Как уйгуры оказались в россии

УЙГ‘УРЫ, уйгур (самоназвание), народ в Китае (7505 тыс. человек, Синьцзян - Уйгурский автономный район). Живут также в Казахстане (185 тыс. человек), Киргизии (37 тыс. человек), Узбекистане (36 тыс. человек), России (3 тыс. человек), Афганистане (2 тыс. человек) и др. Общая численность - 7,77 млн. человек. Говорят на уйгурском, или новоуйгурском, языке тюркской группы алтайской семьи. Диалекты: северо-западный, или центральный, с говорами (турфанским, кучарским, аксуйским, яркендским, кашгарским, илийским, урумчинским, карашарским и др.), восточный (лобнорский) и южный с говорами (хотанским, керийским и др.). Распространены русский, казахский, узбекский, киргизский и китайский языки в зависимости от мест проживания той или иной группы Уйгуров. С конца 1-го тысячелетия письменность на основе согдийской графики. Письменность в Китае на основе арабской графики, в пределах бывшего СССР - на основе русской графики. Верующие Уйгуры - мусульмане-сунниты.

Жившие в древности в монгольских степях кочевые племена (предки Уйгуров) упоминаются в источниках с 3 века. Этноним Уйгуры сохранился в орхонских рунических надписях 8 века. В середине 8 века Уйгуры, жившие в долинах рек Селенга, Орхон и Тола, образовали государство. После его разгрома в 840 енисейскими кыргызами Уйгуры переселились на запад - в Восточный Туркестан и в западную часть Ганьсу, где создали независимые государства с центрами в Турфанском оазисе и в Ганьсу. Здесь Уйгуры постепенно ассимилировали местное, преимущественно ирано- и тохароязычное население, передав ему свой язык и культуру и, в свою очередь, переняв традиции оазисного земледелия и некоторые виды ремёсел. В этот период среди Уйгуров, религией которых был шаманизм, распространились манихейство, затем буддизм и христианство (несторианство). Государство Уйгуров в Ганьсу было в 11 веке уничтожено тангутами, а восточно-туркестанское государство в 12 веке стало вассалом каракитаев, в 14 веке вошло в состав Джагатайского (Чагатайского) улуса, а затем - в Моголистан. В 14-17 веках среди Уйгуров распространился ислам, вытеснивший другие религии. К этому времени относится формирование современного уйгурского этноса с новоуйгурским языком. Длительное господство завоевателей, политико-административная разобщённость и ряд других причин привели к тому, что этноним Уйгуры почти перестал употребляться. Уйгуров стали называть по месту жительства - кашгарлык (кашгарцы), хотанлык (хотанцы) и др. или по роду занятия - таранчи (земледелец). Однако Уйгуры сохранили этническое самосознание и свой язык. В 17-18 веках в Восточном Туркестане существовало государство Уйгуров, которое к 1760 было захвачено маньчжурскими правителями Китая. В 1955 в Китае был образован Уйгурский автономный район.

Основные занятия Уйгуров - поливное пашенное земледелие, достигшее высокого уровня (зерновые, масличные, различные технические культуры, овощи), садоводство. В некоторых районах (у лобнорцев, в горных районах Хотана и Хами) занимаются главным образом скотоводством (овцы, лошади, верблюды, коровы). Подсобные занятия - рыболовство, охота, собирательство. Ремёсла - ткачество, изготовление ковров, керамики, медной посуды и др. Часть Уйгуров занята в промышленности. Преобладает линейная планировка поселения. Традиционное жилище Уйгуров глинобитное или из сырцового кирпича, с плоской мазаной крышей. Перед входом в дом - крытая терраса (айван). Спят на обогреваемой лежанке (типа кана), ниши в стенах служат для хранения постелей и посуды, одежда хранится в сундуках. Очаг типа камина расположен в стене. Мужская одежда - рубаха, штаны, халат, шапка, тюбетейка, кожаная обувь с чулками; женская - длинное платье среднеазиатского типа, безрукавка. Зимой все носят шубы. Женские серебряные украшения, особенно серьги, отличаются изяществом; тюбетейки покрываются обильной вышивкой. Основная пища - мучная: лепёшки, лапша с приправой из овощей и мяса (лагман), пирожки и пельмени с разнообразной овощной и мясной начинкой. Из мясной пищи славится кэвап - бараний шашлык. Повсеместно распространён чай, в восточных оазисах - с молоком, маслом и солью. В рационе видное место занимают арбузы, дыни, свежие и сушёные фрукты.

Брак патрилокальный. Семья малая, но патронимические связи исключительно прочны. Сохранились свадебные и другие обряды. Свадьба сопровождается песнями, танцами, шутками. Проходит одновременно в двух домах, причём в дом невесты всё необходимое (от продуктов до топлива) доставляют родственники жениха. Перед входом в дом мужа молодых обводят вокруг костра. Традиционны вечера отдыха (машраб), отдельно устраиваемые мужчинами и женщинами-сверстницами. Традиционные верования - культ духов, шаманство. Уйгуры создали богатую и своеобразную культуру (монументальная культовая архитектура, музыкальные произведения), оказавшую влияние на культуру многих стран Востока. Разнообразен песенно-танцевальный фольклор.

А.М. Решетов

По данным Переписи населения 2002 года численность уйгуров, проживающих на территории России, составляет 3 тысячи человек.

Цитирую Севен:

Вас штампуют что ли?! Один и тот же текст выдаете, только имена меняете. Почему вы считаете, что знаете больше казахов и рассказываете им их историю?! Погугли прежде чем писать глупости. Например: Древние города Казахстана. История Казахстана. Через нашу территорию проходил Великий шелковый путь и город Отрар уже в те века имел канализацию. Эти переселенцы как вынужденные так и нет, строили дома для себя. Сейчас эти серые типовые с сыростью хрущевки перекрываются нормальными строениями. Астана- одна из красивейших столиц мира и по решению Юнеско носит звание «Города мира». Туркестан - хадж засчитывается как хадж в Мекку. Хорошо, перечисленные национальности к эти городам не приложили руки, а то еще на десятилетия бухтения затянулись.
Казахское ханство 1465г., если тебя Казакстан смущает. До - Ак Орда, еще до - Алтын Орда, еще раньше Дешт-и-Кыпчак......и В 1918г. ханство распадается на ханства.
Казактар (казак ед.ч.) в русских источниках упоминались под своим именем до 1734г. С 1715 по 1734гг. параллельно ходили два термина - казак и киргиз-кайсак или просто киргиз. С 1734г. уже вовсю ошибочно используется второй термин, в корне неверный. О том, что не нужно путать киргизов с казахами первым написал в 1750г. академик Г.Ф. Миллер. В 1771г. путешественник Х.Барданес, назвавший свой труд "Киргизская или казахская хорография" где он он особо уделил внимание тому, что сами так называемые "киргизы" никогда не называют себя "киргиз-кайсаками", а говорят "мен казак" - "я казак". Классический труд "Описание киргиз-казачьих или киргиз-кайсацких орд и степей" А.И. Левшина-"Киргиз-кайсакам дают чужое имя, которым ни они сами себя, ни соседи, исключая россиян не называют... Киргиз есть название народа совсем другого... Название казак принадлежит киргиз-кайсакским ордам с начала их существования, они себя иначе не называют.."
ВЦИК СНК от 25.05.1925 года "О переименовании Киргизской АССР в Казакскую АССР и переименовании Кара-Киргизской АО в Киргизскую АО". Хоть и в 1925г. появились четкие разграничения, но в некоторых источниках снова казахи упоминаются как киргизы.
Для особо "одаренных"! Казактар (казак)-объединение племен и родов, происхождения которых датируется временным промежутком с до н.э., первыми веками н.э. и немного позднего времени, на момент объединения разговаривали на едином языке. До откочевки использовался термин узбек-казак, Присоединение племен продолжалось. Одноименные племена есть у башкиров, ногайцев, каракалпаков, узбеков, кыргызов, крымских татар.
П.С. Информация к размышлению. В тюркском памятнике YIII века, найденном на Енисее, есть словосочетание «казгак углым». В IX - X вв. у трех карлукских племен, живших на землях Семиречья и Южного Казахстана, было общее название – «хасаки». В арабских документах, относящихся X - XI вв., говорится о городе Касаг на северо-востоке Черного моря, о стране касагов. Правивший в Х веке император Византии Константин Багрянородный сообщал, что на северо-западе Кавказа имеется «страна касахов», на карте указана как "Касахия". Немецкий ученый Клапрот обозначил этот этноним как "Казахия". Род Шеркес входит в казахский этнос. Одним из ранних упоминаний слова казах в мусульманских письменных источниках встречается в тюрко-арабском словаре. Словарь известен по рукописи 1245 года и издан в Лейдене 1894 году. Здесь слово казах имеет значение «бездомный», бесприютный», «скиталец», «изгнанник», «свободный». Так называли группы людей, которые отделялись от своего рода, племени и стали жить по своим законам.


Согласна! информация исчерпывающая!

Уйгуры верят, что, согласно преданиям, на месте пустыни Такламакан («пустыня смерти», «родина Тохаров», «войдешь и не вернешься»), расположенной в центре Уйгурского региона, в античные времена была своя цивилизация, и что предки уйгуров родом именно из тех мест.

Исторически Восточный Туркестан формирует со Средней Азией один этнокультурный регион. Тюркоязычные народы близки по культуре и истории к народам центральноазиатских республик. Особенно тесно традиции, обычаи, национальная одежда, традиционная музыка и музыкальные инструменты, кулинарные изыски и многое другое связывают уйгуров с узбеками. У уйгуров в ходу даже мнение, что узбеки, уйгуры, турки и татары — «одного поля ягоды», а киргизы и казахи — «соседнего». Однако размышлениями на тему «что есть узбекское, а что уйгурское» заниматься не буду, поделюсь только фактами из многострадальной жизни уйгуров и событиями, происходящими в современном уйгурском обществе. Все нижеописанное основано на собственных наблюдениях и изучении реальных событий.

НОВЫЕ РУБЕЖИ

В античные времена хорошо развитая Уйгурская цивилизация оказывала огромное влияние не только на Среднюю Азию, но и на Китай. Однако в ХVIII веке уйгуры под натиском маньчжурских китайцев потеряли независимость. Оккупированные территории стали называться Синьцзян, что с китайского означает «Новые рубежи». С тех самых пор, как утверждают уйгуры, против завоевателей то и дело вспыхивали повстанческие мятежи.

В 1949 году началось переселение китайцев в Восточный Туркестан, в результате чего отношения между коренным населением и китайскими переселенцами ухудшились. Сегодня напряженные отношения между уйгурами и китайцами выражаются не только в форме повстанческих мятежей уйгурских сепаратистов в Синьцзяне, но и в столкновениях и неприятии друг друга в повседневной жизни. Китайцы, к примеру, с неохотой питаются в уйгурских ресторанах, редко ездят по исконно уйгурским городам, таким, как Кашгар, Турпан, Или, Хотан. Уйгуры, в свою очередь, не ездят в другие провинции из-за того, что им будет сложно найти ресторан или кафе, где пища приготовлена строго по мусульманским законам, они избегают китайских заведений общепита, где еда в основном готовится из свинины. Уйгуры называют китайцев «кофир» (неверный), избегают пользоваться услугами китайцев-таксистов, предпочитая платить деньги «своим», не уступают представителям этого народа дорогу. «Рукопашные бои», особенно между китайской и уйгурской молодежью, можно наблюдать даже в таком экономически и культурно развитом городе, как Урумчи. О свадьбах между представителями этих двух наций можно и не упоминать – это табу: для китайца считается категорически неприемлемым заводить уйгурскую невесту или жениха. И наоборот. Хотя прецеденты создания браков между уйгурами и иностранцами есть.

САМАЯ БОЛЬШАЯ КИТАЙСКАЯ ПРОВИНЦИЯ

Уйгурский автономный округ или Восточный Туркестан, расположенный по соседству с республиками Средней Азии, Монголией и Россией, является самой большой провинцией Китая. Согласно официальной статистике, в регионе проживает чуть больше 16 миллионов населения, добрую половину которого составляют китайцы (ханцзы), другую часть — мусульманское население, а именно — 42 процента уйгуров, в остальные 8 процентов входят этнические казахи, дунгане, киргизы, узбеки, таджики, русские и представители других народов. Уйгуры считают, что на самом деле их намного больше, но китайское правительство скрывает реальные данные. По сути, китайский контроль за рождаемостью (одна семья – один ребенок) не затрагивает этнические группы, однако рождаемость среди коренного населения резко уменьшилась и приводит к полной ассимиляции уйгуров, что соответствует демографической политике китайских властей. Данная ситуация рассматривается международными организациями как геноцид народа, долгие века проживающего на этой территории.

