Как обрабатывать фотографии в лайтрум. Как обрабатывать фотографии в лайтруме и как хранить их

Adobe Lightroom - очень мощный инструмент, который сочетает в себе возможности каталогизации снимков со множеством приспособлений для редактирования и коррекции. Кроме этого, он включает в себя самый распространённый Raw-конвертер - Adobe Camera Raw, который позволит вам выжать максимум из кадров с камеры. Помимо каталога и конвертера, в Adobe Lightroom есть возможность публикации снимков на фотосайтах, в социальных сетях и фотостоках напрямую. Это делает процесс отбора и работы с фотографиями очень быстрым, простым и наглядным.

Мы хотим вас познакомить с основными инструментами, доступными в этом мощном редакторе.

Основные инструменты редактирования

На панели редактирования сверху находится гистограмма, которая позволяет наглядно оценить освещённость снимка. Под ней приводится информация о параметрах съёмки - ISO, фокусное расстояние, выдержка и диафрагма. А ниже расположены пиктограммы инструментов:

Кадрирование фотографии
Удаление мелких дефектов и пыли
Коррекция эффекта красных глаз
Линейный градиент
Круговой градиент
Корректирующая кисть

Кадрирование . При кадрировании можно в выпадающем меню выбрать формат результирующего кадра, а затем мышкой потянуть за границы сетки, наложенной на изображение.

Тут же доступна и «линейка» - инструмент выравнивания горизонта. При этом можно задавать значения и в градусах, и просто на изображении мышкой указать, какая линия должна быть горизонтальной.

Аналогично строится работа и с вертикалями. При этом Lightroom сам поймёт, вертикаль вы хотите выровнять или горизонталь по наименьшему отклонению.

Градиент . Этот инструмент позволяет применять воздействия на часть снимка, ограничив его прямоугольной областью.

Для работы с инструментом надо с помощью мыши кликнуть по той части изображения, воздействие на которую должно быть максимальным (в данном случае - верх снимка). Затем, не отпуская кнопку мыши, потянуть вниз и наложить градиент. При этом градиент будет выглядеть как плавный переход от 100% воздействия к 0%. А 50% плотности будут приходиться на середину, где находятся так называемая спина градиента и точка градиента.

Плечо градиента - это расстояние между 100% и 0%. Его можно менять, таким образом регулируя плавность перехода. Но сам градиент всегда будет накладываться от края кадра.

Более подробно эти и другие приёмы рассматриваются и описываются в курсе по базовой обработке фотографий в Fotoshkola.net .

Градиент можно вращать или перемещать, взявшись за точку градиента. Если же задержать на ней мышь на несколько секунд, то маска градиента подсветится красным, что позволит наглядно оценить область воздействия.

По умолчанию панель инструментов находится в свёрнутом состоянии. Регулировать можно только степень воздействия с помощью ползунка Amount. Чтобы развернуть панель и получить доступ ко всем настройкам, нужно нажать на стрелку справа вверху панели.

В градиенте можно регулировать те же самые параметры, которые доступны для регулировки всего изображения в блоке Basic - экспозицию, баланс белого, точки белого и чёрного.

Примерно вот так это может выглядеть.

Кадр без градиента

Параметры градиента, его местоположение, размер плеча можно менять в любой момент обработки. Также можно накладывать на изображение любое количество градиентов и комбинировать их между собой.

Круговой градиент . Его действие и поведение аналогичны линейному. Он также представляет из себя маску с плавным переходом от 100% воздействия выбранных фильтров к 0%.

Для регулировки плавности воздействия тут предназначен параметр Feather , расположенный в самом низу панели. Если поставить галочку Invert Selection , то область с 100% воздействием будет расположена внутри круга.

Вы много путешествуете и карта памяти фотоаппарата становится полной слишком быстро? Вам хочется выбирать лучшие снимки и удалять ненужные, не тратя на это много часов? Качество отснятого материала не всегда устраивает на сто процентов, а научиться пользоваться программой Фотошоп нет времени или желания?

Многие гуру фотографии считают, что программа обработки фотографий Photoshop – не единственная панацея, и в мире существует несколько гораздо более удобных и современных функционалов. А если на все заданные выше вопросы вы ответили утвердительно, попробуйте протестировать Lightroom.

Разберем по шагам как можно быстро обработать фотографии из отпуска в Лайтрум.

Импорт и отбор фотографий в Лайтрум

Импорт снимков в Lightroom удобен и прост – достаточно вставить карту памяти в компьютер. Причем, открытие каждого кадра происходит в собственном интерфейсе, а потому работа в Лайтрум с большим количеством отснятого материала становится удобной и понятной. Дальнейший алгоритм:

  • Удаление плохих фотографий на самом первом этапе позволяет эффективно использовать пространство на диске и время. На нижней панели с флажками нужно выбрать два левых, а на клавиатуре использовать клавишу X.

