Как оценить автомобиль после дтп. Как страховые компании производят оценку ущерба авто после дтп. Независимая автоэкспертиза необходима, если

Уберечь себя полностью от каких-либо происшествий на дороге невозможно. Чтобы обеспечить хоть минимальную защиту, следует оформить страховой полис. Это позволит получить финансовую выплату после наступления непредвиденной ситуации.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Как показывает практика, процесс денежных компенсаций от страховых компаний – достаточно кропотливый процесс для автомобилистов и для пешеходов или пассажиров транспортного средства.

Размер страховой выплаты зависит от характера и масштабов последствия от аварии. Для получения таких данных и проводится независимая оценка ущерба автомобиля после ДТП.

Данным процессом занимаются компетентные инспектора, которые предоставляют страховщикам максимально точную информацию о происшествии, а те уже делают расчет выплаты по полису.

В данной статье мы объясним в каких случаях следует пользоваться услугами независимой экспертизы транспортного средства, когда это будет финансово выгодно.

Как прописано в законе

Процесс оценки ущерба имеет правовую основу, потому что его регулирует и . На их основе и функционируют экспертные и страховые компании.

В последнем нормативно-правовом документе есть обозначение понятия «оценка ущерба», а также регламент работы специалистов в данной сфере услуг.

Для того, чтобы объективно оценить масштабы , следует провести компетентную автоэкспертизу.

Это предоставит возможность иметь максимально адекватную оценку повреждений, которые будет компенсировать либо виновник, либо его страховая компания.

Законодательство регулирует и этот аспект взаимоотношений между автомобилистами и СК. Существуют специальные нормативно-правовые акты, касающиеся и .

Это значит, что если вы являетесь владельцем хоть одной из страховок, то вы получите направление на независимую экспертизу.

При этом, «обследование» транспортного средства будет осуществляться подконтрольной инстанцией, что может отображаться на корректности оценивания.

Ведь можно догадаться, что страховщик всячески будет занижать стоимость покрытия ущерба документально.

Для того, чтобы защитить себя от хитростей страховщиков, многие автомобилисты, которые стали участниками аварийной ситуации на дороге, обращаются к экспертам за независимой оценкой ущерба транспортного средства после попадания в ДТП.

Их следует вызывать сразу же на место происшествия, чтобы не оттягивать момент получения их вердикта, чтобы с ним обратиться в страховую компанию.

Кроме этого, можно обращаться за экспертизой даже при процессе продажи автотранспорта, чтобы установить его адекватную стоимость.

Закон о страховании предусматривает независимую оценку в таких ситуациях:

  1. Если в результате происшествия на дороге транспортное средство получило ущерб, стоимость которого нужна для ремонтных работ.
  2. Если ТС получило повреждения от природных катаклизмов (ураганов, наводнений, землетрясений).
  3. Если автомобиль стал жертвой неправомерных действий третьих лиц (кража, взлом или проникновение в салон).
  4. Когда автомобилист не доверяет объективности своего страховщика (тот предлагает заниженные размеры компенсаций).

При этом пострадавший в ДТП водитель не должен отдавать свой автотранспорт в СК, чтобы они осуществляли экспертизу.

По закону, он имеет право самостоятельно вызывать независимого эксперта для того, чтобы он сделал оценку и нотариально ее заверил. Результат предоставляется страховщикам в течении пятидневного срока.

Где заказать

Чтобы максимально быстро обратиться к страховщику за компенсацией по полису, но при этом быть перестрахованным, следует сразу же после происшествия обратиться к независимым экспертам.

Чтобы не терять драгоценное время, желательно наперед знать куда можно обратиться за квалифицированной помощью.

Предлагаем ознакомиться с адресами самых авторитетных компаний, специализирующихся на экспертизе автомобилей после аварии.

В Москве и СПб

Самое большое количество таких компаний можно найти в Москве и Санкт-Петербурге, а также прилагаемым к ним областям:

В крупных городах РФ

В других административно значимых городах нашей страны также функционирует достаточное количество компаний, специализирующихся на экспертизе автотранспорта после ДТП:

Таким образом, можно убедиться в том, что поиск независимой экспертизы для транспортного средства после ДТП не составит труда.

