Кл час по правам ребенка. Классный час «Имею право на права. Проверочные задания «Занимательное правоведение»

Цель: познакомить учащихся с основными правами ребёнка, провозглашёнными Конвенцией ООН, и способами их реализации

Ход классного часа

Вводная беседа

Учитель. Скажите, есть такой закон “О правах ребёнка”?,

Обязанности и права, ты должен знать
Как дважды – два.
В наш, бурный, XXI век, культурный,
Здравый человек осмыслить должен
Для чего он на Земле живёт давно.
Давай представим, ты растёшь…
Учиться лет с шести пойдёшь
Окончишь, скажем, ты Лицей,
Перед тобою сто путей
И право чем тебе заняться,
Ты сможешь выбрать постараться.
С ребятами спорили мы много раз,
Ведь есть же закон в поддержку для нас.

Учитель. Как защитить свои вам права?

Да, способов много: взаимопомощь, самозащита, переговоры, обращение к учителям… примеров здесь много можно привести, но …

– Как вы думаете, а от кого надо защищать детей? (Ответы детей.)

– Из истории человечества известно, что ребёнок всегда был бесправен. Есть даже предположение, что само слово ребёнок произошло от слова раб . Знаем мы и о спартанской системе воспитания. Не лучше обстояло дело и на Руси, где дети считались собственностью родителей и зачастую до седых волос не могли ослушаться воли родителя.

А теперь некоторые цифры нашего времени:

  • Покинутые своими семьями, около 100 миллионов детей существуют лишь за счет изнурительной работы, воровства, нищенства;
  • 120 миллионов детей в возрасте от 6 до 11 лет лишены возможности посещать школу;
  • ежегодно около3,5 миллиона детей умирают от болезней, которые поддаются лечению.

У общества, которое не заботится о достойной жизни своих детей, не может быть полноценного будущего.

20 ноября 1989 года Организация Объединённых Наций приняла Конвенцию о правах ребёнка. А в 1990 году наша страна ратифицировала, т.е. признала необходимым выполнение Конвенции на территории России.

Конвенция – это международный договор (соглашение), содержащий перечень прав.

Сегодня мы с вами познакомимся с основными правами ребёнка, которые согласно Конвенции ООН должны обеспечить все государства-участники Конвенции.

Но, кажется, первое, что приходит вам в голову, – это вопрос: “А я-то здесь причём?”. Не так ли? Тогда позвольте задать вам вопрос. Как вы думаете, до скольких лет, согласно Конвенции ООН, человек считается ребёнком?

(На доске пишется 4 варианта ответов :

  • до 14 лет;
  • до 16 лет;
  • до 18 лет;
  • до 21 года.)

Так что все вы ещё дети и в соответствии с Конвенцией ООН имеете право на особую заботу и помощь со стороны вашего государства.

Попробуем разобраться, какие же права вы имеете.

Мальчишки и девчонки,
И мы вместе с ними
С рождения имеют право на имя.
Имеем мы право сказать, как один:
“Я – полноправный страны гражданин!”

Ученик 3. Каждый ребёнок имеет неотъемлемое право на жизнь, и государство обеспечивает в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребёнка.

Имею я право нормально питаться,
Учиться, лечиться и развлекаться.
Расти в своём доме, в полной семье,
А не на уличной мёрзнуть скамье.

Дети имеют право свободно выражать своё мнение.
Родители несут основную ответственность за воспитание ребёнка.
Государства должны обеспечивать защиту детей от нанесения им физического или психического ущерба.

К ребёнку нельзя относиться небрежно,
А только с любовь, заботой и нежно.
Ребёнка нельзя как товар продавать,
И от учёбы его отрывать.

Ученик 7. Государства должны оказывать им помощь и развивать сеть детских учреждений. Ребёнок имеет право на образование.

Терпимость и дружба –
Всеобщее братство,
Духовная близость –
Вот это богатство.
А наши родители и педагоги
Должны нас направить
На эти дороги.

Ученик 9. Государства уважают право ребёнка на свободу мысли, совести и религии.

Ни один ребёнок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию.

Ни один ребёнок, не достигший 15-летнего возраста, не должен принимать участия в военных действиях.

