Как помочь ребенку выбрать профессию. Когда начинать? Кем быть: выбираем профессию с ранних лет

Индивидуальная консультация для 8, 9, 10, 11 классов с кандидатом психологических наук , знатоком профессий Эльмирой Давыдовой: обоснованный и точный выбор профессии, подбор вузов и колледжей.

12 лет работы , 10 000 человек прошли профориентацию здесь.

Действует скидка. Консультация одноразовая, продолжительность 1,5—2 часа.
Оплата наличными или картой.

Уважаемые родители! В 2017 году появилась моя книга "Книга о том, как помочь ребёнку выбрать профессию". Её везде продают, можно заказать на Озоне, Лабиринте.

Помогать ребенку с надо еще до рождения их родителей.

Почему? Потому что родитель должен быть всячески готов.

В частности, нужно достигнуть понимания: мой ребенок - это не я сам. Ребенок - другой. Он похож на меня, но он другой. Во-первых, он несет в себе несколько иной набор генов, во вторых, он растет в иную эпоху.

Нужно этого другого изучать. Как изучать его?

А вот надо вести дневник, делать записи, в которых фиксировать поступки, слова, занятия ребенка.

Второе. Нужно дать ребенку как можно больше всего попробовать в жизни.

Не водить машину в 8 лет, боже упаси, это опасно для окружающих, а дать ему возможность общаться с миром простых и сложных вещей. Особенно миром природы: лошади, коровы, овцы, пчелы, рыбалка и прочее.

Если ребенок никогда не пробовал пришить пуговицу или испечь лепешку или прибить гвоздь, покрасить стену краской, фотографировать - он неполноценно познает мир.

Если родители больше заботятся о сохранности одежды ребенка и совершенно не позволяют ему трогать руками лягушку, например, - это плохие родители, они думают о себе, а не о ребенке.

Какое это имеет отношение к выбору профессии?

Выбирая профессию, необходимо исходить из привлекательности объекта труда и привлекательности действий, совершаемых с этим объектом. Например, объектом может быть цифра, а действиями - анализ и строительство структуры. И что же это за может быть?

Программист, финансист. А если вмешивается любовь к технике, то инженер-проектировщик, разработчик.

В младших классах нельзя понять, какая светит человеку профессия, но можно наблюдать и записывать, как человек реагирует на те или иные стимулы, объекты, и какие действия любит он с ними производить. Все это надо записывать. И все. И самим не спать, а все наблюдать и ни в чем познавательном ребенку не отказывать, водить музеи и вместе смотреть кино. И еще обсуждать с ребенком мир и происходящее в мире. И еще поддерживать ребенка похвалой, когда он интересуется хоть чем-то, даже если это что-то кажется вам сущими пустяками. Не говорить: вырастешь - узнаешь.

СРЕДНИЕ КЛАССЫ.

Не переставать делать то, что вы уже делаете. Кроме того, железной волей приучать ребенка к труду. Как к умственному, так и к физическому.

В любой профессии выживает трудолюбивый.

Заниматься спортом, физическими нагрузками. В любой профессии выживает здоровый.

Начинать показывать профессии.

Я знаю семьи, где детей с четырех лет водят в школу моделей.

Воля ваша, но я считаю, что это портит детей. Дети начинают больше интересоваться тем, как они выглядят, а не сложным и интересным миром, в котором они живут. Они становятся нарциссическими личностями.

СТАРШИЕ КЛАССЫ.

Если вы, Родители старшеклассников, все сделали в прошлые годы, как надо, вы уже четко понимаете, как общается ваш ребенок, каков его уровень притязаний, вокруг чего строятся его интересы, в чем его сила, в чем слабость, какие действия он любит совершать.

Вот с этими знаниями ступайте ко мне. Мы вместе очень быстро определим и профессию, и вуз.

Можно ли без меня?

Но за пределами вашего поля внимания могут остаться профессии, о которых вы даже не слышали никогда, а они чудесны, прибыльны и подходят вашему ребенку более всего.

Часто я слышу на моих приемах по : "как неожиданно, я никогда не думала об этом".

Профориентация - явление в жизни подрастающего ребенка, с которым ему неизбежно предстоит сталкиваться в старших классах. Зачастую уже в средней школе с детьми проводится работа по выявлению определенных склонностей к какой-либо сфере деятельности, что в дальнейшем облегчает для него выбор места поступления. Однако родителям не стоит пугаться профориентации и воспринимать ее как очередную проверку знаний и способностей их ребенка. Здесь им важно понимать, и, главное, дать понять это подростку - данный процесс носит длительный характер и направлен на то, чтобы подготовить ребенка к профессиональному самоопределению, учитывая личностные особенности и интересы. Таким образом, профориентационная работа позволяет максимально облегчить выбор выпускнику школы и наилучшим образом оптимизировать подготовку к поступлению.

