Изменился паспорт у генерального директора. Изменения паспортных данных директора: а нужно ли их регистрировать? Пошаговая инструкция смены директора ООО

Тропы. Фигуры речи. Пословицы. Поговорки. Фразеологические выражения.

Выразительность речи усиливает эффективность выступления: яркая речь вызывает интерес у слушателей, поддерживает внимание к предмету разговора, оказывает воздействие не только на разум, но ина чувства, вообра-жение слушателей.

Помогают говорящему сделать речь образной, эмоци-ональной специальные художественные приемы, изобразительные и выразительные средства языка, традиционно называемые тропами и фигурами, а также пословицы, пого­ворки, фразеологические выражения, крылатые слова.

Прежде чем анализировать различные изобразительные средства языка, следует уточнить, какими своиствами обладает слово, главное орудие говорящего, основной строительный материал, какие возможности оно заключает в себе?

Слова служат названиями предметов, явлений, действий, т. е. всего, что окружает человека. Однако слово выполняет эстетическую функцию, оно способно не просто назвать предмет, действие, качество, но и создать образное представление о них.

Понятие образности слова связано с явлением многозначности. Известно, что слова, называющие только один какой-либо предмет, считаются однозначными (мостовая, тротуар, троллейбус, трамвай), а слова, обозначающие несколько предметов, явлений действительности, - многозначными. Многозначность в какой-то степени отражает те сложные отношения, которые существуют в действи­тельности. Так, если между предметами обнаруживается внешнее сходство или им присущ какой-то скрытый об-щий признак, если они занимают одинаковое положение по отношению к чему-то, то название одного предмета может стать названием и другого. Например: игла - швейная, у ели, у ежа; лисичка - зверек и гриб; гибкий тростник - гибкий человек - гибкий ум.

Первое значение, с которым слово появилось в языке, называется прямым, а последующие - переносными.

Прямые значения непосредственко связаны с определенными предметами, названиями которых они являются.

Переносные значения в отличие от прямых обозначают факты действительности не непосредственно, а через отношение к соответствующим прямым.

Например, слово лакироватъ имеет два значения: прямое - «покрывать лаком» и переносное - «приукрашивать, представлять что-либо в лучшем виде, чем есть на самом деле». С понятием переносного значения слова чаще всего связано его образное употребление. Например, в слове заноза выделяется прямое значение - «тонкий, острый, маленький кусочек дерева, вонзившийся в тело», и пере­носное - «вредный, въедливый человек». Образный ха­рактер переносного значения слова очевиден.

С понятием переносного употребления слов связаны такие художественные средства, как тропы, широко используемые в ораторских выступлениях, устном общекии.


Тропы - обороты речи и слова в переносном значении, сохраняющие выразительность и образность. Основные виды тропов: метафора, метонимия, синекдоха, сравнеңие, эпитет, гипербола, литота, олицетворение перифраза.

Троп - перенос наименования, заключающийся в том, что слово, традиционно называющее один предмет (явление, процесс, свойство), используется в данной речевой ситуа-ции для обозначения другого предмета (явления и т.д.). Русский язык. Энциклопедия. М., 1997.

Метафора основана на переносе наименования с одно­го предмета на другой по сходству этих предметов. Источником нового метафорического значения является срав-нение. Например, загорелисъ звезды очей (глаза сравни-ваются со звездами); загорелисъ очи ночи (звезды сравниваются с глазами). Метафоры образуются путем переноса свойств одушевленных предметов на неодушевленные (вода бежит, буря планет) и наоборот (ветреная погода и ветреный человек). Признаки предмета могут преобразовываться в признаки абстрактных понятий (поеерхностное суждение, пустые обещания) и т. д.

В роли метафоры могут выступать различные части речи: глагол, существительное, прилагательное. Довольно часто метафоры используются и в обиходной речи. Нередко мы слышим и сами говорим: идет дождъ, часы стали, железный характер, теплые отношения, острое зрение. Однако эти метафоры утратили свою образность и носят бытовой характер.

Метафоры должны быть оригинальными, необычными, вызывать эмоциональные ассоциации, в этом случае они украшают речь, например: Целый день осыпаются с кленов силуэты багряных сердец (Н. Заболоцкий).

Однако использование метафор, прямого и переносного значений слов не всегда делают речь художественной. Иногда выступающие увлекаются метафорами. «Чересчур блестящий слог, - писал еще Аристотель, - делает незаметными как характеры, так и мысли».

Изобилие метафор отвлекает слушателей от содержания речи, внимание аудитории концентрируется на форме изложения, а не на содержании .

Метонимия в отличие от метафоры основана на смежности. Если при метафоре два одинаково называемых предмета, явления должны быть чем-то похожи друг на друга, то при метонимия два предмета, явления, получившие одно название, должны быть смежными. Слово смежные в этом случае следует понимать не просто как соседние, а несколько шире - тесно связанные друг с другом.

У К.М. Симонова в одно из из стихотворений читаем: «И зал встает, и зал поет, и в зале дышится легко». В первом и втором случаях слово зал означает «люди», в третьем - «помещение». Следовательно, здесь название помещения используется для названия тех, кто в нем находится. Примерами метонимии является употребление слов аудито­рия, класс, школа, квартира, дом, завод для обозначения людей.

Словом можно называть материал и изделия из этого материала (золото, серебро, бронза, фарфор, чугун, глина). Так, один из спортивных комментаторов, рассказывая о международных соревнованиях, сказал: «Золото и серебро получили наши спортсмены, бронза досталась фран-цузам».

