Какие качества должны быть у руководителя. Личностные качества руководителя

Для успешного осуществления деятельности на руководящей должности человеку необходимо обладать целым перечнем качеств – уверенностью, ответственностью, настойчивостью, умением делать оперативный выбор, просчитывать выгодный исход для компании, умело обращаться с деловой документацией, разумно делегировать обязанности. Все эти личные качества руководителю могут быть даны от природы. При желании, сильные стороны характера могут быть самостоятельно воспитаны им в себе, отточены и усовершенствованы собственными целенаправленными действиями. Каков же набор этих качеств? Это и не только рассмотрено далее.

Формирование набора качеств руководителя для обеспечения эффективной деятельности подчиненных

Хотя совокупность личных качеств руководителя находится в прямой зависимости от характеристики управленческой деятельности, психологи и теоретики в сфере управления выделяют наборы качеств, которые должны быть присущи человеку на любой руководящей должности.

Так, результаты психологических тестов свидетельствуют, что сочетание в одном лице официального начальника и неофициального лидера повышает эффективность работы сотрудников на 20-30%. Сущность явления заключается в удвоении силы влияния лидера на группу, использовании для внушения сотрудникам не только власти, предоставленной официально, но и личных качеств руководителя, возможностей убеждения и внушения. Те же психологические тесты подтвердили, что официальный авторитет руководителя обосновывает лишь 60% возможностей рабочей группы, тогда как психологический или неофициальный авторитет позволяет добиться 85-90% отдачи сотрудников.

Для построения эффективной системы управления деятельностью сотрудников руководителю следует знать личностную направленность. Направленность руководителя основывается на установках, которые в процессе личного общения получают наибольшее преимущество. Это равноправие, потенциал и творчество. Преобладание в процессе коммуникации одной или двух из вышеперечисленных установок может стать основанием для эффективного управления группой и позволит поддерживать сплоченность в коллективе.

Пренебрежение к каждой из трех установок является индикатором неэффективного стиля управления.

Требования, предъявляемые к руководителям

Попыткам определения совершенного набора личных качеств руководителя посвящено множество исследования последнего десятилетия. Они включали конструкт идеальной личности руководителя, формирование лидерских и субъективных качеств, перечень необходимых навыков и прочее. Многие исследование действительно подтверждали, что эффективная работа компании зависела от интеллекта руководителя, его надежности, ответственности, активности, социальной позиции и иного. Впрочем, эти качества не исключали проявления негативных черт, особенно в стрессовых ситуациях. Кроме того, существуют свидетельства, что руководители, обладающие вышеуказанным перечнем положительных характеристик, не добивались успеха. Играет роль и фактор количественного распределения усилий на каждую личностную характеристику, а также на глубину их проявления в коммуникации с подчиненными.

Человек не способен стать хорошим руководителем только при наличии определенных черт характера. Существенное значение имеет стиль управленческой деятельности человека, его поведение с сотрудниками.

Исследователи схожи во мнении, что руководитель не может обойтись без следующих качеств:

  • Энтузиазм, энергичность, разумная склонность к риску и борьбе, сильная мотивация к победе;
  • Постоянство;
  • Способность к правильной организации коллектива, личный подход к подчиненным, рациональное делегирование обязанностей, координация действий;
  • Высокий интеллект, компетентность, способность правильно оценивать собственные возможности, развитое воображение, интуиция, прозорливость;
  • Способности к коммуникации, длительному общению;

Определение первостепенных личных качеств руководителя и их развитие

Опрос генеральных директоров ведущих компаний России показал, какими чертами характера, с их точки зрения, обязаны обладать люди, желающие стать руководителями:

Опрошенные сотрудники же определили другие черты, которыми должен обладать их руководитель:

  • Наличие стратегического мышления.
  • Уверенность в себе.
  • Способность сплотить группу.
  • Умение расставлять приоритеты.
  • Коммуникабельность.

Очевидно совпадение по трем пунктам из пяти. Однако, коммуникабельность опустилась с первого на пятое место, а уверенность в себе – с четвертой позиции на вторую. Лидирующее место сотрудники отводят стратегическому мышлению – таланту решать задачи и добиваться целей с наименьшими затратами ресурсов. Именно такое личное качество руководителя, по мнению подчиненных, способно привести предприятие к процветанию.

Навыки, которыми обладает профессиональный руководитель

Подытоживая вышенаписанное, можно выделить такие навыки, присущие грамотному управленцу:

  • Психологическая уравновешенность. Умение не терять самообладания в сложных ситуациях, требующих жестких и быстрых реакций. Подчиненные должны видеть, что руководитель, вне зависимости от возникшей ситуации, не потерял хладнокровия.
  • Стремление к победе. Опытный руководитель должен мотивировать сотрудников, демонстрировать неисчерпаемый энтузиазм. Продвижение по карьерной лестнице невозможно без стремления подниматься вверх и занимать новые высокие должности.
  • Практический интеллект – талант мыслить логически, просчитывать свои шаги в перспективе, видеть последствия своих действий.
  • Социальный интеллект. Имеет много общего с эмпатией – способностью поставить себя на место другого и полностью разделить его чувства. Разумный руководитель использует этот инструмент наиболее эффективно во время распределения обязанностей – он знает, какую конкретно работу следует дать тому или иному человеку, и будет уверен, что ее хорошо выполнят.
  • Адекватная самооценка руководителя заключается в способности проанализировать весь объем информации о самом себе, воспринять его критично и правильно, а затем – откорректировать свое поведение. Также адекватная самооценка позволяет правильно оценивать свои возможности и не брать на себя непосильную работу.

Усовершенствование сильных сторон характера

Самое эффективное оттачивание лидерских навыков – это постоянная практика, с преодолением трудностей, взлетами и падениями. Только так можно усовершенствовать свои сильные стороны, взрастить личность, уверенную в себе и в своих действиях.

Также можно проделывать следующие упражнения для развития лидерских качеств и навыков:

  • Ставить себе амбициозные задачи. Для развития лидерских навыков полезнее выполнить на 80% максимально сложную задачу, чем справиться на 150% с простым заданием, не сулящим никаких перспектив.
  • Находить общий язык с коллективом. После беседы с подчиненными, донесения до них цели компании и роли рабочей группы в ее достижении финансовый результат деятельности хозсубъекта, зачастую, возрастает.
  • Совместное повышение квалификации – это пойдет на пользу и руководителю, и его подчиненным.
  • Хорошим упражнением для развития лидерских качеств может стать и простая беседа с клиентом. Спросив у обычного человека о его целях в жизни, можно получить идеи для развития собственного бизнеса.

Личные качества руководителя для характеристики

Характеристика на руководителя – это документ, содержащий список положительных личных качеств человека, а также перечень его профессиональных заслуг.

Характеристика может понадобиться органам государственной власти, а также сторонним организациям при решении вопросов о переводе в иные филиалы и на более высокие должности.