Что же представляет собой эта самая «профориентация»? На самом деле - это, прежде всего, помощь в профессиональном самоопределении. А профессиональное самоопределение - это следствие личностного самоопределения.

Главной же задачей профориентации является, прежде всего, перемещение процесса выбора профессии из кратковременного периода, когда подросток учится в 9-11 классах, в более ранний - среднюю школу. Здесь делается акцент на организации системности и обдуманности в выборе профессии.

Как это было

Трудовое обучение и профориентация молодежи занимали немалое место в системе школьного образования СССР. Особенно данное направление получило развитие в годы перестройки, когда в школах были введены курсы по профориентации наподобие «Основы производства. Выбор профессии». На этих курсах школьники осваивали практические навыки различных профессий - мальчики мастерили табуретки, работали с электроникой, девочки занимались кройкой и шитьем, учились печатать на машинках. Кроме того, в регионах создавались центры профессиональной ориентации молодежи, а в районах - пункты профконсультации. Возможно, это и повлияло на мировосприятие советских детей, которые в большинстве случаев, уже со школьной скамьи имели представление, кем точно хотят стать.

Выбор профессии: несколько способов понять себя

Курсы профориентации

Для выпускников и их беспокойных родителей существуют специальные курсы по профориентации, где специалисты помогают подростку определиться с будущей профессией. Стоит эта помощь, как правило, определенную сумму. Курсы предполагают прохождение подростком определенных тестов и знакомство с различными профессиями путем проб. Здесь стоит заметить, что эффективность подобных курсов неоднозначна, так как процесс самоопределения не осуществляется за такое короткое время, а присутствует в жизни ребенка на протяжении всей учебы. И к моменту выпуска из школы подросток, не имеющий представления о том, кем хочет быть, может получить лишь дополнительную помощь в выборе конкретного направления в уже намеченной для себя деятельности.

Тесты, тесты, тесты

Главное решение предстоит принять, конечно, самому подростку, однако определиться с некоторыми нюансами может помочь прохождение специальных тестов.

  • Портал «Мое образование» предлагает 32 небольших теста, помогающих разобраться в себе как в плане достаточно общих тем, так и касательно конкретных рекомендаций. Большая часть из них разработана российскими психологами
  • Тест «16 личностей». Тест на английском языке, помогающий определить свой тип личности. Дает подробное описание и рекомендации в соответствии с выявленным типом.
  • Достаточно большой список тестов для школьников предлагает Центр тестирования и развития «Гуманитарные технологии» . Здесь представлены экспресс-тесты для определения склонностей к какой-либо сфере и непосредственно тесты на конкретные профессии.

Как помочь ребенку выбрать профессию

Прежде всего, стоит помнить о первостепенности профессионального самоопределения над непосредственно профориентацией. Пытаться понять, что же все-таки нравится ребенку при выпуске из школы - это как прыжок в уходящий поезд. Для самоопределения нужно время - необходимо понять свои сильные и слабые стороны, склонности и увлечения и психологические особенности.

Этот процесс достаточно длительный и появляется в жизни ребенка еще на самых ранних стадиях воспитания и учебы. Родителям важно это понимать и всячески способствовать развитию различных качеств ребенка и появлению интереса к определенным занятиям. Немаловажную роль играет приобщение подростка к практической деятельности.

Начать знакомить ребенка с профессиями задолго до поступления

Процесс воспитания должен включать в себя постепенное знакомство ребенка с существующими профессиями. Вначале, это, как правило, начинается с ответов на его вопросы об окружающем его социальном мире - кто читает новости с экрана телевизора, кто печет такой вкусный хлеб в булочной и как летают самолеты. При взрослении ребенка не стоит упускать возможностей знакомить его с представителями различных профессий - с родственниками или друзьями родителей. Важно дать ребенку как можно больше информации об особенностях разных специальностей.

Не на словах, а на деле

Большую роль в профориентации ребенка играет его практическое знакомство с разными профессиями. Ведь, прежде чем ориентироваться в будущем на определенную сферу деятельности, важно понять, подходит она ребенку или нет. Например, одна из областей работы, где точно не обойтись без проб - журналистика. Для того чтобы ребенок понял, сможет ли он найти себя в этой сфере, он должен попробовать писать тексты на определенную тематику, начиная с осознанной работы над школьными сочинениями. Подросток может начать частично осваиваться в профессии, например, создавая материалы для школьной стенгазеты или ведя блог об окружающих его событиях.