Притом, что регион богат природными ресурсами, флора и фауна изобилует разнообразием, уйгуры живут в нищете. Большая часть ресурсов переправляется в восточные регионы Китая для военного оснащения страны, а не на борьбу с бедностью и безработицей. Многие ключевые позиции во власти, государственные посты занимают китайцы. Работающие в государственных структурах мусульмане были неофициально предупреждены об увольнении в случае посещения мечети. Количество уйгурских студентов, обучающихся за пределами Синьцзяна (например, в пекинских или тьянжинских университетах), чрезвычайно мало, из-за чего уйгуры чувствуют себя изгоями. В разговоре с одной уйгурской студенткой из Тьянжинского университета выяснилось, что национальные меньшинства в университете регулярно притесняются, несмотря на то, что их представители – в числе лучших студентов. В итоге эта девушка была вынуждена бросить учебу и вернуться в родной Синьцзян.

НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ ВЫБИРАЕТ КИТАЙСКИЙ

Многие уйгуры из политических соображений отдают детей в китайские школы, где их обучают только китайской грамоте. Таким образом, новое поколение уйгуров не в состоянии прочесть арабскую вязь, и намного грамотнее общаются на китайском языке, нежели на родном уйгурском. Кроме того, свою роль сыграло и изменение в семидесятых годах прошлого века письменности. В то время уйгуры использовали латиницу (до сих пор старые журналы и книги, написанные на латинице, можно найти в подземных переходах в Урумчи), затем перешли на арабскую письменность. Одни специалисты склоняются к тому, что это было сделано для предупреждения воссоединения тюркских народов Советского Туркестана с жителями Восточного. Другие утверждают, что в то время был созван совет уйгурских ученых, на котором было решено принять арабскую письменность, применявшаяся уйгурами с момента принятия ислама в десятом веке.

Не в последнюю очередь и поэтому степень образованности уйгурского населения оставляет желать лучшего. Так, по моим наблюдениям, многие люди среднего возраста кроме бытовой жизни, торговли и выживания в суровых условиях нищеты, не имеют представления о многих вещах, происходящих как в самой стране, так и за ее пределами. Нелюбовь к китайцам, китайскому языку и ко всему китайскому вполне объяснима, но это не может оправдать безграмотность и неосведомленность элементарными знаниями в области географии, биологии, физики и так далее. И это притом, что несколько веков назад уйгурская империя считалась самой развитой и мощной в азиатском регионе.

БУНТЫ С РЕЛИГИОЗНЫМ ОТТЕНКОМ

В 90-х годах прошлого столетия в Синьцзяне активно действовали сепаратистские группы, имели место редкие случаи терроризма, вспыхивали спонтанные мятежи. Памятными для населения уйгурского автономного региона оказались даты, когда в 1990 году взорвался автобус в Кашгаре, а в 1992-м — в Урумчи. Когда власти запретили мусульманам посещать мечети, в пригороде Кашгара прошли бунты и акции протеста. Религиозный оттенок приняло и восстание 1995 года в Хотане, когда власти решили сменить имама.

Но самыми серьезными стали волнения в приграничном с Казахстаном городке Инин, произошедшие в 1997 году. Демонстрации мусульман, требовавших от властей возврата своих религиозных прав, закончились открытым восстанием, которое было жестоко подавлено китайской армией. Немногие сегодня осмеливаются вспоминать о тех временах. Между тем, недавнее сообщение о разгроме в Синьцзяне центра подготовки террористов уйгурского «Восточного Туркестана», квалифицированного в 2002 году ООН как террористическая организация, общественностью воспринимается не чем иным, как ширмой для очередного истребления местного населения.

Китайцы ошибочно относят уйгурский сепаратизм к исламской религии. Прикрываясь борьбой с терроризмом и радикальными исламистскими группами власти угнетают весь народ. А у уйгуров практически нет никакой возможности пропагандировать свои идеи. Так, к примеру, из-за ограниченных источников информации мало кто знал о номинировании в конце 2006 года успешной бизнес-леди, политика и борца за права и свободу уйгурской нации Рабии Кадыр на нобелевскую премию мира. И даже те, кто знал, помалкивали об этом.

Китайские власти, напротив, достаточно хорошо проводят «идеологию в массы», строя в Уйгурском автономном округе менее религиозное общество. Преследуется свобода вероисповедания, проводятся всяческие мероприятия для ограничения «религиозности», среди мусульманского населения культивируется понятие «светского общества». Дабы ограничить посещение школьниками пятничной молитвы, во время каникул мальчикам строго наказано приходить в школу. Во время праздников работающим уйгурам в виде подарков выдается алкоголь — китайская водка со специфическим запахом — «baijiu», что с китайского языка переводится как «белый ликер» или «белый дух».

На первый взгляд, права мусульман Синьцзяна властями не ущемляются. Повсеместно, даже в маленьких городах, можно видеть открытые двери мечетей, людей, приходящих на вечернюю молитву. Но говорят, что все мечети находятся под строгим контролем, а имамы назначаются только властями. Одна уйгурская семья посоветовала нам не делать благотворительные взносы — «закят» — самой мечети, так как деньги разворовываются служителями «дома божьего», а напрямую передать их бедным семьям.

В Урумчи есть и православная церковь, основанная русскими переселенцами, перебравшимся в Восточный Туркестан в тридцатые годы прошлого столетия. Посещающие эту церковь китайцы не преследуются, если только они не состоят в коммунистической партии Китая. Однако миссионеры, прибывшие из Америки, не могут открыто вести свои проповеди и обращать «неверующих» в христианство. Ибо власти уверены, что под предлогом изучения китайской и уйгурской культур и языков американские проповедники подпольно выполняют свою миссию, что противоречит законам коммунистической партии.

МЕЖДУ ТЕМ, УРОВЕНЬ ЖИЗНИ РАСТЕТ

Несмотря на все факты угнетения уйгуров, ущемления их религиозных прав, вмешательства во внутренние дела Уйгурского региона, который приобрел статус «автономного» в 1955 году, газеты, журналы, телерадиопередачи выходят здесь на уйгурском языке, а при университетах, школах и частях китайской армии, дислоцированных в уйгурском автономном округе, открыты специальные столовые, кафе и рестораны для мусульман.

Кроме того, китайские власти прилагают все больше усилий для повышения уровня жизни в Уйгурском регионе, развития промышленности, экспорта, привлечения иностранных капиталов, для чего в 1994 году Урумчи был назван специальной экономической зоной. В глубинках все больше стали ездить на автомобилях, нежели на античных средствах передвижения. Бизнес и торговля, особенно со странами Средней Азии и России, развиваются. Многим городам выделяются государственные субсидии. Таким образом, нельзя игнорировать факт, что уровень жизнь населения в Синьцзяне за последнее десятилетие значительно улучшился.

