Классный час детские права. На тему "конвенция о правах ребенка". Кгобу лесозаводская кши

Классный час

«Права детей».

Цели : ознакомить учащихся справами несовершеннолетних (Конвенция о правах ребенка); способствовать формированию у подростков правовой культуры, общечеловеческих ценностей, воспитанию уважения к правам и свободам личности, чувства собственного достоинства, справедливости.

Ход мероприятия.

1. Вступление.

Однажды люди со всех концов Земли решили собраться вместе. Кто-то приехал с запада, кто-то с востока, с севера и с юга, из богатой страны и из бедной. Здесь были и мужчины и женщины. Они отличались друг от друга цветом кожи, говорили на разных языках, покланялись разным богам.

Многие приехали из тех мест, где шла война, где гибли люди. Другие приехали из стран, где людей часто преследуют за их религию, за их политические взгляды.

Всех собравшихся объединяло одно желание: чтобы никогда не было воин, чтобы никто не знал страха и нужды, чтобы никто никогда не мог наказывать людей без вины. Но придти к единому мнению они не смогли… Почему? (не было общего Закона – правил, которые уравнивали бы права всех людей)

Поэтому они все вместе написали Закон. Они привели в этом документе список прав, которые имеет каждый человек на Земле, в том числе и ребенок, для того чтобы все знали и уважали эти права. Одинаковы ли права взрослых и детей?

С правовыми вопросами мы сталкиваемся гораздо чаще, чем кажется на первый взгляд. Ребята, попробуйте перечислить жизненные ситуации, где ребенок оказывается в трудном положении.

Учащиеся:

* Дети, оставшиеся без попечения родителей

* Безнадзорные и бездомные дети

* Дети-инвалиды

* Дети с особыми нуждами (имеющие недостатки в психическом и физическом развитии)

* Дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических, техногенных катастроф, стихийных бедствий (в том числе дети - вынужденные переселенцы и дети-беженцы)

* Дети - жертвы насилия

* Дети, отбывающие уголовное наказание за совершенные преступления в местах лишения свободы

* Дети, оказавшиеся в иной трудной жизненной ситуации, которую они не могут преодолеть самостоятельно.

Ошибочным является мнение, что область применения прав ограничивается наказанием лиц, совершивших различные правонарушения. Наши повседневные поступки часто имеют правовую оценку. Поэтому нам нужны правовые знания. (предлагается игра «Составь пару»)

(Обязанность) . Законные возможности . (Права) (Семья) . То, что человек хочет, но без этого он может обойтись. (Желания) (Потребности) (Гражданин) (Ребёнок)
Открытое столкновение.
(Конфликт) (Закон) (Наказание)

Давайте познакомимся с основными моментами принятия Декларации.

А теперь настала очередь поговорить о естественных правах каждого из нас. Прошу вас прислушаться к словам известного психолога К.Заслоффа.

«У детей с момента рождения,как и у всех людей, есть право быть такими, какие они есть. Существуют личные права, которыми все могут пользоваться как механизмами защиты при разрешении всевозможных конфликтов. Эти права отличаются от юридических. За защитой своих личных прав мы не вправе обратиться к закону, а можем рассчитывать только на себя и на свои собственные возможности. Но для этого нужно знать на что ты имеешь право!»

Вы имеете право:

Иногда ставить себя на первое место
Просить о помощи и поддержке
Протестовать против несправедливого обвинения
Иметь собственное мнение
Говорить «нет»
Побыть одному
На свои чувства- независимо от того, понимают ли их окружающие
Добиваться изменения договорённости, которая вас не устраивает
Вы не обязаны:
Быть безупречной(ым) на все 100%
Следовать за толпой
Любить людей, приносящих вам вред
Мириться с неприятной ситуацией
Сохранять отношения, ставшие унизительными

Но помните!

Заявляя о своих личных правах, надо помнить, что они есть и у всех остальных людей.
Нужно учиться уважать личные права других так же. Как вы хотите, чтобы уважали ваши!

2.Практическая работа.

Сейчас вы по группам выполните следующее задание.

  1. Составьте список потребностей ребенка, которому 2 месяца. Что ему необходимо для жизни?
  2. Потребности человека со временем меняются. И в 12 лет, как вам сейчас, у ребенка могут быть и другие потребности. Напишите список потребностей 12-ти летнего ребенка.
  3. Обсуждение. На доске - таблица потребностей 2-х месячного и 12-ти летнего ребенка.

Потребности 2-х месячного ребенка

Потребности 12-ти летнего ребенка

Имя

Уход

Медицинская помощь

Питание

Любовь и ласка

Забота

Защита

Медицинская помощь

Образование

Друзья, общение

Жилище, питание

Родители, семья

Свобода слова

Свобода мысли

Поддержка родителей

Собственность

Учитель. Как с возрастом изменяются потребности ребенка?

Учитель. Сейчас вам будет предоставлен небольшой перечень прав ребенка, признанный Конвенцией.

Учитель. Сравните свои списки, вы заметили, что много совпадений.

3. Сценка «Чужое письмо»

(На передний план выходят несколько человек с портфелями и кладут их).

Вика:

Лена: Нет, я освобождена.

Лена:

Вика:

Лена:

Учитель. На первый взгляд, казалось бы, обычное дело. Всего лишь прочитать письмо, посмотреть блокнот. А каково ваше мнение?

4. Ситуация «Громкая музыка»

5. Ситуация. «На уроке истории»

Ученик.

Учитель истории.

Ученик.

Учитель. Конечно, все мы понимаем, каково быть наказанным. Часто сердимся на учителя – он виноват во всех наших бедах. Однако в данной ситуации закон на стороне Марии Ивановны. Чего нельзя допускать, заявляя о своих правах? (Чтобы пострадала репутация других людей. Статья 13)

6. Ситуация. «Я получаю образование»

Мама.

Сын

Мама.

Сын.

Учитель. Как вы разрешите подобную ситуацию? (Самообслуживание не может быть препятствием в получении образования. В статье 32 речь идет не о домашнем посильном труде, а об экономической эксплуатации, приеме на работу и условиях работы.)

7. Путешествие.

Ребята, сейчас мы с вами отправимся с небольшое путешествие.

Наша первая остановка будет на станции «Право на жизнь».

В Конвенции о правах ребенка записано, что «главное право каждого человека – право на жизнь». Маленький человек – ребенок - тоже имеет право жить. Но так думали не всегда. Вот несколько исторических примеров.

В древности было государство Спарта, которое славилось своими непобедимыми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми. В этом государстве каждого новорожденного мальчика осматривали и решали: если крепкий, здоровый – пусть живет. А если родился слабым, больным – бросить его вниз со скалы.

Как вы думаете, правильно, справедливо поступали жители Спарты? Объясните свою точку зрения.

(Слабый человек, если будет хорошо питаться и заниматься спортом, может стать очень сильным. Больных необходимо лечить, слабым - помогать. Например, знаменитый русский полководец А.В. Суворов родился слабым, больным ребенком. Но у него была сильная воля: он занимался физкультурой, закалялся и победил все свои болезни. Из него вырос умный человек, талантливый военачальник. В военных переходах он переносил все тяготы наравне с солдатами. Под руководством А.В.Суворова русская армия не проиграла ни одного сражения)

  1. «Снежная королева»

Какие права Кая были нарушены? Кем?

