Как гражданин Украины может пойти служить в армию РФ? Как иностранцам можно служить в российской армии


Многих иностранных граждан интересует вопрос: Как иностранцу поступить на службу в армию Россию по контракту?

Иностранные граждане могут служить в армии РФ на основании пункта 1 статьи 34 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

Кратко опишем правила поступления на военную службу в РФ по контракту для иностранных граждан:

  • Поступить можно только на на воинские должности, подлежащие замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами. На офицерские и должности иностранцы претендовать не могут. Иностранные воинские звания в данном случае значение не имеют;
  • Иностранец должен находится в РФ на законном основании;
  • На момент заключения контракта ему должно исполниться минимум 18 лет и максимум 30;
  • У иностранца должно быть хотя бы основное общее образование (не менее 9 классов). На некоторые должности требуется среднее общее образование (11 классов) или среднее профессиональное образование (техникум или колледж). Основание: приказ министра обороны от 3 октября 2016 г. N 633.

Как и куда нужно обратиться иностранцу, чтобы служить в армии?

Для этого нужно отправить в пункт отбора на военную службу по контракту (перечень таких пунктов по регионам РФ можно посмотреть ) специальную анкету (скачать анкету можно ).

Далее проверяется, не совершал ли кандидат какие-либо преступления, проводится медкомиссия, а также проверяется уровень физподготовки, проводятся собеседования, и, если всё в порядке, иностранному гражданину предлагается заключить контракт минимум на 5 лет.

Служить иностранец может только в определённых воинских частях. Оценить свои знания и шансы для прохождения службы по контракту можно оценить, пройдя вот этот несложный тест . Тест действительно несложный, и если вы его не прошли, то служба в армии России явно не для вас.

Примечание Вестника: да этот тест жесть какой сложный! И в армию меня не возьмут:(


В целом перечень действий для поступления на военную службу прост. Необходимо сделать всего десять шагов:

Первый: обратиться на пункт отбора на военную службу по контракту для получения консультации и сообщить сведения о себе, пожелания о должности, специальности, регионе прохождения службы (лично, по телефону, через Интернет, письмом по почте).

Второй: собрать документы для поступления на военную службу.

Третий: подать заявление о приеме на военную службу по контракту инструктору пункта отбора.

Четвертый: выполнить тесты для оценки профессиональной психологической пригодности к военной службе.

Пятый: пройти медицинское освидетельствование в военном комиссариате (место прохождения медицинского освидетельствования уточнить в пункте отбора).

Шестой: сдать нормативы по физической подготовке.

Седьмой: ознакомиться с заключением комиссии по отбору о соответствии требованиям для поступления на военную службу по контракту (место и время выдачи протокола уточнить в пункте отбора).

Восьмой: получить воинские перевозочные документы и предписание для следования в воинскую часть, убыть в воинскую часть (место и время получения уточнить в пункте отбора).

Девятый: прибыть в установленный срок в воинскую часть и заключить контракт о прохождении военной службы.

Десятый: пройти курс интенсивной общевойсковой подготовки. Подробнее о прохождении воинской службы по контракты для иностранцев можно почитать на официальном сайте Минобороны РФ

Военные кадры востребованы во многих странах мира. Есть государства, запрещающие защищать интересы своего народа иностранцам, а также страны, которые более лояльны в этих вопросах. Они готовы платить зарубежным военным неплохую зарплату, и гарантируют социальную защиту. Служба по контракту за границей как способ улучшить свое материальное положение, и иммигрировать в благополучную страну часто рассматривается россиянами, не имеющими радужных перспектив на родине. О том, как стать контрактником в иностранной армии, и чего ждать от этой службы, далее в материале.

Перечень стран для службы за рубежом

В мире много государств, принимающих в свою армию контрактников-иностранцев, но далеко не во всех странах военная служба посильна для россиян, и хорошо оплачивается.

Основные сложности:

  • языковой барьер;
  • сложные климатические условия;
  • специфика задач, устанавливающихся перед военными-иностранцами.

К этому следует добавить непривычную пищу, особенности медицины, сложности жизни вдали от семьи и родных мест.

Наиболее привлекательными для россиян, желающих служить за рубежом, считаются такие страны, как:

  • Франция (Французский Иностранный легион);
  • Великобритания;
  • Германия;
  • Италия и так далее.

Сегодня практически во всех благополучных странах Европы есть недобор в национальные Вооруженные Силы, поэтому нехватку восполняют контрактниками-иностранцами.

Также иностранцы могут служить в армии Израиля. Периодически требуются военные специалисты для службы в различных воинских формированиях ООН.