Документ составляется в свободной форме. Характеристика включает в себя персональные данные руководителя, специфику его трудовой деятельности и список профессиональных успехов. Также в документе кратко описываются черты характера и манера поведения руководителя.

Примеры личных качеств руководителя для характеристики:


Личные качества руководителя в резюме

Для человека, желающего устроиться на работу в роли руководителя, создание грамотного, адекватного, лаконичного, но максимально информативного резюме должно стать первостепенной задачей.

Необходимо, при этом, не преувеличивать своих умений, но и не скромничать, впечатлить работодателя и, затем, проявить себя с хорошей стороны в управленческой деятельности.

Резюме должно подвергаться регулярной корректировке по мере повышения квалификации. Пренебрегать обновлением информации не стоит.

В резюме детально и информативно должны быть прописаны пункты, касающиеся профессиональных знаний и навыков, сильных сторон, умений и положительных качеств.

Личные качества, которые должны присутствовать в резюме руководителя, следующие:

  • Профессиональные умения. Следует перечислить все, что имеет значение для занимаемой должности. В начале списка должны находиться навыки, имеющие непосредственное значение для успешного трудоустройства. Иным положительным, но не первостепенным для работы чертам характера место в конце списка.
  • Умение справляться с негативными эмоциями и стрессовыми ситуациями.
  • Усидчивость и трудолюбие – они помогают качественно справляться с поставленными задачами, создают репутацию педантичного и щепетильного руководителя.
  • Способность находить общий язык с подчиненными.
  • Стремление к усовершенствованию собственных профессиональных навыков.
  • Талант к руководству.

Таким образом, руководитель должен обладать достаточно внушительным перечнем личных качеств, позволяющим ему эффективно управлять подчиненными и справляться с иными поставленными перед ним профессиональными задачами.

Современный мир бизнеса устроен так, что он делится на людей, которые принимают решения, руководят всем процессом производства, и людей, которые осуществляют этот процесс. Первых называют руководителями, а вторых - исполнителями. В данной статье речь пойдет о том, какими качествами должен обладать руководитель, чтобы направить бизнес к росту и процветанию.

Кто такой руководитель?

Это прежде всего человек, который официально уполномочен управлять коллективом предприятия и организовывать всю его деятельность. Руководитель несет юридическую ответственность за функционирование всего предприятия. Основные его задачи перечислены ниже.

  • Направить деятельность как всего коллектива, так и каждого сотрудника в отдельности, в нужном направлении.
  • Создать такие условия труда, чтобы работа выполнялась наилучшим образом.
  • Контролировать весь процесс выполнения поставленной задачи.

Руководители бывают разные - хорошие и плохие, талантливые и не очень, высшего звена и низшего и т. д. Даже если человек занимает такую небольшую должность, как руководитель отдела, качества лидера помогают ему не только справляться с поставленными задачами, но и в целом успешно строить карьеру и отношения с окружающими. Также руководитель должен быть харизматической личностью. Только так он сможет добиться того, чтобы его слушали и исполняли принятые им решения. Для того чтобы разобраться, какими качествами должен обладать руководитель, нужно рассмотреть наиболее важные составляющие его личности, учитывая спрос и требования современного делового общества. Также важно учитывать род деятельности, например, требования к главе научного коллектива будут предъявляться несколько другие, чем к управленцу на производстве.

Качества хорошего руководителя включают: индивидуальные особенности личности человека, его темперамент и характер, особенности памяти, профессиональный опыт, теоретическое и практическое мышление, интеллект, стрессоустойчивость. Рассмотрим каждый из этих факторов в отдельности.

Индивидуальные особенности личности человека

Поскольку главной особенностью руководящей работы является огромный объем информации, то способность ее воспринимать и перерабатывать является неотъемлемой составляющей личности руководителя. Информация поступает разнообразная. Это данные о сотрудниках предприятия, новые технологии, поставщики, состояние рынка, будущие прогнозы, текущие внутренние процессы и многое другое. Важно, чтобы руководитель мог охватить всю информацию в целом, также смог вычленить и увидеть необходимые детали, осмыслить и систематизировать полученную информацию. Все это является особенностями восприятия человека, а также внимания, профессиональной наблюдательности, логического и аналитического мышления. Важно отметить, что восприятие информации руководителем имеет непосредственно отношение к его профессиональному опыту и знаниям. Чем более опытен и образован лидер, тем быстрее он способен принимать адекватные решения.

Темперамент

Качества хорошего руководителя непосредственно зависят от его темперамента. Так, управленец с холерическим темпераментом способен прекрасно ладить с людьми, отличается инициативностью, живостью ума, решительностью. Но его склонность к авантюрам может поставить под угрозу всю работу предприятия. Лидер с сангвинистическим темпераментом деловит, энергичен, общителен и отзывчив. Он обладает высокой работоспособностью, но ненавидит кропотливый труд. Поэтому, если он потеряет интерес к работе, то её качество тоже пострадает. Руководитель-флегматик не способен проявлять свои эмоции, но его работоспособность феноменальна. Его подход к работе чисто деловой, не терпящий фривольных отношений. Если глава коллектива - меланхолик, то ему противопоказано переутомляться. Он очень чувствителен к критике, мнителен и необщителен.

Особенности памяти

Нельзя сказать, что память начальника должна быть просто хорошей. Многие люди обладают прекрасной памятью, но они не в состоянии взять в свои руки руководство большим заводом или другим предприятием. Память руководителя должна прежде всего соответствовать требованиям управленческой деятельности. Для эффективной работы лидер должен быть способен не только охватить большой объем информации, но сохранить его в памяти долгое время, уметь выделить главное и связать воедино разносторонние факты, быть способным быстро вспомнить необходимую информацию в нужное время, легко переключаться с одной задачи на другую.

Профессиональный опыт

Профессиональный опыт руководителя формируется на основе всей его деятельности и личной жизни. Все, что когда-либо делал человек, навсегда запечатлевается и хранится в его памяти. Также все свои действия так или иначе человек оценивает как хороший или плохой опыт, придавая им эмоциональную окраску, затем систематизирует и упорядочивает. Таким образом, при возникновении специфической ситуации руководитель способен извлечь из свой памяти и выбрать нужный способ поведения для решения управленческой проблемы.

Теоретическое и практическое мышление

Благодаря теоретическому мышлению руководитель способен разрабатывать тактику и стратегию управления предприятием, а с помощью практического мышления он осуществит все свои планы.

Интеллект

Когда говорят об интеллекте человека, то имеют ввиду все его личные и общие познавательные способности в совокупности. Очень часто такие способности зависят от особенностей его личных психических познавательных процессов - памяти, мышления, восприятия и других. Также качества руководителя должны включать креативный подход к решению нестандартных ситуаций, хорошую обучаемость, активность. Руководитель с высоким уровнем интеллекта обладает гибким поведением, то есть способен менять свои взгляды в случае необходимости, адекватно воспринимает все новое.

