Как и где применяются пожарные катера. Пожарное судно. Многоцелевой поисково-спасательный катер Мангуст

Классификационные общества осуществляют государственный надзор за постройкой, эксплуатацией и ремонтом пожарных судов.

Согласно предъявляемым требованиям, пожарное судно должно обладать определенными мореходными, эксплуатационными и тактическими качествами.

Мореходные качества характеризуют способность судна плавать при определенных условиях. К мореходным качествам относят: плавучесть, остойчивость, непотопляемость, ходкость, период качки, управляемость. К эксплуатационным качествам относятся: грузоподъемность и автономность.

Плавучесть - способность плавать при определенном положении относительно поверхности воды, неся все предназначенные по его роду службы грузы, и иметь при этом заданное погружение (осадку).

Во время эксплуатации судно по тем или иным причинам может получить пробоину, через которую внутрь корпуса будет поступать вода. Поэтому, наряду с водоизмещением судна, важно знать запас его плавучести, т.е. количество груза, которое может быть принято на судно, чтобы оно не затонуло. Подобно тому как мерой плавучести судна является объем, ограниченный его подводной поверхностью, запас плавучести измеряется объемом надводной части судна, причем сюда относят только те отсеки, водонепроницаемость которых обеспечена.

Остойчивость - способность судна сохранять свое положение равновесия и вновь возвращаться к нему после того, как прекратится действие внешних сил, вызвавших изменение положения судна (например, порыв ветра, удар волны).

Непотопляемость - способность судна оставаться на плаву после затопления части отсеков, сохраняя при этом остойчивость и частично другие мореходные качества. Она обеспечивается запасом плавучести, который равен внутреннему объему надводной части корпуса, имеющего водонепроницаемые закрытия.

Пробоины в корпусе выше ватерлинии, а также открытые иллюминаторы в надводной части снижают запас плывучести, т.к. водонепроницаемый надводный объем уменьшается до нижней кромки этих отверстий.

Место стоянки пожарного поезда на строящейся или реконструируемой станции должно предусматриваться в проекте, а на действующей - определяться комиссией. Комиссия назначается приказом начальника отделения дороги, в состав которой входят специалисты локомотивного хозяйства, перевозок, движения, пути водо- и электроснабжения, связи и военизированной охраны.

Место стоянки пожарного поезда обычно располагается на путях с двусторонним


выходом, вблизи расположения пожароопасных объектов станции. В тех случаях, когда пожарный поезд входит в состав стрелково-пожарной (пожарной) команды, его место стоянки должно находиться на расстоянии не более 500 метров от указанного подразделения.

Существует также ряд жестких требований по оборудованию места стоянки пожарного поезда развитыми коммуникациями и инфраструктурой. В частности, место стоянки должно быть оснащено стационарными бытовыми помещениями: для хранения топлива и горюче-смазочных материалов, мастерской для обслуживания и ремонта пожарного оборудования, камерой дымоокуривания для тренировок звеньев ГДЗС, туалетом и другими бытовыми помещениями. Вблизи поезда должны находиться: водопровод с пожарным гидрантом, линия электроснабжения напряжением 220 или 380 вольт и линия телефонной связи.

Постановка другою подвижного состава на путь стоянки пожарного поезда не допускается.

Другие бытовые помещения предусмотрены типовым проектом, утвержденным МПС для конкретного пожарного поезда.

Водопровод, гидранты и другое оборудование системы водоснабжения состоят на балансе отделения железной дороги.

Передислокация пожарного поезда из одного пункта в другой производится :

в пределах дороги - по указанию начальника железной дороги после согласования с Управлением военизированной охраны МПС;

в пределах нескольких дорог - по указанию МПС России.


Несение службы на пожарном поезде

Вопросы организации и несения пожарной службы, проведения пожарно-профилактической работы, обязанности должных лиц на пожарном поезде определяются «Наставлением по организации службы в пожарных подразделениях военизированной охраны Министерства путей сообщения (МПС)» и «Наставлением но организации и проведении пожарно-профилактической работы на железнодорожном транспорте».

Непосредственное руководство деятельностью пожарного поезда осуществляется отрядом и службой военизированной охраны железной дороги.

За постоянную боевую готовность пожарного поезда, профессиональную подготовку личного состава и правильную организацию пожарной службы несут ответственность - начальник пожарного поезда, (начальник стрелково-пожарной команды, его заместитель по пожарно-технической части) и начальник дежурного караула; за оснащение пожарного поезда в соответствии с табелем - начальник отряда, начальник службы военизированной охраны дорога.