  • Оставшиеся фото в Лайтрум легко переименовывать в соответствии с выбранным шаблоном. Номера кадров следует проставлять в трехзначном виде, чтобы список их отражался корректно. Для получения диалогового окна переименования следует воспользоваться клавишей F2.

  • Выбранные и сохраненные кадры можно уже на этом этапе частично обработать. Например, добавить четкости, усилить второстепенные оттенки или воспользоваться шумоподавлением. Определив оптимальные параметры для вашей камеры самостоятельно, достаточно создать затем User Preset и, применив его на первый выбранный кадр, выделить весь сет и нажать клавишу Sync.

Выстраиваем композицию на фото в Лайтрум

Рекомендованное специалистами съемки, не всегда удается поймать навскидку во время фотоохоты. Животные или дети чаще всего не ждут, пока фотомастер наведет на них объектив, да и пейзажи имеют склонность заваливаться набок в видоискателе, а нежелательные граждане лезут в кадр со странными жестами и мимикой. Отсечь все лишнее помогает функция кадрирования в Лайтрум, вызываемая кнопкой R.

На панели кадрирования есть кнопка в виде замка, закрыв который вы предоставите системе соблюдать оригинальные пропорции кадра, а открыв – сможете резать его произвольно по собственному желанию:

  • «Заваленный» горизонт следует выправлять в любом случае, если он не был призван создать особую динамику в кадре.
  • Лишние автомобили и части людей и животных, попавшие в видоискатель против воли автора, обычно отвлекают зрителя от основной идеи снимка, а потому их придется отрезать по мере сил и безжалостно.
  • Используя правило «золотого сечения», фотографы стремятся, чтобы основной объект располагался в кадре в одной из точек пересечения двух вертикальных и двух горизонтальных линий, разделяющих снимок на девять полей. Пустое пространство желательно оставлять в направлении движения или взгляда модели на фото.

Основные параметры Лайтрум для обработки фотографий

Основные параметры, которыми можно воспользоваться в программе Лайтрум для обработки фотографий:

  • Temp позволяет менять цветовую температуру снимка или так называемый «баланс белого».
  • Tint — изменение оттенка, также влияет на «баланс белого».
  • Exposure – это инструмент, с помощью которого есть возможность сделать кадр темнее или светлее. Подходит лишь для первоначальной коррекции, если снимок недоэкспонирован или засвечен.
  • Contrast – функция для усиления или снижения контрастности кадра.
  • Highlights позволяет затемнить или, напротив, осветлить сразу все участки полученного изображения, которые выглядят светлыми.
  • Shadows , наоборот, выводит из тени затемненные области.
  • Whites высветляет изображение до крайних значений, следом идет полная засветка.
  • Blacks — это предельное значение теней. Два последних пункта требуют аккуратности и чувства меры.
  • Clarity отвечает за четкость изображения и дает возможность придать кадру особый объем и фактуру.
  • Vibrance тонко насыщает снимок цветом, не допуская перебора.
  • Saturation менее интеллектуальная функция и, в отличие от предыдущей, требует от художника чувства меры.

Неограниченные возможности

А еще умная программа Лайтрум последней версии позволяет исправлять или напротив создавать эффект виньетирования, победить дисторсию при съемках на широкоугольные объективы, применить градиентный фильтр для корректировки количества света на отдельных участках снимка, удалить пятна от пыли на матрице, клонировать участки изображения и выделять те части кадра, на которые хочется обратить особое внимание зрителя. Есть в программе и спецэффекты, причем она дает возможность самостоятельно создавать нужные фильтры, сохранять их и применять по желанию к последующим кадрам.

Экспорт фото из Lightroom и загрузка на хостинг также удобны и доведены до автоматизма. Программа задает требуемый размер изображениям и проставляет выбранные водяные знаки.


Вот так – все просто и никакого фотошопа!

Существует Треугольник услуг, который вы вероятно уже встречали, и выглядит он примерно так: есть три параметра (дешево, быстро, качественно), но вы можете выбрать только два. Впервые я увидел этот знак в автомобильной мастерской несколько лет назад, но это относится практически к любой профессиональной деятельности по производству товаров или предоставлению услуг, и особенно это применимо к фотографии.

Как у фотографа, у вас нет неограниченного количества времени, но вы и ваш клиент предполагаете получить хороший результат, а это не всегда дешево и быстро. К счастью, Lightroom делает возможным произвести базовую обработку портретов всего за несколько минут, которую вы в последствии можете применить к другим фотографиям, сделав вашу работу еще быстрее.

