Изменение предмета философии в ходе исторического развития предмет марксистско-ленинской философии. Предмет философии. Исторические изменения предмета философии

Р. А. Мигуренко

ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ

Элективный курс по философии

Учебное пособие

Издательство ТПУ

Томск 2008

Мигуренко Р. А.

Предмет философии в истории философии (элективный курс по философии): учебное пособие. – Томск: Изд-во ТПУ, 2008. – 186 с.

Учебное пособие содержит материал, дающий представление о сущности предмета философии и её истории, предметном самоопределении философии в процессе развития; знакомит с историей становления и развития философских воззрений, основными историческими типами философских учений, главнейшими системами восточной, западноевропейской и русской философии, их ведущими идеями и представителями с целью понимания общей логики движения философской мысли к современному её состоянию. Учебное пособие снабжено комплексом тематических вопросов и заданий, направленных на понимание предмета философии через основные философские проблемы, идеи, понятия и категории.

Пособие подготовлено на кафедре философии гуманитарного факультета ТПУ, соответствует программе учебной дисциплины, предназначено для студентов специальности 040101 «Социальная работа», 100103 «Социально-культурный сервис и туризм», 030602 «Связи с общественностью» Института дистанционного образования.

советом Томского политехнического университета

Рецензенты:

Томский политехнический университет, 2008

ВВЕДЕНИЕ

Вопрос о том, что такое философия и в чём заключена ее ценность, является спорным. Одни ждут от неё чрезвычайных откровений, другие равнодушно игнорируют её как беспредметное мышление; третьи видят в ней значительные усилия необыкновенных людей, а кто-то вообще третирует философию как бесполезные раздумья о чем-то призрачном. То, что выступает под названием «философия», в действительности являет собой пример подобных противоречивых суждений. Для человека, верящего в науку, наихудшим является то, что философия совершенно не имеет общезначимых результатов. В то время как науки получают в своих областях определенные обязательные и общепризнанные знания, философия не решила ни одной проблемы окончательно, несмотря на тысячелетние усилия. Нельзя отрицать и того факта, что в философии нет единодушия, присущего сфере научного познания. При этом в то время как научное познание направляется на отдельные предметы, философскую мысль занимает целостность бытия.



Проблемой философии является, прежде всего, проблема её предмета. Нет единодушного ответа на этот вопрос. Так, согласно Платону, философия есть познание вечного, непреходящего. Для Аристотеля, философия – это исследование причин и принципов вещей. Философы Нового времени Ф. Бэкон и Р. Декарт понимают под философией науку (целостную, единую), облеченную в понятийную форму. Для И. Канта философия – наука об отношении всего познания к существенным целям человеческого разума. Гегель называет философией мысленное рассмотрение предметов, науку о разуме, постигающем самого себя и т. д.

Понять философию без знакомства с её историей невозможно. История философии – это история человеческого мышления, которое выдвигает философские проблемы, ставит их перед собой и работает над их разрешением. Попытки разрешения философских проблем могут быть объединены в большие историко-философские области: восточная философия (индийская философия, китайская философия) и европейская, или западная, философия.

В курсе «Предмет философии в истории философии» центральной проблемой является самоопределение философии, т. е. понимание ею своего предмета, задач и сущности на различным этапах истории. Общие рамки и последовательность изложения материала заданы структурированием философии преимущественно по историческим типам.

Вопросы и задания к темам направлены на понимание предмета философии через основные философские проблемы, идеи, понятия и категории.

Тема 1

ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ И ЕЁ ИСТОРИИ

Понятие предмета философии . Разнообразие подходов к пониманию предмета философии. Объективная обусловленность изменения предмета философии. Предмет философии и система категорий. Всеобщее как предмет философии. Предметные уровни философии. Философские проблемы как выражение и представление предмета философии. Содержание философии как совокупность проблем. Понятие философская идея . Предмет философии и философская идея. Всеобщность как признак и оценка философских идей.

История философии как философия в развитии. Понятие предмета истории философии . Содержание философии как предмет истории философии. История философии как история формирования, развития и преобразования философских идей. Философские учения, школы, течения и направления как культурно-организационные формы существования и развития философских идей. Философский текст и интерпретация . Предмет философии как совокупность текстов и их интерпретаций. Исторические типы философских учений.

Предмет – вещь, объект в самом широком смысле, всякое сущее, которое благодаря наглядному образу или внутреннему смысловому единству выступает как ограниченное и в себе завершённое. В этом смысле предметом является всякое данное простому переживанию (сознанию) нечто, имеющее индивидуальную форму: 1) вещь (т. е. физический, принадлежащий внешнему миру предмет); 2) понятие (логически мыслимый предмет); 3) состояние (общее состояние чувств, духовная направленность). Предмет философии – это то, на что направлено философское знание. Казалось бы, за время своего существования философия должна была определиться со своим предметом. Однако даже простое сопоставление философских концепций, порождённых её историей, показывает, что их авторы очень часто рассуждали взаимоисключающе о предмете философии и способах познания этого предмета. Иначе говоря, ситуация такова, что у каждого философа есть дефиниция его философии и понимание его предмета философии. В связи с этим возникает вопрос о том, существует ли такой предмет, который бы объединил самые разные представления в единое знание, называемое философией?

На что направлено философское исследование? С одной стороны, объекты философского исследования могут быть зафиксированы с такой же эмпирической определённостью, как, например, объекты других наук: природа, человек, общество, познание . С другой стороны, философия, о чём свидетельствует её история, имеет дело с идеализированными формами действительности, абстрактными объектами – категориями , относительно которых не всегда можно сказать, что они обозначают объективно существующее.

Слово категория имеет несколько значений. Первый смысл – повседневный, обыденный: словом «категория» обозначают род, сорт, группу. Пример: «Иванов относится к категории тех, кто…». Или: «Иванов – специалист высшей категории» и др. Второй смысл : под категорией понимается фундаментальное понятие некоторой науки. Например, в математике – это число, множество и др.; в физике – поле, частица и т. п. Такие понятия-категории есть у любой науки. Вокруг понятий-категорий выстраиваются научные гипотезы, концепции, теории. Третий смысл слова «категория» – это философские предельно широкие понятия, отражающие существенное и типичное содержание явлений действительности и господствующих в ней отношений. Например: материя, дух, сознание, жизнь, смерть, истина и т. п. Именно в категориях-понятиях раскрывается предмет философии.

Имеется ещё один, четвёртый смысл , когда под категориями понимаются универсальные формы мышления и бытия. Категории в этом смысле обозначаются словами, которые являются философскими терминами, но не являются понятиями. Например: объективное / субъективное; вещь / свойство; существование / не-существование; содержание / форма; причина / цель; возможность / действительность; часть / целое; необходимость / случайность и т. д. Чтобы использовать эти категории не обязательно что-либо знать о них. Напротив, категориями-понятиями мы можем пользоваться только осознанно, т. е. если нам знакомо их содержание, смысл. Философские категории-понятия составляют содержание мысли, а не её форму. Категории в четвёртом смысле есть именно формы, а не содержание мышления.

Философские категории представляют собой интерпретации действительности, т. е. фактически существующего. В ходе историко-философского исследования предмет философии не просто констатируется, а выявляется . С точки зрения познания эмпирические данные и абстрактные объекты философского познания взаимосвязаны. Так, для осмысления и обобщения знаний о природе философия разрабатывает системы категорий: субстанция, материя, движение, пространство, время, сущность, явление, необходимость, закон и т. д. Соответственно, существует система категорий для описания философских проблем человека и общества. Анализ категориального аппарата философии позволяет установить её проблематику (и предмет). Вследствие этого можно утверждать, что предмет философского исследования выступает как система категорий.

