Кисин евгений игоревич личная. Евгений кисин - биография, фотографии. Как, кстати, вы к нему относитесь

Дополните информацию о персоне

Биография

В 6 лет поступил в музыкальную школу имени Гнесиных. Первый и единственный педагог - Анна Павловна Кантор.

Первоначально, как вундеркинд, выступал под именем Женя Кисин.

В 10 лет впервые выступил с оркестром, исполнив 20-й концерт Моцарта. Год спустя дал свой первый сольный концерт.

В 1984 году (в 12 лет) исполнил 1 и 2 концерты Шопена для фортепиано с оркестром в Большом зале Московской консерватории.

В 1985 году выехал с концертами за рубеж, в 1987 дебютировал в Западной Европе на Берлинском фестивале.

В 1988 году выступает с Гербертом фон Караяном на Новогоднем концерте Берлинского филармонического оркестра, исполнив 1-й концерт Чайковского.

В сентябре 1990 года, состоялся дебют Кисина в США, где он исполнил 1 и 2 концерты Шопена с Нью-Йоркским филармоническим оркестром под управлением Зубина Меты. А неделю спустя музыкант выступает с сольным концертом в Карнеги Холл.

В феврале 1992 года принимает участие в церемонии "Грэмми" в Нью-Йорке, транслировавшейся по телевидению на аудиторию, состоявшую, согласно подсчетам, из миллиарда шестисот миллионов зрителей.

В августе 1997 года дал сольный концерт на фестивале «Proms» в лондонском Альберт Холле - первый фортепианный вечер за более чем 100-летнюю историю фестиваля.

Ведет интенсивную концертную деятельность в Европе, Америке и Азии, собирая неизменные аншлаги; выступал с ведущими оркестрами мира под управлением таких дирижеров, как Клаудио Аббадо, Владимир Ашкенази, Даниэль Баренбойм, Валерий Гергиев, Карло Мария Джулини, Колин Дэвис, Джеймс Ливайн, Лорин Маазель, Рикардо Мути, Сэйдзи Одзава, Мстислав Ростропович, Евгений Светланов, Юрий Темирканов, Георг Шолти и Марис Янсонс; среди партнеров Кисина по камерной музыке - Марта Аргерих, Юрий Башмет, Наталья Гутман, Томас Квастхофф, Гидон Кремер, Александр Князев, Джеймс Ливайн, Миша Майский, Исаак Стерн и другие.

Выступает с поэтическими вечерами на идише и на русском языке.

С 1991 года жил в Нью-Йорке и Лондоне, в настоящее время - в Париже.

Почётные звания

  • Почетный доктор музыки Манхэттенской школы музыки (05.2001)
  • Почетный член Королевской академии музыки (Лондон, июнь 2005)
  • Почетный доктор Гонконгского университета (2009)
  • Почетный доктор Еврейского университета в Иерусалиме (2010)

Премии и награды

Является лауреатом множества премий:

  • Премия Академии музыки «Chigiana» «Лучший пианист года» (Италия, 1991)
  • Премия журнала «Музыкальная Америка», «Инструменталист года» (1994)
  • Почетная премия «Триумф» (Россия, 1997)
  • Премия имени Шостаковича (Россия, 2003)
  • Премия имени Караяна (Германия, 2005)
  • Премия Грэмми в категории «Лучшее классическое сольное исполнение на музыкальном инструменте» за исполнение произведений Скрябина, Метнера и Стравинского (США, 2006)
  • Премия имени Бенедетти Микеланджели (Италия, 2007)
  • Премия Грэмми 2010 год в номинации «лучшее сольное инструментальное исполнение с оркестром» за запись второго и третьего концертов для фортепиано Сергея Прокофьева.

Об Армении

Впервые он побывал в Армении в 1984 году, а в 1988 он организовывал множество благотворительных концертов, перечисляя деньги пострадавшим во время спитакского землятресения.

Известие о землетрясении в Армении 1988 года застало Евгения Кисина и Владимира Спивакова в Италии, где они тогда находились с концертами. С тех пор они дали множество благотворительных концертов, выручку от которых направляют в Фонд «Дети Армении» и детям-сиротам Спитака. Часть вырученных от концертов средств была предоставлена Национальной службе сейсмической защиты и затрачена на строительство гимназии в Гюмри, а также приобретение компьютеров.

С армянской музыкой его связывает своя история. В декабре 1988 года, еще учась в десятилетке, пианист сыграл на «бис» элегию Бабаджаняна в знак поддержки армян, пострадавших во время землятресения в Спитаке. Как говорит сам музыкант:

Выдающийся российский пианист Евгений Кисин, находящийся в Армении в рамках фестиваля «Ереванские перспективы», сообщил журналистам, что он отвергает приглашения участвовать в музыкальных фестивалях в Турции из-за отказа этой страны признать Геноцид армян.

. Вместе с тем он ответил, что его не раз приглашали в Турцию.

