Избирательный процесс стадии. Избирательный процесс в российской федерации

Включает в себя такие стадии выборов, как порядок организации и проведения выборов, определение круга участников избирательного процесса, голосование, подведение итогов голосования и выборов.

Эти этапы выборов являются обязательными и неотъемлемыми элементами юридического процесса выборов. Отсутствие хотя бы одной стадии выборов парализует ход всей избирательной кампании.

Этапы выборов

Выборы – процесс, имеющий свою логику развития. Он может быть разделен на ряд последовательных этапов выборов.

Основными стадиями выборов являются:

  1. Назначение выборов.

    Назначаются Президентом РФ или законодательным органом – Советом Федерации, органом государственной власти субъекта РФ или местного самоуправления.

  2. Организация избирательных округов, избирательных участков, создание избирательных органов.

    Согласно новой редакции п. 2 ст. 18 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», одномандатные и/или многомандатные избирательные округа образуются сроком на 10 лет, а избирательные участки и участки референдума – на 5 лет. К концу января 2013 года на основании этого закона были утверждены все избирательные округа и избирательные участки в РФ, а также были утверждены все члены избирательных комиссий с правом решающего голоса со сроком полномочий 5 лет.

  3. Регистрация избирателей.

    Данный этап выборов осуществляют избирательные комиссии.

  4. Выдвижение и регистрация кандидатов и/или списка кандидатов.

    Выдвигать кандидатов и/или список кандидатов могут избирательные объединения и/или политические партии. Также возможно самовыдвижение кандидата. Регистрируют кандидатов избирательные комиссии.

  5. Агитационный период.

    Право на агитацию имеют только участники избирательного процесса: граждане, зарегистрированные кандидаты, общественные объединения, политические партии. Данная стадия выборов должна завершиться за сутки до дня голосования.

  6. Проведение голосования.

    Голосование должно проводиться в течение одного дня. Обычное время голосования – с 8.00 до 22.00 по местному времени. Гражданин, принимающий участие в голосовании, должен проголосовать лично, посредством отметки за того или иного кандидата/кандидатов в бумажном бюллетене.

  7. Подсчет голосов.

    Избирателей начинается сразу после окончания установленного для голосования времени. Непосредственный подсчет производят члены участковой комиссии с правом решающего голоса в присутствии остальных членов комиссии и наблюдателей.

  8. Определение и утверждение результатов голосования, распределение депутатских мандатов.

    Избирательные участки передают результаты подсчета голосов в окружную (территориальную) избирательную комиссию, которая подводит итоги голосования в своем избирательном округе. Затем данные передаются в избирательную комиссию муниципального образования, где и происходит подведение общих итогов выборов.

Могут быть дополнительные стадии выборов, такие как:

  1. Повторное голосование.

    Если никто не победил в первом туре, проводится второй тур по двум кандидатам, набравшим большее число голосов.

  2. Повторные выборы.

    Если никто не победил или выборы проводились с нарушением законодательства. Тогда заново происходит выдвижение и регистрация кандидатов, проведение голосования и т.д.

Подизбирательным процессом следует понимать урегулированную законом деятельность граждан, политических партий, избирательных комиссий и других субъектов по подготовке и проведению выборов. Избирательный процесс является упорядоченным и состоит из последовательно осуществляемых стадий (этапов). К основным из них относятся: 1) назначение выборов; 2) регистрация избирателей; 3) образование избирательных округов и избирательных участков; 4) образование избирательных комиссий; 5) выдвижение и регистрация кандидатов; 6) предвыборная агитация; 7) голосование; 8) подсчет голосов, определение и опубликование результатов выборов; 9) повторное голосование («второй тур») или проведение повторных выборов.

На стадии назначения выборов определяется дата проведения голосования, в ходе которого будут избраны должностные лица в органы государственной власти и местного самоуправления. Выборы назначают уполномоченные на то органы или должностные лица. Например, выборы Государственной Думы назначает Президент РФ. В субъектах РФ дату выборов депутатов в соответствии с федеральным законодательством определяет законодательный (представительный) орган государственной власти. На уровне местного самоуправления выборы назначаются, как правило, представительным органом местного самоуправления.

