История Черногории: эпохи, войны и влияние

Территория, на которой расположена современная Черногория, раньше находилась в составе Римской Империи. В те времена она носила название Дюкля (Doclea). Первые славянские племена начали селиться в этом регионе Балканского полуострова в VI веке. Славянскими Балканы стали в VIII веке.

Христианство на территории Черногории появилось в VII веке. При разделении Империи на западную, Римскую, восточную и Византийскую по данному региону прошла граница. Кроме того, церкви здесь были разделены на Римскую и Православную. Это определило историческое положение Черногории на границе славянских и средиземноморских народов. В ней перемешались различные культуры и экономические системы.

В состав государства входила территория у озера Скадар, а также близлежащие горы. Первым Принцем Дюкли был Владимир. Дюкля была переименована в Зету. В 1040 году она обрела независимость и стала первым независимым государством на Балканах, получившим Византийское признание. Наибольшего расцвета страна достигла в конце XI века. Тогда она контролировала почти всю территорию современных Боснии и Сербии.

Современное название Черногория впервые было упомянуто в хрониках монастыря Св. Николая во Вранжине, относящихся к 1296 году. Так была названа территория вокруг горы Ловчен. Она казалась черной от густого леса, растущего на ней.

В средние века Зета представляла собой небольшое феодальное государство. Стране приходилось отвоевывать свою независимость от посягательств Албании, Венеции, а затем и Турции. Во главе государства стояли различные династии: Vojisavljevic, Balsic и Crnojevic. В XV веке при правлении Крноевичей в местечке Цестинье были построены крепость и монастырь. Это место стало считаться символом духовной и государственной независимости. В 1493 году при их правлении была создана первая на Балканах
типография.

Затем, в 1496 году государство попало под турецкое господство. Захватчики присоединили Зету к провинции Скадар. Но даже в это время Черногория пользовалась большими правами автономии. Независимость от Турции государство смогло получить в 1645 году. После этого во главе страны стояли митрополиты, которые пользовались очень большим духовным влиянием, а также Скупщина народа Черногории.

В 1697 году Скупщина назначила митрополитом Данилу I, с которого берет свое начало династия Петровичей. В XVIII-XIX веках Черногория одержала несколько побед в схватках с превосходящими по численности турецкими войсками. Это способствовало ее полному освобождению от турецкого влияния. Во многом этим победам способствовали союзнические отношения с Россией. В этот же период Черногория получила выход к побережью Адриатики и начала контролировать порт Бар. Результаты освободительных войн 1875-1878 годов получили официальное закрепление в мирном договоре, подписанном в Сан-Стефано в феврале 1878 года, а также на Берлинском конгрессе летом 1878 года. После этого Берлинского конгресса Черногория (вместе с Сербией и Румынией) получила статус государства, признанного на международном уровне. День 13 июля стал национальным праздником.

В конце XIX века в Черногории бурно развивается государственность. В 1879 году своим указом принц Николай учредил Государственный совет, министерства и Верховный суд. В 1888 году в стране были приняты Гражданский кодекс и Закон о Собственности.

Первая черногорская конституция появилась 19 декабря 1905 года. В 1910 году Парламент (Народная скупщина) провозгласил Черногорию Конституционной Монархией. Принц Николай стал Королем Николаем I.

В этот период в стране начала бурно развиваться промышленность. Дочь Принца Николая, Елена, была женой Короля Италии Виктора Эммануила. По договоренности с ним Италия вложила 10 миллионов лир в развитие экономики Черногории. На эти средства в стране был построен порт в Баре. Появилась также и железная дорога, которая связала Бар, Вирпазар, Подгорицу и Даниловград.

Во время первой Мировой войны страна воевала на стороне Антанты. Армия Черногории сражалась с войсками Австро-Венгрии под командованием Сербии. После окончания войны Черногория стала единственной страной-победительницей, которая потеряла свою независимость. Сербия сумела реализовать идею «Великой Сербии», создав королевство южных славян, под названием Югославия. Черногория вошла в нее по решению Ассамблеи в Подгорице 11 ноября 1918 года. Страна потеряла суверенитет, армию и королевскую династию. Часть населения страны протестовала против объединения с Сербией. Начали вспыхивать вооруженные восстания, сербская армия их успешно подавляла. В горных районах страны сопротивление Сербии продолжалось еще до 1920 года.

Черногория вошла в состав провинции Зетска Бановина. Эта территория стала одной из самых бедных провинций Югославии. Во время второй Мировой войны здесь были размещены базы партизанского движения Тито. После победы и образования коммунистического государства Югославия стала федерацией. Черногория тогда являлась одной из семи республик, входивших в ее состав. На дотации из центра в республике начала развиваться промышленность. В 1980-е годы здесь началось активное развитие туристической отрасли.

В начале 1990-х годов произошел распад Югославии. Черногория в это время оставалась в одном федеративном государстве с Сербией. Сперва это государство продолжало носить прежнее название Югославия, а с 2003 года - Сербия и Черногория. Боевые действия не затронули Черногорию. Однако страна достаточно серьезно пострадала от международных санкций, которые были наложены на союзное государство. На референдуме, проходившем 21 мая 2006 года, 55,5% жителей Черногории проголосовало за выход из федерации с Сербией. 3 июня 2006 года Черногория провозгласила о своей независимости. 15 июня независимость Черногории была признана Сербией. Черногория стала независимым государством.

История Черногории берет свое начало в начале второй половины первого тысячелетия нашей эры. Еще во времена викингов и Византии, в шестом веке, начался процесс заселения прибережных балканских земель. В начале VII века возникло славянское государство именованное Дукля (название происходит от имени римского города Доклеа). Дукля располагалась на территории бывшей Римской провинции и формально подчинялась Византийской империи. История Черногории свидетельствует, что именно Дукля, как регион достаточно изолированный, стала базой для дальнейшего развития страны под названием Монтенегро (Черногория) . Забегая чуть вперед, следует добавить, что борьба за независимость и автономность на долгие годы стала отличительной чертой жизни черногорского народа.

Славяне, поселившись на Балканах, приняли христианство, а это поспособствовало их всесторонней интеграции с римлянами. Сведения об истории Черногории в то время когда государство еще называлось Дукля и его правителях являются довольно скудными. Известно, что во время правления князя Воислава, в 1042 году, Дукля одержала победу над византийской армией и укрепив таким образом свои позиции, смогла заключить союз с Византийским императором. В XI веке во всех византийских источниках Дукля стала называться Зетой.

Далее история Черногории гласит, что с благословения Папы Римского в 1077 году Зета была провозглашена королевством. Границы страны со временем были расширены вплоть до Боснии, Рашки и Болгарии. В конце XIII века, собственно, возникло название Монтенегро (Черногория). Так в летописи одного из монастырей были названы окрестности горы, именовавшейся Ловчен. До сих пор неясно из-за чего возникло определение “черный”: из-за непроходимости света через пышные кроны деревьев или из-за цвета стволов (кора деревьев была почти черного цвета).

