Как осуществляется психологический отбор по воинским специальностям. Профессиональный психологический отбор. Начнем с определения

В организации

Комплектование кадров является одним из ключевых элементов работы кадрового подразделения любой организации, так как от качества отобранных кадров зависит эффективность деятельности организации в целом. В связи с этим ошибки в отборе кадров могут дорого обойтись организации.

Отбор представляет собой латентную функцию, осуществля­емую организацией для выявления из списка заявителей лиц, наилучшим образом подходящих для вакантной должности. Поскольку рабочая сила нанимается в организацию исходя из тре­бований как тактических, так и стратегических задач, необходимо, чтобы:

Были отобраны самые подходящие для организа­ции сотрудники;

Издержки, связанные с привлечением рабочей силы, были незначительными по отношению к результатам;

Сохранялась структура кадров с одновременным притоком новых идей в организации;

Не пострадал социально-психологический климат организации;

Личные ожидания сотрудников организации были воплощены в жизнь.

Отбор персонала - это процесс изучения психологических и профессиональных качеств сотрудника с целью установления его пригодности для выполнения обязанностей на определенном рабо­чем месте или должности и выбора из совокупности претендентов наиболее подходящего с учетом соответствия его квалификации, специальности, личных качеств и способностей характеру деятель­ности, интересам организации и его самого.

Профессиональный отбор - процедура вероятностной оценки профессиональной пригодности человека, изучение возможности овладения им определенной специальностью, достижения требуе­мого уровня мастерства и эффективного выполнения профессиональных обязанностей.

А. Г. Маклаков профессиональный психологический отбор рассматривает как комплекс мероприятий, направ­ленных на обеспечение качественного отбора персонала организа­ции на основе оценки соответствия уровня развития необходимых психофизиологических (индивидных) качеств и свойств личности требованиям профессиональной деятельности.



В настоящее время профессиональный психологический отбор представляет собой комплекс мероприятий, направленный на обеспечение качественного отбора персонала организации на основе оценки соответствия уровня развития необходимых психофизиологических (индивидных) качеств и свойств личности требованиям профессиональной деятельности.

Основная цель отбора - привлечение сотрудников с необходимой квалификацией и личностными качествами, способных решать поставленные перед ними задачи максимально эффективно.

Основными задачами профессионального психологическою отбора являются оценка развития необходимых для успешной деятельности и обучения по выбранной специальности индивидуально-психологических качеств и свойств личности кандидата, а также вынесение итогового заключения о пригодности к обучению или практической деятельности по соответствующей специальности.

Научную основу мероприятий профессионального психологическою отбора в настоящее время составляют работы в области дифференциальной психологии, психологии труда, а также разработки современных методов исследования психики человека.

Условием, определяющим практическую целесообразность профессионального психологическою отбора, является доказанность его социально экономической оправданности, наличие обоснованной и апробированной системы отбора, опытных психологов.

Принципы организации процесса отбора кадров следующие:

Связь поиска и отбора кадров со стратегией и назначением организации;

Научно-методическое обеспечение (исследование рынка труда, разработка и использование технологии кадрового отбора, анализ адаптации и успешности молодых сотрудников);

Финансовое обеспечение (обоснование, планирование и получение финансовых средств на проведение работ по кадровому отбору);

Материально-техническое обеспечение (помещение, специальное психологическое оборудование, средства оргтехники по обработке и учету информации);

Правовое обеспечение (строгое использование нормативной правовой базы под все действия, связанные с персоналом: тру­дового законодательства, общероссийских классификаторов долж­ностей и профессий, тарифно-квалификационных справочников);

Обеспечение справедливого подхода к оценке всех кандида­та и претендентов на должность;

Конфиденциальность (осуществление отбора на условиях доверительности, неразглашение сведений о канди­датах непричастным к отбору сотрудникам, другим организациям, посторонним лицам).

Для успешного отбора первостепенное значение имеет опреде­ление критериев, на основании которых будет приниматься реше­ние о преимуществах соискателей. При установлении критериев отбора должны быть соблюдены следующие требования: необхо­димость, достаточность, полнота, надежность и валидность крите­риев.

Необходимость и достаточность критериев. Не следует пере­гружать процесс поиска кандидатов, излишне сокращая число воз­можных кандидатов, необоснованно увеличивая число критериев, используемых в процессе отбора.

Полнота критериев. Требование полноты критериев, использу­емых при отборе, означает, что они должны учитывать все клю­чевые характеристики, важные для успешной работы в данной должности. Неполнота критериев отбора может привести к тому, что будут отобраны кандидаты, не удовлетворяющие организацию по некоторым важным рабочим показателям.

Надежность критериев. Отбор на основании установленных критериев должен обеспечивать точность и устойчивость резуль­татов. Результаты, полученные в ходе отбора, не должны быть случайными.

Валидностъ критериев отбора означает, что данные критерии должны соответствовать содержанию работы и требованиям к должности, на которую производится отбор. Низкая валидность критериев отбора может явиться источником ошибок.

Оценка профессиональных знаний, умений, навыков и компетенций осущест­вляется в виде экзамена по специальным тест-вопросам и тест-заданиям. Она может проводиться как в устной или письмен­ной форме, так и в автоматизированном варианте в зависимости от того, какими тестовыми материалами располагает организация.

Индивидуально-психологические, личностные и психофизи­ологические качества кандидатов оцениваются методом психо­логического тестирования с использованием при необходимости инструментальных измерений.

Существует несколько основных методов определения крите­риев отбора:

Проведение обследования всех поступающих на работу по данной специальности (без предварительного отбора) с исполь­зованием батареи психологических методик. Через несколько месяцев на основании сравнительного анализа рабо­чих показателей новых сотрудников устанавливаются показатели, но которым различаются успешные и неуспешные сотрудники. Данные показатели берутся за основу при установлении критериев способных прогнозировать профессиональную успешность. Впо­следствии эти критерии используют в ходе отбора на соответству­ющие должности;

Выделение среди сотрудников организации, работающих по данной специальности, группы успешных и группы неуспеш­ных. Психологическое обследование позволяет установить показатели, по которым существуют достоверные различия между сравниваемыми группами. Эти показатели и выступают впоследствии в качестве критериев отбора;

Выделение важнейших показателей, необходимых дли успешной работы в данной должности, на основе анализа долж­ностных инструкций (регламентов) и требований к должности;

Экспертная оценка, когда критерии предлагаются на осно­вании опыта (группы специалистом) имеющим представления о методах отбора, так и требований к должности, к работе. Этот метод используется чаще всего. При этом критерии отбора устанавливаются самим руководителем (высшим руководством).

Принятию взвешенного и обоснованного решения относительно преимущества одних кандидатов перед другими помогает использование продуманной системы оценки.