Довольно часто в метонимическом значении используются географические наименования. Например, названия столиц употребляются в значении «правительство страны», «правящие круги»: «переговоры между Лондонем и Вашингтонем», «Варшава приняла решение» и т.п. Географические названия обозначают и людей, живущих на дапной территория. Так, Беларусь синонимично сочетанию белорусский народ, Украина - украинский народ.

Синекдоха - троп, сущность которого заключается в том, что называется часть вместо целого, используется единственное число вместо множественного или, наоборот, целое - вместо части, множеетвенное число - вместо един-ственного. Например: «Все флаги в гости будут к нам» (А.С. Пушкин). Слово флаги (часть) обозначает здесь «государства» (целое).

Примером применения синекдохи служат эмоциональные, образные, глубокие по содержанию слова М.А. Шолохова о характере русского человека. Употребляя слово человек и собственное имя Иван, писатель подразумевает весь народ:

Символический русский Иван - это вот что: человек, оде-тый в серую шинель, который, не задумываясь, отдавал пос-ледний кусок хлеба и фронтовые тридцать граммов сахару осиротевшему в грозные дни войны ребенку, человек, кото­рый своим телом самоотверженно прикрывал товарища, спа-сая его от неминуемой гибели, человек, который, стиснув зубы, переносил и перенесет все лишения и невзгоды, идя на подвиг во имя Родины.

Хорошее имя Иван!

Сравнение . Это образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов или состояний, имеющих общий признак. Сравнение предполагает наличие трех данных: во-первых, то, что сравнивается («предмет»), во-вторых, с чем сравнивается («образ»), в-третьих, то, на основании чего одно сравнивается с другим («признак»). Например: Факты - это воздух ученого (И.П. Павлов). Факты (предмет) сравниваются с воздухом (образ) по признаку «насущное, необходимое для существования».

Поскольку сравнение предполагает наличие не одного, а двух образов, слушающий получает две информации, которые взаимосвязаны, т. е. один образ дополняется дру­гим.

Сравнение только тогда бывает действенным, когда оно органически связано с содержанием, когда оно не затемняет мысль, а поясняет ее, делает более простой. Сила сравнения - в его оригинальности, необычности, а это достигается путем сближения предметов, явлений или действий, которые, казалось бы, ничего общего между собой не имеют.

Яркие, выразительные сравнения придают речи особую поэтичность. Совершенно иное впечатление производят сравнения, которые в результате частого их употребления утратили свою образность, превратились в речевые штам­пы. Вряд ли у кого вызовут положительные эмоции такие распространенные выражения: храбрый, как леа;трусли-вый, как заяц; отражалисъ, как в зеркале и др. Плохо, когда в речи применяются неверные сравнения. Такие сравнения затрудняют понимание основной мысли орато-ра, отвлекают внимание слушателей от содержания речи.

Эпитеты - художественные определения. Они позволяют более ярко характеризовать свойства, качества пред-мета или явления и тем самым обогащают содержание высказывания. Обратите внимание, какие выразительные эпитеты находит А.Е. Ферсман, чтобы описать красоту и великолепие зеленых камней: Яркокрасочный изумруд, то густой, почти темный, прорезанный трещинами, то сверкающий яркою ослепительною зеленью, сравнимый лишь с камнями Колумбии; ярко-золотистый «хризолит» Урала, тот прекрасный искристый камень демантоид, который так ценила заграница, и следы которого нашли в старинных раскопках Экбатаны в Персии. Целая гамма тонов связывает слабо зеленоватые или синеватые бериллы с густо-зелеными темными аквамаринами Ильменских копей, и как ни редки эти камни, но их красота почти не имеет себе равных.

В научной литературе обычно выделяют три типа эпитетов: общеязыковые (постоянно употребляются в литературном языке, имеют устойчивые связи с определенным словом, утратили образность: трескучий мороз, тихий вечер, быстрый бег); народно-поэтические (употребляются в устном народном творчестве, так называемые поетоянные эпитеты: красная девица, чистое поле, буйная головушка); индивидуально-авторские (созданы авторами, от-личаются оригинальностью, образностью, неожиданностью сопоставляемых смысловых планов: мармеладное настроение (А.Чехов), чурбанноеравнодушие (Д. Писарев), любопытно-вдумчивая нежностъ (Н. Гумилев).

Гипербола - прием выразительности речи, используемый говорящим с целью создать у слушателей преувели-ченное представление о предмете речи. Например: У них клубника - с кулак, Вечно ты опаздываешъ, Я сто раз тебе это говорил. Гипербола свойственна в основном живой разговорной и художественной речи, а также публицистике. В разговорной речи гиперболы создаются путем использования уже готовых, имеющихся в языке средств и моделей, автор же художественного или публи-цистического произведения стремится к созданию индивидуализированной гиперболы. Например: Он храпит, как трактор (в разговорной речи). Во сне дворник сделался тяжелым, как комод (И. Ильф, Е. Петров).

Литота - прием выразительности речи, намеренное преуменьшение малых размеров предмета речи: мужичок с ноготок, от горшка два вершка, одну секундочку, в двух шагах отсюда.

Олицетворение - стилистический прием, состоящий в том, что неодушевленному предмету, отвлеченному понятию, живому существу, не наделенному сознанием, приписываются свойства, действия, поступки, присущие человеку: Одни зарницы огневые, Воспламеняясъ чередой,... Ведут беседу меж собой (Тютчев); Надежды вальс зовет, звучит... И сердцу громко говорит (Полонский). Олицетворения подразделяются на общепризнанные, «языковые»: тоска берет, время бежит и творческие, индиви­дуально-авторские: Качалась Невка у перил, Вдруг бара­бан заговорил (Заболоцкий).