В целом, пожарный поезд имеет структуру организации отрядной пожарной части. Здесь также на несении круглосуточной четырехсменной службы назначается четыре караула. Боевой расчет каждого из них насчитывает 6-8 человек (приложение 4). При выезде на тушение он может пополняться за счет:

личного состава военизированной охраны, несущего службу на постах, объектах и в парке станции, на которой дислоцируется пожарный поезд;

свободных от дежурства работников пожарного поезда, проживающих вблизи его стоянки, а также за счет членов добровольных пожарных дружин (ДПД), подготовленных для включения в боевые расчеты.

До постановки пожарного поезда на место стоянки постоянной дислокации оставлять его без локомотива запрещается.

За своевременное отправление, беспрепятственное проследование пожарного поезда к месту пожара, происшествия и возвращение его на место постоянной стоянки несут ответственность:

в пределах отделения железной дороги - дежурный по отделению:

в пределах железной дорог и - старший дорожный диспетчер оперативно-распорядительного отряда службы перевозок.

При необходимости оказания помощи в тушении пожара на соседней железной дороге пожарные поезда высылаются по получению заявки от дороги, на которой возник пожар, с последующим сообщением в Управление военизированной охраны МПС.

При получении сообщения о сходе с рельсов вагонов с опасными грузами, пожарный поезд высылается вместе с восстановительным поездом для оказания помощи в обеспечении пожарной безопасности при проведении восстановительных работ.

Пожарный поезд сопровождается к месту происшествия представителем железной дороги, которой он принадлежит. Этот представитель является ответственным за безопасность движения пожарного поезда.

Все передвижения пожарного поезда от момента взятия его с постоянного места стоянки и до возвращения на место дислокации производится только по согласованию с начальником пожарного поезда (начальником караула).

Расходы по высылке пожарного поезда производятся за счет стороны, затребовавшей его.

Техническая характеристика пожарных поездов

Пожарные поезда универсальный, первой и второй категории состоят из 5, 4 и 3 вагонов соответственно - табл. (2).

* Примечание: вагон-гараж может быть заменен транспортной системой комбинированного пожаротушения.

Схема формирования пожарного поезда НИН может быть различной. В сцепке вагонов возможно присутствие цистерн емкостью 50 и 25 м 3 . Однако вагон-гараж всегда остается крайним в составе для обеспечения скорейшего боевого развертывания пожарного автомобиля.


Пожарный поезд первой категории по своей технической оснащенности практически не уступает универсальному пожарному поезду, поэтому ниже будут приведены данные по пожарным поездам и второй категорий.



ПРИМЕЧАНИЯ: противогазы должны храниться в шкафах, оборудованных гнездами. Гнезда обеспечиваются табличками с указанием на них номера противогаза и фамилии лица, за которым закреплен противогаз. Хранящиеся противогазы должны быть подготовлены к работе.

Номер необходимого инструмента для проверки противогаза и контрольные приборы определяются в зависимости от типов противогазов , имеющихся в пожарном поезде.

Пожарный поезд, оснащенный аппаратами сжатого воздуха, укомплектовывается
компрессором для зарядки баллонов.

В аптечках должен быть необходимый набор медикаментов. Одна из аптечек является неприкосновенной и без особой надобности не расходуется.

Пополнение аптечек производится отрядами военизированной охраны через лечебно- профилактические учреждения.

Вода в питьевом бачке должна быть кипяченой. Смена воды и промывка бачка производится ежедневно.

Личному составу, участвующему в тушении пожара, спецодежда выдается дополнительно согласно утвержденных норм (Приказ МПС № 38 Ц от 29.12.90 г).

Спецодежда личного состава (плащи, куртки, комбинезоны, брюки, телогрейки) после работы на пожаре очищается, а в необходимых случаях промывается и сушится.

В холодных климатических районах караулы пожарных поездов обеспечиваются дополнительно полушубками, валенками согласно норм, определенных для стрелково- пожарных команд, а также в пожарном поезде создается резерв теплой одежды для начальствующего состава отряда (службы) военизированной охраны железной дороги.






ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №9

Базовые транспортные средства, их силовые агрегаты. Порядок разработки и сертификации пожарной

техники
Цель работы: Изучить системы и механизмы пожарных автомобилей и ДВС.
Системы и механизмы ПА и ДВС

Автомобиль состоит из трех основных частей: двигателя, шасси и кузова.

