Как работать в лайтруме 5. Основные направления использования Adobe Lightroom

Мы уже давно не маленькие и знаем, что практически все фотографии, которые встречаются в модных современных журналах, хорошенько обрабатываются, перед тем как идти в печать. Все морщинки на лице модели, которые не удалось прикрыть косметикой, сказочным образом пропадают, цвета преображаются, фотография дышит, а модель так и хочется достать из журнала и познакомиться поближе (жаль что когда её видишь в реальной жизни – это желание частенько пропадает). Естественно, это проделки photoshop и других подобных программ. В силу своей лени, или как в интеллигентном обществе говорят “нехватки времени”, я фотошопом пользуюсь крайне редко, весь основной удар на себя принимает адобовская программка – Lightroom, о которой и пойдёт речь.

Итак, открыли вы мною хвалёный Ligthroom 3, быстро испугались и тут же закрыли его. Не переживайте, со мной было тоже самое, когда я его отрыл впервые. Пару дней терпения и вы его полюбите.

Ligthroom состоит из пяти модулей, вы их можете увидеть в правом верхнем углу:

Импорт фотографий

С чего же начать? Для начала вам нужно перейти на Library и добавить фотки в вашу библиотеку. Делается это следующим образом, в левой боковой панели нажатием на кнопку Import:

После нажатия на кнопку “Импорт”, у вас откроется окно, где вы тупо выбираете папку с фотографиями на компьютере и жмёте опять на Import, только уже в правом нижнем углу.

После импорта лайтрум знает все ваши секреты, а именно, где вы храните свои бесценные фотографии.

Теперь мы готовы непосредственно к работе с фотками. Переходим на модуль Develop, именно здесь мы будем работать с фотографиями и беспощадно убивать своё драгоценное время.

Если я начну рассказывать обо всех возможностях, которые предоставляет Лайтрум, то я уверен, вы уснёте от скуки, да и к тому же, не все они нужны. Расскажу только о тех, которые на мой взляд предоставляют максимальную ценность.

Выбираем фотографии

Перво-наперво фотографии, скорее всего, вам прийдется отобрать, так как вряд ли вам понадобится все те сотни, которые вы насчелкали за день. В лайтруме делается это очень просто. Все что вам нужно это присвоить рейтинг или отметить фотографию флажком:

Таким образом, в дальнейшем их можно будет отсортировать, оставить хорошие и удалить мусор.

Presets – это набор предустановок для ваших фото. Инструмент для лентяев, именно таких как я. С помощью нажатия одной кнопки, а именно – выбора Presets, вы экономите 2-3 минуты на редактировании фотографии. Работает это следующим образом:

Это сырое фото с камеры, мне захотелось сделать его немного необычным:

Всё что я сделал – выбрал необходимый Preset из списка слева, делов-то. Я потратил пару секунд, а сэкономил пару минут, я счастлив.

Presets по сути, это работа, которую уже кто-то сделал за вас. Помимо тех пресетов, которые идут по умолчанию, их полно валяется в интернете, можно закачать себе парочку сотен, оставить парочку десятков и пользоваться на здоровье. Естественно, их можно сделать самим, если у вас уже есть необходимые навыки работы с фотографиями.

Wite Balance Selector

Если пресеты это что-то новенькое, то с этим инструментом всё понятно. Наверняка иногда у вас бывают ситуации, когда вы промахнулись с , вот как я на этой фотографии:

Конечно, лучше всего настраивать балас белого на камере, но если вы забыли, то у вас есть возможность исправить своё положение:

Всё что вам нужно – нажать на Wite Balance Selector, он находится слева, в виде “пипетки”, навести на 100% белый объект и вуаля, чайник уже не отдает жёлтизной, как прежде. Хотя лучше всё это делать заранее, перед съемкой.

Я уже не раз упоминал о том что обожаю фотографировать на широкий угол, всё было бы хорошо, но широкий угол чреват , которую нужно корректировать, тратить своё драгоценное время. В лайтруме всё просто. Есть дисторсия – нет дисторсии:

(Наведите, чтобы увидеть разницу)

Всё что вам нужно это выбрать модель фотоаппарата и объектива:

Вам нужно создать виньетирование? Пожалуйста, никаких проблем:

Graduated Filter

В этот инструмент я просто влюблен. Наверняка вы носите с собой градиентный фильтр не часто, так вот, в лайтруме можно немного подкрутить (затемнить или осветлить) определённую зону фотографии. Работает это следующим образом:

Была у вас вот такая фотография, и вздумалось вам осветлить её нижнюю часть и затемнить верхнюю:

Тот же фокус вы можете проделать с яркостью, контрастностью, резкостью и даже цветом;)

Slideshow

Вот к примеру вы обработали фотки, печатать, как обычно, было лень, т.е. не было времени, а показать друзьям хочется, чтобы это сделать красиво вам достаточно только перейти на модуль Slideshow и нажать плей;)

Чтобы не было скучно можно добавить какую-нибудь любимую музыку в качестве саундтрека, можно это слайдшоу экспортировать, как видео, и закинуть на youtube:

Экспорт фотографий

Всё это конечно замечательно. Только как фотки получить, друзья видео уже посмотрели и им сильно захотелось фоток, а вы не знаете как их достать. Дело в том, что Лайтрум использует свои установки, которые он накладывает на файл оригинал (вы указывали его при импорте), при этом, оригинал не изменяется. Таким образом, все ваши фотографии остаются такими, какими они были и только в лайтруме вы видете свои изменения. Чтобы получить отредактированные фото и почувствовать себя белым человеком, вам нужно опять перейти на модуль Library и нажать на кнопку Export, она находится прямо возле Import.

Программа «Лайтрум» позволяет редактировать фотографии за несколько кликов. Несмотря на это, приложение достаточно сложное для освоения. Как пользоваться «Лайтрумом»? Этот вопрос задают многие начинающие пользователи.

Невозможно создать четкую инструкцию, ведь каждому фотографу нужны определенные опции. В данной статье описаны основные возможности приложения и способы работы с инструментами.

Программа «Лайтрум»: как пользоваться новичку

Для начала необходимо запустить утилиту. Затем следует импортировать изображения для обработки. Для этого нужно кликнуть по кнопке «файл» на верхней панели. После этого требуется открыть раздел «импорт фото и видео». В левой части появившегося окна необходимо выбрать источник.

В центре будут отображены снимки, находящиеся в указанной папке. Затем нужно выбрать картинки для редактирования. Разработчики программы не стали устанавливать ограничения на количество загружаемых файлов. Пользователь может добавить даже 1 000 снимков. Переключение режимов отображения картинки осуществляется с помощью кнопки на панели инструментов.

Верхняя область окна содержит такие дополнительные опции, как копирование, перемещение и обычное добавление файлов. Настройки находятся на правой боковой панели. При желании к загружаемым снимкам можно сразу применить пресеты. Это позволит упростить работу с приложением. Пользователю останется только экспортировать редактированный файл.

Модуль «библиотека»

В данном разделе можно просматривать добавленные снимки, сравнивать их между собой, делать пометки и проводить простую корректировку. Существует несколько режимов отображения фотографий: «сетка», «лупа», «сравнение», «обзор». Для того чтобы рассмотреть детали, можно увеличивать и перемещать снимок. Настройка всех элементов на панели инструментов осуществляется отдельно. Пользователю доступны опции выставления оценки, поворота снимка, наложения сетки, отметки людей на фотографии и т. д.

При необходимости можно воспользоваться функцией сравнения двух изображений. Обе картинки перемещаются синхронно. Увеличение изображений осуществляется в одинаковой степени. Это облегчает поиск дефектов. Здесь пользователь также может оценивать картинки и делать пометки.

При сравнении трех и более снимков будет доступен только просмотр изображений. Как пользоваться «Лайтрумом», если настройки программы слишком сложные для начинающего фотографа? В разделе «библиотека» можно выполнить простое кадрирование, а также настройку баланса белого и цветового тона. Привычных ползунков здесь нет, поэтому на точную коррекцию рассчитывать не стоит.

Начинающему фотографу доступны опции добавления описаний, указания ключевых слов, изменения даты съемки и других метаданных.

Модуль «коррекции»

Как пользоваться «Лайтрумом», если хочется подробно изучить возможности программы? Для этого нужно перейти в раздел «коррекции». Здесь находится продвинутая система редактирования изображений. Фотографии должны обладать правильными пропорциями и композицией. При редактировании картинки пользователь может использовать инструмент «кадрирование».

С помощью ползунка выравнивается горизонт на снимке. При кадрировании отображается сетка, упрощающая выставление композиции. Как пользоваться «Лайтрумом», если нужно стереть нежелательные объекты с фотографии? Для этого следует выбрать инструмент «удаление пятен». Затем требуется выделить нежелательный объект.

Если пользователя не устроила подобранная программой заплатка, то он сам может указать нужную область на снимке. В правой панели инструментов есть ползунки размера, растушевки и непрозрачности.