Выбирая страну и формат службы, необходимо помнить, что наемничество (оплатное участие в вооруженных конфликтах) - серьезное уголовное преступление, за которое можно получить реальный срок лишения свободы. По этой причине нужно с особой осторожностью выбирать воинское формирование, набирающее контрактников.

На какую зарплату можно рассчитывать

Минимальная заработная плата военнослужащего-контрактника в европейских странах - от 1,5 тысячи Евро. Такую зарплату платят первые 5 лет при условии, что служащий не продвигается по карьерной лестнице, и прибывает в звании, равнозначном рядовому.

Любая следующая ступень по военной карьерной лестнице дает прибавку в 200-500 Евро. За участие в командировках, миротворческих миссиях и прочее выплачивается двойное, а то и тройное денежное обеспечение. За одну полугодовую командировку армеец младшего неофицерского чина может заработать около 15 тысяч Евро, но такие не часто.

В армии США зарплаты больше, однако, попасть туда можно только, получив вид на жительство (грин-карту). Так, рядовому платят около 2 тысяч долларов в месяц, неофицерскому составу - порядка 3 тысяч долларов в месяц, а офицерам - начиная от 4 тысяч долларов в месяц.

Боевые походы в США оплачиваются по завышенным тарифам. За месячную командировку в Ирак или другую горячую точку планеты, где задействованы Вооруженные Силы США, рядовой может заработать 3 оклада, то есть около 6 тысяч долларов.

На большие оклады могут рассчитывать специалисты , которые действительно вносят значительный вклад в функционирование Вооруженных Сил других государств.

Условия службы

Служба в армии любой страны мира начинается с подготовительного этапа, в рамках которого проходит ознакомление бойца с условиями несения службы и обучение. Этот срок составляет от 2-х до 4-х месяцев.

Заканчивается подготовительный этап подписанием контракта. До этого момента новобранец может отказаться от дальнейшей службы. Если служить станет невмоготу после подписания длительного контракта, то единственная возможность оставить службу - дезертировать.

В иностранных полках (или других военных соединениях, созданных для службы иностранцев) армеец должен проявлять физическую выносливость, организаторские и умственные способности. Активная и добросовестная служба по контракту за границей также предполагает присвоение очередных воинских званий и продвижение по службе.

В зарубежных полках практически нет дедовщины и других дискриминационных проявлений, поскольку, в основном, все служащие понимают, что это просто работа, и чем добросовестнее они будут служить, тем больше шансов продвинуться по карьерной лестнице.

Бытовое, социальное, вещевое обеспечение и питание примерно такое же, как и в современной российской армии. Рассчитывать на что-то большее не стоит. Каждой стране армия обходится очень дорого, поэтому экономия присутствует во всех сферах. Армейцы получают только самое необходимое.

Примерный распорядок дня:

  • подъем (5.00);
  • завтрак (5.30);
  • уборка территории и утренний развод (7.00);
  • второй завтрак (9.00);
  • тренировки и учеба (до 12.00);
  • обед (в 12.00);
  • выполнение служебных заданий (до 17.30);
  • ужин (в 17.30);
  • личное время (до 22.00);
  • отбой (в 22.30).

Если при поступлении на службу вы уже владеете какой-либо прикладной профессией, то высока вероятность, что в армии также будете этим заниматься. Особенно это касается электротехников, механиков, сварщиков, поваров, операторов ЭВМ, младшего медицинского персонала и так далее.

Порядок заключения контракта

Для того чтобы заключить контракт на военную службу в европейской стране, необходимо:

  • самостоятельно прибыть на отборный пункт (никто не будет оплачивать новобранцу расходы, связанные с получением визы, прибытием и проживанием, также никто не гарантирует, что по прибытию новобранец будет принят);
  • сдать экзамен на знание официального языка государства, где будет проходить служба (дополнительно знание английского языка приветствуется);
  • пройти медкомиссию и психологическое тестирование;
  • пройти проверку на физподготовку и выносливость (кандидат должен подтягиваться на перекладине, подниматься по канату, выполнять упражнения на пресс и прочее).

Во Французском Иностранном легионе нет требований по знанию французского языка. Можно попасть на службу, владея только русским языком. Если будет подписан контракт, то занятия по французскому языку будут входить в обязательную программу обучения.

На первом этапе подается минимальный пакет документации и заявление установленного образца. Зачастую единственным документом, который требуется от иностранца, является его загранпаспорт.

Кандидаты, успешно прошедшие отборочное оценивание, могут рассчитывать на зачисление на подготовительные курсы. После их прохождения новобранец может претендовать на заключение контракта сроком на 5 лет.