Награды РА

  • Орден «Почета» (РА, за укрепление и развитие армяно-российских культурных связей и за значительный вклад в оказание гуманитарной помощи пострадавшим от разрушительного землетрясения 1988 года в Армении)
  • почетный гражданин города Спитака
  • медаль Валерия Брюсова (за большой вклад в развитие российско-армянских культурных и гуманитарных связей)
  • Почетный профессор (Ереванской Государственной консерватории)
  • Серебрянная медаль имени Бетховена
  • Орден имени Ф.Нансена

Изображения

Евгений Кисин - пианист-виртуоз высокого класса, известный во всем мире. Это музыкальный вундеркинд 80-х годов двадцатого столетия. Его карьера музыканта-исполнителя началась в Советском Союзе. Сегодня он является гражданином Великобритании и Израиля, живет в Нью-Йорке. Его концертные гастроли с большим успехом проходят в европейских странах и США. В Россию он приезжает редко. Биография Евгения Кисина - это история жизни музыкального гения.

Детство

Кисин Евгений родился 10 октября 1971 года в еврейской семье. Его отец Игорь Борисович Отман был инженером, мать Эмилия Ароновна Кисина - преподавателем по классу фортепиано в детской музыкальной школе. Яркие музыкальные способности маленького Жени проявились очень рано. Когда его старшая сестра играла на фортепиано, младенец повторял за ней голосом разучиваемые музыкальные фрагменты. В два года он уже самостоятельно играл на фортепиано.

Легко ли быть преподавателем чудо-ребенка?

С шести лет Евгений начал заниматься в музыкальной школе имени Гнесиных. Его первым и единственным преподавателем стала Анна Павловна Кантор. По ее воспоминаниям, когда Женю привели в школу, он уже все мог играть, но абсолютно не знал ни музыкальную грамоту, ни правил, необходимых для исполнения на фортепиано. Начинающий ученик поражал своего педагога необыкновенными музыкальными данными, способностью импровизировать, живостью воображения. По воспоминаниям Анны Кантор, она сначала пребывала в некотором замешательстве: как обучить этого ребенка необходимым знаниям, как не подавить его необузданную одаренность сухими требованиями. Благодаря опыту, такту и педагогическому чутью, Кантор удалось воспитать из талантливого мальчика настоящего великого пианиста.

Смена фамилии

Отношения со сверстниками у мальчика-вундеркинда складывались не слишком гладко. Чтобы сын мог избежать насмешек, родители приняли решение поменять ему фамилию Отман на материнскую фамилию Кисин, более привычную для русского языка. В семье мальчик всегда находил понимание и поддержку.

Первые успехи

Необыкновенная природная одаренность учащегося и высокий профессионализм педагога быстро стали давать свои результаты. Обучение юного пианиста шло в стремительном темпе. С каждым годом он оставлял своих сверстников далеко позади. В 10-летнем возрасте он впервые выступает с Ульяновским симфоническим оркестром, исполняя 20-й концерт Моцарта. Через год он уже дает сольный концерт.

Его выступление в Большом концертном зале Московской консерватории с симфоническим оркестром Московской филармонии под управлением Дмитрия Китаенко прошло с оглушительным успехом, и стала настоящей сенсацией. Первый и второй концерты Шопена Евгений Кисин исполнил блестяще. Юному исполнителю было 12 лет. По воспоминаниям Анны Кантор, Кисин с огромным нетерпением ожидал своего выхода на сцену. Ему очень хотелось поскорее начать исполнение своей концертной программы. С этих пор мальчик стал знаменитым концертирующим пианистом. В его судьбе стали принимать участие видные деятели советской музыкальной культуры.

Зарубежные гастроли

С 1985 года юный пианист концертирует за пределами Советского Союза. Сначала в Восточной Европе, затем, в 1986 году, в Японии. В 1987 году состоялся его дебют в Западной Европе на Берлинском фестивале. В 1988 году он совершает концертное турне с «Виртуозами Москвы» под управлением Владимира Спивакова. В этом же году на новогоднем концерте Берлинского филармонического оркестра Евгений Кисин исполнил с Гербертом фон Караяном Первый концерт Чайковского.

Осенью 1990 года состоялся дебютный концерт Евгения Кисина в США. Здесь он играл с Нью-Йоркским филармоническим оркестром под управлением Зубина Меты. Через неделю пианист дает сольный концерт в Карнеги Холл.

Испытание славой

Талант юного музыканта был настолько ярким, что с раннего детства Кисин был в центре внимания специалистов-музыкантов и публики. О нем много говорили, писали в прессе, сравнивали с другими талантливыми исполнителями. В связи с этим в детстве у мальчика возникало много проблем в общении со сверстниками, поскольку здесь почти всегда присутствовала зависть. Но Евгений всегда безупречно держал себя и на сцене, и в жизни. Его нельзя упрекнуть в чрезмерном к себе внимании, самолюбовании, которое свойственно юным дарованиям, рано пришедшим к успеху. Пианиста отличала скромность и корректность. Он всегда соблюдает правила хорошего тона в искусстве.

Позже, уже став опытным концертирующим пианистом, Кисин в интервью отмечает, что слава лишает человека свободы и накладывает на него огромную ответственность.

