Карта семейного конфликта пример заполнения. Универсальная карта разрешения конфликта. Психологическая карта учащегося

Наша ситуация

Экономический отдел акционерного общества состоит из 9 человек и только женщин. Руководителœем подразделœения является Спиридонова И.Г. - женщина среднего (предпенсионного) возраста͵ давно работающая в данной организации и успешно справляющаяся со своими обязанностями.

В отдел не так давно (около года) поступил на работу новый сотрудник - Григорьева Н.Н. - молодая, симпатичная женщина, которая заканчивает экономический институт. Ее приход был встречен достаточно дружелюбно со стороны всœех сотрудников отдела и, в первую очередь начальника, у которой есть дочь такого же возраста.

Начальник отдела Спиридонова И.Г. неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ время “по-матерински” опекала новую сотрудницу, но потом наступил перелом в их взаимоотношениях, и по непонятным для Григорьевой Н.Н. причинам отношения резко ухудшились. Спиридонова И.Г. стала постоянно придираться к Григорьевой Н.Н., стараясь унизить ее как личность, не давала спокойно работать. Для Григорьевой встал вопрос: что делать и не перейти ли на работу в другое подразделœение?

Другие сотрудницы отдела внешне никак не реагировали на создавшуюся ситуацию. По своему характеру Спиридонова И.Г. достаточно властный человек, давно находится на руководящей должности.

Составим карту данного конфликта (рис.1).

СПИРИДОНОВА
потребности: опасения: потеря контроля,
уважение подчинœенных прецедент самостоятельного решения у подчинœенной
Проблема: сложные взаимоотношения Спиридоновой и Григорьевой
ГРИГОРЬЕВА КОЛЛЕКТИВ ОТДЕЛА
потребности: опасения: потребности: опасения:
самореализация Быть не-профессиональной, неспособной на эту работу Социальные Нарушение нормальных отношений
творческая работа и
самостоятельность)

Участниками этого конфликта являются: Спиридонова, Григорьева и работники отдела. Основная проблема заключается во взаимоотношениях начальника и подчинœенной. Потребности и опасения каждой из сторон представлены на рис. 1

Делаем вывод об базе противоречий или предмете конфликта.

Предмет: невозможность одновременного удовлетворения потребности Спиридоновой в уважении (т.к. она жестко реагировала на всœе попытки Григорьевой проявить самостоятельность в выполнении своих заданий не смотря на то, что всœе подходы в данном отделœе определяла начальница) и потребности Григорьевой в самоактуализации (т.к. она продолжала проявлять самостоятельность, не смотря на жесткую оценку самостоятельности начальницей ).

Многие специалисты, занимающиеся вопросами разрешения конфликтов профессионально, знают, что процесс управления конфликтами зависит от множества прочих факторов , значительная часть которых плохо поддается управляющему воздействию. К примеру, взгляды личности, мотивы и потребности индивидов, групп, факторы среды. Сложившиеся стереотипы, представления, предрассудки, предубеждения, в случае если их не учесть в управлении, то могут иногда свестись на нет усилия тех, кто вырабатывает решения. Учитывая зависимость отвида конфликта поиском решений могут заниматься разные службы: руководство организации, члены коллектива, служба управления персоналом, отдел психолога и социолога, профсоюзный комитет, стачком, милиция, суды.

Прочие факторы можно разделить на 3 группы:

1. Факторы, способствующие развитию негативных эмоций в отношениях сторон. К ним можно отнести конфликтогенные личностные особенности поведения (к примеру, эгоистичность, агрессивность, педантичность, неприятные манеры, несовместимость манер, взглядов, культур, опыта и т.д.). В нашем примере это авторитарность, жесткость и критический настрой Спиридоновой, а у Григорьевой невнимательность к указаниям начальницы, стремление к самостоятельному выполнению заданий.

2. Факторы, снижающие способность к логическому осмыслению содержания конфликта , ᴛ.ᴇ. почему они не обменялись своими взглядами на ситуацию и не поработали ее логически, определяя пути выхода из ситуации. У нас это отсутствие у Спиридоновой желания пускаться в детальное обсуждение своих требований, приказной тон, привычка к бесприкословному подчинœению своих подчинœенных, а у Григорьевой это ее неопытность в офисных отношениях, отношение к работе как к процессу независимому от кого либо и как к творческому процессу.

3. Типичные трудные ситуации в которых происходит столкновение (поведенческие факторы). В нашей ситуации это ситуации раздражения Спиридоновой когда Григорьева вносит творческое разнообразие в выполнение общих по форме для всœех сотрудников заданий.

Дальнейшее разрешение конфликта представляет собой устранение полностью или частично причин, породивших конфликт, либо изменение целœей участников конфликта͵ далее это работа по устранению предмета конфликта с учетом действий, блокирующих воздействие прочих факторов.

