Как правильно поворачивать трамвайных путей. Наказание за пересечение трамвайных путей

Трамвай является полноправным участником дорожного движения, наряду с автомобилями, но его конструктивные особенности предусматривают установку специальных рельсов – трамвайных путей.

Рельсы трамвая могут располагаться непосредственно на проезжей части, разграничивая полосы встречного движения, или примыкать к дороге либо отделяются от дорожного полотна газоном и тротуарами.

Поскольку рельсы трамвая, как правило, становятся частью дороги и тянутся непрерывной линией от одного конечного пункта до другого, автолюбители вынуждены выезжать на трамвайные пути во время совершения различных маневров. Один из таких маневров – разворот на трамвайных путях.

Особенности движения по трамвайным путям

Согласно Правилам дорожного движения, автолюбитель может задействовать трамвайные пути для достижения собственных целей только если рельсы расположены по левой стороне дороги, в попутном с автомобилем направлении. Обязательное условие – пути рельсового транспорта обязательно должны быть вровень с проезжей частью основной дороги.

ПРМЕЧНИЕ: Если трамвайные пути возвышаются над автомобильной дорогой либо находятся значительно ниже ее уровня, то такое положение приравнивает рельсы к разделительной полосе. Кроме вероятности повредить детали машины, поворот либо разворот через подобную конструкцию может привести к лишению прав или денежному штрафу.

Также запрещено движение по трамвайным путям, если рельсы трамвая расположены по правую сторону от направления движения автомобиля, поскольку ­ в этом случае машина будет находиться на встречных трамвайных путях, а это серьезное нарушение ПДД, карающееся изъятием водительского удостоверения.

Нюансы движения, разворота и поворота на трамвайных путях

Иногда обстоятельства складываются таким образом, что острая нехватка времени провоцирует водителей на рискованные маневры для восполнения дефицита. А между тем Правила дорожного движения в действующей редакции разрешают движение по трамвайным путям прямо, если на автомобильной дороге образовалась пробка. Только следует соблюдать некоторые условия:

  • действия автомобилиста не должны создавать помех движению общественного рельсового транспорта;
  • рельсовое полотно должно быть попутного направления и находиться вровень либо чуть ниже автодороги;
  • можно ехать, если перед перекрестком отсутствуют знаки 5.15.1. «Направление движения по полосам» и 5.15.2. «Направление движения по полосе»;
  • если выезду на трамвайные пути не препятствует дорожная разметка (сплошная линия либо разметка, регламентирующая направления движения по полосам).

ПРИМЕЧАНИЕ: Движение по путям рельсового общественного транспорта возможно только для опережения, но не обгона попутного потока автомобилей, поскольку обгон предусматривает выезд на встречную полосу.

На встречную полосу можно выезжать только для объезда препятствий (ДТП, ремонтные работы и т. д.), когда миновать проблемное место иным способом не представляется возможным.

Поворот налево

В соответствии с п. 8.5 ПДД, перед тем как совершить поворот налево либо разворот, водитель обязан занять крайнюю левую полосу заблаговременно, а при наличии слева рельсовых путей попутного направления – начать маневр именно с них. Естественно, рельсы не должны быть значительно выше и ниже автодороги. В противном случае они выполняют функцию разделительной полосы. Также не должно быть знаков 5.15.1. и 5.15.2.

Из этого правила следует, что если водитель начнет разворот либо поворот налево не с трамвайных путей, при отсутствии предусмотренных законодательством причин, – это будет безусловным нарушением ПДД.

Разворот

Правила не содержат определения термина «разворот». В практическом вождении разворотом называется процесс перемещения транспортного средства на противоположную от изначальной полосу движения: автомобилист сначала едет в одну сторону, потом разворачивается и направляется в другую.

Правила разворота на рельсах общественного транспорта идентичны правилам, установленным для поворота налево:

  • Следует занять крайнюю левую полосу (трамвайные рельсы в данном случае), убедившись, что подобный маневр не противоречит Правилам дорожного движения: нет регламентирующих направление движения знаков, дорожная разметка не запрещает поворот и разворот, рельсовое полотно на одном уровне с дорогой.
  • Убедиться в безопасности маневра: свободной должна быть полоса не только попутного, но и встречного трамвая. Если рельсовый транспорт находится в непосредственной близости, выполнение маневра лучше отложить и пропустить трамвай. Также нужно обратить внимание на расстояние от движущегося по встречной полосе проезжей части автомобиля до места планируемого разворота.