В 1496 году Зета попала под власть турок, а с 1513 года нынешняя Черногория обрела статус автономной административно-территориальной единицы в составе Османской империи. Вообще, вся история Черногории представляет собой неимоверное количество потерь и обретений независимости . После освобождения от власти Турции в 1645 году страну возглавил митрополит. Недюжинная доля влияния принадлежала парламенту, называвшемуся Народной Скупщиной.

В 1685 году в истории Черногории наступает период полной независимости, а в XVII веке благодаря особенностям Монтенегро (Черногория) по праву становится обладательницей статуса важного стратегического пункта и торгового узла. Турция продолжала посягательства на территорию Черногории, и в освободительном движении помощь оказывала русская армия. Многие годы Черногория подвергалась влиянию со стороны России, вместе с ней Черногория принимала участие в русско-турецкой войне. На Берлинском конгрессе в 1878 году, Румыния, Сербия и Черногория обрели независимость и получили международное признание. В 1910 году, вспомнив благословение римского папы в XI веке, князь Никола провозглашает себя королем, а ) отныне именуется королевством. Экономика страны находилась на пике своего развития, строились порты и железные дороги.

Первая Мировая Война внесла свои негативные коррективы в историю и Черногория, сражавшаяся на стороне Антанты, потеряла свою независимость. В 1918 году Сербия и Черногория стали единым государством, таким образом, последняя утратила собственные вооруженные силы и . Во время Второй Мировой Войны черногорский народ проявил истинное свободолюбие в борьбе с оккупантами. Благодаря вкладу в югославское антифашистское движение Черногория существенно подняла свой государственный статус и в 1946 году вошла в состав Югославской федерации. После распада Югославии Сербия и Черногория создали новое государство, союзную Республику Югославию, которая была ликвидирована в 2003 году из-за разногласий между республиками. Еще три года на карте просуществовало Государственное Сообщество Сербии и Черногории, где обе республики были несколько ограниченными независимыми государствами. 21 мая 2006 года Монтенегро (Черногория) посредством народного референдума обрела статус полностью независимого государства .

Позднее греческие колонисты основали города на морском побережье, и вся территория была постепенно включена в состав Римской (позднее Византийской) империи.

Средневековая Черногория

Черногория под властью Османской империи

Черногория в Новое время

В 1876 году Черногория вступила в Черногорско-турецкую войну . Черногория принимала участие в Русско-турецкой войне - , где даже на время смогла отвлечь от Русской армии 50 тысячные силы турок и по Сан-Стефанскому мирному договору 19 февраля (3 марта) 1878 она получала приграничные земли и выход к морю с двумя портами - Баром и Ульцинем .

С 22 апреля по 5 мая 1913 года Черногория оккупировала город Шкодер , чем вызвала морскую блокаду со стороны Австро-Венгрии , Германии , Франции , Италии и Великобритании , так как своими действиями она затягивала мирные переговоры с Османской империей . Только после сдачи Шкодера мог быть подписан Лондонский мирный договор (1913) (30 мая 1913), по которому Черногории отходила южная часть Санджака .

Черногория в составе Югославии (Королевства Сербов, Хорватов и Словенцев)

Черногория во время Второй мировой войны

Во время Второй мировой войны итальянцы (а после 1943 - немцы) оккупировали Королевство Черногория (1941-1944) и предприняли попытку учредить здесь политический режим государства-спутника. С 12 июня по Черногория была объявлена королевством-сателлитом фашистской Италии . С по Черногория находилась под немецкой оккупацией.

Во время оккупации происходило сильное сопротивление коммунистов. В ноябре 1943 года при их ведущем участии было создано Краевое антифашистское вече народного освобождения, которое в июле 1944 года превратилось в Антифашистскую скупщину, а в апреле 1945 - в Народную скупщину Черногории. Фактически с по 1945 год Черногория находилась под контролем партизан.

Черногория в титовской Югославии

Несмотря на разрыв отношений между Сталиным и Тито в 1948 году, многие черногорцы, традиционно благожелательно относившиеся к русским , не могли скрывать своих симпатий к СССР. Это привело к волне репрессий и восстанию, а затем и к расколу коммунистической партии республики. В 1954 году репрессиям подвергся один из руководителей СКЮ, лидер черногорских коммунистов Милован Джилас .

Оппозиция пробелградской политике возникала или на этнической почве (главным образом в среде мусульман), или на базе Союза реформаторских сил - национально ориентированной партии, выступавшей за либеральные реформы, которая на первых многопартийных выборах в республиканскую Скупщину Черногории (тогда ещё составной части СФРЮ) в декабре 1990 года получила лишь 7 из 125 мест. Победу одержал Союз коммунистов Черногории (СКЧ) во главе с Момиром Булатовичем, поддержанный более 56 % избирателей (83 места). От всех оппозиционных партий в Скупщину вошли 42 депутата. Сам Булатович отдалился от сербских инициатив.

Курс на независимость

Независимая Черногория

Напишите отзыв о статье "История Черногории"

Примечания

Литература

  • Вацлик И. Я. . - СПб. : Тип. В. В. Комарова, 1889. - 26 с.
  • Ровинский П. А. Черногория в её прошлом и настоящем: В 3 т. - СПб. : Типография Императорской Академии Наук, 1888. - Т. 1. - 936 с.