Сходство между конкретными и абстрактными объектами в философии состоит в том, что и те, и другие являются теоретическими: первые – теоретически-конкретными, вторые – теоретически-абстрактными. Для философии любые объекты существуют в логически обобщённом виде. Другое дело, что в различных философских учениях одни и те же категории имеют далеко не одинаковое значение. Можно охарактеризовать предмет философии как конкретное в действительности, которое становится абстрактным в философском умозрении. Конкретно-абстрактные объекты философии следует понимать как проблемы, т. е. вопросы, на которые исследователь пытается дать ответ. Имеются в виду вопросы не информационные, а исследовательские, связанные с поисковой ситуацией. Философская проблема – это знание о незнании и некоторое предположение о неизвестном, подлежащем раскрытию. Совокупность философских проблем, формирующихся на основе обыденного и исторического, индивидуального и общечеловеческого опыта, знания и практики,это содержание философии . Философские проблемы отражают предмет философии и его спецификой обусловлены.

Важнейшая и определяющая черта проблем философии – всеобщность и предельность – связана с их фундаментальностью для общего понимания мира, отношения человека к миру, к жизни. Всеобщность подразумевает абсолютность (безусловность, т. е. независимость существования от чего-либо иного, кроме себя), а также самотождественность в любом месте и в любое время. Иногда предмет философии обозначают как всеобщее . Всеобщее философии – это интеллектуальная конструкция, обосновывающая мысль о фундаментальном единстве наших представлений о мире, «последний довод» таких представлений. Стандартное и устоявшееся определение предмета философии гласит: «Философия изучает всеобщие законы природы, общества и мышления». Иными словами, философия стремится осознать некую основу всех сфер реальности, порождающую всё многообразие мира, однако сохраняющую устойчивость во всех отношениях. В этом смысле выявление характеристик «всеобщего» равносильно раскрытию тайны мира, обнаружению порождающей матрицы нашего универсума. Обыденное мышление не охватывает «единого», «всеобщего» – этой основы мира. Всеобщее существует как предел человеческого мышления, как шкала оценки изощрённого философского мышления, как его вечное задание. На деле результаты философского исследования всегда конкретны, культурно-обусловлены: порыв философской интуиции ограничивается талантом исследователей, накопленными в прошлом философскими знаниями, запросами общества. Общество может быть преисполнено энтузиазма в отношении философского творчества, либо безучастно к нему, либо откровенно враждебно. Обусловленность результатов философствования состоянием культуры – трагедия философии, тяжело переживаемая каждым сколько-нибудь крупным мыслителем. Однако это же противоречие между предметом философии («всеобщим») и культурно-ограниченными результатами философских исследований – главный источник развития философского знания.

Именно поэтому другой особенностью философских проблем является их вечность, постоянство . Философия постоянно касается таких вопросов человеческой мысли, по отношению к которым никогда не может быть сказано последнее слово. Человеческая мысль постоянно переосмысливает их в свете нового опыта, новых знаний, применительно к уникальности конкретной ситуации. Философские проблемы сохраняют своё значение в каждую эпоху; их обсуждение философами другого времени – не простая дань традиции, но выявление новых перспектив.

Вечность философских проблем вовсе не означает, что в их осмыслении нет никакого прогресса, что они принципиально не решаемы. Однако прогресс в философии не тождественен прогрессу в научном познании. В науке каждая последующая теория даёт более полное и глубокое отображение реальности, включая в себя элементы истины предшествующих теорий. Прогресс в философии происходит не в смысле углубления знаний, а в кумулятивном (накопительном, собирательном) смысле: новое философское знание не отвергает, не игнорирует сложившиеся представления, но прибавляется к уже имеющейся сумме знаний, и, таким образом, общая сумма точек зрения на ту или иную философскую проблему постоянно возрастает. Философские проблемы решаемы, но это решение обусловлено, прежде всего, уровнем научного знания, культурно-историческим этапом развития общества: на каждом этапе развития философская проблема решается в той степени, в какой это возможно. Философский результат – это прежде всего создание нового смысла, новой интерпретации. Как правило, развитие философского знания сопровождается расширением категориального словаря (за счёт появления новых понятий), изменением содержания имеющихся понятий и категорий, появлением новых специальных терминов. Ценность философского результата, полагает А. Н. Никифоров, состоит в потенциальной способности придавать новые смыслы понятиям, вещам, явлениям и показывать их в новом, необычном свете. «Хороший результат в идеале должен приводить к переинтерпретации всех философских понятий и к созданию нового взгляда на мир. Так возникают великие философские системы – Декарта, Спинозы, Канта, Гегеля, Шопенгауэра…».

Ни одна философская система не охватывает всех проблем: даже те из них, которые имеют энциклопедический характер, ограничивают себя определённым кругом вопросов. Чаще всего в основе философского учения лежит одна из философских проблем, которая подчиняет (или отвергает) остальные. Однако и в рамках ограниченной (основной) темы исследователь пытается рассмотреть, как правило, под определённым углом зрения, всю философскую проблематику. Ограничение философской проблематики (в рамках определённого учения) есть способ решения неограниченного круга философских вопросов. Отбор проблем философом характеризует направленность создаваемого им учения.

Положение о качественном изменении предмета философии в процессе её развития предполагает не только признание специфики объективного содержания (проблематики) различных философских учений, но и того общего, что характеризует предмет исследования в разных философских теориях – основных проблем философии, исследование которых делает предметное поле философии общим.

Целостность философии, её единство обеспечивается общностью проблем, решаемых различными философскими системами. С учётом характера философского знания можно говорить о дифференцированности, многогранности предмета философии. Так, И. Кант дробит всеобщее на части, соотнося их с различными типами человеческой деятельности. Предметом философии оказывается поиск абсолютных, вневременных норм, идеальных стандартов такой деятельности. И. Кант предложил несколько вопросов, составляющих в своей совокупности, предмет философского знания: 1) что я могу знать? 2) на что я могу надеяться? 3) что я должен делать? 4) что такое человек? В последнем вопросе на основании решения предшествующих проблем выясняется действительная роль, место и предназначение человека в мире.

Таким образом, в самом общем плане можно дать следующее описание предметного поля философии : предметом философии является бытие как система, включающая такие подсистемы, как мир и человек. Философия выступает как знание о предельных взаимоотношениях (закономерностях), которые существуют между миром и человеком на всех уровнях .

Человек ставит вопросы о сущности и происхождении мира, о том, что лежит в основе мира, пытается выявить основные формы проявления мира, ставит вопросы о том, един или множественен мир, в каком направлении он развивается и развивается ли он вообще. Данный предметный уровень философии обозначается как онтологический . Философские решения онтологических проблем могут быть самыми разнообразными, но объединяет их то, что они осуществляются философами в предельной форме, т. е. даётся описание наиболее общих предпосылок бытия, наиболее общих взаимоотношений между миром и человеком.