На вершине успеха

В 1995 году в США Евгения Кисина назвали самым молодым лучшим инструменталистом года.

В августе 1997 года у него состоялся сольный концерт в лондонском на фестивале Proms.

Знаменитый пианист ведет активную концертную деятельность, выступая в самых лучших залах с ведущими оркестрами мира под управлением прославленных дирижеров Владимира Ашкенази, Клаудио Аббадо, Валерия Гергиева, Евгения Светланова, Мстислава Ростроповича, Даниэля Баренбойма, Юрия Темирканова и многих других.

Гражданство пианиста

В самом начале 90-х годов двадцатого столетия семья Кисина эмигрирует. С 1991 года Кисин живет в Нью-Йорке, Париже, Лондоне.

В 1997 году, через пять лет после эмиграции, Кисин приехал в Россию получать премию «Триумф». Это стало одним из самых ярких событий в его жизни.

В 2002 году пианист стал подданым Великобритании. В конце 2013 года получил гражданство Израиля.

В настоящее время Евгений Кисин живет в Праге.

Личная жизнь музыканта

Евгений Кисин не любит говорить о подробностях своей личной жизни. В интервью, которые он дает, пианист избегает разговоров о своих отношениях с женщинами. Поэтому личная жизнь Евгения Кисина была скрыта от посторонних глаз, тем самым рождая множество различных слухов.

Он не был женат достаточно долго. Но весной 2017 года поклонники его таланта были удивлены - в возрасте 46 лет именитый пианист наконец женился. Женой Евгения Кисина стала подруга детства Карина Арзуманова. Она ранее уже была замужем и имеет троих сыновей. Свадебные торжества прошли в Праге, где живет невеста.

Кисин сегодня

В отличие от многих чудо-детей, которые, став взрослыми, утратили свой необыкновенный дар, Кисину удалось не только сохранить свой необыкновенный талант, но и приумножить его.

Евгений Кисин - пианист, который никогда в своей жизни не участвовал в конкурсах исполнительского мастерства. Однако он является лауреатом множества премий, среди которых премия имени Д. Д. Шостаковича, имени Герберта фон Караяна, российская премия «Триумф», премия Грэмми в номинации «Лучшее сольное инструментальное исполнение с оркестром» за исполнение второго и третьего концерта для фортепиано С. С. Прокофьева. В настоящее время он полон творческих планов и вполне доволен жизнью. Он занимается любимым делом. Его жизнь достаточно размеренна и вся расписана на несколько лет вперед: ведь он востребован как исполнитель. В год он дает 40-45 концертов. На них по-прежнему аншлаги. Публика в восторге от его исполнительского мастерства.

В его творчестве есть место и камерно-инструментальному жанру. Иногда он с удовольствием выступает в камерных ансамблях с Юрием Башметом Натальей Гутман, Владимиром Спиваковым и другими замечательными исполнителями. Также он играет и в четыре руки, и на двух роялях со знаменитыми пианистами Мартой Аргерих, Джеймсом Ливайном и другими. Но в связи с напряженным графиком концертных выступлений и репетиций именитых музыкантов, такие составы звучат довольно редко.

Кроме музыки у него есть еще одно увлечение - он читает поэзию на идише и на русском языке, выступая с поэтическими вечерами.

В рейтинге лучших пианистов мира Кисин занимает второе место после аргентинской пианистки Марты Аргерих, оставляя позади всех известных и успешных пианистов российского происхождения (к примеру, Владимир Ашкенази занимает 8 позицию, Николай Луганский - 16, Даниил Трифонов - 21, Михаил Плетнев - 23, Денис Мацуев - 36 и т. д.)

Поводом для этого, второго по счету, моего интервью с выдающимся пианистом Евгением Кисиным, послужил, казалось бы, мелкий бытовой факт: в ответ на посланную ему (мою) книгу Женя прислал коротенькое письмо: «Книгу получил, уже читаю с большим интересом…»


- Женя, наше с вами интервью девятилетней давности закончилось вопросом: какой самый большой триумф в жизни вы испытали? Ваш ответ был: «Наверное, самый большой тот, который еще не испытал». Позвольте мне задать тот же вопрос, но с коррекцией: какой самый большой триумф вы испытали за последние 9 лет?

Было несколько ярких моментов. Вспоминаю свой первый приезд в Россию в 1997 году после пятилетнего отсутствия, получение там премии «Триумф». Другое событие, о котором не могу не упомянуть, произошло летом того же года. Я сыграл сольный концерт на фестивале «Proms» в лондонском Альберт-холл, вмещающем 6 тысяч зрителей. Это был первый фортепианный концерт за всю более чем столетнюю историю этого фестиваля.

- На российский «Триумф» вас выдвигал Василий Павлович Аксенов - теперь этот секрет можно раскрыть.

Я не знал этого, но, если это так, то не только Аксенов предложил мою кандидатуру. Меня выдвигали также, независимо друг от друга, Владимир Спиваков и Зоя Богуславская.

