Как оформить снятие с регистрации по месту жительства? Причина снятие с учета прописки что писать

Как сняться, снять с регистрационного учета по месту жительства, выписать из квартиры, дома

Правила снятия гражданина с регистрационного учета по месту жительства.
1. Прежде всего, отметим особенности снятия с регистрационного учета по месту пребывания. Граждане считаются снятыми с регистрационного учета по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, по истечении срока пребывания, а в гостиницах, домах отдыха, пансионатах, кемпингах, медицинских организациях, на туристских базах и в иных подобных им учреждениях - по их выбытию.
Заявление о снятии с регистрационного учета по месту пребывания от гражданина и составление адресного листка убытия по форме N 7 не требуется, за исключением случаев, когда зарегистрированные по месту пребывания граждане имеют намерение выбыть с места пребывания до истечения заявленного срока.
При досрочном убытии гражданина из жилого помещения, не являющегося его местом жительства, этот гражданин либо лицо, предоставившее ему жилое помещение для временного проживания, обращается с заявлением в произвольной письменной форме о снятии его с регистрационного учета по месту пребывания с указанием даты убытия (если такая дата известна) либо направляет заявление по почте или в форме электронного документа через Единый портал в орган регистрационного учета, который производил регистрацию этого гражданина по месту пребывания.
Необходимо отметить, что в некоторых случаях при отсутствии заявления гражданина органы ФМС могут отказать иным обратившимся заинтересованным лицам в снятии с регистрационного учета данного гражданина.
Заявителю ФГУП "Механический завод" принадлежало на праве хозяйственного ведения (собственность РФ) недвижимое имущество "База отдыха". В состав базы отдыха входит рубленый дом. Заявителю стало известно, что в указанном доме временно зарегистрирован по месту пребывания В., что было связано с исполнением им трудовых обязанностей. Трудовые отношения с В. были прекращены. Кроме того, В. имеет постоянное место жительства и регистрации. Рубленый дом изначально являлся нежилым помещением и не предназначался для проживания граждан. На базе отдыха жилых помещений не имеется, а в рубленом доме (дом сторожа) отсутствуют условия для постоянного или временного проживания.
При этом В. был зарегистрирован в этом помещении без согласия собственника. Начальник отдела, подписавший письмо с просьбой о регистрации В., также не обладал полномочиями на предоставление недвижимого имущества в пользование работникам предприятия.
Представитель ФМС пояснила, что отказ территориального отдела ФМС в снятии с регистрационного учета В. по месту пребывания является законным, т.к. для такой регистрации отсутствуют правовые основания. Решением ФМС заявителю ФГУП "МЗ" было отказано в снятии В. с регистрационного учета по месту временного пребывания в связи с отсутствием личного заявления В., а срок регистрации не истек.
На момент судебного разбирательства В. проживает по месту временной регистрации, досрочно с указанного адреса не выбыл, срок его временной регистрации не истек, оснований для снятия с регистрационного учета не имеется. Кроме того, решение об аннулировании регистрации по месту временного пребывания в связи с отсутствием заявления собственника о согласии на временное проживание в принадлежащее ему помещение органом ФМС не принималось.
Суд признал, что отказ ФМС в снятии с регистрационного учета основан на законе.

Собственник (наниматель) жилого помещения в случае получения уведомления о регистрации по месту пребывания гражданина, которому он не давал согласие на временное проживание, может подать заявление в произвольной письменной форме об аннулировании этому гражданину регистрации по месту пребывания. Заявление подается в орган регистрационного учета, который производил регистрацию по месту пребывания этого гражданина. Копия заявления и документов, послуживших основанием для его проживания, одновременно направляются в органы МВД для проведения соответствующей проверки. При аннулировании регистрации гражданина по месту пребывания сотрудник органа регистрационного учета заполняет на него адресный листок убытия по форме N 7, производит запись в верхнем правом углу "Аннулировано" и направляет его в подразделение адресно-справочной работы территориального органа.
Следует отметить, что регистрация может быть признана незаконной и аннулирована в судебном порядке. Аннулирование регистрации производится в различных случаях, а не только в ситуации, указанной выше.
Б. как бывшая воспитанница детского дома была направлена для дальнейшего обучения в государственное образовательное учреждение начального профессионального образования "Профессиональное училище", которое предоставило ей место в общежитии, где она была зарегистрирована. После окончания ПТУ регистрация по месту пребывания была аннулирована без ее заявления и согласия, и после смены паспорта регистрацию не восстановили. Другого жилья у Б. не было. Как указывала суду Б., вина в отсутствии у нее жилья и регистрации по месту пребывания или по месту жительства лежит исключительно на органах государственной власти, которые не обеспечили ее жильем в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Между тем судом было установлено, что места в общежитии предоставляются обучающимся только на период их обучения. При этом следует учитывать, что согласно ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ снятие с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется только с согласия органов опеки и попечительства. Однако в связи с достижением Б. на момент снятия ее с регистрационного учета возраста 18 лет согласования органов опеки и попечительства училищу не требовалось. Таким образом, законных оснований для дальнейшей регистрации Б. в общежитии училища не имелось.