Учитель. Надеюсь, что вы владеете всеми правами, и никто вас ни в чём не притесняет. Находясь в школе, хочется ещё раз напомнить вам о вашем праве на получение образования. Вот что об этом нам говорит “Закон о правах ребёнка РФ”:

Каждый ребенок имеет право на получение бесплатного образования, в том числе на родном языке, выбор учебного заведения. Государство поощряет развитие таланта и повышение образования.

А это значит, что все мы с вами, реализовав своё право на получение бесплатного образования, должны стать благоразумными членами общества, способными сделать это общество ещё более гуманным и счастливым.

Но, зная права, не надо забывать и об обязанностях. Как вы думаете, каковы ваши обязанности? (ответы детей)

Обязанности ребенка: Ребенок обязан соблюдать законы государства, заботиться о родителях, уважать права и интересы других граждан, традиции и культурные ценности народа, других наций и народностей, овладевать знаниями и готовиться к самостоятельной трудовой деятельности, бережно относиться к окружающей среде, всем видам собственности.

– Ребята, сегодня мы познакомились лишь с некоторыми статьями Конвенции ООН о правах ребёнка и “Закона о правах ребёнка РФ”. – Детям и подросткам зачастую хочется быстрее стать взрослыми, уйти от опеки старших, от поучений типа: “я лучше знаю, что нужно, ведь я старше тебя”. Возникают конфликты между детьми и взрослыми. Здесь уже не взрослые нарушают права детей, а дети претендуют на роль взрослых.

Заключение

Учитель. Подведём итоги.

Вопросы :

  1. Кто является ответственным за обеспечение прав детей?
  2. Какие основные права вам известны?
  3. В каком международном документе записаны права детей?
  4. Кто запомнил какие-нибудь положения Конвенции?
  5. В каких сказках, литературных произведениях нарушались права детей?

Музыкальная викторина: “Скажи, о каком праве говорится в песне?”

  1. Ничего на свете лучше нету,
    Чем бродить друзьям по белу свету…
  1. Мы дошкольниками были,
    Мы ходили в детский сад.
    Мы из глины мастерили
    И лошадок и зайчат.
    А теперь, а теперь,
    Открывай нам, школа, дверь!..
  1. На прививку, третий класс!
    Вы слыхали? Это нас….
  1. Но вот пришла лягушка, прожорливое брюшко,
    И съела кузнеца…
  1. Пусть всегда будет солнце!
    Пусть всегда будет небо!
    Пусть всегда будет мама!
    Пусть всегда буду я!

Учитель. Наше государство провозглашает равными всех людей перед законом. Человек может реализовать свои права только в том случае, если не будет ущемлять права других людей. И у детей, и у взрослых есть человеческие права и обязанности, разница лишь в том, что взрослые больше знают и умеют и несут больше ответственности. Пользуясь этим, взрослые часто нарушают законные права детей, Но и дети в силу собственного незнания и неумения зачастую требуют предоставить себе такие права, которые могут принести вред им самим и окружающим.

Взаимопонимание, уважение прав друг друга – единственный способ решения любого конфликта.

Конвенция о правах ребёнка призвана защищать детей от произвола взрослых. Такова цель. На пути к этой цели мы должны изменить мир. Мы ещё не подошли к этому. Начнём с маленьких шагов, с нашего окружения, в семье, в школе, на улице.

Классный час

«Права ребенка –

твои права»


Классный руководитель: Панюшкина Светлана Васильевна


(занятие проходит в виде беседы, командная игра)

Цель классного часа:

формирование правовой культуры учащихся начальной школы через ознакомление

с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребенка.

Задачи:

2. Помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.

3. Развивать умение называть свои права и анализировать поступки других.

4. Воспитывать уважение к другим людям.

Ход мероприятия

Вступительное слово . - Сегодня у нас необычное занятие.

Я спешу сказать вам - «Здравствуйте!»,

Чтоб пожелать здоровья доброго.

Я спешу сказать вам – «Благости!»,

Чтоб пожелать вам счастья нового.

Я спешу сказать вам – «Радости!»,

Удач, успехов и везения! -

Чтоб пожелать всем в этом классе

Прекраснейшего настроения.

Мы с вами отправимся в путешествие к своим сказочным друзьям, чтобы узнать что-то новое по данным вопросам. Во время путешествия будем выполнять задания по командам. Каждая команда имеет свой цвет:

Синего цвета – «Правда»;

Желтого – «Дружба»;

Зеленого – «Справедливость»;

Красного – «Право».