Перифраза - замена обычного однословного названия предмета, явления, лица и т. д. описательным оборотом, например: белокаменная столица (Москва), царъ зверей (лев), певец «березового ситца» (Есенин). В перифразах обычно содержится оценка обозначаемого, например: цве-ты жизни (дети), канцелярская крыса (чиновник). Некоторые из перифраз могут стать штампами: труженики полей, дары моря. Они утратили образность, и вряд ли их можно рассматривать как средства речевой выразительно­сти.

Итак, тропы выполняют следующие функции: придают речи эмоциональность (отражают личностный взгляд человека на мир, выражают оценки, чувства при постижении мира); наглядность (способствуют наглядному отражению картины внешнего мира, внутреннего мира челове-ка); способствуют оригинальному отражению действительности (показывают предметы и явления с новой, неожиданной стороны); позволяют лучше понять внутреннее состояние говорящего (пишущего); придают речи привлекательность.

Фигуры речи - особые формы синтаксических конструкций, усиливающиевоздействие речи на адресата.____________ I

Для оживления речи, придания ей эмоциональной выразительности, образности используют приемы стилистического синтаксиса, так называемые фигуры. Выделяют фигуры, в которых структура фразы определяется соотношением значений слов-понятий в ней: антитеза, градация; синтаксические фигуры, обладающие свойством облегчать слушание, понимание и запоминание речи: повтор, па­раллелизм, период; риторические формы, которые используются как приемы диалогизации монологической речи, привлекают внимание слушателя: обращение, риторический вопрос, вопросно-ответный ход и др.

Антитеза - прием, основанный на сопоетавлении про-тивоположных явлений и признаков. В форму антитезы часто облекаются афористические суждения, пословицы, поговорки: Ученье свет, а неученъе тьма, Не было бы счастъя, да несчастъе помогло, Как аукнется, так и откликнется, На голове густо, да в голове пусто. Для срав-ения двух явлений могут использоваться антонимы - сло-ва с противоположными значениями: свет - тъма, счастъе - несчастъе, аукнется - откликнется, густо - пус­то. На этом принципе построены многие строки из художественных, публицистических произведений.

Приведем отрывок из Нобелевской лекции А. Солженицына. Использование антитезы, сопоставление противоположных понятий позволили писателю выразить главную мысль более ярко и эмоционально, точнее высказать свое отношение к описываемым явлениям:

То, что по одной шкале представляется издали завидной благоденственной свободой, то по другой шкале вблизи ощущается досадным принуждением, зовущим к переворачиванию автобусов. То, что в одном краю мечталось бы как неправдоподобное благополучие, то в другом краю возмущает как дикая эксплуатация, требующая немедленной забастовки. Разные шкалы для стихийных бедствий: наводнение в двести тысяч жертв кажется мельче нашего городского случая. Разные шкалы для оскорбления личности: где унижает даже ироническая улыбка и отстраняющее движение, где и жестокие побои простительны как неудачная шутка. Разные шкалы для наказаний, для злодеяний. По одной шкале месячный арест, или ссылка в деревню, или «карцер», где кормят белыми булочками да молоком, - потрясают воображение, заливают газетные полосы гневом. А по другой шкале привычны и прощены - и тюремные сроки по двадцать пять лет, и карцеры, где на стенах лед, но раздевают до белья, и сумасшедшие дома для здоровых, и пограничные расстрелы бесчисленных неразумных, все почему-то куда-то бегущих людей.

Ценное средство выразительности в выступлении - инверсия, т. е. изменение обычного порядка слов в предложении со смысловой и стилистической целью. Так, если прилагательное поставить не перед существительным, к которому оно относится, а после него, то этим усиливается значение определения, характеристика предмета. Вот пример такого словорасположения: Он был страстно влюблен не просто в действителъностъ, а в действителъностъ постоянно развивающуюся, в действителъностъ вечно новую и необычную.

Чтобы привлечь внимание слушателей к тому или иному члену предложения, применяют самые различные перестановки, вплоть до вынесения в повествовательном предложении сказуемого в самое начало фразы, а подлежащего - в конец. Например: Чествовали героя дня всем коллективом; Как бы трудно ни было, сделатъ это должны мы.

Благодаря всевозможным перестановкам в предложении, даже состоящем из неболыного количества слов, зачастую можно создать несколько вариантов одного предложения, и каждый из них будет иметь различные смысловые оттенки. Естественно, что при перестановках необходимо следить за точностью высказывания.

Градация - фигура речи, суть которой состоит в расположении нескольких перечисляемых в речи элементов (слов, словосочетаний, фраз) в порядке возрастания их значения («восходящая градация») или в порядке убыва ния значений («нисходящая градация»). Под «возрастанием», «убыванием» значений понимают степень экспрессивности (выразительности), эмоциональной силы, «напряженности» выражения (слова, оборота, фразы). Например: Я вас прошу, я вас очень прошу, я вас умоляю (восходящая градация). Звериный, чужой, неприглядный мир... (нисходящая градация). Градация, как и антитеза, часто встречается в фольклоре, что свидетельствует об универсальности данных риторических фигур. Они делают речь легкой для восприятия, выразительной, запоминающейся. Активно используется градация в современной ораторской практике.

