Интересные факты и истории о самолетах. Интересное в сети

Летаете ли вы на самолете один раз в год или раз в неделю, наверняка есть еще многое, чего вы еще не знаете о полетах.

Кислорода в маске хватает примерно на 15 минут

В случае разгерметизации салона самолета с потолка упадут кислородные маски, которые пассажирам необходимо будет надеть. Кислорода в масках хватает примерно на 12-15 минут. Не волнуйтесь, этого достаточно, чтобы пилот успел совершить спуск на безопасную высоту.
Важно как можно скорее надеть маску на нос и рот, так как у вас есть лишь 30 секунд до того, как давление в салоне упадет до критического уровня.

Умереть в полете технически невозможно

Хотя летный экипаж проходит специальное обучение и умеет оказывать первую медицинскую помощь, а некоторые даже прошли подготовку по базовой реанимации, большинство самолетов не имеют на борту сотрудников, которые обладают необходимой квалификацией констатировать смерть.
Это означает, что технически смерть не может быть зафиксирована во время полета в юридическом смысле, объявить человека мертвым можно лишь после приземления.

Туалет в самолете можно разблокировать снаружи

Санузлы самолета – лишь иллюзия невмешательства в вашу частную жизнь. Можно открыть двери снаружи, воспользовавшись внешним механизмом, открывающим замок, который обычно скрывается под надписью «Не курить» на двери.
Хотя это может показаться странным, туалеты разблокируются снаружи по соображениям безопасности.

Лучше не пить воду в самолете

Даже если вы не боитесь микробов, вам следует подумать дважды, прежде чем заказывать чай или кофе в самолете. В питьевой воде, которая находится в баках самолетов, иногда находят потенциально вредные бактерии группы кишечной палочки.
Хотя специальные службы требуют, чтобы на самолете раз в год проверяли чистоту контейнера, в котором хранится вода, большинство стюардесс советуют не пить воду оттуда, а также чай и кофе, заваренные на этой воде. Речь идет об обычной не бутилированной воде.

Вы можете попросить целую баночку газировки

В самолетах некоторых авиалиний стюардессы разливают газировку и сок из обычной банки в пластиковый стаканчик меньшего объема. Но чаще всего вы можете просто попросить, чтобы вам дали целую банку. В девяти случаях из десяти стюардессы с радостью соглашаются это сделать, не требуя дополнительную плату.

Командир самолета обладает серьезными полномочиями

Согласно установленным правилам, как только убирается трап и закрываются двери, командир экипажа получает практически неограниченную власть.
Он может взять пассажира под арест, составить завещание, наложить штраф и не пустить на борт пассажира, который выглядит больным.

Ваш посадочный талон содержит много скрытой информации

Бо̀льшая часть текста на вашем посадочном талоне, вероятно, на первый взгляд не имеет для вас большого смысла, но на самом деле он содержит в себе массу интересной и важной информации.
Первые две буквы перед номером рейса указывают на название авиакомпании. Числа, составляющие номер вашего рейса - это ключ к тому, в каком направлении вы полетите - рейсы с нечетным номером летят на юг, а рейсы с четным номером - на запад.
Между тем шестисимвольный сегмент в вашем посадочном талоне - это информация о бронировании или запись регистрации пассажира. Этот маленький код может быть использован онлайн, для того чтобы найти все от вашего места назначения до вашего возраста и информации о кредитной карте.

Нет ничего грязнее в самолете, чем откидные столики

Подносные столики обычно моют только один раз в день, когда самолет остается в аэропорту на ночь.
Рекомендуется брать с собой влажные салфетки, чтобы протирать ими поверхность, так как пассажиры кашляют, чихают, и микробы оседают на столиках. Кое-кто даже умудряется менять использованные подгузники на этих столиках.
Иногда чем больше знаешь, тем меньше наслаждаешься полетом.

Первый коммерческий пассажирский авиарейс был совершен в 1914 году.