Отрывок, характеризующий История Черногории

Самое первое далекое детство вспомнилось князю Андрею, когда фельдшер торопившимися засученными руками расстегивал ему пуговицы и снимал с него платье. Доктор низко нагнулся над раной, ощупал ее и тяжело вздохнул. Потом он сделал знак кому то. И мучительная боль внутри живота заставила князя Андрея потерять сознание. Когда он очнулся, разбитые кости бедра были вынуты, клоки мяса отрезаны, и рана перевязана. Ему прыскали в лицо водою. Как только князь Андрей открыл глаза, доктор нагнулся над ним, молча поцеловал его в губы и поспешно отошел.
После перенесенного страдания князь Андрей чувствовал блаженство, давно не испытанное им. Все лучшие, счастливейшие минуты в его жизни, в особенности самое дальнее детство, когда его раздевали и клали в кроватку, когда няня, убаюкивая, пела над ним, когда, зарывшись головой в подушки, он чувствовал себя счастливым одним сознанием жизни, – представлялись его воображению даже не как прошедшее, а как действительность.
Около того раненого, очертания головы которого казались знакомыми князю Андрею, суетились доктора; его поднимали и успокоивали.
– Покажите мне… Ооооо! о! ооооо! – слышался его прерываемый рыданиями, испуганный и покорившийся страданию стон. Слушая эти стоны, князь Андрей хотел плакать. Оттого ли, что он без славы умирал, оттого ли, что жалко ему было расставаться с жизнью, от этих ли невозвратимых детских воспоминаний, оттого ли, что он страдал, что другие страдали и так жалостно перед ним стонал этот человек, но ему хотелось плакать детскими, добрыми, почти радостными слезами.
Раненому показали в сапоге с запекшейся кровью отрезанную ногу.
– О! Ооооо! – зарыдал он, как женщина. Доктор, стоявший перед раненым, загораживая его лицо, отошел.
– Боже мой! Что это? Зачем он здесь? – сказал себе князь Андрей.
В несчастном, рыдающем, обессилевшем человеке, которому только что отняли ногу, он узнал Анатоля Курагина. Анатоля держали на руках и предлагали ему воду в стакане, края которого он не мог поймать дрожащими, распухшими губами. Анатоль тяжело всхлипывал. «Да, это он; да, этот человек чем то близко и тяжело связан со мною, – думал князь Андрей, не понимая еще ясно того, что было перед ним. – В чем состоит связь этого человека с моим детством, с моею жизнью? – спрашивал он себя, не находя ответа. И вдруг новое, неожиданное воспоминание из мира детского, чистого и любовного, представилось князю Андрею. Он вспомнил Наташу такою, какою он видел ее в первый раз на бале 1810 года, с тонкой шеей и тонкими рукамис готовым на восторг, испуганным, счастливым лицом, и любовь и нежность к ней, еще живее и сильнее, чем когда либо, проснулись в его душе. Он вспомнил теперь ту связь, которая существовала между им и этим человеком, сквозь слезы, наполнявшие распухшие глаза, мутно смотревшим на него. Князь Андрей вспомнил все, и восторженная жалость и любовь к этому человеку наполнили его счастливое сердце.
Князь Андрей не мог удерживаться более и заплакал нежными, любовными слезами над людьми, над собой и над их и своими заблуждениями.
«Сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам – да, та любовь, которую проповедовал бог на земле, которой меня учила княжна Марья и которой я не понимал; вот отчего мне жалко было жизни, вот оно то, что еще оставалось мне, ежели бы я был жив. Но теперь уже поздно. Я знаю это!»

Страшный вид поля сражения, покрытого трупами и ранеными, в соединении с тяжестью головы и с известиями об убитых и раненых двадцати знакомых генералах и с сознанием бессильности своей прежде сильной руки произвели неожиданное впечатление на Наполеона, который обыкновенно любил рассматривать убитых и раненых, испытывая тем свою душевную силу (как он думал). В этот день ужасный вид поля сражения победил ту душевную силу, в которой он полагал свою заслугу и величие. Он поспешно уехал с поля сражения и возвратился к Шевардинскому кургану. Желтый, опухлый, тяжелый, с мутными глазами, красным носом и охриплым голосом, он сидел на складном стуле, невольно прислушиваясь к звукам пальбы и не поднимая глаз. Он с болезненной тоской ожидал конца того дела, которого он считал себя причиной, но которого он не мог остановить. Личное человеческое чувство на короткое мгновение взяло верх над тем искусственным призраком жизни, которому он служил так долго. Он на себя переносил те страдания и ту смерть, которые он видел на поле сражения. Тяжесть головы и груди напоминала ему о возможности и для себя страданий и смерти. Он в эту минуту не хотел для себя ни Москвы, ни победы, ни славы. (Какой нужно было ему еще славы?) Одно, чего он желал теперь, – отдыха, спокойствия и свободы. Но когда он был на Семеновской высоте, начальник артиллерии предложил ему выставить несколько батарей на эти высоты, для того чтобы усилить огонь по столпившимся перед Князьковым русским войскам. Наполеон согласился и приказал привезти ему известие о том, какое действие произведут эти батареи.
Адъютант приехал сказать, что по приказанию императора двести орудий направлены на русских, но что русские все так же стоят.
– Наш огонь рядами вырывает их, а они стоят, – сказал адъютант.
– Ils en veulent encore!.. [Им еще хочется!..] – сказал Наполеон охриплым голосом.
– Sire? [Государь?] – повторил не расслушавший адъютант.
– Ils en veulent encore, – нахмурившись, прохрипел Наполеон осиплым голосом, – donnez leur en. [Еще хочется, ну и задайте им.]
И без его приказания делалось то, чего он хотел, и он распорядился только потому, что думал, что от него ждали приказания. И он опять перенесся в свой прежний искусственный мир призраков какого то величия, и опять (как та лошадь, ходящая на покатом колесе привода, воображает себе, что она что то делает для себя) он покорно стал исполнять ту жестокую, печальную и тяжелую, нечеловеческую роль, которая ему была предназначена.
И не на один только этот час и день были помрачены ум и совесть этого человека, тяжеле всех других участников этого дела носившего на себе всю тяжесть совершавшегося; но и никогда, до конца жизни, не мог понимать он ни добра, ни красоты, ни истины, ни значения своих поступков, которые были слишком противоположны добру и правде, слишком далеки от всего человеческого, для того чтобы он мог понимать их значение. Он не мог отречься от своих поступков, восхваляемых половиной света, и потому должен был отречься от правды и добра и всего человеческого.
Не в один только этот день, объезжая поле сражения, уложенное мертвыми и изувеченными людьми (как он думал, по его воле), он, глядя на этих людей, считал, сколько приходится русских на одного француза, и, обманывая себя, находил причины радоваться, что на одного француза приходилось пять русских. Не в один только этот день он писал в письме в Париж, что le champ de bataille a ete superbe [поле сражения было великолепно], потому что на нем было пятьдесят тысяч трупов; но и на острове Св. Елены, в тиши уединения, где он говорил, что он намерен был посвятить свои досуги изложению великих дел, которые он сделал, он писал:
«La guerre de Russie eut du etre la plus populaire des temps modernes: c"etait celle du bon sens et des vrais interets, celle du repos et de la securite de tous; elle etait purement pacifique et conservatrice.
C"etait pour la grande cause, la fin des hasards elle commencement de la securite. Un nouvel horizon, de nouveaux travaux allaient se derouler, tout plein du bien etre et de la prosperite de tous. Le systeme europeen se trouvait fonde; il n"etait plus question que de l"organiser.
Satisfait sur ces grands points et tranquille partout, j"aurais eu aussi mon congres et ma sainte alliance. Ce sont des idees qu"on m"a volees. Dans cette reunion de grands souverains, nous eussions traites de nos interets en famille et compte de clerc a maitre avec les peuples.
L"Europe n"eut bientot fait de la sorte veritablement qu"un meme peuple, et chacun, en voyageant partout, se fut trouve toujours dans la patrie commune. Il eut demande toutes les rivieres navigables pour tous, la communaute des mers, et que les grandes armees permanentes fussent reduites desormais a la seule garde des souverains.
De retour en France, au sein de la patrie, grande, forte, magnifique, tranquille, glorieuse, j"eusse proclame ses limites immuables; toute guerre future, purement defensive; tout agrandissement nouveau antinational. J"eusse associe mon fils a l"Empire; ma dictature eut fini, et son regne constitutionnel eut commence…
Paris eut ete la capitale du monde, et les Francais l"envie des nations!..
Mes loisirs ensuite et mes vieux jours eussent ete consacres, en compagnie de l"imperatrice et durant l"apprentissage royal de mon fils, a visiter lentement et en vrai couple campagnard, avec nos propres chevaux, tous les recoins de l"Empire, recevant les plaintes, redressant les torts, semant de toutes parts et partout les monuments et les bienfaits.
Русская война должна бы была быть самая популярная в новейшие времена: это была война здравого смысла и настоящих выгод, война спокойствия и безопасности всех; она была чисто миролюбивая и консервативная.
Это было для великой цели, для конца случайностей и для начала спокойствия. Новый горизонт, новые труды открывались бы, полные благосостояния и благоденствия всех. Система европейская была бы основана, вопрос заключался бы уже только в ее учреждении.
Удовлетворенный в этих великих вопросах и везде спокойный, я бы тоже имел свой конгресс и свой священный союз. Это мысли, которые у меня украли. В этом собрании великих государей мы обсуживали бы наши интересы семейно и считались бы с народами, как писец с хозяином.
Европа действительно скоро составила бы таким образом один и тот же народ, и всякий, путешествуя где бы то ни было, находился бы всегда в общей родине.
Я бы выговорил, чтобы все реки были судоходны для всех, чтобы море было общее, чтобы постоянные, большие армии были уменьшены единственно до гвардии государей и т.д.
Возвратясь во Францию, на родину, великую, сильную, великолепную, спокойную, славную, я провозгласил бы границы ее неизменными; всякую будущую войну защитительной; всякое новое распространение – антинациональным; я присоединил бы своего сына к правлению империей; мое диктаторство кончилось бы, в началось бы его конституционное правление…
Париж был бы столицей мира и французы предметом зависти всех наций!..
Потом мои досуги и последние дни были бы посвящены, с помощью императрицы и во время царственного воспитывания моего сына, на то, чтобы мало помалу посещать, как настоящая деревенская чета, на собственных лошадях, все уголки государства, принимая жалобы, устраняя несправедливости, рассевая во все стороны и везде здания и благодеяния.]
Он, предназначенный провидением на печальную, несвободную роль палача народов, уверял себя, что цель его поступков была благо народов и что он мог руководить судьбами миллионов и путем власти делать благодеяния!
«Des 400000 hommes qui passerent la Vistule, – писал он дальше о русской войне, – la moitie etait Autrichiens, Prussiens, Saxons, Polonais, Bavarois, Wurtembergeois, Mecklembourgeois, Espagnols, Italiens, Napolitains. L"armee imperiale, proprement dite, etait pour un tiers composee de Hollandais, Belges, habitants des bords du Rhin, Piemontais, Suisses, Genevois, Toscans, Romains, habitants de la 32 e division militaire, Breme, Hambourg, etc.; elle comptait a peine 140000 hommes parlant francais. L"expedition do Russie couta moins de 50000 hommes a la France actuelle; l"armee russe dans la retraite de Wilna a Moscou, dans les differentes batailles, a perdu quatre fois plus que l"armee francaise; l"incendie de Moscou a coute la vie a 100000 Russes, morts de froid et de misere dans les bois; enfin dans sa marche de Moscou a l"Oder, l"armee russe fut aussi atteinte par, l"intemperie de la saison; elle ne comptait a son arrivee a Wilna que 50000 hommes, et a Kalisch moins de 18000».
[Из 400000 человек, которые перешли Вислу, половина была австрийцы, пруссаки, саксонцы, поляки, баварцы, виртембергцы, мекленбургцы, испанцы, итальянцы и неаполитанцы. Императорская армия, собственно сказать, была на треть составлена из голландцев, бельгийцев, жителей берегов Рейна, пьемонтцев, швейцарцев, женевцев, тосканцев, римлян, жителей 32 й военной дивизии, Бремена, Гамбурга и т.д.; в ней едва ли было 140000 человек, говорящих по французски. Русская экспедиция стоила собственно Франции менее 50000 человек; русская армия в отступлении из Вильны в Москву в различных сражениях потеряла в четыре раза более, чем французская армия; пожар Москвы стоил жизни 100000 русских, умерших от холода и нищеты в лесах; наконец во время своего перехода от Москвы к Одеру русская армия тоже пострадала от суровости времени года; по приходе в Вильну она состояла только из 50000 людей, а в Калише менее 18000.]
Он воображал себе, что по его воле произошла война с Россией, и ужас совершившегося не поражал его душу. Он смело принимал на себя всю ответственность события, и его помраченный ум видел оправдание в том, что в числе сотен тысяч погибших людей было меньше французов, чем гессенцев и баварцев.