Если уполномоченный орган или должностное лицо не назначают выборы в установленные сроки, то назначить их и провести должна избирательная комиссия, соответствующая уровню выборов. Если и избирательная комиссия бездействует, то выборы назначает суд общей юрисдикции, а проводит их специально создаваемая временная избирательная комиссия. Данные положения избирательного законодательства призваны гарантировать принцип обязательности и периодичности выборов в России.

На этапе регистрации избирателей составляютсясписки избирателей. Включение гражданина в список избирателей означает, что этот гражданин будет допущен к голосованию. Списки избирателей составляются соответствующими избирательными комиссиями. Сведения об избирателях (фамилия, имя, отчество, год рождения, адрес места жительства) формируют и уточняют уполномоченные на то органы или должностные лица местного самоуправления. Система регистрации (учета) избирателей, предусмотренная в России, в отличие от ряда зарубежных стран, называется обязательной, поскольку регистрация (учет) осуществляется органами власти и распространяется на всех граждан РФ, обладающих активным избирательным правом. При составлении списков избирателей может использоваться ГАС «Выборы».

Основанием для включения гражданина РФ в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт нахождения его места жительства на территории этого избирательного участка или в специально установленных случаях факт временного пребывания на этой территории, установленный органами регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства.


Участковая избирательная комиссия не позднее чем за 20 дней обязана представить список избирателей для всеобщего ознакомления и его дополнительного уточнения. Гражданин РФ вправе заявить в участковую комиссию о невключении его в список, о любой ошибке или неточности в сведениях о нем. В течение 24 часов, а в день голосования в течение двух часов с момента окончания голосования участковая комиссия обязана проверить заявление и либо устранить ошибку или неточность, либо дать заявителю письменный ответ с указанием причин отклонения заявления. Решение участковой комиссии может быть обжаловано в вышестоящую комиссию или в суд, которые обязаны рассмотреть жалобу в трехдневный срок, а за три и менее дней до дня голосования и в день голосования – немедленно. Установление сроков удовлетворения обращений гражданина призвано обеспечить активное избирательное право. Вносить же какие-либо изменения в списки избирателей после окончания голосования и начала подсчета голосов избирателей запрещается.

Следующий этап – образование избирательных комиссий. Основными полномочиями избирательных комиссий являются: составление списков избирателей, образование избирательных округов, регистрация кандидатов, организация голосования и определение результатов выборов на соответствующей территории, рассмотрение жалоб субъектов избирательного процесса.

Необходимым этапом является образование избирательных округов и избирательных участков.Избирательные округа представляют собой территориальные единицы, образуемые с целью объединения проживающих в них граждан для избрания кандидатов на выборные должности. В России избирательные округа могут быть одномандатными, когда в округе избирается один кандидат, многомандатными, когда в округе избираются два и более кандидата. Избирательные округа образуются избирательными комиссиями. Избирательные округа должны образовываться с соблюдением их примерного равенства по числу избирателей. Допустимые отклонения от средней нормы представительства предусматриваются федеральным законом. Важно также, чтобы каждый избирательный округ составлял единую территорию.

Избирательные участки – представляют собой территориальные единицы,образуемые с целью объединения проживающих в них граждан общим местом голосования. Избирательные участки образуются по согласованию с избирательными комиссиями главой муниципального образования, командирами воинских частей, руководителями дипломатических представительств, консульских учреждений. Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках. Избирательные участки, образованные за пределами территории России, приписываются к избирательным округам, образованным для проведения выборов Президента РФ и Государственной Думы.

Основными требованиями к образованию избирательных участков являются следующие: на территории каждого участка должно быть зарегистрировано не более 3 тысяч избирателей, недопустимо пересечение границ избирательных округов границами избирательных участков. Списки избирательных участков должны быть опубликованы главой муниципального образования.

На этапе выдвижения и регистрации кандидатов определяется круг лиц, которые будут баллотироваться на выборные должности. В России выдвижение кандидатов допускается в порядке самовыдвижения, в том числе при поддержке группы избирателей с определенным числом участников. Выдвигать кандидатов, списки кандидатов могут политические партии на федеральных, региональных и местных выборах в России, избирательные объединения в форме общественной организации или общественного движения – на выборах местного самоуправления.