Стрессоустойчивость

Для начальника стрессовые ситуации - это неотъемлемая часть его работы. Огромные информационные перегрузки, а также большая ответственность являются основными причинами стресса. Негативное воздействие оказывают отсутствие времени на решение проблем и конфликтные ситуации в коллективе. Психологи считают, что умеренный стресс иногда полезен, он заставляет человека находиться в состоянии мобилизации, концентрируя силы. Однако если напряжение от работы становится слишком длительным или постоянно усиливается, это может привести к психическому переутомлению. Постоянный стресс способен спровоцировать невроз, что, в свою очередь, ведет к более серьезным последствиям. Таким образом, стрессоустойчивость - это то качество, которым руководитель просто обязан обладать.

Успешный руководитель - его качества

Специалисты разделили все качества руководителя на три большие группы: личные, деловые и профессиональные. Сочетание качеств всех трех групп является необходимым требованием, которому должен соответствовать руководитель любого ранга любой организации.

Личные качества руководителя - это те, которые помогают приобрести уважение и авторитет среди сотрудников. Среди них можно назвать отзывчивость, готовность прийти на помощь, уверенность в себе, благожелательность и оптимизм в любых ситуациях, культуру и высокие моральные ценности, заботу о своем физическом и психическом здоровье.

Деловые качества руководителя - это умение организовать работу, распределять обязанности, лидерство, коммуникабельность, способность убеждать, инициативность и самоконтроль. Все вместе эти характеристики показывают уровень компетентности и организаторских способностей управленца, насколько хорошо он готов справиться с поставленными перед ним задачами.

Профессиональные качества руководителя - это хорошее специальное образование, эрудиция, компетентность в своей профессии, высокая обучаемость, а также умение планировать свою работу. Именно эти качества обеспечивают ему успешность на конкретной занимаемой должности.

Чем выше уровень руководства, тем больше предъявляется требований и к таким психологическим качествам начальника, как настойчивость, целеустремленность, ответственность.

Все эти качества руководителя в совокупности создают именно тот образ, которому стремятся соответствовать эффективные лидеры. Этот образ, в свою очередь, ведет к формированию позитивного имиджа управляющего.

Влияние качеств руководителя на стиль руководства

Личностные качества руководителя выражаются также в его стиле руководства. В зависимости от того, какая на предприятии установлена структура управления, какой преобладает социально-психологический климат среди сотрудников, какая сложилась социально-политическая ситуация, а также согласно свойствам своей нервной системы, темпераменту, характеру, опыту, убеждениям, способностям, воспитанию, начальник выбирает методы и форму управления.

Психологи выделили 3 основных стиля руководства: авторитарный, либеральный и демократический. Все они представляют собой реальные способы управления, в которых качества руководителя будут играть решающую роль.

Лидеры, которые выбирают авторитарный или директивный стиль, отдают распоряжения и приказы подчиненным единолично. Сотрудники находятся в полной власти начальника, их мнение его не интересует. Руководитель также определяет конкретные методы и способы решения поставленных задач. В качестве стимула к действию используется наказание.

Противоположным является демократический стиль руководства. Здесь подчиненные имеют возможность советоваться с начальником, самостоятельно выбирать способы реализации принятых решений. Тотальный контроль отсутствует, поскольку сотрудники хорошо знают свою работу и полномочия. Есть система проверки результатов работы и поощрения успехов. При демократическом стиле управления очень важны все профессиональные и личные качества руководителя, так как именно они позволят найти правильный подход к сотрудникам, создать атмосферу кооперации и получить кредит доверия. Сегодня многие современные корпорации выбирают такой стиль руководства. Он также дает возможность карьерного роста и творческой реализации.

Главным отличием либерального стиля руководства является то, что руководитель не принимает активного участия в процессе управления предприятием. Он ставит перед коллективом общую задачу и определяет правила ее решения, а в итоге только проверяет результат. Что касается всех действий подчиненных, то они имеют полную свободу творчества. Эффективен этот стиль только лишь, если коллектив готов работать самостоятельно, а начальник способен грамотно сформулировать задачу и распределить полномочия.

Очень редко какой-либо из этих стилей руководства применяется в чистом виде. Сочетая все лучшее, присущее каждому из них, эффективный руководитель может гибко координировать работу людей. Опытный лидер способен использовать каждый из стилей управления, а также свои профессиональные и личные качества руководителя для достижение поставленных задач в нужное время.

Личность руководителя можно представить, как группу характеристик, которые являются: психологические характеристики и черты личности, способности (интеллектуальные способности и приобретенные способности контролировать), биографические характеристики, физические характеристики.

Психологические черты – группы лидерских качеств, который является одним из самых упоминаемых в различных описательных подходов.

Психологические качества проявляются на практике главным образом через характер человека. Они в большей степени характер врожденных или приобретенных и развитых во главе навыков и способностей, которые способствуют выполнению своих функций.

Стоит отметить, к лидерам, часто включают в себя такие функции, как: доминирование, уверенность в себе, душевное равновесие, стресс, творчество и стремление к достижению цели, инициативность, ответственность и надежность в назначении, самостоятельность, коммуникабельность, инициативность, креативность, независимость, амбиции, гибкость, энергия, властность, трудолюбие, стремление к совершенству, целеустремленность, сострадание, и некоторые другие качества.

Рассмотрим некоторые из этих характеристик:

  • Доминирование или способность влиять на людей. Влияние на людей должно быть основано не только на официальные власти, но и от психологических и педагогических особенностей Communication Manager с подчиненными. Влияние должно быть основной справедливый подход к подчиненному лидера.
  • доверия. Подчиненных в случае самостоятельного руководителей ощущала спокойствие, поддержку, защиту, надежность, уверенность в завтрашнем дне. Небезопасная лидер не может быть доверия и чувства собственного достоинства со стороны подчиненных, а также руководители равного или более высокого ранга.
  • эмоциональное равновесие и стресс. Душевное равновесие показано на контроля менеджера за их эмоциональные проявления и влияние на эмоциональное состояние сотрудников. Отрицательный эмоциональный всплеск во главе может уменьшить чувство уверенности у подчиненных, следствием будет снижение их деловой активности.
  • творчество и способность к творческому решение проблем. Ключ к эффективному руководству способен видеть главой элементы новизны и творчества своих работников, а также для поддержки их инициатив.
  • стремление к цели и предпринимательства – наиболее важные особенности современного лидера. В тесной связи с ними находится склонность личности к риску. Лидер не должен остаться на половине дела, должен быть способен рисковать и рассчитать свой страх и риск.
  • ответственность и надежность в выполнении заданий. Руководитель должен предпочитать ситуации, в которой вы должны нести персональную ответственность за принятое решение. Руководитель должен быть ответственным и надежным человеком, потому что он является примером и воплощением идеальной личности своих подчиненных.
  • Независимости. Эта характеристика является важной чертой личности лидера, обеспечивая его успех действий в различных сферах жизни организации. Какой совет не будет ни взял голову окружающим его людям, он принимает окончательное решение всегда остается самим собой.
  • Коммуникабельность, глава навыков коммуникации. Многие деловые отношения, руководство подчиненными начинается с общения.
  • Стресс – способность противостоять сильным отрицательным эмоциональным эффекты, вызванные высоким умственным напряжением, поскольку деятельность главы происходит в условиях значительного психологического стресса. Стресс в работе любого менеджера неизбежны. Чем выше уровень руководителя работы, тем они сильнее. Они могут быть вызваны целым рядом факторов: волатильность рынка, давлением бюрократической системы, различными конфликтами в команде и так далее, поэтому руководитель должен быть устойчивым к стрессу.
  • честность, порядочность, честность – главные нравственные качества, которые отмечаются в первую очередь и являются основой для любой личной оценки. Они являются важными, но не единственными. Новости для сообщества и значимых качеств, таких как справедливость, уважение к другим людям, умение держать слово, целеустремленность, доброту. Все эти качества непосредственно коррелируют с психологическим климатом в коллективе.

Следующий компонент является способность отдельных лидера. Способности можно разделить на врожденные – интеллект, и приобретенные – знания и навыки, которые способствуют повышению эффективности управленческих функций. По интеллектуальные способности включают в себя: ум и логика, суждение, понимание, оригинальность, концептуальная, образование, опыт, развитие языка, любопытство и познание, интуитивные.

Менеджеры с высоким уровнем интеллекта и умственные способности являются наиболее эффективными. В этом исследовании, проведенном Ф. Фидлер и А. Лестера, показали, что отношения между интеллектом и влияние на производительность и другие факторы, такие как мотивация и опыт руководителя, его отношения с начальниками и подчиненными. Отсутствие мотивации и опыт руководителя, слабая поддержка от своих подчиненных и напряженные отношения с вышестоящим руководством имеют как следствие снижение влияния главы разведки за эффективность своей деятельности.

Конкретные (специальные) индивидуальные способности включают в себя специальные навыки и знания, которые важны для успешного осуществления управления: способность заручиться поддержкой, способность к сотрудничеству, умение завоевать популярность и престиж, такт и дипломатия, умение идти на риск и ответственность, умение убеждать, способность меняться, способность быть надежным, способность понимать шутки и юмор, умение разбираться в людях, умение организовать.

В свою очередь, к организационным качествам относятся:

Психологическая избирательность – способность адекватно без искажения отражать психологию организации.

критических и самокритичный – способность видеть недостатки в поведении и действиях других людей и их действий.

психологической контакт – способность устанавливать меру воздействия и влияния на других людей.

требования – способность продуцировать адекватные требования в зависимости от конкретной ситуации.

Возможность зарядить своей энергией других людей, активизировать их.

Посвящение – способность поставить четкую цель и стремиться к ее достижению.

Исследования интеллектуальных способностей и их отношения с способность вести придерживаются многие ученые, и, в целом, результаты одинаковы в том, что уровень этих качеств у менеджеров выше, чем в не-руководителей. Это во многом зависит от умения и навыки лидеров решать проблемы и принимать решения. Эффективность этих функций, связанных с наличием рассмотренных выше способности.

Для биографических характеристик голову только объективные факты его биографии:

1) возраст главы;

2) Пол менеджера;

3) социальный и экономический статус и образование.

Эффективный руководитель должен обладать необходимым образованием и опытом в области управления, экономики, права, и опыта, связанных с деятельностью компании, как лидера, человека в организации должно быть идеально имеют хотя бы один общий английский.


Библиографический список

  1. Агапов В.С. Я-концепция как интегративная основа личности и деятельности руководителя, М.: МОСУ, 2008. – 415 с.
  2. Балабанова А.О. К вопросу о разработке общеобразовательных программ для развития сельского туризма. Известия Сочинского государственного университета. 2013. № 1-2 (24). С.116-126.
  3. Балабанова А.О. О подготовке кадров для сферы сельского туризма//Сельское, лесное и водное хозяйство. -Декабрь 2013. -№ 12
  4. Бабенко О.А. Профессионально важные качества личности руководителя. – М.: Академия, 2010. – 516 с.
  5. Балабанова А.О. Спрос на сельский туризм и отдельные его составляющие. Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2013. № 12 (27).
  6. Велков И.Г. Личность руководителя и стиль управления. – М., 2009.
  7. Губарева Т.В., Стебунов В.Н., Ороховский А.В. Влияние личностных качеств руководителя на процесс разработки и реализации управленческих решений. Проблемы социально-экономического развития Сибири. 2011. № 5. С. 19-27.
  8. Карамова А.С. Развитие сельского туризма на Кипре // Сельское, лесное и водное хозяйство. – Январь 2014. – № 1
  9. Колесников М.В. Систематизация и развитие методов идентификации личностных качеств руководителей различных уровней и сфер деятельности. Вестник Донского государственного технического университета. 2012. № 8 (69). С. 122-130.
  10. Нефедкина С.А., Балабанова А.О. Инструменты развития сельского туризма в Краснодарском крае // Экономика и менеджмент инновационных технологий. – Январь 2014. – № 1
  11. Нефедкина С.А., Балабанова А.О. Нормативно-правовая база сельского туризма в Краснодарском крае // Политика, государство и право. – Январь 2014. – № 1
  12. Нефедкина С.А., Балабанова А.О. Особенности развития сельского туризма в России // Сельское, лесное и водное хозяйство. – Январь 2014. – № 1
  13. Шмаков А.Г. Влияние личностных качеств на деятельность руководителя. Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 3. С. 83-85.
  14. Шорохов Ю.И. Состояние внешней среды и личностные качества руководителя как факторы развития организаций. Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. 2005. № 4. С. 62-64.

Американские и японские ученые провели исследования в области менеджмента и сконструировали «идеальный» образ руководителя, основанный на сочетании интеллектуальных и личностных качествах. При этом нельзя забывать, что индивидуальные качества личности (знания, способности, особенности характера, эмоционально – волевая сфера и т.д.) являются тем фундаментом, на котором строится управленческая деятельность, и они гораздо труднее поддаются коррекции (исправлению).

Черты личности идеального руководителя:

· Стиль мышления – умение мыслить проблемно, перспективно, системно, нешаблонно, оперативно и т.д.

· Умение осуществлять деловое общение независимо как от собственного эмоционального состояния, так и партнера по общению.

· Достоинство и высокая ответственность во всех делах.

· Высокая работоспособность, постоянное стремление быть лучшим и делать все лучшим образом.

· Умение организовать работу коллектива для достижения поставленных целей.

Качества и черты личности лидера

Изучение личностных психологических качеств, обусловливающих успех руководства, позволило выделить следующие необходимые качества и черты личности:

— доминантность - умение влиять на подчиненных;

— уверенность в себе;

— эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость - умение руководителя контролировать свои эмоциональные проявления, саморегулировать эмоциональное состояние, осуществлять самоуправление и оптимальную эмоциональную разрядку;

— креативность, способность к творческому решению задач, высокий практический интеллект;

— стремление к достижению цели и предприимчивость, способность пойти на риск - разумный, а не авантюрный, готовность брать на себя ответственность в решении проблем;

— ответственность и надежность в выполнении заданий, честность, верность данному обещанию и гарантиям;

— независимость, самостоятельность в принятии решений;

— гибкость поведения в изменяющихся ситуациях;

— общительность, умение общаться, взаимодействовать с людьми.

Наличие у лидера четких личных ценностей и разумных личных целей крайне важно для успеха в деловой деятельности, карьере и личной жизни.

В свое время Генри Минтцберг назвал восемь основных качеств, которые должны быть присущи лидеру:

Искусство быть равным, т.е. установить и поддерживать систему отношений с равными себе людьми.

Искусство быть лидером - способность руководить подчиненными, справляться со всеми сложностями и проблемами, которые приходят к человеку вместе с властью и ответственностью.

Искусство разрешать конфликты - способность выступать в роли посредника между двумя сторонами в конфликте, урегулировать неприятности, порождаемые психологическим стрессом.

Искусство обрабатывать информацию - способность построить систему коммуникаций в организации, получать надежную информацию и эффективно ее оценивать.

Искусство принимать нестандартные управленческие решения - способность находить проблемы и решения в условиях, когда альтернативные варианты действий, информация и цели неясны или сомнительны.

Искусство распределять ресурсы в организации - способность выбрать нужную альтернативу, найти оптимальный вариант в условиях ограниченного времени и нехватки других видов ресурсов.

Дар предпринимателя - способность идти на оправданный риск и на внедрение нововведений в организации.

Искусство самоанализа - способность понимать позицию лидера и его роль в организации, умение видеть то, какое влияние лидер оказывает на организацию.

Главные качества руководителя, которые можно и нужно развивать

Вудкок, Д. Френсис, рассматривая качества руководителя, необходимые ему для успешной работы, результативного управления рабочей группой, выделили типичные слабые и высокие навыки руководства (табл. 2).

При этом руководителем должна осознаваться важность развития навыков эффективного руководства.

Таблица 2. Слабые и высокие навыки руководства

Слабые навыки руководства

Высокие навыки руководства

· не принимает во внимание того, что лежит в основе поведения подчиненных;

· избегает действий, связанных с наказанием;

· следует устаревшему стилю руководства;

· не имеет представления о воздействиях, влияющих на осуществление им своей

· вызывает отрицательное отношение окружающих;

· не стремится к ясности;

· пускает работу подчиненных на самотек;

· терпит посредственность;

· недостаточно системно подходит к анализу работы;

· мало делегирует полномочия;

· обладает излишне негативным стилем;

· пренебрегает возможностью положительно отметить работу подчиненных;

· часто не справляется с «трудными» людьми;

· не защищает собственную группу;

· терпит минимальный вклад в работу;

· не способен установить критерий успеха.

· принимает во внимание поведение подчиненных;

· устанавливает дисциплину, если это требуется;

· приспосабливает стиль руководства к переменам;

· понимает, что воздействует на выполнение им своей роли;

· развивает добрые отношения с окружающими;

· дает четкие указания;

· регулярно анализирует работу подчиненных;

· поощряет наилучшие примеры;

· системно подходит к анализу работы;

· квалифицированно передает полномочия;

· избегает слишком частого применения негативного подкрепления;

· создает позитивную обратную связь;

· устанавливает приемлемые отношения с «трудными» людьми;

· защищает свою группу, если возникает угроза;

· ищет способы максимизации вклада в работу сотрудников;

· устанавливает критерии успеха.

Перейти на страницу: 1 2

Основные черты руководителя

Г. Минтберг назвал 8 основных черт, которые должны быть присущи современному руководителю (менеджеру)

1. Искусство быть равным — способность устанавливать и поддерживать систему отношений с равными себе людьми

2. Искусство быть лидером — способность руководить подчиненными, справляться со всеми трудностями и проблемами, которые приходят к человеку вместе с властью и ответственностью

3. Искусство разрешать конфликты — способность выступать посредником между двумя сторонами в конфликте, урегулировать неприятности, порожденные психологическим стрессом

4. Искусство обрабатывать информацию — способность создать систему коммуникаций в организации, получать надежную информацию и эффективно ее оценивать

5. Искусство принимать нестандартные управленческие решения — способность находить проблемы и решения в условиях, когда альтернативные варианты действий, информация и цель неясны и сомнительные

6. Искусство рационально распределять ресурсы в организации — способность выбрать нужную альтернативу, найти оптимальный вариант в условиях ограниченного времени и ресурсов

7. Дар руководителя-предпринимателя — способность идти на определенный риск и на внедрение нововведений в своей организации

8. Искусство самоанализа — способность понимать позицию лидера и его роль в организации, умение видеть то, как влияет лидер на организацию

Факторы, препятствующие полной реализации личных возможностей руководителя

1. Неумение управлять собой

Руководитель должен научиться обращаться с самим собой как с уникальным и бесценным ресурсом, уметь поддерживать высокую работоспособность.

Руководители, которые не умеют правильно»разряжаться», не достаточно эффективного вно используют свое время, энергию и навыки, не способны справиться со стрессами, возникающими в их жизни, и потому не способны управлять собоувати собою.

2. Размытые личные ценности

От руководителя ежедневно, а зачастую и ежечасно, ожидается принятие решений, основанных на его личных ценностях и принципах. Если личные ценности недостаточно четкие, руководителю не хватает твер рдих убеждений для решений, и они будут восприниматься окружающими как необоснованные.

7 главных качеств хорошего руководителя

Практика успешного управления в целом ориентирована на такие ценности, как эффективная реализация потенциала работник ов и растущая готовность к нововведениямнь.

3. Нечеткая личная цель

Руководитель, не способный при выборе цели (в том числе и личной) взвешивать альтернативные варианты, как правило, упускает важные возможности и тратит время и силы на незначительные вопросы. Подобные руководители обычно с трудом достигают успеха и не способны оценить успех других, поскольку ограничены нечеткостью личных целоей.

4. Брак стремление повышать свой уровень

Руководители, которые не умеют преодолеть свои слабости и работать над повышением своего уровня, недостаточно динамичны, склонны избегать острых ситуаций, их скрытые возможности так и остаются нероз звиненимы. Деловая жизнь таких руководителей превращается в рутину тем больше, чем чаще они в интересах личной безопасности исключают из своей деятельности ризык.

5. Брак навыков решения проблем

Большинство руководителей не умеют методично и рационально работать над решением проблем и добиваться качественных решений в практической работе им трудно проводить совещания для решения проблем, постановки и цели, обработки информации, планирования и контроля. Происходит накопление проблем, мешающих в конечном итоге, действиям руководителька.

6. Недостаточность творческого подхода

Некоторые руководители не умеют творчески подходить к решению проблем и не способны к инновациям. Такие работники редко выдвигают новые идеи, они неспособны заставить других работать творчески и использовать н новые подходы в работе. Они зачастую не знакомы и с методами повышения своей изобретательноститі.

7. Неумение влиять на людей

В повседневной работе руководителю необходимо иметь от людей, непосредственно не подчиненных ему, поддержку и участие, что, в конечном итоге, обеспечивает успех. Поэтому руководитель, который не устанавливает м мосты с окружающими, недостаточно настойчив, а также не умеет выражать себя и слушать других, ограничен в своем воздействии на окружающиех.

8. Недостаточное понимание особенностей управленческого труда

Руководители, которые не умеют объективно оценивать свое руководство подчиненными, не смогут добиться высокой отдачи от работников есть руководителю необходимо постоянно совершенствовать стиль управления от дповидно к стилю организацииї.

Недостаточные навыки руководства

Для эффективного управления персоналом руководителю нужно совершенствовать навыки, позволяющие расширять диапазон возможностей руководства. Иначе работники чувствуют недовольными и пр рацюють ниже потенциальных возможностей. Внутри подразделений с такими руководителями функциональные обязанности сотрудников обычно плохо распределены, организация труда низкая и расточительна, а взаемов идносины напряженные. Это приводит к снижению авторитета руководителя и практических результатов работы коллектививу.

«Распоряжение должно быть возвышенно в такой форме, чтобы казалось очевидным, что оно является логическим следствием объективно существующей ситуации. Тот, кто получает задание, должен быть уверен, что если бы сам оказался ся на месте начальника, то объективные обстоятельства продиктовали ему стать именно такую??позицию и отдать такое распоряжение, которое он получил»(Закон ситуацийн ситуацій).

10. Неумение обучать

Руководитель очень часто в своей деятельности выступает в роли наставника. Поэтому его способность обучать персонал непосредственно связана с показателями работы подчиненных. То, что у работников нет действенного обр ротного связи с руководителем, его рекомендательных и оценочных указаний, уменьшает вероятность достижения эффективных результатеів.

11. Слабые навыки формирования коллектива

Чаще достижения целей организации зависит от способности руководителя создать квалифицированный и результативный коллектив

Черты, которые должны быть присущи заместителю

1. Проявлять лояльность

Никогда не берите заместителем того, кто не демонстрирует готовности или стремление быть лояльным

2. Уметь подвергать сомнению предыдущие решения

Такой человек должен защитить начальника от неприятности, сказав, что он допускает ошибки

3. Не всегда думать так, как руководитель

4. Мать достаточно самолюбие

Заместитель должен иметь мужество, чтобы противоречить руководителю, быть способным воспринимать критику, иметь достаточную силу воли, чтобы управлять персоналом в отсутствие руководителя. Он также должен иметь твер дисть характера, чтобы уметь признавать свои ошибки, и стойкость, чтобы приносить плохие новостии.

5. Быть честным

6. Проявлять благоразумие

7. Уметь хранить конфиденциальную информацию

8. Быть коммуникабельным

Заместитель должен уметь делать убедительные доклады, писать лаконичные письма, внимательно выслушивать и иметь полную информацию о деятельности организации

9. Быть убежденным членом команды

10. Иметь навыки межличностного общения

11. Поддерживать в себе мотивацию

12. Быть способным занять в перспективе должность руководителя

Личные качества руководителя

Успех предприятия в немалой степени зависит от того, кто стоит во главе него. Квалифицированный руководитель поможет продвинуть бизнес за счет правильной организации труда своих подчиненных.

Быть хорошим руководителем непросто. Человек, имеющий руководящую должность, обязан сочетать в себе различные качества профессионального и личностного плана.

Качества руководителя, ведущие к успеху

Основные качества руководителя подразделяются на три группы:

1. Профессиональные качества. В эту группу входят качества, характеризующие человека, как грамотного специалиста. Эти качества являются основой, которая позволяет человеку выполнять руководящую деятельность.

Качества руководителя

В эту группу входят:

  • образование, опыт работы, компетентность, знание своей и смежных сфер деятельности;
  • сопутствующие навыки: знание иностранных языков, умение водить машину, владение навыками работы на компьютере.

В общем, в эту группу входят умения и навыки, которые обычно указываются в резюме.

2. Личные качества руководителя. В эту группу входят качества, которыми должен обладать каждый работник:

  • честность;
  • ответственность;
  • психологическое здоровье;
  • уравновешенность, умение себя контролировать;
  • отзывчивость, благожелательное отношение к окружающим.
  • Кроме этого сюда же входят и такие личные качества, которые имеют не все, но которыми обязан обладать руководитель:
  • оптимистичный взгляд на жизнь;
  • уверенность в себе;
  • коммуникабельность и желание общаться;
  • стрессоустойчивость;
  • харизматичность;
  • интерес к людям;
  • организованность;
  • целеустремленность и честолюбие;
  • справедливость.

3. Деловые качества руководителя. Сюда входят навыки по организации трудового процесса, самоорганизации и управленческие качества руководителя:

  • умение планировать свою деятельность, знание тайм-менеджмента;
  • стремление к самосовершенствованию;
  • критическое восприятие и умение переосмысливать ситуации и окружающую действительность;
  • эрудированность;
  • умение обучать других;
  • открытость ко всему новому, умение искать новые формы и методы работы;
  • умение работать в команде;
  • умение поддержать и зажечь людей новой идеей;
  • способность создавать рабочий коллектив с благоприятной для работы психологической атмосферой;
  • умение управлять людьми, желание вести людей за собой, сообща добиваться поставленных целей;
  • способность к распределению внимания, удержанию в голове задач разной направленности;
  • логическое и критическое мышление;
  • инициативность;
  • оперативность в решении возникающих вопросов;
  • умение выделять первостепенные цели и задачи;
  • желание добиться успеха любой ценой.

5 качеств идеального руководителя

Качества идеального руководителя будут отличаться в зависимости от того, о каком руководящем звене идет речь. К примеру, руководитель низшего звена должен быть хорошим организатором, а руководитель высшего звена обязан быть стратегом.

В общем можно выделить такие основные качества отличного руководителя:

Имидж руководителя

В современном мире бизнеса имидж руководителя играет достаточно важную роль и формированием имиджа занимаются профессионалы — имиджмейкеры. Эта статья расскажет о качествах, навыках и умениях, формирующих имидж современного управленца.

Как стать успешным руководителем?

Стать успешным руководителем не так просто, как может показаться на первый взгляд. В этой статье мы расскажем, что для этого нужно и каким требованиям должен соответствовать талантливый и успешный управленец.

Похожие статьи

Каким должен быть идеальный руководитель?

Эта статья расскажет о личностных качествах и характере, которым должен обладать настоящий руководитель, чтобы иметь авторитет у своих подчиненных.

Какими качествами должен обладать руководитель?

Быть лидером – задача не из легких. Это не только большая ответственность перед собственными решениями, но и проблема доверия со стороны окружающих. Талантом вести за собой людей обладают далеко не все. И не всем суждено в силу своего характера когда-либо встать у руля компании. Но если такое желание все-таки имеется, а опыта не хватает, то первое, что нужно знать это основные качества руководителя.