Сегодня мы будем обсуждать важные вопросы. Тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с их появлением возникли и главные вопросы:

Что люди могут делать и что не могут?

Что они обязаны делать и что не обязаны?

На что они имеют права и на что не имеют?

Но что это…

Классный руководитель: Ребята, скажите, пожалуйста, может ли кто-нибудь нарушать наши права и права других людей. Мы сегодня отправимся в плавание на корабле и узнаем, что такое закон, Декларация, Конвенция, Конституция, права и обязанности.

Классный руководитель : И так мы начинаем наше плавание…

Однажды люди со всех концов Земли решили собраться вместе. Кто-то приехал с запада, кто-то с востока, с севера и юга, из богатой страны и бедной. Здесь были и мужчины, и женщины. Они отличались друг от друга тем, что говорили на разных языках, поклонялись разным богам. Многие приехали из тех мест, где шла война, где гибли люди. Другие приехали из стран, где людей часто преследуют за их религию, за их политические взгляды. Всех объединяло одно желание: чтобы никогда больше не было войн, чтобы никто не знал страха и нужды, чтобы никто никогда не мог наказывать людей без вины. Поэтому они все написали Закон. Они привели в этом документе список прав, которые имеет каждый человек на Земле, в том числе и ребенок, для того чтобы все знали и уважали эти права.

Что же это такое – законы, по вашему мнению?(ответы детей) На доске появляется слово Закон.

Классный руководитель: -Законы – это правила, которые устанавливает государство. Их должны выполнять все граждане нашей страны. Законы бывают разные, но главный (основной) закон нашей страны называется Конституцией. Наша Конституция была принята 12 декабря 1993 года. С тех пор этот день является государственным праздником нашей страны.

На доске появляется слово Конституция .

Итак, Конституция (показываю брошюру) – основной закон, по которому мы с вами живем. В Конституции записаны права наших граждан.

Классный руководитель: А что такое «право», «права»? Как вы думаете?

Право – совокупность устанавливаемых и охраняемых государством норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе («Толковый словарь» С. И. Ожегова)

Значит права – это некие правила, которые должны выполнять все люди. Государство должно следить за тем, как выполняются правила и нормы, соблюдаются права людей, помогать своим гражданам, наказывать тех, кто мешает жить другим, нарушает их права.

А есть ли права у вас, у детей? Существуют ли документы, где прописаны права ребенка? Давайте разберемся. (Заслушиваются ответы детей. )

В 1959 г. Генеральная Ассамблея ООН (это такая международная организация, которая объединяет 190 стран на земле) провозгласила Декларацию прав ребенка . Декларация сыграла большую роль в деле защиты детства. Ее содержание было призывом к добру, справедливости в отношении детей.

Со времени принятия этой Декларации прошло ровно 30 лет, когда 20 ноября была принята Конвенция о правах ребенка. 20 ноября 1989 г. Через год она была принята и в нашей стране. Таким образом, в этом году будет уже 24 года, как в нашей стране принята к действию Конвенция о правах ребенка.

К
онвенция, как международный документ, отличается от Декларации тем, что

Декларации являются призывами к народам и государством соблюдать записанные в них положения.

А Конвенции, если они подписаны представителем государства, являются обязательством данного государства точно следовать этому международному договору.

Сегодня мы с вами познакомимся с основными правами ребёнка, которые согласно Конвенции ООН должны обеспечить все государства-участники Конвенции.

Классный руководитель:

Задание: Выбрать из предложенных права ребенка (прикрепляется на доску)

Карточки с правами и обязанностями

Право на жизнь. Право на имя при рождении.

Право на медицинскую помощь.

Право на образование.

Право на отдых и досуг.

Право свободно выражать свои взгляды.

Право на свободное перемещение.

Право на заботу и воспитание родителями.

Право на защиту своих прав и законных интересов родителями.

Право на личную, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.

Право на употребление наркотиков

Право на курение

Право на несение военной службы в соответствии с федеральным законом

Дети имеют право говорить на своём языке, исповедовать свою религию, соблюдать обряды своей культуры

Соблюдать Устав Школы

Соблюдать правила внутреннего распорядка работы Школы

Добросовестно учиться

Бережно относиться к имуществу Школы

Уважать честь и достоинство других обучающихся и работников Школы

Классный руководитель:

Задание : каждую картинку поместить около соответствующей статьи, в которой говорится о правах детей (приложение №1)

Классный руководитель: А теперь, чтобы проверить, как вы запомнили права ребенка мы с вами поиграем в игру «Разрешается – запрещается» Я в стихотворной форме буду описывать вам различные ситуации, а вы всей командой должны будете заканчивать фразу словами разрешается или запрещается.

Игра «Разрешается – запрещается»

Куда пойдем мы в воскресенье:

На каток или в кино.

Вот семья вопрос решает

Выбрать мнение одно.

Взрослые на деток смотрят, смотрят- удивляются.

Слушать мнение ребенка конечно(разрешается ).

Вот в углу стоит мальчонка,
Плачет, надрывается.
Бить, наказывать ребенка
Строго (запрещается )

С мамой дети должны жить,
Не грустить и не тужить – Это (разрешается ).

Дитя незаконно похищают,

Мать с ребенком разлучают.

Рисовать и петь учиться,
Если заболел – лечиться,
Это – (разрешается ).

Много трудится ребенок,
Мало у него силенок,
Ноги подгибаются.
В детстве тяжкая работа

Конечно (запрещается ).

Вместе дружно в мире жить,

с разными детьми дружить –
Это (разрешается ).

Когда слабый горбит спину,
Перед сильным преклоняется.
Быть рабом у господина
Строго (запрещается ).

Классный руководитель: Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием. А теперь снова работа в командах. Все 4 команды получают задания с ситуациями, в которые попали герои из разных сказок. Вы должны обсудить, какие права героя были нарушены?

Ответы на вопросы литературно-правовой викторины.

1.Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер. Какая статья Конвенции была бы нарушена, если бы подобное происходило в наши дни? (Статья 31, признающая право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.)

2.Является ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребенком, имеющим равные с прочими права? (Согласно Конвенции, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летного возраста. Ст.1.)

3.Опекун всемирно известного Гарри Потера перехватывает и читает письма, адресованные мальчику. Какую статью Конвенции он нарушает? (Статью 16. Она гласит: «Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции или незаконного посягательства на его честь и репутацию».)

4
.Баба-яга уносит братца Иванушку от сестрицы Аленушки за тридевять земель в тридесятое царство. (Статья 11 Конвенции предусматривает принятие мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы. Здесь нарушается и Статья 16, выдержка из которой цитировалась ранее.)

Физминутка под песню «Друзья»

Конкурс «Песня о правах»

1 команда: «Песня бременских музыкантов» (музыка Г.Гладкова, слова Ю.Энтина) – «Ничего на свете лучше нету…» (Право на свободу передвижения. Право на свободу мирных собраний.)

2 команда: «Чему учат в школе» (музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского). (Право на образование.)

3 команда: «Песенка мамонтенка» (музыка В. Шаинского, слова д. Непомнящей).(Право на то, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию)

4 команда: «Чунга-Чанга» (музыка В. Шаинского, слова Ю.Энтина) .

(Право пользоваться благами, право на отдых)

Ответы детей

Классный руководитель: Только ли права есть у детей? Но, зная права, не надо забывать и об обязанностях.

Обязанности – круг действий возложенных на кого-нибудь и обязательных для выполнения. (Толковый словарь С. И. Ожегова)

Но, зная права, не надо забывать и об обязанностях. Как вы думаете, каковы ваши обязанности? (ответы детей)

Обязанности ребенка:

Соблюдать законы; охранять природу; защищать Отечество;

заботиться о родителях; получить образование.

Вот в уставе нашей школы тоже есть обязанности учеников, которые мы должны неукоснительно выполнять.

Игра “Как поступлю ”

1задание: Ты играешь во дворе с ребятами, но мама зовет тебя домой. Как ты поступишь?

а) пойдешь домой б) сделаешь вид, что не услышал маму в) начнешь просить маму погулять еще

г) договоришься с друзьями встретиться завтра

2 задание: Твоего друга вызвали к доске решать задачу, а у него не получается:

а) ты будешь ему подсказывать б) поможешь разобраться после уроков

в) будешь смеяться и подшучивать г) ничего не предпримешь

3 задание: Ты нашел бездомного щенка, но у тебя уже есть собака:

а) ты начнешь с ним играть, а потом бросишь его и побежишь домой

б) постараешься найти хозяина в) пройдешь мимо

4 задание: В автобусе бабушке не хватило места, ты:

а) уступишь бабушке место б) сделаешь вид, что не заметил

в) притворишься, что спишь

Классный руководитель: У каждого гражданина России, есть не только права, но и обязанности. О своих обязанностях не должны забывать и вы.

Подведение итогов беседы. Рефлексия.

Классный руководитель: Вот и подошел к концу наше путешествие. Мы хорошо поработали, узнали много нового и полезного для каждого из вас. Хотелось бы проверить ваши знания. Мы узнали новые слова, новые сведения.

Просмотр Мультфильма «Права детей»

Сделайте вывод по просмотру видеоурока наших сказочных друзей? Что вы можете сказать про их права? Что нового вы узнали во время нашего путешествия?

Вывод: каждый человек имеет право на то, что является самым важным для него, - это право на жизнь и её охрану, право на охрану здоровья, чести и достоинства, право жить в мире, среди своих близких, в своей родной стране и в случае необходимости пользоваться её защитой.

Классный руководитель: Спасибо за внимание. Соблюдайте свои обязанности и помните о своих правах. Закончить нашу встречу можно такими словами (читает ребенок):

Я – ребенок, я - человек, я должен иметь права

На то, чтобы жить в свободной стране, а не там, где идет война.

Я имею права, на то, чтоб любить и на то, чтобы быть любимым,

Я имею права, на то, чтобы жить и на свете быть самым счастливым.

Я
имею права, чтобы мир на Земле царил всегда и везде.

Я имею права, чтобы в небе большом всегда была тишина.

Познакомить детей с их правами, закрепленными в Конвенции о правах ребенка.

Задачи классного часа:

1. Познакомить учащихся с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребенка, научить применять их в жизни.

2. Помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.

3. Развивать умение называть свои права и анализировать поступки других.

4. Воспитывать уважение к другим людям.

Оборудование: Мультимедийный проектор, экран, фотовыставка, книжная выставка, выставка детских рисунков и сочинений, иллюстрации знаков разрешающих и запрещающих, детские ноутбуки.

Ход классного часа

I. Вступительное слово учителя

Учитель: Добрый день, дорогие ребята и уважаемы гости. Наш сегодняшний классный час посвящен важной проблеме современного общества - правам, которыми обладает каждый человек. Но прежде, чем мы начнем серьезный разговор, предлагаю настроиться на коллективную работу в парах и создать друг другу хорошее настроение - пожмите друг другу руки.

II. Знакомство детей с их правами и обязанностями

Учитель: Тема нашего классного часа: «Имею право на права». Прошу всех ребят подойти ко мне. Ребята, скажите, как называется планета, на которой мы живем?

Дети: Земля.

Учитель: А что является моделью планеты Земля?

Дети: Глобус.

Учитель: Посмотрите на глобус, как много на нем разных стран и государств. А как называется страна, в которой мы живем?

Дети: Россия.

Учитель: Как называют людей, живущих в нашей стране?

Дети: Россияне.

Учитель: Наше государство очень богатое и большое, посмотрите на карту России, назовите столицу нашей родины. Какую огромную территорию занимает наше государство. А богато наше государство, прежде всего своими людьми.

Наше государство многонациональное, здесь живут люди разных национальностей, они имеют разный цвет кожи, цвет волос и глаз, они исповедуют разную религию. А помогают им жить мирно правила, которые люди придумали для себя сами.

Учитель: Какие правила вы знаете?

Ответы детей.

Учитель: Люди по-разному поступают и действуют, но мы должны учит оценивать поступки других и свои поступки, а помогут нам в этом правила - законы. В каждом государстве свои законы, но все они служат для того, чтобы человеку жилось лучше. В них говориться о том, что человек должен делать, а чего делать нельзя. Все эти законы помещены в специальные книги-сборники документов. Я предлагаю всем детям сесть на свои места и продолжить знакомство с данными документами.

1 ученик:

Первый документ, о котором я вам расскажу - «Декларация прав человека».

Слово «декларация» означает заявление. Те государства, которые подписали декларацию, живут по тем законам, что в ней написаны. В этом документе написано, что каждый человек имеет право на труд, отдых, образование.

2 ученик:

Каждый человек имеет право на жизнь, свободу, какой бы расы и национальности он ни был; человек имеет право на выбор религии. Дети не могут защитить сами себя, поэтому многие страны и наша Россия подписали «Конвенцию о правах ребенка». Конвенция - договор, т.е. несколько стран договорились защищать права детей и решили, что:

Ученики зачитывают права детей:

  • каждый ребенок имеет право на имя и гражданство;
  • дети имеют право жить с родителями;
  • дети имеют право на медицинскую помощь;
  • дети имеют право на обучение;
  • дети имеют право на отдых;
  • дети имеют право на охрану и защиту.

1 ученик:

Права ребенку надо знать.
Не только знать, но соблюдать.

2 ученик:

Тогда легко нам будет жить,
Играть, дружить и не тужить.

Дети садятся за парты.

III. Игра «Разрешается - запрещается»

Для детей эти права изображены на знаках - разрешающих или запрещающих (они похожи на дорожные знаки)

Учитель: Предлагаю вам сыграть в игру «Разрешается - запрещается». Сейчас мои помощники будут рассказывать вам о каком-то праве, а вы, ребята, будете находить соответствующий знак, располагать его в нужную колонку и отвечать: разрешается или запрещается.

Посмотри на этот знак:
Человек поднял флаг.
Слушать мнение ребенка (разрешается).

Вот в углу стоит мальчонка,
Плачет, надрывается.
Бить, наказывать ребенка
Строго (запрещается)

С мамой дети должны жить,
Ей цветы всегда дарить -
Это (разрешается).

Эта грань обозначает:
Мать с ребенком разлучают.
Это (запрещается).

Рисовать и петь учиться,
Если заболел - лечиться,
Это - (разрешается).

Этот трудится ребенок,
Мало у него силенок,
Ноги подгибаются.
В детстве тяжкая работа (запрещается).

Вместе дружно в мире жить,
с разными детьми дружить -
Это (разрешается).

Этот слабый горбит спину,
Перед сильным преклоняется.
Быть рабом у господина
Строго (запрещается).

Учитель: Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием - назвали все права, о которых мы сегодня говорили.

Учитель: На последний знак, ребята, обратите особое внимание. В Декларации о правах человека есть стастья 5, где говорится: «Никто не может быть подвергнут жесткому, бесчеловечному отношению». Как вы себе представляете жесткого, бесчеловечного человека? Какие черты лица у него? Как он себя ведет? Нарисуйте лицо такого человека.

Учитель: Ребята, а как вы понимаете такую пословицу: «Злой не верит, что есть добрые люди». А как вы представляете себе доброго человека? Составим словесный портрет. Нарисуем такого человека на бумаге.

Учитель: Ребята, а как вы понимаете такую пословицу: «Доброе слово лечит, а худое - калечит».

Ответы детей.

Учитель: Ребята, а как вы думаете, каких людей больше среди нас, злых или добрых?

Ответы детей.

Учитель: В каждом из вас, ребята, есть маленькая частичка доброты - как маленькое солнышко. Добрый человек тот, кто любит людей, помогает им. С таким человеком хорошо везде. Любовь доброго человека, помощь его согревает как нежное весеннее солнышко. Поэтому давайте портрет доброго человека положим на середину парты, а злого - уберем.

IV. Обязанности

Учитель: C правами у нас, как я погляжу, все в порядке. А теперь давайте поговорим об обязанностях. А обязанности у вас есть?

Ответы детей.

Учитель: Главный закон нашей страны называется «Конституция Российской Федерации». Вот в ней-то об обязанностях и написано. А вот какие у вас есть обязанности, вы сейчас запишите на бумаге.

Работа в парах.

Учитель: А теперь зачитаем самые важные обязанности, которые внесены в Конституцию РФ:

  • Соблюдать законы.
  • Охранять природу.
  • Защищать отечество.
  • Заботиться о родителях.
  • Получить образование.

Сценка «Про Петю». Ребятам необходимо посмотреть внимательно и найти ошибки в поведении членов семьи.

В комнате собралась почти вся семья: бабушка вяжет, мама пишет, папа смотрит телевизор. Забегает сын Петя.

Сын: Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть (садится за стол, начинает есть ).

Мама: С грязными руками за стол?! Помой руки!

Сын: Это насилие над личностью! Мы сегодня с Конвенцией о правах ребенка знакомились!

Бабушка: Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось.

Сын: Бабуль, не имеешь право эксплуатировать ребенка (встает из-за стола ). Спасибо, я так наелся.

Мама: Помой посуду, сынок.

Сын: Не имеешь права использовать детский труд, мамочка (садится, смотрит телевизор ).

Отец: Выключай телевизор и садись за уроки, иначе я тебя отлуплю!

Сын: Это проявление жестокости. Папа!

V. Проверочный тест «Занимательное правоведение» (приложение).

Учитель: Ребята, сейчас мы отправимся с вами в очень интересное путешествие. Под названием «Занимательное правоведение». Давайте закрепим, как вы поняли, что такое права и что такое обязанности, как вы умеете их разграничивать.

Работа в парах на детских ноутбуках.

VI. Обобщение

Учитель: Ребята, каким правом вы пользуетесь сейчас, сидя за партами в школе?

Дети: Право на образование.

Учитель: Правильно, это право позволило вам познакомиться с правами ребенка. А книги помогут вам лучше понять их. Читайте книги, в них вы найдете полезные советы, в том числе о том, как защитить свои права.

Учитель: В заключение нашего классного часа я прошу выйти всех ребят на сцену.

1 ученик

Как хорошо, что есть права!
Закон нас строго защищает.
И в нем важны нам все права,
Они великой силой обладают.

2 ученик

Чтоб нас никто не мог побить,
Украсть, унизить и обидеть.

3 ученик

Не отнимешь у ребенка
Права вечного на отдых,
Есть в Конвенции об этом
Специальная статья.

4 ученик

Папа, мама, ты и я -
Называется «Семья».
И для нас Семейный Кодекс
Выпускается, друзья!

Песня «Мир ребенка».

Авторы: Лариса Юрисовна Хусаинова, учитель начальных классов поселка Калья, города Североуральска Свердловской области, стаж работы по специальности - 1 год; Евгения Михайловна Тютрюмова, учитель начальных классов 1 квалификационной категории поселка Калья, города Североуральска Свердловской области, стаж работы по специальности - 23 года. (Кальиночка)

Проверочные задания «Занимательное правоведение»

Классный час «Права ребёнка»

для учащихся 5 – 7 классов.

Цели:

    Донести до сознания детей смысл Всеобщей Декларации прав человека: все люди, не зависимо ни от чего, равны в своих правах и обязанностях.

    Воспитывать гражданские и патриотические чувства у детей.

Оборудование: книга Е.С. Шабельникова «Ваши права», Статьи Всеобщей Декларации прав человека, карточки с заданиями, кроссворд, картинки для коллажа.

Ход занятия.

    Организационный момент.

Звучит гимн России.

Ребята, что сейчас мы прослушали?

Да, прозвучала самая главная и торжественная песня страны – гимн России. Вы уже поняли, что разговор у нас будет очень важный и серьезный. Давайте разгадаем кроссворд и узнаем тему нашего сегодняшнего классного часа.

1. Отдых, перерыв между уроками.

    Если она крепкая, то она не сломается и не расклеится от дождей и вьюг.

    Основная деятельность учеников в школе.

    Возможность выбирать или когда человек не находится в заключении, под стражей.

    Синоним к слову «страна», где живут люди, говорящие на одном языке, имеющие общие традиции.

(Ответы: 1. Перемена; 2. Дружба; 3. Учеба; 4. Свобода; 5. Государство.)

Получилось ключевое слово «права».

Тема сегодняшнего урока:

Попробуйте объяснить смысл слова «права».

- Это данные человеку возможности жить в обществе как свободная личность, когда эти возможности закреплены в законах. А законы соблюдаются.

    Понятие о Всеобщей Декларации прав человека.

С тех пор как появились на Земле люди, они стали искать ответы на главные вопросы: Что люди могут делать и чего не могут? На что имеют право и на что не имеют?

Люди взялись за решение этих проблем в беседе между собой, с помощью различных решений, путем международных переговоров. Наконец людям удалось решить эту проблему. 10 декабря 1948 года на свет появилась Всеобщая Декларация прав человека.

В словарь:

Декларация - правовой документ, имеющий силу рекомендации

Приняв краткую Декларацию прав ребенка, ООН поставила цель: разработать документ о правах детей, который имел бы обязательную силу для государств, согласившихся его подписать.

Организация Объединенных Наций (ООН) - международная организация объединение государств, созданное в 1945 г., для поддержания и укрепления мира и безопасности, развития сотрудничества между народами и государствами .

Конвенция о правах ребёнка была принята 20 ноября 1989 года Генеральной Ассамблеей ООН (Главный орган ООН).