- На какое время вперед расписан ваш график? Знаете, например, где вы будете 6 мая 2005 года? (Мы беседовали 6 мая 2003 года в Нью-Йорке).

В год я играю 40-45 концертов. 6 мая 2005 года буду в Нью-Йорке, так как 1 мая в Карнеги-холл играю в четыре руки с Ливайном. В программе - Шуберт, концерт будет записываться «живьем». Почему я помню точную дату? Потому что недавно обсуждал ее с одним из своих многочисленных импресарио.

- Извините, Женя, мою неосведомленность, но я знаю лишь Джеймса Ливайна - дирижера оркестра Метрополитен опера.

Он же прекрасный пианист! Правда, не выступает с сольными концертами, но довольно часто исполняет камерную музыку. Кроме того, сделал немало записей, будучи аккомпаниатором таких певцов, как Лучано Паваротти, Джесси Норман, Кэтлин Бэттл, Криста Людвиг. Пару раз мы с Ливайном уже играли в четыре руки - на фестивале в Вербье, в Швейцарии.

- Не могли бы вы назвать несколько имен ваших коллег-пианистов, чье творчество вам симпатично?

Вы, наверное, имеете в виду пианистов современных, то есть ныне живущих? Это пианистка из Аргентины Марта Аргерих, с которой мы тоже играли в Вербье, и в четыре руки, и на двух роялях. Кто еще? Кристиан Циммерман, Ричард Гуд, Мюрей Пирайя, Даниэль Баренбойм. Очень люблю Раду Лупу. Он румын, точнее, румынский еврей. Ну и, наконец, Андраш Шифф.

- Что же вы, Женя, не назвали ни одного русского имени?

Пожалуйста: Григорий Соколов, конечно, Владимир Ашкенази, который, к сожалению, в последнее время больше дирижирует, чем играет на фортепиано.

- Ваш репертуар, насколько мне известно, огромен. В него входят только произведения классиков? А Шнитке, например, или Шостаковича исполняете?

Шнитке - нет, а вот Шостаковича играю с большим удовольствием, впрочем, пока не так много: сыграл только его Первый концерт. Хотя сочинений для фортепиано у Дмитрия Дмитриевича достаточно: две сонаты, цикл из 24 прелюдий. Им же написаны прекрасные сочинения с участием фортепиано: Трио, Квинтет, виолончельные, скрипичные и альтовые сонаты. Его виолончельную сонату я играл в 1988 году, когда был еще учеником Гнесинской десятилетки. Партию виолончели исполнял мой хороший приятель Ваграм Сараджян, ныне живущий в Хьюстоне.

- Один музыкальный критик назвал вас романтиком. Вы согласны с этой характеристикой?

Да. Определенно согласен.

- Знатоки вашего творчества говорят также, что у вас в руках все произведения Шопена. Это так, Женя?

Ну, нет, не все, конечно, и всех никогда не будет. Потому что не все произведения Шопена гениальны, особенно - ранние. Из трех его сонат Первая, я бы сказал, совсем неинтересная. Конечно, Шопен занимает центральное место в моем репертуаре, я играю довольно много его произведений: оба Концерта, Вторую и Третью сонаты, 24 прелюдии, разные ноктюрны, полонезы, мазурки, 4 баллады - много чего.

Сразу приходят в голову Шуберт и Моцарт - рано умершие в нищете. Конечно, Чайковский, Шостакович, всю жизнь тайно сопротивлявшийся режиму. Хотя, может, не испытав на собственной шкуре всего того, что ему пришлось испытать, он не написал бы такую музыку. Впрочем, так же, как и Чайковский, только в другом смысле. Вспомню еще Владимира Владимировича Софроницкого, который тоже жил в бедности и довольно рано умер.

- Я где-то читал, что Сталин иногда приглашал В.В. на дачу, любил слушать его игру. И однажды спросил, в чем Софроницкий нуждается. Тот, нуждавшийся во многом, ответил: «Спасибо, ни в чем».

Я знаю другую версию. По приказу Сталина Софроницкий вместе с Гилельсом, скрипачкой Галиной Бариновой и виолончелисткой Мариной Козолуповой был отправлен в Потсдам, куда Трумэн привез Юджина Листа (в 1945 году в Потсдаме проходила конференция глав правительств СССР, США и Великобритании). Мне рассказывали, что Сталин спросил тогда Софроницкого: «Говорят, у вас тяжелое жилищное положение?» И Софроницкий ответил: «Да», но никаких позитивных последствий этот ответ не имел. Сталину больше понравился Гилельс, потому что был некрасив, маленького, как и Сталин, роста. А Софроницкий был высоким и красивым мужчиной.

- Вы успели посмотреть фильм Романа Поланского «Пианист»?..

Фильм замечательный, произвел на меня огромное впечатление.

- Теперь спрошу вас о книге Солженицына «Двести лет вместе»…

У меня есть пока первая книга его дилогии. Я ее не читал, только бегло просмотрел, поэтому вынести какое-либо твердое суждение пока что не могу. Тем более, что второго тома я даже не видел.