Главные качества руководителя

Есть такие начальники, которым достаточно заразить сотрудников собственной харизмой и они с радостью будут служить им верой и правдой. Но чаще всего основную роль играют все-таки деловые и личностные качества руководителя. Как правило, требования к лидерам в рабочем коллективе всегда одни и те же. Поэтому разобраться в них не составит особого труда.

Для начала нужно понять, что подразумевается под термином «качества хорошего руководителя». Согласно психологии управления это личностные, индивидуальные и социальные особенности человека, которые обеспечивают его успешность в определенной должности. Выявить эти качества можно с помощью анализа структуры и деятельности менеджеров определенного звена и ранга. Долгие годы тестирований различных категорий начальников выявили целостную картину того, какими качествами должен обладать руководитель. Рассмотрим основные из них:

  1. Адекватная самооценка. Это одно из важнейших качеств, которое заключается в умении критично относиться к своим действиям, видеть себя и свои поступки со стороны и контролировать их. Умение правильно оценивать себя сказывается и на оценке сотрудников, к которым адекватный начальник будет предъявлять адекватные требования, которые им по силам. В эти понятия входят и такие качества хорошего руководителя как самокритичность и самодисциплина.
  2. Профессиональный опыт и знания. В любом коллективе есть лидер, который подает пример окружающим. Эту роль должен исполнять руководитель, который компетентен в той области, где ему посчастливилось быть начальником. Он должен прекрасно разбираться в вопросах, которые касаются деятельности его компании. Сюда же относятся такие важные качества руководителя как умение принимать решения, учитывая мнение специалистов, выявлять проблему и решать ее вместе с другими задачами, а также оперативно контролировать работу сотрудников.
  3. Терпение и выдержка. Плох тот лидер, который не умеет скрывать свои эмоции. Потеря самообладания в трудной ситуации – это гарантированный конец авторитету руководителя. Любому коллективу для успешного управления нужен энергичный, оптимистичный энтузиаст, который одним своим видом будем подавать сотрудникам пример и мотивировать их на улучшение деятельности.
  4. Тактичность и чуткость. Любой сотрудник коллектива, пусть даже это будет скромная уборщица, нуждается в уважительном отношении. Человека нужно не унижать, а дарить ему веру в собственные силы. К тому же качества идеального руководителя многие сотрудники связывают именно с умением сопереживать, интересоваться здоровьем, детьми, шутить, когда этого требует обстановка. Такого начальника сотрудники воспринимают как родного человека и по мере сил стараются не расстраивать его, а делать свою работу на совесть.
  5. Требовательность. Также немаловажная черта любого лидера. Каждый сотрудник обязан выполнять задачи, которые требует от него начальство. Конечно, если эти задачи посильны и адекватны. Любое проявление безответственности в коллективе может полностью дезорганизовать всю работу. И только от руководителя зависит, будет ли в коллективе дисциплина.
  6. Равное отношение. О том, что все люди равны многие руководители, почему то забывают. Но коллектив не прощает таких ошибок. В любой компании не обходятся без любимчиков. Но для коллектива лучшим вариантом будет тот, о котором гласит старинная поговорка: «Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев и барская любовь». Одним словом, относиться ко всем сотрудникам нужно одинаково и уважительно. Чтобы не настроить против себя весь коллектив.

Деловые качества, необходимые руководителю

Особую категорию после личностных занимают деловые качества руководителя. От них напрямую зависит, как долго и насколько успешно будет жить компания. В связи с этим к управленцу существуют следующие требования:

Как видите, у руководителей должно быть огромное количество качеств. И они не всегда соответствуют нормам и стандартам. Но главный показатель успешной работы любого управленца – это стабильность в развитии компании и любовь со стороны коллектива.

Причины конфликтов в организации

Не только руководителю будет полезно знать о причинах возникновения конфликтов, но и самим работникам, чтобы уметь вовремя уйти от ситуации, ведущей к конфликту или разрешить его с минимальными потерями.

Конфликты в организации

В любой организации, такое явление, как конфликт, распространено и не вызывает ни какого удивления, потому что в любом обществе периодически возникают конфликтные ситуации, избежать которых не удается.

Руководитель -- лицо, осуществляющее общее руководство группой работников. Обеспечивает выполнение работ, планирует и координирует работу группы по разработке отдельных видов работ и контролирует выполнение установленных заданий каждым исполнителем. На должность руководителя группы, как правило, назначаются "лица с высшим образованием, имеющие стаж работы по специальности и на руководящих должностях не менее пяти лет" .

Руководители должны обладать определенными качествами, знаниями и навыками, отвечающими задачам, характеру и содержанию своего труда.

Выделяют такие профессиональные требования, как:

1. Понимание людей. Психологическая интуиция - умение понять психические свойства и состояние личности. Психологический такт - умение найти нужную форму общения. Коммуникабельность, понимаемая как способность к поддержанию контактов и связей.

2. Качества лидера. Способность понять, выразить и отстоять интересы людей. Желание брать ответственность на себя. Способность руководителя неформально влиять на окружающих.

3. Знание основ современного менеджмента и умение применять их на практике. Грамотный выбор стиля руководства. Эффективная мотивация. Умение организовать подготовку и принятие решений.

4. Компетентность. Знание специальных вопросов, определяемых профилем и спецификой работы организации. Знание основ трудового законодательства.

5. Способность руководителя предвидеть развитие событий.

6. Умение ставить цели.

7. Способность руководителя (менеджера) организовать взаимодействия и наладить оптимальный контроль.

Профессионально важные качества личности руководителя -- это личностные характеристики, обеспечивающие максимальную эффективность и успешность руководителя в сфере управленческой деятельности. Проблема определения универсального набора профессионально важных качеств и требований, которым должен соответствовать современный руководитель любого управленческого ранга, является весьма актуальной, так как ее исследование позволит значительно повысить эффективность диагностики и прогнозирования оптимальной структуры личности руководителя.

Профессионально важные качества руководителя рассматриваются на трех уровнях:

1. на уровне задач деятельности;

2. на поведенческом уровне;

3. на уровне свойств личности.

На основе управленческой деятельности руководителя можно выделить следующие профессионально важные качества.

Склонность к организаторской деятельности. Склонность к организаторской деятельности рассматривается как "питательная почва", обеспечивающая "высокий тонус" организаторского чутья и эмоционально-волевого воздействия на членов коллектива. Организаторские способности руководителя представляют собой сложное по структуре личностное образование, позволяющее быстро и эффективно решать задачи управления подчинёнными. Оно включает в себя творческий потенциал руководителя, его интеллектуальные и коммуникативные особенности, эмоционально-волевые характеристики, педагогические возможности, а также обусловливается такими чертами характера, как энергичность и оптимизм.

Рассмотрим интеллектуальные особенности руководителя.