К сведению, предлагать питание в самолете впервые начали только через 5 лет. Это была авиакомпания Хендли Пейдж Транспорт", она предложили питание на борту,-"в 1919 году. К стати, в этом же году появился самолёт с туалетной комнатой.

Первое в мире регулярное воздушное сообщение было обеспечено по маршруту:Париж-Лондон, в 1919 году. Билет на этот рейс стоил 21 фунт стерлингов, время в пути в одну сторону занимало -2ч.30 мин. Пассажиров на борту только четверо.

Первый самолет который был уничтожен в бою при помощи тарана, - австрийский двухместный аэроплан в 1914 году. Таран был осуществлён штабс-капитаном русской армии Петром Нестеровым. Оба пилота при этом погибли.

Нестеров вошел в историю ещё и как пилот, первым выполнивший фигу высшего пилотажа - "мертвую петлю". Он же стал первым русским летчиком, погибшим в бою.

Наибольшее количество сбитых самолетов в мире достиг летчик-истребитель - майор Э. Хартманн (Германия), сумевший сбить 352 самолета противника. В мае 1945 года, находясь в Чехословакии, он сдался в плен американцам.

Первые места по числу сбитых самолетов в ходе второй мировой войны также занимают майор В.Новотны (Австрия) - 258 сбитых самолетов, мичман Х.Нисизава (Япония) - 103, капитан Э.Юутуалайнен (Финляндия) -94, гвардии полковник И.Кожедуб (СССР)-62.

И.Кожедуб

Самой результативной среди женщин летчицей Второй мировой войны была гвардии лейтенант Лидия Владимировна Литвяк (русская). В 89 воздушных боях она сбила лично 12 и в составе группы 4 самолёта противника.


Самая большая единовременная потеря самолетов была понесена СССР 22 июня 1941 года. За один день СССР лишился 1 811 самолетов, при этом из них 1 489 были уничтожены на земле.


В немецком бомбардировщике времён Второй Мировой войны Юнкерс Ю-87 была установлена сирена, которая приводилась в действие потоком набегавшего воздуха и срабатывала во время пикирования. Громкий вой этой системы предназначался для психологического воздействия на солдат противника.


По статистике, три человека из каждых ста человек страдают аэро-фобией — то есть паническим страхом перед полётами на самолетах. К сожалению, без использования самолетов очень сложно побывать в очень многих уголках земного шара.

Для тех кто не боится летать, но хотел бы этому научиться - полет в аэротрубе . Это позволит Вам ощутить состояние свободного полёта!

Наибольшая высота, на которую смог подняться самолет это 37 650 м. В 1977 году ее достиг советский летчик на самолете МиГ-25. Это абсолютный рекорд высоты для самолетов с реактивными двигателями.


Советскому самолёту МиГ-25 принадлежат многие непобитые мировые рекорды. Так максимальная скорость, до которой может разогнаться МиГ-25 остаётся белым пятном в описании его ТТХ (Тактико-Технические Характеристики). При эксплуатации скорость была ограничивалась 3000 км/ч, при достижении которых летчику предписывалось срочно принять меры к пресечению дальнейшего роста скорости полёта, что было весьма важным моментом, поскольку тяга двигателей МиГ-25 при достижении М 2.83 резко возрастала и дальнейший разгон происходил чрезвычайно стремительно.


Абсолютный рекорд скорости горизонтального полёта на высотной базе и скорости на замкнутом 1000-км маршруте установлен - американским стратегическим разведчиком SR-71 (известным как Чёрный дрозд”) - вторым по предельной скорости самолётом в XX веке.


Наибольшая высота, с которой человек падал на землю и умудрился остаться в живых это -10 км 160 м. Это произошло при авиакатастрофе в 1972 году. Югославский самолет "Дуглас-9" взорвался пролетая над Чехословакией. Стюардессе В.Вулович из Югославии удалось выжить и установить этот печальный рекорд. В 1985 году она с этим “рекордом” попала в книгу рекордов Гиннесса.