Несколько десятков тысяч человек лежало мертвыми в разных положениях и мундирах на полях и лугах, принадлежавших господам Давыдовым и казенным крестьянам, на тех полях и лугах, на которых сотни лет одновременно сбирали урожаи и пасли скот крестьяне деревень Бородина, Горок, Шевардина и Семеновского. На перевязочных пунктах на десятину места трава и земля были пропитаны кровью. Толпы раненых и нераненых разных команд людей, с испуганными лицами, с одной стороны брели назад к Можайску, с другой стороны – назад к Валуеву. Другие толпы, измученные и голодные, ведомые начальниками, шли вперед. Третьи стояли на местах и продолжали стрелять.
Над всем полем, прежде столь весело красивым, с его блестками штыков и дымами в утреннем солнце, стояла теперь мгла сырости и дыма и пахло странной кислотой селитры и крови. Собрались тучки, и стал накрапывать дождик на убитых, на раненых, на испуганных, и на изнуренных, и на сомневающихся людей. Как будто он говорил: «Довольно, довольно, люди. Перестаньте… Опомнитесь. Что вы делаете?»
Измученным, без пищи и без отдыха, людям той и другой стороны начинало одинаково приходить сомнение о том, следует ли им еще истреблять друг друга, и на всех лицах было заметно колебанье, и в каждой душе одинаково поднимался вопрос: «Зачем, для кого мне убивать и быть убитому? Убивайте, кого хотите, делайте, что хотите, а я не хочу больше!» Мысль эта к вечеру одинаково созрела в душе каждого. Всякую минуту могли все эти люди ужаснуться того, что они делали, бросить всо и побежать куда попало.
Но хотя уже к концу сражения люди чувствовали весь ужас своего поступка, хотя они и рады бы были перестать, какая то непонятная, таинственная сила еще продолжала руководить ими, и, запотелые, в порохе и крови, оставшиеся по одному на три, артиллеристы, хотя и спотыкаясь и задыхаясь от усталости, приносили заряды, заряжали, наводили, прикладывали фитили; и ядра так же быстро и жестоко перелетали с обеих сторон и расплюскивали человеческое тело, и продолжало совершаться то страшное дело, которое совершается не по воле людей, а по воле того, кто руководит людьми и мирами.
Тот, кто посмотрел бы на расстроенные зады русской армии, сказал бы, что французам стоит сделать еще одно маленькое усилие, и русская армия исчезнет; и тот, кто посмотрел бы на зады французов, сказал бы, что русским стоит сделать еще одно маленькое усилие, и французы погибнут. Но ни французы, ни русские не делали этого усилия, и пламя сражения медленно догорало.
Русские не делали этого усилия, потому что не они атаковали французов. В начале сражения они только стояли по дороге в Москву, загораживая ее, и точно так же они продолжали стоять при конце сражения, как они стояли при начале его. Но ежели бы даже цель русских состояла бы в том, чтобы сбить французов, они не могли сделать это последнее усилие, потому что все войска русских были разбиты, не было ни одной части войск, не пострадавшей в сражении, и русские, оставаясь на своих местах, потеряли половину своего войска.
Французам, с воспоминанием всех прежних пятнадцатилетних побед, с уверенностью в непобедимости Наполеона, с сознанием того, что они завладели частью поля сраженья, что они потеряли только одну четверть людей и что у них еще есть двадцатитысячная нетронутая гвардия, легко было сделать это усилие. Французам, атаковавшим русскую армию с целью сбить ее с позиции, должно было сделать это усилие, потому что до тех пор, пока русские, точно так же как и до сражения, загораживали дорогу в Москву, цель французов не была достигнута и все их усилия и потери пропали даром. Но французы не сделали этого усилия. Некоторые историки говорят, что Наполеону стоило дать свою нетронутую старую гвардию для того, чтобы сражение было выиграно. Говорить о том, что бы было, если бы Наполеон дал свою гвардию, все равно что говорить о том, что бы было, если б осенью сделалась весна. Этого не могло быть. Не Наполеон не дал своей гвардии, потому что он не захотел этого, но этого нельзя было сделать. Все генералы, офицеры, солдаты французской армии знали, что этого нельзя было сделать, потому что упадший дух войска не позволял этого.
Не один Наполеон испытывал то похожее на сновиденье чувство, что страшный размах руки падает бессильно, но все генералы, все участвовавшие и не участвовавшие солдаты французской армии, после всех опытов прежних сражений (где после вдесятеро меньших усилий неприятель бежал), испытывали одинаковое чувство ужаса перед тем врагом, который, потеряв половину войска, стоял так же грозно в конце, как и в начале сражения. Нравственная сила французской, атакующей армии была истощена. Не та победа, которая определяется подхваченными кусками материи на палках, называемых знаменами, и тем пространством, на котором стояли и стоят войска, – а победа нравственная, та, которая убеждает противника в нравственном превосходстве своего врага и в своем бессилии, была одержана русскими под Бородиным. Французское нашествие, как разъяренный зверь, получивший в своем разбеге смертельную рану, чувствовало свою погибель; но оно не могло остановиться, так же как и не могло не отклониться вдвое слабейшее русское войско. После данного толчка французское войско еще могло докатиться до Москвы; но там, без новых усилий со стороны русского войска, оно должно было погибнуть, истекая кровью от смертельной, нанесенной при Бородине, раны. Прямым следствием Бородинского сражения было беспричинное бегство Наполеона из Москвы, возвращение по старой Смоленской дороге, погибель пятисоттысячного нашествия и погибель наполеоновской Франции, на которую в первый раз под Бородиным была наложена рука сильнейшего духом противника.

