К движущим силам антропогенеза не относится. Движущие силы антропогенеза. Что является элементарной эволюционной единицей

Человек отличается от животных наличием речи, развитым мышлением, способностью к трудовой деятельности.

Антропогенез (от греч. antropos - человек и genesis - происхождение) - процесс историко-эволюционного формирования человека.

Антропогенез осуществляется под влиянием биологических и социальных факторов .

Биологические факторы, или движущие силы эволюции, являются общими для всей живой природы, в том числе и для человека. К ним относят наследственную изменчивость и естественный отбор.

Роль биологических факторов в эволюции человека была раскрыта Ч.Дарвином. Эти факторы сыграли большую роль в эволюции человека, особенно на ранних этапах его становления.

У человека возникают наследственные изменения, которые определяют, например, цвет волос и глаз, рост, устойчивость к влиянию факторов внешней среды. На ранних этапах эволюции, когда человек сильно зависел от природы, преимущественно выживали и оставляли потомство особи с полезными в данных условиях среды наследственными изменениями (например, особи, отличающиеся выносливостью, физической силой, ловкостью, сообразительностью).

К социальным факторам антропогенеза относят труд, общественный образ жизни, развитое сознание и речь. Роль социальных факторов в антропогенезе была раскрыта Энгельсом в работе "Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека" (1896). Этим факторам принадлежала ведущая роль на более поздних этапах становления человека.

Важнейший фактор эволюции человека - труд. Способность изготавливать орудия труда свойственна только человеку. Животные могут лишь использовать отдельные предметы для добывания пищи (например, обезьяна использует палку, чтобы достать лакомство).

Трудовая деятельность способствовала закреплению морфологических и физиологических изменений у предков человека, которые называют антропоморфозами.

Важным антропоморфозом в эволюции человека было прямохождение. В течение многих поколений в результате естественного отбора сохранялись особи с наследственными изменениями, способствующими прямохождению. Постепенно сформировались приспособления к прямохождению: S-образный позвоночник, сводчатая стопа, широкие таз и грудная клетка, массивные кости нижних конечностей.

Прямохождение привело к высвобождению руки. Сначала рука могла выполнять лишь примитивные движения. В процессе труда она совершенствовалась, стала выполнять сложные действия. Таким образом, рука является не только органом труда, но и его продуктом. Развитая рука позволила человеку изготавливать примитивные орудия труда. Это дало ему значительные преимущества в борьбе за существование.

Совместная трудовая деятельность способствовала сплочению членов коллектива, вызывала необходимость обмена звуковыми сигналами. Общение способствовало развитию второй сигнальной системы - общению при помощи слов. Сначала наши предки обменивались жестами, отдельными нечленораздельными звуками. В результате мутаций и естественного отбора шло преобразование ротового аппарата и гортани, формирование речи.

Труд и речь влияли на развитие мозга, мышление. Так в течение длительного времени в результате взаимодействия биологических и социальных факторов осуществлялась эволюция человека.

Если морфологические и физиологические особенности человека передаются по наследству, то способность к трудовой деятельности, речь и мышление развиваются только в процессе воспитания и образования. Поэтому при длительной изоляции ребенка у него не развиваются совсем или развиваются очень плохо речь, мышление, приспособленность к жизни в обществе.

Вариант 3.

Часть 1.

1. Ученые предполагают, что общими предками человека и человекообразных обезьян могли быть:

а) неандертальцы б) питекантропы в) древесные обезьяны г) австралопитеки.

2 . К биологическим факторам происхождения человека относится:

а) групповое сотрудничество в) изготовление орудий труда

б) борьба за существование г) мышление

3 . Изгибы позвоночника человека связаны с:

а) прямохождением в) трудовой деятельностью

б) формированием грудной клетки г) развитием большого пальца кисти

4 . Развитие в теле людей большого количества сосков называют:

а) ароморфозом б) регенерацией в) атавизмом г) идиоадаптацией

5 . К движущим силам антропогенеза не относится:

а) борьба за существование в) общественный образ жизни

б) наследственная изменчивость г) модификационная изменчивость.