Двигатель – машина, преобразующая какой либо вид энергии в механическую работу. На автомобиле двигатель преобразует тепловую энергию, выделяющуюся в процессе сгорания топлива, в механическую работу.

Шасси состоит из механизмов, предназначенных для:

а) передачи крутящего момента от двигателя на ведущие колеса автомобиля.

б) передвижения автомобиля.

в) управления им.

К шасси относятся: трансмиссия, ходовая часть и механизмы управления.

Трансмиссия служит для передачи крутящего момента от двигателя на ведущие колеса автомобиля и состоит из сцепления, коробки передач, карданной передачи, главной передачи, дифференциала и полуосей.

Сцепление расположено между двигателем и коробкой передач и служит для кратковременного их разобщения и плавного соединения.

Коробка передач служит для изменения крутящего момента, передаваемого от коленчатого вала двигателя к карданному валу, для движения автомобиля задним ходом и для длительного разобщения двигателя и трансмиссии.

Карданная передача служит для передачи крутящего момента от коробки передач к главной передаче под изменяющимся углом.

Главная передача служит для увеличения крутящего момента на ведущих колесах и передачи его под прямым углом от карданной передачи через дифференциал к полуосям.

Дифференциал обеспечивает вращение ведущих колес с различной скоростью , что необходимо при поворотах и движении автомобиля по неровной дороге. Полуоси приводят во вращение ведущие колеса.

Ходовая часть состоит из рамы, передней и задней осей, рессор, амортизаторов и колес с пневматическими шинами. В безрамных автомобилях агрегаты крепятся к кузову.

Механизмы управления состоят из рулевого управления и тормозов. Рулевое управление служит для изменения направления движения автомобиля путем поворота передних колес, а тормоза – для замедления движения автомобиля и полной его остановки.

Автомобили делятся на пассажирские, грузовые и специальные.

К пассажирским относятся: легковые, микроавтобусы (до 8 мест) и автобусы.

К грузовым – грузовые автомобили с грузовой платформой и легковые автомобили оборудованные для перевозки грузов(масса более 3.5 т).

К специальным – автомобили оборудованные для определенных видов работ:

Пожарные

Скорая помощь

Автомобили, применяемые в ГПС создаются на шассе грузовых автомобилей. На шассе этих автомобилей устанавливаются 4-х тактные карбюраторные ДВС или дизельные двигатели.

Поршневой ДВС представляет собой совокупность механизмов и систем:

кривошипно-шатунного механизма и механизмов газораспределения и передач;

системы питания,

системы смазки;

система охлаждения;

система зажигания;

система запуска.
Система питания состоит из топливного бака, топливопровода, фильтра топливного, топливного насоса, карбюратора (инжектора, топливный насос высокого давления плунжерного типа).
Система смазки состоит из масляного картера, масляный насос (шестеренчатого типа), масляной фильтр. Главная масляная магистраль и масло подающие каналы.
Система охлаждения состоит из рубашки охлаждения, радиатора, водяной помпы (ц\б), расширительный бачек, термостат и охлаждающей жидкости.

Пожарные корабли (суда) предназначены для тушения пожаров на объектах, расположенных на море и прибрежных полосах, а также для проведения спасательных и профилактических работ на морских нефтегазодобывающих и других объектах. Они доставляют к месту пожара боевые расчеты, пожарно-техническое вооружение и огнетушащие вещества и подают забортную воду в очаги горения. Наличие на кораблях запаса пенообразователя позволяет тушить горящие нефтепродукты. Они могут также использоваться для буксировки горящих судов и вести спасание тонущих людей.

Пожарные корабли могут быть мореходные, базовые и речные. К пожарным судам относятся и пожарные катера. При небольших размерах корпуса и осадки они имеют повышенную скорость по сравнению с пожарными судами.

Пожарный корабль должен обладать рядом специфических свойств, прежде всего, навигационными качествами. К ним относятся:

Остойчивость – способность судна противостоять внешним силам, нарушающим его равновесие, и возвращаться в исходное положение после прекращения действия этих сил.

Непотопляемость – способность судна оставаться на плаву и сохранять остойчивость после заполнения одного или нескольких отсеков.

Ходность – способность судна развивать заданную скорость при минимальной мощности главного двигателя.

Управляемость – способность судна двигаться по заданному курсу и быстро реагировать на изменение положения органа управления.