А. М. Павлова предлагает следующие показатели эффективности процесса отбора кадров:

Уровень текучести кадров, особенно среди новых сотрудников;

Доля сотрудников, не прошедших испытательный срок, от общего числа принятых на работу;

Финансовые затраты на обеспечение процесса поиска и отборе кадров;

Уровень нарушений трудовой (служебной) и исполнительской дисциплины среди новых сотрудников (прогулы, опоздания, низким эффективность использования рабочего времени);

Уровень брака и ошибок, допускаемых новыми сотрудниками;

Уровень травматизма среди новых сотрудников;

Количество жалоб и претензий, поступивших по вине новых сотрудников со стороны клиентов.

Критериями (показателями) оценки эффективности профессионального психологического отбора являются следующие:

1) экономическая эффективность (снижение затрат на обучение и адаптацию специалистов);

2) показатели степени соответствия сотрудников занимаемым должностям;

3) степень удовлетворенности сотрудников своей работой, опла­той, премиальными, служебным положением, обучением;

4) косвенные показатели эффективности (снижение текучести кадров; сокращение количества самовольных невыходов на работу);

5) сокращение производственных заболеваний; сокращение отсева специалистов; повышение надежности систем управления);

6) показатели качества труда (например, мастерство сотрудника, т.е. высший уровень профессионального развития личности, признанный обществом и имеющий ярко выраженные индиви­дуальные признаки, определяемые по конечному продукту труда и способам достижения результатов профессиональной деятель­ности).

Каждый из перечисленных показателей и их комбинации и целом выражают эффективность отбора персонала. Эффектив­ность отбора - количественная характеристика, которая может быть оценена долей отобранных кандидатов, прогноз профессио­нальной пригодности которых оказался правильным.

Система оценки кандидатов на вакантные должности должна обладать следующими характеристиками:

Быть основанной на объективной информации и давать объ­ективные оценки кандидатов;

Стимулировать тех, кто производит отбор к тому, чтобы они обосновывали свой выбор, ориентируясь на согласованную систему критериев;

Помогать сотрудникам организации, принимающим участие и процессе отбора, легче достигать взаимопонимания при оценке кандидатов и способствовать принятию взвешенного обоснован­ного решения;

Быть продолжением сложившейся в организации политики в области управления персоналом.

Отбор кандидатов заканчивается принятием на работу чело­века, наиболее успешно прошедшего все ступени отбора или вклю­чением в резерв организации, в крайнем случае - отказом всем кандидатам, если подходящая кандидатура не будет найдена.

Система профессионального психологического отбора вклю­чает комплекс специальных диагностических методик, техниче­ских средств и стандартизованных процедур. Также используют и приемы обобщения, интерпретации полученной диагностический информации и составление прогнозов успешности деятельности.

Технология отбора персонала состоит из следующих этапов:

Предварительное интервью;

Заполнение бланка заявления и анкеты;

Диагностическое интервью (собеседование);

Медицинское обследование;

Принятие окончательного решения.

В целом с позиций более официальных процедур профессиональный отбор кадров в организации включает следующие этапы:

Создание кадровой комиссии;

Формирование требований к рабочим местам;

Объявление о конкурсе в средствах массовой информации;

Медицинское обследование здоровья и работоспособности кандидатов;

Оценка кандидатов на психологическую устойчивость;

Заключение кадровой комиссии по выбору кандидатуры на вакантную должность;

Утверждение в должности, заключение контракта;

Организация профессионального психологического отбора в органах внутренних дел Российской Федерации регламентирована нормативными правовыми актами и имеет свою специфику.

Таким образом, профессиональный психологический отбор и настоящее время является тем инструментом, который позволяет решить одну из самых сложных проблем в деятельности любой орга­низации - осуществить качественный отбор персонала. Для этого необходимо прежде всего понимать, что представляет собой чело­век, какие психологические характеристики следует учитывать при прогнозировании успешности его профессиональной деятельности, а также как и с помощью чего можно оценить уровень развития этих качеств у конкретного кандидата на замещение вакантной должности.

Уважаемые абитуриенты!

В соответствии с Правилами профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, утвержденными постановление Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2012 г. № 1259, все кандидаты на службу в органы внутренних дел и обучение по очной форме в образовательные организации МВД России в обязательном порядке проходят профессиональный психологический отбор.

Профессиональный психологический отбор гражданина на службу (кандидата) осуществляется для определения способности указанного гражданина по своим личным и деловым качествам выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, а также для выявления факторов риска девиантного (общественно опасного) поведения. Результаты профессионального психологического отбора подлежат учету при принятии решения о допуске кандидата на обучение к вступительным испытаниям.

Процедура отбора заключается в прохождении кандидатом комплексного психологического обследования, состоящего из трех этапов: психофизиологического обследования в Центре психофизиологической диагностики «ФКУЗ МСЧ МВД России по Ростовской области», психологического обследования и специального психофизиологического исследования с применением полиграфа в Ростовском юридическом институте МВД России.

По результатам комплексного психологического обследования комиссия выносит одно из следующих заключений о профессиональной пригодности кандидата:

К первой категории профессиональной пригодности относятся кандидаты, у которых отсутствуют факторы риска и имеется высокий уровень развития личных и деловых качеств, позволяющий быстро овладеть профессиональными знаниями, навыками и умениями, успешно выполнять обязанности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, в том числе в особых условиях деятельности.

Ко второй категории профессиональной пригодности относятся кандидаты, у которых отсутствуют факторы риска и имеется средний уровень развития личных и деловых качеств, позволяющий в установленные сроки овладеть профессиональными знаниями, навыками и умениями, успешно выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации.

К третьей категории профессиональной пригодности относятся кандидаты, у которых отсутствуют факторы риска и имеется уровень развития личных и деловых качеств ниже среднего, позволяющий овладеть необходимым минимумом профессиональных знаний, навыков и умений, удовлетворительно выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации в обычных условиях, но не обеспечивающий успешного выполнения обязанностей в особых условиях деятельности.

К четвертой категории профессиональной пригодности относятся кандидаты, у которых имеется низкий уровень развития личных и деловых качеств, не позволяющий в установленные сроки овладеть необходимым минимумом знаний, навыков, умений и выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, или выявлен фактор риска.

Лица, получившие в результате прохождения профессионального психологического отбора четвертую категорию профессиональной пригодности, к дальнейшим вступительным испытаниям не допускаются .

Выполнение заданий следует осуществлять индивидуально и в строгом соответствии с инструкциями, данными специалистом, проводящим обследование.

Для успешного выполнения заданий не требуется каких-то исключительных способностей. Главное - строго следовать инструкции специалиста, быть искренним и откровенным, работать серьезно и вдумчиво.

Повторное психологическое обследование кандидатов на обучение с целью изменения категории психологической пригодности не допускается.

При себе вы должны иметь направление на прохождение комплексного обследования, выданное сотрудником кадрового подразделения комплектующего органа, паспорт, фотографию размера 3х4 см и ручку.