Конкуренция между такими компаниями является высокой, поэтому они всячески пытаются совершенствовать собственный сервис, работать оперативно, предлагать выгодные расценки на свои услуги в сфере оценки имущества.

Правила проведения

Эксперты работают профессионально, придерживаясь всех предусмотренных правил и алгоритмов.

Процесс осуществления независимой экспертизы условно можно разделить на несколько последовательных этапов:

  1. Ознакомление клиентов с процедурой экспертизы транспортного средства.
  2. Подписание договора между сторонами процесса.
  3. Извещение телеграммой виновника или сразу же нескольких виновников происшествия, а также страховщика, чтобы стороны пришли осмотреть поврежденный автотранспорт.

    Это делается в течении трех дней, если получатель сообщения находится в регионе ДТП, или шесть дней для извещения, если гражданин находится в другом регионе.

  4. Непосредственно детальный осмотр ТС с фотографированием деталей и составлением акта технического осмотра. Оценка на основе зафиксированного ущерба.
  5. Отчет независимого эксперта с печатями компании, которая проводила экспертизу, потому что документ имеет юридическую силу.
  6. Передача отчетной документации потерпевшему, страховщику и виновнику дорожно-транспортного происшествия.

Стоимость услуги проверки и оценки последствий от аварии никак не зависит от стоимости самого транспортного средства. А расходы на сервис оценщиков, как правило, возлагаются на виновника ДТП или же на его страховщика.

Сроки

Проводится экспертиза по договоренным между заказчиком и экспертной компанией срокам.

Ее можно осуществить непосредственно в день происшествия, даже на том же месте, когда идет следствие инспекторов ГИБДД. Также проводится оценка и через несколько дней после наступления ДТП.

Хотя в интересах участников аварии придерживаться конкретных и максимально коротких сроков для того, чтобы не оттягивать со страховыми выплатами.

Таким образом, понятно, что экспертизу можно проводить в любое удобное время – все зависит от пожеланий заказчика.

Но при этом, следует учитывать, что акт оценки экспертная компания выдает через один-два дня после проведения процесса.

Многие компании для привлечения большой клиентской базы стараются оформить заключение даже в течении нескольких часов, что особо нравится автомобилистам, которые стали участниками ДТП и нуждаются в оперативной правовой и финансовой помощи.

Если не согласен с отчетом оценки

Бывают случаи, когда потерпевший или виновник ДТП, а чаще всего – страховая компания не соглашается с вердиктом независимой экспертизы. Это вызвано личными мотивами каждой из сторон.

Если это произошло, то практика показывает единственный правомерный способ устранения такое положение. Для этого неудовлетворенному лицу следует подать ходатайство для проведения дополнительной экспертизы, но уже судебной инстанцией.

Такая процедура не будет бесплатной, за нее придется оплатить государственную пошлину, но обжаловать ее решение больше не получится.

Судебный документы имеет юридическую силу, если его добавляют в дело, то среди остальных экспертиз, он является главным.

Стоимость оценки ущерба автомобиля после ДТП

В наши дни на экспертном рынке существует достаточно жесткая конкуренция. Среди компаний, которые предоставляют такие услуги, можно встретить как компетентных специалистов, так и халтурщиков.

Следует тщательно относиться к выбору обслуживающей компании. Если же вам перед экспертизой уже предоставляют прайс, то следует насторожиться, потому что стоимость экспертной работы подсчитывается непосредственно после полной диагностики транспортного средства.

Но это не исключает возможность знать приблизительную стоимость их сервиса (акта осмотра, детальной калькуляции ущерба, таблицы с фото).

В Москве и СПб

В западных регионах страны средняя цена на услуги колеблется в пределах 2000-4000 рублей (зависит от степени повреждения).

При этом, если транспортное средство получило более трех повреждений, то за каждое с них еще взыскивают по 250 рублей .