Прежде, чем я приступлю к сути в этой статье, я хочу прояснить, что следующие шаги являются процессом, который подходит именно мне, но ваше уникальное решение может от него отличаться. Важно найти и составить оптимальный рабочий процесс, который легко копировать и повторять, чтобы вы не проводили все свое время, делая те же этапы редактирования снова и снова.

С какой бы редактирующей программой вы не работали – будь это Lightroom, Photoshop, Capture One или даже бесплатные инструменты, как Photos или Picasa – имеет смысл выработать свой способ редактирования, который будет соответствовать вашему стилю. Я знаю, что тот общий вид портрета, которого я хочу достичь, может существенно отличатся от того, что предпочитаете вы. Понимание того, как достичь моего определенного стиля заняло некоторое время, но теперь моя обработка занимает гораздо меньше времени, потому что я составил для обработки своих фотографий определенный ряд действий:

  1. Баланс белого
  2. Резкость
  3. Виньетирование

Эти шаги быстрые, и обычно они составляют 90% всей обработки, и часто приводят к готовому результату без дополнительного редактирования. Давайте рассмотрим эти шаги один за другим:

Этот оригинал достаточно хорош, но все же нуждается в некоторых манипуляциях прежде, чем я отдам его клиенту.

Шаг 1: Баланс белого

Одним из преимуществ съемки в формате RAW является возможность откалибровать Баланс белого вашего снимка, в то время, как съемка в JPG оставляет не так уж и много свободы не только относительно Баланса белого, но и большинства параметров фотографии. Конечно, обратная сторона съемки в RAW в том, что настройка Баланса белого может забрать много времени, но многое из этого может быть устранено с помощью инструмента Пипетка в Lightroom (целевой инструмент) вместо перемещения слайдеров вручную.

Чтобы быстро настроить Баланс белого, нажмите на кнопку Пипетка, затем найдите участок на вашем изображении, который сохранил натуральность цвета – думаю, лучше слегка серый, чем чисто белый. Этот инструмент может и не подобрать идеальные цвета повсюду, но вы быстро приблизитесь к цели, после чего вы можете настроить Температуру и Оттенок на свое усмотрение.

Еще один совет, чтобы ускорить настройку, это нажать прямо на числах Температуры и Оттенка, и с помощью стрелок вверх/вниз установите нужное значение, или удерживайте и делайте то же самое для большего изменения значений.

Шаг 2: Тон

Закончив с настройкой Баланса белого, переходим к другим первоначальным настройкам, используя Основную панель в модуле Коррекции. Чтобы достичь своего особого стиля, я обычно начинаю со следующих значений. Чтобы быстро изменить каждый параметр, выделите значение и введите новое, затем нажмите , чтобы мгновенно переместится к следующему.

Экспозиция 0, Контраст 0. Я не изменяю эти значения, пока не сделаю следующие настройки, которые вы видите ниже. Они являются глобальными и влияют на все изображение, и это совсем не то, что я хочу делать прямо сейчас. Ели изображение все еще слишком светлое или темное после остальных базовых настроек, я увеличу или уменьшу экспонирование соответственно, но мне редко нужно регулировать контрастность, и в следующих шагах вы увидите почему.

Света -25. Это работает даже в пересвеченных участках портрета, поэтому любые слишком яркие пятна будут смягчены.

Тени +20 . Это способ осветлить темные участки портрета и выявить немного больше цвета и деталей.

Белые +20, Черные -25. Я использую эти слайдеры вместо регулировки контрастности, потому что это дает мне более детальный контроль над общим видом и ощущением моего портрета. Я по сути делаю Белые и Черные более чистыми, что придает портрету богатый вид. Некоторые люди пренебрегают этим шагом и делают настройки в Тоновой кривой, но это дело личных предпочтений, хотя, на мой взгляд, настроить Белые/Черные гораздо быстрее.

Четкость -5. Большинство людей увеличивают Четкость, что по сути влияет на контраст краев в основном в средних тонах, но мне нравится более приглушенный вид, поэтому я обычно начинаю с понижения четкости на несколько позиций.

Сочность 0 (ноль). Это слайдер в основном влияет на цвета за пределами нормального диапазона человеческого глаза, так что это может быть полезно для съемки на открытом воздухе, если вы хотите сделать природные цвета более яркими. Я оставляю это значение на нуле, а затем при необходимости регулирую.

Насыщенность +5. Обычно я люблю добавить немного цвета, поэтому начинаю с небольшого увеличения значения, а потом перемещаюсь вверх или вниз по мере необходимости.

