Как осуществляется переноска пострадавшего без носилок. Приемы и способы переноски с помощью подручных материалов. Способы транспортировки пострадавших на руках

Способ транспортировки и переноски пострадавшего зависит от характера и места повреждения, его общего состояния, а также от количества оказывающих помощь и их физических возможностей. В зависимости от конкретных условий пострадавших можно переносить на импровизированных носилках , на руках (рис. 143, 144), при

помощи носилочных лямок , изготовленных из куска брезента длиной 2 м и шириной до 10 см (рис. 145), и т. д.



Рис. 145

В рюкзаке (рис.

146). Нужно распороть боковые швы рюкзака примерно на 30 см от дна. Продев ноги пострадавшего в эти отверстия, рюкзак надевают на него наподобие брюк и завязывают на уровне груди. Переноска осуществляется одним человеком.

Рис. 146

На веревке (рис. 147). Петли смотанной веревки (20-30 м) разделяются на две равные части, в которые садится пострадавший. Во избежание опрокидывания во время переноски пострадавшего привязывают поясом грудной обвязки или репшнуром к несущему.


Рис. 147

Рис. 148

«Беседка» на концах основной веревки с двумя петлями для спуска пострадавшего с сопровождающим (рис. 148). Требуются 2,5 м веревки и репшнур. На конце веревки завязывают двойной узел проводника, обе петли которого надевают на бедра пострадавшего. Длина петель не должна превышать 40-50 см. Репшнуром вяжут схватывающий узел на основной веревке - несколько выше уровня груди пострадавшего, а оставшимися концами обвязывают его грудь (или репшнур прищелкивают карабином к грудной обвязке). Это исключает возможность опрокидывания.

Переноска вдвоем на поперечных палках (рис. 149а). Требуются: два рюкзака, крепкая палка длиной 1,2-1,4 м или две связанные лыжные палки.

Если рельеф позволяет, оказыва-


Рис. 149

ющие помощь должны идти рядом. Обернутую чем-либо мягким палку или лыжные палки продевают через лямки рюкзаков, надетых на спины. Пострадавший садится на палку, для поддерживания равновесия кладет руки на плечи несущих.

Переноска вдвоем на шестах (или лыжах) со штормовками (рис. 1496, в). Требуются: два рюкзака, два шеста не менее 2,1 м или лыжи такой же длины, три-четыре штормовки.

Сквозь рукава штормовок продевают шесты или лыжи, штормовки застегивают над шестами. Концы шестов продевают в лямки рюкзаков, надетых на спины оказывающих помощь. Пострадавшего кладут на носилки головой по ходу движения. Рюкзак впередиидущего служит изголовьем, поэтому в него помещают спальный мешок или что-либо мягкое.

Этот вид переноски одинаково удобен для лежачего и полусидячего положения пострадавшего. При транспортировке зимой его следует тепло одеть и положить в спальный мешок.

Переноска на носилках-плетенках из веревок. Слева и справа от середины основной или вспомогательной веревки (30 м) вяжутся два узла проводника с таким расчетом, чтобы расстояние между ними при натянутой веревке не превышало 50-55 см. На обеих половинах веревки делают по три петли на расстоянии 50 см, три - на расстоянии 80 см и три - на расстоянии 90 см. Петли необходимо вязать так, чтобы в них легко проходил кулак. Полученные петли каждой половины кладутся крест-накрест таким образом, чтобы они находились по обеим сторонам снаружи образовавшейся сетки. Если петли завязаны на правильном расстоянии, на каждом конце веревки остается примерно по полтора свободных метра.

Завернутого в спальный мешок или палатку пострадавшего кладут на сетку, а сопровождающие, берясь за одну или несколько петель, несут его.

Поскольку этот способ транспортировки довольно трудоемкий, его можно значительно облегчить, продевая в петли (пока сетка лежит на земле) шесты, лыжные палки, связанные ледорубы, используя сетку как носилки.

Есть и другой способ переноски на носилках-плетенках из веревок. На расстоянии 20-25 см от середины веревки вяжут петли величиной 38-40 см. Затем в 1 м от них в обе стороны вяжут вторую и еще через 1м- третью петли, после чего оставшиеся концы веревки завязывают вместе и плетут сетку. Полученные таким образом носилки могут нести шесть туристов, но если продеть в петли шесты, то для переноски достаточно и двух человек.

Переноска на шесте (рис. 150). Требуются: шест длиной не менее 3 м, транспортировочный мешок или носилки из веревок, палка длиной 60-70 см или ледоруб.

Мешок или носилки привязывают к шесту так, чтобы оставались ручки: у идущего впереди - длиной 45-50 см, у идущего сзади - не менее 65-70 см. Для удобства транспортировки и во избежание раскачивания пострадавшего мешок привязывают к шесту как можно ближе. На уровне груди пострадавшего на шесте прикрепляют поперечину - распорку, с помощью которой края мешка или носилок удерживаются в раздвинутом положении. В области середины туловища вокруг транспортировочного мешка прикрепляются к шесту вкладыш из спального мешка, обвязка и т.п.

Носилки из шестов (рис. 151а). Требуются: два шеста длиной 2,5-2,6 м, пять палок длиной 50-60 см (или ледорубы), репшнур - 30 м.

Шесты кладут параллельно на расстоянии 55-60 см и соединяют в головной части двумя поперечинами - одна сверху и ближе к краю, другая снизу, в 10-15 см от первой.

В нижней части («ноги») шесты скрепляют одной поперечиной. Из оставшихся двух палок делают изголовье: вставляют их сверху между перекладинами головной части и привязывают к ним таким образом, чтобы образовался треугольник. Все веревочные крепления на носилках делают узлами с прочной затяжкой и маркировкой.