Если говорить об армии США, то попасть туда гораздо труднее. Основная сложность - получить американский вид на жительство.

Критерии отбора

Минимальные требования к кандидатам вполне лояльны: возраст от 17-ти до 40-ка лет, наличие загранпаспорта и хорошее состояние здоровья.

При прохождении проверки на физподготовку кандидат должен подтвердить соответствие следующим квалификационным требованиям:

  • 20 отжиманий;
  • 50 приседаний;
  • бег на длинную дистанцию (3 км за 12 минут).

Это самый минимум. Если некоторые участники отбора покажут лучшие результаты, то примут именно их. Гораздо охотнее берут на службу тех кандидатов, которые соответствуют следующим требованиям:

  • возраст от 20-ти до 25-ти лет;
  • наличие прикладной профессии (потребуется документальное подтверждение);
  • спортивные достижения.

У новобранца должны быть хорошо развиты внимательность и память (эти качества отдельно тестируются). Что касается здоровья, то негативную оценку могут получить кандидаты, которые переболели:

  • желтухой, корью;
  • перенесли одну или несколько операций;
  • имели переломы либо тяжелые травмы.

У кандидата должны быть хорошие зубы, отличный слух и зрение.

Предостережение для будущих контрактников

Военнослужащих в иностранных армиях ждет много сложностей. Более того, трудности могут возникнуть и после возвращения на родину.

Следует сразу отметить, что если вы - российский подданный, то вас не отправят служить в точки, где имеется отечественный интерес, то есть не следует бояться, что будете воевать против своих.

Проблемы могут возникнуть из-за незнания национального законодательства и традиций той страны, в которой будет проходить служба. По этой причине следует внимательно отнестись к подготовительным курсам, где новобранцам доводят правила безопасного поведения с гражданским населением.

Как уже говорилось, Уголовным кодексом РФ предусмотрено наказание за наемничество. Однако, находясь на службе у другого государства, военнослужащий не может отказаться от выполнения приказов командира. Если возникнет ситуация, в которой ваше воинское подразделение будет направлено в зону вооруженного военного конфликта, тогда имеется вероятность уголовного преследования в РФ.

Это предостережение не касается миротворческих миссий ООН.

Гражданство через службу в армии

Минимальный срок службы для того, чтобы претендовать на получение гражданства иностранного государства - 3 года, в некоторых странах - 5 лет. По истечении этого срока военнослужащий имеет право обратиться с заявлением о получении гражданства.

Только в том случае, если за время службы иностранец примерно выполнял свои обязанности, был надежным и добросовестным бойцом (не имел выговоров, взысканий и других видов наказаний), то его прошение может быть удовлетворено.

Предусмотрена ускоренная процедура получения гражданства для тех военных, которые имеют особые заслуги перед государством (есть наградные знаки).

Родственники армейца, погибшего при выполнении своих обязанностей на службе иностранного государства, редко имеют право на гражданство, однако, правительство может рассмотреть их документы, и принять положительное решение в том случае, если погибший имел особые боевые заслуги.

Иностранные граждане, решившие добровольно вступить в ряды российских вооружённых сил, получили дополнительный правовой статус. Теперь данный статус прописан не только в законе, но и в новой редакции Положения о порядке прохождения военной службы. Изменения в данный документ были утверждены 2 января 2015 года указом президента РФ № 3 от 02.01.2015.

Однако данные поправки не следует рассматривать, как разрешение брать иностранных граждан на военную службу без разбора. Вербовка в российскую армию иностранных граждан будет производиться строго по действующему законодательству, которое гласит, что, например, на срочную службу могут быть призваны лишь граждане Российской Федерации.

Иностранные граждане могут поступить на профессиональную военную службу. Служить по контракту иностранным гражданам разрешено ещё более 10 лет назад. Однако эта норма отсутствовала во многих межведомственных документах, которые не имеют право подписывать министры силовых органов, а может подписать лишь президент, что он и сделал.

Документ зафиксировал ряд юридических формальностей, которые ранее не были отражены. Например, иностранные граждане, которые зарегистрированы за пределами территории РФ и которые изъявили желание служить в российской армии по контракту, должны подать соответствующее заявление в воинскую часть или военный комиссариат по месту жительства.

Другое новшество касается возможности участия иностранных граждан в боевых действиях. В Положении чётко прописано, что такие «контрактники» будут выполнять задачи в условиях вооружённых конфликтов и военного положения «в соответствии с общепринятыми нормами и принципами международного права, международными договорами Российской Федерации и законодательством РФ».