Перед обследованием обязательно следует выспаться и отдохнуть. При плохом самочувствии в день тестирования рекомендуется перенести обследование на другой день. Опоздавшие к обследованию не допускаются. Форма одежды во время профотбора и вступительных испытаний - официально-деловой стиль.

Ждем от вас конструктивного сотрудничества и желаем успехов!

Основанием для распределения являются результаты профессионального отбора, который включает в себя следующие виды отбора:

1) социальный;

2) медицинский (военно-врачебная экспертиза);

3) профессиональный психологический;

4) образовательный (по общей и профессиональной подготовленности);

5) по физической подготовленности.

Наиболее существенное значение при профессиональном отборе имеют данные медицинского освидетельствования (отбора), по результатам которого призывнику устанавливается соответствующая категория годности к военной службе, профессионально психологического (по его результатам также присваиваются категории) и образовательного отборов. Профессиональный психологический отбор в вооруженных силах - комплекс мероприятий, направленных на достижение качественного комплектования воинских должностей на основе обеспечения соответствия профессионально важных социально-психологических, психологических и психофизиологических качеств граждан, призываемых или добровольно поступающих на военную службу, и военнослужащих требованиям военно-профессиональной деятельности. Организация и порядок проведения мероприятий по профессиональному психологическому отбору регулируются приказом Минобороны России от 26 января 2000 года № 50 "Об утверждении Руководства по профессиональному психологическому отбору в Вооруженных Силах Российской Федерации".

Мероприятия по профессиональному психологическому отбору с гражданами, подлежащими призыву на военную службу, осуществляются поэтапно:

В период первоначальной постановки граждан на воинский учет;

В период от первоначальной постановки граждан на воинский учет до их явки на заседание призывной комиссии.

В период от первоначальной постановки граждан на воинский учет до их явки на заседание призывной комиссии нештатная группа профотбора военного комиссариата:

Проводит мероприятия по военно-профессиональной ориентации граждан на приобретение гражданских профессий (специальностей), родственных военным, подготовку по военно-учетным специальностям в общественных объединениях и обучение в военно-учебных заведениях по соответствующим специальностям;

Продолжает социально-психологическое изучение граждан, подлежащих призыву на военную службу, в целях уточнения вынесенных в период первоначальной постановки на воинский учет заключений об их профессиональной пригодности;

Проводит дополнительное психологическое и психофизиологическое обследование в целях уточнения уровня нервно-психической устойчивости граждан, подлежащих призыву на военную службу;

Участвует в отборе граждан для подготовки по военно-учетным специальностям в общественных объединениях и предварительном отборе граждан для поступления в военно-учебные заведения;

Анализирует результаты мероприятий по профессиональному психологическому отбору граждан для подготовки по военно-учетньм специальностям в общественных объединениях и обучения в военно-учебных заведениях.

Полученные в ходе мероприятий по профессиональному психологическому отбору данные на граждан, подлежащих призыву на военную службу, а также уточненные перед призывом сведения о наличии у них гражданских специальностей, военно-учетных специальностей, полученных в общественных объединениях и образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования, и дополнительные сведения из территориальных центров профессиональной ориентации молодежи и психологической поддержки населения учитываются при вынесении заключений об их профессиональной пригодности к военной службе на воинских должностях (по классам основных сходных воинских должностей). Мероприятия по профессиональному психологическому отбору проводятся с использованием методов социально-психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования.

Социально-психологическое изучение предусматривает оценку условий воспитания и развития личности, ее военно-профессиональной направленности, организаторских способностей, особенностей общения и поведения в коллективе, образовательной и профессиональной подготовленности. Социально-психологическое изучение проводится с использованием следующих основных методов: изучение документов, наблюдение, опрос (беседа, анкетирование). Психологическое и психофизиологическое обследование позволяет оценивать познавательные психические процессы (ощущение, восприятие, память, мышление), внимание, психологические особенности личности (способности, характер, темперамент), свойства нервной системы (силу, подвижность, лабильность, уравновешенность, динамичность), психомоторики и нервно-психическую устойчивость.

Основным методом психологического и психофизиологического обследования является профессионально-психологическое испытание (тестирование), в том числе с использованием технических средств профотбора. По результатам профессионального психологического отбора выносится одно из следующих заключений о профессиональной пригодности граждан и военнослужащих к подготовке (обучению) по военно-учетным специальностям и военной службе на конкретных воинских должностях:

Относимые к этой категории граждане и военнослужащие по уровню развития профессионально важных качеств полностью соответствуют требованиям воинской должности (воинских должностей), что позволяет им в установленные сроки овладеть военно-учетной специальностью, иметь по результатам инспекторских, итоговых, контрольных проверок и выпускных экзаменов преимущественно отличные оценки, получить классную квалификацию;

Относимые к этой категории граждане и военнослужащие по уровню развития профессионально важных качеств в основном соответствуют требованиям воинской должности (воинских должностей), что позволяет им в установленные сроки овладеть военно-учетной специальностью, иметь по результатам инспекторских, итоговых, контрольных проверок и выпускных экзаменов преимущественно хорошие оценки;

Относимые к этой категории граждане и военнослужащие по уровню развития профессионально важных качеств минимально соответствуют требованиям воинской должности (воинских должностей), с трудом овладевают военно-учетной специальностью в установленные сроки, имеют по результатам инспекторских, итоговых, контрольных проверок и выпускных экзаменов преимущественно удовлетворительные оценки. Допускаются к обучению или профессиональной деятельности при недостатке кандидатов;

Относимые к этой категории граждане и военнослужащие по уровню развития профессионально важных качеств не соответствуют требованиям воинской должности (воинских должностей).
При вынесении заключений о профессиональной пригодности граждан учитывается также уровень их нервно-психической устойчивости.

Оценка нервно-психической устойчивости выносится по 4 уровням:

Высокая нервно-психическая устойчивость;

Хорошая нервно-психическая устойчивость;

Удовлетворительная нервно-психическая устойчивость;

Неудовлетворительная нервно-психическая устойчивость или нервно-психическая неустойчивость.

Лица с нервно-психической неустойчивостью относятся только к 4 категории профессиональной пригодности к подготовке и службе на воинских должностях классов основных сходных воинских должностей, установленных Психологической классификацией воинских должностей, замещаемых солдатами, матросами, сержантами и старшинами. Данные о лицах с нервно-психической неустойчивостью представляются в комиссии по постановке граждан на воинский учет, призывные комиссии, комиссии объединений, соединений и воинских частей по распределению молодого пополнения, комиссии военных комиссариатов по отбору кандидатов, поступающих на военную службу по контракту, и аттестационные комиссии воинских частей, где учитываются:

Врачами-специалистами (психиатром, невропатологом) - при определении их годности к военной службе по состоянию здоровья;

Врачами-специалистами и психологами соединений и воинских частей - для проведения с ними необходимых лечебно-профилактических и психокоррекционных мероприятий.