В наше время о сохранении жизни ребенка заботится государство, родители, воспитатели, врачи, милиционеры и многие другие люди. Никто и никогда не имеет права лишить ребенка жизни. Право на жизнь в международной конвенции о защите прав ребенка законах России, и все обязаны соблюдать это право.

А теперь давайте с вами попытаемся в рисунках передать содержание Конвенции. Как можно в рисунке изобразить право на жизнь? Что вы представляете, когда слышите слово «жизнь»?

3.«Право на защиту от разлучения с родителями»

Ребята, давайте вспомним сказки, где их герои были насильно разлучены с родными.

(«Гуси-лебеди», «Маша и Медведи», «Снежная королева». Возможен вариант просмотра отрывков из названных мультфильмов)

Учитель. Кто героям наших сказок помог вернуться домой? Кто поможет вам, если случиться беда?

Никто не имеет права разлучить ребенка с родителями без серьезных на то оснований.

8. Подведение итогов.

Подведем итог и проверим, как вы усвоили сегодняшний урок.

1) Иллюстрация сказки «Гадкий утенок»

Все ли герои сказки «Гадкий утенок» относятся друг к другу по-братски?

Кто из обитателей двора пользуется самым большим авторитетом и почему?

Должны ли все герои иметь равные права независимо от своего происхождения?

Почему обитатели двора обижали гадкого утенка? Выберите правильный ответ:

А) он был самый умный;

Б) он был всем не похож на других;

В) он был самый красивый;

Г) он был самый вежливый.

Поступают ли ребята нашего класса как обитатели двора?

2) Иллюстрация сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Выберите право, которое нарушила ведьма в этой сказке:

А) право на жизнь;

Б) право на получение образования;

В) право на владение имуществом.

Чьи права нарушены в этой сказке?

3) Иллюстрация сказки «Серая Шейка»

Чья жизнь в опасности?

Кто посягает на жизнь?

Назови героев этой сказки.

4) Иллюстрация сказки «Теремок».

Выберите право, которое изображено на экране (рисунке):

А) право на жизнь;

Б) право на свободу;

В) право на справедливый суд;

Г) право на труд.

Кто нарушал это право?

Кто защитил зайца и помог ему восстановить свои права?

5) Иллюстрация сказки «По щучьему веленью» (фрагмент мультфильма).

Вспомните сказку «По щучьему веленью». Прав ли был Емеля, велев дубинке поколотить офицера?

Какое право нарушил офицер, ударив Емелю по щеке?

Прав ли был Емеля, велев дубинке поколотить народ?

Какое право нарушил Емеля в этом случае?

Какие документы защищают ваши права?

Куда вы можете обратиться, если будут нарушены ваши права?

Кто по отношению к кому в сказке “Волк и семеро козлят” нарушает право на жизнь? (Волк по отношению к козлятам).
Кто кого в сказке “Красная шапочка” подвергал жестокому, бесчеловечному обращению?
(Волк – бабушку и Красную шапочку).
Кто кого в сказке “Лиса и заяц” лишил права владеть имуществом?
(Лиса – зайца).
Кто кого в сказке “Золотой ключик” лишил имущества?
(Лиса Алиса и кот Базилио – Буратино).
Кто кого в сказке “Дюймовочка” держал в подневольном состоянии?
(Мышь –

Дюймовочку).

Какое образование ты должен получить бесплатно по Конвенции? (Начальное)
Какое образование ты должен получить бесплатно по Конституции РФ?
(Девятилетнее)
Гражданство родителей определяет гражданство ребёнка до какого возраста?

(До 14 лет)

С какого возраста ребёнок подлежит уголовной ответственности за некоторые уголовные преступления?

(С 14 лет)

С какого возраста ребёнок несёт уголовную ответственность за любые преступления?

(С 16 лет)

9. Заключение.

Как только ребенок появляется на свет, он объявляется гражданином своей страны. Это значит, что каждый человек с самого рождения наделяется правами. В детстве нет забот, становясь взрослее, ты начинаешь чувствовать и свои обязанности. Появляются проблемы, которые каждый должен решать только сам. Готовь себя к этому!

Защищая индивидуальность, Конвенция помогает созданию свободного общества. Индивидуальность – это великий дар природы. Способности каждого из вас и ваших друзей – это будущее богатство нашего народа. Вот почему Конвенция дает каждому право оставаться самим собой, требовать уважения к себе и защищает достоинство личности.

Древний мудрей Ювенал говорил: «Детству следует оказывать величайшее уважение». Именно уважением к детям проникнута Конвенция о правах ребенка.

Учитель. Сегодня мы с вами поговорили не только о правах, но и о некоторых обязанностях граждан по отношению к другим гражданам.

Творческая работа в группах.
Рассмотрев все официальные документы о правах человека, мы можем приступить к творческому заданию, которое заключается в том, что вам нужно будет составить декларацию прав 6В класса.

Примеры прав:

Учащиеся 8 б класса имеют право просить помощи у своих одноклассников
Учащиеся 8 б класса имеют право получать отличные оценки и т.д

Но учтите:

1. Непременным условием реализации прав является то, что эти права не должны нарушать прав других людей
2. Осуществление этих прав должно зависеть не от других людей , а от самого себя
(в течении 2 минут дети придумывают свои права как учащихся класса, записывают их на стикерах и клеят на ватман. Далее 1 из учеников зачитывает все права и проходит голосование).

Действия в соответствии с законом.

Законные возможности .

Люди, связанные родством, имущественными и неимущественными правами и обязанностями.

То, что человек хочет, но без этого он может обойтись.

То, что человеку очень нужно, он без этого не может обойтись.

Человек, принадлежащий к постоянному населению государства.


Человек, которому ещё не исполнилось 18 лет.


Открытое столкновение.


Норма, поддерживаемая государством.

Законная мера, применяемая к правонарушителю за преступление или проступок.

Глава 2 Конституции РФ (статья 17-64)

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

Статья 20: каждый имеет право на жизнь
Статья 22: каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность
Статья 26: каждый имеет право указывать свою национальную принадлежность
Статья 27: каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право выбирать место проживания
Статья 31: граждане РФ имеют право собираться мирно, без оружия. Проводить собрания и митинги
Статья 34: каждый имеет право на свободное использование своих возможностей
Статья 40: каждый имеет право на жилище
Статья 41: каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь
Статья 43: каждый имеет право на образование

Каждый из вас имеет право на:

Имя
Гражданство
Надлежащее питание
Жилище
Медицинское обслуживание
Здоровый рост и развитие
Защиту от жестокости
Выражение своих мыслей и др.

- «Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-ти летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее» (ст.1, согласно определению Конвенции);

Каждый ребенок имеет право на жизнь (ст.1);

С момента рождения ребенок имеет право на имя, приобретение гражданства (ст.1);

Ребенок имеет право свободно выражать свою мысль (ст.13);

Ребенок имеет право на свободу мысли, совести и религии (ст.14);

Ребенок имеет право на образование (ст.28);

Государства – участники Конвенции обеспечивают, чтобы ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения и наказания (ст.37);

Каждый ребенок имеет право на отдых и досуг (ст.31).