Тем не менее, прилагаемые китайскими властями усилия для умиротворения и улучшения положения в этом регионе приветствуются далеко не всеми правоверными мусульманами, для которых жизнь по законам предков и пятничная молитва важнее накопления богатства, которое они не могут забрать с собой на Тот свет.

И У СТЕН ЕСТЬ УШИ

В целом, добыть какую-либо информацию довольно сложно, так как китайские власти предприняли все необходимые меры для пресечения утечки. Люди говорят, что в Китае даже у стен есть уши, и иностранцы, прибывшие в поисках каких-либо сведений об уйгурах и их положении, строго предупреждаются: «Мол, помалкивайте в ваших же интересах и ради нашей безопасности». В приватных разговорах люди могут критиковать коммунистов, систему, но открыто поддерживать или бороться за независимость уйгурского народа практически невозможно даже в кругу одной семьи — под угрозой ареста. Как нам рассказали, среди уйгуров также имеются свои «почтальоны», ради маломальского поощрения и «государственной безопасности» доносящие в нужные инстанции разговоры соседей и друзей. Все Интернет-сайты из разряда, к которому относятся BBC, Wikipedia, Human Rights Watch, а также все сайты, посвященные уйгурам, местными провайдерами блокируются.

Уйгуры – восточно-турецкий народ, упоминаемый в китайских летописях с 4 века после Рождества Христова. По мнению некоторых ученых, уйгуры называли себя прежние турецкие народы, и название «уйгуры» тождественно с названием финских угров, или югров: при движении на запад турки смешались с финнами и дали свое имя нескольким финским народностям. Но эта теория не может считаться доказанной.

В средние века уйгуры разделялись на две ветви: одна кочевала в , в бассейне , другая поселилась в Восточном Туркестане, где подверглась влиянию китайской культуры и религиозных учений, распространявшихся из (буддизм) и западной Азии (зороастризм, манихеизм, несторианство, впоследствии ислам). В китайских летописях северные уйгуры упоминаются под названиями гао-гюй, хой-ху и хой-хэ.

В 8 веке, после распадения государства турков-огузов, уйгуры достигли первенствующего положения в и образовали сильное государство, просуществовавшее около ста лет (744 – 840 годы). Им принадлежит основание города Каракорума, развалины которого существуют и теперь и размерами значительно превосходят развалины города того же имени, построенного в 13 веке . Среди развалин сохранился памятник начала 9 века с надписями (китайской и турецкой), открытый Ядринцевым в 1889 году. Из надписей видно, что северные уйгуры, подобно своим южным соплеменникам, подчинились влиянию западных религиозных учений и что уже тогда рядом с древнетурецким алфавитом употреблялся алфавит сирийского происхождения, получивший потом название уйгурского.

Подобно другим кочевым владетелям Монголии, уйгурские ханы вели постоянные войны с китайцами. В 840 году они были разбиты , жившими в бассейне Верхнего Енисея, и бежали на юг, в Восточный Туркестан и Тангоут. Об их судьбах в течение следующих веков существуют только догадки.

В эпоху появления монголов (начало 13 века) упоминается только одно уйгурское владение, в Восточном Туркестане, с городами Бишбалык (развалины около Гучена) и Кара-ходжа (развалины в 30 километрах к востоку от Турфана). Владетель носил титул идикута, был вассалом кара-китайских гурханов, отложился от них в начале 13 века и в 1209 году добровольно подчинился Чингисхану.

Уйгурская культура имела значительное влияние на монголов. Во всех государствах, основанных монголами, уйгуры еще в 14 веке и частью в 15 веке сохраняли влиятельное положение, в качестве чиновников монгольских канцелярий и воспитателей монгольских царевичей и других знатных юношей. От уйгурского алфавита происходят алфавиты монгольский и маньчжурский.

Уйгуры были частью буддистами, частью несторианами и считались самыми ожесточенными врагами ислама. В половине 13 века один из идикутов был казнен за намерение перебить в один день всех мусульман в Бишбалыке.

Владение идикутов упоминается еще во второй половине 13 века, но в уменьшившихся пределах. Под властью идикута оставались только город Кара-ходжа и его округ. Восточная часть (Хами) отошла к , западная (Бишбалык) – к Джагатайскому государству, в состав которого потом вошел и Турфан. Ислам постепенно (с 15 века) вытеснил последние остатки буддизма и несторианства; уйгурский алфавит был вытеснен арабским.

В настоящее время название «уйгуры» существует у многих турецких народов, в качестве названия отдельного рода. Как народное название, оно употребляется только двумя народцами, на границе Тибета – кара-уйгуры и сарыг-уйгуры. Первые говорят по-монгольски, вторые сохранили турецкий язык. Выяснению истории уйгуров и их культуры будут способствовать сделанные в последние годы археологические открытия, научная разработка которых только начата. Кроме развалин построек, найден целый ряд уйгурских рукописей, частью буддийских религиозным текстов (иногда - санскритские тексты с уйгурской транскрипцией), частью деловых документов.

И миграции древнеуйгурских племен из степей нынешней Монголии в Восточный Туркестан (IX в.) самоназвание «уйгур» продолжало употребляться группами населения Турфана, Кумула, Кучи вплоть до XVI-XVII вв., когда окончательно завершился процесс исламизации населения Восточного Туркестана . При этом этнический состав региона менялся не раз: тюркоязычные жёлтые уйгуры, потомки древних уйгур в Ганьсу , сохранившие буддистское вероисповедование, говорят на сарыг-югурском языке , который по анализу списков Сводеша не близок (ново)уйгурскому, а ближе к хакасским и горно-алтайским языкам - более того, караханидско-уйгурское койне , образовавшееся в результате смешения древнеуйгурского и языка тюрков, пришедших в XI веке с запада (из Маверранахра), ближе не к вышеперечисленным языкам, а к огузским .