Для человеческого ума непонятна абсолютная непрерывность движения. Человеку становятся понятны законы какого бы то ни было движения только тогда, когда он рассматривает произвольно взятые единицы этого движения. Но вместе с тем из этого то произвольного деления непрерывного движения на прерывные единицы проистекает большая часть человеческих заблуждений.
Известен так называемый софизм древних, состоящий в том, что Ахиллес никогда не догонит впереди идущую черепаху, несмотря на то, что Ахиллес идет в десять раз скорее черепахи: как только Ахиллес пройдет пространство, отделяющее его от черепахи, черепаха пройдет впереди его одну десятую этого пространства; Ахиллес пройдет эту десятую, черепаха пройдет одну сотую и т. д. до бесконечности. Задача эта представлялась древним неразрешимою. Бессмысленность решения (что Ахиллес никогда не догонит черепаху) вытекала из того только, что произвольно были допущены прерывные единицы движения, тогда как движение и Ахиллеса и черепахи совершалось непрерывно.
Принимая все более и более мелкие единицы движения, мы только приближаемся к решению вопроса, но никогда не достигаем его. Только допустив бесконечно малую величину и восходящую от нее прогрессию до одной десятой и взяв сумму этой геометрической прогрессии, мы достигаем решения вопроса. Новая отрасль математики, достигнув искусства обращаться с бесконечно малыми величинами, и в других более сложных вопросах движения дает теперь ответы на вопросы, казавшиеся неразрешимыми.
Эта новая, неизвестная древним, отрасль математики, при рассмотрении вопросов движения, допуская бесконечно малые величины, то есть такие, при которых восстановляется главное условие движения (абсолютная непрерывность), тем самым исправляет ту неизбежную ошибку, которую ум человеческий не может не делать, рассматривая вместо непрерывного движения отдельные единицы движения.
В отыскании законов исторического движения происходит совершенно то же.
Движение человечества, вытекая из бесчисленного количества людских произволов, совершается непрерывно.
Постижение законов этого движения есть цель истории. Но для того, чтобы постигнуть законы непрерывного движения суммы всех произволов людей, ум человеческий допускает произвольные, прерывные единицы. Первый прием истории состоит в том, чтобы, взяв произвольный ряд непрерывных событий, рассматривать его отдельно от других, тогда как нет и не может быть начала никакого события, а всегда одно событие непрерывно вытекает из другого. Второй прием состоит в том, чтобы рассматривать действие одного человека, царя, полководца, как сумму произволов людей, тогда как сумма произволов людских никогда не выражается в деятельности одного исторического лица.
Историческая наука в движении своем постоянно принимает все меньшие и меньшие единицы для рассмотрения и этим путем стремится приблизиться к истине. Но как ни мелки единицы, которые принимает история, мы чувствуем, что допущение единицы, отделенной от другой, допущение начала какого нибудь явления и допущение того, что произволы всех людей выражаются в действиях одного исторического лица, ложны сами в себе.
Всякий вывод истории, без малейшего усилия со стороны критики, распадается, как прах, ничего не оставляя за собой, только вследствие того, что критика избирает за предмет наблюдения большую или меньшую прерывную единицу; на что она всегда имеет право, так как взятая историческая единица всегда произвольна.
Только допустив бесконечно малую единицу для наблюдения – дифференциал истории, то есть однородные влечения людей, и достигнув искусства интегрировать (брать суммы этих бесконечно малых), мы можем надеяться на постигновение законов истории.
Первые пятнадцать лет XIX столетия в Европе представляют необыкновенное движение миллионов людей. Люди оставляют свои обычные занятия, стремятся с одной стороны Европы в другую, грабят, убивают один другого, торжествуют и отчаиваются, и весь ход жизни на несколько лет изменяется и представляет усиленное движение, которое сначала идет возрастая, потом ослабевая. Какая причина этого движения или по каким законам происходило оно? – спрашивает ум человеческий.
Историки, отвечая на этот вопрос, излагают нам деяния и речи нескольких десятков людей в одном из зданий города Парижа, называя эти деяния и речи словом революция; потом дают подробную биографию Наполеона и некоторых сочувственных и враждебных ему лиц, рассказывают о влиянии одних из этих лиц на другие и говорят: вот отчего произошло это движение, и вот законы его.
Но ум человеческий не только отказывается верить в это объяснение, но прямо говорит, что прием объяснения не верен, потому что при этом объяснении слабейшее явление принимается за причину сильнейшего. Сумма людских произволов сделала и революцию и Наполеона, и только сумма этих произволов терпела их и уничтожила.
«Но всякий раз, когда были завоевания, были завоеватели; всякий раз, когда делались перевороты в государстве, были великие люди», – говорит история. Действительно, всякий раз, когда являлись завоеватели, были и войны, отвечает ум человеческий, но это не доказывает, чтобы завоеватели были причинами войн и чтобы возможно было найти законы войны в личной деятельности одного человека. Всякий раз, когда я, глядя на свои часы, вижу, что стрелка подошла к десяти, я слышу, что в соседней церкви начинается благовест, но из того, что всякий раз, что стрелка приходит на десять часов тогда, как начинается благовест, я не имею права заключить, что положение стрелки есть причина движения колоколов.
Всякий раз, как я вижу движение паровоза, я слышу звук свиста, вижу открытие клапана и движение колес; но из этого я не имею права заключить, что свист и движение колес суть причины движения паровоза.
Крестьяне говорят, что поздней весной дует холодный ветер, потому что почка дуба развертывается, и действительно, всякую весну дует холодный ветер, когда развертывается дуб. Но хотя причина дующего при развертыванье дуба холодного ветра мне неизвестна, я не могу согласиться с крестьянами в том, что причина холодного ветра есть раэвертыванье почки дуба, потому только, что сила ветра находится вне влияний почки. Я вижу только совпадение тех условий, которые бывают во всяком жизненном явлении, и вижу, что, сколько бы и как бы подробно я ни наблюдал стрелку часов, клапан и колеса паровоза и почку дуба, я не узнаю причину благовеста, движения паровоза и весеннего ветра. Для этого я должен изменить совершенно свою точку наблюдения и изучать законы движения пара, колокола и ветра. То же должна сделать история. И попытки этого уже были сделаны.