Я всегда начинаю с этих корректировок, а потом настраиваю их индивидуально. Весь процесс занимает всего минуту и почти всегда приводит к результату, который выглядит значительно лучше, чем импортированное изображение.

Этот снимок уже более яркий, чем первоначальный, хотя настройки были самые простые.

Шаг 3: Резкость

После того, как настройки цветов и оттенков сделаны, я практически всегда добавляю некоторую резкость изображению. В портретах важно, чтобы глаза были в фокусе и резкости, поэтому следующий этап после Основных настроек, это использование панели Детализация для получения необходимой резкости.

Нажмите на символ мишени в верхнем левом углу, а затем нажмите на глазах вашей модели, чтобы увеличить обзор, после этого отрегулируйте резкость. Я обычно начинаю со значения 50 и затем использую дополнительные параметры, как Радиус и Детали, если это необходимо, но эта базовая настройка быстрая и обычно дает мне тот эффект, который я хочу.

Я также применяю маску для резкости, чтобы изменения не касались остальных участков. Таким образом глаза остаются резкими, а кожа лица не приобретает нежелательную текстуру. Если удерживать ALT, нажав на слайдер Маскирование, то вы увидите что-то такое (смотрите ниже). На белых участках резкость будет применятся, а на черных нет. Используйте это, чтобы решить, насколько большой будет применена маска в вашем портрете.

Шаг 4: Виньетирование

Этот шаг немного спорный – некоторые люди любят виньетирование, а другие считают это совершенно неуместным в современной фотографии, но, как я уже говорил в начале, все дело в стиле и рабочем процессе, который работает на вас. Я обычно добавляю легкое виньетирование в свои портреты, но если это не ваше, то просто пропустите этот шаг. Он не является частью пятиминутного рабочего процесса, но прекрасно вписывается в мой, вот почему я его сюда добавил. Я использую легкое осветление основного участка и темное виньетирование, стараясь сделать эффект очень слабым.

Вот и все – дело сделано

Выполнение этих четырех шагов не всегда приведет вас к законченному портрету, но как подразумевает название этой статьи, вы можете получить хорошо отредактированный портрет менее, чем за пять минут с помощью этих простых шагов. Потом вы можете применить дополнительные инструменты, как, например, кисти, удаление пятен или коррекцию красных глаз, но эти шаги сделают большинство самой важной работы.

После – легкие изменения, но вы можете увидеть разницу

Сохраните свои настройки в качестве пресета

И последний способ еще больше ускорить процесс обработки состоит в том, чтобы создать пресет, который основывается на вашем рабочем процессе, чтобы потом применять его к остальным импортируемым фотографиям.

Если вы воспользуетесь этой опцией, то сделайте поправку на возможность ошибки и будьте более сдержанны в правках для создания пресета. Скорее всего вы не захотите применять кардинальные изменения к каждой фотографии, но, если вы обнаружите, что проделываете одни и те же шаги снова и снова, то, пожалуй, самое время создать пресет.

Вы можете применять его по желанию после импортирования, нажав на правую кнопку мыши на любом снимке а модуле Коррекции, или выбрав свой пресет в разделе Коррекции (или найдя его в панели Параметры пресетов с левой стороны Lightroom).

Данный пост написан для людей, которые только начинают осваивать обработку фотографий на ПК. Очевидно, что подробно осветить столь обширную тему в рамках одного небольшого материала попросту невозможно. Здесь я попытался изложить только самую важную информацию в максимально сжатой форме.

Подразумевается, что читатель обладает неким минимумом знаний в области цифровой фотографии и имеет определенные навыки работы с компьютером. Далее будет описан универсальный алгоритм, который позволит быстро освоить азы обработки в RAW-конвертере Adobe Photoshop Lightroom 6.9 (не путать с графическим редактором Adobe Photoshop!) Использовать будем англоязычную версию программы. Предполагается, что читатель уже видел Lightroom и в целом понимает, как всё это дело работает, но при попытках улучшить конкретную, отдельно взятую фотографию терпит фиаско, теряясь в многообразии ползунков и кнопок.

Нижеописанный алгоритм в целом актуален и для других конвертеров, базовый функционал везде примерно одинаков. Отличаться будут только пользовательский интерфейс, реализация отдельных функций и другие нюансы.

Исходник фотографии, с которым мы будем работать — это RAW-файл. Обработка JPEG, конечно, тоже возможна, но менее гибка и в рамках данного поста рассматриваться не будет. Как быстро отобрать из множества отснятых в RAW-формате кадров лучшие, читайте .

Важное отступление: заниматься обработкой фотографий имеет смысл только на более-менее приличном мониторе. TN-модели, особенно бюджетные, для работы с фото малопригодны и при их использовании результат предсказуем слабо.