Являясь частью бытия, человек определённым образом противостоит ему и осознаёт это противостояние. Такая ситуация позволяет рассматривать весь окружающий мир как объект познания. Причём это – не только внешний мир, но и сам человек как часть мира, и организованная совокупность людей – общество. На этом уровне философия ставит вопросы о познаваемости мира и обоснованности наших претензий на знание о нём. Это – гносеологический предметный уровень философии. Предельность гносеологической позиции философии связана с тем, что она затрагивает проблемы обоснования знания и познания как такового. Частные науки в рамках своего предмета никогда не ставят вопрос о познаваемости мира в целом, ибо предмет науки предстаёт как ограниченная часть бытия, которая принципиально познаваема с помощью соответствующих конкретно-научных приёмов. Общая гносеологическая проблематика даёт самые разнообразные варианты её решения в философии, однако все они затрагивают предельные характеристики процесса познания, выявляя смысл познавательной деятельности как таковой.

Человек – существо одухотворённое. Он не только познаёт мир, но и живёт в нём, эмоционально переживая своё существование, взаимоотношения с другими людьми, свои права и обязанности. Человек пытается отыскать критерии нравственности, добра, красоты, осознаёт трагичность некоторых моментов своего существования. Философия, опять же в предельной форме, исследует эти ценности человеческого существования, утверждая их обоснованность и необходимость. Эту область философских исследований можно обозначить как аксиологический предметный уровень. Соответственно, здесь так же возможны самые различные варианты философских решений.

Человек живёт и действует, опираясь на практическое освоение бытия. В этом смысле практика является активным связующим моментом между миром и человеком, между бытием и мышлением. Человек способен активно воздействовать на окружающую его действительность, используя познанные им закономерности, может направить течение каких-то событий в желаемое русло, практически осуществляя, например, свои собственные представления о желаемом устройстве мира и общества. Однако человек может осуществить и такие преобразования, которые становятся угрозой существованию самого человечества. Философия в этом плане исследует предельные основания практической деятельности человека, вырабатывая на основании познания истины и её сочетания с общечеловеческими ценностями и интересами некую общую систему норм данной деятельности, её параметры и ограничения. Эта область исследований относится к праксиологическому предметному уровню философии.

То, что философские учения отличаются друг от друга не только тем, как они решают определённые вопросы, но и тем, какие вопросы они ставят, имеет глубокие исторические причины. Философские проблемы не даны одновременно: они формируются, развиваются, преобразуются в ходе развития общества, научного и философского знания. Можно говорить о неравномерности развития философской проблематики, понимая под этим тот факт, что в различных странах на различных этапах их истории у различных философов не найти одного и того же круга вопросов и идентичной их разработки.

Неравномерность возникновения и развития определённых философских проблем не является результатом произвола мыслителей: выбирая те или иные проблемы (или открывая новые), философы выражают тем самым потребности времени, уровень достигнутых знаний и возможностей. Следовательно, можно говорить об объективной обусловленности качественных изменений в проблематике философии, т. е. её предмете. Однако внутри «проблемного» поля выбор темы (задачи, вопроса) зависит не только от её общественной значимости, но и от внутренней заинтересованности философа, осознания им границ своих возможностей. В философии нет общепризнанных вопросов, тем не менее трудно указать вопрос, на который ещё не дано ни одного ответа.

Для представления предмета философии (и некоторого результата философствования) может быть использовано понятие философская идея . Философские идеи – это: 1) мысль или совокупность мыслей, высказанных и обоснованных философом; 2) те мысли философа, которые можно считать наиболее существенными, оказавшими определённое воздействие на человеческий дух, на философию и всю культуру и продолжающими это влияние оказывать.

Каждая историческая эпоха подарила миру много новых философских идей. Но философия развивается не только посредством новых идей. Её развитие осуществляется и вокруг тех идей, которые заимствуются из прошлого. Вокруг их осмысления, преобразования, уточнения развивается философская мысль. Рождение и обогащение общезначимых, т. е. не теряющих своего значения и смысла, идей – главнейшая функция философии. По своему происхождению общезначимые философские идеи конкретно историчны, однако смыслом своим они принадлежат общей истории человечества. «Рождённые мыслью вполне определённых индивидов…философские идеи и концепции обязательно сохраняют «опознавательные знаки» личностно-индивидуальной, эпохальной, национальной специфики. Но в то же время они имеют поразительное свойство быть понятными, близкими, нужными человеку любой другой эпохи…» – отмечает Н. В. Мотрошилова.

Философские идеи раскрываются в понятиях и категориях (категории – в третьем смысле). В процессе развития философские идеи подвергаются уточнению, критике, переформулированию, а то и радикальному пересмотру. Изучением зарождения, становления и развития философских идей занимается история философии. История философии и есть процесс, в рамках которого сформировалась проблематика и структура философского знания.

Изменение предмета философии в ходе её исторического развития создаёт особые трудности в его определении. Дело в том, что в философии происходит не только изменение предмета исследования (это общая закономерность развития научного знания), но и спор о том, что является (или должно быть) этим предметом: существуют радикально противоположные представления о предмете философии. С этой точки зрения можно говорить о том, что поиски предмета философии продолжаются. Признавая качественную специфику соотношения прерывности и непрерывности в историко-философском процессе, специфику философских проблем, значительная часть которых в том или ином виде рассматривается всеми философскими теориями, делать вывод о едином предмете философского исследования во все исторические времена неправомерно . Иначе говоря, наличие общих проблем в философиях разного времени (от античности до наших дней) не обязательно указывает на единый предмет философии. В справедливости этого вывода можно убедиться в процессе изучения история философии.

Приведём пример определения философии, в основе которого – допущение, что философия имеет один, общий для всех философских учений, предмет: философия – это наука о всеобщих закономерностях, которым подчинены и природа, и общество, и мышление, и познание. Возражения против такого понимания философии и её предмета:

1) не ко всякой философии применимо понятие науки;

2) подавляющее большинство философских учений не признавало и не признаёт существования общих для природы, общества, познания закономерностей;

3) это определение неприменимо к целому ряду достаточно развитых философских систем. Так, агностицизм вообще отрицает возможность познания объективной реальности и тем самым ставит под вопрос существование объективных законов природы и общества. Это определение философии неприменимо к берклианству, юмизму, иррационализму, интуитивизму в виду того, что всеобщие законы – не их предмет. «Самое скрупулёзное исследование прагматизма, персонализма, философской антропологии и многих других философских учений никоим образом не приведёт к заключению, что они исследуют наиболее общие законы развития, чем, как известно, занимается философия марксизма» – пишет Т. И. Ойзерман.

Таким образом, распространение (экстраполяция) понятия о предмете одной философской системы (в данном случае – диалектического материализма) на все философские учения игнорирует факт принципиальных (качественных) различий между философиями, в основе которых, прежде всего, – различия в предмете философствования.

Множество определений собственно философии свидетельствует о трудности определения предмета философии. Древние греки понимают философию как любовь к мудрому слову. В средние века в ней видят служанку богословия. Для Томаса Гоббса философия есть наука о причинах. Шопенгауэр утверждает: «Философия есть искусство, а не наука». Современное толкование философии связано с понятием «мировоззрение», предмет которого – всеобщее, предельное в системе отношений «мир – человек» .

Вопрос о том, что изучает философия, остаётся открытым. Можно указать на две концепции, касающиеся проблемы, что считать предметом философии, – концепцию «распочкования предмета философии» и концепцию «предметного самоопределения философии». Но прежде одно небольшое замечание: философия может иметь разную ориентацию – научную, чувственно-эстетическую, практическую. Концепции, о которых пойдёт речь, касаются научно-ориентированной философии.