  1. Декларация прав ребенка была принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1959 года.
  1. Во всеобщей декларации прав человека сказано, что каждый человек должен обладать всеми указанными в ней правами и свободами. Генеральная Ассамблея провозглашает настоящую Декларацию прав ребенка с целью обеспечить детям счастливое детство и пользование, на их собственное благо и на благо общества.
  1. С 1990 года Россия является участницей Конвенции ООН о правах ребенка. Конвенция о правах ребенка вступила в силу 2 сентября 1990 года.
  1. В соответствие с этим международным договором Россия приняла на себя многочисленные обязательства по обеспечению прав ребенка.
  1. Конвенция рассматривает ребенка как самостоятельную личность, наделенную правами и способную в той или иной степени к самостоятельному их осуществлению и защите.

Сценка «Чужое письмо»

Вика: А ты не пойдешь на физкультуру?

Лена: Нет, я освобождена.

(Все уходят кроме Лены. Она садится и начинает рисовать.)

Лена: Ой, ластика нет. У кого же взять? У Вики посмотрю. (Лена роется в портфеле Вики. Находит блокнот, читает его. Затем находит письмо и начинает его читать. В это время входит Вика.

Вика: Почему ты открыла мой портфель? И почему читаешь мое письмо?

Лена: А что такого? Я же ничего не взяла, только посмотрела?. Разве нельзя?

Ситуация «Громкая музыка»

(Имеет ли право мальчик включать громко музыку, даже если он считает, что таким образом проводит свой досуг?)

Ситуация. «На уроке истории»

Ученик. Марья Ивановна! Я к вам на историю больше ходить не буду. Зачем она мне, если я шофёром буду? Да и Вы сами истории не знаете, путаетесь часто, уроки у Вас неинтересные. Пусть нам другого учителя истории дадут, который поумнее Вас.

Учитель истории. Как ты смеешь, Иванов, так со мной разговаривать?

Ученик. Смею, Марья Ивановна! У меня есть право свободно формулировать взгляды по всем вопросам, меня касающимся. А ваше преподавание меня касается, потому что я вчера от него пострадал: меня за вашу двойку наказали и не разрешили в кино сходить. Так что слушайте: преподаватель вы плохой, неумелый.

Ситуация. «Я получаю образование»

Мама. Сынок, я ухожу, приберись, помой после себя посуду, сходи в магазин.

Сын . Мама, у меня завтра контрольная.

Мама. Да решишь ты свои задачки! Нельзя же оставлять в доме бардак!

Сын. Конвенцией по правам ребенка я защищен от выполнения любой работы, которая служит препятствием в получении образования.


Права ребёнка
(классный час)

Цель: обобщить знания детей об основных правах ребенка.

Задачи: показать единство прав и обязанностей, воспитывать уважение к одноклассникам, взрослым, их правам.

Оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, карточки с названием групп, индивидуальные иллюстрации, письма-проблемы, статьи Конвенции о правах ребенка, материал для изготовления плакатов.


Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

2

I. Организационный момент.

Звучит мелодия песни «Улыбка».

– Как вы думаете, почему наше общение начинается с этой песни?

– На уроке станет радостно от хороших, теплых слов, общения.

Мы собрались с вами для серьезного разговора. Положите свои ладошки на ладошки соседа, пожелайте друг другу успеха.


– Эта песня о доброте, хороших, добрых отношениях.

– Кругом будут улыбки, если мы будем внимательны к окружающим.



II. Актуализация опорных знаний.

На экране появляется 1-й слайд со словами «Дети имеют право на особую заботу и помощь».

– Посмотрите на экран. Прочитайте и скажите, как вы понимаете эти слова.



– Эти слова записаны в важном документе «Конвенция о правах ребенка». Этот документ был принят 20 ноября 1989 года ООН.

На экране высвечивается 2-й слайд.

На экране высвечивается 3-й слайд.
– Прочитайте стихотворение.

Про вождей и про царей

знаем мы с пеленок,

Но главней, нужней, важней

для страны – ребенок!

Кем он станет завтра,

маленький и нежный?

Всей Земле права его –

право на надежду!


Конвенция закрепляет равные права детей и подростков, не достигших 18 лет. Она состоит из 54 статей.

1

2

– Как вы понимаете последнее предложение?

– Ребенок имеет права с рождения.

– Вот вы говорите: имеет право на то-то. А что такое право? Давайте обратимся к толковому словарю. (Ребенок ищет в словаре толкование данного слова.)

– Прочитайте, пожалуйста.



– Ребенку должны быть предоставлены возможности и условия, которые позволяли бы ему развиваться.

На экране высвечивается 4-й слайд: «Право – совокупность установленных и охраняемых государственной властью норм и правил, которые регулируют отношения между людьми».

III. Постановка учебной задачи.

– Как вы думаете, какова тема нашего классного часа?

Посмотрите на высказывания о праве. Как красиво и ярко сказано!

На экране высвечивается 5-й слайд: «Право существует для пользы человечества». «Право есть искусство добра и справедливости».

– А какие права вы уже знаете?


– Мы будем говорить о правах детей.



IV. «Открытие» нового знания.

Давным-давно, тысячи лет назад, на Земле появились люди. Одновременно с ними появились вопросы:

– Что человек может делать и что не вправе делать?

– Что человек обязан делать и что не обязан?

– На что человек имеет право и на что его не имеет?

– Чтобы решить сегодня проблему, на что ребенок имеет право и как ему помочь, если нарушены права, мы разделимся на группы.

I и II группа – общественность, дети, у которых есть вопросы.

III группа – это СМИ (средства массовой информации), куда обращается наша общественность.

IV группа – служба защиты детства, куда обращается группа СМИ.

Итак, группа СМИ получила письма, которые должна изучить, чтобы обратиться за помощью в службу защиты детства.



1

2

Служба защиты детства должна просмотреть статьи Конвенции, чтобы дать грамотную консультацию. Общественность изобразит свои права, требования, которые хотела бы видеть в действии, в виде плаката «Забота о детях» (работа в группах).

– Вижу, что группы уже готовы к работе по проблеме классного часа.

СМИ зачитывает первое письмо :

«Дома у меня не все в порядке, с родителями я ссорюсь. А когда я с ними поссорюсь, они меня обзывают нехорошими словами. Я не могу вам написать эти слова: уж очень они скверные».


– Служба защиты, ответьте, нарушены ли права ребенка?

После обсуждения в группах, на экране 6-й слайд: «Ребенок имеет право на защиту и любовь в семье».


– Нарушена статья 3 данного документа. Ребенок имеет право на защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия.

А также статья 8.

Государства-участники обязуются уважать право ребенка на сохранение своей индивидуальности.


СМИ зачитывает второе письмо:

«Если я получу плохую оценку, то мама запрещает выходить на улицу в течение месяца, играть с друзьями. Разъясните, нарушаются ли мои права».