Профориентация - зачем и почему

Правильный выбор будущей профессии - залог удовлетворенности в своей работе и интерес к развитию в данной сфере. Ребенку важно в нужный момент правильно понять себя, осознать свои интересы и расставить приоритеты в процессе дальнейшего обучения.

Уделение должного внимания профориентации - путь к тому, чтобы стать хорошим специалистом в своей области, который любит свое дело и качественно выполняет свои трудовые обязанности.

Ведь, в противном случае мы имеем взрослого человека с достаточно тривиальной жизненной историей - окончил тот ВУЗ, в который не стремился, поступил «по рекомендации родителей» или «за компанию», работает на работе, от которой не получает удовлетворение. Результат - постоянное раздражение и внутренний конфликт с самими собой. И именно поэтому профориентация - это то, на что подростку следует обратить внимание, чтобы сделать правильный выбор, развивать свою личность и избежать подобных ситуаций.

Современные дети быстро созревают физически, но позднее взрослеют психологически. Как влияет волевая незрелость на выбор профессии? Как можно помочь самоопределению подростка? Отвечает психолог Екатерина Бурмистрова.

Формирование воли и профессиональное самоопределение

Екатерина Бурмистрова. Фото Юлии Маковейчук

Формирование воли обычно происходит лет в 15–16, а начинается где-то с 10-11-12 лет. Если в 15–16 лет ребенок ничего не хочет: не хочет учиться, не представляет себе, кем он хочет быть, эту ситуацию можно и нужно исправлять, это не безнадежная ситуация, но она уже очень запущена. Таких историй становится все больше и больше. Но, к сожалению, об этом не пишут издания, которые читают родители, хотя давно уже пора. Мне кажется, эта ситуация не психологическая, а психо-социальная.

С начала 90-х годов в нашей стране произошли большие перемены. Нынешнее поколение родителей относится к тем, кто успел сформироваться до начала этих процессов или в самом начале 90-х. И нынешние подростки - дети безвременья, эпохи социальных катаклизмов. Как бы мы ни старались создать детям тепличные условия дома, все равно воздух перемен проникает в их жизнь.

Подростки так устроены - им интересно все, что происходит вокруг. Им часто интересно то, что нельзя. И им интересно то, что отличается от точек зрения родителей. А общественная ситуация как пруд, в котором все взбаламучено - старые конструкции разрушены, а новые не возникли. У детей отсутствует положительный образ страны, в которой они живут, национальности, к которой они относятся, они не видят положительных перспектив, динамики развития российского общества.

Например, кто сейчас герой современного российского сериала, даже если подростки его не смотрят? Бандит, мент, офисный планктон, что-то среднее между жуликом и менеджером и т. д.

Профессия или заработок?

Подростки растут в обществе, где совсем отсутствует профориентация. У нынешних подростков отсутствует идея, что важна, и они больше думают не о профессии, а о заработке. Это то, что сильно поменялось за последние десятилетия. И если в советские годы концентрация на заработках считалась чем-то недостойным, то нынешние дети говорят, что неважно, кем я буду работать, главное - сколько денег я заработаю.

Я очень люблю рассказывать историю, которая была на празднике окончания детского сада. Детям была предложена игра - нарисован цветок, на лепестках которого были написаны разные профессии, отдельные цветки для девочек и мальчиков, и нужно было каждому ребенку взять один лепесток. Список профессий составляли воспитатели.

Каких профессий не было на цветке для мальчиков? Не было профессий: военный, космонавт, ученый, учитель, инженер, доктор, строитель, тракторист. В списке вообще не было никаких созидательных профессий. Так какие профессии были? Ди-джей, топ-менеджер, юрист, академик, банкир, бизнесмен, мотогонщик, спортсмен, президент. Такая же история была и у девочек. Были написаны профессии: модель, актриса, дизайнер, домохозяйка, стилист. Это хорошо отражает рейтинг нынешних профессий.

Сложности в выборе профессии

Профориентация - это и то, как родители реагируют на выбор профессии ребенка. Если он скажет, что хочет быть учителем, то наверняка родители скажут: «О, нет. У учителей очень маленькая зарплата». И профориентация состоит в том, кого ребенок постоянно видит в телевизоре: у кого берут интервью, кто постоянно участвует в разных передачах. Реально, настоящей профориентацией никто не занимается. И статус созидательных профессий сильно упал. Конечно, рейтинговые профессии описываются с лучших сторон, но никто не говорит о конкуренции, психологических кризисах, о тоске, которая постигает тех же топ-менеджеров на десятом году работы.