Рис. 150


Рис. 151

Поверхность носилок заплетают репшнуром, причем сетка должна быть густой и туго натянутой, за исключением изголовья, где некоторый провис создает более удобное положение для головы пострадавшего (рис. 1516).

Носилки-волокуша из шестов (рис. 151 в, г). Требуются: два гибких шеста равной толщины длиной 4-5 м, три поперечины по 60-65 см, две прочные и гибкие жерди длиной не менее 2 м каждая, репшнур - 30 м и три репшнура по 4-5 м.

Шесты кладут параллельно и скрепляют двумя поперечинами на расстоянии 1,8-2 м (в зависимости от роста пострадавшего), причем первую поперечину крепят в 40-50 см от головной части шестов, после чего из репшнура плетут сетку для ложа. Затем в 25-30 см от второй поперечины, ближе к краю, к шестам снизу прикрепляют поперечину. Между этими двумя поперечинами снизу вводят немного разведенные жерди, которые крепят в четырех точках. Длинные шесты вместе с жердями при транспортировке пружинят и предохраняют пострадавшего от толчков при прохождении неровностей.

Если транспортировка осуществляется одним человеком, пострадавшего кладут на носилки ногами по ходу движения, если двумя, - то головой.

В лесной зоне можно соорудить носилки-волокуши из длинных жердей (рис. 151д). Для этого потребуются: три жерди 5-6-метровой длины, на тонких концах которых оставляют ветки, две-три поперечины, достаточное количество гибких веток и несколько репшнуров. Связывают их так же, как и носилки-волокуши из шестов, с той лишь разницей, что их сооружают из трех продольных жердей (рис. 151е). При отсутствии веревки для сетки плетут мат из тонких веток. Методы транспортировки те же, что и на носилках-волокушах.

Способы иммобилизации и переноски пострадавшего _при травмах различной локализации_

иммобилизации

Положение пострадавшего при транспортировке

переиоски

Голова, шея

С боков головы уложить мешочки с песком или свертки мягкой одежды, фиксированные к носилкам

На спине; при отсутствии сознания - лежа на боку

Полусидячее

Стандартные или импровизированные носилки с валиком из одежды под верхнюю часть туловища

Лежа или сидя в зависимости от состояния пострадавшего и условий местности; холод на живот; валик из одежды под коленями

Стандартные или импровизированные носилки

Ноги связаны между собой; под колени подложить сверток из одежды

Стандартные или импровизированные носилки

Позвоночник

На спине или животе

Стандартные или импровизированные носилки; при переноске на спине обязателен жесткий (деревянный) щит, при переноске на животе - валик из одежды под грудь

Наложить две шины (переднюю и заднюю) от верхней трети бедра до пятки

Сидя, при общей слабости - лежа

Лежа - на стандартных или импровизированных носилках, сидя на руках или лямках носильщиков

Фиксировать лучезапястный, локтевой и плечевой суставы. Шину наложить по тыльной поверхности предплечья и плеча на согнутую под углом 90 в локтевом суставе руку от пальцев до противоположного предплечья. При отсутствии шины руку уложить в косынку, второй косынкой фиксировать ее к туловищу

Позиция свободная; при общей слабости - сидя или лежа

Самостоятельное передвижение; при общей слабости - сидя на руках или лямках носильщиков

Предплечье

Шину наложить от пальцев по тыльной поверхности руки, согнутой под углом 90 и фиксированной бинтом или косынкой

Шину наложить по ладонной поверхности кисти и предплечья от кончиков пальцев до локтевого сустава; под пальцы подложить небольшой мягкий валик

Самостоятельное передвижение

Фиксировать с помощью трех шин: 1-я - по подошвенной поверхности стопы, задней поверхности голени и бедра; 2-я - по внутренней поверхности стопы, голени и бедра; 3-я - по наружной поверхности нижней конечности и туловища от стопы до подмышечной впадины. Ноги связаны между собой

Стандартные или импровизированные носилки

Наложить шину по подошвенной поверхности стопы и задней поверхности голени от кончиков пальцев до верхней трети голени; стопа к голени должна быть под углом 90

Позиция свободная

Самостоятельное передвижение при помощи импровизированных костылей; сидя - на руках или лямках носильщиков

Переноска пораженных без носилок может осуществляться одним или двумя носильщиками с помощью носилочных лямок и без них.

Носилочная лямка представляет собой брезентовый ремень длиной 360 см и шириной 6,5 см, с металлической пряжкой на конце. На расстоянии 100 см от пряжки нашита накладка из той же ткани, позволяющая пропустить сквозь нее конец ремня и сложить лямку в виде восьмерки (рис. 33).

Для переноски пострадавшего лямку с помощью пряжки складывают или восьмеркой, или кольцом. Сложенную лямку нужно правильно подогнать по росту и телосложению носильщика: лямка, сложенная восьмеркой, должна без провисания надеваться на большие пальцы вытянутых рук (рис. 33,а), а лямка, сложенная кольцом,- на большие пальцы одной вытянутой руки и другой, согнутой в локтевом суставе под прямым углом (рис. 33, б).

Для работы с носилками лямку складывают восьмеркой и надевают так, чтобы петли ее располагались по бокам носильщиков, а перекрещивание ремня приходилось на спине на уровне лопаток (рис. 33, в).

Если носилочной лямки нет, ее легко изготовить: кольцо - из двух, восьмерку - из пяти поясных ремней.

Переноска пораженного одним носильщиком с помощью носилочной лямки может осуществляться двумя способами.

Первый способ. Пораженного кладут на здоровый бок. Носилочную лямку, сложенную в виде кольца, подводят под пострадавшего таким образом, чтобы одна половина лямки была под ягодицами, а другая, продетая под мышками, - на спине. Свободный конец лямки должен лежать на земле. Таким образом, по бокам пострадавшего образуются петли (рис. 34, а).