Служба защиты детства, вы готовы дать консультацию?

На экране 7-й слайд:

«Ребенок имеет право на досуг, отдых».

– У общественности есть вопрос к службе защиты детства?

– В данном случае права ребенка ущемлены, но не серьезно. Мама строго относится к успехам ребенка. Ребенок имеет право на досуг, отдых (статья 31), но не должен забывать о своих обязанностях.



– У меня есть вопрос: мой ребенок заканчивает 11 класс и хочет учиться дальше. Имеет ли он на это право?

На экране 8-й слайд: «Ребенок имеет право на образование».

В СМИ поступило следующее письмо. Зачитайте его.



– Ваш ребенок согласно статье 28. Конвенции имеет право на образование.

1

2

«Когда я была во втором классе, на дом задали таблицу умножения. Она мне плохо запоминалась. Я хотела ее учить про себя, а мама заставляла вслух. Я произносила цифры тихо. Тогда мама схватила мои руки, положила на стол, зажала их коленкой и стала ложкой бить».

– Служба защиты, объясните, пожалуйста, какие права ребенка нарушены?

На экране 9-й слайд: « Дети имеют право не подвергаться жестокому и небрежному обращению, право на безопасные условия жизни».


– По рассматриваемому случаю нарушена статья 37.
Ни один ребенок не должен подвергаться пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания.

Общественность обращается к гостям с проблемой.

«Я заболел и пошел в больницу. В больнице мне отказали в медицинской помощи, потому что мне уже 17 лет. Сказали, что я сам в состоянии о себе позаботиться. Кто прав?»


– Гости, пожалуйста, подскажите нам.

(Отвечают гости.)

– Мы знаем, что любой человек имеет право на пользование услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья.



– Служба защиты детства что-то хотите добавить к сказанному?

– Правильно сказали наши гости. Еще в Конвенции сказано, что ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, поэтому юноше не имели право отказать, ему было 17 лет.

Физминутка

На экране 10-й слайд, на нем кадр из мультфильма. З вучит «Песенка Мамонтенка» (слова Д. Непомнящей, музыка В. Шаинского).

Дети под песенку отдыхают, выполняя различные движения.



– Ребята, скажите, какие права Мамонтенка нарушены?

Статья 9.

– Ребенок не должен быть разлучен со своими родителями вопреки их желанию, за исключением случаев, когда такое разлучение необходимо в наилучших интересах ребенка.



– В СМИ поступило следующее письмо. Зачитайте его.

«Я знаю одну девочку. Она учится в нашей школе недавно. Приехала она с семьей из


1

2

Грузии. Все над ней смеются, обзывают на каждом шагу из-за того, что она не русская. В школе ей не совсем хорошо. Посоветуйте, как помочь».

– За помощью мы обращаемся в службу защиты детства.

– Нарушена статья 2. Ребенок имеет право быть равноправным, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, национальности.

На экране 11-й слайд.

– Общественность, вам понятны ваши права?

– О каких правах вы узнали?

Группа общественности, выслушав все ответы, получив консультацию, подготовила плакат «Забота о детях».

Рассматривание плаката.

– Как много вы знаете. Молодцы!

V. Первичное закрепление.

– Сейчас я предлагаю вам проверить свои знания.

Каждой группе даны иллюстрации к сказкам, которые вам давно известны. Используя свои знания, постарайтесь определить изображенное право или его нарушение.

Обсудите в своей группе и подготовьте ответ.



Группы рассматривают по 2 иллюстрации, обсуждают.

– Группы готовы работать?

– Какая иллюстрация была у общественности?


Эпизод из сказки «Зайкина избушка».

Эта иллюстрация демонстрирует нам посягательство на неприкосновенность жилища.



На экране 12-й слайд.

На экране демонстрируются те же иллюстрации, что и на парте у группы. Под иллюстрацией выдержки из статей Конвенции.

Аналогично разбираются следующие иллюстрации (см. Приложение) , слайды 13–17.


VI. Включение нового знания в систему знаний.

– А как вы думаете, только ребенок имеет права?

На экране 18-й слайд.

«Ты должен знать, какие права у тебя есть. Но не забывай, что права есть у твоих мамы



– Права имеют все люди. Все люди равноправны, независимо от национальности, расы, пола, языка, цвета кожи.

1

2

и папы, учителей, одноклассников, знакомых и незнакомых людей».

– Только ли права играют роль в нашей жизни?

– В нашей жизни играют роль не только права, но и обязанности.

– А какие обязанности вы знаете?

– Каждая группа выполнит задание на карточке. Вам нужно рассмотреть ситуацию, обсудить в группе и ответить. (После обсуждения каждая группа отвечает.)

Группы получают задание: выяснить,


– Обязанность хорошо учиться; помогать дома; ухаживать за пожилыми людьми.

1. Ребенка заставили делать уроки.

.
2. Мама просит сына сходить в магазин. Тот пришел из школы и говорит, что устал, имеет право на отдых и отказывается идти.



– Наша обязанность учиться. Родители заботятся о ребенке, поэтому его права не нарушены.

– Мама попросила сына, жестокости по отношению к нему не проявляла. Нужно помнить о своих обязанностях. Никакие права не нарушены.



3. Ребенка заставили убрать в своей комнате.

4. Ребенка заставили мыть руки перед едой.



– Ребенок должен знать свои обязанности. В данной ситуации его попросили убрать в своей комнате, за собой.

– Права ребенка не нарушены. Родители заботятся о здоровье ребенка. Нужно соблюдать правила гигиены



– Порядок в мире будет только в том случае, если будем знать не только права, но и выполнять обязанности и законы.

На экране 19-й слайд.

Товарищи взрослые и дети!

За свое будущее мы все в ответе!

Права и обязанности знайте,

Хорошими людьми вырастайте!

VII. Итог занятия.

– Над какой проблемой работали? Что нам помогло?

– Удалось ли достигнуть цели занятия?

– Где нам может это пригодиться?



П р и л о ж е н и е.

Материалы Конвенции о правах ребенка

Статья 1.

Для целей настоящей Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

Статья 5.

Дети имеют право на воспитание в семейном окружении или быть на попечении тех, кто обеспечит им наилучший уход.

Статья 2.

Ребенок имеет равные права и равную ценность, независимо от расы, национальности, языка, пола, религии, богатства и бедности социального происхождения.

Статья 31.

Ребенок имеет право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту.

Статья 37.

Ребенок имеет право на безопасные условия жизни, не должен подвергаться жестокому и небрежному обращению, бесчеловечным или унижающим достоинство видам.

Статья 3.

Ребенок имеет право на жизнь и развитие, защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия.

Статья 8.

Государства-участники обязуются уважать право ребенка на сохранение своей индивидуальности.

Статья 16.

Ребенок имеет право на защиту от посягательства на личную жизнь, неприкосновенность жилища.

Статья 9.

Ребенок не разлучается со своими родителями, вопреки их желанию, за исключением случаев, когда такое разлучение необходимо в наилучших интересах ребенка.

Статья 28.

Ребенок имеет право на образование.

Статья 24.