По итогам выдвижения кандидатов, списков кандидатов избирательным комиссиям направляются сообщения о лицах, желающих баллотироваться. С момента принятия комиссиями таких сообщений кандидаты могут начинать собирать подписи избирателей для того, чтобы быть зарегистрированными. С момента регистрации лицо, баллотирующееся самостоятельно или в составе списка, получает официальный статус кандидата. Таким образом, выдвижение и регистрация кандидатов являются разными по правовому значению действиями. Выдвижение кандидата не обязательно приводит к его регистрации, а, значит, к его участию в предвыборной агитации и включению в избирательный бюллетень для голосования.

До февраля 2009 г. для того, чтобы выдвинутым кандидату, списку кандидатов быть зарегистрированными, необходимо выполнить одно из следующих условий: 1) собрать определенное число подписей избирателей; 2) внести избирательный залог (за исключением выборов Президента РФ). С февраля положения об использовании избирательного залога при проведении выборов из законодательства были исключены (см. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 09.02.2009 N 3-ФЗ "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ С ОТМЕНОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ЗАЛОГА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ВЫБОРОВ").

Размер избирательного залога в России составлял 15 процентов от установленного предельного размера расходования средств избирательного фонда кандидата, избирательного объединения. Законом субъекта РФ указанный размер избирательного залога может быть уменьшен, но не может составлять менее 10 процентов от установленного конкретным законом предельного размера расходования средств избирательного фонда кандидата, избирательного объединения. После выборов залог возвращается, если кандидаты или список кандидатов получили не менее установленного конкретным законом числа голосов избирателей, были избраны либо допущены к распределению депутатских мандатов соответственно. На региональных и муниципальных выборах для возврата избирательного залога кандидат должен получить 5 и менее процентов голосов избирателей либо быть избранным, а список кандидатов – 3 и менее процентов либо быть допущен к распределению депутатских мандатов. Конкретный процент в данном случае фиксируется в законах субъектов РФ.

Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, списков кандидатов, устанавливается законом соответствующего уровня власти и не может превышать 2 процента от числа избирателей, но не может быть менее 10 подписей.

Без сбора подписей избирателей и внесения избирательного залога осуществляется регистрация кандидата, списка кандидатов, выдвинутых политической партией, федеральный список кандидатов которой на основании официально опубликованных результатов ближайших предыдущих выборов депутатов Государственной Думы допущен к распределению депутатских мандатов. Без сбора подписей осуществляется также регистрация кандидатов, списков кандидатов, выдвинутых региональными отделениями или иными структурными подразделениями такой политической партии. В данном случае основанием для регистрации является решение партий о выдвижении кандидатов. В малонаселенных муниципальных образованиях кандидаты могут не собирать подписи и не вносить избирательный залог, если законом субъекта РФ предусматривается заявительный порядок регистрации. Во всех остальных случаях регистрация кандидатов является необходимым этапом избирательного процесса. Она позволяет отобрать для голосования избирателей только тех кандидатов, которые доказали, что располагают определенной общественной поддержкой либо готовы рискнуть значительной денежной суммой для того, чтобы представить свою кандидатуру на «суд» избирателей.

Предвыборная агитация заключается восуществлении воздействия на избирателей с целью побудить их голосовать «за» или «против» тех или иных кандидатов либо «против всех» кандидатов. В России агитационный период начинается со дня выдвижения кандидатов, списков кандидатов и прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования. Проведение предвыборной агитации в день голосования и в предшествующий ему день запрещено.

На этапе голосования совершается народное волеизъявление, посредством которого определяется лицо, получающее право на выборный мандат. В российском законодательстве предусматривается, что голосование происходит в воскресенье, время начала и окончания голосования устанавливается нормативным правовым актом о выборах конкретных органов власти, продолжительность голосования не может составлять менее десяти часов.

Помещение для голосования должно быть соответствующим образом оснащено. В нем размещаются кабины или иные специально оборудованные места для тайного голосования, оснащенные системой освещения и снабженные письменными принадлежностями, за исключением карандашей. В помещении для голосования либо непосредственно перед ним участковая избирательная комиссия оборудует информационный стенд, на котором размещается информация о кандидатах, списках кандидатов, о порядке заполнения избирательных бюллетеней. В бюллетене фамилии кандидатов размещаются в алфавитном порядке, краткие наименования и символы (эмблемы) политических партий, избирательных объединений с фамилиями первых трех кандидатов из общефедеральной и региональной частей списка – в порядке, определяемом предварительной жеребьевкой. Бюллетени выдаются избирателям, включенным в списки избирателей по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт. Голосование проводится путем внесения избирателем любого знака в пустой квадрат, относящийся к кандидату или списку кандидатов, в пользу которых сделан выбор. Заполненные бюллетени избиратели опускают в ящики для голосования, в качестве которых могут использоваться технические средства подсчета голосов, в том числе программно-технические комплексы обработки бюллетеней.