6 . Социальная природа человека проявляется в:

а) создании письменности в) формировании пятипалых конечностей

б) наличии коры больших полушарий г) образовании условных рефлексов

7 . К общим чертам строения человека и других млекопитающих относится:

а) вторая сигнальная система в) развитое сознание

б) способность к умозаключению г) наличие грудобрюшной преграды

8 . Какая часть верхней конечности человека наиболее изменилась в ходе эволюции?

а) плечо б) предплечье в) кисть г) лопатка

9 . Генами определяется:

а) способность к речи в) словарный состав русского языка

б) конкретный язык, на котором заговорит ребёнок г) диалекты


10 . О единстве, родстве человеческих рас свидетельствует:

а) приспособленность к жизни в разных климатических условиях

б) одинаковый набор хромосом, сходство их строения

в) их расселение по земному шару

г) их способность преобразовывать окружающую среду

11 . Мы не унаследовали от своих предков:

а) инстинкты б) некоторые особенности характера в) условные инстинкты г) цвет глаз

Часть 2.

Выберите все верные ответы.

12 . У человека, как и у человекообразных обезьян:

а) происходит замена молочных зубов на постоянные г) 4 группы крови

б) одна пара сосков д) S – образный изгиб позвоночника

в) прямохождение е) имеется речь

13 . К архантропам (древнейшим людям) относятся:

а) гейдельбергский человек в) питекантроп д) синантроп

б) человек умелый г) неандерталец е) кроманьонец

14 . Соотнесите характеристики предков человека с их носителями.

Характеристики: Носители:

а) Изготовление орудий труда 1. Австралопитек

б) Объем мозга 700 – 1200 см³ 2. Питекантроп

в) Массивные челюсти

г) Объем мозга 550 – 650 см³

д) Рост около 160 см, массивный костяк

е) Охота, собирательство

15 . Выстройте представителей приматов в последовательности, соответствующей их появлению на Земле:

а) гоминиды б) человек прямоходящий в) человек разумный г) человек умелый

Часть 3.

16 . Какие признаки говорят в пользу родства человека и человекообразных обезьян?

Тест по теме: «Антропогенез».

Вариант 4.

Часть 1.

Выберите один правильный ответ.

1 . Большинство учёных считают прародиной человека:

а) Европу б) Азию в) Африку г) Австралию

2. К первым современным людям относятся:

а) питекантропы б) синантропы в) кроманьонцы г) неандертальцы

3. В эволюции человека начальные вехи развития искусства обнаружены среди:

а) неандертальцев б) кроманьонцев в) австралопитеков г) питекантропов

4 . Из перечисленных факторов антропогенеза выберите относящиеся к социальным:

а) прямохождение в) использование огня

б) естественный отбор г) трудовая деятельность

5 . Развитию речи способствовали:

6 . Каковы эволюционные связи человека и современных человекообразных обезьян?

а) человек произошел от общих с человекообразными обезьянами предков

б) человек потомок современных человекообразных обезьян

в) человек и человекообразные обезьяны никогда не имели общих предков

г) обезьяны произошли от древних людей

7. Череп человека отличается от черепа обезьян:

а) массивными, вытянутыми вперед челюстными костями

б) преобладанием мозговой части черепа над лицевой

в) преобладанием лицевой части черепа над мозговой

г) развитием гребня, к которому прикрепляются шейные мышцы

8 . Важнейшим фактором, подтверждающим принадлежность людей всех рас к одному виду Человек разумный, является:

б) скрещиваемость и плодовитое потомство г)сходство в строении верхних и нижних конечностей

9 . Какое значение имело приобретение тёмного цвета кожи людьми негроидной расы?


а) предохранение от ультрафиолетовых лучей в) усиления обмена веществ

б) приспособление к морскому климату г) улучшении дыхательной функции кожи

10 . Принадлежность человека к европеоидной расе определяется:

а) генотипом и фенотипом в) местом рождения

б) культурными традициями г) всем вышеперечисленным

11 . Фактором, ослабившим действие биологических закономерностей и усилившим роль социальных, является:

а) переход от древесного к наземному существованию в) формирование образного позвоночника

б) облегчение челюстного аппарата г) коллективное (стадное) существование

Часть 2.