Ребенок имеет право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья.

Статья 36.

Ребенок должен быть защищен от всех других форм эксплуатации, наносящих ущерб любому аспекту благосостояния ребенка.

Статья 35.

Ребенок должен быть защищен от похищения и торговли.

З а д а н и я д л я и н д и в и д у а л ь н ы х к а р т о ч е к:
р а з б о р с и т у а ц и й

Нарушены ли права ребенка в следующей ситуации? Если да, то какие?

Ребенка заставляют мыть руки перед едой.

Нарушены ли права ребенка в следующей ситуации? Если да, то какие?

Ребенка заставили делать уроки.

Нарушены ли права ребенка в следующей ситуации? Если да, то какие?

Ребенка заставили убрать в своей комнате.

Нарушены ли права ребенка в следующей ситуации? Если да, то какие?

Мама просит сына сходить в магазин. Тот пришел из школы и говорит, что устал и отказывается идти.

1) Дома у меня не все в порядке, с родителями я ссорюсь. А когда я с ними поссорюсь, они меня обзывают нехорошими словами, Я не могу вам написать эти слова: уж очень они скверные.

2) Когда я была во 2 классе, нам на дом задали таблицу умножения. Она мне плохо запоминалась. Я хотела ее учить про себя, а мама заставляла вслух. Я произносила цифры тихо. Тогда мама схватила мои руки, положила на стул, зажала их коленкой и стала ложкой бить.

3) Я знаю одну девочку. Она учится в нашей школе недавно. Приехала она с семьей из Армении. Все над ней смеются, обзывают на каждом шагу из-за того, что она нерусская. В школе ей не совсем хорошо. Посоветуйте, как ей помочь.

С л а й д 2

С л а й д 3

С л а й д 4

С л а й д 5

С л а й д 6

С л а й д 7

С л а й д 8

КГОБУ Лесозаводская КШИ

Учитель: Потапова Мария Михайловна

Урок по обществознанию

«Права ребенка »

Цель : Обобщить знания детей об основных правах ребенка, разделить понятия «права» и «обязанности», показать единства права и обязанности, сформировать отрицательное отношение к противоправным поступкам, побуждать детей к защите своих прав, воспитывать уважение к правам других людей, способствовать формированию активной жизненной позиции.

Задачи: Познакомить учащихся с основными правами и свободами, изложенными в конвенции о правах ребенка; на примере сказочных героев показать, как нарушаются права человека; помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.

Ход урока

Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке у нас гости. Давайте покажем, что мы уже взрослые, умные, дисциплинированные. Для этого вам надо хорошо себя вести, не кричать с места, вести себя достойно.

2. Звучит гимн России (слайд 1)

Ребята, что сейчас мы прослушали?

Да, прозвучала самая главная и торжественная песня страны - гимн России.

Сегодня у нас будет очень важный и серьёзный разговор.

Давайте разгадаем кроссворд и узнаем тему нашего сегодняшнего классного часа.

1. Отдых, перерыв между уроками. (перемена)

2. Если она крепкая,то она не сломается и не расклеится от дождей и вьюг. (дружба)

3. Основная деятельность учеников. (учеба)

4. Возможность выбирать, или когда человек не находится в заключении, под стражей. (свобода)

5. Синоним слово близкое по значению к слову «страна», где живут люди говорящие на одном языке, имеющие общие традиции. (государство)

Получилось ключевое слово «права».

Тема сегодняшнего урока (слайд 2)

"Права ребенка"

Откройте тетради, запишите число и тему урока.

Когда человек счастлив, он редко думает о своих правах. Ещё реже думают о своих детях. Но в нашем мире человек часто попадает в положение, когда ему необходима защита.

В этом ему помогает Конституция РФ.

(слайд 3) Конституция РФ - основной закон в котором перечислены все наши права.

Главное право человека - право на жизнь. Все начинается с права на жизнь. Это первый шаг на пути в будущее. Но такое право было не всегда. В древней Спарте,ребенка родившегося слабым, сбрасывали со скалы в пропасть. В Париже в старину детей, которые были в тягость родителям, отдавали нищим вместе с деньгами. В Санкт- Петербурге в прошлом веке было очень много приютов для младенцев, бедные люди, родители клали своих детей в корзины и подбрасывали «добрым людям».

Сегодня вы живете с родителями или родственниками, которые в связи с определенными обстоятельствами заменили вам родителей. Эти люди заботятся о вас, стараются уберечь вас от всяких неприятностей, лечат вас, когда вы болеете, создают вам условия для учебы, помогают подготовиться к взрослой жизни.

Конечно, семья - самая важная часть общества: здесь ребенка стараются защищать от всего, что может ему повредить. Но о детях заботятся не только в семье. Вот сегодня мы с вами поговорим о ваших правах, об общественных и благотворительных организациях, которые главной своей задачей считают защиту детей.

Конвенция - это соглашение между государствами, а их 61 государство, которые подписали конвенцию, т.е. согласились защищать права детей.

Запишите в тетрадь определение.

В этом документе записаны права детей всего мира. Этот документ приняла Организация Объединенных Наций, сокращенно ООН. Эта международная организация возникла после Второй мировой войны,которая отняла у десятков миллионов людей их главное право - право на жизнь. Чтобы не допустить третьей мировой войны, народы многих стран мира объединились в Организацию Народных Наций.

К сожалению, наш мир не стал безопасным: войны, теракты,преступления,аварии, стихийные бедствия, эпидемии. Даже взрослы, сильные люди не могут противостоять этим опасностям, но самыми беззащитными оказываются дети. Они даже в мировой жизни нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых. Чтобы защитить права детей и была принята Конвенция «О правах ребенка».

В Конвенции записано, что каждый человек до достижения 18 лет считается ребенком.

Какие же права детей вы знаете?

Давайте прочитаем эти права. (права написаны на доске)

В конвенции говорится, что каждый человек имеет право на имя. У каждого из вас есть имя!

Ребята, давайте поиграем.

- Игра «Имена»

Правила игры: Вы должны назвать своё имя и добавить к нему прилагательное, на ту же букву с какой начинается имя.

Я начинаю первой: Мария- мудрая

Ребята, а имеете ли вы право на свое имя? Как вы считаете? А можете ли вы доказать, что вас зовут именно так, а не иначе. Что вы не присвоили себе чужого имени и фамилии.

Правильно, семья новорожденного дает ему Фамилию, Имя, Отчество и эти сведения записывают в специальный документ: свидетельство о рождении. Это ваш первый документ.

А, что еще там записано? Кто знает? (родители)

Правильно. (слайд 5)

Ещё в свидетельстве о рождении записано, что вы являетесь гражданином России. А это значит, что государство защищает ваши права, в том числе и ваше право на имя.

Ребята, когда нарушаются наши права, мы обращаемся к юристу. (слайд 6)

- Консультация - это совет, разъяснение. Юристы- это люди, которые знают все законы. Получив юридическую консультацию, мы сможем защитить себя от произвола и самоуправства.

- Запишите определение в тетрадь.