Существуют несколько возможностей голосования избирателей вне помещения своего избирательного участка. 1) в случаях если избиратель не будет иметь возможность проголосовать на своем избирательном участке, он вправе получить в соответствующей избирательной комиссии открепительное удостоверение и принять участие в голосовании на том избирательном участке, на котором он будет находиться в день голосования в пределах избирательного округа, где данный избиратель обладает активным избирательным правом; 2) возможность досрочного голосования является исключительным случаем и допускается на муниципальных выборах. На выборах органов государственной власти досрочное голосование предусмотрено только на избирательных участках, образованных на судах, которые в день голосования будут находиться в плавании, на полярных станциях, в отдаленных или труднодоступных местностях; 3) для тех избирателей, которые не могут самостоятельно прибыть в помещение для голосования, предусматривается голосование посредством переносных ящиков, с которыми члены избирательной комиссии приходят домой к избирателю; 4) при проведении выборов в органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления может устанавливаться порядок голосования избирателей по почте.

На заключительном этапе избирательного процесса осуществляется подсчет голосов избирателей, определение и опубликование результатов выборов. После окончания времени голосования участковые избирательные комиссии начинают подсчет голосов избирателей и составляют протоколы об итогах голосования. Экземпляры протоколов незамедлительно направляются в вышестоящие избирательные комиссии в целях суммирования данных, содержащихся в указанных протоколах и последующей передачи этих данных в комиссию, определяющую результаты выборов. Например, на выборах депутатов законодательных органов власти субъектов РФ результаты определяет избирательная комиссия субъекта РФ.

Во избежание давления на избирателей запрещается публиковать данные о результатах выборов в день голосования до окончания голосования, в том числе распространять эти данные через информационно-телекоммуникационные сети общего пользования, включая «Интернет». Общие данные о результатах выборов должны быть направлены избирательными комиссиями в средства массовой информации в течение одних суток после определения таких результатов. Полные данные об избранных кандидатах официально публикуются (обнародуются) в течение трех месяцев со дня голосования, а о результатах региональных и муниципальных выборах – в течение двух месяцев со дня голосования.

Проведение повторного голосования («второго тура»), повторных или дополнительных выборов не является обязательным этапом избирательного процесса в России. Повторное голосование может проводиться на выборах Президента России в случае, если ни один из кандидатов в первом туре не получил более 50 % голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Повторные выборы назначаются избирательными комиссиями в случаях признания ими выборов несостоявшимися или недействительными, если не все мандаты в многомандатном округе удалось заместить, избранный кандидат не сложил с себя полномочия, не совместимых со статусом депутата либо выборного должностного лица, и других. Дополнительные выборы проводятся в случае досрочного прекращения полномочий выборных должностных лиц.

Основаниями для признания выборов несостоявшимися являются получение списками кандидатов, участвующими в распределении депутатских мандатов, в совокупности 50 или менее процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, допуск к распределению депутатских мандатов менее чем двух списков кандидатов и другие. Выборы признаются недействительными в случае, если допущенные в ходе голосования или установления его итогов нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей; если итоги голосования признаны недействительными на определенной части избирательных участков; если суд принимает решение о признании выборов недействительными.

Определим понятие избирательного процесса , а также рассмотрим стадии данного процесса .

Понятие избирательного процесса

Избирательный процесс как политико-правовая категория - это урегулированная законами деятельность государственных структур, избирателей, политических партий, общественных объединений по приготовлению и проведению выборов в государственные и муниципальные органы.

Избирательный процесс представляет собой форму реализации объективного и субъективного избирательного права , которая представляет собой важнейшую процедуру реализации народовластия.

В узком смысле избирательный процесс состоит из последовательно сменяющих друг друга стадий , которые установлены законом. Любые выборы в обязательном порядке должны пройти через все основные стадии без исключения. При этом ряд стадий процесса имеют факультативный характер (например, стадия повторного голосования).

Порядок проведения и стадии выборов в основной части устанавливается процессуальными нормами избирательного права . Избирательный процесс показывает тип политической системы, а также оказывает на неё непосредственное влияние.

