Игры по пожарной безопасности. Картотека игр для дошкольников по пожарной безопасности. методическая разработка на тему. Игра «После пожара»

Пояснительная записка.

Начиная познавать окружающий мир, ребёнок может столкнуться с массой ситуаций, которые напрямую или косвенно несут в себе угрозу его здоровью и даже жизни. Поэтому основная задача взрослых – привить детям культуру безопасного поведения. Одна из сторон общей культуры безопасности – безопасное поведение с огнём или пожарная безопасность.

Необходима планомерная профилактическая работа с дошкольниками, проводимая в игровой форме, которая тесно переплетается с познавательным процессом.

Цель проекта: совершенствование знаний детей по правилам пожарной безопасности.

Предполагаемый результат проекта: у дошкольников сформированы навыки правильного обращения с огнём и огнеопасными предметами.

Реализация проекта.

Мероприятие

Ожидаемый результат

Памятка для родителей и детей: “Спички – это не игрушка” Дети знают о предназначении спичек, об их опасности
Беседа: “Профессия пожарный” У детей воспитано чувство уважения к труду пожарных
Чтение художественной литературы: С. Маршак “Рассказ о неизвестном герое” Дети знакомы с литературными произведениями о пожарных
Игры - упражнения: “Если в доме что-то загорелось”, “Чем тушить огонь” Дети знают правила поведения во время пожара
Изготовление атрибутов по ППБ “Пожарный щит” Дети познакомились со средствами пожаротушения
Сюжетно-ролевая игра: “Мы пожарные” Дети используют правила пожарной безопасности в доме в игровой форме
Демонстрация опытов с огнём: “Горит – не горит” Дети способны определить горючие и негорючие предметы
Выставка плакатов: “Советы огнетушителя” Дети умеют создавать сюжетный рисунок по заданной теме
Развлечение: “Пожарная дружина” У детей сформированы знания по правилам противопожарной безопасности

Сценарий ППБ

Цель: формировать интерес к профессии пожарного, закрепить представления детей о правилах пожарной безопасности.

Материал: картинки-предметы для пожаротушения, предметы для игры: “Горит - не горит”, знаки по ППБ, плакаты по ППБ, значки “Юные пожарные” по количеству детей, 2 гимнастические скамейки, канат, 2 ленты (пожарные рукава), 2 обруча, детские огнетушители, маска, “колобок”, “спичка”, мяч.

I ч. “Вступительное слово”.

Смел огонь, они смелее,
Он силён, они сильнее,
Их огнём не испугать.
Им к огню не привыкать! (пожарные).

Вед.: - Потушить костёр или даже загоревшееся полотенце на кухне может любой из нас. Но когда случается беда – настоящий пожар, кто поможет? Конечно же, пожарные.

Победит огонь коварный
Тот, кого зовут… (пожарный).

Вед.: - А вы помните, по какому телефону нужно звонить при пожаре?

Правильно, 01! (показать плакат).

Вед.: - Сегодня нам предстоит необычайная экскурсия. Мы отправимся в гости к пожарным.

Рабочий день пожарного – смена, начинается с 8.00 часов утра и заканчивается только на следующее утро, опять же в 8.00 часов.

Вед.: - Ну, что ж, готовы? Отправляемся!

II ч. “Развод” - совещание пожарных.

Группа детей выстраиваются в шеренгу.

Вед.: - Утро пожарной части начинается с “развода”, “развод” - это небольшое утреннее совещание пожарных.

Ребёнок 1 (начальник пожарной части): “Смена, сдать дежурство!”.

Ребёнок 2 (командир смены):

- “Отряд, смирно!” (идёт строевым шагом сдавать рапорт).

Отряд “Пожарная дружина” построен. За время дежурства ничего не произошло. Всё оборудование в полном порядке.

Ребёнок 1: - “Дежурство принял. Отряду вольно!” (командир смены, ребёнок 2, возвращается).

Ребёнок 2: - “Отряду, вольно!”

III ч. “Учебный класс”.

Вед.: А теперь отправимся вместе с пожарными в учебный класс. В 9.00 весь боевой состав собирается в учебный класс. Чем больше знает пожарный – тем быстрее он сможет справиться с огнем.

(Дети – пожарные сидят на стульях).