При выписке из медицинских организаций граждан, зарегистрированных в них по месту пребывания, уполномоченное должностное лицо данного учреждения в 3-дневный срок со дня выписки граждан заполняет на них адресные листки убытия по форме N 7 в двух экземплярах и в установленном порядке направляет первый экземпляр адресного листка в подразделение адресно-справочной работы территориального органа, а второй экземпляр передает в соответствующий орган регистрационного учета.
2. Снятие с регистрационного учета по месту жительства также имеет ряд особенностей.
Когда граждане, выбывающие к новому месту жительства, намерены перед выездом сняться с регистрационного учета по месту жительства, они обращаются к должностным лицам, ответственным за регистрацию, с заявлением о снятии с регистрационного учета по месту жительства. Заявление оформляется в произвольной форме от каждого лица, достигшего 14-летнего возраста (от имени лица, не достигшего 14-летнего возраста, заявление пишет и подает его законный представитель), с указанием адреса, куда они выбывают, а также представляют документы, удостоверяющие их личность.
При снятии детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания дополнительно представляется письменное согласие соответствующего органа опеки и попечительства на изменение места пребывания или места жительства ребенка.
Органы регистрационного учета на основании полученных документов снимают граждан с регистрационного учета по месту жительства в 3-дневный срок. Отметка в паспорте гражданина о снятии его с регистрационного учета по месту жительства производится в день поступления в орган регистрационного учета документов.
Таким образом, для снятия с регистрационного учета гражданин представляет следующие документы:
1) заявление;
2) документы, удостоверяющие их личность.
Заявление гражданина является добровольным волеизъявлением лица, выражающее его желание сняться с регистрационного учета. При отсутствии заявления органы ФМС могут снять гражданина с регистрационного учета только по решению суда. Данное требование основано на том, что если у гражданина были законные основания для регистрации по месту жительства, то снятие с регистрационного учета без его заявления (т.е. личного желания) должно основываться также на законных основаниях. Законность оснований для регистрации по месту жительства гражданин подтверждал необходимыми документами (договор найма, аренды, ордер, свидетельство о браке, согласие иных собственников и т.п.). Законность оснований для снятия с регистрационного учета без участия гражданина должен установить суд.
При этом следует учитывать, что суд принимает решение, исходя из конкретных обстоятельств дела, и если в одном случае суд решит снять гражданина с регистрационного учета, то в другом случае может и отказать. Истцу необходимо понимать, что исковые требования по таким делам должны быть правильно сформулированы, от этого зависит конечный результат и исход дела. Прежде всего необходимо доказать, что лицо утратило законные права на пользование и проживание в данном жилом помещении и вследствие этого должен быть снят с регистрационного учета. Если лицо имеет все законные основания пользоваться и проживать в жилом помещении, то снять его принудительно с регистрационного учета нельзя. Кроме этого, законным основанием для снятия с регистрационного учета является непригодность жилого помещения для проживания (нежилое помещение), фиктивная регистрация, длительное отсутствие по месту проживания и т.д. Насколько весомы данные обстоятельства, определяет суд. Истцами по таким делам могут быть заинтересованные физические лица, юридические лица, органы ФМС, прокурор.
Основания возникновения жилищных прав предусмотрены ст. 10 ЖК РФ. Согласно указанной статье жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных ЖК РФ, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают:
1) из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему;
2) из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей;
3) из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности;
4) в результате приобретения в собственность жилых помещений по основаниям, допускаемым федеральным законом;
5) из членства в жилищных или жилищно-строительных кооперативах;
6) вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.
установлен ряд случаев, когда органы ФМС снимают гражданина с регистрационного учета без его заявления. Так, снятие с регистрационного учета по месту жительства без непосредственного участия гражданина производится в случае:
1) призыва на военную службу - на основании сообщения военного комиссариата;
2) осуждения к лишению свободы - на основании вступившего в законную силу приговора суда;
3) признания безвестно отсутствующим - на основании вступившего в законную силу решения суда;
4) смерти или объявления решением суда умершим - на основании свидетельства о смерти, оформленного в установленном порядке;
5) выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим (не приобретшим) право пользования жилым помещением - на основании вступившего в законную силу решения суда;
6) обнаружения не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации - на основании вступившего в законную силу решения суда;
7) поступления заявления гражданина, находящегося за пределами РФ, заверенного в соответствующем российском загранучреждении в стране проживания, либо у нотариуса с последующей легализацией документа в соответствии с Гаагской конвенцией 1961 года, за исключением случаев, когда апостиль не требуется в соответствии с международным договором Российской Федерации (поступившего почтовым отправлением из страны проживания).
Кроме того, если установлен факт фиктивной регистрации, снятие гражданина с регистрационного учета осуществляется на основании решения органа регистрационного учета, принятого в порядке, установленном ФМС России.
Если отсутствует заявление гражданина либо в случаях, указанных выше (снятие с учета без непосредственного участия гражданина), решение о снятии с регистрационного учета принимается судом.
Например, без свидетельства о смерти невозможно в досудебном порядке снять гражданина с регистрационного учета.
Г. обратилась в суд с иском к паспортному столу г. Москвы о снятии с регистрационного учета М. В обоснование исковых требований Г. указала, что заключила договор безвозмездного пользования квартирой, но ввиду смерти М. на территории Республики Беларусь истец просила снять последнего с регистрационного учета.
В силу договора квартира была передана М. в бессрочное пользование для проживания и постоянной регистрации в квартире. Указанную квартиру запрещалось использовать по другому назначению. Следовательно, Г. в силу договора взяла на себя обязательство предоставить квартиру в бессрочное пользование М. для проживания и регистрации, а М. - использовать квартиру только для целей личного проживания, регистрации, а также осуществлять эксплуатацию и ремонт квартиры.
В соответствии со ст. 418 ГК РФ обязательство прекращается смертью должника, если исполнение не может быть произведено без его личного участия либо обязательство иным образом неразрывно связано с личностью должника. При таких обстоятельствах обязательства, взятые на себя Г. по договору, прекратились в связи со смертью М.
Факт смерти М. был установлен судом исходя из сообщения прокурора. В связи с тем что М. скончался на территории другого государства (Республики Беларусь), сведений о месте нахождения родственников М. у истца не имеется, несмотря на попытки суда истребовать указанный документ не представилось возможным, а факт смерти М. доподлинно установлен судом, требования истца о снятии М. с регистрационного учета были удовлетворены.

3. Снятие с регистрационного учета в судебном порядке применяется и по другим основаниям. Напомним, что п. 4 ст. 31 ЖК РФ установлено, что в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника не сохраняется, если иное не установлено дополнительным соглашением.
Если у бывшего члена семьи собственника отсутствуют основания приобретения или осуществления права пользования иным жилым помещением, а также если имущественное положение бывшего члена семьи собственника и другие заслуживающие внимания обстоятельства не позволяют ему обеспечить себя иным жилым помещением, право пользования жилым помещением, принадлежащим указанному собственнику, может быть сохранено за бывшим членом его семьи на определенный срок на основании решения суда.
При этом суд вправе обязать собственника жилого помещения обеспечить иным жилым помещением бывшего супруга и других членов его семьи, в пользу которых собственник исполняет алиментные обязательства, по их требованию.
Пунктом 15 Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении жилищного Кодекса Российской Федерации" определено, что при рассмотрении иска собственника жилого помещения к бывшему члену семьи о прекращении права пользования жилым помещением и выселении, суду в случае возражения ответчика против удовлетворения иска в целях обеспечения баланса интересов сторон спорного правоотношения надлежит, исходя из положений ч. 4 ст. 31 ЖК РФ, решить вопрос о возможности сохранения за бывшим членом семьи права пользования жилым помещением на определенный срок независимо от предъявления им встречного иска об этом.
Принятие судом решения о сохранении права пользования жилым помещением за бывшим членом семьи на определенный срок допускается ч. 4 ст. 31 ЖК РФ при установлении следующих обстоятельств:
1) отсутствие у бывшего члена семьи собственника оснований приобретения или осуществления права пользования иным жилым помещением (то есть у бывшего члена семьи собственника не имеется другого жилья в собственности, отсутствует право пользования другим жилым помещением по договору найма; бывший член семьи не является участником договора долевого участия в строительстве жилого дома, квартиры или иного гражданского правового договора на приобретение жилья и др.);
2) отсутствие у бывшего члена семьи собственника возможности обеспечить себя иным жилым помещением (купить квартиру, заключить договор найма жилого помещения и др.) по причине имущественного положения (отсутствует заработок, недостаточно средств) и других заслуживающих внимания обстоятельств (состояние здоровья, нетрудоспособность по возрасту или состоянию здоровья, наличие нетрудоспособных иждивенцев, потеря работы, учеба и т.п.).
При определении продолжительности срока, на который за бывшим членом семьи собственника сохраняется право пользования жилым помещением, суду следует исходить из принципа разумности и справедливости и конкретных обстоятельств каждого дела, учитывая материальное положение бывшего члена семьи, возможность совместного проживания сторон в одном жилом помещении и другие заслуживающие внимания обстоятельства.
Необходимо отметить, что бывшими членами семьи собственника не могут быть его дети, братья и сестры, родители и т.д. Пунктом 4 ст. 31 ЖК РФ установлено, что право пользования жилым помещением за бывшим членом семьи собственника не сохраняется в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения.
По смыслу ч. ч. 1 и 4 ст. 31 ЖК РФ, к бывшим членам семьи собственника жилого помещения относятся лица, с которыми у собственника прекращены семейные отношения. Под прекращением семейных отношений между супругами следует понимать расторжение брака в органах записи актов гражданского состояния, в суде, признание брака недействительным.
Отказ от ведения общего хозяйства иных лиц с собственником жилого помещения, отсутствие у них с собственником общего бюджета, общих предметов быта, неоказание взаимной поддержки друг другу, а также выезд в другое место жительства могут свидетельствовать о прекращении семейных отношений с собственником жилого помещения, но должны оцениваться в совокупности с другими доказательствами, представленными сторонами. Вопрос о признании лица бывшим членом семьи собственника жилого помещения при возникновении спора решается судом с учетом конкретных обстоятельств каждого дела.
Следовательно, бывшим членом семьи может быть супруг (супруга), но не несовершеннолетние братья и сестры.
В. обратился в суд с иском к отделу опеки и попечительства о признании прекратившим право пользования жилым помещением и снятии с регистрационного учета А.
Исковые требования мотивированы тем, что В. является собственником комнаты площадью 22 кв. м в коммунальной квартире, в которой зарегистрированы он и его брат, регистрация брата в данном помещении ограничивает его права собственника, т.к. он не может ею распорядиться по своему усмотрению. Младший брат со дня рождения был направлен в детский дом и в комнате не проживал.
Между тем комната была предоставлена их матери под временное проживание, В. и А. были вселены в данную комнату в качестве ее несовершеннолетних детей. В дальнейшем мать была лишена родительских прав в отношении сыновей и дети проживали в детских домах. После смерти матери В. приватизировал данное жилое помещение с согласия Департамента социальной защиты и отдела опеки и попечительства без включения в договор передачи несовершеннолетнего А.
В. стало известно, что брат усыновлен иностранными гражданами (гражданами Канады) и выехал за пределы РФ. На просьбу дать разрешение на снятие его с регистрационного учета отдел опеки и попечительства ответил отказом.