Концепция распочкования предмета философии строится на идее «исключительности» философии по отношению к другим наукам, потере ею своего предмета в результате развития научного знания. Появление частных наук сужало рамки философии, в конце концов её содержание оказалось «разобраным по частям отдельными науками», предмет философии «распочковался». Немецкий философ В. Виндельбанд, высказываясь по поводу предмета философии, сравнил философию с королём Лиром, который роздал своим детям всё своё имущество и которого вслед за тем, как нищего, выбросили на улицу. Таким образом, философии, потерявшей свой предмет, не остаётся ничего другого, как раствориться в научном знании, выступая учением о науке вообще. Но поскольку распочкование – процесс естественный, закономерный, остановить искусственно его невозможно, а потому философия и сейчас продолжает оставаться «наукой наук» и заключает в себе значительное число будущих наук.

Концепция «предметного самоопределения философии » (концепция «отпочкования») строится на идее о том, что наукоориентированная философия имеет специфический, единственный и «нераздаваемый по частям» предмет исследования. Предметы частных наук не порождались философией, т. е. философия не является «матерью все наук»: и философия, и частные науки выделились из совокупного преднаучного знания, обретя свой предмет.Таким образом, в результате «отпочкования» произошло размежевание философии (науки о всеобщем) с науками о «единичностях».

С точки зрения предметного самоопределения в истории философии можно выделить несколько главных понятий философии:

1. В античной (древнегреческой) философии термином «философия» обозначали всю сумму внерелигиозных знаний, научное знание в целом. Таким образом, исторически первое понятие философии было тождественно научному знанию вообще .

2. В период европейского научного Возрождения понятие философии получает значение тотального объединителя научного знания. Она – не просто представитель научного знания, она – всё это знание: «Философия – царица всех наук ». В XVII – XVIII вв. понятие «философия» охватывало всё теоретическое и эмпирическое знание. В соответствии с этим философией называли и теоретическую механику, и биологию, и другие науки. Сочинение И. Ньютона, например, озаглавлено «Математические начала натуральной философии», а книга К. Линнея по основам ботаники получила название «Философия ботаники».

3. Классическое понятие философии (с точки зрения её предметных отношений с частными науками) – философия есть учение о всеобщем . Понимание философии как учения о всеобщем встречается уже у Аристотеля. Однако Аристотель полагал, что философия как наука о первых началах – «это безраздельно господствующая и руководящая наука, наука, которой все другие, как рабыни, не вправе сказать и слова против». Для Гегеля, так же как для Аристотеля и Канта, философия – наука о всеобщем.

В процессе исторического развития предмет философии исторически менялся в тесной связи с развитием общества, культуры, науки, самого научного знания. При этом очень редко философы считали результаты предшествующего философствования несомненными. Это подтверждается тем, что почти каждая новая крупная философская система начинает заново определять предмет, задачи и сущность философии. Существует точка зрения, в соответствии с которой различные определения предмета философии не являются губительными для философии, напротив, – они выступают фактором её развития. А. Б. Рукавишников в заметке «От редактора» к книге Х. Хофмайстера «Что значит философствовать», в связи с проблемой определения философией собственного предмета, пишет: «…основной проблемой для философии является сама философия. Устремившись с момента своего возникновения к поиску общего основания всего, что существует, она обрекла себя на постоянное определение себя как знания об этом основании и как основание любого знания о сущем».

По вопросу отношения философии к её истории распространены два мнения.

1 . [Ф. ≠ И.Ф.] Популярно в англо-американском мире и сложилось под влиянием аналитической философии. Согласно этому пониманию, идеи коллеги из соседского университета для меня важнее, чем идеи Канта и Гегеля. Не потому, что коллега умнее уважаемых философских классиков, а просто потому, что живёт позже их, знает то, чего они не могли знать, владеет такой аналитической техникой, которая во времена Канта и Гегеля ещё не была разработана.

2. [Ф. = И. Ф.] Распространено в Европе и популярно среди ряда наших философов. Философия и есть история философии, поскольку именно последняя определяет смысл философских проблем и предлагает все возможные способы их решения. Никаких других способов философствования невозможно изобрести. Поэтому, если вы хотите заниматься философией, попытайтесь изучать и понимать историю философии.

Существует третье мнение, его выражают наши отечественные философы, суть которой такова: [Ф. => И. Ф. => Ф.] . С одной стороны, действительно, нельзя заниматься философией, не зная истории философии. Cам смысл философских проблем задан исторически, в истории философии были предложены решения проблем, которые нужно знать. С другой стороны, в истории философии были сформулированы такие идеи, которые не были по-настоящему поняты ни в то время, когда они были предложены, ни позже. Сегодня эти идеи могут быть поняты и развиты в контексте тех проблем, которые возникли перед современной философией. Поэтому развитие философии предполагает её постоянный диалог со своим прошлым: переосмысление истории философии в свете современного опыта и нахождение в ней идей, помогающих в осмыслении и решении вопросов, которые волнуют нас сегодня. В этом смысле история философии выступает как философия, а философия как история философии. При этом философская проблематика не сводится к той, которая ранее в ней обсуждалась. Эти вопросы приобретают очень конкретную и специфическую форму в каждый исторический период, ибо философия – это прежде всего рефлексия над теми проблемами, которые задаёт развитие культуры и которые исторически меняются . Поэтому философы должны каждый раз давать новые ответы на «вечные» вопросы и создавать оригинальные концепции. Таким образом, история философии – это философия в её развитии .

История философии в качестве науки отвечает на вопросы, почему возникает философия, что и как изучают и постигают философы и для чего они это делают. Историко-философское знание отражает сам процесс развития философских воззрений. История философии реконструирует развитие самой философии, условия и факторы, его определяющие, в итоге отвечает на вопрос, что такое философия. История философии в силу своей плюралистичности есть история философий. Существует два основных подхода к исследованию историко-философского процесса: эмпирико-описательный (по эпохам) и проблемно-категориальный (по проблемам). Наиболее перспективным является исследование, опирающееся на возможности и проблемно-категориального, и эмпирического подходов. В историко-философском плане философия может быть рассмотрена под различными точками зрения, в том числе и как процесс самоопределения философии, как процесс эволюции её предмета. Существо историко-философских учений составляет проблемно-категориальный анализ истории философских учений.

Предметом истории философии являются: система исторически возникающих и развивающихся фундаментальных идей относительно бытия человека в мире; культурно-организационные формы, которые объединяют эти идеи и их носителей: философские учения, школы, течения и направления. Философское учение представляет собой совокупность упорядоченных воззрений, которые затрагивают универсальные стороны взаимоотношений человека с природой и социально-культурной средой. Чаще всего оно связывается с именем того или иного мыслителя. Порой, говоря о философском учении, выделяют не всю систему взглядов того или иного мыслителя, а лишь её фрагмент, посвящённый решению какой-либо важной философской проблемы (например: учение Платона об идеях). Когда у основателя определённого учения появляются последователи, продолжающие развивать его идеи, тогда формируются философские школы . Множество школ, предлагающих альтернативные варианты развития единых исходных принципов, образуют философские течения . Самыми масштабными образованиями в историко-философском процессе выступают философские направления (они охватывают целый ряд философских течений и существуют длительное время).

