Как расшифровываются метки в водительском удостоверении нового образца

Казалось бы, с особенностями категорий водительских прав хорошо знаком каждый водитель независимо от того, каким именно транспортным средством он управляет. Тем не менее последние изменения в законодательстве РФ и других стран СНГ внесли некоторые коррективы в обычные представления о категориях водительских прав. Негодование и некоторую растерянность вызвали подкатегории, например - В1, о которой многие даже не имеют понятия.

По этой причине и возникают различные недоразумения. Например, у водителя квадрицикла есть права категории В1, он решает себе приобрести такое транспортное средство, как квадроцикл, но при этом не знает, что уже имеющиеся у него права для законного вождения не подойдут. На самом деле есть разница между квадрициклами и квадроциклами, и она столь значительная, что для этих средств даже нужны водительские права разных категорий.

Так что же такое водительские права категории b1, и какими транспортными средствами они позволяют управлять? В этих вопросах мы постараемся разобраться далее.

Категории В и В1

Категория В - самая распространенная среди всех автолюбителей. В соответствии с законодательством РФ, наличие водительских прав В1 позволяет управлять машинами с массой до 3,5 тонны, а количество пассажирских мест - не более восьми. Автомобиль при этом может быть оборудован прицепом, с массой в 750 кг.

В1 - это подкатегория. Данный документ может выдаваться с 18 лет. Те, кто его получил, могут управлять квадрициклами и трициклами, то есть - трех- и четырехколесными транспортными средствами, объем двигателя которых не превышает 50 куб. см. Но квадроциклы в эту категорию транспортных средств не входят, в отличие от мотоколяски.

Не нужно путать два этих значения. Если у вас есть права категории В, это не значит, что можно водить квадрициклы и трициклы, так как в автошколе обучают нюансам управления ими и правилам дорожного движения.

Квадрициклы и трициклы

Квадрициклы - это четырехколесные транспортные средства, используемые для езды по дорогам общего назначения. Они подлежат регистрации в ГИБДД в том же порядке, что автомобили или мотоциклы. Трициклы - аналогичные ТС, но только - трехколесные. Для того чтобы более конкретно обозначить данную, категорию, следует указать следующие параметры:

  • нагруженная масса до 400 кг, либо - 550 - для грузовых ТС;
  • мощность двигателя до 15 кВ.

Соответственно, если транспортное средство весит меньше указанного значения, и мощность мотора не достигает 15 кВ, оно попадает под категорию «мотоциклы», и для управления ими требуются водительские права категории А.

Важно! Для управления мопедами нужна категория М, мотоциклами - А, квадрициклами и трициклами - В1.

Квадрициклы - сравнительно новое понятие для отечественных автолюбителей, так как новые японские и американские модели на наших дорогах можно встретить крайне редко. Тем не менее многие знакомы с советским аналогом новых зарубежных моделей, и это автомобили-инвалидки. Сегодня это чудо техники уже не производят, тем не менее его выпуск имел место в истории советского автопрома. Отличалось данное транспортное средство миниатюрными габаритами, ужасно неудобным и тесным салоном и скудными мощностными характеристиками.

Трициклы - еще один экзотический вид ТС. Он довольно распространен в азиатских странах, с его помощью перевозится люди и небольшие грузы. Если учесть экономичность и небольшие размеры, то в условиях перегруженности транспортных путей трициклы являются оптимальным решением для массового применения.

Существуют и трехколесные байки, способные затмить своим внешним видом даже самые дорогие автомобили на дрогах. Но они используются только отчаянными любителями мотоциклов, так как стоят почти столько же, сколько и машины, не могут облегчить движение в пробках, и езда на них в плохих погодных условиях не является достаточно комфортным.

Права для управления квадроциклами

Для управления как квадроциклами и снегоходами, как ни странно, нужны права тракториста. Данные ТС не предназначены для езды по дорогам общего назначения и относятся к типу самоходных внедорожных МТС. Тем не менее, квадроциклы и снегоходы подлежат обязательной регистрации в ГИБДД в течение 10 дней после покупки, или пока не закончится срок действия транзитных знаков.

В отличие от водительских прав категории b1, удостоверение А1 можно получить с наступлением 16 лет. Подготовиться на эту категорию можно либо самостоятельно, либо в специальном учебном заведении.

Как в первом, так и во втором случае наличие водительского удостоверения является обязательным, при его отсутствии во время проверки работниками дорожной инспекции предусмотрен штраф.

Категория в правах указывает на конкретный тип транспортных средств, к управлению которыми допущен владелец водительского удостоверения. В начале ноября 2013 года были внесены корректировки в закон «О безопасности дорожного движения», изменившие список категорий водительских прав и дополнившие его новыми подкатегориями.

Водительское удостоверение какой категории есть у Вас?