Граждане и военнослужащие, имеющие 4 категорию профессиональной пригодности, не могут быть:

Направлены для подготовки по военно-учетным специальностям в общественные объединения и учебные воинские части;

Направлены на обучение в военно-учебные заведения;

Приняты на военную службу по контракту на соответствующие воинские должности.

Граждане и военнослужащие, имеющие 4 категорию профессиональной пригодности по классам основных сходных воинских должностей, назначаются на воинские должности, для выполнения которых не требуются особые профессионально важные качества (прочие воинские должности), установленные психологической классификацией воинских должностей, замещаемых солдатами, матросами, сержантами и старшинами. Иные ограничения, учитывающие категории профессиональной пригодности при назначении солдат, матросов, сержантов и старшин на воинские должности, связанные с особенностями прохождения военной службы, устанавливаются Генеральным штабом. Результаты социально-психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования, заключения о профессиональной пригодности и другие данные на граждан и военнослужащих заносятся в соответствующие разделы листа изучения призывника, учетной карты призывника и карты профессионального психологического отбора.

Ответственность за полноту и качество проведения мероприятий по профессиональному психологическому отбору с гражданами и военнослужащими несут военные комиссары, командиры соединений и воинских частей, начальники военно-учебных заведений и училищ. Персональную ответственность за обоснованность и достоверность заключений о профессиональной пригодности граждан и военнослужащих несут начальники подразделений (специалисты) профотбора. В приказе Минобороны России от 2 октября 2007 года № 400 "О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года № 663" отражены некоторые особенности распределения призывников по видам, родам войск вооруженных сил, другим войскам, воинским формированиям и органам, воинским должностям (по военно-учетным специальностям) с учетом оценки психологических качеств и с учетом образования и профессиональной подготовленности призывников.

Обратим внимание еще на ряд нюансов, связанных с распределением призывников:

Братья-близнецы, если они призываются на военную службу одновременно одной призывной комиссией, должны направляться для прохождения военной службы, как правило, в одну воинскую часть;

При предназначении водителей автомобилей необходимо учитывать уровень их профессиональной подготовки и особенности эксплуатации автотранспорта в соответствующих регионах. Наиболее подготовленные водители отбираются и направляются в первую очередь в автомобильные воинские части и подразделения, постоянно занятые перевозкой личного состава и подвозом материальных средств;

Призывники, имеющие неудовлетворительную нервно-психическую устойчивость, не направляются в режимные и учебные воинские части, а в учебные воинские части - отнесенные к IV категории профессиональной пригодности в отношении воинских должностей (военно-учетных специальностей), на которые проводится подготовка в этих учебных воинских частях.

Решение о предназначении призывника в вид, род войск Вооруженных Сил РФ, другие войска, воинские формирования и органы для прохождения военной службы по военно-учетным специальностям на воинских должностях принимается призывной комиссией большинством голосов на основе результатов медицинского освидетельствования, данных профессионального психологического отбора, образовательной и специальной (профессиональной) подготовки, а также предложения военного комиссара о предварительном предназначении призывника. При этом учитывается также потребность в накоплении военных специалистов в запасе для комплектования войск по мобилизационному плану. Организацию направления в воинские части, организации вооруженных сил и других федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, отдельных категорий призывников, в том числе имеющих дефицитные специальности, осуществляет Генеральный штаб (Главное организационно-мобилизационное управление).

Федеральный закон "О военной обязанности и военной службе" (статья 36) предусматривает, что военную службу по призыву граждане проходят в Вооруженных Силах РФ, пограничных органах и во внутренних войсках Министерства внутренних дел РФ. В другие войска, воинские формирования и органы для прохождения военной службы по призыву граждане направляются в соответствии с указом Президента РФ после укомплектования воинских должностей, замещаемых военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, в Вооруженных Силах РФ, других войсках и органах. Призывники, признанные военно-врачебной комиссией годными к военной службе или годными с незначительными ограничениями, но не годными к военной службе по конкретной военно-учетной специальности, назначаются на воинские должности, обязанности по которым они могут исполнять с учетом состояния здоровья. Если в воинской части отсутствуют такие воинские должности, то военнослужащие подлежат переводу в другие воинские части.

Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, имеющие больных и пенсионного возраста родителей, у которых в период военной службы возникло право на ее прохождение вблизи места проживания семьи, на основании заключения, утвержденного военным комиссаром субъекта РФ, с приложением заключения органа государственной службы медико-социальной экспертизы о нуждаемости родителей в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре), заверенного печатью этого учреждения, и копии пенсионного удостоверения, заверенной в установленном порядке, могут быть переведены к новому месту военной службы по семейным обстоятельствам.

В рамках Федерального закона от 12 июля 1999 года № 161-ФЗ "О материальной ответственности военнослужащих" под воинскими частями понимаются органы военного управления, объединения, соединения, воинские части, корабли, организации, военные образовательные учреждения профессионального образования, в которых в соответствии с законодательством РФ военнослужащие проходят военную службу. Учебная воинская часть - военно-учебное заведение начального военно-профессионального образования, предназначенное для подготовки сержантов (старшин) и солдат(матросов) - специалистов. Включает несколько учебных подразделений курсантов, подразделений обеспечения и обслуживания. Учебные воинские части (роты, батальоны, полки, центры, бригады, отряды, команды, школы младших специалистов и др.) имеются во всех видах Вооруженных Сил РФ, родах войск (сил) и специальных войсках.
Линейные воинские части - воинские части, составляющие основу сомкнутых линейных боевых построений, находящиеся, как правило, в состоянии постоянной боевой готовности (стрельбы, вождения, тактика). В русской армии к линейным частям относились части, охранявшие пограничные укрепленные линии и государственную границу.

Режимная воинская часть входит в состав режимных объектов, к которым согласно Указу Президента РФ от 30 ноября 1995 года № 1203 "Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне" относятся объекты, на которых ведутся работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, и для функционирования которых установлены специальные меры безопасности. Военный энциклопедический словарь Минобороны России к режимным объектам относит военные и специальные объекты, воинские части, предприятия, организации, учреждения, военно-учебные заведения иди их отдельные элементы, на которых ведутся работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну и для функционирования которых установлены специальные меры безопасности. Так, например, в зависимости от степени секретности и объема проводимых работ, количества лиц, непосредственно занятых на их выполнении, режимные объекты ракетных войск стратегического назначения (РВСН) подразделяются на особо режимные, особо важные и режимные, перечни которых устанавливаются Правительством и Министерством обороны РФ.

Постановление Правительства РФ от 6 декабря 2012 г. N 1259
"Об утверждении Правил профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел Российской Федерации"

В соответствии с частью 5 статьи 9 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемые Правила профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел Российской Федерации.