Автономность – это продолжительность плавания корабля без пополнения эксплуатационными материалами, провизией и водой.

Пожарные корабли должны быть гладкопалубными. Иметь прочный стальной корпус и оконечности с плавными очертаниями носовой части.

Повышенная маневренность корабля обеспечивается двухвальными ходовыми машинами, иногда – установкой специальных водометов, а также подруливающих устройств.

По периметру пожарного корабля создаются водяные завесы для защиты его от теплового воздействия при тушении горящих объектов.

Пожарные корабли относятся к вспомогательным судам специального назначения. Они должны соответствовать требованиям Регистра страны. Он является органом государственного контроля, который рассматривает и согласовывает проекты судов, наблюдает за их постройкой, ремонтом и осуществляет контроль их технического состояния.

Пожарные корабли имеют общие элементы: корпус с надстройкой, иловую установку, пожарные насосы, водопенные коммуникации, системы орошения.

Корпус – это водонепроницаемая оболочка, усиленная внутри системой балок и специальных элементов: шпангоутов, бимсов, полубимсов и др., расположенных в продольном и поперечном направлениях. В совокупности – это корпус, разделенный на водонепроницаемые отсеки.

Надстройка служит для размещения служебно-бытовых помещений, кают, кают-компании, столовой. На ней расположена шлюпочная палуба и спарден (самая верхняя палуба) – это ходовой мостик. Рядом с ним устанавливается радионавигационное оборудование, штурманское помещение, радиорубка и т.д.

Судовая установка включает главные и вспомогательные энергетические установки. Главная энергетическая установка – установка, обеспечивающая кораблю движение, как правило, это дизели.

Для энергетических потребностей кораблей используются вспомогательные двигатели с генераторами переменного или постоянного тока .

Дизельные двигатели оборудуются двумя системами запуска – от аккумуляторных батарей и при помощи сжатого воздуха. Управление двигателями осуществляется как из машинного отделения, так и из ходовой рубки или центрального поста управления.

Пожарные насосы на кораблях центробежные, двухступенчатые. На кораблях устанавливают от 2 до 4 насосов.

Для привода насосов применяются отдельные двигатели. Допускается использование главных ходовых двигателей. В этом случае мощность к насосу подводится от коробки отбора мощности.

Все насосы устанавливаются ниже ватерлинии*. Этим обеспечивается быстрое заполнение насосов водой самотеком.

Насосами может подаваться вода в количестве до 1000 м 3 /ч при напоре до 100 м.

На пожарных кораблях имеется различное пожарно-техническое вооружение и устанавливается не менее двух лафетных стволов. Один из них устанавливается на верхней палубе, а второй в той оконечности, которой он отшвартовывается для боевой работы.

Продольный разрез пожарного корабля показан на рис. 16.27.


Рис. 16.27. Продольный разрез пожарного судна:

1 – лафетные стволы; 2 – монитор на подъемной мачте (башне); 3 – вьюшка для пожарных шлангов; 4 – камбуз; 5 - цепной ящик; 6 – кубрик команды; 7 – цистерна пресной воды; 8 – топливная цистерна; 9 – главный пожарный насос; 10 – главный дизель; 11 – главный генератор; 12 – гребной электродвигатель; 13 – распределительный щит; 14 – топливная цистерна; 15 – кормовая дифферентная цистерна

Наиболее совершенным можно назвать пожарный корабль «Генерал Гамидов». Некоторые его технические данные представлены в табл. 16.14.

Таблица 16.14

Корабль может использовать свою технику для тушения пожаров при волнении воды до 4 баллов.

Непотопляемость его гарантируется при заполнении водой даже одного любого отсека.

Автономность судна обеспечивается запасом топлива 77 т, с мертвым его запасом 6 т. На корабле имеется запас питьевой и котельной воды в количествах, равных 26 и 18 т, соответственно. Запас пенообразователя около 16 м 3 .

Корабль оснащен двумя главными двигателями типа 40 ДМ мощностью каждый по 1850 кВт. Запуск и управление ими производится из центрального поста или с постов у главных двигателей в машинном отделении.

На корабле имеются три генератора переменного тока напряжением 400 В. Два генератора мощностью 200 кВт работают от двигателей 7Д-12 и один, мощностью 100 кВт, – от двигателя типа 7Д-6С.