Самым затяжным прыжком с парашютом стал прыжок продолжительностью - 40 мин. В течении этого времени подполковник корпуса морской пехоты США У Ранкин, катапультировавшись с высоты 14 326 метров, находился в свободном полете (мощные восходящие потоки воздуха раз за разом не давали ему опуститься на землю). это случилось в 1959 году.


По результатам опроса на вопрос: “Что вас больше всего раздражает при полете в самолете?” 78% ответили, что не могут выносить постукивание соседа сзади о спинку своего сидения. А 69% раздражаются, когда сосед спереди начинает опускать спинку кресла.

Все пилоты, выполняющие международные рейсы разговаривают с диспетчером только на английском языке.

Пилот: - Доброе утро, Братислава.
Вышка: - Доброе утро. К Вашему сведению, говорит Вена.
Пилот: - Я захожу на посадку в Братиславу.
Вышка: - Здесь действительно Вена.
Пилот: - Вена?
Вышка: - Да
Пилот: - Но почему? Нам нужно в Братиславу.
Вышка: - О"кей! Тогда прекращайте заход на посадку и летите влево

Черный ящик на самом деле не имеет форму ящика. Он выглядит как шар. И он вовсе не черный. Обычно он красного или оранжевого цвета, чтобы его было легче найти на месте аварии.

В год вылетает свыше 10 миллионов рейсов

Длина полета (самого их первого) братьев Райт меньше чем размах крыльев самолета Боинг - 747.


Самое большое число пассажиров, перевезенных на гражданском самолете за один рейс зафиксировано в количестве - 1087 человек. Это произошло на «Боинге 747″ при срочной эвакуации беженцев из Эфиопии в 1991 году. Для достижения такого результата Были демонтированы все служебные отсеки и туалеты. При поднятых подлокотниках на четырех креслах умещалось по 6 человек. К сведению, за время полета на борту родилось 3 младенца.

85% авиакатастроф приходится на страны «третьего» мира. Наиболее неблагополучными регионами остаются Африка, некоторые страны Азии (Индонезия) и Латинская Америка. Ряд авиакомпаний из этих стран включены в «черный список» ЕС, и им запрещено осуществлять перевозки в воздушном пространстве стран Евросоюза.


Самый большой самолет в мире Ан-225 «Мрія» (в переводе с украинского “Мечта”, а по натовской классификации “Козак”) - транспортный реактивный самолёт сверхбольшой грузоподъёмности разработки ОКБ им. О. К. Антонова.


Причиной постройки Ан-225 послужила необходимость создания авиационной транспортной системы для проекта космического корабля «Буран» многоразового использования. предполагалось использование Ан-225 в качестве первой ступени системы воздушного старта космического корабля, что требовало от самолёта грузоподъёмности не менее 250 тонн Его взлетный вес (вес всего самолета вместе с грузом и топливом) — 640 тонн.


Для тех кто считает, что самый большой самолет в мире это А380 сообщаю, что Максимальная взлётная масса у А380 — 560 тонн.


Самый популярный самолет в мире-Ан-2 (был сконструирован и построен в СССР). Первый полет-осуществлён в 1947году. С тех пор в СССР построено свыше 5 тыс. этих машин, в Польше-12 тысяч, в Китае-1 тыс.


Каждый день хотя бы в один самолет попадает молния. Со времен пятидесятых годов прошлого века самолеты снабжены громоотводом.

Интересный факт №1: Самолет – самое безопасное средство передвижения.

Интересный факт №2: Самой старой авиакомпанией в мире считается голландская KLM, которая была основана седьмого октября 1919 года.