Актуальные категории водительских прав на 2019 год

Новая классификация категорий российских водительских прав содержит семь основных пунктов , обозначенных буквенными символами, и четыре группы подкатегорий , содержащих в обозначении не только буквенные символы, но и цифры. Конкретную классификацию и расшифровку содержит таблица-описание категорий водительских прав, которые актуальны в 2019 году (ст.25 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ):

№ п/п Буквенное и цифровое обозначение категории Характеристика транспортных средств
1 А Мотоциклы
2 А1 Легкие мотоциклы (объем мотора от 50 до 125 см3)
3 B Легковые автомобили и грузовые автомобили (грузоподъемность до 3,5 т либо вместимость до восьми пассажиров)
4 B1 Квадрициклы и трициклы
5 C Грузовые автомобили (грузоподъемность более 3,5 т)
6 C1 Грузовые автомобили (разрешенная нагрузка на ось от 3,5 до 7,5 т)
7 D Автобусы, транспортирующие более восьми пассажиров
8 D1 Микроавтобусы, транспортирующие от восьми до шестнадцати пассажиров
9 M Мопеды, скутеры и квадрициклы (объем двигателя не более 50 см3)
10 Tm, Tb Троллейбусы и трамваи
11 BE, CE, DE, C1E, D1E Специальные категории, дающие право на управление транспортными средствами с прицепом

Выделенные подкатегории подразумевают использование облегченного варианта транспортных средств одного типа, имеющих меньшую грузоподъемность и мощность двигателя. Управление ими допускает упрощенную форму подготовки и минимальный опыт.

Более полную картину можно представить после детального рассмотрения каждой категории и подкатегории водительских прав, а также выяснения их особенностей использования при управлении конкретным транспортным средством.

Категория водительских прав А и А1


Категория «А» дает право на управление любым типом мотоциклов , в их числе – оборудованных коляской. К ним приравниваются мотоколяски, выпуском которых активно занимались в прошлом веке. В настоящее время такие средства передвижения практически не используются. Согласно ПДД, мотоцикл представляет собой двухколесное транспортное средство с боковым прицепом либо без него . Это водительское удостоверение (категория «А») допускает автовладельцев к управлению в том числе и трехколесными либо четырехколесными транспортными средствами, масса которых суммарно не превышает 400 кг.

Имеющие в ВУ отметку о наличии подкатегории «А1», допускаются на законных основаниях к управлению мотоциклом с объемом двигателя, не превышающим 125 см куб., и мощностью – не более 11 кВт соответственно. Эта подкатегория объединяет маломощные мотоциклы с укороченной длиной и большой маневренностью. Наличие у человека прав, в которых открыта категория «А», дает законное право на управление транспортными средствами и подкатегории «А1». Однако права подкатегории «А1» не позволяют садиться за руль тяжелого и мощного мотоцикла (ст. 25 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).

Категория B (Б/B) на легковой автомобиль

Водительское удостоверение категории «B» дает допуск к управлению не только легковым автомобилем и мотоколяской , но и некоторыми другими транспортными средствами (джип, минивэн, микроавтобус, грузовик ), отвечающим следующим требованиям:

  • с массой не более 3,5 тонн, числом сидячих мест не более восьми, за исключением водительского (к ним не относятся транспортные средства категории «А»);
  • легковой автомобиль в связке с прицепом, при весе, не превышающим 750 кг;
  • автомобиль с прицепом при весе, превышающим 750 кг, (прицеп не более массы машины без нагрузки), и с условием того, что полная масса состава составляет не более 3,5 тонн.

Нужно помнить, что означает категория «В» («B») в водительском удостоверении: с ней можно управлять всеми легковыми автомобилями, соответствующими перечисленным выше требованиям. Однако использование прицепов требует особых навыков вождения и обеспечения безопасности. Правила предусматривают дополнительные требования при вождении автомобилей с тяжелыми прицепами массой , превышающей 750 кг:

  • максимально допустимая масса прицепа с грузом не должна быть больше массы автомобиля во избежание опрокидывания автомобиля на дорогах с неровностями;
  • суммарная масса автомобиля с прицепом не превышает 3,5 т.

Для управления легковым автомобилем категории «B» в связке с тяжелым прицепом человек обязан получить категорию «BE».

Что означает категория В1 (Б1, B1)?

Некоторые водители до сих пор не знают, что означает категория «В1» («B1») в водительском удостоверении. Здесь все достаточно просто – это новая подкатегория введена для управления трициклов и квадрициклов (). Трициклы – это трехколесный мототранспорт, а квадрициклы – четырехколесные мотоциклы, напоминающие советские мотоколяски.

Важно! В силу того, что «квадрицикл» и «квадроцикл» имеют абсолютно различные технические характеристики, водительские права для одного из типов транспортного средства не подходят для управления другим. Поскольку это разный транспорт, права на их вождение отличаются категориями.