В процесс приёма иностранных граждан на службу Указ принципиальных изменений не внёс. На службу, как и прежде, будут приниматься иностранные граждане в возрасте 18 – 30 лет, владеющие русским языком, находящиеся на территории России официально. Первый контракт будет подписан ими на 5 лет.

Иностранные граждане, в отличие от граждан РФ, присягу не принимают. Вместо этого они подписывают обязательство добросовестно выполнять служебный долг.

В Положении чётко прописано, что иностранным гражданам, находящимся под следствием, имеющим неснятую или непогашенную судимость, отбывающим наказание, вступить в ряды российских вооружённых сил будет категорически нельзя.

В Положении появились и новшества, касающиеся службы по контракту граждан РФ. Так, с военными, которые достигли пенсионного возраста, но желают остаться во флотских или армейских рядах, может быть заключён контракт на продление службы на срок 12 месяцев, 3 года, 5 или 10 лет.

Заключение такого контракта ограничено целесообразностью дальнейшего пребывания данного человека в армии (её будут определять командиры и начальники), а также воинским званием кандидата на продление. В самом привилегированном положении оказались маршалы, генералы армии, адмиралы флота, генерал-полковники, адмиралы. Им разрешили служить до 70 лет, другим профессионалам – до 65 лет.

Иностранные граждане, добровольно завербовавшиеся в Российскую армию, получили дополнительный правовой статус. Теперь он прописан не только в законе, но и новой редакции Положения о порядке прохождения военной службы. Изменения в этом документе своим указом N 3 от 2 января 2015 года утвердил президент РФ Владимир Путин.

Сразу уточним: решение главы государства не следует рассматривать как своего рода отмашку для приема варягов в армейский строй. Реализация подобной практики должна идти строго по законам РФ. А они гласят, что, к примеру, призыв в армейский строй солдат-срочников распространяется только на российских граждан.

Что, впрочем, не закрывает иностранцам дорогу к профессиональной военной службе в России. Вербоваться в армейские контрактники им официально разрешили более 10 лет назад. Однако эту норму необходимо было "провести" еще и по целому ряду межведомственных актов, которые подписывают не министры-силовики, а президент страны. В том числе в Положении о порядке прохождения военной службы. Что и сделал глава государства.

Помимо формальной корректировки документ зафиксировал и некоторые юридические новации. В частности, по новым правилам иностранные граждане, зарегистрированные за пределами России и изъявившие желание профессионально служить в нашем армейском строю, должны подать соответствующее заявление в военный комиссариат или в воинскую часть по месту жительства.

Другое нововведение касается возможного участия иностранцев в боевых действиях. В Положении сказано, что такие служивые будут выполнять задачи в условиях военного положения и вооруженных конфликтов "в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ и законодательством РФ".

А вот принципиальных изменений в "вербовочном" процессе иностранцев указ президента не содержит. Как и прежде, на профессиональную военную службу в Российской армии смогут устроиться граждане других стран в возрасте от 18 до 30 лет, владеющие русским языком и официально находящиеся на территории нашей страны. Первый контракт они подписывают на пять лет.

В отличие от наших призывников и солдат-профи, люди без паспорта РФ не принимают военную присягу. Вместо этого они подписывают обязательство добросовестно выполнять служебный долг.

В новой редакции Положения сказано, что гражданам других стран, находящимся под следствием, отбывающим наказание, имеющим неснятую или непогашенную судимость, однозначно закрыт путь в российские военные профи.

В документе появились и некоторые правовые новации, касающиеся контрактной службы россиян. Так, с военными, достигшими пенсионного возраста, но желающими остаться в армейском и флотском строю, может быть заключен контракт на продление службы на 12 месяцев, три года, пять, десять лет.

Правда, такая возможность ограничена не только целесообразностью дальнейшего пребывания человека в армии (ее определят командиры и начальники), но и воинским званием кандидата на продление. В самом привилегированном положении оказались маршалы РФ, генералы армии, адмиралы флота, генерал-полковники и адмиралы. Им служить разрешили максимум до 70 лет, другим профи - до 65.

Одним из основных направлений государственной политики Российской Федерации по военному строительству до 2010 года явля­ется совершенствование системы подготовки мобилизационных ре­сурсов и комплектования ВС РФ, других войск, воинских формирова­ний и органов.

На протяжении веков в России система комплектования армии базировалась на традиционном восприятии воинской обязанности как особой нравственной нормы, а призыва на военную службу - как свя­щенной обязанности перед Отечеством.

Однако за последнее десятилетие ряд факторов, в том числе по­литических, идеологических, демографических, экономических и со­циальных, оказал негативное воздействие на состояние системы ком­плектования ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов, резко сократив возможность призыва граждан на военную службу в объеме, обеспечивающем потребности обороны и безопасности стра­ны.