Носильщик ложится впереди пострадавшего, спиной к нему, просовывает руки в петли надетой на пострадавшего лямки, подтягивает их на свои плечи, связывает петли свободным концом лямки и кладет пострадавшего себе на спину. Затем юн постепенно поднимается, становясь на четвереньки, на одно колено и, наконец, во весь рост. Пострадавший сидит на лямке, прижатый ею к носильщику (рис. 34, б). Такой способ удобен тем,


что обе руки носильщика остаются свободными, а пострадавший может не держаться за носильщика, так как лямка удерживает его достаточно надежно.

К недостаткам этого способа относится давление, которое оказывает лямка на спину пострадавшего. Поэтому при ранениях и повреждениях грудной клетки применяют не первый, а второй способ переноски на лямке.

Второй способ. Носильщик надевает на ноги пострадавшего лямку, сложенную восьмеркой, укладывает его на здоровый бок и, прижимаясь к нему спиной, надевает лямку на себя так, чтобы перекрест ее пришелся на груди. Затем носильщик поднимается, как и при первом способе (рис. 35). При такой переноске грудь пораженного остается свободной, но носильщик должен поддерживать его руки, а пораженный должен держаться за плечи или поясной ремень носильщика. Оба способа не применимы при переломах бедра, таза, позвоночника. Второй


способ, кроме того, нельзя применять при серьезном повреждении обеих верхних конечностей.

Если пострадавшего переносят на лямке два носильщика, то они, сложив носилочную лямку восьмеркой, надевают на себя ее так, чтобы перекрест ремня лямки оказался между ними на уровне тазобедренных, суставов, а петля шла у одного через правое, а у другого через левое плечо. Носильщики опускаются сзади пострадавшего лицом друг к другу один на правое, а другой на левое колено, приподнимают пострадавшего и сажают его на свои сомкнутые колени, затем подводят лямку под ягодицы пострадавшего и встают на ноги (рис. 36).

Существует ряд способов переноски пораженных на руках одним или двумя носильщиками. Переноска пораженных на руках одним носильщиком.

Первый способ. Носильщик сажает пострадавшего на возвышенное место, поворачивается к нему спиной, встает между его ног и опускается на одно колено.


Пораженный обхватывает носильщика за плечи или держится за его пояс; носильщик берет пораженного обеими руками под бедра и встает (рис. 37).

Второй способ. Опустившись на одно колено сбоку от пострадавшего, носильщик берет его одной рукой под спину, другой под ягодицы, а пострадавший обхватывает носильщика за плечи. После этого носильщик встает.

Третий способ. На сравнительно большие расстояния удобнее всего носить пораженного на плече (рис. 38).

Переносить пораженных одному человеку на руках труднее, чем на лямке. Поэтому данными способами пользуются лишь при переноске на короткие расстояния. Переноска пораженного на руках двумя носильщиками может осуществляться несколькими способами.

Первый способ. Носильщики соединяют руки так, чтобы образовать «сиденье» («замок»). «Замок» можно сделать, соединив две руки (одну руку одного носильщика и одну руку другого), три руки (две руки одного носильщика и одну руку другого) и четыре руки (рис. 39, а, б ив).

В первом случае носильщики, имея по одной свободной руке, могут поддерживать ими пострадавшего. Во втором случае пострадавшего

может поддерживать рукой один из носильщиков. В третьем случае пострадавший сам обхватывает носильщиков руками за плечи. Пораженного сажают на «сиденье», как и при переноске на лямку (рис. 40, а и б). В качестве «сиденья» можно также использовать поясной ремень, свернутый кольцом.

Второй способ. Один из носильщиков подходит к пораженному сзади и подхватывает его под мышки согнутыми в локтях руками; другой носильщик встает между ног пораженного спиной к нему и обхватывает руками его голени. Первый носильщик не должен соединять свои руки на груди пораженного, чтобы не затруднять ему дыхание (рис. 41).

Третий способ. Носильщики, подойдя к пораженному, становятся оба с одной (здоровой) стороны его и опускаются на одно колено. Носильщик, находящийся у головы пораженного, одну руку подсовывает ему под спину, другую - под поясницу; носильщик обхватывает пораженного руками за плечи. Другой носильщик, находящийся у ног пораженного, подводит одну руку под его ягодицы, а другую - под голени, Оба носильщика, становясь на ноги, поднимают пораженного. Такой способ пригоден для переноски на короткие расстояния, а также для укладывания пораженных на носилки.

Незаменимым способом является переноска пораженных на носилках.

Санитарные носилки предназначены для переноски пораженных в положении лежа. Они состоят из двух деревянных или металлических брусьев, двух шарнирных стальных распоров с ножками и съемного полотнища с изголовьем (рис. 42). Распоры носилок вместе с ножками тоже съемные; они прикрепляются


к брусьям болтами и гайками; шарниры распоров снабжены пружинными замками, защелками, благодаря чему носилки не могут самопроизвольно складываться при переноске или перевозке на них пораженного.

Изголовье делается в виде подушки, которую набивают сеном (соломой, травой и др.). По обеим сторонам полотнища носилок нашиты «рукава», служащие для надевания полотнища на брусья. В ножном и головном концах полотнища, справа и слева, с помощью болтов, удерживающих ножки, укреплены два брезентовых ремня с пряжками, предназначенных для связывания свернутых носилок. Чтобы уменьшить провисание, в передней части полотнища снизу подшита поперечная парусиновая полоса.

Длина носилок 221,5 см, ширина - 55 см, вес -9,5 - 10 кг. Все носилки изготавливаются одинакового размера и приспособлены для любого вида транспорта.

Носилки развертывают следующим образом: оба носильщика расстегивают ремни; затем, потянув за ручки, раскрывают носилки и, упираясь коленом в распоры, выпрямляют их до отказа. Каждый носильщик проверяет, хорошо ли закрыты замки распоров (рис. 43, а и б).