К управлению квадроциклами, снегоходами и вездеходами допускаются исключительно граждане с наличием удостоверения тракториста-машиниста категории «А».


Квадрициклы оборудованы мотоциклетными двигателями, однако механизмы управления бывают как у автомобилей, так и мотоциклов – либо ручная коробка передач в комплектации с традиционным рулевым колесом, либо ножная система для переключения передач, дополненная классическим мотоциклетным рулем управления. В зависимости от этого владельцы разных типов квадрициклов приобретают различные категории водительских удостоверений – с категорией «А» для вождения квадрицикла мотоциклетного варианта управления и с категорией «В» для вождения квадрицикла автомобильного варианта управления. Универсальный вариант, подходящий для любого вида управления – новая подкатегория «В1» водительских прав.

Обозначение «AS» в категории В1 водительских прав

При изготовлении нового образца водительского удостоверения некоторым автомобилистам с открытыми категориями «А» или «В» в заметках ставится отметка «AS» (Automotive Steering). В переводе на русский язык это означает «автомобильный тип рулевого управления». Подобная отметка «AS» ставится исключительно тем водителям, у которых категория «А» закрыта, а «В» открыта. Аббревиатура не ставится при наличии обеих категорий.

Что на самом же деле обозначает отметка «AS»? Она указывает на возможность управления только транспортом с рулевым типом управления , то есть рулем. Водитель, обладающий правами нового типа, может лицезреть отметку «AS» напротив категории «В1» при закрытой категории «А». Водителю разрешается управлять мотоциклами и трициклами исключительно с автомобильным типом управления (с рулевым колесом). Автомобилист с такой отметкой в правах имеет право управлять двухколесными транспортными средствами с автомобильным типом посадки. То есть управление мотоциклами с сидением, как в автомобилях.

Водительские права категории С


К категории «С» относятся грузовые автомобили с предельным весом в соответствии с технической документацией более 3,5 тонн, а также грузовики с легким прицепом массой, не превышающей 750 кг . Водитель, имеющий водительское удостоверение категории «C», допускается к вождению средних и тяжелых грузовиков (3500-7500 кг и более 7500 кг, соответственно), а также грузовых автомобилей с прицепом весом не более 750 кг (п.1 ст.25 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ).

Свидетельство на право вождения подкатегории «С1» предоставляет право на вождение грузовых автомобилей:

  1. с предельной массой, согласно технической документации, более 3,5, но менее 7,5 тонн;
  2. таких же грузовых автомобилей, сцепленных с прицепами весом до 750 кг.

Следовательно, подкатегорией «С1» открывается доступ владельцам таких ВУ к вождению легких грузовиков, оснащенных компактными прицепами. Причем документы с предоставлением возможности вождения транспорта категории «С» разрешают управлять моделями более легких грузовиков, которые законодательно отнесены к категории «С1».

Права категории «СЕ» допускают к вождению автомобильного транспорта категории «С» и соединенного с тяжелым прицепом – вес свыше 750 кг. Подобная отметка в правах необходима водителям КАМАЗов, МАЗов, БелАЗов и иных тягачей, привлекаемых к дорожному строительству, разработке карьеров, строительстве газовых и нефтяных магистралей, крупнотоннажным перевозкам.

К группе «С1Е» относятся грузовые автомобили с разрешенной массой от 3,5 до 7,5 тонн, соединенные с прицепом, имеющим вес свыше 750 кг, но меньше массы порожнего автомобиля. Общий максимальный вес грузовика с прицепом не должен превышать 12 тонн. Обладание водительским удостоверением категории «СЕ» дает право на управление более легкими автомобилями, относящимися к категории «С1Е».

Водительские права категории Д (D)


Для управления автобусом водитель должен получить права по категории «D» (п.1 ст.25 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ). Какие из транспортных средств относятся к данной категории? Это:

  1. транспорт, организующий транспортировку пассажиров с более чем восемью сидячими местами, без учета водительского места;
  2. машины категории «D» в связке с прицепом, вес которого не превышает 750 килограммов.

Водительское удостоверение категории «Д» («D») обеспечивает возможность управления автобусами различных типоразмеров вне зависимости от массы. Связка «автобус-прицеп» с максимальным весом последнего не более 750 кг также входит в эту категорию. Если же масса самого прицепа превышает положенную массу, водителю необходимо открывать категорию «DE».

Право на вождение транспорта категории «DE» относится к категории автобусов, имеющих тяжелый прицеп весом свыше 750 килограммов и сочлененные автобусы, в состав которых входит два салона – так называемые «гармошки». Примечательно, что категория «D» разрешает водителю управлять транспортным средством из подкатегории «D1», а «DE» – из категории «D1E».