Интересный факт №3: Первой стюардессой на борту самолета стала американка Эллен Черч. Девушка была по образованию медсестрой и имела лицензию на управление самолетом. Когда в 1930-м году она подала заявление о приеме на работу в авиакомпанию «Boeing Air Transit», там с радостью откликнулись. Девушка, кроме прямых обязанностей, заправляла баки топливом, носила багаж, заводила часы в кабине пилота, била мух и т.д.

Интересный факт №4: До этого, два года в самолетах работали только мужчины-бортпроводники (стюарды), причем, только на немецких самолетах.

Интересный факт №5: Более полувека тому назад, стоимость авиабилета была минимум на порядок выше, чем сейчас. То есть, переведя в реальное время, например, авиабилеты Москва-Рим обошлись бы вам не в 6 тысяч рублей, а минимум все шестьдесят.

Интересный факт №6: Каждый аэропорт, согласно правилам системы международной авиации, имеет трехбуквенный код на латинице. В России этот код на кириллице. Уфа – единственный аэропорт, чье название и в международной и в российской системах звучит одинаково: УФА – UFA.

Интересный факт №7: Первый коммерческий пассажирский авиарейс состоялся 99 лет тому назад. Конечно, тогда купить авиабилеты еще не было всем доступной опцией и право лететь решалось закулисно.

Интересный факт №8: Более забавная история с Копенгагеном и Саранском. У этих двух аэропортов одинаковые буквы кода. Только у Копенгагена они на латинице, а у Саранска на кириллице – СРН.

Интересный факт №9: В большинстве пассажирских самолетов западных авиакомпаний отсутствует тринадцатый ряд.

Интересный факт №10: Часть акций авиакомпании «British Airways» принадлежит Англиканской церкви.

Интересный факт №11: Ученые утверждают, что шум двигателей самолетов изменяет вкусовые ощущения от еды. Она кажется более хрустящей, но менее соленой и сладкой.

Интересный факт №12: В аэропорту южнокорейского города Инчхон вы не найдете 4, 13 и 44 выхода. С числом 13 все понятно, а 4 созвучно слову смерть.

Интересный факт №13: По итогам опроса более чем 70 тысяч респондентов в мае прошлого года, выяснилось, что авиакомпания «Scandinavian Airlines» является наиболее предпочтительной среди геев и лесбиянок.

Интересный факт №14: По статистике, для того, чтобы практически гарантированно попасть на самолет, который потерпит крушение, человеку необходимо в течение 13 лет ежедневно летать, при этом, шанс остаться в живых составляет 10 к одному. То есть, лишь один из десяти станет трагическим.

Интересный факт №15: Каждый тридцать третий пассажир страдает аэрофобией.

Интересный факт №16: Самым раздражающим фактором во время полета для пассажиров является стук соседа сзади по спинке кресла.

Интересный факт №17: Пилоты, летающие на международных авиарейсах, общаются с диспетчерами только на английском языке.

Интересный факт №18: Наибольшее количество аэропортов расположено на территории США – более 14 с половиной тысяч.

Самолёты Lockheed SR-71 Blackbird, введённые в эксплуатацию в 1966 году, более чем на 90% состояли из титана. Соединённые Штаты в то время не имели достаточных запасов титановых руд для постройки этих машин и организовали их закупку в СССР через сеть подставных фирм в странах третьего мира.

Примечательно, что значительная часть разведывательных полётов SR-71 проходила над территорией Советского Союза на Кольском полуострове.

Бумажная или тканевая салфетка, помещаемая на верхнюю часть кресел самолётов, поездов и автобусов, имеет название - антимакасар. Оно происходит от масла макасар на основе пальмового или кокосового масла, которым мужчины в викторианской Англии укладывали причёски. По мере распространения моды на эту мазь хозяйки домов стали накрывать кресла и диваны кусками моющейся ткани, чтобы не маралась обивка мебели. Вскоре антимакасары появились в театрах, а затем и в общественном транспорте.