В советское время в школе был предмет - ОПК. Пусть там не было совершенства, но дети осваивали разные профессии - повара, швеи, декоратора, реставратора, шофера, переплетчика. Ребенок сейчас может выбрать профессии согласно диапазону возможностей большого города. А что ребенок видит в мегаполисе? Дворников-таджиков, которые получают копейки, продавцов-молдаван, водителей-армян, тетенек в метро, задерганных учителей. Это, конечно, усугубление, но в целом так и есть. В стране отсутствует инвестирование в науку, отсутствуют структуры, поддерживающие промышленность и сельское хозяйство.

То есть у нынешних детей не может не быть проблем с выбором профессии. Все переносится только на семью. Только семья реально может помочь подростку в выборе профессии. Хотя именно в семье могут «обломать крылья» детской мечте. И родители, как правило, не дают детям право на ошибку в выборе профессии. Да и как дети сделают ошибки или хоть какой-то выбор в жизни и профессии, если родители до десятого класса везде детей сопровождают?

Несамостоятельность современных детей

Несамостоятельность закладывается в системе образования с начальных классов. И родителям приходится делать уроки с ребенком в первом классе, в пятом классе, причем это очень поощряется учителями. Потом родители или возят ребенка к репетиторам, или репетиторы приезжают к ребенку. Это очень важно - от кого исходит волевая интенция. Очень долго волевая интенция исходит от родителей - так устроено наше общество и так устроено наше образование. Вот цитата с родительского собрания в 8-ом классе: «Мамаша, вы недорабатываете, у вас по физике две самостоятельные на тройки».

Ребенок сейчас воспринимается как некий резервуар, который нужно наполнить информацией - качественнее, быстрее, больше. Ребенок воспринимается как реципиент, как получатель знаний. Он не активен в этом процессе. И уже в подростковом возрасте начинается протест - кто-то делает пирсинг на все части тела, кто-то кует железные доспехи и уходит играть в ролевые игры, кто-то находит более жесткие формы протеста.

Есть выход?

Как всего этого избежать? Мое мнение - хотя бы не делать с ребенком уроки. Не делать настолько, насколько его психотип позволяет, в начальной школе нужно научить делать уроки. Стараться не делать уроки с ребенком, и ни в коем случае - за него. Проверять - по требованию, когда ребенок просит проверять.

И школа не должна быть единственной областью функционирования ребенка. У ребенка должны быть впечатления помимо потребления информации. Хотя бы футбол после школы, а не только английский язык. Необходимы впечатления, связанные с деятельностью руками, телом, с социальными отношениями помимо потребления информации от педагогов разных заведений.

Мне кажется, мегаполис - очень узкий мир, он очень фрагментирован, мы не видим полной картины. У детей при огромном потоке информации крайне сужена социальная среда. В советское время было принято возить школьников на фабрики, заводы, сейчас этого нет. Поэтому задача родителей - расширять опыт ребенка, и социальный, и тот, когда ребенок может что-то сделать руками. Ведь ребенок очень долго помнит что-то сделанное им самим, например, испеченное печенье, сваренное мыло.

А огромный поток информации только дезориентирует ребенка, он не понимает, зачем учить химию или физику, например.

Еще важный момент: и в обществе, и в образовании у детей ориентированность направлена не на процесс, а на результат. Средний результат никого не интересует. Детей заставляют играть не на своем уровне. Дети, особенно старшие в семье, часто находятся под большим прессингом родительских ожиданий. Они должны реализовать все, что не реализовали родители, и еще, возможно, и бабушки, и дедушки.

Получается, что ребенок в классе - один из тридцати. А по ожиданиям семей примерно 27 из 30 должны быть первыми. Это очень сложно, и это очень подогревается в обществе - все эти рейтинги, конкурсы т.п. И дети часто теряют мотивацию, понимая, что они не могут быть первыми.

Ко мне приходят на консультации подростки, и в числе других вопросов я спрашиваю: «А в вашей школе учиться модно?» Как правило, говорят, что учатся несколько человек, а большинству на все наплевать.

Нет готовых ответов

Мне бы хотелось, чтобы родители не ждали готовых ответов на подобные вопросы, а сами составили набор вопросов - себе, друг другу в родительской паре, педагогам ребенка, ребенку. Надо понять, где недостаточно ответов на эти вопросы.