В подкатегорию «D1» включаются автомобили для перевозки пассажиров, имеющие более восьми и менее шестнадцати сидячих мест, за исключением водительского сиденья и автомобили подкатегории «D1» в связке с прицепом, имеющим массу не более 750 килограммов.

Подкатегория «D1E» включает в себя тяжелые прицепы и подходит водителю автобуса в связке с прицепом, не эксплуатируемом в качестве перевозчика людей, и вес которых менее 750 килограммов. Вес прицепного устройства не должен превышать вес основного транспортного средства без нагрузки, причем общая масса такой сцепки составляет не более 12 тонн.

Водительские права категории Е


После введения новых категорий и подкатегорий, категория «E» была упразднена – на ее замену пришли охарактеризованные выше категории «BE», «CE», «C1E», «DE», «D1E» . При получении новых прав водители получают уже соответствующие категории.

Каким же образом происходит замена старых водительских удостоверений на новые, ведь срок их действия не превышает 10 лет?

Начиная с 1 апреля 2014 г. выдаются водительские права нового образца. Во время получения новых удостоверений нередко водители обнаруживали, что категория «Е» из предыдущих прав перенесена лишь частично. К примеру, ранее полученная категория «Е» давала право на управление любым транспортным средством с прицепом без исключения (как грузовиком, так и автобусом), а в новом удостоверении водитель получил лишь «СЕ» и «С1Е». Водитель, чаще всего, рассчитывает получить «ВЕ», «СЕ», «С1Е», «DЕ», «D1Е».

Обычно такая проблема стоит перед водителями, которые фактически не проходили обучение и экзаменационные испытания на каждый состав транспортных средств (в отдельности «ВЕ», «СЕ», «DЕ»), а обучились и сдали экзамен исключительно на «СЕ». Водительские права, тем не менее, были получены с пометкой категории «Е» без ограничений и цена обучения на права категории «Е» не имела значения.

В настоящее время, при замене водительских прав органы ГИБДД стараются проставить лишь те категории, на которые водитель сдал практический экзамен на управление авто с прицепом. Однако, поскольку ранее водитель получил удостоверение с категорией «Е» без дополнительных отметок, следовательно, эта категория давала возможность управлять любым транспортным средством с прицепом.

При отказе проставить необходимые категории в момент замены водительского удостоверения органы ГИБДД лишают его владельца прав на управление отдельными транспортными средствами без оснований.

Свою правоту водители нередко доказывают в суде, причем при разбирательстве судебные органы, чаще всего, встают на сторону заявителя.

Права категории М


Управление скутером, либо мопедом без водительских прав запрещается в связи с ростом числа ДТП при участии этого вида транспорта. С начала 2014 года определена новая для РФ категория «М». Открывшие ее получают право на управление мопедом, скутером и легким квадрициклом . Категория «М» в водительском удостоверении 2019 года означает, что любая открытая прежде категория автоматом обеспечивает законное право его владельцу управлять транспортными средствами этой категории.

Водительское удостоверение категории «М» можно получить при наступлении минимального водительского возраста – 16 лет. Поскольку к управлению транспортным средством категории «М» обычно допускаются те же водители, которым дано право на вождение любым другим транспортным средством, во всех водительских удостоверениях эта категория прав открывается автоматически. Единственным условием для этого является открытие ее в медицинской справке совместно с любой категорией. Правом вождения мопедов обладает и водитель, имеющий права старого образца.

Штраф за «бесправное» управление мопедом, либо скутером и квадрициклом составляет от 5 до 15 тысяч рублей (п.1 ст.12.7 КоАП РФ ).

Внимание! Удостоверение тракториста-машиниста право управления транспортными средствами обозначенной категории не дает.

Что означают категории в правах нового образца Tb и Tm?

Для управления троллейбусом либо трамваем , начиная с 2016 года и, конечно, в 2019 году, водителю требуются права со специальной категорией «Tb»или «Tm». Ранее, вышеназванные типы городского транспорта не выделялись отдельной категорией, а в водительские права вносились записи о разрешении в раздел «Особые отметки». Особенностью управления этим видом транспорта является получение разрешения по отдельным категориям допуска.

С какого возраста можно получить водительское удостоверение B, B1, M


Действительное на текущий момент российское законодательство предусматривает возможность выдачи ВУ гражданам, которыми уже достигнут определенный возраст (п.2 ст.26 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ):

№ п/п Название категории Тип транспортного средства Возраст
1 А Управление мотоциклами 18 лет
2 А1 Управление мотоциклами с малым объёмом до 125 см3 и мощностью до 11 кВт 16 лет
3 М Вождение мопедов 16 лет
4 В и С Вождение легковых и грузовых автомобилей 18 лет
5 D, Tb и Tm Управление автобусами, троллейбусами и трамваями 21 лет
6 ВЕ, СЕ и DE Вождение автомобильного транспорта с прицепами Люди, имеющие права и опыт вождения на категории В, С или D со стажем вождения не менее 12 месяцев

Для получения водительского удостоверения на право управления автомобильным транспортом любой категории необходимо обязательное обучение в автошколе с последующей сдачей теоретических экзаменов и практического вождения. Прохождение занятий и последующая сдача экзаменов в ГИБДД не имеет возрастных ограничений. К примеру, на категорию «А» или «В» начать обучение в автошколе и приступить к сдаче экзаменов в ГИБДД разрешено с согласия родителя даже раньше 18 лет, когда получают на руки ВУ.