ПРИМЕЧАНИЕ: И поворот налево, и разворот через трамвайные пути подразумевают пересечение рельсов встречного направления исключительно прямо, т. е. перпендикулярно к автодороге. В случае когда водитель, заканчивая маневр, некоторое время едет по встречным трамвайным путям, инспектора ДПС вправе изъять водительское удостоверение.

Поворот направо

Поворот направо с трамвайных путей запрещен (инкриминируется выезд на полосу, предназначенную для встречного движения). Только с крайней правой полосы автомобильной дороги.

Разворот на перекрестке

Для того чтобы поменять направление движения на перекрестке, следует руководствоваться общими правилами для поворота налево и разворота. Единственное различие в алгоритме маневров – наличие светофоров либо работа регулировщика, разделяющего потоки транспорта.

На основании пункта 13.6 Правил дорожного движения, если секция светофора горит зеленым цветом или регулировщик выстроил комбинацию, разрешающую движение всем транспортным средствам, включая трамваи, то безрельсовый транспорт будет иметь преимущество движения перед автомобилями. Соответственно, перед тем, как совершить поворот и разворот, водитель машины обязан пропустить трамвай.

Если светофор оснащен дополнительной секцией, разрешающей повороты, когда основной сигнал красный либо желтый, то в этом случае вагоновожатый должен пропустить колесный транспорт, независимо от направления его движения.

На видео о правилах разворота на трамвайных путях.

Штрафы за нарушения правил проезда и разворота на трамвайных путях

Как известно, незнание закона не освобождает от ответственности, равно как и преднамеренное нарушение правил. С развитием в геометрической прогрессии системы фото- и видеофиксации нарушений, сослаться на предвзятость сотрудников правоохранительных органов уже не получится. А с принятием последних поправок, размер штрафов определен довольно внушительными суммами:

  1. Создание помех движению общественного рельсового транспорта наказывается штрафом в 500 рублей.
  2. За выезд на встречные трамвайные пути, за исключением объезда препятствия, предусмотрен штраф в размере 5000 рублей. Также возможно лишение водительских прав от 4 до 6 месяцев. При повторном нарушении ­ удостоверение изымут на 1 год. Если выезд на встречку был зафиксирован автоматическими дорожными регистраторами, то лишение прав не применяется.
  3. Выезд на встречные трамвайные пути с целью объезда препятствия – штраф от 1000 до 1500 рублей.
  4. Нарушение правил дорожной разметки при повороте и развороте – от 1000 до 1500 рублей.

Изучение всех нюансов движения и совершения маневров на трамвайных путях поможет не только избежать финансовых потерь: в некоторых случаях теоретические знания, задействованные на практике, могут значительно сократить время пребывания в автомобильной пробке.

Этот вопрос вызывает много споров, даже среди опытных автолюбителей. Многие из них уверены, что это абсолютно запрещено. И смягчающих обстоятельств нет. На самом деле, есть дозволенные ПДД обстоятельства, позволяющие беспрепятственное движение по попутного направления.

Разрешенные случаи

Действующие сегодня ПДД РФ указывают на следующие ситуации, в которых передвижение по трамвайным рельсам не наказывается:

Пути проходят слева,

Рельсы находятся на уровне дорожного полотна,

Заняты все полосы попутного движения,

Трамвайные рельсы и автомобильная дорога идут в попутном направлении.

Все остальные случаи, в соответствии с ПДД РФ, движение по трамвайным путям попутного направления запрещают.

Существующие запреты

В Правилах дается четкое разъяснение того, что месторасположение трамвайных путей имеет большое значение. На рельсы, расположенные ниже дорожного полотна или выше, автомобиль не имеет права заезжать. Если имеется колея, то она должна восприниматься водителем как разделительная полоса, пересекать которую, как известно, запрещено.

Также табу наложено на движение по трамвайным путям попутного направления, если проходят они справа от движущегося транспортного средства.

Запрещено пересекать перекресток, если перед ним находится знак 5.15.1 или другой знак - 5.15.2.