История философии не может непосредственно изучать процесс развития философии. Историк философии исследует этот процесс, используя сохранившиеся письменные тексты мыслителей прошлого, их комментаторов, работы историков и культурологов. В этом смысле предмет философии в её истории представлен как совокупность текстов и комментариев к ним . Любое понимание текста осуществляется через личностную интерпретацию, представляющую собой поиск смысла сквозь призму собственного «Я». Рост философского знания, его новизна, плюралистичность обеспечиваются интерпретационной природой философского знания и спецификой её уникального предмета. Таким образом, философия (и её история как раздел философского знания) представляет собой разновидность интерпретации и её результат. Новое философское знание всегда есть результат интерпретации. Определяя, что является в данный период истории предметом философии, различают различные исторические типы философских учений:

1. Космоцентризм. Господствует в античности. Исчерпывающим объектом философского исследования полагается совокупность идей о космосе как о замкнутой конечной тотальности всех наблюдаемых тел и явлений. Для философов-космоцентристов «всеобщность» есть категориальное отображение космоса.

2. Теоцентризм . Господствовал преимущественно в эпоху европейского Средневековья. Предмет философии – постижение Божества. Космос утрачивает признак всеобщности. Усложняется трактовка категории «всеобщее». Актуальными стали проблемы обоснования существования Бога через философскую интерпретацию библейских текстов.

3. Антропоцентризм . Господствует в философии с эпохи Возрождения. Представления о человеке начинают рассматриваться как самодостаточный объект философских исследований. Всеобщее истолковывается как абстракция от человеческого существания. Мир, в рамках теоретического отношения к действительности, представляется продуктом человеческой деятельности и в таком статусе осознаётся философией.

Краткое резюме

Каждая наука имеет свой строго фиксированный предмет. Как правило, он не меняется на протяжении ее существования, возможно, уточняется, но не более. (Сформулируйте для себя предметы самых известных для Вас наук). Философия представляет в этом плане явное исключение. Начнем с того, что вопрос о предмете философии до сих пор вызывает споры.

В древнегреческий период философия представляла собой совокупное знание, включающее в себя и то, что впоследствии назовут собственно философией, и то, что назовут наукой. В то время сформировалось стремление охватить всеобщее, как то, что присуще всему, и роль в этом сыграло понятие логоса. Вопрос состоит в том, как понимать это всеобщее. Древнегреческая натурфилософия считала своей задачей ответить на вопросы о природе, о первопричинах мира, о его противоречивой целостности, состоящей из единства и многообразия одновременно.

В период упадка античности проблема единичного и общего из сферы практического интереса уходит в сферу логики. Это во многом в связи с распадом социально-политической общности античного общества, когда проблема гражданин и полис перестала волновать умы. В результате в философии крепнут мотивы случая, судьбы, личность замыкается в самой себе и в себе же ищет источник смысла жизни, в школах стоиков, эпикурейцев, скептиков развиваются идеи индивидуализма. Проблемы этики : счастье, смысл жизни, становятся центральными в философии. Постепенно происходит поворот от разума к вере, от философии к религии.

Средневековая философия сделала своим предметом Бога . В соответствии с идеей креационизма мир представляет собой интерес как творение Бога и рассматривается в качестве более или менее удачной реализации божественного замысла. Окружающее, да и сам человек, сравниваются с идеалом, и философия стремиться понять и сформулировать этот божественный идеал. Средневековую философию нередко называют «служанкой богословия», однако это не означает, что в ней не было самостоятельных и ценных достижений. Просто все проблемы мира и человека рассматривались через призму божественного, что, безусловно, отразилось на характере постановки вопросов и своеобразии их решений.

Эпоха Возрождения вновь перемещает интерес философии к природе (натурфилософия) и к человеку, его свободе, достоинству, возрождая тем самым идеи античности. После нескольких веков сна разума познание мира в его земных, индивидуально преходящих и несовершенных особенностях вновь вызывает бурный интерес. До тех пор, пока наука еще не стала особым социальным институтом, фактически вплоть до 17 века, философия оказывалась при таком подходе «госпожой наук ». Эта роль была определена тем, что науки того времени не способны были выйти за рамки опыта, эксперимента в отдельно взятой области исследования. А философия в своих попытках понять всеобщее оказывалась выше и глубже любой из наук. Материя, которая интересовала философа, находилась вне опыта и конкретного знания, она могла постигаться лишь умозрительно, то есть силой ума. И в то же время это были положения, которые могли дать всем наукам вместе и каждой из них в отдельности путеводную нить исследований, понимания мира как целого.


С развитием наук и выходом их на теоретический уровень, ситуация стала меняться: претендующая на роль науки наук натурфилософия начала превращаться в абстрактные рассуждения без достаточной фактической базы. Для представителей естественных наук, тесно связанных с экспериментальным знанием, это было практически равносильно тому, что такая философия ни им, ни кому бы то ни было не нужна. Позитивные знания частных наук должны заменить, по мнению одной из философских школ, позитивизма (О. Конт , Дж.Милль и др.), спекулятивные натурфилософские рассуждения, при этом «наука сама себе философия».

Природа как предмет философствования исчерпала себя. Философия, по словам Витгенштейна , раздала свои богатства подобно королю Лиру и осталась ни с чем. Параллельно было высказано предположение, что место философии определяется нейтральной землей между наукой и религией. Были, кстати, и совсем уничтожающие философию идеи: ее задача - изучение науки и даже не столько науки, сколько языка науки (неопозитивизм), поскольку от выбора языка во многом зависит и облик научной теории. Правда, идеи эти появились значительно позднее, уже в 20 веке.

Таким образом, натурфилософское понимание предмета оказалось исторически ограниченным и даже трагичным, но не единственно возможным для философии. Постепенно на протяжении эпохи Нового времени укрепилось иное понимание ее предмета - сам процесс познания - гносеология . Каким образом мы познаем окружающий мир, какие у нас возможности и средства, какие проблемы встречаются на нашем пути, что такое знание, чем отличается знание обыденное от научного, каким должен быть итог процесса познания, что есть истина и как проверить наши знания на истинность - эти и другие вопросы не изучает ни одна наука, хотя каждая из них непосредственно вовлечена в процесс познания.

Исследуя процесс познания, философия сделала важнейшее открытие: все, что мы изучаем, зависит в конечном итоге от самого человека. Именно он является субъектом познания, причем в соответствии со своими возможностями, он строит картину мира, во многом в соответствии со своими заблуждениями, идеологическими установками или ограниченными знаниями. Кроме того, человек, как это ни парадоксально, живя в природе, не видит ее, он общается лишь с очеловеченной частью природы, создавая вокруг себя искусственную среду - культуру. Видимо, чтобы ответить на вопрос, каков мир, нужно сначала разобраться в вопросе, каков сам человек. Начиная с идей выдающегося немецкого мыслителя Канта , философия все больше осознает в качестве своего предмета человека, становясь, в первую очередь, философской антропологией. Именно такое понимание предмета характерно и для большинства школ современной философии .

Несмотря на то, что представление о предмете философии менялось существенно на протяжении ее исторического развития, общим для философии любой эпохи оставалось стремление вскрыть всеобщие свойства, связи и отношения, присущие миру, обществу, человеку, познанию. Благодаря этому философия всегда претендует на формирование абсолютных, вневременных норм и идеалов, которые, однако, всегда в конечном итоге связаны с настроениями соответствующей эпохи, являются ее квинтэссенцией. Не случайно Гегель называл философию «эпохой, схваченной в мысли». Причем многообразие философских направлений, школ, идей нисколько не нарушает общего целостности философии, напротив, кажущаяся пестрота идей лишь обогащает единый философский процесс. Конкретные особенности философских систем, конечно, преходящи. Но общая проблематика остается неизменной. Неизменен и общий философский подход к миру.