Подробнее о водительском удостоверении

Водительское удостоверение нового образца содержит всю информацию о водителе – владельце транспортного средства. Права подтверждают личность водителя и могут использоваться в некоторых случаях как замена общегражданского паспорта. На водительском удостоверении отмечается следующая информация о владельце (Приложение №1 Приказа МВД РФ №365 от 13.05.2009 г. ):

  • дата и место рождения;
  • дата выдачи пластиковой карточки, дающей право на управление ТС;
  • срок действия документа;
  • название органа, выдавшего права;
  • номер водительского удостоверения;
  • личная подпись;
  • фотография;
  • название категорий прав;
  • дополнительные сведения (группа крови, наличие очков, либо линз и др.).

Водительские права содержат информацию с двух сторон:

  • лицевая часть – персональные сведения о водителе;
  • обратная сторона – основная информация, сжато расшифровывающая категории и подкатегории нового образца.

В верхней части лицевой стороны содержится название документа и территория, на которой он был выдан. Левая сторона – цветная фотография 3×4 владельца без очков и головного убора. Водитель с плохим зрением вправе поместить фотографию в очках без тонированных стекол. Фотография для водительских прав в головном уборе позволена людям с особыми религиозными убеждениями.

Под фотографией размещается подпись водителя, идентичная его автографу в паспорте. Справа в документ вписаны фамилия с именем и отчеством и тут же обозначена дата рождения водителя.

Информация на русском продублирована тем же текстом на английском. В правой стороне лицевой части прав указывается орган, выдавший удостоверение, номер и серия документа. Здесь же отмечается регион регистрации. В нижней лицевой стороне ставится отметка о категории прав, присвоенных водителю.

Образцы выдаваемых на сегодняшний день водительских прав поражают обилием новых категорий. Разобраться в их значении, часто, не под силу даже опытному автолюбителю. Помимо привычных – B, C, и D, появились другие буквы, обозначающие разрешение на управление определёнными видами транспортных средств.

Так, например, в 2013 году, было принято решение о введении категории М. Новая строка в удостоверении, указывает на то, что, обладатель прав с открытой данной категорией может по достижении 16 лет, управлять мопедом с объёмом двигателя до 50 куб. см, а также легким квадроциклом.

Чтобы получить заветный документ с такой отметкой, нужно обязательно пройти обучение в автошколе, и сдать официальные экзамены инспектору ГИБДД. Только вышеперечисленные процедуры, открывают свободное перемещение на скутерах по городским улицам, и не приведут к наложению штрафных санкций, и изъятию транспортного средства дорожным инспектором.

Основной базой для ужесточения закона и обязательного получения водительских прав, послужили постоянные нарушения ПДД и многочисленные аварийные ситуации, которые создавались несовершеннолетними нарушителями. Удешевление и доступность бюджетной мототехники, повлияла на то, что, в распоряжении неопытных людей оказалось огромное количество небольших мопедов и компактных мини вездеходов. Не имея достаточных навыков управления, они повсеместно разъезжали по всем автомагистралям подвергая опасности жизнь всех участников дорожного движения.

Не было никакой возможности призвать к ответственности нерадивых водителей, устраивавших гонки на общественных трассах. Нововведение позволило ужесточить контроль за безопасным движением, и сохранило тысячи молодых судеб. Теперь каждый водитель небольшого мопеда, должен в обязательном порядке иметь водительские права с категорией М, и обязан предоставить их к проверке, по первому требованию проверяющих органов.

В чем разница между категорией М и А, А1

  • Категория А1. Позволяет управлять лёгким мотоциклом, с двигателем от 125 кубов. Открывается для водителей достигших шестнадцатилетнего возраста.
  • Категория А. Распространяется на классические мотоциклы с объёмом двигателя от 125 кубических сантиметров, которые могут доукомплектовываться боковой коляской. Удостоверение данного образца можно получить только после достижения 18-ти лет.

Очевидно, что новая графа заняла пустующую нишу, которая до недавнего времени не учитывалась. Как показала практика, усовершенствование технического прогресса и новые модели современной мототехники, не оставили выбора законодательным органам. Легкие скутеры, развивающие скорость до 80 километров в час, стали полноправными участниками дорожного движения, и потребовали соблюдения всех необходимых формальностей, которые давно уже приняты за образец в других странах.