Следует учитывать, что ребенок, являющийся гражданином РФ, при усыновлении его иностранным лицом сохраняет гражданство РФ. Государство сохраняет правовую связь между усыновленными детьми и в случае возникновения неблагоприятных обстоятельств несовершеннолетний А. мог вернуться и проживать в жилом помещении, в котором зарегистрирован. В случае снятия его с регистрационного учета, по возвращении в Россию, он мог остаться без жилья.
Как показала в судебном заседании представитель отдела опеки и попечительства, несовершеннолетний А. после усыновления его иностранными гражданами имеет двойное гражданство и остается гражданином РФ. На территории РФ нового места жительства несовершеннолетний А. не приобрел, в связи с чем не может быть снят с регистрационного учета по имеющемуся месту жительства.

Кроме того, согласно ч. 2 ст. 143 СК РФ при отмене усыновления ребенок по решению суда передается родителям. При отсутствии родителей, а также, если передача ребенка родителям противоречит его интересам, ребенок передается на попечение органа опеки и попечительства.
Таким образом, в случае отмены усыновления жилищные права ребенка бывшими усыновителями не восстанавливаются, ребенок снова передается на попечение органа опеки и попечительства. Несовершеннолетний А. остается гражданином РФ, имеет право в соответствии с действующим законодательством иметь на территории России жилое помещение для проживания, которое за ним сохраняется в силу положений действующего законодательства РФ. В связи с этим суд отказал в снятии с регистрационного учета несовершеннолетнего А.

4. Снятие гражданина с регистрационного учета вследствие незаконной регистрации. Регистрация является незаконной, если она была проведена с нарушением требований правил регистрации и действующих норм законодательства. Незаконность регистрации устанавливается судом по иску заинтересованных лиц (прокурора, органов ФМС, юридических и физических лиц). Регистрация может быть признана незаконной, если гражданин представил недействительные, подложные, не соответствующие действительности сведения или документы. Кроме того, регистрация признается незаконной в результате неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации. Указанные основания незаконности регистрации выясняются в ходе служебных проверок, проверок прокуратуры по соблюдению законности при исполнении должностными лицами требований
Закона и др.
Так, при проведении проверки прокурором был установлен факт нарушения порядка регистрации по месту жительства А. должностными лицами органов местного самоуправления муниципального образования района, которые дали согласие на регистрацию
А. была зарегистрирована в нежилом помещении, которое представляло собой производственный животноводческий комплекс сельскохозяйственного предприятия, состоящий из производственных помещений (овчарни, тепляка для ягнят и дома для отдыха животноводов, предоставляемого в связи с исполнением трудовых обязанностей) и земельного участка (пастбища). Согласно данным ГУП "Техническая инвентаризация" указанное строение не является жилым помещением.
Несмотря на то что у А. не было иного жилья, суд признал данную регистрацию незаконной.

Однако следует также учитывать требования ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ, согласно которой к жилищным правоотношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, он применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникли после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ.
Кроме того, ст. 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и общежитиях, предоставленных им до введения в действие ЖК РФ. В соответствии с названной статьей граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (ч. 1 ст. 51 ЖК РФ), или имеющие право состоять на данном учете (ч. 2 ст. 52 ЖК РФ), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и общежитий без предоставления им других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие ЖК РФ. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены ст. ст. 108 и 110 ЖК РСФСР.
Статьей 16 ЖК РФ определены виды жилых помещений, в которых разрешается регистрация. В то же время множество граждан не только РФ, но и СССР проживали в помещениях, которые в настоящее время признаются нежилыми помещениями. Поскольку регистрация граждан в тот период отвечала требованиям закона и была правомерна, то и в настоящее время она не может быть признана незаконной. Незаконной признается та регистрация, которая была совершена с нарушениями уже после введения ЖК РФ и других нормативных актов.
Так, ст. 4 ЖК РСФСР определялось, что находящиеся на территории РСФСР жилые дома, а также жилые помещения в других строениях образуют жилищный фонд. В жилищный фонд не входят нежилые помещения в жилых домах, предназначенные для торговых, бытовых и иных нужд непромышленного характера. Таким образом, законодательством, действующим в тот период, допускалось нахождение жилых помещений в других строениях, не относящихся в целом к жилым. Следовательно, регистрация в таких помещениях была законной, и применять к "старым" правоотношениям требования "новых" правил недопустимо.
Истец ОАО "РЖД" указывал, что регистрация по месту жительства Д. проводилась в нарушение норм жилищного законодательства в нежилое помещение и в нежилом объекте, с нарушением правил регистрационного учета. Однако суд в иске отказал и признал законной регистрацию по месту жительства.
Безусловно, здание вокзала не является жилым помещением и в нем не предусмотрены помещения, предназначенные для постоянного проживания граждан. Между тем в здании вокзала находилось служебное вспомогательное помещение, в котором проживала мать Д. Матери жилое помещение было предоставлено в связи с трудовыми отношениями, т.к. она работала на ж/д станции. Кроме того, в семье было двое маленьких детей. Данное помещение было предоставлено его матери на всех членов семьи, вселились они в него не самовольно.
Помещение, в котором проживала семья, по внешнему виду представляет собой квартиру: имеет отдельный вход с улицы, кухню, комнату, есть печка. О том, что Д. вселился в нежилое помещение не самовольно, свидетельствует и тот факт, что он, а также другие члены семьи, были зарегистрированы в указанном помещении.
В соответствии с Положением о паспортной системе в СССР, утв. Постановлением Совмина СССР от 28 августа 1974 г. N 677, действовавшим в период регистрации семьи Д. в данном помещении, граждане подлежали прописке по месту жительства. Поэтому суд сделал вывод о том, что семья Д. была вселена в спорное помещение и зарегистрирована в нем в установленном законом порядке.
Суд также пришел к выводу, что указанное помещение было предоставлено семье Д. как жилое, поэтому он не может быть выселен без предоставления другого жилого помещения.
Подводя итог, можно сделать вывод, что законность или незаконность оснований для проживания устанавливается только судом. Следовательно, законность регистрации гражданина по месту проживания определяется исходя из учета всех существенных обстоятельств дела.

Особенности регистрации по месту жительства гражданина, относящегося к коренному малочисленному народу РФ, ведущего кочевой или полукочевой образ жизни и не имеющего места, где он постоянно или преимущественно проживает.
Если указанный гражданин меняет маршрут кочевий и выходит за границы муниципального района, в котором он зарегистрирован, он должен подать соответствующее заявление и документ, подтверждающий ведение кочевого и полукочевого образа жизни.
В том случае, если гражданин прекращает кочевой или полукочевой образ жизни, он встает на регистрационный учет по месту своего постоянного проживания.

_________________________________________________________

П. 31 Постановления Правительства РФ от 17.07.1995 N 713
(ред. от 24.12.2014)
"Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации":

Снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае:
а) изменения места жительства - на основании заявления гражданина о регистрации по новому месту жительства или заявления о снятии его с регистрационного учета по месту жительства (в письменной форме или в форме электронного документа). При регистрации по новому месту жительства, если гражданин не снялся с регистрационного учета по прежнему месту жительства, орган регистрационного учета в 3-дневный срок обязан направить соответствующее уведомление в орган регистрационного учета по прежнему месту жительства гражданина для снятия его с регистрационного учета;
б) призыва на военную службу - на основании сообщения военного комиссариата;
в) осуждения к лишению свободы или принудительным работам - на основании вступившего в законную силу приговора суда;
г) признания безвестно отсутствующим - на основании вступившего в законную силу решения суда;
д) смерти или объявления решением суда умершим - на основании свидетельства о смерти, оформленного в установленном законодательством порядке;
е) выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением - на основании вступившего в законную силу решения суда;
ж) обнаружения не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации - на основании вступившего в законную силу решения суда;
з) изменения гражданином маршрутов кочевий, в результате которого такие маршруты стали проходить за границами муниципального района, по адресу местной администрации поселения которого он зарегистрирован по месту жительства, - на основании заявления гражданина в письменной форме с приложением документа, подтверждающего ведение гражданином кочевого и (или) полукочевого образа жизни;
и) прекращения гражданином кочевого и (или) полукочевого образа жизни - на основании заявления гражданина в письменной форме;
к) выявления факта фиктивной регистрации гражданина по месту жительства в жилом помещении, в котором этот гражданин зарегистрирован, - на основании решения органа регистрационного учета в порядке, установленном Федеральной миграционной службой.