И еще хочу напомнить один из великих, прочно укоренившихся мифов, что школа профориентирует, и ребенок может сам разобраться с выбором профессии. Это, увы, не так. Ребенок может профориентироваться только в семье, общаясь с родителями и другими взрослыми. Иначе родители эту тему передают непонятно кому - или медийной среде, или друзьям-подросткам, или просто чужому дяде. Это должны знать.

Главное, чтобы дети чувствовали интерес родителей к теме их будущей профессии. Хорошо, если дети включатся в диалог, или даже полифонию мнений, или даже отчасти в спор.

Подготовила Тамара Амелина

Экология жизни. Дети: В современном мире цена ошибки сильно возросла, учитывая тревогу родителей, которой нагружается школьник...

Пользу выбора профессии сложно переоценить, у вас есть своя комната, своя школа, свои друзья, и даже велосипед, а теперь будет и профессия. Это в большей степени относится к реальному и сложному профессиональному выбору и он всегда индивидуальный, то есть это реальная ответственность.

В современном мире цена ошибки сильно возросла, учитывая тревогу родителей, которой нагружается школьник, это касается и ЕГЭ, и дальнейшего обучения.

Чего уж говорить, современные экзамены стали неким подобием теста на родительскую профпригодность: «Мы проходим по баллам туда-то, а вы?».

Тогда и получается, что профессиональное призвание штука, чрезмерно нагруженная страхом ошибки и родителей, и самих подростков. Соответственно поиски профессии превращаются иногда в попытки избежать ошибки или выбрать беспроигрышный вариант, порой, подменяя реальное профессиональное призвание.

Хотя призвание – это всегда ощущение себя настоящего, поиски себя, попытка отыскать в деятельности и собственных интересах свое лицо, свой смысл и воплотить это в выбор профессии. Когда я могу сказать, что я - это не только я, но и моя профессия.

Мне часто на семейных встречах приходится сталкиваться с некоторой «зашуганностью» или уходом, капитуляцией подростка, когда ни он, ни родители не знают куда дальше двигаться, а приближается время поступления.

Это объяснимо, учитывая издержки тревоги родителей и современное поколение, заточенное на успех и своеобразную моду в профессиях, сложно недооценивать степень рисков.

И не поддерживать в этом подростка опасно, ведь он очень скоро может напугаться такой ответственности и сдаться под натиском родителей, которые, скорее всего, будут воспринимать это как некую лень и нежелание выбора вообще.

Все что нужно здесь - это некоторая помощь в адекватном построении плана, который будет лишь реалистичен во времени, месте и объекте профессии, на это требуется большое терпение и это не делается за один раз.

Поэтому норма профориентации, как науки о поиске профессионального призвания и самоопределения, как раз и состоит в изменчивости мира и поиске лучшего профессионального поприща. И она в этом играет лишь начальную роль, всю же остальную работу делает сам подросток, когда планирует будущее, узнает наличие профессий и их принадлежность, пытается строить прогнозы, узнает про вещи, связанные с работой.

Поэтому так часто ему нужна помощь, информация и поддержка в профессиональном выборе.

Главными постулатами в этом процессе считаются 3 кита выбора профессии.

  • Первый – это всеобщая талантливость, бесталанных людей не существует, там, где есть человек, всегда существует и его призвание, если этого нет, значит, человек занят не своим делом.
  • Второй постулат говорит о всеобщем превосходстве, это значит, что если у вас что-то получается хуже, чем у других - что-то должно получиться лучше, ищите!
  • Третий - отражает неизбежность перемен - ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным. Хотя бы потому, что если сегодня у вас есть возможность узнать что-то новое, то завтра вы уже будете чуточку другим.

Это осознание часто помогает справляться с повышенной тревогой, а создавая профессиональный план, мы можем получить шанс найти наше призвание, хотя придется изрядно постараться, конечно же.


В своих поисках стоит опираться на несколько простых рекомендаций:

1. У нас всегда есть время и право на ошибку – и это абсолютная правда, мы всегда можем изменить свое решение, или спустя время передумать. Наши профессиональные поиски не ограничены временными рамками, как ЕГЭ или ГИА, мы можем ошибиться и пойти искать в другую сторону, даже если поступили учиться не туда, куда изначально хотели. Если мы взглянем на тот же ВУЗ, то заметим период кризиса 3 курса, который проходит каждый студент, переоценивая свою позицию в профессии. В европейских странах существует любопытный феномен, там школьники после окончания школы не поступают сразу в ВУЗ, а занимаются поисками собственного призвания через путешествия, работу, творчество. На моей памяти люди меняли профессии и в 50, и в 70 лет, наш взрослый мир и взрослые поиски себя в профессии не связаны только с образованием, тем более школьным. Только представьте себе мир с главной ошибкой после школы - это было бы ужасно.