- Давайте поиграем в игру «Юридическая консультация»

Представьте себе, что вы юристы и хорошо знаете права детей (некоторые из них написаны на доске)

К вам за советом приходят литературные герои. Посмотрите на доску, подумайте, какие права ребенка нарушены и разъясните нашему герою его права. Только пожалуйста, давая консультацию, ссылайтесь на конвенцию «О правах ребенка». Каждый ответ надо начинать так: «Согласно конвенции о правах ребенка».

- К нам обратился Маугли: Мне 17 лет, так получилось, что долгое время я жил в лесу вместе с дикими животными, птицами и вот я попал в общество людей. Имею ли я такие права, как все дети?

Конечно имеете. Согласно конвенции о правах ребенка - ребенком является каждый человек до 18 лет. Вам еще нет 18 лет, значит вы ребенок и имеете те же права, что и все дети.

- Маугли: Но я не умею говорить человеческим голосом. Я говорю на языке птиц и зверей. Поэтому люди посадили меня в клетку и обращаются со мной как с животным. Имеют ли они на это право?

Согласно конвенции о правах ребенка никто не имеет право унижать ваше человеческое достоинство; не имеет право подвергать жестокому обращению, насилию, оскорблениям; вы имеете право на свободу перемещения, на медицинское обследование, образование, развитие своих способностей.

- Гарри Поттер , просит разъяснить такую ситуацию:

Мой опекун постоянно перехватывает и читает письма адресованные мне. Нарушает ли он при этом мои права?

Согласно конвенции о правах ребенка каждый ребенок имеет право на личную жизнь и право переписки. Согласно конвенции о правах ребенка, каждый ребенок имеет право на уважение его достоинства.

Ребята, понравилось ли вам выступать в роли юристов?

Как вы считаете, полезно ли детям знать свои права? (ответы детей)

Почему права детей не всегда соблюдаются? (ответы детей)

Да, я согласна с вами, что многие взрослые считают детей маленькими, глупыми и взрослые поэтому не соблюдают права детей.

Ребята, у вас на партах лежат листочки с отрывком из произведения А.П. Чехова «Ванька». Я вам прочитаю отрывок,а вы подчеркните строчки, в которых говориться о нарушении прав ребенка, если бы Ванька жил в наше время. (слайд 6)

Прочитайте строчки из текста.

Какие права были нарушены? (жестокое обращение, плохое питание)

Ребята, вы должны знать, что у каждого ребенка есть право на защиту от насилия, жестокости. Это право означает, что никто не может издеваться над ребенком, причинять ему боль и страдания.

На помощь такому ребенку приходит государство. Существует отдел опеки и попечительства, социальные службы, которые помогают детям попавшим в трудную жизненную ситуацию.

(ответы детей)

Ребята, я предлагаю игру «Брей-ринг»

-Правила игры: На экране вы видите картинки к сказкам, которые вы хорошо знаете. Прежде чем начать игру, надо вспомнить о чем говорится в этих сказках. На партах настольные лампы, при готовом ответе включаете лампу. За правильный ответ получаете жетон, но ответ надо объяснить, какие права нарушены или каким правом пользуются сказочные герои.

- Вопросы: 1. В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность,жизни и свободы? (Красная шапочка, Волк и семеро козлят)

2. Какой литературный герой мог бы пожаловаться, что нарушено право на неприкосновенность жилища? (Зайка, из сказки «Зайкина избушка»)

3. В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом? («Золотой ключик»)

4. В какой сказке говорится о праве медицинской помощи? («Айболит»)

5. В какой сказке героиня воспользовалась правом свободного передвижения и выбором места жительства? («Лягушка путешественница»)

Молодцы, ребята! Работали дружно. Подсчитаем ваши жетоны.

Победила дружба!

У каждого человека не только права, но и обязанности.

Давайте их вспомним и прочитаем на слайде.

Детям и подросткам часто хочется стать взрослым, уйти от опеки старших. Возникают конфликты между детьми и взрослыми.

Здесь уже не взрослые нарушают права детей,а дети претендуют на роль взрослых забыв свои обязанности.

Запомните! Взаимопонимание,уважение прав друг друга - единственный способ решения любого конфликта.

Относитесь к людям так, как хотели бы, чтобы они относились к вам.

Ребята, скажите каким правом вы пользуетесь сейчас, сидя за партой в школе? Именно право на образование позволило вам познакомиться с правами ребенка.

Сейчас я прошу всех ребят письменно ответить на один вопрос:

Для чего вы должны знать свои права? Кто написал ответ, прикрепите свои листочки на плакат.

ВСЕ ВМЕСТЕ ЧИТАЮТ.

Спасибо за урок.Молодцы,сегодня хорошо работали все ребята.

Цель работы: научитьребёнказнать не толькосвои права, важно помнить о том, что кромеправ, у каждого человека есть и обязанности.

Организация объединенных наций Всеобщей дикларацией прав человека провозгласила, что дети имеют право на особую защиту, заботу и помощь, что ребенок нуждается в специальной охране и заботе, вкючая надлежащуюправовую защиту, как до так и после рождения.

Конвенция о правах ребенка была принята 20 ноября 1989 г. на Генеральной Ассамблее ООН. Конвенция была открыта для подписания 26 января 1990 г. Уже в этот первый день 61 страна подписала этот документ. Наша страна присоединилась к Конвенции 13 июля 1990 г. Этот наиважнейший документ вступил в силу 2 сентября 1990 г.
В соответствии с этим международным документом Россия приняла на себя многочисленные обязательства по обеспечению прав ребенка. Конвенция рассматривает ребенка как самостоятельную личность, наделенную правами и способную в той или иной степени к самостоятельному осуществлению и защите.
Конвенцией ООН гарантируются следующие права:
. право на жизнь - рождение, проживание и доступные медицинские услуги;
. право на развитие - образование, досуг, отдых и участие в культурной жизни;
. право на защиту - забота о детях-сиротах, беженцах, а также защита от приобретения и употребления наркотиков;
. право на активное участие в жизни общества - обеспечение свободы слова, религии, совести

Права и обязанности подростков

ГРАЖДАНСКИЕ ПРАВА ДЕТЕЙ ВСЕГО МИРА
- Право на жизнь
- Право на имя при рождении
- Право на медицинскую помощь
- Право на образование
- Право на отдых и досуг
- Право иметь имущество
- Право свободно выражать свои взгляды
- Право на свободное перемещение
- Право на заботу и воспитание родителями
- Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства
- Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки

ПРАВА ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ

- родительское воспитание;
- проживание со своими родителями и поддержание с ними контакта в случае разлучения;
- защиту от дурного обращения или отсутствия заботы со стороны родителей либо тех, кто должен обеспечить за ребенком уход.

ПРАВО РЕБЕНКА НА ВЫЖИВАНИЕ И ЗДОРОВОЕ РАЗВИТИЕ
Каждый ребенок имеет права на:
- жизнь и развитие;
- помощь государства в своем развитии;
- достойный уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития;
- охрану здоровья, получение качественной медицинской помощи;
- особый уход в случае инвалидности, обеспечивающий сохранение чувства собственного достоинства и способствующий активному участию в жизни общества.

ПРАВО ДЕТЕЙ НА УЧЕБУ И ОТДЫХ
Каждый ребенок имеет права на:
- воспитание в духе взаимопонимания, мира, терпимости и равенства;
- поддержание своих национальных традиций, исповедание своей религии и общение на родном языке;
- бесплатное обязательное начальное образование;
- среднее и профессиональное образование;
- образование, которое обеспечивает: развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка в самом полном объеме, готовит к активной самостоятельной жизни в свободном обществе, воспитывает уважение к своей семье, культурным традициям и языку своей страны, уважение к природе;
- получение информации, способствующей всестороннему развитию;
- отдых, игры и возможность участвовать в культурной и творческой жизни общества.

ПРАВА ДЕТЕЙ НА ОСОБУЮ ЗАЩИТУ
Каждый ребенок имеет права на особую защиту:
- от любого вида опасности или насилия;
- от похищения;
- от злоупотребления наркотиками;
- от торговли детьми и эксплуатации детского труда;
- при любых формах притеснения в связи с различиями в цвете кожи, вероисповедании, имущественном положении и т.д.;
- при чрезвычайных ситуациях (вооруженных конфликтах, в случае разлучения семей или нахождения вне дома);
- когда ребенок вступает в конфликт с законом;
- когда ребенок становится беженцем;
- когда ребенок становится инвалидом.

С 14 лет - Четырнадцатилетний гражданин:
. имеет право на получение паспорта;
. дает письменное согласие для выхода из гражданства РФ вместе с родителями;
. может выбирать себе место жительства (с согласия родителей);
. вправе, с согласия родителей, совершать любые сделки;
. вправе самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией, иными доходами;
.осуществлять права автора, охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности;
. вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими;
. допускается поступление на работу (на легкий труд не более 4 часов в день) с согласия одного из родителей;
. имеет право требовать отмены усыновления в случаях, указанных в законе;
. несовершеннолетние родители вправе требовать установления отцовства в отношении своих детей в судебном порядке;
. может обучаться вождению мотоцикла;
. имеет право управлять велосипедом при движении по дорогам;
. может вступать в молодежные общественные объединения;
. подлежит уголовной ответственности за некоторые преступления (убийство, разбой, кража, вымогательство и др.);
. подлежит имущественной ответственности по заключенным сделкам, а также за причинение имущественного вреда;
. может быть исключен из школы за нарушения.
имеет право поступить на работу с согласия профсоюзного органа предприятия (сокращенная рабочая неделя 24 часа, другие трудовые льготы).

С 16 лет - Шестнадцатилетний гражданин
. имеет право на вступление в брак с разрешения органов местного самоуправления при наличии уважительных причин;
. несовершеннолетние родители, не состоящие в браке, в случае рождения у них ребенка, при установлении их отцовства (материнства), вправе самостоятельно осуществлять родительские права;
. может быть объявлен, в установленном законном порядке, полностью дееспособным (эмансипация), если работает по трудовому договору или занимается предпринимательской деятельностью.
. может быть членом кооператива, акционерного общества;
. имеет право управлять мопедом при езде по дорогам;
. подлежит административной ответственности за правонарушения в особом порядке (через комиссию по делам несовершеннолетних); за некоторые правонарушения (например, мелкое хулиганство) несет административную ответственность в общем порядке;
. несет уголовную ответственность за любые преступления.

С 17 лет - Семнадцатилетний гражданин подлежит первоначальной постановке на воинский учет (выдается приписное свидетельство).

С 18 лет - Восемнадцатилетний гражданин становится полностью дееспособным (совершеннолетним) и может своими действиями приобретать любые права и налагать на себя любые обязанности.

Обязанности и ответственность.

Каждый ребёнок должен знать свои права. Но не менее важно помнить о том, что кроме прав, у каждого человека есть и обязанности. Ребята, статья 29 Конвенции прав человека гласит, что человек имеет не только права, но и обязанности.

Что такое обязанности?
(Круг действий, возложенных на кого-то и обязательных для выполнения).

А у вас какие обязанности вы знаете?

ОБЯЗАННОСТИ ДЕТЕЙ
Каждый ребенок обязан:
- Придерживаться общепринятых правил поведения;
- уважать права и культурную самобытность других;
- слушаться родителей и лиц, их заменяющих;
- получать основное общее образование;
- соблюдать правила поведения, правила техники безопасности
и учебную дисциплину, установленные в воспитательных и образовательных учреждениях, дома и в общественных местах;

Если обязанности не выполняются - наступает ответственность, ответственность по закону.

Кто знает, что это-ответственность?
У многих подростков весьма смутное представление о законе. Они не могут дать правильную оценку общественной опасности тех или иных действий. Но поведение человека в обществе регулируется не только моральными нормами, но и правовыми. Несоблюдение этих правил влечёт ответственность в административном или даже уголовном порядке.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ребенка .
Ребенок несет ответственность:
- перед своей совестью;
- перед родителями и лицами их заменяющими;
- перед преподавателями и воспитателями, администрацией учреждений образования;
- ребенок несет ответственность за совершение общественно-опасных действий или злостное систематическое нарушение правил общественного поведения.
Ребенок которому исполнилось 11 лет, может быть помещен в специальное воспитательное учреждение для детей и подростков.
С 14 лет наступает :
- административная ответственность;
- дисциплинарная;
- ответственность за совершение правонарушений, в том числе за грубые и неоднократные нарушения устава школы - исключение из школы;
- ответственность за нарушения трудовой дисциплины;
- гражданско-правовая ответственность, самостоятельная имущественная ответственность по заключенным сделкам;
- ответственность за возмещение причиненного вреда.
С 16 лет наступает :
- административная и полная уголовная ответственность.

Викторина «Знаю ли я свои права и обязанности?»
-На экране вы видите вопросы викторины, пожалуйста, если вы знаете ответ, поднимайте руку и отвечайте.

1.В каких документах говорится о правах и обязанностях ребенка?
Декларация прав человека,
Конвенция по правам ребенка,
Конституция Российской Федерации,
Устав школы.

2.Соотнесите дату и их значение
1 июня ----------- Международный день защиты детей
20 ноября ------ Всемирный день прав ребенка
12 декабря ------ День Конституции Российской Федерации

3.Выбери обязанности школьника:
1. Защищать свое Отечество
2. Добросовестно учиться
3. Беречь школьное имущество
4. Уважать участников и работников школы
5. Выполнять устав школы
6. Платить налоги
7. Выполнять правила внутреннего распорядка

4.Составьте правильно пословицы
Грамоте учиться - а потехе час
Делу время, всегда пригодится
Жить - суда боится
Правда родине служить
Дело- мастера боится
Тот герой, не сиди на печи
Хочешь есть калачи - кто за родину горой

Какие права отражены в пословицах?
n Грамоте учиться - всегда пригодится. Право на образование
n Делу - время, а потехе - час. Право на отдых
n Правда суда не боится. Право на защиту
n Дело мастера боится. Право на труд
n Жить - родине служить. Служить отчеству
n Хочешь есть калачи, не сиди на печи. Право на труд

5.Тест.