Нередко для усиления высказывания, придания речи динамичности, определенного ритма прибегают к такой стилистической фигуре, как повторы . Формы повтора бывают самые разнообразные. Анафора (в переводе с греческого - «единоначатие») - прием, при котором несколько предложений начинают одним итем же словом или группой слов. Например: Таковы времена! Таковы наши нравы! Повторяющимися словами бывают служебные единицы, например, союзы и частицы. Так, повтор, вопросительной частицы разве во фрагменте лекции А.Е. Ферсмана усиливает интонационный колорит речи, создает особый эмоциональный настрой: Разве он (искусстпвенный алмаз) не отвечает болъше, чем что-либо другое, именно указанным качествам? Разве сами драгоценные камни не являются эмблемою твердости, постоянства и вечности? Разве естъ что-либо тверже алмаза, что может сравнитъся с прочностъю и нерушимостъю этой формы углерода?

Фигура эпифоры - повтора заключительных элементов последовательных фраз - менее частотна и менее заметна в речевых произведениях. Например: Мне бы хотелось знатъ, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? (А. Чехов).

Параллелизм - одинаковое синтаксическое построение соседних предложений, расположение в них сходных членов предложения, например: В каком году - рассчитывай, В какой земле - угадывай... (Н. Некрасов). Параллелизм нередко используется в заголовках книг, статей: Поэзия грамматики и грамматика поэзии (Р. Якобсон). Чаще всего параллелизм встречается в период ах.

Период - особая ритмическая конструкция, мысль иинтонация в которой постепенно нарастают, достигают вершины, после чего тема получает свое разрешение, и, соответственно, снижается интонационное напряжение: Как ни старалисъ люди, собравшие в одно кеболъшое место несколько сот тысяч, изуродоватъ ту землю, на которой они жалисъ, как ни забивали камнями землю, чтобы ничего не росло на ней, как ни счищали всякую пробивающуюся травку, как ни дымили каменным углем и нефтъю, как ни обрезывали деревъя и ни выгоняли всех животных и птиц, - весна была весною и в городе (Л. Толстой).

В практике ораторского искусства выработаны приемы, которые не только оживляют повествование, придают ему выразительность, но и диалогизируют монологическую речь.

Один из таких приемов - вопросно-ответный ход. Он заключается в том, что оратор, как бы предвидя возражения слушателей, угадывая их возможные вопросы, сам такие вопросы формулирует и сам на них отвечает. Воп­росно-ответный ход превращает монологическую речь в диалог, делает слушателей собеседниками оратора, ак-тивизирует их внимание, вовлекает в научный поиск истины.

Умело и интересно поставленные вопросы привлекают внимание аудитории, заставляют следить за логикой рассуждения. Вопросно-ответный ход - один из наиболее доступных ораторских приемов. Доказательством этого служит лекция «Холодный свет», прочитанная крупнейшим мастером популяризации научных знаний СИ. Вавиловым:

Возникает вопрос, а почему же спиртозое пламя, в кото-рое введена столовая соль, светится ярким желтым светом, несмотря на то, что его температура почти такая же, как тем­пература спички? Причина в том, что пламя не абсолютно

Черное для любых цветов. Только желтый цвет поглощается им в большей степени, поэтому лишь в этой желтой части спектра спиртовое пламя и ведет себя как теплый излучатель со свойствами черного тела.

Как объясняет новая физика удивительные свойства «холодного света»? Громадные успехи, полученные наукой в понимании строения атомов и молекул, а также о природе света, дали возможность хотя бы в общих чертах понять и объяснить люминесценцию.

Как объясняется, наконец, тушение «холодного света», которое мы видим на опыте? Причины в различных случаях существенно различные...

Действенность этого приема особенно ощутима, если соответствующую часть выступления произнести без воп-росительных предложений.

Помимо вопросно-ответного приема нередко применяют так называемый риторический вопрос. Особенность его заключаётся в том, что он не требует ответа, а слу-жит для эмоционального утверждения или отрицания чего-либо. Обращение с вопросом к аудитория - эффективный прием.

Произнесенный оратором риторический вопрос воспринимается слушателями не как вопрос, на который необходи-мо дать ответ, а как положительное утверждение. Именно такое значение имеет риторический вопрос в заключительной части лекции А.Е. Ферсмана «Зеленые камни России»:

Что может быть интереснее и прекраснее этой тесной свя-зи между глубокими законами распределения химических элементов в земной коре и распространением в ней ее неживых цветов - драгоценного камня?! Слава русского зеленого камня коренится в глубоких за-конах геохимии России, и не случайно наша страна сделалась страной зеленого самоцвета.

Риторический вопрос усиливает воздействие речи на слушателей, пробуждает в них соответствующие чувства, несет большую смысловую и эмоциональную нагрузку.

Богатый материал для выступлений содержит устное народное творчество. Настоящий клад для оратора - по­словицы и поговорки. Это меткие образные народные выражения с назидательным смыслом, обобщающие различные явления жизни. В кратких изречениях народ выразил знание действительности, отношение к различным ее проявлениям.

Чему учимся сегодня?
Наверняка вы неоднократно слышали рекомендации ораторам говорить ярко, выразительно, эмоционально. Легко сказать! Но что именно нужно делать, чтобы речь была яркой, выразительной и эмоциональной?
Предлагаю вам далеко не единственный и не исчерпывающий, но тем не менее простой и действенный рецепт, как сделать свою речь образной, выразительной, яркой, сильной, красивой, убедительной и даже эмоциональной. Рецепт элементарный. Называется «разнообразная лексика».
Предлагаю вам с помощью упражнений расширить свой «кругозор оратора» и подружиться с непривычными словами, фразеологизмами и крылатыми выражениями.