Как получить права категории М

Наличие водительских прав с открытой более высокой категорией, не требует повторной сдачи экзаменов. Знание ПДД, и подтверждённое умение управлять обычным мотоциклом, подразумевает то, что, опытный водитель имеет достаточно практических навыков.

Неопытных владельцев легкой мототехники, которые желают свободно передвигаться по любым дорогам ждут следующие процедуры:

  • Запись в автошколу.
  • Прохождение обучения, включающего в себя теорию и практические уроки вождения от инструктора.
  • Сдача внутренних экзаменов.
  • Сдача экзаменов в МРЭО, и получение водительского удостоверения.

Только после этого можно будет управлять мопедом и квадроциклом на законных основаниях, не привлекая к себе внимания проверяющих инстанций. Время обязательного курса обучения составляет один, два месяца. Стоимость услуги варьируется каждым учебным учреждением индивидуально.

Новый образец водительского удостоверения породил массу слухов и вымыслов. Для того чтобы развеять их и четко показать, чем отличаются эти права от старых достаточно ознакомиться со статьей.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

И тогда многие вопросы станут понятны, а аббревиатуры на правах перестанут казаться неясными символами.

Все знают, что водительское удостоверение самый главный документ, который дает право управлять ТС. Ответственность для человека, севшего за руль, не имея водительского удостоверения, установлена КоАП РФ.

Так, нарушитель получит административный штраф в размере от 5000 до 15 000 рублей . Сумма достаточно большая, поэтому гораздо разумнее не рисковать и получить права, до того момента, как придется сесть за руль автомобиля без инструктора.

Не так давно, при замене прав водители стали получать карточку, немного отличающуюся от привычного водительского удостоверения.

Говорили о том, что новые права максимально защищены от подделки и позволяют собрать всю информацию об их владельце. Попробуем разобраться в этом.

Как выглядит документ

Главный документ водителя – это права. Небольшая пластиковая карточка, которая содержит максимум информации об участнике дорожного движения и допускает водителя к управлению определенной категорией транспорта.

Появление новых прав – это попытка максимально приблизить их к требованиям Конвенции «О дорожном движении». Помимо всего прочего, это заметно облегчит использование российских прав за рубежом.

Права нового образца позволят водителю управлять автомобилем в любой стране, которая подписала .

Водительское удостоверение представляет собой небольшую пластиковую карточку розово-голубого цвета с закругленными краями. Удостоверение имеет лицевую и тыльную стороны, на которые нанесена вся необходимая информация.

Для защиты от поделки используется голографическое покрытие, которое легко рассмотреть, взяв удостоверение в руки.

В отличие от старой формы, где каждая строка имела указание, в новой форме используются лишь числовые определения пунктов:

  • 1-2. На лицевой стороне прав указывается имя и фамилия владельца. Причем эти данные указываются двумя шрифтами: латиницей и кириллицей, что существенно облегчает использование прав вне территории России;
  • 3. Дата и место рождения также указаны на правах;
  • 4-й пункт разделен на три подгруппы:
    • дата выдачи документа;
    • окончание срока действия;
    • отделение ГИБДД выдавшее удостоверение. Как и первые два пункта написание продублировано на латинице.
  • 5. Номер водительского удостоверения. Он подлежит занесению в базу и именно по нему можно узнавать всю необходимую информацию о штрафах, задолженностях и т.д.;
  • 6. Фото владельца, соответствующее международным требованиям. Здесь необходимо придерживаться строгих правил. Так фото должно быть определенного размера (3*4). Водители с плохим зрением, у которых в документе указана необходимость очков или линз на фото может быть в очках, но по общему правилу очки должны быть с прозрачными стеклами. Головной убор на фото допустим только с учетом приверженности к религиозным убеждениям;
  • 7. Подпись водителя;
  • 8. Регион, где проживает автомобилист;
  • И завершает информацию на лицевой стороне указание разрешенных к управлению категорий.

На обратной стороне удостоверения нанесена таблица, которая заслуживает особого внимания.

Как расшифровываются категории и подкатегории водительского удостоверения нового образца

Многим автомобилистом известно, что для управления легковым автомобилем достаточно категории «В», а мотоцикл требует категорию «А».

Новая форма прав во много облегчила понимание водительских допусков.