Идеология обработки

Бытует мнение, что постобработка — это волшебная палочка, способная сделать из плохого кадра хороший. Это заблуждение. Обработка нужна для того, чтобы скорректировать некоторые огрехи, допущенные во время съёмки и обусловленные неидеальностью фотографа и его камеры. Ещё в процессе съёмки следует чётко понимать, какие дефекты можно будет исправить позже на компьютере, а что необходимо делать хорошо сразу. Никаким редактором не исправишь промахи фокуса, смазы из-за слишком длинной выдержки, грубые ошибки в композиции кадра. Всё остальное — можно попробовать. Воспринимать постобработку нужно в первую очередь как страховочное средство для случаев, когда снять хорошо сразу сложно или вообще невозможно. И только во вторую очередь обработка — это художественный инструмент.

Итак, с вступлением закончили, приступим к делу. Импортируем нужный RAW-файл в Lightroom, отмечаем его мышкой и открываем вкладку Develop, где и будет происходить всё дальнейшее действо. Инструменты коррекции сгруппированы в столбец по правой стороне экрана:

Перед тем, как перейти к изменению параметров, полезно освоить несколько маленьких хитростей. Элементы интерфейса, про которые идёт речь в нижеследующих пунктах, отмечены соответствующими цифрами на скриншоте.

  1. Если вы накрутили что-то совсем не то и хотите вернуться к настройкам по умолчанию, в правом нижнем углу имеется кнопка «Reset».
  2. Если требуется сбросить настройки только текущего подраздела, дважды кликните мышью по его заголовку.
  3. Если нужно сбросить в исходное состояние только один параметр, сделайте двойной клик по его названию.
  4. Свернуть или развернуть раздел можно, кликнув по его заголовку.
  5. Влияние настроек отдельного раздела на картинку можно быстро включать и отключать переключателем слева от заголовка раздела.
  6. Изменять значение параметра можно «взявшись» мышью как за сам ползунок, так и за цифровое значение параметра справа от ползунка. Второй вариант является более точным.
  7. Ещё более точным является изменение параметра с клавиатуры. Наведите мышь на нужный ползунок, затем нажимайте клавишу со стрелкой вверх или вниз для увеличения или уменьшения значения параметра соответственно.

С интерфейсом разобрались, начнём обработку.

Базовые параметры

  1. Если кадр заметно темнее или светлее нормы, исправляем это при помощи ползунка Exposure в разделе Basic. На этом этапе важно оценивать кадр в целом, а не его отдельные светлые или тёмные участки, с которыми мы поработаем чуть позже.
  2. Если кадр в целом выглядит явно желтоватым или синеватым, корректируем баланс белого в подразделе WB раздела Basic. Сначала пробуем изменить As Shot на один из пресетов (Daylight, Cloudy, Shade и т.д.) Если это не дает приемлемого результата, переходим к ручной регулировке баланса белого ползунком Temp. Настраиваем этот параметр так, чтобы элементы кадра, в реальности окрашенные в нейтральный цвет (белый, серый) стали таковыми и на экране монитора, без перекоса в синий или желтый оттенок. Также можно воспользоваться пипеткой (White Balance Selector), указав ею точку с нейтрально белым или серым цветом — например, белок человеческого глаза. После такого указания Lightroom скорректирует баланс белого в кадре автоматически.
  3. Если на фотографии есть чрезмерно яркие, пересвеченные участки, которые хотелось бы приглушить, сдвигаем ползунок Highlights в минус. Тёмные участки (тени) при необходимости делаем светлее соседним ползунком Shadows. Следует помнить, что при существенном высветлении теней на них может проявиться шум, портящий картинку. Инструменты для борьбы с шумом будут рассмотрены позже.
  4. После регулировки светов и теней может возникнуть потребность вернуться к параметру Exposure и подкорректировать экспозицию кадра более точно. Собственно, Exposure, Highlights и Shadows — это три основных ползунка, оперируя которыми мы приводим фотографию к сбалансированному по освещению виду, когда на ней не должно остаться слишком тёмных или, наоборот, сильно пересвеченных участков. Если обрабатываемый RAW получен с минимально приличной камеры, грамотная манипуляция описанной тройкой параметров позволит получить результат, сопоставимый с тем, что получается при съёмке в HDR.