Стадии избирательного процесса

Выборы - это длящаяся во времени кампания, предполагающая наличие совокупности этапов и стадий, действий и процедур, установленных законами и иными нормативными правовыми актами.

Исследователи выделяют ряд стадий избирательного процесса .

1. Назначение выборов : проявляется в установлении даты голосования. Как правило, парламентские выборы назначает глава государства или правительства.

2. Формирование избирательных округов . Он представляет собой территорию, образованную в соответствии с избирательным законодательством. Непосредственно от данной территории избираются депутаты представительных органов различных уровней власти и выборные должностные лица. Имеется три основных вида избирательных округов : общегосударственные, одномандатные, многомандатные.

3. Создание избирательных участков . Избирательный округ включает более мелкие единицы (избирательные участки), которые объединяют избирателей общим местом для голосования.

4. Избирательные органы . Подготовку, организацию и проведение выборов обеспечивают специальные коллегиальные органы: избирательные трибуналы, советы, комиссии и т.д. Существует четыре вида избирательных комиссий : центральные, территориальные, окружные, участковые.

5. Регистрация избирателей . Данная стадия предполагает включение лиц в специальные документы (списки избирателей), которые устанавливают круг граждан, имеющих активное избирательное право и проживающих на территории определенного участка.

6. Выдвижение и регистрация кандидатов . На этой стадии определяются лица, из числа которых будут выбраны депутаты, сенаторы, президент, губернатор. К основным способам выдвижения кандидатов относят: выдвижение избирателями, самовыдвижение, выдвижение политическими партиями или иными общественными объединениями.

7. Предвыборная агитация . В рамках данной стадии граждане и избирательные объединения законными методами и формах проводят агитацию за любого кандидата или избирательное объединение. Существуют разнообразные формы предвыборной агитации : встречи кандидатов с избирателями, публичные мероприятия, выступления в СМИ и т.д.

8. Голосование . Данный этап можно назвать главной стадией избирательного процесса. Оно представляет собой волеизъявление избирателей по вопросу избрания выдвинутых кандидатов. Голосование может быть как очным (непосредственным), так и заочным (например, по почте).

9. Подсчет голосов и установление результатов выборов . Подсчет отданных голосов сначала производится на участках, а затем они пересылаются в вышестоящие избирательные комиссии. При этом устанавливается число действительных голосов, т.е. количество бюллетеней установленной формы. Результаты выборов подлежат обязательной публикации.

Избирательный процесс. Стадии избирательного процесса

1. Назначение выборов является первой стадией любого избирательного процесса. Сущность назначения выборов заключается в установлении даты голосования.

2. Образование избирательных округов - вторая стадия избирательного процесса. Избирательный округ - это территория, от которой избирается депутат (депутаты), выборное должностное лицо (лица). В основе образования избирательных округов лежит территориальный принцип, то есть избиратели распределяются по округам в соответствии с их постоянным или преимущественным проживанием на определенной территории. Избирательные участки образуются главой муниципального образования по согласованию с избирательными комиссиями на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на территории избирательного участка, из расчета не более чем 3 тысячи избирателей на каждом участке.

3. Составление списков избирателей. При проведении выборов в целях реализации прав избирателей, ознакомления избирателей с данными о себе. а также в целях проведения голосования соответствующими избирательными комиссиями составляются списки избирателей на основании сведений, полученных с использованием государственной системы регистрации (учета) избирателей. Списки избирателей составляются по избирательным участкам.

4. Формирование избирательных комиссий. Избирательные комиссии - это коллегиальные органы, осуществляющие подготовку и проведение выборов. Все избирательные комиссии делятся на две большие группы:

1) постоянно действующие избирательные комиссии, которые являются государственными органами - Центральная избирательная комиссия Российской Федерации (ЦИК Российской федерации), избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, а также муниципальными органами -избирательная комиссия муниципального образования;

2) избирательные комиссии, которые создаются в конкретном избирательном процессе - окружные, территориальные, участковые избирательные комиссии. Формирование таких избирательных комиссий является отдельным этапом избирательного процесса.

Избирательные комиссии в различных выборах могут выступать в трех качествах: окружной, территориальной и участковой комиссии. Окружная избирательная комиссия - верхнее звено системы избирательных комиссий в любом избирательном процессе. Территориальная избирательная комиссия всегда распространяет свою деятельность на определенную территорию в соответствии с федеративным устройством Российской Федерации, а также административно-территориальным делением субъектов Российской Федерации.