Средства пожаротушения на корабле достаточные для тушения пожаров водой и пеной кратностью 9 – 12. Четыре насоса ДПЖН-14 подают воду по 1000 м 3 /ч (277,7 л/с) и развивают напор 100 м.

Специальная противопожарная система обеспечивает тушение различных пожаров, в том числе горящих нефтепродуктов и электрооборудования. Подача пенообразователя во всасывающие магистрали насосов производится специальными дополнительными насосами. Подача пены в очаги горения осуществляется стационарными лафетными стволами с пенными насадками, переносными лафетными стволами с пенными насадками, переносными лафетными стволами и ручными стволами. На корабле установлена одна гидропушка с диаметром спрыска 95 – 110 мм, обеспечивающая подачу воды 1100 – 1400 м 3 /ч на расстояние 130 – 140 м.

Каждый из установленных лафетных стволов с диаметром спрыска
63 – 65 мм подает 300 – 530 м 3 /ч воды на расстояние 100 – 110 м.

На корабле имеется четыре лафетных ствола, обеспечивающих подачу пены средней кратности в пределах 4500 – 6000 м 3 /ч на дальность до 80 м.

Для распределения огнетушащих веществ по рукавным линиям на судне имеются три шестиклапанные колонки с клапанами ДУ-80 и 1 – 2 раздаточные клинкеты (запорные приспособления с клиновидными задвижками) с ДУ-150.

Для отгона горящей на воде пленки нефтепродуктов и предохранения судна от теплового воздействия на нем имеется специальная система отгона пленки и водяная завеса.

На судне оборудованы установки жидкостного пожаротушения СЖБ с емкостями 78 л для внутренних нужд и 40450 л для тушения пожаров на аварийных объектах.

Корабль укомплектован 8 переносными лафетными стволами, пенными стволами, 8 ГПС-200. Кроме того, на нем имеется три погружных электронасоса ЭСП 16/П, электроэжектор ВЭЖ-21 и другое оборудование.

Для спасания людей на палубе имеются: катер, шлюпки, надувные жилеты.

Для маневрирования и удержания корабля в районе пожара на нем имеется подруливающее устройство, а для грузовых операций на нем установлен электрокран грузоподъемностью 1 т.

Тушение пожаров на причальных сооружениях портов осуществляется подачей огнетушащих веществ по развертываемым рукавным линиям. Оно может осуществляться с любой оконечности корабля присоединением рукавов с диаметрами 150, 88 и 66 мм к переносным раздаточным колонкам.

Для оказания экстренной помощи плавсредствам и береговым объектам при пожаре возможно использование ряда пожарных судов. Их тактико-технические характеристики приведены в табл. 16.15.

Таблица 16.15

На рассматриваемых судах используются в основном пожарные насосы и пожарно-техническое вооружение, применяемое на пожарных автомобилях.

Пожарно-спасательный водометный катер КС-110-39 – глиссирующий речной стальной катер с водометным двигателем. Он предназначен для:

доставки к месту пожара боевого расчета, ПТВ, запаса ОВ и комплекта аварийно-спасательного оборудования;

подачи в очаг пожара воды из открытого водоема через стационарный лафетный ствол и ручные стволы;

подачи в очаг пожара воздушно-механической пены с забором пенообразователя из штатных пенобаков.

Катер предназначен для эксплуатации на реках разряда «Р» по классификации Российского Речного регистра, в том числе, с малыми глубинами, засоренным фарватером.

Катер по санитарным правилам отнесен к группе судов без проживания людей на борту.

Дальность плавания по топливу на свободном ходу до 300 км. Продолжительность непрерывной работы двигателя пожарного насоса не менее 6 часов.

Размещение оборудования на катере показано на рис.16.28. В пожарном отсеке 3 размещено пожарное оборудование. Оно состоит из стационарной водопенной установки и переносного пожарно-спасательного оборудования.

Рис.16.28. Пожарно-спасательный водопенный катер КС-110-39

1 – главный двигатель; 2 – топливные баки; 3 – пожарный отсек; 4 – двигатель пожарного насоса; 5 – пожарный насос; 6 – водозаборник; 7 – санблок; 8 – пульт управления; 9 – каюта; 10 – диван; 11 – рубка; 12 – стол-тумба с раковиной; 13 – шкаф; 14 – пенобак; 15 – трап в пожарный отсек; 16 – аварийно-спасательное оборудование; 17 – стволы, генераторы пенные; 18 – выхлопная система главного двигателя; 19 – реверс-рулевое устройство

Стационарная водопенная установка включает: пожарный насос НЦПН-100/100 МК (поз.5 на рис.16.28) с приводом от дизеля ЯМЗ-238НДУ (поз.4), водозаборник (поз.6), бак для ПО (поз.14) и другое оборудование.