Свертывают носилки так: носильщики одновременно открывают защелки замков и, подтягивая распоры на себя, полускладывают носилки, а затем провертывают их ножками вверх. Когда полотнище провиснет на сторону, противоположную

ножкам, сдвигают брусья окончательно, ставят носилки на ножки и, сложив полотнища в три складки, обвязывают их ремнями.

Чтобы облегчить переноску пораженного на носилках, пользуются лямкой. Каждый носильщик надевает лямку восьмеркой так, чтобы петли ее ложились ближе к полотнищу. В петли продевают ручки носилок. Передний носильщик кладет руки впереди лямки, задний - позади нее.

При отсутствии носилок их можно изготовить из подручных материалов. На небольшое расстояние пораженных можно переносить на одеяле и др. (рис. 44).

Для работы удобны носилки из подручных средств: из двух жердей, соединенных деревянными распорами и переплетенных лямками, проволокой или веревкой. Носилки можно быстро сделать из 1-2 мешков и 2 жердей (рис. 45).



Для переноски пострадавших с повреждением позвоночника поверх полотнища носилок необходимо положить широкую доску, а поверх нее - какую-либо мягкую подстилку (пальто, плащ, сено и т. д.).

Переноска пораженных на носилках по ровной местности производится, как правило, двумя носильщиками по команде, подаваемой носильщиком № 1.

По команде «Носилки» носильщики развертывают носилки и ставят их на землю рядом с пострадавшим со стороны ранения головным концом к голове. Носильщики встают на колени рядом с пораженным с противоположной стороны.

По команде «Берись» оба носильщика одновременно осторожно поднимают пострадавшего, не вставая с колен, продвигают его вперед и по команде «Опускай» осторожно кладут


на носилки. При этом поврежденной части тела придают возвышенное положение и следят, чтобы она не подвергалась давлению.

После того как пораженный уложен на носилки, подается команда «По местам». Один носильщик становится к головному концу носилок, лицом к пораженному, другой - к ножному концу, спиной к нему. По команде «На лямки» носильщики наклоняются, сгибая колени, надевают петли лямок на ручки носилок и берутся за ручки; по команде «Поднимай» носильщики выпрямляются и поднимают носилки. Поднимать и опускать носилки с пораженным нужно одновременно и осторожно.

По команде «Вперед» носильщик, стоящий впереди, делает шаг правой ногой, а второй носильщик - левой и обапродолжают идти не в ногу.

По команде «Стой» носильщики останавливаются.

По команде «Ставь» носильщики нагибаются и ставят носилки на землю.

Пораженного переносят на носилках ногами вперед. Припередвижении на неровной местности желательно, чтобы пораженного на носилках переносили 3 или 4 носильщика. При подъеме на гору или передвижении по лестнице носилки поворачивают головным концом вперед (рис. 46).

Пораженных, потерявших много крови и получивших повреждение нижних конечностей, при подъеме надо нести ногами вперед. На крутых подъемах и спусках необходимо сохранять горизонтальное положение носилок; для этого при движении в гору поднимают задний их конец, а при движении под гору - передний.

Раненных в челюсти укладывают лицом вниз во избежание затекания крови в дыхательные пути, что может привести к ухудшению состояния; под лоб подкладывают согнутую


в локте руку пострадавшего, пальто и др. При ранении в живот пораженных кладут на спину, ноги их сгибают в коленях, под колени подкладывают валик из одежды.

При повреждении груди пораженных переносят на носилках в полусидячем положении, положив им под спину одежду.

Во время движения передний носильщик предупреждает идущего сзади обо всех неровностях дороги. Если на пути носильщиков встречается какое-либо препятствие, они ставят носилки на землю, берутся за среднюю часть брусьев, поднимают и ставят ручки носилок на препятствие (если это забор, ограда) или оставляют носилки на земле свисающими над краем препятствия (если это ров, канава).

Один носильщик удерживает задний конец носилок, а другой, перебравшись через препятствие, принимает носилки на себя. Носильщик, стоящий у заднего конца носилок, приподнимает и осторожно продвигает носилки, а затем сам переходит препятствие.

Когда переноска пораженных осуществляется женщинами, в частности санитарными дружинницами, в переноске должно участвовать не менее 4 человек (рис. 47).

Во время переноски на носилках следует наблюдать за состоянием пострадавших, за исправностью наложенных повязок и шин. При длительной переноске пострадавшему нужно менять положение, поправлять изголовье, подложенную одежду, утолять жажду (кроме раненных в живот), защищать от непогоды и холода. Свернутые носилки переносятся носилочным звеном так, чтобы их несли левой рукой.

Важным элементом эвакуации пораженных являются погрузка и разгрузка санитарного транспорта. При этом следует учитывать, что погрузка на транспорт без носилок или перекладывание с одних носилок на другие причиняет лишние страдания тяжело пораженному и наносит ему вред. Поэтому тяжело пострадавших, особенно с переломами костей, необходимо доставлять до места назначения на тех же носилках, на которые они были положены впервые. Носильщики обязаны своевременно позаботиться о том, чтобы получить носилки взамен сдаваемых вместе с пораженными.

Санитарные дружинницы должны знать основные правила загрузки и разгрузки санитарного транспорта с тем, чтобы умела руководить работой носильщиков, а в некоторых случаях и самим участвовать в погрузке и разгрузке. Погрузка пораженных на все виды транспорта производится таким образом, чтобы носилки устанавливались в первую очередь на верхний ярус, а затем уже на нижний. На автомобильный транспорт носилки с пострадавшими подают головным концом вперед. Тяжело пораженных с переломами костей черепа, конечностей, ранениями в живот необходимо укладывать только на нижний ярус. Санитарная или грузовая автомашина, приспособленная для перевозки пораженных, должна быть подготовлена к погрузке: задний борт (дверь) откинут (открыта), носилки вынуты из кузова. Для посадки сидячих приспосабливают сиденья.