Другие настройки

Как пользоваться «Лайтрумом», если требуется устранить эффект красных глаз? Удалить дефект можно посредством специального инструмента. Для начала следует выделить глаз. Затем необходимо установить размер зрачка, а также степень затемнения. Для того чтобы выполнить точечную коррекцию картинки, нужно выбрать способ наложения маски.

Как пользоваться кистью в «Лайтруме»? Для начала нужно настроить инструмент. Чтобы увеличить кисть, следует зажать кнопку Ctrl и прокрутить колесико компьютерной мыши. Затем необходимо выполнить настройку нажима, растушевки и плотности. Пользователю нужно выбрать участок для редактирования.

При необходимости можно убрать шумы и добавить резкости картинке. Для того чтобы переключиться на ластик, следует зажать клавишу Alt. Применительно ко всему снимку можно выполнить настройку яркости, контрастности, насыщенности, экспозиции, резкости, теней и света. Рекомендуется экспериментировать с параметрами.

Как пользоваться пресетами в «Лайтруме»

Все установленные плагины отображаются в левой панели инструментов. Чтобы применить настройки, нужно сделать двойной щелчок по названию пресета. Для создания собственного плагина необходимо выставить параметры, а затем зажать кнопки Ctrl+Shift+N. Откроется окно, в котором можно указать имя пресета. Далее следует кликнуть по кнопке «создать».

Модуль «карта»

С помощью этого раздела можно выбирать изображения из одного и того же места. Цифры на карте указывают на количество фотографий, снятых в данной области. Кликнув по ним, можно просмотреть картинки и метаданные. Если щелкнуть по снимку два раза, откроется раздел «коррекции».

Другие модули

Программа позволяет делать альбомы с цифровыми фотографиями. Для выполнения данной задачи следует перейти в модуль «книга». Все снимки из текущей библиотеки будут добавлены в автоматическом режиме. Пользователю предоставлена возможность изменения формата будущей книги, размера, типа обложки, качества снимков, разрешения при печати. К фотографиям, требующим описания, добавляется текст.

Здесь же выполняется настройка шрифта, стиля написания, размера, непрозрачности, цвета и выравнивания. В качестве фона можно добавить любую картинку. Готовая книга экспортируется в выбранном пользователем формате. При желании можно включить режим «слайд-шоу». В разделе «печать» следует выбрать принтер, разрешение изображения и тип бумаги.

Можно заметить, что пользоваться фотошопом, «Лайтрумом» и другими графическими редакторами не так уж сложно. Основная проблема заключается в освоении библиотек. Новички не понимают, где искать загруженные в разное время снимки. В остальном приложение достаточно дружелюбно к пользователю.

Для эффективной обработки не обязательно полностью изучать функционал Lightroom, достаточно изучить основные инструменты обработки.

В данной статье вы узнаете как быстро и красиво обработать фотографию в Adobe Lightroom с помощью трёх самых важных инструментов: экспозиция, кисть и тонирование.

Оригинал:

Давайте начнем работу с анализа фотографии. Явная проблема — большой перепад яркости из-за того, что часть лица в тени, а другая часть на солнце.

Что нужно сделать? Всё просто – осветлить тёмные участки и затемнить светлые, достав оттуда потерянную в пересвете информацию.

План работы:

  • Коррекция экспозиции
  • Осветление глаз
  • Тонирование
  • Отделение фона

Важно! Вы должны понимать, что цифры всега разные и зависят от конкретной фотографии.

Экспозиция

Давайте кратко разберём, что мы сделали:

Exposure: -1,05 – я уменьшил экспозицию на ступень, для того, чтобы затемнить пересвеченные области лица. Темная часть ещё больше затемнилась, но я компенсирую это ниже.
Hightlights: -46 – эта настройка управляет светлыми областями, с её помощью я восстанавливаю всё ещё пересвеченные участки на лице
Shadows: +82 – освещаю темные участки фотографии

После этого темные участки стали слишком светлыми, а пересветы на лице всё ещё остаются.

Whites: -57 – в отличии от hightlights, whites работает с самой светлой частью гистограммы , что позволит мне убрать последние явные пересветы.
Blacks: -66 – из-за того, что я сильно осветлил темные участки в shadows я потерял контраст, картинка стала плоской. И в данном инструменте я затемнил самые темные участки. вытянул очень много из темных участков очень много

Clarity: +20 – сам по себе инструмент увеличивает контраст в средних тонах, то есть в нашем случае эффект будет в буквальном смысле на лице.

Осветление глаз

Я решил немного подсветить глаза. Для этого нам нужно будет выделить участки изображения с помощью кисти.