С принятием ислама население Восточного Туркестана стало именовать себя просто «мусульманами» или «тюрками» , идентифицируя себя по тюркскому происхождению и мусульманскому вероисповеданию, а также по имени своей этнографической группы (юрту ) - кашгарец , долан , мачин , таранчи . Общим же самоназванием долгое время являлось разговорное йәрлик «земляки» или «местные» - это слово, иногда встречающееся и в наши дни, использовалось в уйгурской среде для описания жителей-уйгуров любого из оазисов. Несмотря на отсутствие общего этнического самоназвания уйгуры были сформировавшейся средневековой народностью, осознававшей общность происхождения и интересов, имевшей общий язык, исторические традиции, культуру, мусульманскую веру; соседние народности также воспринимали разные юрты уйгуров как единую народность, среднеазиатские народы именовали их кашгарцами , монголы - хотонами , китайцы - чантоу . Страна продолжала называться Уйгурстаном или Уйгуристаном долгое время наряду с названиями Могулия и Кашгария . Это отмечают разные источники; Мухаммад Имин Садр Кашгари в своей работе Асар аль футух (1790) называл страну Уйгуристаном , куда входят шесть городов .

«На востоке эта страна называется Алты-шахар/шесть городов, Уйгурстаном или Кашгар, в Европе она известна под названием Малой Бухарии, Восточной Татарии, Восточного, или Китайского, Туркестана, иногда называется Кашгарией.»

Чокан Валиханов, 1859 г.

Утрата этнонима было связана с мусульманской традицией, для которой характерно отсутствие этнического самоназвания (так, названия юртов использовались в качестве этнонимов при переписях в Российской империи). Образованная часть тюркского населения Восточного Туркестана в лице знати и духовенства считало, что их народ происходит от уйгуров, что отмечали некоторые исследователи XIX в., хорошо контактировавшие с представителями местной знати (беками ) и духовенства (ахунами ). В частности, Валиханов писал, что местное тюркское население суть потомки древних уйгуров, долоны и нюгейты (две последние группы - потомки могулов) и разговаривают они на уйгурском языке . Английский посол Беллью при описании бека (знать) Артуша заметил, что он татарин чистого уйгурского племени . Бартольд также отметил по этому вопросу, что интеллигенция предпочитает называть себя уйгурами .

Эти слои населения (знать, духовенство, интеллигенция) и были инициаторами принятия старого этнонима, что и было сделано после революции в России. С национальным-территориальным размежеванием в Средней Азии в Ташкенте в 1921 году на съезде представителей тюркского населения Восточного Туркестана было принято решение восстановить этническое самоназвание «уйгур» .

Существует несколько версий этимологии этнонима «уйгур» :

  • По версии М. Кашгари , самоназвание «уйгур» восходит ко времени Александра Македонского. Он называл всадников, противостоящих ему в Центральной Азии, «худхуранд», [ ] «подобные соколу, от которых не может ускользнуть при охоте ни один зверь». «Худхуранд» со временем сократилось до «Худхур», а последнее слово превратилось в «уйгур».

Этнографические группы

Исторически современный уйгурский этнос формировался в сложных политико-географических условиях региона Восточного Туркестана из отдаленных территориально друг от друга групп населения зачастую различного этнического происхождения. В настоящее время в уйгурском этносе сохраняется деление на этнографические группы (субэтносы) - юрты (уйг . юртлар ):

  • турфанцы (уйг . турпанлиқләр)
  • кашгарцы (уйг . қәшқәрлиқләр)
  • комульцы (уйг . қумуллуқлар)
  • хотанцы (уйг . хотәнликләр)
  • аксуйцы (уйг . ақсулуқлар)
  • яркендцы (уйг . яркәндликләр)
  • доланы (уйг . доланлар)
  • лобнорцы (уйг . лопнурлуқлар)
  • чугучакцы (уйг . чөчәкликләр)
  • учтурфанцы (уйг . учтурпанлиқләр)
  • кульджинцы (уйг . ғулҗилиқлар)
  • атушцы (уйг . атушлуқлар)
  • кучарцы (уйг . кучарликлар)
  • корлинцы (уйг . корлалиқләр)
  • мачины (уйг . мачинләр)
  • полурцы (уйг . полурлуқлар)
  • абдалы (уйг . абдаллар)

Для каждой этнографической группы уйгуров характерны свои особенности культуры. Большая часть этих групп образовались как этно-территориальные группы вследствие существенного расстояния между исторически сложившимися древними оазисными поселениями, разделенными непригодными для жизни человека песками пустыни Такла-Макан. Некоторые из групп сформировались из предшествовавшего племенного деления или незавершенности ассимиляции групп иного этнического происхождения.

  • Галерея

Антропология уйгуров

Антропологически уйгуры являются населением, представляющим собой смесь монголоидных и европеоидных рас. В научном генетическом исследовании Сюй и Цзин китайские генетики обнаружили, что уйгуры являются на 60 % европеоидного и на 40 % монголоидного происхождения. По их оценкам, возможное событие смешения произошло около 126 поколений назад, или 2520 лет назад В другой научной работе Ли и Кид обнаружили только около 30 % европеоидной примеси .

Генетика уйгурского этноса

Уйгуры имеют смешанное происхождение, относятся к населению Евразии, с Восточно Евразийскими и Западно Евразийскими генетическими и антропометрическими признаками. Таким образом уйгуры являются одним из многих народов Центральной Евразии, который обладает одновременно генетикой, связанной с европеоидами , и с генетикой населения Восточной Азии . Но при детальных исследованиях, уйгуры выявляются не как моноэтнический народ, а состоящий из многих компонентов, в разных пропорциях .

Так, при исследовании генного материала у людей только из Хотан а - это небольшой город-округ с населением 322 000 человек - выяснилось, что уйгуры, там живущие, имеют 60 % европейских генов и 40 % восточноазиатских . В Южном Синьцзяне европейский компонент в геноме составил 52 %. При этом в северной части исследованной области, доля европейских генов падает до 47 % . Более крупное исследование, с большим количеством материала и с большим охватом местности, выявило, что в общей генетической картине присутствует 30 % европейского компонента .

Подобная смешанная генетика в современный период, послужила причиной того, что девушки уйгурской национальности стали очень популярны в индустрии моды в Китае, в силу экзотической внешности, но с сохранением заметной доли восточно-азиатских стандартов. В данным период уйгуры составляют высокую долю, относительно своей численности, в индустрии моды Китая. В театрах Китая актёры-уйгуры так же популярны, в силу того, что их внешность позволяет им играть роли иностранных персонажей, но при этом они могут безупречно говорить на Севернокитайском языке - на нём говорят 960 млн человек, он является основным языком Китая по численности и послужил основой для создания Путунхуа - государственного стандарта языка в Китае.

Расселение и численность

Крупнейший тюркский и второй после хуэй (дунгане ) мусульманский народ в Китае. Основная территория расселения северо-западная часть КНР (Восточный Туркестан или Синьцзян-Уйгурский автономный район ) и приграничные районы Казахстана и Киргизии.