Краткая информация

Черногория сейчас заслуженно считается идеальным местом для отдыха. Прелесть этой маленькой страны заключается в ее живописных средневековых городах и селах, в удивительно красивых реках, озерах и горах, и, конечно же, в отличных горнолыжных курортах и великолепных пляжах Адриатического моря. Когда Вы поедете в Черногорию – не забудьте взять с собой фотоаппарат!

География Черногории

Черногория расположена в юго-восточной Европе, на Балканском полуострове. На западе Черногория граничит с Хорватией, северо-востоке – с Сербией, на востоке – с Косово, на северо-западе – с Боснией и Герцеговиной, а на юго-востоке – с Албанией. С юго-запада к Черногории прилегает Адриатическое море. Общая площадь этой балканской страны – 13 812 кв. км, включая и острова, а общая длина государственной границы – 571,6 км.

Горы в Черногории находятся в основном на востоке страны. Самые высокие вершины – пик Зла Колата горы Проклетие (2 536 м) и пик Боболтов Кук на горе Дурмитор (2 522 м). Побережье Адриатического моря Черногории является узкой равниной.

В Черногории очень много рек, которые отличаются своей красотой. Самые длинные из них - Тара, Лим, и Чеотина.

Столица

Столица Черногории - Подгорица, в которой сейчас проживают около 150 тыс. человек. Историки полагают, что на территории современной Подгорицы когда-то давно существовало римское поселение.

Официальный язык

В Черногории официальный язык - черногорский. В качестве региональных языков в Черногории официально используются сербский, хорватский, боснийский, албанский языки.

Религия

Более 72% населения Черногории – это православные христиане (Греко-католическая церковь). Еще около 19% черногорцев – мусульмане-сунниты, а 3% - католики.

Государственное устройство Черногории

Согласно Конституции 2007 года, Черногория - это парламентская республика. Глава государства - Президент. Официальная резиденция черногорского Президента находится в Цетинье.

Законодательная власть принадлежит однопалатному парламенту – Скупщине (91 депутат).

Климат и погода в Черногории

В прибрежных районах Черногории климат средиземноморский со средней температурой воздуха +10-12С зимой и +25-28С летом.

На севере страны климат умеренно-континентальный со средней температурой воздуха от -10С до +5С зимой и +19-25С летом.

Море в Черногории

Длина Адриатического побережья в Черногории составляет 295 километров. Из них 72 километра – это пляжи. Внимание туристов всегда привлекает черногорский Боко-Которский залив.

В состав Черногории входят 14 небольших островов в Адриатическом море, некоторые из иих являются отличным местом отдыха туристов (о-в Пераст, о-в Св.Стефана).

Средняя температура Адриатического моря в Черногории:

Январь - +13С
- февраль - +13С
- март - +14С
- апрель - +16С
- май - +20С
- июнь - +24С
- июль - +24С
- август - +25С
- сентябрь - +24С
- октябрь - +21С
- ноябрь - +18С
- декабрь - +15С

Реки и озера

По территории Черногории протекает несколько больших рек – Тара, Лим, Чеотина, Морача и Зета. Длина самой большой из их, Тары, составляет 144 км. Кроме того, на территории Черногории располагается Скадарское озеро.

История Черногории

Согласно легенде, когда Бог создавал Землю, у него осталось много гор, и он их все собрал в одном месте – так появилась Черногория.

Славянские племена на территорию Черногории пришли в VI веке. До них в Черногории жили иллирийские племена, которых завоевали легионеры Древнего Рима. Племена черногорцев вначале были, конечно, язычниками, но посредством ассимиляции они приняли от римлян христианство.

Черногорцы утверждают, что Черногория была единственной страной на Балканах, которую не смогла завоевать Османская империя. Действительно, войска Османской империи часто вторгались в Черногорию, но так и не смогли ее окончательно покорить.

Основателем Черногорского государства принято считать Стефана Црноевича. В середине XV века Черногория стала иметь вассальные отношения с Венецией, которая помогала ей в борьбе с Османской империей.

С 1515 года по 1696 год Черногория была теократическим государством, в котором правили епископы. Затем до 1918 года Черногорией правили князья из династии Петровичей.

В 1905 году князь Николай дал Черногории первую Конституцию. В 1910 году черногорский Парламент провозгласил Черногорию конституционной монархией во главе с царем (им стал Николай).

В 1918 году Черногория добровольно присоединилась к Королевству сербов, хорватов и словенцев, а с ноября 1945 года эта страна присоединилась к социалистической Югославии. Независимым государством Черногория стала только в 2006 году. Конституция Черногории была принята в 2007 году.

Культура Черногории

На культуру Черногории заметное влияние оказали ее соседи. Однако, эта страна до сих пор имеет уникальную самобытную культуру.