5. После образования избирательных округов и участков, избирательных комиссий начинается стадия выдвижения кандидатов, которая является начальным этапом реализации пассивного избирательного права.

Выделяются две группы субъектов, обладающих правом выдвижения кандидатов:

1) непосредственно избиратели : избиратели соответствующего избирательного округа и самовыдвижение. Выдвижение кандидатов непосредственно избирателями проводится путем самовыдвижения, а также по инициативе избирателя, группы избирателей, обладающих активным избирательным правом при голосовании за данного кандидата, с уведомлением об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, и последующим сбором подписей в поддержку кандидатов;

2) избирательные объединения, избирательные блоки .

Избирательным объединением признается политическое общественное объединение (политическая партия, иная политическая организация, политическое движение), которое создано и зарегистрировано в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации на уровне, соответствующем уровню выборов, или на более высоком уровне. Политическое общественное объединение либо изменения и дополнения, вносимые в устав общественного объединения в целях придания ему статуса политического, должны быть зарегистрированы не позднее чем за год до дня голосования, а при назначении выборов законодательного (представительного) или исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления в случае досрочного прекращения полномочий соответствующего органа этот срок сокращается до шести месяцев. Указанные сроки не распространяются на иные изменения и дополнения, вносимые в устав политического общественного объединения.

Для того, чтобы выдвинутый кандидат (список кандидатов) был зарегистрирован избирательной комиссией, необходимо, чтобы в его поддержку было собрано определенное количество подписей избирателей. Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором кандидат дает согласие на выдвижение.

Для регистрации кандидата (списка кандидатов) в соответствующую избирательную комиссию представляются:

1) письменное заявление кандидата о самовыдвижении или представление отдельных избирателей, групп избирателей, избирательных объединений (блоков), выдвинувших кандидатов (списки кандидатов);

2) заявление кандидата (кандидатов) о его согласии баллотироваться по данному избирательному округу;

3) необходимое количество подписей избирателей.

6. Предвыборная агитация законодательно определяется как деятельность граждан Российской Федерации, кандидатов, избирательных объединений (блоков), общественных объединений, имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к участию в выборах, а также к голосованию за тех или иных кандидатов (списки кандидатов) или против них.

Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусматривает несколько форм проведения предвыборной агитации:

1) через СМИ;

2) проведение массовых мероприятий;

3) выпуск и распространение агитационных печатных материалов;

4) иные установленные законом формы.

Голосование проводится в календарный выходной день. Время голосования обычно определяется с 8 до 20 часов по местному времени. Голосование проводится в специальных помещениях, которые предоставляются в распоряжение участковых избирательных комиссий главами соответствующих муниципальных образований. О времени и месте голосования территориальные и участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 20 дней до дня голосования через СМИ.



Подсчет голосов избирателей осуществляется открыто и гласно членами участковой избирательной комиссии с правом решительного голоса. Подсчет голосов начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели.

На основании протоколов об итогах голосования, полученных из нижестоящих избирательных комиссий, окружная избирательная комиссия того округа, от которого избирается депутат, иное выборное лицо (депутаты, выборные лица), определяет результаты выборов путем сложения содержащихся в протоколах данных. Определение результатов производится членами данной комиссии с правом решающего голоса лично. О результатах выборов составляется протокол.

8. Заключительным актом конкретного избирательного процесса является официальное опубликование итогов голосования и результатов выборов. Оно осуществляется соответствующей избирательной комиссией в срок, определенный федеральными или региональными законами, но не позднее одного месяца со дня голосования.

Избирательное право и избирательный процесс тесно взаимосвязаны с политической сферой функционирования государства и общества. Если избирательное право предметно регламентирует определенные аспекты общественно-государственной деятельности, касающиеся приобретения и передачи властных полномочий выборным представителям, то избирательный процесс, как форма реализации субъективного политического права, отражает технологию участия избирателей в осуществлении власти. В совокупности, они образуют политико-правовой механизм формирования основных институтов представительной и выборной демократии 1 Конституционное право России: учебник для студентов вузов / Под ред. А.С. Прудникова, В.И. Авсеенко. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 767 с..