Некоторые послабления

В они действительно есть. И касаются они маневров. Так, например, разрешено движение по трамвайным путям попутного направления (2016-2017 год, ПДД) при:

Совершении левого поворота,

Пересечении улицы на перекрестке,

Объезде,

Развороте.

Последний маневр разрешен при отсутствии двойной сплошной между трамвайными путями и знака 4.1.1, предписывающего движение только прямо. А также не должно быть создано препона продвижению трамвайному вагону и выезда на рельсы встречного назначения.

Объезд разрешен исключительно при высокой плотности попутного потока. Чаще всего, если дистанции между транспортными средствами минимальны для соблюдения безопасности на дороге, совершая движение автомобиля по трамвайным путям попутного направления для возможного обгона, вернуться на свою полосу движения вряд ли удастся (как указано в ПДД, пункте 11.4). Поэтому пункт 9.6 действущих Правил немного расширяет послабления пункта 11.4, той части, которая касается невозможности вернуться на полосу движения, занимаемую ранее. Оно заключается в разрешении задействовать трамвайные пути, идущие с дорожным полотном в попутном направлении. Тем не менее правило, гласящее, что рельсовый транспорт имеет преимущество перед автомобилем никто не отменяет. Следовательно, применять эти послабления можно только не создавая помех движению вагона трамвая.

Водителю на заметку

Совершать маневры на трамвайных рельсах, расположенных по правую руку автомобилиста, строго запрещено. Несоблюдение чревато тяжелыми последствиями.

В местах с напряженным движением наносится специальная разметка на дорожном полотне и устанавливаются особые запрещающие дорожные знаки. То есть на таком отрезке всегда будет:

Указатель со словами «Полоса движения»,

Знак, запрещающий въезд любому автотранспорту,

Сплошная белая линия на асфальте.

Водитель обязан понимать, что трамвайный путь - это не дополнительная полоса для движения транспортных средств.

Любой маневр должен сопровождаться поворотными сигналами, которые выключаются только после его окончания.

Сотрудники ДПС рекомендуют обратить внимание на совершение поворотов. Если нет специального знака, то маневр должен проходить под прямым углом. Бывают случаи, когда водители игнорируют это и поворачивают, двигаясь по рельсам. Инспекторы ГИБДД расценивают это как езду по трамвайным рельсам встречного направления, что, естественно, принимается за выезд на полосу встречного направления и наказывается штрафным взысканием в 1 500 рублей или (реже) утратой водительского удостоверения.

Если нанесена разметка

На некоторых городских магистралях может встретиться сплошная полоса разметки. Эта тема вызывает множество вопросов в автошколах и диспутов на специализированных форумах.

С одной стороны, согласно по трамвайным путям попутного направления не запрещено, а с другой, как указывается в той же норме в пункте 1.1, сплошную пересекать нельзя.

На неоднократные обращения с просьбой разъяснить ситуацию, официально руководители ГИБДД сообщили, что эта линия разметки показывает край проезжей части. за игнорирование этих требований, предписанных разметкой дорожного полотна, в этом году составляют тысячу и полторы тысячи рублей.

Встречаются ситуации, когда трамвайные пути изолируют от дорожного полотна бордюром. ПДД приравнивают его к сплошной линии.

Маневры на перекрестке

Каждый водитель должен помнить, что разрешается движение по трамвайным путям попутного направления исключительно в случае занятости всех полос дорожного полотна. Причем имеет отношение это только к параллельному движению.

Пересечение трамвайной колеи на дозволено в следующих эпизодах:

Транспортное средство движется с трамваем в одном направлении, причем последний находится от автомобиля справа, транспорт общественного назначения, если есть, продолжает двигаться прямо;

При движении в одну сторону трамвай, идущий справа от машины, и транспортное средство будут совершать левый маневр;

Трамвай, находящийся по правую руку водителя автомобиля, может совершать левый поворот, в то время как автомобиль продолжает движение прямо.

Иногда на городских магистралях перед перекрёстком можно видеть знаки 5.10, 5.15.1, 5.15.2 информирующие о движении по полосам или о дороге с реверсивным движением. В этом случае штрафные санкции за выезд на рельсы будут обязательно. Въезжая на дорогу с обозначенным нужно учитывать, что знак указывает на движение только лишь по крайней правой полосе дорожного полотна. Перестроение можно совершать исключительно в случае, если советующими знаками или специальной дорожной разметкой разрешено подобное движение.