Слова

Упражнение: «Мне понравилось»
Цель упражнения: разнообразить свои привычные позитивные оценки и способы выражения радости, восторга, удовольствия, тем самым сделав свои высказывания интереснее для окружающих. А по-простому, хочу услышать от вас, как от ораторов, что-нибудь кроме «Было круто» и «Зашибись». Упражнение можно выполнять как в компании, так и самостоятельно.
Вспомните, пожалуйста, то, что вам в последнее время действительно, по-настоящему понравилось. То, что вас задело и впечатлило. Это может быть все, что угодно: книга, фильм, игра, блюдо, танцевальное па, событие, необычная или красивая вещь, идея, бизнес-идея, явление природы. Все, что пожелаете.
Затем, мы по очереди называем вслух то, что нам понравилось. И с помощью нескольких слов делимся своим восторгом с окружающими. Главная задача: сказать от души, но по мере возможностей не повторять слова и выражения, произнесенные до вас.
Например:

  • Мне понравился концерт легендарной американской группы KORN. Это было долгожданно, очень бодро и незабываемо.
  • Мне понравилось, как к 9 мая украсили Троицкий мост, часто-часто по всей длине моста были повешены чередующиеся красные, синие и белые флаги. Торжественно, величественно, впечатляюще.

Выполнив это нехитрое упражнение несколько раз, вы сможете собрать свой ряд слов для выражения положительных эмоций. Как минимум: потрясающе, феноменально, феерично, я в восторге, невероятно, выше всех похвал, до слез, взрыв эмоций, увлекательно, умопомрачительно, непревзойденно. Проанализируйте, какие слова вы использовали.

Основной вывод: В чем секрет бытового красноречия?
А) Неравнодушие. Проще сказать красиво и интересно о чем-то, если вы к этому неравнодушны. Помните об этом.
Б) Слова из-за пределов зоны комфорта. Вашей или аудитории. Порой это важно для привлечения внимания.

И поймите меня правильно, я рекомендую вам использовать не какие-то извращенные слова, высокий стиль и поэтичные формы. Нет, я рекомендую вам владеть максимально широким спектром слов, выбирая нужное в зависимости от ситуации.
Где-то стоит сказать, что описываемое вами событие было фееричным и умопомрачительным. А где-то вам как оратору пригодится то самое «Зашибись!».
Есть анекдот про учительницу русского языка, которая, когда первый раз прыгала с парашютом, была сильно потрясена, весьма удивлена и крайне обескуражена, но вслух почему-то кричала по-другому. Не уподобляйтесь героине анекдота, контролируйте то, что вы произносите в любой ситуации.
Выбор лексики зависит от контекста и цели вашего публичного выступления. Но чем больше разномастных слов в вашем речевом пространстве, тем вы сильнее как оратор.

Фразеологизмы

Во что складываются слова? В словосочетания.
Простые словосочетания и предложения, я уверена, вы сможете сложить из без меня.
Есть особенные словосочетания.
Всегда ли 2+2=4? Вовсе нет! Наверняка вы знаете про эффект синергии, про химические реакции, про то, сочетание двух элементов порой дает результат, превосходящий просто их сумму.
То же самое бывает и со словами. Порой в языке 2 слова, оказавшись рядом, теряют свой первоначальный смысл и вместе обретают новое значение.
Так рождаются фразеологизмы. Очень важные друзья и помощники оратора.
Примеры:

  • Они постоянно ссорятся = они живут как кошка с собакой.
  • Мне было некомфортно = я чувствовал себя не в своей тарелке.

Можно ли обойтись без фразеологизмов? Разумеется.
А зачем же тогда использовать фразеологизмы в речи, если их можно заменить и одним/другим словом? Ответ очевиден. Фразеологизмы и фразеологические обороты наполняют речь яркостью, эмоциональностью, образностью и экспрессией. Кроме этого, язык становится более живым, речь – емкой, приобретает различные оттенки иронии и шуток, усмешек и упреков, любви и ненависти и т.д. Речь делается яркой, звонкой, со вкусом и ароматом. А это ли не то, что нужно оратору?

Упражнение: Выбрать из списка (вспомнить или придумать) фразеологизм, который вам нравится и рассказать всем нам какой-нибудь факт о себе, употребив этот фразеологизм.
Примеры:

  1. допустим, я выбрала фразеологизм «плевать в душу». Из Высоцкого:
    «Я не люблю себя, когда я трушу.
    Я не терплю, когда невинных бьют.
    Я не люблю, когда мне лезут в душу,
    Тем более, когда в нее плюют».
  2. Из предложенного участниками встречи:

Крылатые выражения

Крылатые выражения – это устойчивые фразеологизмы образного или афористического характера, вошедшие в лексику из исторических либо литературных источников и получившие широкое распространение благодаря своей выразительности. Крылатые выражения – благородные предки современных нам мемов. Источниками крылатых выражений могут быть мифы, фольклор, литература, публицистика, мемуары, речи известных людей.
Крылатой мысль зовут не только потому, что она летит, но и потому, что она зовет в полет.
История происхождения многих знаменитых выражений связана с публичными выступлениями. Это знаменитые, легендарные речи. Поэтому для нас как для ораторов некоторые крылатые выражения представляют двойной интерес.