Поскольку расшифровка категорий водительского удостоверения нового образца в 2019 году нанесена на оборотной стороне:

Буквенное обозначение Расшифровка Возраст, с которого можно начинать обучение на данную категорию
А Небольшие, легкие мотоциклы с объемом двигателя до 125 см3 16
А1 Мотоциклы с объемом двигателя > 125 см3 18
В Квадрациклы и трициклы с объемом двигателя более 50 см3 18
В1 Легковые автомобили (полная масса менее 3.5 тонн, до 8 пассаж. Мест) 18
С Грузовые автомобили (полная масса более 7.5 тонн) 18
С1 Легкие грузовики (масса полного автомобиля 18
D1 Малые автобусы (число сидячих пассажирских мест 8-16) 21
BE Легковые автомобили с прицепом масса которого более 750 кг 18
CE Грузовики с прицепом (масса прицепа более 750кг) 18
C1E Легкие грузовики с прицепом масса которого более 750 кг 18
DE Автобус с прицепом (масса прицепа более 750 кг.) 21
D1E Малые автобусы с прицепом (>750 кг) 21
M Мопеды квадрациклы (объем двигателя не более 50 см3) 16
Tm Трамвай 21
Tb Троллейбус 21

Как видно из таблицы, многие категории теперь разъединили, выделив в отдельный ряд. Однако некоторые из них становятся доступными при сдаче экзамена на основную категорию.

Так, любой водитель который уже имеет права категории В при получении водительского удостоверения новой формы увидит, что категория В1 уже открыта.

Также многие водители увидев у себя открытую категорию В1 заметили, что в столбце для отметок под номером 12 стоят буквы AS.

Некоторые ошибочно считают, что речь идет об автоматической коробке передач, но тайные буквы AS расшифровываются как аutomotive steering.

Если перевести это на русский, то слова означают — «автомобильный тип руля». По-простому это значит лишь то, что водитель может управлять квадрациклом у которого круглый руль, как у машины.

Подобное пометка может быть указана в последнем пункте, как в виде аббревиатуры, так и в виде расшифровки. Те же кто уже имеет открытую мотоциклетную категорию А такой пометки в правах не найдут.

Что же касается прав на автомобили с коробкой автомат, то для них используется аббревиатура АТ. Ее ставят как правило или в столбце 12 напротив категории В или же относят к числу пометок в пункт 14.

Для водителя это означает, что в его распоряжении могут быть только машины с автоматической коробкой передач. Не так давно, автомобилисты получили возможность обучаться именно на такой коробке и сдавать экзамен.

Однако пересесть на механику с такими правами просто так не удастся. От водителя потребуется сдача практической части экзамена, чтобы продемонстрировать сотруднику ГИБДД свои навыки в управлении автомобилем с механической коробкой.

Водители же, сдававшие экзамен на привычной многим механике, могут управлять автомобилем с любым типом коробки передач.

Необходимо отметить, что помимо указания категории в первом столбце таблицы, есть еще две графы 10-11.

Если с первой все уже понятно из таблицы и символичного обозначения, то в 10 графе указано, когда было выдано водительское удостоверение.

Эта информация важна, поскольку водитель может потерять права или поменять их, но отсчет водительского стажа в этом случае будет вестись с указанной в графе 10 даты.

Графа 11 указывает дату окончания действия прав данной категории. Как правило, она совпадает с датой пункта 4b.

Где на правах указана категория

Как уже было отмечено, на правах содержится вся необходимая информация о водителе. Но если большая ее часть понятна и выражена вполне доступно, то странная штриховая полоса на левом краю оборотной стороны удостоверения многих ставит в тупик.

На самом деле – это одна из самых важных для сотрудников ГИБДД частей прав. Патрули ГИБДД оборудованы специальными сканерами, которые можно «считать» информацию о водителе за пару секунд.

Все данные мгновенно обрабатываются, и инспектор получает полное досье на автомобилиста, начиная от законности выданных прав и заканчивая неоплаченными штрафами.

Также в этом шифре скрыты все категории транспортных средств, к управлению которыми допущен владелец удостоверения.

Но поскольку простому человеку недоступна зашифрованная информация, а многим интересно, как узнать категорию ТС, которыми можно управлять, то стоит повнимательнее рассмотреть права. На лицевой стороне в самом низу в пункте 9 указаны разрешенные категории.

Также это информация продублирована в таблице с обратной стороны, где нанесена символическая расшифровка категорий. Напротив открытой категории стоит срок действия прав.

Что нужно для смены

Сегодня по дорогам страны колесим множество транспорта, начиная от юрких мопедов и заканчивая длинными большегрузами. Но для того чтобы управлять той или иной категорией транспорта важно иметь к ней доступ.

После обучения водителя ждет экзамен, где придется на практике показать свои навыки в управлении новым видом транспорта.

Важно учитывать, что есть ряд ограничений связанных с опытом водителя:

  • для категории Е необходим опыт вождения автомобилей категорий В, С, D в течение одного года;
  • для категории DE нужно чтобы не менее года назад была открыта категория D.

Многих водителей также интересует вопрос, нужно ли менять свои права на новые до истечения срока? В органах ГИБДД на этот вопрос ответили очень четко.