Конституция РФ определяет, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности нарав­не с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным за­коном или международным договором.

Как следует из ФЗ «О системе государственной службы в Рос­сийской Федерации», в РФ в соответствии с федеральным законом предусматривается поступление иностранных граждан на военную службу по контракту и прохождение ими военной службы.

В ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» содержится положение о том, что прохождение военной службы осуществляется:

Гражданами - по призыву и в добровольном порядке (по кон­тракту);

Иностранными гражданами - по контракту на воинских долж­ностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в ВС РФ, других войсках, воинских формированиях и органах.

Таким образом, поскольку законодательство РФ указывает на то, что доступ к военной службе, которая является видом государст­венной службы, имеют не только граждане РФ, но и иностранные граждане, постольку гражданство РФ не является препятствием для занятия иностранными гражданами отдельных воинских должностей в ВС РФ, других войсках, воинских формированиях и органах.

Гражданство как обязательное условие для прохождения воен­ной службы существовало не всегда и не во всех армиях. В Римском государстве в императорский период армия наряду с римскими граж­данами комплектовалась иностранцами. Во Франции в XI в. существо­вали наемные дружины, укомплектованные швейцарцами, шотланд­цами и лицами других национальностей. Наем иностранцев был раз­вит в средние века в Италии.

При Петре I и в более поздние времена в России широко при­менялась служба в армии иностранцев, но постепенно нужда в них отпала, и с 1890 года иностранцы перестали допускаться на военную службу. Окончательно военная служба была вменена в обязанность «каждого русского подданного» ст. 1 Устава о воинской повинности 1874 года, действовавшего вплоть до революции 1917 года. Профессор А.М. Добровольский указывал: «Совершенно иной характер отноше­ний к государству иностранцев: связь их с государством чисто факти­ческая и по общему правилу они никакими политическими правами, в том числе и правом на службу государственную, не пользуются. Ос­вобождение от воинской повинности людей, не связанных с государ­ством никакими кровными национальными узами, является не только понятным, но и разумно необходимым».

В то же время в отдельных случаях допускалось принятие на военную службу иностранцев. «В случае желания иностранцев посту­пить на военную службу нижними чинами, начальники дивизий и ли­ца равной власти, по получении прошений, не разрешая сами зачисле­ния на службу, обязаны входить с представлением в главный штаб, прилагая подлинные документы о происхождении и образовании про­сящихся на службу». Иностранным офицерам разрешалось поступать на военную службу по особому Высочайшему разрешению.

Таким образом, законодательство Российской Империи разре­шало иностранцам военную службу в виде исключения.

В период Гражданской войны 1918-1922 гг. на службу в Крас­ную Армию по желанию допускались иностранцы-трудящиеся. Пер­воначально это регулировалось приказами Реввоенсовета Республики, а впоследствии было закреплено в Законе об обязательной военной службе 1922 года, в котором отмечалось: «Добровольцами могут при­ниматься также и иностранные граждане, выразившие желание слу­жить в русских войсках и принимать участие в защите завоеваний русской революции». В соответствии с приказом Реввоенсовета Рес­публики 1922 года № 940 в качестве добровольцев на советскую воен­ную службу принимались в то время лишь солидарные с советской властью иностранцы-трудящиеся, представившие политические реко­мендации от партийных организаций или ответственных партийных работников. С переходом на мирное положение иностранцы фактиче­ски уже не принимались в Советскую Армию.

Указанные исторические этапы свидетельствуют, что в Россий­ской Империи и в Советском государстве на военной службе в добро­вольном порядке иностранные граждане использовались в периоды становления военной организации государства.

После распада СССР в переходный период государства - участ­ники Содружества Независимых Государств (СНГ) взяли на себя обя­зательство стремиться осуществлять согласованные мероприятия, на­правленные на обеспечение единообразного порядка призыва, ком­плектования и прохождения военной службы военнослужащими Объ­единенных Вооруженных Сил СНГ. Соглашение о принципах ком­плектования Объединенных Вооруженных Сил СНГ и прохождения в них военной службы (Киев, 20 марта 1992 года) в ст. 3 предусматри­вало, что «.государства - участники Содружества не препятствуют гражданам проходить военную службу в Объединенных Вооруженных Силах Содружества и вооруженных силах государств - участников Содружества на добровольной основе или по контракту».