Упражнение:
Прочитайте и перескажите со сцены (или просто друзьям) сюжет о происхождении некоторых любопытных крылатых выражений.
Например:

  • Карфаген должен быть разрушен
  • Комментарии излишни
  • Демагогия
  • Ахиллесова пята
  • А все-таки она вертится!
  • Лебединая песня
  • Есть такая партия!
  • Демьянова уха
  • Голоса взвешивают, а не считают
  • Сжечь корабли
  • Аттическая соль
  • Колумбово яйцо
  • Место под солнцем
  • Филиппика
  • Бей, но выслушай!
  • Пришел, увидел, победил

Выходим по очереди на сцену с рассказом. Цель выхода на сцену:
— не себя показать и на других посмотреть со сцены
— не только донести информацию
— ! а отработать 2 приема красноречия:

А) Эффект первой фразы
Продуманная, красивая, сильная, уверенная, стильная, эффектная
Почему? Хорошее начало – половина дела. И если вы убедительно и интересно начнете, вам захочется продолжить и завершить так же.
Ответственно отнеситесь к выбору первой фразы. Красиво, сильно, только важное, ничего лишнего.

Б) Сделай рассказ своим.
(Роль личности оратора)
Когда рассказ становится вашим, настоящим? перестает быть пересказом или чтением по бумажке (даже если вы в нее заглядываете)?
Когда вы добавляете что-то от себя.
Добавить от себя — значит не переврать даты, имена или сочинить несуществующие подробности.
Это значит дать свою оценку, раскрасить своими эмоциями, рассказать своими словами. Сократить, где нужно, подобно талантливому скульптору, отсечь лишнее. А может вспомнить уместную историю из своей жизни. Или придумать интересный вывод. Или просто рассказать в своей уникальной манере: с юмором, серьезно и спокойно, иронично и сухо или взахлеб. Главное неравнодушно!

Пример: «Ораторами не рождаются». Так я назвала свой развлекательно-образовательный семинар. Надо сказать, что существует много крылатых фраз, где обыгрывается тема «рождения-становления».
— Это и «Женщиной не рождаются, ею становятся». Из книги «Второй пол» («Le deuxieme sexe», 1949) французской писательницы Симоны де Бовуар (1908-1986), которая писала в ней о проблеме женской эмансипации.
— Возможно, что она просто перефразировала известное изречение, которое приписывается средневековому мыслителю Эразму Роттердамскому: «Мужчинами не рождаются. Ими становятся».
— «Солдатами не рождаются» Роман Константина Симонова.
Но все они восходят к одному первоисточнику - словам римского оратора, писателя и государственного деятеля Цицерона (Марк Туллий Цицерон, 106 - 43 до н. э.): «Ораторами становятся, поэтами - рождаются.
(С латинского: Oratores fiunt, poetae nascuntur (ораторэс фиунт, поэтэ наскунтур).
из его «Речи в защиту Архия», которую он произнес в 61 до н. э. Архий - греческий поэт, чье римское гражданство оспаривалось неким Грацием.
Смысл выражения: талант дается природой (он либо есть, либо его нет), а ораторскому искусству можно научиться, трудом, упорством и т. п. довести его до высокой степени совершенства.

Общегражданский паспорт в Российской Федерации – основной документ, удостоверяющий личность. Получение нового паспорта обычно не влечёт за собой последующих действий по замене всех остальных документов и извещению всевозможных инстанций о произошедших переменах. Но если гражданин является учредителем или директором организации, изменение паспортных данных перестаёт быть его личным делом. Появляется масса заинтересованных лиц, которые должны быть уведомлены об этом событии.

В каких случаях происходит смена паспортных данных?

Законодательством РФ предусмотрены ситуации, в которых необходима замена общегражданского паспорта:

  • у текущего паспорта заканчивается срок действия с наступлением 25-летия или возраста 45 лет;
  • изменение фамилии, имени, отчества;
  • смена пола;
  • смена гражданства;
  • паспорт считается недействительным и подлежит замене, если он испорчен;
  • при потере или пропаже паспорта необходимо срочно получить новый.

Без замены паспорта в документ вносятся изменения, касающиеся прописки, состояния в браке и другие.

Для рядового гражданина получение нового документа – обычная формальность, для генерального директора фирмы смена паспорта всегда была поводом пообщаться с налоговой инспекцией, обслуживающими банками, пенсионным фондом, ФСС, ФОМС и прочими учреждениями, с которыми предприятие взаимодействует и отчитывается в ходе своей деятельности.

С 2011 года обязанность организаций уведомлять регистрирующие органы об изменении паспортных данных учредителей и руководителей отменена законом № 169-ФЗ от 01.06.2011 г. С этого времени актуализация ЕГРЮЛ происходит на основании сведений, переданных в налоговую инспекцию органами ФМС.

До 1 июня 2011 года руководителю фирмы предписывалось в течение 3 дней обратиться в ИФНС с пакетом документов, чтобы внести правки в ЕГРЮЛ, иначе – штраф 5000 рублей. До 2009 года эта процедура была сопряжена ещё и с переписыванием Устава и регистрацией его новой редакции, причем небесплатно. На сегодня таких норм уже не существует.

Генеральный директор, директор, учредитель ООО, если он является гражданином РФ, не обязан самолично отчитываться перед налоговиками и прочими учреждениями о смене паспорта или прописки.