Правила
профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел Российской Федерации
(утв. постановлением Правительства РФ от 6 декабря 2012 г. N 1259)

С изменениями и дополнениями от:

1. Настоящие Правила устанавливают порядок организации и проведения профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел Российской Федерации (далее - служба).

2. Профессиональный психологический отбор гражданина на службу (далее - психологический отбор) осуществляется для определения способности указанного гражданина (далее - кандидат) по своим личным и деловым качествам выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, а также для выявления факторов риска девиантного (общественно опасного) поведения (далее - факторы риска).

3. В процессе психологического отбора проводится определение категорий профессиональной психологической пригодности (далее - профессиональная пригодность) кандидатов.

4. Определение категорий профессиональной пригодности осуществляется путем проведения психологических и психофизиологических исследований (обследований), тестирований, медицинских обследований (за исключением исследований (обследований), тестирования, указанных в части 6 статьи 17 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации") в том числе с применением специализированных технических устройств, не наносящих ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющих вреда окружающей среде, а также медицинских изделий (далее - комплексные обследования).

5. Критериями определения категорий профессиональной пригодности являются уровень развития личных и деловых качеств кандидатов, необходимых для выполнения служебных обязанностей сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации (далее - личные и деловые качества), наличие или отсутствие факторов риска.

6. Личными и деловыми качествами, подлежащими изучению в ходе комплексных обследований, являются:

а) уровень общего интеллектуального развития, способностей к логическим суждениям и умозаключениям, а также к четкому изложению информации в устной и письменной формах;

б) эмоциональная устойчивость, уравновешенность, контроль своего поведения и внешних проявлений эмоций, эмоциональная зрелость;

в) уровень волевой регуляции поведения, выдержки, смелости, решительности, настойчивости, целеустремленности, работоспособности;

г) внутренняя организованность, исполнительность, дисциплинированность, ответственность за порученное дело;

д) уровень правосознания и нравственных убеждений, честность, принципиальность, соблюдение норм общественной морали;

е) зрелость личности, способность брать на себя ответственность за свои решения, действия и поступки, умение определять приоритеты и последовательность в решении проблем, самостоятельность, уверенность в своих силах и уровень самокритичности;

ж) самооценка, особенности мотивационной сферы личности.

7. Факторами риска, подлежащими выявлению в ходе комплексных обследований, являются:

а) злоупотребление алкоголем или токсическими веществами;

б) потребление без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ;

в) участие в незаконном обороте наркотических средств или психотропных веществ;

г) противоправные контакты с лицами, имеющими неснятую или непогашенную судимость;

д) участие в незаконном обороте оружия;

е) участие в деятельности запрещенных общественных объединений;

ж) совершение уголовно наказуемых деяний (кроме уголовно наказуемых деяний, указанных в других подпунктах настоящего пункта);

з) сокрытие или искажение анкетных данных, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

и) попытка поступления на службу в интересах деятельности запрещенных общественных объединений, преступных и иных организаций;

к) склонность к злоупотреблению должностными полномочиями;

л) склонность к совершению суицидальных действий.

8. Методика проверки личных и деловых качеств кандидатов, методики выявления факторов риска (за исключением факторов риска, указанных в подпунктах "а" , "б" и "л" пункта 7 настоящих Правил), а также критерии оценки результатов комплексного обследования, направленного на изучение и выявление личных и деловых качеств и факторов риска, утверждаются Министром внутренних дел Российской Федерации. Методики выявления факторов риска, указанных в подпунктах "а", "б" и "л" пункта 7 настоящих Правил, а также критерии оценки результатов комплексного обследования, направленного на их выявление, утверждаются Министром внутренних дел Российской Федерации по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации.

9. При проведении комплексных обследований кандидатов, не имеющих на день этих обследований трудового стажа, стажа государственной или муниципальной службы, фактор риска, указанный в подпункте "к" пункта 7 настоящих Правил, не проверяется.

10. Для проведения психологического отбора в органах внутренних дел Российской Федерации формируются комиссии по психологическому отбору (далее - комиссии).

11. В состав комиссий включаются специалисты кадровых подразделений и медицинских организаций органов внутренних дел Российской Федерации, имеющие высшее психологическое или медицинское образование по специальностям "Психиатрия", "Функциональная диагностика", а также имеющие иное высшее медицинское или педагогическое образование, при условии прохождения ими профессиональной переподготовки (повышения квалификации) по соответствующей специальности (далее - специалисты). Изучение личных и деловых качеств, указанных в пункте 6 настоящих Правил, а также выявление факторов риска, указанных в подпунктах "в"-"к" пункта 7 настоящих Правил, осуществляется специалистами кадровых подразделений с применением специализированных технических устройств, не наносящих ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющих вреда окружающей среде. Выявление факторов риска, указанных в подпунктах "а" , "б" и "л" пункта 7 настоящих Правил, осуществляется специалистами медицинских организаций органов внутренних дел Российской Федерации с применением медицинских изделий.

13. Комплексное обследование проводится с письменного согласия кандидата. Письменное согласие кандидата оформляется в день представления заявления с просьбой о поступлении на службу.

14. Кандидату в день оформления письменного согласия кадровым подразделением выдается направление на прохождение комплексного обследования (далее - направление), в котором указываются дата, время и место проведения этого обследования.

15. Форма направления и образец письменного согласия кандидата утверждаются Министром внутренних дел Российской Федерации.

16. Комплексное обследование проводится в течение 30 суток с момента явки кандидата в комиссию для прохождения указанного обследования.

17. Члены комиссии в каждом случае проведения комплексного обследования должны удостоверить личность кандидата путем проверки документа (паспорт, военный билет, удостоверение личности военнослужащего) и направления. При осуществлении медицинского обследования необходимым предварительным условием такого обследования является информированное добровольное согласие кандидата на медицинское вмешательство на основании предоставленной специалистом в доступной форме полной информации о целях, методах медицинского обследования, риске, связанном с таким обследованием, возможных вариантах медицинского вмешательства, а также о его последствиях и предполагаемых результатах. При отказе от медицинского вмешательства кандидату должны быть разъяснены возможные последствия отказа.

18. На основании проведенного комплексного обследования с учетом его результатов члены комиссии, придя к общему мнению, составляют и подписывают заключение о профессиональной пригодности кандидата (далее - заключение) по форме, утверждаемой Министром внутренних дел Российской Федерации.

В случае возникновения разногласий между членами комиссии каждый из них (член комиссии, который не согласен с другими) составляет рапорт, который прилагается к заключению и служит его составной частью. Член комиссии, составивший рапорт, не подписывает заключение.

19. Заключение должно содержать сведения о кандидате (фамилия, имя, отчество, дата рождения), результаты комплексного обследования с указанием примененных методов (методик) и средств, оценку полученных результатов, факторы риска (в случае их выявления), дату составления заключения, его номер, а также один из следующих выводов:

20. К первой категории профессиональной пригодности относятся кандидаты, у которых отсутствуют факторы риска и имеется высокий уровень развития личных и деловых качеств, позволяющий быстро овладеть профессиональными знаниями, навыками и умениями, успешно выполнять обязанности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, в том числе в особых условиях деятельности.