Поворот налево

Согласно ПДД, разрешается этот маневр лишь при соблюдении следующих условий:

На дорожном полотне нет разметки,

Трамвайная колея находится справа от движущегося по крайней полосе транспортного средства.

Водитель обязан помнить, что этот поворот должен совершаться в соответствии с пунктом 8.5 ПДД. То есть при отсутствии на повороте знаков 5.15.1, 5.15.2 и разметки 1.18, идущие слева и наравне с дорожным полотном трамвайные рельсы позволяют с них машине повернуть налево. Главное не забывать, что автомобиль не должен быть преградой для вагона трамвая.

Штрафные санкции

Многие нарушения, предполагающие движение по трамвайным путям попутного направления, считаются очень грубыми. Но лишение водительского удостоверения не предусмотрено.

Самое скромное из них - пересечение сплошной полосы, отделяющей рельсы от автомобильной дороги. В соответствии с пунктом 12.16 ПДД, карается эта ошибка водителя штрафом в 500 рублей. Также будет взыскан с нарушителя, совершающего движение по трамвайным путям попутного направления, штраф за остановку на рельсах. На сегодня это полторы тысячи рублей.

Вторичное и последующие несоблюдения Правил дорожного движения могут повлечь за собой утрату водительского удостоверения на срок не менее года. Если это нарушение было записано видеокамерой, штраф возрастает до пяти тысяч рублей.

ДТП, совершенные на трамвайных путях

Главное, что необходимо помнить: транспортное управление населенного пункта будет взыскивать через суд с виновника происшествия упущенную выгоду. Ведь во время ожидания инспекторов ДПС, разбора и по маршруту не будут курсировать трамваи. А это убытки для парка электротранспорта. Они могут составить десятки тысяч рублей. Суды, кстати, практически всегда становятся на сторону представителей управления. Поэтому машину как можно быстрее нужно убрать с путей.

Даже если движение по трамвайным путям попутного направления спровоцировало происшествие, в котором не участвовал трамвай, как можно скорее необходимо начертить схему ДТП, произвести фотосъемку с разных ракурсов, записать номера телефонов свидетелей и убирать транспортное средство с рельсов. Затем и пострадавший, и виновник должны явятся в ближайшее отделение ГИБДД для оформления и подписания протокола. Или, если нет разночтений между участниками ДТП, можно прибегнуть к набирающей популярность схеме оформления транспортного происшествия по европротоколу.

Если ДТП случилось с участием трамвая, то вагоновожатый может быть виноват исключительно в двух случаях:

Вагон продолжал движение на запрещающий сигнал светофора,

Трамвай покидал в этот момент депо.

Во всех остальных случаях водитель должен помнить, что любой разрешенный маневр на трамвайных рельсах не должен мешать движению электротранспорта.

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Использование трамвайных путей в дорожном движении направлено на увеличение пропускной способности проезжей части. Отдельные пункты правил дорожного закона направлены на решение двух задач: освобождение крайней левой полосы и создание условий для бесконфликтного движения с рельсовым транспортным средством.

Общие положения

  • трамвайные пути расположены на одном уровне с прилегающей полосой;
  • занимаемая часть полотна принадлежит только путям попутного направления;
  • не допускается ограждение проезжей части от попутных путей, например, за счет конструктивного выделения остановки.

Дополнительно водитель должен учесть, что при выезде на отмеченный элемент дороги, машина не должна создавать помеху для движения трамваю.

Правила поворота налево с трамвайных путей

Перестроение на линию попутного трамвая является обязательным согласно пункту 8.5 главы 8 дорожного закона. Его редакция предполагает:


Особенность выполнения таких условий определяется пунктом 9.1 ПДД. Здесь водитель выбирает положение на своей половине проезжей части самостоятельно при отсутствии иных предписаний.

Для условий оживленных обозначенных и регулируемых перекрестков чаще выполняется последнее из указанных условий.

Таким образом, повернуть налево с линии трамвая возможно для левого маневра на прилегающую или дворовую территорию.