Кто из взрослых должен следить за выполнением ваших прав и обязанностей?
А) родители
Б) педагоги
В) полиция

С какого возраста подросток может устроиться на работу
А) с 14 лет
Б) с 15 лет
В) с 16 лет

В каком возрасте наступает уголовная ответственность
А) с 14 лет
Б) с 16 лет
В) с 18 лет

6.Какие виды наказаний предусмотрены для несовершеннолетних?

Штраф
Конфискация имущества
Арест
Пожизненное лишение свободы
Обязательные работы
Исправительные работы
Лишение наград
Лишение свободы
Смертная казнь
Лишение права заниматься определенной деятельностью.

Представьте себе такую ситуацию.
. Из школы украден ноутбук учащимся 13 лет. Какую ответственность понесет подросток? (Административную, т.к. ему нет 14 лет)
. Ученики ст. классов распивали спиртное на улице во время проведения школьного вечера. Каковы юридические последствия этого правонарушения? (Административная ответственность)
. 15 летний подросток согласился постоять на страже, пока его друг будет обворовывать киоск, т.к. другу он должен 1000 руб. Какое наказание понесут подростки? (Уголовное)
. На уроке ученик мешает учителю, ученикам, швыряя ручки, бумагу, обзывая одноклассников. На замечания учителя не реагирует. Учитель вывел его из класса в кабинет завуча. Чьи права были нарушены? (Учителю он мешал выполнять его должностные обязанности, а учащимся заниматься делом. Следовательно, учитель прав, что изолировал ученика).
. Нецензурная брань в школе - это издержки культуры или проитвоправное деяние? (КоАП ст 20.1 мелкое хулиганство)
. Может ли быть привлечен к уголовной ответственности 14 летний подросток, вымогавший деньги у младших школьников? (Да, ст. 20, 163 УК)
. Мальчик 12 лет пошутил, сообщив о заминировании здания школы… (И заплатили его родители штраф…)

А теперь давайте еще раз пройдемся по вопросам.

1.На что имеет право каждый ребенок?
2.По вашему, какие основные права и обязанности подростков?
3.Знаете ли вы какие-либо законы, в которых упоминаются о ваших правах и обязанностях?
4.С какого возраста, по вашему, ребенок должен иметь права и обязанности, что и взрослые?
5. Что будет если человека наделить одними правами без обязанностей?

Подведение итогов .
Очень важно знать и уметь правильно воспользоваться своим правом для того, чтобы защитить свои интересы.
Наши права кончаются там, где начинается нарушение прав другого человека. Если сегодня мы нарушаем права более слабого, завтра найдется тот, кто нарушит наши права. Каждое право порождает определенную обязанность. Права без обязанностей приводят к беспределу, а обязанности без прав - к произволу. Использование своих прав при отказе от исполнения своих обязанностей является злоупотреблением правами и скорее всего спровоцирует ограничение Ваших прав. Каждый имеет столько прав, сколько он может и хочет иметь, при условии, что знает, как этими правами следует воспользоваться

1 ученик
Как хорошо, что есть права!
Закон нас строго защищает.
И в нем важны нам все права,
Они великой силой обладают.
2 ученик
Чтоб нас никто не мог побить,
Украсть, унизить и обидеть.
3 ученик
Не отнимешь у ребенка
Права вечного на отдых,
Есть в Конвенции об этом
Специальная статья.
4 ученик
Папа, мама, ты и я -
Называется «Семья».
И для нас Семейный Кодекс
Выпускается, друзья!

Классный час:

Права ребенка в современном мире.

Колупаева Татьяна Александровна, классный руководитель 8 класса.

Цель: Создать условия для формирования представления учащихся о правах ребенка, и о единстве прав и обязанностей в обществе; для развития у учащихся чувства собственного достоинства.

Форма: Классный час- диалог.

Эпиграф классного часа:

Обеспечение прав и благосостояние детей является ключом к устойчивому развитию стран и к миру и безопасности во всем мире.

Исполнительный директор Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) Керолл Беллами.

Тип: Интерактивный.

Методы: "Мозговой штурм",

работа в группах,

игровые моменты,

Подготовительный этап:

1. Для проведения классного часа с учащимися проведена беседа о правах ребенка учителем обществознания.

Оборудование: Конвенкция о правах ребенка; Конституция Р.Ф.; памятка «Ты не одинок»; бумагу и фломастеры.

Ход классного часа:

1. Ребята, мы встретились за круглым столом подискутировать на тему " Права ребенка в современном мире."

Ребята, как вы понимаете права ребенка? (Это значит жить счастливо.)

2. " Мозговой штурм". Что нужно всем детям, чтобы стать счастливыми?

Подготовительный этап "штурма" :

Записать на доске вопрос, который рассматривается.

Первый этап "штурма" - приготовить полоски бумаги, написав на них слова, какие бы дали ответ на поставленный вопрос. Ученики выдвигают предложения. Учитель закрепляет на доску те слова, которые выбрали учащиеся.

Второй этап "штурма" - учитель ставит задание: сгруппировать предложения в потребности (осознанная необходимость иметь что-либо материальное или духовное.) и прихоти.

Вопрос: Без чего вы можете обойтись - без потребностей или прихоти?

Какие потребности являются одинаковыми для всех?

3. Информация: Подобный перечень потребностей был составлен Организацией Объединенных Наций и в последствии перерос в Конвенцию о правах ребенка. Её подписали представители 191 страны, в том числе и Россия. Конвенцию называют "мировой конституцией прав ребенка". Это свидетельствует о её наивысшей силе.

Первым международным актом деятельности ООН в области утверждения всеобщего уважения к основным правам и свободам человека стала Всеобщая декларация прав человека, принятая 10 декабря 1948г. Этот день по решению Генеральной Ассамблеи - одного из главных органов ООН, состоящего из всех государств-членов, объявлен Днем прав человека, который широко отмечается во всех странах уже 60 лет.

4. При стремлении человека, стать счастливым, каждый человек имеет право на счастье.

Определить, что значит "иметь право".

Передовая игрушку по кругу, каждый учащийся, взяв игрушку в руки, должен закончить фразу: "Я имею право..."

Вывод: У всех людей есть права.

Вывод: У всех людей есть права и обязанности.

У кого больше прав - у взрослых или у детей, и почему?

Вывод: Чем больше у человека прав, тем больше у него обязанностей.

1 группе - права учащегося в школе.

2 группе - обязанности учащихся в школе.

Вывод: Такие списки прав составили многие люди.

Вопрос: В каком документе Российской Федерации записаны все права и обязанности российских граждан?

Подведение итогов классного часа:

Вопрос: Ребята, какую новую информацию вы получили сегодня?

(Существует Конституция Р.Ф. которая защищает наши права, а Конвенция о правах ребенка дает уверенность, что нам окажут помощь при нарушении наших прав.)

Вопрос: Что вы будете делать, подверглись нарушению ваших прав?

Примеры.

Раздать памятки куда могут обратиться дети за помощью.

Вопрос: Вы можете рассказать эту информацию людям оказавшимся в трудной ситуации?

Самоанализ внеклассного мероприятия