21. Ко второй категории профессиональной пригодности относятся кандидаты, у которых отсутствуют факторы риска и имеется средний уровень развития личных и деловых качеств, позволяющий в установленные сроки овладеть профессиональными знаниями, навыками и умениями, успешно выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации.

22. К третьей категории профессиональной пригодности относятся кандидаты, у которых отсутствуют факторы риска и имеется уровень развития личных и деловых качеств ниже среднего, позволяющий овладеть необходимым минимумом профессиональных знаний, навыков и умений, удовлетворительно выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации в обычных условиях, но не обеспечивающий успешного выполнения обязанностей в особых условиях деятельности.

К этой категории профессиональной пригодности могут быть отнесены также кандидаты, у которых при высоком или среднем уровне развития личных и деловых качеств выявлен один фактор риска. Решения о профессиональной пригодности таких кандидатов принимаются с учетом содержания фактора риска, уровня развития их личных и деловых качеств, а также других данных.

23. К четвертой категории профессиональной пригодности относятся кандидаты, у которых имеется низкий уровень развития личных и деловых качеств, не позволяющий в установленные сроки овладеть необходимым минимумом знаний, навыков, умений и выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, или выявлен фактор риска (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 22 настоящих Правил).

24. Заключение в 5-дневный срок направляется в соответствующее кадровое подразделение. Сведения, содержащиеся в заключении, являются конфиденциальной информацией (служебной тайной).

25. Заключение действительно в течение 6 месяцев со дня определения категории профессиональной пригодности. Днем определения категории профессиональной пригодности считается день составления заключения.

26. Повторное определение категории профессиональной пригодности до истечения срока, указанного в пункте 25 настоящих Правил, проводится в случае, если требуется определить категорию профессиональной пригодности кандидата к службе иного направления деятельности, чем при предыдущем комплексном обследовании.

27. Заключение учитывается руководителем (начальником), наделенным в установленном порядке правом рассмотрения документов, представляемых кандидатом (далее - руководитель), при принятии решений, предусмотренных частью 4 статьи 19 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", и приобщается кадровым подразделением к личному делу сотрудника (материалам изучения этого кандидата).

28. Кандидат имеет право ознакомиться с заключением. Ознакомление организует соответствующее кадровое подразделение с соблюдением законодательства об охране государственной или иной тайны.

29. Для урегулирования разногласий по вопросам, касающимся применения настоящих Правил, в Министерстве внутренних дел Российской Федерации формируется центральная комиссия по психологическому отбору (далее - центральная комиссия).

30. В состав центральной комиссии включаются квалифицированные сотрудники центрального аппарата, территориальных органов, образовательных, научных и медицинских организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации, представители других федеральных органов исполнительной власти, государственных органов, учреждений и иных организаций (по согласованию), имеющие высшее психологическое или медицинское образование по специальностям "Психиатрия", "Функциональная диагностика" и обладающие необходимым профессиональным опытом в области психологической (психофизиологической) диагностики.

31. Положение о центральной комиссии и ее персональный состав утверждаются Министром внутренних дел Российской Федерации.

32. Кандидат в случае несогласия с заключением вправе обратиться в письменной форме в центральную комиссию, а при несогласии с ее решением - в суд.

33. Руководитель в случае несогласия с заключением или получения кадровым подразделением заключения, содержащего рапорт, указанный в пункте 18 настоящих Правил, направляет в центральную комиссию полученные в процессе психологического отбора документальные материалы с пояснительной запиской, отражающей суть несогласия с заключением или разногласий между членами комиссии.

34. Решения центральной комиссией принимаются в течение 30 суток со дня поступления обращения кандидата или материалов, указанных в пункте 33 настоящих Правил.

35. В случае если по результатам рассмотрения обращения кандидата или материалов, указанных в пункте 33 настоящих Правил, в деятельности комиссии выявлены нарушения установленного порядка проведения психологического отбора, центральная комиссия принимает решение об отмене заключения и назначает новое комплексное обследование, которое проводится комиссией, определяемой центральной комиссией, в 10-дневный срок. Новое комплексное обследование не может быть поручено комиссии, в деятельности которой выявлены нарушения установленного порядка психологического отбора.

36. Получение, обработка, хранение, передача и любое другое использование сведений о профессиональной пригодности кандидатов осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Чтобы попасть на службу в органы внутренних дел, нужно пройти профессиональный психологический отбор. Регламентированы правила его проведения.

Цели такого отбора - определить способность гражданина по своим личным и деловым качествам выполнять служебные обязанности сотрудника ОВД; выявить факторы риска девиантного (общественно опасного) поведения.

Кандидаты проходят психологические и психофизиологические исследования, тестирования, медицинские обследования (в том числе с использованием специализированных техустройств). В ходе отбора изучают такие качества, как общее интеллектуальное развитие, эмоциональная устойчивость, выдержка, смелость, настойчивость, целеустремленность, работоспособность, исполнительность, дисциплинированность, ответственность. Оценивают уровень правосознания кандидата, его честность, принципиальность, зрелость личности, самокритичность, а также иные личные и деловые качества.

Профессиональный психологический отбор помогает выявить факторы риска: злоупотребление алкоголем, потребление наркотических средств, противоправные контакты с судимыми гражданами, склонность к злоупотреблению должностными полномочиями, возможность суицидальных действий и др.

Для проведения отбора в ОВД создаются специальные комиссии. В них включают специалистов-медиков и психологов.

Все исследования допустимы только с письменного согласия кандидата. По их результатам присваивается 1 из 4 категорий профпригодности. К 1-й категории относят кандидатов, у которых отсутствуют факторы риска и имеется высокий уровень развития личных и деловых качеств. Их рекомендуют к принятию на службу в первую очередь.

Заключение комиссии является служебной тайной. Оно действительно в течение 6 месяцев. Кандидат вправе ознакомиться с ним и обжаловать его в центральную комиссию МВД России, а при несогласии с ее решением - в суд.

Постановление Правительства РФ от 6 декабря 2012 г. N 1259 "Об утверждении Правил профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел Российской Федерации"


Настоящее постановление вступает в силу по истечении 7 дней после дня его официального опубликования


В настоящий документ внесены изменения следующими документами:


Постановление Правительства РФ от 6 марта 2015 г. N 201

Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления



Профессиональный психологический отбор кандидатов для прохождения военной службы по контракту. Профессиональный психологический отбор в Вооруженных Силах Российской Федерации является одним из видов профессионального отбора и представляет собой комплекс мероприятий, направленных на достижение качественного комплектования воинских должностей на основе обеспечения соответствия профессионально важных социально-психологических, психологических и психофизиологических качеств граждан, призываемых или добровольно поступающих на военную службу, и военнослужащих требованиям военно-профессиональной деятельности.