Кадрирование

Выбираем инструмент Crop Overlay на верхней панели под гистограммой, его кнопка выглядит как прямоугольник с сеткой внутри. Соотношение сторон для подрезки ставим Original (как у исходного снимка) или 2×3. Кадрирование с произвольным соотношением сторон (Custom) без острой нужды использовать не рекомендуется. В процессе изменения размеров кадра поверх изображения накладывается сетка, помогающая использовать правило третей для композиции кадра. После подрезки выравниваем горизонт или центральную вертикаль при помощи ползунка Angle. Для завершения кадрирования нажимаем кнопку Done в правом нижнем углу экрана.

Цветокоррекция

Возвращаемся в раздел Basic, в подразделе Presence находим Saturation и Vibrance. Эти параметры отвечают за цветовую насыщенность фотографии — чем больше насыщенность, тем «цветастее» картинка.

Saturation изменяет насыщенность всего кадра линейно, изменять этот параметр нужно с осторожностью, чтобы не «пережечь» и так насыщенные участки или не сделать людей желтокожими.

Vibrance работает более интеллектуально, воздействуя только на средненасыщенные области и не затрагивая участки с минимальной и максимальной насыщенностью. Это позволяет раскрасить кадр более аккуратно с минимумом побочных эффектов. Именно поэтому рекомендуется использовать Vibrance, а не Saturation в большинстве случаев. В ситуациях, когда фотография изначально сильно неравномерна по насыщенности, можно использовать трюк «Saturation в минус, Vibrance в плюс». Это сделает картинку более однородной по цвету.

Если требуется изменить насыщенность не всех цветов сразу, а выборочно (например, сделать небо голубее или листву зеленее), выбираем подраздел HSL в разделе HSL/Color/B&W, и чуть ниже Saturation. Регулируем насыщенность нужных цветов соответствующими им ползунками.

Не стоит забывать, что цветовая насыщенность — это как соль в руках повара. При разумном использовании она делает пищу вкуснее, а при бестолковом может испортить блюдо напрочь. Как известно, лучше блюдо недосолить, чем пересолить. Интернет полон картинок с кислотными, режущими глаз цветами, выглядит всё это дело печально. Во всём нужно знать меру.

Шумоподавление

Открываем раздел Detail, там видим подраздел Noise Reduction. Нас интересуют два ползунка — Luminance (цифра 1 на скриншоте) и Color (цифра 2 на скриншоте). Первый подавляет яркостный шум, второй — цветовой. Настраивать шумодав удобнее всего, увеличив фотографию до масштаба 1:1 или больше.

Яркостный шум выглядит как зернистость на однотонных участках фотографии. Цвет зерён не отличается от тона участка, на котором эти зёрна присутствуют, варьируется только их яркость. Чем выше ISO, на котором сделан кадр, тем сильнее на нем выражен яркостный шум. По умолчанию параметр Luminance стоит на нуле, то есть подавление яркостного шума отключено. Так как внутри камеры при съёмке в JPEG шумодав работает даже на минимальных ISO, то картинка в Lightroom при настройках по умолчанию выглядит хоть и более детальной, но и более зернистой по сравнению с внутрикамерным JPEGом. Чтобы получить картинку, похожую на внутрикамерную, ползунок Luminance нужно выставить на значение 15-20 для фотографий, снятых на минимальных ISO. Если фотография снята на более высоком ISO и такого уровня шумоподавления не хватает, можно увеличивать Luminance выше, пока зернистость не уменьшится до приемлемого уровня. Однако, тут нужно быть осторожным, так как шумодав вместе с шумом удаляет и мелкие детали изображения. Если выкрутить Luminance слишком сильно, картинка станет неестественной, «пластилиновой».

Цветовой шум похож на яркостный, только его зёрна отличаются от общего тона по цвету. Это такие разноцветные пиксели, делающие картинку «грязной». Для борьбы с цветовым шумом используется ползунок Color. По умолчанию он выставлен на значение 25, чего хватает в большинстве случаев. Поднимать значение выше имеет смысл, когда фотография снята на очень высоком ISO и/или очень убогой камерой. Также более сильное шумоподавление может быть необходимо при глубокой цветокоррекции. Например, если вы увеличиваете насыщенность неба так, что оно из светло-голубого превращается в синее, на некоторых участках картинки могут появиться характерные шумовые артефакты (цифра 3 на скриншоте). Чтобы их устранить, понемногу увеличивайте значение Color до уровня, когда артефакты исчезнут.

Ретушь

Иногда бывает нужно убрать с фотографии отдельные мелкие элементы — птиц на небе, мусор, дефекты кожи. Для этого используется инструмент Spot Removal, кнопка которого расположена на верхней панели и выглядит как кружок со стрелкой.