Работа с кистью

Заходите в инструмент кисть, который находится справа, выбираете режим New и ставите значения, которые вы хотите применить к будущей выделенной области. Эти значения можно будет изменить в любой момент.

Ниже настроек для выделенной области вы можете увидеть настройку самой кисти (подчеркнуто зеленым). Вы можете настроить три кисти: A, B и отдельно кисть-ластик Erase чтобы переключаться между ними. Например, одну кисть для больших участков и другую для маленьких деталей.

Настройки кисти такие же как в Photoshop.
Size: размер кисти.
Feather: жёсткость граней.
Flow: поток, по сути прозрачность.

Auto Mask: включает маску. Если вы выделяете голубое небо, то кисть автоматически выделит только небо (ориентируясь по цвету) и не затронет объекты других цветов.
Density: чувствительность маски.

Начав выделение вы увидите круглую точку, по которой потом сможете найти выделение (если она мешает, можно отклчить её клавишей H) и красную область маски. Кстати, цвет маски можно изменить с помощью сочетания клавиш CMD+O (ctrl+O для PC), это необходимо если вы пытаетесь сделать выделение на красных участках.

Как видите зеленая маска удобнее для выделения.

В итоге я выделяю глаза и увеличиваю экспозицию и контраст. Последний добавляется для того, чтобы они не просто засветились как лампочки, но и сохранили контраст. Вот такое масло масленное.

Тонирование

Инструмент тонирования в Lightroom достаточно удобный.

Для данной фотографии я выбрал достаточно типичное сочитание — желтые светлые и синие тёмные.

Гибкость инструмента в том, что вы можете тонировать светлые и темные участки изображения разными цветами и при этом, управлять балансом светлых и тёмных участков (например, чтобы за чёрный принималось 20% гистограммы, а за светлые остальные 80%).

Вы можете выбрать цвет нажав на прямоугольник справа от названия. Цвет отразится ниже.

Highlights — светлые участки
Shadows — тёмные участки

Hue и Saturation — показывают, соответственно оттенок и насыщенность цвета.
Balance — баланс светлыми и тёмными участками. При значении 0 — балан делится пополам.

  • +100 – вся картинка заливается тоном для светлого
  • -100 – вся картинка заливается тоном для темного

Отделение фона

Особенность человеческого восприятия такова, что когда мы смотрим на какой-то объект, то все остальные объекты наше сознание отодвигает за задний план, делая их менее контрастными, менее яркими и менее резкими. Подробнее о восприятии вы можете прочитать в статье Почему приходится корректировать изображение .

Для своего изображения я просто выделю фон и изменю экспозицию на -1 ступень.

Итог

Пошаговый gif

Хотите попробовать сами?

Скачайте оригинальный RAW для экспериментов — https://yadi.sk/d/cRRwBUFHbUo5B

Дата публикации: 16.02.2017

Каждый жанр фотографии имеет нюансы. Своя специфика - творческая, техническая и организационная - есть и в пейзажной съёмке.. Однако тема постобработки была разобрана не столь подробно. Восполним этот пробел.

На примере одного кадра мы разберём ключевые этапы обработки пейзажа и дадим несколько нестандартных советов по работе с цветом и HDR. Как сортировать большое количество фотографий? Как расширить динамический диапазон и не потерять детали в тёмных и светлых участках кадра? Давайте разбираться.

NIKON D810 / Nikon AF-S 18-35mm f/3.5-4.5G ED Nikkor

1. C чего начать?

С сортировки и каталогизации отснятого материала. Прежде чем приступать к обработке, стоит выбрать лучшие снимки и отсеять технический брак, неудачные дубли. Adobe Lightroom имеет широкие возможности по сортировке. Каждый фотограф использует их по-своему.

В чём сложность отбора снимков с пейзажной съёмки? Иногда в пейзаже применяется панорамная съёмка, а каждый элемент панорамы снимается с брекетингом экспозиции для последующей склейки HDR. Получается, что итоговый кадр может состоять из десятков исходных снимков. Нужно не растерять их и собрать в едином пространстве.

Поэтому я в первую очередь создаю коллекцию с отобранными исходниками: выделяю серию фотографий, жму на левой панели Collections и «плюсик» (показано на скриншоте).

Нужно дать коллекции максимально информативное название. Обычно я пишу название места, где были сделаны снимки.

Теперь фотографии собраны и готовы к дальнейшей работе.

2. Склейка HDR и панорам

Следующий этап работы с серией исходников для пейзажного кадра - сборка. У Adobe Lightroom начиная с шестой версии прекрасные возможности по работе с HDR и панорамами.