Фотоотчет и заключение о потери товарной стоимости транспортного средства также оплачиваются дополнительно:

В крупных городах РФ

Чтобы проанализировать полную картину ценовой политики на услуги независимых экспертов, следует ознакомиться со среднестатистическими расценками компаний со регионов центральной части РФ:

Максимальная стоимость экспертизы не превышает сумму в 15 000 рублей .

Сравнив данный двух таблиц, можно заметить, что при повышенной конкуренции и в главных городах Российской Федерации между экспертными компаниями существует повышенный уровень конкуренции, а одним из механизмов привлечения большой клиентской базы является приемлемая ценовая политика.

В небольших городах ситуация обстоит иначе, поэтому оценщики могут завысить стоимость предоставленного ними сервиса.

Можно ли сделать бесплатно

Многих автомобилистов остро волнует вопрос оплаты. Хоть сумма является доступной, зачастую выгодной, потому что есть возможность получить от страховщика адекватную сумму компенсации, а не специально заниженные цены.

Но при этом автомобильные владельцы желают сэкономить на сервисе, а для этого приступают к поискам бесплатных услуг.

В Интернете есть предостаточное количество объявлений о бесплатных услугах оценщиков. В этом случае, такие предложения не являются бесплатным лакомством в мышеловке, потому что на бесплатной основе работают некоторые оценщики.

Например, компания «Good Expert» кроме широкого спектра услуг автоюристов предлагает и независимую экспертную оценку.

Для ее получения достаточно заполнить виртуальный запрос, в котором указать имя и фамилию, электронную почту и описать повреждения.

Отметим, что это экспресс-оценка, позволяющая подтвердить или опровергнуть свои подозрения по поводу добросовестной оценки от страховой компании, не имеет юридическую силу, потому что сотрудники компании не оформляют выводы об оценке.

Такая бесплатная услуга будет полезной не во всех случаях, потому что ее нельзя официально предоставить страховщику.

В последнее время переоценить значимость услуг независимых экспертов тяжело переоценить, потому что такой сервис предназначен для получения максимально точной стоимости ТС, для просчета размеров денежной компенсации, но также регулировать финансовые конфликты между автомобилистами и их страховщиками.

Происшествия на дороге – обязательный аспект, без которого невозможно получить страховую выплату. Это связанно с тем, что страховщику требуются доказательства об ущербе.

Предоставлять подобного рода услуги могут компании, которые имеют лицензию, потому что предоставленные ними документы действуют с юридической силой.

Этим летом мой коллега публиковал пост () по мотивам тематического подкаста, в котором я принимаю участие в качестве эксперта.

Основной вопрос, который волнует водителя после любого ДТП - это размер повреждений. Как его определить и какую диагностику проводят эксперты - об этом и поговорим.

Куда ехать после оформления ДТП

После того, как все документы оформлены, а водитель обратился в страховую компанию, страховщик обязан в течение пяти дней назначить время и место проведения осмотра автомобиля для оценки повреждений.

Время проведения оценки машины назначается с учётом графика работы страховой и экспертной организации. Если повреждения настолько сильные, что своим ходом до места доехать невозможно, то состояние автомобиля оценивается на месте нахождения машины (там, куда её отвёз эвакуатор).

На этом этапе, если водитель согласен с результатами оценки и суммой компенсации, он получает выплату. А если компромисс не достигнут, тогда автовладелец вправе обратиться к независимым экспертам.

Что нужно знать о независимой экспертизе

К независимым экспертам обращаются не только в случае проблем со страховыми выплатами. К помощи специалистов может прибегнуть и виновник аварии, если он не согласен с суммой ущерба, также независимые эксперты могут понадобиться при расследовании причин ДТП, для установления скрытых повреждений и определения перечня необходимых восстановительных работ после ДТП.

Согласно закону , в качестве независимого эксперта может выступать только дипломированный техник, внесённый в федеральный реестр. Если дело доходит до суда, то услуги эксперта оплачивает проигравшая сторона.

Важно помнить, что для проведения независимой экспертизы нужно соблюсти некоторые условия. Во-первых, от момента аварии до начала работы эксперта не должно изменяться техническое состояние машины. Во-вторых, оценочные работы должны проводиться в светлое время суток либо в хорошо освещённом помещении. В-третьих, специалист должен иметь соответствующие документы, подтверждающие, что он имеет право заниматься экспертной деятельностью.