- Со времени нашего первого интервью вы не раз бывали в России. Что вас там поразило?

Прежде всего скажу о волнующих чувствах, рожденных самими приездами туда, особенно - первым. Это была встреча с моим прошлым - детством, отрочеством, юностью. А что поразило там? Конечно, то новое, что там построили. Это, к примеру, громадный трехэтажный комплекс под Манежем. Последний раз я побывал в России в конце декабря-начале января нынешнего года. Играл в Санкт-Петербурге, на фестивале Темирканова «Площадь искусств». На открытии фестиваля мы (с оркестром под управлением Темирканова) играли Второй концерт Брамса, а двумя днями позже я сыграл сольный концерт. Запомнилось, как пограничница в аэропорту Петербурга попросила у меня автограф - это было очень приятно.

А потом я снова столкнулся с тем, что уже подзабыл и что раньше не до конца сознавал, потому что был еще ребенком. Пожалуй, нигде в мире нет такого, чтобы люди, работающие в концертных залах, так горячо интересовались музыкой. Имею в виду уборщиц, гардеробщиков, буфетчиц, рабочих сцены. Они чувствуют себя частью всего этого, любят музыку и слушают ее. Это был один из самых трогательных моментов. А в Москву я попал последний раз летом прошлого года, приехал туда без концертов, и жили мы в нашей собственной квартире в Сокольниках.

- У вас не возникало мысли - не желания, а именно мысли - вернуться? И были ли соответствующие предложения?

А от кого, собственно говоря, могло поступить такое предложение? Вы говорите: не желания, а мысли… Скорее, мысли были желанием, чтобы жизнь в России стала нормальной. И если бы она стала таковой, я хотел бы жить там. Это все-таки свое, я там прожил первые 20 лет своей жизни, и за эти 20 лет в России не произошло ничего такого, из-за чего я мог бы хотеть вырвать эти годы из своей души. Нет, предложений вернуться не было.

- Ваши занятия на фортепиано сейчас ежедневные?

В принципе - да, хотя обычно я не занимаюсь на следующий день после концерта. Бывают и целые периоды, они случаются раз в году, когда я не занимаюсь. В Москве, в наш последний приезд, я в течение двух недель не поднимал крышку рояля. А вообще каждый сам должен для себя определять, сколько ему заниматься. Известный виолончелист Даниил Шафран говорил: «Когда я не позанимаюсь, я голодный и злой». Судя по всему, он своих занятий не пропускал. Кстати, вчера я у одного известного врача расспрашивал: сколько нужно спать, есть, заниматься физкультурой, сексом и так далее? Он ответил, что всё индивидуально, каждый должен установить свою норму и придерживаться ее. Так же и с занятиями на фортепиано или другом инструменте.

- Ваша работа требует хорошего здоровья. Что вы делаете для его поддержания?

Делаю по утрам зарядку. Я не могу сказать, что моя работа сама по себе требует хорошего здоровья, однако огромных затрат энергии - определенно. Поэтому необходимо высыпаться. Когда я не высыпаюсь, заниматься трудно.

- Страдаете бессонницей?

После концерта никогда не могу заснуть. Прибегаю к снотворным, но даже они не всегда помогают.

- Вы бываете, Женя, в концертах, слушаете музыку?

Конечно. Слушать музыку - это и удовлетворение моих личных потребностей, и часть моей профессиональной жизни.

- Вы - человек известный. К вам часто обращаются с просьбами? Кого-то послушать, что-то рекомендовать?

Только что я вернулся из Вашингтона. После концерта ко мне подошла китайская семья - родители и двое маленьких детей. Вручили мне видеокассету с просьбой посмотреть и послушать игру их восьмилетнего сына. Я просмотрел запись, позвонил этим людям и мы обстоятельно поговорили.

- Сейчас очень большое число китайцев и японцев, по крайней мере, здесь, в Америке, занимаются музыкой. Как вы считаете, они составляют конкуренцию русским?

В будущем - составят. И тот китайский мальчик, и японские дети, чьи видеокассеты я смотрел раньше, если будут развиваться правильно, составят всем, а не только русским, сильную конкуренцию, поскольку они невероятно талантливы. Кроме того, и у японцев, и у китайцев богатая музыкальная культура. В Китае музыкальные традиции существовали еще тогда, когда нынешних европейских народов и в помине не было. Японцы - тоже музыкальный народ. Я был в Японии десять раз и очень люблю их народную музыку. И вообще, несмотря на свою внешнюю сдержанность, я бы сказал, на чрезвычайную внешнюю сдержанность, японцы - народ сентиментальный и горячий.

- Что читаете сейчас, Женя?

Дневники Святослава Рихтера. Это необыкновенная книга. В течение четверти века, в последний период жизни, он записывал свои впечатления о многих концертах и прослушанных записях. Мысли Рихтера узнаешь от первого лица, а не в чьем-то пересказе. В конце книги приведены данные о количестве сыгранных им концертов, о том, в каких городах и странах мира он играл. Меня поразил полный репертуар Рихтера, составивший колоссальную цифру - 903 произведения!

- А правда ли, что Рихтер, послушав игру 12-летнего Жени Кисина, сказал: «Учить этого мальчика нечему»?

Я о таком никогда не слышал, во всяком случае, я для него никогда специально не играл. В его дневниках моя фамилия один раз упомянута, он слышал мою игру по телевизору. Правда, это было не лучшее мое выступление.

- В нашем разговоре прозвучали фамилии Рихтера и Гилельса, и это естественно. Я вспоминаю покойного педагога моей дочери - Марию Александровну Шарикову. Она считала Гилельса более лиричным, более глубоким пианистом, чем Рихтер…

Это музыканты бездонной глубины. Что же касается лиризма, то и у того, и у другого лирика вряд ли была одной из главных черт. Между ними, я думаю, гораздо больше сходств, чем различий. А кто из них лучше - невозможно сказать, ибо речь идет о музыкантах высочайшего уровня. Конечно, всегда находились люди, отдававшие предпочтение либо одному, либо другому. Иногда это предпочтение принимало ненужные формы, то есть, отдавая дань одному, другого люди чуть ли не отрицали. Нет, не отрицали, а принижали. Я ценю и люблю обоих. Ни тот, ни другой не являлись лириками в чистом смысле этого слова. Конечно, лирика не может не играть роли в творчестве любого крупного музыканта. И все же, говоря о Рихтере и Гилельсе, я сперва назвал бы глубину, а потом уже - лирику.

- Не могли бы вы, Женя, прокомментировать строки Евгения Евтушенко: «Я знаю, что такое слава. / Она - ошейник из цветов».

Абсолютно согласен с поэтом, кое-что знаю по себе. Во-первых, слава в большой степени лишает человека свободы: чем больше человек известен, тем менее свободным он становится. Во-вторых, слава накладывает на тебя огромную ответственность.

- Закончу интервью традиционно: что бы вы пожелали нашим эмигрантам в Америке?

Я хотел бы пожелать им обретения того, о чем они мечтали, отправляясь в эмиграцию. Желаю всем им счастья в новом доме.


- Вы любите Санкт-Петербург?

Очень. А кто не любит? Я таких не знаю ни среди россиян, ни среди иностранцев. Одна моя знакомая - итальянка лет семидесяти, которая больше половины своей жизни прожила в Лондоне, - побывав в Санкт-Петербурге, сказала: «Мне просто смешно сравнивать какие-то города с Санкт-Петербургом». Была в полном восторге и даже более того.

- Вам удавалось побродить по городу?

Удавалось, но давно, когда я приезжал еще подроcтком и в полной мере не мог еще оценить всю концентрацию этой красоты. В следующем сезоне я восемь месяцев не буду играть концерты. С сентября по январь включительно и с марта по июнь. У меня будет много свободного времени. Кто знает, может, и приеду в Петербург и побуду здесь подольше.

- Вы устали от концертов, хотите отдохнуть?

Нет, просто хочется сделать хотя бы что-то из того, на что обычно не хватает времени. Выучить новые произведения в репертуар, потом - книг есть много непрочитанных, фильмов прекрасных, да просто интересных мест на земле, где хочется побывать.

- Что именно планируете выучить?

Произведений так много, что я до сих пор еще думаю, чему же посвятить это время. Попробую пойти в разные стороны, в музыку разных стилей: импрессионистов, например, хочу побольше играть. Старинную музыку очень люблю, но с ее исполнением нужно еще определиться: понятно, что с музыкой, написанной для далеких предшественников современного рояля, неизбежно возникает вопрос: как ее исполнять? Вопрос гораздо больший, чем с музыкой XVIII-XIX веков.

Михаил Плетнев в телеэфире высказал парадоксальную мысль о том, что гряда великих композиторов, возвышающаяся на протяжении нескольких веков, закончилась на Шостаковиче.

Я не считаю эту мысль парадоксальной. Ее придерживаются и другие музыканты. Я бы, впрочем, вместо Шостаковича назвал Мессиана, что пережил Шостаковича на 17 лет. Я бы не стал говорить, что великой музыки с тех пор не создавалось, но мне не приходилось слышать после Мессиана ничего, что приближалось бы к уровню классиков прошлого. Многие считают, что в наше время и писателей масштаба Томаса Манна нет.

Если бытие классической музыки действительно подошло к концу, в этом нет чего-то противоестественного или трагичного. Противоестественного - потому что все на свете кончается, а трагичного - потому что столько прекрасной музыки уже создано! Чем дольше я живу на свете, тем больше убеждаюсь в том, сколько есть прекрасных произведений. Надеюсь, что проживу достаточно долго для того, чтобы побольше их сыграть.

Вы смогли бы прокомментировать произведения, которые выбрали для своего турне, - музыку Прокофьева и Шопена?