За пределами Китая численность уйгуров приблизительно 0,5 млн, они представлены во многих странах, но большая часть проживает в сопредельных с Китаем бывших советских республиках Средней Азии , где их численность свыше 300 тысяч. Из них в Казахстане 238 тысяч [ ] , в Киргизии 50 тыс. , в Узбекистане 20 тыс. , в Туркмении ок.3 тыс. [ ]

Крупная уйгурская диаспора существует в Турецкой Республике . Также уйгурские общины имеются в Пакистане , ОАЭ , Германии , Бельгии , Нидерландах , Великобритании , Швеции , Канаде , США , России , Японии , Австралии , Таджикистане.

Уйгурские диаспоры можно обнаружить в таких городах мира, как Сидней , Пекин , Шанхай , Мекка , Алма-Ате , Бишкек , Мюнхен , Душанбе. Уйгурским общинам свойственна традиционная самоорганизация в виде малля , во главе которых стоят выборные старшины жигит-беши (йигит-беши ). Обычно общины входят в уйгурские общественные организации, объединяющей организацией которых, в свою очередь, является Всемирный уйгурский конгресс .

История

Процесс формирования уйгурского этноса был сложным и длительным. Их предки - кочевые племена Восточного Туркестана играли значительную роль в державе Хунну (III в. до н. э. - IV вв. н. э.).

В письменных источниках предки уйгуров упоминаются с III в. н. э. (в том числе в орхонских надписях VIII в.). В III-IV вв. У. входили в объединение, которое в китайских династийных хрониках носило название гаоцзюй (букв. «высокие телеги»). В V в. в китайских источниках появляется новое название этого союза - теле (тегрег «тележники»). Значительная группа племен теле мигрировала на запад, в степи Казахстана и Юго-Восточной Европы. Оставшиеся в центральноазиатских степях были завоёваны тюрками и вошли в состав их государства. Основные земли теле были тогда в Джунгарии и Семиречье. Но в 605 г., после уничтожения западнотюркским Чурын-каганом нескольких сот вождей теле, предводитель уйгуров увёл племена в Хангайские горы, где они создали обособленную группу, названную китайскими историографами «девятью племенами» (токуз-огузами). Татары Тонгга и Кара Игах Бюрук имели опыт как советники и наставники других кочевых ханов, особенно Наймана и Кара Китея, до того, как они были поглощены Монгольской империей. Уйгурское государство основывалось на дипломатических отношениях с соседями и направленных высокопоставленных уйгурских советников к их дворам .

С 630 г., после падения первого Тюркского каганата, токуз-огузы выступают как значительная политическая сила, лидерство внутри которой утвердилось за десятью племенами уйгуров во главе с родом яглакар. В V-VIII вв. уйгуры входили в состав каганата жужаней и затем Тюркского каганата . Процесс этнической консолидации уйгуров завершился в VIII в. после распада Тюркского каганата и образования Уйгурского раннефеодального государства (Уйгурский каганат) на р. Орхон . Во главе каганата стояли каганы из уйгурского рода яглакар (кит. Yao-luo-ko; 745-795). Именно в этот момент официальной религией было признано манихейство . В 795 к власти пришло племя эдизов (795-840), которое также приняло название яглакар.

Гумилев считает этот эпизод приходом к власти манихейской теократии:

…в 795 г. на престол был возведён приёмный сын одного из вельмож Кутлуг, на условиях ограничения власти. «Вельможи, чиновники и прочие доложили: „Ты, небесный царь, сиди спустя рукава на драгоценном престоле, а помощника должен получить обладающего способностями управления мерой с море и гору: …законы и повеления должны быть даны: должно надеяться на небесную милость и благосклонность“. Иными словами, у хана были отняты исполнительская и судебная власть, а политика взята под контроль небесной милости», то есть манихеев. Союз племен превратился в теократию.

В 840 году власть в каганате на 7 лет вернулась к племени Яглакар. В 840-е годы вследствие сложных внутриполитических и экономических причин, а также внешнего нашествия древних кыргызов государство уйгуров распалось. С этого момента отряды кыргызов преследуют разбитых уйгуров, проникая вглубь Восточного Туркестана .

Часть уйгуров переселилась в Восточный Туркестан и западную часть Ганьсу , где были созданы два независимых государства - Кянсуйское (ганьчжоуское) княжество (на территории современной провинции Ганьсу) с центром около современного города Чжанъе и Уйгурское идыкутство в Турфанском оазисе.

Изначально часть уйгуров в количестве до 500 человек переселилось на территорию племени шивэй на землях до среднего течения Амура и на земли племени хи на территории современной Внутренней Монголии , однако в 847 году кыргызы совершили поход на Амур против уйгуров и племени шивей, а китайцы - против племени хи, после чего эта часть уйгуров тоже бежала в Восточный Туркестан .

К этому времени относится формирование современного уйгурского этноса с новоуйгурским языком. Последним крупным этническим компонентом, вошедшим в состав современного уйгурского этноса, стали могулы (тюркизированные монголы) Манглай-Субе , осевшие в Восточном Туркестане в XIV-XV вв., состоявшие из таких племен как барлас, дуглат, нюгейт, арлат, чурас и другие . Политико-административная разобщённость в период XV-XVI вв., а также ряд других причин привели к тому, что этноним «уйгур» стал мало употребляться и был вскоре вытеснен религиозным самосознанием. Уйгуры именовали себя прежде всего «мусульманами », а также по региону происхождения - кашкарлык (кашгарец), хотанлык (хотанец) и др. или по роду занятия - таранчи (земледелец). В XVII-XVIII вв. в Восточном Туркестане существовало государство уйгуров, которое в 1760 г. было захвачено маньчжурскими правителями Китая. Национальное угнетение и жестокая эксплуатация вызывали многочисленные восстания уйгуров против империи Цин , а позднее Гоминьдана . В 1921 году на съезде представителей уйгуров в Ташкенте древнее самоназвание «уйгур» было восстановлено как общенациональное.

С уничтожением последней уйгурской государственности в 1949 году и с образованием в 1955 г. властями КНР проводится целенаправленная политика по ассимиляции уйгуров прежде всего путём массового переселения в СУАР этнических ханьцев и искусственным ограничением рождаемости коренного уйгурского населения. В целом достижения в области просвещения и здравоохранения, развития культуры осложнены демографической, этнической и религиозной политикой китайского правительства. Большой проблемой является нарастание в среде уйгуров исламского экстремизма и жестокость репрессий со стороны государства.