Все настройки инструмента оставляем по умолчанию, используем режим Heal. Увеличиваем картинку до нужного размера и наводим кружок «прицела» на центр объекта, который нужно устранить. Колесиком мыши регулируем размер кружка так, чтобы он закрывал объект целиком, кликаем левой кнопкой. После этого участок под «прицелом» (цифра 1 на скриншоте) автоматически заместится соседним фрагментом изображения, и на экране появится второй кружок, отмечающий место, откуда был взят фрагмент для замещения (цифра 2 на скриншоте). Если замещение с автоматическим выбором фрагмента выглядит неудачно, кружок с замещающим фрагментом можно передвинуть вручную для получения лучшего результата.

Если ретушируются очень мелкие объекты на однородном фоне, автоматика почти всегда срабатывает хорошо и не требует корректировки. В этом случае параметр Tool Overlay в левой нижней части экрана (цифра 3 на скриншоте) можно переключить в Never. В таком режиме дополнительные кружки для выбора фрагмента появляться не будут, устранение дефектов будет проходить совсем просто, в один клик.

Когда все нужные участки отретушированы, нажимаем кнопку Done в правом нижнем углу экрана.

Вот, собственно, мы и рассмотрели основные этапы обработки. Часто после завершения цикла имеет смысл вернуться в его начало и пройти по некоторым шагам ещё раз, но с уже более тонкой подстройкой.

Заключение

Как было сказано в начале поста, вышеописанный алгоритм является базовым, минимальным вариантом. В нём оставлены без внимания увеличение резкости , тоновые кривые, фильтры и другие инструменты. Даже любимые многими фотографами параметры Contrast и Clarity я решил не упоминать, дабы лишний раз не запутывать начинающих. Обработку, как и другие вещи, лучше изучать от простого к сложному — сначала осваиваем до состояния автоматизма базу, а уж потом идём дальше. Если бездумно хвататься сразу за всё, что видит глаз, каша в голове гарантирована.

Вы настроили камеру, выстроили композицию или поймали нужный кадр, и сделали RAW-снимок. Но это только половина работы фотографа, так как обычно примерно половина времени уходит на постобработку фотографий в таких программах как Lightroom и Photoshop. Так как именно от того как обработать фотографию будет зависеть как зритель будет его воспринимать.

Конечно, это не означает, что при помощи постобработки можно получить из ужасно снятой фотографии хороший результат, но хороший снимок никогда не получиться прекрасной фотографией без постобработки.
Если посмотреть на снимок, только импортируемый в Lightroom, то можно увидеть, что без каких-либо воздействий над RAW-фотографией она представляет из себя тусклую картину. Такое изображение получается из-за настроек формата RAW при которых сохраняется информация как о наиболее светлых участках фотографии, так и о самых тёмных. Эти данные нужны для наиболее объемлемого редактирования изображения.

Но перед обработкой нужно удостоверится, что монитор нормально показывает цвета, так как обычный неоткалиброванный монитор будет показывать изображение совершенно не в таких цветах, как это должно быть. И если обрабатывать фотографию максимально приближённо к реальности, применяя неоткалиброванный монитор, при печати или просмотре на другом мониторе вы быстрее всего увидите совершенно другие цвета.

Обработка в Lightroom

Главная задача работы в Lightroom – это настроить нужный контраст и цветовой баланс, но также здесь можно исправить и мелкие недочёты в композиции или произвести ретушь, например, портрета. Но в нашем случае, можно на первом изображении увидеть одного фотографируемого сёрфингиста и двух других, которые требовалось убрать, чтобы внимание зрителя концентрировалась на главном.

Во вкладке Обработка (Develop) программы Lightroom сконцентрированы все инструменты, которые нужны для работы с цветом, контрастом, насыщенностью и ретушью фотографии. В правой панели расположена Гистограмма, которая показывает нам плотность распределения пикселов снимка по их яркости.

Слайдеры Баланса белого (White Balance) можно сначала пропустить, а перейти в разделе Основные (Basic) к Тону (Tone) и Расширенным коррекциям (Presence), так как эти настройки на баланс белого не повлияют. Если же сразу менять баланс белого, то потом может возникнуть ситуация, когда нужно повторно выставлять все настройки. Это конечно относится к тем случаям, когда со снимком всё нормально в отношении света и нет больших отклонений в балансе белого.

Обычно при обработке фотографий сильно задействуются Экспозиция (Exposure) и Контраст (Contrast). А в нашем случае, экспозиция немного приподнята, а контраст увеличен довольно сильно, за счёт чего светотеневой рисунок стал намного более явным. Но тем не менее, этого недостаточно, и для большего эффекта использован слайдер Тени (Shadows), что сделало тени более жёсткими и раздел Тоновая кривая (Tone Curve), где была повышена насыщенность картинки.