Соглашение о принципах комплектования Пограничных войск Содружества и прохождения в них военной службы (Ташкент, 15 мая 1992 года) также подчеркивало, что государства - участники Содру­жества не препятствуют гражданам проходить военную службу в По­граничных войсках Содружества и в собственных Пограничных вой­сках государств на добровольной основе или по контракту.

На основании указанной правовой базы были заключены:

Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Армения о порядке комплектования и прохождения военной службы гражданами Республики Армения в Пограничных войсках РФ, нахо­дящихся на территории Республики Армения (Ереван, 15 марта 1994 года);

Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о порядке комплектования и прохождения военной службы гражданами Республики Таджикистан в Пограничных войсках РФ, находящихся на территории Республики Таджикистан (Душанбе, 30 марта 1994 года);

Соглашение между Российской Федерацией и Кыргызской Республикой о порядке комплектования и прохождения военной службы гражданами Кыргызской Республики в Пограничных войсках РФ, находящихся на территории Кыргызской Республики (Бишкек, 1 апреля 1994 года), которые предусматривали, что комплектование По­граничных войск РФ, находящихся на территории суверенных госу­дарств, производится в добровольном порядке - по контракту и по призыву, в том числе гражданами этих государств.

Цели участия граждан одного государства в комплектовании вооруженных сил и пограничных войск другого государства наглядно зафиксированы в межгосударственных соглашениях. Например, в Со­глашении между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о правовом статусе Пограничных войск РФ, находящихся на террито­рии Республики Таджикистан (Москва, 25 мая 1993 года) отмечается, что Республика Таджикистан в интересах обеспечения собственной безопасности, безопасности РФ и коллективной безопасности госу­дарств - участников СНГ на переходный период, до завершения про­цесса формирования собственных пограничных войск, делегирует во­просы охраны государственной границы с Афганистаном и Китаем в пределах своей территории Пограничным войскам РФ.

Порядок прохождения военной службы гражданами Армении, Таджикистана, Кыргызской Республики, поступившими на военную службу по контракту и по призыву в Пограничные войска РФ, нахо­дящиеся на территории этих государств, определялся законодательст­вом РФ, другими нормативными актами, регулирующими деятель­ность Пограничных войск РФ, при этом они имели равные с военно­служащими РФ права и обязанности.

Граждане указанных государств принимали присягу собствен­ному государству и обязательство перед РФ следующего содержания, например: «Я, гражданин Кыргызской Республики (фамилия, имя, отчество), добровольно поступая на военную службу в Пограничные войска Российской Федерации, охраняющие Государственную грани­цу Кыргызской Республики, обязуюсь в период прохождения военной службы соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации, строго выполнять требования уставов, приказы командиров и началь­ников».

Таким образом, межгосударственные соглашения между рес­публиками, входившими в состав бывшего СССР, в переходный пери­од стали правовой основой для привлечения граждан одного государ­ства в войска другого государства в интересах коллективной и собст­венной безопасности этих государств.

Ценность государства заключается в его независимости, суве­ренитете, государственной и территориальной целостности, предот­вращении военной агрессии, обеспечении условий для мирного, демо­кратического развития. Поскольку государство выступает в качестве объекта, обладающего определенной ценностью, постольку к его со­хранению проявляется интерес со стороны граждан своего государст­ва. Гражданство - это устойчивая правовая связь лица с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

Согласно Конституции РФ Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. Эту задачу вы­полняют, в том числе, и Вооруженные Силы.

Вооруженные Силы есть порождение того общества, которому они служат, отражая при этом его социальные, политические и техно­логические основы. Вооруженные Силы не зеркальное отражение на­ции, но их организация, предназначение, отношение и поведение обу­словливаются содержащим их государством.

Общие характеристики военной службы и военной профессии - военнослужащего определяются понятием «государство». К этим формообразующим факторам относятся роль и предназначение воен­ной профессии, природа государства и политической системы, кото­рым служит военная профессия, и отношение гражданского общества к военнослужащим. Каждый из этих компонентов оказывает воздейст­вие на природу военной профессии.

Во-первых, невзирая на различие взглядов на современную во­енную профессию, первичное предназначение военной профессии ос­тается тем же, что и на протяжении всей новейшей истории: обеспечи­вать военную безопасность государства, побеждать в войнах. В более научных терминах предназначение военной профессии - организован­ное применение военной силы в интересах своего государства.

Военная безопасность России неразрывно связана с обеспече­нием независимости, государственной и территориальной целостно­сти, суверенитета РФ, ее обеспечение является важнейшей задачей и функцией государства и его военной организации.

Насколько эти цен­ности могут быть обеспечены военнослужащими-иностранцами, на­сколько интересны эти ценности для них?