При проведении профессионального психологического отбора оцениваются уровень интеллектуального развития, психологическая готовность к прохождению военной службы, быстрота мышления, коммуникабельность и другие профессионально важные для военной службы качества обследуемых граждан и военнослужащих.

Профессиональная пригодность гражданина (военнослужащего) определяется относительно конкретной воинской должности, на замещение которой планируется данный гражданин.

Организационно-правовые основы профессионального психологического отбора содержатся в Федеральном законе «О воинской обязанности и военной службе», Положении о порядке прохождения военной службы. В Вооруженных Силах Российской Федерации организация и порядок проведения профессионального психологического отбора установлены в Руководстве по профессиональному психологическому отбору в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденном приказом министра обороны Российской Федерации от 26 января 2000 г. № 50.

Мероприятия по профессиональному психологическому отбору в войсках (силах) организуют командиры соединений и воинских частей в соответствии с вышеуказанным Руководством, указаниями Генерального штаба, главных штабов видов Вооруженных Сил Российской Федерации, штабов военных округов, флотов, родов войск, главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации, штабов объединений и соединений.

Командиры соединений и воинских частей в целях обеспечения полноты и качества проведения мероприятий по профессиональному психологическому отбору обязаны:

Знать общий порядок проведения мероприятий по профессиональному психологическому отбору при комплектовании воинских частей и подразделений и назначении на должности, замещаемые военнослужащими, проходящими военную службу по призыву или контракту;

Организовывать работу и контролировать деятельность подразделений (специалистов) профессионального психологического отбора, определять порядок их взаимодействия с органами воспитательной работы, врачами-специалистами;

Учитывать рекомендации и заключения специалистов по профессиональному психологическому отбору при принятии решений о назначении военнослужащих на воинские должности и заключении контрактов с гражданами, поступающими на военную службу по контракту на должности солдат, матросов, сержантов и старшин.

По результатам профессионального психологического отбора выносится одно из следующих заключений о профессиональной пригодности граждан и военнослужащих к подготовке (обучению) по военно-учетным специальностям и военной службе на конкретных воинских должностях (далее - профессиональная пригодность):

Относимые к данной категории граждане и военнослужащие по уровню развития профессионально важных качеств полностью соответствуют требованиям воинской должности (воинских должностей), что позволяет им в установленные сроки овладеть военно-учетной специальностью, иметь по результатам инспекторских, итоговых, контрольных проверок и выпускных экзаменов преимущественно отличные оценки, получить классную квалификацию;

Относимые к данной категории граждане и военнослужащие по уровню развития профессионально важных качеств в основном соответствуют требованиям воинской должности (воинских должностей), что позволяет им в установленные сроки овладеть военно-учетной специальностью, иметь по результатам инспекторских, итоговых, контрольных проверок и выпускных экзаменов преимущественно хорошие оценки;

Относимые к данной категории граждане и военнослужащие по уровню развития профессионально важных качеств минимально соответствуют требованиям воинской должности (воинских должностей), с трудом овладевают военно-учетной специальностью в установленные сроки, имеют по результатам инспекторских, итоговых, контрольных проверок и выпускных экзаменов преимущественно удовлетворительные оценки. Допускаются к обучению или профессиональной деятельности при недостатке кандидатов;

При вынесении заключений о профессиональной пригодности граждан учитывается также уровень их нервно-психической устойчивости.

Оценка нервно-психической устойчивости выносится по 4 уровням:

Высокая нервно-психическая устойчивость;

Хорошая нервно-психическая устойчивость;

Удовлетворительная нервно-психическая устойчивость;

Неудовлетворительная нервно-психическая устойчивость, или нервно-психическая неустойчивость (под нервно-психической неустойчивостью понимается склонность к нарушениям психической деятельности при значительных психических и физических нагрузках).

Лица с нервно-психической неустойчивостью относятся только к четвертой категории профессиональной пригодности к подготовке и службе на воинских должностях классов основных сходных воинских должностей, установленных Психологической классификацией воинских должностей, замещаемых солдатами, матросами, сержантами и старшинами.

Проверка соответствия уровня образования, профессиональной и физической подготовки требованиям, установленным для кандидатов, поступающих на военную службу по контракту . В соответствии с п. 12 ст. 5 Положения о порядке прохождения военной службы требования по уровню образования, профессиональной и физической подготовки, предъявляемые к гражданам, поступающим на военную службу по контракту, устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти.

Приказом министра обороны Российской Федерации «Об организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) в Вооруженных Силах Российской Федерации» от 30 сентября 2002 г. № 350 установлены требования для назначения военнослужащих на должности офицеров и прапорщиков.

Кандидат должен соответствовать следующим требованиям:

а) по уровню образования:

На воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, - иметь высшее или среднее профессиональное образование, родственное соответствующей военно-учетной специальности;

На воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание прапорщика (мичмана), - иметь образование не ниже среднего профессионального, родственное соответствующей военно-учетной специальности;

б) по уровню профессиональной подготовки:

На воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, иметь опыт не менее:

одного года прохождения военной службы по родственной военно-учетной специальности для граждан, прошедших военную службу по призыву;

двух лет стажа работы по соответствующей родственной военно-учетной специальности для граждан, не прошедших военную службу по призыву;

На воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание прапорщика (мичмана), - иметь опыт не менее одного года прохождения военной службы по родственной военно-учетной специальности - для граждан, прошедших военную службу по призыву, или одного года стажа работы по соответствующей родственной военно-учетной специальности - для граждан, не прошедших военную службу по призыву;

в) по уровню физической подготовки: выполнять не ниже оценки «удовлетворительно» соответствующие нормативы по упражнениям, характеризующим развитие основных физических качеств (быстроты, выносливости и силы).

Кроме того, как правило, при изучении социально-демографических, морально-психологических и деловых качеств кандидатов определяются условия воспитания и развития личности, особенности общения и поведения в коллективе. Выявляются лица, желающие стать младшими командирами, и т. д.

Заверенные командиром воинской части копии документов об образовании и профессиональной подготовке, результаты проверки физической подготовки подшиваются в личное дело кандидата.

Требования по уровню образования и профессиональной подготовки не распространяются на граждан, поступающих на военную службу по контракту, имеющих воинские звания офицеров и прапорщиков (мичманов) запаса.

Определение соответствия кандидатов, отбираемых в воинских частях и военных комиссариатах, требованиям, предъявляемым для граждан, поступающих на военную службу по контракту. По общему правилу, содержащемуся в ст. 34 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», определение соответствия кандидатов требованиям, установленным для поступающих на военную службу по контракту, возлагается на следующие органы:

Комиссии военных комиссариатов, определяющие соответствие граждан (иностранных граждан) требованиям, установленным для поступающих на военную службу по контракту;

Аттестационные комиссии воинских частей, определяющие соответствие военнослужащих требованиям, установленным для поступающих на военную службу по контракту.