Среди вариантов понимания предмета философии можно назвать и следующие:

- Марксистско-ленинская философия : философия - наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого познания.

- Постмодернизм : предмет философии - культура.

- Эксистенциализм : предмета нет вообще, поскольку философия не является наукой. Ее назначение - размышление о собственно человеческих проблемах для ориентации в человеческой деятельности.

Попробуйте проанализировать эти точки зрения, выделить их сильные и слабые стороны. Сделайте это вновь после того, как Вы познакомитесь с основными философскими проблемами.

1. Становление философии. Миф, религия, ф-фия как исторические типы мировоззрения. Особенности фил-кого знания.

Ф-я зародившись в 7-6 в. до н. э. в др. Китае, Индии, Греции и стала устойчивой формой общественного сознания на все последующие века. Для возникновения ф-и было необходимо время и абстрактное мышление. Восточная ф-я носила рац.- религиозный хар-р, т. е. не являлась теор. знанием. А Греческая ф-я носила рац. хар-р с вкраплениями религиозных и мифологических воззрений. Как наука ф-я зародилась в Европе. С этого момента чел-во начинает искать пути сближения; все ф-е системы направлены на понимание чел-ом самого себя, а следовательно и улучшение своего «Я». До возникновения ф-и были мифы; Мифология – самое первое мировоззрение человека. Мировоззрение – это совокупность взглядов и убеждений, оценок и норм, идеалов и установок, которые определяют отношение человека к миру и являются ориентирами в его повседневной жизни. Мифология возникла как ответ на вопросы о происхождении мира и его устройстве. Миф – это фантастическое отражение в первобытном сознании реальной действительности и обоснование существующих в обществе отношений, установок, верований и поведения. В мифе олицетвор-ся природа, а пространство и время, субъективное и объективное предстают целостными. Главная функция мифа – объяснять миропорядок и регулировать отношения. С мифологией тесно связана религия. Религия возникла позже, а некоторые мифы перешли в религии (миф о Христе). Религия охватывает систему догм, иллюзорных чувств, обрядовых действий и церковных учреждений, призванных удовлетворить потребности людей в вере, надежде и любви. Основанием религиозного мировоззрения служит вера в сверхъестественное, в существование одного или нескольких богов, в какое-либо «священное» начало, находящееся за пределами понимания человека. Одной из важнейших особенностей мифа и религии является то, что они имеют духовно-практический хар-р. Ф-я является особой ф-мой общественного сознания и хар-ся следующими наиболее важными особенностями: 1) исходным пунктом и целью ф-и является чел-к, его место в мире и отношение к этому миру. 2) ф-я изучает наиболее общие основания социоприродного бытия, универсальные закономерности развития мира как целого. 3) основным средством познания является чел-кий разум. 4) эмпирическая база познания – вся совокупность частных наук и общественно-историческая практика. 5) ф-я сочетает в процессе изучения действительности теоретико-познавательный подход с ценностным (где и как находит свою практическую реализацию полученное знание, и какова его ценность и значимость).

Ф-я – это форма общественного сознания, связанная с постижением сущности социального и природного бытия, мира в целом, места чел-ка в этом мире, отношения чел-ка к миру и смысла жизни.

2. Предмет философии, его историческое изменение. Структура философского знания.

В разные эпохи различными направлениями, школами и мыс­лителями предмет ф-и формировался по-разному. Ф-я раз­рабатывалась преимущественно то, как учение о бытии, о природе и о человеке, то, как учение о познании, постижении истины, то, как учение о должном, идеалах или ценностях. В эпоху античности основной интерес – идеи, формы, этика добродетелей. Средние века - Бог как наисовершеннейшая личность. Возрождение – эстетическое отношение к действительности. Новое время – человек разумный. Новейшее время – тотальность идей (Гегель), материальное производство (Маркс), воля к власти (Ницше). ХХ-ХХI – язык и практика людей. При этом формировались различные об­ласти ф-го знания. Многие из них, обогащаясь результатами но­вых исследований, входят в структуру современного ф-го знания. Существуют следующие области ф-го знания. Онтология - учение о бытии, существовании предметов, мира в целом, их «началах» и основаниях (что есть бытие?). Г носеология - учение о познании вещей и явлений, их связей и отношений, о постижении истины (как человек познает мир?). Методология - учение о методах (приемах, способах) познания, соотношении раз­ных методов, об общих, ф-их ориентирах познавательной и прак­тической деятельности (каковы методы познания?). Ф-фы уже с древности стали уделять внима­ние человеку. Значительно позже оформилась в качестве самостоятельной области философская антропология - учение о человеке, его сущности, месте в мире, предназначении (что есть человек и какова его природа?). Внимание к проблемам общественной жиз­ни привело к формированию социальной ф-и (что есть общество?). Интерес к проблеме общих закономерностей общественного развития вызвал появление ф-и истории . Динамику своих собственных представлений, идей и уче­ния мыслители рассматривают в истории ф-и . Существует аксиология - учение о ценностных ориентирах человека, о предпочтениях и идеалах, ради кото­рых можно многим поступиться, и даже отдать жизнь (что есть ценность?). Эта область тесно связана с этикой - учением о нормах и принципах нравственного поведе­ния, о добре и зле, достижении счастья и благодати. Эстетика - область суждений о прекрасном, формах и возможности его существования. Логи­ка рассматривает вопросы о правильном выражении представлений и мыс­лей в определенных формах связи понятий или знаков. В последнее время стали уделять внимание праксиологии как сфе­ре, концентрирующей представления о практической ориентации и значе­нии философских знаний. Предмет ф-и – человек в его отношениях к миру, рассматриваемых через призму связи субъекта и объекта, бытия и познания, ценностных ориентаций поиска смысла жизни.

3. Место и роль философии в культуре: основные функции и значение философских знаний.

Соотношение ф-и и культуры весьма своеобразно. Культура – все, что создано человеком, что возвышает его над природой. Цицерон считал, что культура не исчерпывается ф-ей. Однако, ф-я – важнейшая составляющая чел-кой культуры. Именно в ф-и культура дана в ее max полноте и предельно возможном осмыслении. Самые насущные проблемы чел-ва получают в ф-и завершающую интерпретацию. Актуальная ф-я – пиковые достижения культуры, наивысший уровень самоосмысления чел-ва, достигнутый к настоящему времени. Важнейшие функции ф-и, во многом определяют ее роль в духовной культуре общества. Мировоззренческая – выстраивает наши знания о мире. Методологическая – заключается в общей ориентации познавательной и практической деятельности людей., рассматривает вопросы о приемах и способах познавательной и практической деятельности. Гносеологическая – интегративная – вырабатывает некую, ф-ю картину мира. Аксиологическая – разрабатывает систему ценностей опред. типа общества. Идеологическая – разрабатывает единое воззрение на мир, а также обосновывает и защищает интересы опр. соц. групп. Не все ф-ие учения превращаются в идеологию, но идеология лежит в основе почти всех учений. Систематизации – систематизирует знания, позволяет выявить общее в частном. Критическая – подвергает критической оценке как действительные достижения, так и неправомерные притязания на лидерство и всеобщую значимость. Экспликации – выявление наиболее общих идей, представлений, форм опыта в основаниях соц. и дух. жизнед. людей. Этическая, эстетическая, воспитательная и др. Значение философии понимали уже в Древнем мире. Эпикур считал занятия философией необходимыми «для здоровья души», для «отсутствия страха перед будущим». Философия сообщает человече­скую сторону другим деятельностям человеческого духа, осмысливает их для человека и что философствовать–это развивать в себе чел-ка как единое стройное сущ-во

4. Проблема основного вопроса философии. Противоположность материализма и идеализма, их формы и разновидности.