Сначала соберём серию HDR-изображений. Исходный сюжет снимался с брекетингом экспозиции по три кадра в серии: тёмный, нормальный, светлый. Благодаря этому при склейке HDR мы сможем добиться сохранения всех деталей.

Кадры для этой статьи сделаны на камеру Nikon D810 с объективом Nikon AF-S 18-35mm f/3.5-4.5G ED Nikkor. Фотоаппараты Nikon обладают широчайшим динамическим диапазоном: большинство сюжетов можно снимать без брекетинга, если мастерски настроить экспозицию. Однако даже опытный фотограф не застрахован от ошибок. А экстремальное вытягивание деталей из теней чревато увеличением уровня цифрового шума. Я предпочитаю снимать с брекетингом, чтобы при обработке иметь большую свободу для манёвра.

«Противопоказания» для HDR: динамичные сюжеты, кадры с подвижной водой (прибоем, например), ветер при съёмке. В таких ситуациях вряд ли получится собрать HDR без артефактов. Здесь стоит особенно внимательно экспонировать кадр, чтобы сразу получить нужный динамический диапазон.

Итак, мы выбрали три изображения. Теперь нажимаем правую кнопку мыши, а в выпавшем меню - Photo Merge и HDR. Можно воспользоваться горячей клавишей Ctrl+H. При этом запустится процесс склейки HDR. Уникальность Adobe Lightroom заключается в том, что программа создаёт итоговое изображение в формате цифрового негатива DNG. C ним мы можем работать, как с обычным RAW. На сайт есть о склейке HDR в Lightroom.

Этот процесс довольно долгий и рутинный. Повторяем одни и те же действия для каждой серии: выделяем исходники, запускаем процесс склейки, выделяем следующую серию… Скорость зависит от мощности вашего компьютера.

Теперь у нас есть серия HDR-склеек в формате DNG. Выделим её зелёным цветом, чтобы не потерять.

Можно отсортировать файлы по типу или дате создания. Полезно проверить полученные файлы на наличие артефактов склейки.

NIKON D810 / 18.0-35.0 mm f/3.5-4.5 УСТАНОВКИ: ISO 31, F16, 1/60 с, 18.0 мм экв.

Если они есть, можно ещё раз склеить HDR-изображение, выбрав один из уровней Deghost Amount. Если HDR не клеится совсем, ищите ошибку в подходе к съёмке: либо вы снимали слишком динамичный сюжет, либо не закрепили фотоаппарат на штативе, либо перепутали фотографии и склеиваете снимки из разных серий. В крайнем случае попробуйте обойтись одним кадром, вытянув из него тени и света.

NIKON D810 / 18.0-35.0 mm f/3.5-4.5 УСТАНОВКИ: ISO 160, F6.3, 1/60 с, 18.0 мм экв.

Выделяем все HDR-изображения и склеиваем их в панораму. Инструмент склейки панорам в Adobe Lightroom прост и незатейлив. После построения превью пользователю предлагают на выбор три проекции, в которых панорама может быть собрана. Выбираем понравившуюся и собираем. В дальнейшем мы сможем немного поработать с перспективой и трансформацией кадра.

Функция Auto Crop позволяет обрезать лишние части панорамы.

Регулятор Boundary Warp трогать рекомендую в крайнем случае: он сильно влияет на геометрию кадра, искажая панораму так, чтобы она уместилась в прямоугольные рамки кадра. Однако над трансформацией можно поработать и после склейки. А если потребуется серьёзная коррекция, это можно сделать на последнем этапе, загрузив фото в Adobe Photoshop и используя инструменты Liquify или Warp. Склейка панорамы тоже занимает некоторое время.

3. Возвращаемся к истокам

Итак, приступаем к обработке панорамного изображения. Наверное, вы уже обратили внимание, что пока я не вносил никаких коррекций, не редактировал цвета, не трогал экспозицию. Почему? Потому что лучше начинать делать это с чистого листа на сведённом панорамном изображении.

Перед работой я сбрасываю все настройки. Часто бывает, что на итоговом изображении сказываются нежелательные настройки, которые были внесены программой или самим фотографом по невнимательности. Кстати, кнопки Reset тут может быть недостаточно.

Lightroom вносит много скрытых коррекций. Некоторые из них вы увидите, если перейдёте в процесс обработки 2010 года. В этом примере яркость изображения повышена до +50, а вместо линейной тональной кривой используется S-образная кривая, повышающая контраст. Обычно все настройки в «Процесс-2010» я возвращаю на 0, после чего переключаюсь обратно в «Процесс-2012». Чтобы ускориться, я записал настройки в пресет.