Выберите все верные ответы.

12 . У человека, в отличии от человекообразных обезьян, есть:

а) забота о потомстве г) 4 группы крови

б) трудовая деятельность д) четырёхкамерное сердце

в) слабые челюсти и наличие подбородочного выступа е) отсутствие сплошных надбровных дуг.

13 . К неантропам (древним людям) относятся:

а) гейдельбергский человек в) питекантроп д) кроманьонец

б) человек умелый г) неандерталец е) синантроп

14 . Выберите признаки, имеющие отношение к антропогенезу и ставшие его предпосылками:

а) расширение грудной клетки д) освобождение передних конечностей

б) объем мозга 450 см³ е) вскармливание детёнышей молоком

в) хорошее зрение и слух ж) развитые двигательные отделы головного мозга

г) стадные образ жизни з) позвоночник в форме дуги

15 . Установите соответствие между признаками человекообразных обезьян и человека.

Признаки: Субъекты:

а) 46 хромосом в клетках 1. Человекообразные обезьяны

б) объём мозга 800 см³ 2. Человек

в) развитые надбровные дуги

г) мозговая часть черепа больше лицевой

д) лицевая часть черепа преобладает над мозговой

е) хватательный тип стопы

ж) объем черепа 1200 – 1500 см³

Часть 3.

Сформулируйте развёрнутый ответ.

16 . Согласны ли вы с тем, что биологическая эволюция человека закончилась?

Дарвин показал, что основные факторы эволюции органического мира, то есть наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор, приложимы и к эволюции человека. Благодаря им, организм древней человекообразной обезьяны претерпел ряд морфофизиологических изменений, в результате которых выработалась вертикальная походка, разделились функции рук и ног.

Для объяснения антропогенеза недостаточно одних биологических закономерностей. Качественное своеобразие его вскрыл Ф.Энгельс, указав на социальные факторы: труд, общественную жизнь, сознание и речь. Труд - важнейший фактор эволюции человека

Труд начинается с изготовления орудий труда. Это, по словам Энгельса, «первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека». Основной движущей силой антропогенеза явился труд, в процессе которого человек сам создает орудия труда. Наиболее высокоорганизованные животные могут употреблять предметы в качестве готовых орудий, но не способны создатьих. Животные только пользуются дарами природы, человек же изменяет ее в процессе труда. Животные также изменяют природу, но не преднамеренно, а лишь потому, что находятся и живут в природе. Их воздействие на природу сравнительно с воздействием на нее человека ничтожно.

Морфологические и физиологические преобразования наших обезьяноподобных предков правильнее будет назвать антропоморфозами, так как вызвавший их основной фактор - труд - был специфичен только для эволюции человека.

Особенно важным было возникновение прямой походки. Размеры и масса тела обезьян увеличились, возник S-образный изгиб позвоночного столба, придавший ему гибкость, образовалась сводчатая пружинящая стопа, расширился таз, упрочился крестец, челюстной аппарат стал более легким и т.д.

Прямохождение установилось не сразу. Это был весьма длительный процесс отбора наследственных изменений, полезных в трудовой деятельности. Предположительно он длился миллионы лет. Биологически прямохождение принесло человеку немало осложнений. Оно ограничило быстроту его передвижения, лишило подвижности крестец, что затруднило роды; длительное стояние и ношение тяжестей иногда приводит к плоскостопию и расширению вен на ногах. Зато благодаря прямохождению освободились руки для орудий труда.

Возникновение прямохождения, по мнению Ч.Дарвина, а затем Ф.Энгельса, стало решающим шагом на пути от обезьяны к человеку. Благодаря прямохождению у обезьяноподобных предков человека руки освободились от необходимости поддерживать тело при передвижении по земле и приобрели способность к разнообразным движениям.