В 1956 году пилот американского сверхзвукового истребителя F-11 «Тайгер» Том Этридж отправился в испытательный полёт. Его заданием было набрать высоту 6 км и начать снижение, затем дать залп из орудий на отметке 4 км и повторить залп на высоте 2 км. Спустя несколько секунд после второго выстрела Этридж ощутил удар, ещё через некоторое время двигатели отключились, однако пилот уже подлетал к аэродрому и сумел совершить аварийную посадку и выжить. Расследование инцидента выявило, что в самолёт попали его же пули, выпущенные в первом залпе.

3 июля 1988 года американский ракетный крейсер «Vincennes» сбил иранский пассажирский лайнер Airbus, когда тот летел над Персидским заливом в территориальных водах Ирана. Все 290 человек на борту погибли. Правительство США позже заявило, что экипаж крейсера ошибочно распознал самолёт как военный истребитель, который к тому же не отвечал на запросы, и не извинилось за инцидент. Джордж Буш-старший, бывший тогда вице-президентом и баллотировавшийся на пост президента, неоднократно говорил на встречах с избирателями: «Я никогда не буду извиняться за Соединённые Штаты Америки, несмотря ни на какие факты».

Британский самолёт Sea Harrier, в настоящее время уже снятый с вооружения армии Соединённого Королевства, обладал возможностью вертикального взлёта и посадки. В 1983 году это свойство помогло пилоту Иану Ватсону в критической ситуации. Во время учебного полёта Ватсон потерял связь с авианосцем, однако обнаружил с помощью радара другое судно. Им оказался испанский грузовой корабль, и пилот, видя почти полное исчерпание запасов горючего, удачно приземлился на контейнеры.

Вступив во Вторую Мировую войну, американцы столкнулись с проблемой тренировки пилотов для боевых действий на Тихом океане. Отрабатывать взлёт и посадку на авианосцы в открытом океане было опасно из-за угрозы со стороны немецких подлодок, поэтому лётчиков было решено тренировать на Великих озёрах, для чего военные переоборудовали два парохода. В общей сложности подготовку получили около 18 000 пилотов, однако в ходе учений до 300 самолётов было потеряно из-за аварий. Почти все они до сих пор лежат на дне Великих озёр.

На бортовых самописцах, более известных как «чёрные ящики», обычно размещена надпись: «Flight Recorder; Do Not Open» («Бортовой самописец; Не открывать»). Когда в 2010 году умер австралиец Дэвид Уоррен, изобретатель этого устройства, к его гробу прикрепили табличку: «Flight Recorder Inventor; Do Not Open».

В 2010 в Демократической Республике Конго разбился самолёт Let L-410 чешского производства, 20 человек погибли. Единственный оставшийся в живых человек рассказал причину катастрофы: один из пассажиров решил провезти в большой сумке крокодила, который выбрался из неё вскоре после взлёта. Все пассажиры вместе со стюардессой в панике устремились по направлению к кабине пилота, в результате чего самолёт потерял баланс и рухнул на землю. Виновнику аварии крокодилу удалось выжить.

Когда немцы стали массово атаковать Англию крылатыми ракетами Фау-1, британская авиация пыталась активно противодействовать новому оружию. Немало ракет было сбито выстрелами истребителей, но некоторые лётчики применяли альтернативный метод, которому дали название «coup de wing». Пилот подлетал вплотную к летящей ракете и помещал крыло своего самолёта под короткое крыло Фау-1 и ловким движением переворачивал ракету, отчего та теряла стабильность полёта и падала вниз. Этот манёвр совершали над морем или безлюдной местностью, таким образом, взрыв ракеты не причинял никакого вреда.

В 1940 году в небе над Австралией столкнулись два патрульных самолёта Avro Anson. Авария не привела к взрыву - самолёты просто сцепились друг с другом. Пилот и двое штурманов нижнего Ансона сразу выпрыгнули с парашютами, однако пилот верхнего Леонард Фуллер обнаружил, что по-прежнему может управлять машиной даже с таким балластом, тем более что двигатель нижнего самолёта продолжал работать. В результате пилот совершил успешную аварийную посадку в поле, причём оба Ансона впоследствии были отремонтированы и вернулись на вооружение.