Кроме того, на аттестационные комиссии воинских частей возлагается функция по определению целесообразности приема на военную службу по контракту в отношении граждан, отобранных в военных комиссариатах.

Порядок создания и деятельности аттестационных комиссий регламентируется ст. 27 Положения о порядке прохождения военной службы.

Состав аттестационной комиссии объявляется приказом командира воинской части. В состав аттестационной комиссии входят:

а) председатель аттестационной комиссии - первый заместитель (заместитель) командира или начальник штаба воинской части;

б) члены аттестационной комиссии - заместитель (заместители) командира воинской части, командиры (начальники) подразделений воинской части, представители кадрового и юридического органов, органов комплектования и воспитательной работы воинской части;

в) секретарь аттестационной комиссии - один из офицеров воинской части.

Для принятия решения командиром воинской части аттестационная комиссия выносит письменные заключения по всем рассматриваемым вопросам.

В отношении граждан, проходивших отбор в военных комиссариатах, комиссии военных комиссариатов на основании изучения документов, находящихся в личных делах кандидатов, с учетом заданий на отбор кандидатов и заявок войск (сил) принимают решение о соответствии (несоответствии) граждан требованиям, установленным для поступающих на военную службу по контракту.

После этого личные дела кандидатов, прошедших отбор и рекомендованных для поступления на военную службу по контракту, направляются в воинские части в соответствии с имеющимися заявками с учетом наличия вакантных воинских должностей, соответствующих воинским званиям кандидатов, их образованию, подготовке, состоянию здоровья и результатам отбора.

Как уже упоминалось, в отношении кандидатов-военнослужащих аттестационные комиссии воинских частей на основании личных дел оценивают соответствие кандидатов предъявляемым квалификационным требованиям. При этом оценка осуществляется применительно к требованиям к конкретным воинским должностям (ВУС) с учетом результатов социально-психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования кандидатов, заключения об их профессиональной пригодности, содержащегося в картах профессионального психологического отбора.

Решение о несоответствии кандидата требованиям, установленным для поступающих на военную службу по контракту, принимается аттестационной комиссией воинской части при наличии обстоятельств, предусмотренных подп. «б» - «д» п. 5 и п. 15 ст. 5 Положения о порядке прохождения военной службы:

а) при отсутствии у него гражданства Российской Федерации;

б) при несоответствии на день заключения контракта его возраста требованиям Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», а также, если это лицо не вправе в соответствии с данным Законом заключать контракт;

в) при вынесении в отношении его обвинительного приговора и назначении наказания, ведении в отношении его дознания, предварительного следствия или передаче уголовного дела в суд;

г) при наличии у него неснятой или непогашенной судимости за совершение преступления;

д) если это лицо отбывало наказание в виде лишения свободы;

е) при признании его по результатам медицинского освидетельствования ограниченно годным к военной службе, временно не годным к военной службе или не годным к военной службе;

ж) при отнесении его по результатам профессионального психологического отбора к четвертой категории профессиональной пригодности;

з) при признании его не соответствующим требованиям для поступающих на военную службу по контракту по уровню образования, профессиональной или физической подготовки.

Оформление допуска к сведениям, составляющим государственную тайну . Оформление допуска кандидатов (за исключением иностранных граждан) к сведениям, составляющим государственную тайну, осуществляется в случае необходимости, как правило, в связи с предстоящим исполнением должностей, связанных с использованием таких сведений. Допуск кандидатов для прохождения военной службы по контракту осуществляется в добровольном порядке.

Процедура оформления допуска относится к мероприятиям, непосредственно связанным с отбором кандидатов на военную службу, и в соответствии с п. 5 ст. 6 Положения о порядке прохождения военной службы проводится до заключения контракта.

Оформление допуска к государственной тайне производится в соответствии с Инструкцией о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 1995 г. № 1050.

Согласно ст. 21 Закона Российской Федерации «О государственной тайне» допуск лиц к государственной тайне предусматривает:

Принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну;

Согласие на частичные временные ограничения их прав в соответствии со ст. 24 указанного Закона;

Письменное согласие на проведение в отношении их полномочными органами проверочных мероприятий;

Определение видов, размеров и порядка предоставления льгот, предусмотренных указанным Законом;

Ознакомление с нормами законодательства Российской Федерации о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение;

Принятие решения о допуске оформляемого лица к сведениям, составляющим государственную тайну.

Объем проверочных мероприятий зависит от степени секретности сведений, к которым будет допускаться оформляемое лицо. Проверочные мероприятия осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В зависимости от степеней секретности сведений, составляющих государственную тайну, устанавливаются следующие формы допуска:

Первая форма - для граждан, допускаемых к сведениям особой важности;

Вторая форма - для граждан, допускаемых к совершенно секретным сведениям;

Третья форма - для граждан, допускаемых к секретным сведениям.

В соответствии с п. 6 Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне проверочные мероприятия, связанные с допуском граждан по первой и второй формам, осуществляются ФСБ России и ее территориальными органами во взаимодействии с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

Допуск граждан по третьей форме, за некоторыми исключениями, определенными в п. 26 указанной Инструкции, осуществляется руководителем организации без проведения проверочных мероприятий органами безопасности.

Целью проведения проверочных мероприятий является выявление оснований для отказа в допуске к государственной тайне, предусмотренных ст. 22 Закона Российской Федерации «О государственной тайне».

Основаниями для отказа в допуске к государственной тайне согласно указанной статье могут являться:

Признание гражданина судом недееспособным, ограниченно дееспособным или совершившим рецидив преступлений, нахождение его под судом или следствием за государственные и иные тяжкие преступления, наличие у него неснятой судимости за эти преступления;

Наличие у гражданина медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, согласно перечню, утвержденному приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 16 марта 1999 г. № 83;

Постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными лицами документов для выезда на постоянное жительство в другие государства;

Выявление в результате проверочных мероприятий действий оформляемого лица, создающих угрозу безопасности Российской Федерации;

Уклонение его от проверочных мероприятий и (или) сообщение им заведомо ложных анкетных данных.

Решение об отказе в допуске к государственной тайне принимается в индивидуальном порядке с учетом результатов проверочных мероприятий.

Перечнем медицинских противопоказаний для осуществления работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, установлено, что к медицинским противопоказаниям для осуществления работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, относятся:

1) хронические и затяжные расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями;

2) психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ:

Синдром зависимости от алкоголя (третья стадия) с признаками резидуальных и отсроченных психических расстройств;

Синдром зависимости, развивающийся вследствие употребления наркотических средств или психотропных веществ.

При наличии указанных медицинских противопоказаний допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, не производится.