Действия водителя в ином случае легко представить в виде определенного алгоритма:

  • при подъезде к пересечению уточнить наличие знаков 5.15.1 или 5.15.2 «Направление движения по полосе» (или полосам);
  • обратить внимание на отсутствие помехи в виде попутного трамвая;
  • обозначить маневр включением указания поворота;
  • снизить скорость, совершить перестроение на попутную часть дороги.

Совершать поворот следует с учетом правила преимущественного проезда, а в равных условиях пропустить встречный транспорт. Дополнительно учитывайте, что пункт 13.1 предписывает необходимость и водителям велосипедов.

Разворот с трамвайных путей

Перестроение на попутные трамвайные пути предполагает равные условия по сравнению с аналогичными действиями для левого поворота:

  • отсутствие обозначения полосы в виде знаков или разметки, как разрешенной для разворота или поворота налево;
  • соблюдение условий для безопасного перестроения на линию трамвая.

Для такого сложного маневра как разворот, характерны некоторые особенности:

  1. Выполнение маневра производится по возможности с минимальным радиусом. С этой целью выполняйте его после полной остановки.
  2. Предоставление преимущества встречному транспорту производится согласно пункту 13.4 для регулируемых пересечений и 13.12 для нерегулируемых перекрестков, т. е. для встречного транспорта, едущего прямо.

Для выполнения маневра для изменения направления движения в обратную сторону, выезд на трамвайные пути потребуется наверняка.

Помешать развороту за пределами перекрестка с трамвайных путей способна только одна особенность, которая не позволит занять их. К примеру, нанесение разметки 1.2.1 для обозначения границы проезжей части, делает выезд на линию движения трамвая невозможной. При нанесении такой линии слева от водителя по ходу движения, она не должна пересекаться.

Сигналом для возможного перестроения станет:

  • разрыв разметки до прерывистой линии, что обычно делают в пределах перекрестков;
  • при покрытии разметки снегом.

При выполнении разворота за пределами перекрестка, учитывайте возможные ограничения для этого маневра:

  • ограничение видимости (менее 100 м);
  • пешеходные переходы;
  • остановки МТС;
  • на таких объектах, как путепроводы, эстакады и мосты, а также под ними.

Прохождение линии движения трамвая через отмеченные объекты вполне допускается, поэтому место разворота выбирается по совокупности правил.

Выполнение сложных маневров в условиях движения интенсивного потока способно задержать автомобиль на попутных путях надолго. Дорожный закон не регламентирует дальнейшее поведение водителя. К примеру, ПДД Беларуси предписывают вернуться в ранее занимаемую полосу, чтобы предоставить преимущество рельсовому транспорту.

Опытный водитель легко сориентируется, и заметит жест встречных авто, которые позволят закончить маневр, и уступят дорогу. Успейте заметить предложение коллег по потоку! Не забудьте поблагодарить их!

Среди характерных ошибок, которые демонстрируют неумелое выполнение маневра, выделяются:

  1. Неправильный выбор места разворота. Помимо отмеченных запретных мест, водители выбирают зауженные участки, напротив припаркованных машин. При выполнении разворота в два захода создается помеха для движения встречного трамвая или машин.
  2. Перпендикулярное расположение на трамвайных путях. Такая позиция расценивается, как использование встречных трамвайных путей.
  3. Неполный выезд на трамвайные пути. Такое расположение провоцирует опасную ситуацию на примыкающей полосе для движения, которая является наиболее скоростной из других попутных частей.

Прямой ответственности за неиспользование трамвайных путей при маневрировании не предусмотрено. Однако, возможно наказание за невыполнение смежных пунктов дорожного закона:

  • создание помех для трамвая «оценивается» в 500 рублей;
  • выезд навстречу трамваю максимально наказывается штрафом в 5 тыс. руб. (или лишение от 4 до 6 мес.), а повторный случай вызовет лишение до 1 года;
  • пересечение сплошной разметки 1.2.1 обойдется от 500 до 1 500 рублей.

Если в вашем городе трамвай – не редкость, следует освоить нехитрые маневры на дороге с путями посередине.