Отношения с Китаем

Самая важная новая деталь, обнаруженная в Машхаде МС, то, что каганат был связан брачным союзом (mukhātin) с императором Китая, и что последний ежегодно посылал ему подарки из шёлка. Это определённо указывает на ту эпоху, когда уйгуры приобрели мощное влияние над делами династии Тянь .

Государства средневековья и нового времени, национально-освободительное движение

На протяжении двух тысячелетий предками уйгуров были созданы около десятка государств и полугосударственных образований, сыгравших огромную роль в истории Азии. Некоторые государства простирались от Тихого океана до Средней Азии, другие были небольшими городами-государствами, одни существовали сотни лет, другие не продерживались и года.

Последние уйгурские государства просуществовали недолго (Илийский султанат, Йеттишар, ТИРВТ, ВТР), но оставили сильные традиции в стремлении к приобретению своей государственности в мировоззрении уйгурского народа.

  1. Уйгурский каганат - VIII-IX вв.
  2. Уйгурское государство турфанских идыкутов Кочо - IX-XIV вв.
  3. Государство Караханидов - IX-XIII вв [ ]
  4. Ганьсуйское государство - IX-XI вв.
  5. Яркендское Саидийское ханство - XV-XVII вв.
  6. Теократическое государство ходжей - XVII-XVIII вв.
  7. Уйгурское государство Йаттишяр - 1864-1878 гг.
  8. Илийский султанат - 1864-1871 гг.
  9. Исламская республика Восточный Туркестан - 1933-1934 гг.
  10. Восточно-Туркестанская Революционная республика (ВТР) - 1944-1949 гг.

Язык и письменность

Современный уйгурский язык (новоуйгурский ) является прямым преемником уйгурско-караханидского языка. Входит в карлукскую группу тюркских языков. Делится на три диалекта (центральный, хотанский , лобнорский) и множество говоров.

На протяжении истории уйгуры и их предки сменили несколько письменностей. Приблизительно в 6 веке предки уйгуров создают древнеуйгурское письмо на основе согдийского. Уйгурское письмо получило широкое распространение среди восточных народов (тюрки, монголы, маньчжуры) и было одним из официальных письмен Монгольской империи и державы Тимуридов . Этот вид письма использовался некоторыми группами уйгуров (кумульцы, турфанцы) вплоть до 16в.

Начиная с 10 в., с принятием частью коренного населения Восточного Туркестана (кашгарцы , атушцы , хотанцы) ислама, среди уйгуров получает распространение арабское письмо , которое постепенно к 16в. вытесняет окончательно староуйгурское письмо и до настоящего времени используется уйгурами в Восточном Туркестане. Уйгуры Центральной Азии используют письмо на основе кириллицы , введённой в советское время.

В настоящее время всё большую популярность в интернете и западных изданиях приобретают две разновидности латинского алфавита: один, разработанный в дидактических целях в Синьцзянском университете (окончательно принят в ноябре 2000 года), второй - различные модификации на основе турецкого латинского алфавита.

Культура, традиции, религия

Религия

Основная статья: Религии уйгуров

Абсолютное большинство верующих уйгуров - мусульмане-сунниты ханафитского мазхаба . Принятие ислама предками уйгуров относится к периоду правления караханидского правителя Сутук Абдукерим Бограхана (X век).

Про вероисповедание уйгуров английский ученый Роджер Бэкон в своем труде «Opus Majus» («Большом сочинении»), изданном в 1265 году, написал следующее:

«И точно так же идолопоклонники имеют разные секты. Ведь те, которые называются ингурами, чью письменность усвоили тартары, мыслят одного бога, чего не делает прочее большинство идолопоклонников, как излагается в книге о нравах тартар».

Культура

Традиционные занятия уйгуров - торговля , земледелие , различные виды ремёсел, отгонное животноводство , у некоторых групп пастбищное животноводство (кумульцы, мачинцы и др.). Для лобнорских уйгуров было характерно занятие рыболовством и охотой.

Уйгуры создали богатую и своеобразную культуру (монументальная культовая архитектура, музыкальные и литературные произведения, изобразительное искусство особенно в миниатюрной живописи), оказавшую влияние на культуру многих народов Востока. Миниатюрная живопись. С расширением монгольской империи уйгурская школа миниатюрной живописи начала распространяться по Востоку. Одной из школ является Тебризская школа миниатюры (Иранский Азербайджан).

Уйгурская музыка

Ключевое произведение древней уйгурской музыки - 12 мукамов . Существует также бесчисленное множество песен, народных инструментальных музыкальных произведений и др. Музыкальные инструменты - тамбир , дутар , равап , сатар , геджак , най , дап и многие другие.

12 мукамов были определены ЮНЕСКО как часть нематериального наследия человечества.

Российский ученый Пантусов пишет, что уйгуры производили собственные музыкальные инструменты, у них было 62 различных вида музыкальных инструментов.

Танцы

Санам - популярный народный танец среди уйгурских народов. Обычно танцуют на свадьбах, праздничных вечеров. Танцы могут исполняться с пением и музыкальным сопровождением. Сама - форма группового танца для Новруз (Новый год). Уйгурский ручной барабан под названием «Дап» обычно используется в качестве аккомпанемента для уйгурских танцев.

Уйгурская литература

С древности у уйгуров существует богатая литература - фольклор, проза, поэзия, религиозная (переводы религиозных текстов буддизма и манихейства) литература. Значительную часть литературных памятников классической Уйгурской литературы представляет собой общее наследие ряда тюркоязычных народов Средней Азии и Восточного Туркестана. Таковы дидактическая поэма «Знание, дающее счастье» Юсуфа Баласагуни (11 в.), «Словарь тюркских наречий» Махмуда Кашгари (11 в.), этико-дидактическая поэма Ахмада Югнаки «Подарок истин» (конец 12 - начало 13 вв.). Среди уйгурских поэтов и писателей - Билал Назим , Зия Самади , Лутфулла Муталлип , Изим Искандеров и др. Ключевым доисламским религиозным литературным произведением уйгуров был перевод буддийской Сутры золотого блеска , Суварнапрабхасы, на уйгурском языке.