2. Ищите информацию о профессиях – мы являемся взрослыми людьми с определенным багажом знаний, жизненного опыта, профессиональной деятельностью, я сейчас говорю об учителях и родителях, которые обладают достаточно объективной информацией о различных профессиях, положении на рынке труда. Даже если это не совсем так, всегда можно разговаривать, искать, подбирать необходимую литературу, найти информацию в интернете об интересующей подростка профессии. По возможности можно организовать встречу с представителями тех профессий, которые интересны, пройти профориентационное обследование и проконсультироваться со специалистами-профконсультантами.

3. Пробуйте себя в профессии, которая интересна - можно использовать для верной профессиональной ориентации механизм «пробы» профессии на себе. Иногда такая возможность предоставляется теми или иными кружками и секциями. Например, если ученик чувствует себя потенциальным журналистом, то убедиться в правильности своего решения можно, работая в редакции школьной газеты. Достаточно часто можно найти возможность для устройства на работу в интересующей его сфере на время каникул, пусть это будет самая неквалифицированная работа. Но, находясь «на месте событий», можно окунуться в атмосферу интересующей профессиональной деятельности, набить «своих шишек». Подобрать подходящую профессиональную пробу, помочь подростку выбрать профессию через реализацию такого варианта зачастую в состоянии только взрослый.

4. Говорите, всегда говорите - очень много полезного относительно выбора будущей профессии может дать серьезный, заранее обдуманный разговор. В разговоре важно определить критерии выбора профессии с учетом знаний и опыта у каждого участника разговора. Стоит говорить о том, ясна ли вообще та профессиональная деятельность, которая интересна, насколько она перспективна. Не менее ценной будет возможность обсуждения альтернатив, при хорошем плане всегда нужен запасной, это поможет избежать характерного зацикливания на одной модной, популярной профессии, не рассматривая другие, может более подходящие варианты. Важно обсудить мотивацию и представления об этой профессии, но не только и не столько стоит говорить об этом, сколько быть рядом и учиться слышать и понимать другого, особенно если этот другой – родитель, который напуган не хуже подростка. Вот об этом и стоит иногда говорить, честность позволит избежать массы взаимных претензий.

5. Изучайте профессиограммы желаемых профессий - они представляют собой описание признаков, характеризующих ту или иную профессию, и включают перечень норм и требований, предъявляемых этой профессией или специальностью к работнику. Профессиограмма может включать в себя, например, перечень гигиенических или психологических характеристик, которым должны соответствовать представители конкретных профессиональных групп. Она необходима для поиска подходящей профессии по личным качествам человека, давая ему возможность заниматься таким делом, которое ему нравится.

Хорошая профессиограмма отвечает на следующие вопросы:

  • в чем суть данной профессии,
  • чем конкретно занимается сотрудник,
  • в каких условиях происходит труд,
  • какие требования предъявляются к уровню подготовки работников,
  • какие способности нужны для успешного овладения профессией,
  • легко ли трудоустроиться обладателям данной профессии, на какие заработки можно рассчитывать,
  • каковы возможности для карьерного роста.

6. Создавайте план профессионального самоопределения – в вопросах поиска важно планирование, поскольку это всегда долгосрочный проект, причем индивидуальный, но помощь в нем со стороны родителей будет неоценима. Этот план должен быть реалистичным, достижимым и конкретным.

Он должен учитывать несколько важных пунктов:

  • связаны ли мои желания с предполагаемым местом учебы,
  • достаточно ли хорошо я осведомлен о том, как будут удовлетворяться мои потребности в тех местах учебы, которые я уже выбрал,
  • какова общая картина места учебы,
  • что конкретно будет делать студент в данном учебном заведении,
  • какой уровень теоретической, практической и физической подготовки необходим для обучения в данном учреждении,
  • каковы отзывы об этом учреждении,
  • что известно о режиме и характере учебной деятельности, а также требованиях, предъявляемых к учащимся,
  • насколько реально добиться тех целей, которые я поставил с учетом этого заведения,
  • что необходимо сделать, если «сорвется» лучший вариант,
  • что произойдет, если «сорвутся» и первый, и запасной варианты.

Также важно знакомство со структурой учебных заведений города, уровнем получаемого в них образования, вступительными экзаменами. В этом вам могут помочь информационные справочники для абитуриентов, встречи с представителями учебных заведений на профориентационных мини-ярмарках в школе, днях открытых дверей в учебном заведении.