Согласно Конституции РФ Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории, сущность кото­рых заключается в следующем:

а) целостность территории означает ее нераздельность, единст­во;

б) под неприкосновенностью территории понимается защита от посягательства со стороны другого государства или каких-либо поли­тических сил.

Российский юрист А. Эртель в конце XIX в. писал: «Каждый народ дорожит своею национальностью, как плодом своего историче­ского развития. Сохранение ее неприкосновенности составляет одно из важнейших благ его».

Положение о целостности и неприкосновенности территории РФ вытекает из территориального верховенства РФ. Как отмечается в юридической литературе: «Вопреки распространенному мнению, нор­ма об обеспечении РФ целостности и неприкосновенности своей тер­ритории посвящена не только внешнеполитическому, межгосударст­венному, но и внутриполитическому аспекту суверенитета РФ».

Понятие «суверенитет» наиболее емко сформулировано И.Д. Левиным в 1948 году. Он справедливо подчеркивает, что суверенитет есть состояние полновластия государства на своей территории и его независимости от других государств.

Как мы видим, основу понятий неприкосновенности, государ­ственной и территориальной целостности, суверенитета Российской Федерации составляет устойчивая правовая связь граждан со своим государством.

Вместе с тем, в ФЗ «О статусе военнослужащих» сформулиро­ваны общие обязанности военнослужащих, в том числе военно- служащих-иностранцев:

Защита государственного суверенитета и территориальной це­лостности РФ;

Обеспечение безопасности государства;

Отражение вооруженного нападения;

Выполнение задач в соответствии с международными обяза­тельствами РФ.

Все эти задачи составляют существо воинского долга, который иностранцы обязуются достойно исполнять.

С внесением изменений в законодательные акты, допускающих возможность принятия иностранцев на военную службу по контракту, теряется четкая правовая связь защиты гражданами РФ своего Отече­ства. Военнослужащие-иностранцы должны быть верными данному обязательству беззаветно служить народу РФ, мужественно и умело защищать РФ. Таким образом, для военнослужащих-иностранцев го­сударственный суверенитет и территориальная целостность РФ, обес­печение безопасности РФ должны стать ценностями, которые они го­товы и способны защищать, в том числе с риском для жизни.

Во-вторых, военная профессия связана с политической систе­мой, в рамках которой она развилась и которой должна служить. Ха­рактер государства определяет характер военной профессии и военной системы в целом. Социалистическому государству соответствовали массовые Вооруженные Силы, комплектуемые на основе всеобщей воинской обязанности. Вооруженные силы развитых государств осно­ваны на других принципах, среди которых одним из главных выступа­ет принцип профессионализации военной службы.

В современном законодательстве отмечается, что необходи­мость профессионализации военной службы в РФ обусловлена тем, что в сложившихся политических, экономических и демографических условиях необходимо совершенствовать систему комплектования ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов путем первооче­редного перехода к комплектованию военнослужащими, проходящи­ми военную службу по контракту, воинских должностей, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами, в со­единениях и воинских частях постоянной готовности ВС РФ, воин­ских частях пограничных войск ФСБ и внутренних войск МВД РФ. Развитие средств, форм и способов вооруженной борьбы выдвигает новые требования к профессиональной подготовке военнослужащих. Внедрение передовых информационных технологий в основные зве­нья боевого управления, вооружение и военную технику, необходи­мость существенного увеличения боевого потенциала как воинских подразделений, так и каждого военнослужащего в условиях ресурсных ограничений неизбежно ставит вопрос о профессионализации военной службы.

Именно на воинских должностях, подлежащих замещению сол­датами, матросами, сержантами и старшинами, должны проходить военную службу по контракту иностранные граждане. При привлече­нии на военную службу по контракту иностранных граждан речь идет о профессионалах, которые должны владеть государственным языком РФ, а также соответствовать медицинским и профессионально­психологическим требованиям военной службы к конкретным военно­учетным специальностям.

Таким образом, речь идет о привлечении на военную службу по контракту военнослужащих-иностранцев, которые должны отвечать требованиям военных профессионалов.

В-третьих, заключение контракта о прохождении военной службы иностранными гражданами имеет свои особенности. Контракт о прохождении военной службы вправе заключать иностранные граж­дане, законно находящиеся на территории РФ.

Первый контракт о прохождении военной службы вправе за­ключать иностранные граждане в возрасте от 18 до 30 лет. Срок первого контракта - пять лет.

По истечении срока первого контракта военнослужащие, яв­ляющиеся иностранными гражданами, увольняются с военной службы по основаниям и в порядке, которые определяются ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и Положением о порядке прохожде­ния военной службы.