Теперь руководитель организации не имеет такой обязанности, но право самостоятельно обратиться с заявлением о смене данных за ним сохранилось. Если сотрудники ФМС не торопятся в установленные законом сроки (5 дней) связаться со своими коллегами из ФНС, а фирма срочно нуждается в новой выписке из ЕГРЮЛ, ускорить процесс можно, явившись в налоговую лично для внесения правок в Госреестр. Таким образом можно обезопасить себя от проблем с контрагентами, которым может понадобиться актуальная выписка, и не зависеть от неэффективных межведомственных коммуникаций.

Аналогично нужно поступить, если в выписке из ЕГРЮЛ обнаружилось несоответствие между фактическими данными директора/учредителя и сведениями реестра.

Не стоит забывать, что не всегда руководители и учредители юрлица – резиденты РФ. Это вполне могут быть иностранные граждане, на которых освобождение от уведомления о смене паспорта не распространяется. Директора-иностранцы меняют документы в соответствии с требованиями своих стран, но обязаны сообщать об этом российским налоговикам, руководствуясь нашим законодательством.

Действия организации при замене паспорта руководителя

Какие шаги должен предпринять руководитель организации после изменения паспортных данных?

По своей сути, смена паспортных данных директора в госреестре является ничем иным, как заменой директора. Несмотря на то, что руководитель при этом остается прежним, фирме приходится проходить полную процедуру государственной регистрации изменений.

Необходимо принять решение о внесении изменений в ЕГРЮЛ и оформить протокол общего собрания участников с соответствующей формулировкой (изменение паспортных данных учредителя или директора ООО).

На основании решения заполняется . В разделе №1 первого листа в соответствии с ЕГРЮЛ указывается полное наименование общества, его ОГРН и идентификационный налоговый номер. В разделе №2 отмечается причина подачи заявления: в предусмотренной для этого ячейке проставляется цифра «1» – изменение сведений. Далее указываются сведения по директору, подлежащие изменению. Это лист К под названием «Сведения о физическом лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица», который заполняется следующим образом:

  • п. 1 – проставляем цифру «3» – изменение сведений о лице;
  • п. 2 – вносим фамилию, имя, отчество директора, его ИНН, так, как они зафиксированы в действующем ЕГРЮЛ;
  • п. 3 – указываем корректные данные.

Cмена паспортных данных учредителя ООО фиксируется на листе Д – «Сведения об участнике – физическом лице», если директор входит в список участников общества. Этот лист оформляется аналогично листу К. Лист Р – директор вносит свои данные, сведения об организации и ставит подпись.

С заполненным заявлением, решением о внесении изменений в ЕГРЮЛ, протоколом собрания учредителей об образовании общества и приказом о назначении директора, руководитель отправляется к нотариусу для заверения своей подписи на заявлении р14001.

Все перечисленные документы не нужно предъявлять налоговому инспектору, достаточно подать только заявление по форме р14001 в том территориальном органе ФНС, где зарегистрирована организация.

Срок, в течение которого регистратор должен внести изменения в Госреестр юридических лиц, составляет 5 рабочих дней. Выждав это время, можно идти получать свидетельство и новую выписку из ЕГРЮЛ.

Изменившиеся данные паспорта необходимо зафиксировать в банке, где у предприятия открыты расчётные счета и осуществляется кассовое обслуживание. Новый паспорт занесут в банковскую базу и в юридическое дело организации. Если смена паспорта директора ООО произошла по причине изменения фамилии (например, замужества), потребуется оформление новой карточки с образцами подписей и печати.

В большинстве случаев сведения об изменении данных в заинтересованные фонды (ПФР, ФСС, ФОМС) поступают из налоговой инспекции, тогда уведомлять их самостоятельно не нужно. В любом случае, этот момент лучше уточнить в ИФНС при получении документов.

Для смены директора ООО пошаговая инструкция 2018 – 2019 приведена в настоящей статье. Поскольку она представляет интерес для каждого общества, в котором текущей деятельностью руководит гендиректор, ниже мы рассмотрим, как сменить директора в ООО с минимальными потерями сил и времени.

Как сменить генерального директора ООО в 2018 - 2019 годах

Чтобы сменить гендиректора в 2018 - 2019 годах, обществу необходимо сделать следующее.

Во-первых, организовать общее собрание участников, чтобы на нем принять решение о смене директора.

Общее правило гласит, что гендиректора ООО избирает общее собрание (подп. 4 п. 2 ст. 33 закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об ООО», далее - Закон). Однако возможны исключения. Устав ООО может предписывать, что этот вопрос решает совет директоров ООО.

Во-вторых, обеспечить госрегистрацию изменений в ЕГРЮЛ.

Госреестр среди прочих данных об ООО содержит сведения о его гендиректоре (подп. «л» п. 1 ст. 5 закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О госрегистрации юрлиц»). После смены прежнего директора на нового обществу необходимо проинформировать об этом налоговую инспекцию, она и зарегистрирует изменения в информации об ООО, которую содержит ЕГРЮЛ.

В рассматриваемой ситуации нет нужды изменять устав общества, указывая в нем нового директора. Так что общество должно пройти только процедуру, предполагающую внесение в реестр изменений, которые касаются информации об ООО, но не сопряжены с обновлением учредительных документов. Официально эта процедура называется «Внесение изменений в сведения о юрлице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, и госрегистрация таких изменений» (гл. 6 закона «О госрегистрации юрлиц»).

Какова процедура смены директора в ООО в 2018 - 2019-м и чем она отличается от аналогичной процедуры 2017 года

Процедура смены директора в ООО в 2018 - 2019 годах включает следующие шаги.