Страховая компания не имеет права отказаться принимать результаты независимой экспертизы, так же как и не может запретить водителю её провести. Такая экспертиза может быть назначена в любое время, но лучше всего воспользоваться ей сразу после ДТП.

До введения единой методики расчёта эксперты от страховых компаний считали кто во что горазд. При этом независимые эксперты, которых привлекал клиент, производили расчеты по-разному, как правило, их оценки оказывались выше, чем размер ущерба, пусть и незначительно. В итоге наблюдался сильный разброс: одни хотели меньше заплатить, а другие – больше получить.

С внедрением в РСА единой методики расчёта взаимоотношения «клиент - страховщик» стали более ожидаемыми и приемлемыми для обеих сторон, но разногласия остались. Мы считаем, что ситуацию изменит натуральная форма компенсации в виде ремонта машины.

Не менее важно, чтобы клиент понимал, что выплаты по ОСАГО и КАСКО могут кардинально отличаться. В законе об ОСАГО четко прописано, что выплата производится по среднерыночным ценам в месте эксплуатации транспортного средства. В КАСКО же есть возможность выбора СТОА: ремонт у «официалов», СТО по выбору страховщика/страхователя и т.д.

Как будут оценивать ущерб

Для оценки технического состояния машины, в соответствии с законодательством, назначается автотехническая экспертиза. В перечень работ входят: процедуры, которые устанавливают видимые и скрытые повреждения, причины ДТП, экспертиза дорожных условий и т.д. После проведения этих работ восстанавливается целостная картина, на основе которой и делаются выводы по всем спорным вопросам и сумме компенсации.

При проведении оценки ущерба, в первую очередь специалисты должны убедиться в исправности всех узлов и механизмов машины до ДТП, чтобы быть уверенными, что к аварии привела не поломка. Кроме того, прежде, чем приступить к ремонту, эксперты должны провести грамотную дефектовку повреждений кузова.

Для того, чтобы выбрать определённые виды ремонта для конкретных деталей, сотрудники СТО, а также сами независимые эксперты используют различное программное обеспечение (например, БД автомобильных деталей с подробными рекомендациями производителей по их ремонту).

Во время определения степени повреждений автомобиль загоняют на специальный стенд, на котором проводят развал-схождение и определяют дефекты в подвеске. Специалисты также работают с геометрией кузова, сравнивая все зазоры и щели с соответствующей базой данных, используют приборы, которые помогают определить сколы и царапины, измеряя толщину покраски.

Итак, что требуется для оценки повреждений автомобиля:

  • Обратиться в страховую, договориться о времени и месте осмотра машины
  • Предоставить автомобиль в назначенное время
  • В случае несогласия с результатами осмотра специалистом от страховой обратиться к независимым экспертам.
  • Предоставить независимому специалисту свой паспорт, паспорт и свидетельство о регистрации на ТС, справку из ГИБДД и акт осмотра автомобиля предыдущим экспертом (если осмотр проводился).
Далее эксперты, используя соответствующее оборудование, проводят необходимые работы, оценивают ущерб, полученный во время ДТП, и выдают соответствующее заключение. С этим документом водитель может работать и со страховой, и с судом, если вдруг дело до него дойдёт.

Получить страховые выплаты по ОСАГО или КАСКО можно только после оценки повреждений, причиненных автомобилю или жизни и здоровью пассажиров. Водители должны четко фиксировать все последствия дорожно-транспортного происшествия, чтобы получить максимальный полагающийся взнос. Однако автовладельцы в виду отсутствия достаточных знаний нередко допускают множество ошибок, последствием которых является существенное снижение причитающихся выплат.

○ Что нужно сделать после ДТП для полной фиксации повреждений?