Но не стоит отождествлять выбранный учебный предмет с профессией, для этого есть другие источники информации, к одному из которых относят общение со специалистами той профессии, в пользу которой сделан выбор. Данный опыт может позволить более реалистично оценить шансы выбранной специальности.

И, конечно, выбирая профессию в подростковом возрасте, нужно быть изначально настроенными на то, что это только один из выборов. Желательно, чтобы он был наиболее подходящим именно на данном этапе. опубликовано

Как верно выбрать профессиональное направление, когда тебе всего 14 или 15 лет? В этом возрасте неумолимо подступает время, когда придётся выбирать ВУЗ, а многие подростки даже не представляют себе, чем конкретно хотели бы заниматься в будущем. Как понять, какая профессия подходит? На какой остановиться? Советы старшеклассникам и их родителям по правильной профессиональной ориентации – в нашей статье.

В чём заключаются сложности выбора?

Проблема профессионального самоопределения начинает беспокоить подростков и их родителей уже в 14 или 15 лет.

«Это интересно. Ежегодные исследования показывают, что только лишь около 15% школьников уже определились с профессиональным выбором. Такое же количество учащихся вообще не думает о самоопределении. А 70% не имеют чёткого понятия о том, какую профессию всё-таки выбрать».

Выбор профессии – первая по-настоящему серьёзная задача, которую следует старшекласснику решить. И от того, насколько успешным будет решение этой проблемы, настолько же комфортно и уверенно будет чувствовать себя .

Рассмотрим причины сложностей выбора профессии :

  1. Появление новых профессий. Технический прогресс повлиял на то, что многие профессии исчезли, уступив место новым.
  2. Отсутствие возможностей ознакомиться с разными профессиями. Родственники не всегда охотно посвящают детей в таинства своей профессиональной деятельности, а узнать о других профессиях сложно.
  3. Исчезновение кружков по интересам. Если раньше ребёнок проявлял интерес к технике – он начинал посещать радиотехнический или конструкторский кружок, если умел красиво излагать мысли – в кружок по журналистике, если интересовался животными – в кружок юннатов и т. д. Это была прекрасная возможность проявить себя в том или ином виде деятельности, и понять, хочет ли он этому посвятить жизнь. Сейчас такие возможности ограничены.

Какие существуют мотивы?

Выделяют внешние и внутренние мотивы выбора профессии.

Внешние мотивы основаны на влиянии окружающей подростка среды, что выражается в:

  • мнении родителей, родственников, друзей и сверстников
  • желании быть успешным в глазах окружающих
  • боязнь быть непринятым обществом, осуждённым.

Внутренние мотивы связаны с:

  • характером подростка
  • склонностями
  • привычками.

Мотивы, побуждающие подростка выбрать тут или иную профессию:

  1. Престиж.
  2. Высокий уровень зарплаты.
  3. Карьерный рост.
  4. Интерес к профессии.
  5. Условия работы.
  6. Образовательные возможности (доступность образования).

Многие из мотивов являются ошибочными. Например, престижность профессии - весьма относительное понятие, а для того, чтобы получать высокую зарплату, жизнь показывает, что необязательно и учиться.

Профориентация в школе

В связи с трудностями профессионального самоопределения учащихся нужно уделять достаточно внимания профориентационной работе. Профессиональная ориентация в основном проводится в школе.

«Это интересно. - комплексная система оказания школьникам помощи по выявлению и развитию их личностных качеств и способностей, познавательных и профессиональных интересов, атак же готовности к труду и профессиональной деятельности».

Профориентация направлена на формирование профессиональное развитие личности и поиск путей её реализации.

Цели профориентации:

  • профориентационная поддержка школьников по выбору профиля обучения и направления будущей профессии
  • воспитание у учащихся сознательного и ответственного отношения к труду
  • самоопределение учеников в условиях свободы выбора с учётом своих возможностей и способностей, ориентацией на потребности рынка труда.

Профориентация включает в себя:

  • просвещение и воспитание учеников
  • изучение особенностей, потребностей и возможностей учащихся
  • диагностику личности
  • организацию консультирования по вопросам трудоустройства.

1 этап: 1-4 классы. На этом этапе учитель формирует у младших школьников ценностное отношение к труду и осознание его роли, развивает интерес к учебной и познавательной деятельности.

2 этап: 5-7 классы. На данном этапе развивается устойчивый интерес к профессиональной сфере, формируются представления учеников о своих интересах и способностях («Я-образ»), приобретается начальный опыт в разных видах деятельности (наука, искусство, техника, сельское хозяйство и пр.)