1 Игра: “Помоги пожарному”.

Вед.: - Проведём наши занятия.

Задание : Соедините стрелочками пожарного с предметами, необходимыми для пожаротушения (картинки – предметы на доске).

2 Игра: “Горит – не горит”.

Следующее задание: На столе горючие и негорючие предметы. Выберите и назовите все предметы, которые уцелеют, если случиться пожар. Какие предметы сгорят?

3 Игра: “Пожарные знаки”.

Есть дорожные знаки, но существуют и пожарные знаки.

Что они обозначают? Где они встречаются? (взрослый показывает пожарные знаки, дети отвечают).

IV ч. “Спортивный зал”.

Вед.: Какими качествами должен обладать пожарный?

Ответы детей (взрослый дополняет):

Храбрый;

Выносливый;

Сильный;

Дисциплинированный;

Внимательный;

Быстро принимать решения;

Уметь оказать медицинскую помощь;

Поддерживать своих товарищей.

Вед.: Всё правильно! А как вы думаете, что делают пожарные после того, как закончились занятия? Идут отдыхать и ждать, когда понадобиться их помощь.

Ребёнок.: Пожарные идут на тренировку.

Вед.: И мы вместе с пожарными пойдём на тренировку.

Проведём “пожарные учения” в виде эстафет и конкурсов, в которых участвует вся команда или её представители.

Группа детей делится на 2 команды.

Вед.: Посоветуйтесь и назовите свою команду.

Команда: “Огонёк”.

Команда: “Искорка”.

1 этап: “Кто быстрее проползёт?”.

(скольжение по гимнастической скамейке на животе, подтягиваясь руками).

2 этап: “Перетягивание каната”.

(побеждает команда, перетянувшая на свою сторону соперника).

3 этап: “Скатай пожарный рукав”.

(По 1 ребёнку от команды. Аккуратно свернуть “пожарный рукав”).

4 этап: “Спасение пострадавших”.

(Бег парами в обруче. Добежать до пострадавшего и вернутся с ним в “безопасное место”).

5 этап: “Тушение пожара”.

(Бег с огнетушителем (ёмкость с водой) до “очага пожара”).

Итог соревнований – награждение значками “Юный пожарный”.

V ч. “Досуг”.

Вед.: Когда закончилась смена, можно и отдохнуть, пойти, например, в театр.

Усаживайтесь поудобнее. Пока наши артисты готовятся, проведём игру: “Лови – бросай, сразу отвечай”.

(Дети сидят на стульях, им бросая мяч, задают вопросы).

Вопросы:

Для чего пожарной машине нужна сирена? (чтобы все слышали и уступали дорогу).

Почему пожарная машина красного цвета? (чтобы её можно было заметить на дорогах, цвет огня).

Куда можно прятаться при пожаре? (никуда).

Почему при пожаре нужно продвигаться к выходу ползком? (внизу дыма меньше).

Молодцы! Вашему вниманию представляем инсценировку: “Колобок и спичка”.

Действующие лица:

  1. Колобок.
  2. Спичка.

Знают взрослые и дети
Жил да был на белом свете
В доброй сказке колобок,
Колобок – румяный бок.

Я – колобок, колобок,
Я румяный бок,
Я от бабушки ушёл,
Я от дедушки ушёл,
Я качусь куда хочу,
По дороженьке лечу!

По тропинке он катился
Очень, очень торопился.
Торопился мир узнать!

(на встречу выходит спичка, сталкивается с колобком).

Ты куда летишь стрелой?
На пожар? Пойдём со мной!

Колобок: Кто ты?

все зовут меня,
А без спичек нет огня.
Я зажечь умею газ,
Разожгу костёр для вас.
Без меня в поход пойдёшь
Чай душистый не найдешь.

Тороплюсь я мир узнать

(обходит спичку кругом, рассматривает её).

Буду я с тобой играть.
Буду спичку зажигать.

Спичка: (грозит пальцем).

Вспыхну – пальчик обожгу,
Вспыхну – что-то подожгу.
Загорится всё вокруг –
Помни это, юный друг!

VI ч. “Заключительное слово”.

Дети встают полукругом.

Слова: Для забавы и игры
Спички в руки не бери!

Песня: “Машина пожарная”.