Избирательный процесс в Российской Федерации включает в себя установленную законом совокупность стадий, состоящих из конкретных избирательных процедур и избирательных действий.

Стадии избирательного процесса - это этапы организации и проведения выборов, в рамках которых совершаются предусмотренные законами избирательные действия, а также избирательные процедуры, обеспечивающие реализацию избирательных прав граждан РФ и иных участников выборов, целостность и легитимность избирательного процесса при формировании представительного органа, избирании выборного должного лица. Только совокупность юридически необходимых и достаточных процедур и действий, стадий, как элементов избирательного процесса, может обеспечить конституционно-правовую легитимность выборов 2 «Иванченко А. В. Указ. Соч. С. 260-261»..

Основными стадиями избирательного процесса являются:

  • 1) назначение выборов (принятие уполномоченным на то государственным органом, органом местного самоуправления, должностным лицом решения о назначении даты выборов);
  • 2) образование избирательных округов, избирательных участков, составление списков избирателей;
  • 3) выдвижение кандидатов (списков кандидатов) и их регистрация;
  • 4) предвыборная агитация;
  • 5) голосование и определение итогов голосования, результатов выборов и их опубликование.

При этом факультативными стадиями являются: проведение, в предусмотренных законом случаях повторного голосования, повторных выборов, новых выборов. Так же стоит отметить факультативную но при этом не менее важную стадию - финансирование выборов.

Под финансированием выборов следует понимать действия, направленные на прямое и косвенное финансирование и поддающееся финансовой оценке материальное обеспечение подготовки и проведения выборов.

К основным принципам финансирования можно отнести: гласность, отчетность, ответственность при финансировании и гарантированность финансового обеспечения подготовки и проведения выборов.

Принцип гласности и открытости в соответствии с Федеральным законом РФ «Об основных гарантиях» ст. 59 п. 8 проявляется в том, что комиссия, соответствующая уровню выборов до дня голосования на выборах, периодически направляет в средства массовой информации для опубликования сведения о поступлении и расходовании средств избирательных фондов. Редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий соответственно уровню выборов, референдума обязаны публиковать указанные сведения, передаваемые им комиссиями для опубликования, в течение трех дней со дня получения.

Таким образом, проведение выборов состоит из нескольких стадий, последовательно сменяющих одна другую от момента назначения даты выборов до объявления о результатах голосования. Все стадии избирательного процесса жестко регулируются законами и иными нормативно-правовыми актами. Это объясняется необходимостью исключить, чей бы то ни было волюнтаризм, способный порождать конфликты и задержки в развитии процесса 1 Баглай М. В. «Конституционное право РФ». - М.: Изд. Группа НОРМА-ИНФРА. М., 1998. С. 352-353.

Одной из основных стадий избирательного процесса, обеспечивающей периодичность проведение выборов соответствующего уровня, является порядок назначения выборов уполномоченными на то органами или должностными лицами, а также порядок ротации состава депутатов регионального законодательного (представительного) органа государственной власти.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона «Об основных гарантиях» выборы в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления или выборы депутатов указанных органов назначает уполномоченный на то орган или должностное лицо. Решение о назначении выборов должно быть принято не позднее, чем за 65 дней до дня истечения срока, на который были избраны соответствующий орган или депутаты. В случае досрочного прекращения полномочий указанных органов или депутатов, влекущего за собой неправомочность органа, выборы должны быть назначены не позднее чем через 14 дней со дня такого прекращения депутатов, влекущего за собой неправомочность органа, выборы должны быть назначены не позднее чем через 14 дней со дня такого прекращения полномочий. Голосование на выборах в федеральные органы государственной власти должно быть проведено не позднее чем через 110 дней и не ранее чем через 80 дней; в органы государственной власти субъекта РФ - не позднее чем через 100 дней и не ранее чем через 80 дней; в органы местного самоуправления - не позднее чем через 80 дней и не ранее чем через 70 дней со дня принятия решения о назначении выборов 1 Федеральный закон от 22.05.2002 (ред. от 03.06.2009) «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской федерации».

Порядок назначения выборов в федеральные органы государственной власти включает в себя порядок назначения общих и досрочных выборов депутатов Государственной Думы и Президента РФ, которые определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами о выборах Президента, о выборах депутатов Государственной Думы.