Практический интеллект -- способность человека мыслить критически и логично; способность быстро, гибко и эффективно использовать свои знания и опыт в решении практических задач. Это необходимое качество, но не достаточное. Эффективность управленческой работы в равной мере зависит как от умения работать с информацией, так и от умения общаться с людьми. Так, лица с техническим или естественнонаучным образованием, как правило, имеют развитое аналитическое мышление, но именно они гораздо чаще, чем менеджеры-гуманитарии, испытывают трудности в решении управленческих задач. Поэтому не менее важным является такое качество как социальный интеллект.

Социальный интеллект -- способность понимать и правильно интерпретировать чувства других людей, ставить себя на место другого, знать, что можно требовать от конкретного человека, а что нет. Это умение вести себя согласно ситуации, создавать при помощи общения атмосферу, наиболее благоприятствующую успеху дела. Без этого качества руководителю весьма затруднительно создать соответствующий климат в коллективе, способствующий экономическому успеху организации. Прямая зависимость между успешностью управленческой деятельности и интеллектом руководителя представляется на первый взгляд явной и самоочевидной. Именно это представление, являющееся в действительности иллюзорным, очень долгое время фактически блокировало не только исследования в данной области, но и саму постановку вопроса о связи интеллекта с эффективностью управленческой деятельности. И лишь в начале 60-х гг. была установлена основная и исходная закономерность, связывающая эти два наиболее обобщенных явления -- интеллект и эффективность управленческой деятельности. Американский психолог Е. Гизелли обнаружил, что между ними существует не прямая, а криволинейная зависимость. Это означает, что наибольшей успешной деятельностью характеризуются руководители, имеющие не низкий и не очень высокий интеллект, а некоторую оптимальную степень ею выраженности.

Рисунок 1.1 - Зависимость эффективности управленческой деятельности от уровня интеллекта

Связь интеллекта с эффективностью управленческой деятельности является не прямой, а множественно опосредованной. На эффективность деятельности, помимо интеллекта, влияют -- и зачастую более сильно -- многие иные причины. Сам же интеллект также оказывает влияние на деятельность через множество промежуточных переменных. К их числу авторы относят уровень мотивации руководителя, его индивидуальный опыт, отношения с вышестоящим начальством, отношения с управляемой группой.

Очевидно, что руководитель должен уметь ладить с людьми и проявлять интерес и стремление к сотрудничеству. От него требуется умение наладить работу своих подчиненных в соответствии с целями организации. Ему необходимо разбираться в мотивах поведения людей, а также знать факторы, лежащие в основе поведения коллектива. Однако специфика набора профессионально важных качеств руководителя зависит от вида его профессиональной деятельности и от стиля руководства.

Стиль руководства - это типичная для руководителя система приёмов деятельности, используемая в работе с людьми. Стиль руководства проявляется и в манере руководителя руководить, слушать других людей, и в том, как он организует подготовку, принятие и реализацию решений. О нём можно судить по тому, как организованы личное рабочее место руководителя и труд возглавляемого коллектива.

Стиль руководства предопределяется особенностями организации, существующим порядком ведения дел, позицией высшего руководства, преобладающей системой ценностей и типом культуры. На стиль руководства влияют человеческие и деловые качества руководителей (знания, энергичность, здравый смысл, способность к инновациям, привычки, особенности речи, жесты, мимика).

Формирование стиля руководства определяется объективными и субъективными факторами.

Объективные факторы не зависят от руководителя и, как правило, учитываются им в своей деятельности. К ним относятся стиль руководства вышестоящего руководителя и его здоровье, возрастные, образовательные, социально-психологические характеристики коллектива, особенности решаемых задач. К субъективным факторам относятся факторы, зависящие от личности руководителя. Это его человеческие и деловые качества, знания и навыки управленческой деятельности, манера поведения.

В психологии управления выделяют следующие основные стили руководства: авторитарный, демократический и либеральный.

Авторитарный (директивный) стиль руководства характеризуется централизацией власти в руках одного руководителя. Он единолично принимает решения, жёстко регламентирует всю деятельность подчинённых, не давая им возможности проявлять инициативу. Подчинённые должны лишь исполнять то, что им приказано, при этом они получают минимум необходимой информации. Контроль за их деятельностью целиком основан на власти руководителя, который обычно ориентирован на решение чисто служебных задач, не доверяет подчинённым, пресекает всякую критику в свой адрес.

Руководитель, придерживающийся демократического стиля, децентрализует свою управленческую власть. он консультируется с подчинёнными, которые также принимают участие в выработке решений и получают достаточно информации, чтобы иметь представление о перспективах своей работы. Практикуется делегирование функций и полномочий подчинённым. Инициатива с их стороны всячески стимулируется. Деятельность подчинённых контролируется не только руководителем, но и активистами.

Либеральный (попустительский) стиль руководства характеризуется минимальным вмешательством руководителя в деятельность подчинённых. Руководитель выступает в роли посредника пи осуществлении контактов, обеспечивая своих подчинённых информацией и материалами, необходимыми для выполнения работы. Обычно дела он пускает на самотёк, действует лишь тогда, когда на него оказывают давление - либо сверху, либо снизу. Консервативен. Никогда не критикует начальство, удобен в качестве подчинённого. Склонен воздействовать уговариванием, налаживанием личных контактов. Критику выслушивает, соглашается с ней, но ничего не предпринимает. Как правило, из числа подчинённых выдвигаются один-два человека, которые фактически управляют группой и спасают дело. В некоторых ситуациях (творческие периоды в работе группы) такой стиль может оказаться оптимальным, в течении непродолжительного времени.

Также хотелось бы отметить, что большую роль играют мотивационно-волевые качества руководителя. Мотивационно-волевая сфера включает в себя потребности, интересы, цели, мотивы, которые реализуются всегда только благодаря волевой компоненте. Воля - это способность человека к достижению своих целей. Воля - это сознательное регулирование человеком своих действий и поступков, требующих преодоления внутренних и внешних трудностей. Волевое регулирование поведения человека детерминировано условиями, в которых он живет и трудится. Воля не является изолированным свойством психики человека, и поэтому рассматривается во взаимосвязи с другими сторонами сознания .

1. Стремление к успеху (ориентация на достижение, стремление обладать, решительность, доверие к себе);

2. Осторожность (добросовестность, внимание, порядочность, честность, точность, признание со стороны окружающих);

3. Самоопределение (свобода, самоопределение, открытость);

4. Социальная компетентность (компетентность, разговорчивость, общительность, готовность к обсуждению, сила убеждения, обаяние, дружественное отношение к организации, уверенная манера держать себя).

Для определения мотивов и жизненных целей руководителя предлагают использовать методику -- личностный опросник, который был предложен И. Г. Сениным в 1991 г. и предназначен для диагностики жизненных целей (терминальных ценностей) человека.

Таким образом, ПВК -- это сложное и внутренне дифференцированное системное образование, которое определяет успешность освоения и выполнения трудовой деятельности. Каждая деятельность требует определенной совокупности профессионально важных качеств.