КАК ОФОРМИТЬ СНЯТИЕ С РЕГИСТРАЦИИ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА?

Сняться с регистрационного учета по месту жительства можно двумя способами.

Примечание. Основания для снятия гражданина с регистрационного учета по месту жительства предусмотрены ст. 7 Закона от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации". Одним из них является изменение места жительства.

Способ 1
1. Лично обратитесь к лицу, ответственному за прием и передачу в органы регистрационного учета документов (например, при ЖЭУ, ТСЖ или ЖСК), по месту прежнего проживания и представьте:
- паспорт;
- заявление о снятии с регистрационного учета <*>. Заявление заполняет в произвольной форме лицо, достигшее 14-летнего возраста. От имени лица, не достигшего 14-летнего возраста, заявление пишет и подает его законный представитель (п. 31 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713; п. 135 Административного регламента, утв. Приказом ФМС России от 11.09.2012 N 288).
2. Получите и заполните адресный листок убытия.
3. Дождитесь возврата паспорта с отметкой о снятии с регистрационного учета.
В течение трех дней заявление, паспорт и листок убытия должны быть переданы в подразделение ФМС, которое, в свою очередь, также в трехдневный срок должно произвести снятие с регистрационного учета. После этого второй экземпляр листка убытия и паспорт с отметкой о снятии с учета будут возвращены вам обратно (п. 33 Правил N 713; п. п. 138 - 140 Административного регламента).
4. Встаньте на регистрационный учет по новому месту жительства в течение семи дней. Нарушение данного срока может повлечь административную ответственность в виде штрафа в размере 2000 - 3000 руб. (ст. 6 Закона N 5242-1; ч. 1 ст. 19.15.1 КоАП РФ).
Способ 2
1. Лично обратитесь к лицу, ответственному за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, по новому месту жительства и представьте:
- паспорт;
- заявление о регистрации по месту жительства, отрывным талоном к которому является заявление о снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства (форма N 6);
- документ, подтверждающий право на проживание в жилом помещении (например, договор найма, аренды, свидетельство о праве собственности или заявление собственника, свидетельство о браке, свидетельство о рождении). Данный документ представлять не обязательно, если содержащиеся в нем сведения находятся в распоряжении государственных органов или органов местного самоуправления. Орган регистрационного учета самостоятельно запросит данный документ или выписку из соответствующего реестра;
- свидетельство о рождении несовершеннолетних в возрасте до 14 лет (п. п. 16, 28 Правил N 713).
2. Получите и заполните адресный листок прибытия.
3. Дождитесь возврата паспорта с отметкой о регистрации по новому месту жительства и отметкой о снятии с регистрационного учета.
Лицо, ответственное за прием и передачу документов, в течение трех дней должно передать документы в подразделение ФМС, которое, в свою очередь, в течение трех дней произведет регистрацию по новому месту жительства.
Если сведения о документе, являющемся основанием для вселения в жилое помещение, запрашивались подразделением ФМС самостоятельно, то регистрация производится не позднее восьми рабочих дней со дня подачи гражданином заявления и документа, удостоверяющего личность.
Отметку в паспорте о регистрации по новому месту жительства и одновременно о снятии с регистрационного учета ФМС производит в день поступления паспорта и документа, являющегося основанием для вселения в жилое п

Для гражданина России местом жительства признана помещение, где он проживает постоянно или преимущественно. Для того, чтобы сменить это место жительства (при убытии в другое жильё, к примеру), человек должен пройти процедуру снятия с регистрационного учёта по месту жительства.

Сегодня мы рассмотрим, какие документы необходимы, чтобы сняться с регистрации по месту жительства, как процедура проходит, в какие сроки и при каких обстоятельствах. В тексте мы приведём также инструкцию по выписке из жилья через портал «Госуслуги».

Для граждан РФ существует два способа, позволяющих сняться с регистрационного учёта по месту жительства. Первый вариант – выписаться до момента убытия на новое место жительства, обратившись в Многофункциональный центр или филиал ФМС России. Второй способ – оформление снятия с регистрации одновременно с новой пропиской, уже по прибытию на новое место жилья. Рассмотрим эти варианты в виде таблицы.

Таблица 1. Способы выписки российских граждан

Выписка до убытия Выписка по прибытию (по запросу)
Необходимо обратиться в УФМС по ещё действующему месту жительства или в МФЦ, представив сотрудникам заявление, написанное в произвольной форме. При выборе этого варианта в паспорте гражданина будет проставлен штамп о выписке, а на руки выдан адресный лист убытия. Прибыв на новое место жительства, гражданин может обратиться в МФЦ или УФМС, одновременно оформив выписку с прежнего места жительства и прописку в новую жилплощадь. Для этого необходимо написать заявление о постановке на учёт и заполнения в нём нижней части, где речь как раз идёт о снятии с предыдущего учёта.

На практике в большинстве случаев граждане выписываются из одного жилья и сразу же прописываются в другое, поэтому мы подробнее рассмотрим процесс выписки «по запросу». Этот вариант имеет несколько преимуществ, в первую очередь, экономит время, так как у человека отпадает необходимость дважды обращаться к специалистам ФМС.

Снятие с регистрации «по запросу» никоим образом не удлиняет и не усложняет процедуру регистрации, так как оба штампа проставляются одновременно, а в общем процесс проходит в течение трёх дней с момента подачи документов специалистам паспортного стола ФМС.

Важный момент! Снятие с регистрации «по запросу» возможно лишь в случае, когда гражданин обращается в ведомство с заявлением, где указывает своё желание зарегистрироваться по новому адресу, являющемуся постоянным местом жительства. Нельзя провести процедуру «по запросу» касательно места временного пребывания.

Видео — Как правильно выписаться из квартиры?

Пакет документов для снятия с учёта

Человек, выписывающийся из жилья, должен подготовить определённые бумаги, без которых процедура невозможна. В перечень входят:

  1. Оригинал удостоверяющего личность документа (паспорт для лиц, достигших четырнадцатилетия или свидетельство о рождении).
  2. Заявительное письмо в свободной форме, обязательное для граждан, достигших четырнадцатилетнего возраста (пишется в свободной форме, необходимо указать в нём личные данные, а также адрес прежнего места жительства, и, при выписке «по запросу» — нового).
  3. Выписка из домовой книги (при её наличии, узнать об этом можно в ЖЭКе).
  4. Листок статистического убытия (оформляется в миграционной службе при выезде из страны).

Важный момент! При наличии всех перечисленных документов, специалисты ФМС не вправе отказать гражданину в снятии с учёта. Процедура полностью бесплатна для всех жителей страны, уплачивать государственную пошлину не нужно. Со всеми нюансами, максимальный срок оформления выписки (до получения печати в паспорте) может составлять шесть дней.

Снятие с учёта без участия самого гражданина

В России правила регистрации и снятия с регистрационного учёта содержат пункты, гласящие, что в некоторых случаях личное участие гражданина в выписке не обязательно. По ряду причин выписка может быть произведена не только без присутствия человека, но и без письменного заявления от его лица. Выписать человека из жилплощади без его желания возможно в следующих ситуациях:

  1. Лишение свободы (на основании приговора суда, вступившего в силу, человека можно выписать из жилья).
  2. Призыв в армию (при выписке предоставляется письмо из военного комиссариата).
  3. Признание человека пропавшим без вести (на основании решения суда, вступившего в силу).
  4. Смерть человека (на основании свидетельства о смерти).
  5. Почтовое отправление из-за рубежа, от имени гражданина, проживающего за пределами России (при условии, что заявление заверено у дипломатического представителя или в консульстве).
  6. Выселение гражданина решением суда.