Детали аварии сохранить просто необходимо как для оформления протокола инспекторами ГИБДД, так и для получения достаточных для ремонта сумм по страховкам. Полная фиксация в большей мере заключается в фотографировании всего, что относится к ДТП: места происшествия, автомобиля с различных ракурсов, осколков, обломков, внутренних повреждений, малейших вмятин на кузове, номеров, следы шин в статике и в динамике, а также иных объектов. При общении с сотрудниками ДПС нужно максимально подробно описать обстановку, сопутствующую аварии: видимость, примерная скорость движения, трафик на дороге, погодные условия, маневры участников происшествия и иные обстоятельства. Все перечисленные действия необходимы для того, чтобы выплата не ограничилась покрытием повреждений, зафиксированных в протоколах сотрудников правоохранительных органов.

○ Европротокол.

Особым видом среди документов, составляемых при фиксации ДТП, является европротокол. Его можно собственноручно заполнить в случае, когда участники аварии решают не вызывать инспекторов и не обращаться в органы ГИБДД для составления классического протокола. Бланк европротокола выдается страховой компанией при заключении договора ОСАГО или КАСКО. Заполнить бумагу нужно на месте происшествия, чтобы в точности описать все обстоятельства.

Отказ от вызова инспекторов ДПС и составление такого специфичного протокола существенно снижает предельный размер страхового возмещения до 50 тысяч рублей. Исключением являются Москва и Московская область, а также Санкт-Петербург и Ленинградская область: для них размер сохраняет свое максимальное значение в 400 тысяч рублей.

Повлиять на оценку повреждений европротокол может только в случае, если лицо, заполнявшее его, не описало достаточно подробно все обстоятельства, от которых может зависеть выплата. Страховым компаниям свойственно верить больше официальным органам сотрудников ГИБДД, поэтому собственноручно составленный протокол должен быть максимально полным, и к нему желательно прикладывать как можно больше фотографий и видеозаписей с места происшествия.

○ Виды ущерба.

Существует два основных вида ущерба, наносимого потерпевшему при ДТП: материальный и нематериальный (моральный). К первому относится весь вред, на устранение последствий которого требуется определенная сумма денег. Иными словами, материальный ущерб – это объект выплачиваемого страхового возмещения. Он включает в себя повреждения транспортных средств и имущества (выплаты на ремонт и замену), а также вред жизни и здоровью (выплаты на лечение).

Моральный вред – категория довольно размытая. К нему относятся различные душевные, эмоциональные переживания потерпевшего, неудобства, доставленные аварией. Согласно пп. «б» ч. 2 ст. 6 ФЗ «Об ОСАГО», причинение морального вреда относится к категории страхового риска, наступление которого лишает потерпевшего права на возмещение полностью или в части. При нематериальном ущербе по ОСАГО истребовать дополнительные суммы нельзя. Взыскать моральный вред можно только с лица, причинившего его, в судебном порядке.

Статья 151 ГК РФ:

○ Как происходит оценка ущерба после ДТП страховой компанией.

✔ Комплект документов, с которыми нужно обращаться в страховую компанию.

Осуществлению оценки предшествует подача заявления и сопутствующего ему пакета документов в страховую компанию. Согласно п. 3.10 Положения, нужно предоставить следующие бумаги:

  1. Заявление. Заполняется по образцу, предлагаемому страховой компанией. Возможны варианты как личного заполнения и подачи, так и через представителя, который должен в обязательном порядке иметь доверенность.
  2. Документ, удостоверяющий личность. Для лиц, достигших 14 лет, – паспорт, для малолетних, - свидетельство о рождении.
  3. Извещение о ДТП. Документ обычно отправляется в страховую компанию до обращения, однако его нужно также предоставить при подаче заявления.
  4. Справка о ДТП. Документ предоставляется подразделением органа ГИБДД, сотрудники которого фиксировали происшествие.
  5. Банковские реквизиты. Если планируется получать возмещение в форме безналичного расчета, нужно указать реквизиты банковского счета.
  6. Копии протоколов о ДТП либо европротокол. Зависит от того, вызывалась ли ДПС на место происшествия.
  7. Копии дополнительных документов, подтверждающих повреждения автомобиля (протокол об административном правонарушении, протокол осмотра места происшествия).

Кроме того, можно сразу же приложить фотографии и видеозаписи, которые позволяют удостоверить факт и установить характер повреждений.