Видеоролик о правилах поворота налево и разворота на трамвайных путях:

Вадим спрашивает:

"Добрый день! Расскажите как правильно осуществлять поворот налево на улице с трамвайными путями по середине при наличии и отсутствии знака "направление движения по полосам" (ул. Первомайская и ул. Я.Купалы), а также при наличии установленного светофора с дополнительной секцией (ул. Первомайская и ул. Пулихова). Спасибо!"

На вопрос отвечает Юрий Краснов :

Если водитель собирается совершить маневр левого поворота на перекрестке, где есть и движение трамваев, то первый вопрос, который должен его интересовать - это наличие позади трамвая.

Но есть и еще один момент, который нужно отслеживать. Наличие или отсутствие дорожного знака 5.8.1 "НаправлениЯ движения по полосам".

Мы специально выделили букву "Я " в слове "направления", так как есть еще и знаки 5.8.7 и 5.8.8, которые отличаются и названием и предназначением от знака 5.8.1, и называются "НаправлениЕ движения по полосам".

Знак 5.8.1 определяет количество полос движения именно на перекрестке и разрешенные направления движения по каждой из этих полос.

Знаки 5.8.7 и 5.8.8 устанавливаются не перед перекрестками, а за ними. Они информируют водителей о количестве полос своего направления и встречного. На знаках 5.8.7 и 5.8.8 могут наноситься изображения запрещающих или предписывающих знаков, которые вводят ограничения, условия или режимы движения на соответствующей полосе движения. То есть между перекрестками.

Итак, если при подъезде к перекрестку вы видите знак 5.8.1, то вы должны знать, что выезд на трамвайные рельсы попутного направления вам запрещен. Поворот нужно выполнять из левой крайней полосы, убедившись, что сзади нет трамвая.

Если же знака 5.8.1 нет, поворот нужно выполнять с трамвайных путей. Согласно ПДД (п. 61, п.п 64.1) при наличии трамвайных путей попутного направления, расположенных слева на одном уровне с проезжей частью дороги, поворот налево или разворот должен выполняться с этих путей, если дорожными знаками "Направления движения по полосам", "Направление движения по полосе" не предписан иной порядок движения.


Когда вы увидели, что знака 5.8.1 нет, нужно также убедиться и в отсутствии позади попутного трамвая.


Если выезд на трамвайные пути создаст препятствие для движения трамвая, водитель должен остаться на занимаемой полосе движения, не выезжая на трамвайные пути, если наличие встречных транспортных средств не позволит освободить рельсы до того, как сзади подъедет трамвай (п.п 64.2 ПДД).

Совет

Не надо ехать на перекресток для разворота. Разворот можно выполнить в любом разрешенном месте между перекрестками.

Если знака 5.8.1 нет, а сзади к вам подъезжает трамвай, можно посоветовать уменьшить скорость своего движения так, чтобы трамвай проехал перекресток, а у вас осталась возможность выехать на рельсы параллельно им. Параллельно рельсам нужно выезжать, чтобы не мешать другим автомобилям двигаться по левой крайней полосе.


Оговорен правилами и случай создания препятствия для движения трамвая (п.п 64.3. ПДД). В этом случае Правила говорят, что трамвайный путь по возможности должен быть освобожден. И водители транспортных средств, движущихся рядом в попутном направлении, должны предоставить возможность для этого.


Но на практике так никто не делает. Если автомобиль уже выехал на рельсы, съехать назад он уже не может, так как можно получить удар от автомобилей, которые двигаются по левой крайней полосе. Эти водители заранее автомобиль, стоящий на рельсах, не видят, а резко снижать скорость потом не хотят.

Немаловажно и то, что если начать освобождать рельсы, автомобиль окажется уже за перекрестком в положении, из которого неудобно или невозможно будет выполнить поворот налево. И поэтому в большинстве случаев водитель, который уже выехал на рельсы, просто стоит и ждет, когда закончится встречный поток. И трамвай тоже ждет, истошно дзынькая звуковым сигналом.


Что тут можно посоветовать?