Недалеко от входа в аэропорт Стокгольм-Арланда расположен хостел, который является ничем иным, как списанным лайнером Boeing-747. На борту Jumbohostel оборудованы 27 комнат по 3 кровати в каждом с удобствами «на этаже», а также более дорогой номер в бывшей кабине пилотов с удобствами внутри номера.

Грузовая компания FedEx Express оперирует самым большим в мире парком грузовых самолётов - на сегодняшний день их более 650. Чтобы оперативно реагировать на возникающие сверхнормативные потребности в транспортировке, FedEx постоянно держит в воздухе несколько пустых самолётов.

4 июля 1989 года 19-летний бельгиец Вим Деларе погиб после того, как на его ферму посреди белого дня упал советский истребитель. МиГ-23 взлетел с аэродрома в Польше, вскоре на борту произошла внештатная ситуация, которую лётчик воспринял как отключение двигателя и катапультировался. Сразу после этого двигатель снова начал набирать обороты, самолёт прекратил снижение, улетев в сторону ГДР и упав только в Бельгии из-за того, что закончилось топливо.

Советский сверхзвуковой бомбардировщик Т-4 разрабатывался как эффективное оружие против американских авианосцев. При полёте на высоте до 24 км он мог развивать скорость 3000 км/ч, чтобы радиолокационные станции противника не успевали навести на самолёт зенитную ракету. Такие технические требования потребовали от конструкторов нескольких неординарных решений, среди которых - отклоняемая носовая часть. На предельных высотах и скоростях носовая часть поднималась для уменьшения сопротивления, и пилот мог управлять самолётом только по приборам, но при взлёте и посадке нос отклонялся и предоставлял обзор. А на случай аварийного отказа носовой части Т-4 был снабжён выдвигающимся вверх над кабиной пилота перископом.

В 1930-х в Советском Союзе существовал проект создания летающей подводной лодки, который не был завершён. Американцы в 1960-х годах продвинулись дальше: был построен реально работающий самолёт, способный сначала сесть на воду, а затем погрузиться в неё. Скорость его полёта в воздухе составляла 130 км/ч, скорость хода под водой - 8 узлов. Правда, в конструкции не была предусмотрена возможность снова взлетать из подводного положения. По задумке военных, такие аппараты могли пригодиться в ходе возможной войны против СССР, неожиданно атакуя корабли в акваториях Чёрного, Азовского и Каспийского морей.

Авианосцы - это не только надводные морские суда. Существовали проекты авианосцев-субмарин, особенно преуспели в их создании японцы во время Второй Мировой войны - взлёт самолётов происходил из надводного положения судна. Именно с одной из таких субмарин японцы произвели единственную за время войны бомбардировку континентальной части США. Другой необычный тип - это воздушный авианосец, то есть самолёт, несущий другие самолёты. Они использовались в Первой Мировой войне немцами, во Второй Мировой - советскими и японскими войсками (у последних несомые самолёты доставляли к цели камикадзе). Кроме того, у американцев в 1930-е годы было два авианесущих дирижабля. Воздушные авианосцы утратили актуальность по мере развития самолётов-дозаправщиков.

Характерный щелчок после взмаха кнутом обусловлен тем, что его кончик движется со сверхзвуковой скоростью. Аналогичный эффект происходит, когда со скоростью больше скорости звука летит самолёт: от созданной им ударной волны наблюдатель может услышать громкий звук, похожий на взрыв. Однако именно кнут можно признать первым изобретением человека, преодолевшим звуковой барьер.

После военного конфликта 1982 года между Англией и Аргентиной появилась история о пингвинах Фолклендских островов, которые падают на спину от задирания головы на летящие низко самолёты или вертолёты и не в силах подняться обратно на ноги. С течением времени слух обрастал деталями, включая появление новой профессии под названием «переворачиватель пингвинов» - специального военнослужащего, который спасает опрокинутых птиц от умирания. Опасения общественности стали настолько высоки, что в 2001 году группа британских учёных провела долговременное исследование в Антарктиде, в течение которого не зафиксировала ни одного случая падения пингвинов при приближении вертолёта.

Главный герой фильма «Человек дождя» сказал, что полетел бы только на самолётах австралийской компании Qantas, так как они ни разу не разбились. Это частично верно: аварии у этого перевозчика случались только до 1951 года и только на бипланах, а пассажирские лайнеры в аварии, которые повлекли бы смерть пассажиров, не попадали. Все авиакомпании, кроме Qantas, вырезали данную сцену из версии фильма для показа во время полёта.

Многие пассажиры самолётов вкус привычной еды воспринимают совершенно по-другому. Причиной этому служит шум полёта. При высоком уровне шума еда кажется менее солёной и сладкой, но при этом более хрустящей.

Рекордный размах крыльев - 98 метров - принадлежал американскому самолёту Хьюз H-4 Геркулес. Точнее, это была деревянная летающая лодка для транспорта грузов. Она была построена в ходе Второй Мировой войны, однако совершила всего один полёт на высоте 21 метр, после чего её отправили в музей.

Прозвище в честь легендарного корабля-призрака «Летучий голландец» получили многие нидерландские авиаконструкторы, спортсмены, музыканты. Но известен и «нелетучий голландец» - так прозвали футболиста Денниса Бергкампа из-за его аэрофобии. Выступая за «Арсенал», он наотрез отказывался летать на самолётах, из-за чего вынужденно пропускал важные еврокубковые матчи в континентальной части Европы.

В немецком бомбардировщике времён Второй Мировой войны Юнкерс Ю-87 была предусмотрена сирена, которая приводилась в действие потоком набегавшего воздуха. Она громко выла во время пикирования и предназначалась для психологического воздействия на противника, а также для определения скорости пикирования по тону звука без необходимости смотреть на приборы.

Слово «самолёт» существовало задолго до появлении авиации. Например, словарь Брокгауза и Ефрона 1903-го года выпуска так описывает взятие войсками Петра I крепости Нотебург: «... флотилия блокировала её со стороны Ладожского озера; на самолёте устроена связь между обоими берегами Невы». Здесь под словом самолёт имеется ввиду самоходный паром, движимый силой речной струи. В этой же энциклопедии есть другое толкование: самолёт - ручной ткацкий станок с приспособлением для более удобной перекидки челнока. Наконец, так называли волшебные летающие предметы из сказок, например, ковёр-самолёт.

В 1960-70-х годах в СССР разрабатывалась авиационно-космическая система «Спираль», состоящая из орбитального самолёта, который должен был выводиться в космос гиперзвуковым самолётом-разгонщиком, а затем ракетной ступенью на орбиту. Для испытаний был сконструирован аналог орбитального самолёта, оборудованный шасси с лыжно-тарельчатыми опорами. Однажды во время испытаний тяги двигателей было недостаточно, чтобы сдвинуть с места эти лыжи по грунтовой полосе. Было решено пригнать два грузовика с арбузами, которые равномерно разбили на протяжении 70 метров. Это обеспечило необходимое скольжение и самолёт сумел тронуться с места и разогнаться.

Когда в 1903 году братья Райт изобрели первый самолет, они и представить не могли, что авиационная промышленность спустя 100 лет станет чрезвычайно прибыльным бизнесом. К тому же авиация сделала огромный рывок вперёд. Тогда как самолёт братьев Райт самолет пролетел всего около 35 метров, современной Boeing 787 может пролететь более 16 тысяч километров на одной заправке. В нашем обзоре малоизвестные и весьма любопытные факты об авиастроении.

Если на большой высоте внезапно откроется дверь в салон самолета, то это может привести к тому, что людей буквально "высосет" наружу из-за разности давлений в салоне и снаружи. Однако, в летящем самолете дверь открыть практически нереально, как раз из-за той же разницы давления.



Боинг 747 может перевозить около 230 000 литров топлива для реактивных двигателей, которое весит около 180 тонн.



Инверсионный след, который самолеты оставляют позади себя, состоит из водяного пара. Тонкий след говорит о том, что сейчас низкая влажность воздуха и ясная погода. А толстый, более длинный след может являться ранним признаком шторма.



По итогам исследования, проведенного "Популярной механикой", было установлено, что пассажиры, сидящие возле хвоста самолета, имеют на сорок процентов больше шансов выжить во время аварии, чем те, кто сидит в первых рядах.



Airbus A380, Boeing 787, ATR-600, а также самолеты Bombardier C Series используют менее трех литров топлива для реактивных двигателей на сто пассажирокилометров. Это соответствует эффективности большинства современных компактных автомобилей.



Воздух на самолетах фильтруется по той же технологии, что и у воздушных фильтров в больницах, поэтому он почти не содержит микробов.



Если самолет должен совершить аварийную посадку, то пилот может принять решение сбросить топливо из баков в крыльях. Хотя это случается не очень часто, подобное делается для того, чтобы уменьшить вес самолета. Топливо обычно испаряется, прежде чем достигнет земли.



Радары самолетов не могут обнаружить турбулентность. Турбулентность может образоваться как в ясную, безоблачную погоду, так и при плохой погоде.



FAA требует, чтобы из любого самолета можно было эвакуироваться за девяносто секунд. Подобный срок был установлен потому, что за полторы минуты пламя может поглотить весь самолет, а за четыре с половиной минуты самолет выгорает полностью.



Автопилот, как правило, включен в течение большей части полета. Компьютер может сделать более точные настройки, что приводит к снижению расхода топлива, за исключением турбулентности. Автопилот не используется, как правило, во время взлета и посадки, хотя такая возможность есть.



Большинству пилотов авиакомпании платят только за время, проведенное в воздухе, и не оплачивают время, затрачиваемое на то, чтобы добраться до аэропорта, на то, чтобы взять полетное задание, и время, затрачиваемое на ожидание очереди на взлет.



Грузовой реактивный самолет Ан-225 является самым крупным в мире самолетом. Он почти настолько же большой, как футбольное поле. Первоначально самолет был построен для транспортировки шаттлов.



Самый большой в мире пассажирский самолет - Airbus A380. Этот двухэтажный реактивный лайнер с четырьмя двигателями совершил свой первый полет 27 апреля 2005 года.



Boeing 767 засасывает в свои двигатели во время полета столько воздуха, что его хватило бы, чтобы заполнить дирижабль Good Year примерно за семь секунд. Материала, из которого сделано шасси реактивного самолета-заправщика Boeing KC-135 Stratotanker хватило бы, чтобы сделать сто автомобильных шин.



Самый маленький в мире реактивный самолет - BD-5 Micro. Его размах крыльев составляет от 4 до 6,5 метров, а весит самолет всего 160 кг.



Ртуть считается самой большой угрозой для любого самолета и по этой причине ее нельзя проносить на борт. Даже небольшое количество ртути может серьезно повредить алюминий, из которого сделано большинство самолетов. Самолеты, которые подвергаются воздействию ртути, как правило, помещают в карантин.



Самый быстрый самолет в мире - Lockheed SR-71. Этот сверхзвуковой разведчик удерживает рекорд скорости (3530 км/ч) в течение почти сорока лет.



Окна на диспетчерских вышках аэропортов должны быть под углом ровно пятнадцать градусов, чтобы уменьшить возможность бликов на стекле.