✔ Как страховые проводят экспертизу, сроки.

Оценка страховой компанией ущерба, причиненного автомобилю, осуществляется в определенных по согласованию с потерпевшим месте, время и дате. Проводится осмотр транспортного средства специальными работниками страховщика, которые являются специалистами в области автомобильной техники. В течение 5 рабочих дней со дня поступления заявления страховая компания должна организовать проведение экспертизы и сообщить о ней потерпевшему (об этом говорит п. 3.11 Положения о правилах ОСАГО). Провести ее необходимо также в течение 5 рабочих дней со дня представления машины.

✔ Что учитывают при оценке.

При оценке ущерба, нанесенного автомобилю, учитывает не только номинальная стоимость деталей, но и множество иных факторов. В частности, в расчет берутся:

  • Характер повреждения.
  • Степень изношенности.
  • Сложность демонтажа, ремонта и установки.
  • Модель деталей и автомобиля.
  • Доступность запчастей на рынке.

Банком России Приказом от 19.09.2014 утверждено Положение о единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, которое очень подробно устанавливает детальные формулы определения стоимости работ или деталей в зависимости от ситуации.

✔ Последствия оценки ущерба страховой компанией или нанятыми ей экспертными компаниями.

Проведение осмотра должно сопровождаться ведением протокола или иного документа, а после его завершения необходимо составить заключение. Размеры страхового возмещения находятся в прямой зависимости от результатов оценки ущерба: чем больше повреждений зафиксирует эксперт, тем больше будет сумма, подлежащая выплате.

✔ Почему оценка ущерба страховой часто не выгодна, и что делать.

Не всегда высокие затраты на ремонт, рассчитанные страховщиком, являются плюсом. Если оценка повреждений приведет к тому, что будет признана полная гибель автомобиля, сумма будет выплачена гораздо более низкая, чем полагается на ремонт. Такая уловки среди страховых компаний достаточно распространены, поскольку на восстановительные работы могут быть потрачены все 400 тысяч рублей, предусмотренных в качестве предельной суммы по страховке. Кроме того, страховщики могут действовать и в обратном направлении, чтобы занизить стоимость ремонта и выплатить опять же меньше. В таких ситуациях необходимо подать претензию страховой компании с указанием на верные расчеты, которые можно сделать как самостоятельно, так и с помощью независимой экспертизы.

✔ Назначение независимой экспертизы.

Независимая экспертиза проводится по требованиям как потерпевшего, так и страховой компании в случаях, когда имеются споры по поводу достоверности оценки, которая дана специалистами страховщика. Результаты данного обследования автомобиля являются также наиболее объективным доказательством для суда, если разногласия сторон привели к обращению в орган правосудия.

○ Независимая оценка.

✔ Причины назначения.

Основной причиной назначения независимой экспертизы являются споры между потерпевшим и страховой компанией. Однако предлагать провести такой осмотр страховщик может и без каких-либо разногласий с клиентом. В частности, если возникают вопросы в достоверности данных, предоставленных экспертами. Кроме того, причиной назначения может стать и определение суда о ее проведении, если орган, отправляющий правосудие, не уверен в достоверности результатов предыдущих экспертиз.

✔ Необходимые документы.

Проведение независимой экспертизы не требует такого большого пакета документов, как процедура подачи заявления в страховую компанию. Для проведения экспертизы по инициативе стразовой компании требуются:

  1. Заявление.
  2. Копия учредительного документа с указанием на вид деятельности.
  3. Копия извещения о ДТП.
  4. Договор ОСАГО.
  5. Документы, свидетельствующие об аварии (протоколы, фотографии и т.д.).
  6. Результаты предыдущей экспертизы (если имеются).

Выступать с инициативой о проведении независимой оценки может также и потерпевший.

✔ Этапы.