Необходимо отметить, что чаще всего для транспортировки пораженных будет применяться обычный грузовой автомобильный транспорт, как правило, не приспособленный для перевозки пораженных. Этот транспорт обладает резко травмирующими свойствами. Положение пораженного на травмирующих видах транспорта имеет большое значение для его состояния. Тяжело пораженных, как правило, перевозят лежа, что снижает возможность использования природной эластичности опорно-двигательного аппарата человека для смягчения толчков. Отсюда очень важно правильно разместить носилки с пораженными в зависимости от тяжести их состояния. Размах колебаний носилок тем больше и транспортировка тем вреднее, чем выше подняты носилки и чем дальше они отнесены в сторону от центральной продольной оси кузова автомашины. Отсюда вытекают важные правила, связанные с размещением пораженных: 1) тяжело пораженных, особенно с повреждением опорно-двигательного аппарата, переломами бедра, позвоночника, таза, необходимо размещать в нижнем ряду и ближе к продольной оси машины; 2) если характер поражения и состояние пострадавшего допускают транспортировку в полусидячем положении, то она в ряде случаев более целесообразна, чем транспортировка в положении лежа; 3) для уменьшения добавочной механической травмы обычный автомобильный транспорт необходимо приспосабливать для транспортировки пораженных.

К числу простейших приспособлений относится применение различного рода подстилок, и прежде всего соломы или сена. При этом нужно, чтобы носилки всюду опирались на подстилку, а ножки их не соприкасались с кузовом машины. Это достигается созданием толщины подстилочного слоя не менее 10 см. Автомашины, выделенные для транспортировки тяжело пораженных, кроме того, оборудуются балластом. В качестве балласта используется песок с толщиной слоя в 10 см, что делает дополнительную нагрузку на рессоры от 750 до 1000 кг. Это в свою очередь в значительной степени улучшает условия транспортировки.

Для защиты эвакуированных от дождя и ветра устраивают простейший каркас, покрываемый брезентом, фанерой или досками. В зимних условиях в кузове можно установить железную печь небольших размеров с соблюдением необходимых противопожарных мер.

Носилки в санитарной автомашине в приспособленном грузовом автомобиле могут устанавливаться в два или три яруса. Приспособления для установки обычно состоят из стоек с замками, куда вкладываются ручки одной стороны носилок, и ремней, поддерживающих ручки противоположной стороны носилок. Замок представляет собой гнездо для ручки носилок и откидной запор, препятствующий выскакиванию носилок во время толчка. Ремень имеет на конце петлю, надеваемую на ручку носилок.

Размещение пострадавших в приспособленных автомобилях можно производить различными способами. Кроме того, для перевозки пострадавших непосредственно в городе могут быть использованы в некоторых случаях трамваи, троллейбусы и другие виды городского транспорта.

В некоторых санитарных машинах замки для обеих ручек головного конца носилок смонтированы на специальных каретках, которые передвигаются вдоль кузова.

В санитарную машину или автобус погрузку пораженных производят 2-3 носильщика и водитель, сначала загружают верхние ряды носилок, а затем нижние. При перевозке одного или двух пораженных носилки с ними устанавливают только внизу. При смешанной перевозке двое носилок с пораженными устанавливают в два яруса с левой стороны кузова, а на правой стороне размещают пораженных, которых можно перевозить сидя. Разгружают санитарную машину в порядке, обратном погрузке.

При погрузке тяжело пораженных в грузовую автомашину принцип погрузки сохраняется таким же, как и на санитарный автомобильный транспорт (рис. 48). Инфекционных больных перевозят на специальном транспорте.


Санитарная дружинница, сопровождающая пораженных при транспортировке их автомашиной, должна следить за тем, чтобы водитель вел машину плавно, без рывков, резко не тормозил, замедлял скорость на плохих участках дороги, вел машину по зараженной местности только через специальные проходы, учитывая объезды, сигнальные знаки и др.

Эвакуация пораженных на железнодорожном транспорте в условиях гражданской обороны возможна, как правило, от ОПМ в отдаленные больничные коллекторы загородной зоны. Для этих целей рекомендуются временные санитарные летучки. Они, как правило, не могут быть полностью оборудованы для перевозки пораженных всем необходимым.

Пораженных, эвакуируемых на санитарных летучках, группируют по характеру и тяжести ранения. Каждому пострадавшему выдается конверт - эвакуационная карточка, в котором находятся все медицинские документы на него. На конверте цветным карандашом записывают номер и вид вагона, ярус и место.

Размещать пораженных необходимо в определенной последовательности - сначала занимать места, удаленные от входа, начиная с верхнего яруса. Наиболее удобна погрузка в вагоны с платформы или специального устройства - рампы. При погрузке из автомобилей или с земли необходимо применить трапы, сходни и мостки.

При погрузке пораженных в цельнометаллические вагоны пассажирского типа носилки можно подавать в окна вагонов.

В пути следования санитарные дружинницы обязаны наблюдать за состоянием здоровья пострадавших, поправлять повязки и оказывать помощь при перемене положения пораженного.

Погрузка пострадавших в товарные вагоны производится тремя носильщиками; один из них находится в вагоне и принимает носилки с пораженными, которые подают в вагон головным концом вперед. Важно, чтобы в ножном конце носилок, в тот момент, когда головной конец приподнят для погрузки в вагон, стояли и удерживали носилки не менее двух носильщиков, так как нагрузка на ножной конец очень велика.

Удовлетворительные условия транспортировки в товарном вагоне при нормальном состоянии пути обеспечиваются при скорости до 30 км в час. При больших скоростях тряска и раскачивание вагона резко увеличиваются.