Лафетный ствол ЛСД-С100/150У с дистанционным управлением установлен на крыше пожарного модуля. Рядом с ним находится патрубок для соединения с рукавными линиями, обеспечивающими подачу воды на берег. Внешняя магистраль обеспечивается ПНР различных диаметров, общей длиной до 800 м. На катере предусмотрена система водяной защиты по бортам.

На катере имеется контейнер для хранения мотопомпы МЦП-800/80.

Переносное пожарно-спасательное оборудование комплектуется по индивидуальному договору с заказчиком.

Судовой пожарный инвентарь включает: два кара, огнетушители, лом пожарный, топор пожарный и покрывало пожарное.

На катере предусмотрена система объемного пожаротушения.

На катере имеется ручная переносная лебедка с канатом, длиной 30 м. Она предназначена для снятия катера с мели.

Для обеспечения управления на катере предусмотрено радиооборудование.

Радиостанция «Гранит-2Р-24» работает на внешнюю антенну. Ее питание от судовой сети 24В осуществляется через блок питания СВЭ-24. Радиостанция устанавливается стационарно.

Носимая радиостанция «Гранит-2Р-44» заряжается от судовой сети 12В. Вторая радиостанция носимая УКВ – радиотелефонная станция с зарядкой от сети 24В постоянного тока.

Транспортировка катера (без демонтажа) осуществляется по железной дороге или автомобильным транспортом (автомашинами МАЗ или
КамАЗ).

Пожарные корабли (суда). Пожарные корабли (суда) предназначены для тушения пожаров на объектах, расположенных на море и прибрежных полосах, а также для проведения спасательных и профилактических работ на морских нефтегазодобывающих и других объектах. Они могут также использоваться для буксировки горящих судов и вести спасание тонущих людей.

К пожарным кораблямотносятся:мореходные, базовые и речные,
к пожарным судам – пожарные катера. При небольших размерах корпуса
и осадки они имеют повышенную скорость по сравнению с пожарными судами.

Пожарные корабли должны быть гладкопалубными. Иметь прочный стальной корпус и оконечности с плавными очертаниями носовой части.

Повышенная маневренность корабля обеспечивается двухвальными ходовыми машинами, иногда – установкой специальных водометов,
а также подруливающих устройств.

По периметру пожарного корабля создаются водяные завесы для
защиты его от теплового воздействия при тушении горящих объектов.

Пожарные корабли относятся к вспомогательным судам специального назначения. Они должны соответствовать требованиям Российского Речного регистра.

Пожарные корабли имеют общие элементы: корпус с надстройкой, пожарные насосы, водопенные коммуникации, системы орошения.

Корпус – это водонепроницаемая оболочка, усиленная внутри системой балок и специальных элементов: шпангоутов, бимсов, полубимсов
и др., расположенных в продольном и поперечном направлениях. В совокупности – это корпус, разделенный на водонепроницаемые отсеки.

Надстройка служит для размещения служебно-бытовых помещений, кают, кают-компании, столовой. На ней расположена шлюпочная
палуба и спарден (самая верхняя палуба) – это ходовой мостик. Рядом
с ним устанавливается радионавигационное оборудование, находятся штурманское помещение, радиорубка и т.д.

Судовая установка включает главные и вспомогательные энергетические установки. Главная энергетическая установка – установка, обеспечивающая кораблю движение, как правило, это дизели.

Для энергетических потребностей кораблей используются вспомогательные двигателис генераторами переменного или постоянного тока .

Пожарные насосы на кораблях центробежные, двухступенчатые. На кораблях устанавливают от 2 до 4 насосов.

Для привода насосов применяются отдельные двигатели. Допускается использование главных ходовых двигателей. В этом случае мощность
к насосу подводится от коробки отбора мощности.

Все насосы устанавливаются ниже ватерлинии (линия по борту,
до которой судно погружается в воду при осадке). Этим обеспечивается быстрое заполнение насосов водой самотеком.

Насосами может подаваться вода в количестве до 1000 м 3 /ч при
напоре до 100 м.


На пожарных кораблях имеется различное пожарно-техническое вооружение и устанавливается не менее двух лафетных стволов.