Архитектура Черногории, особенно в центральной части страны, сформировалась под сильным византийским влиянием. Черногорские средневековые монастыри украшены тысячами уникальных фресок.

Первое литературное произведение черногорцев было написано 10 веков назад, а первая печатная книга на черногорском языке была издана более 5 веков назад (это был «Oktoih»). Первую типографии в Черногории основали в 1495 году в Цетинье.

Черногорские традиции хранятся местными кланами. На протяжении всей истории Черногории огромную роль играли местные кланы. В принципе, и сейчас ситуация в этом отношении мало в чем изменилась.

В Черногории ежегодно проводится очень много разных фестивалей. Самые известные из них - Budva Music Festival, Fasinada в Перасте, Days of Mrkojevici в Баре, Cetinje cultural summer, International summer carnival в Которе и др.

Кухня Черногории

В черногорской кухне выделяют три «направления» – северную, континентальную и средиземноморскую. Северная черногорская кухня в чем-то похожа на восточную кухню. В свою очередь средиземноморская черногорская кухня характеризуется широким применением морепродуктов. Что же касается континентальной кухни, то там то же широко используют рыбу, но уже из рек и озер (карп, форель, и угорь).

Туристам в Черногории мы рекомендуем попробовать рыбный суп «Brodette» (он готовится из трех видов рыб), «buzara» (запеченная в вине и масле рыба), «Čorba» (суп из овощей и мяса), «Pašticada» (мясо с чесноком), «Japraci» (похожее на «голубцы» блюдо), «Polenta» (кукурузная каша), «kačamak krtolovi» (кукурузная каша с картофельным пюре), «prsuta» (свиной окорок), «Prevreli sir» (сыр).

Традиционный черногорский безалкогольный напиток – пахта, напоминающий немного соленый йогурт.

В Черногории делают отличное вино. Туристам мы советуем попробовать красное вино «Vío Vranac» и белое «Krstač».

Достопримечательности Черногории

Сейчас в Черногории насчитывается около 3 тысяч археологических и историко-архитектурных памятников. Для такой маленькой страны как Черногория это очень большая цифра. В Топ-10 самых интересных черногорских достопримечательностей на наш взгляд входят следующие:

  1. Цетиньский монастырь
  2. Монастырь Острог
  3. Крепость Цитадела в Будве
  4. Кафедральный собор Св. Трипуна в Которе
  5. Церковь Девы Марии в Будве
  6. Монастырь Челия Пиперска возле Подгорицы
  7. Крепость Форте-Маре возле Герцег-Нови
  8. Дворец короля Николы в Баре
  9. «Кровавая башня» в Герцег-Нови
  10. Руины римского города Диоклеа

Города и курорты Черногории

Самые большие города Черногории – Никшич, Биело-Поле, Плевля, Цетине, Херцег-Нови, Будва, и, конечно же, столица – Подгорица.

Большинство туристов приезжают в Черногорию для того, чтобы отдохнуть на местных пляжных курортах. 72 километра черногорского побережья Адриатического моря – это пляжи. Самые популярные черногорские пляжные курорты – Будва (т.н. Будванская Ривьера), Ульцинь, Бар, Бечичи, Свети-Стефа, Сутоморе, Тиват и др.

Топ-10 лучших черногорских пляжей:

  1. Sveti Stefan Beach
  2. Grand Beach in Ulcinj
  3. Slovenska Plaža in Budva
  4. Jaz Beach in Budva
  5. Red Beach near Sutomore
  6. Kraljicina Beach
  7. Valdanos in Bratica
  8. Perazica Do near Petrovac
  9. Crvene Glavice beach
  10. Murici Beach

В последние годы в Черногории активно развиваются горнолыжные курорты, но это и понятно, учитывая, что большую часть территории страны занимают горы. Самые популярные черногорские горнолыжные курорты - Дурмитор, Биеласица-Езерине, и Вучье.

Сувениры/покупки

Туристам из Черногории мы советуем привозить черногорский чай, эфирные масла, вино, сыр, изделия народных промыслов, керамику, традиционную женскую народную одежду, и, конечно же, различные тарелки, чашки с изображением известных черногорских достопримечательностей.

Часы работы учреждений

Банки:
Пн-Пт: 09:00-19:00
Сб: 08:00-15:00
Некоторые банки работают и утром в воскресенье.

Магазины:
Пн-Пт: 09:00-21:00
Сб: 08:00-15:00
Некоторые магазины открыты и по воскресеньям.

Виза

В западной части Балканского полуострова находится омываемое с юго-запада волнами Адриатического моря древнее государство Черногория. История страны, кратко изложенная в этой статье, являет собой бесконечную череду борьбы за национальный суверенитет, завершившейся в 2006 году признанием её независимости.

Древнее государство Дукля

История Черногории, предшествующая I веку до н. э., мало изучена. Известно лишь, что этот край населяли иллирийцы - представители весьма многочисленной группы индоевропейских народов. В I веке до н. э. территория была завоёвана Римом, державшим её под своим контролем, до тех пор, пока в IV веке он не рухнул под нашествием варваров.

Вскоре после этого начинается процесс заселения территории нынешней Черногории славянами. Особенно интенсивен он был в VII веке, а уже через 300 лет на Балканах и территориях, прилегающих к берегам Адриатики, образовалось самостоятельное славянское государство, носившее название Дукля. Свой суверенитет жителям страны приходилось постоянно отвоёвывать в кровавых и не всегда успешных битвах с иноземцами.

Под властью Византии

О жизни славянских племён на территории современной Черногории сохранились сведения, почерпнутые из записей византийского императора (905-959). В них он рассказывает о народах, населявших этот район, и основавших города Скадар, Будва, Улцинь и Котор. Христианство в древней Дукле утвердилось в конце IX века, и пришло сюда так же, как и на Русь, из Византии.

В XI веке Дукля и вся соседствовавшая с ней территория Сербии были захвачены Византией, находившейся тогда в периоде своего наивысшего расцвета, и осуществлявшей широкую колониальную политику. История Черногории с древнейших времён была полна драматических событий, но эти годы принесли ей особенно много крови, поскольку центр противоборства захватчикам переместился из внутренних районов Сербии к берегам Адриатического моря, и здесь развернулись главные сражения.

Роль князя Стефана Воислава в создании государства

В тот период наиболее яркой исторической личностью, сыгравшей важную роль в истории княжества Дукля (будущей Черногории), являлся его правитель Стефан Воислав. В 1035 году он возглавил народное восстание против византийцев, но потерпев поражение, попал в плен и был отправлен в Константинополь. Однако, несмотря на все трудности, Стефану удалось бежать из неволи, затем, проделав долгий путь, вернуться в Дуклю, и там вновь захватить власть в свои руки.

Наконец, в 1042 году в битве возле города Бар произошла решающая битва, в которой дуклянская армия, созданная и руководимая князем Стефаном Воиславом, наголову разгромила византийцев. Это событие положило конец иноземному владычеству, и послужило началом создания независимого Дуклянского государства.