Вот закончилась наша интересная экскурсия в пожарную часть.

Давайте пожелаем пожарным спокойной рабочей смены!

Гимн пожарных (отрывок).

Такая вот работа – вечный бой,
И наше место – на переднем крае.
Притом не открываем мы огонь,
Его, наоборот, мы закрываем.

Методическая литература.

  1. Арамина Н. “Ознакомление дошкольников с ППБ”. г. Москва; Издательство: “Скрипторий”, 2008 г.
  2. Белая К. “как обеспечить безопасность дошкольников” (пособие). М., “Просвещение”. 2001 г.
  3. Радзиевская Л. “Ты и огонь”. Издательство: “ОНИКС”, 2009 г.
  4. Раскраска детям по ППБ, администрация городского округа Рефтинский, 2013 г.
  5. Федорова Т. “Чтоб не ссориться с огнём”. г. К.-Ур., Свердл. обл., Издательство: “Калан”, 1997 г.

Игры по безопасности для дошкольников включают в первую очередь игры по пожарной безопасности. Такие игры рекомендуется проводить начиная со средней группы. Занятия, воспитывающие в детях навыки обращения с огнем и поведения в критических ситуациях, проводятся в комплексе и дополняются соответствующей предметно-игровой средой.

В тематические беседы включаются дидактические игры по безопасности для дошкольников : «Правильно ли это?», «Назови электрический предмет», «Опасные предметы», «Горит – не горит», «Хорошо-плохо», «Выбери нужное», «С чем играть нельзя», «Как избежать опасности?», «Назови причины пожара» и другие.

В этой статье мы остановимся подробнее на подвижных играх, проводящихся в рамках ознакомления детей со свойствами огня, работой пожарных, поведению в чрезвычайных ситуациях.

Подвижные игры по безопасности для дошкольников

Подвижные игры по безопасности для дошкольников проводятся в большинстве своем в форме эстафет. Дети делятся на две команды. В таких играх вместо обычного сигнала можно использовать запись пожарной сирены.

Игра «Пожар»

Для игры понадобятся детские костюмы пожарных: каска, ремень, перчатки, комбинезон.

По сигналу игроки стартуют с линии старта и добегают до стульев, на которых лежат костюмы пожарных. Ребята должны одеться, вернуться к своей команде, раздеться и отдать костюм следующему участнику.

Побеждает та команда, которая быстрее всех «собралась на пожар».

Игра «Пожарные сборы»

Для игры понадобится стол и различные предметы, в том числе и «заимствованные» из пожарной части: шнур, противогаз, каска.

По сигналу игроки бегут к столу, на котором разложены предметы, выбирают один предмет, необходимый для работы пожарного, и возвращаются в команду.

Побеждает та команда, которая быстрее и, самое главное, правильнее других справится с заданием.

Игра «Отважные пожарные»

Для игры понадобится подготовить полосу препятствий. В конце ее установлен макет дома, в котором «живут» игрушки.

По сигналу дети начинают эстафету: бегут через полосу препятствий, «спасают» из дома одну игрушку и возвращаются к своей команде. Цель — спасти всех жителей игрушечного дома.

Побеждает та команда, которая быстрее всех оказала помощь пострадавшим.

Игра «Затуши костер»

Для игры понадобится песочница или тазик с песком.

По сигналу дети зачерпывают маленьким совком песок и бегут по направлению к «пожару» — листку с изображением пламени. Бежать нужно осторожно, чтобы не рассыпать песок.

Побеждает та команда, которая больше всех принесет песка и, соответственно, быстрее затушит пламя.

Игра «После пожара»

От каждой команды участвуют по два игрока. Для игры понадобится большая катушка с привязанным шнуром.

По команде ведущего участники начинают наматывать шнур на катушку. Побеждают те, кто раньше справится с заданием.

Игра «На верху»

Игра проводится в физкультурном зале. Дети взбираются по наклонной скамейке на шведскую стенку, перелезают на соседний пролет, спрыгивают на мат и бегут к своей команде. Побеждает та команда, которая быстрее пройдет всю дистанцию.

Игра «Коридор»

Перед каждой командой лежат тоннели.

По сигналу участники пролезают по тоннелю и возвращаются бегом назад к своей команде.