Таблица 2. Пошаговая инструкция по снятию с регистрации по месту жительства

Шаг Что происходит на данном этапе?
Подготовка и передача документов Паспорт или свидетельство о рождении, заявление (за детей младше 14 лет бумагу пишут их официальные представители).
Ожидание возврата документов В течение трёх дней пакет бумаг будет передан в отделение МВД России, где у сотрудников есть ещё три дня, чтобы внести информацию об убытии гражданина в базу, после чего документы вернутся обратно специалисту регистрационного органа.
Проверьте правильность информации в документах В паспорте или свидетельстве о рождении появится штамп с информацией о выписке. Вместе с проставленной отметкой о снятии с учёта в документах, удостоверяющих личность, специалисты выдадут листок убытия.

Снятие с регистрационного учёта через «Госуслуги»

Государственный портал www.gosuslugi.ru – всероссийский онлайн-проект, позволяющий гражданам получать сотни социальных услуг, в том числе, связанных с выпиской и пропиской по месту жительства. Чтобы пользоваться «Госуслугами», необходимо пройти трёхступенчатую процедуру регистрации.

Первый её шаг – непосредственно регистрацию на портале, можно осуществить, не отходя от компьютера, имея под рукой СНИЛС и паспорт (указание данных этих документов – второй шаг). Третьим шагом является подтверждение личности. Этот этап подразумевает — гражданин должен явиться в удобное для него ведомство или отделение банка, представив специалистам паспорт. После того, как личность россиянина верифицирована, он вправе пользоваться всем спектром услуг госпортала.

Выписка с прежнего места жительства

После того, как вы вошли в личный кабинет на сайте www.gosuslugi.ru , нажмите на значок лупы, расположенный в верхней правой части шапки сайта и введите в строку словосочетание «Выписаться с места жительства». Сайт «Госуслуги» поддерживает интеллектуальный набор, поэтому по ходу того, как вы будете печатать, система предложит вам подходящие варианты запросов.

Важный момент! С помощью «Госуслуг» не получится пройти процедуру выписки полностью – портал предоставляет возможность заполнения заявления в режиме «онлайн» и его отправки в нужное ведомство. Также с помощью госпортала можно записаться на приём к специалисту, чтобы передать ему документы.

Используя госпортал для снятия с регистрации, гражданин должен действовать по следующему алгоритму:

  1. Заполнить заявление на сайте.
  2. Дождаться результатов его проверки (уведомление придёт на электронную почту или в личный кабинет).
  3. Получить приглашение посетить государственное учреждение.
  4. Явиться в назначенное время в учреждение, представив специалистам оригинал паспорта.
  5. Получить в паспорте отметку о снятии с регистрации и листок убытия.

Следующий шаг – выбор варианта, подходящего под вашу жизненную ситуацию, в нашем случае это снятие с регистрационного учёта по месту жительства. В перечне услуг нужный пункт занимает предпоследнюю строчку, на неё нужно кликнуть мышью один раз.

После нажатия на нужный пункт, пользователь увидит инструкцию, уведомляющую о важных моментах:

  1. Сроках получения услуги (в течение трёх дней).
  2. Стоимости услуги (бесплатно).
  3. Данные о возможности лично посетить учреждение для заполнения заявления, если это необходимо.

Заполняем заявление на снятие с регистрации

Чтобы выбрать услугу в электронном виде, нужно нажать на синюю кнопку, расположенную справа. Следом нужно выбрать из предложенных вариантов статус заявителя. Следующие пункты, содержащие данные о заявителе и его паспортных данных, уже заполнены – информацию система внесла автоматически, опираясь на указанную при регистрации.

Далее нужно указать адрес убытия – то есть места жительства, откуда и происходит выписка. Также в этом пункте указывается дата прописки на старом месте жительства (посмотреть её можно в паспорте на соответствующей странице). Здесь же проставляется галочка, если следом за выпиской планируется регистрация по новому месту жительства.

Если галочка в пункте с новым адресом не проставлена сразу, в течение семи рабочих дней можно вернуться к работе с госпорталом, чтобы осуществить прописку. В категории «Услуги» на главной странице сайта необходимо отыскать категорию «Регистрация гражданина по месту жительства» и выбрать эту услугу, нажав на синюю кнопку.

Заполнение заявления на прописку аналогично с заявлением о снятии с регистрации. Система будет предлагать форму для заполнения, в которую нужно аккуратно внести требующиеся данные. Рекомендуем держать под рукой документы о собственности на жильё, а также паспортные данные собственника, если им не является заявитель.

Возвращаемся к заполнению формы на выписку. Следующим пунктом нужно упомянуть причину выписки, выбрав из указанных в портале вариантов или использовав поле для свободного ввода информации. Если в предыдущем пункте была проставлена галочка «Новый адрес постоянной регистрации», нужно уточнить и причину переезда. Это может быть брак, смена рабочего места, личные причины, прибытие к семье и подобное.

В заявлении указывается, состоял ли пользователь на соцобеспечении по старому месту проживания, заполняются поля с информацией о семейном положении, образовании, занятости на последнем месте жительства, осуществляется ли переезд в одиночку или с членами семьи. Также предусмотрено поле для ответа на вопрос, проживают ли по новому адресу родственники заявителя.

После того, как информационная часть заполнена, нужно переходить к выбору филиала ведомства, в который пользователю будет комфортно явиться для завершения процедуры снятия с регистрации. Нужно уточнить свой населённый пункт и выбрать удобное подразделение. Увидеть список филиалов можно в специальном окошке, где помимо адресов высвечивается их реальное местоположение на «Яндекс.Картах». Кликнув на нужный филиал, пользователь увидит окно записи на приём и общий график работы подразделения. Чтобы закрепить за собой удобное время, нужно нажать кнопку «Выбрать».

Чтобы завершить процесс заполнения заявления, в двух чекбоксах в самом низу нужно поставить галочки, фиксирующие согласие пользователя на обработку персональных данных и подтверждение того, что он знаком с ответственностью за дачу ложных сведений.

Личное посещение госоргана

Если человек не планирует заполнять онлайн-заявление, а хочет лишь встать в электронную очередь в ведомство, процедура займёт пару минут. Из предложенного списка нужно выбрать удобное отделение ГУВМ МВД, ознакомившись с графиком работы. Одно нажатие на синюю кнопку «Записаться на приём», и система предложит все подразделения ведомства в населённом пункте, где проживает пользователь. Каждый человек вправе выбрать наиболее удобное, чтобы лично явиться и подать специалисту нужные бумаги (перечень указан выше).

Когда нужный филиал выбран, переходите к выбору времени визита. Для этого требуется кликнуть по кнопке «Записаться на приём», после чего система выдаст список ближайших дат и свободного времени. Чтобы закрепить за собой определённое время, кликните по нему и ещё раз подтвердите выбор во «всплывшем» окошке.

Что делать после отправки заявления?

Закончив заполнение формы и подтвердив отправку, пользователь должен убедиться, что заявление написано безошибочно и принято специалистами. Отслеживать статус заявки можно несколькими способами:

  1. В сообщениях в личном кабинете.
  2. В электронной почте.
  3. В мобильном приложении «Госуслуг».

Если статус «Отправлено» сменился на статус «Принято», можно спокойно ожидать приглашения посетить ведомство в выбранную вами дату. Если же у заявления появился статус «Отказано», рекомендуем позвонить в филиал ведомства или нанести личный визит, чтобы разобраться в случившемся и сразу же подать документы лично.

Подведение итогов

Снятие с регистрационного учёта по месту жительства – процедура довольно оперативная, бесплатная и не требующая массы бумаг. Гражданину необходимо явиться к специалисту, имея при себе паспорт и соответствующее заявление. Для экономии времени последнее можно заполнить онлайн, используя портал «Госуслуги». Планируя выписку из жилья, не забывайте, что государственные служащие имеют в запасе шесть дней, чтобы принять ваши документы и проставить соответствующие штампы в документах. Поэтому, если вы не располагаете этим временем, воспользуйтесь процедурой «по запросу», дающей возможность одновременно прописаться и выписаться.

"Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2010, N 1

В соответствии с российским законодательством регистрационный учет граждан по месту пребывания и по месту жительства - это государственная услуга. Оказание данной услуги возложено на государственные органы, а именно на территориальные органы Федеральной миграционной службы (ФМС). Тем не менее и управляющие многоквартирными домами должны выполнять функции по ведению регистрационного учета. В настоящей статье рассмотрим, какие права и обязанности есть у ТСЖ, управляющих организаций и самих собственников в сфере регистрационного учета граждан.