  • Первый шаг , как мы уже выяснили ранее, предполагает организацию общего собрания участников ООО с целью вынесения решения о смене директора.

    Важно!

    Если устав относит решение об избрании гендиректора общества к ведению совета директоров ООО, то решение о замене прежнего директора должен принимать совет (подп. 4 п. 2 ст. 33 Закона).

    Вынести решение о замене прежнего директора на нового может как очередное, то есть годовое, так и внеочередное собрание (ст. 34, 35 Закона).

  • Второй шаг, о котором мы упоминали выше, заключается в проведении госрегистрации произведенных изменений.

    На этой стадии процесса замены директора общество сдает в налоговую инспекцию пакет необходимых документов, дожидается, пока будет принято решение о регистрации изменений, и получает документ, который подтверждает, что налоговая внесла запись в ЕГРЮЛ.

Процесс смены гендиректора ООО в 2018 - 2019 годах никак не изменился по сравнению с 2017-м.

Как провести общее собрание участников для смены директора в ООО

Чтобы избежать риска оспаривания решения о замене директора в будущем, общее собрание надо проводить, точно следуя нормам законодательства. Прежде всего - положениям Закона, а также устава ООО. Если вопросы проведения собрания не урегулированы всеми актами, которые мы упомянули выше, то порядок его проведения нужно определить прямо в решении собрания (п. 1 ст. 37 Закона).

Если на собрании предстоит сменить директора, то повестка дня собрания обычно включает два связанных друг с другом вопроса. Первый - о прекращении полномочий прежнего гендиректора, второй - об избрании нового.

Какие нужны документы для смены директора в налоговую инспекцию

Для регистрации изменений в сведениях, которые указаны в ЕГРЮЛ, обществу понадобится заявление по форме № Р14001.

Его нужно заполнить с учетом требований, которые изложены в приложении № 20 к приказу ФНС № ММВ-7-6/25@.

Заявление визируется уполномоченным лицом, подлинность подписи которого следует заверить у нотариуса. В том случае, если заявитель лично подает документы, то его подпись нотариально удостоверять не требуется (п. 1.2 ст. 9 закона «О госрегистрации юрлиц»).

Заявление вправе подписать вновь избранный гендиректор ООО, поскольку он обладает правом представлять общество без доверенности (пп. 1.2, 1.3 ст. 9, п. 2 ст. 17, п. 2 ст. 18 закона «О госрегистрации юрлиц»; п. 2 регламента, утв. приказом Минфина от 30.09.2016 № 169н (далее - Регламент)).

Если общество планирует сдать документы в налоговую инспекцию через представителя по доверенности, доверенность нужно удостоверить у нотариуса и предъявить вместе с заявлением (п. 1 ст. 9 закона «О госрегистрации юрлиц»; п. 37 Регламента).

Как правильно подать документы для внесения изменений в ЕГРЮЛ

Документы для замены гендиректора, о которых мы рассказали выше, общество подает в налоговую инспекцию по месту своего нахождения (п. 22 Регламента).

Это можно сделать:

  • придя в инспекцию;
  • направив бумаги по почте письмом с объявленной ценностью и описью вложения;
  • используя многофункциональный центр предоставления услуг (п. 1 ст. 9, п. 2 ст. 18 закона «О госрегистрации юрлиц»);
  • подать электронные документы, удостоверенные электронной подписью. Для этих целей можно использовать Интернет, в том числе единый портал госуслуг (п. 37 Регламента).

Важно!

Если общество несвоевременно подаст в налоговую документы, связанные со сменой директора, для него возникнет риск быть привлеченным к ответственности по ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ. За это нарушение должностное лицо ООО могут оштрафовать на 5 000 рублей.

О получении документов обществу выдается или направляется расписка. В ней указывается перечень представленных документов, их входящий номер и дата принятия инспекцией (п. 75 Регламента). С этой даты исчисляется срок, отведенный для госрегистрации - не более 5 рабочих дней (п. 1 ст. 8, п. 2 ст. 9, п. 3 ст. 18 закона «О госрегистрации юрлиц», п. 16 Регламента).

Важно!

Обществу не может быть отказано в принятии документов для госрегистрации изменения гендиректора, которую включает ЕГРЮЛ, ни по каким основаниям (п. 49 Регламента).

Какие документы ООО получает из налоговой инспекции

Территориальное подразделение инспекции ФНС рассматривает представленные обществом документы и принимает по ним решение о госрегистрации изменений в сведениях, содержащихся в ЕГРЮЛ или об отказе в ней (пп. 85-89 Регламента).

Если решение положительное, то обществу выдается документ о том, что в реестр внесена запись. Это лист записи ЕГРЮЛ по форме № Р50007 (п. 1 приказа ФНС России от 12.09.2016 № ММВ-7-14/481@), который содержит информацию о произведенных изменениях. Данный лист буде направлен обществу в электронном виде на адрес электронной почты юрлица. По заявлению ООО ФНС выдает на бумажном носителе документ, подтверждающий содержание электронного.

При отрицательном результате рассмотрения представленных документов общество получит решение об отказе в госрегистрации (п. 92 Регламента).

Таким образом, смена директора, как и ранее, состоит из 2-х основных шагов: выбора нового директора и госрегистрации изменений. Заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ директор может подать лично, тогда его подпись не нужно заверять нотариально или через представителя. В последнем случае нотариальному заверению подлежит как подпись директора на заявлении, так и доверенность на представление интересов ООО.