Какие бывают законы рф. Законодательство российской федерации

Инструкция

Нормативный правовой акт - акт, содержащий правовые нормы, то есть правила, регламентирующие те или иные стороны . Нормативные акты подразделяются на законы и подзаконные акты.

Закон - это акт высшей юридической силы, содержащий нормы, регулирующие наиболее важные стороны общественной и государственной жизни, и рассчитанный на неоднократное . Закон принимается исключительно законодательными органами власти Российской Федерации. Закон принятый Федеральным Собранием является федеральным и действует на всей территории государства; принятый региональным парламентом – является законом субъекта РФ и имеет силу только в границах соответствующего региона.

Подзаконный же акт – это акт, основанный на нормах закона, издаваемый и применяемый органами исполнительной власти на основании и во исполнение положений закона. По юридической силе подзаконный акт стоит ниже закона и должен противоречить его нормам.

К законам в РФ относятся Конституция, федеральные конституционные законы, законы субъектов РФ. Подзаконными актам являются указы Президента, постановления Правительства, приказы, положения федеральных , ведомств, постановления органов государственной власти субъектов РФ.

Федеральный закон – это нормативно правовой акт, посвящённый наиболее важным сторонам экономической, общественной, политической жизни общества и государства. Перечень важнейших общественных отношений, по которым принимаются федеральные законы, обозначен в Конституции Российской Федерации - это установление системы федеральных органов государственной власти, защита прав и свобод человека и гражданина, основы экономической, социальной, культурной, налоговой, бюджетной, финансовой политики России, обороны, безопасности, государственной службы, внешней политики, государственной границы, уголовного, гражданского законодательства и т. д. К федеральным законам относится, например, закон «О полиции» - регламентирующий деятельность этого правоохранительного органа, или закон «Об » - устанавливающий правовые основы образования в РФ. Кодексы Российской Федерации, например, Уголовный, Гражданский или Трудовой - также являются федеральными законами.

Федеральный закон по юридической силе стоят выше всех иных нормативных актов Российской Федерации, за исключением Конституции, федеральных конституционных законов, а также норм международного права. Приставка «федеральный» означает то, что нормы федерального закона обязательны к исполнению на всей территории РФ, во всех её субъектах. Когда закон субъекта РФ противоречит федеральному - по юридической силе выше нормы федерального закона, за исключением случаев указанных в части 6 76 Конституции РФ.

Порядок принятия федерального закона называется законодательным процессом и регламентируется Конституцией Российской Федерации. Закон является принятым и вступившим в силу на территории РФ, когда он внесён на рассмотрение в обе палаты Федерального Собрания (Государственная Дума и Совет Федерации), рассмотрен палатами, принят ими, и далее подписан и обнародован Президентом Российской Федерации.

1) деятельность уполномоченных органов государства по изданию законов.2) Совокупность всех правовых норм, действующих в данном государстве (напр., российское законодательство) или регулирующих отдельную сферу общественных отношений (гражданское… … Большой Энциклопедический словарь

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, законодательства, ср. (книжн., юр.). 1. только ед. Составление и издание законов. Комиссия по законодательству. Вопросы законодательства. 2. Совокупность законов какой нибудь страны или в какой нибудь области права. Советское… … Толковый словарь Ушакова

Деятельность государственных органов по изданию законов; комплекс правовых норм, действующих в государстве или регулирующих отдельную сферу общественных отношений (гражданское законодательство, уголовное законодательство). Российское… … Политология. Словарь.

Законодательство - внешняя форма выражения права, представленная совокупностью всех действующих в государстве законодательных актов. Это: 1) совокупность действующих в данной стране нормативных правовых актов понимание законодательства в его широком значении. Такая … Элементарные начала общей теории права

Законодательство - (англ. legislation) структурно упорядоченная совокупность (система) нормативных правовых актов, находящихся между собой в определенном устойчивом соотношении, форма выражения объективного права. Как правило, понятие «3.» охватывает нормативные… … Энциклопедия права

1) один из основных методов осуществления государствам своих функций, заключающийся в издании законов; 2) совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в целом или один из их видов (гражданское законодательство, уголовное… … Юридический словарь

1) основной вид деятельности законодательных органов, разработка и принятие государственных законов; 2) совокупность действующих в стране законов, регулирующих общественные, экономические, гражданские отношения (гражданское законодательство,… … Экономический словарь

Внешняя форма выражения объективного права. Как правило, ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО охватывает акты высших органов государственной власти и управления, но иногда это понятие распространяется на акты центральных органов государственного управления. Словарь… … Финансовый словарь

Законы; право Словарь русских синонимов. законодательство см. право 1. 1 Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов

Совокупность действующих законов, регулирующих отношения в обществе. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, а, ср. 1. Совокупность законов (во 2 знач.). Государственное з. 2. Составление и издание законов. | прил. законодательный, ая, ое (ко 2 знач.). З. акт. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Книги

  • , Миттермайер. Законодательство и юридическая практика в новейшем их развитии в отношении к уголовному судопроизводству / Соч. К. Ю. А. Миттермайера; Пер. и предисл. В. Бартенева S 20/24 T…
  • Законодательство и юридическая практика в новейшем их развитии в отношении к уголовному судопроизводству , Миттермайер. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Законодательство и юридическая практика в новейшем их развитии в отношении к уголовному…

Законодательство представлено в виде системы законодательных актов, которые принимаются специализированными, законодательными органами, и действуют на территории всей страны. Федеральные законы прописываются в специализированных кодексах, то есть сводах, которые формируют нормы в четко определенном правовом поле. В принципе, система федеральных законодательств – это система нормативно-правовых актов, которые действуют на территории РФ, и включают в себя именно законодательные акты. Все подзаконные акты также считаются законодательной базой, но по юридической силе они менее значительны, нежели федеральные законы.

Где именно прописаны федеральные законы?

Как мы уже сказали ранее, все федеральные законы представляют собой определенные кодексы, в которые включаются новые законы, выпускаемые на текущий момент времени. Рассмотрим самые часто применяемые кодексы, которые в своем составе содержат существенное количество федеральных законов:
  1. Гражданский кодекс РФ – является основным законодательным актом, курирующим и контролирующим все гражданские взаимоотношения;
  2. Семейный кодекс РФ – определяет все правила создания семейных отношений, ответственность и права сторон. Другими словами, является основательной законодательной базой семейного права;
  3. Уголовный кодекс РФ определяет все особенности ведения уголовных дел, наказаний, рассмотрения доказательств, получения доказательств и пр. То есть, определяет все особенности уголовного права. Обратим ваше внимание на наличие уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства РФ;
  4. Кодекс об административных правонарушениях – свод законов, которые определяют особенности правовых административных взаимоотношений. В законодательной базе собраны все возможные административные правонарушения и предусмотренные наказания за них;
  5. Трудовой кодекс РФ – четко определяет все особенности трудовых взаимоотношений в пределах страны. Затрагивает как интересы граждан, так и иностранных подданных, которые работают в пределах РФ;
  6. Бюджетный кодекс – определяет все правила распределения и формирования бюджета;
  7. Налоговых кодекс – весьма важный документ, который формирует основу федерального бюджета на основании налоговых взносов со стороны граждан страны.

Федеральные законы и их значение

Федеральное законодательство имеет определено значительную юридическую силу, и нужно сразу же сказать о том, что данное законодательство также определяет все особенности поведения в обществе и в определенных правовых полях. Кроме всего прочего, законы определяют все нормативы наказаний за нарушения установленных правил. То есть, федеральные законы можно по праву назвать своеобразной основой законодательной базы нашей страны. Основной закон – Конституция РФ, которая стала основой создания федеральных законов, которые в свою очередь стали основой формирования кодексов – сводов законов в четко определенном правовом поле.


В соответствии со статьей 105 Конституции РФ, право на создание федеральных законов имеет государственная дума, как законодательный орган власти. Также законодательство должно...


Каждые родители хотят, чтобы их ребенку в школе было комфортно, и чтобы он получил от учителя все необходимые знания. Но о каком комфорте для ребенка может идти речь, если в...


Личный закон индивида – особая правовая связь каждого индивида с государством в рамках англо-американского права. Личный, или же иначе – национальный закон индивида способен...


Федеральный конституционный закон РФ – разновидность федеральных законодательных документов, которые принимаются исключительно на основании Конституции РФ и по тем вопросам,...

Закон - нормативный акт высший юридической силы, принимаемый в особом порядке представительным (законодательным) органом или народом на референдуме и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Основными видами законов (в зависимости от уровня органа, принявшего их) в Российской Федерации являются:
федеральные законы;
законы субъектов федерации.

В свою очередь федеральные законы подразделяются на:
федеральные законы;
федеральные конституционные законы (разновидность федеральных законов).

Федеральный закон является основным видом закона Российской Федерации. Он принимается Государственной Думой и Советом Федерации Федерального Собрания РФ с соблюдением установленной процедуры (стадий законодательного процесса).

Федеральный закон считается принятым, если за него проголосовало 50% + 1 голос от общего.числа депутатов Государственной Думы (то есть 226 и более депутатов); а также 50% + 1 голос от общего числа членов Совета Федерации (90 и более); Президент РФ подписал федеральный закон.

Сроки рассмотрения проекта федерального закона составляют: в Государственной Думе - не ограничены, Советом Федерации - 14 дней (в случае нерассмотрения Советом Федерации принятого Государственной Думой в окончательном варианте проекта федерального закона в течение 14 дней со времени его поступления законопроект считается одобренным Советом Федерации); Президентом РФ - 14 дней. Срок передачи принятого Государственной Думой законопроекта в Совет Федерации и принятого Советом Федерации законопроекта на подпись Президенту РФ составляет во всех случаях 5 дней.

Совет Федерации обязан рассматривать принятые Государственной Думой проекты федеральных законов по вопросам: федеральных и сборов; ; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования; денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров; статуса и защиты государственной границы; войны и мира.

В случае неодобрения Советом Федерации принятого Государственной Думой проекта федерального закона (наложения вето Советом Федерации) данный законопроект может быть рассмотрен в согласительной комиссии палат парламента и передан на повторное рассмотрение в Совет Федерации либо вновь принят квалифицированным большинством (свыше 2/3) от общего числа депутатов Государственной Думы (301 и более) - преодоление вето Совета Федерации - и передан на подпись Президенту РФ, минуя Совет Федерации.

Президент РФ в течение 14 дней рассматривает проект федерального закона, принятого либо простым большинством (50% + 1 голос) от общего числа членов обеих палат парламента, либо квалифицированным большинством (свыше 2/3 голосов) от общего числа депутатов Государственной Думы, и подписывает законопроект, после чего он становится законом, и обнародует его либо отклоняет (налагает вето).

Вето Президента РФ считается отклоненным если и государственная Дума, и Совет федерации вновь примут данный Законопроект квалифицированным большинством (2/3) от их общего числа - то есть сооветственно 301 голос и более и 119 голосов и более, после чего президент РФ обязан подписать и обнародовать данный федеральный закон течение 7 дней.

4. Федеральный конституционный закон является разновидностью федерального закона. Федеральные конституционные законы принимаются для регулирования вопросов, прямо указанных в Конституции РФ. Среди них вопросы:
о военном положении;
о чрезвычайном положении;
о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта;
о изменении статуса субъекта РФ;
о государственном гербе, гимне и флаге Российской Федерации;
о референдуме;
о ;
о судах основного звена;
о Конституционном Суде РФ;
о Верховном Суде РФ;
о Высшем арбитражном суде РФ;
о Конституционном собрании РФ.

Федеральный конституционный закон считается принятым, если за него проголосовало более 2/3 депутатов Государственной Думы (301 и более) и 3/4 членов Совета Федерации (134 и более). Президент РФ обязан в течение 14 дней подписать и обнародовать федеральный конституционный закон, если за него проголосовало соответствующее большинство (2/3 и 3/4) обеих палат парламента. Права вето в отношении федерального конституционного закона Президент РФ не имеет. Федеральный конституционный закон обладает более высокой юридической силой по сравнению с федеральным законом. Нормы федерального конституционного закона обладают повышенной стабильностью и занимают промежуточное положение между нормами федерального закона и конституционными нормами. По вопросам исключительного ведения субъектов РФ и вопросам совместного ведения субъектов РФ и федерации. Конституция РФ предусмотрела возможность принятия законов субъектов федерации.

5. Законы субъектов федерации принимаются законодательными (представительными) органами субъектов РФ. Порядок и процедура принятия данных законов и иные вопросы определяются регламентами законодательных (представительных) органов субъектов РФ, а также конституциями республик в составе РФ и уставами иных .

Российская Федерация является государством, призванным обеспечивать и охранять интересы, права и свободы людей. Подобное обеспечение возможно лишь с грамотным составлением и применением норм законодательства. Особое место во всей правовой системе страны занимает ФЗ - Федеральный закон. Что такое ФЗ, и какую роль он играет в юридическом поле России? Ответ на этот вопрос будет предоставлен в статье.

Российский Федеральный закон в правовой системе страны

Известно, что Россия относится к числу стран с романо-германским типом правовой семьи. Это означает, что ведущую роль в стране занимают постановления законодательной и исполнительной власти - законы и подзаконные акты. Судебные прецеденты в России не являются юридическими источниками.

Наивысшей юридической силой обладает основной закон страны - Конституция. Она состоит из девяти глав, восемь из которых регламентируют основные общественные и политические сферы. Каждая глава Конституции формируется на основе норм Федеральных конституционных законов.

Второе по значимости место занимают простые федеральные законы. Это нормативные акты, издаваемые представительными органами власти, проверяемые судами и подписываемые главой государства. Законы федерального типа регулируют основные общественные сферы деятельности - например, образование (Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"), медицину, отдельные гражданские правоотношения и т.д.

ФКЗ и ФЗ: основные отличия

Что такое Федеральный закон, и чем он отличается от законов конституционного характера? Как уже было сказано, ФКЗ закрепляют лишь самые общие положения о государственном устройстве страны. Все главы основного закона страны были сформированы после принятия соответствующих ФКЗ, в которых содержатся положения о правах и свободах человека, государственном устройстве, политическом режиме и т.д. Помимо этого, конституционные законы закрепляют государственную атрибутику: гимн, флаг и герб.

Федеральные законы основываются на конституционных нормах. Ни одно их положение не должно противоречить правилам, закрепленным в основном законе страны и соответствующим ему актам. Различия между законами видится и в порядке их принятия. Так, для принятия ФКЗ существует куда более сложная и многогранная процедура регистрации.

Признаки Федеральных законов

На вопрос о том, что такое Федеральный закон, поможет ответить характеристика основных особенностей нормативных актов. Для законов характерна особая юридическая сила, в особенности, для федеральных. Нормативные акты оказывают непосредственное влияние на общественные отношения через методы координирования.

Нормативно-правовой акт является продуктом нормотворческой деятельности, а потому обладает особой структурой. У каждого закона должно быть наименование, а также общая часть, содержащая в себе строго систематизированные нормы. Каждый отдельный закон должен касаться только одной общественной сферы, или же какой-то ее части. Так, в нормативном акте не должны сочетаться положения из различных юридических сфер - например, из гражданской и уголовной.

Наконец, последней и основной особенностью федеральных законов как актов Российской Федерации является приоритет прав и свобод человека. Подобный признак свидетельствует о гуманности и законности принимаемых норм.

Функции законов

Служба Федеральных законов Российской Федерации необходима для достижения сразу нескольких целей. Во-первых, регулируется сама природа права, которая состоит из норм нравственности и морали. Иначе говоря, законы качественно определяют надлежащее поведение людей. Во-вторых, законы охраняют наиболее значимые отношения социального характера. Детально это проявляется в конкретных юридических отраслях - уголовных, гражданских, трудовых и т.д.
Наконец, в-третьих, закон формируется по нормам идеологии. Более того, он развивает и дополняет ее за счет появления новых норм и правил.

Таким образом, любой федеральный закон имеет своей целью защиту интересов, прав и свобод человека. Достигается эта цель самыми разными способами в любых общественных сферах.