3 этап: 8-9 классы. Осуществляется уточнение запросов учеников с помощью введения факультативов и кружков по интересам; проводится консультирование с целью адекватного выбора ученикам сферы будущей деятельности и профиля обучения.

4 этап: 10-11 классы. Этот этап подразумевает обучение старшеклассников методам самоподготовки и саморазвития, формирование у них профессиональных качеств в соответствии с выбором профессии, оценку готовности к выбранной деятельности и коррекцию профессионального выбора.

Как видим, школа обладаем массой возможностей для того, чтобы помочь ученику профессионально определиться. Однако в большинстве случаев без поддержки родителей подростку не обойтись.

Поддержка родителей

Именно семья является тем пространством, где у ребёнка будет формироваться , к сознанному выбору профессиональной деятельности. Когда подросток пытается найти своё призвание – роль поддержки родителей чрезвычайна важна.

Как быть действительно понимающими родителями и поддержать ребёнка на пути самоопределения?

  1. Слушайте. Поговорите с ребёнком, какие сомнения его мучают при раздумьях о выборе будущей профессиональной деятельности. Выслушивайте его внимательно, с интересом. Расскажите, как вы определялись с профессией, как это делали ваши друзья, одноклассники.
  2. Помогите подростку лучше понять себя. Попросите ребёнка объяснить свой выбор, если него есть уже соображения по поводу будущего. Чаще всего старшеклассники имеют поверхностное или ошибочное представление о профессиях. Подростки склонны оценивать профессии по уровню зарплаты, а не по содержанию и по соотношению с собственными способностями. Нужно помочь старшекласснику сориентироваться в выборе будущей профессии. Даже если вы не в восторге от выбора ребёнка – не запрещайте ему развиваться в выбранном направлении. Помогите подростку правильно оценить свои возможности, осознать, будет ли ему комфортно в той или иной профессии.
  3. Возложите часть ответственности за выбор профессии на подростка. Конечно, родителям нужно приложить усилия, чтобы у ребёнка было светлое будущее и хорошая, конкурентоспособная профессия. Передавайте свой жизненный опыт, но не заставляйте. Пусть подросток сам размышляет и несёт ответственность за свой выбор – с вашей мудрой помощью.
  4. Выступайте в качестве эксперта. Делитесь информацией с ребёнком по поводу профессионального самоопределения. Предоставьте максимум информации об особенностях той или иной профессиональной деятельности. Приводите примеры из жизни.

«А знаете ли вы, что на выбор профессии может повлиять пример родственников? Когда в семье несколько поколений продолжают заниматься одной и той же профессией – это называется династией. В этом случае и ваш ребёнок может сказать: «Буду врачом, как папа и дедушка».

Смотрите видеосюжет с советами специалиста, как подростку не ошибиться в выборе профессии

Профориентацией своего ребёнка следует заняться как можно раньше. Выявить способности к конкретному виду деятельности и степень готовности к нему можно сделать с помощью психологического тестирования.

Разобраться в себе и закрепить определённые навыки помогут , в ходе которых подростки увидят свои наклонности, глубже познают себя, научатся ставить цели и находить пути их достижения.

Наши советы помогут родителям подростков правильно выбрать профессию:

  1. Предоставьте подростку возможность испытать себя в разных направлениях профессиональной деятельности. Хорошо, если старшеклассник не останавливается на одном занятии, а пытается попробовать и другие виды деятельности. Так он познает особенности разных профессий и о том, как достигают результатов в разных сферах.
  2. Знакомьте подростка с представителями разных специальностей. Так он расширит кругозор и будет лучше представлять поле деятельности разных специалистов.
  3. Максимально подготовьте своего ребёнка к осознанному выбору профессии. Быть готовым - значит, быть независимым и ответственным за свои мысли, суждения и поступки; действовать, руководствуясь собственным мнением; иметь идеалы; уметь самому принимать решения. Такие качества формируются при активном участии родителей.
  4. Не выбирайте профессию за подростка. Многие родители, навязывая профессию, делают детей несчастными в будущем. Лучше создать условия, в которых ребёнок сам сделает хороший выбор. Не критикуйте подростка, если не получается найти общего языка: лучше обратитесь к специалисту-психологу.

Уважаемые родители, развивайте готовность к профессиональной деятельности у ребёнка с детства, создавая для этого благоприятные условия, при которых он будет узнавать больше о мире профессий. Подросток лучше узнает себя и свои способности, научится отвечать за свои желания и действия, и в итоге сам сможет выбрать профессию.