Разрешение становится возможным только при выполнении 3 условий , создающих возможность управления конфликтом:

1. Наличие объективного анализа конфликта

2. Способность к активному творческому воздействию на конфликт

3. Наличие ресурсов управления

Первое условие требует времени на его выполнение. Значит управление без анализа становится менее эффективным либо только создает видимость управления конфликтом, а на самом делœе переводит конфликт в скрытое состояние, сохраняя его основу. Для повышения качества управления нельзя приступать к этому процессу, не выполняя исследования В данный период становится возможным только регулирование для ограничения динамики развития конфликта.

Пример карты конфликта - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Пример карты конфликта" 2017, 2018.

Случаются на каждом шагу. Для одних есть логическое объяснение, другие происходят по непонятным причинам, вызывая непонимание обеих сторон. Обратившись к можно творческим образом выявить все скрытые мотивы и истинные причины любого случившегося или назревающего конфликта.

Понятие

Картография конфликта - это психологический метод, который помогает понять причины возникновения конфликтного поведения и ситуаций. Картографией данный метод называется, потому вся информация, поступающая в мозг, способна упорядочиваться в нем, подобно странам на географической карте мира.

Суть метода

Метод картографии конфликта состоит их нескольких этапов, которые осуществляются при помощи графического изображение проанализированных данных. Оформление может быть любым, начиная от обычной таблицы и заканчивая красочной схемой. Также вы можете выбирать между обычным блокнотом и электронным редактором.

Каждый из этапов нацелен на выявление истинных причин конфликта, формулирование главных проблем, выявление опасений и претензий. Это в конечном итоге должно привести к тому, что конфликт будет исчерпан.

Поэтапный и подробный анализ поможет одной стороне как можно четче понять природу своего поведения и донести ее до второго участника конфликта. Тоже самое и наоборот - если оппонент успешно сможет проанализировать существующие проблемы, он сумеет рационально объяснить это и вам.

В каких случаях поможет картография конфликта

Этот психологический прием подходит как для разрешения существующего конфликта, так и назревающего. К таким случаям относятся ситуации, в которых напряжение партнеров становится очевидным, но пока еще никто не высказал свои недовольства и претензии. Это вопрос времени, своеобразная бомба замедленного действия. Чтобы избежать неприятных последствий, стоит на начальном этапе попытаться предотвратить приближающуюся конфликтную ситуацию.

Также этот метод используется для выбора правильного решения в сложной жизненной ситуации. Любые поставленные задачи и решения, которые могут повлиять на дальнейшую жизнь, часто вызывают сомнения и неуверенность. Чтобы определиться с правильным выбором, можно обратиться к данному методу.

Разбор конфликта методом картографии может быть осуществлен как одним человеком, так и при помощи каждого, кто в нем задействован и заинтересован в скорейшем его окончании. Участие всех сторон поможет более детально взглянуть на все составляющие конфликта. В то время как одиночный анализ может лишь создавать догадки относительно того, что двигает другим человеком.

Этап первый. Выявление главной проблемы

Если причины не всегда кроются на поверхности, то сама суть проблемы, как правило, очевидна. Для начала стоит ее озвучить и присвоить ей название из нескольких слов. Первоначальный этап не рассчитан на глубокий разбор проблемы, поиск причин и решений. Даже если сразу не получается обозначить четкие затруднения, можно обратиться к обобщенной форме, но стараться больше конкретизировать.

Примером картографии конфликта на первом этапе может послужить любая жизненная сфера. Если конфликт происходит в романтических отношениях, проблему можно назвать "недопониманием". Если супружеская пара ругается из-за уборки дома, проблему можно обозначить как "распределение домашних обязанностей". Если же конфликт происходит с начальником из-за того, что он не дает вам более серьезный и значимый проект, проблема может звучать как " неуверенность в профессиональных навыках".

Этап второй. Выявление задействованных лиц

Необходимо выявить каждого человека, который имеет отношение к конфликту. Это может быть как один человек, так и целая группа людей. Если количество получается внушительным, для удобства всех можно разбить на категории, в зависимости от значимости каждого лица.

Например, картография педагогического конфликта на данном этапе может включать в себя несколько групп. Конфликт мог произойти как по вине лишь двух преподавателей, так и с участием посторонних лиц. К ним могут относиться ученики или руководитель учебного заведения. В таком случае всех участников стоит разбить на категории: главное лицо - другой преподаватель, второстепенные лица - директор и ученики. Расписывать каждого участника группы стоит в случае необходимости.