Порядок принятия Федеральных законов

Что такое законотворческий процесс, и как он проявляется? Ответ на этот вопрос дает основной нормативный акт страны - Конституция. В ней зафиксировано, что издателем федеральных законов может быть только представительный орган - Парламент. В России Парламент является двухпалатным, и даже носит оригинальное название - Федеральное собрание.

Идеи о формировании тех или иных законов выдвигаются в нижней палате Парламента - Государственной Думе. Если идея одобряется, то формируется проект закона. Его рассматривают на трех чтениях. Первая процедура чтения предполагает выявление основных ошибок и проблемных мест в проекте. То же происходит и в ходе второго чтения. На последнем заседании по проекту законодатели голосуют за принятие или непринятие закона. Если две трети голосующих выступают за принятие закона, то проект, составленный и проверенный в нижней палате, отправляется на рассмотрение в Совет Федерации - верховную парламентскую палату.

В верхней парламентской палате сенаторы решают дальнейшую судьбу закона. Если по результатам голосования проект примут, то он отправится в Верховный и Конституционный суды, где будет проверен на соответствие конституционным нормам.

В самом конце процесса закон подписывается главой государства. Он имеет право наложить на закон вето - то есть отклонить его. Вето возможно преодолеть повторными чтениями и голосованиями, но уже с большим числом парламентариев, выступающих за принятие акта.

Кодексы

Большинству россиян известно о существовании так называемых кодексов - крупных нормативных актов, регулирующих ту или иную общественную сферу. Так, существует Уголовный кодекс, а также Гражданский, Трудовой, Семейный, Бюджетный, Налоговый и т.д. Каждый подобный закон сформирован на основе множества отдельных федеральных законов.

Российская Федерация входит в число стран с романо-германской правовой системой. Подобное, в свою очередь, означает разнообразие законодательной сферы. Для примера можно взять Гражданский кодекс. Это громадный юридический труд, состоящий из четырех частей. Каждая часть принималась по отдельным федеральным законам. Например, четвертая часть, регламентирующая нормы интеллектуального права, была принята в 2006 году. 18 декабря был рассмотрен и подписан ФЗ № 230 от 18.12.2006, который и послужил правовым началом для существования и реализации четвертой части ГК РФ. Каждое изменение, вносимое в Кодекс, также регламентируется соответствующими федеральными актами.

Сферы законодательства

Федеральных законов в России невероятно много. Точную цифру назвать не получится. ведь ежегодно принимаются сотни новых актов. Более того, некоторые законы ликвидируются, изменяются, объединяются и всячески преобразуются. Именно поэтому следует рассказать не про сами законы, а про общественные сферы, которые они регулируют.

На сегодняшний день основным нормативным актом, регламентирующим уголовные нормы, является российский Уголовный кодекс. Он постоянно дополняется множеством Федеральных законов. Последние изменения были внесены в июле 2017 года, именно тогда вышел ФЗ-250 от 29.07.2017 года. В нем говорилось о дополнении и ликвидации некоторых уголовных норм. То же самое касается и гражданского права. Например, в ФЗ-147 от 01.07.2017 говорилось об изменении в ГК РФ некоторых статей.

Федеральные законы Российской Федерации, таким образом, можно поделить на две группы: общие и узконаправленные. Первые касаются крупных общественных сфер, как это было проиллюстрировано выше. Однако существуют и более институциональные законы, направленные на регулирование узких общественных сфер. Пример будет разобран ниже.

Сфера образования

Образовательную среду регламентирует Федеральный закон "Об образовании" Российской Федерации. Как выглядит этот закон? Начать стоит с наименования. Большую роль здесь играет дата принятия. Дело в том, что номер, применяемый в названии, мог уже учитываться в прошлом. Вот как выглядит аббревиатура закона об образовании: "№ 273-ФЗ от 29.12.2012". Также в названии указывается дата последнего изменения нормативного акта.

Сами федеральные законы чаще всего состоят из глав, параграфов и статей. В первой главе почти всегда указываются общие положения. Сюда входит предмет закона, методы регулирования, основные понятия, принципы и т.д. В последующих главах описываются непосредственно объект повествования, а также связанные с ним моменты. Последняя глава содержит заключительные положения, которые повествуют о порядке принятия норм. Указываются даты принятия закона Госдумой и Совфедом.