Проводится независимая экспертиза в несколько последовательных этапов:

  1. Подача заявления о проведении независимой экспертизы. В организацию, специализирующуюся на профессиональной оценке повреждений транспортных средств, нужно подать заявление и приложить к нему соответствующий пакет документов, который даст экспертам основания для проведения осмотра.
  2. Согласование условий проведения экспертизы. К таковым относятся дата, время, место, а также порядок проведения. Обязательно учитывается занятость и график как экспертов, так и страховой компании, а также потерпевшего.
  3. Проведение экспертизы. В назначенную дату, время и место потерпевший предоставляет автомобиль. Также эксперт может прибывать к месту нахождения машины сам, если она не транспортабельна. Специалист осуществляет все необходимые действия для определения ущерба.
  4. Составление акта осмотра (обследования). Эксперт детально описывает все повреждения, подробно расписывает все расчеты.

✔ Порядок.

Проведение экспертизы осуществляется на основании трехсторонних договоренностей между страховой компанией, потерпевшим и экспертом. Назначаются дата, время и место встречи потерпевшего и специалиста. Обязательным условием, согласно ч. 4 ст. 12.1 ФЗ «Об ОСАГО», является наличие в числе сотрудников компании, проводящей экспертизу, не менее одного специалиста, который профессионально разбирается в технике. В результате должны быть составлены документы, удостоверяющие наличие повреждений. По завершении осмотра эксперту необходимо уведомить потерпевшего и страховую компанию, а также предоставить им все бумаги с итоговыми результатами и подробным их обоснованиями.

✔ Сроки и стоимость.

Сроки проведения независимой экспертизы аналогичны тем, которые предусмотрены для проведения обычной оценки страховщиком. Он составляет 5 рабочих дней. В Положении о правилах ОСАГО конкретно не названы обстоятельства, по которым срок может продлевается, однако их можно вывести из практики. Самой распространенной причиной является сложность технологического процесса, требующего осмотр не только внешних, поверхностных, но и внутренних. Кроме того, специалистам могут требоваться дополнительные бумаги, протоколы, которые нужны для полноценного проведения экспертизы.

Стоимость проведения независимой экспертизы зависит от нескольких факторов:

  • Субъекта РФ, где проводится экспертиза.
  • Количество повреждений автомобиля (визуальных).
  • Компания, осуществляющая экспертизу.
  • Дополнительные услуги.

Конкретно обозначить суммы, которые придется уплатить экспертам, точно нельзя. Однако можно обозначить ценовой диапазон. Например, в Москве и Санкт-Петербурге независимая экспертиза стоит от 2,5 до 12 тысяч рублей. В провинции цены намного ниже: в Казани или Перми придется заплатить от 1 до 5 тысяч рублей.

Наличие страхового полиса дает некую гарантию страхователю после ДТП, но не избавляет его от необходимости тщательно участвовать во всех послеаварийных процедурах. Так, оценка ущерба – важнейший этап, на котором определяется сумма страховой компенсации. Страховщик заинтересован уменьшить ее размер, а страхователь увеличить. Как отстоять свое право на получение выплаты в полном объеме?

Если произошло ДТП, надо незамедлительно вызвать ГИБДД для составления документов. Их (а именно – справку и извещение о ДТП, а также отказ в возбуждении уголовного дела) надо представить в страховую. При получении документов компания назначает независимую экспертизу для оценки состояния транспортного средства и, соответственно, определения размера компенсации.

Эксперт должен выполнить тщательную проверку автомобиля и составить заключение для страховой. В нем указывается перечень повреждений и суммарный размер страховой выплаты. Страхователь обязан только предоставить автомобиль на проверку, а также указать банковские реквизиты, куда страховщик может перечислить компенсацию. Также деньги могут быть получены через кассу компании или путем перечисления на счет организации, занимающейся проведением ремонта ТС.

С 2014 года при установлении размера ущерба все эксперты (независимые и сотрудничающие со страховщиками) должны пользоваться Единой системой оценки. Она представляет собой формулу расчета стоимости ремонта.

От чего зависит размер компенсации?

Размер ущерба зависит от следующих критериев:


Страну-производителя в формулу не включили в связи со сложностями определения места, где именно авто было собрано. Это связано с тем, что у крупных производителей в каждой стране есть достаточно много представительств, занимающихся сборкой ТС.