Уйгурская архитектура

Основная статья: Уйгурская архитектура

Пещера Мын Уй (рус. «Тысяча домов» ), архитектура доисламского периода, 8-10 вв., Безеклик , Турфан , Восточный Туркестан (СУАР) Мавзолей султана основателя Караханидского государства Сутук Абдукерим Бограхана (X в.), г. Атуш, Восточный Туркестан (СУАР) Мавзолей правителей Яркендского ханства , 16-18 вв., Яркенд , Восточный Туркестан (СУАР)

Уйгурскую архитектуру можно условно разделить на два исторических периода - архитектура доисламская и исламская. Среди памятников исламской уйгурской архитектуры - Мавзолей Аппака Ходжи , Мавзолей Тоглук-Тимура , Ид Ках .

Традиции

Мужские союзы

Среди уйгуров до настоящего времени широко распространены мужские союзы - «оттуз огул» . «Оттуз оғул» в переводе с уйгурского языка - «тридцать парней» или «тридцать джигитов», обычно в союз вступают мужчины определённой возрастной группы, которые возглавляются избираемыми лидерами. В функции «оттуз огул» входят взаимопомощь и поддержка членов союза любым способом.

Мяшряп - старинный обычай, которого придерживаются уйгуры, иначе, это - вечер отдыха. Он начинается поздней осенью и продолжается до весны, собирая в своем кругу мужчин одного возраста, проживающих в одном районе или селе, имеющих общие интересы. Участников таких собраний называют «тридцать джигитов» - «оттуз огул».

«Мяшряп» - это школа этического и эстетического воспитания. Он выявляет людей одаренных музыкальными или поэтическими способностями, также он является школой воспитания дисциплины и ответственности перед коллективом. В самом начале собрания его участниками избирается глава - «жигит-беши», который имеет право назначить музыканта, танцора, повара. Избирается также судья - «кази», который может наказать отступившегося члена «Мяшряпа».

Такие собрания сопровождаются пением народных песен, мукамов, общими танцами. Но здесь не только отдыхают и веселятся. Участник таких встреч может почерпнуть для себя много нового и полезного путём бесед и обсуждений из всех областей жизни. Может поэтому уйгуры называют невежественного человека «мәшрәп көрмигән» («не видевший мяшряпа»). Но это ещё и круг друзей, готовых всегда прийти на помощь и в радости и в беде, иногда люди одного «мяшряпа» бывают друг другу ближе родственников.

В настоящее время китайским правительством официально запрещены «мэшрэпы» после событий 1997 года в Кульдже . Но несмотря на запреты уйгуры от своих традиций не отказываются.

Семейные традиции

В уйгурских семьях существует традиция, согласно которой младший или единственный сын остается в доме родителей, старшие же, обзаведшиеся семьей, отделяются от родителей.

Браки заключаются исключительно между единоверцами. Строго порицается выдача девушки замуж за иноверца. По традиции решающим фактором при выборе жениха (невесты) является воля родителей. Акт бракосочетания должен быть подтвержден духовным лицом - ахуном , имамом . Согласно обычаям, после прочтения имамом суры из Корана молодожены съедают лепешку , размоченную в воде, куда добавляется соль и молоко и чай .

Фотогалерея

  • Галерея

Изображения уйгуров в храмовых росписях

После распада Уйгурского каганата в 840 году уйгуры покинули обжитые кочевья на берегах рек Толы и Селенги, перекочевав на территорию современной китайской провинции Ганьсу, а также в район Турфанского оазиса, образовав там княжество со столицей в Бешбалыке (впоследствии государство Кочо). «Оно занимало ключевые позиции на путях, соединяющих Восток и Запад, и через него, как через ворота Центральной Азии проходили караваны, в которых наряду с купцами путешествовали проповедники различных учений и посольские миссии» .

Также существовали и другие уйгурские образования - государство Караханидов (950-1212) и Ганьчжоуское (Гань-суйское) государство (847-1036), которые в короткий исторический период вновь заняли ведущее положение в политической жизни Центральной Азии.

«Буддийские монастыри играли огромную роль в культурной, политической и даже экономической жизни Турфанского государства. Им принадлежали огромные земельные владения, поля и виноградники. Земли монастырей обрабатывались крестьянами или сдавались в аренду. Внутри них располагались ремесленные мастерские, склады, продовольствия и других товаров» .

В начале XX века на территории Турфана, Безеклика, Кочо и др. городов были совершены четыре крупные археологические экспедиции в разное время во главе с немецкими исследователями Н. Грюнведелем, Х. Пишелем и Х. Людерсом, А. фон Ле Коком. Археологические находки сначала находились в Отделе Индии, в Этнографическом музее, но после образования Музея индийского искусства (Museum für Indische Kunst) в 1963 году коллекции были объединены в Берлин-Далеме, где по настоящее время находятся и экспонируются . Также ими занимается ведомство Берлинской Бранденбургской академии естественных и гуманитарных наук.

В местности Безеклик были найдены пещеры с буддийскими фресками, предположительно бывшие когда-то крупным буддийским монастырём. Некоторые исследователи считают, что это упомянутый в летописях монастырь Муртлук (данная местность, видимо, первоначально принадлежала манихеям и лишь позднее превращена в буддийский монастырь).

Помимо фресок в Безеклике было найдено большое количество предметов манихейской и буддийской культуры, таких как фрагменты манихейских рукописей, остатки разрисованных шёлковых тканей, хоругви, картины на манихейские и буддийские сюжеты, скульптура и т. д. Подобные пещеры обнаружены также в долине Туюк .

Найденные стенные росписи представляют собой ценный материал для изучения уйгурского народа. По тому, кто и каким образом на них представлен, можно делать выводы о социально-политическом устройстве и культурном уровне уйгурских государств. Так, например, на одной из росписей изображены уйгурские аристократы, полнолицые мужчины с маленькими холеными бородками и усами. Их социальный статус можно определить по наличию головного убора - высокой шапочки вытянутой формы и яркому костюму, сшитому из дорогой и богато отделанной ткани.

Положение уйгуров в КНР

Существует мнение о преследовании уйгуров властями КНР. По информации CNN до 800 тысяч уйгуров были помещены в т.н. воспитательные лагеря , крупнейший из которых расположен в городе Кашгар Синьцзян-Уйгурского автономного района . В районах компактного проживания уйгуров-мусульман за ними ведется массовая слежка, в том числе, с применением GPS -датчиков; власти ведут сбор ДНК уйгуров в возрасте от 16 до 65 лет. В 2018 году по данным комитета ООН по ликвидации расовой дискриминации в «лагерях перевоспитания» находилось от 800 тыс. до 2 млн мусульман-уйгуров .

См. также

Примечания

  1. 中华人民共和国国家统计局: