Использование, владение. Право юридических лиц постоянного (бессрочного) пользования земельным участком

Право постоянного пользования земельным участком


Введение

1. Общие положения о праве собственности на землю

1.1 Земельный участок как объект права собственности

2. Постоянное (бессрочное) пользование земельным участком

2.1 Основания приобретения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком

2.2 Владение и пользование землей на праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком

2.3 Переоформление права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в соответствии со ст. 216 ГК РФ отнесено к вещным правам.

В соответствии со ст. 268 право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется как гражданам, так и юридическим лицам. Однако в ЗК РФ закреплено, что гражданам земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования не предоставляются.

Данная тема является актуальной, так как право постоянного пользования земельным участком занимает не маловажное место в отношениях права собственности и других вещных правах на землю и возникают вопросы по предоставлению и по переоформлению права постоянного пользования земельным участком.

Целью данной работы мы поставили изучение общих положений о праве собственности, основания приобретения, владения и пользования землей на праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, а так же переоформление этого права.

Объектом курсовой работы выступает ограниченное вещное право, в частности право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.

При написании курсовой работы необходимо использовать кодексы РФ, законы РФ, постановления Правительства, иные нормативно-правовые акты, а также специальной юридической литературы и труды различных авторов.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.


1. Общие положения о праве собственности на землю

Земельный кодекс, принятый 25 апреля 1991 г., в своей большей части утративший силу, не может регулировать земельные отношения согласно нормам ГК, поскольку не отвечает его принципам. Чтобы исключить противоречие между этими актами, Вводный закон приостановил действие гл. 17 ГК о земле.

ГК РФ включил землю в число объектов гражданских прав (ст. ст. 129, 130, 164 ГК РФ). Приостановление действия гл. 17 ГК РФ не прекращает гражданский оборот земли, поскольку земля может отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой ее оборот допускается законами о земле (п. 3 ст. 129 ГК РФ). Гражданский оборот земли урегулирован второй частью ГК РФ, федеральными законами и указами Президента РФ .

В соответствии со ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной собственности. При этом они используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Это предопределяет особый правовой режим земли и других природных ресурсов как объектов права частной собственности. Помимо ГК, который регулирует частноправовые имущественные отношения по поводу данных объектов, правовой режим земли и других природных ресурсов устанавливается в отраслевом законодательстве, содержащем нормы публичного права (о территориальном зонировании, кадастровом учете земли и других природных ресурсов, их охране, целевом назначении, о порядке предоставления и изъятия этих объектов у собственников).

Объектами права частной собственности являются обособленные участки природных ресурсов, определенные на местности и имеющие четко обозначенные и удостоверенные соответствующими органами границы (земельные участки, в том числе участки лесного фонда, обособленные водные объекты). В отношении всех объектов недвижимости ведется государственный кадастровый учет. Кадастровый учет земельных участков ведется в соответствии с Федеральным законом от 2 января 2000 г. «О государственном земельном кадастре» Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости . Указанное Агентство должно также создать и вести единый государственный кадастр всех объектов недвижимости. Наряду с этим, кадастровый учет водных объектов ведется Федеральным агентством водных ресурсов .

Особенности правового режима собственности на земельные участки регулируются гл. 17 ГК РФ «Право собственности и другие вещные права на землю», Земельным кодексом, а также некоторыми другими актами земельного законодательства и законодательства об иных природных ресурсах .

Все земли в Российской Федерации делятся на определенные категории. По целевому назначению подразделяются на следующие категории:

1. земли сельскохозяйственного назначения;

2. земли населенных пунктов;

3. земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

4. земли особо охраняемых территорий и объектов;

5. земли лесного фонда;

6. земли водного фонда и земли запаса .

Для каждой из указанных категорий устанавливается особое целевое назначение, в соответствии с которым такие земли должны использоваться. В этой связи правовой режим земельных участков определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий. Собственники обязаны использовать земельные участки по целевому назначению. Пользование земельным участком допустимо лишь в пределах, определяемых его назначением (п. 2 ст. 260 ГК РФ).

Лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте.

На основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением (ст. 260 Гражданского кодекса РФ) .

Содержание права собственности на землю характеризуется традиционной триадой правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению своим имуществом, хотя в данной статье законодатель счел необходимым указать лишь на некоторые права собственника по распоряжению земельным участком, тогда как ст. 40 ЗК РФ дает примерный перечень прав на использование земельного участка: право использовать для собственных нужд общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, пруды, обводненные карьеры; возводить недвижимость; проводить мелиоративные работы, строить водные объекты и др.

Пределы осуществления собственником земельного участка своих правомочий определяются не только установленными для всех собственников общими требованиями (ст. ст. 209, 129 ГК РФ и др.), но также целевым назначением земель, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями земельного законодательства.

Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (ст. 77 Земельного кодекса РФ).

Землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.

Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам (ст. 83 Земельного кодекса РФ).

Землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (ст. 87 Земельного кодекса РФ)

Эта разновидность правового содержания отражается в его определении. Практически сразу же становится понятно, что правомочие пользования его владельцем, предоставляется ему на неограниченный во времени период. Причиной возникновения этой специфики права, является её исторический характер. В Советском Союзе – право постоянного (бессрочного) пользования, было единственной возможностью приобретения статуса землевладельца.

Впоследствии, в период перестроечных изменений, появилась возможность оформления этого вида земель в собственность . Естественно, что многие граждане воспользовались этой возможностью. В особенности те, в ком проявилась тенденция к приобретению собственности, идея которой активно популяризировалась.

Оформление этого вида имущественного права, в собственность, не представляло никакого труда. В принципе, это преимущество закреплено за землевладельцем, пользующимся своим участком, и сегодня.

Землепользователи, отказавшиеся от статуса землевладельца, и не проявившие инициативы оставляют за собой право бессрочно пользоваться землёй. Они индифферентны в отношении собственности. Более того, что у некоторых из них нет практически никаких документов, кроме тех, которые были выданы много лет назад, ещё при возникновении права пользования. Некоторые граждане, за давностью лет, утеряли даже то, что определяло их право на пользование, в своё время.

Категория этих лиц отличается пассивностью в попытке оформления земель не столько в силу своей принципиально пассивной жизненной позиции, а – в силу их неосведомлённости об алгоритме действий в сложившейся ситуации. Тем не менее, всё течёт и изменяется. Выросшие и повзрослевшие дети, и даже внуки, владельцев участка понимают, что земля – это ценность. Понимают они также и то, что для сохранения имущественных прав, их нужно подкреплять юридически правомочными действиями. .

Права лиц, оформивших участок в собственность и лиц, которые пользуются им бессрочно, значительно отличаются в пользу собственников. Современное законотворческое производство в области землепользования значительно отличается по основным признакам хозяйствования от того, что существовал при Советском Союзе, но выданные в этот период земельные участки, сохраняются за их владельцами. По сути, сфера применения существующего факта землепользования, стала более адекватной, сохранив в обновлённом качестве все позитивные черты социалистической лояльности.

В соответствии со статьёй 264 ГК РФ , пользование позволяет извлекать из земель полезные свойства или получать прибыль. На основании статьи 269 ГК РФ, они могут возводить на отведённых для пользования землях, жилые постройки. Но эта категория землепользователей не имеет статуса землевладельцев. Соответственно ей не позволено осуществление имущественных операций с землёй.

Если перед вами стоит дилемма оформления участка, не раздумывайте, так как это открывает перед вами новые горизонты беспрепятственного управления землёй в качестве имущества.

Субъект владения земельным участком – физическое или юридическое лицо, оформившее право владения собственностью. Оно обладает пакетом правоустанавливающих документов, которые определяют форму собственности. Кроме этого, оно обладает документами, устанавливающими право и юридическую силу законности прецедента владения, которое отражает это право в учётных кадастровых записях. Имеющаяся правовая база, позволяет осуществлять имущественные сделки с землёй.

Субъект постоянного (бессрочного) пользования земельным участком – физическое лицо, чьё право ограничивается лишь возможностью полноправного управления в отношении проводимых работ, путём участия в обработке, обслуживании земель, при сохранении всех надлежащих качеств верхнего плодородного слоя почвы. Взамен этого, пользование участком для него становится правомочным.

Субъект землепользования и субъект землевладения вступают в отношения с объектом – территорией расположения участка, он на предметном уровне выступает как конкретная часть земли, отграниченная от иных земель. Для субъекта пользования установлен определённый регламент, определяющий правила пользования. Нарушения, допускаемые при пользовании землями, могут стать .

В настоящее время, граждане, которые имеют право пользования землями бессрочно, продолжают его осуществлять в установленном законодательством, порядке. Юридические лица, полностью отстранены от этой возможности. Правительство и муниципалитет принимают меры по отчуждению от них, обозначенной формы имущественного права. Им предложена альтернатива, которая позволит не менее эффективно осуществлять свою деятельность, арендуя земли или приобретая их.

Земельный ресурс подлежит кадастровому учёту , который констатирует и подтверждает право пользования и распоряжения, со стороны хозяйствующего субъекта. В сложившихся условиях, в постоянное (пожизненного) пользование разрешено предоставление земель для нужд:

  1. Государственным и муниципальным учреждениям.
  2. Федеральным казённым предприятиям.
  3. Органам государственной власти.
  4. Органам местного самоуправления.

Муниципалитеты предпочитают передавать землю в аренду, в соответствии с чем, оплата за предоставление участка значительно выше, кроме того – она поступает в фонд хозяйствующего субъекта. Но существуют определённые категории земель, не привлекательные для арендаторов. За более высокую плату они предпочитают получить в пользование земли более высокого качества, в плане эффективности их использования, близости расположения к жилым территориям.

Хозяйствующий субъект, однако, заинтересован в том, чтобы все земли, вверенные ему государством, имели надлежащий уход . Это адекватный мотив для получения земли. Право постоянного (бессрочного) пользования участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, представляется на основании решения уполномоченного государственного или муниципального органа, в соответствии со статьёй 29 ЗК РФ.

Если вас интересует факт приобретения участка в пользование на обозначенном основании, не поленитесь обратиться в муниципалитет с запросом. Его обязательно рассмотрят и представят вам принятое мотивированное заключение.

Как было рассмотрено ранее, хозяйствующий субъект единолично решает вопрос о праве пользования землями. Он имеет право, но не обязан предоставлять участки. Соответственно, вам имеют право отказать.

Отказать могут на основании мотивированного заключения , где будут указаны причины отказа. Прочитав их, у вас может появиться возможность исправить недочёты в заявленном запросе о предоставлении земли и обратиться в следующий раз, исправив причины отказа. Тем не менее, в некоторых случаях, вам могут отказать категорично, без условия повторного обращения. К ним могут относиться следующие нюансы:

  1. Отсутствие гражданства РФ.
  2. Вам не исполнилось 18 лет.
  3. Вы претендуете на земли, изъятые из оборота.
  4. Вы претендуете на использование земель не в соответствии с их целевым назначением.
  5. Ваши притязания неправомочны в принципе.

Отказать имеют право и тогда, когда заявленные с вашей стороны земли, планируются для сдачи в аренду или для предоставления в собственность. Об этом вам будет сообщено, и вы сможете рассмотреть такую возможность.

Правильная оценка

За землю, предоставленную в пользование, приходится платить. Оплата предусматривается в качестве выплаты установленного налога на землю, в соответствии со статьёй 394 НК РФ. Налоговые ставки одинаковы при оформлении земли в собственность и оформлении права безвозмездного пользования. Эти формы расчёта гораздо выгоднее, чем аренда – оплата здесь несколько ниже.

Сумма оплаты складывается из общей инвентарной (кадастровой) стоимости земельного участка. Эта стоимость указана в кадастровом паспорте на земельный участок, который находится у специалистов муниципального образования. Для земель:

  1. Сельскохозяйственного назначения.
  2. Под садово-огородническое использование.
  3. Земель, представленных под ИЖС.

Земельный налог составляет 0,3 % от общей стоимости . В остальных случаях он устанавливается в размере 1,5 % от общей кадастровой стоимости земель.

Если по существующему положению, пользование для граждан не может быть прекращено автоматически, то в некоторых случаях, хозяйствующий субъект может отказать в передаче земли в порядке наследования. Необходимо заметить, что он имеет на это право.

Существуют достаточно спорные случаи , которые повсеместно становятся прецедентом судебного разбирательства. Представим, что вам в наследство досталась недвижимость на участке. Он находился в пользовании наследодателем. Соответственно, никто не уполномочен лишить вас законных прав – дом останется вашим имущественным объектом, а в плане правомочности получения участка, могут возникнуть проблемы.

Земля по закону принадлежит органу местного самоуправления, и она имеет полное право предъявить претензию на её владение. Во многих случаях, даже судебные решения выносились не в пользу наследника. Ему могут оставить участок земли непосредственно под основанием дома, а основные земли реквизировать в фонд муниципалитета.

Ещё меньше шансов получить участок земли без построек. Здесь нужно подстраховаться заблаговременно, оформив участок в собственность. Если такой вариант неосуществим – нужно договариваться с местной администрацией о предоставлении продолжения права пользования. Как бы там ни было, а наследники имеют приоритет в праве получения земель.

Заключение

Как показывает практика, предоставленное право пользования на постоянной основе, не имеет никаких преимуществ перед оформлением земель в собственность. Кроме этого, субъект пользования, имеет преимущественное право на приобретение земли. При своевременном проведении этой правоустанавливающей процедуры, землевладелец сможет максимально эффективно распоряжаться земельной собственностью, без каких-либо ограничений и препятствий.

Земельный кодекс России предоставляет бессрочное пользование землей некоторым категориям юридических лиц. Вводный закон № 137-ФЗ разрешает гражданам и организациям, получившим земельный участок на бессрочном праве до 2001 года, пользоваться им.

Общая характеристика

Передачей занимается государство, регион, муниципалитет. При этом допустимо предоставление только участка из казны соответствующего уровня.

Разрешается передавать на бессрочное пользование землю следующим категориям претендентов:

  • органам власти;
  • учреждениям государственного или муниципального уровня;
  • казенным предприятиям;
  • центрам исторического наследия президентов России (не действующим).

Коммерческим организациям и гражданам предоставление земельного участка на бессрочное пользование не осуществляется . Но если во времена советской власти до начала действия современного Земельного Кодекса участок был уже получен таким лицом, то право на него сохраняется. При этом организации должны начать процедуру переоформления права на аренду или собственность. Игнорирование требования законодательства влечет привлечение к административной ответственности по ст. 7.34 КоАП РФ.

Граждане не обязаны переоформлять право на другое. В таком случае они могут только пользоваться участком, но не реализовывать его (например, продавать или дарить). В то же время граждане имеют право, но не обязаны, начать процедуру переоформления. В итоге они могут выкупить участок либо арендовать его.

Приобрести в собственность участок бесплатно допустимо, но только раз в жизни.

Правовые особенности

Закрепление участка земли на праве бессрочного пользования означает, что учреждение вправе использовать землю согласно ее категории, ввиду разрешенного использования и в рамках обозначенных собственником условий.

Правовые особенности статуса такого земельного участка выражаются в следующем:

  • Объектом права является конкретный земельный участок. Не допустимо передавать земельный пай, то есть право на неопределенный участок. Земля предоставляемая в бессрочное пользование должна быть оформлена, потому при передаче указываются кадастровые характеристики объекта.
  • Бессрочное пользование. При предоставлении срок отношений не указывается. Противоречием не является требование Вводного закона об обязанности организациям (кроме учреждений, казенных предприятий) переоформить пользование в собственность/аренду.
  • Безвозмездность. Пользование осуществляется бесплатно. Не является нарушением тот факт, что пользователь платить земельный налог.
  • Собственник и пользователь – это два разных лица, причем законодательно круг возможных участников сделки законодательно ограничен (собственник – это только государство или муниципалитет).

Особенности права позволяет не спутать его с другими видами пользования земельным участком, например, арендой. Бессрочное пользование предполагает более продолжительный и стабильных характер отношений между самим пользователем и собственником объекта.

Права и обязанности пользователя

Бессрочное пользование предоставляет пользователю следующие права:

  • пользоваться имеющимися на участке объектами (например, прудом).
  • возводить здание жилого, промышленного, иного назначения в соответствии с видом разрешенного использования;
  • обрабатывать участок (например, обрабатывать под посадку растений, орошать);
  • переоформить на другой вид права (например, выкупить в собственность).

Решив переоформить право, гражданин должен помнить, что приобрести объект в собственность бесплатно можно только один раз и в отношении одного участка. В отношении граждан законодательно не предусмотрены штрафные санкции за смену вида права на участок.

Кроме прав пользователи имеют обязанности:

  • порядок пользования не должен противоречить назначению земли;
  • недопустимо загрязнять объект;
  • соблюдать правила пожарной безопасности;
  • не причинять вред земли (например, недопустимо истощение почвы и иные виды ее порчи).

Гражданин, обладающий участком земли на бессрочном праве пользования, не вправе реализовывать его, в частности, продавать его, завещать, дарить, обменивать, передавать в аренду .

Основания для прекращения

Даже если право пользования предоставлено бессрочно, это не значит, что нет причин закончить отношения раньше срока.

Прекратить право можно по основаниям:

  • ненадлежащее использование объекта (например, несоблюдение санитарных, противопожарных норм и правил);
  • длительное неиспользование участка (например, не возделывание земельного участка более трех лет);
  • изъятие участка земли для нужд государства, региона, муниципалитета (например, необходимость строительства АЗС или дороги).

Законодательство может предусматривать иные случаи прекращения права. Если земля в казне субъекта страны или муниципалитета, то основания могут быть разработаны на уровне региональном или местном. При этом причины для прекращения прописываются в акте, на основании которого передается объект в пользование.

Право бессрочного пользования землей не теряет своей актуальности. У граждан и организаций, ставших обладателями такого советского «наследия» всегда есть возможность отказаться от этого права и оформить собственность или договор аренды.