Цены на запчасти внесены в единый справочник. Актуальность данных в нем обновляется 1 раз в полугодии. К сожалению, некоторых деталей в этом справочнике нет. Их стоимость в подобных ситуациях оценивается вручную. По этой причине в дальнейшем и могут возникать споры между страховщиком и страхователем.

Процедура вроде бы правильная, но не нужно терять бдительность, так как независимая экспертиза не всегда оказывается таковой на деле. Поскольку очень часто оценка авто после ДТП осуществляется фирмой, сотрудничающей со страховщиком. Такие организации, в первую очередь, руководствуются интересами фирмы-партнера, а не пострадавшей стороны. А как известно, страховщики идут на все, чтобы минимизировать свои расходы.

Варьировать оценкой ущерба по ОСАГО можно благодаря такому субъективному понятию, как износ деталей, подлежащих замене. Многие эксперты просто завышают этот показатель. И в результате, денег для полноценного ремонта авто не хватает. Как показывает практика, эксперты, сотрудничающие со страховой компанией, занижают реальную стоимость ущерба в 1,5-2 раза.

Ранее у автовладельцев была возможность обращаться к услугам независимых экспертных организаций – чем они и пользовались довольно часто. Однако на данный момент такая возможность утратила свою актуальность. То есть проводить независимую экспертизу можно, но ее результаты во внимание судом не принимаются (пункты 11 и 13 ).

Оценка ущерба экспертом

Как страховая компания оценивает ущерб после произошедшего ДТП? Вся процедура проходит в такой последовательности:

  1. Оповещение автовладельца обо всех нюансах проводимой процедуры.
  2. Определение места и времени проведения осмотра ТС.
  3. Приглашение посредством телеграммы виновника происшествия для присутствия на оценке результатов аварии. Если он живет в том же регионе, то известить его надо не позднее, чем за 3 дня, если в другом – за 6 дней до экспертизы. Оценка происходит в присутствии и представителя страховой фирмы. При необходимости можно пригласить сотрудника ГИБДД.
  4. Подготовка автомобиля ее владельцем. Она должна быть чистой, крышка багажника и капот должны открываться, а сам багажник должен быть пустым.
  5. Осмотр машины с повреждениями и составление акта с приложением фотографий.
  6. Расчет размера страхового возмещения.
  7. Составление и передача клиенту отчета о проведенной экспертизе.

При подозрении на наличие скрытых дефектов, полученных при ДТП, автомобиль разбирается. Для этого место осмотра нужно перенести в СТО (по предварительной договоренности).

Зачастую страховщики отказываются от выплаты компенсации, обосновывая это тем, что повреждения были получены раньше, а не во время данного происшествия. Доказать обратное автовладелец может, только заказав трасологическую экспертизу. Если предстоит судебное разбирательство, все затраты, в том числе и на такую экспертизу, будут удержаны с проигравшей стороны. Экспертиза же по направлению страховой осуществляется бесплатно.

Сумму, превышающую данный размер компенсации, можно требовать от виновника происшествия или от его страховщика.

Но в любом случае, покрыть весь ущерб целиком вряд ли удастся. Поскольку повреждение оценивается с учетом износа каждой детали. Как правило, автовладелец получает от 50 до 90% от реальной суммы, необходимой для полноценного ремонта.

Не спешите приступать к ремонту до тех пор, пока экспертная компания не выдаст заключение и не высчитает нанесенный автомобилю вред.

Права автовладельца

Если страховая выплатила страхователю недостаточную для восстановления транспортного средства сумму, автовладелец может отстоять свое право на всю компенсацию через суд. Вот еще какими правами обладают страхователи, попавшие в происшествие:

  1. Вернуть вознаграждение, уплаченное страховому агенту.
  2. Получить денежную компенсацию от страховщика в размере до 50% от недоплаченной суммы.
  3. Вернуть деньги, потраченные на проведение технической экспертизы.

Считаем, что отстаивать свои права в суде можно и даже нужно. Вы потратите свое время и силы, но получите причитающуюся компенсацию в полном объеме. Кроме того, вы сможете рассчитывать на возмещение морального вреда и покрытие всех сопутствующих и судебных издержек.