Для установки конечных точек гистограммы сделаны слайдеры Белые (Whites) и Чёрные (Blacks). Чтобы фотография выглядела нормально нужно максимально растянуть гистограмму, тем самым реализовав полный тональный диапазон цветов. Однако, из-за гибридного цветового пространства, используемого в Lightroom и отсутствия коррекции Уровней, точно установить точки черного и белого намного легче позже в программе Photoshop, при помощи корректирующего слоя Уровни (Levels).

После настройки точек чёрного и белого при необходимости добавляется Четкости (Clarity) и Сочности (Vibrance). Может показаться что Сочность это таже Насыщенности (Saturation), но Сочность – это нелинейный слайдер позволяющий выровнять уравнять насыщенность всех цветов снимка, так как он подчеркивает ненасыщенные оттенки сильнее, чем те, которые уже достаточно сочные.

Важно не переусердствовать с настройками. Так слишком повысив Чёткость можно получить очень много шума, а чересчур увеличив Насыщенность на снимке появятся цвета, которых не бывает в реальности.
Так, например, HSL/Цвет/Оттенки серого (HSL/Color/B&W), Раздельное тонирование (Split Toning) и Детализацию (Detail) обычно изменения не вносятся или вносятся, но небольшие. Многие настраивают Резкость (Sharpening) на этом этапе, но логичнее ею заняться уже на конечных стадиях работы с фотографией.

Не менее логично и использование Профиля (Profile) вашего объектива для обработки. Там можно установить слайдер Дисторсии (Distortion) на 0, чтобы снимок выглядел более естественно. В этом же разделе обычно делают Виньетирование (Vignetting), чтобы помочь направить взгляд на объект съёмки. Так же здесь можно на вкладке Цвет установить галочку Удалить хроматические аберрации, что избавит изображение от крошечного количества аберраций.

Только после всех этих манипуляций следует использовать инструмент Удаление пятен (Spot Removal Tool), с помощью которого можно удалить следы ненужных брызг, пыли или иных отвлекающих от общей композиции объектов. И в конце концов можно воспользоваться Градиентных фильтра (Graduated Filter), чтобы сбалансировать яркость или насыщенность планов композиции. В нашем случае были отрегулированы яркость неба и пены на переднем плане фотографии, для того чтобы акцентировать внимание на сёрфере и волне.

На этом можно завершить обработку фотографии в Lightroom и продолжить в Photoshop, но для этого важно правильно экспортировать изображение. Для этого нужно выбрать в качестве формата полноразмерный PSD в 16-битном формате с разрешением 300 ppi и ProPhoto RGB без добавления резкости в качестве цветового пространства.

Обработка в Photoshop

При работе с фотографией в фотошопе нужно сделать мастер-файл, который останется цветовом пространстве ProPhoto RGB. Всё правки следует вносить с помощью корректирующих слоев или дублирования. Так всегда можно исправить какую-либо ошибку удалив просто ненужный слой. А пространство RGB всегда можно будет перевести в другое цветовое пространство. Например, при печати фотографии нужно будет выбрать соответствующий печатной машине цветовой профиль в пространстве CMYK. Но главное в Photoshop сохранить PSD-файл со всеми слоями вместе с RAW-снимком.

Но начнём по порядку. При открытии, быстрее всего, вы увидите слегка туманную версию вашей фотографии, что можно исправить с помощью корректирующего слоя Уровни (Levels Adjustment Layer). Именно здесь можно добиться полного тонального диапазона размещая точки белого и черного на краях гистограммы.

Нужно конечно учитывать и тот факт, что при работе со снимком, сделанным в туманный день, убирать туманность не всегда корректно. Так что всегда нужно перед любым движением слайдера задавать себе вопрос «а имеет ли смысл эта корректировка?». Но почти всегда при работе с уровнями, слайдеры темноты и светлоты немного отодвигают к центру, чтобы белый казался реалистичным на фотографии, так же, как и чёрный не превращался в нереалистичную чёрную дыру в снимке.

Далее создаётся корректирующий слой Яркость/Контраст (Brightness/Contrast), с помощью которого можно немного повысить яркость. Многие могут сказать, что яркость можно поднять и в Уровнях, но в Яркости/Контрасте получается немного иной результат. Что объясняется немного другой системой коррекции.
При значительных имениях с помощью Уровней часто можно заметить небольшое снижение насыщенности цвета, что можно исправить с помощью ещё одного корректирующего слоя – Вибрация (Vibrance).

Если фотографию планируется использовать только в интернете, то изображение нужно перевести в цветовой профиль Adobe RGB или sRGB и отправить клиенту. В случае печати или иного рода использовании фотографий подготавливать их нужно отдельно, но это совершенно иная тема.