Я не умею говорить о музыке словами. У меня есть естественное ощущение, что музыка выше слов. Многие разделяли и разделяют это убеждение. Ницше говорил: «Когда не хватает слов, начинается музыка». Есть люди, для которых комментирование музыки словами является делом жизни. Михаил Казиник, например. Он выступает с лекциями-концертами, посвятил жизнь приобщению людей к искусству. Но даже он сам признает, что слова неадекватны. Слова - это для тех, кто еще далек, кому необходимо только настроиться на восприятие музыки. Но слова зачастую оставляют ощущение пошлости и даже кощунственности. Что, если я скажу, что финал концерта Бетховена полон юмора и мне весело его играть?

- Вы говорите о музыке с Анной Павловной Кантор, вашим учителем? И как сейчас строятся ваши взаимоотношения?

Мы обсуждаем обычно мое исполнение, а не саму музыку. Я ей играю перед выступлениями, показываю новые программы. Анна Павловна часто со мной ездит на гастроли, слушает меня на репетициях в зале перед концертом. За все годы она стала мне близким другом, практически членом нашей семьи. У нее никогда не было собственной семьи, и мы с ней очень сблизились.

- У вас уникальная судьба. Мировое признание в раннем возрасте, один педагог на всю жизнь…

У Ойстраха был один педагог - Столярский, у Рихтера - Нейгауз. Такие примеры есть. Глен Гульд тоже имел лишь одного педагога.

- Как, кстати, вы к нему относитесь?

Мы с ним, конечно, музыканты разного плана, я говорю о музыкантском типе. Мы принадлежим к разным стилям, и репертуар у нас тоже разный. Но есть у него и вещи, которые мне очень близки. В смысле отношения к записям мы с ним полные противоположности. Мои лучшие записи - с концертов, в то время как он делал записи в студии. Жизнь не оправдала его прогнозов: концертные залы продолжают существовать. Я сам без концертов не могу жить.

- Вернемся к вашей экстраординарной карьере. Какова цена такого успеха?

Для меня вопрос о цене никогда не стоял. И если вы подразумеваете, что пришлось чем-то пожертвовать, то, даже если и так, это было что-то незначительное - то, что не представляет для меня ценности. Например, пианистам нельзя играть в волейбол. Ну и что? По-настоящему я могу жалеть только о том, что сам порой не до конца использовал свои возможности.

- Вы перфекционист?

Да. Это естественное свойство моей натуры.

- Вы счастливы?

Это вопрос очень глобальный и философский, на который трудно ответить однозначно. Бывают моменты счастья и бывают моменты разочарований, но, во всяком случае, я уж никак не могу назвать себя несчастливым человеком, особенно думая о том, что миллионы на земле умирают в младенчестве, миллиарды людей голодают...

- Вы не думали о том, чтобы начать дирижировать?

Нет. Нет. Чем больше я играю на рояле, тем больше убеждаюсь, как это трудно. Для того чтобы делать что-то хорошо, нужно посвятить этому всю жизнь. Вы же меня спрашивали, перфекционист ли я. И потом, когда я пытаюсь представить себе дирижирование, то думаю так: на рояле я играю сам, а дирижеры вынуждены прибегать к помощи других людей. Мне больше нравится первое.

Вот Юрий Хатуевич Темирканов - прирожденный дирижер. Где-то в шутку он сказал, что многие начинают дирижировать, видя, как это легко. Он же мне рассказывал, как учился у великих Мусина и Рабиновича. Как и полагается этому ремеслу учиться: и фуги писал, и инструментовки делал.

Мы с ним очень любим друг друга. Любим проводить вместе свободное время. Между нами есть «химия», что очень важно в работе. Когда мы репетируем, выступаем на сцене, мы просто работаем. С людьми, к которым испытываешь личную симпатию, выступать приятнее.

Мы играем вместе более 20 лет. Познакомились с ним в Амстердаме в 1988-м, где оба были на гастролях. Месяцем позднее встретились в Лондоне, где ужинали после концерта и он рассказывал, как любит Брамса. Кстати, к вопросу о счастье. Это Темирканов мне как-то сказал: «Когда мне плохо, я смотрю на улицу и думаю: вот эти люди вокруг не знают Брамса, а я знаю».

- Вы не пробовали писать прозу?

Прозу - нет. Но недавно я играл концерт памяти Светланова, и меня попросили об интервью в форме переписки по электронной почте. Я начал отвечать на вопросы, и в результате у меня вместо ответов получилось нечто вроде воспоминаний в виде небольшой статьи. Ее напечатали в программке концерта вместо обычной аннотации. Я получил удовольствие от этой работы.

- Вы прекрасно владеете языком, не только русским, но и английским...

Я начал постоянно говорить по-английски в 20 лет, перебравшись в Америку. Для того чтобы в таком возрасте полностью избавиться от акцента, нужно заниматься языком профессионально. Английский язык очень богат, и до сих пор, в целом прекрасно понимая смысл текстов, я иногда встречаю незнакомые слова.

- У вас есть любимая книга на английском языке?

Могу перечислить несколько шекспировских пьес.

- Вы также говорите и по-немецки, и по-французски?

О, лишь на бытовом уровне. Каждый раз, когда начинаю учить язык, под руку попадается что-то более интересное.

- Почему, став «гражданином мира», вы поселились в Париже?