Условия транспортировки по водным путям зависят от типа водного транспорта и характера водного пути. Как правило, все виды речного транспорта обеспечивают очень спокойные условия транспортировки.

В условиях гражданской обороны для эвакуации пораженных в некоторых случаях могут быть использованы самолеты, и вертолеты. Погрузка раненых на санитарный самолет или вертолет, подход к ним и погрузка осуществляются по тем же правилам, что и к санитарной машине.

Пораженных размещают на носилках головой вперед сначала на верхнем, а затем на среднем и нижнем ярусах. Пораженных с большим весом размещают на нижних ярусах, а пораженных, находящихся в тяжелом состоянии, требующих наблюдения и ухода,- на средних.

Все виды санитарного транспорта должны иметь знак Красного Креста.

— Источник—

Учебное пособие для санитарных дружинниц. М.: Медицина, 1972.- 192 с.

Post Views: 96

Вам также может быть интересно

Переноска и перевозка пострадавшего

При несчастном случае необходимо не только немедленно оказать пострадавшему первую помощь, но быстро и правильно доставить его в ближайшее лечебное учреждение. Нарушение правил переноски и перевозки пострадавшего может принести ему непоправимый вред.

При поднимании, переноске и перевозке пострадавшего нужно следить, чтобы он находился в удобном положении, и не трясти его. При переноске на руках без носилок оказывающие помощь должны идти в ногу, мелкими шагами, с несколько согнутыми коленями.

Поднимать и класть пострадавшего на носилки необходимо согласованно, лучше по команде. Брать пострадавшего нужно со здоровой стороны, при этом оказывающие помощь должны стоять на одном и том же колене и так подсовывать руки под голову, спину, ноги и ягодицы пострадавшего, чтобы пальцы показывались с другой стороны его тела. Надо стараться не переносить пострадавшего к носилкам, а, не вставая с колен, слегка приподнять его с земли, чтобы кто-либо поставил носилки под него. Это особенно важно при переломах, в этих случаях необходимо, чтобы кто-нибудь поддерживал место перелома.

Транспортируют пострадавших в положении лежа на спине с ранениями головы, с повреждениями черепа и головного мозга, позвоночника и спинного мозга, при травме живота, переломах костей таза и нижних конечностей. Голову пострадавшего следует повернуть набок, чтобы в дыхательные пути не попали рвотные массы и кровь.

Для переноски пострадавшего с поврежденным позвоночником на полотнище носилок необходимо положить широкую доску, а поверх нее - одежду; пострадавший должен лежать на спине. При отсутствии доски пострадавшего необходимо класть на носилки, животом вниз.

При переломе нижней челюсти, если пострадавший задыхается, нужно класть его на живот лицом вниз.

При травме живота или переломах костей таза пострадавшего следует уложить на спину в положение "лягушка".

Пострадавшего с повреждением грудной клетки надо переносить в полусидячем положении, положив ему под спину одежду.

По ровному месту пострадавшего нужно нести ногами вперед. При подъеме в гору или по лестнице, а также если пострадавший находится в бессознательном состоянии, его следует нести головой вперед. Чтобы не придавать носилкам наклонного положения, оказывающие помощь, находящиеся ниже, должны приподнять носилки.

Чтобы предупредить толчки и не качать носилки, оказывающие помощь должны идти не в ногу, короткими шагами.

Во время переноски на носилках следует наблюдать за пострадавшим, за состоянием наложенных повязок и шин. При длительной переноске нужно менять положение пострадавшего, поправлять его изголовье, подложенную одежду, утолять жажду (но не при травме живота), защищать от непогоды и холода.

Снимая пострадавшего с носилок, следует поступать так же, как и при укладывании его на них. При переноске носилок с пострадавшим на большие расстояния оказывающие помощь должны нести их на лямках, привязанных к ручкам носилок, перекинув лямки через шею.

При перевозке тяжело пострадавшего лучше положить его (не перекладывая) в повозку или машину на тех же носилках, подстелив под них сено, траву. Везти пострадавшего следует осторожно, избегая тряски.

Введение

2. Переноска пораженных без носилок.

Заключение

Список литературы

Введение

На месте происшествия, прежде всего надо остановить у пострадавшего кровотечение, наложить повязки на раны, зафиксировать с помощью шин переломы костей. Только после этого можно переносить, грузить и транспортировать его в лечебное учреждение, по возможности быстро и осторожно.

Неумелое извлечение и перенос пострадавших может привести к серьезным осложнениям - усилению кровотечения, смещению отломков костей и болевому шоку. Чтобы этого не произошло, извлекать из автомобиля, поднимать и укладывать пострадавшего на носилки следует вдвоём или втроём.

При отсутствии стандартных носилок, их несложно сделать из досок, жердей, фанеры, одеяла, пальто.

Например, можно соединить ремнями две жерди деревянными распорками, сверху положить одеяло, пальто или другой материал.

Этим приспособлением можно воспользоваться после извлечения пострадавшего из автомобиля, если вы оказались на месте происшествия один, а чрезвычайная ситуация - пожар, угроза взрыва, кровотечение, прекращение дыхания и остановка сердца у пострадавшего - не позволяет дожидаться помощи. Применение носилок обеспечивает свободную проходимость дыхательных путей, относительную неподвижность позвоночника и даже небольшое его вытяжение, что особенна важно, если повреждён шейный отдел позвоночника.

Чтобы переложить пострадавшего на носилки, необходимо: два человека становятся с той стороны, где нет раны, ожога или перелома, один подводит свои руки под голову и спину пострадавшего, второй под ноги и таз, по команде поднимают одновременно так, чтобы позвоночник оставался прямым. Если поднимают втроём, то один поддерживает голову и грудь, второй - спину и таз, третий - ноги. В таком положении осторожно поднимают, переносят и опускают пострадавшего на носилки, стараясь не причинить ему боли.