В начале процесса формирования человека рука у него была слаборазвитой и могла производить лишь самые простые действия. Особи с наследственными изменениями верхних конечностей, полезными для трудовых операций, преимущественно сохранялись благодаря естественному отбору. Ф.Энгельс писал, что рука не только орган труда, но и продукт труда. Различие между рукой человека и рукой человекообразных обезьян огромно: ни одна обезьяна не может изготовить своей рукой даже самый простой каменный нож. Понадобилось весьма длительное время для того, чтобы наши обезьяноподобные предки перешли от использования предметов окружающей природной среды в качестве орудий к их изготовлению. Самые примитивные орудия труда облегчают зависимость человека от окружающей природы, расширяют его кругозор, открывая в предметах природы новые, неизвестные свойства; наконец, они используются для дальнейшего совершенствования орудий труда.

Биологические факторы антропогенеза в эволюции человека. Человек - самый последний биологический вид, появившийся в эволюции органического мира. Такие факторы эволюции органического мира, как наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор, занимают значительное место в эволюции человека. Эти природные закономерности в эволюции человека Ч. Дарвин доказал на конкретных примерах. Благодаря влиянию факторов природы в организме древних человекообразных обезьян происходили важные анатомические и физиологические изменения. В результате у человекообразных обезьян постепенно выработалось прямохождение, разделились функции рук и ног, руки приспособились к изготовлению орудий труда. Естественный отбор создавал благоприятные условия отдельным группам людей для совершенствования орудий труда, коллективной охоты и заботы о престарелых людях. В результате такой деятельности одновременно с индивидуальным отбором шел групповой отбор. Однако для объяснения антропогенеза недостаточно одних биологических закономерностей. В своих трудах Ф. Энгельс (1820-1895) доказал огромное значение здесь и социальных факторов. Он особенно отметил труд, общественный образ жизни, сознание и речь.

Труд - важнейший фактор эволюции человека. Любой труд начинается с изготовления орудий труда, осуществляется с помощью рук. Ф. Энгельс высоко оценил роль труда в становлении человека. Он писал, что "труд - первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека". Если так, то основной социальной движущей силой антропогенеза является труд. Некоторые человекообразные обезьяны могут использовать простые орудия, но не способны создать их. Животные воздействуют на природу через свою жизнедеятельность, человек же изменяет ее в процессе сознательного труда.

Влияние человека на природу значительно и многообразно. У наших обезьяноподобных предков в результате труда появились морфологические и физиологические изменения, называемые антропоморфозом. Труд - основной фактор в эволюции человека. Обезьяны жили в лесах, лазая по деревьям, затем постепенно спустились на землю. Это изменение в их образе жизни создало условия для хождения на двух ногах. Переход к прямохождению "стал решающим шагом на пути от обезьяны к человеку" (Ф. Энгельс). В результате прямохождения появился S -образный изгиб позвоночника человека, который придал упругость телу. Стопа (плюсневые кости) стала более изогнутой, пружинистой, тазовые кости расширились, упрочился крестец, челюсти стали более легкими. Такие наследственные изменения продолжались миллионы лет. Переход к прямохождению привел к определенным трудностям: ограничилась быстрота передвижения, срастание крестца с бедром затрудняло роды, тяжелый вес человека приводил к плоскостопию. Но благодаря прямохождению у человека освободились руки для изготовления орудий труда.

В начальный период формирования его рука была слаборазвитой и могла производить лишь самые простые действия. Благодаря наследственности такие признаки сохранялись и передавались последующему поколению. Ф. Энгельс объяснял, что рука - не только орган труда, но и продукт труда. С освобождением руки наши обезьяноподобные предки могли использовать простые орудия из камня и кости животных. Все это повлияло и на их уровень мышления, поведение и способствовало совершенствованию орудий труда. Развитие труда приводило к усилению роли социальных факторов в антропогенезе, но постепенно ослабляло действия биологических закономерностей (рис. 58).

Рис. 58 .