Когда мы уехали из России, сначала жили в Нью-Йорке. Но мне всегда хотелось жить в Европе. Сначала мы переехали в Лондон, затем осели в Париже. Он ближе к центру Европы, мне удобнее так ездить на концерты, да и климат там лучше. Не так сыро, как в Лондоне.

- Какова ваша жизнь вне профессии?

Какие-то вещи мне интересны, какие-то совсем нет. Однажды я воспользовался услугами астролога - женщины, что жила по соседству с нами в Лондоне. Она дала четкое описание моего характера, настолько четкое, что я сам вряд ли смог бы сформулировать лучше. У меня, оказывается, из десяти семь планет в воздухе и ни одной на земле. Поэтому меня не интересуют материальные вещи, а интересуют идеи. Меня интересуют люди, которые снабжают меня идеями.

Свадьба состоялась в Праге, где живет Карина Арзуманова. Известно, что Евгений и Карина знакомы и дружат с детства.

Пианист Евгений Кисин, которого музыкальные критики называют наследником Артура Рубинштейна, Святослава Рихтера, Владимира Горовица, родился 10 октября 1971 года в Москве.

В два года он стал играть и импровизировать на фортепиано. В шесть лет поступил в московскую школу им. Гнесиных, после окончания которой поступил в Музыкально-педагогический институт им. Гнесиных (Российскую академию музыки имени Гнесиных), где занимался в классе Анны Кантор.

В 10 лет Кисин впервые выступил с оркестром, исполнив 20-й концерт Моцарта. В 1984 году исполнил оба концерта Шопена в Большом зале Московской консерватории. В 1985 году он впервые выехал с концертами за рубеж, в 1987 году дебютировал в Западной Европе на Берлинском фестивале.

В 1988 году Евгений Кисин выступил с Гербертом фон Караяном на Новогоднем концерте Берлинского филармонического оркестра, исполнив 1-й концерт Чайковского.

В 1990 году он уехал за границу, жил в Нью-Йорке. В сентябре 1990 года состоялся его дебют в Северной Америке, где он исполнил 1 и 2 концерты Шопена с Нью-Йоркским филармоническим оркестром под управлением Зубина Меты. А через неделю музыкант выступил с сольным концертом в Карнеги Холл. В феврале 1992 года Кисин принял участие в церемонии Grammy Awards в Нью-Йорке.

В августе 1997 года дал сольный концерт на фестивале Proms в лондонском Альберт Холл. В Великобритании от имени королевы ему было предложено гражданство.

Евгений Кисин – один из самых высокооплачиваемых музыкантов нашего времени, он гастролирует по всему миру, ведет интенсивную концертную деятельность в Европе, Америке и Азии. Евгений Кисин выступал с ведущими оркестрами мира под управлением Клаудио Аббадо, Владимира Ашкенази, Даниэля Баренбойма, Валерия Гергиева, Карло Марии Джулини, Сейджи Озава, Мстислава Ростроповича, Евгения Светланова, Юрия Темирканова, Георга Шолти и Мариса Янсонса и др.

Среди его партнеров по камерной музыке – Марта Аргерих, Юрий Башмет, Наталья Гутман, Томас Квастхофф, Гидон Кремер, Александр Князев, Джеймс Ливайн, Миша Майский, Исаак Стерн и другие.

В 1996 году в России он был награжден премией “Триумф”, но получать ее приехал только в 1997 году и дал два концерта в Большом зале консерватории.

С тех пор, как в 1990-м году Евгений Кисин уехал из страны и начал свою исключительную карьеру в крупнейших залах мира с выдающимися оркестрами и дирижерами, он крайне редко выступал в России. Поэтому каждый его приезд в нашу страну становится событием сезона.

24 декабря 2000 года в Петербурге состоялся большой концерт Евгения Кисина и оркестра под управлением Юрия Темирканова. 3 февраля 2002 года он выступил в Большом зале консерватории на юбилейном вечере, посвященном 10-летию премии “Триумф”.

16 декабря 2003 года в Большом зале консерватории Евгений Кисин дал сольный концерт из сочинений Шуберта и Листа. Поводом к нему послужила премия имени Шостаковича, врученная ему по итогам 2002 года: всякий ее лауреат обязан выступить в Москве.

В мае 2009 года пианист приехал в Москву с двумя концертами. Евгений Кисин никогда не участвовал в конкурсах исполнителей, однако является лауреатом множества премий. В мае 2001 года Кисину было присвоено звание почетного доктора музыки Манхеттенской школы музыки, а в июне 2005 года – почетного члена Королевской академии музыки (Лондон). Евгенйи Кисин – лауреат премии “Золотой диапазон”, премии имени Д.Д.Шостаковича (2003).

В 2006 году он был награжден премией Grammy в номинации “Лучшее классическое сольное исполнение на музыкальном инструменте” за альбом произведений Скрябина. Евгений Кисин также обладатель премий Герберта фон Караяна (2005), Артуро Бенедетти Микеланджели (2007), многочисленных премий в области звукозаписи, включая Echo Klassik (2002, 2006).