Этап третий. Определение потребностей

На данном этапе картографии конфликта необходимо выявить потребности и сомнения каждого заинтересованно лица относительно сложившейся проблемы. У каждого человека потребности могут быть разные, к ним относятся: желание быть услышанным и признанным, карьерный рост, уважение со стороны коллег, взаимопонимание с близкими, интересные занятия, получение награды и вообще все, что так или иначе имеет ценность и значимость для индивидуального человека.

Чтобы узнать потребности каждого участника, стоит задать следующие вопросы:

  • В рамках сложившейся ситуации, каковы твои потребности?
  • Чего ты хочешь?
  • Чего тебе еще не хватает?

После каждого заданного вопроса, на который есть ответ, спрашивайте:

  • Почему ты этого хочешь?
  • Для чего?

После того как выявлены потребности каждого из участников, стоит узнать о страхах, задавая вопросы:

  • Что тебя смущает?
  • Чего ты боишься?
  • И почему?

Каждую выявленную потребность и опасение стоит записать в соответствующую графу.

Этап четвертый. Анализ проделанной работы

Оказавшись на последнем этапе картографии конфликта, многие замечают, что переживания или потребности одинаковы у обоих участников, даже если это не один человек, а целая группа. Любые схожие ответы необходимо выделить, это даст понять, что оба конфликтующих способны понять друг друга.

  • Обращайте внимание на то, что стало для вас новой информацией, ранее неизвестной.
  • Находите общие потребности, которые послужат точкой опоры.
  • Выделяйте схожие интересы и ценности, разделяемые всеми заинтересованными сторонами.
  • Найдите моменты, которые можно изменить в положительную сторону, что в итоге приведет к согласию обоих лиц.
  • Обобщайте индивидуальные ценности в общую заинтересованность. Например, руководителю необходим ежедневно выполненный план, а работнику нужен отдых на воздухе, чтобы восполнить энергию. Оба этих момента можно объединить в одном рабочем дне.
  • Выделяйте самые проблемные участки конфликта, рассматривая и озвучивая всевозможные варианты устранения этой проблемы.
  • Уделяйте внимание тем потребностям и сомнениям, которые стали для вас неожиданностью. Подумайте, что можно с ними сделать.
  • Определите награду, которую получат обе стороны в случае разрешения конфликта. Допустим, если муж перестанет курить в квартире, воздух станет чище и ароматней.

Анализируйте каждый полученный ответ, обсуждая его и варианты решения со второй заинтересованной стороной.

Конфликты — это неотъемлемая часть жизни людей .

Умение вести себя грамотно в неблагоприятных обстоятельствах является залогом спокойствия и уверенности в себе.

По этой причине любому человеку полезно изучить примеры того, какими могут быть конфликтные ситуации и способы их разрешения.

Понятие и психология конфликтологии

— что это такое? Если говорить кратко, это столкновение интересов, мнений и взглядов .

В результате конфликта возникает кризисная ситуация, при которой каждый участник столкновения стремится навязать другой стороне свою точку зрения.

Неостановленный вовремя конфликт может привести к открытому противостоянию , при котором предмет спора отодвигается на второй план и на первое место выходят амбиции сторон.

Как правило, в результате конфликта не появляется проигравших и победителей, поскольку все участники затрачивают е силы и в итоге не получают положительных эмоций.

Особенную опасность представляют внутренние конфликты, когда человека мучают раздирающие его противоречивые мысли и желания. Затяжные состояния внутренних конфликтов нередко заканчиваются депрессиями и неврозами.

Современному человеку необходимо уметь вовремя распознать начинающийся конфликт, предпринять грамотные шаги по недопущению разрастания конфликта и его ликвидации на стадии зарождения.

Если все же конфликт погасить сразу не удается, необходимо уметь выстраивать правильную и грамотно выходить из конфликта с минимальными потерями.

Как возникает?

В результате многочисленных исследований было определено, что большинство конфликтов возникают без наличия соответствующих намерений у их участников .

Часто люди непроизвольно реагируют на конфликтогены других людей, либо сами являются источником конфликтогенов, в результате чего и зарождается стрессовая ситуация.

Конфликтогены — слова, действия, поступки, приводящие к конфликту. Они возникают при наличии каких-либо психологических проблем у участников, либо используются целенаправленно для достижения поставленных целей.

Большинство конфликтогенов проявляется по следующим причинам:

  • жажда превосходства . Стремление доказать свою значимость;
  • агрессивность . Изначально агрессивное поведение по отношению к другим людям, вызванное негативным эмоциональным состоянием;
  • эгоизм . Стремление достичь своих целей любой ценой.