Общественный образ жизни как движущая сила эволюции человека. Любые жизненные действия животных осуществляются рефлекторно и инстинктивно. Переход к стадному образу жизни животных происходил благодаря естественному отбору. С самого начала труд был общественным, и первые обезьяноподобные предки человека жили стадами. Поэтому Ф. Энгельс подчеркивал, что неправильно было бы искать предков человека, самого общественного существа в природе, среди необщественных животных. Групповой труд способствовал развитию общественных взаимоотношений, сплочению членов общества, они коллективно охотились на зверей, защищались от хищников, воспитывали детей. Старшие члены общества передавали младшим жизненний опыт. Человек постепенно научился добывать и сохранить огонь.

Наши далекие предки постепенно переходили от растительной пищи к животной. Мясная пища обеспечивала организм человека необходимыми полезными аминокислотами, поэтому он стал совершенствовать орудия охоты и рыбной ловли. Переход к мясной пище привел к изменениям в организме человека, например укорочению кишечника, развитию жевательной мускулатуры. Применение огня также облегчило жизнь наших предков.

При общественном образе жизни имелись большие возможности у предков человека к познанию природы, накоплению жизненного опыта. Совместная деятельность членов общества вызвала необходимость общения жестами, звуками. Первые слова были напрямую связаны с трудовой деятельностью. Постепенно гортань, органы ротовой полости в результате наследственной изменчивости и естественного отбора преобразовались в органы членораздельной речи.

Человек, как и животные, воспринимает сигналы из окружающего мира через раздражение органов чувств. Это первая сигнальная система. Вторая сигнальная система связана с высшей нервной деятельностью человека. Возникновение речи, взаимоотношения предков посредством слова содействовали развитию головного мозга, мышления - речь постепенно превратилась в средство воспитания. Речь усилила общение наших предков, способствовала развитию общественных отношений. Эволюция наших предков происходила под совместным действием биологических и социальных факторов. Естественный отбор постепенно утратил значение ведущего фактора в эволюции человеческого общества. Напротив, социальные факторы (труд, речь) стали основополагающими в эволюции человека. Если морфологические и физиологические особенности человека передаются по наследству, то способности к коллективной трудовой деятельности, мышлению и речи никогда не передавались по наследству и не передаются теперь. Эти специфические качества человека исторически возникли и совершенствовались под действием социальных факторов и развиваются у каждого человека в процессе его индивидуального развития только в обществе благодаря воспитанию и образованию. Известные случаи достаточно длительной изоляции ребенка с раннего возраста от человеческого общества (воспитание животными) показали, что при возвращении его в нормальные условия способность к речи, мышлению у него очень плохо или совсем не развивается. Это подтверждает то, что эти качества не наследуются. Каждое старшее поколение передает последующим жизненный опыт, знания, духовные ценности в процессе воспитания и образования. С развитием общества труд людей становился более многообразным. Появились различные отрасли хозяйства, развивалась промышленность, возникли наука, искусство, торговля, религия. Племена образовали нации, государства.

Таким образом, основными движущими силами антропогенеза являлись биологические (наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор) и социальные факторы (трудовая деятельность, общественный образ жизни, речь и мышление) (схема 2).

В социальной эволюции человека различают три основных этапа.

Первый - познание окружающей среды через произведения искусства. Например, наскальные рисунки.

Второй этап напрямую связан с приручением диких животных и развитием земледелия. Таким образом человек стал влиять на окружающую природную среду.

Третий этап - развитие научно-технического прогресса, начавшегося в XV в. в эпоху Возрождения. В настоящее время главным социальным фактором стал человеческий разум. Человечество, широко распространившись на земном шаре, осваивает космические просторы. Биосфера, населенная людьми, переходит в ноосферу, управляемую разумом человека.

Биологические факторы антропогенеза. Социальные факторы антропогенеза. Антропоморфоз. Кроманьонец. Ноосфера.

1. К биологическим факторам антропогенеза относятся наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор.

2. Труд - основной шаг в эволюции человека.

3. Прогрессивные изменения в эволюции человека - это изготовление орудий труда руками и переход к прямохождению.