Расцвет государства, сменившийся его упадком

После кончины Стефана Воислава власть унаследовал его сын Михаил, сумевший присоединить к своему государству значительные территории, принадлежавшие до этого Сербии. Он первый из черногорских правителей удостоился титула короля, пожалованного ему в 1077 году римским папой Григорием VII.

Из дошедших до нас летописных записей известно, что вновь образованное княжество делилось на отдельные области, во главе каждой из которых был поставлен старейшина, называвшийся жупаном. В период, когда правление государством осуществлял король Константин Бодян (1081-1099), оно достигло наивысшего расцвета и охватило почти всю территорию Сербии, включая Боснию, Рашку и Захумье. Однако позднее страна погрузилась в нескончаемую череду развязываемых местными жупанами, и лишилась былого могущества.

Распад некогда сильного государства

Начиная с XI века, в обиход начинает входить и постепенно укореняется новое название Дуклянского государства - Зета. По мнению филологов, оно произошло от древнего слова «жнец» и отражает собой основное направление хозяйственной деятельности его жителей.

На рубеже XI и XII веков история Черногории вновь вступает в период политического и экономического упадка, который длится в течение всего последующего столетия. К этому времени некогда мощная Зета ослабла настолько, что распалась на отдельные княжества (жупы), оказавшиеся под контролем Рашки, незадолго до этого являвшейся лишь сербской областью, входившей в состав прежнего государства.

Города, ставшие историей

С этими событиями тесно связана история Котора (Черногория) - города, расположенного на берегу Адриатического моря, и являющегося сегодня крупным административным и туристическим центром. В 1186 году после многодневной осады он был захвачен войсками сербского князя Стефана Неманя и присоединён к Рашке. До наших дней летописи донесли рассказ о его героических защитниках, погибших, но не пожелавших сложить оружие перед превосходившими их силами противника.

В период XIII - XIV века Котор оставался крупнейшим городом на всём побережье Адриатики, экономическое благополучие которого строилось на торговле с районами, расположенными в центральных районах Сербии. Тогда же на новый уровень вышла история Будвы (Черногория) - ещё одного крупного современного курорта на Адриатике, основанного в IX веке и упомянутого в записях императора Константина Богрянородного. Наряду с двумя другими городами - Улциня и Бара - он стал ведущим центром судостроения и мореплавания той эпохи.

Располагая собственными статутами - уставами, определявшими порядок их жизни, эти города пользовались правами самоуправления, и решение всех вопросов предоставляли скупщинам - своего рода парламентам, в состав которых входили представители разных сословий.

Нашествия завоевателей

В 1371 году Сербо-греческое царство, созданное некогда князем Стефаном Неманем, и державшее Зету под своим контролем, неожиданно распалось, в результате чего государство, существовавшее на территории нынешней Черногории, на некоторое время получило свободу. Однако в конце 80-х годов города, расположенные на побережье Адриатики, подверглись турецкому нашествию, и после неудачной битвы, состоявшейся в июне 1389 года на Косовом поле, большинство внутренних районов Зеты оказались под властью Османской империи.

В начале следующего века история Черногории приняла ещё более драматический характер. К турецким завоевателям добавились венецианцы, захватившие часть её приморских территорий, остававшихся до той поры свободными. Со временем Венеция потеснила османских правителей с завоёванных ими земель, и в 1439 году почти вся Зета была объявлена её протекторатом, управляемым феодалами из рода Черноевичей. Именно в этот период государство было переименовано, и получило своё нынешнее название Черногория.

Под властью Османской империи

Однако Османская империя отнюдь не отказалась от своих захватнических намерений и в скором времени предприняла новые попытки наступления. В результате этого история Сербии и Черногории в течение долгих лет шла путём, указанным им из Стамбула. В 1499 году турки завоевали практически всю черногорскую территорию, за исключением нескольких городов, находившихся на побережье

Оказавшись под властью турецкого султана, Черногория была преобразована в самостоятельную административную единицу, называвшуюся санджак. Управление в нём было поручено сыну бывшего князя Ивана Черноевича, перешедшему в ислам, и принявшему имя Скендер-бег.

Всех жителей страны новые власти обложили налогом - филурией, выплата которого являлась тяжёлым бременем для обнищавших за годы войны черногорцев. Однако историки указывают на то, что с османским владычеством связана, главным образом, история городов Черногории, поскольку в отдалённых сельских и, тем более горных районах турок почти не было.

Национально-освободительная борьба черногорцев

Конец XVI и начало XVII века ознаменованы началом широкой освободительной борьбы против турецкого владычества. Одним из наиболее ярких её эпизодов стало вспыхнувшее в 1604 году восстание под предводительством воеводы Грдана. В сражении у города Лушкополья, мятежникам удалось разгромить войска турецкого наместника. Эта победа дала толчок движению, которым в течение последующих лет была охвачена вся Черногория.

История страны в период XVII-XVIII веков являет собой период острой национально-освободительной борьбы, в которой временные победы сменялись поражениями, уносившими жизни тысяч черногорцев. В своей борьбе жители страны во многом опирались на поддержку Венеции, имевшей на побережье Адриатики свои владения и рассматривавшей Османскую империю в качестве своего потенциального противника. Когда в 1645 году между Турцией и Венецией началась война, черногорцы воспользовались этим и, подняв восстание, пытались перейти под венецианский протекторат, однако реализовать этот замысел не удалось.

Обретение независимости

В конце XVIII века национально-освободительную борьбу черногорцев возглавил Пётр Негош. Ему удалось стать выразителем национальной идеи и, сплотив вокруг себя разрозненные кланы, освободить большую часть страны от османской тирании. Его последователь Данило Негош возглавил многотысячное народное ополчение, одержавшее в 1858 году вблизи города Граховец победу над турками, следствием которой стало юридическое закрепление суверенитета страны. История Черногории с этого момента стала развиваться на совершенно иной основе.

В государстве, являвшемся в течение нескольких веков вассалом Османской империи, было учреждено народное собрание - Скупщина. После изгнания турок территория Черногории значительно расширилась за счёт включения в неё отнятых прежде наиболее плодородных районов. Ей был возвращён выход к морю, и венцом всего стало принятие первой Черногорской Конституции. Однако по своему статусу она по-прежнему являлась наследственным княжеством династии Негошей. Окончательно независимость Черногории была задекларирована на Берлинском конгрессе 1878 года.

Краткая история Черногории в XX веке

Новое столетие страна начала с провозглашения её королевством, последовавшим в 1910 году. В период Первой мировой войны Черногория приняла сторону Антанты и в 1916 году была захвачена австро-венгерской армией. Двумя годами позже решением Великой Народной Скупщины была свергнута монархическая династия Негошей, и Черногория объединилась с Сербией.

Во время Второй мировой войны территорию страны оккупировали итальянские войска. С 1945 года Черногория имела статус федеральной республики, а в 2006 году стала независимым государством.