Нормативная база и основные понятия

Основополагающими нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы регистрационного учета граждан по месту пребывания и месту жительства в пределах РФ, являются:

  • Закон РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ" (далее - Закон о свободе передвижения);
  • Правила регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ (далее - Правила регистрации) и Перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713;
  • Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденный Приказом ФМС России от 20.09.2007 N 208 (далее - Регламент регистрации).

Как следует из абз. 1 ст. 3 Закона о свободе передвижения, регистрационный учет граждан вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином РФ его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. Именно поэтому контроль за соблюдением Правил регистрации возложен на Федеральную миграционную службу, ее территориальные органы и органы внутренних дел (абз. 5 ст. 3 Закона о свободе передвижения). А органами регистрационного учета в соответствии со ст. 4 Закона о свободе передвижения и п. 2 Правил регистрации являются территориальные органы ФМС и местная администрация (с 01.01.2011 - только территориальные органы ФМС).

Согласно п. 4 Правил регистрации ответственными за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства являются должностные лица, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением Правил пользования жилыми помещениями и помещениями социального назначения.

Таким образом, понятия "органы регистрационного учета" и "ответственные за регистрацию граждан" не идентичны, что подтверждается и Перечнем должностных лиц, ответственных за регистрацию.

Ответственные за регистрацию лица

Приведем этот Перечень.

  1. Должностные лица, осуществляющие в соответствии с жилищным законодательством РФ контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда, ответственные за регистрацию в жилых помещениях государственного и муниципального жилищного фонда.
  2. Собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими помещениями, или уполномоченные лица ТСЖ либо управляющей организации, ответственные за регистрацию в жилых помещениях частного жилищного фонда.
  3. Уполномоченные лица органов управления жилищными и жилищно-строительными кооперативами, ответственные за регистрацию в жилых помещениях, находящихся в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов.
  4. Уполномоченные должностные лица, ответственные за регистрацию в гостиницах, кемпингах, туристских базах, санаториях, домах отдыха, пансионатах, больницах, домах-интернатах для инвалидов, ветеранов, одиноких и престарелых, гостиницах-приютах и других учреждениях социального назначения.

Исходя из представленного Перечня, можно сделать вывод, что за регистрационный учет граждан, проживающих в многоквартирном доме, отвечает управляющий этим домом либо сами собственники (в случае непосредственного управления). Остается вопрос, кто же конкретно осуществляет предусмотренные Законом действия по регистрационному учету граждан. В управляющей организации это может быть паспортист, отвечающий только за регистрационный учет. Это особенно актуально, если в управлении организации находится не один многоквартирный дом. Что касается ТСЖ, представляется нецелесообразным нанимать специального человека, который будет отвечать за учет граждан. В одном многоквартирном доме с такими функциями может справиться, например, бухгалтер или сам председатель товарищества. Зачастую именно бухгалтер товарищества является уполномоченным лицом, ответственным за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства.

Принципиальное отличие органов регистрационного учета от лиц, ответственных за регистрацию, заключается в возложенных на них обязанностях. Лица, ответственные за регистрацию, осуществляют лишь первичный сбор документов для последующей регистрации граждан, в то время как органы регистрационного учета непосредственно совершают действия по регистрации и выдают соответствующие документы. Лица, ответственные за регистрацию, являются своеобразным связующим звеном между гражданами и государственными органами регистрационного учета.

Обратите внимание! Должностные лица управляющей организации и ТСЖ являются своеобразными посредниками между гражданами и отделами ФМС.

При непосредственной форме управления самим собственникам помещений следует обращаться в органы регистрационного учета. Необходимо отметить, что в Перечне должностных лиц, ответственных за регистрацию названы именно собственники, а не лица, уполномоченные ими на управление домом, на представление их интересов. Таким образом, при непосредственной форме управления посредник между гражданами и органами регистрационного учета отсутствует. Возникает вопрос: могут ли собственники заключить договор с обслуживающей организацией на ведение регистрационного учета? Исчерпывающий ответ на него дает судебная практика. Из Определения Нижегородского областного суда от 07.07.2006 N 33-3466 следует, что коммерческие организации вправе выполнять функции по обеспечению регистрационного учета граждан, если они наделены полномочиями по распоряжению жилищным фондом. Кроме того, деятельность по обеспечению регистрационного учета предполагает обладание информацией конфиденциального характера, круг лиц, имеющих доступ к которой, ограничен (персональные данные физических лиц). Таким образом, собственники не вправе заключать договор с обслуживающей организацией на ведение регистрационного учета без передачи всех функций по управлению многоквартирным домом. Данный вывод подтверждается и в Определении ВС РФ от 22.10.2008 N 9-ВПР08-20.

Рассмотрим подробнее обязанности лиц, ответственных за регистрацию.

Обязанности лиц, ответственных за регистрацию

Как следует из п. 6 Регламента регистрации, лица, ответственные за регистрацию, осуществляют:

  • первичный прием от граждан документов на регистрацию и снятие их с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства;
  • подготовку и передачу в орган регистрационного учета предусмотренных учетных документов;
  • ведение и хранение поквартирных карточек и карточек регистрации по месту жительства.

При этом ответственные лица не вправе отказывать гражданам в приеме заявлений на регистрацию и снятии их с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства (п. 7 Регламента регистрации).

Регламент устанавливает требования к графику работы сотрудников, участвующих в предоставлении государственной услуги по регистрационному учету. Более того, в п. 24 Регламента регистрации указано, что график приема граждан должностными лицами, ответственными за регистрацию, максимально совмещается с графиком приема граждан органом регистрационного учета. В ТСЖ, где функции паспортиста осуществляет бухгалтер, на которого возложены и другие обязанности, эта норма наименее выполнима. Главное в такой ситуации - чтобы собственники наверняка знали, когда могут обратиться за соответствующей услугой.

Регистрация граждан по месту пребывания

Из п. п. 16 и 46 Регламента регистрации следует, что лица, ответственные за регистрацию, принимают от граждан:

  • заявление о регистрации по месту пребывания по форме N 1 (Приложение 1);
  • документ, удостоверяющий личность;
  • документ, являющийся основанием для временного проживания гражданина по указанному адресу (договор найма (поднайма), заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение).

В присутствии заявителя указанные лица проверяют комплектность представленных документов и в 3-дневный срок передают их вместе с адресными листками прибытия (в двух экземплярах) в орган регистрационного учета. Свидетельства о регистрации по месту пребывания и документы, удостоверяющие личность граждан, в этот же день или не позднее следующего за днем их оформления дня передаются должностным лицам, ответственным за регистрацию, для последующего их вручения зарегистрированным гражданам либо непосредственно выдаются данным гражданам (п. 49 Регламента регистрации).

Также на лиц, ответственных за регистрацию, возлагается обязанность ежемесячно направлять в территориальные органы Федеральной службы государственной статистики листки статистического учета прибытия по форме N 12П (Приложение 12) на граждан, которые зарегистрированы по месту пребывания на срок один год и более (п. 50 Регламента регистрации).

Регистрация граждан по месту жительства

В соответствии с п. 56 Регламента регистрации должностные лица, ответственные за регистрацию, на основании заявления гражданина о регистрации по месту жительства и представленных документов заполняют карточку регистрации по форме N 9 (Приложение 9), поквартирную карточку по форме N 10 (Приложение 10) или вносят соответствующие сведения в домовую (поквартирную) книгу по форме N 11 (Приложение 11), адресные листки прибытия по форме N 2 (Приложение 2), листок статистического учета прибытия по форме N 12П и листок статистического учета выбытия по форме N 12В к ним (Приложение 12).

Заполненные документы, а также документ, удостоверяющий личность гражданина, заявление о регистрации по месту жительства, документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение, лица, ответственные за регистрацию, в 3-дневный срок со дня обращения к ним граждан представляют в орган регистрационного учета (п. 57 Регламента регистрации).

По истечении 3-дневного срока лица, ответственные за регистрацию, вправе забрать подготовленные органами регистрационного учета документы для последующей передачи гражданам.