4. Общественный образ жизни, речь, мышление, разум стали основными социальными движущими силами эволюции.

1. Какие факторы относятся к биологическим движущим силам антропогенеза?

2. Объясните значение социальных факторов в эволюции человека.

3. Какие признаки выработались в строении тела человека в результате прямо- хождения?

1. Какова роль труда в эволюции человека?

2. Какое место занимает речь в эволюции человека?

3. Что такое антропоморфоз!

1. Дайте характеристику социальным факторам.

2. Назовите три этапа социальной эволюции человека.

3. Каково влияние социальных факторов в настоящее время на эволюцию человека?

Объясните на примерах движущие силы эволюции но схеме 2, где указаны биологические и социальные движущие силы эволюции человека.

Движущие силы антропогенеза

Гребенниковой Марины

12- A

Человек отличается от животных наличием речи, развитым мышлением,способностью к трудовой деятельности.

Антропогенез (от греч. antropos - человек и genesis - происхождение) - процесс историко-эволюционного формирования человека.

Антропогенез осуществляется под влияниембиологических и социальных факторов .

Биологические факторы , или движущие силыэволюции, являются общими для всей живой природы, в том числе и для человека. Кним относят наследственную изменчивость и естественный отбор.

Роль биологических факторов в эволюции человека была раскрытаЧ.Дарвином. Эти факторы сыграли большую роль в эволюции человека, особенно наранних этапах его становления.

У человека возникают наследственные изменения, которые определяют,например, цвет волос и глаз, рост, устойчивость к влиянию факторов внешнейсреды. На ранних этапах эволюции, когда человек сильно зависел от природы,преимущественно выживали и оставляли потомство особи с полезными в данныхусловиях среды наследственными изменениями (например, особи, отличающиесявыносливостью, физической силой, ловкостью, сообразительностью).

К социальным факторам антропогенеза относят труд,общественный образ жизни, развитое сознание и речь. Роль социальных факторов вантропогенезе была раскрыта Энгельсом в работе «Роль труда в процессепревращения обезьяны в человека» (1896). Этим факторам принадлежалаведущая роль на более поздних этапах становления человека.

Важнейший фактор эволюции человека - труд. Способностьизготавливать орудия труда свойственна только человеку. Животные могут лишьиспользовать отдельные предметы для добывания пищи (например, обезьянаиспользует палку, чтобы достать лакомство).

Трудовая деятельность способствовала закреплению морфологических ифизиологических изменений у предков человека, которые называютантропоморфозами.

Важным антропоморфозом в эволюции человека было прямохождение. Втечение многих поколений в результате естественного отбора сохранялись особи снаследственными изменениями, способствующими прямохождению. Постепенносформировались приспособления к прямохождению: S-образный позвоночник,сводчатая стопа, широкие таз и грудная клетка, массивные кости нижнихконечностей.

Прямохождение привело к высвобождению руки. Сначала рука моглавыполнять лишь примитивные движения. В процессе труда она совершенствовалась, сталавыполнять сложные действия. Таким образом, рука является не только органомтруда, но и его продуктом. Развитая рука позволила человеку изготавливатьпримитивные орудия труда. Это дало ему значительные преимущества в борьбе засуществование.

Совместная трудовая деятельность способствовала сплочению членовколлектива, вызывала необходимость обмена звуковыми сигналами. Общениеспособствовало развитию второй сигнальной системы - общению при помощи слов.Сначала наши предки обменивались жестами, отдельными нечленораздельнымизвуками. В результате мутаций и естественного отбора шло преобразованиеротового аппарата и гортани, формирование речи.

Труд и речь влияли на развитие мозга, мышление. Так в течениедлительного времени в результате взаимодействия биологических и социальныхфакторов осуществлялась эволюция человека.

Если морфологические и физиологические особенности человекапередаются по наследству, то способность к трудовой деятельности, речь имышление развиваются только в процессе воспитания и образования. Поэтому придлительной изоляции ребенка у него не развиваются совсем или развиваются оченьплохо речь, мышление, приспособленность к жизни в обществе.