Продольный разрез пожарного корабля показан на рис. 12.48.

Уже пять лет на Москве-реке несет службу многоцелевой пожарно-спасательный корабль «Полковник Чернышев». Судно поистине уникальное, т.к. может выполнять самые разные задачи, как на воде, так и на суше. Этот корабль предназначен для тушения пожаров, спасения людей на воде. Осуществляет контроль за экологическим состоянием акватории. Вместе с пожарным и специальным спасательным оборудованием доставляет боевой расчет к месту чрезвычайной ситуации. Обеспечивает работу водолазной службы. При чрезвычайных ситуациях проводит работы по сбору нефтепродуктов на нефтесборное судно на реках, озерах, водохранилищах.

Давайте поближе познакомимся с этим интересным кораблем.

Корабль был построен в 2008 году на Средне-Невском судостроительном заводе Ленинградской области. Изначально носил имя «Атаман», но приказом Главного управления МЧС России по г.Москве и управления гражданской защиты Москвы от 29 марта 2010 года №135/70 в целях увековечения героического поступка полковника внутренней службы Чернышева Евгения Николаевича многоцелевому пожарно-спасательному кораблю присвоили имя «Полковник Чернышев».

02.

Длина корабря 31,5 м, ширина 6,09 м, осадка 1,5 м. Максимальная скорость хода 30 км/ч. Дальность плавания 1400 км. Автономность 3 суток. Экипаж 8 человек (+ есть возможность размещения спасенных людей).

03.

Система пожаротушения корабля: 4 автоматизированных насоса производительностью 86 л/сек каждый, 2 дистанционно управляемых стационарных ствола производительностью 60 л/сек типа «PYTHON» фирмы Ziegler (Германия), один дистанционно управляемый водно-пенный ствол производительностью 90 л/сек, система водораспыления и водяных завес, емкости для пенообразователя (общим объемом 4 кубометра), 4 пеногенератора «Пурга», передвижной пеногенератор «Пурга–0», 2 переносных лафетных ствола производительностью 20 л/сек.

04.

Также на корабле есть 4-х местная рабочая шлюпка с подвесным мотором, гидравлический кран–манипулятор грузоподъемностью 500 кг, роллы для постановки боновых заграждений, 100 м легких боновых заграждений, нефтесборное оборудование, оборудование для проведения дегазации и дезактивации, оборудование для обеспечения работы трех легких водолазов, включая компрессор для набивки баллонов ВВД.

05.

Благодаря тому, что у судна класс Речного Регистра О2,0 (лед 20), то оно работает круглый год. Зимой случается любопытное взаимодействие «Полковника Чернышева» с пожарными вертолетами. Например, пожарный вертолет не может своим водозаборником прорубить лед на Москве-реке и набрать воды. В такой ситуации помогает многоцелевой пожарно-спасательный корабль. «Полковник Чернышев» приходит в место забора, крошит лед, встает носом в берег и начинает винтами отгонять льдинки чтобы вода оставалась чистой. Теперь вертолет спокойно набирает воду и улетает сбрасывать её на очаг возгорания.

06.

На фотографии видно, как «Полковник Чернышев» включил управляемые стволы и систему водяных завес (тушит пожар и себя защищает). Одна такая струя бьет аж на 120 метров! А еще многоцелевой пожарно-спасательный корабль «Полковник Чернышев» способен на целый километр по рукавным линиям подавать воду необходимого давления на берег.

07.

А теперь проберемся на борт корабля!

08.

Осмотр начнем с носовой части.

09.

Бак корабля, управляемые стволы. Кстати, во время посещения многоцелевого пожарно-спасательного корабля «Полковник Чернышев», у него наблюдался небольшой крен на левый борт.

10.

В носовой части расположен небольшой салон отдыха.

11.

12.

13.

Внутренние коридоры корабля.

14.

15.

Корма корабля. Боновые заграждения.

16.

Поднимаемся на верхнюю палубу, рубка судна.

17.

Капитан Константин Артамонов.

18.

19.

20.

Пульт управления лафетными стволами.

21.

При выходе из ходовой рубки фотографирую закладную табличку и кренометр. Да, крен на левый борт есть.

22.

Посмотрим, что еще можно увидеть на верхней палубе за рубкой. Что это за таинственный белый контейнер на верхней палубе корабля, .

23.

И почему на контейнере наклейка «Мостурфлот»,