1. Общие правила переноски и подъема пострадавших

1.1. Правила переноски пострадавших

В положении лёжа переносят и транспортируют с повреждением позвоночника, живота, переломах костей таза и нижних конечностей, ранениями головы. В случае тяжёлой травмы головы и если пострадавший без сот знания, необходимо повернуть его голову на бок или уложить на бок.

Если нет тяжёлых травматических повреждений позвоночника, рёбер, грудины, но пострадавший находится в бессознательном состоянии, переносить и перевозить его следует в положении на боку или на животе. Это, так называемое безопасное положение, предотвращает западение языка и обеспечивает свободное поступление воздуха при дыхании. Желательно при этом подложить под грудь и лоб пострадавшему валики из одежды.

При травмах грудной клетки или с подозрением на такую травму, переносить и транспортировать пострадавшего надо в полусидящем положении. Если он будет лежать, усилится лёгочная недостаточность.

При ранении передней поверхности шеи, пострадавшего также необходимо укладывать на носилки в полусидящем положении с наклонённой головой так, чтобы подбородок касался груди.

Пострадавших с ранением в затылок и спину надо укладывать на бок, а с травмой живота - на спину с полусогнутыми коленями.

1.2. Правила переноски пострадавших на носилках

По ровной поверхности их надо нести ногами вперёд, а если пострадавший без сознания, то головой вперёд, так удобнее наблюдать за ним и обеспечивается приток крови к мозгу.

Передвигаться следует осторожно, короткими шагами. Чтобы носилки не раскачивались, несущие не должны идти в ногу.

На крутых подъёмах и спусках следить, чтобы носилки находились в горизонтальном положении, для чего на подъёме приподнимают их задний конец, на спусках передний. При этом ручки носилок можно положить на плечи несущих.

Нести пострадавших на носилках на большие расстояния значительно легче, если использовать лямки /ремни, верёвки/, которые уменьшают нагрузку на кисти рук. Из лямки делают петлю в виде восьмёрки и подгоняют её под рост носильщика.

Длина петли должна быть равна размаху вытянутых в стороны рук. Петлю надевают на плечи так, чтобы она скрещивалась на спине, а петли, свисающие по бокам, - на уровне кистей опущенных рук, эти петли продевают в ручки носилок.

1.3. Способы выноса пострадавших из очага бедствия

1. Извлечение на пальто, плащ-палатке, брезенте. Пострадавшего осторожно укладывают на разостланное пальто, продевают через рукава ремень или верёвку и закрепляют его вокруг туловища. Пострадавшего перетаскивают волоком.

2. Переноска на руках. Оказывающий помощь становится около пострадавшего, опускается на колено, одной рукой подхватывает его под ягодицы, а другой - под лопатки. Пострадавший обнимает спасателя за шею. Затем носильщик выпрямляется и несёт пострадавшего.

3. Переноска на спине. Носильщик усаживает пострадавшего на возвышенное место, становится между ногами спиной к нему и опускается на колено. Обхватив пострадавшего обеими руками за бёдра, поднимается вместе с ним. Пострадавший удерживается, обнимая спасателя за шею (этот способ применяется для переноски на более далёкие расстояния).

4. Переноска на плече. Если пострадавший без сознания, носильщик взваливает его на правое плечо животом вниз. Голова пострадавшего находится на спине носильщика.

5. Переноска вдвоём. Один из носильщиков берёт пострадавшего под мышки, второй становится между его ног и спиной к нему, подхватывает его ноги чуть ниже колен. При ранениях с переломом конечностей этот способ неприменим.

6. Переноска на "замке". Наиболее удобен способ переноски пострадавшего. Для образования "замка" каждый из двух оказывающих помощь захватывает правой рукой свою левую руку у кисти, а своей левой рукой - правую руку напарника тоже у кисти. Образуется кресло, в котором и переносится пострадавший, который двумя или одной рукой придерживается, (обхватывает) за плечи или шею спасателей.

7. Переноска с помощью жерди. Жердь можно сделать из трубы, деревянного шеста длиной не менее 2,5 - 3 метра, концы простыни завязываются узлом и просовываются под жердь, второй простыней или одеялом обхватывает ягодицы пострадавшего, и её концами завязывают за жердь.

Щадящим способом транспортировки пораженных является перевозка их по внутренним водным путям, а такжежелезнодорожным транспортом, особенно в пассажирских вагонах. Единственным недостатком при таких способах транспортировки, особенно на близкие расстояния (до 100 км), является многократная перегрузка пораженных (необходимость подвоза пострадавших к местам погрузки, а затем перегрузка на автомобильный транспорт в местах разгрузки).

2. Переноска пораженных без носилок

Переноска пораженных без носилок может осуществляться одним или двумя носильщиками с помощью носилочных лямок и без них.

Носилочная лямка представляет собой брезентовый ремень длиной 360 см и шириной 6,5 см, с металлической пряжкой на конце. На расстоянии 100 см от пряжки нашита накладка из той же ткани, позволяющая пропустить сквозь нее конец ремня и сложить лямку в виде восьмерки (рис. 1).

Рис. 1. Носилочная лямка и как ею пользоваться

а- носилочная лямка; б - пригонка лямки; в - правильно надетая лямка.

Для переноски пострадавшего лямку с помощью пряжки складывают или восьмеркой, или кольцом. Сложенную лямку нужно правильно подогнать по росту и телосложению носильщика: лямка, сложенная восьмеркой, должна без провисания надеваться на большие пальцы вытянутых рук (рис. 1, а), а лямка, сложенная кольцом, - на большие пальцы одной вытянутой руки и другой, согнутой в локтевом суставе под прямым углом (рис. 1,6).