Снятие граждан с регистрационного учета

В случаях, когда граждане, выбывающие к новому месту жительства, намерены перед выездом сняться с регистрационного учета по месту жительства, они обращаются к должностным лицам, ответственным за регистрацию, с заявлением о снятии с регистрационного учета по месту жительства произвольной формы от каждого лица, достигшего 14-летнего возраста (от имени лица, не достигшего 14-летнего возраста, заявление пишет и подает его законный представитель), с указанием адреса, куда они выбывают, а также представляют документы, удостоверяющие их личность (п. 94 Регламента регистрации).

Должностные лица, ответственные за регистрацию, заполняют в двух экземплярах адресный листок убытия по форме N 7 (Приложение 7). На лиц, подлежащих статистическому наблюдению, оформляются листки статистического учета выбытия по форме N 12В (п. 96 Регламента регистрации).

Согласно п. 97 Регламента регистрации адресные листки убытия и листки статистического учета выбытия вместе с карточками регистрации по форме N 9, поквартирными карточками по форме N 10 или домовыми (поквартирными) книгами по форме N 11, а также документами, удостоверяющими личность, и заявлениями о снятии с регистрационного учета должностные лица, ответственные за регистрацию, в 3-дневный срок со дня их получения от граждан передают в орган регистрационного учета. Сотрудники органа регистрационного учета в 3-дневный срок со дня получения документов снимают граждан с регистрационного учета по месту жительства путем проставления в их паспортах, карточках регистрации по форме N 9 или домовых (поквартирных) книгах по форме N 11 штампа о снятии с регистрационного учета по месту жительства (п. 98 Регламента регистрации).

Примечание. Регистрационный учет - это государственная услуга, которая предоставляется бесплатно (абз. 3 ст. 3 Закона о свободе передвижения, п. 8 Регламента регистрации). Следовательно, ТСЖ и управляющие организации не вправе взимать с граждан плату за оказание этой услуги (точнее, части данной услуги - ведение первичного учета).

Учиться никогда не поздно!

Для осуществления действий, предусмотренных п. 6 Регламента регистрации, лица, ответственные за регистрацию, должны обладать определенными знаниями. Кроме того, согласно п. 110 Регламента регистрации руководители органов регистрационного учета проводят проверки соблюдения Правил регистрации и Регламента регистрации лицами, ответственными за регистрацию. При выявлении нарушений в деятельности должностных лиц, ответственных за регистрацию, информация направляется главе администрации (органа местного самоуправления) для принятия мер по их устранению, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, - прокурору (абз. 2 п. 113 Регламента регистрации).

Необходимую информацию можно получить в отделах УФМС. Так, согласно п. 32 Регламента регистрации на информационных стендах в помещениях, предназначенных для приема граждан, и интернет-сайтах ФМС и ее территориальных органов размещается в том числе следующая информация:

  • извлечения из законодательных и иных нормативных правовых актов РФ, касающиеся вопросов регистрационного учета;
  • текст Регламента регистрации с приложениями;
  • перечень документов, необходимых для осуществления регистрационного учета, и предъявляемые к ним требования;
  • образцы оформления документов, необходимых для получения государственной услуги, и требования к ним;
  • месторасположение, график (режим) работы, номера телефонов, адреса интернет-сайтов и электронной почты органов, в которых заявители могут получить бланки документов, необходимых для осуществления регистрационного учета;
  • порядок получения консультаций.

Таким образом, в УФМС лица, ответственные за регистрацию, могут получить и бланки документов для регистрационного учета, и консультации специалистов по вопросам регистрационного учета.

К сведению. Регламент регистрации регулирует взаимоотношения лиц, ответственных за регистрацию, с органами регистрационного учета. Тем не менее на практике возникают ситуации, не регламентированные правовыми актами. К таковым, например, относится обращение граждан за справками о составе семьи. И ТСЖ, и управляющая организация, получив такое обращение, вправе выдать выписку из домовой книги или поквартирной карточки в произвольной форме в виде справки, содержащей сведения, необходимые жильцу.

Передача документов регистрационного учета

Регламентом регистрации утверждены не только формы учетных документов, но и сроки их хранения (Приложение 15). Когда дом находится в управлении ТСЖ или управляющей организации, обязанность по хранению поквартирных карточек и карточек регистрации по месту жительства лежит на должностных лицах этих организаций (п. п. 6 и 58 Регламента регистрации). При непосредственной форме управления документы должны хранить сами собственники помещений в многоквартирных домах. Поквартирная карточка хранится до снятия с регистрационного учета всех внесенных в нее лиц, а карточка регистрации по месту жительства - постоянно.

При выборе новой организации для управления домом обязанности по регистрационному учету переходят к ней. Ей должны быть переданы и документы. И здесь возможны различные затруднения и злоупотребления. Так, например, при смене непосредственного управления на управление ТСЖ или управляющей организацией документы необходимо собрать со всех собственников помещений в доме. Новый управляющий может столкнуться и со злоупотреблением прежней компании, удерживающей документы регистрационного учета.

Истребовать необходимые документы у прежнего управляющего можно только через суд. Не секрет, что решение проблемы в судебном порядке - способ не эффективный ввиду потери времени. Однако обратиться в суд все-таки придется. И не столько для того, чтобы получить документы, сколько для того, чтобы в дальнейшем при возникновении спора доказать, что в сложившейся ситуации было сделано все возможное.

А теперь о том, как получить столь необходимые сведения, не дожидаясь принятия и вступления в силу судебных актов. Кроме прежнего управляющего, информация о зарегистрированных гражданах имеется как минимум у самих собственников и у органов регистрационного учета. Прежде всего целесообразно обратиться в органы регистрационного учета, а если эта попытка ни к чему не приведет, то собирать информацию с собственников. На первый взгляд задача может показаться невыполнимой. Однако отметим, что еще при проведении общего собрания на предмет смены способа управления нужно обладать данными о собственниках помещений в доме. Хорошо выполненная работа на этом этапе - залог успеха в дальнейшем. Кроме того, приступать к управлению домом без необходимых документов представляется неразумным. Если решение о смене способа управления принимается действительно в соответствии с жилищным законодательством, то будущая управляющая организация находит союзников в лице как минимум половины собственников помещений в доме. В такой ситуации уже легче получить необходимые данные.

* * *

В заключение подчеркнем, что возложение на управляющих домами обязанности по осуществлению регистрационного учета обусловлено тем, что именно они находятся в тесных отношениях с собственниками (или предполагается, что должны находиться). И хотя четкой ответственности управляющей организации и ТСЖ за то, что они не ведут первичный регистрационный учет, законом не установлено, представляется, что отказ от выполнения данной обязанности затрудняет в первую очередь работу этих самых организаций.

Г.Ю.Шарикова

Юрисконсульт

НП "Нижегородская ассоциация ТСЖ"

Когда человек переезжает в другой город, то часто ему необходимо снятие с регистрационного учета. Если говорить проще, для постоянной прописки по одному адресу необходимо сняться с регистрации по другому. Кроме того, информация об этой процедуре будет полезна и тем, кто никак не может выписать из своей квартиры нежелательного жильца.

Оформляем при переезде

Итак, каким же образом происходит снятие с регистрационного учета? Если вы хотите выписаться из жилого помещения, то у вас есть два варианта.

Первый заключается в том, чтобы обратиться к паспортисту, который занимается регистрацией, либо прийти в местный отдел миграционной службы. При этом нужно получить в паспорте отметку о выписке с определенного адреса и листок убытия. Важно знать, что после прибытия на новое место проживания вам необходимо обратиться за получением регистрации в течение семи дней. Если этого не сделать, то вам может грозить штраф.

Наиболее удобным считается все же второй вариант того, как оформить снятие с регистрационного учета по месту жительства, - по запросу. У любого гражданина есть право уехать с прежнего места проживания, при этом не выписываясь оттуда, но по прибытии в течение семи дней одновременно с оформлением новой регистрации нужно выписаться с прежнего адреса. Для этого следует, составляя заявление о регистрации, заполнить также отрывной талон, в котором сказано о снятии с предыдущего места жительства.