2. Водителю автомобиля, стоящему на рельсах:

Не дергаться и не паниковать из-за дзынькающего сзади трамвая;

Поехать прямо по рельсам вперед и развернуться (обычно за перекрестком остановка, на которой остановится трамвай и отстанет от автомобиля);


Даже у опытных автомобилистов возникают вопросы, связанные с правилами дорожного движения по трамвайным путям. К тому же у большинства сложилось устойчивое мнение, что по путям категорически запрещено передвигаться. Предусмотрен ли за езду по трамвайным путям штраф, в каком размере и в каких случаях? С тонкостями передвижениям по трамвайным путям мы разберемся в данной статье.
В каких случаях разрешено движение по путям?
Согласно действующим ПДД передвигаться по трамвайным путям вы можете, соблюдая несколько условий:

  • если линии транспорта расположены слева;
  • в случае, когда пути общественного транспорта расположены на одном уровне с проезжей частью;
  • пути «идут» в попутном вашему движению направлении.

Основываясь на данном перечне условий, можно сразу определить ситуации, когда движение по путям будет запрещено.

  • Запрещен выезд на пути, если они расположены ниже или выше проезжей части, к примеру, на газоне. В этом случае пути считаются разделительной полосой и движение по ним запрещено. Почему? Согласно правилам ДД, разделительная полоса не предназначена для передвижения и остановки транспортного средства.
  • Запрещен выезд на трамвайные дороги, если они расположены справа от дороги. Это правило стоит запомнить, так как в больших городах, где хорошо организовано движение трамваев, подобная ситуация не редкость.
  • Запрещено выезжать на встречные пути общественного транспорта – это будет расценено как нарушение правил, за которое водитель может получить административное наказание в виде лишения водительских прав.

Не рекомендуем в одиночку спорить с представителями власти. В сложных момментах необходима помощь профессионального автоюриста.
ПДД движения не запрещают езду по трамвайным путям. Использовать трамвайные линии вы можете для:

  • разворота;
  • движения прямо;
  • совершения поворота налево.

Главное правило, которое стоит помнить – при выезде на пути вы не должны создавать помех для передвижения трамвая. Также обратите внимание, что дорогу общественного транспорта категорически не стоит использовать для поворота направо – такой маневр будет расценен, как нарушение правил движения. Дополнительно выезд на пути попутного направления может быть запрещен с помощью разметки или дорожных знаков. К примеру, может использоваться сплошная линия вдоль трамвайного ряда или комбинация знака «Въезд запрещен» и таблички «Полоса движения». В таком случае нужно подчиняться указанным знакам и передвигаться только по разрешенным полосам.
«Сколько и за что» - величина штрафов
Штраф за пересечение трамвайных путей будет зависеть от того, какой конкретно пункт правил нарушен. К примеру, величина штрафа за выезд на встречные пути будет больше, нежели на попутные.

  • Выезд на ряд общественного транспорта, что отделен от дороги сплошной линией разметки карается штрафом в размере 500 рублей или предупреждением. Согласно пункту 12.16 ПДД данный выезд считается нарушением правил, что предписаны разметкой проезжей части.
  • Наказывается штрафом и создание помех движению общественного транспорта в попутном направлении. Такое нарушение чревато штрафом в 500 рублей согласно пункту 12.17 ПДД.
  • Согласно пункту 12.17 (часть первая) нарушением считается остановка автомобиля на путях общественного транспорта. Для города Санкт-Петербурга и Москвы сумма штрафа за данное нарушение составляет 3000 рублей, для остальных регионов – 1500 рублей.
  • Выезд на трамвайный ряд встречного движения считается нарушением правил ДД и карается штрафом в 5000 рублей или же административным взысканием в виде лишения прав на срок от 4 месяцев до полугода (пункт 12.16, часть третья).
  • Нарушением является выезд на трамвайные пути встречного направления для осуществления объезда препятствия. В этом случае, согласно пункту 12.15 части 3 ПДД, предусмотрен штраф от тысячи до 1500 рублей.

Повторное игнорирование правил движения по трамвайным путям карается наказанием в виде лишения прав на срок в 12 месяцев. Если же повторное нарушение будет зафиксировано средствами автоматической видеофиксации, лишение прав может быть заменено на штраф в 5 тысяч рублей.
Особенности движения по трамвайным путям на перекрестке
Двигаться прямо по линиям общественного транспорта разрешено лишь в том случае, если все полосы движения заняты. Касается это разрешение только трамвайных линий попутного движения. Правила движения трамвайных линий на перекрестке имеют свои особенности. Автомобилисту стоит запомнить, в каких случаях нужно уступать дорогу на перекрестке, который регулируется не сигналами светофора, а регулировщиком:

  • Если трамвай и авто стоят на перекрестке, подъехав с одного направления. Полоса общественного транспорта расположена справа, вы собираетесь повернуть направо, а трамвай будет продолжать движение прямо.
  • Трамвай и авто приблизились к перекрестку с одного направления. Пути в данном случае расположены слева, вы и трамвай собираетесь совершить поворот налево.
  • Авто и трамвай стоят на одном перекрестке, подъехав с одного направления. Линии общественного транспорта расположены справа от дороги и трамвай собирается продолжить движение налево. Вы хотите продолжить движение прямо или совершить поворот налево.

Во всех этих ситуациях регулировщик будет стоять к вам левым боком, правая рука будет вытянута вперед. Чтобы не нарушать ПДД, приоритет на перекрестке отдавайте трамваю.
Правила поворота налево через трамвайные линии
Правилами дорожного движения не запрещается совершение поворота налево через трамвайные линии. Для того чтобы совершить поворот, нужно убедиться, что:

  • ряд общественного транспорта расположен слева от авто и находится на одном уровне с дорогой;
  • отсутствует линия разметки, которая может быть расположена справа, слева и посередине от трамвайных линий. Если даже в одном месте нанесена сплошная линия, поворот налево совершать не стоит. Такой маневр может быть чреват штрафом в 500 рублей.

Прежде чем совершить поворот, необходимо занять положение на линиях общественного транспорта попутного направления. Обращать внимание нужно не только на движение трамваев в попутном, но и во встречном направлении. Совершая поворот через встречные линии общественного транспорта, выезд на них стоит осуществлять под прямым углом. То есть, встречные пути трамвая должны оказаться для вас перпендикулярными. Иначе сотрудники ГИБДД могут расценить ваш поворот, как выезд на полосу встречного движения. Что, в свою очередь, наказывается штрафом в 5 тысяч рублей или же другим административным взысканием - лишением прав.
Можно ли совершать обгон и разворот
Если нужно развернуться, здесь действуют правила поворота налево, о которых речь шла выше. Обратите внимание, что разворот стоит совершать под прямым углом, чтобы не дать повода сотрудникам ГИБДД заподозрить вас в нарушении правил – выезде на встречную полосу.
Обгон по трамвайным линиям запрещен. Ведь данный маневр напрямую связан с выездом на встречную полосу. Помните, что движение по встречной трамвайной линии запрещено в любом случае. За такое нарушение предусмотрен штраф. ПДД не запрещено опережение транспортных средств по попутной трамвайной линии. Скажем проще – когда вы стоите в пробке и все полосы движения заняты, вы можете передвигаться по трамвайным рядам попутного направления, если вы не мешаете общественному транспорту и нет иных запрещающих знаков.
Если произошло ДТП на путях – кто виноват?
Рассмотрим ДТП только с участием трамвая и автомобиля. Связано это с тем, что дорожно-транспортное происшествие на трамвайных линиях с участием автомобилей не отличается от любой другой аварии, произошедшей на перекрестке или парковке.
Если произошло ДТП на трамвайных линиях, здесь виновным будет считаться водитель авто. Так как движение по линиям общественного транспорта изначально подразумевает тот факт, что не будет создана помеха трамваю. Но в некоторых случаях виновником может быть и водитель трамвая. К примеру, если общественный транспорт двигался на красный свет светофора или покидал зону депо.
Подведем итог. ПДД не запрещают езду по трамвайным путям, если она осуществляется по линиям попутного направления и не создает помех общественному транспорту. Соблюдая все правила движения, вы не получите штрафа. Но за езду по встречным трамвайным линиям штраф предусмотрен – такой маневр может завершиться лишением прав. Что касается правил передвижения на перекрестке – трамваю лучше отдать приоритет, особенно если вы не знаете, как стоит поступить. Также помните, что движение по попутным линиям общественного транспорта не запрещены, если вы не создаете помех, а вот по путям встречного движения не стоит совершать опережение. Теперь вы знакомы с особенностями передвижения по трамвайным линиям и вооружены информацией о суммах штрафов за выезд на трамвайные пути.. Мы рекомендуем обратиться к профессиоаналам компании "Авто Право" - для получения квалифицированной помощи.