Время ужасаться: картинка стала тёмной, серой. Зато она максимально «сырая», с ней мы будем работать дальше.

4. Инструменты трансформации и кадрирования

Перед тем как приступать к работе с цветами, яркостью и контрастом, скадрируем снимок. Так мы поработаем над его композицией и в дальнейшем будем видеть сюжет более целостно. При кадрировании я предпочитаю придерживаться стандартного соотношения сторон: 3:2, 4:3, 5:7 или 1:1. Такие снимки лучше воспринимаются зрителем. Кроме того, фотобумага и рамы выпускаются под стандартные соотношения сторон. Да, можно воспользоваться широкоформатной печатью и сделать раму на заказ, но это будет стоить дороже.

Панель инструментов Transform поможет поработать с перспективой на фото. Особенно полезны бегунки Vertical и Horizontal. Они позволяют добиться желаемого отображения перспективы. Это особенно актуально в архитектурной съёмке: с помощью этих регулировок можно выровнять все вертикальные линии, убрать перспективные искажения.

5. Настраиваем Camera Calibration

«Adobe Lightroom портит цвета», - так говорят те, кто не умеет пользоваться блоком настроек Camera Calibration. Дело в том, что фотоаппаратов очень много, а Lightroom один. Чтобы более или менее адекватно интерпретировать информацию, записанную в RAW, был разработан универсальный профиль Adobe Standart. Он работает достаточно корректно, но не так хорошо, как родные профили камеры. Adobe Standart выдаёт «средние» цвета и контраст, снимок с таким профилем не будет блистать сочными красками.

Каждый производитель загружает в свои камеры несколько профилей работы с цветом и контрастом. У Nikon за это отвечают профили Picture Control. Их же мы можем увидеть и в Lightroom - достаточно нажать на значок Profile.

Для начала выберем профиль Camera Standart. Он покажет нам стандартные цвета с камеры. Тут можно поэкспериментировать: одни профили дают более контрастную картинку, другие - менее контрастную.

Я ценю D810 за то, что в нём (как, впрочем, и во всех современных камерах Nikon) есть профиль Flat. С ним можно получить изображение с минимальным контрастом и значительно расширенным динамическим диапазоном.

Выбрав подходящий профиль, мы получаем возможность поработать с насыщенностью каналов. Обратите внимание: регуляторы повышают насыщенность не конкретно зелёного, красного и синего цветов, а каждого из каналов. Поэкспериментируйте с ними, чтобы получить желаемую насыщенность. Поскольку мы работаем с RAW, к этим настройкам можно вернуться в любой момент. Я советую обратиться к ним и на завершающем этапе, когда будет ясна ситуация с цветом. Для начала можно поставить на каждом из каналов значение +60. Рекомендую использовать именно эти настройки из панели Camera Calibration вместо инструментов Saturation и Vibrance.

NIKON D810 / 18.0-35.0 mm f/3.5-4.5 УСТАНОВКИ: ISO 320, F10, 1/500 с, 18.0 мм экв.

6. Базовые коррекции. Работа с яркостью, балансом белого и динамическим диапазоном

Итак, подготовительные этапы позади. Перейдём к основным настройкам, которые знакомы каждому фотографу. После сброса настроек в «Процесс-2010» ползунок экспозиции съехал на уровень -1 EV, а контраст на -33. Поработаем с динамическим диапазоном: настроим ползунки Highlights и Shadows так, чтобы на фото не было потери деталей. Здесь можно ориентироваться на график гистограммы.

Следующий этап - работа с тональной кривой. Я предпочитаю с её помощью настраивать яркость и контраст. Она даёт больше возможностей, чем обычный ползунок экспозиции, который настраивает яркость линейно. Тут мы можем работать с разными участками кривой. Для получения нужного контраста я повышаю яркость в светлых участках и немного понижаю её в тёмных.

Теперь переходим к работе с балансом белого. Всё как обычно: стоит придерживаться реалистичного отображения цветов, чтобы зритель верил вашему кадру. Но не забывайте о том, что мы занимаемся творчеством, а не документированием реальности, поэтому с фанатизмом гнаться за достоверностью, наверное, не стоит.

Если хочется глубже поработать с цветами, воспользуйтесь панелью HSL. На этом снимке я увеличил насыщенность тёплых оттенков, чтобы подчеркнуть осенние краски.

При работе с форматом DNG (он же RAW) мы можем вернуться к любой коррекции и подправить её. Именно это я и предлагаю сделать на завершающем этапе. Ещё раз пройдёмся по всем настройкам и «отшлифуем» картинку: поправим цвета, контраст, яркость. Если на фото есть чёрные точки, видны следы пыли на матрице, устраните их инструментом Spot Removal Tool.