Если вы одновременно делаете прописку по новому адресу и выписываетесь со старого, это никак не повлияет на сроки оформления. Отметку о новом месте жительства поставят в ваш паспорт в течение трех дней после того, как вы подадите все документы. О такой возможности специалисты УФМС говорят редко, поскольку это добавляет им дополнительный объем работы.

Снятие с регистрационного учета не требует уплаты какой-либо пошлины, оно производится бесплатно. Чтобы вам необходимо предоставить свой паспорт, заявление и если она имеется.

Как выписать другого человека

Часто бывает и так, что, купив квартиру, собственники получают «в подарок» и прописанных в ней людей, поскольку предыдущие владельцы просто забывают снять их с учета. Как же действовать в такой ситуации?

Для начала перечислим основания, согласно которым гражданина можно выписать из квартиры без его присутствия. Основанием может стать лишение свободы, если есть вступившее в силу решение суда. Также причиной является призыв в армию на основании документов из Выписать человека можно еще, если он в судебном порядке признан без вести пропавшим либо на основании свидетельства о смерти. Тогда его одновременно снимают и с регистрационного учета. И, наконец, если обнаруживаются сведения и документы, которые стали неправомерным основанием для регистрации.

В случае покупки квартиры с прописанными в ней жильцами, необходимо провести снятие с регистрационного учета в судебном порядке. При этом основанием будет считаться то, что гражданина признают утратившим право на пользование квадратными метрами, которые уже стали вашими. Рассмотрение таких дел много времени не занимает. Потребуется всего один или два заседания. После того как

Меняя место жительства, гражданин обязан произвести снятие с регистрационного учета и аннулировать прописку. В представленной статье мы подробно расскажем, как производится данная процедура, в какие органы обращаться, и документы для этого нужны.

○ Что означает снятие с регистрационного учета по месту жительства.

Осуществление данной процедуры регулируется «Правилам регистрации…» от 17 июля 1995 г. N 713 (далее Правила).

В соответствии со ст.13 Правил, гражданин снимается с регистрационного учета, если:

  1. Меняется его место жительства.
  2. Уходит в армию.
  3. Лишается свободы вследствие осуждения судом.
  4. Отсутствует без вести более полугода.
  5. Умирает либо признается умершим судом (в случае отсутствия без вести).
  6. Выселяется из жилплощади по основанию признания незаконным его использование.
  7. В случае несоответствия представленных в регистрационный учет сведений действительности.

В последних 4 случаях снятие с регистрационного учета возможно только на основании соответствующего решения суда.

Данная процедура необходима для контроля регистрирующими органами процесса перемещения граждан. Последствиями снятия с регистрационного учета является аннулирование прописки по данному адресу.

○ Способы снятия с учета:

Гражданин может произвести снятие с регистрационного учета двумя способами, каждый из которых будет подробно рассмотрен.

✔ До убытия на новое место регистрации.

В данном случае гражданин перед переездом обращается в территориальное отделение ФМС, где заполняется заявление на аннулирование прописки. Документ заполняется в свободной форме, обязательным является указание действующего места проживания и будущего. Таким образом, снятие с регистрационного учета производится до момента фактического выбывания гражданина из жилплощади. Подтверждением успешного аннулирования прописки выступает адресный листок, который выдается на руки заявителю. Его нужно представить по новому месту прописки.

У данного способа есть недостатки:

  1. Необходимость дважды обращаться в регистрирующие органы: при снятии и постановке на учет.
  2. Период пребывания без регистрации. Гражданин выписываясь из жилплощади не получает автоматическую регистрацию по новому месту пребывания. Данную процедуру нужно проводить отдельно. Поэтому образуется промежуток времени, когда у него нет постоянной прописки.

✔ После прибытия на новое место регистрации.

Гражданин может переехать на новое место жительства, не снимаясь с учета. При регистрации по новому адресу его старая прописка будет аннулирована автоматически.

В данном случае нужно заполнить заявление о регистрации, включая отрывной талон. Последний будет направлен по старому адресу места жительства и будет являться основанием для снятия с учета.

Преимуществом данного способа является:

  1. Экономия времени. Посещать регистрирующий орган нужно только один раз на новом месте.
  2. Надежность. Получая прописку на новом месте, и автоматически аннулирую старую, гражданин страхует себя от таких рисков, как потеря ходатайства о снятии и наступление периода без наличия постоянного места регистрации. Выбирая этот способ можно надеяться, что процедура смены адреса прописки пройдет быстрее и легче.

○ Кто снимает с учета и порядок снятия.

На современном этапе процедура смены адреса прописки существенно упрощена. Теперь для снятия с регистрационного учета можно обратиться в такие органы, как:

  • Управляющая компания, обслуживающая дом.

В каждом из этих случаев алгоритм действий одинаковый:

  1. Собрание нужного пакета документов.
  2. Заполнение ходатайства о снятии с учета с приложением необходимых бумаг.
  3. Получение результата обращения в установленный срок.

Выбирая орган для проведения процедуры, следует учитывать, что процедура снятия с регистрационного учета, а также принятие окончательного решения по представленному заявлению находится в юрисдикции ФМС. Другие органы выступают посредниками, они только собирают пакет документов и предоставляют их в миграционную службу, получая затем ответ. Поэтому для экономии времени разумнее обращаться непосредственно в ФМС.

○ Документы для снятия с учета.

Пакет документов для аннулирования прописки минимален. Требуется представить:

  • Заполненное заявление (бланк предоставляется регистрирующим органом).
  • Документ, удостоверяющий личность заявителя (ксерокопия).
  • Выписку из домовой (поквартирной) книги (взять в ЖЭК, УК или МФЦ).

Также в определенных случаях может потребоваться:

  • Адресный листок убытия (при снятии с учета перед переездом, выдается регистрирующим органом).
  • Листок статистического учета выбытия (выдается регистрирующим органом).
  • Согласие органов опеки и попечительства (выдается соответствующим органом).

✔ Документ удостоверяющий личность.

По действующему законодательству заявитель может представить:

  • Внутренний паспорт гражданина РФ.
  • Заграничный паспорт гражданина РФ.
  • Паспорт гражданина СССР.
  • Свидетельство о рождении (для заявителей младше14 лет).

Любой из этих документов может использоваться для идентификации личности исключительно при условии его действительности. Если он подлежит замене, заявление о снятии с учета не будет принято до получения нового документа.

✔ Заявление о снятии с учета.

Установленного образца данного документа нет, в разных регистрирующих органах может предоставляться собственный бланк. При этом есть общие требования к составлению ходатайства:

  • В правом верхнем углу пишется полное наименование органа обращения с указанием руководителя, в адрес которого направляется заявление.
  • Ниже указываются данные заявителя и его контакты.
  • Посередине пишется наименование документа.
  • Заполняется текст ходатайства о снятии с регистрационного учета в деловом стиле.
  • Указывается основания для аннулирования прописки.
  • Указывается новое место проживания.
  • Ставится подпись и дата.

Следует учитывать, что в тексте ходатайства не должно быть аббревиатур и сокращений.

✔ Адресный листок убытия.

Этот документ выдается регистрирующим органом.

  • «При аннулировании регистрации гражданина по месту пребывания сотрудник органа регистрационного учета заполняет на него адресный листок убытия по форме N 7 (приложение N 4 к Регламенту), производит запись в верхнем правом углу "Аннулировано" и направляет его в подразделение адресно-справочной работы территориального органа. При этом в журнале по форме N 4 (приложение N 10 к Регламенту) напротив записи о регистрации производится запись "Аннулировано "__" ___________ 20__ г.". Максимальное время выполнения действия - 10 минут. (ст. 125 Правил)»

Данный документ служит подтверждением снятия с регистрационного учета и основанием для прописки по новому месту жительства.✔ Листок статистического учета выбытия.

Данный документ требуется, если новое место регистрации находится за пределами страны.

  • «При снятии в установленном Регламентом порядке с регистрационного учета по месту жительства граждан, выезжающих на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, на них заполняются листки статистического учета выбытия по форме N 12В (приложение N 12 к Регламенту)(ст.131 Правил)».

✔ Письменное согласие органа опеки и попечительства на изменение места жительства ребёнка.

Данный документ необходимо получить в соответствующем органе при переезде ребенка-сироты, либо ребенка, оставшегося без попечения родителей.