Игра «Два сапога — пара»

Команды разбиваются на пары. Пары связывают (левую ногу одного игрока с правой ногой другого игрока). Нужно, взявшись за руки, допрыгать до обруча, имитирующего дом в пожаре, и «спасти» оттуда игрушку.

Побеждает та команда, которая быстрее других спасет всех пострадавших.

Игра «01»

Для этой игры нужно подготовить листочки и маркеры.

Участники каждой команды по сигналу начинают бежать в другую сторону зала. На стуле лежит листок, на котором нужно написать маркером «01», то есть вызвать пожарную службу.

Игра продолжается до тех пор, пока все дети не напишут «01».

Галина Подолина
Подвижные игры по правилам пожарной безопасности

Огонь в очаге.

Цели : развивать быстроту реакции, ловкость, ориентировку в пространстве, внимание, выдержку; формировать чувство отваги, дисциплинированность, волю и стремление к победе, культуру поведения в быту.

Один из игроков изображает Огонь (в полумаске) . Он выходит из своего жлища – очага и ходит вокруг остальных игроков.

ОГОНЬ. Я – Огонь, меня не тронь!

ИГРОКИ (в ответ)

Ты зачем ушел из очага,

Превратился в нашего врага?

ОГОНЬ : Я, Огонь – ваш друг и враг,

Со мной не справиться никак .

После этих слов он шипит и машет руками, ловит детей, которые входят в границы круга, где живёт Огонь. Если Огонь поймал своим «пламенем» (тех кто нарушил покой его очага, то превращает его в уголёк и сажает в свой очаг. Тот, кто остаётся не пойманным последним игроком, становится отважным Смельчаком, победившим Огонь.

Огненный Дракон

Цели : совершенствовать физические навыки, умение идти приставным шагом, ползти; развивать быстроту реакции, ловкость, смелость.

Игроки становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу приставным шагом, на каждый шаг говорят : «Огонь –дракон, уходи вон!»

Спящий Дракон лежит в центре круга. Когда Дракон встаёт, выпрямляется и машет на уровне груди алыми лентами («язычками пламени» , игроки разбегаются.

ДРАКОН : Язычки огня всё ближе, ближе

Нагибайтесь ниже, ниже!

Все игроки увёртываются, наклоняются низко, ползут, чтобы водящий их не задел.

Те, кого не задел, возвращаются в круг.

Вода и огонь.

Цели : развивать быстроту реакции, ловкость, внимание, координацию движений; формировать чувство дружбы.

На расстоянии 10 метров друг от друга чертятся две линии. У одной линии выстраиваются девочки (Вода, у другой – мальчики (Огонь, ведущий между ними.

По команде «Огонь!» мальчики ловят девочек, по команде «Вода» девочки ловят мальчиков (тушат пожар ) . Осаленные переходят в команду противника.

Птички в беде.

Цели : развивать быстроту реакции, ловкость, ориентировку в пространстве; формировать чувство долга, сострадания к животному миру, желание оказывать помощь ближнему.

На площадке чертится несколько кругов, в них гнёзда с птенчиками (детьми) . Выбирается злой Огонь, который бродит по лесам, полям, лугам, разбрасывает искры пламени (красные ленточки) и начинает пожары . Задача остальных играющих - поймать на лету ленточки – искры, чтобы они не попали в гнёзда, и спасти птенчиков от беды. Игра считается законченной когда все ленточки- искорки потушены.

Кто быстрее потушит пожар .

Цели : развивать быстроту реакции, ловкость, внимание; совершенствовать координацию движений.

По кругу расставляются стулья, на которых находится по одному огнетушителю (предмету – заменителю) .

Количество стульев на один меньше, чем участников игры . Все идут по кругу под музыку. По сигналу каждый должен взять огнетушитель в руки. Количество стульчиков и огнетушителей уменьшается до тех пор, пока не выявится победитель.

Хозяин озера

Цели : развивать ловкость, быстроту реакции, внимание, смелость, умение доводить начатое дело до конца, преодолевать психические зажимы, неуверенность в себе.