Вместо заключения

Как видите, пейзаж можно обработать от начала до конца в одной программе. Если ваша цель - сделать всё быстро, то ограничьтесь работой в Lightroom. Но последний этап обработки можно доверить Adobe Photoshop. В этом фоторедакторе есть мощные инструменты ретуши, которые позволяют более гибко работать с цветом. Но это уже тема для отдельной статьи.

Красота природы - незаменимый элемент пейзажной фотографии, но не единственный. Нужно уметь показать её на фото. А здесь важны творческое видение и художественный вкус. Чтобы развить эти качества, нужна практика. Больше фотографируйте и путешествуйте!!

Дата публикации: 16.02.2017

Константин Воронов

Занимаюсь профессиональной фотографией более 8 лет. Сфера деятельности - свадебная, портретная, пейзажная фотография. По образованию журналист. Разработал несколько курсов для сервиса онлайн-обучения фотографии Fotoshkola.net . Преподаватель, ведущий мастер-классов.

Одно из самых ценных качеств Lightroom является также его Ахиллесовой пятой. Это настолько мощная программа, что многие из ее полезных функций обнаружить не так-то просто - они спрятаны под покрывалом клавиатурных сокращений и малоизвестных меню.

Когда я впервые начал изучать Lightroom, я уже был давним пользователем программы обработки изображений Aperture от Apple, и какое-то время после перехода на Lightroom я был поражен огромным числом опций. С таким количеством меню, кнопок, ползунков в моих руках я думал, у меня нет шансов хоть когда-нибудь постичь их смысл. После долгих экспериментов, онлайн поисков, старого-доброго метода проб и ошибок я, наконец, выработал рабочий процесс, который отвечал моим потребностям; это справедливо также и для других фотографов. Вам не нужно использовать абсолютно все функции и опции, присутствующие в Lightroom, но суть в том, чтобы найти те инструменты, которые работают для вас, и научится управлять ими.

Чтобы прийти от установки формата RAW до финального вида изображения, потребовалось немало времени, но это было намного легче благодаря нескольким простым советам и трюках, описанным ниже.

Как говорится, здесь пять наиболее практичных, полезных функций, которые я использую регулярно. Попробуйте их и повысьте свой уровень пользователя Lightroom.

Обязательно создайте пресеты

Вы вероятно уже знаете, что Lightroom содержит десятки пресетов, с которых вы можете начать при редактировании фотографий, что может быть весьма удобно, когда вам нужно сделать быструю коррекцию или такой эффект, как состаренное фото, Bleach Bypass, или множество вариантов черно-белой конвертации.

Эти пресеты не являются специальными фильтрами, которые вы можете найти в Instagram или других подобных программах обмена изображениями, а по сути заранее проделанные манипуляции, доступные для вас в модуле Коррекции. Например, фильтр Холодный тон – это коллекция сохраненных настроек Баланса белого, Оттенок и Внешний вид в панели Основные настойки.

Вы также должны знать, что можете создать собственный пресет с помощью любых параметров Коррекции, а затем, выбрав Новый пресет в меню Редактирование. Но вы можете расширить эту функцию с помощью автоматического применения заданного пресета, даже созданного вами, к каждой фотографии при импорте. Это невероятно полезно, если у вас есть ряд настроек, которые вы хотели бы использовать в качестве отправной точки. Вместо того, чтобы каждый раз настраивать Свет, Тени и Четкость для каждой фотографии, вы можете просто применить определенные настройки к каждому импортируемому изображению. Чтобы сделать это, используйте панель Применить при импорте в окне Импорт фото и выберите любой существующий в вашей программе пресет или один из тех, которые вы создали сами.

В качестве примера того, как это может быть полезно, я скажу, что часто применяю одинаковые настройки к каждому изображению, сделанному на Nikon D7100, потому что мне не нравится интерполяция в Lightroom моих RAW-файлов. Это занимало так много времени, что я создал общий пресет под названием D7100 Импорт. Теперь каждый раз, когда я импортирую фотографии с карты памяти D7100, я применяю этот пресет. У меня есть отдельный пресет для каждой камеры, и применяя эти настройки при загрузке, я сэкономил несказанное количество времени и избежал множества разочарований. Это фантастически полезная функция, которая может существенно облегчить вам рабочий процесс.