Как возникают конфликты? Истинные причины и способы разрешения:

Популярные приемы урегулирования ситуации

Наиболее эффективные стратегии, которые используются чаще всего на практике для регулирования конфликта:


О способах решения конфликтов в этом ролике:

Методы разрешения

С научной точки зрения существуют конкретные методы разрешения конфликта:

Структурные

Чаще всего используются в профессиональной сфере. К ним относятся:

Конструктивные

Как противостоять агрессии и успешно разрешить конфликт? Подобные способы разрешения конфликтов больше используются в общении.

Для успешного разрешения ситуации при помощи конструктивных методов необходимо сформировать у участников адекватное восприятие ситуации , расположить их к открытому взаимодействию, создать атмосферу доброжелательности и доверия, совместно определить корень проблемы.

К конструктивным стилям относятся:

Интегральный

Позволяет каждой стороне ощутить себя победителем . Подобный эффект достигается при наличии у сторон согласия отказаться от своих первоначальных позиций, пересмотреть ситуацию и найти решение, удовлетворяющее всех.

Метод может применяться только в том случае, если участники спора демонстрируют гибкость мышления и способность приспосабливаться к новым обстоятельствам.

Компромисс

Наиболее мирный, зрелый способ разрешения ситуации.

Стороны принимают решение о взаимных уступках с целью устранения негативных факторов, вызвавших спор.

Подобное поведение людей позволяет не только мирно урегулировать появляющиеся противоречия без ущерба для кого-либо , но и выстроить долгосрочные коммуникативные связи.

Выход из конфликта

Как выходить из конфликтных ситуаций? Чтобы выйти из сложившейся неприятной ситуации нужно предпринять следующие шаги :

  1. Перестать употреблять слова или совершать действия, провоцирующие отрицательную ответную реакцию оппонента.
  2. Не реагировать на подобное поведение со стороны собеседника.
  3. Демонстрировать расположение по отношению к другому человеку. Делать это можно при помощи жестов, мимики, слов. Улыбка, поглаживание по плечу, пожатие рук, употребление вежливых фраз — все это способствует сглаживанию споров.

    Собеседник сразу же приобретает позитивный настрой и ситуация вскоре разрешается.

Примеры конфликтных ситуаций

В обществе

Лучше всего разрешать, используя конструктивные методы .

Например, соседи многоквартирного дома могут вступить в конфликт, вызванный распределением парковочных мест на дворовой территории.

Одни соседи будут настаивать на организации четкой разметки, в соответствии с которой каждой машине отводится определенное место для парковки. Другие жильцы будут выступать за возможность свободной расстановки автомобилей.

В данной ситуации наиболее эффективными методами разрешения спора будет построение диалога , совместное разрешение ситуации при помощи компромисса.

Жильцам достаточно организовать собрание и принять на нем решение, что часть площади во дворе отводится под индивидуальные парковки, а другая часть остается сторонникам произвольной парковки.

Между сотрудниками

Лучше решать структурными методами.

Например, сотрудники одного коллектива могут вступить в конфликт в связи с неспособностью вместе работать в одном направлении .

Каждый определяет для себя спектр обязанностей, который не одобряется его коллегой. Результат — возникновение конфликтной ситуации и неэффективность совместной работы.

Руководителю сотрудников, вступивших в спор, необходимо применить методы разъяснения требований, установления целей и назначения вознаграждения.

Каждому сотруднику будет разъяснен принцип его работы, четкий спектр должностных обязанностей. Перед коллегами будут поставлены совместные цели , достигнув которых, они получат обещанное вознаграждение (премия, повышение и т.д.).

Как правильно разрешать конфликты? Узнайте из видео:

Формы завершения

Что относится к форме завершения конфликта? Столкновение интересов может быть завершено следующим образом:

  1. Разрешение . Предпосылками может стать наличие у сторон желания прекратить спор и не возвращаться к нему в дальнейшем. Для окончательного разрешения конфликта может потребоваться привлечение третьих лиц. Особенно это актуально в сфере профессиональных взаимоотношений.
  2. Затухание . Спор может перестать быть актуальным для одной из сторон, либо для всех участников процесса. В первом случае вторая сторона не находит отклика на собственные слова и действия и оказывается вынужденной прекратить конфликт. Во втором случае стороны одновременно принимают решение о нежелании продолжать спор по причине усталости, окончания аргументов, потери интереса к предмету спора и т.д.

    Данный вид завершения конфликта не всегда является , поскольку при возникновении нового стимула спор может возобновиться с новой силой.

  3. Урегулирование . Стороны приходят к компромиссу, достигают взаимных договоренностей. В результате спор разрешается посредством конструктивного диалога и эффективного межличностного взаимодействия.
  4. Устранение . Основа конфликта устраняется, преобразуется, видоизменяется и т.д. Иными словами, предмет спора перестает быть актуальным на текущий момент времени и факт столкновения интересов автоматически пропадает.
  5. Перерастание в новый спор . Невыясненные противоречия по одному вопросу могут стать источником возникновения новых конфликтов, порожденных первичным спором. Особенно часто подобный эффект наблюдается , когда замечание, высказанное одним из супругов по какому-либо вопросу, перерастает во взаимный обмен упреками.

Завершение — не всегда разрешение

Всегда ли завершение конфликта означает его разрешение? Важно не путать понятия завершение конфликтной ситуации с ее разрешением.

Завершение конфликта — это момент окончания действий сторон на текущий момент времени, прекращение спора по различным причинам (затухание, перерастание в новый спор и т.д.)

Завершение спора в настоящий момент не гарантирует, что он вновь не возникнет спустя некоторое время. Это связано с тем, что источник конфликта никуда не деля, и стороны не достигли никакого результата.

Разрешение конфликта предполагает осознанное применение методов и приемов, направленных на исправление возникшей негативной ситуации.

Разрешенный конфликт позволяет сторонам примириться и более не возвращаться к предмету спора.

Таким образом, конфликт может возникнуть в любой сфере жизни человека в результате столкновения его интересов с интересами других людей .

Существует множество способов выхода из конфликта. Важно уметь применять их на практике до того, как ситуация перешла на серьезный уровень.

О том, как общаться с другими людьми, если у вас с ними различные точки зрения по некоторым вопросам, в этом видео:

СПИРИДОНОВА опасения:
потребности: потеря контроля
уважение подчиненных Б быть подвергнутой критике
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ
ГРИГОРЬЕВА КОЛЛЕКТИВ ОТДЕЛА
потребности: опасения: потребности: опасения:
самореализация ущемление достоинства нормальные отношения
интересная работа невозможность
самостоятельность нормально работать

Участниками этого конфликт а являются: Спиридонова, Григорьева и работники отдела. Основная проблема заключается во взаимоотношениях начальника и подчиненной. Потребности и опасения каждой из сторон представлены на рис. №3

Многие специалисты, занимающиеся вопросами разрешения конфликтов профессионально, что процесс управления конфликтами зависит от множества факторов, значительная часть которых плохо поддается управляющему воздействию. Например, взгляды личности, мотивы и потребности индивидов, групп. Сложившиеся стереотипы, представления, предрассудки, предубеждения могут иногда свести на нет усилия тех, кто вырабатывает решения. В зависимости от вида конфликт а поиском решений могут заниматься разные службы: руководство организации, служба управления персоналом, отдел психолога и социолога, профсоюзный комитет, стачком, милиция, суды.

Специалисты по психологии конфликтов предлагают следующие правила разреше­ния конфликта:

1) выявить предмет и источник конфликта;

2) выяснить главную проблему конфликта (взаимная неприязнь, деловое соперниче­ство или просто зависть и т. п.); не расширять предмет конфликта, сокращать число пре­тензий (особенно эмоционального характера);

3) необходимо знать, как развивается конфликт. Он проходит три стадии: а) возник­новение напряженности в отношениях; б) прекращение личных отношений; в) разреше- ниє конфликта одним из следующих приемов: «уход» от конфликта (бегство в болезнь, увольнение и т. п.); сглаживание (примирение); конфронтация (переход в новую фазу и на новый уровень); компромисс (взаимные уступки);

4) необходимо" внимательно отнестись к обеим конфликтующим сторонам - «ини­циатору» и «обвиняемому»; нужно выяснить, чего добивается «инициатор» конфликта, каковы его цели (деловые, личные, стремление унизить человека). «Инициатор» должен обязательно предложить позитивное решение конфликта, а не только наказующее «обви­няемого»;



5) руководителю требуется «правильно» оценить обе стороны конфликта; в нем не должно быть победителей и побежденных (чтобы конфликт не развивался дальше);

6) нельзя переоценивать заслуги одних и недооценивать заслуги других; нельзя по­стоянно поощрять одних, все время наказывать других и вовсе не замечать третьих;

7) руководителю необходимо помнить, что каждый человек - это индивидуаль­ность, и поэтому надо уметь вставать на место другого человека, а не смотреть на все «со своей колокольни»;

8) чем ближе у руководителя отношения с группой, тем сложнее в конфликтной си­туации, поэтому ему не следует заводить сугубо личные привязанности в коллективе, которым он руководит;

9) не нужно пытаться полностью переделать, перевоспитать другого человека (это неблагодарное занятие, особенно, если человек - сложившаяся личность)! Лучше за­няться самовоспитанием и психологическим анализом собственного поведения;

10) руководителю полезно накапливать положительные знания о подчиненных, а не усиливать отрицательные впечатления, постоянно вспоминая об отрицательных качест­вах и поступках;