В 2016 году водительское удостоверение претерпело изменения и обновилось. Законодательно расширили количество основных категорий управления транспортными средствами и дополнили их уточнёнными подкатегориями.

Поменялся порядок проведения экзаменов на получение водительского удостоверения и правила их выдачи. Однако, это не означает необходимость немедленной замены имеющихся прав на документ нового образца. ВУ считается недействительным, и водитель обязан его заменить, если оно утратило юридическую силу, потеряно или украдено.

Категория В старого образца теперь разделяется на три части. Категория В ставится в графу водительского удостоверения для разрешения управления легковым автотранспортом с массой менее 3500 кг, количеством мест для пассажиров менее 8 включительно без учета водителя. Отметка «ВЕ» помимо условий, касающихся категории В, добавляет право на установку прицепа со снаряжений массой более 750 кг.

Водительское удостоверение с категорией В1 – новшество, наиболее интересующее новоиспеченных автоводителей. Какими транспортными средствами разрешено управлять с открытой категорией В1? Это трициклы и квадрициклы, объемом двигателя более 50 куб. см. и нагруженной массой менее 550 кг.

Российское законодательство следит за совершенствованием колесной техники и её новинками. Но некоторым гражданам могут показаться непонятными и новыми такие названия, как трицикл и квадрицикл.

Нетрудно догадаться, что трицикл означает вид транспорта с тремя колёсами. Трехколёсными могут быть: мотоцикл, автомобиль и велосипед. На велосипеды, хоть и трехколёсные, в нашей стране ещё не придумали категорию прав для управления, поэтому этот вид отпадает. Трехколёсным мотоциклом называют мототранспортное средство с тремя колесами, оборудованное для передвижения по дорогам общественного пользования.

Трицикл — трехколесное ТС, приспособленное для перемещения по дорогам общественного пользования

Такой вид транспорта подлежит регистрации в ГИБДД при условии, что объём его электрической батареи превышает 250 кВт или ДВС более 50 куб. см., а скорость на любом виде двигателя более 50 км/ч. Мотосредства с характеристиками ниже вышеописанных относятся либо к мопедам (категория М) либо к велосипедам, на которые не требуется никаких прав.

Квадрицикл

Квадрицикл – это не квадроцикл , как можно подумать. В России к категории «квадрицикл» относят мотосредства на четырёх колёсах с максимальной мощностью двигателя до 20 л.с. (в ином исполнении 15 кВт), снаряженной массой до 400 кг (и до 550 кг, если ТС предназначено для транспортировки груза) и конструкцией, позволяющей развить скорость выше 25 км/ч.

Квадрицикл предназначен для движения по дорогам общего пользования

В Европе термином «квадрицикл» исторически принято определять микроавтомобили и мотоколяски.
Квадроциклами являются внедорожники повышенной проходимости по бездорожью, без кабины и не предназначенные для дорог общего пользования.

Расшифровка пометки AS для подкатегории В1

При получении водительского удостоверения нового образца при открытых категориях А или В в двенадцатой графе может быть проставлена отметка AS или MS. Расшифровывается категория В1 с пометкой AS («Automotive Steering”) как управление трициклом или квадрициклом с рулем автомобильного вида.

Пометка AS или MS в правах — управление рулем автомобильного или мотоциклетного вида

Отметка MS расшифровывается “Motorcycle Steering” и аналогично переводится — управление рулем мотоциклетного вида.
Вождение таких трициклов и квадрициклов, управление которыми происходит рулевым видом, то есть именно рулем, а не рычагом, как на мотоцикле или велосипеде – вот то, чем водитель может управлять с категорией В1 AS. Ещё одно дополнение – это наличие автомобильного вида сидения, то есть такого сидения, которые устанавливают именно в автомобиль.

Как сдать на категорию В1 и какие машины можно водить?

Для получения категории B1 в водительском удостоверении нужно обучиться и сдать экзамен по категориям В или А. При получении категории В, подкатегория В1 ставится с пометкой AS , то есть с автомобильной системой рулевого управления. Если имеется категория А, подкатегория В1 проставляется с пометкой MS , для управления трициклами и квадрициклами с мотоциклетной системой управления. При сдаче экзаменов и открытии обеих категорий А и В, автоматически открывается полная подкатегория В1 без определяющих пометок.

Для опытных автовладельцев с действующим водительским удостоверением при его замене по причине утраты, кражи или с истечением срока действия не придётся проходить обучение и сдавать экзамены .

Возможность управления трициклами и квадрициклами вместо легковых автомобилей – это то, чем отличается категория «В1» от категории «В» в водительском удостоверении нового образца. Сдать на подкатегорию «В1» отдельно нельзя, её открывают вместе со сдачей экзаменов на категории В и/или А. Будущий водитель верно определит, какое обучение ему нужно пройти, узнав из этой статьи, какими машинами в категории «В1» разрешено управление.