Используйте цифровую клавиатуру для тонкой настройки в модуле Коррекции

Работая в модуле Коррекции, может быть достаточно сложно установить желаемое значение, передвигая ползунок вручную. Чтобы решить эту проблему, дайте себе больше пространства - наведите курсор на левую сторону панели и тащите, пока она не станет гораздо шире.

Еще одна удобная уловка – это использование клавиш со стрелками, чтобы делать настройку числовых значений с очень маленьким шагом. Например, нажмите на численное значение баланса белого и нажмите клавиши со стрелками Вверх и Вниз, чтобы изменить его с шагом 10. Или выделите Четкость и нажмите Вверх и Вниз, чтобы изменить ее с шагом 1. Для больших корректировок, удерживая клавишу Shift, нажимайте Вверх и Вниз, что изменить Баланс белого с шагом 200, Четкость – с шагом 10 и т.д.

Настройте модуль Коррекции

Если вы похожи на меня, то, возможно, будете перегружены огромным количеством опций в модуле Коррекции, но, к счастью, есть способ приручить этого зверя, щелкнув правой кнопкой в любом месте панели настроек. Это вызовет меню, которое позволит вам отключить неиспользуемые настройки, и ваше рабочее пространство станет упорядоченным и понятным, а вы не будете тратить время на прокручивание функций, которыми не пользуетесь.

Одним особенно полезным элементом этого меню является режим Соло, который упорядочивает Коррекции еще больше путем отключения всех панелей, кроме той, которую вы используете. Я привык тратить много времени на прокручивание вверх и вниз через все открытые панели, раздвигая и закрывая их, чтобы добраться до той, которой действительно пользуюсь. Но используя режим Соло, каждый раз при нажатии на новой панели, другая, которую я только что использовал, автоматически сжимается до заголовка. Эта маленькая функция не только сэкономила время, но и спасла от головной боли.

Создание Смарт-коллекции для автоматической сортировки фотографий в модуле Библиотека

Библиотека Lightroom – это прекрасный способ организовать ваши изображения. Вы можете создать виртуальные папки под названием Коллекция (например, Церемония, Прием, Речи для свадьбы), которые в свою очередь могут быть размещены в наборы Коллекций (например, свадьба Смит-Миллер).

Но что я нахожу еще более полезным, так это Смарт-коллекции, которые позволяют динамично организовывать фотографии, основываясь на ряде условий, которые вы устанавливаете. Чтобы создать Смарт-коллекцию, выберите Новая смарт-коллекция в меню Библиотека и установите параметры, которые вы хотите использовать. Каждое изображение, подходящее под данный критерий, в любой момент процесса редактирования будет автоматически помещено в виртуальную папку, которую вы создали.

В приведенном выше примере я создал Смарт-коллекцию, которая автоматически сортирует по заданным критериям все мои фотографии, включая те, которые я буду импортировать после ее создания. Использование Смарт-коллекций является прекрасным способом совершенствовать ваш организационный процесс и помочь в сортировке всех ваших фотографий, чтобы сосредоточится на тех, с которыми вы действительно будете работать.

Удерживайте кнопку Option / Alt при настройке ползунков Коррекции

Эффекты многих настроек в модуле Коррекции очевидны; при увеличении экспонирования изображение станет светлее, при увеличении насыщенности фотография потеряет немного цвета. Но как на счет настроек, которые не так просто увидеть? Один особенный набор настроек, который я использую, находится в Резкость панели Детализация, но четкий эффект Радиуса, Деталей и Маскирования порой трудно увидеть. Эта проблема может быть решена удерживанием кнопки Alt во время перемещения ползунка в модуле Коррекции, и тогда вы увидите в режиме реального времени, что конкретно происходит, когда вы делаете какую-либо настройку.

Когда я редактировал эту фотографию, мне нужно было сделать такую корректировку, как опуститься в темных участках уровней, но я не хотел заходить так далеко, чтобы сделать некоторые участки совершенно черными. (то есть, я не хотел что-либо отсекать на фотографии). Удерживая клавишу Alt, я настроил черный ползунок и мог в реальном времени увидеть, какие участки изображении были подвержены изменениям:

На фотографии выше дно формы стало абсолютно черным, а это означает, что оно не может быть еще темнее, в то время как красные участки тоже вскоре станут черными, если я не перестану передвигать ползунок влево. Желтые участки тоже подверглись изменениям, но не так сильно, они потеряли данные о цвете. Это работает почти для каждого ползунка в модуле Коррекции, и здорово поможет вам оценить, все ли задуманные вами настройки сделаны точно.

Эти пять советов и хитростей в Lightroom стали главными преимуществами для меня, так как я работал с программой на протяжении многих лет, а как на счет вас?