В конце 19 в. Энгельс в работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» сформулировал основной вопрос ф-и, имеющий два подвопроса: что первично – материя или сознание? Способны ли мы познать мир? Отвечая на этот вопрос философы разделились на 2 лагеря: материалисты и идеалисты. Материалисты считают, что первична материя, она существует вне и независимо от сознания. Сознание – вторично, является производным от материи. Идеалисты считают, что первично что-то высшее, первичное сознание, некий разум, духовное начало. Тех, кто признает первичным надличностное, мировое ду­ховное начало, относят к представителям объективного идеализма (можно сравнить с религией). Тех же мыслителей, которые началом всего считают личное «Я» или же какие-то личностные свойства (ощущения, восприятия и т.д.), называют субъектив­ными идеалистами. Крайней формой С.И. является солипсизм – точка зрения, согласно которой «существую только Я», все остальное комплекс ощущений. Материализм: стихийный (античность), атомистический, механический (новое время), антропологический (Фейербах), диалектический, научный. В истории познания известны попытки признать одновременное существование материального (природного) и духовного (нематериального) «начал». Такая позиция носит название дуализм. Неоднозначно решается вопрос о познаваемости мира. Материали­сты, как правило, положительно решают вопрос о познаваемости мира, выражая линию оптимизма. Идеалисты объективные могут признавать мир познаваемым, могут и отрицать познаваемость мира. Логика субъективно­го идеализма приводит к отрицательному решению вопроса о познаваемо­сти мира.

Философия, ее роль в жизни общества и человека

2. Предмет философии. Исторические изменения предмета философии

Собственно, попытки определить предмет философии прежде всего как науки связаны и с тем, что само научное знание, даже в сфере естествознания, не оформилось как наука в ее образцовом варианте. Более того, по отношению к разным наукам этот процесс до сих пор находится в различных стадиях, не говоря уже о гуманитарном знании. Как отмечалось уже при рассмотрении генезиса философии, существенно важно было отделить философию от мифологического сознания, показать ее связи с "протознанием". В период Средневековья, Возрождения и начала Нового времени (еще Галилей, один из основателей науки и соответствующего стиля мышления, был осужден церковью) философия и наука помогали друг другу в защите своих прав от теологии, хотя, как отмечают некоторые ведущие отечественные исследователи (например, В.В. Соколов, П.П. Гайденко), ряд теологических идей сыграли положительную познавательную роль в развитии философских воззрений (например, понятие Бога, по мнению В.В. Соколова, было призвано как-то закрепить результаты познавательной деятельности и поддержать его в стремлении к дальнейшим успехам на этом пути. (В.В. Соколов. "Европейская философия XV--XVII веков").

Затем предпринимались попытки классификации наук. Не анализируя здесь все принципы классификации, скажем только о выделении теоретических наук об общем и эмпирического, частно-научного учения. Кроме того, частно-научное знание на протяжении многих вв. не имело в своем составе высшего теоретического уровня осмысле Этим занималась именно философия.

Соответственно проходила и смена типов философского знания доклассический период (до XIX века): метафизика, натурфилософ уже понимаемая как "царица наук", и далее, в постклассическом период, мета-наука и мета-философия. Эти вопросы будут расставаться далее.

Выяснение взаимоотношений философии с частными науками историческом аспекте в целях выявления и уточнения предмета философии невозможно без анализа концепций "распочкования предмета философии" и "предметного самоопределения философии". С позиций приверженцев первой концепции, философия в связи с развитием частных наук все более сужает свои рамки. "Философия подобна королю Лиру, который роздал детям все свое имущество которого вслед за тем, как нищего, выбросили на улицу" (В. Виндельбанд "Прелюдии. Философские статьи и речи"). Философия, по мнению, не выходит за рамки частно-научного знания, выступает как учение о науке вообще и о методологии.

Однако дело в том, что науку отличает от иной совокупности знания не только наличие самостоятельного, четко очерченного и устойчивого предмета исследования, но прежде всего способность выявить специфические законы в своей предметной области. В этом плане философия всегда наука о всеобщем, хотя как раз понимание всеобщего в ту или иную эпоху и в различных философских системах и составляет суть процесса предметного самоопределения философии.

В исторически первых философских школах формировалось начальное, стихийное представление о специфичности предмета философского знания -- о единых законах макро- и микрокосмоса(речь идет о человеке; так греки выражали единство всех явлений мира) поскольку объект философии начинал проявляться и изучаться на уровне "живого созерцания". Так, Гераклит из Эфеса считал противоречие источником (читай -- "законом") всякого движения.

Понимание философии как учения о всеобщем ("теоретическом", пока еще выделяемом как уровень познания в отличие от знания частного и прикладного характера) встречается у первого систематизатора философского знания Аристотеля. Согласно его точке зрения, всеобщие характеристики действительности должны представлять предмет "первой философии" или "метафизики" (то, что после физики, под физикой греки понимали и природу, и науки о ней).

Немецкая классическая философия, также признающая философию как науку о всеобщем, внесла свои коррективы в понятие всеобщего. Здесь это не только теоретический уровень исследования) проблем, а и мышление в высших своих проявлениях, черпающее из себя самого материал для познания. Как писал Гегель, "это происходит так, что каждое частное понятие выводится из самого себя порождаюшего и осуществляющего всеобщего понятия, или логической идеи". Процесс дальнейшего развития проблематики, дифференциация и интеграция не изменяют раз найденного предмета философии как науки, а лишь уточняют и углубляют его понимание.

Следующий момент в процессе предметного самоопределения философии связан с уточнением ее мировоззренческой сущности, а именно, с отношением человека к миру и мира к человеку, но во все той же ипостаси всеобщности. Это относится к уяснению специфики социального познания, изучающего всеобщее в общественных отношениях; к возникновению концепций, общий смысл которых -- достижение мудрости, то есть целей практического разума; в развитии философской антропологии; в возникновении таких философских наук, как этика, эстетика, культурология, наукоучение; в развитии философии истории, политики и т.п. Дальнейшее изложение материала по основным философским проблемам по мере их возникновения в истории философии наполнит высказанные положения разносторонним содержанием.

"Извне нет доступа в философию, ибо лишь сама философия может решить, чем быть философии, и быть ли ей чем-нибудь. <...> Право и обязанность философии -- определять свой предмет с большей независимостью от данности, чем то бывает в других областях знания, приводит к различным формам постановки проблемы в разных философских учениях. Во всех других науках существует какая-либо общезначимая цель, как бы увенчивающая собой все многообразие специальных задач. Только в философии каждый оригинальный мыслитель определен не только тем, как он отвечает на известные вопросы, но также и тем, как он ставит их -- ставит не в смысле отдельных проблем, а вообще, --как он спрашивает о философии). Например, Эпикур определяет ее, как средство к достижению блаженной жизни на основе разума. Для Шопенгауэра (немецкий философ XIX века) она -- стремление проникнуть с помощью представления в то, что само по себе представлением не является, -- т.е. по ту сторону мира эмпирических явлений, с которыми имеют дело другие науки. Средневековая философия рассматривает философию как служанку богословия, как совокупность приемов для обоснования религиозных истин. Для кантианства философия есть критическое уяснение разумом самого себя, и она определяется, с одной стороны, как чисто этическое уразумение того, что в жизни человека обладает значением идеала, а с другой же -- как чисто познавательная переработка миропонимания, преодолевающая противоречия, заложенные в последнем. Это многообразие философских целеполаганий, которое можно было бы намного увеличить, недвусмысленным образом показывает, что <...> философ <...> на деле <...> уже наперед придает постановке (вопроса.) характер, соответствующий ответу, который он хочет дать на вопрос." (Г. Зиммель. "Сущность философии").