11) в социальной группе руководителю нужно следить за прохождением информа­ции и недопущением ее искажения в отношении членов группы. Рождение слухов обыч­но будоражит людей и Вызывает ненужные конфликты. Руководителю в случае претен­зий к подчиненному лучше всего спокойно, наедине поговорить с ним и все выяснить, прежде чем выносить обвинения на «высокую трибуну»;

12) каждому руководителю совершенно необходимо помнить о том, что в группе объединяются мужчины и женщины, которые имеют сугубо мужские и женские пси­хологические особенности, логику. Например, женская логика отличается интуитив­ностью, связана с конкретными ситуациями и ассоциациями. Мужская логика основа­на на точном расчете, сопоставлении фактов, логическом анализе и рациональном подходе.

Профессиональные конфликтологи считают, что процесс управле­ния конфликтами зависит от многих факторов, большинство из кото­рых плохо поддается управленческому воздействию. К таким факто­рам относятся: взгляды личности, мотивы и потребности индивидов, групп; сложившиеся стереотипы, предрассудки, представления, преду­беждения. Все они способны свести на нет усилия тех, кто вырабаты­вает решения в сфере управления конфликтами. Поиском таких реше­ний могут заниматься разные службы: руководство организаций, служ­ба управления персоналом, отдел психолога и социолога, профсоюз­ный комитет, милиция, суды.

КАРТОГРАФИЯ КОНФЛИКТА

Картография конфликта – это метод графического отображения конфликта, в котором стороны размещаются в соответствии с их отношением к проблеме и друг другу.

Как составляется карта:

1. Решите, что вы хотите нанести на карту, в какой момент, и с какой точки зрения. Выберите определенный момент в ситуации. Карта всей истории всего конфликта обычно оказывается очень громоздкой и сложной, которую практически невозможно будет использовать на практике. Часто оказывается полезным составить несколько карт одной и той же ситуации с разных точек зрения и посмотреть, как разные стороны ее воспринимают.

2. Не забудьте поместить на карту самого себя. Размещение себя на карте напоминает, что вы являетесь частью ситуации, а не стоите над ней, даже когда ее анализируете. Вы воспринимаетесь другими определенным образом. У вас могут быть контакты и возможности для работы со сторонами конфликта.

3. Картографирование динамично – оно отражает определенный момент в меняющейся ситуации, и показывает путь к действию. Этот тип анализа должен предложить новые возможности. Что можно сделать? Кто это может сделать лучше всех? Какой момент для этого наиболее подходящий? И пр.

4. Кроме «объективных» аспектов, полезно картографировать проблемы между конфликтующими сторонами. Почему существует этот конфликт? Может оказаться полезным подумать о позиции конфликтующих сторон. Каковы из точки зрения по отношению к другим группам в ситуации?

Обозначения:

Окружности обозначают участников ситуации, относительный их размер соответствует объему власти в конкретной ситуации

Прямая линия обозначает довольно близкие отношения, связь

Двойная линия обозначает союзничество.

Пунктирная линия обозначает неформальные или непрочные отношения

Стрелки обозначают доминирующее направление влияния или деятельности

Зигзагообразные линии обозначают разногласие, конфликт



Двойная линия поперек основной линии обозначает прерванные отношения.

Квадрат или прямоугольник обозначают вопрос, тему, проблему, или что-то неодушевленное


Сегменты показывают внешние стороны, которые обладают влиянием, но прямо не вовлечены в конфликт.

Картография конфликта.

Это визуальный прием, который показывает взаимоотношения между сторонами в конфликте.

Цель : лучше понять ситуацию, выяснить, как распределена власть, проверить, насколько сбалансирована ваша собственная деятельность или ваши контакты, увидеть, где находятся реальные или потенциальные союзники, определить возможности для вмешательства или действий, оценить то, что было уже сделано.

Когда использовать : в начале процесса, вместе с другими методами анализа, впоследствии – чтобы определить возможные моменты начала вмешательства или помочь разработать стратегию.

Вариации : географические карты, на которых показать стороны конфликта в каждом из регионов, нанесение на карту проблем, нанесение на карту распределения власти, нанесение на карту потребностей и страхов, использование в виде живой скульптуры, для выражения чувств и взаимоотношений.


ЛУКОВИЦА

Схема луковицы основана на сравнении с луковицей и ее кожицей. Верхний слой обозначает позиции, которых мы придерживаемся на людях, чтобы все о них знали или слышали. Ниже расположены наши интересы – то, чего мы хотим достичь в той или иной ситуации. Наконец, в глубине находятся самые главные потребности, удовлетворения которых мы требуем. Подобный анализ полезно проводить для всех участников конфликта.