На расстоянии 10 – 15 метров от «озера» чертится линия, вдоль которой выстраиваются игроки. По сигналу водящего игроки бегут к озеру с воображаемыми или настоящими вёдрами. За линией находится хозяин озера, который не хочет, чтобы убывала вода. Игроки должны коснуться линии и набрать воды, чтобы потушить пожар (в условном месте) . Только когда хозяин спит можно зачерпнуть воды.

Водящий считает до пяти.

Злой хозяин начинает засыпать (он закрывает лицо руками, ложится спать на дно озера) . В этот момент неожиданно просыпается хозяин и ловит нерасторопных, зазевавшихся. Игра продолжается до тех пор, пока не будут пойманы все игроки и не переселятся в жилище хозяина озера.

Здесь представлены созданные своими руками дидактические материалы, развивающие игры и наглядные пособия, призванные проиллюстрировать детям основные правила пожарной безопасности, закрепить необходимые знания и умения в данной сфере.

Посмотрите, как Ваши коллеги изготовили макеты пожарного щита и автомобиля; лэпбуки и папки-передвижки о профессии пожарного и о том, как уберечься от огня. А также: агитационные плакаты; настольные игры в формате лото, домино, «ходилок»; книжки-самоделки; макеты, модели и масштабные копии различных зданий, пожарной части и т.п.

Хорошие средства для того, чтобы сделать усвоение знаний по пожарной безопасности эффективным.

Содержится в разделах:
Включает в себя разделы:

Показаны публикации 1-10 из 263 .
Все разделы | Пожарная безопасность. Пособия, дидактические игры, макеты

Фотоотчет макетов «Пожарная каланча » , «Зоопарк» в старшей группе. Дети нашей группы часто посещают зоопарк, гуляют в центре города и любуются достопримечательностью города «Пожарная каланча » . И мы с детьми решили, что в нашей группе должны быть макеты этих мест . Для макетов мы...

Макет «Пожарный щит » Цели и задачи : 1) познакомить детей с первичными средствами пожаротушения и правилами их использования; 2) приучать детей быть наблюдательными и внимательными; 3) прививать навыки безопасного обращения с бытовыми приборами и правильного поведения в случае...

Пожарная безопасность. Пособия, дидактические игры, макеты - Макет «Пожарный щит»

Публикация «Макет «Пожарный...»
Очень давно люди научились добывать огонь. И сегодня без него не обойтись. Как справиться с огнем? Что может помочь в трудную минуту из подручных средств? И для чего нужен пожарный щит? Для нас, взрослых, это кажется известным и знакомым. Но наши дети не всегда могут увидеть...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»


В начале учебного года в моем объединении «Умелые руки» был объявлен конкурс на лучший лепбук. Тему лепбука дети выбирали по своему желанию. Представляю вашему вниманию лучший лепбук на тему «Пожарная безопасность», который сделала моя воспитанница под руководством своего папы,...

Назначение лэпбука (цель) : - обучение детей дошкольного возраста правилам пожарной безопасности. Задачи: - познакомить детей с работой пожарного, дать представление о его снаряжении; - познакомить с понятием "пожарный щит", его назначением; - помочь запомнить, какие предметы...

Презентация «Лэпбук для детей младшего и среднего возраста «Пожарная безопасность» Методическое пособие по правилам пожарной безопасности детей младшего и среднего возраста. «Пожарная безопасность» Автор: Нехорошкова Дарья Владимировна. Воспитатель детского сада № 7 МАДОУ «Радость» г. Нижний Тагил Все материалы «лэпбука» соответствуют определенной теме и несут...

Пожарная безопасность. Пособия, дидактические игры, макеты - Фотоотчёт по изготовлению мини-лэпбука «Азбука пожарной безопасности для дошкольников» с детьми старшей группы


Мини - лэпбук "Азбука пожарной безопасности для дошкольников". Профилактика по пожарной безопасности, с детьми должна начинаться с самого раннего детства и конечно же родителями. Дети любознательны, им хочется всё узнать и самим всё испытать. И, конечно, в первую очередь детей...


Проект старшей группы «Радуга» «Ни ночью, ни днем не балуйтесь с огнем!» Использование макета при ознакомлении детей с правилами пожарной безопасности. В современном мире никто не застрахован от пожаров. Особую тревогу испытываем мы – взрослые за детей. Именно пожары часто...