Конвенция ООН о правах ребенка - это документ о правах ребенка, состоящий из 54 статей, каждая из которых описывает определенное право. Конвенция признает ребенком лицо, не достигшее 18 лет, если по законам страны возраст совершеннолетия не наступает раньше.

Когда страна подписывает эту Конвенцию, она принимает на себя обязанность предоставления этих прав всем детям без исключения. На данный момент большинство стран подписало Конвенцию о правах ребенка (наша страна присоединилась к этому

    Обсуждение статей Конвенции.

А сейчас рассмотрим и обсудим некоторые статьи Конвенции прав человека.

Каждая группа получает статьи Конвенции прав человека и задание.

Ваша задача: вспомнить сюжет известных вам сказок, выполнить задание и подобрать подходящую статью Конвенции.

Задания для групп

    Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок».

Выбери и подчеркни правильный ответ.

Почему обитатели птичьего двора обижали гадкого утенка?

- он был самый умный;

- он был не похож на других

- он был самый красивый;

- он был самый вежливый.

    Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Выбери и подчеркни право, которое нарушила ведьма в этой сказке:

Право на жизнь

Право на получение образования

Право на владение имуществом.

А чьи еще права были нарушены в этой сказке?

    А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

Закончи предложение словами из данного списка:

Законный и справедливый суд;

Уехать из своей страны и вернуться на Родину;

Посягательство на честь и репутацию.

а) Князю Гвидону, превратившемуся в комара, никто не мешал воспользоваться правом

б) Ткачиха с поварихой и сватьей бабой Бабарихой виноваты в

в) Получив сообщение от гонца, царь Салтан решил отложить решение до своего возвращения, чтобы установить виновность или невиновность царицы с помощью

4.Рассмотрим фотосюжеты о разных правах ребёнка.

У каждой группы на столе находится сокращённый перечень прав, содержащихся в Конвенции. Там они упрощены, зато ясна их суть. Постарайтесь, глядя в перечень, определить, какие фотосюжеты соответствуют той или иной статье Конвенции о правах Ребёнка.

    Права ребенка.

Всеобщая Декларация написана взрослыми людьми, она для взрослых. А вы еще дети. Нужны ли вам вообще какие-либо права?

Подумайте и назовите 6 прав, которыми, по вашему мнению, должен обладать ребенок.

Право на жизнь, на образование, на отдых, на охрану здоровья, на личную неприкосновенность, право на гражданство, …

    Обязанности.

Права ребенка и взрослого важно знать каждому.

Но важно помнить и о том, что кроме прав у человека есть и обязанности.

А перед кем у людей имеются обязанности? И какие обязанности у вас, детей? (дети приводят примеры )

Вы имеете право на заботу и охрану со стороны государства. А есть ли у вас обязанности перед государством?

Государство предоставляет вам возможности свободно развиваться: духовно, умственно и физически, а ваша обязанность – стараться вырасти таким человеком, который в будущем сделает свое государство еще лучше.

Нарушение прав человека.

Ребята, а случалось ли вам сталкиваться с тем, что кто-то нарушал права других людей и свои обязанности не выполнял? Приведите примеры и скажите, как вы к этому относитесь.

Дети приводят примеры из СМИ, своей жизни.

    Итог классного часа.

Ребята, я очень надеюсь, что все, о чем мы говорили сегодня, вы запомнили и правильно поняли.

Нам предстоит еще ответить на последний вопрос: чему научились, что возьмете с собой в дальнейшую жизнь?

Итак, вы дети, - вы тоже полноправные граждане общества, что и взрослые люди. Значит, вы обладаете всеми правами и свободами человека. Кроме прав у каждого человека есть и обязанности.

И если соблюдать все, что записано в Конституции РФ, в Декларации прав человека, то жизнь, уверяю вас, станет спокойнее и счастливее. Относитесь к людям так, как хотели бы, чтобы относились к вам.

В наше время молодежь умирает от наркотиков и злоупотребления алкогольными напитками. Наркотики и алкоголь – большое зло. На эту тему с вами поговорит наш медработник – В.П.

Было очень интересно с вами общаться. Наш классный час окончен. Спасибо.

прав человека провозглашено право ребёнка на особое внимание... Главная цель Конвенции – максимальная защита прав ребёнка . 6. Прежде чем перейти к...