В периоды стабильности, хороших отношений и высокой степени доверия наши действия и поступки основаны на базовых потребностях. Мы можем пожелать рассказать другим, если доверяем им, и обсудить их открыто; и окружающие, предваряя откровения, могут догадаться о наших потребностях посредством анализа и умения поставить себя на место другого.

В более изменчивых или опасных ситуациях, когда между людьми существует недоверие, мы скорее всего предпочтем скрыть свои основные потребности. Позволить другим знать о них – значит показать свою уязвимость, давая таким образом возможность причинить нам вред. Но если мы скрываем информацию от других, им еще труднее узнать о наших потребностях посредством анализа или сопереживания, поскольку им не хватает сведений, и поскольку недоверие меняет восприятие друг друга.

В ситуации конфликта и нестабильности, люди часто действуют не только исходя из потребностей. Они обосновывают свои действия общественными или абстрактными интересами. Когда эти интересы подвергаются нападкам, для их защиты люди могут встать на позицию, таким образом еще дальше отдаляясь от своих первоначальных потребностей.

Этот метод анализа полезен для участников переговоров, чтобы помочь им прояснить свои собственные потребности, интересы и позиции. Позже, при планировании стратегии переговоров, стороны могут решить, в какой степени они хотят приоткрыть внутренние «слои» - интересы и потребности. Люди могут согласиться открыть больше по мере того.как уровень доверия повышается. Но даже если это происходит медленно, они все же начинают осознавать, какие потребности для них наиболее важны. Это позволяет им определить те интересы, в рамках которых они готовы идти на компромисс.

Луковица

Это способ проанализировать то, что говорят разные стороны в конфликте

Цель : выйти за рамки публичной позиции сторон и понять их интересы и потребности, определить общие позиции групп, которые могут стать основой для дальнейших дискуссий

Когда использовать : в рамках анализа, чтобы понять динамику конфликтной ситуации, готовясь к проведению диалога между группами в конфликте, в рамках процесса посредничества или переговоров.

Вариации : некоторые группы предпочитают использовать аналогию со слоеным пирожным, а не с луковицей.


Руководство по составлению карты конфликта (P. Wehr)

Составление карты конфликта это первый шаг к управлению определенным конфликтом. Карта дает как третьей стороне, так и конфликтующим сторонам понимание происхождения, природы, динамики и возможностей разрешения конфликта. Поскольку конфликт – это непрерывно изменяющийся социальный процесс, любая его карта будет обоснованной только для определенного периода времени и должна периодически обновляться. Карта должна включать следующую информацию:

1. Краткое описание (1 страница).

2. История конфликта . Происхождение (источники) и главные события в эволюции, как конфликта, так и контекста. Важно провести различие между интерактивными конфликтными взаимоотношениями и тем контекстом, внутри которого они происходят.

3. Контекст конфликта. Важно установить «размах» (широту) и характер контекста или окружения, внутри которого конфликт имеет место. Такие измерения как географические границы; политические структуры, отношения, области находящиеся под юрисдикцией; коммуникативные сети и модели; методы принятия решения. Большинство указанных моментов применимо к широкому кругу различных типов конфликтов от межличностного до международного уровня.

4. Стороны конфликта. Принимающие решения единицы конфликта, направленно или не направленно вовлеченные в конфликт и имеющие некоторую значительную ставку в его результатах.
А. Первичные: стороны, чьи цели (реально или таковыми воспринимаются) несовместимы и чьи действия направлены на преследование этих целей. Тогда, когда конфликтными сторонами являются организации или группы, каждая из них могут состоять из меньших единиц, различающихся степенью вовлеченности и «вклада» в конфликт.
Б. Вторичные:
стороны, имеющие косвенные интересы в результате разрешения, но не чувствующие себя включенными прямо в конфликт. В случае прогрессирования конфликта вторые стороны могут стать первичными, впрочем, как и наоборот.
С. Третичные:
те, которые заинтересованы в успешном разрешении конфликта.
Дополнительная относящаяся к делу информация о сторонах должна включать природу отношений власти между ними или среди них (например, симметричные или асимметричные), лидерство, главные цели в конфликте каждой стороны, потенциальные возможности коалиции среди сторон.