Анализ взаимосвязи философии и науки

Для дальнейшего рассмотрения соотношений философии и науки важно, прежде всего, дать определения философии и науке и тем самым разграничить эти понятия. Наука - это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности...

Античная и социальная философия

мировоззрение античный философия пространство Определить социальную философию ещё более сложно, поскольку эта область знания непосредственно затрагивает интересы людей, понимание ими мира и себя в этом мире...

Василий Великий и его "нравственные правила"

Вхождение иудейского и языческого мира в христианскую Церковь началось уже в первые века христианства...

Генезис философии. Становление философского сознания

Исторические типы философии

Главный смысл изучения истории философии состоит в получении знаний о логике развития и содержании мировой философской мысли, о тех важнейших проблемах, которые ставились и по-разному решались...

Исторические типы философии

Основные проблемы и начала философской антропологии

Предмет философии изменялся со временем в силу того, что философское знание имеет рефлексивный характер. Оно сосредоточивается на тех идеях, понятиях и переживаниях...

Предмет и объект в философии

Рассматривая различные варианты понимания философии на всем протяжении ее истории, можно обнаружить, что для них характерно признание своеобразной "двойственности" ее предмета. Философия всегда рассматривалась, с одной стороны...

Предмет и функции философии

Термин “философия” возник из соединения двух греческих слов “phileo” -- любовь и “sophia” -- мудрость и означает любовь к мудрости. Философия как способ и форма духовной деятельности зародилась в Индии и Китае...

Теории бытия, сознания, исследование человеческой сущности

Классическая философия повернула внимание философии от традиционных проблем (бытие, мышление, познание и др...

Философия и её роль в жизни общества

В историческом плане представления о предмете философии развивались вместе с прогрессом всего научного знания. Широко известно, что в условиях античности философия была наукой наук. По мнению Аристотеля «Философ, надо полагать...

Философия и культура

К числу основных функций философии следует отнести: методологическую, идеологическую, гносеологическую, мировоззренческую, практически-деятельную. Мировоззренческая функция философии заключается в том, что она...

Философия, ее роль в жизни общества и человека

Собственно, попытки определить предмет философии прежде всего как науки связаны и с тем, что само научное знание, даже в сфере естествознания, не оформилось как наука в ее образцовом варианте. Более того...

Характерные черты средневековой философии

Средневековье занимает длительный отрезок истории Европы от распада Римской империи в V веке до эпохи Возрождения (XIV-XV вв.).Философия, которая складывалась в этот период имела два основных источника своего формирования...

Термин "философия" происходит от греческих слов и означает любовь к мудрости. Однако это еще не раскрывает существа дела, потому что одного любомудрия явно недостаточно, чтобы быть философом. Любовь к мудрости еще не делает человека ее обладателем и творцом, хотя и является важным условием, чтобы стать философом.

Первым, кто попытался объяснить слово "философ", был древнегреческий ученый и мыслитель Пифагор (вт. пол. VI в. - нач. V в. до н. э.).

Согласно Пифагору, смысл философии - в поиске истины. Разделял этот взгляд и древнегреческий философ Гераклит (ок. 520 - ок. 460 до н.э.).

Но совсем другого мнения придерживались софисты (греч. sophistes - мастер, художник). Главная задача философа, считали они, - научить своих учеников мудрости. Мудрость они отождествляли не с достижением истины, а с умением доказывать то, что каждый сам считает правильным и выгодным. Для этого признавались приемлемыми любые средства, даже различные уловки и ухищрения. Поэтому рассуждения софистов часто строились на ложных доводах и посылках, на подмене понятий. Лукавое мудрствование софистов проявляется здесь достаточно очевидно.

Знаменитый древнегреческий мыслитель Платон (428/427- 347 до н. э.) полагал, что задача философии заключается в познании вечных и абсолютных истин, что под силу лишь философам, которые от рождения наделены соответствующей мудрой душой. Философами поэтому не становятся, а рождаются.

По мнению Аристотеля (384-322 до н.э.), задача философии - постижение всеобщего в самом мире, а ее предметом являются первые начала и причины бытия. При этом философия - единственная наука, которая существует ради самой себя и представляет "знание и понимание ради самого знания и понимания".

В любой теории, как известно, различается предмет и объект. Объект составляет всю реальность, попадающую в поле внимания. Сам же предмет представляет те стороны, свойства реальности, которые выявляются в связи со специфическими целями изучения. Для философии специфическим объектом изучения является отношение человек-мир, причем это отношение исследуется в наиболее общем плане, прежде всего для того, чтобы человек мог получить какие-либо устойчивые жизненные ориентиры, обрести смысл своего бытия.

Отмеченная задача решается не только философией, но и другими формами мировоззрения - мифологией, религией, художественным и стереотипным мышлением. Всякое мировоззрение пытается преодолеть пропасть между человеком, его сознанием, способным к анализу и целеполаганию, к оценке вероятных перспектив собственного бытия в мире (в объективной реальности), и самим миром, который всегда остается до конца неизвестным, который (если исключить искусственную среду обитания) не создан самим человеком. Но в отличие от религии и мифологии, философия пытается не просто утвердить какую-то приемлемую для человека картину мира, но построить знание о всеобщем и бесконечном по принципу логической последовательности естественнонаучного знания.

Одни мыслители видели суть философии в отыскании истины, другие в том, чтобы ее утаить, исказить, приспособить к соответственным интересам; одни устремляют свой взор к небу, другие - на землю; одни обращаются к богу, другие - к человеку; одни утверждают, что философия самодостаточна, другие говорят, что она должна служить обществу и человеку и т.д. Все это доказывает, что философию отличает разнообразие подходов и пониманий к своему собственному предмету и свидетельствует о ее плюралистическом (множественном) характере.

Особенно отчетливо это проявилось во второй половине XIX- XX вв., когда возникает множество самых различных по своему характеру философских школ и направлений, предметом исследования которых стали многообразные стороны бытия, познания, (человека и человеческого существования. В это время со всей очевидностью подтверждается плюралистический и антидогматический характер философского знания, несводимость его к какой-либо одной, пусть даже очень авторитетной философской парадигме.

Однако сказанное вовсе не означает, что различным философским концепциям не присуще нечто общее. Можно вычленить существенные моменты, свойственные философскому знанию вообще.

Исследование наиболее общих вопросов бытия. При этом сама проблема бытия понимается в универсальном смысле. Бытие и небытие; бытие материальное и идеальное; бытие природы, общества и человека. Философское учение о бытие получило название онтологии (от греч. учение).

Анализ наиболее общих вопросов познания. Познаваем или не познаваем мир; каковы возможности, методы и цели познания; в чем заключается сущность самого познания и что есть истина; каков субъект и объект познания и т.д. Философское учение о познании получило название гносеологии (от греч.- учение).