общенациональные технические системы принципиально повышают уровень технологической взаимосвязанности и взаимозависимости этих комплексов, формируя единый народно-хозяйствен- ный комплекс.
Другая отличительная черта производительных сил социализма - принципиальное повышение роли интеллектуального труда в процессе производства. Интеллектуальный труд еще полностью не заменяет физический труд, не становится даже преобладающей формой труда, что достигается лишь при коммунизме. Однако его значение становятся принципиально более существенным, чем при капитализме.
Новый уровень производительных сил требует адекватного изменения системы общественных, в том числе и производственных отношений. Главные черты этих новых отношений: народовластие, господствующее положение общественной, и прежде всего общенародной собственности на средства производства, управляемость процесса общественного развития.
Эти главные особенности общественных и производственных отношений социализма коренным образом меняют характер всех фаз воспроизводственного процесса: производства, распределения, обмена и потребления. Принципиальная особенность социалистического производства - его новая целевая ориентация. Непосредственной целью производства становится не получение прибавочного продукта и прибыли, как при капитализме, а удовлетворение материальных и духовных потребностей общества. Распределение по капиталу, играющее определяющую роль при капитализме, уступает место распределению по количеству, качеству и эффективности труда. В сфере обмена происходит сужение области товарно- денежных отношений (товаром перестают быть рабочая сила, природные ресурсы), меняется их качественная природа, резко сокращается, хотя и не исчезает полностью, рыночная форма обмена. Принципиальная особенность потребления при социализме - достаточность и доступность основных материальных и духовых благ для всех слоев и членов общества.

Все это в совокупности принципиально меняет природу и характер труда. Исчезает эксплуатация человека человеком. Труд перестает быть наемным. Существенно повышается творческий характер труда, что постепенно превращает труд не только в условие жизни человека, но и в его потребность. При капитализме наличие у человека собственности является одним из важных условий для творчества. При господстве общественной собственности такая зависимость исчезает, что создает громадный простор для массового роста творческого характера труда.
Таким образом, важнейшими чертами общественных и производственных отношений при социализме являются: народовластие; господство общественной, и прежде всего общенародной, собственности; управляемость (планомерность) воспроизводственного процесса в целом.
Эти главные сущностные черты определяют своеобразие основных фаз социалистического воспроизводства - производства, распределения, обмена и потребления, а также характер труда. Это своеобразие состоит в следующем: непосредственная нацеленность производства на удовлетворение потребностей общества и его членов; распределение по количеству, качеству и эффективности труда; преимущественно нерыночный характер обмена; общедоступность основных материальных и культурных благ; отсутствие эксплуатации человека человеком, резкое возрастание творческого характера труда.
Основные сущностные черты социализма как общественной системы можно представить в виде следующей схемы (см. схему 1).

01Фев

Что такое Социализм

Социализм – это экономическая и социальная концепция, которая направлена на защиту прав населения в отношении владения общественной собственностью и природными ресурсами. В более широком смысле, данная концепция предполагает систему управления государством, в котором все граждане будут иметь равные возможности и ресурсы будут распределены согласно потребностям каждого члена общества.

Что такое СОЦИАЛИЗМ – определение простыми словами.

Простыми словами, Социализм – это альтернативная и модель экономического развития государства, при котором производство и распределение ресурсов контролируется непосредственно обществом или правительством. Другими словами, можно сказать так: социализм – это вариант при котором все люди трудятся и вкладывают свою лепту в общее дело, после чего добытые блага распределяются между всеми гражданами. Само собой, что те, чей труд более сложен и значителен будут получать больше благ, но это не должно вызывать классового дисбаланса в экономическом плане.

Следует отметить, что социализм в чистом виде, или так называемый « социализм» не существует в природе, так как данная концепция, как и коммунизм базируется на существовании утопического идеального общества. В современных реалиях, множество социалистических идей действительно эффективно работают, но все это действует в связке со свободной рыночной экономикой и другими социальными и экономическими концепциями.

Суть, идеи, концепция и идеология социализма.

В качестве основы социализма как концепции, может выступать главная мантра приверженцев данного социально-экономического направления. Она звучит так: «От каждого по способностям, каждому по его потребностям». Это значит, что суть социализма заключается в предположении о том, что все люди по своему характеру настроены на кооперативную работу, за которую они будут получать свою долю от общего блага. Также следует отметить, что идеология социализма включает в себя и заботу о тех, кто не способен трудится по каких-либо причинах. Это могут быть дети, инвалиды, пенсионеры, и так далее. Финансовая нагрузка по обеспечению данных слоев населения, равномерно распределяется между всеми работоспособными гражданами.

В итоге можно сказать, что идеей социализма является создание общества, в котором будет отсутствовать классовое неравенство, все слои населения будут защищены и обеспечены всем необходимым. В идеальном варианте, практически все основные нужды граждан должны быть бесплатными или практически бесплатными. Это: образование, медицина, транспорт, культурный отдых и тд.

Ознакомившись с сутью концепции, можно смело сказать, что сама идея создания подобного общества, конечно очень привлекательная, но увы она не может полноценно и эффективно работать в комплексе. Дело в том, что как уже говорилось ранее, расчет делается на уже существующее идеальное в моральном и социальном плане общество. На самом деле, все обстоит немного не так. Люди, по своей природе не готовы довольствоваться тем что имеют, и всегда стремятся иметь больше. Они нуждаются в самореализации и признании.

Еще одним фактором не в пользу чистого социализма, является конкурентоспособность. Дело в том, что именно конкуренция присущая свободному рынку подстегивает развитие научного прогресса.

Тем не менее, несмотря невозможность построения утопического социализма, многие принципы были взяты на вооружение и успешно используются в развитых и развивающихся странах. Так к примеру, во многих странах можно получить бесплатно: первую медицинскую помощь, начальное образование, социальные выплаты по безработице, и другие услуги. Следует отметить, что некоторые благополучные страны, торгующие природными ресурсами, вводят для своих граждан системы безусловного дохода, что предполагает постоянные финансовые выплаты в качестве доли с продажи этих ресурсов.

Формы социализма.

Так как социализм, это достаточно глобальная, но недостижимая в полном виде концепция, то она массу различных ответвлений или форм. Среди основных можно выделить следующие:

  • Демократический социализм;
  • Революционный социализм;
  • Рыночный социализм;
  • Либертарианский социализм;
  • Зеленый социализм;
  • Христианский социализм;
  • Утопический социализм.

Демократический социализм. В данной модели развития предполагается что основные факторы производства будут находиться под управление правительства избранного путем. Власть распределяет общие стратегические товары и услуги, такие как общественный транспорт, жилье и энергетику. На свободном рынке разрешается распространять потребительские товары.

Революционный социализм. Это форма предполагает полное уничтожение любых проявлений капитализма. Все производства принадлежат рабочим (государству) и управляются посредством централизованного планирования.

Рыночный социализм. В данном случаи, производства принадлежат рабочим, которые распределяют прибыль между собой. Продукция реализуется на свободном рынке.

социализм. Суть данной концепции заключается в уверенности в том, что со временем капитализм эволюционирует в социализм на основании стремления общества к единству и заботе обо всех.

Зеленый социализм. Это социалистическая экономика, которая высоко ценит поддержание природных ресурсов. По идее такое может быть возможным благодаря государственной собственности крупных корпораций. Производство будет сосредоточено на том, чтобы у каждого было достаточно только действительно необходимых благ.

Христианский социализм. Данная концепция построена на христианской вере в братство и общие ценности, что в некотором роде схоже с идеей социализма.

Утопический социализм. Это скорее мечта о равенстве, чем конкретный план. Подобные идеи возникли еще в начале 19-го века до эпохи индустриализации. В теории идеальное общество должно было быть создано, путем ряда социальных экспериментов, но увы пока не существует утешительных результатов.