5. Предметы разногласия. Обычно, конфликт будет развиваться вокруг одного или нескольких предметов появляющихся или ведущих к решению. Каждый предмет может рассматриваться как точка несогласия, которое должно быть разрешено. Предметы могут быть определены или сгруппированы в соответствии с порождающим их фактором:
А. Основанные на фактах: несогласие по поводу «что это» вследствие того, как стороны воспринимают «что это» . Здесь суждение и восприятие – первичные генераторы конфликта.
Б. Основанные на ценностях:
несогласие по поводу «что должно быть» в качестве детерминанты линии принятия решения, взаимоотношения или какого-либо другого источника конфликта.
В. Основанные на интересах: несогласие по поводу «кто должен получить это» при распределении редких или недостаточных ресурсов (например, власти, привилегий, экономических выгод, уважения).
Г. Нереалистические: происходящие из разного (неравенства) понимания (восприятия), интересов, ценностей. Например, стиль взаимодействия, используемый сторонами, качество коммуникации между ними, или аспекты непосредственного физического окружения, такие как физический дискомфорт.
(В ходе использования данной модели было предложено добавить пятый тип разногласий – культурно-обоснованные . В качестве примера можно привести культурные отличия по шкалам индивидуализм-коллективизм, дистанция власти и т.д.)
За редким исключением, любой конфликт испытывает влияние некоторых разногласий, возникающих из каждого указанного источника, однако обычно, один из них доминирует. Полезно не только идентифицировать таким образом каждый предмет, но также и определить значимые различия в восприятии, ценностях и интересах, мотивирующих каждую сторону. (Ценности здесь определяются как убеждения, обусловливающие позицию стороны по каждому предмету [например, экономический рост всегда желателен]. Интересы определяются как желаемая или ожидаемая доля недостаточных, редких ресурсов [например, власть, деньги, престиж, выживание, уважение, любовь]).

6. Динамика. Социальный конфликт имеет общую хотя не всегда предсказуемую динамику, выяснение которой поможет третьей стороне найти путь «вокруг» конфликта. Третья сторона должна искать пути изменения направления движения от конфликта к регуляции и разрешению конфликта. Динамика включает:
А. Стремительные события обозначат поверхность спора.
Б. Появление предмета, трансформация, развитие (наполнение).
В процессе развития конфликта предметы меняются – отдельные предметы начинают обобщаться, умножаться, безличные несогласия могут стать личной враждой.
В. Поляризация. Стороны ищут внутреннего постоянства и объединения с союзниками, лидеры укрепляют позиции, в конфликте стороны имеют тенденцию к биполяризации которая может привести как к увеличению интенсивности напряжения так и к упрощению и разрешению конфликта.
Д. «Спиральный» (стремительный) рост. Через процесс взаимного приписывания причин, каждая сторона может попытаться повысить враждебность или угрозу оппонентам на каждом витке, по сравнению с предыдущим. Снижение спирали также возможно, в течение которого оппоненты взаимно снижают враждебность и ригидность своих действий.
Е. Стереотипизация и зеркальное отражение. Оппоненты часто приходят к восприятию один другого как безличных представителей зеркальной противоположности их собственным образцовым и благотворным (полезным) характеристикам. Этот процесс способствует ригидности позиций, отсутствия коммуникации и неверному толкованию между конфликтующими сторонами.

7. Альтернативные пути к решению (решениям) проблемы (проблем). Каждая сторона (и зачастую включенные наблюдатели) могут иметь предположения для решения конфликта. В межиндивидуальных конфликтах альтернативами могут быть изменения в поведении предложенные сторонам или сторонами. Существенно определить столько линий поведения, сколько возможно, чтобы затронуть («покрыть») все аспекты конфликта. Они должны быть явными как конфликтующим сторонам, так и третьей стороне. Далее третья сторона может предложить новые альтернативы или комбинации уже определенных линий поведения.

8. Потенциал регуляции конфликта. В каждой и для каждой конфликтной ситуации должны быть найдены ресурсы для ограничения и возможно разрешения конфликта. В процессе создания карты эти ресурсы отмечаются. Они могут включать:
А. Внутренние лимитирующие факторы такие, как ценности и интересы конфликтующих сторон, или внутренне присущие ценности взаимоотношений между ними, которые они не хотят разрушать, или взаимное давление многочисленных обязательств сторон, сдерживающих конфликт.
Б. Внешние лимитирующие факторы такие, как вышестоящие власти которые могут вмешаться и принудить урегулировать конфликт или внешний посредник.
С. Заинтересованные или нейтральные третьи стороны , которым стороны доверяют, которые могут фасилитировать коммуникацию, медиировать разрешение или определить финансовые источники (ресурсы) для смягчения проблемы, связанные с их недостатком.
Д. Техники управления конфликтом, должны быть известны как третьей, так и конфликтующим сторонам, и опробованные с пользой в других ситуациях. Эти методы простираются от широко известной медиации, примирения (консилиации) и контроля распространения слухов до дробления предметов конфликта и продления срока для поддержки урегулирования.

9. Использование карты. Карта конфликта наиболее полезна (и полная) в качестве первоначального шага при вмешательстве в конфликт.