Для работы с носилками лямку складывают восьмеркой и надевают так, чтобы петли ее располагались по бокам носильщиков, а перекрещивание ремня приходилось на спине на уровне лопаток (рис. 1,в).

Если носилочной лямки нет, ее легко изготовить: кольцо - из двух, восьмерку - из пяти поясных ремней.

Переноска пораженного одним носильщиком с помощью носилочной лямки может осуществляться двумя способами.

Первый способ. Пораженного кладут на здоровый бок. Носилочную лямку, сложенную в виде кольца, подводят под пострадавшего таким образом, чтобы одна половина лямки была под ягодицами, а другая, продетая под мышками,-на спине. Свободный конец лямки должен лежать на земле. Таким образом, по бокам пострадавшего образуются петли (рис. 2,а).

Носильщик ложится впереди пострадавшего, спиной к нему, просовывает руки в петли надетой на пострадавшего лямки, подтягивает их на свои плечи, связывает петли свободным концом лямки и кладет пострадавшего себе на спину. Затем он постепенно поднимается, становясь на четвереньки, на одно колено и, наконец, во весь рост. Пострадавший сидит на лямке, прижатый ею к носильщику (рис. 2, 6). Такой способ удобен тем, что обе руки носильщика остаются свободными, а пострадавший может не держаться за носильщика, так как лямка удерживает его достаточно надежно.

Рис.2. Переноска пораженного на лямке (первый способ).

а- лямка надета на пораженного; b - переноска пораженного на лямке, сложенной восьмеркой.

К недостаткам этого способа относится давление, которое оказывает лямка на спину пострадавшего. Поэтому при ранениях и повреждениях грудной клетки применяют не первый, а второй способ переноски на лямке.

Способ перемещения и перекладывания выбирается в зависимости от характера и размещения травм, состояния пострадавшего, количества людей, способных оказать помощь и их физических возможностей, а также в зависимости от наличия подручных средств.

Правила переноски пострадавших на носилках:

1. Носилки устанавливают со стороны повреждения (со здоровой стороны берутся носильщики). Все действия по переноске и перекладыванию пострадавших осуществляются по командам («Берись!», «Поднимай!», «Опускай!», «Стой!», «Вперёд!»). В носилочном звене может быть 2,3,4 носильщика, один из них – старший (подаёт команды).

2. Носилки несут, идя не в ногу , коротким шагом. Для этого первый носильщик начинает движение с левой ноги, второй – с правой.

3. Вверх по лестнице или в горизонтальном направлении пострадавшего транспортируют головой вперед. Сзади идущий следит за состоянием пострадавшего и в случае потери сознания, судорог или приступа рвоты. При необходимости подает команду об экстренной остановке. Впереди идущие обязательно сообщают сзади идущему о всех препятствиях на своем пути (ступеньки, пороги, куски арматуры и пр).

4. Вниз по лестнице пострадавшего транспортируют головой назад. Впереди идущие обязательно сообщают сзади идущему о всех препятствиях на своем пути (ступеньки, пороги, куски арматуры и пр). Сзади идущий следит за состоянием пострадавшего и в случае потери сознания, судорог или приступа рвоты.

5. В транспортные средства носилки подают головным концом. Обязательно в транспорте должен находиться принимающий носилки человек. Если носилки при погрузке приходится поднять повыше, их поднимают за боковые стороны, а не за ручки. Без сопровождающего, который должен находиться рядом с ранеными, транспорт отправлять не положено. Сопровождать раненого может любой здоровый человек, способный оказать первую помощь

Подручные средства для изготовления носилок:

Жерди длиной 2,25 м и натянутой на них матрацной наволочкой с прорезанными углами;

Переплетенные веревкой жерди;

Застегнутый бушлат (пиджак) натянутый на жерди;

Натянутые на жерди веревки;

Лестницы, двери, скамьи и т.п.

Для переноски на носилках используются 2, 4, 6 носильщиков, приме­няются носилки, лямки, которые можно изготовить из поясных ремней.

Положение пострадавшего должно быть максимально щадящим, которое не мешает дыханию и кровообращению.

Способы переноски пострадавшего на руках

Выбор метода переноски пострадавшего зависит от характера травмы, состояния пострадавшего, величины расстояния, числа носильщиков, наличия средств переноски, рельефа местности и других условий. При этом но допускается самостоятельное передвижение пострадавшего с повреждениями черепа, органов грудной и брюшной полости, а также с ранением нижних конечностей.


Чтобы придать пострадавшему сидячее или полусидячее положение, помогающий может приподнять его. Для этого он становится на колени у изголовья и подводит руки под его плечи или встает на колени сбоку и подводит руки под лопатки, голову и шею.

Пострадавший с отсутствием строгих противопоказаний (повреждения грудной или брюшной полости, переломы нижних конечностей и повреждения черепа) может передвигаться с помощью сопровождающего. В легких случаях он опирается на предложенную руку, в более тяжелых помогающий одной рукой берет его кисть с неповрежденной стороны, а второй поддерживает за подмышечную впадину с этой же стороны.

В другом варианте помогающий кладет руку пострадавшего себе на плечи и одной рукой берет за кисть этой руки, а второй обхватывает пострадавшего за талию. Двое помогающих берут пострадавшего таким образом с двух сторон.

Переноска пострадавшего одним носильщиком осуществляется на руках (а), на спине (б) или на плече (в).

< = Можно использовать самостоятельное передвижение пострадавшего с помощью сопровождающего (а) и транспортировка волоком на брезенте, плащ-палатке (б).

Два спасателя могут переносить пострадавших следующими способами:

а - способ «друг за другом»; б - «замок» из трех рук; в - «замок» из четырех рук.

Во время транспортировки пострадавший должен находится в транспортном положении , которое зависит от характера повреждения и тяжести состояния пострадавшего. Правильный выбор этого положения облегчает страдания и улучшает состояние человека, получившего травму.