В соответствии с Конституцией РФ выборы главы государства осуществляются наиболее демократическим путем - на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании2 «Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Указ соч. С. 344»..

Назначение выборов Президента относится к ведению Совета Федерации. Днем голосования на выборах является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента. Если Совет Федерации не назначит выборы в установленный срок, то они назначаются и проводятся ЦИК РФ во третье или четвертое воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах. При прекращении Президентом исполнения своих полномочий до истечения конституционного срока в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ (отставки, стойкой неспособности осуществлять свои полномочия или отрешения от должности) 3 «часть 2 статьи 92 Конституции РФ содержит исчерпывающий перечень обстоятельств, являющихся основной для досрочного прекращения полномочий Президента РФ. Если одно из указанных обстоятельств наступает. Это означает, что Президент уже не может вернуться к исполнению полномочий в период текущей регистратуры, то есть до выборов нового Президента РФ» // Научно-практический комментарий к Конституции РФ. Отв. Ред. В. В. Лазарев. 2-е изд., доп. И перераб. - М.: Спарк. 2001. С. 460., Совет Федерации не позднее чем через 14 дней назначает досрочные выборы Президента, и днем голосования является последнее воскресенье перед истечением трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения своих полномочий Президентом.

В соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом о выборах депутатов Государственной Думы выборы депутатов Государственной Думы нового созыва назначает Президент.

Днем голосования является второе воскресенье после дня, когда истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума прежнего созыва. Исчисление срока начинается со дня ее избрания, а днем избрания является день голосования, в результате которого она была избрана в правомочном составе. Если Президент не назначит выборы в срок, то они назначаются и проводятся ЦИК в первое или второе воскресенье месяца, следующего за месяцем, в котором истекают полномочия Государственной Думы. При роспуске Думы в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией, Президент одновременно назначает досрочные выборы депутатов нового созыва, и днем голосования является последнее воскресенье перед днем, когда истекает три месяца со дня роспуска Государственной Думы. В случае если Президент, распустив Думу, не назначит выборы, то они проводятся ЦИК, и в этих двух последних случаях сроки осуществления избирательных действий сокращаются на четверть. Следует отметить, что избирательным законодательством предусмотрено, что голосование может быть назначено только на выходной день. Не допускается назначение голосования на праздничный день.

Таким образом, при назначении выборов используются следующие основные механизмы: институт общих и досрочных выборов, общих и ротационных выборов; право проведения выборов избирательной комиссией в случае пропуска сроков их назначения; наличие в законодательстве фиксированной даты проведения выборов либо интервального срока со дня назначения выборов до дня их проведения; сокращенные сроки избирательных действий при проведении досрочных выборов; Кудинов О.А. Конституционное право Российской Федерации: Учебное пособие: схемы и комментарии. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: «Ось-89», 2007.-192 с. возможность совмещения выборов с федеральными и иными видами выборов; специфический институт в виде ротационных выборов части депутатского состава регионального законодательного (представительного) органа государственной власти.

Как быть, если выборы игнорируют все, включая избирательную комиссию? Прежде такие выборы назначались судом общей юрисдикции по заявлению прокурора, избирателей, избирательных объединений, органов власти. На этот счет существовала соответствующая судебная практика.

Гражданин В.В.Казанцев, реализуя указанные требования закона, обратился с заявлением, в котором просил назначить дату выборов представительного органа г. Уссурийска и Уссурийского района в судебном порядке. Две судебные инстанции удовлетворили требования заявителя.

Изменения, произошедшие в избирательном законодательстве, обусловили другой подход. Законодатель решил, что назначение выборов не дело суда, а вот побудить к этому тех, кто обязан их назначить, суд может.

Полагаю, что данная формулировка законодателя не является корректной, так как при этом толковании данной нормы за судом остается право либо обязать соответствующий уполномоченный на то орган назначить дату выборов, либо назначить эту дату самому, что является таким же пробелом как при избирательном законодательстве до внесения данных изменений.

Федеральное избирательное законодательство оставляет открытым вопрос о том, кто назначает повторные и дополнительные выборы. Он передает на решение субъектов РФ. Я разделяю точку зрения с теми законодателями, которые наделяют этим правом соответствующие избирательные комиссии (субъектов Федерации, муниципальных образований, территориальные избирательные комиссии), считаю, что проведение повторных и дополнительных выборов должно быть закреплено за определенной избирательной комиссией.