Иностранные граждане, как и граждане РФ, проходящие воен­ную службу, подлежат обязательной государственной дактило­скопической регистрации в соответствии с законодательством РФ.

Военнослужащий, являющийся иностранным гражданином, впервые поступивший на военную службу в РФ, вместо приведения к Военной присяге дает обязательство.

Поступая на военную службу по контракту, иностранный гражданин обязуется:

Строго соблюдать Конституцию РФ и законы РФ, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы команди­ров;

Дорожить воинской честью, боевой славой и войсковым това­риществом;

Совершенствовать воинское мастерство, содержать в постоян­ной готовности к применению вооружение и военную технику, беречь военное имущество;

Быть дисциплинированным, бдительным, хранить государст­венную и военную тайну;

Соблюдать общепризнанные принципы и нормы международ­ного права и международные договоры РФ.

При этом военнослужащие, являющиеся иностранными граж­данами, участвуют в выполнении задач в условиях военного положе­ния, а также в условиях вооруженных конфликтов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами и законодательством РФ.

Указанным обязанностям военнослужащих-иностранцев кор­респондируются их права, которые гарантирует РФ. Особенность реализации прав военнослужащих-иностранцев заключается в том, что:

Иностранные граждане, въехавшие в РФ и обратившиеся с за­явлением о приеме на военную службу по контракту, регистрируются в порядке, определяемом Правительством РФ. При этом военнослу­жащие - иностранные граждане регистрируются по адресам воинских частей. Учет иностранных граждан, поступающих на военную службу по контракту и проходящих военную службу, осуществляется в по­рядке, определяемом Правительством РФ;

Военнослужащим - иностранным гражданам гарантируются: защита свободы, чести и достоинства; свобода совести и вероиспове­дания; право на труд; право на отдых; право на денежное и иные виды довольствия, денежные надбавки и компенсации; право на медицин­ское обеспечение; право на страховые гарантии; право на компенса­цию проезда на транспорте; право на пенсионное обеспечение;

Реализация жилищных прав военнослужащих - иностранных граждан также имеет особенности. Указанные военнослужащие раз­мещаются на весь срок военной службы в общежитиях в воинских частях (военных городках);

Военнослужащие - иностранные граждане не имеют права на обучение в военных образовательных учреждениях профессионально­го образования (в том числе на получение послевузовского образова­ния) и на курсах (факультетах) подготовки, переподготовки и повы­шения профессиональной квалификации военнослужащих, а также в год увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, истечении срока военной службы или по состоянию здоровья не имеют права пройти профес­сиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей без взимания с них платы за обучение и с сохранением обеспечения всеми видами довольствия;

Военнослужащим - иностранным гражданам не гарантируется предоставление прав при увольнении с военной службы аналогичных правам военнослужащих - граждан РФ, предусмотренных ФЗ «О ста­тусе военнослужащих».

Наряду с наличием прав и исполнением обязанностей военно­служащие - иностранные граждане несут установленную законо­дательством юридическую ответственность. Ответственность военнослужащих - иностранных граждан имеет особенности в приме­нении к ним норм, прежде всего, уголовного законодательства РФ. Так, в силу возложенных на них обязанностей военнослужащие - ино­странные граждане должны хранить государственную и военную тай­ну РФ. Вместе с тем за государственную измену их нельзя привлечь к уголовной ответственности, потому что в соответствии с Уголовным кодексом РФ государственная измена - это шпионаж, выдача госу­дарственной тайны либо иное оказание помощи иностранному госу­дарству, иностранной организации или их представителям в проведе­нии враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности РФ, со­вершенные гражданином РФ.

За передачу, а равно собирание, похищение или хранение в це­лях передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, а также передачу или собирание по заданию иностранной раз­ведки иных сведений для использования их в ущерб внешней безопас­ности РФ иностранный гражданин подлежит ответственности по ста­тье Уголовного кодекса РФ «Шпионаж».

Контрольные вопросы:

1. Доложите понятие военной службы.

2. Доложите, что такое военно-служебные отношения и каковы условия их возникновения?

3. Доложите основные функции (задачи) военной службы.

4. Доложите сущность основных отличительных принципов прохождения военной службы в РФ.

5. Доложите особенности заключения контракта на военную службу с иностранными гражданами.

6. Доложите, каковы особенности прохождения военной служ­бы иностранными гражданами в РФ?

7. Доложите отличия в реализации прав и свобод военнослужа­щих - иностранных граждан.

8. Доложите особенности привлечения военнослужащих - ино­странных граждан к уголовной ответственности за государственную измену РФ.