1. «Готовность 01»

Ведущий:

Если в комнате у вас слезы катятся из глаз,

Так как дым клубами вьется и огонь жует палас –

Нужно мужество найти к телефону подойти.

Постараться вспомнить цифры от ноля до девяти.

Смело трубку в руки взять, 01 суметь набрать.

Дети делятся на 2 команды. На другой стороне зала 2 стула с листочками и маркером, нужно добежать до «телефона», написать маркером 01, вызвать пожарных. Кто быстрее справится с заданием тот и победил.

2. Игра «Огонь-вода»

Дети с красной ленточкой – это огонь, с синей ленточкой – это вода. Ленточки прикреплены к поясу детей таким образом, чтобы их можно было легко выдернуть. Дети с синей ленточкой должны собрать все красные, изображающие огонь, т.е. «потушить» огонь. Играем 1-2 раза.

Ведущий. Огонь приносит людям тепло, радость, но иногда он может стать опасным и жестоким врагом. На пути огня встают смелые и умные, быстрые и находчивые люди – пожарные. Они борются с огнем. На пути пожарного встречается много препятствий, прежде чем он доберется до пострадавшего, иногда в огне оказываются не только люди, но и их преданные животные. Сейчас мы с вами будем спасать этих животных. Будем сами – пожарными!

3. Эстафета «Пожарная тревога»

В игре участвуют 2 команды по 5 человек от каждого класса. Дети встают в шеренгу. Нужно, преодолев препятствия, спасти животного и отнести его в больницу.

Стоят 2 стула с одной и с другой стороны. На одном стуле красная ткань (это - огонь), на втором стуле – белая ткань с красным крестом (это больница).

4. Эстафета «Тушение пожара»

В руках у впереди стоящего ребенка каждой команды ведро с «водой» (в качестве воды внутри ведерка приклеена мишура голубого и белого цветов). Он должен пробежать между кеглями, пролезть в «окно» (обруч), преодолеть расстояние, перешагивая через предметы, «вылить воду» и вернуться бегом обратно. Те же самые действия выполняет следующий игрок.

5. Эстафета «Задымленный коридор»

Участники каждой команды выстраиваются перед своим туннелем (туннель сделан из гимнастических барьеров), по очереди ползут по нему, затем бегом возвращаются назад.

6. Игра «Два сапога – пара»

Связывают ноги (левая нога одного игрока, правая другого). Взявшись за руки, допрыгать до финиша. На пожаре очень важно умение работать дружно и сообща.

7. Игра «После пожара»

От каждой команды выбирается два игрока.

Они садятся на стульчики и берут в руки катушку, к которой одним концом прикреплен шнур. По команде играющие начинают наматывать шнур. Побеждает тот, кто закончит первым.

Игру можно повторить несколько раз – с участием других членов команд.

Ведущий:

Труд пожарного в почете,

Опасней дела не найдете.

Пожарных мы за доблесть чтим,

За смелость их благодарим!

Чтоб никого не огорчать,

Будем правило мы знать:

Ночью темной, светлым днем

Осторожен будь с огнем!

Подведение итогов. Нам пришел приказ: «За мужество и героизм, находчивость в борьбе с огнем, за знание и умение выходить из трудных ситуаций объявить благодарность учащимся всех классов». Спасибо.

Дидактическая игра: «Доскажи словечко»

Цель: закреплять знания о мерах предотвращения пожара. Развивать словарь, внимание, память.

Ход игры :

Воспитатель вместе с детьми встаёт вкруг, передаёт красный мяч ребёнку который должен закончит стихотворную строку.

Где с огнём беспечны люди,

Там взовьётся в небе шар,

Там всегда грозить нам будет

Злой…….(пожар)

Раз, .два, три, четыре.

У кого пожар в …..(квартире)

Дым столбом поднялся вдруг.

Кто не выключил…..(утюг)

Красный отблеск побежал.

Кто со спичками……(играл)

Стол и шкаф сгорели разом.

Кто сушил бельё над …(газом)

Пламя прыгнуло в листву.

Кто у дому жог…(траву0

Кто в огонь бросал при этом

Не знакомые …(предметы)

Помни каждый гражданин:

Этот номер:….(01)

Дым увидел- не зевай.

И пожарных ….(вызывай)